Экология наука будущего. Настоящее и будущее экологии городов

ЭКОЛОГИЯ ЯЗЫКА

информация к размышлению

Данный материал подготовили Александр Никонов и Александра Бианки для круглого стола в Общественной Палате РФ (11.03.2011).

Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует.

Иоганн Вольфганг ГЁТЕ

Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

Георг Вильгельм Фридрих ГЕГЕЛЬ

Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется,-

И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.

Ф. Тютчев

Введение

Начиная с выхода в свет основополагающей статьи Эдварда Сепира “ Language and Environment ”, опубликованной в 1912 году , лингвисты также как и специалисты в области других наук много писали о взаимосвязи языка и окружающей среды. Относительно недавно (конец 80-х годов ХХ века) произошел всплеск академического интереса к этой проблеме, вызванный большой озабоченностью мирового сообщества судьбой малочисленных народов и соответствующими социальными и политическими проявлениями этой озабоченности.

Повышение интереса в обществе к малочисленным народам вызвало усиление исследований их культуры и языков. Исследование взаимоотношений между лингвистическим разнообразием, отмиранием языка и биологическим разнообразием становится темой многочисленных исследований на рубеже ХХ и ХХ I веков. Большой вклад в изучение взаимодействия и взаимозависимости языка и окружающей среды внесли такие известные лингвисты как Элвин Филл, Дэвид Хармон, Питер Мюльхойслер и Майкл Халлидей.

Для современной России вопросы, связанные с экологией языка, особенно актуальны. Ведь наблюдаемое в наше время разложение языка, связанное с социально-политическими потрясениями XX века, как отмечал А.И.Солженицын, является началом разложения культуры.

Тенденции развития человеческого общества, такие как появление глобальных информационных систем, ускорение взаимопроникновения различных культур, глобализация экономики увеличивают актуальность изучения проблем взаимодействия различных языков с окружающей средой, влияния языка на окружающую человека среду, т.е. проблем, связанных так или иначе с экологией языка.

Экологизация лингвистики

Термин «экология» , введенный в 1869 году немецким биологом Э.Геккелем, интерпретировали по-разному: научная естественная история, наука о распределении и обилии организмов, социология и экономика животных и т.д. Весьма корректное определение дал в своей книге«Эволюционная экология» известный американский эколог Эрик Пианка: наука, изучающая отношения между организмами и внешними факторами (физическими, химическими, биологическими и др.), в совокупности воздействующими на данные организмы или находящиеся под влиянием последних . Экология изучает взаимоотношения между организменными единицами и окружающей их средой. В качестве организменной единицы может выступать особь, семейная группа, популяция, вид и т.д. В понятие окружающей среды входят разнообразные факторы: физические процессы, химическое окружение, непосредственное «место жительства», растения и животные. Элементы среды какого-либо организма могут находиться под воздействием других организмов, которые становятся частью среды первого. Если между организменными единицами существует пусть даже слабая связь или взаимодействие, то каждая из них является частью среды другой.

Экологические трудности , с которыми столкнулись развитые в промышленном отношении страны, подтолкнули научную мысль к необходимости применения экологического подхода в различных областях деятельности. Экологизация технологий, промышленного и сельскохозяйственного производства – это только одна грань проблемы. Цель экологизации заключается в повышении «эффективности использования естественных ресурсов и условий наряду с улучшением или хотя бы сохранением качества природной среды (или вообще среды жизни) на локальном, региональном и глобальном уровнях (от отдельного предприятия до техносферы)» . Будучи важнейшим требованием современности, экологизация (знаний, науки, технологии и т.п.), по мнению выдающегося эколога Н.Ф.Реймерса, означает «разносторонний, более системный, чем ранее, подход к объективному миру и большее осознание роли природы в жизни человека» , являясь, фактически, новым этапом культуры . По своему значению в человеческом обществе экология, по образному выражению Н.Ф.Реймерса, «выросла из коротких штанишек, надетых на нее Э.Геккелем. Но мировая наука, ее формальные институты не сшили для экологии нового костюма не только из высокого престижа, но даже из признания в качестве равной среди равных». В современных условиях экологию можно определить примерно так: «совокупность отраслей знаний, исследующих взаимодействие между биологически значимыми отдельностями и между ними и окружающей их средой» 3 .

Природопользование в наше время приобрело экологический характер. Созданное и создаваемое человечеством богатство не исчерпывается чисто материальными ценностями, оно включает массив определенным образом организованной информации: это и образы городов, парков, и произведения искусства, и библиотеки, музеи, архитектура и ландшафты, и многое другое. Для каждого народа и социального слоя материальная культурная среда специфична. Эти вещественно-культурные и воззренческие ценности, воздействующие на человека, стали предметом экологии культуры. Термин «экология культуры», принятый в нашем обществе и введенный академиком Д.С.Лихачевым, обозначает научную дисциплину, призванную исследовать культурную среду обитания человека, ее формирование и воздействие на людей.

Эйнар Хауген, с именем которого связывают возрождение эколингвистики , определил ее суть как «изучение взаимодействия любого данного языка с его окружением» .

Основная идея заключается в том, что язык формируется в результате взаимодействия людей, живущих в определенной окружающей среде. Язык на протяжении сотен лет приходит в соответствие с окружающей средой также как и виды животных и растений достигают равновесия со своим окружением, занимая соответствующую экологическую нишу. Конечно, язык не является живым существом в прямом смысле слова, как животные и растения. Однако языки несут в себе некоторые свойства, присущие живым существам, а именно приспособляемость, изменчивость и динамизм. Это позволяет рассматривать языки как экологическое явление и говорить об экологическом подходе в лингвистике или об экологизации лингвистики.

«Экологию языка можно определить как науку о взаимоотношениях между языком и его окружением, где под окружением языка понимается общество, использующее язык как один из своих кодов. Язык существует только в сознании говорящих на нём и функционирует только при взаимоотношениях с другими говорящими и с их социальным и естественным (природным) окружением. Частично экология языка имеет физиологическую природу (т.е. взаимодействие с другими языками в сознании говорящего), частично социальную (т.е. взаимодействие с обществом, в котором язык используется как средство коммуникации). Экология языка зависит от людей, которые учат его, используют и передают другим людям» 5 .

Интересно отметить, что по своей сути эколингвистический подход отражает существенные различия между местными языками и языками чужими, привнесенными в процессе географических открытий, колонизации и происходящей на наших глазах глобализации. Местные языки развивались в течение сотен лет под влиянием местных условий, в тесном взаимодействии с конкретной окружающей средой, приспосабливаясь к ней. Их грамматика и лексика формируются в процессе приспособления к окружающей среде, несут в себе черты этого приспособления. Местные языки с этой точки зрения являются «прочтением» окружающей среды, или «неправильным прочтением», сопровождаемым соответствующими последствиями. Привнесенные же языки, такие как английский, немецкий, японский, путунхуа (нормативный китайский), являются чужими для тех ареалов, где они нашли распространение в результате вышеперечисленных или иных обстоятельств. Чужими по отношению к местным экологическим условиям.

Элвин Филл приводит такой показательный пример. Группа английских медиков, работающих в Индии, пыталась объяснить индусам, проживающим на берегу Ганга, что их проблемы со здоровьем связаны с купанием в реке и использованием воды из реки, которая загрязнена (“ polluted ”) отходами человеческой жизнедеятельности. Местное население не понимало медиков: река для них является священной (“ holy ”), а как что-либо священное может быть грязным? И только когда медики стали говорить, что люди не заботятся о Ганге и река страдает (“ The Ganges is neglected by the people and is suffering ”), стало возможным обсуждать проблему и предложить пути ее решения. Описание экологической проблемы в рамках европейских культурных понятий и соответствующих им лингвистических особенностей существенно отличается от понимания ситуации индусами. Это обусловлено различиями в культуре. Но язык как коммуникационный инструмент оказывается достаточно гибким, чтобы обойти эти препятствия и решить проблему межкультурной коммуникации.

Эколингвистика и традиционное языкознание

При исследовании вопросов языкового многообразия и разнообразных связей и взаимодействий между человеком и экологической системой, частью которой является человек, язык можно рассматривать как часть этой экосистемы, т.к. она включает разнообразные взаимодействия человеческих коллективов и отдельных индивидов. В рамках такой экосистемы формируются и развиваются те или иные языковые образования.

В отличие от традиционного исторического языкознания, изучающего индивидуальное развитие языков и влияние одного языка на другой в процессе их развития, эколингвистика занимается исследованием процессов вытеснения или выживания между конкурирующими языками в определённом ареале, будь то сознание отдельного человека или какое-либо общество. При этом эколингвистика изучает функции языка, не исчерпывающиеся простым обменом «речевыми актами», а состоящие в установлении связи между людьми и имеющими большее значение, чем просьба, объяснение, вопрос. Эколингвистика изучает роль языка как инструмента поддержания общности, функционирование этого инструмента в конкретных ситуациях общения и конкретном окружении, влияющем на формирование языка и находящегося под влиянием последнего.

Чёткую терминологию для разных областей эколингвистики впервые предложил Элвин Филл:

Возможно, такое разделение слишком условно, и ряд исследователей считает достаточным выделение двух направлений в эколингвистике:

- экология языка (по Э. Хаугену), которая метафорически переносит на язык экологические понятия (само понятие экологии, окружения, экосистемы): работы В. Трампе, А. Филла, И. Шторк, П. Финке.

Языковая экология (по М. Халлидею), в которой языки и тексты рассматриваются с точки зрения их «экологичности» и исследуется роль языка в описании проблем окружающего мира: труды М. Дёринга, П. Мюльхойслера.

Связь между человеческим словом, языком и жизнью народа была понятна еще древним мыслителям и писателям. Многие явления поэты и философы разглядели задолго до ученых, создавших соответствующие теории, подтвержденные разнообразным практическим материалом. Вот некоторые весьма характерные примеры.

Пифагору Самосскому (2-ая пол. VI – нач. V вв. до н.э.), который известен всем по теореме, названной его именем (хотя, справедливости ради, следует отметить, что эта теорема была известна задолго до него в вавилонской математике), принадлежит следующее высказывание:

«Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде всего изучить его язык».

Горгий (ок. 483 – ок. 375 до н.э.), древнегреческий софист, автор трактата «О не сущем, или О природе»:

«Слово – величайший владыка: видом малое и незаметное, а дела творит чудесные – может страх прекратить и печаль отвратить, вызвать радость, усилить жалость.»

Дошли до наших времен строки, принадлежащие Аристофану (ок. 445 – ок 375 гг. до н.э.), выдающемуся греческому поэту, комедии которого поднимали политические, социальные, педагогические и литературные проблемы своего времени:

«От слов и ум к высотам устремляется

И возвышает человека.»

Еврипид (ок. 480 – 406 гг. до н.э.), трагедии которого не сходят с театральных подмостков, несмотря на изменения социального устройства, научно-технический прогресс, нанотехнологии и т.д., так высказался по данному вопросу:

«От малой искры до пожара

Людей язык доводит…»

«…Зачем

О смертные, мы всем другим наукам

Стараемся учиться так усердно,

А речь, единую царицу мира,

Мы забываем? Вот кому служить

Должны мы все, за плату дорогую

Учителей сводя, чтоб тайну слова

Познавши, убеждая – побеждать!»

Крупнейший римский поэт-этик Вергилий Публий Марон (70-19 гг. до н.э.) написал следующие строки:

«Крепнет молва на ходу и сил набирает в движеньи.»

«Молва – это бедствие, быстрее которого нет ничего на свете.»

В контексте темы данного информационного материала интерес представляет высказывание Кун-цзы (Конфуция) (ок. 551 – 479 гг. до н.э.), виднейшего древнекитайского мыслителя, политического деятеля и педагога:

«В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.»

Конечно, чрезвычайный интерес представляют тексты Ветхого Завета:

Екклизиаст:

Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.

Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.

Слова мудрых – как иглы и как вбитые гвозди.

Притчи Соломона:

Кроткий язык – древо жизни, но необузданный – сокрушение духа.

Слова уст человеческих – глубокие воды; источник мудрости – струящийся поток.

Сирах:

Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло.

Человек, привыкающий к бранным словам, во все дни свои не научится.

Иной погрешит словом, но не от души; и кто не погрешал языком своим?

Если подуешь на искру, она разгорится, а если плюнешь на нее, она угаснет: то и другое исходит из уст твоих.

Состояние русского языка и эколингвистика

В своем «Слове при получении Большой Ломоносовской медали Российской академии наук» А.И. Солженицын сказал: «Процесс эволюции всякого языка течет постоянно: что-то постепенно теряется, что-то приобретается. Но крупная общественная революция приводит в ненормальное, болезненное сотрясение также и весь язык, в опасных пределах . Так и русский язык от потрясений ХХ века — болезненно покорежился, испытал коррозию, быстро оскудел, сузился потерею своих неповторимых красок и соков, своей гибкости и глубины. А с разложения языка начинается и им сопровождается разложение культуры . Это — и символичное, и духовно опаснейшее повреждение» .

По мнению профессора А.П. Сковородникова (заведующий кафедрой общего языкознания и риторики Сибирского Федерального Университета) «экология языка (лингвоэкология, эколингвистика) — это такое направление лингвистической теории и практики, которое, с одной стороны, связано с изучением факторов, негативно влияющих на развитие и использование языка, а с другой стороны, с изысканием путей и способов обогащения языка и совершенствования практики речевого общения» . Экология языка должна создавать основу так называемой «языковой политики государства» 8 , которая в современной России только начинает формироваться. Такое определение отражает в большей степени идеологические аспекты проблемы и желание противостоять тем кризисным явлениям, которые наблюдаются в постсоветской России, остановить процесс деградации и распада духовных и моральных ценностей, которые традиционно характеризовали русскую культуру. Но о какой языковой политике можно серьезно говорить в государстве, которое десятилетиями не в состоянии побороть тотальное воровство чиновников и даже организовать уборку снега на улицах городов.

Современное состояние русского языка и, конечно, больше всего, его речевого употребления вызывает озабоченность не только языковедов, но всех, кто любит и ценит родную речь. Нельзя не разделить опасения выдающегося российского лингвиста профессора Л.И.Скворцова, считающего, что «снижение общей культуры речи всем заметно и представляет настоящую угрозу литературному языку». «В переживаемую нами эпоху новейших достижений цивилизации подлинно глубокое знание родного языка, владение его литературными нормами остается обязательным требованием для всякого образованного человека. Это требование связано с очень важным аспектом – экологией языка. Как в природе есть предельные уровни загазованности воздуха, загрязнения воды, накопления радиации, при которых начинаются необратимые процессы разрушения, так и в языке существуют пределы его искажения, огрубления, нарушения смысловых, стилистических и грамматических норм» .

Наблюдаемая тенденция деградации русского языка может привести к тому, что язык перестанет быть орудием мышления и средством общения, утеряет свою роль первого элемента культуры . «Поэтому надо очищать язык - так же, как очищают воздух от опасных для человека токсичных веществ. Речевая среда существования должна быть годной не только для жизни современных, но и новых поколений. Она, как экологическая система, должна быть самовозрождающейся, самообновляющейся. Это наша общая забота» 9 .

Сквернословие, мутный вал англицизмов и непристойной лексики противоречит православной духовной традиции нашего народа, разрушает русский язык, а с ним и людские души. А экология слова , по мнению ряда российских лингвистов (Миловатский В.С., Липатов А.Т.), – это, в первую очередь, экология души . Условием целостности природы, сохранения ее экологической гармонии является целостность человеческого духа и всеобщего родства людей. А необходимым условием этого является целостность языковая, полнокровное развитие родного языка.

Связь состояния языка, речи и состояния природы — только на первый взгляд внешняя. На самом же деле она имеет достаточно глубокие причинно-следственные связи. Общество, пренебрегающее языковой культурой, со временем деградирует ; следовательно, оно в меньшей степени (даже на уровне понимания информации о происходящем) реагирует на экологическую ситуацию.

Необходимо подчеркнуть, что принцип взаимосвязи слова и природы , или, выражаясь с помощью современных терминов, языка и окружающей среды, принцип, который лежит в основе эколингвистического подхода, имеет глубокие корни в русской духовной традиции . В качестве иллюстрации этого утверждения приведем лишь несколько цитат.

Еще в 1836 году Ф.И. Тютчев подметил:

«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…»

В поучении против сквернословия, приписываемом Иоанну Златоусту, говорится, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, “третья мать” – Мать-Земля .

Святитель Феофан Затворник во второй половине XIX века так охарактеризовал силу слова: «Пути и способы, коими воздействует благодать на дух человека, зачастую немы: ко всем им должен быть приложен еще способ доверительный и совершительный. Это – слово, или проповедь. Вера от слуха». «Возбудительная сила его тем значительнее, что оно действует разом на всего человека, на весь его состав».

Само время заставляет громко и с тревогой заговорить об экологии языка. Сегодня экология языка это – «наука о целостности языка, о его связи с культурой своего народа, и вместе с тем о его связи с земной семиосферой. Это – наука об энергетике слова, о его творящей силе, о его связи с биосферой, с языком живой природы. Это, наконец, понятие о духовном значении слова, о глубокой его связи с личностью, с характером и судьбой народа, с высшими духовными сферами, с Творцом. Отсюда становится все более ясно, что биологической, земной экологии не обойтись без экологии слова и духа» .

Озабоченность состоянием русского языка, которое является следствием неблагополучной социально-экономической ситуации в постсоветской России, желание покончить с тем явлением, которое Л.Скворцов назвал «языковой смутой», порождает подчас однобокое толкование предмета эколингвистики. Аналогичная ситуация наблюдается и в области экологии: в общественном сознании термин «экология» трансформировался в понятие чистоты окружающей среды, термины «экология» и «охрана окружающей среды» многими воспринимаются как синонимы. Вероятно, аналогичный процесс происходит и в области эколингвистики: «экология языка» и «сохранение чистоты языка» воспринимаются одинаково людьми без соответствующей профессиональной подготовки. Отсюда возникают несколько ограниченные определения эколингвистики, которые, однако, можно оправдать искренней заботой о чистоте родного языка. Примером может служить определение, данное в монографии Н.Соллогуб «Экология. Человек. Слово»: «Эколингвистика - пограничная дисциплина, лежащая между языкознанием, экологией, культурой, социологией, религией, психологией и т.д. Актуальность данной науки определяется негативными процессами, протекающими в культурно-историческом ареале русского Православного пространства». Однако при этом трудно не согласиться с тем, что «экологический кризис» русского языка – это, прежде всего, результат кризиса нравственности в нашей стране .

В такой ситуации не может не вызывать удивления позиция государства. По мнению профессора В.В.Наумова (заведующий кафедрой иностранных языков Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов), одной из немногих действенных мер государства в решении языковых проблем за последнее время было введение Министерством образования РФ в классификатор вузовских специальностей направления "Лингвистика и межкультурная коммуникация", имеющего три специальности: "Перевод и переводоведение", "Теория и методика преподавания иностранного языка", "Теория и практика межкультурной коммуникации". Принятый же Государственной Думой РФ закон о русском языке только декларировал его государственный статус на территории России. На этом отношение в законе к языку, по существу, закончилось.

В качестве положительного примера заботы государства о языке следует отметить действия французского правительства, принявшего закон о сохранении языка. Интересен опыт такого федеративного государства, как Германия, в области сохранения языка: в Германии имеется около 10 научно-исследовательских институтов немецкого языка, федерального и регионального уровней, занимающихся изучением современного его состояния, его вариантами, проблемами нормализации языковых систем, языковыми контактами, письмом и т.д.

В системе же Академии наук РФ функционирует Институт языкознания в Москве и его филиал - Институт лингвистических исследований в Санкт-Петербурге. Имеются также отделения языка и литературы в двух-трех региональных представительствах РАН. Но единственной академической структурой, непосредственно занимающейся исследованием национального языка, является лишь Институт русского языка им. В.В. Виноградова в Москве. А ведь язык титульной нации России представлен, по меньшей мере, 160-180 миллионами носителей, что почти вдвое превышает аналогичный показатель Германии. Другая проблема - фактическое вымирание языков малочисленных народов в России. Только на территории Ленинградской области таких языков два: вепсский и ижорский.

Русский язык, словно в зеркале, отражает все перипетии нашего трудного времени: в языке, как и в жизни, образовался бизнес разрушения, вседозволенности и коммерциализации. Резко снизился общий уровень владения языком, и особенно в среде молодых россиян. При активном воздействии СМИ неуклонно падает культура русского слова. Оруэлловский новояз, активно внедряемый в нашу жизнь, разрушает самобытность и мыслеемкость русской речи. Еще одним характерным примером падения культуры слова является так называемый «албанский язык» или «язык подонков», широко распространенный не только на просторах Интернета, но проникший и в устную речь людей.

Значение и перспективы развития эколингвистики

Насилие, богатство и знание – наиболее значимые атрибуты власти. В книге «Метаморфозы власти» известный американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер, анализируя коренные изменения, происходившие в человеческом обществе в ХХ веке, приходит к выводу, что знание перекрывает значение других властных импульсов и источников – именно знание может служить для приумножения богатства и силы. Использование насилия как властного средства исчезнет еще не скоро, «государство не откажется от пушек» . Управление колоссальными богатствами, находятся ли они в руках частных лиц или чиновников, будет и впредь давать огромную власть. Тем не менее, в наше время происходят самые большие изменения системы власти за всю ее историю: «знание, этот источник самой высокой власти, с каждой утекающей наносекундой приобретает все большее значение». «Людские сообщества мчатся навстречу завтрашнему дню, и происходят скрытые перемены в отношении между силой, богатством и знанием» 11 .

Знание, передача знания, получение знания – все это связано с языком. Язык является инструментом передачи знания. В этой связи возрастание значения эколингвистики представляется объективным и необходимым.

Не менее значимым является и обострение экологических проблем, которое с большой вероятностью может привести человечество к глобальной экологической катастрофе. Роль эколингвистики в создании атмосферы взаимопонимания между представителями различных культур может оказаться весьма значительной.

Для России, помимо перечисленных соображений, следует особо отметить роль эколингвистических исследований в деле сохранения чистоты русского языка.

Следует отметить, что эколингвистика вносит свой вклад во многие научные дисциплины, такие как, социолингвистика, прикладная лингвистика, экологические исследования и др. По мнению Джона Венделя (John N . Wendel ) эколингвистический подход целесообразно включить в основное русло (mainstream ) лингвистических исследований .

Заключение

Эколингвистика изучает взаимодействия между языком и окружающей средой, а различие между местными языками и привнесенными является основой понимания эколингвистического подхода. Языки не являются независимыми, привязанными к географическим границам, статичным набором правил, но представляют собой динамичные, интерактивные явления.

Язык, не будучи в прямом смысле слова живым существом, обладает рядом свойств, присущих живому, поэтому язык можно рассматривать как экологическое явление. Эколингвистическое мышление ведет к вопросам о лингвистическом разнообразии и его связи с локальной экологией (местными экологическими условиями). Эти вопросы имеют малое значение для традиционного языкознания, но становятся в настоящее время весьма актуальными. Причины этого связаны как с исчезновением малочисленных народов, так и с обострением общей экологической ситуации.

Для России вопросы экологии языка имеют большое значение, особенно в свете последней планируемой реформы о платном образовании и исключении русского языка из списка общеобязательных предметов. «Слова взаймы» и транслитерация вытесняют исконно русские слова, «смайлы» оказывают разрушительное влияние на образную систему языка. Образцом коммуникации на данном этапе развития общества стала масс-медиа, при этом происходит утрата интереса к языку как носителю духовных ценностей русского народа. Какое же будущее ждет русскую культуру?

А ведь еще две с половиной тысячи лет назад древние китайцы предупреждали:

Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,
Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья,
Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека.

Без экстренных действий, направленных на охрану языка, могут произойти необратимые изменения в характере русского языка, пагубно влияющие на культуру нации. Действенной мерой в настоящий момент может явиться принятие правительством РФ полноценного закона о сохранении русского языка.

New York (Mouton de Gruyter) 2007 .

Специально для интернет-портала «Якутия. Образ будущего».
Кандидат исторических наук, сопредседатель общественного движения «ИЛИН» Афанасий Николаев (Республика Саха, г. Якутск).
23 сентября 2018 г.

Прорыв дамбы АЛРОСА на р. Ирелях из-за небывалых дождей и дальнейшее загрязнение техническими водами алмазной компании рек Ботуобия и Вилюй вызвали большой общественный резонанс в республике.
Но, во время оживлённой общественной дискуссии забыли о главном уроке этого происшествия, о том, что основная причина этой экологической катастрофы наша бездуховность, наша духовная слепота и жажда наживы. Ведь и республика, и 8 улусов являются акционерами, совладельцами АК «АЛРОСА».
Из-за денег, из-за боязни потерять доходы, испортить отношения с могущественными «алмазными генералами», федеральным центром мы все, и руководство, и народ безмолвно смотрели, как и алмазники, да и другие крупные федеральные промышленные компании, бесконтрольно наносят огромный вред нашей природе.
В пылу полемики сейчас многие обвиняют только компанию «АЛРОСА» в загрязнении Вилюя и забывают о том, какой огромный ущерб наносили и наносят экосистема рек Алдан и Индигирка золотодобытчики Алдана и Оймякона, как компании «Сургутнефтегаз» и «Транснефть» уничтожают природу в Олёкминском и Ленском районах, вырубают миллионы гектаров лесов, допускают разливы нефти, нарушают общий экологический баланс, ведут к заболачиванию и затоплению земель поселений.
Ещё больший урон нашей природе могут нанести планируемое в Оленёкском районе производство по добыче редкоземельных металлов, которые в десятки раз опаснее урана, строительство нефтеперабатывающего завода в Заречье по устаревшим, опасным технологиям, разработка урановых рудников там же в Заречье, строительство атомных электростанций в арктических районах.
По сути, уже при жизни нашего поколения при таком бесконтрольном и диком освоении природных богатств Якутии наша земля, наша природа будут уничтожены промышленными компаниями и мы, все якутяне, останемся в безжизненной пустыне.
У всех народов, и у саха, в том числе, природа, земля с давних пор обожествлялась и воспринималась, как «Мать – Земля». Потребительское отношение к земле, разрушительное развитие промышленности, использование в сельском хозяйстве ядохимикатов и генно-модифицированных продуктов уже поставили нашу планету Земля на грань экологической катастрофы.
Насилие над родной матерью считается у всех народов смертным грехом, а мы – якутяне, все, по сути, допуская бесконтрольное развитие промышленности у себя в республике, уничтожение природы, становимся соучастниками этого смертного греха, насилия над нашей матушкой Природой.
Мы должны сейчас вспомнить историю погибших цивилизаций и народов, допустивших гибель своей окружающей среды. Природа безжалостно уничтожает тех, кто её не чтит и стремится использовать своим ресурсы только для наживы.
И небывалые природные катаклизмы последних десятилетий, разрушительные ураганы, цунами, тайфуны, изменения климата, резкое сокращение экологически чистых земельных угодий дают понять нам, жителям Земли, что единый, огромный живой организм, описанный В.И.Вернадским научным термином «биосфера» находится на грани гибели. Биосфера стремительно разрушается и скоро человечество может исчезнуть с лица планеты в результате глобальной природной катастрофы.
Если внимательно посмотреть на географическую карту планеты Земля, то наша Якутия находится на месте её «сердца». И это не случайно, так как данные разных наук свидетельствует о том, что Якутия является прародиной современного человечества и именно на территории современной Якутии во время последнего ледникового периода 10-15 тысяч лет назад сохранилась жизнь и выходцы отсюда освоили другие регионы Землю после наступления потепления в эпоху голоцена.
Также наша Якутия представляет собой вторые «лёгкие» планеты Земля, так как леса вырабатывают кислород. Это связано с наличием у нас огромных массивов лесов. На Республику Саха (Якутия) приходится 11% лесных ресурсов всей России.
Если учесть, что значительная часть лесов Амазонки, признанных учёными первыми «лёгкими планеты», уже уничтожена, а также возрастание вредных выбросов в атмосферу в геометрической прогрессии, значение наших лесов для планеты Земля ещё более возрастает.
Основной причиной современного экологического кризиса является кризис западной, технократической, цивилизации, основанной на ценностях потребительского, массового общества, исходящего из принципа: «Природа не храм, а мастерская».
Выходом из этого системного кризиса может стать реализация предложений Президента России В.Путина мировому сообществу о принципиально новом ответе на вызовы планетарного масштаба по критическому нарушению хозяйственной деятельностью человека, баланса между биосферой и техносферой, озвученными на заседании № 70 Генеральной Ассамблеи ООН в сентября 2015 г.
В.Путин сказал: «Нам нужны качественно иные подходы. Речь должна идти о внедрении принципиально новых природоподобных технологий, которые не наносят урон окружающему миру, а существуют с ним в гармонии и позволят восстановить нарушенный человеком баланс между биосферой и техносферой. Это действительно вызов планетарного масштаба».
И в своём программном Послании к Федеральному Собранию РФ 1 марта 2018 г. и в Указе Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 г.» Президент В.Путин развивает свои идеи о необходимости перехода на природоподобные технологии в целую программу по устойчивому развитию нашей страны, на основе самореализации и раскрытии таланта каждого человека, особого внимания к вопросам демографии, здравоохранения и экологии.
Идеи В.Путина о новой модели развития мира основаны на теории выдающегося отечественного учёного, академика В.И.Вернадского о ноосфере и научных работах его последователей.
Природа, биосфера существует миллионы лет, как самодостаточная, саморегулирующаяся система с круговоротом энергии и веществ на Земле. В эволюции биосферы Земли В.И.Вернадский выделил две принципиально различные фазы: первая – стихийное развитие, которое имело место до появления Homosapiens, а вторая – после его появления, т.е. развитие с участием человека, как органического элемента биосферы.
Влияние человека на эволюцию биосферы, малосущественное на протяжении большей части истории, заметно возросло с возникновением и развитием индустриального общества и приобрело определяющее значение в последние 50–100 лет.
В.И.Вернадским было введено понятие ноосферы как сферы, где разумная деятельность человека становится определяющим фактором развития. Он указывал, что «биосфера перешла, или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние – в ноосферу – перерабатывается научной мыслью социального человека».
Академик РАН М.В. Ковальчук в своей книге «Конвергенция наук и технологий – новый этап научно-технического развития» пишет: «Парадигма развития нашей цивилизации с момента ее зарождения до сегодняшнего дня заключалась в том, чтобы взять у природы максимум «любой ценой». В результате сформировалась ресурсозатратная и разрушающая природную среду техносфера, все более увеличивается разрыв между жизнью природы и хозяйственной деятельностью человека. Человечество, по сути, создавало… техносферу, которая существует в рамках биосферы, на ее базе, ресурсах… В то же время человек с помощью техносферы переиначивал многие природные процессы и явления, нарушая их естественный ход. В результате в ХХ в. развитие техносферы привело человечество к истощению ресурсов (энергетических, питьевой воды, полезных ископаемых, леса, посевных площадей и др.), стремительному ухудшению экологии, подвело к той черте, за которой влияние техносферы на окружающий нас мир станет неуправляемым, процессы воздействия на природу (биосферу) необратимыми, что несёт угрозу существованию всего человечества… Необходима принципиальная, революционная перестройка всего технологического базиса в неразрывной связи его научной, производственной, социально-политической и культурной составляющих. Задача преодоления системного кризиса цивилизации, выживания человечества, становится задачей формирования ноосферной модели развития человечества, где техносфера, посредством «природоподобных» технологий, станет органичной составляющей биосферы».
Как отмечают российские учёные, идея ноосферного развития, в конечном итоге, должна опираться на систему новых духовных и профессиональных установок человечества.
Для этого требуется:
– глубокая информированность населения по всем аспектам ноосферного развития;
– переориентация образования и просвещения;
– создание механизмов для обеспечения ноосферного пути развития общества.
Условием выживания человечества является сохранение равновесия между возможностью биосферы и потребностью населения Земли в удовлетворении его жизненных благ.
Сохранение баланса между возможностями и потребностями должно стать основным Законом цивилизации XXI века при взаимоотношениях:
а) общества и природы;
б) между государствами;
в) между людьми.
Глобальные инициативы Президента России В.В.Путина по переходу мира на новую модель развития можно уже сейчас осуществить путем конвергенции наук и технологий, конструировать, созидать природоподобные системы, используя «природоподобные» технологии.
Конвергентные (сближающиеся) нано-, био-, инфо-, когнитивные и социально-гуманитарные науки и технологии (НБИКС-технологии) открывают возможность адекватного воспроизведения систем и процессов живой природы. Это делает эти технологии «природоподобными»и позволяет им стать практическим инструментом формирования качественно новой техносферы, которая станет органичной частью природы (биосферы).
Формируемое ноосферное мышление будет лежать в основе такого системного подхода, при котором исключается противопоставление человека природе.
И на этом фоне разрушительная, бесконтрольная деятельность крупных промышленных компаний на территории Якутии при попустительстве ряда высокопоставленных чиновников Правительства России прямо противоречит национальным интересам России и установкам Президента России В.Путина на переход к новой, ноосферной модели развития.
В связи с этим возникает вопрос: что делать сейчас якутянам?
На наш взгляд, сейчас необходимо:
1. Переработать Страгегию развитию Республики Саха до 2030 г. на основе ноосферной модели с акцентом на развитие инновационной модели экономики на основе современных нано-био-инфо-когнитивных технологий.
2. При разработке национальной программы развития Дальнего Востока России на период до 2025 года и с перспективой до 2035 года добиваться приоритета ноосферного подхода при объединении и интегрировании мероприятий национальных проектов и госпрограмм, долгосрочных отраслевых планов ведомств и инфраструктурных компаний, стратегии развития всех дальневосточных регионов.
3. Организовать общественную дискуссию о глубинных, духовных причинах проблем экологии в современном обществе.
4. Сохранить здравомыслие и трезвость ума, не политизировать вопросы экологии, не опускаться до спекуляций на вопросах экологии.
5. Включить в программу комплексной экспедиции РАН по изучению РС(Я) до 2020 г. дополнительно пункт о проведении масштабных научных исследованиий негативного влияния промышленности на территорию Республики Саха.
6. Разработать справедливые и научно обоснованные критерии оценки ущерба окружающей среде промышленными компаниями.
7. Создать на условиях государственно-частного партнёрства республиканский общественный экологический фонд для аккумулирования средств от промышленных компаний и жителей на проведение восстановительных работ.
8. Добиваться на федеральном уровне изменения федерального закона «О недрах» в части возврата к принципу «двух ключей», для того, чтобы уже на этапе оформления лицензионных соглашений компании-недропользователи обязывались, во-первых, перечислять определённую долю от доходов в качестве рентных платежей в республиканский общественный экологический фонд, во-вторых, использовали экологически безопасные технологии при освоении природных ресурсов республики.
9. Начать внедрение в республике основ северной медицины, разработанных якутским учёным, физиологом, кандидатом медицинских наук, членом-корреспондентом Российской Академии естественных наук Д.С.Тимофеевым.

Экология – наука об охране окружающей среды, наука о среде обитания человека, животных и растений, о закономерностях развития живой природы во взаимодействии с человеческой деятельностью. В переводе с греческого «экология» – это наука о доме, в котором живёт человечество, наука о строении и развитии планеты Земля как колыбели жизни во Вселенной.

Экология ведёт борьбу за чистоту окружающей среды, за выживание человечества. Наше здоровье зависит от того, каким воздухом мы дышим, какую воду пьём, какие продукты употребляем в пищу. Экологических проблем у нас очень много. Природа находится в таком ужасном состоянии, что если мы самым решительным образом не повернёмся лицом к экологии, то нам не избежать экологической катастрофы. Жизненно необходимо, чтобы эту опасность осознали все…

Сейчас до предела загрязнены наши большие реки (Дон, Волга, Днепр, Обь и другие) промышленными стоками и отходами от интенсивного насыщения земель минеральными удобрениями. Гигантские водохранилища способствуют развитию застойных явлений в некогда быстрых реках, теряющих способность к самоочищению, болеет и гибнет рыба. До предела загрязнены Ладога и весь Санкт-Петербургский регион. Дамба, снизив самоочищаемость Финского залива и Невы, превратив их в стоячие резервуары, скоро лишит наш город питьевой воды и станет причиной непредсказуемых инфекций. Около трёх четвертей детей страдают заболеваниями крови, сердечно-сосудистой системы, аллергиями, нервно-психическими расстройствами. Что же будет со следующими поколениями, нашим будущим?

Катастрофическим для жизни на планете становится и исчезновение лесного покрова. Мы берём у природы значительно больше древесины, чем её успевает возобновляться. Уменьшение площади лесов резко изменяет климат, способствует росту пустынь, приводит к полному вымиранию многих видов растений и животных, ухудшает условия существования самого человека. Земля тоже часто выходит из строя, то есть продукты, выращенные на почве, отравленной кадмием, ртутью, свинцом, тяжёлыми металлами, также ядовиты.

Большой вред для окружающей среды и нашего здоровья наносят промышленные предприятия, биохимзаводы. Смог – это бич больших промышленных городов. Слово «смог» произошло от комбинации английских «смоук» – дым и «фог» – туман. В виде жёлто-серой пелены, состоящей из дыма, тумана и пыли, он нависает и над нашим городом, Санкт-Петербургом. В воздухе висит «шапка» – это и автомобильные выхлопные газы, и продукты сгорания литейного производства, выбрасываемые в воздух через трубы, и газовые отходы бесчисленных котельных и теплоэлектростанций. В результате образуются вещества, вызывающие заболевания органов дыхания. Ядовитые соединения смога останавливают в растениях работу хлорофилла. Именно поэтому деревья в крупных городах кажутся как бы поблекшими, желтоватыми. Они просто больны. Страдают и сельскохозяйственные посевы близ городов. Отравленные смогом, они не вызревают. В атмосфере начались изменения, ведущие к потеплению климату, появления опасных для существования всего живого на поверхности планеты.

Сейчас в каждой стране созданы общественные группы по защите окружающей среды. По мнению учёных, в нашей стране уже нет экологически чистого уголка. Одна только Чернобыльская катастрофа обошлась стране очень дорого, она унесла жизни многих людей.

Сегодня каждый человек просто обязан заботится о сохранении природы на Земле, так как речь идёт о сохранении жизни и человеческой цивилизации. Мне кажется, любовь к природе так же естественна для человека, как естественно чувство любви к матери. Природа – источник красоты. А разве человек не стремится к прекрасному? Я люблю природу, без сомнений…

Проблемы экологии – одни из насущных на сегодня, о них говорят во всём мире. Поэтому мы решили посетить место, где готовят будущих экологов в нашей республике – Институт экологии и устойчивого развития Дагестанского государственного университета.

На наши вопросы отвечал директор института, доктор биологических наук, профессор, академик Российской экологической академии, Заслуженный деятель науки РФ и РД Гайирбег Магомедович Абдурахманов .

Он рассказал о последних событиях в институте, какие его ждут перемены и перспективы, а также о проблемах с питьевой водой в регионе.

– Насколько мне известно, планировалось создание колледжа на базе Института экологии и устойчивого развития Дагестанского государственного университета. Удалось ли воплотить проект в реальность?

– Да, в прошлом году мы подали заявку на открытие колледжа, и уже получили разрешение. В этом году объявлен приём на 1 курс. Обучение будет проходить 2 года 10 месяцев на базе основного общего образования с присвоением квалификации «Техник-эколог» (20.02.01 – Рациональное использование природохозяйственных комплексов). У окончивших колледж будет возможность автоматически поступить на 1 курс Института экологии и устойчивого развития ДГУ и в тот же год при сдаче небольшой разницы в предметах перевестись на 2 курс, что сократит срок обучения.

Всю необходимую информацию по приёму, обучению в стенах нашего института, преподавательскому коллективу, студенческой жизни любой желающий может найти на нашем сайте: www.ecol.dgu.ru , а также в социальных сетях:

✓ Instagram: ieur_dgu;

/IEURDGU

– Насколько жёсткий отбор по баллам проходит абитуриент?

– Естественно, по профильным предметам необходимо набрать необходимое количество баллов ЕГЭ. В 2017 году минимальный балл ЕГЭ по географии – 37, а по биологии – 36. По результатам сданного ЕГЭ мы за собственные деньги отправляем телеграммы тем абитуриентам, которые набрали проходной балл. В этих телеграммах пишется, что абитуриент при сдаче документов автоматически поступает в Институт экологии и устойчивого развития Даггосуниверситета. Мы принимаем всех только так. Деньги и встречи с родителями – исключены. И дальше, во время учёбы у нас в институте, рубль не работает – я могу вам поклясться в этом!!!

– Насколько институт обеспечен материально-технической базой?

– Институт занимает первое место в Дагестанском государственном университете по научной деятельности, сильно опережая другие коллективы. Техническая и приборная база Института обеспечивает внедрение новых информационных технологий в реальный процесс подготовки специалистов.

Учебный процесс обеспечен необходимыми приборами и оборудованием: профессиональными компактными цифровыми метеостанциями, системами глобального позиционирования (GPS), приборами экспресс-анализа, мультимедийной аппаратурой, интерактивными досками. Институт располагает передвижной лабораторией экологического мониторинга, предназначенной для контроля загрязнения окружающей среды и ущерба экологии в определённой заданной точке местности. Лаборатория позволяет проводить оценку санитарно-гигиенического загрязнения атмосферного воздуха, воды, почвы, донных отложений. Лаборатория может использоваться при проведении натурно-инструментальных обследований источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью разработки нормативов предельно допустимых выбросов, и просто с целью государственного или ведомственного контроля. Передвижная лаборатория экологического мониторинга – это уникальная разработка, оснащённая современными приборами передовых фирм России, США и Франции, позволяющая не только контролировать состояние окружающей среды, но и своевременно предсказывать и устранять возможные экологические проблемы. Также мы имеем два беспилотника, один из них – профессиональный беспилотный летательный аппарат DJI S 1000, позволяющий получить высокоточные материалы дистанционного зондирования и выполнять широкий спектр анализов воды, воздуха, почвы, определять уровень запылённости воздуха и радиоактивности в полевых условиях.

Наукой мы занимаемся в разных направлениях, в том числе эколого-зависимыми заболеваниями, экологической паспортизации, экологическим образованием. Особо важным моментом нашей работы в данное время является инвентаризация, эколого-экономическая оценка геотермальных самоизливающихся, неконтролируемых минерализованных вод артезианского бассейна Северного Дагестана. Геотермальных самоизливающихся источников более 6 500 в республике, большинство используется в качестве питьевой воды в Кизлярском, Тарумовском, Бабаюртовском районах. В части из них количество мышьяка превышает норму в 250 раз.

– Как осуществляется практическая подготовка студентов?

– Мы без студентов практически никаких исследований не проводим. Три года работали над экологическими паспортами Дахадаевского, Кизилюртовского районов и города Кизилюрта. В этих мероприятиях были задействованы почти все сотрудники Института экологии и устойчивого развития, а также около 200 студентов, что позволило проводить исследования во всех сёлах одновременно.

Дахадаевский район – сложный, там 62 населённых пункта, учитывая плохие дороги, которые весьма затрудняли поездки. Тем не менее наш Институт одним из первых в стране сделал настоящий экологический паспорт – исследование почвы, питьевой воды, растительности, воздуха, уровня радиации. В ходе работы мы проводили анкетирование всех школьников, учителей на предмет выявления уровня экологического образования. Среди жителей района был проведён опрос для выяснения уровня жизни. Также был сделан многолетний анализ заболеваемости населения.

То же самое мы проделали и для Кизилюртовского района и города Кизилюрта по многочисленным просьбам жителей. С 10 по 13 мая этого года мы проводили исследования Унцукульского района (120 сотрудников и студентов). В данное время ведётся работа над составлением экологического паспорта Унцукульского района и города Махачкалы. На этом практическом опыте в дальнейшем базируются курсовые и дипломные работы, магистерские диссертации. На каждом этапе работы, как вы поняли, принимают непосредственное участие сами студенты, потому что в нашем институте уделяют большое значение их практическому опыту.

– В прошлом году в нашей столице произошёл крупный инцидент – массовое отравление горожан питьевой водой. В чём причина: непрофессионализм дагестанских экологов или что-то другое?

– В России проблема с питьевой водой имеет место практически во всех городах, районах, не только в нашей республике. Почти нигде нет воды, которая соответствует всем предписанным нормам. Вся беда водной проблемы в том, что мы употребляем и используем воду в три раза больше, чем любой европеец. Наши люди могут долго оставлять кран незакрытым, питьевая вода у нас идёт также для полива огорода, а водных счётчиков практически ни у кого нет. Очистные сооружения были построены уже давно, и рассчитаны они были на ту Махачкалу, где количество жителей составляло всего 300–400 тысяч человек. Сейчас численность города уже давно перевалила за миллион, и продолжает расти.

Очистка воды – это очень дорогой и сложный процесс. 40% стоимости строительства любого проекта, как правило, уходит на очистные сооружения. Пока не будет счётчиков и ограничения потребления воды, наши существующие и ожидаемые проблемы будут продолжаться. Но дагестанцы не любят тратить на это деньги.

Проблема же не только в качестве, но и в количестве потребляемой воды и её дальнейшей нехватке. Дербент ощущает её недостаток уже давно. Постоянно идут передряги между людьми, которые занимаются ЖКХ в Дербенте, Дербентском районе, и активистами, которые ради собственного пиара поднимают тему гибели Самурского леса. У нас не было проблем с самурской водой, пока 3 села не было передано Азербайджану. На территории этих сёл находится часть водосбора реки. Раньше мы были хозяевами 75% воды реки Самур. Что теперь делать? Остаётся в Ахтынском районе (район сёл Хнов и Борч) построить среднюю и малую ГЭС и с помощью этого осуществлять отвод воды в Дербентский район. Если мы воспользуемся этим методом, параллельно решается ещё одна очень серьёзная проблема. В этом районе есть запасы цветных металлов на 300–400 лет, получив энергию, мы могли бы их добыть и пустить в производство.

– А положительные изменения в области экологии в нашей стране есть?

– Отношение государства к экологии пусть медленно, но меняется. Недавно вице-президент Русского географического общества, президент географического факультета МГУ академик Николай Сергеевич Касимов обратил внимание президента РФ Владимира Владимировича Путина , возглавляющего попечительский совет РГО, и президента географического общества Сергея Кужугетовича Шойгу на то, чтобы в школах увеличили часы по географии и ввели предмет экологии. Теперь в 10–11 классах ожидается экзамен по географии.

Такое изменение даёт хорошую возможность для будущего трудоустройства наших выпускников. Тем более что сейчас катастрофическая нехватка учителей географии в школах Дагестана.

– Сейчас самая горячая пора для абитуриентов – они сдают ЕГЭ. Что вы им пожелаете?

– Хорошо подготовиться к сдаче экзаменов и главное – не терять при этом боевого настроя, он очень пригодится!!! Желаю успешно справиться с поставленными задачами и выйти из испытания победителями.

Экология – это наука настоящего и будущего. Всех, чьё призвание лежит в востребованной специальности Экологии, ждём в стенах Института экологии устойчивого развития Дагестанского государственного университета!

– Спасибо вам, Гайирбег Магомедович, за интересную беседу!

Никогда наша планета не подвергалась такому разрушительному воздействию деятельности человека на экосистему планеты, как в последние десятилетия. Человек оказался перед выбором — идти вперед и оказаться перед пропастью, которую сам создал или остановиться и изменить отношение к природе, к ресурсам, которые он потребляет и без которых не может прожить. От этого выбора зависит будущее не только наше, но и наших детей. Сможет ли человек создать будущее без глобальных катаклизм? Сможет ли он остановить нависшую угрозу и не быть столь уязвимым перед мощью природы?

Ученые считают, что только прогнозирование деятельности человека может предотвратить нависшую над человечеством угрозу. Необходимо найти путь, по которому максимально будут удовлетворены потребности человека и исключить нарушение экологических процессов.

Одна из первых моделей экономического развития общества с учетом факторов — численности населения и загрязнения окружающей среды, создана американским ученым Ф. Форестером. У него появились последователи, которые создавали на основе его метода новые модели экономического развития. К концу прошлого века было создано порядка 15 примерных моделей. Так, итальянские ученые под руководством Д. Медоуза предположили, что если человечество на планете сохранит темпы производства и потребления, которые достигнуты к концу XX в, то человечеству грозит гибель. Эти выводы основаны на расчетах темпах развития экономики и численности прироста населения конца прошлого века. Ученые призывают снизить или даже свести к нулю и темпы экономического развития и народонаселение планеты. Безусловно, это утопичное предложение, уводящее от реальности.

Сегодня существуют автоматизированные системы компьютерного прогнозирования влияния деятельности человека на окружающую среду, которые рассматривают проблему с точки зрения экологии, экономики, социологии, культурологии и др. наук. Рассматриваются возможные варианты развития человечества на международном уровне, потому что проблемы экологического влияния человечества на природу приобрели глобальный характер. Так, например, исследование процессов миграции и территориального поведения, влияние антропогенных факторов на экосистему, проблема эксплуатации природных ресурсов и потребности человечества… Прогнозировать и решать такие вопросы возможно лишь интегративно, т.е. используя комплексный научный подход.

Несмотря на то, что этот подход прогнозирования развития человечества сравнительно недавно получил признание, можно уже сейчас говорить о его достижениях. Во-первых, благодаря информационным технологиям, глобальные проблемы человечества привлекли внимание современного общества, стали общечеловеческими. В обращениях ООН отмечается, что правительства государств, принимая решения, влекущие проблемы экологической безопасности, должны думать глобально и прогнозировать последствия локальных мероприятий. Во-вторых, созданы международные организации по защите окружающей среды — Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), которая ведет «Красную книгу», занимаясь охраной редких видов животный и растений; Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), основные направления деятельности — охрана здоровья человека, охрана Мирового океана и почвенных ресурсов планеты; ЮНЕСКО, одной из направлений деятельности которого является руководство экологическими программами, охватывающим более 100 государств, содействует распространению экологического образования в мире; Международное Агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ), которое обеспечивает ядерную безопасность планеты, устанавливает нормы ядерной безопасности и др. Конечно, есть и другие международные программы, которые направллены на решение вопросов влияния человека на окружающую среду. Трудно переоценить вклад международных программ по вопросам охраны природы. В то же время нельзя забывать, если каждый человек, живя на планете, будет помнить о том, что природа — это наш общий дом, источник жизни, надо хранить его, беречь от загрязнений и уничтожения, то природа откликнется. Меняя свой взгдяд на окружающий мир, прививая гуманное отношение к природе своим детям, снизится опасность экологической катастрофы, техногенного влияния. Мы будем жить в мире гармонии и процветания.