Информационно аналитические материалы мониторингу вузов. Результаты мониторинга российских вузов от минобрнауки

Предлагаем вам ознакомиться с результатами очередного мониторинга эффективности российских ВУЗов, который был проведен Минобрнауки на основании данных, предоставленных образовательными организациями.

Мониторинг системы образования – универсальное средство контроля, систематизации и выработки конструктивной линии развития в одной из важнейших отраслей развития общества и государства.

Кроме того, результаты исследований позволяют будущим студентам судить о качестве обучения в том или ином ВУЗе, его престижности и возможности получения лучших знаний, которые действительно станут полезными в профессиональной деятельности.

Предлагаем вам ознакомиться с результатами очередного мониторинга эффективности российских ВУЗов, который был проведен Минобрнауки на основании данных, предоставленных образовательными организациями.

Зачем нужен мониторинг?

Развитие и улучшение, поднятие образования на новый, более высокий уровень – основная цель регулярного мониторинга эффективности ВУЗов .

Мониторинговые исследования показывают:

  • качество работы преподавательского состава, а также степень усвоения программного материала студентами;
  • системность, цели и задачи обучения, методы изложения материала. Использование технических средств обучения и контроля знаний существенно упрощают учебный процесс и помогают рационально расходовать время студента и преподавателя, отведенное для учебы;
  • структуру и формы, дающие возможность получать знания в оптимальных условиях. Статистические данные мониторинга отражают количество профильных ВУЗов в каждом регионе, стационарные и заочные формы обучения, а также материальные условия, созданные для самостоятельной учебной и научной деятельности;
  • результативность учебного процесса, которая отображается в данных о трудоустройстве выпускников по специальности.

Мониторинг включает ряд других пунктов оценивания, касающихся контроля и управления учебным процессом . Регулирование бюджетных средств, направляемых на повышение качества высшего образования, также опирается на результаты исследований.

Отметим, что по сравнению с прошлогодними результатами исследований количество ВУЗов, улучшивших результаты по четырем и более показателям, увеличилось в 2,5 раза. То есть, мониторинги доказывают свою эффективность и положительное влияние на повышение качества обучения.


Основные показатели эффективности ВУЗов

В исследовании 2017 года приняли участие 769 ВУЗов и 692 филиала образовательных организаций разной формы собственности (государственные, муниципальные и частные).

Эффективность деятельности ВУЗов оценивалась на основании показателей, характеризующих:

  • Образовательную деятельность – средний балл ЕГЭ;
  • Научно-исследовательскую деятельность – объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на одного сотрудника;
  • Международную деятельность – процентное соотношение иностранных студентов к общей численности обучающихся;
  • Финансово-экономическую деятельность – доходы образовательной организации в расчете на одного сотрудника;
  • Зарплата профессорско-преподавательского состава – процентное соотношение зарплаты сотрудников к средней зарплате по региону;
  • Трудоустройство – процентное соотношение выпускников, трудоустроившихся в следующем после выпуска году, к общей численности выпускников;
  • Дополнительные показатели – доля студентов-спортсменов, доля сотрудников, имеющих государственные награды, доля обучающихся по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки и т.д.

Основные показатели мониторинга по округам

В последнем мониторинге принимали участие ВУЗы всех отраслевых направлений, расположенные в восьми федеральных округах и почти во всех региональных центрах РФ.

Центральный округ

В мониторинге приняло участие 438 организаций высшего образования (в том числе 156 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли 49 ВУЗов, в том числе:

Северо-Западный округ

В мониторинге приняло участие 152 организаций высшего образования (в том числе 60 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли 20 ВУЗов, в том числе:

Приволжский округ

В мониторинге приняло участие 273 организаций высшего образования (в том числе 155 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли 40 ВУЗов, в том числе:

Южный округ

В мониторинге приняло участие 151 организаций высшего образования (в том числе 92 филиала). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли 16 ВУЗов, в том числе:

Северо-Кавказский округ

В мониторинге приняло участие 95 организаций высшего образования (в том числе 50 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли только 2 ВУЗа, а именно:

  • Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве РФ.

Уральский округ

В мониторинге приняло участие 112 организаций высшего образования (в том числе 59 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли 12 ВУЗов, в том числе.

В Российской Федерации мониторинг эффективности деятельности высших учебных заведений проводится в рамках мониторинга всей системы образования, который осуществляется на основании постановления правительства РФ №662 от 5 августа 2013 года «об осуществлении мониторинга системы образования».

Согласно обозначенному выше постановлению мониторинг системы образования имеет следующие цели:

  • информационная поддержка, разработка и реализация государственной политики РФ в сфере образования
  • непрерывный анализ и оценка состояния образования и перспектив его развития
  • повышение результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений
  • выявление нарушений законодательства в сфере образовании

Мониторинг системы образования включает в себя сбор информации, её обработку, систематизацию и хранение, а также непрерывный системный анализ состояния системы образования. При этом на основе полученных данных можно определять перспективы развития образования.

Организация мониторинга осуществляется:

  • Министерством образования и науки Российской Федерации
  • Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
  • Федеральными государственными органами, имеющими в своем ведении организации, осуществляющие образовательную деятельность
  • Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования
  • Органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.

«Показатели мониторинга системы образования и методика их расчета определяются Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с перечнем обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662» .

Вопрос о необходимости проверки качества образования в ВУЗах был поднят в обществе очень давно. Так, ещё в 2004 году профессор И.М. Ильинский в качестве «одной из самых больших тайн нынешней России является качество работы госвузов» , в части случаев которое, по его мнению, оно недопустимо низкое.

Однако конкретные шаги по разрешению проблемы качества образования начали осуществляться относительно недавно. Так, в мае 2012 года Владимир Путин подписал указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», где одним из поручений Правительству Российской Федерации было провести до конца 2012 г. мониторинг деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы, реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений. В июле 2012 года Дмитрий Ливанов (с 21 мая 2012 года по 19 августа 2016 года – министр образования и науки Российской Федерации) заявил, что «Минобрнауки РФ планирует в течении трёх лет сократить число государственных высших учебных заведений на 20% и, их филиалов на 30%» . Немного спустя, Александр Климов (с 14 июня 2012 года по 13 сентября 2016 года – заместитель министра образования и науки Российской Федерации) отметил, что «если ВУЗ или филиал попал в список университетов с признаками неэффективности, это не приговор» . «Для кого-то это, наоборот, может стать дорогой к укреплению, и переходом на новый более высокий уровень образовательной деятельности» .

Как итог, с 15 августа по 15 сентября 2012 года в России прошёл первый мониторинг эффективности деятельности ВУЗов. В нём приняли участие 541-но учреждение высшего образования, и 994 их филиала. В октябре – ноябре того же года мониторинг прошла и часть негосударственных ВУЗов. «Итоги мониторинга шокировали общество и долгое время бурно обсуждались» . Так, среди государственных вузов 27 % были признаны неэффективными. Однако, в то же время говорилось и о несовершенстве критериев проверки эффективности высших учебных заведений: например, такой показатель как «инфраструктура», когда при норме 11 м 2 на студента, у многих госвузов показатель этот вышел почти вдвое меньше положенного, тем самым министерство образования само себя дискредитировало, так как на постройку недостающих метров именно государство и должно выделять деньги. А вот для негосударственных вузов такой показатель как «инфраструктура» обратно явился очень показательным, так как несоответствие установленным нормам может говорить о безразличности учредителей вуза к условиям обучения своих студентов. К тому же, «отсутствие собственных площадей, зависимость от арендодателей – главный фактор неустойчивости и риска для вуза, снижающий доверие к нему со стороны абитуриентов» . Также немало вопросов было и по такому критерию как «образовательная деятельность», где ключевым показателем выступил средний балл ЕГЭ, зависящий в большей степени от качества работы школы, и никак не зависящий от работы вуза. И наконец, ещё одним недостатком первого мониторинга то, что «сильные вузы» не приняли в нём участие. По словам профессора И.М. Ильинского главная причина этого – плохая организация дел руководством Ассоциации негосударственных вузов, которому и было поручено провести работу по мониторингу в масштабах страны.

Как бы то ни было, некоторые ошибки первого мониторинга были учтены, и 15 августа 2013 года был запущен второй этап мониторинга эффективности деятельности вузов. В нём приняли участие 1054 вуза, из которых 480 были негосударственными. В качестве основных отличий от первого этапа мониторинга можно выделить:

  • в мониторинге участвовали на обязательной основе как государственные вузы, так и негосударственные
  • мониторинг проводился по всем тем показателям, что и 2012 году (образовательная деятельность, научно-исследовательская деятельность, международная деятельность, финансово-экономическая деятельность, инфраструктура) плюс добавился такой критерий как трудоустройство
  • были выделены группы вузов с особой спецификой (военные, творческие, транспортные, медицинские, сельскохозяйственные), которые оценивались по дополнительным показателям

Если вуз достигал значений хотя бы трёх показателей, то его признавали эффективным. По результатам мониторинга «признаки неэффективности обнаружились у 18,4 % государственных вузов и 35 % негосударственных» .

В 2014 году был проведён третий мониторинг, в котором приняли участие 968 вузов и 1356 филиалов. В качестве основных изменений, по сравнению с предыдущими годами можно выделить:

  • в отличие от 2013 года, дополнительные показатели стали едины как для оценки эффективности вузов, так и для оценки эффективности их филиалов
  • изменились пороговые значения критериев эффективности деятельности вузов
  • при этом мониторинг проводился по всем тем критериям, что и 2013 году, только был добавлен такой критерий как приведенный контингент студентов
  • «в соответствии с решением межведомственной комиссии по проведению мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования от 18 февраля 2014 года при проведении оценки деятельности образовательных организаций и их филиалов исключены термины признаки неэффективности и неэффективный вуз, как несущие значительные репутационные риски» .

В июне 2014 года межведомственной комиссией был сформирован список из организаций выполнивших менее четырёх показателей эффективности из семи. В него попало 1006 организаций высшего образования, среди которых 17 вузов и 477 филиалов в той или иной степени принадлежащих государству, и 159 частных вузов, а также 283 филиала негосударственных вуза. В итоге учредителям образовательных организаций попавших в этот список было рекомендовано провести мероприятия по повышению эффективности деятельности их вузов.

В 2015 году прошёл четвёртый по счёту мониторинг, который охватил «все организации высшего образования» . Из основных нововведений можно отметить:

  • учёт фактического трудоустройства выпускников, который проводился на основании данных пенсионного фонда об отчислениях работодателями соответствующих взносов
  • в качестве нового критерия эффективности был введён показатель средней зарплаты профессорско-преподавательского состава
  • при принятии решений об эффективности деятельности вузов перестали учитывать показатель характеризующий инфраструктуру

Из 900 вузов, принявших участие в мониторинге выяснилось, что 57 достигли менее четырёх показателей, причём большая часть из них (32) негосударственные. Среди филиалов показатели оказались гораздо хуже. Так среди 1232 филиалов, 142 филиала выполнили менее четырёх показателей, причём, что весьма удивительно, большинство из них (134) – государственные. В итоге, министерство образования приняло решение «направить перечень высших учебных организаций и филиалов, выполнивших менее 4-х показателей эффективности, в Рособрнадзор для включения их в план мероприятий по государственному контролю в сфере образования» .

В 2016 году был проведён очередной, пятый по счёту, мониторинг эффективности деятельности вузов. Что касается процесса организации мониторинга, то по сравнению с предыдущими годами, серьёзные изменения произошли только в отношении критерия трудоустройство , где межведомственная комиссия единогласно поддержала предложение Минобрнауки России детализировать предоставление информации, получаемой в рамках исследования трудоустройства выпускников, проводимого на основании данных пенсионного фонда и Рособрнадзора. Согласно данным Главного информационно-вычислительного центра в мониторинге приняли участие 830 вузов и 932 филиала. «Среди госвузов неэффективными было признано 11 организаций. Также неэффективными признаны 199 филиалов государственных вузов, 81 частный вуз и 156 филиалов негосударственных вузов» .

Последний на сегодняшний момент мониторинг эффективности деятельности вузов прошёл в 2017 году. В процедуру процесса мониторинга по сравнению с предыдущими годами были внесены следующие изменения:

  • пороговое значение показателя трудоустройства приведено в соответствие с рассчитанным средним значением указанного показателя в 2016 году
  • установлено пороговое значение показателя заработная плата на уровне 150 % от средней заработной платы в субъекте Российской Федерации

В мониторинге приняли участие 770 государственных, негосударственных, муниципальных, и региональных образовательных организаций высшего образования и 691 филиал образовательных организаций высшего образования. Из вузов четыре и более показателей выполнили 664 заведения, а среди филиалов – 483.

Подводя общий итог мониторинга эффективности деятельности вузов, можно сказать, что стремления предыдущего руководства министерства образования, касающиеся сокращения количества вузов страны, в целом были достигнуты. Так «с 2014 года по 2017 год количество филиалов и вузов сократилось на 1097 заведений (в 2014 было 2268 учреждений высшего образования). При этом, сокращение наибольшим образом коснулось филиалов, причём количество государственных уменьшилось практически вдвое (с 908 до 428), а среди негосударственных закрылось около 80 % филиалов (на январь 2018 года из 422 частных филиалов ранее действующих филиалов, только 81 остался в системе образования)» .

Если говорить о дальнейших перспективах касающихся мониторинга деятельности вузов, то они, прежде всего, могут коснуться его содержания и организации. Так можно заметить, что за 6 лет мониторинга эффективности деятельности вузов так инее появился такой наиважнейший критерий как качество подготовки выпускников. Что касается сферы организации процесса мониторинга, то здесь предполагается, что все университеты в результате очередного этапа мониторинга попадут в одну из четырёх категорий по уровню риска, в соответствии с выявленными при проверке нарушениями. На основе этих данных, дальнейшие проверки будут осуществляться для тех вузов, где риски наиболее высоки, что вероятнее всего приведёт, во-первых, к «сбережению нервов» вузам с хорошей репутацией, а во-вторых, к дальнейшему сокращению числа слабо эффективных вузов, и соответственно к повышению общего уровня образования в стране.

Список литературы:

  1. Об осуществлении процесса мониторинга системы образования: постановление Правительства РФ от 5 августа 2012 г. №662: вступило в силу с 1 сентября 2013 г. // Рос. газ. – 2013. – 19 августа.
  2. Ильинский И. М. Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации. М.: Издательство мос. гум. университета. – 2000. – 354 с.
  3. Число государственных вузов к 2015 году сократят на 20%. URL: https://www.rbc.ru/society/10/07/2012/5703fa5c9a7947ac81a69f3f (дата обращения: 01.04.2018)
  4. Расстрельный список. URL: http://expert.ru/2012/11/1/rasstrelnyij-spisok/ (дата обращения: 02.04.2018)
  5. Минобрнауки выявило признаки неэффективности в работе 40 вузов ЦФО. URL: https://ria.ru/education/20121101/908529361.html (дата обращения: 01.04.2018)
  6. Ильинский И.М. Об эффективности мониторинга вузов // Образование и образованный человек в 21 веке. – 2013. – №2. – С.3 –9.
  7. Результаты мониторинга эффективности вузов официально опубликованы. URL: https://lenta.ru/news/2013/11/08/official/ (дата обращения: 07.04.2018)
  8. О мониторинге деятельности образовательных организаций высшего образования. URL: http://government.ru/orders/selection/405/17013/ (дата обращения 05.04.2018)
  9. Вузы, в которых умеют учить: что нужно знать о мониторинге эффективности. URL: http://tass.ru/obschestvo/3445117 (дата обращения: 07.04.2018)
  10. Подведены итоги мониторинга эффективности вузов 2015 года. URL: https://минобрнауки.рф/новости/6923 (дата обращения: 05.04.2018)
  11. В России отчислили половину вузов. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3540086 (дата обращения: 08.04.2018)

Минпросвещения выпустило рекомендации по организации дистанционного обучения в школах и колледжах. Официально каникулы объявлены с 23 марта до 12 апреля, но в условиях сложной эпидситуации школы готовятся переходить в режим онлайн-обучения. С какими проблемами они сталкиваются при этом? Рассказывают директора и педагоги.

В Интернете люди проводят очень много времени и за годы успевают изрядно "наследить" в Сети. Теперь при поиске сотрудников солидные организации тщательно изучают не только документы соискателя, но и содержимое его аккаунтов. А что думают об этом руководители российских школ и вузов? Просматривают ли они странички своих учеников, студентов, сотрудников? Вадим Мелешко провел опрос.

Сколько поваров требуется, чтобы накормить всю школу? Какие пирожки больше всего любят школьники? Во сколько обходится обед одного ученика? Как родители влияют на вкусовые предпочтения детей? Татьяна Масликова побывала в святая святых – столовой – школы №2 небольшого городка Поворино в Воронежской области и узнала о секретах местной кухни.

В профессиональной биографии Киры Прошутинской было все – от должности ведущей детских программ до работы руководителя телекомпании. На ее глазах звездами становились Тина Канделаки, Дмитрий Быков и Леонид Парфенов. Она не боялась менять жанры, экспериментировать и развиваться в своем деле. О цензуре на ТВ, премии ТЭФИ, школьных годах и многом другом читайте в нашем эксклюзивном интервью с известным журналистом.

Основные выводы мониторинга

Сильных стало больше: 36% вузов зачислили большинство отличников, всего 13% — преимущественно «троечников».

18 из 21 университета группы 5-100 зачислили большинство отличников.

Каждый шестой вуз России имеет как минимум одно направление, по которому он привлек самых сильных абитуриентов абитуриентов в стране.

Ведущие университеты страны — лидеры по качеству приема на бюджетные места зачислили и самых сильных «платников». Сработал эффект репутации.

Рекордно вырос среднего балла студентов ведущих технических университетов.
У аграрных вузов отмечены первые позитивные сдвиги.

Регионы-лидеры по качеству приема с большим отрывом от остальных — Москва, Санкт-Петербург, Томск.

Население готово платить за качество: повышение цены обучения в среднем на 16% не отразилось ни на спросе на платное образование, ни на качестве платных студентов.

Абитуриенты стали более рационально оценивать перспективы на рынке труда: вырос платный прием на «Здравоохранение» и «Информатику и вычислительную технику», снизился на «Экономику» и «Менеджмент».

Распределение вузов по качеству приема

Общий вывод исследования - в 2017 году закрепляются позитивные изменения в качестве работы и репутации российских университетов. Число вузов, зачисливших на 1 курс на бюджетные места больше половины абитуриентов-«отличников» с баллами ЕГЭ выше 70, достигло 151, увеличившись на 16 вузов. Сегодня это 36,2% российских вузов, по сравнению с 31,7% год назад. В «зеленую» группу перешли такие известные технические вузы, как Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) зачисливший на бюджет 2648 чел. со средним баллом 72,8, Национальный исследовательский университет "Московский энергетический институт" (1461 чел., средний балл 71,9), Московский технологический университет (2388 чел., средний балл 71,5), Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева (1012 чел., средний балл 71,4). Одновременно на 12 сократилось число вузов, набравших на первый курс «троечников» с баллами ниже 56. Теперь таких вузов всего 13,4%.

Бюджетный прием Доля вузов, % Всего вузов, ед.
2017 2016 2017 2016
вузов с баллами >80 8,6% 7,5% 36 32
вузов с баллами от 70 до 80 27,6% 24,2% 115 103
вузов с баллами от 56 до 70 50,4% 52,2% 210 222
вузов с баллами <56 13,4% 16,0% 56 68
всего вузов 100,0% 100,0% 417 425

Платный прием Доля вузов, % Всего вузов, ед.
2017 2016 2017 2016
вузов с баллами >80 1,2% 0,7% 5 3
вузов с баллами от 70 до 80 4,5% 5,1% 18 21
вузов с баллами от 56 до 70 58,1% 54,7% 234 223
вузов с баллами <56 36,2% 39,5% 146 161
всего вузов 100,0% 100,0% 403 408

Стоит отметить вузы, показавшие рекордный рост среднего балла зачисленных студентов. Из вузов-лидеров это санкт-петербургский Университет ИТМО, поднявший результат на 3,4 балла и переместившийся на с 8 на 5 место в рейтинге. Самым значимым является успех МАИ, поднявшего средний балл на 6,4 и вошедшего, как уже отмечалось, в группу «отличников». Это тем более выдающееся достижение, что у МАИ один из самых больших бюджетных приемов в стране.

В этом году впервые отмечается улучшение результатов приема в целом ряде аграрных вузов. Уральский аграрный университет, Якутская государственная сельскохозяйственная академия, Мичуринский государственный аграрный университет, Великолукская государственная сельскохозяйственная академия показали рост от 5,5 до 7,7 балла.

Вуз Средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджетные места 2017 Рост по сравнению с 2016
Грозненский государственный нефтяной технический университет 50,7 8,6 717
Якутская государственная сельскохозяйственная академия 60,3 7,6 312
Мичуринский государственный аграрный университет 56,7 6,9 367
Московский авиационный институт (национальный иссл. университет) 72,8 6,4 2648
Великолукская государственная сельскохозяйственная академия 53,2 6,2 113
Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург 61,4 5,5 336
Горский государственный аграрный университет, г. Владикавказ 50,4 5,1 351
Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова 64,2 4,9 350
Северо-Кавказская государственный гуманитарно-технологическая академия 64,3 4,9 321
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения 70,4 4,8 1126
Уральский государственный юридический университет, г. Екатеринбург 80,3 4,8 400
Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала 56,1 4,6 726
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет 72,6 4,4 325
Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина, г. Москва 67 4 1120
Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург 71,2 3,7 332
Чеченский государственный педагогический институт, г. Грозный 60,2 3,7 706
Пермский национальный исследовательский политехнический университет 69 3,6 1300
Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, г. Москва 79,9 3,5 891
Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт» 71,9 3,5 1461
Тюменский индустриальный университет 68,9 3,5 1589
Южно-Уральский государственный аграрный университет, г. Троицк 56,1 3,4 409
90,3 3,4 1229
Московский государственный университет геодезии и картографии 69,1 3,4 443
Национальный исследовательский Томский государственный университет 76,1 3,3 1499
Казанский национальный исследовательский технологический университет 65,3 3,3 1485
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет 61,4 3,3 799
Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа 57,3 3,3 501
85,8 3,2 730
Липецкий государственный педагогический университет 65 3,1 526
Московский технический университет связи и информатики 69,8 3,1 566
Московский политехнический университет 73,8 3 1224
Костромская государственная сельскохозяйственная академия 55,2 3 330

Лидеры-2017

Состав топ-10 вузов по качеству бюджетного приема не изменился с прошлого года, однако в расстановке мест в нем произошли изменения.

В «пятерку» лидеров по качеству бюджетного приема в 2017 году (среди вузов с набором на бюджет свыше 300 человек) вошли МГИМО (95,6), МФТИ (94,1), НИУ ВШЭ - Москва (93,9), СПбГУ (90,7), Университет ИТМО (90,3), оттеснивший МГУ им. Ломоносова. В этом году все вузы топ-5 показали результаты 90+, в прошлом году таких вузов было всего 3.

В топ-10 также вошли НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург), МГУ им. Ломоносова, МИФИ, Московский лингвистический университет и РАНХиГС (Москва).

Топ-10 вузов страны по качеству бюджетного приема (с набором более 300 чел. на бюджетные места)

Вуз Средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджетные места, 2017 Изменение среднего балла по сравнению с 2016 г. Зачислено на бюджетные места в 2017 г., чел.
1 Московский государственный институт международных отношений 95,6 0,2 454
2 Московский физико-технический институт 94,1 0,3 860
3 93,9 1,7 1948
4 Санкт-Петербургский государственный университет 90,7 0,7 1927
5 Университет ИТМО, г. Санкт-Петербург 90,3 3,4 1229
6 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», филиал, СПб 88,8 1,7 475
7 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова 88,5 0,7 3727
8 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва 88,4 0,6 513
9 Московский государственный лингвистический университет 87,0 2,3 547
10 86,9 1,1 600

Еще один аспект лидерства - лучшие результаты по направлениям подготовки. В целом приблизительно каждый шестой вуз имеет как минимум одно направление, по которому -- среди всех вузов, предлагающих в РФ образование по этому направлению -- он привлек самых сильных абитуриентов и тем самым по среднему баллу зачисленных на данное направление занял 1-3-е место. Такие вузы, которые хотя бы по одному из своих направлений подготовки лидируют на уровне страны, расположены в 21 регионе: 24 вуза в Москве, 15 в Санкт-Петербурге, 3 вуза в Казани, по 2 вуза в Томске, Нижнем Новгороде и Новосибирске. По одному вузу хотя бы с одним сильным направлением подготовки в следующих регионах: Белгородская область, Воронежская область, Иркутская область, Калининградская область, Краснодарский край, Мурманская область, Оренбургская область, Пензенская область, Приморский край, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Свердловская область, Тамбовская область, Тульская область, Ульяновская область.

Безусловно, есть вузы, которые привлекли сильнейших абитуриентов в стране сразу на несколько направлений подготовки - или на все свои направления. По итогам приема 2017 года такое 100-процентное лидерство демонстрируют три ун-та: МГИМО, МФТИ и НИУ ВШЭ-Москва -- абсолютно по всем направлениям подготовки, по которым они вели набор, по среднему баллу зачисленных на бюджет они заняли 1-3 места среди всех вузов, предлагавших обучение по этим направлениям. В Ун-те ИТМО таких направлений 80%, в СПбГУ - 76%, в МГУ им. М.В. Ломоносова - 55% (подробнее см. таблицу в приложении).

Платный прием

В этом году значительно выросли цены платного обучения - в среднем на 16%. При этом число студентов, зачисленных на платные места, не снизилось, качество также осталось на прежнем уровне. Это свидетельствует о том, что население имеет значительный потенциал платежеспособного спроса на высшее образование. Тот факт, что средний балл платного приема в 22 университетах России превосходит 70, а еще в 46 - составляет от 65 до 70 - демонстрирует, что большая часть абитуриентов сознательно выбирает платное обучение в приоритетном вузе и на приоритетном для себя направлении тому, чтобы поступить на бюджетное место в другом вузе.

Значительно вырос платный прием в медицинские вузы и на направление «Юриспруденция» и «Информатика и вычислительная техника». Сократился - на направления «Экономика» и «Менеджмент». Практически вдвое вырос платный прием в ведущий педагогический вуз страны МПГУ. Это показывает, что население стало более рационально оценивать перспективы разных профессий на рынке труда.

Состав вузов с лучшим платным приемом, как и в прошлом году, полностью совпадает с составом вузов с лучшим бюджетным приемом:

  • Московский физико-технический институт (83,6 балла, 133 чел.)
  • Московский государственный институт международных отношений (82,1 балла, 752 чел.)
  • НИУ ВШЭ, Москва (80,6 балла, 3795 чел.)
  • Санкт-Петербургский государственный университет (79,6 балла, 1114 чел.)
  • НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург (78 баллов, 805 чел.)
  • Университет ИТМО (76 баллов, 420 чел.)

Выделяется группа университетов с очень большим платным приемом. Примерно у каждого второго вуза этой группы произошел существенный рост такого приема. Среди 10 крупнейших провайдеров платного образования, зачисливших в головной вуз больше 2 тыс. чел., только лидер -- НИУ ВШЭ-Москва имеет высокое качество приема 80+. Среди остальных вузов группы нет ни одного с качеством 70+. Второй результат - 68,6 балла - имеет Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва. Третий - Санкт-Петербургский государственный политехнический университет им. Петра Великого зачисливший 1730 чел. с средним баллом 68,1.

Вуз Средний балл ЕГЭ, 2017 Зачислено на платные места, чел.
бюджетные платные Рост / падение 2016-2017 2017 2016
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва 93,9 80,6 −0,3 3795 3085
Казанский (Приволжский) федеральный университет 77,3 66,5 0,4 3335 3357
Тюменский государственный университет 74,3 59,8 0,3 3159 1887
Российская академия народного хозяйства и государственной службы, г. Москва 86,9 65,2 −0,1 2475 2343
Российский университет дружбы народов, г. Москва 78,8 62,3 −0,4 2437 2385
Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина 73,0 63,6 −0,7 2234 1903
Московский технологический университет 71,5 56,1 0,6 2140 1735
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва 85,8 68,6 1,7 2028 1920
Московский государственный университет путей сообщения 60,6 55,0 −1,3 1876 1976
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет 78,3 68,1 2,1 1730 1344

Надо отметить, что самым низким качеством приема в этой группе выделяются два московских вуза. Это недавно созданный на базе нескольких вузов Московский технологический университет (56,1) и Московский государственный университет путей сообщения, который зачислил 1876 студентов со средним баллом 55.

Направления подготовки

Самое высокое качество бюджетного приема традиционно - на 9-ти социально-гуманитарных направлениях подготовки, где средний балл зачисленных на первый курс превысил 80. Среди них наиболее крупные - «Юриспруденция» и «Экономика» с бюджетным приемом от 5 до 6 тыс.чел. Еще 20 направлений имеют средний балл от 70 до 80, то есть абсолютное большинство студентов - отличники. Среди них такие большие, как «Здравоохранение» (больше 25 тыс.зачисленных) и «Математика» (10 тыс.), а также «Физика» и «Информационная безопасность». Буквально на пороге «группы отличников» остановились «Информатика и вычислительная техника» (19,5 тыс.) и «Педагогическое образование» (21 тыс.)

По-прежнему остается неудовлетворительным качество приема на «Сельское и рыбное хозяйство» (15,5 тыс. бюджетных мест, средний балл 55) «Лесное дело» (3,3 тыс, 56) и «Транспортные средства» (11,5 тыс., 58 баллов).

Самый ощутимый рост качества приема наблюдается в группе «Технологии легкой промышленности» (+3,6 балла) и «Авиационная и ракетно-космическая техника» (+3 балла). Значимое снижение -- только в двух группах направлений: «Библиотеки и архивы» (-1,7 пункта) и «География» (-1,6 пункта).

Качество приема по группам направлений подготовки (набор более 5 тыс. чел. на бюджетные и / или платные места)

Группа направлений Ср.балл ЕГЭ (бюджет) 2017 Изменение среднего балла ЕГЭ (бюджет) по сравнению с 2016 г. Зачислено на бюджетные места, чел. 2017 Средний балл ЕГЭ (платн.) 2017 Зачислено на платные места, чел. 2017
82,6 0,8 2 956 69,0 7 150
Юриспруденция 82,3 1,8 5 264 61,7 21 252
Экономика 80,2 0,3 5 467 61,0 25 086
Менеджмент 75,7 1,3 4 365 60,2 10 908
Здравоохранение 74,6 −0,1 25 363 62,2 19 156
Математика 73,3 1,5 10 028 63,3 1 495
Физика 72,4 0,3 5 014 67,8 335
Информатика и вычислительная техника 69,6 1,0 19 566 59,8 4 832
Педагогическое образование 68,3 1,1 21 092 61,0 9 393
Химическая и биотехнологии 67,6 0,9 6 931 56,4 602
Автоматика и управление 67,5 1,1 5 318 54,6 900
Электронная техника, радиотехника и связь 65,3 0,8 8 691 53,1 828
Энергетика и энергетическое машиностроение 64,6 0,2 9 920 51,5 1 123
Строительство 64,4 −0,1 11 744 51,9 2 544
Геология 62,8 0,8 5 106 52,9 438
Технологические машины и оборудование 60,9 0,6 5 887 51,9 434
Экология 60,6 1,0 7 783 50,9 797
Транспортные средства 57,7 0,5 11 472 47,9 1 328
Сельское и рыбное хозяйство 55,3 1,0 15 629 52,2 1 037

В количественном отношении прирост и в бюджетном, и в платном наборе по сравнению с 2016 г. произошел на направлениях «Здравоохранение» и «Информатика и вычислительная техника». Заметное сокращение набора - на «Экономику» (на бюджетные места минус 748 чел., всего зачислено 5467 чел.; на платные -- минус 2 тыс. чел., всего зачислено 25 086 чел.) и «Менеджмент» (на бюджетные места минус 628 чел., всего зачислено 4365 чел., на платные места - минус 1 тыс. чел., всего. зачислено 10 908 чел.). По бюджетным местам сокращение набора прошло по группе «Энергетика и энергетическое машиностроение» (минус 1060 чел., всего зачислено 9920 чел.).

Группа направлений Зачислено в 2017 г., чел. Изменение численности Средний балл ЕГЭ 2017 Изменение среднего балла
Бюдж. Платн. Бюдж. Платн. Бюдж. Платн. Бюдж. Платн.
Информатика и выч. техника 19 566 4 832 671 888 59,8 69,6 1 1,1
Здравоохранение 25 363 19 156 543 1508 62,2 74,6 −0,1 0
Менеджмент 4 365 10 908 −628 −1049 60,2 75,7 1,3 1,2
Экономика 5 467 25 086 −748 −2028 61 80,2 0,3 0,2

А в платном наборе заметный прирост - на направлениях «Юриспруденция» (+ 3 тыс. чел., общая численность принятых на платные места в 2017 г. составила 21,2 тыс. чел.), «Здравоохранение» (+ 1,5 тыс. чел., всего зачислено 19 тыс. чел.), «Лингвистика и иностранные языки» (+ 865 чел., всего зачислено 7150 чел.), «Международные отношения» (+ 708 чел., всего зачислено 4092 чел.).

Группа направлений Зачислено
на платные места, чел.
Средний балл ЕГЭ
на платных местах
2017 2016 Прирост 2017 Изменение
Юриспруденция 21 252 18 082 3170 61,7 −0,1
Лингвистика и иностранные языки 7150 6285 865 69 0,1
Международные отношения 4092 3384 708 67,9 −0,7
Реклама и связи с общественностью 4434 3893 541 65,6 0

АННОТАЦИЯ

На протяжении последних пяти лет функционирует система внешней оценки качества деятельности ВУЗов. Статья посвящена анализу количественных и качественных изменений в подходе к измерению эффективности деятельности организаций высшего образования, а также обзору перспектив внедрения внутренней системы оценки качества образования в ВУЗе.

ABSTRACT

Over the past five years, there has been a system of external evaluation of the quality of Higher education institutions. The article is devoted to the analysis of quantitative and qualitative changes in the approach to measuring the effectiveness of higher education organizations, as well as to the review of the prospects for the introduction of an internal system for assessing the quality of education in Higher education.

Ключевые слова: мониторинг эффективности, критерии эффективности, пороговые значения эффективности, Дорожная карта, ФГОС 3++.

Keywords: monitoring the effectiveness, performance criteria, threshold values of the effectiveness, roadmap, GEF 3++.

С 30 декабря 2012 года вступило в силу Распоряжение Правительства Российской Федерации
№ 2620-р., утверждающее план мероприятий, направленных на повышение эффективности образования и науки («Дорожная карта Правительства РФ»). «Дорожная карта» призвана сформировать основные направления развития образования и науки от дошкольного образования до подготовки кадров высшей категории. «Дорожная карта» включает в себя основные количественные характеристики систем образования всех уровней на период с 2012 по 2018 гг. Поскольку в 2018 году «Дорожная карта» прекратит свое действие, а основанный на ее критериях эффективности мониторинг проводится в течение пяти лет, целесообразно подвести итоги и очертить перспективу на последний для анализа деятельности ВУЗов год.

Среди основных направлений «Дорожной карты правительства РФ» выделяются следующие:

  • проведение ежегодного мониторинга эффективности ВУЗов;
  • модернизация системы лицензирования и аккредитации образовательных программ;
  • совершенствование сети образовательных организаций (реорганизация и присоединение).

Как видно, первым инструментом достижения показателей «Дорожной карты» являлся мониторинг эффективности ВУЗов. С 01 сентября 2013 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 г. №662. «Об осуществлении мониторинга системы образования» , регламентирующее правила осуществления мониторинга системы образования и перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу. Согласно указанному Постановлению, Мониторинг эффективности ВУЗов – это систематическое, стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности. Проанализировав данное определение, можно судить о трех основных составляющих системы мониторинга образования. Во-первых, это систематичность. Начиная с 2012 года, мониторинг эффективности деятельности ВУЗов проводится ежегодно. Во-вторых, стандартизация. Система показателей мониторинга эффективности ВУЗов является выражением необходимости стандартизировать наблюдение. Закономерным продолжением процесса разработки и утверждения показателей мониторинга было установление пороговых значений их выполнения. Универсальный перечень показателей хоть и отвечал требованию стандартизации наблюдения, но вызывал разногласия с точки зрения установления пороговых значений их выполнения. В связи с этим справедливым было утверждение пороговых значений в зависимости от региональной принадлежности ВУЗа. Третьим условием осуществления мониторинга эффективности ВУЗов является оценка условий осуществления образовательной деятельности. С целью выполнения этого условия корректировалась система показателей эффективности. В период с 2012 по 2017 гг. показатели эффективности имели качественные изменения, а также изменялись пороговые значения их выполнения. Наглядно динамика изменений показателей эффективности и их пороговых значений представлена в таблице 1 .

Таблица 1 .

Динамика изменения показателей мониторинга эффективности ВУЗов

Наименование показателя

Пороговое значение*

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

(проект)

Образовательная деятельность

Международная деятельность

Заработная плата ППС

Инфраструктура

Приведенный контингент студентов

Доля кандидатов и докторов наук

Дополнительный показатель

Трудоустройство

*Пороговые значения приведены для г. Санкт-Петербург

Как видно из таблицы 1, начиная с 2014 года, пороговые значения шести из семи показателей мониторинга эффективности ВУЗов не изменились. Исключением стал показатель «Заработная плата ППС», пороговое значение которого увеличивалось до уровня, регламентированного Дорожной картой Правительства РФ. Установленная в настоящее время система показателей эффективности максимально рациональна. С точки зрения достижения пороговых уровней показателей мониторинга, невозможно сформулировать «универсальный рецепт» их достижения, т.к. многие из показателей взаимосвязаны между собой. Так, показатель «Образовательная деятельность» стимулирует ВУЗы придерживаться определенного норматива при приеме студентов (на бюджетной и платной основе). Достижение порогового значения данного показателя возможно в двух случаях:

  • если в ВУЗе высокий проходной балл на бюджетную основу обучения;
  • если ВУЗ ограничивает прием на платно-договорной основе обучения (устанавливает лимит баллов, необходимый при заключении договора на платную форму обучения). При выборе второго подхода к достижению показателя, ВУЗы неизбежно теряют финансовые средства от основного вида деятельности, что, в свою очередь, приводит к затруднениям при достижении показателей «Финансово-экономическая деятельность», «Заработная плата ППС». Следовательно, ВУЗы вынуждены существовать в условиях жестких противоречий между максимизацией доходов и поддержанием необходимого уровня среднего балла ЕГЭ поступающих. Блок показателей «Финансово-экономическая деятельность», «Заработная плата ППС», «Научно-исследовательская деятельность» зависят не только от объема финансовых средств, но и от приведенной к ставкам численности НПР, которую, с целью достижения указанных показателей, необходимо минимизировать. Но и здесь ВУЗы сталкиваются с противоречием в виде утвержденного в Дорожной карте Правительства РФ соотношения «Преподаватель/Студент» . Противоречие заключается в том, что, наращивая количество студентов (в частности, обучающихся на внебюджетной основе), ВУЗы обязаны принимать в штат преподавателей (на внебюджетные ставки). Соотношение «Преподаватель/Студент» должно составлять 1/12, следовательно, приняв 12 студентов-платников, в составе НПР появится минимум 1 преподаватель, принятый на внебюджетную ставку. К данной штатной единице будут предъявляться все те же требования по выплате средней заработной платы, количеству выполненных хоздоговорных НИР и общему объему доходов, что и ко всем остальным НПР. Кроме того, отдельного внимания заслуживает показатель «Дополнительный», который фактически отражает уровень остепененности НПР ВУЗа. Любому ВУЗу в условиях мониторинга экономически выгодно принимать на внебюджетные ставки НПР в должности преподавателя и старшего преподавателя, т.к. их заработная плата ниже по сравнению с доцентом и профессором, а объем аудиторной учебной нагрузки можно сделать максимальным. Дабы не происходило злоупотребление такой экономией, существует показатель «Дополнительный», стимулирующий принимать в число НПР преподавателей, имеющих степени кандидата и/или доктора наук.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что система показателей мониторинга эффективности ВУЗов максимально взаимосвязана, рациональна и формирует достаточно жесткие рамки в многоаспектной деятельности ВУЗа.

Тем не менее, мониторинг эффективности ВУЗов существует сравнительно давно и многие учебные заведения нашли пути приспособления к утвержденной системе показателей.

Таблица 2 посвящена итогам проведения мониторинга эффективности в хронологической динамике .

Таблица 2.

Результаты мониторинга эффективности ВУЗов в разрезе количества ВУЗов, признанных эффективными

Из таблицы 2 видно, что количество ВУЗов, признанных неэффективными за период проведения мониторинга снизилось более, чем в 10 раз. Количество ВУЗов, выполнивших 100% показателей увеличилось в 4 раза, каждый 4-й ВУЗ выполняет все показатели эффективности.

Тем не менее, есть объективная необходимость выявления перечня проблемных и сложнодостижимых показателей эффективности. С этой целью сформирована таблица 3 .

Таблица 3.

Результаты мониторинга эффективности ВУЗов г. Санкт-Петербург в разрезе преодоления пороговых значений показателей

Наименование показателя

Удельный вес организаций, не выполнивших пороговое значение указанного показателя* (%)

По данным мониторинга 2015 г.

По данным мониторинга 2016 г.

По данным мониторинга 2017 г.

Образовательная деятельность

Трудоустройство

Заработная плата ППС

Дополнительный показатель

Международная деятельность

Финансово-экономическая деятельность

Научно-исследовательская деятельность

*Указано количество ВУЗов, принимавших участие в мониторинге эффективности, расположенных на территории г. Санкт-Петербург

По данным мониторинга эффективности, проведенного в 2017 году, наибольшее количество ВУЗов (35,1 %), не выполнили такие показатели, как «Образовательная деятельность» и «Трудоустройство». Данные показатели также были в числе лидирующих по сложности достижения пороговых значений в 2016 и 2015 гг. Более четверти ВУЗов по прежнему не выполняют показатель «Заработная плата ППС», а следовательно нарушают Дорожную карту Правительства РФ; почти 20% ВУЗов не соответствует требованиям остепененности НПР. Нельзя не заметить, что в результате мониторинга, проведенного в 2017 г., по всем показателям эффективности, удельный вес ВУЗов, не выполнивших их, снизился.

В 2018 году завершается срок действия Дорожной карты Правительства РФ, а положительная динамика достижения показателей эффективности демонстрирует высокий уровень адаптированности учебных заведений к сложившейся системе внешнего мониторинга. Половина действующих показателей носит финансовый характер и не имеет отношения к качеству образования. Единственный справедливый показатель – трудоустройство, порядок расчета которого не определен до сих пор (кроме того, что сведения представляются ПФР). Единственным условием его преодоления является наличие выпускников очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года с момента выпуска. Следовательно, ВУЗы, реализующие программы обучения только по заочной форме признаются автоматически не выполнившими данный показатель, не смотря на то, что подавляющее большинство студентов-заочников трудоустроены, а обучение и получение высшего образования способствует продвижению в профессиональной сфере, что положительно характеризует ВУЗ.

Из всего вышесказанного следует сделать вывод о необходимости разработки актуальной системы показателей эффективности, опираясь не только на деятельность ВУЗа, как хозяйствующего субъекта, а как на организацию, выполняющую важнейшую социальную функцию. Потребителями образовательных услуг являются студенты и работодатели, мнение которых при оценке эффективности ВУЗа не учитывается.

Следует ожидать, что систему самооценки и самообследования ждет новое рождение в связи с назревающей необходимостью разработки обновленной системы показателей эффективности, а также с учетом требований ФГОС ВО 3++. В контексте данной статьи можно вынести следующие нововведения ФГОС ВО 3++: п. 4.6.1. ФГОС ВО 3++ «Качество образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе бакалавриата определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки, в которой Организация принимает участие на добровольной основе; п. 4.6.2. ФГОС ВО 3++ «В целях совершенствования программы бакалавриата Организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе бакалавриата привлекает работодателей и (или) их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников Организации. В рамках внутренней системы оценки качества образовательной деятельности по программе бакалавриата обучающимся предоставляется возможность оценивания условий, содержания, организации и качества образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин (модулей) и практик.» .

Как видно из проекта ФГОС ВО 3++ вводится понятие «внутренняя система оценки качества образовательной деятельности». Механизм оценки не определен, инструментарий и критерии также отданы на откуп руководству образовательных организаций. Важно лишь то, что обесцененное ранее самообследование (самооценка) вновь занимает ключевую позицию в работе образовательной организации.

Список литературы:
1. Мониторинг ВО. - URL: https://miccedu.ru/(дата обращения 12.03.2018).
2. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 г. № 662. «Об осуществлении мониторинга системы обра-зования»
3. Проекты ФГОС ВО 3++. – URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения 12.03.2018
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р. «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на по-вышение эффективности образования и науки".