III Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Собственная его императорского величества канцелярия Собственная его императорского величества канцелярия

English: Wikipedia is making the site more secure. You are using an old web browser that will not be able to connect to Wikipedia in the future. Please update your device or contact your IT administrator.

中文: 维基百科正在使网站更加安全。您正在使用旧的浏览器,这在将来无法连接维基百科。请更新您的设备或联络您的IT管理员。以下提供更长,更具技术性的更新(仅英语)。

Español: Wikipedia está haciendo el sitio más seguro. Usted está utilizando un navegador web viejo que no será capaz de conectarse a Wikipedia en el futuro. Actualice su dispositivo o contacte a su administrador informático. Más abajo hay una actualización más larga y más técnica en inglés.

ﺎﻠﻋﺮﺒﻳﺓ: ويكيبيديا تسعى لتأمين الموقع أكثر من ذي قبل. أنت تستخدم متصفح وب قديم لن يتمكن من الاتصال بموقع ويكيبيديا في المستقبل. يرجى تحديث جهازك أو الاتصال بغداري تقنية المعلومات الخاص بك. يوجد تحديث فني أطول ومغرق في التقنية باللغة الإنجليزية تاليا.

Français: Wikipédia va bientôt augmenter la sécurité de son site. Vous utilisez actuellement un navigateur web ancien, qui ne pourra plus se connecter à Wikipédia lorsque ce sera fait. Merci de mettre à jour votre appareil ou de contacter votre administrateur informatique à cette fin. Des informations supplémentaires plus techniques et en anglais sont disponibles ci-dessous.

日本語: ウィキペディアではサイトのセキュリティを高めています。ご利用のブラウザはバージョンが古く、今後、ウィキペディアに接続できなくなる可能性があります。デバイスを更新するか、IT管理者にご相談ください。技術面の詳しい更新情報は以下に英語で提供しています。

Deutsch: Wikipedia erhöht die Sicherheit der Webseite. Du benutzt einen alten Webbrowser, der in Zukunft nicht mehr auf Wikipedia zugreifen können wird. Bitte aktualisiere dein Gerät oder sprich deinen IT-Administrator an. Ausführlichere (und technisch detailliertere) Hinweise findest Du unten in englischer Sprache.

Italiano: Wikipedia sta rendendo il sito più sicuro. Stai usando un browser web che non sarà in grado di connettersi a Wikipedia in futuro. Per favore, aggiorna il tuo dispositivo o contatta il tuo amministratore informatico. Più in basso è disponibile un aggiornamento più dettagliato e tecnico in inglese.

Magyar: Biztonságosabb lesz a Wikipédia. A böngésző, amit használsz, nem lesz képes kapcsolódni a jövőben. Használj modernebb szoftvert vagy jelezd a problémát a rendszergazdádnak. Alább olvashatod a részletesebb magyarázatot (angolul).

Svenska: Wikipedia gör sidan mer säker. Du använder en äldre webbläsare som inte kommer att kunna läsa Wikipedia i framtiden. Uppdatera din enhet eller kontakta din IT-administratör. Det finns en längre och mer teknisk förklaring på engelska längre ned.

हिन्दी: विकिपीडिया साइट को और अधिक सुरक्षित बना रहा है। आप एक पुराने वेब ब्राउज़र का उपयोग कर रहे हैं जो भविष्य में विकिपीडिया से कनेक्ट नहीं हो पाएगा। कृपया अपना डिवाइस अपडेट करें या अपने आईटी व्यवस्थापक से संपर्क करें। नीचे अंग्रेजी में एक लंबा और अधिक तकनीकी अद्यतन है।

We are removing support for insecure TLS protocol versions, specifically TLSv1.0 and TLSv1.1, which your browser software relies on to connect to our sites. This is usually caused by outdated browsers, or older Android smartphones. Or it could be interference from corporate or personal "Web Security" software, which actually downgrades connection security.

You must upgrade your web browser or otherwise fix this issue to access our sites. This message will remain until Jan 1, 2020. After that date, your browser will not be able to establish a connection to our servers.

Кабинету была подчинена Собственная вотчинная канцелярия, учреждённая Екатериной I для заведования императорским имуществом и просуществовавшая до 1765 года , вследствие чего в деятельности Кабинета получили преобладание дела по заведованию императорскими вотчинами и особенно горными заводами.

В царствование Екатерины II эти дела становятся единственным предметом в ведении Кабинета; последнее обстоятельство вызвало образование отдельной от Кабинета Собственной канцелярии . При Павле I канцелярия государя пользовалась большим влиянием: в неё поступали дела, заслуживавшие особенного высочайшего внимания, мемории Правительствующего Сената и жалобы на верховные правительственные места и лица. По словам Трощинского, «государственный чиноначальник, управлявший сею канцеляриею, был действительным министром Его Императорского Величества по всем делам государственного управления». Эта канцелярии была закрыта в 1802 году с учреждением министерств.

Новое развитие Собственная канцелярия получила в царствование Николая I, когда на неё были возложены особые задачи, для чего были постепенно образованы шесть отделений канцелярии, имевших самостоятельное положение, а по своему значению равные министерствам. В 1826 году прежняя Собственная канцелярия получила наименование первого отделения Собственной Е. И. В. канцелярии; в том же году были учреждены второе и третье отделения Собственной канцелярии, в 1828 - четвёртое, в 1836 - пятое и в 1842 - шестое (два последних отделения - временные).

Четыре отделения Собственной канцелярии просуществовали до начала 1880-х годов, когда началось постепенное сокращение отделений Собственной канцелярии.

Первое отделение

Второе отделение

Второе отделение Собственной Е. И. В. канцелярии было образовано 4 апреля 1826 г. взамен состоявшей при Государственном Совете «комиссии составления законов». Это отделение имело своей целью, в противоположность прежней комиссии, не сочинение новых законов, а приведение в порядок действующих. Задача кодификации встала уже не в первый раз со времен Соборного Уложения 1649г, но впервые сам Император взял дело под личный контроль. Император серьёзнейшим образом добивался решения сложнейшей задачи - кодификации всего накопившегося законодательного материала с 1649 г. Только на создание специальной типографии было потрачено 1 млн золотых, сотрудников было от 30 до 50 человек - тоже деньги целевым направлением. Управляющим II отделением был назначен профессор Петербургского университета, первый декан Юридического факультета, в свое время ректор университета М. А. Балугьянский , но душой дела был его помощник М. М. Сперанский , благодаря энергии которого в течение трех лет были собраны все законы, накопившиеся за предшествующие 180 лет и разбросанные по разным местам и учреждениям (см. «Полное собрание законов Российской империи »). Считается, что сам Балугьянский был стар и как юрист уже плох, но Николай боялся шока людей от возвращения на высокое место Сперанского, хотя он уже был возвращен из опалы. Затем II отделение приступило к созданию второго сборника, в котором отобрало все действующее законодательство и изложило его в предметно-историческом, а не в хронологическом порядке (см. «Свод законов Российской империи »).

Позже на обязанность II отделения было возложено составление продолжений к Своду законов, а также дальнейшее издание Полного Собрания Законов. Кроме того, II отделение принимало участие в рассмотрении всех законопроектов, как по существу, так и по форме, то есть в соотношении их к Своду законов. Обязательная присылка законодательных проектов на предварительное рассмотрение II отделения была отменена в 1866 году. Независимо от этого, II отделению часто поручалось составление законопроектов; ему принадлежит составление «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» (1845), Уложения о наказаниях для Царства Польского, свода местных узаконений остзейских губерний и др. Кодификационные работы во II отделении были вверены редакторам; они же (или другие специалисты по назначению управляющего) составляли отзывы на поступавшие законопроекты. При II отделении имелась типография и специальная юридическая библиотека, в основание которой положено собрание книг бывшей комиссии составления законов.

Важной заслугой II отделения является его содействие развитию юридических наук в России. В 1828 году по предложению Сперанского ко II отделению были прикомандированы по три студента Санкт-Петербургской и Московской духовных академий для подготовки к профессорскому званию. В следующем году были вызваны для той же цели ещё 6 студентов академий, к которым присоединились ещё три студента Санкт-Петербургского университета : эти лица слушали в университете римское право и латинскую словесность и, кроме того, занимались во II отделении практически.

Пробыв около полутора лет при II отделении, студенты подверглись экзамену во II отделении; затем были посланы (в 1829 и 1831 годах) в Берлин, где под руководством Савиньи три года слушали лекции по юридическим наукам; по возвращении в Петербург они вновь подверглись экзамену и получили степень доктора прав. Все они (кроме трех рано умерших) заняли кафедры юридических наук в различных университетах и произвели переворот в преподавании юриспруденции в России, принеся с собой знакомство с европейской наукой и основательное знание отечественного права. Из них наиболее выдвинулись своими научными заслугами К. А. Неволин , Н. Крылов , Я. И. и С. И. Баршевы , П. Д. Калмыков и П. Редкин .

В 1882 году с целью сближения издания «Свода законов» с деятельностью Государственного совета II отделение Собственной Е. И. В. канцелярии было преобразовано в Кодификационный отдел при Государственном совете.

Во главе II отделения Собственной Е. И. В. канцелярии стояли: М. А. Балугьянский, граф Д. Н. Блудов , граф М. А. Корф , граф В. Н. Панин , князь С. Н. Урусов.

Третье отделение

Наиболее известно III Отделение Собственной Е. И. В. канцелярии. Было создано 3 (15) июня 1826 года , во главе стоял А. Х. Бенкендорф .

Структура III Отделения:

  • I экспедиция ведала всеми политическими делами - «предметами высшей полиции и сведениями о лицах, состоящих под полицейским надзором».

Через I экспедицию проходили дела, имевшие «особо важное значение», независимо от их принадлежности к сфере деятельности других экспедиций. Экспедиция ведала наблюдением за общественным мнением («состоянием умов») и составлением общих и частных обозрений важнейших событий в стране («всеподданнейших» докладов), наблюдением за общественным и революционным движением, деятельностью отдельных революционеров, общественных деятелей, деятелей культуры, литературы, науки; организацией политического сыска и следствия, осуществлением репрессивных мер (заключение в крепость, ссылка на поселение, высылка под надзор полиции), надзора за состоянием мест заключения. Экспедиция занималась сбором сведений о злоупотреблениях высших и местных государственных чиновников, ходе дворянских выборов, рекрутских наборов, сведений об отношении к России иностранных государств (до середины 1866 года). Позднее в I экспедиции остались лишь дела об «оскорблении членов царской фамилии».

  • II экспедиция занималась раскольниками, сектантами, фальшивомонетчиками, уголовными убийствами, местами заключения и «крестьянским вопросом» (разыскание и дальнейшее производство дел по уголовным преступлениям оставалось за Министерствам внутренних дел; связанные с фальшивомонетчиками - за Министерством финансов).

Осуществляла надзор за деятельностью в России различных религиозных конфессий, распространением религиозных культов и сект, а также административно-хозяйственным заведованием общегосударственными политическими тюрьмами: Алексеевским равелином , Петропавловской крепостью , Шлиссельбургской крепостью , Суздальским Спасо-Евфимиевым монастырем и Шварцгольмским домом. Организовывала борьбу с должностными и особо опасными уголовными преступлениями. Собирала сведения о деятельности общественных организаций, культурных, просветительских, экономических, страховых обществ, о различных изобретениях, усовершенствованиях, открытиях, а также о появлении фальшивых денег, документов и т. п. Занималась рассмотрением жалоб, прошений, доносов и составлением докладов по ним. Осуществляла надзор за решением гражданских дел о разделах земель и имущества, случаях супружеской неверности и др. Занималась комплектованием штатов III Отделения и распределением обязанностей между структурными подразделениями.

  • III экспедиция занималась специально иностранцами, проживающими в России, и высылкой неблагонадёжных и подозрительных людей.
  • V экспедиция (создана 23 октября 1842 года) занималась специально цензурой.

V экспедиция ведала драматической (театральной) цензурой, надзором за книгопродавцами, типографиями, изъятием запрещенных книг, надзором за изданием и обращением публичных известий (афиш), составлением каталогов пропущенных из-за границы книг, разрешением издания новых сочинений, переводов, наблюдением за периодическими изданиями.

  • Архив III Отделения (организован в 1847 году).

В Архиве хранились дела всех экспедиций, докладов и отчётов императору, вещественных доказательств и приложений к делам.

В инструкции Бенкендорфа чиновнику III Отделения целью отделения провозглашается «утверждение благосостояния и спокойствия всех в России сословий, восстановление правосудия». Чиновник III Отделения должен был следить за потенциально возможными беспорядками и злоупотреблениями во всех частях управления и во всех состояниях и местах; наблюдать, чтобы спокойствие и права граждан не могли быть нарушены чьей-либо личной властью или преобладанием сильных или пагубным направлением людей злоумышленных; чиновник имел право вмешиваться в тяжбы до их окончания; имел надзор за нравственностью молодых людей; должен был узнавать «о бедных и сирых должностных людях, служащих верой и правдой и нуждающихся в пособии», и т. п. Граф Бенкендорф даже не находил «возможности поименовать все случаи и предметы», на которые должен обратить внимание чиновник III Отделения при исполнения своих обязанностей, и предоставлял их его «прозорливости и усердию». Всем ведомствам было предписано немедленно удовлетворять все требования чиновников, командируемых III Отделением. В то же время чиновникам предписывалось действовать мягко и осторожно; замечая незаконные поступки, они должны были «сначала предварять начальных лиц и тех самых людей и употребить старания для обращения заблудших на путь истины и затем уже обнаружить их худые поступки пред правительством».

Указом 12 февраля 1880 года была учреждена Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия под главным начальством графа М. Т. Лорис-Меликова , и ей временно подчинено III Отделение вместе с корпусом жандармов, а указом 6 августа того же года Верховная распорядительная комиссия была закрыта и III Отделение Собственной Е. И. В. канцелярии упразднено с передачей дел в

III Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии

Начало формированию спецслужб Российской империи было положено 3 июня 1826 г. В этот день император Николай I подписал указ об образовании III Отделения в составе Собственной Его Императорского Величества Канцелярии (СЕИВК). Именно эта структура стала прообразом специальных служб в области государственной безопасности Российской империи.

Формирование III Отделения непосредственным образом связано с событиями 14 декабря 1825 г., когда часть гвардейских полков вышла на Сенатскую площадь Санкт-Петербурга, пытаясь привычными методами дворцовых переворотов изменить направление политического развития Российской империи.

А. Ладюрнер. Эскиз по рисунку императора Николая I. Конец 1840-х гг.

События 14 декабря 1825 г. создали реальную опасность для жизни молодого монарха Николая I. Именно в этот день вопрос личной безопасности Николая Павловича и его семьи обозначился со всей отчетливостью. Сам Николай I хладнокровно оценивал свои шансы, когда 11–12 декабря 1825 г. решил сам «брать престол». Утром 14 декабря 1825 г. Николай Павлович, одеваясь, сказал А.Х. Бенкендорфу: «Сегодня вечером, может быть, нас обоих не будет более на свете, но, по крайней мере, мы умрем, исполнив наш долг» 223 . Действительно, под контролем декабристов были значительные силы. Как один из вариантов развития событий ими рассматривалось цареубийство. Возможности для этого у них имелись. С 11 на 12 декабря 1825 г. караул в Зимнем дворце несла рота Московского полка под командованием декабриста штабс-капитана Михаила Александровича Бестужева. В ночь на 14 декабря К.Ф. Рылеев искал план Зимнего дворца, на что Александр Бестужев, усмехнувшись, сказал: «Царская фамилия не иголка, и, если удастся увлечь войска, то она, конечно, не скроется…»

Поэтому после подавления выступления бунтовщиков (позже их назовут декабристами) логичным стало обращение к Николаю I в конце января 1826 г. генерал-адъютанта А.Х. Бенкендорфа с запиской «Об устройстве внешней полиции», в которой речь шла о создании специальной политической полиции. После ее рассмотрения, 25 июня 1826 г. Николай I подписал указ об организации Отдельного корпуса жандармов. 3 июля 1826 г. последовал еще один указ – о преобразовании Особой канцелярии Министерства внутренних дел в III Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Шефом Корпуса жандармов и главным начальником III Отделения СЕИВК был назначен А.Х. Бенкендорф. Создание этих структур означало переход от политического розыска к системе политического контроля в Российской империи.

Дж. Доу. Портрет АХ. Бенкендорфа. 1822 г.

Надо подчеркнуть, что создатель и многолетний руководитель III Отделения граф А.Х. Бенкендорф был боевым генералом и делал карьеру не на дворцовых паркетах. В 1803 г. он участвовал в боевых действиях в Грузии (ордена Св. Анны и Св. Владимира IV степени), принимал участие в войнах с Францией в 1805 и 1806–1807 гг.

М.Я. фон Фок. Литография с оригинала Фридрица. 1820-е гг.

За отличие в сражении при Прейсиш-Эйлау А.Х. Бенкендорф был награжден орденом Св. Анны II степени. В Русско-турецкой войне 1806–1812 гг. отличился в сражении под Рущуком (июнь 1811 г., орден Св. Георгия IV степени).

Приемная А.Х. Бенкендорфа. Конец 1820-х и.

Во время Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов зарекомендовал себя как лихой кавалерийский командир, отличаясь личной храбростью. За эту кампанию Бенкендорф получил ордена Св. Георгия III степени, Св. Анны I степени, Св. Владимира II степени, золотую шпагу, украшенную бриллиантами, с надписью «За храбрость». Тем не менее он не посчитал зазорным для своей чести в 1821 г. представить императору Александру I подробную записку со сведениями о «Союзе благоденствия». Император оставил записку генерала без движения, но события 1825 г. показали прозорливость Бенкендорфа.

Новое подразделение формировались не на пустом месте. До 1826 г. в структуре МВД действовала Особенная канцелярия под руководством М.Я. фон Фока. Его опыт был использован в полной мере. В записке от 14 июля 1826 г. М.Я. фон Фок предлагал разделить III Отделение на четыре экспедиции. Задачу первой экспедиции фон Фок видел в предупреждении «злоумышлений против особы государя императора». Под этим подразумевалось, что III Отделение в первую очередь обеспечивает стратегическую безопасность царя и его окружения, охраняя «безопасность престола». При этом необходимо подчеркнуть, что собственно III Отделение было структурой скорее аналитической, главной задачей которой были сбор и обобщение собранной информации. В новой структуре использовалась агентурная сеть, созданная фон Фоком. Поскольку главная опасность для трона тогда исходила из среды оппозиционного дворянства, то это были не рядовые агенты. В их число входили статский советник Нефедьев, граф Лев Соллогуб, коллежский советник Бландов, писатель и драматург Висковатов 224 . Особое внимание сотрудников III Отделения обращалось на армию и гвардию, поскольку именно военные на протяжении XVIII – начала XIX вв. были главными организаторами заговоров и цареубийств.

А.В. Тыранов. Портрет генерал-майора Л.В. Дубельта. 1840-е гг.

Со временем III Отделение постепенно отказалось от оперативной работы, поскольку это не входило в его задачи, да и штат его сотрудников был очень небольшим 225 . Общее число сотрудников III Отделения на момент его основания составляло всего 27 человек. На момент упразднения III Отделения в 1880 г. число сотрудников было ненамного больше – 58 человек 226 .

III Отделение неоднократно подвергалось реорганизациям. В 1839 г., после объединения должности начальника Штаба Корпуса жандармов и управляющего III Отделением в лице Л.В. Дубельта, создана единая структура, просуществовавшая вплоть до 1880 г.

Надо отметить, что кроме сбора информации и ее аналитического осмысления III Отделение своим немногочисленным штатом чиновников решало множество вопросов, которые не имели никакого отношения к вопросам государственной безопасности и государственной охраны. Поэтому, когда в 1860-х гг. резко осложнилась внутриполитическая ситуация в Российской империи, перед III Отделением были поставлены новые задачи. Главная из них – борьба с революционным движением в России.

К числу мер по охране императорской фамилии в начале 1860-х гг. можно отнести то, что начальнику III Отделения и Шефу жандармов В.А. Долгорукову 227 и петербургскому военному генерал-губернатору А.Л. Суворову было поручено неослабное наблюдение за всеми отправляющимися в Царское Село по железной дороге. В свою очередь, полиции Царского Села поручалось наблюдать за всеми приезжающими.

В.О. Шервуд. Портрет В.А. Долгорукого в мундире лейб-гвардии Конного полка. 1882 г.

Но это были меры, носящие традиционный характер. Время требовало новых решений. После покушения Д. Каракозова в апреле 1866 г. и отставки В.А. Долгорукова преобразованиями занялся новый министр внутренних дел Петр Андреевич Шувалов. По его инициативе жандармский корпус лишился полицейских прерогатив. Главной задачей корпуса стало «наблюдение за обществом», т. е. III Отделение фактически стало «чистой спецслужбой». Однако эти реформы имели и свои негативные последствия. Дело в том, что либеральная интеллигенция, формировавшая общественное мнение в России, с большой симпатией относилась к тираноборческим настроениям революционеров, поэтому дела арестованных революционеров «разваливались» либеральными судами.

П.А. Шувалов

Поэтому в 1871 г. III Отделению возвратили полицейские функции, позволявшие активно влиять на следственные и судебные процессы.

Немаловажным было и увеличение финансирования всех структур, боровшихся с революционным движением в России. Бюджет Охранной стражи III Отделения, непосредственно занятой охраной царя, составил 52 000 руб. в год. В июле 1866 г. выделили дополнительные ассигнования на «усиление заграничной агентуры» в размере 19 000 руб. На содержание «секретного отделения» при петербургском обер-полицмейстере выделялось 29 000 руб. в год. Эти меры дали определенные результаты. Современникам П.А. Шувалов запомнился как человек, при котором на императора не совершилось ни одного покушения.

Таким образом, в 1826 г. была создана структура, которая пользовалась в 1820-1850-х гг. значительным влиянием в обществе. Фактически III Отделение СЕИВК стало фундаментом для создания в России профессиональных спецслужб. Вместе с тем, III Отделение в силу ряда объективных причин «не успевало» за развитием революционного движения в России и в конце 1870-х – начале 1880-х гг. фактически утратило инициативу в противостоянии политическому террору народовольцев. Именно это и стало главной причиной ликвидации III Отделения в 1880 г.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. автора Зимин Игорь Викторович

Собственный Его Императорского Величества конвой На протяжении всего XIX в. костяк охраны русских монархов составляли казаки. Начало создания Собственного конвоя восходит ко временам Екатерины II, которая в 1775 г. приказала сформировать военную команду для ее личной

Из книги Царская работа. XIX – начало XX в. автора Зимин Игорь Викторович

Специальная Охранительная команда III Отделения Собственной Е.И.В. канцелярии Непосредственным поводом к формированию 2 мая 1866 г. специальной «охранительной» (негласной) команды III Отделения Собственной Е.И.В. канцелярии стало первое покушение на императора Александра II,

Из книги Царская работа. XIX – начало XX в. автора Зимин Игорь Викторович

Собственный Его Императорского Величества Сводный пехотный полк Трагические события 1 марта 1881 г. повлекли за собой создание новых подразделений государственной охраны. В их числе был и Собственный Его Императорского Величества Сводный пехотный полк. Это

Из книги Царская работа. XIX – начало XX в. автора Зимин Игорь Викторович

Собственный Его Императорского Величества железнодорожный полк Появление 1-го Железнодорожного полка было связано с обострением политической ситуации в России в 1870-х гг., началом противостояния правительственных силовых структур и революционного терроризма.В 1860-1870-х

Из книги Царские деньги. Доходы и расходы Дома Романовых автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Повседневная жизнь царских дипломатов в XIX веке автора Григорьев Борис Николаевич

Часть I. Собственная Его Императорского Величества канцелярия по иностранным

Из книги Ювелирные сокровища Российского императорского двора автора Зимин Игорь Викторович

автора

22 февраля 1917 г. Среда. Собственный Его Императорского Величества поезд 22 февраля 1917 г. Император Николай II отбыл в Ставку в город Могилёв. Генерал А. И. Спиридович вспоминает свой разговор с генерал-майором Д. Н. Дубенским, официальным историографом пребывания

Из книги Кругом измена, трусость и обман [Подлинная история отречения Николая II] автора Мультатули Петр Валентинович

Ночь 28 февраля 1917 г. Собственный Его Императорского Величества поезд Император Николай II, прибыв ночью в свой поезд, тотчас принял генерал-адъютанта Н. И. Иванова, которого царь долго инструктировал по поводу его миссии в Петрограде. Камер-фурьерский журнал от 28 февраля

Из книги Кругом измена, трусость и обман [Подлинная история отречения Николая II] автора Мультатули Петр Валентинович

28 февраля 1917 г. Вторник. Собственный Его Императорского Величества поезд Первой странностью возвращения Государя в из Ставки в Царское Село является избранный маршрут следования. В отличие от предыдущих он был не напечатан на толстом картоне, а лишь наскоро написан на

Из книги Религия и нравы русских автора де Местр Жозеф

XXXV История указа Его Императорского Величества от 1806 г. Некий обер-офицер, состоявший в подчинении у министра внутренних дел графа Кочубея, решает направить прямо Его Императорскому Величеству докладную записку о положении дел в Европе, а также о тех мерах, которые

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 1 автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Тютчев. Тайный советник и камергер автора Экштут Семен Аркадьевич

Надин или Роман великосветской дамы глазами тайной политической полиции По неизданным материалам Секретного архива III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии История не должна вам казаться сонным кладбищем, по которому бродят одни только

Из книги Петербургские арабески автора Аспидов Альберт Павлович

По проекту и чертежам, нарисованным собственной рукой Ее Величества Судьба самого петербургского домаК началу 1760-х годов Петербург застраивался в основном усадьбами, включавшими в себя небольшие (кроме дворцов вельмож) деревянные или каменные дома на обширных участках.

Из книги Двор русских императоров в его прошлом и настоящем автора Волков Николай Егорович

IV. Инструкции Ее Императорского Величества господину обер-гофмейстеру (1730 год) Понеже Ее Императорское Величество, по примеру других благоучрежденных дворов всемилостивейшее заблагоизобрела и при своем Императорском Дворе обер-гофмейстера учредить, а к тому такая

Из книги Калужанин-герой. Подвиг унтер-офицера Старичкова автора Бессонов В. А.

Приложение 3 Отношение калужского губернатора А. Л. Львова начальнику Военно–походной его императорского величества канцелярии гр. Х. А. Ливену от 23 июня 1806 г. о положении семьи Старичкова в Калуге Милостивый государь граф Христофор Андреевич! Ваше сиятельство в

  1. КАБИНЕТ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА - КАБИНЕТ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА - государственное учреждение Российской империи в 1704-27, 1741-1917. Первоначальная личная канцелярия императора, затем управление имперской казной и имуществом (см. Кабинетские земли). С 1826 подчинен министерству императорского двора. Большой энциклопедический словарь
  2. Кабинет его императорского величества - Учреждение, ведавшее личным имуществом царской фамилии и занимавшееся некоторыми др. вопросами в 1704-1917. Учрежден в 1704 Петром I, являлся собственно канцелярией царя, ведал его казной и имуществом, вёл переписку. Большая советская энциклопедия
  3. кабинет его императорского величества - Государственное учреждение российской империи в 1704-1727, 1741-1917 гг. первоначально - личная канцелярия императора, затем - управление императорской казной и имуществом (см. кабинетские земли). с 1826 г. подчинен министерству императорского двора. Большой юридический словарь
  4. Кабинет Его Императорского Величества - I Учреждение под этим названием появилось в России при Петре I, с тем же характером, какой имели королевские К. на Западе. Это была собственная канцелярия государя, не имевшая определенной компетенции. При Екатерине I... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ВВЕДЕНИЕ

1. Место и роль Собственной Его Императорского Величества Канцелярии в структуре органов государственной власти Российской империи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Каждый правитель, наследственный или выборный, должен обладать штатом помощников, помогающие ему решать личные дела - работать с документацией, доносить до государя различного рода прошения, достойные его внимания и прочее. При императорах XIX - начала ХХ веков такие функции выполняла Собственная Его Императорского Величества канцелярия, но несправедливо будет сказать, что подобных организаций до этого не было - еще в Киевской Руси, во времена господства дворцово - вотчинной системы, подобные функции выполняли дворовые, тиуны и так далее, а уже в XVIII веке появились отдельные ото всей остальной системы управления структуры, выполняющие роль Императорской канцелярии. При Петре I - это Кабинет Его Императорского Величества, при Анне Иоанновне эти функции были переданы Кабинету Министров, при Петре II вновь воссоздается Кабинет Его Императорского Величества, просуществовавший до 1812 года, когда Кабинет заменяет Собственная Его Императорского Величества канцелярии. В ведение новой структуры входят как прошлые, чисто «канцелярские» функции (заведование делами императора, работа с документацией и прошениями), так и новые - подготовка указов на подпись, наблюдение за земельной собственностью императора, надзор за чиновничьей службой государственных органов.

Главной особенностью Собственной Его Императорского Величества канцелярий заключается в том, что она сама по себе не являлась государственной структурой. Наличие в наименовании слова «Собственная» выражало принадлежность этой структуры к личности императора, но, тем, не менее, именно она оказывала значительное влияние на работу других государственных органов.

В связи с этим автор поставил перед собой цель выяснить полномочия и роль Собственной Его Императорского Величества канцелярии в соответствии со ее статусом и структурой. Для достижения поставленной цели автор поставил перед собой следующие задачи:

1) показать эволюцию развития Императорской канцелярии;

2) рассмотреть структуру Собственной Его Императорского Величества канцелярии;

3) выяснить место и роль каждой составной части Собственной Его Императорского Величества канцелярии;

4) рассмотреть полномочия каждого подразделения Императорской канцелярии;

В связи с этим следует поставить вопрос, что способствовало именно такому развитию Собственной Его Императорского Величества канцелярии, какие события этому предшествовали и к чему это привело.

Собственная Его Императорского Величества Канцелярия получила свое наибольшее развитие именно в царствование Николая I, с чьим именем связывают новый виток развития абсолютизма в России. Как человек жесткий и волевой император повлиял и на характер деятельности Императорской канцелярии.

Развитие Собственной Его Императорского Величества канцелярии выражалось в реорганизации данной структуры на отделения, в ведение каждой входили определенная сфера, так или иначе интересующая государя.

Первое отделение стала в истинном смысле Императорской канцелярией, так как занималась документацией императора и его личными делами, принимала прошения на имя государя и так далее.

Второе отделение занималось кодификацией законодательства империи, а также рассмотрением юридической практики в стране и издании принятых нормативно - правовых актов.

Наибольшую известность получило Третье Отделение, ставшей тайной политической полицией, подчиненной лично императору. Именно с ее появления Россия стала характеризоваться как полицейское государство, все жители которого находятся под присмотром неустанного ока Третьего отделения.

Четвертое отделение занималось благотворительностью. Именно при помощи этого отделения появились государственные школы для сирот, учебные заведения для девушек и так далее. Главной особенностью этого отделения является то обстоятельство, что при реорганизации Собственной Его Императорского Величества канцелярии в 1873 году эта структура была выделена как отдельная организация под наименованием Собственную его императорского величества канцелярию по учреждениям императрицы Марии, претерпев незначительные изменения существует до сих пор.

В истории Императорской канцелярии имело место существования двух временных отделений: Пятого по устройству управления на Кавказе и Шестого по крестьянскому вопросу.

При написании данной курсовой работы использована как учебная литература авторов С.А. Воронцова, И.А. Исаева, В.К. Цечоева, Ю.П.Титова, также исследования Л.Е. Шепелева, А.Э. Нольде, А. В. Синельников, В.И. Жухрая, К.В. Степанец, П.В. Власова.

1.Место и роль Собственной Его Императорского Величества Канцелярии в структуре органов государственной власти Российской империи

Собственная Его Императорского Величества канцелярия получила свое название организацию в 1812 году. Однако и ранее, под теми или другими названиями всегда существовали учреждения, заведовавшие делами, относящимися к непосредственной личной компетенции монарха, а равно и другими делами, возлагавшимися на подобные учреждения по тем или другим соображениям.

При Петре I Собственная канцелярия государя называлась Кабинетом его императорского величества. Этому способствовало возникновение в 1704 году специальной должности для заведывания «кабинетными делами» - ведения царской переписки, управления царской казной и имуществом. При Петре II Кабинету была подчинена вотчинная канцелярия, заведовавшая императорскими вотчинами. В царствование Екатерины II эти делами преимущественно и занимался Кабинет. При Павле I в Кабинете начинают сосредоточиваться дела, требовавшие личного внимания государя, в него поступали заслуживающие внимания царя документы. До конца XVIII в. личные императорские канцелярии, действовавшие в той или иной организационной форме, именовались обычно «Кабинетом Его Императорского Величества», кроме периода 1731 -1741, когда это название было официально закреплено за учреждением, более известным как «Кабинет министров». С конца XVIII в. название «Кабинет Его Императорского Величества» закрепилось за той структурной частью императорской канцелярии, которая осуществляла функции собственного казначейства и управления земельными владениями, промышленными предприятиями и др. имуществом, принадлежащим императорской фамилии.

Итак, канцелярия эта возникла еще в 1812 г. ввиду чрезвычайных обстоятельств, связанных с войной и долгое время возглавлялась известным А. А. Аракчеевым и даже размещалась в его доме Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры и ордена Российской империи. - М.: Центрполиграф, 2003. - с.17. В ведении канцелярии находились дела, подлежавшие высочайшему рассмотрению. Но до середины 20-х г. XIX в. ее роль в управлении государством была невелика.

Но наивысшее развитие Собственная Его Императорского Величества Канцелярия получила при правлении Николая I. Эта канцелярия подчинялась только императору и действовала от его имени. Именно в это время созданные 6 отделений и канцелярия в целом приобрели функции высшего и центрального органа управления.

В самом начале николаевского царствования (31 января 1826 г.) ее реорганизовали и разделили первоначально на два отделения. Первое осуществляло общий контроль за организацией гражданской службы и ее прохождением чиновниками (назначение высших чиновников, установление условий их службы, награды и т. п.). На Второе отделение возлагалась кодификация законодательных актов Российской империи. 3 июля 1826 г. создается (более других известное) Третье отделение, которое стало органом административного надзора и центром политического сыска в стране. В 1828 г. организуется Четвертое отделение, для заведования благотворительными учреждениями императрицы Марии Федоровны, вдовы Павла I (так называемое Мариинское ведомство). Временные Пятое (1836-1866) и Шестое (1842-1845) отделения ведали подготовкой нового положения о государственных крестьянах и реформы административного устройства Кавказа. К 1882 году была проведена реорганизация Императорской канцелярии, в результате которой исчезло деление на отделения и в качестве канцелярии остается I отделение.

Таким образом, создание императорской канцелярии отражало тенденцию к усилению централизма в системе государственной власти. Она превратилась в орган, связывающий монарха со всеми правительственными учреждениями, обеспечивающий его активное личное участие в управлении государственными делами и надзирающий за всеми основными частями бюрократической машины.

2. I отделение Императорской канцелярии

Первоначально Собственная Его Императорского Величества канцелярия заведовала лишь личными делами императора и его документацией, но в дальнейшем ее роль возрастает.

В самом начале николаевского царствования (31 января 1826 г.) ее реорганизовали и разделили первоначально на два отделения. На Первое отделение возлагалось общее руководство организацией гражданской службы.

В начале своей деятельности Первое отделение насчитывало всего несколько чиновников, и Николай I хвастался, что, «несмотря на сие, течение дел столь быстро, что ежедневно кончаются все дела» Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры и ордена Российской империи. - М.: Центрполиграф, 2003. - С.19.

В сфере организации государственной службы деятельность Собственной канцелярии с самого начала направлялась на решение трех главных задач:

1. Очищение состава чиновников от тех, кто не имел права на государственную службу или чины данного класса;

2. Подготовка законоположений, устанавливающих четкий правовой порядок приема на государственную службу и прохождения ее;

3. Разработка единой системы форменной одежды для гражданских чиновников. Считалось, что такая одежда столь же необходима, как и в армии. Выделяя визуально агентов государственной власти из общей массы населения и, наоборот, указывая на корпоративную общность чиновников отдельных ведомств, такая одежда подчеркивала престиж государственной службы и оказывала большое нравственное влияние на ее обладателей.

По указанию Николая I Первое отделение в 1827 г. организовало проверки состава столичных чиновников, в особенности низших, на предмет выяснения их прав на занятие должностей государственной службы. Сам император в 1828 г. неожиданно посетил Сенат, явно с контрольными целями. Собственной канцелярии он поручил разработать новую «Табель о рангах» -- на этот раз о рангах (классах) всех должностей гражданской службы (в 1835 г. издается «Расписание должностей гражданской службы по классам от XIV до V включительно»). Тогда же по указанию императора готовится реформа форменной одежды гражданских чиновников (реализована законом от 27 февраля 1834 г.).

В 1836 г. на Первое отделение возлагается «наблюдение за службой всех гражданских чиновников». Николай I заметил как-то, что в предоставленном ему списке чиновников значатся лица, привлекавшиеся к ответственности, причем умалчивается об их подсудности. Государю угодно было проверить, нет ли незаконно приобретенных имений, и в этом также обнаружились злоупотребления. Поэтому государь, убедившись в необходимости особенного наблюдения за всем гражданским служебным персоналом в Империи. С этой целью с 1846 года по 1857 в сферу ведения этого отделения было введено также заведывание делами государственной службы гражданского ведомства, для чего в его составе был образован инспекторский департамент гражданского ведомства.

В 1848 году Николай I констатировал, что «цель достигнута: порядок, отчетность заменили беспечность и злоупотребления разного рода». Танеев, глава I отделения с 1831 по 1865 года, считал, что удалось достигнуть и некоторого «упрощения форм делопроизводства, на что требовалось прежде несколько месяцев... то совершается в несколько недель, и уже это одно ускорение производства есть для личного состава гражданских чинов истинное благодеяние» Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры и ордена Российской империи. - М.: Центрполиграф, 2003. - с.23.

В Инспекторском департаменте оказались все случаи, связанные как с назначениями на должность, так и с производством в чины. Перемены по службе чинов VI класса и выше оформлялись «высочайшими приказами». Позже Танеев докладывал Александру II: «Делопроизводство о награждении чинами, за выслугу определенных по закону сроков, составляет главное занятие по Инспекторскому департаменту, которому подлежит из удостаиваемых начальствами производства в чины ежегодно до 18 тыс. лиц рассмотреть права каждого» там же - с.24.

В 1858 г. Инспекторский департамент был упразднен, а обязанности его переданы Департаменту герольдии Сената, но к I отделению в 1859 году был присоединен «комитет призрения заслуженных гражданских чинов», образованный еще при Императоре Александре I, в 1822 году.

После ликвидации прочих отделений с 1882 г. Первое отделение снова стало называться Собственной канцелярией и занималось главным образом вопросами службы высших чиновников; для руководства гражданской службой в составе канцелярии существовал Инспекторский отдел (1894-1917). С 1894 при канцелярии имелся комитет «О службе чинов гражданского ведомства и о наградах», с 1898 - Комиссия для предварительного рассмотрения вопросов и предложений относительно форм обмундирования чинов гражданского ведомства.

С 1882 года предметам ведомства Собственной Его Императорского Величества канцелярии относятся довольно разнообразные вопросы такие, как исполнение полученных от государя повелений и поручений, изготовление, в известных случаях, Высочайших указов, рескриптов и прочее представление ему поступающих в канцелярию на Высочайшее Имя бумаг по некоторым из высших государственных учреждений, а также донесений начальников губерний и объявление по этим представлениям резолюций. В компетенцию канцелярии также входит: рассмотрение и представление на Высочайшее усмотрение ходатайств благотворительных и общеполезных учреждений, не состоящих в прямом ведении министерств или главных управлений; первоначальное рассмотрение и дальнейшее направление, согласно указаниям представителя верховной власти, вопросов, касающихся общих, преимущественно формальных, условий гражданской службы, а равно и вопросов относящихся до наградного дела и прочее.

В 1894 году к ведомству собственной Его Императорского Величества канцелярии были вновь отнесены дела по службе гражданской именно, по так называемой, инспекторской части. Все такого рода дела должны рассматриваться в «Комитете о службе чинов гражданского ведомства и о наградах», делопроизводство же по этой части возложено на инспекторский отдел Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Таким образом, как назначение на должности, так и увольнение от должностей, должно быть санкционировано Высочайшим приказом. В виду, однако, возникших затруднений, в виде чрезмерно сложного делопроизводства, компетенция комитета и инспекторского отдела была в 1895 году вновь сокращена выделением из нее дел по службе чиновников высших классов. Канцелярия и её органы после свержения самодержавия были упразднены в апреле 1917.

3. II отделение Императорской канцелярии

Первая реорганизация Собственной Его Императорского Величества канцелярии произошло 31 января 1826 года, когда этот орган был разделен на две части. Задачей Второго отделения Собственной канцелярии была кодификация законов Российской империи. В связи с его образованием Комиссия составления законов, существовавшая еще с конца XVIII века, была упразднена. Кроме того, второе отделение осуществляло цензуру юридической литературы, издаваемой частными лицами, готовило заключения по правовым вопросам для высших государственных учреждений, активно участвовало в законотворческой деятельности.

Николай I справедливо считал существование полных и удобных для пользования изданий законодательных актов условием правопорядка в стране. В апреле 1831 года в рескриптах на имя товарища министра юстиции Д. В. Дашкова и министра финансов Е. Ф. Канкрина император писал: «Полное собрание отечественных наших законов и достоверное их в общем… составе издание... наконец в течение последних четырех лет, по особенному моему повелению, приведено к совершению. Собрание сие объемлет сто семьдесят шесть минувших лет. Цель его, как прежде была, так и ныне есть: удовлетворить потребности времени настоящего и вместе с тем положить твердое основание будущему сей части устройству... Я приказал снабдить оным на счет казначейства Государственный совет, Комитет министров. Святейший Синод, все департаменты Правительствующего Сената и все губернские присутственные места». Далее предписывалось «надлежащее в каждом месте хранение их и употребление Нольде А.Э. М.М. Сперанский. Биография. - М. : Моск. школа полит. исслед., 2004. -с. 174.

Таким образом составление Свода законов свидетельствует об осознанной необходимости руководствоваться твердыми правилами, а не личным усмотрением решающей власти и не указаниями на постановления разного времени, нередко противоречащие друг другу и допускавшие произвольные толкования.

Для подготовки Полного собрания законов Российской империи, построенного по хронологическому принципу, были собраны все (в том числе и уже не действовавшие) законодательные акты, принятые с 1649 года по декабрь 1825 года. Их оказалось более тридцати тысяч. Они составили издание объемом в 45 томов. Все тома были отпечатаны в невероятно короткий срок - всего за один год, что стало возможным лишь благодаря созданию особой государственной типографии. Впоследствии было осуществлено печатание погодных томов (с отдельной их нумерацией) за 1825 - 1881 года (так называемое II собрание). Всего Полное собрание законов вместе с приложениями и указателями насчитывает 233 больших тома.

Для практической работы государственных и других учреждений более удобным был издававшийся одновременно с Полным собранием Свод законов, содержавший только действовавшие законодательные акты, расположенные по тематическим разделам - томам. Так, например, третий том содержал Свод уставов о службе гражданской. Издание было начато в 1832 году. Время от времени тома Свода законов переиздавались в дополнительном виде и с исключением актов, утративших силу.

В 1869 году при содействии II отделения было начато печатание «Правительственного вестника», в котором должны были помещаться все исходившие от верховной власти акты, высочайшие приказы, правительственные распоряжения и прочие документы, а также «те заявления», которые ведомства «сочтут нужными со своей стороны».

В 1882 году второе отделение было упразднено; и деятельность по изданию законов вновь возложена была на Государственный совет, при котором для этой цели был образован кодификационный отдел, упраздненный в свою очередь в 1894 году, с возложением его деятельности на государственную канцелярию.

4. III отделение Императорской канцелярии, его особая роль и значение

Николай I начал свое правление с подавление восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, что отложило отпечаток на все его царствование. Восстание декабристов показало, что существующая структура правоохранительных органов не оказывает позитивного влияния на эффективность их работы. Вне поля зрения органов политического розыска оказалось создание ряда тайных обществ, подготовка и осуществление открытого выступления против существующего строя.

Эти события со всей очевидностью показали руководству России необходимость осуществления постоянного контроля за процессами, происходящими в обществе.

Несмотря на относительно спокойное подавление восстания декабристов, Николай I, на первые часы царствования которого пришелся мятеж, по - видимому, решил, что это не конец, а лишь начало революционного движения в России.

Поэтому он убедился в необходимости срочной реорганизации системы политического розыска. Император видел пути стабилизации обстановки в стране в укреплении государственных органов, более того, в личном управлении империей.

Для предотвращения нежелательных, но возможных событий, наподобие восстания декабристов, Николаю I требовалась новая силовая структура, которой вскоре стало новое отделение Императорской канцелярии.

Тем ни менее III Отделение строилось в сравнительно спокойное время: в течение дальнейшего николаевского царствования в России не было ни одного крупного революционного выступления.

Возможно, это и определило характер деятельности III отделения на протяжении всего его существования. По - видимому, структура отделения, его функциональные обязанности, формы и методы работы удовлетворяли императора, поскольку просуществовала практически без изменений 55 лет (абсолютный рекорд для спецслужб России) Воронцов С.А. Правоохранительные органы. Спецслужбы. История и современность. - учебник. -Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - С. 92.

Еще в январе 1826 года Бенкендорф представил записку об учреждении высшей полиции, предлагая в ней назвать главу ее министром полиции и инспектором корпуса жандармов. За этой запиской последовали еще другие об организации корпуса жандармов. Однако, император Николай не пожелал присвоить задуманному новому учреждению название министерства полиции. Окончательно придумано было для нового учреждения небывалое название: III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, что, в сущности, означало желание государя лично контролировать деятельность тайной полиции. Учреждается новая структура 3 июля 1826 года в результате очередной реорганизации Императорской канцелярии.

При образовании III Отделения в него вошли три составных элемента: особенная канцелярия Министерства внутренних дел, тайная агентура и жандармерия. Первоначально возглавил новую организацию А.Х.Бенкендорф, еще при Александре I выдвигавший идеи тайной полиции.

В начале деятельности Третьего отделения были заметны некоторые недочеты в организации. Например, глава отделения назначался указом императора и одновременно это же лицо становилось начальником штаба корпуса жандармов другим указом императора. Только в 1839 году должность начальника штаба корпуса жандармов была соединена с должностью управляющего III Отделением.

Центральный аппарат III отделения был малочислен и составлял первоначально 16 человек, которые были распределены по четырем экспедициям. I экспедиция ведала «предметами высшей полиции и сведениями о лицах, состоящих под полицейским надзором», то есть занималось политическими делами, проводило дознания по политическим делам, вело наблюдение за всякими революционными общественными организациями и составляло для императора ежегодные отчеты об общественном мнении и политической жизни страны.

Вторая экспедиция ведала раскольниками, сектантами, фальшивомонетчиками, уголовными убийствами, местами заключения и крестьянским вопросом. В частности, заведовала Петропавловской и Шлиссельбургской крепостями.

Третья экспедиция вела наблюдение за проживающими в России иностранцами, собирала сведения о политическом положении и различных радикальных партиях и организациях зарубежных государств. Четвертая экспедиция вела переписку всех происшествий, ведало личным составом, пожалованиями и др. Пятая экспедиция, созданная несколько позднее, чем первые четыре (в 1842 году), занималась специально театральной цензурой.

Создавая Третье отделение, Николай I переходил от модели существования многочисленных самостоятельных специальных служб к мощному централизованному органу. Главное отличие нового ведомства от предшествующих состояло в том, что кроме центрального органа создавались периферийные структуры политического сыска.

Исполнительным органом при Третьем отделении был отдельный корпус жандармов. В отличии то центрального аппарата этих уже было, в разное время, несколько тысяч человек. В лучшие времена превышало 5 000 унтер-офицерского рядового состава и несколько сотен генералов, и штаб-офицеров. Россия была поделена на жандармские округа, которых сначала было пять, потом восемь и во главе которых стояли высшие жандармские чины. Округа, в свою очередь, распадались на Отделения. На местах делами политической полиции ведали местные жандармские управления. Вся страна была разделена на несколько (сначала пять, потом восемь) жандармских округов, во главе которых стояли высшие жандармские чины. Округа, в свою очередь, распадались на отделения. На отделение приходилось обычно 2-3 губернии; начальниками назначались жандармские штаб-офицеры. В общем, если перевести все это на современный язык, это была тайная политическая полиция.

Сегодня слово «жандарм» ассоциируется с тайной полицией. Однако так было не всегда. В России это слово появилось в конце XVIII века и было привнесено из Франции. Первоначально оно использовалось в отношении отдельных армейских формирований. Однако уже к 1826 году в России насчитывалось около 60 жандармских подразделений, исполняющих полицейские функции.

В своем проекте «высшей полиции» Бенкендорф рассчитывал опереться на эти формирования, чтобы «…стекались бы сведения от всех жандармов, рассеянных во всех городах России и во всех частях войск» Воронцов С.А. Правоохранительные органы. Спецслужбы. История и современность. - учебник. -Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - С. 93. Эту идею поддержал император, который предпочитал видеть службу, сформированную из офицеров, а не из гражданских лиц.

Задачи, которые император поставил перед Третьим отделением, были настолько широки и многоплановы, что четко регламентировать их было практически невозможно. До наших дней дошла легенда о том, что в ответ на вопрос Бенкендорфа о своих обязанностях Николай I протянул ему платок со словами: «Вот твоя инструкция. Утирай слезы обиженных».

Однако были и вполне конкретные функции ведомства:

Сбор всех сведений и известий по всем вообще случаям, отнесенных к ведению высшей полиции;

Сведения о числе существующих в государстве разных сект и расколов;

Известия об обнаружении фальшивых ассигнаций, монет, штемпелей, документов;

Подробные сведения о всех людях, состоящие под надзором тайной полиции;

Заведование всех мест заточения, в которых находятся государственные преступники;

Все постановления и распоряжения об иностранцах, проживающих в России, прибывающих или покидающих страну;

Сбор ведомостей о всех происшествиях;

Сбор статистических данных, относящихся к ведению тайной полиции.

Одной из главных задач Третьего отделения Было изучение настроений в обществе. Знание общественного мнения складывалось из рапортов жандармов. На первых порах они собирали информацию в ходе личного общения с различными категориями граждан. Позже к данной работе начали привлекать чиновников, журналистов и других лиц владеющих информацией. Результаты деятельности Третьего отделения подводились ежегодно в форме отчетов.

Особую тревогу Третьего отделения вызывала дворянская молодежь. Изучение обстановки в молодежной среде некоторое время было основным направлением деятельности данной тайной службы, которая опасалась формирования новых тайных обществ по типу декабристских.

Но, как уже отмечалось, III отделение было создано при отсутствии революционной опасности - рядовые работники не обладали достаточным опытом для осуществления поставленных перед ними целей, а руководство не могло найти такого противника, коим можно привлечь внимание императора. В результате руководство III отделение получало крайне скудную информацию об интересующих ее лицах, заключавшаяся в наружном наблюдении и просмотра почты, редко дающее что - либо стоящее. Также на работу отделения отрицательно сказывалось соперничество с Министерством Внутренних Дел, чьи функции были схожи. Эта борьба сводилась к тому, что обе стороны запугивали императора вымышленными заговорами, обвиняя друг друга в недосмотре, взаимной слежкой, дезинформацией и так далее.

Но к заслугам Третьего отделения можно отнести то, что его руководители не боялись докладывать императору достаточно острую, объективную информацию, имеющую прогностический характер. Так, в 1828 году, характеризуя обстановку в Царстве Польском, где наместник, великий князь Константин, относился к Жандармам довольно скептически, в польские губернии их не допускал и управлял по собственному разумению, Бенкендорф писал Николаю I: «Власть продолжает там оставаться в руках презренных субъектов, возвысившихся путем лихоимства и ценою несчастья населения. Все государственные чиновники, начиная со служащих канцелярии генерал - губернатора, продают правосудие с аукциона». На основании данного отчета тайная полиция делала вывод, что подобная политика властей непременно приведет к социальному взрыву. И этот взрыв произошел в форме восстания 1830 - 1831 годов.

В то же время ошибочно думать, что представители Третьего отделения, правильно спрогнозировавшие развитие в Царстве Польском, были поощрены. Их заслуги не были по достоинству оценены, более того, сами они имели серьезные неприятности по службе, ведь их оценки, выводы и прогнозы расходились с официальной информацией, отражающей процесс процветания государства, мощь армии, рост благосостояния граждан. К тому же сведения Третьего отделения не могли быть использованы должным образом, так как при этом были бы неминуемо затронуты основы самодержавия.

Николай I посредством III отделения хотел установить свой контроль над всеми сферами жизни, но подавляющее большинство населения не замечало присутствия Третьего отделения, поскольку было далеко от какой-либо общественной и политической жизни. В большей степени Третье отделение затрагивало людей образованных, «чего-то там начитавшихся», от которых могла исходить потенциальная угроза существующему строю (это было связано прежде всего с дворянским происхождением организаторов декабрьского восстания). Здесь уместно привести статистические данные за ноябрь 1872 года. Начальник московского губернского жандармского управления генерал Слезкин сообщает, что под тайным наблюдением находится, по его округу, 382 человека. В том числе, 118 дворян и разночинцев, из них 64 женщины, 100 студентов университета и других высших учебных заведений, и 8 бывших студентов, 79 студентов Петровской академии и 29 ее бывших слушателей, 12 кандидатов прав, 6 присяжных поверенных и 2 адвоката, 4 профессора высших учебных заведений, 4 учителя гимназии, 4 бывших воспитанника средних учебных заведений, 2 гимназиста, 2 домашних учительницы, одна надзирательница женской гимназии и одна содержательница частного учебного заведения Синельников А.В. Шифры и революционеры России. - М.: Юрайт, 2006.-с.251.

Наибольшим успехом Третьего отделения при Николае I считается раскрытие кружка петрашевцев. Но если рассмотреть эту историю внимательнее (в частности в довольно язвительной форме она описана Герценом), то окажется, что всю работу по наблюдению за тайной организацией Петрашевского выполнило Министерство Внутренних дел и руководство Третьего отделения узнало об этом из уст императора, поручившего А.Ф.Орлову (управляющему III Отделением в период с 1844 по 1856 года) лично заняться этим делом. 23 апреля (5 мая) 1849 года были арестованы все 48 членов тайного общества, но результат был не утешающим - «заговорщиками» были молодые люди (имеются свидетельства, что среди них были даже подростки), не представляющие серьезной угрозы российской государственности или жизни императора.

Во время правления Александра II появляется новая опасность - террористы - радикалы и положение Третьего отделения в России начало меняться Насчитывалось несколько тысяч активных революционеров, что для России было очень много в то время, ибо большинство революционеров принадлежали как раз к образованным и полуобразованным слоям. Это, прежде всего, студенты, вовлеченные в движении революционного народничества. Император в 1866 году назначает управляющим Третьим отделением графа П.А.Шувалова - человека нового поколения, способного провести реформирование своей службы.

Он сумел организовать контроль за общественными событиями, добился централизации полиции, создал сеть из 31 наблюдательного пункта, провел аттестацию жандармского корпуса. Но главный вклад он внес в организацию наружного наблюдения (слежки) и секретной агентуры.

Приход Щувалова в Третье отделение совпал с проведением судебной реформы в России. Это обстоятельство подтолкнуло нового шефа к разработки двух инструкций, изданных в 1866 году. Первая инструкция была предназначена скорее для общественности, так как отражали новые реалии, возникшие после судебной реформы, и призывали сотрудников уважать их.

Вторая инструкция имела гриф «совершенно секретно» В ее основу была положена организация слежки за населением, что должно было сдержать свободомыслие, формирование оппозиции, подавление предпосылок выступлений против существующей власти.

Александр II пошел навстречу Шувалову и в1867 году узаконил предлагаемые им меры. Жандармы объявлялись национальной полицией, действующей согласно утвержденному законодательству. В качестве основной задачи Третьему отделению поручалось наблюдение за обществом. Полицейские функции у ведомства изымались. Жандармский корпус переименовался в наблюдательный корпус.

Сужение правоохранительных функций снижало эффективность работы Третьего отделения. Это стало очевидно в ходе пресечения в 1870 году деятельности тайной организации «Народная расправа». При разгроме организации было задержано около 300 человек, подозреваемых в принадлежности либо сочувствии «Народной воли». Однако арестовано было лишь 152 человека, веских доказательств в отношении остальных получено не было. После исследования материалов дела прокурор принял решение привлечь к уголовной ответственности всего 79 человек и лишь 34 человека были осуждены Воронцов С.А. Правоохранительные органы. Спецслужбы. История и современность. - учебник. -Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - С. 107.

Для повышения эффективности мер борьбы с политическими преступлениями император был вынужден расширить полномочия жандармов, но все же методы работы Третьего отделения оказались малоэффективными в вопросах выявления, предупреждения и пресечения деятельности тайных политических организаций.

Опасаясь роста революционных настроений, правительство пошло по пути ужесточения мер, направленных на пресечение и предупреждение деятельности тайных обществ. Так, в соответствии с Законом от 4 июля 1874 года жандармам и полиции было разрешено не только задерживать, но и арестовывать заговорщиков и лиц, им сочувствующих.

В поисках эффективных методов борьбы с политическими противниками Александр II образовал в июле 1878 года Особое совещание, состоявшее из министра юстиции, помощника министра внутренних дел и начальника Третьего отделения генерала Николая Владимировича Мезенцова, сменившего на этом посту генерал - адъютанта А.Л. Потапова. Новый начальник Третьего отделения выступил с идеей расширения штата секретных агентов, которых, по его мнению, необходимо было внедрить в революционные организации. На агентов возлагались задачи установления личностями заговорщиков, вскрытия их планов и провоцирования на действия, которые могут вызвать общественное негодование и скомпрометировать революционное движение. Особое совещание поддержало руководителя Третьего отделения.

Несмотря на принимаемые государством меры, остановить рост революционного движения не удавалось. Тогда борьба пошла всерьез, тогда речь шла уже и о заговоре идей, уже выносили смертные приговоры десятками, с одной стороны, а с другой стороны, жизнь жандармов и их агентов перестала быть неприкосновенной. Цепь террористических актов, начавшаяся 24 января 1878 с покушения Веры Засулич на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, в мае продолжило убийство адъютанта начальника Киевского губернского жандармского управления Г.Э. Гейкинга. Очередной жертвой стал начальник Третьего отделения Н.В. Мезенцов, убитый 4 августа 1878 года в центре столицы Кравчинским. Тайная полиция проявила полную беспомощность в раскрытии своего начальника.

Новым начальником Третьего отделения в октябре 1878 года стал А.Р. Дрентельн. Однако и ему, даже при значительном расширении полномочий отделения в вопросах производства ареста и высылки революционеров, не удалось нанести серьезный урон террористам. Следуют покушения на Дрентельна и Александра II.

Жандармское ведомство инициировало грандиозный процесс, «Процесс 193-х», по которому судил пропагандистов ходивших в народ и пытавшихся рассказать крестьянам о преимуществах социализма. Были различные приговоры, причем, в общем-то, приговор был достаточно суровый некоторым из людей, гораздо выше, чем наказание, которое полагалось по правилам. А император практически всегда смягчал в России приговоры. Он должен был быть милостивым, милосердным, и так далее. В данном случае император оставил приговор в прежнем виде, а тех, кого освободили (они уже отбыли в предварительном заключении свои сроки, или их оправдали, или не нашли достаточного количества улик), выслали в административном порядке - то есть, без суда Жухрай В.И. Террор. Гении и злодеи. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2003. - с.67.

В это время III Отделение не стеснялось использовать провокации при помощи своих сотрудниц - содержательниц квартир, которые специально сдавались только студентам и курсистам. Они провоцировали студентов на какие-то разговоры и докладывали о наиболее подозрительных Третьему отделению. К этому времени растет профессионализм рядовых работников отделения, стали успешно внедрятся агенты в ячейки революционных организаций.

В середине 1879 года сторонники индивидуального террора объединились в организацию «Народная воля», которая в августе этого же года вынесла смертельный приговор императору. Из всех ранее существовавших подпольных организаций «Народная воля» была самой опасной для существующего в России строя. Эта опасность заключалась в профессиональном подборе кадров, тщательном соблюдении требований конспирации, планировании и подготовке своих акций, а также в наличии своего агента в Третьем отделении. Им был Николай Клеточников, обладавший невероятной памятью.

Свое заявление о вынесении смертельного приговора царю «Народная воля» подкрепила взрывом поезда, в котором, как предполагали террористы, ехал Александр II, и взрывом в Зимнем дворце.

Взрыв в Зимнем дворце окончательно убедил Александра II в неспособности тайной полиции в существующем виде оградить его от террористов даже в собственном доме. 6 августа 1880 года император подписал указ, в соответствии с которым Третье отделение упразднялось, его функции передавались Министерству внутренних дел, которое, начиная с этого, ведало всем административным управлением империи, политической и уголовной полицией и целым рядом других вопросов.

Так закончилась история Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

5. IV отделение Императорской канцелярии

В 1828 году было образовано четвертое отделение канцелярии для заведывания установлениями -- благотворительными и учебными, состоящими под покровительством Их Величеств.

Еще Петр I положил начало системе общественного призрения своим Указом от 15 января 1701 года, по которому определял штат служащих богаделен, а также жалованье -- нищим. Указом 1724 года предписывалось монахиням воспитывать сирот обоего пола. А новая страница в государственной благотворительности начинается с именного указа Павла I от 2 мая 1797 года, данного Сенату, по которому заведование учреждениями, предназначенными для воспитания юношества, поручалось Императрице Марии Федоровне. Более тридцати лет Императрица исполняла обязанность защитницы, покровительницы детей, бедных и нуждающихся в помощи.

В связи со смертью своей матери императрицей Марии Федоровны указом 26 октября 1828 г. Император Николай I, «желая, чтобы все воспитательные и благотворительные учреждения, доведенные до высокой степени благосостояния, продолжали действовать как доселе», принимает их под свое покровительство и учреждает IV отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии Степанец К.В. Царствование Николая I. - М.: Юрайт, 1999. - с.176. В память о покровительнице это Отделение получило название «Учреждения императрицы Марии».

14 декабря 1828 г. утвержден статус о Мариинском знаке отличия беспорочной службы «для награды ревностного служения в благотворительных и учебно-воспитательных заведениях». Учреждение этого знака было первым признанием заслуг женщин в общественной деятельности.

В соответствии с общей политикой в области просвещения, носившей сословный характер, учреждаются губернские институты благородных девиц. Если в начале XIX в. подобные институты учреждались лишь в Петербурге и Москве, то, начиная с 1829 года, почти в каждом крупном губернском городе появляется женский институт. В 1855 г. институты в Одессе, Киеве, Тифлисе, Оренбурге и Иркутске будут названы Николаевскими.

Были институты, непосредственно обязанные своим учреждением императору Николаю I, -- это сиротские институты в Петербурге и Москве. При Воспитательных домах в Петербурге и Москве в 1834 г. были открыты сиротские отделения, преобразованные через три года в сиротские институты, в которых воспитывались девочки -- сироты офицеров гражданской и военной служб.

Деятельность упомянутых учреждений власть рассматривала как государственную, хотя государство прямо не брало на себя ответственность за социальную политику. Вскоре после образования IV Отделения был установлен порядок, согласно которому покровителями учреждений императрицы Марии становились государь и его супруга.

Внутренняя структура Ведомства императрицы Марии была достаточно сложной и неоднократно менялась. Кроме того, управление учреждениями императрицы Марии осуществляли Опекунские советы, которые были созданы еще Екатериной II при Воспитательных домах. В 1797 г. эти советы вместе с Воспитательными домами вошли в состав IV Отделения Собственной канцелярии. Опекунские советы рассматривали практически все вопросы, связанные с деятельностью ведомства: утверждали положения, уставы и штаты отдельных заведений, обществ и структурных подразделений, инструкции должностным лицам, учебные программы, счета, сметы и т.д. В 1873 г. был образован один Опекунский совет, состоявший из Санкт-Петербургского и Московского присутствий. В число почетных опекунов входили только представители аристократии и высшего чиновничества. Почетные опекуны исполняли свои обязанности на «общественных началах», в большинстве случаев не принимая реального участия в управлении вверенными им заведениями. Однако принятый в 1873 г. Устав Опекунского совета учреждений императрицы Марии гласил: «Опекунский совет есть высшее государственной учреждение…» Власов П.В. Обитель милосердия. - М.: Просвещение,1999. - с.122. Тем самым подчеркивалось государственное значение самого Ведомства императрицы Марии.

В 1860 г. при IV отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии было организовано Главное управление учреждений императрицы Марии, а в 1873 г. IV отделение было преобразовано в Собственную его императорского величества канцелярию по учреждениям императрицы Марии, стоявшее во главе всех благотворительных учреждений.

Под этим наименование IV отделение до сих пор существует и заведует учебными и благотворительными заведениями, число которых возросло в настоящее время до весьма крупной цифры. Главнейшим органом по ведомству Императрицы Марии является по прежнему Опекунский Совет в качестве законосовещательного и финансового учреждения; часть же административная возложена на канцелярию, разделяющуюся на шесть экспедиций. В состав Совета входят два присутствия -- Санкт - Петербургское и Московское состоящие из членов, называемых почетными опекунами.

При канцелярии состоят: учебный комитет, строительный комитет, юрисконсульт и инспектор по медицинской части, под управлением которого находится «врачебное совещание». К числу учреждений ведомства Императрицы Марии принадлежат, сверх вышеуказанных, «контроль», находящийся в непосредственном подчинении главноуправляющему и поверяющий правильность денежного и материального хозяйства данного ведомства, и «канцелярия по управлению всеми детскими приютами».

Таким образом, IV отделение Собственной Его Императорского Величества стала структурой государственной благотворительности, взявшая под свой контроль защиту неимущих, а тот факт, что эта деятельность была выделена в отделение Императорской канцелярии показывает, какую значимость имело милосердие в глазах государя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Собственная Его Императорского Величества канцелярия оказалась важным звеном во взаимодействии самодержца с государственными органами и общественностью. Несмотря на то, что деятельность Императорской канцелярии подчинялась лично императору, во многом руководители отделений обладали самостоятельностью и имели возможность повлиять на мнение государя.

Несмотря на огромную значимость этой организации в масштабе государственного управления Собственная Его Императорского Величества канцелярия обладала небольшим центральным аппаратом, а делопроизводство происходило в ней довольно быстро. Именно поэтому Николай I, видя как бюрократизированы государственные органы, брал особо важные дела под свой личный контроль посредством Императорской канцелярии.

Благодаря Собственной Его Императорского Величества канцелярии в стране происходила борьба с бюрократией, взяточничеством, были отделены от власти криминальные элементы (но с другой стороны представители непривилегированных сословий тоже потеряли занимаемые на службе должности), поведена кодификация законодательства и так далее.

Значение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии трудно оценить, так как в ее деятельности имелись как положительные моменты, так и отрицательные. С одной стороны, личное ведение делами страны со стороны императора усиливало централизм власти, самодержавие, а, с другой стороны, позволяло в кратчайшие сроки заняться наиважнейшими вопросами и предпринять необходимые меры.

Но с течением времени реформирование Собственной Его Императорского Величества не поспевало за требованиями времени, что выразилось во провалах деятельности Третьего отделения. Со временем были упразднены и другие отделения, показав свою нежизнеспособность в управлении страной.

Но Собственная Его Императорского Величества канцелярия продолжала существовать вплоть до февральской революции 1917 года и служба в ней была скорее почетной, чем значимой, но все же свое влияние на императора в решении некоторых вопросов она так и не потеряла.

Подводя итог, можно сказать, что подобные структуры как Собственная Его Императорского Величества канцелярия имеются во всех государствах. В данный момент в России подобные функции выполняет Администрация Президента Российской Федерации.

12 мая премьер - министр России Владимир Владимирович Путин назначил бывшего главу администрации президента Сергея Собянина главой аппарата правительства в ранге вице-премьера, а бывшего заместителя главы администрации Игоря Сечина - вице-премьером, ответственным за промышленную политику. Новым главой администрации нового президента стал бывший вице-премьер и руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин. Это показывает какую большую роль играет канцелярия главы государства, но не следует забывать опыт прошлого, и знать, что усиление канцелярии императора дало лишь временный эффект.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Власов П.В. Обитель милосердия. - М.: Просвещение, 1999. - 368 с.

2. Воронцов С.А. Правоохранительные органы. Спецслужбы. История и современность. - учебник. -Ростов н/Д.: Феникс, 1998. -640 с.

3. Жухрай В.И. Террор. Гении и злодеи. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2003. - с.258

4. Исаев И.А. История государства и права России: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2005.

5. История государства и права России: Учебник /В.М.Клеандрова, Р.С. Мулукаев; Под ред. Ю.П.Титова. - М.: ТК Велби, 2004.

6. Нольде А.Э. М.М. Сперанский. Биография. - М. : Моск. школа полит. исслед., 2004. -542 с.

7. Синельников А.В. Шифры и революционеры России. - М.: Юрайт, 2006.- 486 с.

8. Степанец К.В. Царствование Николая I. - М.: Юрайт, 1999. - с.302

9. Хрестоматия по истории государства и права России: Учебное пособие / Сост. Ю.П.Титов. - М.: ТК Велби, 2004.

10. Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры и ордена Российской империи. - М.: Центрполиграф, 2003. - с.258

11. Шободоева А.В. История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс. - Иркутск: БГУЭП, 2003.

12. Цечоев В.К. История отечественного государства и права: Учебное пособие. - М.: МарТ, 2003.

Подобные документы

    Истоки культа императора. Сакральное почитание правителей в древности вне пределов Рима. Римские традиции сакрализации власти и культа личности. Становление культа императоров, культ Цезаря. Становление императорского культа при Октавиане Августе.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2010

    Структура государственного аппарата Японии в раннем средневековьи. Правление императора Тэмму и его супруги Дзито. Представители императорского рода Фудзивара. Восшествие Сёму на престол. Борьба между аристократическими родами за власть и ее результаты.

    реферат , добавлен 21.01.2016

    Неоднозначность внешней и внутренней политики Павла I, девятого императора России (1796-1801) из императорского рода Романовых. Детские, отроческие и юношеские годы будущего правителя. Увлечение военным делом. Изменение порядков екатерининского правления.

    реферат , добавлен 18.09.2013

    Создание Императорского Царскосельского лицея с целью подготовки детей дворян для государственной службы. Директор, преподаватели и выдающиеся выпускники лицея. Лицейские годы Пушкина и его товарищей. Лицейская словесность, методы работы преподавателей.

    контрольная работа , добавлен 26.02.2012

    Церковные, княжеские и частные архивы Древней Руси. Реформы в архивном деле в начале XVIII в.: отделение архивов от канцелярий, появление сети местных архивов и исторических архивов. Уничтожение архивов и создание губернских учёных архивных комиссий.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2014

    Изучение особенностей эпохи Чжаньго – "Воюющих царств" (481-221 гг. до н.э.), которая известна как период бесконечных войн между многочисленными китайскими царствами. Сильнейшие царства: Хань, Вэй, Ци, Янь, Чжао, Чу. Внешняя политика китайской империи.

    презентация , добавлен 20.01.2011

    Организация паломничества православных христиан из России в Святую землю. Деятельность по устройству странноприимных домов и подворий. Проблема во взаимоотношениях между Императорским Православным Палестинским обществом и турецким правительством.

    реферат , добавлен 03.04.2011

    Место Императорского лицея в системе высшего образования императорской России. Архитектурный комплекс лицея, программа занятий, распорядок дня. Обучение А. Пушкина в Царскосельском лицее, значение лицея для развития творческих способностей поэта.

    презентация , добавлен 13.11.2012

    Усиление значения высшего, императорского управления. Получение Сенатом статуса института административной юстиции, прокуратуры и суда. Контроль за деятельностью органов коронного управления. Реформа системы центрального управления, создание министерств.

    презентация , добавлен 17.01.2015

    Общие сведения и краткий физико-географический очерк Японии. Правление сёгунов в Японии: концентрация императорской власти в руках императорского дома Токугава, повышение грамотности населения, развитие религии буддизма, изоляция Японии от внешнего мира.