Когда мы смотрим на окрашенный предмет вариант. Линия связи, коммуникации; устройство для передачи информации

3.Лексическое значение слова

1 .1) Человек не только приспосабливается к своему природному окружению, но и активно изменяет его в результате хозяйственной деятельности. (2) Современное общество не смогло бы жить в окружении той природы, которая существовала до появления человека: без огромных массивов распаханных земель, осушенных болот, орошаемых полей, полезных ископаемых, судоходных каналов, дорог автомобилей, заводов и т.д. (3) ____ общество приспосабливает природу под свои нужды, изменяет её так, как считает необходимым.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КАНАЛ. Определите, в каком значении это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

КАНАЛ, -а, м.

1. Искусственное русло, наполненное водой. Оросительный канал.

2. Узкое длинное полое пространство внутри чего-н. (спец.). Канал ствола артиллерийского орудия.

3. Линия связи, коммуникации; устройство для передачи информации. Канал электросвязи.

4. Обычно мн., перен. Путь, средство для достижения чего-н. (книжн.). По дипломатическим каналам.

2 . (1)Когда мы смотрим на окрашенный предмет, то видим не его собственный цвет, а цвет того света, который от этого предмета отражается. (2)Большая часть солнечного света (а это смесь всех цветов), падающего на предмет, поглощается, остаётся внутри. (3)И ______ отражённый свет попадает в наши глаза, и мы воспринимаем его как цвет предмета.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЕТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СВЕТ, -а (-у), м.

3. В нек-рых выражениях: рассвет, восход солнца (разг.). До светуи со свету (перед рассветом). Ни с. ни заря(очень рано утром; разг.). Чуть с.(едва начало рассветать).

4. Употр. как ласкательное обращение (устар. и в народной словесности). С. ты мой ясный

3 .(1)Диоксид серы, или углекислый газ, образующийся в процессе горения, брожения или гниения органических соединений, необходим для дыхания, так как возбуждает дыхательный центр и обеспечивает автоматизм дыхания. (2) ____ углекислый газ может стать опасным, если его содержание в воздухе превысит несколько процентов. (3)Этот газ в полтора раза тяжелее воздуха и потому может накапливаться в колодцах, пещерах, закрытых резервуарах, непроветриваемых овощехранилищах, низинах вблизи горящих торфяников и других местах.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЕСПЕЧИВАТЬ. Определите, в каком значении это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ОБЕСПЕЧИВАТЬ, -иваю, -иваешь; несов.

1. Снабжать чем-н. в нужном количестве. Обеспечивать сырьём.

2. Предоставлять достаточные материальные средства к жизни. Обеспечивать свою семью.

3. Делать возможным, действительным. Обеспечивать сохранность материалов.

4. Устар. Оградить, охранить. Обеспечивать от нищеты.

4 . (1)Жиры, помимо выполнения энергетической функции, участвуют в механизмах водного обмена. (2)_____ при их окислении выделяется метаболическая вода, которая частично удовлетворяет потребности организма в жидкости. (З)Таким образом, жиры оказываются одним из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФУНКЦИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ФУНКЦИЯ, и, ж.

1. В философии: явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления.

2. В математике: закон, по к-рому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие нек-рая определённая величина, а также сама эта величина. Линейная ф. (меняющаяся прямо пропорционально изменению своего аргумента).

3. Работа, производимая органом, организмом (книжн.). Ф. желёз.

4. Роль, значение чего-н. (книжн.). Функции кредита.

5. Обязанность, круг деятельности (книжн.). Служебные функции. Функции профкома.

5 . (1)По подсчётам учёных, глагол занимает второе место после существительного по частоте употребления в речи. (2)Но в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль: так, в официально-деловом стиле примерно 6% глаголов, в научном - около 10%, тогда как в художественных текстах глаголы употребляются значительно чаще, потому что с их помощью писатели и поэты могут ярко и образно описать действие. (З)Так, _____ повелительные формы глагола служат средством создания эмоционально ярких побудительных конструкций.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СТИЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СТИЛЬ, -я, м.

1. Совокупность черт, близость выразительных художественных приёмов и средств, обусловливающие собой единство какого-н. направления в творчестве. Национальный с. в живописи. Архитектурные стили.

2. Метод, совокупность приёмов какой-н. работы, деятельности, поведения. С. в работе. С. руководства. С. плавания. С. - это человек(афоризм).

3. Совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. С. научный. Публицистический с. Высокий с.

4. Совокупность приёмов использования языковых средств, а также вообще средства художественной выразительности, определяющие своеобразие творчества писателя, отдельного произведения. С. Достоевского. С. комедии Грибоедова «Горе от ума». С. басен Крылова.

5. Общность художественных приёмов, характерных для какого-н. литературного жанра, направления, школы, эпохи. С. сатирической публицистики. Одический, элегический, эпический с. С. литературы романтизма.

6 . (1)Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов - одного или нескольких. (2)С древнейших времён люди использовали эти материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. (3)_____ современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МАТЕРИАЛ -а, м.

1. Предметы, вещества, идущие на изготовление чего-н. Строительный м.

2. Источник, сведения, служащие основой для чего-н. М. для биографии писателя. М. для наблюдений. 3. Обычно мн. собрание документов по какому-н. вопросу. Папка для служебных материалов. Материалы следствия.

4. Тканевое, трикотажное или синтетическое изделие, предназначенное для шитья. Шерстяной м. Нетканые материалы. М. на платье.

7. (1)Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, - чрезвычайно твёрдые камни. (2)Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. (3) _____ всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИНСТРУМЕНТ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИНСТРУМЕНТ, -а, м.

1. Орудие для производства каких-н. работ. Ручной и., станочный и. Контрольно- измерительный и. Хирургический и.

2. собир.То же, что инструментарий.

3. То же, что музыкальный инструмент. Струнные инструменты. Ударный и.

4. перен.Средство, способ, применяемый для достижения чего-н. (книжн.). И. познания.

8 . (1)В большинстве современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля, она позволяет сберегать до 50% электроэнергии и делать свет ровным, немерцающим. (2)Последнее особенно важно с точки зрения сохранения здоровья людей. (3) ______ недавние исследования показали, что мерцающий свет травмирует органы зрения.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЕТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СВЕТ, -а (-у), м.

1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым; электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых глазом. Солнечный с. Электрический с. С. от фонаря. С. правды(перен.). Лицо осветилось внутренним светом(перен.: стало одухотворённым).

2. Освещённость, состояние, когда светло. На свету(при свете, при освещении). В окнах с.

3. В нек-рых выражениях: рассвет, восход солнца (разг.). До светуи по свету (перед рассветом). Ни с. ни заря(очень рано утром; разг.). Чуть с.(едва начало рассветать).

4. Употр. как ласкательное обращение (устар. и в народной словесности). С. ты мой ясный! * В два света - о помещении: с расположенными друг над другом двумя рядами окон. Зал в два света.В свете чего, предлог с род. п.- с точки зрения чего-н., имея в виду что-н. Пересмотреть решение в свете последних событий.В свете каком (видеть, представлять) - в том или ином виде. Представить что-н. в радужном свете. Пролить или бросить свет на что (книжн. - разъясняя, сделать понятным, ясным. Свет увидеть (разг.) - почувствовать облегчение. При новом начальнике свет увидели. Ученье свет, а неученье тьма - поел, о пользе знаний, ученья. В белый свет как в копеечку (разг. шутл.) - о действиях наугад, без всякой цели, обычно неудачных. Чем свет (прост.) - очень рано утром. Чем свет отправились в путь. Только и свету в окошке, что... (разг.) - только это и радует. Только и свету в окошке что внучка. Свет очей (моих) (устар. и в народной словесности) - о том, кто дорог, любим (обычно в обращении).

9 . Объективность - важный признак научного стиля речи. (2) В текстах, которые относятся к научному стилю, находит отражение не личное субъективное мнение автора, а теории и законы, научные факты и явления, и всё это требует количественных и качественных характеристик, объективных и достоверных. (3) ____ восклицательные предложения в научном стиле используются очень редко.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СТИЛЬ. Определите, в каком значении это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СТИЛЬ, -я, л*.

1. Совокупность признаков, характеризующих искусство определённого времени. Готический стиль.

2. Метод совокупность приёмов какой-н. работы, деятельности. Стиль руководства.

3. Совокупность приёмов использования средств языка, характерная для какого-л. писателя. Стиль русского романа. Стиль Тургенева.

4. Функциональная разновидность литературного языка. Официально-деловой стиль.

10 . (1)Иностранцы отмечают, что настроение русского человека, разговаривающего с ними, может внезапно меняться с благодушного на обиженное, а потом вдруг опять его лицо станет приветливым. (2) Объясняется такое поведение тем, что русский человек не прячет истинную эмоцию за улыбкой или вежливо-сдержанной маской, как принято в западном общении. (3) ____ это просто непосредственная эмоциональная реакция на содержание разговора.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЕАКЦИЯ. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РЕАКЦИЯ, и, ж.

1. Действие или состояние, возникающее в ответ на то или иное воздействие. Реакция организма но холод.

2. Резкая перемена в самочувствии, упадок, слабость после напряжения. Реакция после сильного возбуждения.

3. Хим. Взаимодействие между двумя или несколькими веществами, приводящее к образованию нового вещества. Химическая реакция.

4. Физ., хим. Показатель каких-либо процессов или свойств. Реакция оседания эритроцитов.


Итоговое тестирование по русскому языку

5 класс

I I I вариант

1. Выберите признаки письменного общения.

1) возможность редактировать текст

2) выделение абзацев

3) жесты

4) темп и тон

2. В каком ряду во всех словах пропущены непроверяемые согласные в корне?

1) во..зал, хо..ей, поз..ний

2) рю..зак, фу..бол, баске..бол

3) спор..смен, ненас..ный, шу..ка

4) те..ис, учас.ник, коро..ка

3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) верё..ка, ло..кость, выши..ка

2) ладо..ка, стару..ка, но..ка

3) голу..ка, скри..ка, ги..кость

4) ме..кость, тетра..ка, ре..кость

4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пит..ё, под..езд, в..юга

2) с..езд, сем..я, колос..я

3) руж..ё, бар..ер, стул..я

4) об..яснение, об..явление, мурав..и

5. Выберите правильный вариант ответа.

Предлоги со словами, перед которыми они стоят, пишутся

1) отдельно

2) вместе

3) через дефис

4) в зависимости от контекста

6. Прочитайте текст.

Когда мы смотрим на окрашенный предмет, то ви­дим не его собственный цвет, а цвет того света, ко­торый от этого предмета отражается. Большая часть солнечного света (а это смесь всех цветов), попадающе­го на предмет, поглощается, остаётся внутри. И толь­ко отражённый свет попадает в наши глаза, и мы вос­принимаем его как цвет предмета.

Ответь:

В каком из приведённых ниже предложений верно пере­дана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Глядя на окрашенный предмет, человек воспринимает отражённый предметом свет как его цвет.

2) Солнечный свет - это смесь всех цветов, поглощаемых предметом.

3) Большая часть солнечного света попадает в глаза чело­века.

4) Когда мы смотрим на предмет, то видим поглощённые им цвета солнечного света.

7. Чем определяется правописание личных окончаний гла­голов?

1) видом

2) лексическим значением

3) спряжением

4) временем

8. На конце каких существительных после шипящих пишет­ся буква Ь?

1) 3-го склонения

2) 2-го склонения

3) 1-го склонения

4) несклоняемых

9. В каком ряду ко всем словам можно задать только вопрос прилагательного (какой?) и нельзя задать вопрос суще­ствительного (кто?)

1) больной, тёплый, пёстрый

3) снежный, травяной, весёлый

4) дубовый, полицейский, сложный

10. Какое сочетание слов не является словосочетанием?

1) интересная книга

2) наступает вечер

3) кувшин молока

4) подумал о друге

11. Укажите побудительное предложение.

1) Подойдите сюда.

2) Какая прелесть!

3) Неужели это правда?

4) Ранняя весна.

12. Укажите предложение, в котором неправильно выделено сказуемое.

13. Укажите предложение, в котором выделенное слово явля­ется определением.

1) С утра шёл сильный снег.

2) Звёзды усеяли ночное небо.

3) Тиха украинская ночь.

4) В роще берёзы одна другой красивее.

14. Укажите предложение, которое соответствует схеме:

1) Дождь только слегка смочил траву и листья в саду.

2) Подъехала карета к крыльцу, и вышла из неё Васили­са Премудрая.

3) Подошли ребята к дому и удивились.

4) Жаркое и душное утро сменило знойную ночь.

15. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Укачай меня, Волга, на своих волнах.

2) Ты царица, всех милее...

3) Олег, ты мой самый лучший друг.

4) Во всех ты, душечка, нарядах хороша!

16. Укажите правильное объяснение пунктуации в предло­жении.

Звук постепенно начал слабеть () и скоро превра­тился в далёкий шелест.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

17. В каком слове все согласные глухие?

1) колокол

2) печка

3) клубника

4) колонна

18. В каком ряду названия городов расположены строго в ал­фавитном порядке?

1) Ростов, Орёл, Оренбург, Тамбов, Таганрог, Саратов

2) Орёл, Оренбург, Ростов, Саратов, Таганрог, Тамбов

3) Оренбург, Орёл, Ростов, Саратов, Тамбов, Таганрог

4) Оренбург, Орёл, Ростов, Саратов, Таганрог, Тамбов

19. Часть изменяемого слова без окончания называется

1) корнем

2) основой

3) суффиксом

4) приставкой

20. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква.

1) делегац..ия, лисиц..н, лекц..я

2) молодц.., у ящериц.., ц..ганский

3) овац..я, ц..нковый, ц..почка

4) вакц..на, ц..тата, ц..ганята

Раздел «Синтаксис и пунктуация»

Тема 1. Работа с текстом

Упражнение 1. Спишите, вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

1) Я закинул руки за голову. 2) Высоко-высоко в сер__ ньком, чуть размытом над далеким Енисеем небе разл__ чил две м__ рцающие звезд__ чки, величиной с сем__ чко таежного цветка. 3) Звезды всегда вызывают во мне чу__ ство тоскливого усп__ к__ ения своим л__ мпадным светом неотгаданност__ ю неотступност__ ю… 4) С возр__ стом я узнал радость кратка прох__ дяща часто обманч__ ва печаль вечна бл__ г__ творна неизменна. 5) Радость св__ ркнет з__ рницей молнией и укат__ тся перекатным гр__ мыханием. 6) Печаль свет__ т тихо как неугаданная звезда но свет этот (не)меркн__ т н__ ноч__ ю н__ днем рожда__ т думы о ближних тоску о любви мечты о чем-то неведомом то ли о прошлом всегда томительно-сладком то ли о заманч__ вом буду__ щем… 7) Тайга на земле и звезды на небе были тысячи лет до нас. 8) Звезды потухали а взамен их ра__ цв__ тали на небе другие. 9) И дерев__ я в тайге ум__ рали и р__ ждались одно дерево __ ж__ гало молнией подмывало рекой другое сорило сем__ на в воду… 10) Нам только каж__ тся что мы преобр__ зовали все и тайгу тоже. 11) Нет мы лишь ранили ее повр__ дили ист__ птали и__ царапали ожгли огнем. 12) Но страху (не) смогли ей передать (не)пр__ вили и враждебности как ни ст__ рались.

Выполните задания .

1)Определите стиль текстаи тип речи.

2)Определите тему текста.

3)Задайте проблемные вопросы. Определите проблемытекста.

4)Назовите основной композиционный прием,примененный автором в тексте.

5)Использование какого синтаксического средстваделает речь рассказчика убедительной, взволнованной, помогает понять авторскую позицию?

6)Укажите предложения, в которых есть сравнение.

7)Из литературных произведений приведите 2–3 примера, которые послужат вашими аргументами к тексту.

8)Укажите номер предложения, связанного с предыдущим цепной связью (при помощи однокоренных слов).


Упражнение 2.

Спишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Выделите однородные члены предложения.

Напишите продолжение текста, рассказывая о том, что вы знаете о смайликах как средстве письменного общения.

Смайлики (от англ. smile- улыбка) это зн_чки составленные из знаков преп_нания букв и цифр и показывающие какие-либо эмоц_и. Впервые они по_вились в1982 году и обозн_чали улыбку польз_вателей к_мп_ютера. (Сего)дня р_зличных знаков д_монстрирующих н_строение общающихся в чатах и форумах (не, ни)сколько сотен. Они широко использую(тся, ться) при общении в Инт_рнете в письмах в SMS-переписках и даже в обычных письмах...

Контрольно-измерительные материалы

ТЕСТ1 Язык. Общение. Стили речи

Часть 1

1. Выберите верный вариант ответа

1. Назовите виды общения.

1) устное и письменное

2) устное и телефонное

3) письменное и интернет- общение

4) телефонное и интернет- общение

2. Какие виды речевой деятельности характеризуют письменное и устное общение? Соедините соответствующие буквы и цифры между собой.

А. Письмо.

Б. Говорение 1) письменное общение

В. Слушание 2) устное общение

Г. Чтение

3. Выберите признаки устного общения.

2) громкость

3) неподготовленность (т.е. создание в момент общения)

4. Выберите признаки письменного общения.

1) возможность редактировать текст

2) выделение абзацев

4) темп и тон

5. Выберите вариант, в котором верно указаны названия стилей речи.

1) научный и устный

2) разговорный и устный

3) научный и разговорный

4) разговорный и письменный

Часть 2.

(1)Он обжора ; обедает он вне дома.(2)Вчера вечером вернулся он голодный, решил закусить. (3)Ничего не нашлось в буфете. (4) Он спустился в магазин и притащил целую кучу: двести пятьдесят граммов ветчины, банку шпротов, скумбрию в консервах, большой батон, голландского сыру доброе полулуние, четыре яблока, десяток яиц и мармелад «Персидский горошек».

(5)Была заказана яичница и чай.

(6)-Лопай , Кавалеров,- пригласил он меня и сам навалился.

(7) Яичницу он ел со сковороды, откалывая куски белка, как облупливают эмаль.(8)Глаза его налились кровью, он снимал и надевал пенсне, чавкал, сопел , у него двигались уши.

(9)Я развлекаюсь наблюдениями. (10) Обращали ли вы внимание на то, что соль падает с кончика ножа, не оставляя никаких следов; что пенсне переезжает переносицу, как велосипед; что человека окружают маленькие надписи – на вилках, ложках, тарелках, оправе пенсне, пуговицах и карандашах? (11) Никто не замечает их. (12) Они ведут борьбу за существование. (13)Переходят из вида в вид, вплоть до громадных вывесочных букв!(14) Они восстают: буквы табличек с названиями улиц воюют с буквами афиш.

(По Ю. Олеше)

1. К какому стилю относятся выделенные слова?

2. Из предложений 12-14 выпишите слова и выражения, которые в основном используются в письменной книжной речи.

3. Определите средства выразительности, которые использует автор в тексте.

В данном отрывке Ю. Олеша активно соединяет разговорные и книжные черты. Так, предложение 10 создает иллюзию диалога, разговора автора с читателем. Этот эффект достигается за счет такого синтаксического средства, как _______________________________, а также слов, заменяющих______________________(«обращали ли вы внимание…»)Слово «полулуние» (предложение4) является ___________________________________________________________, которое придает особую выразительность тексту.

Средства выразительности

1) устаревшее слово

2) вопросительное предложение

3) восклицательное предложение

4) обращение

6) звукопись

Тест 2 Текст. Тема текста

Часть 1

В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

А. Его именем был назван остров близ Антарктиды, но, так как после разгрома декабристского восстания упоминать имена осужденных было запрещено, остров переименовали в Высокий.

В. В 1819-1821 годах лейтенант Торсон плавал с Беллинсгаузеном на шлюпе «Восток» и стал участником открытия Антарктиды.

Г. Современники говорят о Торсоне как о прекрасном человеке и заслуженном морском офицере, который много сделал для развития русского военного флота.

1) Г, А, Б, В

2) В, Б, Г, А

3) Г, В, А, Б

4) Б, Г, В, А

2. Прочитайте текст.

1)…2) Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму.

3) Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определенным числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв.

4) Это соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов.

Какой из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Персональные компьютеры - это универсальные устройства для обработки информации.

2) Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме.

3) Вся информация, предназначенная для долговременного пользования, хранится в файлах.

4) Информация в компьютере хранится в памяти или на различных носителях, например на гибких и жестких дисках.

3.Прочитайте текст.

Когда мы смотрим на окрашенный предмет, то видим не его собственный цвет, а цвет того света, который от этого предмета отражается. Большая часть солнечного света (а это смесь всех цветов), попадающего на предмет, поглощается, остается внутри. И только отраженный свет попадает в наши глаза, и мы воспринимаем его как цвет предмета.

В каком из приведенных ниже предложений верно передана важная информация, содержащаяся в тексте?

1) Глядя на окрашенный предмет, человек воспринимает отраженный предметом свет как его цвет.

2) Солнечный свет- это смесь всех цветов, поглощаемых предметом.

3) Большая часть солнечного света попадает в глаза человека.

4) Когда мы смотрим на предмет, то видим поглощенные им цвета солнечного света.

4. Прочитайте предложения.

1) Проблема возникновения жизни на Земле до сих пор не решена.

2)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых - около миллиарда лет.

3)…около миллиарда лет назад жизнь на нашей планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера.

Какое слово или сочетание слов должно быть на месте пропуска в третьем предложении?

1) Тем не менее,

3) Иными словами,

4) Наконец,

5. Прочитайте текст.

На чем писали до того, как научились делать бумагу из древесины? Известно, что самым употребляемым в древности материалом для письма был папирус. Так называется и водное растение, из стеблей которого он изготовляется. Именно папирус было удобнее всего свертывать в свитки, и читатель постепенно мог разворачивать длинные рулоны, продвигаясь вперед по тексту. Есть сведения о том, что длина одного из свитков, на котором была записана поэма древнегреческого поэта Гомера «Илиада», достигала 150 метров. Кстати, из папирусных свитков состояло богатейшее собрание знаменитой в древности Александрийской библиотеки.

Какое утверждение не соответствует тексту?

1) Папирус - самый употребляемый в древности материал для письма.

2) Папирус можно свертывать в свитки.

3) Папирус - это выделанная особым образом кожа животных.

4) На папирусе записана поэма Гомера «Илиада»

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго - месяц или полтора.(2)Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.

(3)Иногда казалось, что война идет всегда, что отец целую вечность на фронте.(4)Не верилось только одному - что это будет бесконечно.(5)Не было безнадежности. (6)Надежда и ожидание - единственное, чем жили люди. (7)Все, что происходило сейчас, казалось временным. (8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.

(9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что она была маленьким островком мира в море войны? (10)Может, я хотел подольше задержаться там, на мирной и тихой Волге, представляя героя книжки, моего сверстника, самим собою? (11) Не помню.

(12)Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь вечером с книгой в руках поближе к печи и натянув дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи. (13) Счастлив и просветлен.

(14)Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. (15) Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески рыб в струях реки. (16) Я слышал металлический грохот якорной цепи и четкие команды капитана. (17) Я чувствовал запах дыма, который доносился с берега. (18) Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.

(19) Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое.

(По А.Лиханову)

1. Из первых двух абзацев выберите предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос:«Почему рассказчик так наслаждался взятой в библиотеке книгой?» Запишите номер этого предложения.

2. В каком значении употребляется в тексте слово временным (предложение7)? Подберите и запишите синоним к этому слову.

3. Озаглавьте текст.

Тест 3 Повествование

Часть 1

1. Какое из предложений повествовательное?

1) Приходите завтра в пять часов.

2) Вы хорошо отдохнули?

3) Мы замечательно отдохнули!

4) Как вы могли так поступить?!

2. Чему посвящен текст- повествование?

1) характеристика характера человека

2) размышление о проблеме

3) рассказ о событии

4) описание природы

3. Для текста- повествования характерна такая черта, как

1) смена событий, развитие сюжета

2) вопросно-ответная форма изложения

3) большое количество прилагательных и других определений

4) риторические вопросы и восклицания

4. Какой из заголовков может относиться к тексту- повествованию?

1) Зимний лес

2) Моя комната

3) Какие бывают дожди

4) Каникулы в деревне

5. Элементы какого (-их) из типов речи может включать в себя текст- повествование?

1) только описания

2) только рассуждения

3) описания и рассуждения

4) не может включать элементы других типов речи.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 1-5.

(1)Случилось это после того, как меня несколько дней не было дома. (2)Я нарочно не приходила домой, чтобы узнать, как отнесется к моему отсутствию Куська. (3)О том, что она делала и как себя вела, мне докладывал Толя. (4)Он говорил, что Куська ко времени моего прихода бегает встречать меня к воротам территории, подолгу смотрит на улицу, выискивая меня среди прохожих, грустит и плохо ест. (5)Пришла я днем, когда Куська не ждала. (6)Она лежала около дома, но, увидев меня, бросилась навстречу. (7)Я протянула руку, и Куська не отскочила, как раньше; она ткнулась в мою ладонь носом и остановилась, неумело помахивая хвостом. (8)Воспользовавшись доверием, я осторожно положила ей на голову руку и стала ее гладить. (9)Сначала тихо, потом все смелей, смелей, гладила ее черную атласную голову, до которой так долго мечтала дотронуться. (10)Куська стояла не шевелясь. (11)Она как будто замерла под моей рукой, потом вдруг вывернулась и стала ласкаться. (12)Прыгала мне на грудь, виляла хвостом, лизала руки, лицо. (13)Так из злого, недоверчивого зверя она стала собакой, верным другом человека.

(По В. Чаплиной)

1. Докажите, что данный текст – это текст - повествование. Рассказу о каком событии он посвящен?

2. Какое из предложений 9-11 связано с предыдущим с помощью личного местоимения? Запишите номер этого предложения.

3. В каком из предложений 7-10 содержится элемент описания? Запишите номер этого предложения.

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Когда мы смотрим на окрашенный предмет, то видим не его собственный цвет, а цвет того света, который от этого предмета отражается. (2)Большая часть солнечного света (а это смесь всех цветов), падающего на предмет, поглощается, остаётся внутри. (3)И ______ отражённый свет попадает в наши глаза, и мы воспринимаем его как цвет предмета.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Глядя на окрашенный предмет, человек воспринимает отражённый предметом солнечный свет как его цвет.

2. Солнечный свет - это смесь всех цветов, поглощаемых предметом.

3. Воспринимаемый человеком цвет предмета - это отражённый предметом солнечный свет.

4. Когда мы смотрим на предмет, то видим поглощённые им цвета солнечного света.

5. Большая часть солнечного света попадает в глаза человека.

2

Какое слово (сочетание слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

2. не только

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЕТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СВЕТ, -а (-у), м.

1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым; электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых глазом. Солнечный с. Электрический с. С. от фонаря. С. правды(перен.). Лицо осветилось внутренним светом(перен.: стало одухотворённым).

2. Освещённость, состояние, когда светло. На свету(при свете, при освещении). В окнах с.

3. В нек-рых выражениях: рассвет, восход солнца (разг.). До светуи со свету (перед рассветом). Ни с. ни заря(очень рано утром; разг.). Чуть с.(едва начало рассветать).

4. Употр. как ласкательное обращение (устар. и в народной словесности). С. ты мой ясныШ

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

1. закУпорить

3. вероисповЕдание

4. перезвонИт

5. мозАичный

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Соскочив с постели одновременно со звонком будильника, Антон быстро ОДЕЛ спортивный костюм и кроссовки и уже через минуту бежал вниз по лестнице, бодро насвистывая какой-то марш.

2. Этот выдающийся учёный-физик считал себя полным НЕВЕЖДОЙ в литературе.

3. Молодой учитель с волнением ловил на себе ПРИЗНАТЕЛЬНЫЕ взгляды ребят и продолжал проникновенно говорить обо всём, что накопилось у него на душе.

4. Между школьниками и учителями уже в первые дни установились добрые и ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ отношения.

5. На вечере выпускников вчерашние школьники погрузились в приятные ВОСПОМИНАНИЯ.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1.пять КИЛОГРАММОВ риса

3. свыше ПЯТИДЕСЯТИ

4. тысяч дальние ДЕРЕВНИ

5. ДИРЕКТОРА школ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Структура предложения, употребляя деепричастие, часто не учитывается. 1)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Офицер сказал станционному смотрителю, что «мне нужны лошади». 2)нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Кругом расстилались луга, благоухающие как ароматами цветов, так и трав. 3)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Все, кто видел море лунными южными вечерами, часто вспоминает о нём. 4)ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Благодаря частиц, которые двигаются равномерно, происходит излучение элетромагнитных волн. 5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6)нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7)неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1. сж..гание

2. архит..ктурный

3. к..саться

4. бл..стательность

5. уб..рать

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1. пр..готовил, пр..лёг

2. о..бросил, на..вязать

3. пр..молчал, р..зделил

4. ро..черк, бе..донный

5. пр..успел, пр..слонил

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

1. вышаг..вать

2. насмешл..вый

3. фасол..вый

4. выдерж..вать

5. улыбч..вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

1. перекол..шь

2. подкле..нный

3. засе..шь

4. стро..вший

5. сморщ..нный

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

2. С середины XIX века русские учёные (НЕ)РАЗ организовывали экспедиции на вулканы Камчатки.

3. (НЕ)СОВСЕМ понятное поведение героя объяснено автором в последней главе.

4. (НЕ)ВСЯКИЙ способен вести себя в разговоре с малознакомыми людьми естественно.

5. В наше время (НЕ)ПРЕРЫВНО растёт объём информации, которая передаётся по глобальным линиям магистральной связи.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Старший сын, Анисим, приезжал домой очень редко, только в большие праздники, (ЗА)ТО часто присылал с земляками гостинцы и ТАК(ЖЕ), как средний, Степан, короткие письма.

2. Работу свою Сергеев знал и любил (ЗА)ТО, что она ему давалась, (ПО)ЭТОМУ и считали его на заводе хорошим мастером.

3. (ПО)ЧЕМУ судите вы о культуре человека - по его манерам, вкусам, привычкам? И (ОТ)ЧЕГО вы так требовательны к нему?

4. Они иногда часами молчали, ЗА(ТО) каждый чувствовал, что им обоим хорошо - и (ПО)ТОМУ именно хорошо, что они вместе.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Некоторые картины художника А.К. Саврасова были небольшого размера; написа(1)ые им в течение одного-двух часов, они отмече(2)ы очарованием вдохнове(3)ых импровизаций.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Ни на стенах ни на окнах не было никаких украшений.

2. Среди ремесленников были ткачи и оружейные мастера и резчики по кости.

3. Мощная «шуба» вокруг нашей планеты состоит из свободных протонов и электронов и разделена на два пояса.

4. Античность в Греции предстала перед В.А. Серовым в её чистом виде и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.

5. Дела да случаи совсем замучили.

16

Перед нами открылся великолепный вид: река вьётся (1) тускло синея сквозь туманную даль (2) по водянисто-зелёным лугам, и человек (3) охваченный светлым дыханием весны (4) крепнет, вольнее ему дышится, радостнее у него на душе.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Поздней осенью или зимой на улицах городов (1) как известно (2) появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (3) видимо (4) за этот крик и получили птицы своё имя - свиристели, ведь глагол «свиристеть» означал «резко свистеть, кричать».

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В поэму (1) сюжет (2) которой (3) поначалу был достаточно неопределённым (4) теперь вошли все живые сцены путешествия.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Он продолжал путь (1) но (2) когда оставалось всего двенадцать вёрст (3) неожиданно шина свистнула и осела (4) потому что под колесо опять попал острый камешек.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

С появлением первых проталин и вплоть до середины или конца мая одна за другой возвращаются на родину наши перелётные пернатые птицы, проводившие зиму в более южных краях.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерёшься через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы в обособленном, отгороженном от остального земного пространства мире. (2)На самый грубый, поверхностный взгляд, мир этот состоит только из двух частей: из зелени и воды.

(3)Будем теперь по капелькам увеличивать наше внимание. (4)При этом почти одновременно с водой и зеленью увидим, что, как ни узка речка, как ни густо сплелись над её руслом ветки, всё же и небо принимает не последнее участие в сотворении нашего маленького мира. (5)Оно то серое, когда ещё самый ранний рассвет, то серо-розовое, то ярко-красное - перед торжественным выходом солнца, то золотое, то золотисто-синее и, наконец, голубое, как и полагается ему быть в разгаре ясного летнего дня. (6)В следующую долю внимания мы уже различим, что то, что казалось нам просто зеленью, вовсе не просто зелень, а нечто подробное и сложное. (7)И в самом деле, натянуть бы около воды ровную зелёную парусину, то-то была бы дивная красота, то-то восклицали бы мы: «Земная благодать!»

(8)Страстный рыболов Антон Павлович Чехов был не так уж прав, говоря, что во время уженья приходят в голову светлые, хорошие мысли.

(9)Глядя на белые пышные груды цветов, я часто думал о нелепости положения.

(10)Я вырос на этой реке, чему-то меня учили в школе. (11)Цветы эти я вижу каждый раз, и не просто вижу - выделяю из всех остальных цветов. (12)А вот спроси меня, как они называются, - не знаю, почему-то ни разу не слыхал их названия от других, тоже здесь выросших людей. (13)Одуванчик, ромашка, василек, подорожник, колокольчик, ландыш - на это нас ещё хватает. (14)Эти растения мы ещё можем называть по имени. (15)Впрочем, может быть, один лишь я и не знаю? (16)Нет, кого бы я ни расспрашивал в селе, показывая белые цветы, все разводили руками:

Кто их знает! (17)Полно их растёт: и на реке, и в лесных оврагах. (18)А как называются?.. (19)Да тебе на что?

(20)Мы вообще-то, я бы сказал, немного равнодушны ко всему, что окружает нас на земле. (21)Нет, нет, конечно, мы часто говорим, что любим природу: и эти перелески, и холмы, и роднички, и огневые, на полнеба, летние тёплые закаты. (22)Ну и, конечно, собрать букет цветов, ну и, конечно, прислушаться к пению птиц, к их щебетанию в золотых лесных верхах в то время, когда сам лес ещё полон темно-зелёной, чёрной почти прохлады. (23)Ну и сходить по грибы, ну и поудить рыбу, да и просто полежать на траве, глядя вверх на плывущие облака.