Проект во время древней руси. Во времена древней Руси презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему

Открытый урок по окружающему миру, проведённый в 4 классе.

Учитель: Баранова О.В., учитель начальных классов МБОУ «ЦО№1» г. Тулы

Тип урока : Урок открытия новых знаний.

Учебник: Плешаков «Окружающий мир 4 класс».

Тема урока: Во времена Древней Руси.

Цели урока: формировать представление о Древней Руси, русских князьях; развивать устную речь, умение работать с исторической картой; воспитывать интерес к истории.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point.

Ход урока.

    Организационный момент.

Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,

И хочется играть сегодня в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный -

Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный!

    Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке вы познакомились с жизнью Древних славян. Расскажите об их занятиях.

Опишите жилище Древних славян.(защита проектов)

Расскажите о богах, которым поклонялись Древние славяне, и о славянских праздниках.

3. Объяснение нового материала.

Слайд 1.

Сегодня на уроке мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру. Но сначала поговорим о Древней Руси.

Правления у славян не было такого, как теперь у нас. Государей у них не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Когда они начали княжить, кто они были такие, и как началось Русское государство, достоверно не известно. В летописи рассказывается об этом следующее. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». Три князя варяго-русские Рюрик и два брата его пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

Слайд 2.

2. Работа с исторической картой (п.т. №1 с.15).

Рассмотрите карту на с.41 учебника. Что нужно знать, чтобы её прочитать? (Условные знаки)

Каким цветом на карте показана территория Древней Руси в конце IX века? (Светло-зелёным). Раскрасьте эту территорию на контурной карте в рабочей тетради.

Каким цветом на карте показана территория Древней Руси в середине XI века? (Зелёным). Раскрасьте эту территорию на контурной карте в рабочей тетради.

Сравните территории. Как вы думаете, почему территория увеличилась? (Князья завоёвывали земли).

Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть, путешествуя по ней? (Переяславль, Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород.)

Главными дорогами, связывающими жителей, были реки и моря. По ним плыли ладьи и плоты переселенцев на новые земли, а также купеческие караваны. Именно по реке Днепр проходил важнейший торговый путь «из варяг в греки». Обозначьте его красной линией на контурной карте.

К середине XI века Русь занимала пространство от Балтийского моря до чёрного. Управлять такой обширной землёй без строгого порядка было нельзя. Главой Руси был великий князь киевский, его советниками и помощниками – бояре, а опорой и поддержкой – верная и преданная княжеская дружина. Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок внутри страны, заботились о её безопасности.

Слайд 3.

Велики заслуги перед Русью князя Владимира. Былины воспевают его, величают Красным Солнышком. Владимир Святославович младший сын князя Святослава занял киевский престол после убийства своего брата Ярополка. Князь Владимир был умелым воином и мудрым правителем. Он превратил Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Весь период его правления можно разделить на два этапа: языческий и христианский. Княжение Владимира считается периодом подъёма Руси.

Слайд 4.

Как вы думаете каковы причины религиозной реформы?

Князь Владимир стремился объединить славянские племена и защитить русские земли от кочевников. Поэтому он решил провести религиозную реформу. Её девизом стали слова «Один бог на небе, один князь – на земле».

Что такое реформа? (работа со словарём)

РЕФОРМА - преобразования, изменения направленные на улучшение.

Слайд 5.

Вначале Владимир решил провести языческую реформу и провозгласил верховным богом Перуна. Остальные боги были сохранены, но «подчинялись» Перуну. Однако эта реформа провалилась. Славяне не понимали, почему Перун вдруг стал главным богом, и поэтому они продолжали поклоняться и остальным богам, причем каждое племя по-прежнему почитало своего бога.

Слайд 6.

Владимир начал искать другую религию. По преданию он пригласил послов из Волжской Булгарии(ислам), Хазарии (иудаизм) и Византии(православие), и они рассказали ему о своей вере. Затем в эти страны были направлены послы князя и, только выслушав их отчет, Владимир остановил свой выбор на христианстве, ведь эта религия была распространена в большинстве стран Европы. Князь Владимир решил, что если Русь тоже станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с соседними странами. Сам князь крестился во время своей поездки в Корсунь.

Слайд 7.

В 988 г. Владимир крестил Русь. Первыми были киевляне. В Киев приехали византийские священники. В назначенный день жителей города загнали в Днепр, монахи окропили их святой водой и прочитали молитву. Князь Владимир Святославович с высокой горки наблюдал за происходящим. Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по его приказу загоняли в Днепр силой. Вслед за Киевом Владимир Красное Солнышко ввёл христианство и в других русских городах. В Новгороде крещение чуть было не закончилось восстанием. Новгородский воевода насильно заставлял жителей креститься, сжигая дома и усадьбы у всех недовольных. В Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком.

Слайд 8.

Конечно, не сразу укрепились русские в новой вере. Ещё долгое время они только по имени были христиане и всё ещё справляли языческие обряды и празднества. Даже и в настоящее время не совсем вывелись языческие обычаи, например – колядование. Однако принятие христианства сыграло огромную роль в нашей истории. Вера в бога-спасителя делала людей честнее, терпимее, учила уважать государственную власть, помогать бедным и несчастным. На Руси укрепилась власть князя, распространилась письменность, стало больше образованных людей, развивалась культура. Древнерусское государство перестало считаться языческим и вошло в число европейских христианских стран.

Слайд 9.

Сам же князь Владимир, приняв новую веру, как рассказывает летописец, совершенно переменился: из сурового и жестокого сделался добрым и ласковым ко всем, а к нищим щедрым. Опасаясь греха, он не хотел даже казнить разбойников. По воскресеньям и другим христианским праздникам князь устраивал у себя пиры, на которые сходились со всей земли русской бояре, духовные всякого звания люди. Больным князь приказывал развозить по домам хлеб, мясо, мёд. За введение христианства Владимир призван церковью Святым и Равноапостальным.

4. Закрепление пройденного.

1. Работа в рабочей тетради.

№2 с.16

№5 с.17

№3 с.16

№4 с.16

У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Как люди называли князя Владимира? (Красное Солнышко.) Почему? (Он был мудрым правителем и умелым воином.)

5. Итог урока, домашнее задание.

Сегодня на уроке мы побывали в Древнем Киеве в гостях у князя Владимира.

О каком важном событии в истории вы узнали? (О крещении Руси.)

В чём значение принятия Русью христианства? (Окрепли её связи с другими государствами, вырос авторитет.)

Д/з: с.40-45 пересказывать.

На карте расселения славян мы видели реки, озёра, моря. Когда-то они были главными дорогами, связывающими между собой жителей этих мест.

Водные пути вели на севере в Балтийское море, а на юге - в Каспийское и Чёрное моря, откуда можно было попасть в Византию и её столицу Константинополь (на Руси его величали Царьградом). Этот торговый путь называли «из варяг в греки». Варяги - жители Северной Европы, а греки - жители Византии.

Именно на этом пути на севере страны близ озера Ильмень возник Новгород, а на юге на крутом берегу Днепра - Киев. В 862 году новгородцы призвали на княжение Рюрика. После него новгородским князем стал Олег. В 882 году он объединил под своей властью Новгород и Киев. Так возникло Древнерусское государство со столицей в Киеве. Олег стал великим князем киевским, то есть князем всех князей.

Древняя Русь была многонациональным государством. В её состав входили восточные славяне и другие народы: весь, мурома, водь, чудь, меря, карёлы, ижора.

Работа с исторической картой

Найдите на карте территорию Древней Руси: а) в конце IX века; б) в середине XI века. Сравните.

Древняя Русь

Главой Руси был великий князь киевский, его советниками и помощниками - бояре, а опорой и поддержкой - верные и преданные княжеские дружинники (воины).

Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок в стране, заботились о её безопасности.

Могущественной соседкой Руси была Византия. С ней то воевали, то мирились. Русские дружины не раз появлялись под стенами Царьграда.

Князь Олег двинул на Византию огромный флот из двух тысяч кораблей. Решив отсидеться за крепкими стенами, византийцы преградили вход в гавань огромной цепью. Тогда хитроумный Олег придумал вот что: поставить ладьи (корабли) на колёса и двинуть их к городу.

Устрашённые невиданным зрелищем, византийцы тотчас запросили мира. По обычаю князь Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Между Русью и Византией был заключён мирный договор.

Князь Владимир и крещение Руси

Великими делами в истории Руси прославлен князь Владимир (княжил в 980 - 1015 годах). Былины воспевают его, величают Красным Солнышком.

В княжение Владимира на Руси произошли важные перемены. Главной княжеской заботой стала защита родных рубежей от недругов Руси - кочевников. К югу от Киева Владимир поставил богатырские заставы. О них и о добрых молодцах, служивших на заставах, народ сложил сказания и былины. Один из былинных героев - Илья Муромец. Дружинников князь Владимир набирал со всех концов Русской земли. Были среди них и крестьяне, и горожане, и знатные, и простые люди.

Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси. К тому времени многие страны Европы, в том числе и соседние с Русью, приняли христианство. На Русь христианство пришло из Византии. Первыми приняли Крещение 1 сам князь Владимир и его дружина. Затем князь приказал креститься киевлянам. Однажды в жаркий летний день по повелению Владимира изваяния прежних богов были повержены на землю, а изваяние главного божества - Перуна - было сброшено в Днепр.

На другой день Владимир повелел всем киевлянам прийти к реке. После того как все вошли в воду, священники совершили обряд Крещения.

Год Крещения Руси - 988-й.

Конечно, новая вера прижилась не сразу. Не все хотели её принимать. Сильна была привязанность к старым, близким и понятным обычаям. До сих пор в нашей жизни бытуют отголоски старых славянских верований.

С христианством на Руси стали распространяться грамотность, просвещение. Начали развиваться искусства и ремёсла, например строительное. По всей Руси сооружали прекрасные церкви и соборы.

Новая вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего, сплачивала людей.

Крещение - важное событие в русской истории. Русь вошла в число христианских стран, а это значит, что окрепли её связи с другими государствами Европы, вырос её авторитет.

Обсудим!

Почему во многих странах первыми принимали Крещение правители?

Проверь себя

  1. Назови столицу Древней Руси.
  2. Как было организовано управление в Древней Руси?
  3. Каковы заслуги князя Владимира?
  4. В чём значение принятия Русью христианства?

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: великий князь, бояре, дружинники, Крещение.
  2. Найди и прочитай былину об Илье Муромце.

На следующем уроке

Узнаем о древнем Киеве и древнем Новгороде. Найдём их на карте, по иллюстрациям и схемам опишем облик этих городов. Осознаем важность находок берестяных грамот.

Вспомни, как были устроены поселения славян, каковы особенности природы Русского Севера.

1 Крещение - обряд, с помощью которого человека приобщают к христианской церкви: его погружают в воду или окропляют водой. Во время Крещения священник произносит молитвы.

Слайд 2

Правление у славян

Правления у славян не было такого, как теперь у нас. В каждом роду всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на вече (мирские сходки) и решали дела сообща. Потом делами племён стали управлятькнязья.

Слайд 3

Между славянскими племенамине было согласия, а были у них всё ссоры да дра-ки. Некоторые племена, рассудив, что добру не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Послы пришли за моря к варяжскому народу и сказали такие слова: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами».

Слайд 4

Три варяго-русских князя, Рюрик и его два брата, пришли к нам и начали княжить. Сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началосьв 862 году по Рождестве Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

Слайд 5

Работа парах

Рассмотрите карту на с. 41 учебника.

Найдите территорию Древней Руси в конце IX века и в середине XI века.

Сравните эти территории.

Что с территорией Древней Руси произошло?

Как вы думаете, почему?

Слайд 6

Территория Древней Руси к середине XI века увеличилась. Князья завоёвывали новые земли.

Главными дорогами были реки и моря. По ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли.

На берегу реки Днепр возник город Киев. Он стал столицей Древней Руси.

Слайд 7

Работа по учебнику

Прочитайте текст на с. 42 учебника.

  • Кто был главой Руси?
  • Кто помогал ему?
  • Чем занимались князья?
  • Какой русский князь знаменит своими походами?
  • Слайд 8

    Главой Руси был великий князь киевский. В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками. Советниками и помощниками князя были бояре. Верная и преданная княжеская дружина была опорой и поддержкой главы Руси.

    Слайд 9

    Могущественной соседкой Руси была Византия. С ней то воевали, то мирились.Русский князь Олег двинул на Византию огромный флот из 2000 кораблей. Чтобы преградить путь флоту, византийцы загородили вход в гавань огромной цепью.

    Слайд 10

    Тогда Олег, согласно легенде, поставил свои ладьи на колёса и, дождавшись попутного ветра, двинулся под парусами к стенам города. Под прикрытием судов русские воины смогли беспрепятственно подойти к городу. А для устрашения греков русы во время своей атаки выпустили в небо большое число воздушных змеев.

    Слайд 11

    Устрашённые невиданным зрелищем, византийцы тотчас запросили мира. По обычаю князь Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Между Русью и Византией был заключён мирный договор.

    Слайд 12

    Князь Владимир Святославич

    • Одним из первых русских князей был князь Владимир Святославич.
    • У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Владимира прозвали Красным Солнышком.
    • Был Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превра-тил он Русь в огромную держа-ву, о которой с уважением говорили в Европе. Трудно было такой державой управлять, а ещё труднее защищать её.
  • Слайд 13

    Самой опасной была южная граница: с юга Руси грозили воинственные печенеги. Князь Владимир приказал построить на южной границе крепости, а от крепостей до самого Киева – сигнальные башни с кострами.

    Слайд 14

    О времени княжения Владимира сложено много интересных былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

    Слайд 15

    В 988 году – более тысячи лет назад – князь Владимир Красное Солнышко ввёл на Руси новую религию – христианство. В те времена христианская религия – вера в Иисуса Христа – была распростра-нена в большинстве стран Европы. Князь Владимир решил, что если Русь тоже станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с сосед-ними странами.

    Слайд 16

    Первыми приняли Крещение сам князь Владимир и его дружина.

    Слайд 17

    Затем князь заставил креститься киевлян. Княжеские слуги объехали весь город и оповестили, когда и куда надо приходить. «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или нищий – да будет мне враг!» - объявил князь.

    Тема: “Во времена Древней Руси”.

    Цели урока: формировать представление о древней Руси, русских князьях; развивать устную речь, воспитывать интерес к истории, любовь к Родине.

    Оборудование: карта древней Руси IX–XI веков, карточки с отпечатанными словами (Великий князь, бояре, дружина, князья, христианство, письменность и просвещение, развитие ремёсел, авторитет в Европе, Киев, 988 год), красные кружочки для показа городов на карте, отрывок из фильма “Садко”, иллюстрации с изображением идолов, князя Владимира, обрядовые куклы, тетрадь на печатной основе по программе, карточки для индивидуальной работы.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент

    Сообщение темы, целей урока.

    – Сегодня мы узнаем о том как жили наши предки во времена Древней Руси, где проходил главный торговый путь, кто помогал Великому Князю в управлении государством, а так же узнаем о Крещении Руси.

    2 . Опрос домашнего задания

    а) Дать карточки с индивидуальными заданиями:

    1. Описать жилище древних славян. (2 чел.)
    2. Чем занимались мужчины, женщины? (2 чел.)

    б) Расскажите о роде занятий восточных славян.
    в) Почему наши предки жили племенами?
    г) Расскажите о вере древних славян.
    д) Что это? (показ обрядовых кукол)
    Для чего использовались эти куклы?

    Пеленашка – делалась, чтоб злые духи не могли пожелать плохого ребёнку. Куклу клали в колыбельку.
    Куватки – делал мужчина во время родов, привязывал в предбаннике, чтобы жена удачно родила ребёнка.
    Бессонница – клали в колыбельку ребёнку, если он плохо спал и плакал.
    Свадебная кукла – 2 куклы вместе –мужчина и женщина держатся за руки. Дарили на свадьбе чтобы молодые всю жизнь жили дружно “рука об руку.”
    Веппская кукла – полногрудая женщина, символизирующая плодородие, достаток, благополучие. Ещё эту куклу называли “Берегиня.”

    – Молодцы, вы все хорошо приготовили домашнее задание о жизни восточных славян. А вот Полина приготовила в качестве домашнего задания стихотворение С.Маркова “Славяне”.

    3. Стих Маркова “Славяне” (читает Полина Рябова)

    …Идём среди сохлой травы,
    Расправив могучие груди,
    И князь, и седые волхвы –
    Лесные и пчёльные люди.
    Секиры подъемлются вновь,
    Теплы и красны топорища,
    Шипит печенежская кровь
    На серой земле пепелища.
    Мы ведать мгновенья должны
    Известной охотничьей дрожи,
    Мечи, опуская в ножны
    Из бычьей скоробленной кожи.
    Мы знаем, что время придёт,
    Свершатся труды и заботы,
    И снова сверкающий мёд
    Наполнит глубокие соты.

    – Вам было интересно узнать о наших предках славянах? А давайте продолжим дальше знакомство с их жизнью…

    4. На прошлом уроке мы узнали, что столицей Древней Руси был город Киев. Он образовался на берегу реки Днепр неспроста. По рекам можно было доплыть до Балтийского моря, до Чёрного моря. Плыли купеческие караваны, ладьи с переселенцами в поисках новых земель, могли пожаловать и лихие люди. Этот великий водный путь историки называют “Из Варяг в греки”. Если вы найдёте на карте в учебнике с. 41 начало и конец этого пути, вы сможете сказать, почему этот водный путь получил такое название.
    Да, путь начинался в Швеции т.е. где жили варяги. Давайте проследим как двигались купцы по этому пути, через какие города проходил их путь.

    НОВГОРОД. (Ставим на карте в книге точки, а на карте у доски прикрепляем кружочки)

    Показ отрывка из фильма “Садко”. (Со слов: “Здравствуй, господин великий Новгород!”, показ торговых рядов)

    – Пояснить что везли разные товары которых на Руси не было. А кто заметил, что путь по воде прерывается? А как интересно путь продолжался дальше? … ВОЛОКОМ ! Корабли волокли по земле. Там, где начинался путь “волоком” появился город Верхний Волочок , а там, где этот путь заканчивался, образовался… верно, город Нижний Волочок. Названий городов на карте нет, но давайте поставим точки там, где образовались эти города. Далее путь следовал через Смоленск, Киев, Переяславль и заканчивался в Греции.

    – Кто может показать водный путь через всё государство на карте у доски? (1–2 чел.)

    – Итак, кто объяснит почему путь назывался “Из Варяг в греки?”

    5 . А сейчас в тетради на печатной основе с. 17 найдите торговый путь и обозначьте его красной линией.
    Найдите границы государства и заштрихуйте зелёным цветом. (Пока дети работают, оценить индивидуальную работу по карточкам.)
    Давайте сравним по размерам Древнюю Русь с соседними государствами. Она больше, чем соседние государства! Поэтому многие хотели завоевать земли русичей. Реки были полны рыбы, в лесах много дичи и зверья, земли плодородны и богаты. Приходилось обороняться, охранять свои земли.

    ФИЗМИНУТКА

    – Чтобы обороняться, охранять, нужны были сильные люди здоровые. И мы должны быть сильные и здоровые. Давайте отдохнём. Встали, потянулись вверх. Ещё раз….

    – Управлять государством одному Великому Князю Владимиру было сложно, поэтому ему нужны были помощники.

    Великий Князь

    Бояре дружина князья

    Работа с учебником (с. 42 чтение)

    – А ещё в дружине были богатыри. О богатырях того времени народ сложил много сказок, легенд, былин. Назовите имена тех богатырей, которые дошли до наших дней. (Микула Селянинович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович…)

    – Домашним заданием будет дополнительный материал о богатырях.

    7. Велики заслуги перед народом и самого Великого Князя Владимира. Об одной из заслуг мы узнаем сегодня от Насти Хомяковой.

    Сообщение о крещении Руси. (1–3 мин.)

    – Кто из Настиного рассказа запомнил в каком году состоялось крещение Руси?

    988 год

    Работа с книгой с. 44 предпоследний абзац и до конца параграфа. После прочтения задаю вопрос: ”Что принесло христианство?”

    Христианство

    Если остаётся время:

    Найдите в учебнике определение слову Крещение. Запишите его в тетрадь на печатной основе (с. 17).

    Русь приняла христианскую веру, но язычество сразу не ушло. Не мог народ разом отказаться от традиций, обычаев, обрядов, которые складывались веками. И по сей день живёт вера в домовых, русалок, леших…

    – Экскурс в прошлое заканчивается, а мы должны подвести итог урока.

    – Скажите, что нового и интересного о жизни славян мы сегодня узнали?

    Выставить оценки.

    9. Домашнее задание: в тетр. на печатной основе с.18 – 19. Найти дополнительный материал о русских богатырях.

    10 . Наш урок окончен, а на прощание ребята приготовили в подарок гостям Веппскую куклу – символ достатка, плодородия, благополучия.

    Во времена древней Руси.

    04/11/17 Карты Древней Руси.

    Богатыри

    Боевые топоры

    Князь Владимир был сыном Святослава от древлянской княжны Малуши. Родился он в 963 году. Воспитывал Владимира брат его матери язычник Добрыня. В 972 году князь Владимир стал править Новгородом. В 980 г. в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве. У него было пять жен и многочисленные наложницы. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры.

    По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою веру. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, - говорили они потом Владимиру, - на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга - мудрейшая из людей».

    Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константино- поль к императорам Василию и Константину с требо-ванием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христиа- нина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таин-ству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесны- ми очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»

    Возвратившись в Киев, Владимир прежде всего предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Между тем, Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них идол Перун был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр. За низвержением идолов последовало оглашение народа евангельской проповедью. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия крешения. Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая так: «Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре ее бы не приняли».

    После Киева и его окрестностей святая вера была насаждена в Новгороде. В 992 г. святая вера была насаждена в Суздальском крае.