Гос символы ссср. Символы ссср - звезда

Нашел интересную статью о символике герс СССР. Текста много; если убрать слега циницеую манеру изложения, то есть много интересных мыслей
.

Но не орёл, не лев, не львица
Собой украсили наш герб,
А золотой венок пшеницы,
Могучий молот, острый серп.

С. Михалков

…А над ними засиженный мухами герб -
Страшный герб из литого свинца -
На нём кровью крестьянина залитый серп
И молот в крови кузнеца.

И. Кормильцев

Часть I.

Можно верить и в отсутствие веры,
Можно делать и отсутствие дела…

«Наутилус-Помпилиус»

А, давайте-ка, сначала поностальгируем! Итак, вспоминаем детство босоногое, урок патриотического воспитания накануне очередной годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции, вдохновенно-возвышенный голос Марь Иванны или как там её - вашу первую учительницу - звали с мистическим трепетом, акцентуированными паузами и полуэротическими придыханиями вещает: - Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич, рассказ «Советский герб»:

Всё создавалось заново в нашей стране. И государственный герб тоже нужен был новый, какого ещё никогда не существовало в истории народов, - герб первого в мире государства рабочих и крестьян.
В начале 1918 года мне принесли рисунок герба, и я тотчас же понёс его Владимиру Ильичу.
Владимир Ильич в это время был у себя в кабинете и беседовал с Яковом Михайловичем Свердловым, Феликсом Эдмундовичем Дзержинским и ещё целой группой товарищей. Я положил рисунок на стол перед Лениным.
- Что это - герб?.. Интересно посмотреть! - И он, наклонясь над столом, принялся разглядывать рисунок.
Все окружили Владимира Ильича и вместе с ним разглядывали проект герба.
На красном фоне сияли лучи восходящего солнца, обрамлённые снопами пшеницы; внутри перекрещивались серп и молот, а из перевязи снопов вверх, к солнечным лучам, был направлен меч.
- Интересно! - сказал Владимир Ильич, - Идея есть, но зачем же меч? - И он посмотрел на всех нас.
- Мы бьёмся, мы воюем и будем воевать, пока не закрепим диктатуру пролетариата и пока не выгоним из нашей страны и белогвардейцев и интервентов. Но насилие не может главенствовать у нас. Завоевательная политика нам чужда. Мы не нападаем, а отбиваемся от врагов, война наша оборонительная, и меч - не наша эмблема. Мы должны крепко держать его в руках, чтобы защищать наше пролетарское государство до тех пор, пока у нас есть враги, пока на нас нападают, пока нам угрожают, но это не значит, что так будет всегда. Когда будет провозглашено братство народов во всём мире, меч нам не будет нужен. Из герба нашего социалистического государства мы должны удалить меч... - И Владимир Ильич тонко очиненным карандашом перечеркнул меч на рисунке. - А в остальном герб хорош. Давайте утвердим проект, а потом посмотрим и ещё раз обсудим в Совнаркоме. Надо это сделать поскорей...
И он поставил на рисунке свою подпись.
Художник, который внимательно выслушал всё, что говорил Ленин, обещал скоро принести новый эскиз герба.
Через некоторое время, когда художник пришёл в другой раз, у Владимира Ильича в кабинете сидел скульптор Андреев. Ленин работал, принимал посетителей, а скульптор тихонько сидел на диване и делал в альбоме зарисовки. Он готовился лепить портрет Ильича.
Стали смотреть новый рисунок. Меча на рисунке уже не было, и герб был увенчан звездой.
Андреев смотрел вместе со всеми.
- Ну, как по-вашему? - обратился к нему Владимир Ильич, - Очень хорошо, только ещё кое-что...
Взяв карандаш, Андреев, с разрешения художника, тут же на столе перерисовал герб. Он сгустил снопы, усилил сверкающие лучи солнца, сделал как-то всё выразительнее. Звезда приняла строгую пятиконечную форму, и лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» стал читаться более чётко.
Этот проект герба Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, исполненный по замечаниям Владимира Ильича, и был утверждён в 1918 году.
Он был понятен всем трудящимся, которые защищали от врагов свою родную Советскую власть.
Пятиконечная звезда, которая сияет на вершине герба, стала эмблемой нашей армии - красноармейской звёздочкой.
Теперь наше государство стало могучим Союзом Советских Социалистических Республик. В гербе Советского Союза тоже есть серп и молот и золотые снопы в лучах восходящего солнца.
И в каждой республике есть свой герб. Солнце на гербах республик восходит из-за снежных горных вершин и из-за безбрежного моря. На каждом гербе лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и эмблема первого в мире государства трудящихся - серп и молот.

Разумеется, ставить под сомнение слова ленинского апостола не дозволялось - это приравнивалось к антисоветской агитации и пропаганде и каралось соответствующей статьёй самого гуманного в мире законодательства. А вопросов-то по прочитанному у любого человека, отягощённого интеллектом, возникало превеликое множество.

Например, почему в опусе Бонч-Бруевича непосредственный автор герба гравёр Петроградской типографии Александр Николаевич Лео не назван ни по имени, ни по фамилии, а фигурирует как анонимный «художник»? Как мог скульптор Николай Андреевич Андреев, начавший работу с Лениным в 1919 году, внести изменения в герб, утверждённый в качестве официального символа 10 июня 1918 года? Неужели Бонч-Бруевич не знал, что на воспетом им советском гербе первоначально красной звезды не было потому, как этот символ в качестве эмблемы Красной армии был принят только 18 июля 1918 года, то есть через месяц после утверждения герба? Ну, и, наконец, Бонч-Бруевич восторженно воспевает герб СССР, который, как государственное образование появится 30 декабря 1922 года, тогда как в 1918 году речь могла идти только о гербе РСФСР!


Эх, жаль, что я не профессиональный историк - непременно раскопал бы ответы на эти вопросы. Но, увы, в истории я совсем не разбираюсь…

Зато посвящён я в некие иные знания, которым в стройной архитектонике современных академических представлений места не предусмотрено. Например, в сакральную символику. И, честно говоря, разговор я завёл не ради Бонч-Бруевича, а ради, собственно, герба. А целью себе поставил проанализировать герб Советского Союза с мистической точки зрения, вскрыть его сакральный смысл (ну, действительно, не до конца же мне дней своих сказочки вам разжёвывать! ).

Позвольте, автор, - поспешит осадить меня докучливый читатель, изведавший на себе все способы промывки мозгов, изобретённые советской системой образования, - любая «сакральность» по определению своему подразумевает какие-то оккультные корни, а большевики-ленинцы себя позиционировали воинствующими атеистами. Разве могли оголтелые безбожники обращать взоры свои в какие-то нематериалистические сферы?

Отвечать начну, с вашего позволения, издалека: вся история коммунизма в России - это история лжи! Коммунисты рвались к власти под лозунгами выхода из империалистической войны и немедленного мира - и, дорвавшись, тут же развязали войну гражданскую, куда как более кровопролитную и ожесточённую. Коммунисты ратовали за отмену смертной казни - и создали репрессивную систему, каких свет не видывал. Коммунисты обещали крестьянам землю - и загнали их в колхозы, начисто лишив их собственности. Коммунисты декларировали свободу вероисповедания - и ввергли страну в пучину безбожия…

Да, действительно, люди, пришедшие к власти в России в результате октябрьского переворота, называли себя атеистами и были таковыми на самом деле. Только, вот, термин «атеизм » имеет два толкования:
1. отсутствие религиозных убеждений;
2. вера в отсутствие Бога.

Разницу почувствовали? В первом случае, человек просто не верит ни во что . Во втором - исповедует религию, главным постулатом которой является отрицание существования Божественного начала . При этом, отрицая конкретно Бога, атеистическая система верований вовсе не запрещает верить во что-то другое - в теорию Дарвина, например. Или найти Богу «заместителя», неуклюже пытаясь подменить понятие «Бог» понятием «Сверхразум». А можно, ссылаясь на несовершенство нашего мира, сделать из этого вывод, что на самом-то деле им - миром - правит не Бог, а дьявол - такое «мировоззрение» называется сатанизмом, но подоплёка у него всё та же - атеистическая, отвергающая Бога или уничижающая Его роль. Можно, обезумев от гордыни, поставить на место Бога себя - человека - тогда получится антропософия. Можно предположить, что роль Бога играли какие-то сильно продвинутые существа из иных миров - на этой мысли зиждется вся рождённая Эрихом фон Деникеном теория палеоконтакта. Ну, и, наконец, самая последняя атеистическая модель создана братьями Вачовски в небезызвестном кинофильме «Матрица», где Божественные функции выполняет всего лишь компьютерный симулятор.

Атеистами «второй группы», отрицающими Бога, но не гнушающимися мистицизма, и были поголовно большевики-ленинцы. РСДРП на 99% состояла из масонов. Чтобы далеко за примерами не лазить, возьмём проживавшего некогда в Рязани большевистского наркомзема Семёна Пафнутьевича Середу - руководство рязанскими подпольщиками он успешно сочетал с постом иерарха масонской ложи.

Хотя, разумеется, были среди большевиков и личности, связями с масонством себя не запятнавшие. Например, Соломон Моисеевич Урицкий, давший своё название одной из рязанских улиц. Он был хасидом и религиозные убеждения ему не позволили вступить не только в масонскую ложу, но даже в ленинскую партию. До самого своего бесславного конца от руки, кстати, соплеменника Каннегиссера, коммунистом он являлся лишь «в душе».

А Яков Михайлович Свердлов (Янкель Мовшевич Гаухманн), хоть и был пламенным коммунистом, но от веры отцов тоже не отрёкся и во всех анкетах в графе вероисповедание писал: иудей. Правда, иудеем он был относительным - из всего иудаизма признавал только каббалу и мог, например, назло единоверцам подать идею работать по субботам, нарушая шаббат - так появились «коммунистические субботники». То есть, даже из каббалы он выбрал самое «чернушное» её направление.

Сектантом-духоборцем был и Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич, с цитаты из которого мы начали наше повествование. Феликс Эдмундович Дзержинский с юношеских лет увлекался спиритизмом и пробовал себя в качестве гипнотизёра.

А Лев Давидович Троцкий (Лейба Давидович Бронштейн) был не только махровым жидомасоном, членом иудейской ложи «Бнайт брит», но и членом секты сатанинского толка иллюминатов. Обе эти организации внесут в дело «русской революции» неоценимый вклад: глава «Бнайт брит» американский банкир, патологический сионист и столь же патологический русофоб Яков Шифф, станет главным спонсором Троцкого, а у иллюминатов Лев Давидович позаимствует символ - пентаграмму - и главный праздник - магический Мэй-дэй, день следующий после Вальпургиевой ночи, 1 мая…

В «Бнайт брит» состоял, несмотря на явные нарушения психики и наркотическую зависимость, австрийский еврей Сигизмунд Фройд. Его бездоказательные умствования, благодаря поддержке братьев-масонов, будут «раскручены» как величайшая теория, объясняющая человеческую психологию, а методом психоанализа по Зигмунду Фрейду по сей день пытаются «лечить» свои комплексы экзальтированные особы. А иллюминаты, в отличие от других аналогичных тайных обществ, не допускавших в свой круг женщин, представительниц прекрасного пола, напротив, широко привлекали к своей деятельности. Одной из таких «привлечённых» стала Надежда Константиновна Крупская.

Поимённым списком остальных «верных ленинцев» и свидетельствами их причастности к тем или иным деструктивным культам загромождать свой рассказ считаю нецелесообразным - упомяну вкратце лишь о главном, о Ленине. Внук крещеного еврея (см. Википедию), разумеется, стать православным до мозга костей человеком не мог. Свою систему верований он определил для себя и для окружающих как атеизм, но было в этом ленинском индивидуальном атеизме что-то нездоровое. В своих письмах он похвалялся, что, работая с книгами, везде, где ему встречается по тексту слово «Бог», на полях напротив он пишет «сволочь» с восклицательным знаком. Как вы думаете, будет ли заниматься подобными вещами человек, искренне уверенный, что Бога нет? Выходит, что для Ильича слово это было не пустым звуком, раз, вызывало у него удушающий спазм раздражения. А, пытаясь оскорбить Бога, Ленин должен был быть уверен, что Он его услышит! Вот в Бабу-Ягу Ильич, действительно, не верил, поэтому с ней и не боролся… Одним словом, патологический какой-то получается атеизм по рецепту «самого человечного человека».

Не могу не удержаться от маленькой, но показательной иллюстрации ленинского атеизма. 1 мая 1919 года за подписью Ильича выходит постановление советского правительства «О борьбе с попами и религией»:

1 мая 1919 г.
№ 13666/2.

Председателю ВЧК тов. Дзержинскому Ф.Э.

УКАЗАНИЕ

В соответствии с решением ВЦИК и Сов. Нар. Комиссаров необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатать и превращать в склады. Председатель ВЦИК Калинин, Председатель Сов. Нар. Комиссаров Ульянов (Ленин).

Постановление зарегистрировано за номером 13666-2! Совпадение? Или хорошо продуманное мистическое действо: датировка днём главного праздника сатанистов с нумерологическим подкреплением в виде регистрационного номера, скомбинированного из «чёртовой дюжины» и «числа зверя»? К тому же, из процитированного указания только круглый дурак не поймёт против какой конкретно «религии» оно направлено - ведь, ни мулл, ни раввинов «попами» не называют!

В первые 10 лет своего существования Советская власть и оккультизм жили душа в душу. Взаимная выгода такого тандема была очевидна: оккультные школы получали возможность развиваться в оранжерейных условиях, а у безбожной власти появлялся союзник в борьбе с Православием. Вот тоже специфика большевистского «атеизма»: он никак не затронул иудаизм (в годы антицерковного психоза в Москве, например, открылись две новые синагоги), мягко отнёсся к исламу (его списали к «пережиткам», которые надо не искоренять, а «изживать» постепенно) и только Русская Православная Церковь подлежала полному и немедленному уничтожению.

Не взирая на катастрофическую ситуацию в стране, на разруху и голод, у советской власти чудесным образом всегда находились средства на «господдержку» оккультных проектов разной степени сомнительности. В это время организуются, например, экспедиции Барченко на Кольский полуостров с целью поиска там следов Гиперборейской цивилизации, а Блюмкина - на Тибет, искать Шамбалу.

Причём, уже из личностей их руководителей явствует, какие структуры приняли непосредственное участие в обоих мероприятиях. Александр Барченко был креатурой лично Дзержинского, а Яков Блюмкин - это тот самый сотрудник ВЧК, что застрелил в 1918-м году германского посла Мирбаха, но не понёс за это никакого наказания, а преспокойно продолжил службу в органах. С ним в экспедицию увязался было Есенин, находившийся в тот момент в очередной «завязке», но доехал только до Закавказья, где «отстал» от экспедиции, предпочтя лаврам путешественника интрижку с батумской армянкой Шаганэ Тальян:

Улеглась моя былая рана -
Пьяный бред не гложет сердце мне,
Синими цветами Тегерана
Я лечу их нынче в чайхане…

(С. Есенин «Персидские мотивы»).

Обе экспедиции курировал Глеб Бокий - любимец Свердлова и «чёрный» оккультист, «прославившийся» ещё в Гражданскую тем, что обязывал подчинённых… пить кровь своих жертв. Свидетельство об этом донёс до нас не какой-нибудь белый эмигрант, которого можно было бы заподозрить в грязной клевете на людей с «горячими сердцами и холодными головами», а бывший сотрудник Бокия чекист Г. Агабеков в своей книге «Секретный террор».

«Талантам» Бокия после Гражданской нашлось достойное применение - он возглавил секретный отдел ОГПУ, занимавшийся вопросами оккультизма и магии. Как видите, в Советской России такие структуры существовали не только на страницах романа братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», но и в реальности!

Вновь вынужден извиниться перед читателями, что отнимаю их время отступлениями, но факты просто вопиют: Бокий параллельно был и начальником Соловецкого лагеря особого назначения. Это он организовывал в бывшем монастыре - северной твердыне Православия лагерь смерти. И опять, как с постановлением №13666, давайте задумаемся, было ли это случайностью? Или каким-то силам очень требовалось замарать святое место кровью? Тогда, кому поручить исполнение столь деликатного задания, как не «чёрному магу» - любителю испить человеческой кровушки! Кстати, НИИЧаВо (Научно-исследовательский институт чародейства и волшебства) располагался, по Стругацким, в северном городке Соловец и имел в своей структуре отдел Оборонной магии - теперь аллегория понятна.

Практика оккультизма в 1920-е годы активно дополняется теорией. Опять же вопреки экономическим трудностям, как грибы начинают появляться сомнительного свойства «научно-исследовательские институты». Большинство из них скоро прекратит своё существование, но некоторые доживут даже до наших дней. Например, Институт Мозга.


Это сейчас Институт Мозга - серьёзное научное учреждение, оплот академической медицины, а на заре своего существования… Вы не задумались, почему он называется Институт Мозга (в единственном числе и с большой буквы ), а не Институт мозгов? Да, потому, что первоначально он предназначался для исследования одного-единственного мозга - понятно, ленинского. И цель имел вполне конкретную - «получение субстанции ленинской гениальности» . В духе средневековой алхимии формулировочка!

А поскольку на любую тему, хоть вскользь касающуюся «ленинианы», денег в стране Советов не жалелось, то дело пошло. В свободное от расплетания ленинских извилин время стали изучать психические феномены, такие как массовую истерию. ОГПУ подкинуло темку - применение гипноза для получения свидетельских показаний. Она разрослась в более масштабное направление - управление сознанием. А оттуда, уже один шаг остался и до психотронных разработок… Информация о них спорадически просачивается в СМИ, причём, публикации появляются не только в бульварных газетёнках, состоящих наполовину из ТВ-программы и на вторую половину из рекламных модулей, но и в официальных печатных органах, таких как «Российская газета», которые в «желтизне» никак не обвинишь - для иллюстрации приведу http://www.rg.ru/2006/12/22/gosbezopasnostj-podsoznanie.html .

Ну, и апофеозом большевистского оккультизма стало захоронение Ленина - хотя захоронением это назвать нельзя. Над трупом Ленина был выполнен типичный обряд некромантии, не использовавшийся в цивилизованном мире со времён египетских фараонов. Цель его - сохранение трупа, что по понятиям чёрной магии способствует удержанию его духа в этом мире. Определённой системой заклинаний-здравиц, типа «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!» , духа можно энергетически «подкармливать», а другими заклинательными системами, менее известными широкой публике, использовать в своих целях.

Я, как врач-биохимик по основному образованию, обратил внимание на такой занимательный чисто с моей профессиональной точки зрения факт: по официальной версии бальзамирующий состав для трупа Ленина чудесным образом за три дня изобрёл Борис (Берл) Збарский. Однако, когда то же самое попытались в 1994 году автономно повторить бальзамируя Ким Ир Сена северо-корейские учёные, у них ушло на работу более полутора лет, несмотря на то, что технологии 1994 года разительно отличались от технологий 1924-го, которыми располагал Збарский. Волей-неволей закрадывается мысль, не подсказал ли кто-то Збарскому формулу?

Как, например, подсказали архитектору А.В. Щусеву идею усыпальницы для ленинского чучела. Будущего академика архитектуры консультировал некто Ф. Поульсен. В своих мемуарах Щусев пишет, что прообразами для мавзолея он взял алтарь Пергамского храма, гробницу Кира Великого и ступенчатую пирамиду Джосера (А. Абрамов «У кремлёвской стены»), однако, произвольно или непроизвольно максимального сходства Щусев добился не с этими объектами, а с месопотамскими зиккуратами (о них поговорим чуть позже ). Это и не мудрено, поскольку консультировавший Щусева Поульсен был как раз специалистом по архитектуре древней Месопотамии.


Мавзолей Ленина - типичное культовое сооружение в виде миниатюрной семиступенчатой пирамиды.

Одним словом, не успел Ленин остыть, а у неведомых нам сил, руководивших действиями похоронной комиссии уже нашлись средства, специалисты и «консультанты» из более чем экзотических областей. И, наплевав на желание покойного быть похороненным рядом с матерью, начхав на протесты супруги, большевистские некроманты разместили мумию с большим мистическим смыслом на Красной площади - в сакральном сердце России:

Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице; а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, ты, как попираемый труп, не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев (Книга пророка Исаии, глава 14, стихи 18-20).

…Я настрочил уже целую главу, а к основной теме даже не приблизился. Но столь обширное предисловие мне требуется для того, чтобы доказать, что советский герб - это не простой рисунок, а мистический знак, сакральный смысл которого не случайная комбинация, а результат кропотливого и планомерного труда красных чернокнижников.

Посмотрите на несколько символов советской эпохи. Это те символы,
без которых нельзя было представить нашу жизнь, когда все мы являлись гражданами Советского Союза.
И все же есть в них что-то объединяющее всех.

Залп «Авроры»

Каждый моряк знает эту примету. Знали её и моряки «Авроры». Женщина на корабле - быть беде. Но эта женщина была настолько красива, что матросы не посмели ей отказать, не смогли прогнать её с корабля. Высокая, стройная, одетая в белоснежное платье, оттенившее её суровую бледность. «Словно ожившая статуя», - вспоминали матросы. Именно эта женщина вечером 25 октября 1917 года взошла на «Аврору», и именно она в 21 час 40 минут отдала приказ произвести холостой выстрел. И моряки не посмели её ослушаться…Эта легенда живёт с тех пор, как комендор Огнев произвёл из орудия «Авроры» тот самый выстрел, ставший не просто сигналом к штурму Зимнего дворца, а точкой отсчёта новой эпохи. Эпохи, коренным образом изменившей жизнь огромной страны. Историки, изучавшие октябрьские события 1917 года, утверждали, что таинственной незнакомкой могла быть известная революционерка и писательница Лариса Рейснер. Но в народе говорили, что красавица - на самом деле была «духом революции» и исчезла сразу же после выстрела.

«Знает каждый человек: с буквы А заглавной начинается „Артек“ - детский лагерь славный». Так писал об «Артеке» Самуил Маршак. Но в советское время «Артек» был не просто «детским лагерем славным» - это была витрина, которую очень любили показывать иностранцам, мол, «смотрите, как отдыхают наши дети, смотрите и завидуйте!». Здесь бывали президенты, премьер-министры, короли и королевы, космонавты, артисты и писатели. Если какой-нибудь важный иностранный гость оказывался в Крыму, то его обязательно везли в «Артек».«Артек» - явление уникальное, феномен которого трудно объяснить. Дети со всех концов СССР и из других стран ехали в Крым не просто отдохнуть и оздоровиться. В «Артеке» всегда присутствовал дух коллективизма (не толпы или стаи, а именно сплочённого коллектива), какая-то особая артековская атмосфера. А сотрудники «Артека» за короткую летнюю смену становились детям почти родными.

Байкало-Амурская магистраль

По планам, сквозное движение на БАМе должно было открыться в 1985 году. Однако строительство было завершено на год раньше намеченного срока. 29 сентября 1984 года на разъезде Бамбухта в Читинской области состоялась «золотая стыковка» - строители, 10 лет шедшие навстречу друг другу с востока и запада, встретились.Как и на любой советской «стройке века», объём выполненных работ поражал воображение. При сооружении БАМа и притрассовых дорог строители за десять лет переместили более 600 миллионов кубометров грунта, перекинули через реки и водотоки около 4200 мостов и труб, проложили более 5 тысяч километров главных и станционных путей, построили 56 железнодорожных станций и 119 разъездов. В строительстве магистрали принимали участие до полумиллиона человек. И как это часто бывало, рядом с грандиозными объёмами и невероятными трудовыми подвигами соседствовала полная бытовая неустроенность людей, которые эти подвиги совершали. Дорогу построили, поезда пустили, обо всём отрапортовали, а о людях забыли…

Владимир Высоцкий

Писать песни Владимир Семёнович начал в начале 60-х годов. Сперва это была модная в те времена «блатная» романтика. Записи Сергея Кулешова (под этим псевдонимом некоторое время «скрывался» Высоцкий) стали расходиться по Москве, но самому автору творческого удовлетворения не приносили. И только после появления песни «Подводная лодка» Высоцкий мог сказать себе: «Я - поэт!». «„Подводная лодка“ - это было уже всерьёз, - вспоминал один из самых близких друзей поэта Игорь Кохановский. - И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась».

Большой театр

«Содержать ему театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады, а кроме его, никому никаких подобных увеселений не дозволять во всё назначенное по привилегии время, дабы ему подрыву не было». 17 марта 1776 года указом Ея Императорского Величества Екатерины II великий князь Пётр Васильевич Урусов получил исключительное право на содержание русской театральной труппы и обязанность построить в Москве на Большой Петровской улице здание, в котором можно было бы круглогодично играть оперные, балетные и драматические спектакли. Именно этот день и считается датой основания Большого театра, уникального явления в истории не только Российской империи и Советского Союза, но всей мировой культуры. «Bolshoy» - это русское слово без перевода понимал любой иностранец, побывавший в Москве. Символ, в истории которого как в зеркале отражается сама эпоха, величественная и трагичная одновременно.Князь Урусов с усердием взялся за дело, но, увы, ещё не достроенный театр из-за неосторожности сгорел, так и не открывшись. Дела Петра Урусова, вложившего в театр почти всё своё состояние, оказались на грани краха, и он передал привилегию на театр своему компаньону Майклу Мэддоку. Англичанин оказался более удачливым и довёл начатое дело до конца.30 декабря 1780 года, в день открытия театра, тогда называвшегося Петровским, было дано торжественное представление из двух частей - аллегорического пролога «Странники» и пантомимного балета «Волшебная школа». Труппа Петровского театра состояла из 13 актёров, 9 актрис, 4 танцовщиц, 3 танцоров с балетмейстером и 13 музыкантов. В те времена артистам приходилось быть, как говорится, «многостаночниками» - они играли и в драме, и в опере, и в балете.

Юрий Гагарин

Однажды знаменитого диктора Гостелерадио Юрия Левитана спросили: «Какие события в своей дикторской работе вам запомнились больше всего?». «9 Мая 1945 года - День Победы и 12 апреля 1961 года - день полёта Юрия Гагарина в космос, - без раздумий ответил Юрий Борисович. - 9 Мая - понятно почему: мы долго ждали завершения Великой Отечественной войны. А вот полёта человека в космос ждали и не ждали. Нам казалось, что он будет возможным через два-три года. И вдруг!..». А точнее ведь и не скажешь. Май 45-го и апрель 61-го… Две великих Победы. Победа над страшным врагом и Победа над силой притяжения, удерживавшей человека на Земле… Те, кому довелось пережить оба этих события, вспоминали, что никогда более в своей жизни не испытывали такого душевного подъёма. Гордость, чувство чего-то сверхважного и сверхисторического - вот что такое апрель 1961-го. Гордость не только за страну, за того парня с потрясающе-волшебной улыбкой, но и за себя. Ведь я живу в этой стране, я работаю для этой страны, значит, в этом космическом прорыве есть и мой вклад, моя, пускай микроскопически малая, но всё-таки личная толика…День 12 апреля 1961 года начался в 9 часов 7 минут по московскому времени. Нет, обычные сутки начались, как и положено, в полночь, в 00 часов 00 минут. Но день исторический, день космический, день, ознаменовавший собой начало новой эры в жизни человечества, начался утром в 9 часов 7 минут. Именно в этот момент с космодрома «Байконур» стартовала ракета-носитель с космическим кораблём «Восток». На борту космического корабля находился лётчик Юрий Алексеевич Гагарин.

«Семнадцать мгновений весны»

«Когда Штирлиц идёт по улицам Берлина, улицы всех городов Советского Союза пустеют…». Успех «Семнадцати мгновений весны» был просто ошеломляющим. Первая серия фильма была показана в полвосьмого вечера 11 августа 1973 года. А уже через три месяца, как говорили в те времена, «по многочисленным просьбам трудящихся» сериал был показан ещё раз. С тех пор на разных каналах «Семнадцать мгновений весны» показывали сотни, если не тысячи раз.Сказать, что фильм пользовался популярностью у телезрителей, - значит не сказать ровным счётом ничего. Сериал «Семнадцать мгновений весны» после первого же показа стал явлением культурной жизни страны, а его герои перешли в разряд народных фольклорных персонажей, Штирлиц встал в один ряд с Ильёй Муромцем и Чапаевым.В чём же секрет фильма? Отвечая на этот вопрос, Вячеслав Тихонов однажды сказал: «В „Семнадцати мгновениях…“ есть баланс между вымыслом и фактом, между жёсткостью и жестокостью, есть лирика, но нет сантиментов, нет и упрощений. В нём нет шаблонной бесспорности правильных и неправильных поступков. Есть образы и историческая правда, „перебора“ художественных допущений нет».

Мавзолей Ленина

21 января 1924 года в 18 часов 50 минут Владимир Ильич Ленин скончался на подмосковной даче в Горках. На следующий день профессор кафедры патологической анатомии Московского университета Алексей Иванович Абрикосов произвёл временное бальзамирование тела (через аорту была сделана инъекция смеси спирта, формальдегида и глицерина). «Два месяца в склепе пролежит?» - спросили Абрикосова на заседании ЦИК СССР. «Думаю, да. Если будет сухо и прохладно». На это же заседание был приглашён известный архитектор Алексей Викторович Щусев, которому и было поручено строительство временного склепа для гроба Ленина. Интересно, что до 1917 года Щусев строил церкви, причём преимущественно в Украине. Первой его самостоятельной работой был проект иконостаса Успенского собора Киево-Печерской лавры. По его проектам построены монастырский комплекс в Овруче, Троицкий собор Почаевской лавры, несколько других церквей. Среди других известных работ Щусева - Казанский вокзал Москвы, здание гостиницы «Москва», он принимал участие в разработке проекта послевоенного восстановления и реконструкции Крещатика. Но самой знаменитой его работой, конечно же, стал Мавзолей Ленина…

«Голубой огонёк»

6 апреля 1962 года в эфире Центрального телевидения появилась новая еженедельная передача. Около декорации, изображающей шаболовскую телебашню, были поставлены столики, обстановка в студии по виду напоминала вечернее кафе. Так что и название родилось само собой - «Телевизионное кафе», через некоторое время трансформировавшееся в «Голубой огонёк». Первоначально авторы хотели сделать музыкальную программу, основу которой составляли выступления артистов различных эстрадных жанров. От обычного концерта «Телевизионное кафе» отличалось тем, что ведущими в нём были артисты, которые не только вещали с телеэкрана, но и сами могли исполнить песни. Кроме того, ведущие не просто объявляли «а сейчас выступит такой-то», но и беседовали с артистами перед их выступлением. Первый выпуск «Телевизионного кафе» вели Михаил Ножкин, Борис Брунов и Роза Урузбаева.

«Рабочий и колхозница»

В Париже гениальная работа Мухиной произвела фурор. Скульптура «Рабочий и колхозница» вполне закономерно получила большую золотую медаль Гран-при. Поражали не просто масштабы (24-метровая статуя была установлена на крыше 35-метрового павильона), - восхищение зрителей вызывала стремительность двух фигур, динамичность образа, чёткая связь статуи с архитектурой всего советского павильона. «Восприятие этой группы на фоне парижского неба показало, насколько скульптура может быть активна, не только в общем ансамбле архитектурного пейзажа, но и по своему психологическому воздействию, - вспоминала Вера Мухина. - Высшая радость художника - быть понятым».Выставка закончилась, отгремели фанфары, «Рабочий и колхозница» должны были возвращаться домой. Первоначально скульптуру планировали установить на Волге, на плотине в районе Рыбинска. Но после того как «Рабочим и колхозницей» восхищались в Париже, Рыбинск показался «недостойным» местом для скульптуры, и её решили установить в Москве на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ). Вера Игнатьевна Мухина резко возражала против этого, считая, что постамент, который в три раза ниже выставочного павильона, уничтожает художественное восприятие скульптурной группы: «Фигуры ползут, а не летят». Автор мечтала увидеть своё творение на Воробьёвых горах, где оно, по её мнению, смотрелось бы в выигрышном ракурсе.

Так уж повелось, что любое государство должно иметь свою символику, отражающую патриотизм народа, его богатство и историческое наследие. История герба СССР началась именно в 1922 году, когда РСФСР, ЗСФСР, Белорусская и Украинская ССР подписали Договор об образовании В статье 22 этого договора было установлено, что СССР имеет свою государственную печать, гимн, флаг и герб.

Как разрабатывали первый герб СССР

После образования была создана специальная комиссия, которая занималась разработкой государственной символики. Президиум ЦИК перечислил главные элементы герба: серп, кузнечный молот, восходящее солнце. Раньше они были изображены на гербе РСФСР, который утверждал В.И. Ленин.

Уже в середине января 1923 года художники представили на обозрение ЦИК множество эскизов, удовлетворяющих всем установленным нормам. Был выбран проект, выполненный В.П. Корзуным совместно с В.Н. Адриановым, предложившим расположить на рисунке изображение земного шара. Для работы над гербом также пригласили И.И. Дубасова, который разрабатывал эскизы денежных знаков Союза. Именно этот заслуженный деятель и доработал окончательно рисунок.

За кропотливой работой художников пристально следили органы власти. Секретарь Президиума А.С. Енукидзе предложил наверху герба заменить вензель «СССР» на красную небольшую пятиконечную звезду. Уже к началу июля 1923 года приняли проект который содержал описание нового государственного символа.

Как выглядел герб СССР?

Если спросить современную молодежь о том, знают ли они, как выглядел советский герб, то только единицы смогут его описать. А в те времена каждый остановленный человек на улице в деталях мог рассказать все о своем государственном символе. Вот что значит патриотизм!

Государственный герб СССР содержал изображение земного шара, на фоне которого виднелся серп и молот, а вокруг было обрамление из лучей солнца и колосьев. При этом последние были обвиты красными лентами, на которых содержалась надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на всех национальных языках советских республик. Вверху герба виднелась звезда.

Расшифровка символов

Каждая деталь государственного герба изображена не просто так, ведь смысл есть во всем, и герб СССР не исключение. обозначает готовность быть открытыми всему миру в плане политических, финансовых и дружественных отношений. Серп и молот воплощают в себе союз рабочих, крестьян и интеллигенции, борющихся за светлое будущее. Восходящее солнце - это символ возникновения СССР, строящего коммунистическое общество. Некоторые расшифровывают солнце с лучами как зарождение коммунистических идей.

Чем еще примечателен герб СССР? Картинка содержит изображение колосьев, отождествляющихся с богатством и процветанием государства. Давно известно, что хлеб - всему голова, а Союз умел выращивать лучшие хлеба на своих бескрайних полях. Споры по поводу значения красной звезды с золотой каймой не стихают до сих пор. Кто-то видит в ней пентаграмму, другие трактуют рисунок как символ а создатели утверждают, что звезда означает победу и могущество. Ленты же отображали число республик, входивших в состав СССР.

Изменения в государственной символике

По утвержденной в 1936 году конституции, в состав СССР входило 11 республик. Ленточек на гербе изначально также было 11. В сентябре 1940 года Президиум СССР предложил внести изменения в герб, в связи с тем, что возросло число союзных государств. Вновь началась работа над изображением государственного символа. Весной 1941 года был принят предварительный проект герба, но окончательно доработать его помешала начавшаяся война.

В конце июня 1946 года все же был введен новый вариант государственного герба. Девиз на нем воспроизводился уже на 16 языках, добавили молдавский, финский, латышский, эстонский и литовский.

Указом Президиума СССР от 12 сентября 1956 года лента под номером шестнадцать, содержащая надпись на финском языке, с герба была удалена, так как Карело-Финская ССР была включена в состав РСФСР. В апреле 1958 года изменился текст написания девиза на белорусском языке. «ПРАЛЕТАРЫІ ЎСІХ КРАІН, ЯДНАЙЦЕСЯ!» - так он стал звучать в новом контексте. Над всеми уточнениями работали художники Гознака: С.А. Новский, И.С. Крылков, С.А. Поманский и другие.

Просуществовал 15-ленточный герб до развала Союза вследствие «горбачевской» перестройки. В данный момент герб СССР запрещен к публичной демонстрации. Уместно употребление советской символики только в информационных и музейных целях.

Еще один государственный символ: флаг

Флаг Советского Союза не настолько примечателен, как герб, но от этого он не становится менее важным символом государства. Красное полотнище напоминает многим о советском прошлом, но флаг не всегда был просто красным.

В 1923 году законодательно утвердили флаг и герб СССР, которые перетерпели много изменений за время существования государства. Первый флаг содержал в себе изображение герба, расположенное по центру полотна. Просуществовал он до 12 ноября 1923 года (до третьей сессии ЦИК). В этот день в статью 71 внесли поправку о том, что флаг должен состоять из красного (можно алого) полотнища с изображением у древка в верхнем углу серпа и молота золотого цвета и над ними красной звезды, обрамленной каймой золотого цвета.

8 апреля 1924 года было утверждено подробное описание флага Советского Союза с соотношением длины и ширины всех изображений, находящихся на символике. Также на стяге присутствовала золотая полоска, обрамляющая крыж, внутри которого находился серп и молот.

Не обошлось без переделок

Как и герб СССР, флаг изменяли много раз. Уже в декабре 1936 года из описания государственного стяга убрали крыж с золотой полоской, а цвет вновь мог быть не только красным, но и алым. С этих пор флаг внешне практически не изменялся, лишь иногда корректировались мелкие детали. Например, многократно то удлиняли, то укорачивали серп, то изменяли угол его пересечения с молотом.

Только в августе 1955 года власти СССР утвердили «Положение о Государственном флаге СССР». В нем законодательно регламентировали, когда, где и как должен был подниматься символ государственной власти.

Немного о Положении 1955 года

Положение констатировало то, что постоянно поднятый флаг должен быть только на зданиях Президиума ВС СССР и Совета Министров СССР, а также главных подведомственных организаций. Оговаривался подъем его на зданиях, где происходит Съезд Советов СССР или сессия ЦИК СССР. На например 8 марта, 1 мая, 7 ноября, разрешалось поднимать знамя на жилых зданиях. Использование флага СССР на судах морского флота было также предусмотрено, но только для судов, плавающих на водных путях внутри СССР.

Значение государственного флага СССР

СССР был могущественным государством, и символика говорила сама за себя. Флаг означал единство народа, его силу и непоколебимость. Серп с молотом отождествлялись с братством трудящихся всех народностей страны, которые строили светлое, несокрушимое коммунистическое будущее, которое действительно было светлым, но, к сожалению, в 1991 году СССР не стало, а вместе с ним канули в лето и государственные символы. Пусть нынешняя молодежь помнит свою историю и помнит о символике великой развалившейся страны.

Серп и молот (☭) - логотип, ассоциирующийся с главной советской государственной эмблемой, а также с символом союза рабочих и крестьян. Является символом коммунизма.

Слайд 3

Символы
Молот, начиная со средних веков, постепенно становится общей, наиболее применимой для разных видов ремесла эмблемой. Многие технические эмблемы содержат либо два перекрещенных молотка, либо вместе с молотком изображалось другое ремесленное орудие - гаечный ключ, топор, кирка и т. д. Пролетарские организации Западной Европы начиная со второй половины XIX века, избирают молот своим классовым символом. Накануне первой русской революции молот, как символ рабочего класса, становится общепринятым понятием в рядах русского революционного движения.

Слайд 4

Символы
В русской геральдике серп до 1917 года встречался в гербах многих городов. Это было наиболее массовое общекрестьянское орудие труда, символизировавшее жатву, урожай. В гербе СССР серп изображался всегда наложенным на молот. Это означает, что молот предшествует как геральдический знак серпу, и старше его по значению в гербе. Но читается вся эмблема в том порядке, как её видит зритель: вначале называется серп, а затем молот. В гербах советских республик в ряде случаев серп наложен на молот, а в ряде других - наоборот.

Слайд 5

Использование в СССР
Эмблема «серп и молот» была установлена правительственным решением в конце марта - начале апреля 1918 года и утверждена V съездом Советов 10 июля 1918 года. Впервые изображена на государственной печати Совнаркома РСФСР 26 июля 1918 года. До этого использовалась эмблема плуг и молот. Серп и молот были так называемым малым гербом СССР, применявшемся до середины 1930-х годов, в период действия конституций 1918 и 1924 года. В то время встречалось и раздельное, симметричное изображение серпа и молота.

Слайд 6

Вместе с красной звездой серп и молот появились на флаге СССР в 1923 году, а в 1924 символ был прописан в конституции. Серп и молот помещался также на флагах и гербах советских республик. Был описан в Конституциях РСФСР 1937 и 1978 годов.

Слайд 7

В связи с особо важным значением этой эмблемы в советской символике порядок её изображения в ряде случаев был определён законодательством (например, положением о Государственном флаге СССР, утверждённым Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1955).

Слайд 8

Серп и молот воспроизводились на печатях, официальных документах, униформе Красной Армии, на зданиях некоторых государственных предприятий, учреждений, организаций, транспортных средствах, денежных знаках, трибуне Верховного Совета СССР, трибунах Верховных Советов союзных и автономных республик, на зданиях Советов депутатов трудящихся, на важнейших печатных изданиях, а также на ряде орденов и медалей СССР, нагрудных знаках и т. д.

Слайд 9

Существует ряд вариантов использования герба:
На эмблемах предприятий и организаций серп и молот часто используется в классическом виде: серп и молот на фоне крыльев является символом «Аэрофлота». «Серп и молот» - название Московского металлургического завода и расположенной рядом железнодорожной платформы на линии «Москва Курская - Петушки».

Слайд 10

В скульптуре наиболее известна композиция Рабочий и колхозница В. И. Мухиной, созданная в 1937 году.

Слайд 11

Сталинская архитектура
В архитектуре было создано большое количество вариации на тему серпа и молота. Большое количество таких композиций создано в стиле сталинской архитектуры, к примеру построенный в центре Санкт-Петербурга Куйбышевский райсовет

Слайд 12

Использование в прокоммунистических странах
Герб Лаоса с 1975-го года был выполнен с серпом и молотом в советском стиле. В 1991-м году серп и молот были заменены на изображение храма Пха Тхат Луанг во Вьентьяне.

Слайд 13

Современное использование
Партии Серп и молот широко используется как символика политических партий и движений.

Слайд 14

В странах бывшего СССР
В других странах Серп и молот являются интернациональными символами труда, преимущественно физического. Поэтому этот символ охотно начал использоваться всем спектром правящих рабочих партий.

Слайд 18

Коммунистическая символика «Серп и молот» запрещена в ряде стран, в первую очередь, странах бывшего советского блока. В отдельных государствах использование и демонстрация символики влечет уголовную ответственность. Эмблема запрещена в Венгрии, Литве и Молдавии.
Запрет использования