Оценка заданий егэ по русскому. Единый государственный экзамен

I. Структура экзаменационной работы

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей:

Часть 1 (А1-А30) содержит 30 заданий. К каждому из них даны 4 варианта ответа, только один из которых правильный.
Часть 2 (В1-В8) содержит 8 заданий, ответы к которым нужно сформулировать самостоятельно.
Часть 3 (С1) состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).

Многолетняя статистика показывает, что самые сложные задания экзаменационной работы по русскому языку для всех участников встречаются в части 2 , самые лёгкие - в части 1.

Часть 1 работы (А1-А30) проверяет усвоение выпускниками учебного материала на базовом уровне сложности.
Все задания части 2 (В1-В8) относятся к высокому уровню сложности.
Часть 3 (С1 -сочинение) является заданием повышенного уровня сложности.

II. Проверка экзаменационной работы

Части 1 и 2 проверяются с помощью компьютера. Поэтому следует обращать внимание на правильное оформление ответов.

Эта небольшая письменная работа по тексту (сочинение), выполняется по исходному тексту и проверяется экспертами.
- Cочинение-рассуждение имеет чёткую структуру и логику и должно строиться по определённым законам: в нём должны быть тезис и аргументы;
- объём сочинения - не менее 150 слов. Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается (оценивается нулём баллов), задание считается невыполненным;
- сочинение следует писать аккуратно, разборчивым почерком;
работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается;
- если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

III. Оценка экзаменационной работы

Правильный ответ, в зависимости от сложности каждого задания, оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются.

Каждый правильный ответ в заданиях части 1 (А) приносит 1 первичный балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует, ставится 0 баллов.

За правильный ответ на задания В1, В2, В3, В4, В5, В6, В7 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие - 0 баллов.
Задание В8 оценивается по шкале от 0 до 4 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает 1 балл:

4 балла: нет ошибок
3 балла: допущена 1 ошибка
2 балла: допущены 2 ошибки
1 балл: верно указана только одна цифра
0 баллов: полностью неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие).

За выполнение задания части 3 (С1) максимальное количество первичных баллов - 23.
Результаты выполнения частей 1 и 2 обрабатываются автоматически.
Задание части 3 © проверяют два независимых эксперта. Если эксперты расходятся в оценке работы, то назначается третий эксперт.

Максимальное количество первичных баллов за всю работу - 64 (100 тестовых баллов).

Ниже приведены критерии оценки сочинения (эссе) на ЕГЭ по русскому языку на 2020 год. В новой демоверсии по русскому языку 2020 были изменены критерии оценивания К2 и К4 .

За что могут дать больше всего баллов:

  • 5 баллов - за комментарий к проблеме исходного текста - К2
  • 3 балла - за грамотность: орфография (К7) и пунктуация (К8)

Аргументация собственного мнения по проблеме - УБРАЛИ в 2019 году!

Максимум за сочинение можно получить 24 балла.

Критерии оценивания ответа на задание 27

К1 Формулировка проблем исходного текста

  • 1 балл. Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.
  • 0 баллов. Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. *Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов

К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

  • 5 баллов. 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.
  • 4 балла. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам, но не выявлена смысловая связь между ними,
    или выявлена смысловая связь между примерами, но дано пояснение только к одному примеру. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет
  • 3 балла. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций но дано пояснение только к одному примеру, смысловая связь между примерами не выявлена, или экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, и дал пояснение к нему, или привёл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение. Указана смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
    Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.
  • 2 балла. Экзаменуемый привёл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не выявлена.
  • 1 балл. Экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, но не пояснил его значение.
  • 0 баллов. Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы, не приведены, или проблема прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или вместо комментария дан простой пересказ текста, или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста.

К3 Отражение позиции автора исходного текста

  • 1 балл. Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.
  • 0 баллов. Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована.

К4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

  • 1 балл. Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) и обосновал его.
  • 0 баллов. Экзаменуемый не выразил своего отношения к позиции автора текста, или размышления экзаменуемого не соответствуют сформулированной проблеме, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»)

II. Речевое оформление сочинения

К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

  • 2 балла . Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.
  • 1 балл. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
  • 0 баллов. В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

К6 Точность и выразительность речи

  • 2 балла. Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. * Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10.
  • 1 балл. Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли.
  • 0 баллов. Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

III. Грамотность

К7 Соблюдение орфографических норм

  • 3 балла . Орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка).
  • 2 балла. Допущено 1-2 ошибки.
  • 1 балл. Допущено 3–4 ошибки.
  • 0 баллов. Допущено более 4-х ошибок.

К8 Соблюдение пунктуационных норм

  • 3 балла. Пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка).
  • 2 балла. Допущено 1–3 ошибки
  • 1 балл. Допущено 4–5 ошибок.
  • 0 баллов. Допущено 6 и более ошибок.

К9 Соблюдение языковых норм

  • 2 балла. Грамматических ошибок нет.
  • 1 балл. Допущены 1–2 ошибки.
  • 0 баллов. Допущено 3 и более ошибок.

К10 Соблюдение речевых норм

  • 2 балла. Допущено не более 1 речевой ошибки.
  • 1 балл. Допущены 2–3 ошибки.
  • 0 баллов. Допущено 4 и более ошибок.

К11 Соблюдение этических норм

  • 1 балл. Этические ошибки в работе отсутствуют.
  • 0 баллов. Допущены этические ошибки (1 и более).

К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

  • 1 балл. Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют.
  • 0 баллов. Допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале.

Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) - 24 балла.

  • При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова.
  • Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов. Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 26 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.
  • Если в сочинении менее 70 слов , то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным .
  • При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.

2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

  • К7 – орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка);
  • К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).

1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

  • К7 – допущено не более двух ошибок;
  • К8 – допущено одна–три ошибки;
  • К9 – грамматических ошибок нет;
  • К10 – допущено не более одной речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.

  • Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается 0 баллов.
  • Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Решай по русскому языку

ЕГЭ по русскому языку в 2020-ом году является обязательным для всех одиннадцатиклассников. Критерии оценивания экзамена будет полезно узнать ученикам, чтобы понимать, на что обратить внимание при подготовке. Критерии были разработаны ФИПИ и обнародованы на официальном сайте. Мы продублируем их здесь, чтобы подготовка к тесту, в том числе сочинению и устной части, была более эффективной. Если знать, чем будут руководствоваться эксперты при проверке, можно учесть это и претендовать на получение более высоких баллов.

Из чего состоит экзамен?

Из каких частей состоит экзамен по русскому языку в 2020-ом году? Он представлен тестовой частью (26 заданий), сочинением (27-ое задание) и устной частью (проводится в отдельных регионах).

Тест состоит из 26 заданий, каждое из которых направлено на проверку знаний ученика по той или иной теме. В 2020-ом году разработчики подготовили для школьников такие задачи:

  1. Задание № 1 направлено на проверку умения определять основную информацию в приведенном тексте.
  2. Задача под номером два создана для проверки способности устанавливать связь предложений в указанном тексте.
  3. Задание № 3 направлено на проверку возможности определения школьником лексического значения слова.
  4. Задача № 4 создана для того, чтобы убедиться, что ученик умеет правильно ставить ударения.
  5. Задача № 5 проверяет правильность употребления паронимов.
  6. Задание № 6 направлено на проверку знания лексических норм.
  7. Задача № 7 создана для проверки знания учениками морфологических норм.
  8. Восьмая задача создана для проверки умения пользоваться синтаксическими нормами.
  9. В девятой задаче идет проверка правописания корней.
  10. Задача № 10 – это возможность для экспертов оценить правописание приставок.
  11. Задача № 11 создана для того, чтобы проверить, умеют ли ученики корректно использовать суффиксы (сюда не входит правописание -н-/-нн-).
  12. Для проверки правописания суффиксов причастий и личных окончаний глаголов создана задача № 12.
  13. В 13-ом задании проверяется правописание НЕ и НИ.
  14. Чтобы убедиться в умении школьников писать слова слитно, раздельно и через дефис, была разработана задача под номером 14.
  15. Правописание суффиксов -н- и -нн- проверяется в задании 15.
  16. Задача № 16 создана для проверки умения школьников использовать пунктуацию в предложениях с однородными членами и в сложносочиненных предложениях.
  17. В задании № 17 проверяется умение учеников употреблять знаки препинания в предложениях, имеющих обособленные члены.
  18. Задача № 18 позволяет экспертам проверить, умеют ли ученики корректно употреблять знаки препинания в конструкциях и словах, которые не имеют прямой связи с членами предложения.
  19. Задание под номером 19 разработано для проверки способности школьников пользоваться знаками препинания в предложениях сложноподчиненного типа.
  20. В задаче 20 проверяется употребление знаков препинания в предложениях сложного типа, имеющих разные виды связи.
  21. Для проверки умения ставить знаки препинания в особых случаях была разработана задача № 21.
  22. В задании под номером 22 проверяется умение определять целостность (композиционную и смысловую) приведенного текста.
  23. Для проверки умения разделять функционально-смысловые типы речи было введено задание № 23.
  24. В задаче № 24 проверяется умение определять лексическое значение слова.
  25. В задаче под номером 25 проверяют умение школьников употреблять средства связи предложений в тексте (он будет приведен в билете).
  26. В последней, 26-ой задаче тестовой части проверяется употребление языковых средств выразительности.

Все остальные темы по русскому языку ученикам тоже нужно знать. Они не внесены отдельно в 26 тестовых заданий, но их проверка осуществляется в сочинении. Именно поэтому подготовку нужно осуществлять по всем темам, чтобы не допустить потери баллов.

Сочинение – это задание под номером 27. Ученику в билете предлагается текст, с которым нужно ознакомиться. По нему и пишется сочинение. Сначала школьник должен выделить основную проблему, которая была поставлена автором. Далее нужно прокомментировать ее, дополнив двумя примерами из текста, но чрезмерного цитирования лучше избегать. Далее формулируется позиция автора по данной проблеме, и школьник выражает свое согласие или несогласие с ней. Ответ нужно обязательно аргументировать, приводя примеры из литературы, истории или жизни. Эксперты будут оценивать только два первых аргумента. Общий объем сочинения составляет от 150 до 450 слов, но эксперты настаивают на рекомендуемом объеме в 200-250 слов. Превышать его или писать меньше крайне нежелательно, так как будут сняты баллы. Если объем менее 70 или более 450 баллов, работу не засчитают вообще. Если объем от 70 до 150 баллов, действуют особые критерии оценивания, которые мы опишем в соответствующем разделе.

Совет! Работа должна быть написана аккуратным и разборчивым почерком. Если допущены помарки в тестовой части, которая проверяется компьютером, то машина может посчитать их ошибками и не засчитать баллы. Если же помарки есть в сочинении, то будут сняты баллы экспертами.

Устный ЕГЭ по русскому языку проводится не во всех регионах страны. Он предполагает четыре типа заданий:

  • чтение текста вслух (обязательно с выражением и с соблюдением правильных остановок при пунктуационных знаках);
  • пересказ текста с обязательным задействованием дополнительной информации (это цитата, которую нужно корректно вписать в текст);
  • монологическое высказывание по какой-либо теме из предложенных в экзаменационном билете;
  • диалог с собеседником, которым в данном случае выступает экзаменатор, задающий вопросы.

Будут предложены тексты о выдающихся российских личностях, которые и будут читать, а потом разбирать ученики.

Критерии оценивания устной части по русскому

Критерии оценивания устной части по русскому нужно знать обязательно, чтобы понимать, на что делать упор. Первое задание предполагает чтение текста с выражением. На это отводится всего две минуты. Общий объем предложенного текста составляет до 200 слов. Можно получить за задание всего два балла по таким критериям:

  1. ИЧ. Если интонация соответствует пунктуационному оформлению текста, то выставляется 1 балл. Если же не соответствует, то 0.
  2. ТЧ. Проверяется темп чтения в соответствии с коммуникативной задачей. Если все верно, выставляется 1 балл. Если же имеются какие-либо недочеты, то на баллы рассчитывать не приходится.

Второе задание – это пересказ текста, который был прочитан учеником. Причем дополнительно приводится цитата, которую нужно корректно включить в свой пересказ. Необходимости запоминать ее нет. Можно прочитать с листа, правильно использовав. На задание отводится одна минута. Можно получить до четырех баллов по таким критериям:

  1. П1. Здесь проверяется сохранность микротем текста при пересказе. Если все сохранено, эксперт поставит 1 балл. Если упущена хотя бы одна микротема, оценка будет «0».
  2. П2. Проверка касается соблюдения фактов и точности при пересказе. При отсутствии фактических ошибок ставится 1 балл. Хотя бы одна фактическая ошибка приведет к тому, что оценка будет «0».
  3. П3. Эксперт будет оценивать работу с высказыванием, приведенным в задании. Если оно использовано уместно и логично, оценка будет «1». Если же высказывание не использовано вовсе или приведено неуместно, то на балл рассчитывать не приходится.
  4. П4. Оценивание предполагает проверку способов цитирования. Если ошибок нет, то выставляется 1 балл. Если же имеются какие-либо недочеты, то на баллы рассчитывать не приходится.

Учитывайте, что первые два задания будут дополнительно проверены специалистами и на корректность выполнения, а также культуру речи. Дополнительно можно набрать еще 4 балла по таким критериям:

  1. Г – соблюдение норм грамматики. Если грамматических ошибок нет, выставляется 1 балл. Если же имеются какие-либо недочеты, то на баллы рассчитывать не приходится.
  2. О – соблюдение норм орфоэпики. Если орфоэпических ошибок нет вообще или есть не более одной, то ставится 1 балл.
  3. Р – соблюдение речевых норм. При допущении не более трех речевых ошибок ставится 1 балл. Если же имеются дополнительные недочеты, то на баллы рассчитывать не приходится.
  4. Иск. – искажение слов. Если оно отсутствует, оценка будет «1».

В общей сложности за первые два задания устного ЕГЭ по русскому языку можно получить до 10 баллов.

Третье задание – это монологическое высказывание. Его подготовка должна занять всего одну минуту, а само высказывание должно длиться до трех минут. В билете предлагается несколько тем. Нужно выбрать подходящую и составить высказывание. Можно получить до двух баллов по таким критериям, как:

  1. М1. Проверяется выполнение школьником коммуникативной задачи. Если ученик справился с задачей, значит, он привел хотя бы 10 фраз по теме и не допустил ошибок. За такую работу ставится 1 балл. При допущении фактических ошибок или приведении малого количества фраз баллы не ставятся.
  2. М2. Эксперты оценивают учет условий речевой ситуации. Если все учтено, ставится 1 балл.

Последнее задание – это диалог по теме высказывания из третьей задачи. Диалог ведется с экспертом, который задает школьнику три вопроса. Задача ученика – правильный ответ. Можно получить до двух баллов по таким критериям:

  1. Д1. Если школьник справился с коммуникативной задачей, можно получить 1 балл.
  2. Д2. Если ученик учел условия речевой ситуации, ставится 1 балл.

Дополнительно по третьему и четвертому заданию можно получить до 5 баллов за корректность выполнения задачи и правильность речи в целом. При этом эксперты руководствуются следующими критериями:

  1. Г – соблюдение норм грамматики. При отсутствии ошибок ставится 1 бал.
  2. О – соблюдение норм орфоэпики. При отсутствии ошибок ставится 1 бал.
  3. Р – соблюдение речевых норм. При допущении до трех ошибок ставится 1 балл.
  4. М3 – речевое оформление. При соблюдении смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения, а также при отсутствии ошибок в логике и последовательности в высказывании ставится 1 балл.
  5. РО – речевое оформление. Проверяется богатство и точность речи, использование подходящих синтаксических конструкций. Если все корректно, ставится 1 балл.

Общий максимальный балл – 19. Причем ставится оценка «зачет» или «незачет». «Зачет» ставится уже при набранных 10 баллах.

Критерии оценивания сочинения на ЕГЭ-2020

Критерии оценивания сочинения на ЕГЭ-2020 претерпели изменений по сравнению с 2018-ым годом. Необходимость в этом возникла из-за того, что ученики чрезмерно цитировали автора приведенного текста и совершенно не излагали своих мыслей. Итак, в соответствии с введенными требованиями в работе должны быть:

  • смысловая связь между приведенными в сочинении примерами;
  • обоснование собственной позиции по проблеме (она же тема);
  • пояснения ко всем примерам, которые приводятся учеником;
  • отношение ученика к позиции автора цитаты.

Основные критерии, которыми будут руководствоваться эксперты при проверке, следующие:

  1. К1 – формулировка проблемы предложенного текста. Если проблема сформулирована верно, нет фактических ошибок, то ставится 1 балл. Учитывайте, что если проблема не сформулирована или указана неверно, то ставится 0 баллов не только по критерию К1, но и по К2, К3 и К4.
  2. К2 – комментарий к указанной проблеме. Если приведено два примера-иллюстрации, проблема прокомментирована с опорой на исходный текст, даны пояснения, нет фактических ошибок, то ставится 5 баллов. Если проблема прокомментирована корректно, есть два примера и пояснения к ним, но нет смысловой связи (или есть только по одному примеру) и нет фактических ошибок, то ставится 4 балла. Если проблема прокомментирована с учетом текста, есть два примера, но не даны пояснения или нет смысловой связи, или же приведен только один пример, то ставится 2 балла. За два примера без пояснений и с ошибками ставится 2 балла. Только за один приведенный пример без пояснений ставится 1 балл. Во всех остальных случаях оценка «0».
  3. К3 – авторская позиция. Если ученик верно указал позицию автора и не допустил фактических ошибок, ставится 1 балл. В остальных случаях оценка «0».
  4. К4 – отношение ученика к позиции автора. Если школьник выражает свое согласие или несогласие с авторской позицией и обосновывает его, ставится 1 балл. При отсутствии отношения школьника, отсутствии обоснования или формальных предложений (например, «Я согласен» или «Я не согласен») оценкой будет «0».
  5. К5 – речевая связность, смысловая цельность, последовательность. При соблюдении всех требований, отсутствии логических недочетов и нарушений абзацного членения ставится 2 балла. При соблюдении требований, но наличии одной логической ошибки или одного нарушения абзацного членения ставится 1 балл. В остальных случаях ставится 0 баллов.
  6. К6 – выразительность и точность речи. Учитывайте, что получить максимальный балл по этому критерию можно только при получении максимального балла по К10. При наличии точности выражения мыслей и разнообразия в построении фраз ставится 2 балла. При допущении одной ошибки любого типа (в грамматическом строении, точности выражения мысли и т. д.) ставится 1 балл. В остальных случаях оценка «0».
  7. К7 – соблюдение норм орфографии. При допущении не более одной негрубой ошибки ставится 3 балла. Если ошибок две и менее, ставят 2 балла. При наличии до трех-четырех ошибок ставят 1 балл. В остальных случаях оценка «0».
  8. К8 – соблюдение норм пунктуации. При допущении не более одной негрубой ошибки ставится 3 балла. При не более двух ошибок ставят 2 балла. При наличии до трех-четырех ошибок ставят 1 балл. В остальных случаях оценка «0».
  9. К9 – соблюдение языковых норм. При отсутствии ошибок ставят 2 балла. Если имеется одна или две ошибки, ставят 1 балл. В остальных случаях оценка «0».
  10. К10 – соблюдение речевых норм. При отсутствии ошибок ставят 2 балла. Если имеется две или три ошибки, ставят 1 балл. В остальных случаях оценка «0».
  11. К11 – соблюдение норм этики. При отсутствии ошибок ставят 1 балл.
  12. К12 – соблюдение фактологической точности. При отсутствии ошибок ставят 1 балл.

Общее количество возможных баллов за работу – 24. Учитывайте, что дополнительно эксперты будут оценивать объем сочинения (он должен быть в пределах 150-450 слов). При написании сочинения из 70-ти и менее слов, ставят 0 баллов и работа считается незасчитанной. Если объем составляет 70-150 слов, то разбалловка по К7-К10 несколько другая (по два балла за К7 и К8 ставят при отсутствии ошибок или наличии одной негрубой, по одному баллу за К7 при не более двух ошибок, по К8 – до одной-трех ошибок, К9 – при отсутствии ошибок, К10 – до одной ошибки), а на максимальный балл (24) рассчитывать за такую работу не приходится.

Стоит знать! Работа не будет оценена, если в ней имеется просто пересказ исходного текста или фрагменты из него.

Все приведенные критерии являются официальными на 2020-ый год. Они разработаны ФИПИ и приведены на сайте ФИПИ. Никаких других изменений в оценивание сочинений по русскому языку на ЕГЭ-2020 не будет внесено. Перед учеником ставится ответственная задача учесть все эти нормы, чтобы написать действительно хорошее сочинение, за которое можно получить максимально высокий балл.

Помните, что ЕГЭ по русскому языку является обязательным. Чтобы ученик мог получить аттестат о среднем образовании, нужно набрать не менее 24 первичных баллов, которые потом переводятся в тестовые. Если экзамен будет провален, то его можно пересдать во время сентябрьской сессии.

Теперь вы знаете, как производится оценивание ЕГЭ по русскому языку, который проводится для учеников 11-го класса. Обращайте внимание на приведенные критерии, чтобы понимать, чем будут руководствоваться эксперты при проверке заданий. В результате удастся получить более высокий балл за экзамен, а значит, будет больше шансов поступить в желаемое высшее учебное заведение на предпочтительную специальность.

Чтобы узнать немного больше о ЕГЭ по русскому языку в 2020-ом году, можно обратить внимание на видео, приведенное ниже.

Изменения в ЕГЭ происходят каждый год, однако большая их часть не имеет принципиального значения. Меняется порядок заданий, какие-то из них усложняются, какие-то упрощаются… Но вот новые критерии оценки задания №27 по русскому языку (сочинение по тексту) выдвигают и принципиально новые требования к подготовке выпускников. А сочинение - это, между прочим, 24 из 58 первичных баллов, или 41 из 100 тестовых!

Как изменились требования к сочинению? Сможете ли вы сами написать его с учетом новых критериев? Разбираемся!

Аргументы теперь не обязательны

Любая мама, чей ребенок окончил школу в последние несколько лет, знает, что как важен в сочинении «литературный аргумент». Если вы до сих пор не интересовались этой темой, перескажем суть проблемы вкратце: сочинение - самое сложное и «дорогое» задание ЕГЭ для 11-классников по русскому языку. Его пишут по небольшому отрывку текста, который приведен тут же, в тексте задания.

Оценивалось сочинение по ряду критериев, среди которых одним из основных было умение подтвердить или опровергнуть точку зрения автора на проблему, используя так называемый «литературный аргумент» - пример из художественной, публицистической или даже научно-популярной литературы.

Хотя тексты, которые будут использованы в ЕГЭ, оставались секретом до самого последнего момента, основные темы известны заранее и не меняются уже несколько лет. Поэтому репетиторы и курсы подготовки к ЕГЭ (да и школы, чего уж там) предлагали школьникам зазубрить примеры из «банка аргументов»: любовь - «Евгений Онегин», человек и природа - «Прощание с Матёрой», роль искусства в жизни - «Письмах о добром и прекрасном» Дмитрия Лихачева… В результате сочинения выпускников, написанные самым честным образом, порой походили друг на друга, как две капли воды. Не вникая в тонкости проблематики обсуждаемого текста, они натягивали на него заученные «аргументы из банка», как сову на глобус. Получалось, мягко говоря, не очень.

Мы решили познакомиться с популярными в интернете «банками аргументов» и, честно говоря, ужаснулись их прямолинейной примитивности.

Проблема: поиск смысла жизни в современном мире. В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» американский миллионер служил «золотому тельцу». Главный герой считал, что смысл жизни заключается в накоплении богатства. Когда Господин умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо него.

Проблема: внутренняя красота человека. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Мудрые мысли Маленького принца могут многому научить даже взрослого. Наш герой говорил: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». И можно без сомнения сказать, что он прав. Истинная красота внутри человека, в его душе, в его правильных поступках.

Проблема: бережное отношение к природе. Герой стихотворения Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирает их в лодку, двух заболевших вылечивает. Лес для него - дом, и о тех, кто живет в нем, дед Мазай заботится, оберегает. Такое отношение - урок любви к природе, любви бережной и разумной.

В 2019 году принципиально меняется позиция в отношении сочинения. Акцент смещается на понимание обсуждаемого текста. В 2018 году нужно было в представленном тексте найти проблему; прокомментировать ее, приведя, как минимум, два примера из текста. Теперь же нужно пояснить, почему выбраны именно эти фрагменты, и показать взаимосвязь между ними.

Если раньше за это действие полагалось три первичных балла, то теперь - целых пять.

В 2018 году свое отношение к проблеме нужно было подкрепить хотя бы двумя аргументами, причем один из них должен был взят из художественной, публицистической или научной литературы. Теперь неважно, как именно выпускник будет подтверждать свою точку зрения, главное - убедительность.

Раньше за аргументацию своего мнения можно было получить три балла, теперь же - только 1.

Это не значит, что выпускник не может апеллировать к авторитету литературных классиков, просто теперь это не обязательно.

Без аргументов - хорошо или плохо?

Строго говоря, русский язык и литература - это разные предметы. Литературная аргументация, конечно, демонстрировала такое важное достоинство ученика, как начитанность. Но экзамен по русскому должен выявлять совсем другие качества: способность понять текст, вычленить его суть, сформулировать проблему и поддержать диалог.

Если рассуждать здраво - именно эти навыки обязательны для любого гражданина, какую бы профессиональную стезю он не выбрал (ведь результаты экзамена по русскому, в отличие от математики, учитываются при поступлении в любой вуз, на любую специальность). А уж читал будущий стоматолог или теплотехник Лихачева, или не читал, это, по большому счету, вопрос не принципиальный.

Если бы экзамен по русскому имел, как экзамен по математике, два уровня - базовый и профильный, многие «технари» наверняка предпочли бы сдавать базу. Но, поскольку такого варианта предложено не было, а каждый балл за русский при поступлении на счету, появились на свет «банки аргументов» и каталоги сочинений.

И вот теперь ситуация развернулась не на 180 градусов, но, скажем так, на 90. В основе сочинения - не эрудиция, а точность понимания текста и убедительность рассуждений. Будет ли экзамен от этого проще? Отнюдь! Достаточно изучить методические рекомендации Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года, чтобы понять: именно комментарий к основной проблеме текста стал камнем преткновения для многих выпускников:

Статистика выполнения работы в целом и отдельных заданий позволяет выявить основные проблемы в подготовке экзаменуемых по русскому языку. Как и в предыдущие годы, остаются недостаточно усвоенными разделы курса, связанные с формированием коммуникативной компетенции. Недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом, отсутствие необходимой практики анализа языковых явлений сказываются и на качестве написания сочинения-рассуждения. Выполнение задания с развернутым ответом (26) продемонстрировало наиболее распространенные ошибки, связанные с информационной обработкой текста и изложением собственных мыслей по поводу прочитанного.

По критерию К2 (комментирование обозначенной проблемы исходного текста) получили 3 балла только 47,5% выпускников; 2 балла 32%; 1 балл 13,8%. Уровень сформированности у выпускников умения проводить текстовый анализ по-прежнему недостаточно высокий.

С одной стороны, в сочинениях выпускники обосновывают актуальность проблемы, раскрывают ее значимость для автора текста, заостряют внимание на текстовых деталях, иллюстрирующих проблему. С другой стороны, экзаменуемые часто углубляются в собственные размышления без опоры на исходный текст или используют просто его пересказ. Многие выпускники не считают необходимым включать в сочинения два обязательных примера-иллюстрации, важные для понимания проблемы исходного текста.

Что нам стоит… написать сочинение!

Наверное, многие из наших читателей сейчас несколько сбиты с толку. А трудно ли увидеть проблему в тексте? Вроде, это совсем несложно, правда? А найти два подтверждающих примера? А взаимосвязь между ними? Что ж, попробуйте свои силы на демоверсии ЕГЭ по русскому языку - 2019. В качестве текста для обсуждения там приведет отрывок рассказа «Пугало» писателя Николая Лескова. Текст мы помещаем под спойлер.

Текст из демонстрационного варианта ЕГЭ-2019

Мой отец и исправник были поражены тем, что нам пришлось переночевать в доме Селивана, которого все в округе считали колдуном и разбойником и который, как мы думали, хотел нас убить и воспользоваться нашими вещами и деньгами...

Кстати, о деньгах. При упоминании о них тетушка сейчас же воскликнула:

Ах, боже мой! Да где же моя шкатулка?

В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? Ее, представьте себе, что ее не было! Да, да, ее-то одной только и не было ни в комнатах между внесенными вещами, ни в повозке - словом, нигде... Шкатулка, очевидно, осталась там, на постоялом дворе, и теперь - в руках Селивана...

Я сейчас скачу, скачу туда... Он, верно, уже скрылся куда-нибудь, но он от меня не уйдет! - говорил исправник. - Наше счастье, что все знают, что он вор, и все его не любят: его никто не станет скрывать...

Но только исправник опоясался своею саблей, как вдруг в передней послышалось между бывшими там людьми необыкновенное движение, и через порог в залу, где все мы находились, тяжело дыша, вошел Селиван с тетушкиной шкатулкой в руках.

Все вскочили с мест и остановились как вкопанные.

Забыли, возьмите, - глухо произнес Селиван.

Более он ничего сказать не мог, потому что совсем задыхался от непомерной скорой ходьбы и, должно быть, от сильного внутреннего волнения.

Он поставил шкатулку на стол, а сам, никем не прошенный, сел на стул и опустил голову и руки.

Шкатулка была в полной целости. Тетушка сняла с шеи ключик, отперла ее и воскликнула:

Все, все как было!

Сохранно... - тихо молвил Селиван. - Я все бёг за вами... хотел догнать... Простите, что сижу перед вами... задохнулся.

Отец первый подошел к нему, обнял его и поцеловал в голову.

Селиван не трогался.

Тетушка вынула из шкатулки две сотенные бумажки и стала давать их ему в руки.

Селиван продолжал сидеть и смотреть, словно ничего не понимал.

Возьми то, что тебе дают, - сказал исправник.

За что? Не надо!

За то, что ты честно сберег и принес забытые у тебя деньги.

А то как же? Разве надо нечестно?

Ну, ты... хороший человек... ты не подумал утаить чужое.

И он встал с места, чтобы идти назад к своему опороченному дворишку, но отец его не пустил: он взял его к себе в кабинет и заперся там с ним на ключ, а потом через час велел запрячь сани и отвезти его домой.

Через день об этом происшествии знали в городе и в округе, а через два дня отец с тетушкою поехали в Кромы и, остановившись у Селивана, пили в его избе чай и оставили его жене теплую шубу. На обратном пути они опять заехали к нему и еще привезли ему подарков: чаю, сахару и муки.

Он брал все вежливо, но неохотно и говорил:

На что? Ко мне теперь, вот уже три дня, все стали люди заезжать... Пошел доход... Щи варили... Нас не боятся, как прежде боялись.

Когда меня повезли после праздников в пансион, со мною опять была к Селивану посылка, и я пил у него чай и все смотрел ему в лицо и думал: «Какое у него прекрасное, доброе лицо! Отчего же он мне и другим так долго казался пугалом?»

Эта мысль преследовала меня и не оставляла в покое... Ведь это тот же самый человек, который всем представлялся таким страшным, которого все считали колдуном и злодеем. Отчего же он вдруг стал так хорош и приятен?

В дальнейшие годы моей жизни я сблизился с Селиваном и имел счастье видеть, как он у всех сделался человеком любимым и почитаемым.

Если вы не смогли сформулировать проблему, вот вам подсказки, а вернее, правильные ответы от ФИПИ. Итак, в тексте ставятся следующие проблемы (под спойлером).

Проблемы текста из демонстрационного ЕГЭ-2019

  1. Проблема неприятия человека обществом.
  2. Проблема создания репутации, формирования мнения о человеке.
  3. Проблема проявления внутренней красоты человека.
  4. Проблема доверительного отношения к человеку.
  5. Проблема проявления честности.
  6. Проблема благодарности.

Ну как, определили проблему? Теперь нужно найти к ней два примера-иллюстрации из текста, пояснить важность каждого примера и указать на взаимосвязь между ними. Теперь, когда вы продемонстрировали понимание проблемы, нужно сформулировать позицию автора (рассказчика) по отношению к ней. И теперь можно выразить свою позицию по отношению к позиции автора (вот так замысловато). Итак, вы все это сделали. Сколько первичных баллов вы получите?

  • Определение и формулировка проблемы (одной из тех, что увидели в тексте специалисты ФИПИ) - 1 балл .

Немного, но без этого никуда. Если ошибетесь здесь, то и все последующее тоже будет неверно.

    Привели два примера из текста, иллюстрирующие проблему, и показали взаимосвязь между ними - самая дорогая часть ответа, 5 баллов .

Вот и все, еще 16 баллов за сочинение можете получить за стилистику, пунктуацию и орфографию.

Удачной сдачи ЕГЭ всем выпускникам и… их мамам!

Подготовила Ирина Ильина

Пунктуация документа сохранена.

Критерии оценивания ответа на задание С1 Баллы

I

К1

Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет

1
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.
0

К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.

3

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл 1 пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы.
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет

2

Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст, но экзаменуемый не привёл ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания проблемы, или в комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста

1

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована или прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущено более одной фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая,
не сформулированная или вместо комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента, или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста

0

К3

Отражение позиции автора исходного текста

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.
Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет

1
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована
0

К4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)

3

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы

2

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт

1
Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе
0

II

Речевое оформление сочинения

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
- в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

K6

Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.
*Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10
2

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли

1
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи 0

III

Грамотность

K7

Соблюдение орфографических норм

орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 3
допущено не более 2-х ошибок 2
допущено 3-4 ошибки 1
допущено более 4-х ошибок
0

K8

Соблюдение пунктуационных норм

пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 3
допущено 1-3 ошибки 2
допущено 4-5 ошибок 1
допущено более 5-и ошибок
0

K9

Соблюдение языковых норм

грамматических ошибок нет 2
допущено 1-2 ошибки 1
допущено более 2-х ошибок
0

K10

Соблюдение речевых норм

допущено не более 1 речевой ошибки 2
допущено 2-3 ошибки 1
допущено более 3-х ошибок
0

K11

Соблюдение этических норм

этические ошибки в работе отсутствуют 1
допущены этические ошибки (1 и более)
0

К12.

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют 1
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале
0
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К12) 24

При оценке грамотности (К7-К10) следует учитывать объём сочинения 1 .

1. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150-300 слов 2 .

2. Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7-К10) уменьшается.

2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 - орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка);
К8 - пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 - допущено не более двух ошибок;
К8 - допущено одна - три ошибки;
К9 - грамматических ошибок нет;
К10 - допущено не более одной речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7-К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1К12) оценивается 0 баллов.

Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста
экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

1 При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.
Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» - одно слово, «всё же» - два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» - одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» - одно слово, «пять лет» - два
слова).
2 Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 24 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014 № 31205)
«61. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом...
62. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».