Григоров проблемы преподавания юридических дисциплин в вузе. Методологические и методические проблемы организации юридического образования

Методика преподавания права это педагогическая наука о задачах, содержании, методах обучения праву.

Предмет Методики преподавания права представляет собой совокупность методических приемов, средств обучения праву, формирования умений и навыков поведения в правовой сфере. Это научная дисциплина, осуществляющая отбор юридического материала в учебный предмет «Право» и разрабатывающая на основе общедидактической теории методические средства для формирования правовой культуры в обществе.

Основными задачами науки являются:

1. отбор учебного правового материала и формирование специальных правовых курсов для системы обучения,

2. создание специальных правовых обучающих программ, учебников и методических пособий,

3. отбор средств обучения, определение системы методических приемов и организационных форм обучения праву, а также преподавания правового курса,

4. постоянное совершенствование методов обучения праву с учетом результативности применения уже существующих.

Основные функции науки:

1. Практико-организационная- позволяет дать конкретные рекомендации педагогам по выстраиванию грамотной системы правового обучения и воспитания в государстве.

2. Мировоззренческая - обеспечивает формирование определенных устойчивых взглядов обучаемых на вопросы правовой действительности, понимание ценности права и его установок, а следовательно, необходимости уважения и соблюдения законов государства, прав личности.

3. Эвристическая - позволяет выявлять некоторые пробелы в изучении правовых вопросов и по необходимости восполнять их новыми идеями по передаче и осмыслению правовой жизни.

4. Прогностическая - позволяет предвидеть заранее возможный результат процесса обучения в виде моделей обученности и корректировать пути их достижения.

Обучение напрямую зависит от целеполагания, т. е. определения целей, которые, как правило, исходят от государства (или закреплены его силой) и формируются потребностями общественного развития. Цель - это мысленное представление конечного результата педагогической деятельности, а потому она определяет необходимые действия учителя для ее достижения. Педагог, организующий познавательную деятельность учеников, формирует конкретную цель в единстве трех ее компонентов: обучения (усвоение знаний, умений, навыков); воспитания (формирования личностных качеств, мировоззрения); развития (совершенствования способностей, умственных сил и т. д.).

В науке выделяют общие цели и конкретные. Так, общие цели - определяются государственной политикой в государственных нормативных документах (Концепции граждановедческого, обществоведческого и правового образования, базисном учебном плане, инструктивных письмах Министерства) определена важность воспитания человека с высоким уровнем правовой культуры, хорошо знающего свои права, обязанности и уважающего права других людей, толерантного в общении, демократически и гуманно настроенного в решении правовых конфликтов.

К целям правового обучения можно также отнести:

Повышение уровня правовой культуры общества;

Воспитание гражданина, способного отстаивать и защищать свои и чужие законные интересы, формирование его активной гражданской позиции;

Формирование навыков правомерного поведения, уважения законов страны и международного права;

Формирование нетерпимости к насилию, войнам, преступлениям;

Изучение национальных и демократических традиций и ценностей, на базе которых происходит совершенствование права или формирование его новых установок и проч.

Конкретные цели они связаны с организацией отдельных мероприятий, уроков.

Методика обучения праву базируется на следующих принципах:

1. - вариативности и альтернативности моделей правового обучения. Это значит, что существует много разнообразных подходов в области обучения праву и они реально существуют в практике (это связано с отсутствием единой, строго обязательной системы правового образования: в различных регионах сложились свои традиции и особенности правового обучения, которые, безусловно, основаны на требованиях Госстандарта знаний);

2. -личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего индивидуализацию и дифференциацию обучения праву (работа с каждым обучаемым, с опорой на его уровень способностей, возможностей восприятия правового материала, которая позволяет обеспечить развитие, обучение каждого, кто оказался включенным в образовательный процесс);

В соответствии со спецификой объекта и предмета исследования различают общую дидактику, которая учит «всех и всему», и частные дидактики, т. е. теории обучения отдельным предметам или в определенных типах учебных заведений. Общая дидактика концептуально определяет развитие частных дидактик, которые поставляют конкретный материал для выявления главных, сущностных черт и характеристик образовательного процесса.

Предметом дидактики являются законы, принципы образовательного процесса, технологии обучения и воспитания. Термин «дидактика» происходит от греческого слова didaktikos – поучительный. Принято считать, что этот термин ввел в употребление в 1613 г. немецкий языковед и педагог Вольфганг Ратке. Первой фундаментальной работой по теории дидактики стала «Великая дидактика» Яна Амоса Коменского, опубликованная в 1657 г.

Дидактика решает следующие задачи:

1)исследует законы и принципы обучения;

2)разрабатывает концептуальные положения, парадигмы образовательного процесса;

3)конструирует образовательные технологии;

4)создает системы диагностики, контроля и оценки полученных результатов;

5)прогнозирует результаты образовательного процесса на основе использования различных концепций.

Например: Методика преподавания экономических дисциплин исследует совокупность взаимосвязанных средств, методов, форм обучения экономическим предметам.

Что отличает данную методику? Это то, что обучение тесно связано с экономической жизнью общества. Настоящие знания представляют собой знание экономических законов. Прикладной аспект позволяет наращивать теорию, расширять понятийный аппарат, выявлять новые принципы и законы. Однако чрезмерное увлечение конкретикой может привести к поверхностным, упрощенным знаниям и выводам. Здесь важна «золотая середина», сочетание теории и практики экономического развития.

Важнейшей характеристикой методики выступает широкое привлечение данных статистики. Факты и цифры позволяют раскрыть не только отдельные стороны экономических процессов и явлений, но и показать в целом общественное хозяйство. Однако следует помнить, что факты не должны «вырываться» из контакта, представляться изолированно от всей совокупности явлений хозяйственной жизни, не должны быть случайными. Иначе они могут дезинформировать обучающихся, вызвать сомнение в их объективности. Данные статистики должны использоваться системно. Особого внимания и отношения требуют негативные факты.

Все вышеназванные особенности взаимосвязаны, так как для этой методики характерна особая роль аргументированности и доказательности. Экономика как сфера человеческой деятельности предназначена обеспечить людей всем необходимым для поддержания жизни. Здесь сталкиваются интересы различных слоев и групп населения. Они ищут средства, аргументы для обоснования своих идей, концепций с целью влияния на социальную активность. Это воздей-ствует на выбор того или иного варианта и модели будущего развития общества.

Важнейшая черта методики – взаимосвязь образовательных технологий с ролью знаний в экономическом развитии. Под технологией обучения понимаются методы, средства, с помощью которых педагог воздействует на обучаемых. Образовательные технологии возникли на определенном этапе экономического развития общества и эволюционировали вместе с ним. Более подробно об этом можно прочитать в статье «Взаимосвязь методов обучения с ролью знаний в экономическом развитии». Если классифицировать методы обучения по степени участия обучаемого в педагогическом процессе, то в ХІХ в. наряду с академическим стал использоваться активный метод.

Академический метод предполагает тиражирование информации путем передачи знаний от преподавателя к студентам. Активный метод означает получение знаний благодаря самостоятельной работе студентов.

Быстрое развитие средств производства требовало профессионала-исследователя, умеющего применять принципы или процессы, ранее изучавшиеся, к новой ситуации, использовать научные обобщения для решения отдельных проблем или соединять части, элементы в новое целое.

Появление в ХХ в. интерактивного метода вызвано необходимостью эффективного взаимодействия в команде с целью быстрого получения нового знания и создания атмосферы сотрудничества. Интерактивный метод предполагает совместную работу участников образовательного процесса.

Сбалансированное использование методов важно в реализации образовательных целей. Бенджамин Блум, американский ученый, выделил 6 уровней образовательных целей

1)знание: способность воспроизводить специальную информацию, включая факты, понятия, принципы, законы;

2)понимание: способность адекватно отражать полученную информацию (переносить в другую форму, перестраивать идеи в новую конфигурацию, прогнозировать результат);

3)применение: умение использовать ранее изученные принципы, методы, процессы к новой ситуации;

4)анализ: разделение материала на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей, устанавливая их отношения и организацию;

5)синтез: соединение отдельных, дискретных элементов, процессов в новое целое;

6)оценивание: процесс выработки ценностных суждений об идеях, теориях, методах.

Оценки могут носить количественный или качественный характер, основанный на использовании определенных критериев.

Оптимизация образовательного процесса предполагает использование технологий применительно к определенным дисциплинам. Выбор последних зависит не только от образовательных целей учебного курса, но и от индивидуального стиля преподавания, опыта студента. В экономических дисциплинах выделяется разный уровень сложности материала, что позволяет использовать различные способы учебной познавательной деятельности.

2 вопрос В Главе 4 Федерального закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» говорится о негосударственной системе бесплатной юридической помощи.

Участниками данной системы помощи являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи. Формируется на добровольных началах. По уголовным вопросам юридическая клиника не консультирует.

Образовательные организации высшего образования для реализации целей, правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи могут создавать юридические клиники.
Юридическая клиника создается в качестве юридического лица, если такое право предоставлено образовательной организации высшего образования ее учредителем, или структурного подразделения образовательной организации высшего образования.
Могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.
В оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных организациях высшего образования, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательной организации высшего образования.

Однако юридическая клиника - это всегда форма обучения студентов практическим навыкам.

Особенностью обучения в юридических клиниках является использование интерактивных образовательных технологий, преподавание на основе компетентного подхода особых клинических курсов (основы делопроизводства в различных сферах юридической деятельности, профессиональная этика, профессиональная коммуникация, правовое консультирование, основы юридического анализа, медиация и другие), а также взаимодействие студента и преподавателя-куратора на принципах равноправного сотрудничества и партнерства.

В настоящее время юридические клиники получили весьма широкое распространение. Почти все юридические факультеты вузов или юридические вузы стараются создать юридическую клинику. Достоинства юридических клиник очевидны - они приносят пользу как студентам, дающим консультации, так и их посетителям - гражданам, зачастую относящимся к категории малообеспеченных.

Основные модели работы юридических клиник:
1. Личное консультирование.

Посетитель приходит в определенное время на прием по предварительной записи или в порядке живой очереди. Во время приема консультант проводит опрос посетителя, знакомится с документами, делает копии при необходимости. В ходе консультации может быть дано устный/письменный ответ на вопрос, составлены процессуальные документы (иск, ходатайство, жалоба и т.д.)

2. Дистанционное консультирование.

Под дистанционным консультированием понимаются ответы на обращения граждан посредством электронной или обычной почты.

3. Телефонные консультации. Образуются так называемые "горячие линии", на которых дежурят студенты и отвечают на вопросы граждан по телефону. В основном такие консультации даются по не очень сложным правовым вопросам, или дается рекомендация записаться на личный прием.

4. Выездные консультации.

Юридические клиники могут организовывать выездные консультации в социальные учреждения (дома престарелых, детские дома и др.).

Билет № 30

1. Вопрос: Современные средства обучения в системе юридического образования

2.Простое ПКЗ: Особенности преподавания исторических юридических дисциплин: истории государства и права России, истории государства и права зарубежных стран, истории политических и правовых учений

3. Комплексное ПКЗ: Разработка в письменной форме и проведение открытого авторского учебного занятия по любой теме в рамках любой юридической дисциплины

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА

О.А. Пугина

Pugina O.A. Issues of law teaching methodology. The article discusses some topical issues of law education and proposes an original methodology of teaching law in educational establishments.

Проблема преподавания права в учебных заведениях, по понятным причинам, возникла совсем недавно, в 90-е годы. Принятие Конституции РФ в 1993 году, присоединение Российской Федерации в 1998 году к Европейской конвенции по правам человека (в 1950 году) привлекло пристальное внимание общественности к вопросам правового образования и воспитания, прежде всего в сфере прав человека. Возник вопрос: кем должен быть преподаватель правовых дисциплин -юристом или педагогом. Юристы отвечают на данный вопрос однозначно - только юристом, нисколько не задумываясь над тем, что тем самым приводят юридическое образование к ущербности. Между тем пренебрежение методикой преподавания юридических дисциплин имеет печальный результат: выпускники юридических вузов недостаточно хорошо владеют навыками словесности, другими видами устной и письменной форм юридической техники, но, самое главное, остается невысоким уровень правового мышления. Хотя занятия перенасыщены правовой информацией, они скучны и не создают условий ее эффективного усвоения. Нередкое отсутствие на занятиях проблемно-сти, наглядности и других методов преподавания не воспитывает смелости мысли, не развязывает ум студента, недостаточно влияет на эмоциональное восприятие правовых понятий и категорий. Необходимо помнить, что если мы дадим знания, но не научим действовать, граждане будут пассивны и беспомощны. Если научим действовать, но не привьем правовой культуры, мы вырастим самоуверенных и некомпетентных карьеристов.

Методика преподавания права - совершенно особая отрасль науки, лежащая на стыке педагогики и права. И нельзя определить, какого компонента в ней больше: педагогического или юридического. Зато очевидно, что предметом изучения данной науки является право, а методом правового обуче-

ния - педагогические технологии. Субъектами правового обучения являются, с одной стороны, студенты юридических вузов, а с другой стороны - преподаватели, имеющие двойное (педагогическое и юридическое) образование. Преподаватель-юрист, не владеющий методологией преподавания права, не сможет подготовить квалифицированного специалиста, востребованного современным обществом. А педагог, не ощущающий тонкой ткани правовой материи, никогда не научит правовому мышлению и не воспитает правовое сознание.

Право не может преподаваться так же, как другие, смежные с ним дисциплины, оно требует совершенно других подходов. Прежде всего, потому, что преподавание права в рамках господствующей системы, где преподаватель должен изначально знать правильные ответы, а учащийся - учиться поиску именно таких ответов, какие предложит преподаватель, противоречит сущностным основам курса права, в центре внимания которого человеческая личность. Попытка навязывать учащемуся свое мнение означает нарушение его прав. Поэтому на занятиях по изучению права точка зрения преподавателя не является истиной в последней инстанции, а мнение учащегося необходимо уважать, даже в случае очевидных заблуждений. Главным принципом таких занятий должен стать принцип сотрудничества преподавателя и учащегося.

Последнее не означает, что отвергаются все наработанные в педагогике формы и методы обучения. Напротив, их разнообразие обогатит занятия. Не хотелось бы обидеть тех преподавателей-юристов, которым уже удалось создать атмосферу сотрудничества на своих уроках, совместного поиска решений учебных задач. Подчеркиваю, что именно на занятиях по правовым дисциплинам отход от принципа сотрудничества влечет за собой достижение педагогического результата, обратного задуманному. Но, позвольте

заметить, что те, кто добились подобных достижений, постигали педагогическую науку самостоятельно. И, вероятно, не раз пожалели о недостатке педагогических знаний.

Нельзя считать нормальным для общества, претендующего на цивилизованность, пренебрежительное отношение к методике преподавания права со стороны и высших государственных чиновников, и преподавателей с одним только юридическим образованием. Более того, они зачастую не задумываются, а иногда и не догадываются о том, что происходит, когда нарушаются исторически сложившиеся педагогические технологии в преподавании правовых дисциплин.

Университет не может готовить практиков, но университет не должен готовить только теоретиков. Задача университета - научить тем знаниям и приемам, с помощью которых студент может впоследствии сделаться ученым, судьей, адвокатом, администратором и так далее, и развить умственные свои силы, то есть так вести преподавание, чтобы студент не боялся самостоятельно работать умом, воспитывать смелость мысли .

Из сказанного вытекают следующие требования к преподаванию права в учебных заведениях:

Сообщать необходимые сведения, то есть факты в системе. Для студента нужны только факты достоверные, а не спорные. Спорные могут быть сообщены только в том случае, если они изложены с доказательствами, что дает иллюстрацию приемам ученого исследования;

Развивать умственные силы, развязать ум ученика. Всякая школа должна внушать студентам смелость мысли, то есть решимость ставить новые задачи, искать новые приемы.

Без этого университеты будут выпускать рутинеров-ремесленников, которые будут способны повторять только то, что делали и до них. Ни практика, ни наука от таких специалистов не выиграет ничего.

Лекции. Нет необходимости отрицать живое руководство для студентов; но это руководство должно быть на деле существенно-необходимым для них, таким, без которого они одни, самостоятельно, не могут приобрести знаний или умений. Лекции преподавателя, или лучше занятия с преподавателем, будут интересны для студентов тогда,

когда последние ни откуда больше не могут приобрести сведений так же удобно, как от преподавателя. Что же именно должен студент искать у преподавателя и что может сделать один? Это зависит от свойств преподаваемой науки, так что нельзя дать одного ответа. Но так как большинство юридических наук имеют в виду положительное право, то вообще можно сказать, что у преподавателя студент должен искать руководства в следующих отношениях:

1. Уменье обрабатывать источники права и его историю. Поэтому, прежде всего, необходимо научить студентов-юристов обращаться с источниками, они должны уметь отыскать подходящие статьи законов, применить к ним все выработанные наукой правила толкования; если изучается история права, то их надо познакомить с главными источниками ее, научить критике этих источников. Когда студент исполнит эту первую работу под руководством преподавателя, можно перейти к более тонким приемам обработки.

2. Уменье систематизировать добытый материал, юридические конструкции, а если изучается история какого-нибудь права, то обучить построению исторических гипотез, установлению исторической перспективы в добытых сведениях, разделению на периоды и так далее. Нет нужды обрабатывать со студентами весь курс вышеуказанным порядком. Нужно продолжать это до тех пор, пока средний студент усвоит себе все главные приемы обработки права. Остальной материал может быть изучен студентами по учебнику.

3. Уменье прилагать нормы права к отдельным случаям права требуется не для эстетических целей, а для практических, для применения к жизни. Поэтому нельзя считать совершенным юристом того, кто ограничился теоретическим изучением системы права. Студенту необходимо показать проторенные пути, рутину. Но иногда не нужно знать и общепринятого применения, а нужно узнать, как обойти закон. Задача преподавателя - научить студентов наиболее справедливому применению права. Для этого, конечно, сам преподаватель должен иметь и теоретическую, и практическую подготовку, что в настоящее время у нас не считается обязательным. Если сказанное справедливо, то мы должны признать, что вторым, недос-

тупным для самообразования предметом преподавания в университете, будет практическое применение права.

4. Уменье создавать новое право. Эта проблема очень мало разработана для преподавания. В учении об источниках права обыкновенно указывается, как издается закон, как вырабатывается юридический обычай; но делается это кратко или указывается только формальный порядок. Между тем людям, посвящающим себя судебной и административной деятельности, приходится иногда участвовать в создании законов, или, по крайней мере, в сочинении проектов законов. Никто не станет отрицать пользы правил, которые бы указывали, как нужно приступать к этому важному делу:

Изучить смежные отношения;

Определить критерии уважения действующего права (насколько допустимы заимствования);

Обучить формулированию законов;

Объяснить границы вторжения в нравственную, частно-хозяйственную область и многое другое.

Важность таких правил едва ли кто будет оспаривать. Можно давать студентам задачи сочинить закон при точно определенных условиях, то есть указать, откуда они могут взять материал для решения, или предложить проверить конституционность вновь изданного закона и так далее.

Отыскивать главные и второстепенные мысли автора;

Научить его проверить доказательства. Обыкновенно студент склонен принимать на веру всякое положение ученого автора, или же голословно отвергать его;

Обратить внимание на ссылки, которые обычно остаются без внимания. Студенту иногда и в голову не приходит проверить, правильно ли рассуждение автора с логической стороны. Кроме того, на примере научных работ преподаватель будет иметь случай пояснять студенту те же самые приемы обработки права и догматической и исторической стороны, которые он ему показывал при непосредственном изучении источников.

Именно при этом руководстве слово преподавателя и делается живым, потому что

оно вызывается обменом мыслей между учителем и учеником; учитель начинает говорить тогда, когда видит, что ученик нуждается в объяснении, и притом говорит с уже знакомыми людьми, а не с безликой массой . Затем, лекция может понадобиться и в тех случаях, когда преподаватель признает полезным, после совместной со студентами разработки деталей, свести их к единству, обобщить. И здесь во многих случаях лучше бывает дать это объединение письменно, чтобы студент мог лучше продумать и проверить его. На лекциях преподавателю необходимо всегда помнить, что он на кафедре, а не на сцене: красота его изложения должна быть рассчитана на ум, а не на чувство; она должна быть не целью, а средством, чтобы как можно яснее передать сведения и вызвать ум студентов к творчеству.

Учебники. Нет необходимости объяснять, что учебник должен быть составлен в расчете на способности и подготовку среднего студента, следовательно, просто, без загромождения его учеными терминами и понятиями, но с важнейшими цитатами из источников или ссылкой на них. В учебнике должны излагаться сведения по возможности только достоверные.

Экзамены. Существуют две задачи экзаменов по правовым дисциплинам: педагогическая (выяснить, достаточно ли усвоил студент предыдущее, чтобы мог идти далее) и политическая (выяснить, можно ли дать известные права). Для нас важно рассмотреть экзамены первого рода. В настоящее время экзаменам не указана ясная задача. Всякий экзаменатор определяет ее сам, как умеет: но вообще экзаменатор ограничивается требованием, чтобы студенты осмысленно знали известные факты, теории, гипотезы.

Что требовать на экзамене? Это чрезвычайно важный вопрос, в связи с которым должны решаться все прочие вопросы, возникающие до экзамена. А во главе всех требований следует поставить то, чтобы экзамен соответствовал требованиям университетского преподавания, потому что педагогический экзамен не что иное, как проверка успехов, сделанных студентом при прохождении университетских курсов. Это требование не только является необходимым следствием самого понятия экзамена, но вызывается еще и практическим соображением. Если на экзамене будут требовать то, чему учат в тече-

ние года, то студент будет дорожить руководством преподавателя, даже искать его и регулярно посещать университет. Отсюда вытекает второе требование. Так как преподавание преследует двоякую цель - сообщить уже известные научные истины и научить приемам добывания новых истин, то и на экзамене должны быть поставлены двоякие требования. Нельзя назвать научно-образованным человеком того, кто запомнит большое количество фактов, не понимая их, и может описать приемы научной работы, но в действительности не умеет применять их. Тем не менее, необходимо выставить решительно это требование общего развития. В настоящее время экзаменаторы нередко бывают в затруднении, как оценивать знания без достаточного умственного развития. Никто, конечно, не станет утверждать, что знание без полного понимания делает все-таки человека образованным; но могут сказать, что экзаменатор, ставя удовлетворительный балл, оценивает трудолюбие, которое иногда важнее знания. Последнее соображение само по себе справедливо; но диплом высшего учебного заведения, особенно университетский, должен даваться как свидетельство научной образованности, а не трудолюбия. Диплом об успешном изучении юридических наук дает право на такие виды общественной деятельности, в которых одно трудолюбие не имеет значения . Под общим умственным развитием в данном случае подразумевается способность правильно наблюдать и анализировать факты, критически относиться к ученым теориям и прилагать выработанные методы к новым явлениям. Ввиду вышеуказанных педагогических целей экзамена, необходимо ограничить его только существенными вопросами. Если экзамен должен выяснить научную подготовленность студента в области юридических наук, то нет нужды требовать от него знания второстепенных и третьестепенных фактов, ибо они свидетельствуют не о научном развитии, а о хорошей памяти. К тому же всем известно, что подробности всегда легко исчезают из памяти даже и при твердом заучивании их.

Если преподавание будет поставлено согласно вышеуказанным принципам, и на экзамене будут спрашивать только существенное, то для студентов университета нет нужды назначать особое время для подготовки. Если студент работает под руководством

преподавателя в течение всего курса правильно, то эта работа и есть наилучшая подготовка к экзамену. Правильною работой мы называем такую, которая дает трудолюбивому студенту возможность усвоить известные знания и умения на долгое время, иногда даже на всю жизнь.

В данном исследовании изложены далеко не все проблемы преподавания права. На мой взгляд, многое зависит от недостатка систематизированных знаний о методике преподавания права1. А это, хотя и в отдаленной перспективе, можно исправить с помощью развития соответствующих образовательных программ. Нетрудно понять, что они должны адресоваться, прежде всего, молодым людям, тем, кому в недалеком будущем предстоит определять правовую стратегию страны.

Главным вкладом преподавателей Молодежного центра прав человека и правовой культуры в методику преподавания прав человека, на мой взгляд, стало то, что на этапе формирования методологии курса они четко определили: преподавание права возможно только в рамках педагогики сотрудничества. Преподаватели Пермской школы прав человека, кафедра ЮНЕСКО института права Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина также подготовили учебные пособия и учебно-методические рекомендации по данной тематике.

1. Боголепова Е.А. Николай Павлович Боголепов. М., 1912. С. 36.

2. Томсинов В.А. // Политиздат. 1997. № 2. С. 105.

1 Методика преподавания права не является новшеством для западных демократий, которыми накоплен большой опыт обучения этому предмету. Из переведенных на русский язык изданий хотелось бы обратить внимание на книгу «Первые шаги», изданную правозащитной организацией «Международная амнистия». В нашей стране областью преподавания прав человека занимается Молодежный центр прав человека и правовой культуры в Москве (руководитель В.В. Луховицкий).

В период прохождения педагогической практики мною была освоена такая профессиональная компетенция как преподавание юридических дисциплин на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12).

В процессе освоения профессиональной компетенции ПК-12 была найдена информация о состоянии юридической доктрины в сфере правовых дисциплин, изучались основные российские и международные документы, регламентирующие высшее юридическое образование. Также были исследованы принципы конструирования учебно-методического комплекса дисциплины.

Во время преподавания юридических дисциплин выбирались необходимые методы для преподавания нужной дисциплины, подбирался и систематизировался теоретический и нормативно-правовой материал, необходимый для выполнения задания. Вместе с этим в учебные материалы были введены изменения, которые произошли в нормативно-правовой базе и теоретических новациях.

За период освоения профессиональной компетенции ПК-12 произошло овладение способностью составлять учебно-методические материалы, входящие в состав основной образовательной программы, способностью планировать педагогическую деятельность, методами (в том числе интерактивными) проведения всех видов учебных занятий, используемых в вузе.

В ходе педагогической практики мною была применена методика преподавания правовых дисциплин. Методика преподавания правовых дисциплин исследует совокупность взаимосвязанных средств, методов, форм обучения. Отличает данную методику от других то, что обучение тесно связано с правовой жизнью государства, общества, каждого человека. Такие знания представляют собой знание правовых терминов, законов, а также понимание механизмов работы законодательства.

Для того чтобы студенты познавали не только теоретическую сторону правовых дисциплин, но и их прикладной характер, необходимо использование наряду с традиционными формами и методами обучения (лекции, семинарские занятия, лабораторные работы), активные и интерактивные методы обучения, такие как ролевые и деловые игры, навыковые тренинги, проблемные ситуации.



При этом под активными методами понимаются такие методы обучения, применение которых объективно невозможно без высокого уровня внешней и внутренней активности студентов. Интерактивные методы, в свою очередь, - это методы, в результате применения которых обучающиеся находятся во взаимодействии друг с другом в режиме беседы, диалога. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с педагогом, но и друг с другом.

Традиционные (пассивные) методы обучения в большей степени предполагают тиражирование информации путем передачи знаний от преподавателя к студентам. Активные и интерактивные методы предполагают получение знаний благодаря самостоятельной работе студентов, взаимодействию студентов и преподавателя, студентов между собой. Сбалансированное использование методов - важное условие эффективности методики преподавания правовых дисциплин.

Особенностью методики преподавания правовых дисциплин является также широкое привлечение данных статистики, фактов и цифр, позволяющих раскрыть не только отдельные стороны процессов и явлений, но и выработать для обучающихся правила поведения в условиях правового государства. Представленные факты должны быть проверены, доказуемы, но при этом они могут вызвать сомнения у студентов, что позволит использовать проблемные методы обучения, такие как мозговой штурм, круглый стол, дискуссии.

Поскольку в высших профессиональных учебных заведениях ведущими формами организации педагогического процесса являются лекции и практические (семинарские или лабораторные) занятия, то им, безусловно, стоит уделять достаточное внимание в процессе разработки методики преподавания правовых дисциплин. Однако, используя перечисленные формы взаимодействия в традиционном их понимании, невозможно сформировать интерес к изучению правовых дисциплин, в связи с чем целесообразно использовать лекции вдвоем, бинарные лекции, активные лекции, лекции «Пресс-конференции», проблемные лекции, лекции-шоу, лекции-визуализации, лекции-ситуации.

Если в традиционной лекции используются преимущественно разъяснение, иллюстрация, описание, приведение примеров, то в вышеперечисленных видах лекций - всесторонний анализ явлений, научный поиск истины. В качестве примера можно привести такие разновидности лекций как проблемная лекция и лекция пресс-конференция.

Проблемная лекция опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Проблемная ситуация - это сложная, противоречивая обстановка, создаваемая на занятиях путем постановки проблемных вопросов (вводных), требующая активной познавательной деятельности обучающихся для ее правильной оценки и разрешения.

Проблемный вопрос содержит в себе диалектическое противоречие и требует для разрешения не воспроизведения известных знаний, а размышления, сравнения, поиска, приобретения новых знаний или применения знаний, полученных ранее. Проблемная задача, в отличие от проблемного вопроса, содержит дополнительную вводную информацию и при необходимости некоторые ориентиры поиска для ее решения.

Решение проблемных задач и поиск ответов на проблемные вопросы осуществляет преподаватель (иногда прибегая к помощи слушателей, организуя обмен мнениями). Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познания сложных явлений.

Таким образом, на лекции проблемного характера слушатели находятся в постоянном процессе «сомышления» с лектором, и, в конечном итоге, становятся соавторами в решении проблемных задач.

Лекция - пресс-конференция предназначена для ликвидации пробелов в знаниях обучающихся и диагностирования уровня их подготовки. Организационно она проводится следующим образом. Лектор, назвав тему занятия, просит студентов задавать ему письменно вопросы по изучаемой проблеме. В течение двух-трех минут слушатели формулируют наиболее интересные вопросы и передают их преподавателю. В качестве одного из вариантов проведения подобного занятия вопросы могут быть подготовлены слушателями по просьбе преподавателя заранее на этапе, предшествующем лекции. Преподаватель в течение трех-пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Она может излагаться как совокупность и последовательность ответов на поставленные вопросы или как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы.

В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний обучающихся. Если ответы на отдельные вопросы их не удовлетворили, то лектор раскрывает их подробнее за время, оставленное для этого специально.

Лекцию подобного типа целесообразно проводить:

1) в начале изучения раздела программы с целью выявления потребностей, круга интересов группы, его модели, установок студентов и их возможностей;

2) в середине изучения, когда лекция направлена на привлечение слушателей к узловым моментам курса и систематизации знаний;

3) в конце изучения дисциплины (для определения перспектив развития усвоенного содержания).

Мною представлены лишь некоторые примеры организации лекционных занятий по методике преподавания правовых дисциплин. Данная методика была мной изучена и использована в педагогическом процессе во время проведения учебных пар и семинарских занятий для студентов РГСУ.

В последний день практики я проставил все необходимые подписи и печати в документацию по педагогической практике в организации - месте прохождения практики, предоставил ее руководителю практики от вуза.

Заключение

Мною был проделан достаточно большой объем работы на кафедре государственно-правовых дисциплин РГСУ, была произведена деятельность с различного рода учебной документацией.

В результате прохождения педагогической практики были выработаны и освоены следующие компетенции:

ПК-12 - способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне;

ПК-13 - способность управлять самостоятельной работой обучающихся;

ПК-14 - способность организовывать и проводить педагогические исследования.

Была достигнута цель педагогической практики - получение мною теоретических знаний об особенностях осуществления педагогической деятельности с последующим их применением в профессиональной сфере и практических навыков по юриспруденции в рамках профессиональных компетенций: ПК-12, ПК-13, ПК-14.

Были решены в процессе прохождения педагогической практики следующие задачи:

1) приобретен опыт работы в трудовых коллективах при решении производственно-правовых вопросов;

2) получены навыки применения современных образовательных технологий;

3) получена информация об особенностях педагогической деятельности в сфере юриспруденции;

4) изучены принципы педагогической деятельности, а также формирование навыков их практического применения.

Задачи Индивидуального задания также были полностью разрешены:

1. Изучена административно-организационная структура организации - места прохождения практики;

2. Осуществлено преподавание юридических дисциплин на высоком теоретическом и методическом уровне;

3. Реализовано управление самостоятельной работой обучающихся в вузе студентов;

4. Организованы и проведены педагогические исследования.

Список литературы

1. Умнова И.А., Конституционное право Российской Федерации. В 2 Т. Т. 1: Общая часть. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - М.: Издательство Юрайт, 2015. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/

2. Конституционное право России: учебник / Б.С. Эбзеев, И.Н. Зубов, Е.Н.; под ред. Б.С. Эбзеев, Е.Н. Хазов, А.С. Прудников. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id= 115399

3. Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://consultant.ru.

4. Справочная правовая система «Гарант». Режим доступа: http://garant.ru.

5. Сайт «Государственная Дума Российской Федерации». Режим доступа: www.duma.gov.ru.

6. Сайт Верховного Суда Российской Федерации. Режим доступа: www.supcourt.ru.

7. Сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Режим доступа: www.arbitr.ru.

Выходные данные сборника:

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Герман Елена Сергеевна

канд. юрид. наук, доцент Новосибирского военного института

внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, РФ, г. Новосибирск

TECHNIQUE OF TEACHING LEGAL DISCIPLINES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION: PROBLEMS AND PROSPECTS

German Elena

candidate of law sciences, the associate professor of Novosibirsk Military Institute of internal forces by the general Jakovlev MVD (MIA) of Russia, Russia, Novosibirsk

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются проблемные вопросы инновационных технологий преподавания юридических дисциплин в вузе, определяются основные перспективы развития образовательных методик на ближайшее десятилетие.

ABSTRACT

In this article are considered problematic issues innovative technologies teaching legal disciplines in a higher education institution, the main prospects of development of educational techniques for the next decade are defined.

Ключевые слова: компетентностностный подход; инновационные образовательные технологии; лекция; семинар.

Keywords : competening approach; innovative educational technologies; lecture; seminar.

Одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, установленного статьей 3 федерального закона «Об образовании» является принцип «создания благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе».

Указанный принцип, во многом объясняет причину «европеизации» государственной политики Российской Федерации в сфере высшего профессионального образования, ориентированности отечественной образовательной системы на интеграцию в мировую систему высшего образования.

Профилирующими направлениями государственной политики в сфере высшего профессионального образования становятся переход на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения, реализация современных информационных технологий, развитие системы дистанционного обучения, интерактивные методы обучения, формирование единого информационного пространства посредством развития федеральных и региональных компьютерных сетей и т. д.

Заявленное направление изменений ориентиров российской системы образования связано с трансформацией образовательного процесса с подхода, основанного на знаниях, на подход, ориентированный на результат образовательного процесса, где вместо знакомых всем знаний, умений и навыков на первый план были выдвинуты компетенции, а следовательно и «компетентностный подход».

Что касается форм и методов получения высшего профессионального образования, то они должны быть направлены на формирование в стенах вуза личности нового инновационного типа, ориентированной на современные идеи, ценности, принципы.

Наше образование, по мнению исследователей, «должно стать соответствующим инновационной модели развития российской экономики, и отвечать требованиям глобальной конкуренции на рынках инноваций, труда и образования. Это стратегический выбор России в ответ на вызовы современного общества, определяющие такие требования. Новая модель образования предполагает, что учреждения профессионального образования всех уровней становятся частью национальной инновационной системы, выполняя ещё и свои традиционные функции - социализации, формирования личности (сегодня - это формирование инновационной личности), воспитания гражданских чувств.

В этой связи педагоги высшей школы активно перенаправляют деятельность учащихся с заучивания информации на приобретение опыта самостоятельной работы ее грамотного добывания и использования, на развитие инициативы самой личности.

Качественная юридическая подготовка юристов является важным звеном в обеспечении правопорядка в государстве и гарантией защиты неотчуждаемых прав и свобод. Достижение высокого профессионального уровня выпускников юридических вузов, в последние годы, прочно связывается с внедрением в учебный процесс инновационных педагогических технологий.

Главным механизмом в деле формирования компетентностного подхода и личности инновационного типа, по мнению большинства исследователей в этой области, должны стать методы активного и интерактивного обучения. Указанная методология должна развить у обучающихся умение анализировать конкретные практические ситуации, принимать решения, добиваться поставленной цели.

Все существующие интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Рассматриваемая методика кардинально меняет роль педагога в образовательном процессе. Преподаватель при таком подходе не выступает основным источником новой информации: он выполняет направляющую, организующую функцию, функцию помощника в работе.

Интерактивное обучение, полагают его сторонники «формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность и доброжелательность по отношению к своим оппонентам».

К интерактивным формам обучения исследователи традиционно относят: проблемную лекцию (преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает (проблемные ситуации и вовлекает студентов в их анализ), лекцию-провокацию (лекцию с запланированными ошибками), бинарная лекция (работу двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих как между собой, так и с аудиторией), лекцию-визуализацию (передача преподавателем информации студентам сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм и т. п.),лекцию «пресс-конференцию» (преподаватель просит студентов письменно в течение 2-3 минут задать ему интересующий каждого из них вопрос по объявленной теме лекции. Далее преподаватель в течение 3-5 минут систематизирует эти вопросы по их содержанию и начинает читать лекцию, включая ответы на заданные вопросы в ее содержание), лекция-диалог (содержание подается через серию вопросов, на которые студенты должны отвечать непосредственно в ходе лекции).

Инновационная направленность педагогической деятельности обусловлена различными обстоятельствами: происходящими социально-экономическими преобразованиями, усилением требований к качеству подготовки юристов; «встраиванием» отечественного образования в европейские и общемировые образовательные процессы, наконец, поиском новых технологий в образовательном процессе.

В последние годы на кафедрах, преподающих юридические дисциплины из элементов инновационных технологий стали широко внедряться контролирующие и обучающие программы, дистанционное обучение, ролевые и деловые игры, бинарная лекция, лекция-провокация, презентации сообщений и другие технологии.

Безусловными положительными моментами применения данных технологий являются: вовлечение в активное изучение дисциплины максимального количества обучаемых; позволяет определить уровень усвоения изученного материала; прививает и закрепляет навыки общения с высокими информационными технологиями, навыки работы с которыми столь необходимы современному юристу высокой квалификации .

При этом следует иметь ввиду, что возможность внедрения инноваций в массовый опыт означает их относительную универсальность и воспроизводимость в учебных процессах разных вузов.

Однако, применение указанных технологий имеет ряд недостатков: снижает вербальную активность обучаемых, что негативно сказывается на качестве подготовки специалиста; использование отдельных элементов инноваций изолированно от других (например тестовая система) в полной мере не дают целостной картины усвоения материала. «...Мы должны сообща отрабатывать те методики, которые мировой опыт позволяет адаптировать к потребностям и условиям нашего Отечества. Старое правило: учиться нужно у всех, копировать нельзя никого. Копирование бессмысленно и бесплодно, а мы, к сожалению, именно этим последнее время и грешим» .

Использование компъютерных технологий в подготовке и проведении занятий (электронные учебники, электронные учебные пособия) значительно совершенствуют работу преподавателя, при этом делая процесс усвоения слушателями учебного материала увлекательным, доступным, наглядным.

Основная проблема использования компьютерных технологий - недостаточная материально-техническая база во многих высших учебных заведениях (в том числе в филиалах), слабый уровень подготовки профессорско-преподавательского состава к использованию в обучении компьютерных технологий, нежелание перестраивать традиционную методику преподавания в вузе и т. д.

Остановимся более подробно на такой инновационной образовательной технологии как дистанционного обучения.

Использование методики дистанционного обучения, при всей своей прогрессивности имеет серьезный существенный недостаток - отсутствие прямого контакта студента с преподавателем. Отсюда вытекает ряд других проблем, имеющих отрицательные последствия. Во-первых, невозможно проверить степень самостоятельности выполнения заданий, решения задач, написания курсовой, а в итоге и дипломной работы. Во-вторых, указанная технология обедняет и обкрадывает высшее образование как таковое. Получение высшего образования сводится к выполнению определенного объема тестовых заданий с весьма сомнительным авторством. Падает уровень высшего образования, его традиционная избирательность и недосягаемость.

Признавая безусловную значимость инновационных технологий в процессе изучения юридических дисциплин, следует согласиться с мнением исследователей полагающих, что указанные технологии должны использоваться только в качестве дополняющих традиционные формы и методы основной подготовки юристов, при проведении контроля знаний, самостоятельной работы, факультативов, отработке пропущенных занятий и т. д. .

В преподавании юридических дисциплин, более чем где бы то ни было, необходимо использовать интерактивные методы обучения, разумно сочетая их с классическим чтением лекционного материала и проведением семинарских занятий.

Не умаляя необходимости модернизации образования, внедрения в учебный процесс подготовки будущих юристов инноваций, способных существенно повысить качество как процесса обучения, так и его конечного результата - профессионального юридического образования выпускника вуза, следует настаивать на сохранении традиционных базовых методик получения знаний. Именно классические лекция и семинар, с их традициями проблемного изложения материала и дискуссионным характером способны научить мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, спорить и доказывать свою точку зрения. Только с помощью этой методики будет осуществляться целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Список литературы:

  1. Бабурин С.Н. Высокое качество образования в образовательном процессе юридических вузов - это, не в последнюю очередь, и постоянное обновление методик преподавания // Формирование знаний, навыков и профессиональных компетенций в образовательном процессе юридических вузов. Материалы всероссийской научно-методической конференции. Вдадимир, 2013. - С. 15-18.
  2. Бабурина Т.Н. Роль междисциплинарного подхода преподавания в становлении личности специалиста // Формирование знаний, навыков и профессиональных компетенций в образовательном процессе юридических вузов. Материалы всероссийской научно-методической конференции. Владимир, 2013. - С. 18-23.
  3. Бурляева Л.А. Современные подходы к интерактивному обучению студентов вузов по юридическим дисциплинам // Вестник Российского нового университета. - 2013. - № 1. - С. 113-116.
  4. Головкин Р.Б. Синтез инновационных и традиционных педагогических технологий в преподавании базовых юридических дисциплин // Формирование знаний, навыков и профессиональных компетенций в образовательном процессе юридических вузов. Материалы всероссийской научно-методической конференции. Вдадимир, 2013. - С. 43-50.
  5. Камкия Ф.Г. О новых подходах в обучении юристов в высшей профессиональной школе // Формирование знаний, навыков и профессиональных компетенций в образовательном процессе юридических вузов. Материалы всероссийской научно-методической конференции. Вдадимир, 2013. - С. 79-83.
  6. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.
  7. Певцова Е.А. Актуальные вопросы методики преподавания юриспруденции. Учебное пособие. С., 2010. - 272 с.
  8. Применение инновационных методик в преподавании юридических дисциплин: Материалы круглого стола: МГЮА им. О.Е. Кутафина 80 лет/отв. ред. Н.П. Шилова. Вологда, 2011.
  9. Серова О.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. Конспект лекций. Самара. 2009. - 35 с.
  10. Современные методики преподавания правовых дисциплин: сборник статей/авт. сост. Д.А. Агапов. Саратов, 2011. - 84 с.
  11. Современные технологии и проблемы преподавания социально-экономических и юридических дисциплин в социальном университете (анализ и рекомендации): материалы учебно-методических и учебно-методологических семинаров кафедр Филиала РГСУ в г. Люберцы. Москва: Перо, 2013. - 110 с.
  12. Сокольская Л.В. Проблемы подготовки преподавателей к применению инновационных образовательных технологий // Формирование знаний, навыков и профессиональных компетенций в образовательном процессе юридических вузов. Материалы всероссийской научно-методической конференции. Владимир, 2013. - С. 163-167.
  13. Шкарлупина Г.Д. Интерактивные и инновационные методы преподавания правовых дисциплин в вузе // Методический поиск: проблемы и решения. - 2014. - № 1 (16). - С. 19-24.

В педагогической литературе вопросам анализа образовательного процесса, использования инновационных и традиционных методами обучения, форм и технологий обучения , а также подходов в преподавании определенных юридических дисциплин посвящено немало научных работ, что не лишает автора высказать свое мнение по данной теме. Предметом данного рассмотрения будут некоторые подходы в преподавании юридических дисциплин о государстве и праве (их называют «государственно-правовые дисциплины»). Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ об образовании) в основе образовательного процесса лежит единый целенаправленный процесс обучения и воспитания, который определяется федеральным государственным образовательным стандартом по соответствующему уровню и направленности образования. В части высшего юридического образования обязательные требования к высшему образованию определяются Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») , а с 1 сентября 2017 года - Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (далее - ФГОС ВО) по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) . Как известно, изучаемые юридические дисциплины производны от соответствующих наук и отраслей права (знаний). Не являются исключением и юридические дисциплины, которые изучаются в высших учебных заведениях (далее - вузах) в сокращенном виде, то есть объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин устанавливается вузом самостоятельно. Не вдаваясь в научную дискуссию об определении наук и учебных дисциплин к соответствующим группам, автор разделяет научный подход, что необходимо исходить из объекта, предметы и системы юридических наук. Так, юридические науки о государстве и праве (государственно-правовые науки) изучают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, их взаимосвязь и входят в состав социально-гуманитарных (общественных) наук . При этом объектом государственно-правовых наук является государство и право, их взаимосвязь. Соответственно, предметом государственно-правовых наук являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, их взаимосвязь, а также государственно-правовые явления и процессы. В свою очередь система государственно-правовых наук включает: 1) теоретико-исторические науки (теория государства и права, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран и др.); 2) отраслевые науки (конституционное право, административное право, уголовное право, международное право и др.); 3) специальные юридические науки, изучающие деятельность некоторых государственных и негосударственных органов (правоохранительные органы, прокурорский надзор, адвокатура и др.); 4) прикладные науки, использующие данные других наук (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, юридическая психология и др.). Тем самым, исходя из объекта и предмета изучения к государственно-правовым наукам и дисциплинам относятся такие, в основе которых лежит изучение государства и права, их взаимосвязь, государственно-правовые явления, процессы и общественные отношения с публичной государственно-правовой составляющей - теория государства и права, история отечественного государства и права, конституционное право, административное право, уголовное право, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс, экологическое право, международное право и т.д. В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция предусматривается изучение нескольких учебных циклов, в том числе и профессионального. Базовая (обязательная) часть ООП профессионального цикла предусматривает изучение 20 учебных дисциплин. При этом в данный цикл включено изучение юридических дисциплин, которые относятся к государственно-правовым дисциплинам - теория государства и права, история отечественного государства и права, конституционное право, административное право, гражданское право, трудовое право, гражданский процесс, арбитражный процесс, уголовное право, уголовный процесс, экологическое право, финансовое право, международное право, криминалистика и др. При этом большая часть из этих учебных дисциплин изучаются в базовой (обязательной) части ООП профессионального цикла, а другие в вариативной части - криминология, уголовно-исполнительное право, правоохранительные органы, римское право и др. В соответствии с п. 4.3 ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция предусматриваются следующие виды профессиональной деятельности: нормотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная; педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных организациях, кроме вузов). При этом в п. 4.4 ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция определяются перед бакалавром решение профессиональных задач с учетом указанных видов профессиональной деятельности: участие в подготовке нормативно-правовых актов; обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов; обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов; преподавание правовых дисциплин; осуществление правового воспитания. Новый ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция также предусматривает виды профессиональной деятельности и определяет профессиональные задачи с учетом видов профессиональной деятельности, но не предусматривается такой вид профессиональной деятельности, как педагогический, т.е. выпускники не будут вправе осуществлять преподавание правовых дисциплин и осуществлять правовое воспитание. По мнению автора, это неправильно, так как в основе образовательного процесса лежит единый процесс обучения и воспитания, что полностью относится и к подготовке юристов-бакалавров, которые в ходе правоприменительной, правоохранительной и экспертно-консультационной деятельности обязаны также осуществлять правовое воспитание по уважительному отношению к праву, закону, законности и правопорядку ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция предусматривает, что «Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы бакалавриата, которую он осваивает» (п. 6.3). При этом к базовой части и являющимися обязательными дисциплинами (п. 6.4) относятся - философия, история государства и права России и др., а к числу собственно юридических дисциплин - теория государства и права, конституционное право, административное право, уголовное право, международное право и др. . В соответствии ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция предусматривается обязательное проведение практических занятий в объеме не менее 70% от объема аудиторных занятий по отраслевым и специальным дисциплинам, направленных на формирование у обучающихся профессиональных умений и навыков. Государственно-правовые дисциплины включено в этот перечень, а поэтому при их изучении предусматриваются практические занятия. В ходе практических занятий предусматривается не только изучение государственно-правовых актов и практики их применения, но и обязательно решение проблемно-юридических ситуаций, составление юридических и процессуальных документов. ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция предусматривает, что количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по базовой части должно составлять не более 50% от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данной части (п. 6.10) и не выделяются отдельно практические занятия, их объем в аудиторных занятиях. Изучение государственно-правовых дисциплин является обязательным элементом подготовки выпускников по вышеуказанному направлению подготовки и будущих юристов-бакалавров. Целями государственно-правовых дисциплин является «вооружение» студентов категориальным аппаратом юриспруденции, изучения основных закономерностей возникновения, становления, развития и функционирования государственно-правовых явлений и процессов, которые способствуют формированию у них такого объема знаний, на основе которого они могли бы переходить к изучению отраслевых, специальных и прикладных юридических дисциплин. Учитывая взаимную понятийную, предметную и методологическую связь государственно-правовых дисциплин с отраслевыми, специальными, прикладными юридическими науками, можно утверждать, что от качества усвоения преподносимого теоретического материала во многом зависит успех всего обучения в целом. Очевидно, что при изучении отраслевых дисциплин (конституционное право, административное право, уголовное право и др.) от студентов потребуется наличие четких представлений об основных юридических категориях и понятиях, о закономерностях происхождения государства и права, их признаках, сущности, формах, типах и функциях, о системе права и ее элементах, об источниках права и многом другом. Ведущая роль в формировании у студентов исходных знаний о государственно-правовых явлениях отводится преподавателю. От его педагогического мастерства, интеллектуальной и профессиональной подготовки, личной увлеченности преподаваемым предметом зависит то, насколько полно студенты овладеют учебным материалом, предусмотренным программой по государственно-правовым дисциплинам. Зачастую среди преподавателей, в том числе и ведущих государственно-правовые дисциплины, распространено мнение, что основу их деятельности составляют знание предмета и умение его подать. Однако практика показывает, что сегодня этого уже недостаточно. Представляется справедливым утверждение: учитель - не тот, кто учит, а у кого учатся. Поэтому привлекательность учебного материала по государственно-правовым дисциплинам, его уяснение и практическая полезность во многом зависят от умения и даже таланта подачи сложного теоретического материала, способности преподавателя раскрыть ценность и практическую значимость государственно-правовых явлений в жизни общества и в деятельности будущего юриста, а студентов, соответственно, в желании учиться у данного преподавателя. В таких условиях преподаватель постоянно вынужден решать нелегкую задачу, искать «золотую середину» между традиционными формами и методами работы со студентами и новыми образовательными технологиями. В тоже время жесткое следование учебной программе нередко приводит к формированию стереотипов в профессиональной деятельности, которые часто являются тормозом любых нововведений. Конечно же, не следует под влиянием новых веяний отбрасывать качественные, проверенные временем и практикой формы и методы обучения. Вместе с тем, достаточно часто возникают ситуации, когда их несовершенство становятся очевидны. Преподавателям, ведущим занятия по государственно-правовым дисциплинам, очень часто приходится встречаться с проблемами такого рода. ФГОС ВПО предполагает изучение в рамках данных дисциплин достаточно широкого круга теоретических вопросов. Для них характерен высокий уровнем обобщения и абстрактности учебного материала, и как следствие, для изучения требуется немало времени. При проведении занятий по государственно-правовым дисциплинам преподавателям постоянно приходится сталкиваться с проблемами практической составляющей. Прежде всего, от преподавателя требуется увязывать сложный и сугубо теоретический материал с практической деятельностью государственных и муниципальных органов (законодательных и исполнительных), суда, правоохранительных органов (полиции, органов дознания и предварительного следствия), других органов юридической направленности (адвокатура, нотариат, охранные агентства). Сделать это порой непросто, так как государственно-правовые дисциплины рассматриваются как «мостик» между философией и иными юридическими науками, одной из задач которых является адаптация философских категорий для нужд юриспруденции. Поэтому от преподавателя на занятиях требуется не только раскрыть юридическую природу тех или иных государственно-правовых явлений и процессов, но и увязать их с практической деятельностью органов и служб юридической направленности. Лишь в этом случае преподавателю удастся показать не только теоретическое, но и практическое значение рассматриваемой темы и вопросов. Это обуславливает необходимость постоянного изучения преподавателем юридической практики (законодательной, судебной, следственной и др.) и тесного сотрудничества с юристами-практиками, а полученная при этом информация помогает подкреплять учебный материал. По мнению автора, в ходе проведения занятий по государственно-правовым дисциплинам, преподаватель не только может использовать традиционные методы обучения по передаче информации, но и должен применять интерактивные, которые направленные на развитие творческого, критического мышления, умения активно и эффективно работать с информацией. Сегодня большое значение должно уделяться активному включению студентов в процесс познания. Более того образовательный процесс должен учитывать индивидуальные способности студентов и поощрять обратную связь. При этом необходимо переходить от информационного к деятельностному обучению студентов. Для этого целесообразно использовать проблемно-поисковые и игровые методы, которые позволяют вовлекать в обсуждение государственно-правовых явлений и процессов через проблемно-практические ситуации максимальное число обучающихся. Потенциал данных методов, к сожалению, во многом еще не использован вузами. Общепризнано, что в преподавании учебных дисциплин, не является исключением и государственно-правовые, важное место отводится учебно-методическому обеспечению, то есть наличию и использованию при проведении учебных занятий учебно-методических и учебно-практических пособий с проблемно-практическими ситуациями (задачами) для студентов, примерных образцов юридических документов, рабочих папок (практикумов) по составлению юридических и процессуальных документов и т.д. Таким образом, проанализированы образовательно-правовые акты, общетеоретические положения о юридических дисциплинах и предложено авторское понимание некоторых подходов в преподавании государственно-правовых дисциплин.