Где пройти курсы егеря. Начался прием на факультет охотоведения и биоэкологии

Прежде чем начать с горячей, насущной проблемы подготовки кадров биологов-охотоведов, заглянем кратко в судьбы и профессию этих людей в нашей стране, задумаемся, почему такие люди живут на свете несмотря ни на что.

Надо сразу признать, что охотничье хозяйство – малодоходная, а то и убыточная отрасль народного хозяйства. Так было, есть и так, видимо, будет. Нет богачей среди охотоведов и охотников-профессионалов. Но не все измеряется и определяется деньгами. Охотник, охотовед – это лучший защитник Родины, это готовый солдат и разведчик. Стоит только вспомнить героя Великой Отечественной войны, легендарного разведчика, охотоведа Георгия Георгиевича Шубина. Охотоведы – первые защитники и хранители родной природы, ученые, просветители, радетели. Именно они охраняют, расселяют, подкармливают, лечат, спасают, считают диких животных, борются с браконьерством, дают людям возможность утолить свою страсть к охоте, чудесно отдохнуть, получить к столу незаменимую дичь. А русской пушнине всегда цены не было.

Но перемены в сегодняшней жизни не пошли на пользу охотничьему хозяйству страны. Разрушено охотничье законодательство. Право задерживать нарушителей у егерей и охотоведов, директоров хозяйств и обществ охотников отобрано. Радетели о правах человека протащили в Думе закон, запрещающий составлять протоколы и задерживать браконьеров не только общественным охотинспекторам, но и перечисленным выше работникам общественных охотхозяйств.

Депутаты пеклись о правах человека, но забыли о том, что у него должны быть и есть обязанности перед обществом. Браконьер – тот же вор, которому ныне покровительствуют депутаты Госдумы. Где набраться государственных егерей, охотоведов и госохотинспекторов в России, бюджет которой похож на тришкин кафтан? В стране миллионы безработных, полунищих пенсионеров, особенно в деревнях. И кому нужны такие права, когда нет денег, чтобы собрать, накормить, обуть-одеть сотни тысяч беспризорных ребятишек?

Нас все время заставляют оглядываться на Запад и говорят: «Вот примем закон о правах человека, и все станет хорошо». Но в условиях России такие законы для простого русского человека или плохи, или совсем не работают. Права человека здесь развязали руки бандитам, ворью, мошенникам. Простой человек не думает о «правах человека», он думает о том, как бы семью накормить. Только сытый может думать о своих правах, а голодный – лишь о хлебе насущном.

Вот и получается, что охотничье хозяйство – слабое звено в экономике России. Всегда слабое, если смотреть на него глазами, в которых вместо зрачков рубли и доллары. Не рублем и не хлебом единым жив человек. Несмотря на откровенную бедность существования охотоведы честно выполняют свой долг. Идут под пули и картечь браконьеров. И не платят им за это тройной оклад, как в «горячих точках». Им мстят нарушители: жгут дома, машины, гаражи, сено, рубят лодки, травят скотину. А они делают свое дело за мизерную плату, защищенные кое-как, а то и вовсе незащищенные законом. Они отстаивают от порубок глухариные тока, расследуют причины гибели сайгаков и кабанов, а также тысяч птиц на севере Каспия, изучают проблему «лес и копытные». Почему они это делают? Потому что любят Россию, родную природу, красоту мироздания. Такие люди эти биологи-охотоведы.

Вот новая беда обрушилась на российское охотничье хозяйство. В ноябре 1997 г. правительственным постановлением № 1473 запрещена подготовка студентов по специальности 011600 «Биология» по заочной форме обучения, в том числе под этот запрет попали специализация 011609 «Охрана природы» и 011625 «Охотоведение».

Вместе с тем хорошо известно, что охотоведение и охрана природы – абсолютно прикладные науки. Охотоведы – не генетики, не микробиологи или цитологи, не медики или ветеринары, не биотехнологи, не физиологи или зоологи. Практику охотоведы проходят не с чашками Петри и микроскопами, не в лабораториях или анатомичках, а в охотничьих угодьях, где познают в деталях биологию диких зверей и птиц, биотехнию и технологию охоты. Эти дисциплины лежат в основе профессии охотоведа. Работающие по специальности студенты-заочники получают богатейший опыт по профилирующим дисциплинам, формирующим профессию.

Охотоведы-заочники – люди, уже определившие свою судьбу, и с этой дороги сами они никуда не уйдут. Это проверенные и самые надежные кадры для охотничьего хозяйства России. Большинство их имеет семьи, поэтому заочная форма обучения – единственная возможность для такого человека подняться на ноги, повысить свою квалификацию, добиться в жизни успеха. И вот тысячи людей лишаются этой возможности, а охотничье хозяйство РФ теряет ценные кадры.

Кроме того, заочную форму обучения очень часто выбирают вышедшие в отставку военнослужащие армии, флота, МВД и ФСБ, которые хотят получить в гражданской жизни специальность, соответствующую их стремлениям к охране природы и склонностям к охотничьему хозяйству. Привлекательность заочной формы обучения для взрослых еще и в отсутствии возрастных ограничений приема в вуз и сроков обучения, что очень важно для северян и людей, имеющих ранний возраст выхода на пенсию.


Особенно больно ударяет это постановление по малым народностям Севера, для которых охота и охрана природы составляют основу жизнедеятельности. Подготовка кадров биологов-охотоведов для районов Крайнего Севера жизненно необходима. Именно заочная форма обучения специалистов охотоведов-биологов является единственно приемлемой для этого огромного региона России.

Заочная подготовка в стенах МПМИ1, ВСХИЗО2 (ныне РГАЗУ3), ИСХИ (теперь ИСХА4) и КСХА5 велась более 60 лет. Никаких жалоб от производственных и научных организаций на низкий уровень специалистов-охотоведов в Министерство образования РФ или МСХ РФ за это время не поступало. Наоборот, можно составить длинный список ученых – докторов и кандидатов наук, директоров охотничьих хозяйств и начальников охотуправлений, вплоть до председателя ассоциации Росохотрыболовсоюз, которые прошли подготовку в вузах по заочной форме обучения.

В настоящее время уже четвертый набор абитуриентов по специальности «Биология», специализациям «Охотоведение» и «Охрана природы» по заочной форме обучения в вузах России не осуществляется, что приводит к годичным разрывам в подготовке кадров биологов-охотоведов и держит преподавателей кафедр охотоведения в «подвешенном» состоянии.

И это несмотря на то, что в сентябре 2003 г. кафедрой экологии и охотоведения РГАЗУ подготовлен государственный образовательный стандарт по специальности «Биология», специализации «Охотоведение» (разработчики А.Т.Божанский, О.Л.Сойнова, М.Д.Перовский, Г.В.Хахин). В ноябре 2003 г. Охотдепартамент одобрил проект стандарта, и в начале декабря 2003 г. он был направлен в Департамент кадровой политики и образования, который мурыжит его у себя уже пятый месяц.


Определенные положительные сдвиги в этом вопросе произошли только потому, что студенты-охотоведы и некоторые преподаватели РГАЗУ обратились с письмами, отражающими нелепое и трагическое положение с заочной формой обучения, к министру сельского хозяйства РФ А.В.Гордееву и его первому заместителю С.А.Данкверту, которые быстро и положительно отреагировали на эти события и дали соответствующие поручения подведомственным департаментам. Имеется положительное решение по этому вопросу коллегии Министерства сельского хозяйства от 5 декабря 2003 г.

Здесь удивительно другое: несмотря на усилия студентов и рядовых преподавателей РГАЗУ в деле исправления ошибочного постановления относительно охотоведов, его ректор бездействует, как и ректора других вузов, готовящих таких специалистов. Это говорит о том, что у руководства РГАЗУ, ИСХА и КСХА отсутствует государственное мышление, свидетельствует об их полной несостоятельности в области заочного образования и неисполнении своих обязанностей в деле подготовки охотоведов. Они не сделали ни единого шага по пути исправления изданного постановления, т.е. против зачисления прикладных специальностей – биологов-охотоведов и специалистов охраны природы – в перечень «чистых» биологов. На протяжении шести лет они занимали страусиную позицию в надежде, что это забудется и авось пронесет. Как прав был Михаил Васильевич Ломоносов, когда говорил: «Истинный ученый суть государственный муж». К сожалению, теперь чаще цитируют Михаила Евдокимова, чем Михайло Ломоносова!

В результате неисполнения своих прямых обязанностей ректора указанных вузов, в первую очередь РГАЗУ, оставили без подготовки кадров охотоведов Центр и Юг Европейской России и ее громадные северные территории. Ежегодная потребность в специалистах-охотоведах, по данным Охотдепартамента МСХ России, составляет 500 человек, а некомплект в целом по стране на нынешний день – 2000 человек! Уже сейчас ощущается острая нехватка специалистов при создании частных охотничьих хозяйств, которые должны возглавлять охотоведы. Пускать это дело на самотек, допускать к руководству охотничьим хозяйством на местах случайных людей, а не профессионалов – что может быть хуже для любой отрасли?!


И вот в июне 2004 г. – последний в этом учебном году прием студентов в РГАЗУ. Вероятнее всего, на специальности «Охотоведение» и «Охрана природы» заявления от абитуриентов опять принимать не будут. Специальность «Биология» вычеркнута из списков приема заочного университета. В подготовке биологов-охотоведов уже зияет двухлетняя брешь, и охотничье хозяйство России в очередной раз недополучит более ста специалистов, а их должности займут случайные люди, которые с трудом отличают курицу от утки.

Мы обращаемся к охотоведам, специалистам и работникам охотничьего хозяйства, близким нам по духу научным сотрудникам с призывом поддержать нас в стремлении возродить славу балашихинских охотоведов, восстановить кафедру охраны природы и охотоведения в РГАЗУ, а главное – немедленно возобновить по всей России прием студентов по специальностям «Биолог-охотовед» и «Охрана природы» по заочной форме обучения.

М.Д.ПЕРОВСКИЙ, доктор биологических наук, профессор, заслуженный работник охотничьего хозяйства Российской Федерации.

Г.В.ХАХИН, кандидат биологических наук, руководитель Центра здоровья диких

животных ВНИИ природы МПР РФ, заслуженный эколог России, заслуженный работник

охотничьего хозяйства Российской Федерации, кавалер ордена Мужества.

Описание

Комплексная подготовка будущих охотоведов включает в себя изучение принципов организации промысловой и спортивной охоты, охоты с использованием собак охотничьих пород. В качестве практического навыка студенты приобретают умение изготавливать и ремонтировать орудия для охоты. Охотоведов учат также работать с разрешительно документацией, необходимой для охраны и поддержания численности ресурсов дикой фауны. В заповедниках и зоологических базах, в лесхозах и на охотничьих фермах студенты-охотоведы проходят производственную и преддипломную практику, где учатся проводить первичную переработку мяса диких животных, а также пушно-мехового и лекарственно-технического сырья.

Кем работать

Рабочие места для специалистов-охотоведов предоставляет широкий спектр организаций, как государственных, так и частных: природоохранные компании, заказники, туристические агентства, охотхозяйства. В задачи охотоведов входит обследование охотничьих угодий, разведение собак, поимка нарушителей охотничьего законодательства. Кроме того, они ведут учет промысловой фауны, устраняют хищников, осуществляют контроль за работой егерей и промысловых охотников. Специалисты с повышенным профилем подготовки и знанием иностранного языка востребованы в сфере охотничьего туризма.

БИОЛОГ – ОХОТОВЕД

Охотоведение – наука об основах и методах ведения охотничьего хозяйства, позволяющих рационально использовать охотничью фауну. Основными задачами науки являются: охрана фауны, повышение продуктивности популяций охотничьих зверей и птиц, улучшение качества охотничьей продукции. Важнейшими методами исследования в охотоведении являются: визуальные наблюдения за животными эксперименты в природе мечение зверей и птиц анализ структуры популяций животных с помощью морфофизиологических индикаторов. Охотоведение развивается в тесной связи с биологией, экологией, этологией, ботаникой, биогеографией, биоценологией, экономикой.

Как самостоятельная наука сформировалась в начале 20 века. Большой вклад в развитие охотоведения внесли труды известных русских зоологов и охотоведов 19 века: А.А.Силантьева (исследования по экономике и технике промысловых охот в России) А.Ф.Миддендорфа, Л.П.Сабанеева (монографии по главнейшим представителям охотничьей фауны – соболю, глухарю, тетереву, рябчику) и др.

Современное охотоведение разрабатывает следующие основные проблемы. 1)БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА: классификация, типология и бонитировка охотничьих угодий охотустройство учет охотничье-промысловых зверей и птиц в охотничьих хозяйствах повышение емкости охотничьих угодий и продуктивности популяций разных видов охотничьих зверей и птиц с помощью биотехнических мероприятий акклиматизация и реакклиматизация ценных видов диких животных, селекция их в природе управление популяциями в естественных условиях дичеразведение (промышленное разведение ценных видов пернатой дичи) 2)ТЕХНИКА ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА: совершенствование способов и орудий добычи диких животных на основе знания образа их жизни и поведения 3)ТОВАРОВЕДЕНИЕ ОХОТНИЧЬЕЙ ПРОДУКЦИИ: оценка качества пушнины, мяса дичи, охотничьих трофеев в различных географических зонах обитания того или иного вида животных. 4)ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА: формы организации методы управления и ведения в соответствии с природно-экономическими условиями и национальными традициями отдельных районов страны.

Охотничье хозяйство – организационно-хозяйственная система рационального природопользования, обеспечивающая добывание диких зверей и птиц с целью получения максимального количества охотничьей продукции при поддержании на оптимальном для популяции уровне численности животных. В экономике дореволюционной России большую роль играла торговля пушниной. Охотничья фауна хищнически эксплуатировалась. Многие виды животных (лось, речной бобр, соболь, куница, морской котик, калан, сайгак, благородный олень и др.) оказались на грани исчезновения.

Сейчас ведется большая работа по восстановлению численности и рациональному использованию ресурсов охотничьих животных. С 1935 года сроки охоты стали корректироваться с учетом ежегодно составляемых прогнозов численности дичи. Запрещены опасные способы охоты, добыча полезных животных в период размножения и выкармливания потомства. Организованы заповедники, заказники и заповедно-охотничьи хозяйства для охраны и размножения ценных видов животных. Стали планироваться заготовки и закупки пушнины и дичи. Охотничьи хозяйства преобразовались в самостоятельную отрасль народного хозяйства.

Основными типами охотничьих хозяйств в России являются: 1) кооперативные промыслово-охотничьи хозяйства Севера (тундрово-таежной зоны) – основные поставщики пушнины и дичи; 2) охотничьи и заповедно-охотничьи хозяйства – занимаются разработкой и внедрением научных форм ведения охотничьих хозяйств, охраной и размножением ценных промысловых животных для расселения в новые районы обитания; 3) спортивные охотничьи хозяйства привлекают население к охотничьему спорту.

Спортивная охота является одним из видов активного отдыха. Она воспитывает мужество и находчивость, помогает стать физически сильным, ловким, выносливым, способным преодолевать трудности и препятствия, развивает любовь к природе. Охотник должен уметь развести костер и организовать ночевку в лесу, в дождливое или зимнее время определить части света без компаса, хорошо плавать, управлять лодкой, знать, как уберечься от грозы, теплового удара, оказать первую помощь при несчастных случаях.

Охота разрешается только лицам, имеющим охотничьи билеты. При получении охотничьего билета начинающий охотник обязан сдать зачет по охотминимуму – комплексу основных знаний по обращению с оружием, правилам и срокам охоты и др. Большую популярность приобретает охота с фотоаппаратом, кинокамерой и магнитофоном. Такая охота интересна, увлекательна, не наносит ущерба природе и оказывает такое же благотворное влияние на организм, как и охота с ружьем.

За рубежом охотничьи хозяйства не являются самостоятельной отраслью, а составляют часть сельского или лесного хозяйства. В капиталистических странах охотничьи угодья – преимущественно частные владения, сдаваемые в аренду охотничьим обществам или отдельным охотникам за лицензионную плату.

На территории Московской области расположены около 40 охотхозяйств. Здесь охотоведы ведут учет промысловых животных, планируют их отлов и расселение, проводят мероприятия по борьбе с вредными хищниками, следят за добычей зверей, на которых объявлена охота. Они обследуют охотничьи угодья, разводят охотничьих собак, контролируют работу егерей, ловят браконьеров. Работа эта интересная, на свежем воздухе. Официальная средняя зарплата в охотничьем хозяйстве небольшая – от 5 до 10 тыс. руб.

Охотоведы могут работать и в общественных организациях, разных обществах охотников и рыболовов. В Москве их девять (в каждом административном округе), а на территории Московской области – более тридцати (во всех крупных городах). Здесь охотоведы контролируют и охраняют охотничьи угодья, выезжают в охотхозяйства, проводят рейды по защите окружающей среды, занимаются «бумажной» работой в офисе. Добросовестность, мобильность и готовность к ненормированному рабочему дню – основные требования, которые предъявляются к претенденту. Зарплаты и здесь редко больше 10 тыс. руб.

Дипломированный биолог-охотовед требуется: охотхозяйствам заповедникам, заказникам, экспериментальным базам природоохранным и общественным организациям органам охотнадзора («Россельхознадзор» и др.) научно-исследовательским институтам (НИИ) властным структурам – Министерству сельского хозяйства, Министерству природных ресурсов российским отделениям экологических организаций «Гринпис» и Всемирного фонда дикой природы (WWF) туристическим фирмам, турклубам, сафари-паркам.

Более доходной сферой является экологический охотничий туризм. Он занимается организацией и проведением охотничьих туров на территории своих угодий, по России или в любой точке мира. Устроившись на работу в туристическую фирму, турклуб или сафари-парк, начинающий специалист может зарабатывать в среднем около 20 тыс. руб., профи получают от 30 тыс.руб. Работать в туризме интересно тем, кто любит путешествовать, азартен по натуре. Здесь есть возможность объехать весь мир. Но для этого нужно знать хотя бы один иностранный язык, а лучше – два, три.

Прежде чем работника назначат на должность охотоведа, он должен побыть стажером-помощником опытного биолога-охотоведа, поездить вместе с ним по охотничьим угодьям, познакомиться с егерями и охотоведами на местах, принять участие в рейде по задержанию браконьеров. Большинство охотоведов – мужчины. Женщины в этой профессии тоже встречаются: в основном они работают в НИИ, в заповедниках и заказниках, природоохранных организациях и во властных структурах. Несмотря на дефицит специалистов, профессию охотоведа в Москве и Московской области можно получить только в трех вузах:

Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А.Тимирязева Российский государственный аграрный заочный университет (РГАЗУ) Московский государственный университет леса (МГУЛ).

Хотя во всех квалификационных справочниках упоминается профессия «охотовед», специальности высшего образования «Охотоведение» не существует. Студенты РГАУ – МСХА им.К.А. Тимирязева и РГАЗУ охотоведение изучают на специальности «Биология» со специализацией «охотоведение». В этом случае сначала придется стать квалифицированным биологом, а охотоведческие дисциплины постигать на 3 – 4 курсе в рамках специализации. В МГУЛ охотоведов готовят на специальности «Лесное хозяйство» со специализацией «лесное охотоведение»: в этом случае получают квалификацию «инженер по «специальности лесное хозяйство».

В РГАУ – МСХА им.К.А. Тимирязева охотоведение преподается на зооинженерном факультете. Есть бюджетное и платное отделения, а поступать можно как после 11-го класса, так и после техникума. В академии из года в год на одно место по специальности «Биология» претендуют 3 – 4 человека. Вступительные экзамены на бюджетное отделение: биология, химия, русский язык и литература. На очно-заочной форме можно учиться на договорной основе.

В РГАЗУ обучение только платное и только очно-заочное. Студенты занимаются по субботам и воскресеньям каждую неделю, а в мае сдают экзаменационные сессии. Учеба займет 6 лет. Возраст слушателей от 18 до 40 лет. 70% поступающих уже работают в охотничьих хозяйствах и высшее образование им необходимо для повышения по службе. Например, егерь, получив диплом, сможет стать охотоведом. Большинство учащихся – мужчины. Для поступления сдают тестирование по биологии и русскому языку. Обучение в РГАЗУ особенно подойдет тем, кто хочет сочетать работу в охотхозяйстве и учебу.

В МГУЛ можно учиться на дневном, вечернем или заочном отделении. Для поступления сдают экзамены по математике, физике и русскому языку.

Учиться на охотоведа очень интересно, но «грызть гранит науки» приходится по 10 – 12 часов в сутки. Программа подготовки включает базовые предметы (зоология, ботаника, гистология, эмбриология) и спецдисциплины (техника добыч зверей и птиц, учет животных, экономика охотхозяйства, природоохранное законодательство, заповедное дело, типология охотничьих угодий, трофейное дело и основы таксидермии, фотография биологических объектов, товароведение, охотничье оружие и др.). В МГУЛ будущие инженеры лесного хозяйства изучают дендрологию, почвоведение, лесоводство, лесные культуры, лесоустройство, ледозащиту и т.д. С третьего курса студенты, выбравшие специализацию «лесное охотоведение», получают расширенную подготовку по биологии лесных зверей и птиц, изучают основы ведения охотничьего хозяйства, методы добычи и использования охотничьих трофеев, охотничью кинологию и пр. Проблем с практикой у будущих охотоведов не возникает: в лесных хозяйствах большой дефицит специалистов, и здесь рады молодежи. Студенты проходят стажировки в лесных заповедниках, охотничьих хозяйствах, НИИ, зоопарках.

Учащиеся РГАЗУ в течение учебного года выезжают для практических занятий на стрелковый стенд «Локомотив», в Дарвиновский музей, Фрязевское охотхозяйство.

Можно стать охотоведом, получив и среднее профессиональное образование по специальности «Охотоведение и звероводство», которую предлагают только в Химкинском филиале Российского университета потребительской кооперации Центросоюза РФ (МУПК). Учеба 1 год и 10 месяцев, но учиться можно только заочно и только платно – 24 тыс.руб. в год. Средний возраст слушателей – 30 – 35 лет. При поступлении в МУПК требуется наличие справки с места работы. Поэтому необходимо трудоустройство по профилю. Выпускники вуза получают среднее профессиональное образование и диплом государственного образца.

Охотовед должен любить природу, быть немного азартным, уметь рисковать, проявлять смелость и смекалку. На охоте быть готовым к встрече с зверем, рассчитывать на свои знания, опыт, хитрость, иметь хорошую физическую подготовку.

Литература:

1)Большая Советская Энциклопедия, Москва, с. 90 – 93, 1975 год.

2)Популярная Медицинская Энциклопедия, Москва, с. 449, 1980 год.

3)Журнал «Куда пойти учиться».

Профиль «Лесное охотоведение»

Охотоведческому образованию в России более 100 лет, а точкой отсчета надо считать 1897 год, когда ученый Совет Петербургского лесного института утвердил факультативную учебную дисциплину «Охотоведение», предложенную А. А. Силантьевым.

Сейчас в России существуют три центра подготовки биологов - охотоведов высшей квалификации:

Иркутская Государственная Сельскохозяйственная Академия (г. Иркутск),

Вятская Государственная Сельскохозяйственная Академия (г. Киров),

Российский Государственный Аграрный Заочный Университет (г. Балашиха Московской области).

Институт Лесного и лесопаркового хозяйства ПГСХА уже с середины 20 века готовит специалистов для лесного и охотничьего хозяйства, а начиная с 2002 года, здесь ведется подготовка специалистов по профилю «Лесное охотоведение». Подобные специализации позволяют выпускникам работать в уникальнейших и прекраснейших уголках живой природы Дальнего Востока и Сибири, в заповедниках, национальных парках, заказниках, комитетах по охране и рациональному использованию природных ресурсов, рыбинспекции, охотинспекции и охотничьих хозяйствах различного направления.

Одним из важнейших условий эффективного развития охотничьего хозяйства в РФ – является сохранение ресурсов охотничье - промысловых животных, обитающих на ее территории, а это более 70 видов охотничьих птиц и 60 видов охотничьих млекопитающих, а такая работа требует специфических знаний и навыков для управления популяциями и сохранения мест их обитания. Именно на сохранение и приумножение диких животных и птиц, в том числе редких видов и направлена деятельность Института лесного и лесопаркового хозяйства и его выпускников.

Львиную долю в теоретической и практической подготовке охотоведов занимают биологические, организационно – экономические, технико – технологические, управленческие, правоведческие и другие учебные дисциплины, основы которых в сфере охотничьего хозяйства используются специалистами на каждом шагу. Именно эта специфическая часть отличает охотоведа от биолога (зоолога) университетской подготовки.

По существу, охотовед – практик – это:

  • организатор производства,
  • управленец,
  • технолог,
  • инспектор по охране природы и специалист по использованию биологических ресурсов.

И при все при этом он:

  • осуществляет деятельность по изучению, охране и рациональному использованию объектов живой природы;
  • разрабатывает и реализует методы, приемы и средства организационно - технологической деятельности, обеспечивающие эффективность ведения промыслового и любительского охотничьего хозяйства в различных природно-экономических зонах страны;
  • разрабатывает нормативные документы в своей области деятельности,
  • организует и выполняет экспедиционные полевые работы и лабораторные исследования;
  • анализирует получаемую информацию, обобщает и систематизирует результаты выполненных работ, составляет научно-технологические отчеты и другую установленную документацию;
  • следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов;
  • участвует в разработке и осуществлении новых методических подходов, обсуждений, оценке и публикации результатов, проводит патентную работу;
  • следит за соблюдением законодательства РФ, международных соглашений, выполнением норм и правил в области трудовых отношений, владения собственностью, охране объектов живой природы.

В научной сфере, как правило, более узко - направленный характер:

  • это различные сферы биологии (промысловая зоология, этология, биологическое ресурсоведение и др.),
  • организация,
  • экономика,
  • технология охотничьего хозяйства и сопутствующих отраслей,
  • правоведение и др.

Здесь исследователь является:

  • биологом - охотоведом,
  • организатором - охотоведом,
  • технологом - охотоведом,
  • юристом - охотоведом.

Главные объекты профессиональной деятельности специалиста - охотоведа:

  • охотничьи животные и другие естественно возобновимые ресурсы,
  • охотничьи угодья,
  • технологические процессы производства охотничьей продукции,
  • кадры охотников,
  • организационно - управленческие процессы.

Виды профессиональной деятельности специалиста - охотоведа:

  • организационно - технологическая,
  • производственно – управленческая,
  • научно - исследовательская,
  • охранно - воспроизводственная,
  • проектно - прогнозная,
  • консультативная.

Даже в наше непростое время охотовед, как центральная фигура среди специалистов охотничьего хозяйства, помогает объединить почти 3 млн. человек, постоянно (профессионально), временно (сезонно) или эпизодически занятых в сфере охотхозяйственной деятельности в России.

Также важна и другая профессиональная деятельность охотоведа:

  • регулирование протекания естественных процессов в экосистемах,
  • сохранение устойчивого развития на 60 % территории страны, где интенсивное промышленное и сельскохозяйственное развитие может спровоцировать экологическую катастрофу.

Именно поэтому охотовед как квалифицированный специалист с высшим образованием востребован и будет востребован в будущем в самых различных сферах:

  • на производстве (охотхозяйства, различные АО, ООО и т.д.),
  • спортивно - любительской (хозяйства и региональные общества Росохотрыболовсоюза, охотбщества МВД и Минобороны и др.),
  • в природоохранных органах (Охотнадзор, Рыбнадзор, Минприроды),
  • научно - исследовательских организациях и учреждениях (заповедниках, институтах РАН).

Хотя ежегодно в традиционных центрах высшей школы России выпускается не менее 125 человек, дефицит кадров ощущается очень остро и особенно в отдаленных регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока в том числе. А по словам потенциальных работодателей из регионов Сибири и Дальнего Востока, ежегодная потребность в кадрах данного профиля составляет не менее 100 человек. Этому способствуют и усиление общемировой тенденции развития природоохранной сферы и сферы трофейной охоты, а также реформирование системы охотничьего хозяйства в России, поэтому подготовка кадров в данной области приобретает первостепенное значение.

ПГСХА уже, готовящая студентов по уникальной специальности «Лесное охотоведение» - это одно из немногих учебных подразделений, занимающихся подготовкой кадров для сферы экологического природопользования, лесного и охотничьего хозяйства на Дальнем Востоке. Выгодная отличительная особенность обучения здесь – длительные учебные и производственные студенческие практики в различных регионах России, в местах расположения самых разнообразных природных комплексов, так как без непосредственного общения с дикой природой экологическое сознание сформировать невозможно. А ведь именно вот это длительное непосредственное общение охотоведа с окружающей природой в условиях автономного существования, имеет решающее значение для формирования экологического сознания, когда в результате прямого взаимодействия с природой он начинает ощущать себя её частью.

Обучение студентов на факультете охотоведе-ния и биоэкологии ведут известные ученые, авторы научных разработок по биоэкологии, охотоведе-нию и звероводству. На факультете две кафедры - кафедра экологии и охотоведения и отделившаяся от нее кафедра общей биологии. Ее возглавил док-тор биологических наук А.В. Проняев.
Наличие на факультете аккредитованной Ана-литической лаборатории экологического монито-ринга, оснащенной современным оборудованием, позволяет выполнять фундаментальные и приклад-ные исследования по широкому кругу проблем экологии и охотоведения.
В исследовательской работе активное участие принимают студенты. Результаты своих исследо-ваний они используют для подготовки дипломных работ, написания статей, которые публикуют в журналах и трудах ежегодно проводимой Всерос-сийской конференции «Состояние среды обитания и фауна охотничьих животных России». Две луч-шие дипломные работы ежегодно отмечаются сер-тификатами и денежными премиями Росохотрыбо-ловсоюза и МООиР.
Факультет охотоведения и биоэкологии готовит бакалавров (020400) по трем профилям (специ-альностям): биология-охотоведение, биология-кинология и биология-биоэкология. Продолжи-тельность обучения для лиц со средним образова-нием 5 лет, при наличие среднего профессиональ-ного — 3,5 года. По окончании обучения присваи-вается

Специальность (степень) бакалавр по одному из указанных профилей направления биология.
Для обучения в сокращенные сроки (3,5 года) принимаются лица, имеющие профильное среднее профессиональное образование (охотове-дение и звероводство, кинология, защита окру-жающей среды, охрана окружающей среды и ра-циональное использование природных ресурсов, природообустройство, лечебное дело, акушерское дело, медико-профилактическое дело, фармация, лабораторная диагностика, аналитический кон-троль качества химических соединений, биотехно-логия.) и др. сельскохозяйственные и биологиче-ские направления.
Лица, получившие среднее полное (общее) об-разование до 01.01.2009, а также лица, а также имеющие профильное среднее профессиональное образование, получившие образование в иностран-ном образовательном учреждении или иностран-ные граждане, лица с ограниченными возможно-стями здоровья имеют право поступления по ре-зультатам самостоятельных вступительных испы-таний университета.
Для поступающих на обучение по направлению подготовки «биология», проводятся вступительные испытания по русскому языку, биологии, химии.
Для лиц, имеющих профильное среднее про-фессиональное образование проводятся вступи-тельные испытания по профильному предмету (биология).
Лица, получившие образование после 01.01.2009 принимаются по результатам ЕГЭ.
После завершения обучения по одному из вы-бранных профилей (биология-охотоведение, био-логия-кинология или биология-биоэкология) пре-доставляется право поступления в магистратуру. Срок обучения по заочной форме — 2 года 5 меся-цев. Соответственно выбранному профилю после завершения обучения и защиты диссертации при-сваивается квалификация (степень) — магистр.

Исследовательская база факультета использует-ся аспирантами и докторантами, которые защища-ют свои диссертации в совете Д.220056.01, функ-ционирующем при РГАЗУ. Совет принимает к за-щите диссертации по экологии, звероводству и охотоведению. Диссертанты имеют возможность публиковать результаты своих исследований в журнале «Вестник охотоведения», учредителем которого является РГАЗУ. Этот журнал решением ВАК России включен список ведущих научных журналов и рекомендован для публикации мате-риалов по кандидатским и докторским диссертаци-ям.
Факультет располагает необходимым аудитор-ным фондом и современным оборудованием для лекционных и лабораторно-практических занятий. В составе факультета имеется зоологический му-зей, который постоянно пополняется новыми экспонатами.

Библиотечный фонд РГАЗУ располагает наряду с учебной литературой, большим объемом новей-шей и уникальной классической литературой по широкому кругу вопросов биологии и охотоведе-ния. Библиотечный фонд постоянно пополняется научной и учебной литературой, авторами которой являются преподаватели факультета.

ФАКУЛЬТЕТ ОХОТОВЕДЕНИЯ И БИОЭКОЛОГИИ

Факультет создан в 2011 г. на базе кафедры экологии и охотоведения (в прошлом кафедры зоо-логии), на которой более 80 лет велась подготовка биологов-охотоведов высшей квалификации по заочной форме обучения. История кафедры, на ба-зе которой создан факультет, связана с именами известных охотоведов и биологов — члена коррес-пондента АН СССР С.П. Боголюбского, профессо-ров П.А. Мантейфеля, С.А. Северцева, С.П. Нау-мова, А.Н. Формозова, В.Ф. Ларионова, А.Г. Томи-лина, А.М. Колосова, Ю.П. Язана и других.
Деканом созданного факультета избран руко-водитель научной школы, заведующий кафедрой экологии и охотоведения, заслуженный деятель науки и техники РФ, почетный член Нью-йоркской академии наук, профессор, доктор биологических наук Еськов Евгений Константинович.

ПРЕИМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ

— Возможность повышения квалификации и профессиональной переподготовки по профилю основных профессиональных образовательных программам университета.
— Осуществление целевого приема и обучения специалистов АПК за счет бюджетного финанси-рования на основе заключенных договоров с орга-нами управления АПК. При обучении по заочной форме используются дистанционные образовательные технологии, в т.ч. с использованием ин-тернет-технологий.
— Абитуриентам и студентам предоставляется общежитие.
— Проведение подготовительных курсов перед вступительными испытаниями.
— В состав университета входит управление профориентации, довузовской подготовки и прие-ма студентов (УПДПиПС). Перед вступительными экзаменами занятия на подготовительных курсах ОДПП проводятся в течение 7 дней.

ЗАЧИСЛЕНИЕ В УНИВЕРСИТЕТ

Производится по результатам вступительных экзаменов в следующем порядке:
1. На плановые и целевые места на основе от-дельного конкурса в счет заключенных универси-тетом договоров на подготовку специалистов для АПК России.
2. На оставшиеся плановые места в порядке общего конкурса.
3. На сверхплановые места с оплатой стоимости обучения на основе договора с юридическими или физическими лицами.
4. Стоимость годового обучения составляет 16 500 руб. (на 2012 г.)
Лабораторно-экзаменационные сессии (ЛЭС) в университете проводятся по графику. Продолжи-тельность ЛЭС за один курс 30-35 дней.