Религиоведение где работать. Молодежный кадровый центр

О специальности:

Описание специальности религиоведение, в каких ВУЗах преподают религиоведение, какие экзамены, какие предметы на специальности религиоведение.

На этой специальности, студентов готовят не в священнослужителей, а в специалистов по мировым религиям светского плана. В учебном курсе присутствуют такие дисциплины, как история религии, религиозную философию, законодательство о религии.

Трудоустройство по специальности религиоведение

Специалисты ищут себе рабочее место в научных центрах, архивах и библиотеках, а так же в учебных центрах. В зависимости от профиля специалисты изучают религиозные тексты и документы, занимаются историей религиозных учений или выступают в качестве экспертов в религиозных вопросах.

Заработная плата по специальности религиоведение

Найти вакансию в прессе не получиться. Что бы устроиться на работу, выпускнику предстоит пройти курсы повышения квалификации или получить смежное образование. Для этого предпочтительнее выбрать философию или культурологи. Кроме этого следует рассмотреть возможность трудоустройства в средствах массовой информации.

Религиоведение – новая специальность не только в Тюменском регионе, но и в России. Новая кафедра религиоведения открыта в Тюменском государственном нефтегазовом университете в 2004 году.

Слово «религиоведение» состоит из двух - «религия» и «ведение». Таким образом, «религиоведение» – это знание религий.

Но зачем знать религии? Общество – это единый живой организм. И также как в любом живом организме есть головной мозг, который координирует жизнедеятельность организма, так есть и общественный головной мозг, который управляет обществом. И вот для правильного, разумного управления нашим обществом необходимы люди, обладающие знаниями в области различных религий. Знать религию – значит знать народ, который ее исповедует, значит вести народ правильным путем.

Сегодня старшекурсники-религиоведы обучаются на четвертом курсе. Практические религиоведческие навыки они будут получать после окончания четвертого курса на производственной практике в отделе по религиям Комитета по делам национальностей Тюменской области, а также в управленческих отделах по религиям администрации г. Салехарда, Ханты-Мансийска, в Институте проблем освоения севера, в Департаменте по образованию и науке Тюменской области, в Комитете по делам молодежи и туризма, в известной фирме «Тюменьзарубежтур», а также в сфере журналистики и других сферах общества. Интерес (в плане будущего трудоустройства) к нашим специалистам-религиоведам проявляют также органы государственной безопасности, органы милиции.

Наши религиоведы уже в процессе теоретического обучения получают практические религиоведческие навыки. Кафедрой религиоведения совместно с Правительством Тюменской области, Областной Думой, Тюменско-Тобольской Епархией проводятся Всероссийские научно-практические конференции с участием более тысячи человек, в которых активное участие принимают студенты. Вот тематика этих конференций: «Общее в судьбах и традициях народов Сибири», «Духовная судьба России» и «Цивилизация 21 века», «Религия и хозяйство», «Духовное здоровье нации» и другие. Наши религиоведы занимают первые места в вузовских и областных студенческих олимпиадах и конкурсах. Они уже сейчас параллельно с учебой работают в сфере журналистики, политики, освящают религиозные вопросы в СМИ, проводят туристические, паломнические поездки по святым местам России, Тюменской области. Студентырелигиоведы на четвертом курсе прошли педагогическую практикуи преподавали студентам вузов предмет «религиоведение». И в их дипломах о высшем образовании будет двойная квалификация «Религиовед. Преподаватель». После окончания пятого курса они могут продолжить свое обучение в аспирантуре по религиоведению, преподавать в вузах предметы, связанные с религиоведением, философией, религиозной культурой, а также в средних школах и любых учебных заведениях.

Религиоведение – это не просто знание религий. Это ведение религий. Слово ведение имеет глубокий смысл. Ведение – это высшая мудрость, которая не сводится к механическому набору различного рода информации о религиях. Студенты-религиоведы получают фундаментальное классическое образование в области религии. Они изучают все предметы общеобразовательного цикла, обязательного для высшего образования. Изучают историю религии – язычество, древние и современные неоязыческие культы, национальные религии (иудаизм, даосизм, синто и др.), мировые религии – христианство, ислам, буддизм, их секты, а также такие религиозные движения и культы, как мормоны, иеговисты, кришнаиты и т.п., молодежные религиозные движения в субкультурах.

Религиоведы изучают теоретические основы религиозного мировоззрения – это религиозная философия, философия религии, психология религий, социология религии и др. Изучают сакральный, тайный смысл религий – феноменология религии, религиозная эзотерика, религиозная символика и атрибутика, ритуалы. Религиоведы изучают древние языки – греческий, арабский, иврит, старославянский, церковнославянский, латинский. Они глубоко изучают и современные иностранные языки – французский, английский, немецкий.

Религиоведение интересно для личности, важно для общества. За 5 лет Вы будете специалистомрелигиоведом. В этом году пока еще объявлен набор на специальность «Религиоведение», то есть по окончании университета студент получает не неполное высшее образование, как при четырехлетнем бакалавриате, а полноценное высшее классическое гуманитарное образование в области религиоведения, и ему дается диплом государственного образца. Религиоведческие знания нужны нашему обществу! Ведь не изучив религиоведение, нельзя в XXI веке отделить истинные всходы от плевел – так много и тайно их проросло в современной духовной жизни.

Галина Павловна Худякова, профессор, заведующая кафедрой религиоведения, доктор философских наук

С любезного согласия автора и в порядке приглашения к обсуждению представляем Вам статью Михаила Юрьевича Смирнова, доктора социологических наук, заведующего кафедрой философии Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина.

Источник: Смирнов М.Ю . Религиоведение как призвание и профессия // XX юбилейные Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. 20–21 апр. 2016 г.: в 3 т. Т. 1 / Под общ. ред. В.Н.Скворцова . СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2016. C. 151–156.

Религиоведение как призвание и профессия

Название этого текста прямым образом отсылает к знаменитым докладам Макса Вебера, сделанным в Мюнхенском университете на исходе 1918 г. - «Политика как призвание и профессия» и «Наука как призвание и профессия» . Ключевое слово «Beruf» в обоих названиях переводится и как профессия и как призвание (Wissenschaft als Beruf - так это стоит в первой публикации 1919 г.). Употребив двузначный термин, Вебер как бы подчеркнул обусловленность профессиональной деятельности каким-то высшим смыслом, божественным призванием.

В моём собственном лексиконе фразеологизм «божественное призвание» если и присутствует, то как фигура речи, без мистического смысла. И призвание я понимаю не как религиозно инспирированное вдохновение на какие-то деяния, а приземлённее - сродни призыву на службу и необходимости соответствовать социальным и научным требованиям. Но сам ход веберовских рассуждений весьма убедителен и побуждает искать их проекции в разные конкретные виды научной деятельности. Поэтому вполне уместным представляется опереться на данное Вебером название и некоторые его идеи, модифицировав их применительно к интересующей области, а именно - к религиоведению. Выражу своё понимание в нескольких положениях.

Первое. Чтобы рассуждать о призвании и/или профессии в отношении к религиоведению, сначала надо бы определить - что понимать под религиоведением. То есть - к чему призвание-то? И что это за профессия такая - религиовед?

Прямо сказать, уже одна только попытка заявить нечто на эту тему способна ввергнуть в пучину дискуссионных суждений, где все разыскания могут и потонуть. Поэтому пойду по облегченному пути, не перебирая разные трактовки наук о религии, научного изучения религий, исследования религий, религиоведения.

Позволю себе утверждать, что за всеми трактовками стоит одно и то же - стремление понять, с чем приходится иметь дело, когда говорят о религии. Или, по-другому, стремление «ведать», в значении «знать», то, что называется религией. И здесь мы натыкаемся на обстоятельство, которое уже можно назвать «кошмаром религиоведа», а именно на ужасный в своей простоте и невозможности дать общеубедительный ответ вопрос: что такое религия?

Но допустим, что какой-то ответ на этот вопрос дан. И с этим ответом даже согласно значительное количество ученых людей . Значит ли это, что можно утверждать: религиоведы - это те, кто имеет разделяемое между ними единое научное понимание религии? Добавлю вопросы. Всякое ли изучение религии это признак именно религиоведения? Или религиоведение - это какой-то особый способ работы с материалом религии? А если выделить такую группу - религиоведы, то что побуждает участников этой группы заниматься религиоведением?

При желании вопросы можно продолжить. Но и названных достаточно, чтобы задуматься: а, действительно, что такое быть религиоведом, зачем какие-то люди занимаются этим странным делом, пришли ли они к такой жизни по призванию или же просто силою обстоятельств примкнули к этой профессии? Такие вопросы небесполезны для, так сказать, конструирования религиоведческой идентичности. А уж применительно к отечественному религиоведению они вообще злободневны.

Второе. При относительно молодом возрасте религиоведения в целом (а возводится начало его становления ко второй половине XΙX века) , и при специфичности судьбы его российского извода, именно как профессия религиоведение, по моему убеждению, ничем из ряда вон выходящим не отличается. Рассмотрение религиоведения как профессии необходимо вести так же, как и любой вообще профессии, т.е. исходя из общих свойств профессиональной деятельности, отличающих её от дилетантизма.

Ныне в России «Религиоведение» входит в номенклатуру специальностей и направлений, по которым осуществляется ВПО, есть соответствующий ФГОС, готовятся в аспирантуре кадры высшей квалификации, защищаются кандидатские и докторские диссертации по философии религии и религиоведению. Всё это определённо указывает, что вроде бы есть такая профессия - научно религию изучать.

Несколько лет назад одним московским коллегой из МГУ были предложены своего рода критерии, по которым можно, так сказать, «вычислить религиоведов» . В вольном пересказе это: наличие религиоведческого образования, религиоведческие публикации в профильных научных изданиях, участие в научных конференциях по религиоведению, работа по специальности в профильном учреждении, ну и признание в качеств религиоведа профессиональным сообществом. Добавлю, что если смотреть научные биографии классиков мирового религиоведения, многие из них - это теологически образованные люди.

Рассуждать, насколько соответствие совокупности указанных признаков реально в наших российских условиях - значит, сыпать соль на раны, поскольку придётся тогда углубиться в сложные перепетии судьбы религиоведения в России, довольно жёсткая дискуссия о чём идёт у нас уже лет восемь, не меньше. Желающих ознакомиться с дискуссией отсылаю к недавно вышедшему коллективному труду: «”Наука о религии”, “Научный атеизм”, “Религиоведение”: актуальные проблемы научного изучения религии в России XX – начала XXΙ в.» под ред. К. М. Антонова и полемике вокруг этого труда в научной периодике и сетевых ресурсах. К дискуссии о религиоведении в России я и сам непосредственно причастен , поэтому не могу быть полностью беспристрастен и дальше эту тему сейчас развивать не буду.

Но даже если без полемического запала спокойно посмотреть на профессиональную сторону религиоведения, то можно констатировать его превращение в своего рода «предприятие» (т.е. место занятости), для работы на котором требуются, говоря казенным языком, формализованные «знания/умения/навыки». Предполагает профессия и наличие корпоративной среды, пусть даже внутренне раздираемой научными и вненаучными противоречиями.

Третье. Есть парадокс религиоведения как профессии. Возникает оно из порыва узнать и понять, т.е. познать. Как всякий научный энтузиазм в социогуманитарной сфере этот порыв персонализирован , им охвачены конкретные имярек, со своими личностными особенностями, не всегда позволяющими симпатизировать друг другу, побуждающими к ревнивому отношению по поводу деятельности коллег. Но для реализации познавательных намерений необходима хорошо организованная, регулярная и в чем-то рутинная постоянная работа и коллективный способ существования исследователей под эгидой какой-то научной институции.

Я не беру крайние случаи, которые иронично описываются словами «серпентарий единомышленников» или «стая товарищей». Оставим их для кулуаров. Допустим, что с межличностными отношениями всё относительно спокойно и посмотрим на чисто профессиональную сторону дела. Ситуация здесь соткана из качеств разного достоинства.

Если религиоведение претендует на звание науки, оно должно удовлетворять требованию общезначимости, которое выполняется, когда познающий субъект находится на дистанции от познаваемого объекта. Поэтому респектабельность профессии придаёт такое важное качество как беспристрастность. По крайней мере, религиовед должен держать где-то в подсознании солоновское «ничего слишком».

Безоценочность религиоведения не означает беспредпосылочности. Всякой научной работе предпосланы правила получения научного знания (принципы, методы, организация). Поэтому, конечно, обязательным условием профессии являются научная компетентность, эрудиция и владение исследовательскими процедурами.

В то же время признаем, что профессионалу может быть присуще и пренебрежительное (а то и раздраженное) отношение к дилетантам, самоучкам и, как это принято сейчас называть, к «независимым исследователям».

Наконец, не вредным будет и научное честолюбие религиоведа, хотя трудно найти границу между ним и тщеславием, особенно если исследовательская деятельность постепенно замещается снисканием всяких престижных статусов.

Про статусность я упомянул не случайно. Замечу, что статусы - научные степени/звания, руководящие должности, престижное членство - побуждают к осторожности, к дистанцированности их носителя от живого бытия такого беспокойного предмета как религия, к рассмотрению этого предмета чисто в олитературенной форме, когда источники - это запечатленные в текстах документы либо же труды других авторов, желательно тоже статусных и, в российском случае, зарубежных (чем зарубежнее, тем авторитетнее). Исключения, конечно, существуют. Но по общему правилу статусная персона вовсе и не должна ничего исследовать. Её функция - представительствовать и самим своим существованием демонстрировать монументальную важность представляемой отрасли (ну и себя самой).

Четвертое. Как профессионал, религиовед выступает в основном в двух ипостасях: исследователя и преподавателя; в обоих случаях он может быть востребован и как эксперт. Здесь возникает ещё одна коллизия. Как исследователь религиовед должен быть напорист в научных намерениях, находиться в спорах и поиске, быть по-хорошему полемичным. Как преподаватель - должен быть академичен, спокоен, объективно излагать все точки зрения и тому подобное. А вот как эксперт - вынужден ходить «по лезвию», соотнося свои знания и убеждения с ожиданиями заказчика, который далеко не всегда заинтересован в объективности .

Можно и далее выстраивать характеристики профессии. Но чем больше таких характеристик, тем призрачнее становится объект, интерес к которому и генерирует профессию религиоведа. А ведь именно отношения с познаваемым объектом, в данном случае - с религией, определяют профессиональную деятельность религиоведа.

Здесь даже уже не до определений религии. Она (религия) вдруг начинает куда-то ускользать, оставляя на поверхности худо-бедно скроенный аппарат религиоведения и людей, которые убеждены сами и убеждают других, что они - религиоведы. Как видим, профессия может существовать и без чёткого опознания объекта приложения профессиональных усилий. Дел всё равно хватит.

Пятое. И тут-то наступает пора вспомнить о призвании. Понятие призвания в русском варианте полисемантично. Как сказано в начале, среди значений не только аналог веберовской трактовке, но и такой, например, смысл как мобилизация («призван в ряды»). То есть не только вдохновляющее, но и нечто обязывающее стоит за этим понятием.

Но ограничимся благородным значением призвания, когда религиоведение как призвание будет ощущением личной необходимости именно этого занятия и убеждением во всеобщей полезности личной исследовательской деятельности. Редкие случаи, когда человек посвящает большую часть своего рабочего и досугового времени одному и тому же, - скажем, вдохновенному и въедливому углублению в мир знаний о религиях, - я готов объяснять как признак призвания к религиоведению. В состоянии призванности религиовед уверен, что формулируя мысль в предложениях своего текста (книги, статьи, тезисов), он делает достойное и необходимое дело.

Много ли среди религиоведов-профессионалов таких энтузиастов? Или для большинства всё проще - есть натренированные образованием и работой мозги, есть предмет приложения для этих мозгов, есть возможность хоть как-то зарабатывать на жизнь, соединяя первое со вторым. Ну и, конечно, есть какой-то интерес к предмету (любопытная же вещь - религия).

Высказывая все эти суждения, я рискую вызвать несогласие. Но делаю это не из желания кого-то подразнить или задеть. Я сам - религиовед. И вопросы адресую в первую очередь себе. Уверен, что мысли кое о чём из сказанного временами посещают не только меня. Такое не всегда лицеприятное вопрошание, по моему глубокому убеждению, принципиально необходимо для самосознания религиоведа.

При этом у религиоведа не должно быть никаких оправдывающихся интонаций перед кем бы то ни было вовне, за то, что исследователь дерзает с научным инструментарием приступать к такой деликатной и трепетной сфере как религия. По точному замечанию Вебера: «Ни одна наука не может доказать свою ценность тому, кто отвергает её предпосылки». Я бы добавил - и не должна доказывать своей ценности.

Один из классических авторов в истории религиоведения, голландский теолог, священник и университетский профессор Корнелис Тиле, возможно попридержав свой конфессиональный гонор, заключил труд «Основные принципы науки о религии» словами: «Истинная наука, работающая по правильной методе и правильно осознающая свои границы, не угрожает религии; <… > Только в том случае религия наталкивается на оправданное сопротивление, когда она хочет предписывать результаты и устанавливать законы тому, что может притязать на полную самостоятельность в своей собственной сфере» .

Интерес и личная склонность к научному исследованию религии - это ещё не призвание. Ценность любой науки определяется социальной потребностью в ней. Ценность религиоведения определяется масштабами потребности общества в достоверном знании о религии, которое достигается научным исследованием. Не более того. Поэтому религиоведению не стоит казаться большим, чем оно есть. Но и не менее того. Поскольку в любом обществе всегда была, есть и будет потребность во вменяемом адекватном понимании религии. Для этого и существует профессия религиоведа, этому она служит и в этом её призвание.

Список литературы

  1. Вебер М. Политика как призвание и профессия. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные сочинения / пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990. – С. 644–706, 707–735.
  2. Костылев П.Н. Кто такой религиовед: критерии определения // Религия и идентичность: сб. научных статей и сообщений. – Казань: Изд-во МОиН РТ, 2010. – С. 3–7.
  3. «Наука о религии», «Научный атеизм», «Религиоведение»: актуальные проблемы научного изучения религии в России XX – начала XXΙ в. / сост., предисл., общ. ред. К.М. Антонова . – 2-е изд. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. – 264 c.
  4. 750 определений религии: история символизаций и интерпретации. Монография / под ред. Е.И. Аринина . - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. – 460 с.
  5. Резолюция круглого стола «Проблемы религиоведческой экспертизы» (Москва, 19 февраля 2016 г.). [Электронный ресурс] – URL: http://www.sova-center.ru/religion/publications/2016/03/d33944/
  6. 6. Религиоведение. Учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. А.Ю.Рахманина . - М.: Изд-во Юрайт, 2016. – 307 с.
  7. Смирнов М.Ю . Религия и религиоведение в России. ― СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2013. – 365 с.
  8. Тиле К . Основные принципы науки о религии / пер. с нем. Е.В. Рязановой // Классики мирового религиоведения. Антология. Т. 1 / сост. и общ. ред. А.Н. Красникова . – М.: Канон+, 1996. – C. 144–196.

Автором использованы отдельные положения его неопубликованного выступления «Религиоведение - призвание или профессия?» на пленарном заседании XV Свято-Троицких ежегодных международных академических чтений в Санкт-Петербурге (РХГА, 27 мая 2015 г.).

Описание:

Необходимость ликвидации всеобщей безграмотности в области духовных традиций нашей страны широко обсуждается как на государственном уровне, так и в среде религиозных деятелей. Между тем учебные заведения России ежегодно выпускают специалистов, которые должны быть в авангарде этого процесса - религиоведов.

Знание религий является важным фактором грамотного управления межэтническими и межконфессиональными процессами в условиях экономического кризиса и массовой миграции населения.

Религиоведение или религиеведение (слово состоит из религия и ведение) — область научных исследований, предметом которой являются все существовавшие в прошлом и существующие ныне религии. Религиоведение направлено на изучение мировоззренческих, ценностных, этических проблем, стоящих перед современным обществом. Религиоведение следует отличать от богословия (теологии).

Религиоведение как комплексная относительно самостоятельная область знания складывалось начиная с XIX века, хотя соответствующие знания накапливались в течение веков. Оно конституировалось на стыке общей и социальной философии, истории философии, социологии, антропологии, психологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук. Религиоведение изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии, её строение и различные компоненты, её многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры. При таком варианте определения предмета религиоведения речь идет о том, что религия воспринимается не как конкретная изучаемая реальность, но, скорее, как абстрактный конструкт.

Объектом религиоведения является религия, однако по поводу предмета существуют разные точки зрения. Проблема, прежде всего, заключается в том, что религию изучают также история, философия, социология, психология, культурология, этнография, экология, география и другие науки. Религиоведение отличается от них тем, что исследует религию в соответствии с наработанными в своей истории методами, подходами и установками.

Так, в мировом научном сообществе религиоведение уже более сотни лет считается целостной наукой, тогда как в современной России до сих пор его относят к области философских наук.

Кафедры религиоведения в российских вузах в основном образовались после переименования кафедр научного атеизма в 1990-х годах.

В разделы религиоведения входят:

  • философия религии;
  • социология религии;
  • психология религии;
  • феноменология религии;
  • семиотика религии;
  • история религии.

Место работы:

  • преподаватель в школе, средних и высших учебных заведениях;
  • консультант в структуре органов государственной власти по вопросам взаимодействия с религиозными объединениями и общественными организациями;
  • менеджер туристической фирмы (направление – религиозный туризм);
  • эксперт в области проведения государственной религиоведческой экспертизы;
  • журналист, освещающий вопросы взаимодействия религии и общества;
  • пресс-секретарь органов законодательной и исполнительной власти;
  • сотрудник научно-исследовательских, музейных и библиотечных центров.

Обязанности:

· Проведение научных исследований в области актуальных проблем религиоведения (истории и теории религии, религиозно-философских проблем бытия современного человека), анализ социальных и психологических корней религиозного сознания;

· проведение социологических исследований в конфессиональной среде;

· написание обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;

· консультирование органов государственной власти по вопросам взаимодействия с религиозными объединениями и общественными организациями;

· выполнение обязанностей эксперта по религиозным вопросам в органах государственной законодательной власти, МВД, учреждениях культуры, общественных организациях, коммерческих фирмах;

· разрешение конфликтных ситуаций на межконфессиональном уровне (межличностные, межгрупповые);

· обрабатывание и описывание музейных экспонатов;

· систематизирование по каталогам религиозных и религиоведческих материалов и литературы в библиотеках и архивах;

· организация и проведение экскурсий в музеях;

· редактирование присланных издательствами материалов о религии;

· организация книжных, журнальных и энциклопедических проектов;

· освещение вопросов религии и общества в средствах массовой информации;

· проведение воспитательной работы с детьми и молодежью, в том числе в группах социальной адаптации и реабилитации;

· преподавательская деятельность в высших учебных заведениях, колледжах и школах (гуманитарные, богословские и религиоведческие дисциплины - философия, история, религиоведение, этика, история мировых религий)

Требования:

От специалиста-религиоведа требуется умение публично отстаивать свое мнение, высокий уровень развития интеллектуальных способностей, он должен быть волевым, благородным, интеллигентным, одаренным, мудрым и образованным человеком, обладать осмотрительностью, терпением.

Образование

Высшее профессиональное образование по специальности «Религиоведение»

Бакалавр по направлению подготовки «Религиоведение»

Для абитуриентов второго высшего образования — вся информация в одном файле.

Форма обучения — очное, очно-заочное.

Вступительные испытания — собеседование по истории (устно), собеседование по специальности (устно), русский язык (эссе).

Стоимость:
50.200 – вечерняя форма обучения / 3,5 года / семестр
71.500 — очная форма обучения / 4 года / семестр

Куратор второго высшего образования — Шаповалова Елена Владимировна.

Документы: копия паспорта, копия аттестата (диплома) об образовании (нотариально заверенная) или справка об обучении (поступление возможно не ранее 2 курса бакалавриата или 3 курса специалитета).

Прием документов — с 01.06.2018 по 15.08.2018 (очное отделение), с 01.06.2018 по 20.09.2018 (вечернее отделение).

Для поступления в Центр изучения религий, пожалуйста, напишите письмо на адрес [email protected] c пометкой «Абитуриент» — мы договоримся о встрече и приеме ваших документов.

Учебная информация

В ходе обучения студенты знакомятся со следующей проблематикой: ключевые проблемы теории и методологии религиоведения; важнейшие факты из истории религии и методы их интерпретаций; формы и типы религии; особенности функционирования религии в современном обществе; проблематика и методология диалога религиозного и светского мировоззрений. Выпускник образовательной программы может реализовывать свои знания в следующих сферах профессиональной деятельности: научно-исследовательские институты, связанные с изучением религии; государственные учреждения и общественные организации, ответственные за поддержание и развитие государственно-конфессиональных отношений; средства массовой информации, освещающие проблемы религии; религиозные организации.

Учебная программа второго высшего образования

Дисциплины / Преподаватели

Специальные дисциплины

  • Антропология религии (А.С. Агаджанян)
  • Архивные исследования в религиоведении (П.Г. Чистяков)
  • Введение в религиоведение (В.С. Раздъяконов)
  • География религии (Н.В. Шабуров)
  • История религии (Агаджанян А.С., Бабкина С.В., Грешных А.Н., Малышев Б.А., Рыжакова С.И., Шабуров Н.В., Шмаина- Великанова А.И.)
  • История религии в России (И.В. Семененко-Басин)
  • История религиоведения (Раздъяконов В.С.)
  • История свободомыслия (Н.В. Шабуров)
  • Коллективная память, травма и религия (Л.Г. Жукова)
  • Культовые практики религий мира (Л.Г. Жукова)
  • Методика преподавания религиоведения (К.Т. Сергазина)
  • Методы религиоведения (В.С. Раздъяконов)
  • Наука и религия (В.С. Раздъяконов)
  • Новые религиозные движения (Б.З. Фаликов)
  • Полевые исследования в религиоведении (Л.Г. Жукова)
  • Психология религии (Н.Л. Мусхелишвили)
  • Религиоведческая экспертиза (Л.Г. Жукова)
  • Религия в массовой культуре
  • Религия в современном мире (А.С. Агаджанян)
  • Религия и искусство (Е.В. Шаповалова)
  • Свобода совести и конфессиональные отношения (Н.В. Шабуров)
  • Священные тексты авраамических религий (Н.М. Киреева, Л.Г. Жукова, С.В. Бабкина)
  • Социология религии (А.С. Агаджанян)
  • Философия религии (М.А. Пылаев)

Курсы по выбору студентов

  • Архивные источники по истории религии в России (П.Г. Чистяков)
  • Библейская археология (Н.М. Киреева)
  • Введение в чтение герметических текстов (Н.В. Шабуров)
  • Введение в чтение гностических текстов (Н.В. Шабуров)
  • Гендерная проблематика в авраамических религиях (Л. Г. Жукова)
  • Древнегреческий язык (Р.Н. Златинский)
  • Духовное христианство и субботники (Л.Г. Жукова)
  • Иоаннов корпус (А.И. Шмаина-Великанова)
  • История древних восточных церквей (Н.В. Шабуров)
  • История и археология Храмовой горы (С.В. Бабкина)
  • История религиозных конфликтов в Европе (Е.В. Шаповалова)
  • История русского православия в XX веке (П.Г. Чистяков)
  • Иудаизм эпохи Второго храма: основные течения, тексты, топосы (Н.М. Киреева)
  • Категория святости в русской культуре (И.В. Семененко-Басин)
  • Латинский язык (Р.Н. Златинский)
  • Медиумизм как историко-культурный феномен (В.С. Раздъяконов)
  • Между иудаизмом и христианством: апостаты, еретики и сектанты (Л.Г. Жукова)
  • Ранняя иудейская мистика (I-V в. н.э.) (А.И. Шмаина-Великанова)
  • Религии народов Кавказа (Н.В. Шабуров, А. С. Агаджанян)
  • Религия и кинематограф (Н.В. Шабуров)
  • «Рациональные» религии Нового времени (В.С. Раздъяконов)
  • Русская Церковь в публичной сфере (К.Т. Сергазина)
  • Сакральное и профанное в культуре повседневности (П.Г. Чистяков)
  • Свободомыслие в европейской литературе XVIII-XX вв. (Н.В. Шабуров)
  • Семинар по христианской теологии (М.А. Пылаев)
  • Современные теории религии (А.С. Агаджанян)
  • Современный спиритулизм: история, учение, практика (В.С. Раздъяконов)
  • Социальное конструирование верований (А.А. Игнатьев)
  • Тектологический семинар по философии религии (М.А. Пылаев)
  • Текстологический семинар по истории религии
  • Хлыстовство в русской литературе XIX-XX вв. (К.Т. Сергазина)
  • Этноконфессиональные диаспоры в прошлом и настоящем (Н.М. Киреева)
  • Эсхатологии и космологии (А.С. Агаджанян)

Общие дисциплины

  • Безопасность жизнедеятельности
  • Всеобщая история
  • Иностранный язык
  • Информационная эвристика
  • История и теория мировой культуры
  • История России
  • История философии
  • Основы правовых знаний
  • Основы толерантности
  • Педагогика и психология
  • Русский язык и культура речи
  • Физическая культура
  • Философия
  • Экономика

Учебно-ознакомительная практика (посещение религиозных общин Москвы):

  • Церковь Св. мучеников Космы и Дамиана
  • Московская соборная мечеть
  • Московская хоральная синагога
  • Синагога на Малой Бронной
  • Римско-католический храм во имя святого Людовика
  • Община монахов – францисканцев — Братьев Меньших Конвентуальных
  • Покровский кафедральный собор Русской православной старообрядческой церкви Белокриницкой иерархии
  • Община Армянской апостольской церкви
  • Община Ассирийской церкви Востока
  • Общины Поморского согласия и христиан-старообрядцев Федосеевского согласия
  • Община Немецкой евангелическо-лютеранской церкви
  • Община Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии
  • Община Союза евангельских христиан-баптистов
  • Община Адвентистов седьмого дня
  • Храм Московского общества Сознания Кришны