Тест по литературе серебряный век русской поэзии. Контрольная работа по поэзии Серебреного века

Вариант 1Начало формы

1. Укажите временные границы «серебряного века» русской поэзии.

1) начало 20 века; 2) конец 19 – начало 20 века; 3) начало-середина 20 века; 4) конец 19 века

2. Название какого поэтического течения переводится как «будущее»?

3 . Какие важные исторические события происходили в России на рубеже XIX - XX веков:
1) три революции 2) отмена крепостного права 3) восстание декабристов 4) крымская война
4. Кому из русских писателей начала прошлого века была присуждена Нобелевская премия:
1) А.Блоку 2) А.Куприну 3) А.Чехову 4) И.Бунину

5. Основоположником какого течения стал Н. Гумилев?

1) акмеизм; 2) футуризм; 3) новокрестьянская поэзия; 4) символизм

6. О каком поэтическом течении «серебряного века» идет речь?

«Направление в литературе и искусстве, проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную сущность мира в условных и отвлеченных формах».

7. Назовите модернистское течение конца XIX - начала XX.в.в ., которому были присущи следующие принципы: "Отказ от мистической туманности, стремление к конкретности, красочности, предметности образов".

8. Кто из поэтов является представителем футуризма? 1) В. Маяковский; 2) А. Блок; 3) М. Цветаева; 4) А. Ахматова

9. «Цех поэтов» - это название союза: 1) символистов; 2) акмеистов; 3) новокрестьянских поэтов; 4) футуристов

10. Что такое символ? 1) поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления

    слово или оборот в иносказательном значении; 3) художественный прием, основанный на преувеличении

4) художественный прием, основанный на противопоставлении

11. Соотнесите название модернистского течения конца XIX - начала XX.в.в. с принципами, ему присущими: "Элитарность, возможность увидеть за внешним "мистически прозреваемую сущность. Ориентация на читателя - соавтора". 1.Новокрестьяская поэзия; 2. Акмеизм; 3. Футуризм; 4. символизм

12.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Ахматовой: «У меня сегодня много дела: / Надо память до конца убить, / Надо, чтоб душа окаменела, / Надо снова научиться жить».

Используемое в стихотворении А. Блока: «О Русь моя! Жена моя! До боли / На ясен долгий путь!».

Используемое в стихотворении А.А. Ахматовой: «Заплаканная осень, как вдова / В одеждах чёрных, все сердца туманит...»

Контрольная работа по поэзии Серебреного века. Тестовые задания. Вариант 2Начало формы

1. Как называется период русской литературы, предшествующий «серебряному веку»?

1) золотой век; 2) бронзовый век; 3) медный век; 4) нет правильного ответа

2. Название какого поэтического течения переводится как «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора».

1) акмеизм; 2) футуризм; 3) новокрестьянская поэзия; 4) символизм

3. Какое поэтическое течение было первым в литературе «серебряного века»?

1) акмеизм; 2) футуризм; 3) новокрестьянская поэзия; 4) символизм

4. В каком году была написана поэма «Двенадцать»? 1) 1905 2) 1907 3) 1918 4) 1920.

5. Кому посвящен цикл «Стихи о Прекрасной Даме»? 1) Н.Н.Волховой 2) Л.Д.Менделеевой 3) Л.А.Дельмас

6. Определите, о каком поэтическом течении «серебряного века» говорится в определении.

«…провозгласил освобождение поэзии от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова».

7. Определите, о каком поэтическом течении «серебряного века» говорится в определении.

«Направление, отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль, который должен был бы разрушить все традиции и приёмы старого искусства».

8. «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности» - это призыв:

1) акмеистов; 2) имажинистов; 3) футуристов; 4) символистов

9. Кто из перечисленных русских поэтов не принадлежал к Серебряному веку русской поэзии?

10. Лирический герой - это

4) образ героя, наиболее симпатичного рассказчику

11.Определите по характерным чертам литературное течение Серебряного века: «литературно-художественное течение, ставившее целью искусства подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, характеризующееся музыкальностью, возвышенностью тематики, многозначностью образов, мистической настроенностью».

12.Определите средство художественной выразительности, используемое в поэме А. Блока «Двенадцать»: «Чёрный вечер. / Белый снег. / Ветер, ветер! / На ногах не стоит человек».

13.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Ахматовой: «Из ребра твоего сотворённая, / Как могу я тебя не любить?».

14.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Блока: «А Непрядва убралась туманом, / Что княжна фатой».

Вариант 1

    2……………….3,4

    Символизм

  1. Олицетворение-

  2. Метафора-

    Обращение

    Сравнение

Вариант 2

    4…………………….4,5

  1. Футуризм

    Символизм

    Гипербола-

    Противопоставление

    Риторический вопрос

  2. Сравнение

Форма урока:

учебная встреча . Класс делится на 4 команды в соответствии с литературными направлениями, существовавшими в I четверти ХХ века - символисты, акмеисты, футуристы и те, чьё творчество было индивидуально, вне этих направлений. Каждая команда для предварительной подготовки получает четыре задания. Остальные три задания заранее не оговариваются. Учебная встреча рассчитана на два академических часа.

Цели встречи:

  • углубить знания учащихся о Серебряном веке русской поэзии, творческих индивидуальностях этой литературной эпохи;
  • уметь объяснить художественное своеобразие произведений представителей символизма, акмеизма, футуризма и тех, чьё творчество было вне этих направлений;
  • знать литературоведческую терминологию, теорию литературы (символ, символизм, акмеизм, футуризм, ренессанс);
  • совершенствовать навыки монологического ответа;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие умения работать в коллективе.
  • Оборудование:

    репродукции портретов поэтов Серебряного века, выставка книг поэтов Серебряного века

    Ход учебной встречи.

  • Представить направление
  • (символизм, акмеизм, футуризм, вне групп): дать определение, объяснить происхождение термина названия литературного направления, перечислить его представителей; история развития данного литературного направления – до 5-ти баллов .
  • Знание биографии
  • : дать краткую биографическую справку (назвать самые существенные факты), не называя поэта; узнать по фактам биографии поэта представителя другого литературного направления – 3 балла за краткий биографический рассказ + 2 балла за правильно названную фамилию.
  • Конкурс чтецов : представитель каждого литературного направления рассказывает наизусть какое-либо стихотворение (на выбор) поэта-символиста, поэта-акмеиста, поэта-футуриста и вне групп (соответственно). Желательно выполнить это задание с элементами инсценировки – до 5 баллов .
  • Поэзия – это… : рассказать о том, что такое поэзия, каково назначение поэта и поэзии с точки зрения символистов, акмеистов, футуристов и тех, кто вне групп – до 5 баллов (+3 балла дополнительно за эмблему – символ своего направления).
  • Создание клипа : на текст стихотворения М.И. Цветаевой “Мне нравится…” создать видеоряд и объяснить жюри и зрителям свою идею и способ ее реализации – до 6 баллов .
  • Сочинить стихотворение : по предложенным рифмам создать стихотворный текст, выразительно прочитать его – до 7 баллов .
  • Викторина для болельщиков: вопросы на знание творчества поэтов Серебряного века, истории этого периода литературы, литературоведческой терминологии.
    1. Назовите последовательно возникновение модернистских направлений в поэзии рубежа веков (символизм, акмеизм, футуризм ).
    2. Понятие “Серебряный век” возникло по аналогии с понятием “Золотой век”. Подберите синонимичные выражения первому из названных понятий (ренессанс; расцвет русской духовности ).
    3. Кто из поэтов Серебряного века был “избран королем”? (И. Северянин ).
    4. Назовите четвертую лишнюю фамилию: Гумилев, Мандельштам, Ахматова, Городецкий (Ахматова – псевдоним ).
    5. Кто из художников слова был удостоен Нобелевской премии в 1933 году? (И. Бунин ).
    6. Как называлось объединение, организация поэтов-акмеистов? (“Цех поэтов” ).
    7. Кто из поэтов Серебряного века совершил путешествие по Африке? (Н. Гумилев ).
    8. Что означают ахматовские строки:
    9. “Муж в могиле, сын в тюрьме,

      Помолитесь обо мне”?

      (в 1921г. расстрелян Н. Гумилев, в 1934г. – арест сына, Льва Гумилева, и мужа, Пунина ).

    10. Как жизнь А. Ахматовой связана с Царским селом? (там она прожила до 16 лет и училась в женской гимназии ).
    11. В стихах какого поэта встречается образ “недотыкомка серая”? (Ф. Сологуба ).
    12. Кому принадлежит такое сравнение: “Стихи растут как звезды и как розы”? (М. Цветаевой ).
    13. Музыка, по мнению представителей этого литературного направления, была первейшим искусством (символисты ).
    14. О каком великом поэте И. Северянин писал:
    15. Он – это чудное мгновенье,

      Запечатленное в веках!

      Он воплощенье вдохновенья

      И перед ним бессилен прах… (об А.С. Пушкине ).

    16. Продолжите известные слова А.Ахматовой: “Я научила женщин говорить…” (Ах, как их замолчать заставить ).
    17. Назовите манифесты футуристов (“Пощечина общественному вкусу”, “Садок судей”, “Дохлая луна” и др ).
    18. Кто из поэтов (догадайтесь о фамилии по тексту) написал следующие строки:
    19. Мой биограф будет очень счастлив,

      Будет удивляться два часа,

      Как осел, перед которым в ясли

      Свежего насыпали овса,

      Вот и монография готова,

      Фолиант почтенной почтенной толщины:

      “"О любви несчастной …

      В год четвертый мировой войны”.

      Здорово, гордец чумазый,

      Чтоб камнем – тяжеловес

      Избрал, не прельстясь алмазом.

      Здорово, булыжный гром!

      Зевнул, козырнул – и снова

      Оглоблей гребет – крылом

      Архангела ломового.

    20. Представителям каких литературных направлений принадлежат стихи:
    21. а) Как я люблю фламандское панно,

      Где овощи, и рыбы, и вино,

      И дичь богатая на блюде плоском –

      Янтарно-желтым отливает лоском.

      И писанный старинной кистью бой –

      Люблю. Солдат с блистающей трубой,

      Клубы пороховые, мертвых груду,

      И вздыбленные кони отовсюду!

      (Акмеизм )

      б) Как часто выразить любовь мою хочу,

      Но ничего сказать я не умею,

      Я только радуюсь, страдаю и молчу:

      Как будто стыдно мне – я говорить не смею.

      Но в близости ко мне живой души твоей

      Как все таинственно, так все необычайно, –

      Что слишком страшною божественною тайной

      Мне кажется любовь, чтоб говорить о ней.

      (Символизм )

      в) Нет людей.

      Понимаете

      крик тысячедневных мук?

      Душа не хочет немая идти,

      а сказать кому?

      Брошусь на землю,

      камня корою

      в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.

      Истомившимися по ласке губами тысячью поцелуев

      покрою умную морду трамвая.

      (Футуризм )

      г) Я вольный ветер, я вечно вею,

      Волную волны, ласкаю ивы,

      В ветвях вздыхаю, вздохнув немею,

      Лелею травы, лелею нивы.

      Весною светлой, как вестник мая,

      Целую ландыш, в мечту влюбленный,

      И внемлет ветру лазурь немая, -

      Я вею, млею, воздушный, сонный.

      (Символизм )

    22. Назовите поэта, который познакомил М. Цветаеву и С. Эфрона (М. Волошин ).
    23. Этот поэт слушал лекции в Сорбонне, в Гейдельбергском университете, учился в Петербургском (О. Мандельштам ).

    ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

    Вариант №1

    1. Представителем какого литературного течения является В.Маяковский?

    2. Стихотворение «Прозаседавшиеся» написал…

    А) Блок Б) Маяковский В) Есенин Г) Мандельштам

    3. Произведение «Двенадцать» Блока – это…

    А) поэма Б) повесть В) стихотворение Г) роман

    А) Блок Б) Маяковский В) Есенин Г) Цветаева

    5. Где родился С.Есенин?

    А) в Рязанской губернии Б) в Ярославской губернии

    В) Москве Г) Петербурге

    6. Годы жизни С.Есенина:

    А) 1870 – 1938 Б) 1895 – 1925 В) 1892 – 1941

    7. Представителем какого литературного течения является А.Блок?

    А) акмеизм Б) символизм В) футуризм Г) имаженизм

    8. В каком журнале вышли декларации акмеистов?

    А) «Аполлон» Б) «Современник» В) «Время»

    9. Назовите мужа А.Ахматовой (поэт, представитель акмеизма).

    А) Гумилев Б) Блок В) Сологуб Г) Мандельштам

    10. Где родилась А.Ахматова?

    А) Москва Б) Одесса В) Царское Село Г) Рязань

    11. Кто из поэтов был расстрелян в 1921 году?

    А) Гумилев Б) Мандельштам В) Брюсов Г) Блок

    12. Назовите псевдоним поэта Игоря Лотарева.

    А) Ахматова Б) Цветаева В) Есенин Г) Блок

    А) Гумилев Б) Мандельштам В) Есенин Г) Блок

    15. Кто из поэтов застрелился?

    А) Есенин Б) Блок В) Маяковский Г) Гумилев

    16. Термин, который в переводе с латинского означает «упадок».

    А) декаданс Б) акмеизм В) имаженизм

    17. Чья декларация вышла в сборнике «Пощечина общественному вкусу»?

    А) акмеисты Б) футуристы В) символисты

    18. Представителем какой литературной группы был А.Мариенгоф?

    А) Блок Б) Маяковский В) Есенин Г) Сологуб

    20. Кто из поэтов не является представителем серебряного века?

    А) Блок Б) Маяковский В) Лермонтов

    21. Объединение «Гилея» - одно из направлений…

    ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

    «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ»

    Вариант №2

      Представителем какого литературного течения является Н.Гумилев?

    А) акмеизм Б) символизм В) футуризм Г) имаженизм

    2. Сатира занимает в творчестве В.Маяковского…

    А) 50% Б) 30% В) 40% Г) 60%

    А) Блок Б) Маяковский В) Есенин Г) Брюсов

    4. Первая книга С.Есенина называлась…

    А) «Русь» Б) «Радуница» В) «Пугачев» Г) «Москва кабацкая»

    5. Назовите новый литературный жанр, который появился у Маяковского:

    А) «рассказа» Б) «повести» В) «сказки» Г) «оды»

    6. Сколько стихотворений вошло в сборник «Стихи о Прекрасной Даме»?

    А) более 150 Б) 160 В) более 160 Г) 100

    7. Представителем какого литературного течения является В.Маяковский?

    А) акмеизм Б) символизм В) футуризм Г) имаженизм

    А) Блок Б) Маяковский В) Есенин Г) Гумилев

    9. Годы жизни В.Маяковского:

    А) 1893 – 1930 Б) 1880 – 1921 В) 1892 – 1941

    А) Цветаева Б) Ахматова В) Есенин Г) Гумилев

    11. Сколько модернистических направлений было в начале 20 века?

    А) два Б) три В) четыре Г) пять

    12. Объединение «Центрифуга» - одно из направлений…

    А) акмеизма Б) футуризма В) символизма

    13. Назовите настоящую фамилию Анны Ахматовой.

    А) Цветаева Б) Гумилева В) Горенко

    14. Кто из поэтов покончил жизнь самоубийством в 1941 году?

    А) Цветаева Б) Ахматова В) Есенин

    15. Кто из поэтов погиб в лагере на Дальнем Востоке в 1938 году?

    А) Мандельштам Б) Есенин В) Блок Г) Сологуб

    16. Термин, который в переводе с французского означает «новейший, современный».

    А) модернизм Б) футуризм В) символизм

    17. Назовите литературный псевдоним Федора Тетерникова.

    А) Белый Б) Северянин В) Черный Г) Сологуб

    18. Кто из поэтов не является представителем серебряного века?

    А) Брюсов Б) Мандельштам В) Некрасов

    19. Представителем какой литературной группы был С.Есенин?

    А) имаженизм Б) футуризм В) акмеизм

    20. Кто ввел в 1933 г термин «Серебряный век»?

    А) Н.А.Оцуп Б) Л.Н.Андреев В) В.В.Маяковский

    21. Зинаида Гиппиус – представитель…

    А) акмеизм Б) символизм В) имаженизм

    ОТВЕТЫ

    ВАРИАНТ № 1

    1. В

    2. Б

    3. А

    4. А

    5. А

    6. Б

    7. Б

    8. А

    9. А

    10. Б

    11. А

    12. Б

    13. Б

    14. Б

    15. В

    16. А

    17. Б

    18. А

    19. В

    20. В

    21. Б

    ВАРИАНТ № 2

    1. А

    2. А

    3. А

    4. Б

    5. А

    6. В

    7. В

    8. А

    9. А

    10. Б

    11. В

    12. Б

    13. В

    14. А

    15. А

    16. А

    17. Г

    18. В

    19. А

    20. А

    КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

    Разработчик: преподаватель первой категории

    ГБПОУ МО «Луховицкий авиационный техникум»

    Камагина И.В.

    ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

    1. Какой временной период охватывает Серебряный век русской поэзии?

    А) 1880-е - 1940-е гг

    Б) 1890-е - 1920-е гг

    В) 1900 - 1930-е гг

    Г) 1890-е - 1940-е гг

    2. Выберите вариант ответа, в котором перечислены основные направления модернизма

    А) Креационизм, имажинизм, акмеизм

    Б) Символизм, акмеизм, вульгаризм

    В) Плюрализм, акмеизм, футуризм

    Г) Футуризм, акмеизм, символизм

    3. Напротив фамилии каждого поэта напишите течение русского модернизма, представителем которого он являлся

    А. Ахматова --------_________________

    А. Блок _________________

    С. Есенин _________________

    В. Маяковский ________________

    В. Хлебников _________________

    В. Брюсов _________________

    О. Мандельштам ________________

    4. Кто из поэтов Серебряного века не принял революцию 1917 года, но не эмигрировал из страны?

    А) А. Блок

    Б) В. Маяковский

    В) С. Есенин

    Г) А. Ахматова

    5. Из какого произведения эта фраза:

    Стоит буржуй, как пес голодный,

    Стоит безмолвный, как вопрос.

    И старый мир, как пес безродный,

    Стоит за ним, поджавши хвост

    А) М. Горький, «Песнь о Соколе»

    Б) А. Ахматова, стихотворение «Вечером»

    В) М. Цветаева, стихотворение «Тоска по Родине! Давно…»

    Г) А. Блок, поэма «Двенадцать»

    6. Сопоставьте стрелкой (линией) фамилию поэта и одну из особенностей его поэзии

    А) А. Ахматова 1) Внимание к форме стиха, особенное построение ритмического рисунка («лесенка»)

    В)В. Маяковский 3) Эволюция образа Прекрасной Дамы на протяжении всего творческого периода

    Г) А. Блок 4) Использование метафор при описании малой родины - русской деревни

    Д) С. Есенин 5) Внимание к бытовой «говорящей» детали

    7. Кто из поэтов Серебряного века не являлся представителем ни одного из течений модернизма?

    А) С. Есенин

    Б) Д. Мережковский

    В) А. Ахматова

    Г) М. Цветаева

    8. Почему в русской литературе начала XX века господствовала именно поэзия?

    А) Множество событий-катаклизмов (войны, революции) способствовали эмоциональному накалу, и это привело к господству поэзии

    Б) Господство поэзии - это результат наследия поэтов второй половины XIX века (Ф. Тютчев, А. Фет, А. Толстой и др.)

    Б) Не было талантливых писателей-прозаиков

    9. Кто из поэтов посвятил большинство своих лирических произведений русской деревне?

    А) Н. Гумилев В) С. Есенин

    Б) А. Блок Г) А. Ахматова

    10. Перед Вами особенности трех основных направлений русского модернизма. Напротив каждой напишите соответствующее ей направление

    А) Точность и ясность языка, внимание к бытовым деталям - ___________________

    Б) Туманность, мистичность, использование символов - ___________________

    В) Изобретение нового языка, бунтарство, смелые эксперименты с формой стиха - _________________

    ИНСТРУКЦИЯ К ЗАДАНИЯМ

    В заданиях 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9 отметьте правильный ответ, поставив напротив него любой условный знак. ВНИМАНИЕ! Правильный ответ может быть только один.

    В задании 3 напротив фамилии поэта напишите одно из течений русского модернизма, к которому имело отношение его творчество.

    В задании 6 проведите стрелку или линию от фамилии поэта к присущей ему поэтической особенности

    В задании 10 напротив характерного свойства напишите название течения русского модернизма, к которому это свойство относится.

    ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

    1 - Б

    2 - Г

    3 - А. Ахматова - акмеизм, А.Блок - символизм, С. Есенин - имажинизм, В. Маяковский - футуризм, В. Хлебников - футуризм, В. Брюсов - символизм, О. Мандельштам - акмеизм

    4 - Г

    5 - Г

    6 - А - 5, Б - 2, В - 1, Г - 3, Д - 4

    7 - Г

    8 - А

    9 - В

    10 - А - акмеизм, Б - символизм, В - футуризм

    Тест
    По теме «Поэзия Серебряного века».
    I вариант.
    Определите направление по характерным признакам:
    Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства; объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизученного», недосказанность.
    Какое из перечисленных ниже свойств не характерно для акмеизма
    Романтические мотивы, географическая и историческая экзотика
    Утверждение красоты жизни в ее конкретно – чувственных проявлениях
    Отношение к слову как конструктивному материалу
    Возрождение традиций «золотого века»?
    Кто из поэтов принадлежал к эгофутуристам:
    И.Северянин
    Д.Бурлюк
    В.Хлебников
    Б.Пастернак?
    Как называлась лекция Д.Мережковского, в которой он изложил теоретические основы символизма:
    «Наследие акмеизма и символизма»
    «Ключи тайн»
    «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»
    «Пощечина общественному вкусу»?
    Назовите настоящую фамилию И.Северянина.
    Кто вместе с Гумилевым руководил «Цехом поэтов»?
    С идеями каких философов связан футуризм?
    Определите, о пейзаже в лирике какого поэта идет речь:
    Подходит к природному явлению как скульптор. В природе он любит камни, скалы, гранит. Он озаряет свои пейзажи неживым, но ярким электрическим светом. Его природа бесстрастна и уравновешенна, величественна и спокойна; редко встречаются картины «взбунтовавшейся природы». Его привлекают пейзажи Крыма, границы балтийских побережий, северные моря.
    О каком поэте Серебряного века идет речь:
    А. За этим поэтом закрепилась слава салонного поэта, воспевающего «красивости» и «изыски» богемного быта. Особой популярностью пользовались его «поэзоконцерты». Его обвиняли в эгоцентризме, пошлости, самолюбовании. Мало кто замечал ироничность, пародийность его стихов?
    Б. Настоящая фамилия этого поэта Бугаев. Псевдоним возник под влиянием семьи Соловьевых. В 1903 году он организовал кружок «аргонавты». Это человек редкой одаренности: поэт – лирик, прозаик, исследователь русской и мировой культуры, теоретик литературы, критик и публицист, мемуарист. В первом его сборнике стихов и лирической прозы «Золото в лазури» покорение скалистых горных вершин или полет к солнцу символизировали прорыв из обыденности в вечность, к мистическому идеалу. В сборнике «Пепел» ликующее мироощущение было потеснено наплывом «мистических ужасов», которые виделись поэту в современной ему России?
    Поэтам каких направлений серебряного века принадлежат данные отрывки? Обоснуйте свой ответ.
    А. Просторен мир и многозвучен,
    И многоцветней радуг он,
    И вот Адаму мир поручен,
    Изобретателю имен.
    Назвать, узнать, сорвать покровы
    И праздных тайн, и ветхой мглы –
    Вот первый подвиг. Подвиг новый –
    Живой земле пропеть хвалы.
    Б. В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом,
    По аллее олуненной Вы проходите морево
    Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,
    А дорожка песочная от листвы лазузорена

    II вариант.

    Направление, провозгласившее «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа.
    2. Какое из перечисленных ниже свойств не характерно для футуризма:
    a) Пафос отрицания «старого искусства»
    b) Установка на обновление поэтического языка, активное словотворчество
    c) Новые функции искусства как выражения творчества масс
    d) Активное использование мифологических образов в поэзии?
    3. К какому направлению принадлежали поэты: В. Брюсов, Д. Мережковский, А. Белый?
    4. Как называлась первая декларация футуристов:

    b) «Ключи тайн»


    5. Поэтов какого направления вдохновляла философия В. С. Соловьева?

    Для этого поэта природа – это «мозаика цветов», многоцветный и многозвучный мир. Этот мир неустойчивый, нестабильный, не застывший неподвижно. В его пейзажной лирике нашел отражение ключевой принцип живописи импрессионистов: «колорит – все, рисунок – ничто». Сквозной образ – дрожание, трепет?

    А) В ранней лирике этого поэта видно намерение эпатировать, озадачить читателя. Искусство, по мнению поэта, самоценно. Художественному дару, творчеству он поклоняется как божеству.
    Поклоняйся искусству,
    Только ему, безраздельно, бесцельно.
    Это поэт интеллектуального характера, в его творчестве много рационального, идущего от ума, а не от чувства?
    Б) Основные черты его поэтического мира - подчеркнутая отчужденность от пошлой современности, влечение к романтической экзотике, ярким декоративным краскам, напряженный и звучный стих. Он провозглашал «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства?

    А) Вперяю взор, бессильно жадный,
    Везде кругом сырая мгла.
    Каким путем нить Ариадны
    Меня до бездны довела?
    Б) Крылышки золотописьмом
    Тончайших жил,
    Кузнечик в кузов пуза уложил
    Прибрежных много трав и вер.
    «Пинь, пинь, пинь!» - тарарахнулзинзивер.
    О, лебедиво!
    О, озари!

    III вариант.
    1. Определите направление по характерным признакам:
    Направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
    2. Какое из перечисленных ниже свойств не характерно для символизма:
    a) Отношение к поэзии как к мастерству
    b) Открытие многозначности слова
    c) Религиозно – философские поиски, мистические идеалы
    d) Установка на самоценность, автономность искусства?
    3. Кто из поэтов не принадлежал к акмеизму:
    a) З. Гиппиус
    b) Н. Гумилев
    c) О. Мандельштам
    d) С. Городецкий?
    4. Как называлась статья Гумилева, в которой он обвиняет символизм в «абстрактности и холодности»:
    a) «Наследие акмеизма и символизма»
    b) «Ключи тайн»
    c) «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»
    d) «Пощечина общественному вкусу»?
    5. Назовите настоящую фамилию А. Белого.
    6. Какая группа футуристов была наиболее влиятельна в этом течении?
    7. Кто, по мнению Гумилева, мог бы послужить ориентирами для акмеизма?
    8. Определите, о пейзаже в лирике какого поэта идет речь:
    Его пейзажи преимущественно театральны, декоративны, в них преобладают не конкретные географические или природные реалии, а намеренно эффектные, красивые, экзотические подробности. У него на фоне многих пейзажей присутствует человек – как правило, сильный и мужественный покоритель природных стихий. Поэт тяготит к чистой изобразительности, предпочитая просто рассказывать какую – то историю?
    9. О каком поэте Серебряного века идет речь:
    А) Г. Адамович писал о нем: « не писал стихов, пел песни, и его слушала вся Россия». Его увлекающейся, «стихийной» натуре близка «философия мгновения». Для него поэзия – выразительница «говора стихий» он понимал поэзию как волшебство, ему было чуждо все рассудочное?
    Б) Известность ему как поэту принесла его вторая книга стихов «Кипарисовый ларец». Его пытались «сделать своим» символисты, называли своим наставником акмеисты. По своему мировоззрению и поэтическому стилю он символист. Но символы для него – образы, способные передать психологическое состояние человека. В. Иванов называл его символизм «земным». Современные исследователи говорят о поэтическом стиле этого мастера как о психологическом символизме?
    10. Поэтам каких направлений серебряного века принадлежат данные отрывки? Обоснуйте свой ответ.
    А) Я вольный ветер, я вечно вею,
    Волную волны, ласкаю ивы,
    В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
    Лелею травы, лелею нивы.
    Б) У ног ее – две черные пантеры,
    С отливом металлическом на шкуре.
    Взлетев от роз таинственной пещеры,
    Ее фламинго плавает в лазури.

    1 вариант
    Символизм
    C
    A
    C
    Лотарев
    С. Городецкий
    А. Бергсон,
    А. Шопенгауэр
    Ф. Ницше
    В. Брюсов
    И. Северянин
    А. Белый
    Акмеизм
    Эгофутуризм

    2 вариант

    Акмеизм
    D
    Символизм
    D
    Горенко
    «Аргонавты»
    Символизм
    К. Бальмонт
    В. Брюсов
    Н. Гумилев
    Символизм
    Футуризм

    3 вариант

    Футуризм
    A
    A
    A
    Бугаев
    Кубофутуристы (поэты «Гилеи»)
    Шекспир, Рабле, Виллон,
    Готье
    Н. Гумилев
    К.Бальмонт
    И.Анненский
    Символизм
    Акмеизм