Русский флотоводец 18 века. Великие российские полководцы, флотоводцы, военачальники, военные учёные и конструкторы

Вопросы:
1. Великие российские полководцы, флотоводцы, военачальники.
2. Великие российские военные учёные и конструкторы.

Любовь к Отечеству породила в России целую плеяду выдающихся полководцев и флотоводцев.
В народной памяти сохранились славные имена полководцев Древней Руси, организаторов военной защиты русских земель Святослава, Ярослава Мудрого (978 -1054 гг.), князя Владимира Мономаха (1053- 1125 гг.) и др.
Вся сознательная жизнь князя Святослава I Игоревича (942 - 972 гг.) прошла в походах и сражениях. Он первым из киевских князей отказался от племенных ополчений и сделал ставку на немногочисленное профессиональное войско. По географическому размаху его походы были сопоставимы с походами Ганнибала и А. Македонского. Он прославился разгромом Хазарского каганата.
Яркой звездой вспыхнул полководческий талант Александра Ярославича Невского (ок. 1220 - 1263 гг.). В 20 лет он разгромил шведских завоевателей на реке Неве (1240 г.), а в 22 - немецких «псов-рыцарей» в ходе Ледового побоища (1242 г.). Память А. Невского празднуется Русской православной церковью в 23-й день месяца ноября и в 30-й день месяца августа. В 1725 г. в России и в 1942 г. в COOP был учрежден орден имени талантливого полководца. В современной наградной системе орден А. Невского занимает достойное место.
В истории нашей страны огромную роль сыграла победа, одержанная в 1380 г. на Куликовом поле войсками московского великого князя Дмитрия Донского (1350 - 1389 гг.). Он внес большой вклад в дело объединения русских земель. Разгром полчищ хана Мамая явился важным этапом освобождения Руси и других народов Восточной Европы от монголо-татарского ига.
Плодотворной и многогранной была деятельность царя Петра I (1672 - 1725 гг.) как выдающегося государственного и военного деятеля, преобразователя России. Он ясно осознавал, что экономическое и культурное развитие страны требовало обеспечить выход к Балтийскому и Черному морям.
Историческая роль Петра I состоит в создании регулярной российской армии и военного флота. Он вырастил целую плеяду талантливых военачальников. Среди них наиболее крупные - Ф.А. Головин, Б.П. Шереметев, А.Д. Меншиков и др.
Сам царь вошел в историю как выдающийся полководец. Он проявил высокие организаторские способности и талант полководца в ходе Азовских походов (1695 - 1696 гг.), в Северной войне (1700 - 1721 гг.), во время Персидского похода (1722 - 1723 гг.). Под непосредственным руководством Петра в знаменитой Полтавской битве (1709 г.) были разгромлены и пленены войска шведского короля Карла XII.
Плодотворной для русского военного искусства была вторая половина XVIII века. По времени это совпало с царствованием Екатерины II, с периодом ведения многочисленных войн с Турцией, Швецией и рядом других государств.
В это время с особой силой проявился полководческий талант генерал-фельдмаршала П.А. Румянцева (1725 - 1796 гг.). Наиболее крупные победы были им одержаны в ходе первой русско-турецкой войны (1768 - 1774 гг.), особенно в битвах при Рябой могиле, Ларге и Кагуле и многих других боях. Турецкая армия была разгромлена. Румянцев стал первым кавалером ордена Святого Георгия I степени и получил титул Задунайского.
Как полководец П. Румянцев был смелым и мудрым, умел сосредоточить основные силы на решающих направлениях, тщательно разрабатывал план боевых действий. Он явился инициатором создания глубоких боевых порядков.
Несмотря на поражение в первой войне, Турция не отказалась от своих агрессивных захватнических целей и в августе 1787 г. начала новую войну с Россией. В этой войне под руководством выдающегося полководца Г.А. Потемкина (1739 -1791 гг.) российские войска одержали немало крупных побед. Были взяты турецкие крепости Очаков и Измаил, разгромлены турецкие войска при Рымнике и Фокшанах.
В ряде морских сражений был разбит и потоплен турецкий флот. За военные и политические достижения фельдмаршал Г.А. Потемкин получил титул «светлейший князь Таврический».
Подъем русского военного искусства во второй половине XVIII в. связан с выдающейся военной деятельностью А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова.
Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов (1730 - 1800 гг.) за 55 лет военной деятельности прошел все ступени армейской службы - от рядового до генералиссимуса. В двух войнах против Османской империи Суворов был окончательно признан «первым мечом России». Именно он взял штурмом неприступную крепость Измаил, разгромил турок при Рымнике, Фокшанах, Кинбурне и т.д. Итальянский поход 1799 г. и победы над французами, бессмертный переход через Альпы были венцом его полководческого искусства. В историю России А. Суворов вошел как полководец-нова- тор, который внес огромный вклад в развитие военного искусства, разработал и осуществил совершенно новые способы и формы боевых действий. Суворовская стратегия и тактика были им изложены в «Науке побеждать». Сущность тактики Суворова - три воинских искусства: глазомер, быстрота, на-
За свою жизнь легендарный полководец провел 63 сражения, и все они были победными. Его имя стало синонимом победы, военного мастерства, героизма и патриотизма. Суворовское наследие и ныне используется в обучении и воспитании войск.
Среди выдающихся российских флотоводцев достойное место занимает адмирал Федор Федорович Ушаков (1744 - 1817 гг.). Он заложил основы новой морской тактики, основал Черноморский военный флот, талантливо руководил им, одержав ряд замечательных побед на Черном и Средиземном морях: в Керченском морском сражении, в сражениях у Тендры, Калиакрии и др. Знаменательной победой Ушакова было взятие острова Корфу в феврале 1799 г., где успешно использовались комбинированные действия кораблей и сухопутного десанта.
Адмирал Ушаков провел 40 морских сражений. И все они завершились блестящими победами. В народе его называли флотским Суворовым.
В начале XIX века в плеяде талантливых российских полководцев и флотоводцев заметно выделялся генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (1745 - 1813 гг.). Военную службу он начал на 15-м году жизни в чине капрала, а в 17 лет уже командовал ротой. Воевал против турок, татар, поляков, французов в различных должностях, в том числе в должности главнокомандующего армиями и войсками. Образовал не существовавшую в русской армии легкую конницу и пехоту.
С особой силой полководческий талант Кутузова расцвел в Отечественной войне 1812 г. против агрессии Наполеона. Переломным моментом войны явилось знаменитое Бородинское сражение. Французская армия в ходе сражения была настолько обескровлена, что это в последующем предрешило ее поражение. Если Наполеон стремился решить исход битвы генеральным сражением, то М.И. Кутузов противопоставил этому гибкую форму борьбы. Не уклоняясь от генерального сражения, он широко использовал систему отдельных контрударов, маневрирования войск, активной обороны и наступления. А венцом этих действий явилось решительное контрнаступление и преследование врага.
В ходе войны под предводительством Кутузова ярко проявили себя такие даровитые полководцы, как М.Б. Барклай-де-Толли, П. И. Багратион, Н.Н. Раевский, А.П. Ермолов, М.И. Платов и многие другие.
В войнах, которые пришлось вести России в XIX в., не раз отличался отечественный флот. Успешно действовали флотоводцы М.П. Лазарев, П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, В.И. Истомин и др. Была одержана блестящая победа над турецким флотом в Наваринском морском сражении (октябрь 1827 г.). В ходе Крымской войны (1853 - 1856 гг.) в полной мере проявился талант Павла Степановича Нахимова (1802 - 1855 гг.). Под его руководством в ходе Синопского сражения был полностью разгромлен турецкий флот. В течение многих месяцев Нахимов успешно руководил обороной Севастополя. Пользовался огромным авторитетом и любовью защитников города, подавал пример храбрости и выдержки. Во время одного из объездов позиций был смертельно ранен пулей в голову на Малаховом кургане.
Замечательным флотоводцем являлся вице-адмирал Степан Осипович Макаров (1849 - 1904 гг.). Он явился основоположником теории непотопляемости корабля, одним из организаторов создания миноносных кораблей и торпедных катеров. Во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. осуществил успешные атаки вражеских кораблей шестовыми минами. Он совершил два кругосветных путешествия и ряд арктических рейсов. Умело командовал Тихоокеанской эскадрой при обороне Порт-Артура в русско-японской войне 1904 - 1905 гг. С.О. Макаров является автором более 50 научных работ по различным отраслям военно-морского дела.
С особой силой полководческий талант был продемонстрирован нашими соотечественниками в ходе Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Именно на полководцев и флотоводцев легла вся тяжесть руководства вооруженной борьбой, вся ответственность за ее успехи и неудачи. И они оправдали надежды народа.
Наиболее прославленным полководцем, внесшим наибольший вклад в разгром агрессора, был Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков (1896 - 1974 гг.).
Первую славу Г. Жукову принесла Халхингольская операция летом 1939 г., когда империалистическая Япония совершила вооруженное вторжение на территорию дружественной СССР Монголии. Японцы были окружены и наголову разгромлены. Замысел этой операции и руководство ею принадлежали командующему 1 -й армейской группой комкору Г.К. Жукову.
В течение всей Великой Отечественной войны он был заместителем Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами. Как представитель Ставки ВГК постоянно находился на главных стратегических направлениях, на самых напряженных участках фронта. Руководил войсками под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, на Курской дуге и т. п. И везде добился блестящих военных побед.
Особая заслуга Г.К. Жукова как талантливого полководца состоит в том, что разработка планов всех крупнейших операций объединенных фронтов, больших группировок советских войск и их реализация проходили под его руководством. Эти операции всегда заканчивались победно. Они имели решающее значение для исхода войны.
За выдающиеся заслуги перед Отечеством Г.К. Жукову четырежды присвоено звание Героя Советского Союза. Он награжден двумя орденами «Победа», в том числе знаком под № 1. Он стал первым кавалером ордена Суворова I степени, отмечен многочисленными иностранными орденами. Народ по праву называет Г.К. Жукова Маршалом Победы.
Большая заслуга в достижении победы над гитлеровскими захватчиками принадлежит Маршалу Советского Союза Александру Михайловичу Василевскому (1895 - 1977 гг.). Почти в течение всей войны он возглавлял Генеральный штаб Вооруженных Сил, был членом Ставки ВГК. Принимал активное участие в разработке планов важнейших военных операций и их осуществлении. Его полководческий талант наиболее ярко проявился на посту командующего 3-м Белорусским фронтом в ходе проведения Восточно-Прусской операции, в которой была разгромлена крупнейшая группировка вермахта.
После победы над Германией А. Василевский являлся Главнокомандующим советскими войсками на Дальнем Востоке. Под его руководством в течение 24 суток была разгромлена миллионная Квантунская армия. После этого Япония была вынуждена капитулировать.
За выдающуюся военно-стратегическую деятельность в защите Отечества A.M. Василевский награжден двумя орденами «Победа» и двумя Золотыми Звездами Героя Советского Союза.
Среди выдающихся полководцев Великой Отечественной войны достойное место занимают Маршалы Советского Союза К. К. Рокоссовский, И.С. Конев, Л.А. Говоров, К.А. Мерецков, С.К. Тимошенко, Ф.И. Толбухин, В.И. Чуйков, А.И. Еременко, Р.Я. Малиновский, Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов.
Значительный вклад в достижение победы над врагом внесли также генералы армии Н.Ф. Ватутин, И.Д. Черняховский, И.В. Тюленев, А.И. Антонов, главные маршалы авиации А.А. Новиков, А.Е. Голованов, главный маршал артиллерии Н.Н. Воронов, главный маршал бронетанковых войск П.А. Ротмистров, адмиралы Ф.С. Октябрьский, В.Ф. Трибуц, И.С. Юмашев и другие. Их слава переживет века.
Прославленным флотоводцем был Адмирал Флота Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов (1904 -1974 гг.). В 1939 году он ввел в действие трехстепенную систему оперативных готовностей сил ВМФ, которая в июне 1941 года позволила в короткий срок подготовить корабли и соединения флота, органы управления - к отражению внезапного удара противника и развертыванию сил в море для ведения боевых действий. В ночь на 22 июня 1941 года Н. Кузнецов перевел силы флота на готовность № 1. Это способствовало тому, что воздушные налеты немецкой авиации на военно-морские базы оказались почти безрезультатными. Во время Великой Отечественной войны он уверенно руководил боевыми действиями ВМФ. Его флотоводческий талант всесторонне раскрылся при осуществлении взаимодействия флотов с сухопутными войсками, в ходе которого основные усилия флотов были направлены на обеспечение приморских флангов Красной армии, активное нарушение морских перевозок противника и защиту своих морских и океанских сообщений. Проявил высокие организаторские способности при обороне ряда военно-морских баз, а также при разработке планов и проведении ряда операций. За умелое руководство боевыми операциями флотов и достигнутые в результате этих операций успехи Н. Кузнецову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Русская земля богата великими полководцами, флотоводцами и военачальниками, снискавшими славу как в России, так и за ее пределами, их славные имена и дела останутся навечно в памяти народной.

Долгое время на Руси основным оружием оставался прямой русский меч, прославленный сказателями былин как богатырское оружие. Русские мастера даже сумели внести в традиционную конструкцию меча изменения, усиливающие его боевую мощь. Однако борьба против многочисленных противников России, пытавшихся захватить ее земли, требовала совершенствования оружия. И уже в летописи Пустынского Свято-Троицкого монастыря 1378 года рассказывается о «стрельбе огнистой и делах спичковых».
На Руси огнестрельное оружие (и ручное, и артиллерийское) называлось поначалу одинаково - пищаль. Существенное отличие в конструкции возникло лишь с появлением в конце XV века фитильных замков.
Вплоть до 40-х годов XIX века основным типом стрелкового оружия на Руси, как и в большинстве государств, были гладкоствольные заряжающиеся с дула кремневые ружья.
В 1856 году в России нарезное оружие получило официальное название - винтовка. Но прошел еще не один десяток лет, прежде чем русская армия перешла на магазинную пятизарядную трехлинейную (7,62 мм) образца 1891 года винтовку, разработанную русским конструктором штабс-капитаном С.И. Мосиным (1849-1902 гг.). За создание этой винтовки, отличающейся прекрасными техническими характеристиками, ему была присуждена Большая Михайловская премия - самая престижная награда за изобретение в области артиллерийского и оружейного дела. Винтовка действительно оказалась настолько удачной, что успешно применялась как в русской, так и в советской армии. Только в 1944 году производство винтовки было прекращено.
Из-за стремления к дальнейшему повышению скорострельности конструкторская мысль обращается к созданию нового оружия - пулеметов и автоматов.
Основоположником отечественной школы автоматического оружия считается В.Г. Федоров (1874- 1966 гг.). Он сконструировал в 1912 году автоматическую винтовку калибра 7,62 мм, а в 1916 году - первый в мире автомат под винтовочный патрон калибра 6,5 мм. Автоматическое оружие Федорова применялось в Первой мировой и Гражданской войнах.
В предвоенные годы Красная армия получила на вооружение серию пулеметов, изготовленных учениками В.Г. Федорова: станковый крупнокалиберный пулемет В.А. Дегтярева и Г.С. Шпагина - ДШК, пистолет-пулемет Дегтярева - ППД, пистолет-пулемет Шпагина - ППШ.
Патриархом русского оружия считается талантливый и самобытный конструктор Ф.В. Токарев (1871- 1968 гг.). Им было создано около 150 различных образцов оружия.
Интересной является история создания в довоенные годы пистолета ТТ. Конструкторские испытания проходили в 1931 году. Наряду с отечественными испытывались 17 лучших иностранных систем. Давали осечку кольты, рвались стволы у маузеров, а ТТ продолжал стрелять безотказно. По всем параметрам он был признан лучшим. Но главное достижение в творческой жизни Токарева - это его автоматическая винтовка. Над ее созданием конструктор работал 30 лет. В 1938 году она была принята на вооружение Красной армии.
Широкую известность в годы Великой Отечественной войны получил пистолет-пулемет А.И. Судаева (1912-1946 гг.) (ППС). Он по праву считается лучшим пистолетом-пулеметом периода Второй мировой войны. Ни один образец не мог с ним сравниться по простоте устройства, надежности, безотказности в работе, удобстве в эксплуатации. Судаевское оружие очень любили десантники, танкисты, разведчики, бойцы-лыжники.
В годы войны раскрылся талант М.Т. Калашникова (1919-201З гг.), творение рук которого стало символом современной конструкторской мысли в области стрелкового оружия.
Простой, неприхотливый и мощный автомат Калашникова (АК), которому более полувека, и сегодня затмевает славу зарубежных разработок. Только официально АК- 47 был принят на вооружение в 55 странах мира, он запечатлен в национальных гербах 6 государств. Всего же было выпущено около 100 миллионов АК.
Но конструкторская мысль не стоит на месте. С 1993 года началась разработка автомата АН-94.
Создателю этого поистине уникального оружия Г.Н. Никонову (1950-2003 гг.) удалось повысить эффективность огня по сравнению с «Калашниковым» в несколько раз.
Замечательную историю имеет русская артиллерия. В мастерских пушечного двора замечательный пушечный и колокольный мастер Андрей Чохов отлил в 1586 году самую большую по калибру пушку в мире. Царь-пушка по сей день находится на территории Московского Кремля.
Крупный вклад в развитие русской артиллерии внес П.И. Шувалов (1710-1762 гг.). Под его руководством русские артиллерийские офицеры М. Данилов, М. Жуков, М. Мартынов, И. Меллер, М. Рожнов в 1757 - 1759 годах разработали несколько образцов гладкоствольных гаубиц для стрельбы настильным и навесным огнем. Эти орудия с изображением мифического зверя с рогом во лбу получили название «единорог». Единороги были приняты на вооружение рядом европейских стран и продержались на вооружении свыше 10О/ют.
В 1872 - 1877 годах инженер- артиллерист B.C. Барановский создал первое скорострельное артиллерийское орудие и применил на нем патронное заряжение. Ни одно из зарубежных орудий на тот период не могло превзойти отечественную пушку образца 1902 года, созданную по идеям В. Барановского профессором Михайловской артиллерийской академии Н.А. Заблудским.
76-мм пушку конструкции В.Г. Грабина (1900-1980 гг.) консультант Гитлера по артиллерии профессор Вольф считал «лучшим 76-мм орудием Второй мировой войны» и одной из «самых генеральных конструкций в истории ствольной артиллерии». Под руководством В. Грабина перед Великой Отечественной войной была создана 57-мм противотанковая пушка, не знавшая себе равных, а также мощное 100-мм противотанковое орудие.
Весьма эффективно действовала в годы войны 152-мм гаубица конструкции Ф.Ф. Петрова.
Неувядаемой славой в годы войны покрыли себя гвардейские минометные части, на вооружении которых находились боевые машины реактивной артиллерии БМ-13 («Катюша»). У истоков создания этого мощного оружия стояли Н.И. Тихомиров и В.А. Артемьев. В 1939 году оно было впервые применено в виде авиационных снарядов. 14 июля 1941 года произошло боевое крещение реактивной установки, смонтированной на шасси грузовика ЗИС-5, под городом Оршей.
После Великой Отечественной эволюция систем залпового огня продолжилась благодаря А.Н. Ганичеву (1918-1983 гг.). Он предложил новые подходы и оригинальные технические решения в конструкции неуправляемых реактивных двигателей и боевых частей.
В 1963 году на вооружение нашей армии была принята дивизионная реактивная система «Град» с дальностью стрельбы более 20 км, калибром 122 мм и 40 направляющими. Она дала толчок интенсивному развитию реактивных систем залпового огня не только у нас в стране, но и во всем мире. Однако творческая мысль А. Ганичева была устремлена в будущее. Еще когда производство «Града» только начиналось, конструктор предложил высокоэффективную 200-мм армейскую систему «Ураган» с 16 направляющими.
Были у него задумки и о создании 300-мм РСЗО с дальностью стрельбы до 70 км. Однако завершить работы над «Смерчем» пришлось ученику А. Ганичева - Г. Денежкину.
Современные реактивные системы залпового огня и артиллерийские системы «Смерч», «Ураган», «Град», «Мета», «Гиацинт», «Акация» - грозное предостережение нашим вероятным противникам.
В 1915 году российский конструктор А.А. Пороховщиков представил на испытание опытный образец боевой машины «Вездеход», вооружённой двумя пулемётами, помещёнными во вращающейся башне. С той поры российские танкостроители успешно конкурируют с зарубежными в создании бронированных машин.
19 декабря 1939 гада в нашей армии был принят на вооружение легендарный Т-34. Создателем этой чудо-машины является коллектив конструкторов во главе с М.И. Кошкиным (1989-1940 гг.). По оптимальному сочетанию боевых свойств - огневой мощи, броневой защите и подвижности, а также по простоте конструкции и технологичности - тридцатьчетверка на многие годы стала образцом для подражания.
Вместе с Т-34 успешно действовали против врага и наши тяжелые танки KB и ИС. Создателем этих замечательных машин является Ж.Я. Котин (1908-1979 гг.). В послевоенные годы под руководством Ж. Котина был создан плавающий танк ПТ-76, а также целое семейство гусеничных шасси для транспортировки ракет. Была начата разработка и танка нового поколения, завершением которого стало создание в последствии одного из лучших современных танков Т-72.
Новый российский танк, разработанный коллективом конструкторского бюро под руководством В.И. Поткина, - ракетно-пушечный Т-90. Эта машина вобрала в себя инженерные решения, воплощенные в Т-72 и Т-80, в то же время каждый ее узел, система имеют новое качество. Однако Т-90 уже готовится достойная смена в лице бронетехники на базе платформы «Армата».
Широко известны всему миру достижения России в области авиастроения. Еще в 1876 году исследователь и изобретатель летательных аппаратов тяжелее воздуха А.Ф. Можайский (1825-1890 гг.) публично демонстрировал полеты своих моделей. А в 1882 году он построил «воздухоплавательный снаряд» в натуральную величину, чем на 10-15 лет опередил зарубежных конкурентов.
Талант отечественных авиаконструкторов с особой силой раскрылся в годы Великой Отечественной войны. Велика роль в достижении победы над врагом советских конструкторов С.В. Ильюшина, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна, В.М. Мясищева, В.М. Петлякова, П.О. Сухого, А.Н. Туполева, А.С. Яковлева и других. По многим показателям созданные ими машины превосходили самолеты, стоящие на вооружении фашистской Германии.
В послевоенные годы конструкторы в СССР активно работали над созданием реактивной авиации, их наработки продолжают и развивают авиационные конструкторские бюро в современной России.
Так, уникальными являются возможности многоцелевого истребителя Су-35. Главный конструктор этой машины - Н.Ф. Никитин. Достаточно сказать, что ни один в мире истребитель не несет столько ракет, как Су-35, - четырнадцать, а его бомбовая нагрузка достигает 8 тонн.
Фронтовой бомбардировщик Су- 34 составит основу ударной мощи российской фронтовой авиации. Он является достойной сменой всепогодного круглосуточного фронтового бомбардировщика Су-24М. Разработка и серийное производство фронтового бомбардировщика Су-34 входит в число приоритетных программ компании «Сухой».
В России немало и других разработок авиационной техники, которыми мы можем гордиться. Так, только наша страна обладает экранопланами. Уникальная техника, созданная в конструкторском бюро Р.Е. Алексеева, имеет водоизмещение более 500 тонн и скорость полета 400-500 км/ч.
Не имеет аналогов в мире противотанковый вертолет Ка-50, названный «Черной акулой». Созданный под руководством генерального конструктора С.В. Михеева, он способен ночью обнаружить и уничтожить цель типа «танк» на дальности до 5000 метров. Фирма «Камов» создала и ряд других перспективных винтокрылых машин: многоцелевой, всепогодный двухместный Ка-52 «Аллигатор, Ка-60 «Касатка».
Роль А.А. Расплетина (1908- 1967 гг.) в создании оборонительных систем ПВО сопоставила с той ролью, которую сыграл в разработке стрелкового оружия М. Калашников. Под его руководством в короткие сроки была создана первая отечественная зенитно-ракетная система ПВО С-25. В мае 1955 года она была принята на вооружение.
Потом последовали системы С-125, С-200, С-300. Работу А. Расплетина завершали его соратники и ученики, прежде всего Б.В. Бункин. Зенитно-ракетная система С-300ПМУ-1 позволяет эффективно бороться со всеми средствами нападения противника, в том числе с самолетами-«невидимками» и крылатыми ракетами. Еще более высокими техническими и боевыми характеристиками обладает современный комплекс С-400 «Триумф». Руководил работами по созданию не имеющей аналогов ЗРС «Триумф» генеральный конструктор НПО «Алмаз» А.А. Леманский (1935-2007 гг.).
Мощь Ракетных войск стратегического назначения в разные периоды их истории приумножали генеральные конструкторы С.П. Королев и М.К. Янгель, В.Н. Челомей, В.Ф. Уткин, А.Д. Надирадзе, Ю.С. Соломонов.
Заметный вклад в развитие отечественного и мирового кораблестроения внесли видные русские ученые-кораблестроители: адмирал А.А. Попов, генерал-лейтенант корпуса корабельных инженеров Э.Е. Гуляев, генерал флота А.Н. Крылов, в годы советской власти - контр-адмирал В.И. Першин, академик Ю.А. Шиманский, известный специалист в области гидродинамики И.А. Титов.
Отечественная история богата великими достижениями и открытиями в военно-технической области. Пытливый ум русских мастеров проникал в самые сокровенные тайны природы, впитывал все лучшее из мировой практики и создавал свое, отечественное, неповторимое. Благодаря самоотверженному труду российских ученых, инженеров, конструкторов у нашей армии есть чем защищать свободу и независимость Родины.

Методические рекомендации.
Во вступительном слове следует подчеркнуть роль российских и советских полководцев и флотоводцев в развитии военного искусства, показать значение их теоретических взглядов и практики для современной военной науки и военного строительства.
В ходе раскрытия первого вопроса целесообразно на конкретных примерах и фактах продемонстрировать превосходство отечественной полководческой школы в разные периоды времени над полководческой наукой других стран, указать на преемственность военачальников и командиров Российской армии в развитии военной теории и практики.
В ходе рассмотрения второго учебного вопроса необходимо показать место, роль и значение деятельности отечественных ученых и конструкторов вооружения и боевой техники в укреплении обороноспособности страны.

Рекомендуемая литература:
1. Шишов А., Сацута А. Великие российские полководцы, флотоводцы и военачальники //Ориентир. - 2006. - №5.
2. Великие русские полководцы и флотоводцы. Истории о верности, о подвигах, о славе... - М.: Центрполиграф, 2011.
3. Военный энциклопедический словарь. - М., 1983 г.

Майор Борис ИВАНОВ

Советский военно-морской флот стал достойным наследником традиций российского флота, заложенного ещё Петром Великим. Многие советские флотоводцы заслуживают самой высокой оценки. «Историк» предлагает познакомиться с пятью, пожалуй, самыми выдающимися адмиралами советского флота.


ЛЕВ ГАЛЛЕР

Родился 17 ноября 1883 года в Выборге в семье военного инженера и дочери пастора. После окончания с отличием тифлисской гимназии в 1902 году зачислен в специальный класс Морского кадетского корпуса.

Первую мировую войну встретил в должности флагманского артиллериста бригады линейных кораблей Балтийского флота. Боевое крещение принял в августе 1915 года, находясь на линейном корабле «Слава», в бою с германскими линкорами «Позен» и «Нассау». В Моонзундском сражении участвовал уже в должности старшего офицера «Славы», а после гибели линкора Льва Галлера назначили командовать эсминцем «Туркменец Ставропольский».

Принимая после Октябрьской революции сторону большевиков, капитан I ранга Лев Галлер руководствовался не политическими соображениями, а идеями служения Родине и флоту. В 1918 году он участвовал в Ледовом походе Балтийского флота - операции по перебазированию кораблей из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт, чтобы избежать их захвата германскими и финскими войсками.

В 1921 году Льва Галлера утвердили в должности начальника штаба морских сил Балтийского моря. В то время основное внимание ему пришлось уделять тралению вод Балтики (после окончания Первой мировой войны осталось множество мин) и разработке планов оперативных и организационно-мобилизационных мероприятий флота на случай войны. Достаточно весомым оказался вклад Льва Галлера и в разработку утверждённой в 1926 году программы военного кораблестроения.

С 1937 года Лев Галлер - заместитель начальника морских сил Наркомата обороны СССР, с 1938 года - начальник Главного морского штаба, с 1940 года - заместитель наркома ВМФ по кораблестроению и вооружению. Во время Великой Отечественной войны руководил разработкой и строительством новых кораблей. В 1945 году при его непосредственном участии разработали программу послевоенного кораблестроения, которая предусматривала строительство авианосцев в качестве новой основной ударной силы.

Дальнейшая судьба Льва Галлера сложилась трагически. В 1947 году он стал одним из фигурантов так называемого дела адмиралов, которым предъявили обвинение в передаче без согласия советского руководства союзникам по антигитлеровской коалиции чертежей высотной торпеды, а также морских карт двух островов и побережья Камчатки. Хотя на суде Лев Галлер и доказывал, что к моменту передачи торпеда и карты вовсе не являлись секретными, его приговорили к четырём годам тюремного заключения. 12 июля 1950 года Лев Галлер скончался в Казанской тюрьме.

Постановлением Совета Министров СССР от 13 мая 1953 года он был полностью реабилитирован и восстановлен в звании адмирала (посмертно).

ИВАН ИСАКОВ

Родился 22 августа 1894 года в армянском селении Аджикент вблизи Карса в семье дорожного техника Степана Исаакяна, русифицировавшего свою фамилию на «Исаков». После окончания реального училища в Тифлисе летом 1913 года решил поступать в Морской кадетский корпус, но инородца недворянского происхождения не приняли в это кастовое учебное заведение. Исаков был вынужден учиться в Петербургском технологическом институте.

С началом Первой мировой войны флоту перестало хватать кадров, выпускаемых Морским корпусом, поэтому пришлось организовать Отдельные гардемаринские классы, куда и поступил Иван Исаков. В марте 1917 года его произвели в мичманы и назначили на эсминец «Изяслав», на котором он участвовал в Моонзундском сражении.

В марте 1920 года Исаков получил назначение на должность командира эсминца «Деятельный». Одновременно он стал флагманским специалистом по тралению и заграждению на Каспийском море. Под его руководством на рейде Астрахани было выставлено минное заграждение, на котором подорвался белогвардейский вспомогательный крейсер «Князь Пожарский». Позднее Иван Исаков участвовал в Энзелийской операции.

После окончания Гражданской войны Исаков командовал кораблями на Балтийском и Чёрном морях, занимал ряд штабных должностей и преподавал в военной академии. С 1940 года - кандидат военно-морских наук.

Начало Великой Отечественной войны Иван Исаков встретил в должности первого заместителя наркома ВМФ. В июле 1941 года его назначили заместителем командующего Северо-Западного направления по морской части. Находясь в этой должности, он принял самое деятельное участие в организации перевозок в осаждённый Ленинград по Ладожскому озеру, а также в создании Ладожской, Чудской, Онежской и Ильменской военных флотилий. Под Шлиссельбургом Ивана Исакова контузило, и он навсегда оглох на левое ухо.

Вскоре адмирала отправили на юг для оказания помощи в подготовке Керченско-Феодосийской десантной операции. Далее в должности заместителя командующего и члена Военного совета Закавказского фронта он координировал действия Черноморского флота, Азовской и Каспийской флотилий. 4 октября 1942 года, попав под бомбёжку, Исаков получил тяжёлое ранение бедра. Из-за начавшейся гангрены пришлось ампутировать ногу. После прохождения курса лечения адмиралу поручили руководить подготовкой к изданию сборников, обобщающих опыт ведения войны на море. Сам же он написал книгу «Военно-Морской Флот в Великой Отечественной войне».

С 1946 по 1950 год Иван Исаков являлся начальником Главного морского штаба, а затем заместителем Главнокомандующего ВМФ. Иосиф Сталин очень ценил его и отзывался: «Умница, без ноги, но с головой». Адмирал Иван Исаков скончался в Москве 11 октября 1967 года.

НИКОЛАЙ КУЗНЕЦОВ

Родился 11 июля 1904 года в селе Медведки Архангельской губернии в крестьянской семье. Окончив три класса церковно-приходской школы, в 1915 году после смерти отца устроился работать рассыльным в управление Архангельского порта. В 1919 году Николая Кузнецова зачислили в Северодвинскую военную флотилию, а после её расформирования перевели в Петроград в Центральный флотский экипаж, где он принял участие в ликвидации Кронштадтского мятежа.
С 1923 по 1926 год учился в Военно-морском училище имени М.В. Фрунзе, после окончания которого с отличием был направлен на крейсер «Червона Украина» Черноморского флота. После окончания в 1932 году Военно-морской академии стал старшим помощником командира крейсера «Красный Кавказ», а позднее - командиром крейсера «Червона Украина».

Во время Гражданской войны в Испании являлся главным военно-морским советником республиканского правительства. После возвращения в Россию - заместитель командующего, а с 1938 года - командующий Тихоокеанским флотом.

29 апреля в возрасте 34 лет Николая Кузнецова назначили на должность наркома ВМФ СССР. Началась его интенсивная деятельность по укреплению флота и подготовке его к войне. В ночь на 22 июня 1941 года он своевременно отдал приказ о приведении в боевую готовность кораблей и морской авиации, что позволило флоту избежать потерь в первый день Великой Отечественной войны. Кузнецов был членом Ставки Верховного главнокомандования и руководил действиями флота на всех театрах.

В январе 1948 года в рамках «дела адмиралов» Николая Кузнецова понизили в звании до контр-адмирала и назначили на должность заместителя Главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам. В 1951 году он вновь возглавил флот, теперь уже в должности военно-морского министра СССР, но звание адмирала флота ему вернули лишь 13 мая 1953 года, после смерти Иосифа Сталина.

Однако вскоре последовала вторая опала, вызванная его категорическим неприятием действий Никиты Хрущёва, направленных на принижение роли флота. Под предлогом виновности во взрыве, погубившем 29 октября 1955 года линкор «Новороссийск», Николая Кузнецова понизили в звании до вице-адмирала и отправили в отставку. Опальный флотоводец любил повторять тогда: «От службы во флоте я отстранен, но отстранить меня от службы флоту - невозможно». В этот период он написал несколько книг и множество статей, неоднократно выступал перед общественностью по различным касающимся флота вопросам. Скончался 6 декабря 1974 года. Лишь спустя много лет, 26 июля 1988 года, Кузнецова посмертно восстановили в звании адмирала флота Советского Союза. В настоящее время его имя носит единственный российский тяжёлый авианесущий крейсер.

АРСЕНИЙ ГОЛОВКО

Родился 10 июня 1906 года в станице Прохладная Терского казачьего войска в семье казака-ветфельдшера и крестьянки. Окончил церковно-приходскую школу, а в 1922 году поступил в Ростове-на-Дону на рабфак. В 1925 году переехал в Москву и начал учиться в Тимирязевской сельскохозяйственной академии, правда, через несколько месяцев был призван по комсомольскому набору на флот. Командиры обратили внимание на способного матроса и послали его учиться. После окончания в 1928 году Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе получил назначение на эсминец. Молодой командир достаточно быстро продвигался по служебной лестнице и к маю 1935 года являлся начальником штаба бригады торпедных катеров Тихоокеанского флота.

В августе 1936 года Арсений Головко поступил в Военно-морскую академию, но вскоре отправился добровольцем в Испанию, где исполнял должность советника командира военно-морской базы Картахены. По возвращении продолжил учёбу в академии, после окончания которой стал начальником штаба Северного флота, а с июня 1938 года - командиром дивизиона эсминцев. В дальнейшем командовал Каспийской флотилией и Краснознамённой Амурской флотилией.

С июля 1940 года - командующий Северным флотом, на тот момент наиболее молодым и слабым по корабельному составу. Хотя как раз этому флоту довелось сыграть едва ли не самую важную роль в Великой Отечественной войне, так как именно северным маршрутом в СССР доставлялась основная масса поставок , снаряжения, продовольствия и различных стратегических материалов по ленд-лизу. Кроме обеспечения проводки конвоев под руководством Головко флот активно участвовал в обороне Советского Заполярья и Мурманска, а также действовал на коммуникациях германских войск в Северной Норвегии.

С марта 1950 года Арсений Головко - начальник Морского Генерального штаба и первый заместитель военно-морского министра. Скончался 17 мая 1962 года.

СЕРГЕЙ ГОРШКОВ

Родился 13 февраля 1910 года в Каменец-Подольском в семье учителей. После окончания средней школы поступил на физико-математический факультет Ленинградского университета, но в 1927 году становится курсантом Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе, по окончании которого отправился служить на Черноморский флот. Через год его перевели на Тихоокеанский флот.

В 1939 году Горшков вернулся на Черноморский флот в качестве командира бригады эсминцев, а год спустя - командира бригады крейсеров. В годы Великой Отечественной войны командовал Азовской и Дунайской флотилиями. Участвовал в обороне Одессы. Руководил высадкой многих десантов.

Хотя настоящая слава пришла к нему после войны, когда он стал «отцом» советского ракетно-ядерного флота. В январе 1956 года его назначили командующим Военно-морским флотом СССР. Непосредственно в это время флот начал активно пополняться новыми современными кораблями: атомными подводными лодками и ракетными крейсерами. Постепенно советский флот достиг состояния, близкого к паритету с американским, причём темпы строительства новых советских кораблей превышали аналогичные показатели для американских.

Благодаря Горшкову флот смог получать корабли принципиально новых классов - авианесущие крейсера и тяжёлые атомные ракетные крейсера, что позволило полноценно конкурировать на океанских просторах с силами НАТО.

Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков скончался 13 мая 1988 года. Он оставил стране богатое наследство в виде многочисленного и современного флота, а ряд построенных при нём кораблей продолжает нести службу до настоящего времени.

Великие российские полководцы, флотоводцы, военачальники, военные учёные и конструкторы (к 100-летию со дня рождения трижды Героя Советского Союза маршала авиации А.И. Покрышкина)

Вопросы:

  1. Военные ученые, полководцы, флотоводцы и военачальники, прославившие Отечество.
  2. Выдающиеся российские конструкторы, создатели вооружения и техники для армии и флота.

История всегда отводила военачальнику основополагающую роль. Героика российского воинства отражалась еще в летописях и народных былинах о князеВладимире Красном Солнышке, Добрыне Никитиче, Илье Муромце, Алеше Поповиче, Никите Кожемяке.
В народной памяти сохранились славные имена полководцев Древней Руси, организаторов военной защиты русских земель Ярослава Мудрого, князя Владимира Мономаха и князя Святослава Игоревича, который первым из киевских князей отказался от племенных ополчений и сделал ставку на немногочисленное профессиональное войско.
Яркий полководческий талант проявили князь Александр Невский, одержавший победы на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 года над шведским отрядом и в Ледовом побоище 5 апреля 1242 года, и московский великий князь Дмитрий Донской, разгромивший во главе объединенных русских сил татарского темника Мамая 21 сентября 1380 года на Куликовом поле.
Плодотворной и многогранной была деятельность царя Петра I. Сам царь вошел в историю не только как выдающийся государственный деятель и реформатор страны, но и как выдающийся полководец, проявивший полководческий талант в ходе Азовских походов (1695 — 1696 гг.), в Северной войне (1700 — 1721 гг.), Прутском походе 1711 года, во время Персидского похода (1722 — 1723 гг.).
Он, как подлинный преобразователь военного дела, разработал решительную наступательную стратегию, направленную на разгром живой силы противника, выступал против кордонной системы ведения войны (равномерного распределения сил по фронту) и стремился сосредоточивать силы на решающем направлении. Являясь автором и редактором воинских уставов, военно-теоретических и исторических трудов, Петр I разработал одну из первых отечественных военных концепций подготовки государства к войне, организации, обучения и воспитания русских войск, ведения ими военных действий.
Петр I вырастил целую плеяду талантливых военачальников, среди которых — графы, генерал-фельдмаршалы Ф.А. Головин и Б.П. Шереметев, светлейший князь А.Д. Меншиков и др.
Плодотворной в развитии русского военного искусства и науки была вторая половина XVIII века, когда Россия вела многочисленные войны с Турцией, Швецией и рядом других государств.
Немало замечательных побед в битвах при Рябой могиле, Ларге, Кагуле и Очакове и др. Русская армия одержала под командованием графа, генерал-фельдмаршала Петра Румянцева-Задунайского и генерал-фельдмаршала Григория Потемкина-Таврического.
Как полководец Румянцев умело сосредотачивал основные силы на решающих направлениях, тщательно разрабатывал план боевых действий. Он стал одним из инициаторов перехода от линейной тактики к тактике колонн и рассыпного строя. Как теоретик и практик военного искусства Румянцев свои взгляды на военное дело изложил в ряде военно-теоретических трудов.
Важное место в развитии отечественной военной науки занимает оригинальная система взглядов на способы ведения войны и боя, воспитания и обучения войск, разработанная Александром Суворовым — выдающимся российским полководцем, военным теоретиком и воспитателем (см. «Ориентир» за 2008 г. № 11). За свою жизнь легендарный полководец провел 63 сражения, и все они были победными, а его имя стало синонимом победы, военного мастерства, героизма и патриотизма.
Значительное влияние на развитие военной науки и прежде всего на совершенствование военно-морского искусства оказал «флотский Суворов» — выдающийся российский флотоводец адмирал Федор Ушаков (см. «Ориентир» за 2006 г. № 5). Он явился основоположником маневренной тактики парусного флота, в основе которой лежало искусное сочетание огня и маневра, основал Черноморский военный флот, талантливо руководил им, одержав ряд замечательных побед на Черном и Средиземном морях.
В начале XIX века в плеяде талантливых российских полководцев заметно выделялся светлейший князь Смоленский, генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов,полководческий талант которого расцвел в Отечественной войне 1812 года. Проведенное им знаменитое Бородинское сражение явилось переломным моментом войны (см. «Ориентир» за 2004 г. № 3).
В ходе Отечественной войны 1812 года ярко проявили себя такие даровитые полководцы, как М.Б. Барклай-де-Толли, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский, А.П. Ермолов, М.И. Платов и многие другие.
В плеяде выдающихся российских военачальников второй половины XIX века можно выделить сторонника смелых и решительных действий войск, противника шаблона, военного педагога, блестящего теоретика и практика, героя русско-турецкой войны 1877-1878 гг. генерала от инфантерии Михаила Скобелева (см. «Ориентир» за 2012 г. № 3).
В войнах, которые пришлось вести России в XIX веке, не раз отличался отечественный флот. Русский флотоводец и мореплаватель, трижды обогнувший Землю, один из первооткрывателей Антарктиды адмирал Михаил Лазарев прекрасно понимал превосходство машинных судов над парусными и был сторонником создания сильного парового флота. Он воспитал плеяду выдающихся командиров и флотоводцев — адмирала Петра Нахимова, героев обороны Севастополя вице-адмирала Владимира Корнилова и контр-адмирала Владимира Истомина, военно-морского теоретика адмирала Григория Бутакова, графа, российского государственного деятеля адмирала Евфимия Путятина.
Замечательным флотоводцем и океанографом являлся вице-адмирал Степан Макаров — основоположник тактики броненосного флота и теории непотопляемости корабля, один из организаторов создания миноносных кораблей и торпедных катеров, автор более 50 научных работ по различным отраслям военно-морского дела.
Прогрессивные взгляды в военной науке и военно-теоретической мысли в XIX веке оставили представители русской военной школы А.И. Астафьев, Г.А. Леер, Д.Ф. Масловский, А.З. Мылашевский, а также революционный демократ Н.Г. Чернышевский, либеральные деятели Д.А. Милютин и Н.Н. Обручев и многие другие патриоты России. Их военно-теоретические взгляды охватывали вопросы строительства вооруженных сил, способы и формы их применения. Они выдвигали новые концепции, создавали труды, отражавшие многие новые явления в военном деле.
Первая мировая война выдвинула в число лучших военачальников генерала от кавалерии Алексея Брусилова, под командованием которого войска Юго-Западного фронта летом 1916 года осуществили прорыв австро-германского фронта, вошедший в историю как Брусиловский прорыв.
Октябрьская революция, а затем и Гражданская война дали мощный толчок становлению и развитию советского военного искусства и военно-теоретической мысли. Крупный вклад в это внесли такие известные военачальники, как Михаил Фрунзе, Маршалы Советского Союза Александр Егоров, Михаил Тухачевский,которые много сделали для разработки теоретических основ советской военной доктрины, общих основ военного искусства, стратегии и тактики, строительства Вооруженных Сил, воинского обучения и воспитания.
Военный теоретик В.К. Триандафиллов в труде «Характер операций современных армий» сделал глубокий научный анализ состояния и перспектив развития армий того времени, раскрыл закономерности их технического оснащения и организации, отметил повысившуюся роль танков как одного из могущественных наступательных средств будущей войны.
Большой вклад в развитие военного искусства внесли В.К. Блюхер, И.И. Вацетис, А.С. Бубнов, С.С. Каменев, П.П. Лебедев, А.И. Седякин, И.П. Уборевич, Р.П. Эйдеман, И.Ф. Федько, И.Э. Якир и другие военачальники.
Советский военный деятель и теоретик Маршал Советского Союза Борис Шапошников много и успешно работал над развитием советской военной науки. В своем фундаментальном труде «Мозг армии» он сформулировал основные положения о характере будущей войны, глубоко раскрыл особенности руководства современной войной и дал развернутое представление о роли, функциях и структуре Генерального штаба как органа Верховного Главнокомандования по управлению Вооруженными Силами.
С особой силой полководческий талант был продемонстрирован в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Именно на полководцев и флотоводцев легла вся тяжесть руководства вооруженной борьбой, вся ответственность за ее успехи и неудачи. Прославленными полководцами, внесшим наибольший вклад в разгром агрессора, были Маршалы Советского Союза Георгий Жуков и Александр Василевский (см. «Ориентир» за 2010 г. №6).
Среди выдающихся полководцев и военачальников Великой Отечественной войны достойное место занимают Маршалы Советского Союза К.К. Рокоссовский, И.Х. Баграмян, И.С. Конев, Л.А. Говоров, К.А. Мерецков, К.С. Москаленко, С.К. Тимошенко, И.Ф. Толбухин, В.И. Чуйков, А.М. Еременко, Р.Я. Малиновский, Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов. Значительный вклад в достижение победы над врагом внесли также генералы армии А.И. Антонов, П.И. Батов, Н.Ф. Ватутин, И.Е. Петров, И.Д. Черняховский, И.В. Тюленев, главные маршалы авиации А.А. Новиков, А.Е. Голованов, главный маршал артиллерии Н.Н. Воронов, главный маршал бронетанковых войск П.А. Ротмистров, адмиралы Ф.С. Октябрьский, В.Ф. Трибуц, И.С. Юмашев и другие.
К плеяде выдающихся военачальников можно отнести гордость нашей авиации (более 650 боевых вылетов и 59 лично сбитых самолетов) трижды Героя Советского Союза маршала авиации Александра Ивановича Покрышкина (1913-1985 гг.).
Боевой путь великого аса начался в Молдавии, где 26 июня он сбил свой первый немецкий самолет Ме-109. Но именно в воздушных боях на Кубани летчик-истребитель А.И. Покрышкин проявил себя как мастер воздушного боя. Будучи командиром первой эскадрильи 16-го гвардейского полка, уже 12 апреля 1943 года он на глазах у командующего ВВС фронта генерал-лейтенанта К.А. Вершинина сбил четыре «мессершмитта». За этот успех летчик был награжден орденом Красного Знамени.
Широко известен легендарный бой 29 апреля 1943 года, в котором восьмерка ведомых Покрышкиным «аэрокобр» рассеяла и повернула назад три эшелона Ю-87 (81 самолет) и прикрывавших их десять Me-109. Здесь он лично сбил четыре юнкерса, а пятый бомбардировщик — при возвращении на свой аэродром.
В последующие дни А.И. Покрышкин увеличил свой счет в небе Кубани еще на несколько Me-109. А 24 мая 1943 года А.И. Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза. Через три месяца, 24 августа 1942 года, за 455 боевых вылетов, 30 лично сбитых самолетов противника, проявленные мастерство и отвагу он вторично был награжден медалью «Золотая Звезда».
Александр Иванович помимо блистательных личных побед стал автором не только главных тактических приемов и построений своего полка, но и автором наиболее передовых приемов воздушного боя — «кубанской этажерки», «соколиного удара». Кроме того, он автор знаменитой формулы: «Высота — скорость — маневр — огонь!», нового метода патрулирования на больших скоростях по принципу движения маятника часов и других тактических новшеств. Эта тактика, замеченная и по достоинству оцененная после впечатляющих успехов полка, с 1943 года стала основой действий советской истребительной авиации, обеспечив ее превосходство над врагом. «Подвиг требует мысли, мастерства и риска» — таким было кредо легендарного Генерал-фельдмаршал Григорий Потемкин-Таврический летчика, которого Герой Советского Союза известный пилот и писатель М.Л. Галлай точно назвал «мыслителем в нашем деле».
В июле 1944 года А.И. Покрышкину присвоили звание полковника с назначением на должность командира 9-й гвардейской истребительной авиадивизии.
14 июля 1944 года Александр Покрышкин возглавил ударную восьмерку истребителей, атаковал группу немецких Ю-87 и Хе-129, насчитывающую около 50 самолетов, и одержал три личные победы.
19 августа 1944 года за 550 боевых вылетов и 53 сбитых самолета ему в третий раз было присвоено звание Героя Советского Союза.
В последний год войны А. Покрышкин показал себя выдающимся командиром дивизии. Несмотря на запреты, он продолжал, хотя и реже, водить в бой группы своих истребителей. Командующий 1-м Украинским фронтом Маршал Советского Союза И.С. Конев писал о Покрышкине, что «Александр Иванович владел не только высочайшим личным искусством воздушного боя, не только превосходно руководил этими боями в воздухе, выбирая каждый раз наиболее выгодные боевые порядки и уничтожая максимальное количество вражеских самолетов, но умел еще на земле наилучшим образом подготовить летный состав к действиям в воздухе, быстрее и точнее всех перебазироваться, лучше всех организовать аэродромную службу. Кстати сказать, именно он первым начал летать с германских автострад, используя их как аэродромы. Покрышкин — гордость нашей авиации…».
А.И. Покрышкин создал собственную систему подготовки асов. Особое значение придавал он боевой дружбе и слетанности в эскадрильях.
Трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб, впоследствии маршал авиации, один из выдающихся военачальников страны, говорил, что считает себя учеником Покрышкина, у которого учился воевать и жить, быть человеком.
После войны А.И. Покрышкин занимал ряд командных должностей в войсках ПВО страны, а с января 1972 года, будучи председателем ЦК ДОСААФ, прилагал много усилий для военно-патриотического воспитания, технического обучения и физической закалки молодежи.
Большой вклад в разработку теоретических основ военной науки, в практику военного искусства, основанную на опыте советских и постсоветских вооруженных конфликтов, внесли Маршалы Советского Союза В.Г. Куликов, В.И. Петров, С.Л. Соколов, Д.Т. Язов, Маршал Российской Федерации И.Д. Сергеев и др. Свой вклад продолжают вносить новые российские военачальники, ученые-теоретики, генералы, адмиралы и офицеры Генерального штаба, Главных штабов видов Вооруженных Сил и штабов родов войск, военно-учебных заведений, военно-научных органов, штабов соединений и частей армии, авиации и флота.

Отечественная история богата великими достижениями и открытия ми в военно-технической области. Начав с фитильных ружей и кремневых самопалов, творцы российского оружия со временем достигли таких высот в своем деле, что затмили лучших специалистов мира.
Поначалу на Руси огнестрельное оружие (и ручное, и артиллерийское) называлось одинаково — пищаль. Однако в 1856 году в России нарезное оружие получило официальное название — винтовка. В 1868 году на вооружение была принята мелкокалиберная винтовка, которую разработали русские военные инженеры А.П. Горлов и К.И. Гуниус при содействии американского полковника X. Бердана. Патриархами отечественного стрелкового дела были С.И. Мосин — автор знаменитой 7,62-мм магазинной пятизарядной «трехлинейной» винтовки образца 1891-1930 гг., простоявшей на вооружении около 60 лет, Н.М. Филатов, В.Г. Федоров — конструктор первого в мире автомата.
Одним из учеников и сподвижников Федорова был В.А. Дегтярев — конструктор пулеметов для пехоты, танков и авиации (ДП, ДТ, ДС, РПД). Дегтярев тесно сотрудничал с другим талантливым конструктором — Г.С. Шпагиным, создав 12,7-мм станковый пулемет образца 1938 года ДШК (Дегтярев — Шпагин, крупнокалиберный), который успешно применялся в разных родах войск. Г.С. Шпагин являлся создателем знаменитого пистолета-пулемета ППШ-41.
Другим замечательным конструктором-оружейником был П.М. Горюнов, создавший в 1943 году 7,62 мм станковый пулемет (СГ-43), который превосходил пулемет системы Дегтярева.
Талантливым и самобытным конструктором был Ф.В. Токарев. Он создал около 150 различных образцов стрелкового оружия, среди которых большую известность имели 7,62 мм пистолет (ТТ) и 7,62-мм самозарядная винтовка образца 1938 года (СВТ-38).
Значительный вклад в совершенствование отечественного стрелкового оружия внес А.И. Судаев — конструктор лучшего пистолета-пулемета периода Второй мировой войны (7,62-мм пистолета-пулемета (ППС).
Выдающимся конструктом стрелкового автоматического оружия является доктор технических наук, генерал-лейтенант Михаил Калашников. Он разработал знаменитый во всем мире 7,62-мм автомат Калашникова, который прошел многочисленные модернизации и модификации. Благодаря ему впервые в мировой практике появилась серия унифицированных образцов стрелкового вооружения, идентичных по принципу работы и единой схеме автоматики.
Значительный вклад в развитие отечественного стрелкового оружия внесли конструкторы К.А. Барышев, Н.Ф. Макаров, Н.В. Рукавишников, С.Г. Симонов, Я.У. Рощепей и др.
Замечательную историю имеет и русская артиллерия, появление которой связано с именем Андрея Чехова — автора самой большой в мире по калибру Царь-пушки.
Крупный вклад в развитие русской артиллерии внес П.И. Шувалов. Под его руководством русские артиллерийские офицеры М. Данилов, М. Жуков, М. Мартынов, И. Меллер, М. Рожков в 1757-1759 гг. разработали несколько образцов гладкоствольных гаубиц для стрельбы настильным и навесным огнем, получивших название «единорогов».
С именем выдающегося изобретателя артиллерийского вооружения Владимира Барановского связано появление первых отечественных систем скорострельной артиллерии с патронным заряжанием. В 1872 -1875 гг. им были созданы скорострельные пушки калибра 1,5, 2 и 2,5 дюйма. Аналогичные пушки в других странах появились лишь в конце XIX века.
Выдающимся советским конструктором был генерал-полковник технических войск, доктор технических наук, профессор Василий Грабин — конструктор знаменитой 76-мм дивизионной пушки ЗИС-З. Весьма эффективно действовала в годы войны 152-мм гаубица конструкции Ф.Ф. Петрова.
Со второй половины XVII века на Руси стали применяться и ракеты.
Впоследствии отечественные реактивные системы нашли свое продолжение в знаменитых «катюшах» (БМ-13) и других реактивных системах залпового огня. Разработчиками новых конструкторских идей стали отечественные ученые Н.И. Тихомиров и В.А. Артемьев.
Создателями межконтинентальных баллистических ракет, жидкостных реактивных двигателей, приборов управления и сложного наземного оборудования для них были академики С.П. Королев, В.П. Глушко, В.Н. Челомей, Н.А. Пилюгин, В.П. Макеев, М.Ф. Решетнев, В.П. Бармин, А.М. Исаев, М.К. Янгель и другие. Благодаря их таланту и самоотверженности в работе к 1965 году созданы и поставлены на боевое дежурство межконтинентальные ракеты (Р-16, Р-7, Р-9) и ракеты средней дальности (Р-12, Р-14). Новый этап в техническом оснащении РВСН связан с созданием и постановкой на боевое дежурство ракетных систем PC-16, PC-18, РС-20. В этих ракетных системах наши конструкторы применили принципиально новые технические решения, позволившие повысить эффективность боевого применения ракет, усилить их защищенность от ударов противника.
Очень интересной и динамичной является история создания и совершенствования танков, начало которой положила сконструированная в мае 1915 года гусеничная машина А.А. Пороховщикова, вооруженная двумя пулеметами, помещенными во вращающейся башне.
Отечественное танкостроение обязано труду и таланту блистательных конструкторов М.И. Кошкина, Н.А. Кучеренко и А.А. Морозова, создавших легендарный средний танк Т-34. С декабря 1943 года на Т-34 установили 85-мм пушку, и ее бронебойный снаряд с расстояния 1000 метров пробивал броню толщиной 100 мм, а подкалиберный — с расстояния 500 метров 138-мм броню, что позволяло успешно бороться с немецкими «тиграми» и «пантерами».
Вместе с Т-34 успешно действовали против врага и наши тяжелые танки КВ и ИС, созданные под руководством Ж.Я. Котина и Н.Л. Духова. Немецкое командование в инструкциях своим танковым экипажам не рекомендовало вступать в прямые огневые контакты с тяжелыми танками ИС-2 и обязывало вести по ним огонь только из засад и укрытий.
Ни в одной области отечественной конструкторской мысли нет столько прославленных умов, как в авиастроении. Подлинным новатором стал конструктор А.Ф. Можайский, на 9-15 лет опередивший зарубежных конкурентов.
Одним из первых русских авиационных конструкторов, прославивших отечественную науку и технику, был Я.М. Гаккель. В период с 1908 по 1912 год он спроектировал 15 самолетов различных типов и назначения. При этом он непрерывно улучшал качество машин, их летно-технические данные.
Выдающийся вклад в развитие отечественной авиации внесли конструкторы А.С. Яковлев, С.А. Лавочкин, А.И. Микоян, В.М. Петляков, С.В. Ильюшин и Г.М. Бериев. В руководимых ими конструкторских бюро за очень короткие сроки были сконструированы, испытаны и запущены в серийное производство новые истребители, бомбардировщики, штурмовики, созданы летающие лодки и корабельные самолеты.
Выдающимися авиаконструкторами были O.K. Антонов, А.А. Архангельский, Р.Л. Бартини, Р.А. Беляков, В.Ф. Болховитинов, М.И. Гуревич, Н.И. Камов, М.Л. Миль, В.М. Мясищев, И.И. Сикорский, П.С. Сухой и др. Они создали модели самолетов и вертолетов, которые не один год находились в серийном производстве, а многие технические решения, найденные ими, до сих пор используются при проектировании современной авиационной техники.
Крупнейшим ученым, обладавшим способностью сочетать глубокие теоретические исследования с их практическим претворением в конструкциях новых самолетов, был Андрей Туполев. Он разработал основы аэродинамического расчета самолета, теорию расчета на прочность и другие. Под его руководством создано свыше 100 типов военных и гражданских самолетов. На самолетах Туполева установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в т.ч. В.П. Чкалова и М.М. Громова на АНТ-25 через Северный полюс в США.
Широко известны достижения отечественных ученых и конструкторов в области судостроения. История оставила нам имена наиболее известных кораблестроителей, опережавших свое время. Особенно интересна судьба Петра Титова, ставшего главным инженером крупнейшего судостроительного общества и не имевшего при этом даже свидетельства об окончании сельской школы. Знаменитый советский кораблестроитель академик А.Н. Крылов считал себя учеником Титова.
В 1904 году по проекту И.Г. Бубнова — знаменитого строителя линейных кораблей — была начата постройка подводных лодок. Созданные нашими мастерами лодки «Акула» и «Барс» оказались более совершенными, чем подводные суда воевавших в Первую мировую войну стран.
Русский флот намного опередил иностранные флоты в развитии минного оружия. Эффективные мины были разработаны нашими соотечественниками И.И. Фицтумом, П.Л. Шиллингом, Б.С. Якобсоном, Н.Н. Азаровым. Противолодочную глубинную бомбу создал наш ученый Б.Ю. Аверкиев.
В 1913 году русский конструктор Д.П. Григорович построил первый в мире гидросамолет.
Ярким представителем отечественных конструкторов-кораблестроителей является Борис Купенский. Он был главным конструктором сторожевых кораблей типа «Горностай», первых в советском военно-морском Флоте противолодочных кораблей с зенитно-ракетными комплексами и газотурбинной всережимной энергетической установкой, первого в ВМФ СССР боевого надводного корабля с ядерной энергетической установкой и головного в серии атомных ракетных крейсеров «Киров» с мощным ударным и зенитным вооружением, практически неограниченной дальностью плавания.
Важную роль в совершенствовании отечественного подводного флота сыграл советский конструктор-кораблестроитель и изобретатель доктор технических наук, академик АН СССР Сергей Ковалев. С 1955 года он работал главным конструктором Ленинградского центрального конструкторского бюро «Рубин». Ковалев — автор свыше 100 научных трудов и многих изобретений. Под его руководством были созданы атомные подводные лодки-ракетоносцы, известные за рубежом под шифром «Янки», «Дельта» и «Тайфун».
Большую роль в становлении ядерного щита Родины внесли наши ученые И.В. Курчатов, М.В. Келдыш, А.Д. Сахаров, Ю.Б. Харитон — создатели ядерного и термоядерного оружия.
В настоящее время над созданием новых видов оружия, отвечающего современным вызовам и угрозам, также трудится немало замечательных ученых и конструкторов.

Методические рекомендации
В ходе проведения занятия необходимо использовать разнообразные формы и методы доведения информации до слушателей, например, применяя возможности мультимедиа.
Во вступительном слове следует подчеркнуть роль российских и советских полководцев и флотоводцев в развитии военного искусства, показать значение их теоретических взглядов и практики для современной военной науки и военного строительства.
В ходе раскрытия первого вопроса целесообразно на конкретных примерах и фактах продемонстрировать превосходство отечественной полководческой школы в разные периоды времени над полководческой наукой стран, указать на преемственность военачальников и командиров Российской армии в развитии военной теории и практики.
В ходе рассмотрения второго учебного вопроса необходимо показать место, роль и значение деятельности отечественных ученых и конструкторов вооружения и боевой техники в укреплении обороноспособности страны.
В заключение занятия необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, порекомендовать необходимую литературу.

  1. Самосват О. Великие российские полководцы, флотоводцы и военачальники // Ориентир. — 2009. — № 8.
  2. Великие русские полководцы и флотоводцы. Истории о верности, о подвигах, о славе… — М.: Центрполиграф, 2011.
  3. Дайнес В. Гордость нашей авиации // Ориентир. — 2008. — № 2.

Подполковник
Дмитрий САМОСВАТ

Воевал на фронте Великой Отечественной Войны с марта 1942г по май 1945г. За время 2 раза был ранен под г. Ржевом Калининского района.

Победу встретил под Кёнигсбергом в звании старшего сержанта в должности командира 7 отделения Моторизованной разведывательной роты (участвовал в 21 разведывательной операции).

Награжден:
-орден «Слава 3 степени» за отвагу и мужество, проявленную в борьбе с немецкими захватчиками;
-медаль «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945г;
- знак «Отличный разведчик».

Флот у него в крови. Именно так можно охарактеризовать ярчайшего русского флотоводца и адмирала. Могла ли его судьба сложиться иначе, без морского флота? Конечно же, нет. Его семья связала свою жизнь с этим непростым ремеслом с основания флота в России. Дед служил боцманом еще при Петре I и дослужился до контр-адмирала, а его брат сделал не менее блистательную карьеру, добившись впечатляющих результатов при битве на озере Эзель против шведов. Отец его в чине вице-адмирала и вовсе занимал должность военного губернатора Кронштадта. В военно-морской корпус, Сенявин попал в возрасте 10 лет, когда отец, во время пивной пирушки принял решения отдать сына на обучение. Позднее, о детском периоде обучения будущего генерала напишет известный биограф, Броневский: «Дмитрий Николаевич по своей натуре был человеком простым и скромным, который умел располагать к себе всех окружающих и использовать их любовь на благо общего дела. В кругу друзей он прослыл, как любящий и заботливый отец, в кругу коллег - как справедливый, но требовательный начальник».

Начало службы


Свою морскую службу начал в возрасте 14 лет, а уже через 3 года выдержал экзамен на чин мичмана.

Адмирал. Родился в семье дворянина А.А.Спиридова, честно служившего царю Петру I комендантом в Выборге. Сын выбрал себе карьеру морского офицера и с 15 лет плавал вольноопределяющимся на корабле. По сле пяти лет службы волонтером, успешно сдал экзамены на знание навигации, был произведен в гардемарины и поступил на военную службу.

Морскую карьеру Спиридов начал на Каспийском море, в Астрахани. Его непосредственным начальником был лейтенант А.И.Нагаев, делавший описание каспийского моря. В дальнейшем Нагаев станет адмиралом и известным гидрографом. Молодой гардемарин Спиридов почерпнет много полезного у своего наставника. Исполнительный, толковый и усердный младший офицер вскоре будет переведен в Кронштадт, где будет набираться морского опыта, совершая регулярные рейсы по Балтийскому морю.
Как наградой за усердную службу стал чин мичмана и перевод в Донскую флотилию адъютантом командира вице-адмирала П.П.Бредаля. Это назначение позволило ему приобрести боевой опыт во время русско-турецкой войны 1735-1741гг., участвуя в боях за Азов.

Владимир Алексеевич Корнилов родился в 1806 году в Тверской области, в офицерской семье. В 1823 году окончил Морской кадетский корпус. С 1827 году Корнилов служил на линейном корабле «Азов».

Корнилов был одним из участников знаменитого Наваринского сражения. В 1838 году стал начальником штаба эскадры Лазарева, командовал десантом на Кавказском побережье.

В 1849 году Владимир Алексеевич становится начальником штаба Черноморского флота . Он понимал необходимость модернизации флота, считал, что должен идти в ногу со временем. Лоббировал замену парусных судов на паровые, был одним из разработчиком нового Морского устава, участвовал в создании Севастопольской военной библиотеке.

Степан Осипович Макаров - замечательный , родился в 1848 году. В семье Макарова было много военных, оба деда, отец. Кем будет Степан, было предрешено.

Отец мальчика служил в Сибирской военной флотилии, семья же жила в Николаевске-на-Амуре. В этом городе, в возрасте 10 лет, Степан Макаров поступает в морское училище. Здесь он выделяется незаурядным умом и стремлением к знаниям.

Морское училище юноша закончил в звании гардемарина. В 1867 году, уже имея некий опыт плаваний по морям, Макаров был назначен в экипаж Балтийского флота. Во время службы, начал писать научные статьи. В 1869г получил чин мичмана.

Год спустя выступил к командованию с предложением своего проекта по починке пробоин в корпусе кораблей. После совещаний предложение Степана Осиповича было одобрено, и новая технология начала применяться на боевых русских кораблях. Вскоре ему присвоили звание лейтенанта.

Михаил Петрович Лазарев - замечательный русский путешественник и флотоводец. Будущий флотоводец родился во Владимире в ноябре 1788 года в семье правителя владимирского наместничества.

В 1800 года Михаил был принят в Морской кадетский Корпус. Учеба была трудной, и эти трудности сочетались с трудностями походов по Финскому заливу. Юношу быстро заметили, он выделялся на фоне сверстников своими талантами и отношением к делу.

После окончания кадетского корпуса Лазарев был отправлен волонтером в Англию, для прохождения морской практики. Несколько лет он ходил по морям и океанам, занимался самообразованием. Михаил любил историю и этнографию.

В 1808 году офицер Михаил Лазарев вернулся в Россию, получил чин мичмана. Участвовал в войне со Швецией, в 1811 году был произведен в лейтенанты. Также был участником , и громил Наполеона на морях.

Александр Васильевич Колчак родился в 1874 году. Отец его был героем обороны Севастополя во время Крымской Войны. В 18 лет юноша поступил в Морской кадетский корпус, где учился шесть лет.

В Кадетский корпус Колчак попал из обычной Петербургской гимназии. Увлекался точными науками, любил, что-нибудь мастерить. По окончанию кадетского корпуса в 1894 году, был произведен в мичманы.

В период с 1895 по 1899г он три раза побывал в кругосветных путешествиях, в которых занимался научным трудом, изучал океанографию, карты течений и берегов Кореи, гидрологию, пытался учить китайский язык и готовился к южно-полярной экспедиции.

В 1900 году принял участие в экспедиции барона Э. Толля. В 1902 году отправился на поиски оставшейся зимовать на севере экспедиции барона. Обследовав предполагаемый путь экспедиции на деревянном китобое "Заря", ему удалось найти последнюю стоянку барона и определить что экспедиция погибла. За участие в поисковой экспедиции Колчак получил орден Святого Владимира 4-ой степени.

Павел Степанович Нахимов - замечательный русский флотоводец. Родился в семье офицера 23 июня 1802 года в Вяземском уезде Смоленской губернии. Получил начальное домашнее образование, после чего поступил в Кадетский корпус. Окончив училище, Нахимов на фрегате «Феникс» плавал к берегам Швеции и Дании. Было это в 1817 году.

Возвратившись из плавания по Балтике, Павел Нахимов был произведен в унтер - офицеры. Через год он успешно сдал экзамены, стал мичманом, и был назначен во 2-ой флотский экипаж. В 1822 году совершил кругосветное плавание под началом . За время путешествия, которое длилось около трех лет, его произвели в лейтенанты.

После небольшого отпуска, Павел Степанович был командирован на 74-ех пушечный корабль «Азов». Первым боевым крещением стало «Наваринское сражение», которое произошло во время одной из русско-турецких войн. За эту битву он награжден орденом Святого Георгия 4-ой степени, британским орденом Бани, и французским орденом Спасителя.

Федор Федорович Ушаков родился в 1745г 24 февраля, в дворянской семье. Жила семья не богато. В 16 лет Федор Ушаков поступил в Морской корпус в Петербурге. В это время на русском престоле восседала Екатерина II. Россия готовилась к войне с Турцией, поэтому стране требовалось создать мощный флот на Азовском и Черном море.

Строительство флота было поручено вице - адмиралу Сенявину, который ранней весной 1769 года начал создавать военно - морскую базу в Таганроге. Ушаков прибыл в расположение Сенявина в числе командированных офицеров.

Весной 1773 года русский флот стал господствовать на Азовском Море. После окончательного разгрома турок в Азовском море, боевые действия перешли в Черное. Флот нанес чувствительные удары туркам, и положение русской армии в войне с ними значительно улучшилось.

Через четыре года войны, Ушаков стал командовать посыльным ботом «Курьер». Впоследствии он стал командиром большого 16 пушечного корабля. В заключительной части русско - турецкой войны участвовал в обороне русской военной базы на крымском побережье - Балаквы.