Эскадренный броненосец "синоп" черноморского флота. Броненосец вступает в строй

«Синоп»

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Главный калибр

  • 6 (3х2) - 305-мм/30 орудий Обуховского завода образца 1877 года.

Средний калибр

  • 7 -- 152-мм/35 орудий Обуховского завода образца 1884 года.

Противоминная артиллерия

  • 8 - 47-мм револьверных орудий Гочкиса;
  • 6 - 37-мм револьверных орудия Гочкиса.

Минно-торпедное вооружение

  • 7 - 356-мм торпедных аппаратов;
  • 65 сфероконических мин Герца..

Однотипные корабли

«Синоп» - барбетный броненосец Российского Императорского флота . Третий корабль в серии броненосцев типа «Екатерина II» . Входил в состав Черноморского флота . Участвовал в Первой мировой войне . Нес брандвахтенную службу у Севастопольской бухты, с ноября 1916 года использовался в качестве штабного корабля отряда судов на Дунае. 24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя, после чего не восстанавливался и был разделан на металл в период с 1922 по 1924 год.

Общие сведения

Барбетный броненосец «Синоп» - третий в серии кораблей типа «Екатерина II», строился по двадцатилетней кораблестроительной программе 1883-1902 годов и предназначался для усиления Черноморского флота. 13 февраля 1892 года переклассифицирован в эскадренный броненосец , а 10 октября 1907 года в линейный корабль . Во время Первой мировой войны корабль нес брандвахтенную службу у Севастопольской бухты, с ноября 1916 года использовался в качестве штабного корабля отряда судов на Дунае, а затем и всего Черноморского флота. Во время гражданской войны несколько раз переходил из рук в руки. С апреля 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где был выведен из строя и взорван по приказу эвакуировавшихся из Крыма союзников. После захвата Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл. Упоминаемые в некоторых источниках данные о том что «Синоп» был затоплен у Ялты и якобы обнаружен подводной экспедицией Балларда не соответствуют действительности.

История создания

Постройка и испытания

30 июня 1883 года в Севастополе член правления Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) Н.Н. Сушев заключил контракт с Морским министерством на постройку по чертежам и спецификациям первого черноморского броненосца «Екатерина II» еще двух кораблей. По сути завод изготавливал только корпус корабля , а машины, броню, артиллерию, шлюпки и якоря с цепями Морское министерство обязалось поставить в заранее оговоренные сроки.

Корпус броненосного корабля «Синоп» накануне спуска на воду, Верфь Русского общества пароходства и торговли в Севастополе 19 мая 1887 года

Один из кораблей был заложен 25 сентября 1883 года, а 30 сентября ему было присвоено имя «Синоп» . Свое имя он получил в честь победы российского флота в Синопском сражении . В июле 1884 года Морское министерство запросило правление РОПиТ об ускорении темпа работ по постройке однотипного броненосца «Чесма» , из-за этого заказ машин за границей для «Синопа» и спуск его на воду отложили. Заказали их лишь 30 июня 1885 года заводу D. Napier & Son Limited в Глазго. Во время проведения стапельных работ, наблюдавший за строительством от Морского министерства капитан Корпуса корабельных инженеров А.П. Торопов предложил для облегчения корабля срезать на 381 мм верхний каземат , что сэкономило бы 166 тонн. В 1885 году на объединенном собрании Караблестроительного и Артиллерийского отделений Морского министерства рассматривался вопрос об установке 305-мм орудий в закрытых вращающихся башнях. Однако из-за опасений серьезного перегруза и увеличения осадки было решено «расположить орудия по прежнему в верхнем каземате для стрельбы через барбет». Кроме того была утверждена и принята к исполнению новая конструкция стальной мачты увеличенного диаметра с двумя марсами : нижним - закрытым по типу французского броненосца Hoche и верхним - открытым. В связи с этим постройка «Синопа» шла с отставанием от намеченных сроков примерно на год. Только в августе 1886 года на нем начали устанавливать стойки нижнего каземата.

Спуск корабля на воду состоялся 20 мая 1887 года. Через год с помощью рабочих завода D. Napier & Son Limited на броненосец были главные машины и котлы, а установку брони, вспомогательных котлов, орудийных станков и орудий завершили лишь к середине 1889 года.

29 июня 1889 года броненосец «Синоп» был выведен на испытания. Английские механизмы позволили развить максимальную скорость в 16,5 узлов, однако как выяснилось имели существенные недоработки. Артиллерийские испытания выявили ряд конструктивных недостатков, основным из которых было ограничение сектора стрельбы на нос и корму из-за слабости креплений верхней палубы . По этим причинам первая компания длилась всего 49 дней.

Описание конструкции

Корпус

«Синоп» при абсолютно одинаковых размерениях с однотипными кораблями имел некоторые отличия по силуэту. В наборе корпуса имелись лишь незначительные различия, в основном связанные с местами расположения переборок из-за установки на корабле паровых машин тройного расширения.

Бронирование

На «Синопе» количество и размеры броневых плит несколько отличалось от однотипных кораблей, но их толщины при этом были такими же. Высота плит верхнего грушевидного каземата была меньше на 381 мм чем у головного корабля серии и равнялась в зависимости от места установки, от 2,32 метров до 2,62 метров. Так же отличалась и броневая рубка корабля. Она имела в плане грушевидную форму и 229-мм вертикальное бронирование. Отличалось формой и легкое броневое прикрытие для защиты от огня малокалиберной артиллерии и осколков барбетных установок главного калибра. Они состояли из плоских броневых листов толщиной от 38 до 63,5 мм, набранных в форме усеченного многогранного конуса и вращались вместе с установками.

Энергетическая установка и ходовые качества

Главная энергетическая установка броненосца механическая, двухвальная с двумя паровыми машинами тройного расширения и 14 огнетрубными котлами располагалась в четырех котельных и двух машинных отделениях . Вертикальные, трехцилиндровые паровые машины тройного расширения пара английской фирмы D. Napier & Son Limited имели рабочее давление 8,79 атмосферы. Каждая машина с цилиндром высокого давления диаметром 1118 мм, цилиндром среднего давления диаметром 1600 мм и цилиндром низкого давления диаметром 2413 мм и ходом поршня 1143 мм имела мощность 4444 л.с. и частоту вращения 100 об/мин. передавала вращение на один четырехлопастный гребной винт диаметром 488 мм и фиксированным шагом 6,8 метра.

Цилиндрические, огнетрубные, четрехтопочные паровые котлы пролетного типа в отличие от головного корабля серии устанавливались топками к бортам. Максимальный запас топлива - 910 т угля позволял кораблю пройти 2800 миль при скорости в 10 узлов или 1367 миль при 14,5 узлах.

Для обеспечения бесперебойной работы механизмов, а также и для других нужд на броненосце помимо главных имелось два вспомогательных котла и 44 вспомогательные паровые машины мощностью от 3 до 72 л.с.

Вооружение

Главный калибр

Барбетная установка 305-мм орудий броненосца «Синоп»

Шесть 305-мм орудий Обуховского завода образца 1877 года с длиной ствола 30 калибров располагались попарно в трех поворотных барбетных установках диаметром 7,01 м. Орудия с ручным открыванием и закрыванием замка размещались на обычных лафетах с постоянной высотой оси цапф. Вращение барбета осуществлялось двумя гидравлическими прессами, их штоки действовали на цепи Галля , надетые на зубчатый обод, прикрепленный к центральной палубе или в ручную.

Противоминная артиллерия

Восемь 47-мм пятиствольных револьверных орудий Гочкиса размещались на батарейной палубе и могли вести огонь через амбразуры в бортах. Четыре 37-мм пятиствольных револьверных орудия Гочкиса размещались на нижнем закрытом боевом марсе. Еще два таких же орудия были установлены на верхнем марсе.

Модернизации и переоборудования

  • В 1890 году на броненосце укоротили мачту и опустили ниже марсовые площадки.
  • В 1904 году вместо старых паровых котлов были установлены 20 водотрубных котлов системы Бельвиля.
  • В 1910 году на верхней палубе установлены четыре 152-мм орудия системы Канэ
  • В 1911 году демонтирована вся старая артиллерия. На месте 305-мм орудий установлены четыре 203-мм орудия образца 1905 года , а в батарейной палубе восемь 152-мм орудий системы Канэ. Переоборудованы погреба боезапаса, установлены новые электрические элеваторы для подъема снарядов и пост централизованного управления стрельбой.
  • В 1916 году установлены бортовые стационарные металлические кессоны и боевую рубку, снятую с броненосца «Двенадцать Апостолов» , увеличена площадь руля.

История службы

Броненосец вступает в строй

Эскадренный броненосец «Синоп» в Севастополе, 1890-е годы

До апреля 1890 года броненосец «Синоп» зимовал в Севастополе. В течение следующего месяца корабль практически ежедневно выходил на пробу машин. 30 мая пришел приказ главного командира Черноморского флота и портов вице-адмирала А.А. Пещурова о включении «Синопа» в состав первого отряда Практической эскадры под командованием адмирала О.К. Кремера, где он становился флагманом . 3 июня в 10 часов утра корабли эскадры , подняв флаги и вымпелы , начали кампанию 1890 года.

«Синоп» вышел в море 8 июня, где на нем в течение трех часов испытывали машины. Выход омрачился несчастным случаем. Машинисту 1-й статьи Ивану Гонченко размозжило руку, которую затем пришлось ампутировать. Последующие двадцать дней эскадра простояла на рейде. Это время посвятили рейдовым учениям и взаимодействию личного состава по тревогам. Одновременно с рейдовыми учениями на эскадре тренировались устанавливать мины со стрел и плотов. Корабельные минные катера ходили для стрельб в Инкерман. 7 июля в Севастополь прибыла королева Греции великая княгиня Ольга Александровна и со свитой посетила флагманский корабль. В честь королевы на «Синопе» состоялся обед с участием офицеров корабля и высших должностных лиц Севастопольского гарнизона. 10 июля представители Металлического завода сдали в казну артиллерию корабля, и в этот же день броненосец ушел для испытаний. Сделав из каждого орудия главного калибра по 15 выстрелов, представители завода убедились в полной их исправности. С этого момента в обслуживание артиллерии броненосца вступила команда.

15 июля эскадра вышла в плавание вдоль черноморского побережья. На следующий день с 10 часов утра броненосцы первого отряда отрабатывали совместные действия по флажным сигналам нового свода, введенного в Русском флоте. К 16 часам закончив маневры корабли стали на якорь у Феодосии. В течение следующей недели броненосцы производили минные стрельбы в Феодосийской бухте. Отпраздновав 22 июля на Феодосийском рейде день рождения императрицы Марии Федоровны, корабли снялись с якоря и вечером направились в Одессу. Простояв там два дня, сделав ряд визитов городским властям и командованию Одесского гарнизона, адмирал О.К. Кремер отдал приказ об уходе в Севастополь.

«Синоп» в Северной бухте Севастополя.jpg

На переходе в Севастополь «Синоп» , испытывая механизмы и определяя расход угля, шел отдельно от эскадры последовательно под 6,8, а затем и 10 котлами. Во время испытаний лопнула донная паропроводная труба, соединявшая один из котлов с главной паровой магистралью. Котельное отделение мгновенно заполнилось паром, и все находившиеся в нем получили сильные ожоги. Через несколько часов в лазарете скончались механик мичман князь Хилков и кочегар Москаленко. Затем умерли еще шесть кочегаров, и десять человек находились в тяжелом состоянии. Утром 27 июля Севастополь отмечал годовщину Гангутской победы . «Синоп» весь день простоял на внешнем рейде и вошел в гавань с приспущенным флагом только вечером, когда все торжества окончились. Назначенная для расследования комиссия пришла к заключению, что многие паровые трубы имели серьезные дефекты и броненосец поставили в ремонт. 29 сентября «Синоп» вышел на ходовые испытания , которые показали хорошие результаты. Опасность разрыва труб устранили, и на следующий день броненосец закончил кампанию.

За свою первую кампанию «Синоп» прошел 909 миль. Во время нее выяснилось, что на броненосце стальная мачта высотой с клотиком 36 м с ее артиллерийскими марсами имела слабый рангоут . Кроме того, ванты по тревогам приходилось убирать, что заметно ослабляло крепление, и мачта весом в 16 т могла быть легко сбита в бою или же просто рухнуть во время шторма. По указанию МТК мачту укоротили и опустили марсовые площадки сразу после окончания кампании. Весь октябрь от броненосца к берегу свозили корабельное имущество, такелаж , снаряды и заряды. В конце месяца в казармы съехала и команда.

В составе Практической эскадры

«Синоп» в составе эскадры линейных кораблей входит в Севастопольскую гавань

Компания 1891 года началась раньше обычного - 18 мая. С 22 мая броненосец сопровождал отдыхавшую на юге императрицу Марию Федоровну из Севастополя в Ялту. В течение последующих трех лет «Синоп» обязан был проходить мерную милю , отрабатывать стрельбы, совместные плавания с броненосцами эскадры, постановку мин и отражение атак миноносцев . Ежегодным стало участие в высадке десанта и переходы вдоль побережья с заходом почти во все черноморские порты империи. В 1894 году интенсивность боевой подготовки заметно возросла. Броненосец перед итоговой зачетной стрельбой проводил минимум шесть подготовительных артиллерийских и четыре минных. Условия отражения ночных атак миноносцев максимально приблизили к боевым.

В 1895 году на эскадре начали все более и более делать упор на артиллерийские стрельбы, которые для броненосцев являлись основой их боевой подготовки. Осенью 1895 года в Турции начались беспорядки. Поэтому с 11 декабря 1895 до 25 апреля 1896 года эскадра находилась в кампании и простояла в полной готовности, совершив несколько выходов в море. Четыре летних месяца и зиму с 1896 на 1897 год эскадра также провела в плаваниях.

Запланированное перевооружение

Предполагаемый наружный вид броненосца при перевооружении. Проект 1899 года

В 1897 году МТК по настоянию вице-адмирала Н.В. Копытова - главного командира Черноморского флота и портов, предложил произвести замену огнетрубных котлов на более совершенные водотрубные системы Бельвиля образца 1896 года. Паровые вентиляторы и водоотливные машины планировалось заменить на электрические, электроэнергия к которым подавалась бы от двух установленных динамо-машин. Согласно проекту, считалось целесообразным установить шесть 305-мм орудий длиной 40 калибров , девять 152-мм орудий длиной 45 калибров и на батарейной палубе установить шесть, а на мостике четыре 47-мм одноствольных орудия . Это заметно бы увеличило боевые возможности броненосца. При перевооружении МТК предлагал не менять систему бронирования, а ограничиться заменой старых сталежелезных плит верхнего и нижнего казематов на новые крупповские, толщиной в 75% от толщины старой плиты. Замена брони уменьшала перегрузку на «Синопе» на 128 т. уменьшалась и осадка на 7,6 см.

Линейный корабль «Синоп» в Севастопольской бухте. Кампания 1909 года.

Начать модернизацию тогда не смогли - в Петербурге артиллерию изготовили бы только через четыре года. Спустя 2 года - в декабре 1899, артиллерийский отдел МТК вновь поднял вопрос о перевооружении. Теперь предлагалось кардинально переделать корпус выше батарейной палубы, устанавливить две башни с двумя 305-мм орудиями, а во вновь устанавливаемых отдельных казематах расположить десять 152-мм орудий Канэ. Но и этому проекту не суждено было осуществиться. Средств на быстрое изготовление брони и артиллерии не было.

В начале февраля 1899 года с «Обществом Механических производств в Южной России» в Николаеве был заключен контракт на изготовление для «Синопа» двадцати котлов Бельвиля рабочим давлением 17 кг/см². Используя предстоящие работы, артиллерийский отдел МТК вновь предложил произвести и перевооружение. В мае 1903 года из-за недостатка средств начало перевооружения было отложено исходя из того, что после замены котлов корабль некоторое время еще может прослужить в качестве броненосца береговой обороны и одновременно быть учебным, для практики учеников артиллерийской школы. К маю 1904 года замену котлов произвели. В сентябре того же года главный командир Черноморского флота и портов предложил МТК снять с «Синопа» все бортовые торпедные аппараты, оставив лишь один кормовой. Комитет, утвердив это предложение, в конце концов решил не менять минное вооружение и перевести броненосец в состав резервной эскадры.

4 июня 1908 года, в МТК состоялось совещание «по вопросу перевооружения черноморских кораблей». Взамен старой артиллерии артиллерийский отдел МТК предлагал установить на «Синопе» четыре 305-мм 52-калиберных орудия в новых башнях и восемь 120-мм орудий в казематах. Судостроительные заводы обещали произвести все работы за пять лет. Обсудив доклад, присутствовавшие на заседании пришли к выводу о том, что сумма работ слишком велика для того, чтобы в 1913 году иметь пусть и перевооруженный, но уже морально устаревших корабль. Официальным заключением собрания явилось следующее: «Линейные корабли «Двенадцать Апостолов» , «Георгий Победоносец» и «Синоп» перевооружать не следует».

События лета 1905 года, «Немой бой»

Днем 15 июня 1905 года в штаб Черноморского флота поступили сведения о произошедшем на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» восстании. В отсутствие командующего флотом старший офицер Черноморского флота А.Х. Кригер принял решение направить в Одессу эскадры с полномочиями «принять меры, которые потребуют обстоятельства». Броненосец «Синоп» вошел в состав дополнительных сил под командованием непосредственно старшего флагмана.

Броненосец «Потемкин» прорезает строй правительственной эскадры

В 9:45 часов утра 17 июня эскадра А.Х. Кригера приближалась к Одессе, через 45 минут дополнительные силы объединились с эскадрой под командованием контр-адмирала Ф.Ф. Вишневецкого. После проведения тактического совещания адмиралов в адрес «Потемкина» была послана радиограмма:

и обе эскадры взяли курс на Одессу.

В 12:20 минут «Потемкин» и корабли эскадры сблизились настолько, что смогли обмениваться сообщениями посредством сигналов семафора. «Потемкин» передал кораблям эскадры: .

«Потемкин» шел на эскадру вынудив ее нарушить строй чтобы избежать столкновения. В 12:50 «Потемкин» , с поднятыми сигналами «эскадре стать на якорь» прорезал строй эскадры, при этом команда броненосца «Георгий Победоносец» покинула места несения боевой службы, собралась на открытых палубах своего корабля и приветствовала восставших возгласами «ура!». В 13:00, развернувшись на 180°, «Потемкин» вновь прорезал фронт эскадры. В это время на «Георгии Победоносце» уже полным ходом шло восстание команды против своих офицеров. Под конец были взломаны пирамиды с винтовками и матросы вооружились. Команда отстранила офицеров от управления кораблем и остановила броненосец. В 14:00 оставшиеся корабли объединенной эскадры отступили в район Тендровской косы, а восставшие броненосцы «Князь Потемкин-Таврический» и «Георгий Победоносец» начали совместное движение на Одессу. Около 7 часов вечера А.Х. Кригер принял решение, ввиду ненадежности команд эскадры, вернуться на главную базу флота в Севастополь.

Богослужение на «Потемкине» на новую верность царю и изгнание «дьявола революции».

24 июня в Севастополе с броненосца «Синоп» было свезено на берег все огнестрельное оружие. На борт поднялись две роты солдат. Под их караулом и под угрозой децимации адмиралу И.П. Тихменеву удалось заставить команду броненосца выдать бунтовщиков. Было арестовано шестнадцать матросов. На следующий день «Князь Потемкин-Таврический» вошел в румынский порт Констанцу, где его команда согласилась сдаться властям на условиях военных дезертиров. Команду свезли на берег, а на броненосце подняли румынский флаг

9 июля «Синоп» в составе эскадры под командованием контр-адмирала С.П. Писаревского прибыл в Констанцу. В 14:00 шесть шлюпок с «Синопа» доставили на «Потемкин» десять офицеров и около 200 матросов. Произошла смена караулов, спущен румынский флаг, и в 14:10 минут поднят Андреевский . Русский священник отслужил молебен и окропил корабль святой водой, чтобы изгнать «дьявола революции». Уже 11 июля в 19:20 минут эскадра покинула Констанцу. «Синоп» вел на буксире «Потемкин» , на котором в Россию возвращались 47 матросов и кондукторов. 14 июля «Потемкин» ввели в Южную бухту Севастополя. Остатки бывшей команды сняли с броненосца и отправили под арест на учебное судно «Прут» .

Служба в «резерве»

Тренировки слушателей учебно-артиллерийского отряда

До 31 января 1906 года «Синоп» находился в составе Практической эскадры. В конце плаваний, 1 октября 1906 года, Практическую эскадру переименовали в Отдельный практический отряд. Просуществовав всего несколько месяцев, Практический отряд был переименован в Черноморский отряд действующего флота. В 1907 году общественность России и всех славянских стран широко праздновала тридцатилетие победы в войне 1877-78 годов. «Синоп» и пароход «Эриклик» отправили с визитом в болгарский порт Варна. На них в Болгарию отправились участники войны: 11 генералов, 21 отставной офицер и 21 отставной солдат. Возглавлял делегацию великий князь Владимир Александрович.

1 февраля 1908 года специально сформировали Отряд резерва, в который вошел «Синоп» . На корабли отряда возложили задачу практического обучения всем специальностям слушателей Учебного отряда Черноморского флота. В 1910 году на «Синопе» разместили школу машинных команд и рулевых сигнальщиков, кроме того на корабле проводили стрельбы комендоры - слушатели Учебно-артиллерийского отряда Черноморского флота.

В 1910 году «Синоп» как окончательно устаревший решили переоборудовать в учебно-артиллерийский корабль. В том же году на верхней палубе в районе 18 и 52 шпангоутов установили четыре 152-мм орудия Канэ. Затем в дополнение к ним, сняв в 1911 году всю старую артиллерию, на местах барбетных установок установили четыре 203-мм орудия , прикрытых щитами, а в батарейной палубе восемь 152-мм орудий Канэ (шесть на местах прежних бортовых 152-мм орудий и два в адмиральском салоне). Одновременно переоборудовали погреба, установили новые электрические элеваторы для подъема снарядов и разместили на корабле пост централизованного управления стрельбой. 1911 год броненосец провел близ Севастополя, неся брандвахтенную службу. Следующие два предвоенных года кораблю пришлось участвовать в совместных плаваниях с бригадой линейных кораблей, то выполняя учебные задачи, то изображая корабль «противника».

Первая мировая война

Броненосец «Синоп» в камуфляжной окраске

Кампания 1914 года началась для «Синопа» с выполнения задачи по охране Севастопольского рейда и обучения команд. Этим он занимался в течение последующих четырех лет Первой мировой войны. Весной 1915 года по заданию МГШ на броненосце в целях эксперимента произвели маскировочную окраску. На его бортах поверх обычной серо-зеленой краски нанесли ряд черных волнообразных полос, скрывающих истинное положение ватерлинии. Кроме этого, на корабле раскрасили надстройки . На них нанесли темные ломаные узоры. Мачту выкрасили в светлый цвет. Руководил этим художник Шпажинский. Раскраска преследовала одну цель - скрыть ватерлинию и затруднить опознавание по силуэту на большом расстоянии. Измерение дистанции до «Синопа» дальномерами с вертикальной базой оказалось невозможным. Однако особого успеха эксперименты Шпажинского не имели.

Из-за того что корабль с появлением на Черном море немецких подводных лодок подвергался большой опасности потопления от торпед . На нем было решено установить бортовые кессоны, которые заказали 8 февраля 1916 года Обществу Николаевских заводов и верфей. 1 апреля «Синоп» ушел в Одессу, а затем через 25 дней прибыл в Николаев. Здесь по обоим бортам, на протяжении от 9 до 75 шпангоута, установили стационарные металлические кессоны (ширина у миделя 4,6 м). Кессоны имели в поперечном сечении форму своеобразного пятиугольника, две смежные стороны которого образовывали угол и располагались: одна параллельно и чуть ниже уровня ватерлинии, другая, предназначавшаяся для удара о нее торпед, параллельно диаметральной плоскости корабля (линия образования подводной части корпуса составляла как бы третью, противоположную ей сторону пятиугольника). Тогда же на корабле установили более обширную боевую рубку, снятую с броненосца «Двенадцать Апостолов» , и увеличили площадь руля. Осенью 1916 года «Синоп» вернулся в Севастополь.

Революция и гражданская война

Эскадренный броненосец "Синоп" Эскадренный броненосец "Синоп" Черноморского Флота Эскадренный броненосец "Синоп" Черноморского Флота Эскадренный броненосец "Синоп" Черноморского Флота ТТД: Водоизмещение: 11 050 т. Размеры: длина 103,4 м, ширина 21 м, осадка 8,5 м. Скорость хода максимальная: 15,2 узла. Дальность плавания: 2320 миль при 10 узлах. Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 9100 л.с. Бронирование: палуба - 50-63 мм, казематы 254-305 мм, рубка - 229 мм. Вооружение: 6 305-мм, 7 152-мм, 8 47-мм, 4 37-мм орудия, 7 457-мм торпедных аппаратов. Экипаж: 633 чел. История корабля: Возрождение флота на Черном море после Крымской войны 1853-1856 гг. началось после отмены военных статей Парижского договора, ограничивавших суверенитет России. Из-за тяжелого финансового положения, необходимости создавать прежде всего Балтийский флот и осуществления крейсерской программы Морское министерство не смогло сразу же приступить к постройке мощного Черноморского флота. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. наглядно продемонстрировала преимущества мореходных броненосных кораблей. Но лишь 20 мая 1882 г. на "особом" совещании в Морском министерстве получила одобрение 20-летняя судостроительная программа, в соответствии с которой для Черного моря предполагалось построить восемь броненосцев 1 ранга. Известные адмиралы С. С. Лесовский и Г. И. Бутаков настойчиво выступали за усиление Черноморского флота; они считали, что по своей мощи он должен быть как минимум равным турецкому. "Россия не должна играть на море той слабой роли, как в последнюю русско-турецкую войну", - говорилось в решении совещания. По приказанию управляющего Морским министерством адмирала И. А. Шестакова Морской технический комитет (МТК) обсудил и решил вопросы, связанные с выбором аналогов для проектирования русского безрангоутного броненосца 1 ранга с "весьма толстой броней и сильнейшими орудиями не свыше 45 т, имеющим ход 14 уз и запас угля на четверо суток". Прототипом послужили английский "Аякс" (водоизмещение 8660 т, вооружение четыре 305- и два 152-мм орудия) и французский "Кайман" (7230 т, два 420- и четыре 100-мм). И все же после долгих обсуждений был принят по настоянию И.А. Шестакова измененный проект "Петра Великого" с тремя 305-мм орудиями, уменьшенными водоизмещением и запасом угля, без подводной деревянной и медной обшивок, толщиной брони борта до 406 мм, усиленной броневой палубой и машинами, подобными установленным на царской яхте "Ливадия". К концу 1882 г. сотрудники чертежной МТК составили окончательный проект первого черноморского броненосного корабля. От "Петра Великого" они позаимствовали лишь принцип защиты орудийных установок, котлов и машин, заключенных в своеобразном бруствере, состоявшем из двух казематов - нижнего, прямоугольного, установленного на бортовой броне, и верхнего, треугольного. 20 декабря 1882 г. МТК утвердил теоретический чертеж и спецификацию броненосца водоизмещением 9990 т (суммарная индикаторная мощность двух паровых машин 9000 л. с., предполагаемая осадка не более 8 м, скорость 14 уз). Корпус выбрали весьма полного образования, с восьмьюдесятью тремя шпангоутами, собираемыми из листов стали толщиной 7,9 мм; вертикальный киль высотой 0,965 м составлялся из стали толщиной 12,7 мм, горизонтальный - из двух слоев стальных листов (нижний толщиной 22,2, верхний 15,9 мм). Вертикальный и горизонтальный кили соединялись между собой 102-мм угольниками. К горизонтальному крепился тиковый брус сечением 456х305 мм, выполнявший функцию наружного киля и служивший для уменьшения рыскливости; наружная обшивка и рубашка за броней состояли из стальных листов длиной не менее 5,87 м и толщиной до 15 мм. Непотопляемость обеспечивалась десятью поперечными и одной продольной, в диаметральной плоскости (между 17 и 65 шп.), водонепроницаемыми переборками, делившими корпус на шестнадцать отсеков. Вооружение предусматривалось в составе шести 305-мм орудий на трех барбетных установках. В снижающихся станках внутри каземата снаряды и заряды подавались с помощью гидравлических подъемников; на батарейной палубе предполагалось расположить семь 152-мм орудий, а для защиты от миноносцев - десять малокалиберных. По ватерлинии корабль защищался сталежелезной 457-мм броней (ширина 2,44 м, из них 1,52 ниже ватерлинии). Броня каземата состояла из двух поясов - нижнего шириной 2,6 и верхнего 2,9 м. Вся вертикальная броня имела подкладку из лиственницы наибольшей толщиной (305 мм) в средней части борта. Из палуб бронировалась одна, жилая, бимсы которой проходили на уровне верхней кромки броневого пояса ватерлинии (листы 12,7-мм стали внутри каземата и два слоя вне каземата суммарной толщиной 50,8 мм). В феврале 1883 г. МТК разработал детальные чертежи расположения машин, котлов, артиллерии, составив приблизительный расчет нагрузки и дальности плавания, которая при 8 уз достигала 4096, при полной скорости - 1350 миль; предполагалась установка парового шпиля и рулевой машины. Хотя разработка проекта на этом в целом и завершилась, его усовершенствование продолжалось вплоть до вступления броненосца в строй. В мае того же года подполковников А. В. Мордвинова и Н. А. Субботина, назначенного строителем первого балтийского броненосца программы 1882 г., командировали в Англию и Францию. Возвратившись из-за границы, А. В. Мордвинов ознакомил МТК со многими подробностями зарубежного судостроения. Отмечалось, в частности, что во Франции придерживались полной броневой защиты борта (от носа до кормы), так как слабо защищенные оконечности легко пробивала даже малокалиберная артиллерия. 14 июня 1883 г. на стапеле в Николаеве началась сборка листов горизонтального киля первого броненосца, а спустя две недели в Севастополе, на верфи РОПиТ - постройка еще двух однотипных (впоследствии "Синоп" и "Чесма", строитель капитан Корпуса корабельных инженеров А. П. Торопов). При их постройке МТК старался учесть опыт службы "Петра Великого"; поэтому перед отъездом из Петербурга (А.П. Торопов по указанию комитета ознакомился с донесениями командиров о недостатках этого первого русского броненосца для того, чтобы "отклонить их на новых броненосцах", а затем побывал на самом корабле с целью "все полезное применить". В конце августа 1883 г. адмирал И. А. Шестаков приказал рассмотреть в МТК вопросы о продлении брони на всю длину корабля, сокращении количества 305-мм орудий до четырех, о размещении четырнадцати 152-мм на батарейной палубе. И. А. Шестаков предложил рассмотреть вопрос о размещении 305-мм орудий в башнях, разработанный французской фирмой "Форж и Шантье". В декабре 1883 года того же года МТК утвердил удлинение броневого пояса, но отказался от изменения вооружения. Работы на стапеле тем временем продолжались. Не обходилось и без трудностей. Отсутствие опыта, задержки в изготовлении штевней, поставках профильной и листовой стали, в получении рабочих чертежей, постоянно менявшиеся решения МТК по многим вопросам - все это сказывалось на сроках постройки. Заказ на броню для всех трех кораблей взял на себя завод Кэмел в Шеффилде (именно он в 1873 г. занимался прокатом и пригонкой плит для "Петра Великого"). Заводу потребовалось два года, чтобы изготовить 402 броневых плиты. Два орудийных снижающихся станка 305-мм орудий заказали английскому заводу Андерсона, рассчитывая по ним сделать затем четыре остальных на Обуховском заводе. Основываясь на экспериментальных работа проведенных капитаном 1 ранга С. О. Макаровым в ноябре 1885 г. по испытанию водонепроницаемых переборок, на всех трех броненосцах по предложению их строителей усилили переборки угольниками и Z-образными полосами. 15 октября 1883 "Синоп" года зачислен в списки судов Черноморского флота, спущен на воду 1 июня 1887 года, вступил в строй в июне 1889 года. 13 февраля 1892 года переклассифицирован в эскадренный броненосец, а 10 октября 1907 года в линейный корабль. Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1910 году с перевооружением: 2х2 203, 12х1 152 и 4х1 47-мм орудия, 2х1 7,62-мм пулемета. Участвовал в первой мировой войне (нес брандвахтенную службу у Севастопольской бухты, с ноября 1916 года использовался в качестве штабного корабля отряда судов на Дунае, а затем и всего Черноморского флота) и в гражданской войне (установление Советской власти в Одессе в январе-марте 1918 года). 30 января 1918 года вошел в состав Красного Черноморского флота. С апреля 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года - англо-французскими интервентами и передан ими в распоряжение белогвардейцев. 19 февраля 1919 года разоружен, а 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля был освобожден частями Украинского фронта РККА, но 24 июня снова захвачен белогвардейцами. После освобождения 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

«Синоп»

Служба: Россия Россия
Класс и тип судна Барбетный броненосец
Организация Черноморский флот
Изготовитель Верфи РОПиТа, Севастополь
Строительство начато сентябрь 1883 года
Спущен на воду 19 мая 1887 года
Введён в эксплуатацию июнь 1889 года
Выведен из состава флота с 1910 года учебный корабль
Статус разобран в 1922 г.
Основные характеристики
Водоизмещение проектное 9990 тонн, фактическое 11 310 тонн
Длина 103,4 м
Ширина 21 м
Осадка 8,69 м
Бронирование Сталежелезная броня,
борт от 152 до 406 мм,
казематы 254-305 мм,
барбеты - 305 мм,
рубка - 229 мм,
палуба - 50…63 мм
Двигатели Двухвальная вертикальная паровая машина тройного расширения шотландской фирмы «Непир и сыновья», 16 цилиндрических котлов
Мощность 8888 л. с.
Скорость хода 15 узлов
Дальность плавания 1100 морских миль
Экипаж 26 офицеров и 607 матросов
Вооружение
Артиллерия 6 × 305-мм/30 ,
7 × 152-мм/35 орудий,
10-12 малокалиберных орудий
Минно-торпедное вооружение Семь 381-мм торпедных аппаратов

Проект и строительство

По удачному проекту с небольшими промежутками во времени заложили сразу 4 корабля. Главные различия между ними состояли в устройстве барбетных установок. На «Екатерине II» орудия выдвигались над кромкой брони только на момент наведения и выстрела. На «Чесме» и «Синопе» выдвижение пушек уже не предусматривалось, но сами установки оставались открытыми, а на «Георгии Победоносце» применили башенноподобное прикрытие с наклонной лобовой плитой, хотя толщина его оставалась незначительной и предохраняла только от осколков, пуль и мелких снарядов.

Корабль заложен в 1883 году, спущен на воду в 1887 году. С 1889 года принят в эксплуатацию.

В 1906 году предлагалось существенно модернизировать «Синоп» , «Чесму» и «Георгий Победоносец» с установкой четырёх современных 305-мм орудий с длиной ствола в 40 калибров в башенных установках и 120-мм скорострельной артиллерии. Были даже заказаны орудия, но нелепость затеи стала ясна для Морского штаба.

«Синоп» стал учебно-артиллерийским кораблём, вооружённым четырьмя 203-мм орудиями на месте старых барбетов и двенадцатью 152-мм пушками Канэ .

Служба

Участвовал в первой мировой войне. Нес брандвахтенную службу у Севастопольской бухты, с ноября 1916 года использовался в качестве штабного корабля отряда судов на Дунае.

19 февраля 1919 года разоружен, а -24 апреля 1919 года по приказу эвакуировавшихся из Крыма союзников выведен из строя и взорван.

29 апреля был захвачен частями Украинского фронта РККА, но 24 июня вновь отбит белогвардейцами.

После захвата Севастополя 15 ноября 1920 года частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл. 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

Броненосец был разделан на металл в Севастополе в период 1922-1924 гг. Упоминаемые в некоторых источниках данные о том что «Синоп» был затоплен у Ялты и якобы обнаружен подводной экспедицией Балларда не соответствуют действительности.

Командиры

  • 1894 - капитан 1-го ранга А. В. Невражин.
  • 1894-1895 - капитан 1-го ранга Д. И. Петров.
  • 1898-1902 - капитан 1-го ранга В. Я. Баль.
  • 1902 - капитан 1-го ранга М. Н. Коландс.
  • 1902-1903 - капитан 1-го ранга А. Н. Скаловский.
  • 1903-? - капитан 1-го ранга М. Г. Афанасьев.
  • 1908-1911 - капитан 1-го ранга В. А. Канин.
  • 1 ноября 1912-1916 - капитан 1-го ранга Пётр Иванович Паттон .
  • 1916-1917.06 - капитан 1-го ранга А. Г. Покровский.
  • 1917 г. 07-12. - капитан 1-го ранга Зарудный.
  • 1917-? лейтенант Е. С. Рыбалтовский.

Источники информации

  • В. Кофман, под ред. адмирала Н. Н. Амелько, «Башня или барбет?», Моделист-конструктор, 1992 г., № 6

Напишите отзыв о статье "Синоп (броненосец)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Синоп (броненосец)

Vive Henri Quatre,
Vive ce roi vaillanti –
[Да здравствует Генрих Четвертый!
Да здравствует сей храбрый король!
и т. д. (французская песня) ]
пропел Морель, подмигивая глазом.
Сe diable a quatre…
– Виварика! Виф серувару! сидябляка… – повторил солдат, взмахнув рукой и действительно уловив напев.
– Вишь, ловко! Го го го го го!.. – поднялся с разных сторон грубый, радостный хохот. Морель, сморщившись, смеялся тоже.
– Ну, валяй еще, еще!
Qui eut le triple talent,
De boire, de battre,
Et d"etre un vert galant…
[Имевший тройной талант,
пить, драться
и быть любезником…]
– A ведь тоже складно. Ну, ну, Залетаев!..
– Кю… – с усилием выговорил Залетаев. – Кью ю ю… – вытянул он, старательно оттопырив губы, – летриптала, де бу де ба и детравагала, – пропел он.
– Ай, важно! Вот так хранцуз! ой… го го го го! – Что ж, еще есть хочешь?
– Дай ему каши то; ведь не скоро наестся с голоду то.
Опять ему дали каши; и Морель, посмеиваясь, принялся за третий котелок. Радостные улыбки стояли на всех лицах молодых солдат, смотревших на Мореля. Старые солдаты, считавшие неприличным заниматься такими пустяками, лежали с другой стороны костра, но изредка, приподнимаясь на локте, с улыбкой взглядывали на Мореля.
– Тоже люди, – сказал один из них, уворачиваясь в шинель. – И полынь на своем кореню растет.
– Оо! Господи, господи! Как звездно, страсть! К морозу… – И все затихло.
Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем то радостном, но таинственном перешептывались между собой.

Х
Войска французские равномерно таяли в математически правильной прогрессии. И тот переход через Березину, про который так много было писано, была только одна из промежуточных ступеней уничтожения французской армии, а вовсе не решительный эпизод кампании. Ежели про Березину так много писали и пишут, то со стороны французов это произошло только потому, что на Березинском прорванном мосту бедствия, претерпеваемые французской армией прежде равномерно, здесь вдруг сгруппировались в один момент и в одно трагическое зрелище, которое у всех осталось в памяти. Со стороны же русских так много говорили и писали про Березину только потому, что вдали от театра войны, в Петербурге, был составлен план (Пфулем же) поимки в стратегическую западню Наполеона на реке Березине. Все уверились, что все будет на деле точно так, как в плане, и потому настаивали на том, что именно Березинская переправа погубила французов. В сущности же, результаты Березинской переправы были гораздо менее гибельны для французов потерей орудий и пленных, чем Красное, как то показывают цифры.
Единственное значение Березинской переправы заключается в том, что эта переправа очевидно и несомненно доказала ложность всех планов отрезыванья и справедливость единственно возможного, требуемого и Кутузовым и всеми войсками (массой) образа действий, – только следования за неприятелем. Толпа французов бежала с постоянно усиливающейся силой быстроты, со всею энергией, направленной на достижение цели. Она бежала, как раненый зверь, и нельзя ей было стать на дороге. Это доказало не столько устройство переправы, сколько движение на мостах. Когда мосты были прорваны, безоружные солдаты, московские жители, женщины с детьми, бывшие в обозе французов, – все под влиянием силы инерции не сдавалось, а бежало вперед в лодки, в мерзлую воду.
Стремление это было разумно. Положение и бегущих и преследующих было одинаково дурно. Оставаясь со своими, каждый в бедствии надеялся на помощь товарища, на определенное, занимаемое им место между своими. Отдавшись же русским, он был в том же положении бедствия, но становился на низшую ступень в разделе удовлетворения потребностей жизни. Французам не нужно было иметь верных сведений о том, что половина пленных, с которыми не знали, что делать, несмотря на все желание русских спасти их, – гибли от холода и голода; они чувствовали, что это не могло быть иначе. Самые жалостливые русские начальники и охотники до французов, французы в русской службе не могли ничего сделать для пленных. Французов губило бедствие, в котором находилось русское войско. Нельзя было отнять хлеб и платье у голодных, нужных солдат, чтобы отдать не вредным, не ненавидимым, не виноватым, но просто ненужным французам. Некоторые и делали это; но это было только исключение.
Назади была верная погибель; впереди была надежда. Корабли были сожжены; не было другого спасения, кроме совокупного бегства, и на это совокупное бегство были устремлены все силы французов.
Чем дальше бежали французы, чем жальче были их остатки, в особенности после Березины, на которую, вследствие петербургского плана, возлагались особенные надежды, тем сильнее разгорались страсти русских начальников, обвинявших друг друга и в особенности Кутузова. Полагая, что неудача Березинского петербургского плана будет отнесена к нему, недовольство им, презрение к нему и подтрунивание над ним выражались сильнее и сильнее. Подтрунивание и презрение, само собой разумеется, выражалось в почтительной форме, в той форме, в которой Кутузов не мог и спросить, в чем и за что его обвиняют. С ним не говорили серьезно; докладывая ему и спрашивая его разрешения, делали вид исполнения печального обряда, а за спиной его подмигивали и на каждом шагу старались его обманывать.

Барбетный броненосец «Синоп» заложен в 1883 г., спущен на воду в 1887 г. Третий в серии из четырёх кораблей типа «Екатерина II».
История: по удачному проекту с небольшими промежутками во времени заложили сразу 4 корабля.

Главные различия между ними состояли в устройстве барбетных установок.

На «Екатерине» орудия выдвигались над кромкой брони только на момент наведения и выстрела. На «Чесме» и «Синопе» выдвижение пушек уже не предусматривалось, но сами установки оставались открытыми, а на «Георгии Победоносце» применили башенноподобное прикрытие с наклонной лобовой плитой, хотя толщина его оставалась незначительной и предохраняла только от осколков, пуль и мелких снарядов.

В 1906 году предлагалось существенно модернизировать «Синоп», «Чесму» и «Георгий Победоносец» с установкой четырёх современных 305-мм орудий с длиной ствола в 40 калибров в башенных установках и 120-мм скорострельной артиллерии.
Были даже заказаны орудия, но нелепость затеи стала ясна для Морского штаба. «Синоп» стал учебно-артиллерийским кораблём, вооружённым четырьмя 203-мм орудиями на месте старых барбетов и двенадцатью 152-мм пушками Канэ.

Участвовал в первой мировой войне. Нес брандвахтенную службу у Севастопольской бухты, с ноября 1916 года использовался в качестве штабного корабля отряда судов на Дунае.

Во время гражданской войны несколько раз переходил из рук в руки. 30 января 1918 года вошёл в состав Красного Черноморского флота. С апреля 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года - англо-французскими интервентами и передан ими в распоряжение белогвардейцев.
19 февраля 1919 года разоружен, а 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя.
29 апреля был освобожден частями Украинского фронта РККА, но 24 июня снова захвачен белогвардейцами. После освобождения 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

Потонул возле берегов Ялты, в Крыму, где был найден известным археологом-подводником Робертом Баллардом который нашел Титаник, на научном-исследовательском судне «Эндевер» круглые сутки курсировал по морю Роберт, на небольшой скорости, а за «Эндевером» на тросе толщу воды прорезали три телеуправляемых аппарата, снимая подводные пейзажи.
Роберт Баллард случайно нашел броненосец Синоп, который искал "Телоход Армения" котoрый затонул на том же месте, с более 7 тис. чел на борту (это гдето 5 Титаников), коме брониносца на дне Черного моря возле берегов Ялты.

За месяц они отыскали 494 объекта, не указанные ни в одном архиве мира (обычно удачной считается экспедиция, нашедшая 2-3 корабля), в том числе 40 древнегреческих судов, военную технику времен Первой мировой войны и почти две сотни кораблей и подводных лодок времен Великой Отечественной. В одном месте, где, судя по архивам, лежал античный корабль, археологи нашли что-то странное. Камера гидролокатора описывала вокруг находки круг за кругом.

Идентифицировали его методом исключения. Броненосцев такого класса в Николаеве было построено всего три. «Чесма» до сих пор стоит в Таганрогском заливе как мишень, по которой учатся стрелять летчики.
«Екатерина II» была затоплена революционными матросами под Новороссийском. Значит, под Ялтой оказался «Синоп», исчезнувший в смутном 1924-м. «У вас есть готовый подводный музей, - говорит Роберт Баллард. - Такого количества кораблей в прекрасном состоянии нет нигде в мире!»


ТТД:
Водоизмещение: 11 050 т.
Размеры: длина 103,4 м, ширина 21 м, осадка 8,5 м.
Скорость хода максимальная: 15,2 узла.
Дальность плавания: 2320 миль при 10 узлах.
Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 9100 л.с.
Бронирование: палуба - 50-63 мм, казематы 254-305 мм, рубка - 229 мм.
Вооружение: 6 305-мм, 7 152-мм, 8 47-мм, 4 37-мм орудия, 7 457-мм торпедных аппаратов.
Экипаж: 633 чел.

История корабля:
Возрождение флота на Черном море после Крымской войны 1853-1856 гг. началось после отмены военных статей Парижского договора, ограничивавших суверенитет России. Из-за тяжелого финансового положения, необходимости создавать прежде всего Балтийский флот и осуществления крейсерской программы Морское министерство не смогло сразу же приступить к постройке мощного Черноморского флота.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. наглядно продемонстрировала преимущества мореходных броненосных кораблей. Но лишь 20 мая 1882 г. на "особом" совещании в Морском министерстве получила одобрение 20-летняя судостроительная программа, в соответствии с которой для Черного моря предполагалось построить восемь броненосцев 1 ранга. Известные адмиралы С. С. Лесовский и Г. И. Бутаков настойчиво выступали за усиление Черноморского флота; они считали, что по своей мощи он должен быть как минимум равным турецкому. "Россия не должна играть на море той слабой роли, как в последнюю русско-турецкую войну", - говорилось в решении совещания.

По приказанию управляющего Морским министерством адмирала И. А. Шестакова Морской технический комитет (МТК) обсудил и решил вопросы, связанные с выбором аналогов для проектирования русского безрангоутного броненосца 1 ранга с "весьма толстой броней и сильнейшими орудиями не свыше 45 т, имеющим ход 14 уз и запас угля на четверо суток". Прототипом послужили английский "Аякс" (водоизмещение 8660 т, вооружение четыре 305- и два 152-мм орудия) и французский "Кайман" (7230 т, два 420- и четыре 100-мм). И все же после долгих обсуждений был принят по настоянию И.А. Шестакова измененный проект "Петра Великого" с тремя 305-мм орудиями, уменьшенными водоизмещением и запасом угля, без подводной деревянной и медной обшивок, толщиной брони борта до 406 мм, усиленной броневой палубой и машинами, подобными установленным на царской яхте "Ливадия". К концу 1882 г. сотрудники чертежной МТК составили окончательный проект первого черноморского броненосного корабля. От "Петра Великого" они позаимствовали лишь принцип защиты орудийных установок, котлов и машин, заключенных в своеобразном бруствере, состоявшем из двух казематов - нижнего, прямоугольного, установленного на бортовой броне, и верхнего, треугольного.

20 декабря 1882 г. МТК утвердил теоретический чертеж и спецификацию броненосца водоизмещением 9990 т (суммарная индикаторная мощность двух паровых машин 9000 л. с., предполагаемая осадка не более 8 м, скорость 14 уз). Корпус выбрали весьма полного образования, с восьмьюдесятью тремя шпангоутами, собираемыми из листов стали толщиной 7,9 мм; вертикальный киль высотой 0,965 м составлялся из стали толщиной 12,7 мм, горизонтальный - из двух слоев стальных листов (нижний толщиной 22,2, верхний 15,9 мм). Вертикальный и горизонтальный кили соединялись между собой 102-мм угольниками. К горизонтальному крепился тиковый брус сечением 456х305 мм, выполнявший функцию наружного киля и служивший для уменьшения рыскливости; наружная обшивка и рубашка за броней состояли из стальных листов длиной не менее 5,87 м и толщиной до 15 мм. Непотопляемость обеспечивалась десятью поперечными и одной продольной, в диаметральной плоскости (между 17 и 65 шп.), водонепроницаемыми переборками, делившими корпус на шестнадцать отсеков.

Вооружение предусматривалось в составе шести 305-мм орудий на трех барбетных установках. В снижающихся станках внутри каземата снаряды и заряды подавались с помощью гидравлических подъемников; на батарейной палубе предполагалось расположить семь 152-мм орудий, а для защиты от миноносцев - десять малокалиберных. По ватерлинии корабль защищался сталежелезной 457-мм броней (ширина 2,44 м, из них 1,52 ниже ватерлинии). Броня каземата состояла из двух поясов - нижнего шириной 2,6 и верхнего 2,9 м. Вся вертикальная броня имела подкладку из лиственницы наибольшей толщиной (305 мм) в средней части борта.

Из палуб бронировалась одна, жилая, бимсы которой проходили на уровне верхней кромки броневого пояса ватерлинии (листы 12,7-мм стали внутри каземата и два слоя вне каземата суммарной толщиной 50,8 мм).

В феврале 1883 г. МТК разработал детальные чертежи расположения машин, котлов, артиллерии, составив приблизительный расчет нагрузки и дальности плавания, которая при 8 уз достигала 4096, при полной скорости - 1350 миль; предполагалась установка парового шпиля и рулевой машины. Хотя разработка проекта на этом в целом и завершилась, его усовершенствование продолжалось вплоть до вступления броненосца в строй.

В мае того же года подполковников А. В. Мордвинова и Н. А. Субботина, назначенного строителем первого балтийского броненосца программы 1882 г., командировали в Англию и Францию. Возвратившись из-за границы, А. В. Мордвинов ознакомил МТК со многими подробностями зарубежного судостроения. Отмечалось, в частности, что во Франции придерживались полной броневой защиты борта (от носа до кормы), так как слабо защищенные оконечности легко пробивала даже малокалиберная артиллерия.

14 июня 1883 г. на стапеле в Николаеве началась сборка листов горизонтального киля первого броненосца, а спустя две недели в Севастополе, на верфи РОПиТ - постройка еще двух однотипных (впоследствии "Синоп" и "Чесма", строитель капитан Корпуса корабельных инженеров А. П. Торопов). При их постройке МТК старался учесть опыт службы "Петра Великого"; поэтому перед отъездом из Петербурга (А.П. Торопов по указанию комитета ознакомился с донесениями командиров о недостатках этого первого русского броненосца для того, чтобы "отклонить их на новых броненосцах", а затем побывал на самом корабле с целью "все полезное применить".

В конце августа 1883 г. адмирал И. А. Шестаков приказал рассмотреть в МТК вопросы о продлении брони на всю длину корабля, сокращении количества 305-мм орудий до четырех, о размещении четырнадцати 152-мм на батарейной палубе. И. А. Шестаков предложил рассмотреть вопрос о размещении 305-мм орудий в башнях, разработанный французской фирмой "Форж и Шантье". В декабре 1883 года того же года МТК утвердил удлинение броневого пояса, но отказался от изменения вооружения.

Работы на стапеле тем временем продолжались. Не обходилось и без трудностей. Отсутствие опыта, задержки в изготовлении штевней, поставках профильной и листовой стали, в получении рабочих чертежей, постоянно менявшиеся решения МТК по многим вопросам - все это сказывалось на сроках постройки.

Заказ на броню для всех трех кораблей взял на себя завод Кэмел в Шеффилде (именно он в 1873 г. занимался прокатом и пригонкой плит для "Петра Великого"). Заводу потребовалось два года, чтобы изготовить 402 броневых плиты. Два орудийных снижающихся станка 305-мм орудий заказали английскому заводу Андерсона, рассчитывая по ним сделать затем четыре остальных на Обуховском заводе. Основываясь на экспериментальных работа проведенных капитаном 1 ранга С. О. Макаровым в ноябре 1885 г. по испытанию водонепроницаемых переборок, на всех трех броненосцах по предложению их строителей усилили переборки угольниками и Z-образными полосами.

15 октября 1883 "Синоп" года зачислен в списки судов Черноморского флота, спущен на воду 1 июня 1887 года, вступил в строй в июне 1889 года.

13 февраля 1892 года переклассифицирован в эскадренный броненосец, а 10 октября 1907 года в линейный корабль.

Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1910 году с перевооружением: 2х2 203, 12х1 152 и 4х1 47-мм орудия, 2х1 7,62-мм пулемета.

Участвовал в первой мировой войне (нес брандвахтенную службу у Севастопольской бухты, с ноября 1916 года использовался в качестве штабного корабля отряда судов на Дунае, а затем и всего Черноморского флота) и в гражданской войне (установление Советской власти в Одессе в январе-марте 1918 года).

30 января 1918 года вошел в состав Красного Черноморского флота. С апреля 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года - англо-французскими интервентами и передан ими в распоряжение белогвардейцев.

19 февраля 1919 года разоружен, а 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля был освобожден частями Украинского фронта РККА, но 24 июня снова захвачен белогвардейцами.

После освобождения 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.