Картографический анализ конфликтной ситуации кратко. Руководство по составлению карты конфликта (P

1. Картография конфликта (X. Корнеулис, Ш. Фейр).

КАРТОГРАФИЯ КОНФЛИКТА - один из методов определения причин конфликт­ного поведения личности. Суть этого ме­тода состоит в графическом отображении составляющих конфликта, в последова­тельном анализе поведения участников конфликтного взаимодействия, в форму­лировании основной проблемы, потреб­ностей и опасений участников, способов устранения причин, приведших к кон­фликту. Работа проводится в несколько этапов.

На первом - проблема описыва­ется в общих чертах. Если, напр., речь идет о несогласованности в работе, о том, что кто-то не "тянет лямку" вместе со всеми, то проблему можно отобразить как "распределение нагрузки". Если конфликт возник из-за отсутствия доверия между личностью и группой, то проблему мож­но выразить как "общение". На первом этапе важно определить саму природу конфликта и пока не важно, что это не полностью отражает суть проблемы. Об этом - позже. Не следует определять про­блему в форме двоякого выбора противо­положностей ("да или нет").

На втором этапе выявляют главных участников кон­фликта. В список можно внести отдель­ные лица или отделы, группы, организа­ции. В той мере, в которой вовлеченные в конфликт люди имеют общие потреб­ности по отношению к данному конфлик­ту, их можно объединить вместе. Допус­кается также смесь групповых и личных категорий. Напр., если составляется кар­та конфликта между двумя сотрудниками в организации, то в карту можно вклю­чить этих работников, а оставшихся спе­циалистов объединить в одну группу.

Тре­тий этап предполагает перечисление ос­новных потребностей и опасений, связан­ных с невозможностью реализовать эти потребности всех основных участников конфликтного взаимодействия. Необходимо выяснить мотивы поведения, стоящие за позициями участников в данном во­просе. Поступки людей и их установки определяются их желаниями, потребнос­тями, мотивами, которые необходимо ус­тановить. Графическое отображение по­требностей и опасений (карта конфлик­та) приводится выше. Карта конфликта расширяет возможности и создает усло­вия для более широкого круга решений, возможных после окончания всего про­цесса К. к.

Межгрупповой конфликт.

Межгрупповые конфликты представляют собой столкновение отдельных групп по поводу возникновения между ними конфликтных противоречий.

В основе межгруппового взаимодействия лежат такие понятия, как социальная идентичность и социальное сравнение . Эти понятия предполагают деление людей на «своих» и «чужих», выделение своей группы in-group) из общей массы других групп (out-group). Через сравнение и противопоставление отдельные индивиды идентифицируют себя с определенной социальной общностью и обеспечивают относительную стабильность внутригрупповых отношений.

Феномен социальной (групповой) идентичности :

Источником социальной идентичности является принадлежность к группе;

Оценка группы базируется на принципах сравнения;

Т.О., наряду с положительной функцией - обеспечение психологического благополучия личности - социальная идентичность стимулирует негативный процесс социального сравнения (противопоставления) и дискриминации out-group.

Феномен сплочения перед лицом внешней угрозы присущ закрытым группам с авторитарной системой управления.

В открытых группах с демократическими методами управления внутригрупповое равновесие в значительной степени поддерживается благодаря наличию разнообразных способов и механизмов разрешения множественности конфликтных ситуаций.

Билет № 20

1. Отличительные признаки понятий: «причина конфликта», «повод конфликта» и «инцидент конфликта».

Причины конфликта – явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях вызывают его.

Инцидент конфликта следует отличать от его повода. Повод - это то конкретное событие-толчок к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но повод еще не есть конфликт .
Инцидент :
- Инцидент информационный - событие, которое помогло хотя бы одному из взаимодействующих (прямо или косвенно) субъектов осознать отличие его интересов и позиции от интересов и позиции оппонентов.
- Инцидент деятельностный - повод для объявления (афиширования) конфронтационных действий, связанных с различием интересов и позиций.

Инцидент спровоцированный , но чаще он бывает спонтанным, когда человек узнает о границах своей толерантности.
- Инцидент скрытый (проходящий на уровне эмоционального переживания, не проявляемого вовне) или открытый (на грани каких-то действий или представляющим собой серию таких действий).

Объект конфликта – то, что возникает из-за необходимости удовлетворения потребности и может удовлетворить ее (причина конфликта).

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Инцидент – это тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон. Инцидент конфликта следует отличать от его повода.

Повод – это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но, во всяком случае, повод еще не есть конфликт. Повод конфликта – внешнее, часто случайное событие, обстоятельство, дающее побудительный толчок для наступления других событий. Повод отличается от причины, так как им могут быть самые разнообразные факты, не связанные непосредственно с наступлением других событий, действий (следствий). Повод может вызвать то или иное существенное явление лишь потому, что последнее подготовлено необходимым ходом развития. В отличие от этого инцидент – это уже конфликт, его начало. Например, Сараевское убийство – убийство наследника австро-венгерского престола Франца-Фердинанда и его жены, осуществленное 28 июня 1914 г. (по новому стилю) в городе Сараево, было использовано Австро-Венгрией как повод для развязывания Первой мировой войны. Уже 15 июля 1914 г. Австро-Венгрия под прямым давлением Германии объявила войну Сербии. А прямое вторжение Германии 1 сентября 1939 г. в Польшу – это уже не повод, а инцидент , свидетельствующий о начале второй мировой войны.

Инцидент обнажает позиции сторон и делает явным деление на «своих» и «чужих», друзей и врагов, союзников и противников. После инцидента становится ясным «кто есть кто», ибо маски уже сброшены. Однако реальные силы оппонентов еще до конца не известны и неясно, как далеко в противоборстве может пойти тот или иной участник конфликта. И эта неопределенность истинных сил и ресурсов (материальных, физических, финансовых, психических, информационных и т. д.) противника, является весьма важным фактором сдерживания развития конфликта на его начальной стадии. Вместе с тем эта неопределенность способствует и дальнейшему развитию конфликта. Поскольку ясно, что если бы обе стороны имели четкое представление о потенциале противника, его ресурсах, то многие конфликты были бы прекращены с самого начала. Более слабая сторона не стала бы во многих случаях усугублять бесполезное противоборство, а сильная сторона, не долго думая, подавила бы противника своей мощью. В обоих случаях инцидент был бы достаточно быстро исчерпан.

Таким образом, инцидент часто создает амбивалентную ситуацию в установках и действиях оппонентов конфликта. С одной стороны, хочется быстрее «ввязаться в драку» и победить, а с другой – трудно входить в воду «не зная броду».

13. Картография конфликта

Существует несколько способов или методов определения при­чин конфликтного поведения. В качестве примера рассмотрим один из них - метод картографии конфликта. Суть его состоит в графи­ческом отображении составляющих конфликта, в последователь­ном анализе поведения участников конфликтного взаимодействия, в формулировании основной проблемы, потребностей и опасе­ний участников, способов устранения причин, приведших к кон­фликту.

Работа состоит из нескольких этапов.

На первом этапе проблема описывается в общих чертах. Если, например, речь идет о несогласованности в работе, о том, что кто-то не «тянет лямку» вместе со всеми, то проблему можно отобразить как «распределение нагрузки». Если конфликт возник из-за отсутствия доверия между личностью и группой, то пробле­му можно выразить как «общение». На данном этапе важно опре­делить саму природу конфликта, и пока неважно, что это не пол­ностью отражает суть проблемы. Не следует определять проблему в форме двоякого выбора противоположностей «да или нет», це­лесообразно оставить возможность нахождения новых и ориги­нальных решений.

На втором этапе выявляются главные участники конф­ликта. В список можно ввести отдельные лица или целые коман­ды, отделы, группы, организации. В той мере, в которой вовле­ченные в конфликт люди имеют общие потребности по отноше­нию к данному конфликту, их можно объединить вместе. Допус­кается также совокупность групповых и личных категорий.

Например, если составляется карта конфликта между двумя со­трудниками в организации, то в карту можно включить этих работ­ников, а оставшихся специалистов объединить в одну группу, либо выделить отдельно еще и начальника данного подразделения.

Третий этап предполагает перечисление основных потреб-Гостей и опасений, связанных с ними, всех основных участников конфликтного взаимодействия. Необходимо выяснить мотивы по­ведения, стоящие за позициями участников в данном вопросе. Поступки людей и их установки определяются их желаниями, потребностями, мотивами, которые необходимо установить. Термин «опасения» означает озабоченность, тревогу личности при невозможности реализовать какую-то из своих потребностей.

Основные правила поведения учителя в конфликтной ситуации.

Не расширять предмет ссоры, причину недовольства . Часто высказываемые учителем претензии к учащимся расплывчаты, не конкретны. Учитель, например, говорит ученику: «Что-то ты плохо стал относиться к занятиям». При такой формулировке претензии ученику остается только гадать, в чем проявляется это плохое отношение.

Важно соблюдать правило «сокращения числа претензий за один раз». Одновременное высказывание учащемуся многих претензий создаст у него впечатление виновности во всем, что происходит вокруг, и он начнет оправдываться даже в том, в чем его не обвиняют. В результате у ученика возникнет раздражение по поводу того, что «на вас ничем не угодишь-» и «если не нравлюсь, я могу и уйти: не больно-то и хотелось заниматься в вашей спортивной секции!»

Справедливо, непредвзято относиться к инициатору конфликта. Всякий межличностный конфликт начинается с того, что появляется человек, чем-то недовольный. Раз человек вы-ступает с несогласием, с обидами, претензиями, значит, он ждет, что другая сторона прислушается к нему и изменит свое поведение. Учителю следует выработать у себя установку, что учащий-ся всегда имеет какие-то основания для жалобы, недовольства и высказывает их не ради удовольствия (если, конечно, он не склочник), а потому, что его что-то тяготит, заставляет переживать, -мучиться. Поэтому учителю не следует сразу же отмахи-ваться от высказываемых учащимися претензий и тем более упрекать и ругать жалобщиков, их нужно спокойно и внимательно выслушать и попытаться понять.

Проявлять эмоциональную выдержку. Нередко к конфликту приводит слишком эмоциональный тон разговора учителя с учащимися. Категоричность, безапелляционность высказыва-ний, повышенный тон, наступательность без выбора выражений создают у учащихся напряженное эмоциональное состояние. Ес-тественно, что бестактность, а порой и грубость учителя вызовут ответную реакцию у учащихся: как говорится, посеешь ве-тер, пожнешь бурю. Но при этом цель учителем достигнута не будет. Поэтому учитель должен сдерживать свои эмоции и тем более не переводить деловой конфликт на личностный уровень, не затрагивать чувство собственного достоинства учащихся.

Формулировать позитивное решение конфликтной ситуации. В случае предъявления учащимся претензий и возникновения на этой почве конфликтной ситуации учитель должен предложить способ ее разрешения, устранения причины, вызвавшей разногласи-я или недовольство одной из сторон. Это может быть сделано -в форме частичной уступки, смягчения требований.

Факторы, влияющие на разрешение кризисных моментов. Суммируя описанные стратегии и методы решения конфликтов, можно самостоятельно выработать модель поведения в ситуации кризиса, конфликта и добиваться осуществления своих целей в каждом конкретном случае. При этом необходимо учесть, что важную роль в разрешении кризисных моментов играют следующие факторы:

· адекватность отражения конфликта;

· открытость и эффективность общения конфликтующих сторон;

· создание климата взаимного доверия и сотрудничества.

1. Адекватное восприятие кризисных моментов как проявление конфликтных ситуаций. Очень часто в ситуации конфликта мы неправильно воспринимаем собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, интенции и точки зрения оппонента. К типичным искажениям восприятия относятся:

«Иллюзии собственного благородства». В конфликтной ситуации мы нередко полагаем, что являемся жертвой нападок злобного противника, моральные принципы которого весьма сомнительны. Нам кажется, что истина и справедливость целиком на нашей стороне и свидетельствует в нашу пользу. В большинстве конфликтов каждый из оппонентов уверен в своей правоте и стремлении к справедливому разрешению конфликта, убежден, что только противник этого не хочет. В результате подозрительность часто естественным образом проистекает из существующей предубежденности.

«Поиск соломинки в глазу другого». Каждый из противников видит недостатки и погрешности другого, но не осознает таких же недостатков у себя самого. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению оппоненту, но зато с негодованием реагирует на его действия.

«Двойная этика». Даже тогда, когда противники осознают, что совершают одинаковые действия по отношению друг к другу, все равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента - как нечестные и непозволительные.

«Все ясно». Очень часто каждый из партнеров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление о том, что его достоинства хороши и правильны, а действия партнера - наоборот, плохи и неадекватны.

Эти и подобные заблуждения, присущие каждому из нас в конфликтной ситуации, как правило, усугубляют конфликт и препятствуют конструктивному выходу из кризисной, проблемной ситуации. Если искажение восприятия при конфликте чрезмерно велико, возникает реальная опасность оказаться в ловушке собственной предвзятости. В результате это может привести к так называемому само подтверждающемуся допущению: допуская, что партнер настроен исключительно враждебно, начинаешь обороняться от него, переходя в наступление. Видя это, партнер переживает враждебность к нам, и наше предварительное допущение, хотя оно было неверным, немедленно подтверждается, Зная о подобных представлениях в ситуации конфликта, постарайтесь внимательнее проанализировать свои ощущения в конкретных случаях.

2. Открытое и эффективное общение конфликтующих сторон

Общение - это основное условие конструктивного разрешения конфликтов. Однако, к сожалению, в конфликтной ситуации коммуникация, как правило, ухудшается. Противники в основном стараются сделать друг другу больно, а сами занимают оборонительную позицию, скрывая любую информацию о себе. Между тем коммуникация может помочь только тогда разрешить конфликт, когда обе стороны ищут способа достичь взаимопонимания. Это возможно осуществить, выполняя следующиерекомендации.

А) Контролировать эмоциональную сферу.

Б) Использовать общение для разрешения конфликта.

В) Создать климат взаимного доверия и сотрудничества. Этому может способствовать проявление доверия к партнеру путем готовности открыть перед ним таковую свою незащищенную позицию, какой является стремление к согласию и взаимопониманию, нежелание использовать слабые и уязвимые места противника.

Методы разрешения конфликтной ситуации

Различают структурные и межличностные методы разрешения конфликтов.

Структурные методы:

метод разъяснения требований заключается объяснении людям результатов, которые от них требуются. Наиболее эффективно используется при решении конфликтов в организации. Разъясняя каждому сотруднику и подразделению, какие результаты от них ожидаются, руководитель должен донести до подчиненных уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, систему полномочий и ответственности, а также чётко определить политику, процедуры и правила;

координационно-интеграционные методы – установление иерархии полномочий, упорядочивающий взаимодействия людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Установление принципа единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчинённый знает, чьи решения он должен исполнять. При возникновении разногласий по какому-либо вопросу между сотрудниками он решается руководителем и исчерпывается конфликт. Для решения конфликтной ситуации между подразделениями часто используется такой метод интеграции, как создание межфункциональных, целевых групп, межотдельских совещаний;

общеорганизационные комплексные цели – направление усилий всех участников на достижение общей цели. Совместное осуществление этих целей приводит к сплочению коллектива, предотвращает конфликты;

структура системы вознаграждений – используется как метод оказывания влияния на людей для избежания дисфункциональных последствий. Люди, старающиеся подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Однако система вознаграждений не должна поощрять неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.

Межличностные методы или стили разрешения конфликтов :

уклонение –метод реагирования на конфликт, выражающийся в игнорировании и фактическом отрицании конфликта. Используется в том случае, когда затрагиваемая проблема не представляет важности, ее решение может быть отсрочено, в безнадежном положении, когда человек чувствует себя неправым или вынужден подчиняться. Его используют также в случае необходимости общения со сложным человеком;

сглаживание –удовлетворение интересов другой стороны через приспособление, уступки, соглашение, жертвуя своими интересами в пользу другого человека. Используется в случае малой значимости случившегося, когда необходимо сохранить мир и добрые отношения, когда итог намного важнее для другого человека, чем для вас, в случае понимания своей неправоты, когда мало власти или мало шансов победить и др.

конкуренция –используется активными людьми, предпочитающими идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Может быть использован в случаях, когда исход очень важен и на него делается большая ставка, при обладании достаточным авторитетом для принятия решения, при необходимости быстрого принятия решения, при соответствующих властных полномочиях, при отсутствии другого выбора или в случае, когда нечего терять, в критической ситуации и др.

компромисс –открытое обсуждение мнений и позиций, которые направлены на поиск решений наиболее удобного и приемлимого для обеих сторон. Используется в случае, когда недостаточно времени, при одинаковой власти, когда устраивает временное решение и др.

сотрудничество –форма разрешения конфликта, при котором удовлетворение интересов обоих сторон более важно, чем решение самого вопроса. Используется в случае длительного дружеского сотрудничества, когда есть время для проработки вопроса и др.

ПРОБЛЕМА

Вовлеченные

Цели (чего хочет добиться?)

Позиции (Что говорит? Что предлагает?)

Потребности, интересы (зачем, почему говорит?)

Опасения (чего боятся?)

Ресурсы (Что может использовать для решения конфликта?)

Последствия (Что будет если конфликт не решим?)

Заинтересованность в работе с другими участниками (С кем и почему хотел бы сотрудничать?)

Недостающая информация (Что я не знаю о партнере в конфликте?)

Опираясь на картограмму конфликта проанализируйте следующую конфликтную ситуацию:

Василий Петрович организовал свою фирму. Подобрался хороший коллектив из трудолюбивых и ответственных работников. Стали поступать заказы на мебель во многом благодаря прежним связям Василия Петровича (раньше он работал в большой строительной компании). Вскоре к нему пришел старый знакомый и попросил взять его на работу. Так как Василий Петрович знал Виктора как очень хорошего столяра и, в общем, неплохого человека, он после недолгих раздумий взял его к себе.

Как потом оказалось, за годы, что они тесно не общались, многое изменилось. Виктор сменил много мест работы. ему казалось, что его недооценивают как талантливого столяра, ущемляют в зарплате и не дают полностью реализовать себя.

По обычному сценарию история развивалась и на новом месте. На малейшее замечание Виктор реагировал болезненно, тотчас вступал в спор, до хрипоты отстаивая свою точку зрения. С начала работники мало обращали внимание на такие выходки, так как слишком заняты были делом. Но, после того, как Виктор допустил ряд ошибок в технологии обработки дерева и при этом ни за что не хотел признавать свою вину, они обратились к Василию Петровичу.

Василий Петрович, человек мягкий и не любящий конфликтов, оказался в затруднительном положении. Он стоял перед выбором: пустить дело на самотек и подождать, что будет дальше, или уволить Виктора за некомпетентность. Виктору, между тем, удалось уверить Василия Петровича, что он не повторит своих ошибок. Василию Петровичу было легче ему поверить и закрыть глаза на возмущение всего коллектива.

Виктор, почувствовав свою безнаказанность, ходил с гордо поднятой головой. Работники фирмы негодовали, но сделать ничего не смогли. Не увольняться же всем решили дать Виктору еще один шанс.

Как то работая над заказом вместе с более молодым столяром, Виктор взорвался в ответ на замечание: «Ты кого учишь, молоко еще на губах не обсохло.» Возникла словесная перепалка. После этого случая дня не проходило спокойно, казалось, Виктор только и искал повода, чтобы поскандалить.

Инструментарий для разрешения конфликтов.

Подход "выиграть/выиграть":

Могу я превратить этих оппонентов в партнеров?

Мудрые решения учитывают нужды и заботы всех.

Творческий отклик:

Какие новые возможности открывает данная ситуация?

Каких наиболее положительных результатов мы можем достигнуть?

Услышал ли я их на самом деле?

Знают ли они, что я их слышу?

Оптимальное самоутверждение:

Быть мягким с людьми и жестким с проблемой.

Что я хочу изменить?

Как я могу сказать им это твердо, но без обвинений и нападок?

Совместная власть:

Не злоупотребляю ли я своей властью? Не делают ли этого они?

Не позволять власти быть мерилом для выбора решения. Способ- ствовать справедливости. Спрашивать: "Скажите, почему вы это считаете справедливым?"

Управление эмоциями:

Рассматривать эмоции как указатели на то, в чем состоит реальная проблема.

Концентрироваться на столкновениях ценностей, нужд, на ограни- ченности ресурсов и других факторах, создающих напряженность.

Готовность разрешить конфликт:

Вопросы, наиболее раздражающие нас, говорят что-то о нас самих.

Здесь нужна осторожность, чтобы не потерять объективность.

Поддерживать всякую готовность к прояснению истинной проблемы.

Чтобы справиться с позицией обиды, спросим: "Что нужно, чтобы разрешить эту проблему?"

Картография конфликта:

Кто его главные участники?

Запишем потребности и опасения каждого. Спросим, почему они хотят делать то, что они делают.

Над чем мы должны еще поработать?

Разработка альтернатив:

Каковы возможности? Не будем отбрасывать ни одну из них преждевременно. То, что кажется невозможным, может тем не менее подать хорошие идеи.

Какие альтернативы удовлетворяют наибольшее количество наших нужд?

Будем изобретательны, пробуем самые различные варианты.

Переговоры:

Чего я хочу добиться? Есть ли четкое представление об общем исходе, хотя путь к нему можно изменить.

Как мы можем добиться справедливого результата при взаимном выигрыше?

Что они могут дать мне? Что могу дать им я?

Игнорирую ли я или учитываю их возражения?

Построим общую картину с "И", а не "НО".

Какие вопросы я хочу включить в соглашение?

Посредничество:

Подходит ли мне роль посредника в данной ситуации?

Могу ли я создать атмосферу, в которой люди смогут открыться, найти общий язык и выработать их собственные решения? Что может помочь этому?

Расширение кругозора:

Вижу ли я всю картину, а не только свою собственную точку зрения?

Какое воздействие может оказать это за пределами нашей непосредственной проблемы? К чему это может привести в будущем?

Вспомните конфликт в котором вы принимали участие. В «дневнике анализа конфликтов» опишите его, и используя предложенный инструментарий.

Ñ В папку конфликтолога:

Диагностика конфликта (перечень конкретных шагов по диагностике конфликта, а так же способы и приемы диагностики)

Завершение конфликта

урегулирование разрешение

конфликта конфликта

успешное принуждение к взаимовыгодное решение способу действий, выгодному проблем и противоречий

одной из сторон или третьей

Объясните, почему, рассматривая урегулирование конфликта с этой точки зрения, многие исследователи считают его способом завершения инцидента, а не конфликта?

Порочный круг (Д.Дэна)

1. Инициирующее событие

Контратака 4. 2. Восприятие враж-

(самозащита) дебного намерения

Случаются на каждом шагу. Для одних есть логическое объяснение, другие происходят по непонятным причинам, вызывая непонимание обеих сторон. Обратившись к можно творческим образом выявить все скрытые мотивы и истинные причины любого случившегося или назревающего конфликта.

Понятие

Картография конфликта - это психологический метод, который помогает понять причины возникновения конфликтного поведения и ситуаций. Картографией данный метод называется, потому вся информация, поступающая в мозг, способна упорядочиваться в нем, подобно странам на географической карте мира.

Суть метода

Метод картографии конфликта состоит их нескольких этапов, которые осуществляются при помощи графического изображение проанализированных данных. Оформление может быть любым, начиная от обычной таблицы и заканчивая красочной схемой. Также вы можете выбирать между обычным блокнотом и электронным редактором.

Каждый из этапов нацелен на выявление истинных причин конфликта, формулирование главных проблем, выявление опасений и претензий. Это в конечном итоге должно привести к тому, что конфликт будет исчерпан.

Поэтапный и подробный анализ поможет одной стороне как можно четче понять природу своего поведения и донести ее до второго участника конфликта. Тоже самое и наоборот - если оппонент успешно сможет проанализировать существующие проблемы, он сумеет рационально объяснить это и вам.

В каких случаях поможет картография конфликта

Этот психологический прием подходит как для разрешения существующего конфликта, так и назревающего. К таким случаям относятся ситуации, в которых напряжение партнеров становится очевидным, но пока еще никто не высказал свои недовольства и претензии. Это вопрос времени, своеобразная бомба замедленного действия. Чтобы избежать неприятных последствий, стоит на начальном этапе попытаться предотвратить приближающуюся конфликтную ситуацию.

Также этот метод используется для выбора правильного решения в сложной жизненной ситуации. Любые поставленные задачи и решения, которые могут повлиять на дальнейшую жизнь, часто вызывают сомнения и неуверенность. Чтобы определиться с правильным выбором, можно обратиться к данному методу.

Разбор конфликта методом картографии может быть осуществлен как одним человеком, так и при помощи каждого, кто в нем задействован и заинтересован в скорейшем его окончании. Участие всех сторон поможет более детально взглянуть на все составляющие конфликта. В то время как одиночный анализ может лишь создавать догадки относительно того, что двигает другим человеком.

Этап первый. Выявление главной проблемы

Если причины не всегда кроются на поверхности, то сама суть проблемы, как правило, очевидна. Для начала стоит ее озвучить и присвоить ей название из нескольких слов. Первоначальный этап не рассчитан на глубокий разбор проблемы, поиск причин и решений. Даже если сразу не получается обозначить четкие затруднения, можно обратиться к обобщенной форме, но стараться больше конкретизировать.

Примером картографии конфликта на первом этапе может послужить любая жизненная сфера. Если конфликт происходит в романтических отношениях, проблему можно назвать "недопониманием". Если супружеская пара ругается из-за уборки дома, проблему можно обозначить как "распределение домашних обязанностей". Если же конфликт происходит с начальником из-за того, что он не дает вам более серьезный и значимый проект, проблема может звучать как " неуверенность в профессиональных навыках".

Этап второй. Выявление задействованных лиц

Необходимо выявить каждого человека, который имеет отношение к конфликту. Это может быть как один человек, так и целая группа людей. Если количество получается внушительным, для удобства всех можно разбить на категории, в зависимости от значимости каждого лица.

Например, картография педагогического конфликта на данном этапе может включать в себя несколько групп. Конфликт мог произойти как по вине лишь двух преподавателей, так и с участием посторонних лиц. К ним могут относиться ученики или руководитель учебного заведения. В таком случае всех участников стоит разбить на категории: главное лицо - другой преподаватель, второстепенные лица - директор и ученики. Расписывать каждого участника группы стоит в случае необходимости.

Этап третий. Определение потребностей

На данном этапе картографии конфликта необходимо выявить потребности и сомнения каждого заинтересованно лица относительно сложившейся проблемы. У каждого человека потребности могут быть разные, к ним относятся: желание быть услышанным и признанным, карьерный рост, уважение со стороны коллег, взаимопонимание с близкими, интересные занятия, получение награды и вообще все, что так или иначе имеет ценность и значимость для индивидуального человека.

Чтобы узнать потребности каждого участника, стоит задать следующие вопросы:

  • В рамках сложившейся ситуации, каковы твои потребности?
  • Чего ты хочешь?
  • Чего тебе еще не хватает?

После каждого заданного вопроса, на который есть ответ, спрашивайте:

  • Почему ты этого хочешь?
  • Для чего?

После того как выявлены потребности каждого из участников, стоит узнать о страхах, задавая вопросы:

  • Что тебя смущает?
  • Чего ты боишься?
  • И почему?

Каждую выявленную потребность и опасение стоит записать в соответствующую графу.

Этап четвертый. Анализ проделанной работы

Оказавшись на последнем этапе картографии конфликта, многие замечают, что переживания или потребности одинаковы у обоих участников, даже если это не один человек, а целая группа. Любые схожие ответы необходимо выделить, это даст понять, что оба конфликтующих способны понять друг друга.

  • Обращайте внимание на то, что стало для вас новой информацией, ранее неизвестной.
  • Находите общие потребности, которые послужат точкой опоры.
  • Выделяйте схожие интересы и ценности, разделяемые всеми заинтересованными сторонами.
  • Найдите моменты, которые можно изменить в положительную сторону, что в итоге приведет к согласию обоих лиц.
  • Обобщайте индивидуальные ценности в общую заинтересованность. Например, руководителю необходим ежедневно выполненный план, а работнику нужен отдых на воздухе, чтобы восполнить энергию. Оба этих момента можно объединить в одном рабочем дне.
  • Выделяйте самые проблемные участки конфликта, рассматривая и озвучивая всевозможные варианты устранения этой проблемы.
  • Уделяйте внимание тем потребностям и сомнениям, которые стали для вас неожиданностью. Подумайте, что можно с ними сделать.
  • Определите награду, которую получат обе стороны в случае разрешения конфликта. Допустим, если муж перестанет курить в квартире, воздух станет чище и ароматней.

Анализируйте каждый полученный ответ, обсуждая его и варианты решения со второй заинтересованной стороной.

Термин “опасения” означает озабоченность, тревогу личности при невозможности реализовать какую-то из своих потребностей. В данном случае не следует обсуждать с участниками конфликта, насколько обоснованны их страхи и опасения, пока они не внесены в карту. Например, у одного из участников конфликта возникло опасение по поводу чего-то, что при составлении карты кажется маловероятным. Вместе с тем опасение существует и его обязательно надо внести в карту, признать его наличие. Преимущество метода картографии состоит в том, что имеется возможность высказывания в процессе составления карты и отражения иррациональных страхов на ней. Опасения могут включать следующие позиции: провал и унижения, боязнь оплошать, финансовый крах, возможность быть отвергнутым, потеря контроля над ситуацией, одиночество, возможность быть подвергнутым критике или осуждению, потеря работы, низкая заработная плата, боязнь, что им (участником конфликта) будут командовать, что все придется начинать сначала. Используя понятие ”опасения”, возможно выявить мотивы, не называемые вслух участниками конфликта. Например, для некоторых людей легче сказать, что они не терпят неуважения, чем признаться в том, что они нуждаются в уважении.

В результате составления карты проясняются точки совпадения интересов конфликтующих сторон, более ясно проявляются страхи и опасения каждой и сторон, определяются возможные пути выхода из создавшейся ситуации.

Использование метода картографии конфликта рассмотрим на примере ситуации, сложившейся в одном из отделов акционерного общества.

Ситуация

Экономический отдел акционерного общества состоит из 9 человек и только женщин. Руководителем подразделения является Спиридонова И.Г. - женщина среднего (предпенсионного) возраста, давно работающая в данной организации и успешно справляющаяся со своими обязанностями.

В отдел не так давно (около года) поступил на работу новый сотрудник - Григорьева Н.Н. - молодая, симпатичная женщина, которая заканчивает экономический институт. Ее приход был встречен достаточно дружелюбно со стороны всех сотрудников отдела и, в первую очередь начальника, у которой есть дочь такого же возраста.

Начальник отдела Спиридонова И.Г. некоторое время “по-матерински” опекала новую сотрудницу, но потом наступил перелом в их взаимоотношениях, и по непонятным для Григорьевой Н.Н. причинам отношения резко ухудшились. Спиридонова И.Г. стала постоянно придираться к Григорьевой Н.Н., стараясь унизить ее как личность, не давала спокойно работать. Для Григорьевой встал вопрос: что делать и не перейти ли на работу в другое подразделение?

Другие сотрудницы отдела внешне никак не реагировали на создавшуюся ситуацию. По своему характеру Спиридонова И.Г. достаточно властный человек, давно находится на руководящей должности.

Составим карту данного конфликта (рис.№3).

Рис.№3

Пример карты конфликта

СПИРИДОНОВА

опасения:

потребности:

потеря контроля

уважение подчиненных

бы быть подвергнутой критике

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

ГРИГОРЬЕВА

КОЛЛЕКТИВ ОТДЕЛА

потребности:

опасения:

потребности:

опасения:

самореализация

ущемление достоинства

нормальные отношения

интересная работа

невозможность

самостоятельность

нормально работать

Участниками этого конфликта являются: Спиридонова, Григорьева и работники отдела. Основная проблема заключается во взаимоотношениях начальника и подчиненной. Потребности и опасения каждой из сторон представлены на рис. №3

Многие специалисты, занимающиеся вопросами разрешения конфликтов профессионально, что процесс управления конфликтами зависит от множества факторов, значительная часть которых плохо поддается управляющему воздействию. Например, взгляды личности, мотивы и потребности индивидов, групп. Сложившиеся стереотипы, представления, предрассудки, предубеждения могут иногда свести на нет усилия тех, кто вырабатывает решения. В зависимости от вида конфликта поиском решений могут заниматься разные службы: руководство организации, служба управления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюзный комитет, стачком, милиция, суды.

Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.

Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизация) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.

Существует достаточно много методов управления конфликтами. Укрупненно их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:

внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;

структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;

межличностные методы или стили поведения в конфликтов;

переговоры;

ответные агрессивные действия, эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп.

Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы предлагают использовать способ “я - высказывание”, т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение.

Этот способ помогает человеку удержать позицию, не превращая другого в своего врага. “Я - высказывание” может быть полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен, раздражен, недоволен. Следует сразу оговориться, что применение данного подхода требует практики и навыков, но это бывает оправданным в дальнейшем. “Я - высказывание” построено так, чтобы позволить высказать личности свое мнение о создавшейся ситуации, выразить свои пожелания. Оно особенно полезно, когда человек хочет передать что-то другому, но не хочет, чтобы тот воспринял это негативно и перешел бы в атаку.

Например, придя утром на работу, вы обнаруживаете, что кто-то передвинул все на вашем столе. Вы хотите, чтобы больше этого не повторялось, но и портить отношения с сотрудниками нежелательно. Вы заявляете: ”Когда мои бумаги передвигают на моем столе, меня это раздражает. Мне хотелось бы в будущем находить все, как я оставляю перед уходом”.

Компоновка заявлений от “я” состоит из: события, реакций индивида, предпочитаемого исхода для личности.

Событие. Создавшаяся ситуация с учетом применяемого метода требует краткого объективного описания без использования субъективных и эмоционально окрашенных выражений. Можно так начать фразу: “Когда на меня кричат…”, ”Когда на моем столе разбрасывают мои вещи…”, ”Когда мне не говорят, что я был вызван к начальнику…”.

Реакция индивида. Четкое высказывание, почему вас раздражают именно такие поступки окружающих, помогает им понять вас, а когда вы говорите от “я”, не нападая на них, но такая реакция может подтолкнуть окружающих на изменение своего поведения. Реакция может быть эмоциональной: “я обижен на вас…”, ”я буду считать, что меня вы не понимаете…”, ”я решаю все делать сам…”.

Предпочитаемый исход события. Когда индивид высказывает свои желания об исходе конфликта, желательно предложить несколько вариантов. Правильно составленное “я - высказывание”, в котором пожелания индивида не сводятся к тому, чтобы партнер сделал только выгодное для него, подразумевает возможность открытия новых вариантов решений.

Структурные методы , т.е. методы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и т.д. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждения.

Разъяснение требований к работе является одним из эффективных методов управления и предотвращения конфликтов. Каждый специалист должен четко представлять, какие результаты от него требуются, в чем состоят его обязанности, ответственность, пределы полномочий, этапы работы. Метод реализуется в виде составления соответствующих должностных инструкций (описаний должности), распределения прав и ответственности по уровням управления,

Координационные механизмы представляют собой использование структурных подразделений в организации, которые в случае необходимости могут вмешаться и разрешить спорные вопросы между ними.

Общеорганизационные цели . Данный метод предполагает разработку или уточнение общеорганизационных целей с тем, чтобы усилия всех сотрудников были объединены и направлены на их достижение.

Система вознаграждений . Стимулирование может быть использовано как метод управления конфликтной ситуацией, при грамотном оказании влияния на поведение людей можно избежать конфликтов. Важно, чтобы система вознаграждения не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп. Например, если вознаграждать руководителей отделов сбыта только за увеличение объема продаж, то это может привести к противоречию с намеченным уровнем получения прибыли. Руководители этих отделов могут увеличить объемы сбыта, предлагая большие скидки и тем самым снижая уровень средней прибыли компании.

Межличностные методы . При создании конфликтной ситуации или начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах.

К.Томас и Р.Килменн выделили следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:

приспособление, уступчивость;

уклонение;

противоборство;

сотрудничество;

компромисс.

Основу классификации составляют два независимых параметра: 1)степень реализации собственных интересов, достижения своих целей, 2)уровень кооперативности, учет интересов другой стороны.

Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса - Килменна, позволяющую проанализировать конкретный конфликт и выбрать рациональную форму поведения (см.рис.№4).