Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. Методы отражения телефонной агрессии


Искусство телефонных переговоров в русле нашей темы включает в себя как общие принципы, позволяющие успешно добиваться цели, так и специальные приемы, которые помогают отбить атаку и сохранить целостность своей личности. В первую очередь нужно поработать над своим голосом – ведь он ваш основной инструмент во всех телефонных переговорах. Если он звучит слишком громко или, наоборот, тихо, если голос сиплый, грубый и хрипящий, едва ли на другом конце телефона будут довольны, тем более, когда мы беседуем с незнакомым человеком. Очень важна интонация, с которой произносятся слова. Какая она – спокойная, сдержанная, просительная, властная, холодная, теплая? Даже когда вы будете говорить самые правильные вещи, тембр вашего голоса вместе с интонацией могут их очень серьезно обесценить. Потому тренируйтесь – и в обычном общении, и в тишине одиночества (можете, например, записать свой голос на магнитофон и послушать, как он звучит и после попробовать повторить одну и ту же фразу с разной интонацией и тембром), и даже во время самого телефонного разговора.

Весьма важную роль играет и дыхание. Шумное тяжелое дыхание производит соответствующее впечатление, и раз собеседник тоже ощущает некую тяжесть, идущую от вас, то он обычно стремится побыстрее положить трубку, даже если деловая часть разговора еще не завершена. Постарайтесь научиться дышать легко и бесшумно, а если учиться не хочется и нет времени, то, по крайней мере, старайтесь не показывать, что у вас тяжелое дыхание . Очень полезно делать краткие дыхательные настройки перед серьезными переговорами, когда вы примерно с минуту наблюдаете за собственными вдохами и выдохами, а затем, вздохнув один раз, начинать разговор.

Очень важно искусство правильных пауз, которые могут быть сильным средством для достижения эффективных целей в разговоре . Однако помните, что в телефонном разговоре паузы должны быть несколько короче, нежели в живой беседе , где вы во время молчания можете подойти к окну или встать около люстры, чтобы ваш собеседник лучше видел выражение вашего лица и понял, что стоит за вашими словами. Поскольку в телефонном разговоре нет возможности послать сигнал о вашей позе и выражении лица, то будьте аккуратнее с паузами: если они затянутся на слишком долгое время, собеседник может подумать, что связь отключилась, и вы его просто не слышите. В то же время паузы нужны, если вы говорите по телефону со скоростью Жириновского, не делая при этом никаких перерывов, – вряд ли это кому-то понравится . Иногда пауза требуется, чтобы перевести дух, как бы мгновенно сбрасывая с себя усталость и наполнить все свое существо энергией.

Во время телефонного разговора старайтесь поддерживать оптимальный энергетический тонус и гармоничное состояние собственных чакр. Когда люди говорят по телефону, у них задействованы практически все чакры, однако ведущим является горловой центр – чакра вишуддха. Этот центр в наибольшей степени подпитывают два смежных с ним других центра – анахата, или сердечный центр, и аджна – центр рассудка, отвечающий за умственную работу.

Весьма полезно может быть использование в телефонном разговоре ключевых слов или фраз, помогающих лучше уяснить суть вопроса. Поскольку при общении через трубку человек эксплуатирует только один слуховой канал восприятия, то людям, у которых хорошо развиты другие каналы (зрительный, осязательный), не всегда легко усваивать информацию на слух. Если вы сталкиваетесь с тем, что информация, передаваемая вами, с трудом усваивается вашим собеседником, начните вводить слова из понятийного рода других каналов восприятия. Почаще говорите ему – представь, вообрази, постарайся увидеть или ощути, почувствуй, прикоснись.

Однажды мы проверили эти слова с моих клиентом, имевшего большие проблемы на работе с заказчиком, который не принимал никаких предложений и вариантов при обсуждении работы, что очень тормозило дело. Заказчик перебивал его несколько раз, трубка раскалялась от недовольства, хотя они нуждались друг в друге. Тогда Максим, мой клиент, по моему совету изменил свой лексикон, начал употреблять слова из другого смыслового ряда. Результат не замедлил сказаться.

Учитесь сжимать информацию во время телефонного общения, соберите сознание и волю воедино и старайтесь говорить как можно точнее, выбирая слова. Помните, что у вас есть несколько минут для того , чтобы сказать главную мысль и передать самое существенное, безжалостно оттесняя лишнее.

МЕТОДЫ ОТРАЖЕНИЯ ТЕЛЕФОННОЙ АГРЕССИИ

Эта таблица поможет вам лучше сориентироваться в процессе деловых телефонных переговоров с клиентами и выстроить более комфортную и одновременно защищенную стратегию общения.

Не говорите

Говорите

Объясните мне, что вы хотите.

Чем я могу вам помочь?

Простите, что побеспокоил.

Благодарю за то, что уделили мне внимание.

Да, но...

Да, именно поэтому...

Нет проблем.

Да, согласен с вами.

Алло!

Да, я слушаю вас.

Алло! Алло! Что говорите?

Вы слышите меня?

Недели через две-три вопрос решится ...

Вопрос решится – 20 июня.

Я не знаю.

Я постараюсь узнать.

Я не в курсе.

Я выясню.

Вы ошибаетесь/

Будьте добры, уточните, что вы имеете в виду.

Не факт!

Наверное, что-то случилось.

Следующая таблица, составленная специалистом по менеджменту С. Р. Филоновичем, посвящена умению вести беседу по телефону с разными людьми:

I. С настойчивыми и требовательными собеседниками.

Слушайте – и вы поймете, чего требует собеседник.

Противопоставьте настойчивости собеседника свою настойчивость, но будьте "на шаг сзади".

Чаще пользуйтесь закрытыми вопросами, чтобы контролировать ход разговора.

Будьте доброжелательны, но точны и прямы в своих высказываниях .

Будьте вежливы.

II. С агрессивным собеседником.

Внимательно слушайте и тогда вы поймете, что волнует собеседника.

Установите контакт, высказывая ему сочувствие и сожаление в общем плане.

Предложите план действий и затем осуществите его.

Сохраняйте хладнокровие и не поддавайтесь настроению собеседника.

Будьте вежливы.

III. С разговорчивым собеседником.

Задавайте закрытые вопросы.

Следите за паузами в разговоре.

Не поддавайтесь собеседнику, не позволяйте ему втянуть вас в долгий разговор.

Если вы научитесь эффективно, коротко, сжато и грамотно проводить телефонные переговоры, то это позволит вам проще уйти от психологического давления и "наездов", которые нередко приходится слышать в трубку всем деловым людям. Однако полезно применять и конкретные приемы отражения агрессии:

Когда звонит телефон, будьте психологически готовы ко всему, в том числе и к тому , что прямо сейчас вы получите неприятную информацию, будете атакованы и раскритикованы. Чаще всего получают и "пропускают" удары те люди, которые подходят к телефону вальяжным шагом в расслабленно-благодушном настроении. И в то же время не напрягайтесь – нейтральная информация и состояние всегда дают больший диапазон ответных реакций.

Если вы слышите в трубке голос человека, который, как вам кажется, сейчас начнет на вас нападать, попробуйте в качестве ответной стратегии нанести упреждающий удар или перейти в контратаку. Вы можете сделать это в жестком виде, предъявив ему какое-то обвинение (главное, чтобы оно было справедливым) или в мягком виде, четко направив разговор в другое русло и не давая себя вовлечь в разборки.

С самого начала разговора выставьте мысленный щит, который отделит вас от этого человека и окружит энергией, через которую трудно будет пробиться агрессивной силе из внешнего мира. Технология построения этого щита в живом общении, вполне применимая и в телефонном разговоре , подробно описана в "Невидимой броне".

Когда нас пробивают во время телефонного разговора, и мы чувствуем уязвленность или энергетический пробой, это означает, что мы на краткий момент все же отождествились с телефоном и собеседником, как если бы он был рядом с нами и даже часть нас. А он на самом деле на другом конце города, или даже на другом конце планеты. Вспомните это, прочувствуйте и постарайтесь не забывать во время разговора. "Пространственный щит" – мысленная удаленность от объекта агрессии – очень хорошо помогает сохранить эмоциональное равновесие при беседе через телефонную трубку.

Независимо от того, "пробили" вас или нет в телефонном разговоре, настройтесь на то, чтобы освободиться от энергии, полученной во время такого общения. Иногда эта энергия темным шлейфом в течение длительного времени тянется за человеком, отравляя его настроение и мешая ему эффективно и успешно действовать, достигая своих целей. Поэтому всякий раз, когда вы завершаете телефонный разговор и собираетесь либо звонить кому-то еще, либо браться за новые дела, мысленно стряхните с себя старую энергию, освободитесь от неприятного переживания и воспоминания, настройтесь на ощущение полной свободы от всяких образов и чувств прошлого.

Если вы сами в силу необходимости звоните неприятному человеку, который, как вы уверены, будет всеми силами противодействовать вам, постарайтесь представить, какой результат хотите получить. Оцените силу его сопротивления и настройтесь на то, чтобы переломить его сопротивление. После того, как услышите раздраженный ответ, столкнетесь с противодействием, отклоняющим вашу волю, старайтесь говорить так, чтобы вернуть ситуацию на исходный уровень. Представьте, что через телефонный разговор идет борьба двух аур, двух энергий, которые сталкиваются друг с другом поверх слов . Постарайтесь поверить, что за вами стена светлой энергии, которая защищает вас, а когда вы на логическом и волевом уровне начинаете наступать, то эта стена надвигается на вашего противника и отодвигает на расстояние спорщика, удаляя его из круга вашего внимания. Разумеется, все подобные образы следует подкреплять удачным словесным поведением, метким словом, выверенными доводами, правильно расставленными акцентами. Помните, что упорство и настойчивость в достижении своих целей и планов – лучший ключ к достижению состояния защищенности, что очень помогает и в обычных, и в телефонных взаимоотношениях.

Глава 13. ЗАЩИТА ОТ КРИМИНАЛЬНО-АГРЕССИВНОЙ СРЕДЫ
"Одно – предвзятое убийство, но другое – защита. Когда вы подвергаетесь нападению тёмных, необходимо защищаться. Мысль о защите не есть убийство . Каждый может защищаться прежде всего силою духа."

Живая Этика

"Путь Воина основывается на гуманности, любви и искренности: сердце воинской доблести – это истинная храбрость, мудрость, любовь и дружелюбие. Делать ставку лишь на физические аспекты воинственности бессмысленно, ибо мощь тела всегда ограничена."

Морихей Уэсиба

"Каждый бандит, даже если он намного сильнее тебя, в глубине души знает, что не прав. Каждая жертва, даже когда она слабее бандита, должна помнить и верить, что она права. Кроме того, жертва всегда может позвать на помощь Бога, а бандит никогда."

(английская пословица)

Ковалев, Павел Анатольевич 1996

ГЛАВА 1, АГРЕССИЯ И АГРЕССИВНОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ. 7 .1/1.1. Понятия "агрессия" и "агрессивность".

VI.2. Теоретические подходы к изучению природы агрессии и агрессивности. \У 1.3. Виды агрессии.

1.4. Возрастно-половые, личностные особенности и склонность к агрессии.

1.5. Агрессивность и социальный статус.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРУКТУРЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И АГРЕССИВНОСТИ.

2.2. Организация и методы исследования структуры агрессивности и агрессивного поведения.

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К

АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И ЛИЧНОСТНОИ АГРЕССИВНОСТИ (КОНФЛИКТНОСТИ). у 3.1. Выраженность склонности к различным видам агрессивного поведения у школьников разного возраста.

V/ 3.2. Возрастно-половые. особенности проявления склонности к агрессивному поведению.

3.3. Типы агрессивного поведения.

3.4. Типы агрессивного поведения и социальный статус школьников в классе.

3.5. Изучение агрессивности (конфликтности) у школьников разного возраста и пола.

3.6. Связь агрессивных (конфликтных) свойств личности со склонностью к, агрессивному поведению.

Введение диссертации по психологии, на тему "Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения"

Актуальность темы. Проблема агрессии и агрессивности занимает значительное место в психологических исследованиях, особенно за рубежом. В период с 1964 по 1973 год на тему агрессивности появилось в три раза больше публикаций, чем за три предыдущих десятилетия; а только за период с 1970 по 1976 год по данным О.М.БЪоп-пег было опубликовано более 1200 работ. К середине же 80-х годов написано более 350 монографий. И все же многие вопросы не получили должного освещения. При этом надо отметить явно недостаточное изучение агрессивности отечественными психологами.

Между тем проблема агрессии и агрессивности становится все более актуальной. Все люди в той или иной степени обладают определенным потенциалом агрессивности. Но на Фоне экономической и политической нестабильности возрастает взвинченность и нервозность людей. Люди становятся менее сдержанными и терпимыми друг к другу. Им кажется, что окружающие их люди стали агрессивнее, злее, непорядочнее. Опрос, проведенный Е.Головахой и А.Кроник , дал следующие результаты. 46% опрошенных в возрасте от 17 до 58 лет хотели бы добавить себе уверенности и решительности, и только 10% - доброжелательности и терпимости. Зато другим людям 50% из того же числа опрошенных хотели добавить доброты и человечности. А от 22% до 28% говорили, что другим людям нужно избавиться от злости, агрессивности, нечестности. Чувствуя себя недостаточно уверено в этом мире люди хотели бы укрепить себя за счет выдержки, воли, решительности. Как утверждают авторы на "мягкие компоненты" -терпимость, доброжелательность - спрос невелик.- 1 из 10. Таким образом, люди хотели бы себе добавить "бойцовских качеств", а другим - доброты и человечности.

Кроме этого, по ряду исследований, демонстрация насилия в кино и на телевидении также приводит к росту агрессивности, особенно в молодежной среде, находящей выход в антисоциальном и преступном поведении. Однако видеть только отрицательную сторону агрессивности, по всей видимости, не совсем правомерно. И хотя "позитивная" агрессия, по мнению ряда авторов, скорее является исключением, имеющим место в узко специальной сфере и в основном под агрессией принято понимать вредоносное поведение, тем не менее агрессивная наступательная манера ведения спортивных единоборств поощряется спортивными правилами и судьями.Напористость в дискуссиях, в том числе дипломатов и ученых, тоже нельзя отнести к недостаткам их деятельности. В связи с этим, очевидно, следует пересмотреть роль агрессивности и агрессии только как негативного явления и целесообразно говорить и о позитивной агрессивности. Отсюда и проблема может получить новое звучание, а Феномен агрессивности может изучаться в более широком плане.

Поэтому нам импонируют взгляды немецкого психотерапевта Г.Ам-мона , который утверждал, что человек рождается с потенциалом "конструктивной агрессивности", под которой он понимал стремление к освоению и изучению мира, к творческой самореализации и рассматривал ее как элемент поискового поведения. Он считал, что при правильном воспитании конструктивная агрессивность развивается и усиливается, стимулируя личность к творческому и гармоническому совершенствованию, а при ошибках воспитания, когда инициатива ребенка прямо или косвенно подавляется, когда конструктивная агрессивность не находит реализации в играх, в общении со взрослыми и сверстниками, когда ребенок сталкивается с травмирующими его семейными конфликтами или проявлениями двойной морали - тогда появляется агрессивность деструктивная.

Учитывая это особое значение имеет изучение данной проблемы для психологии развития и педагогической психологии. Какова природа агрессивности, как Формируется мотив агрессивного поведения, какие виды и Формы агрессии предпочитаются детьми разного возраста и пола, как предупредить негативные проявления агрессивности и направить ее в просодиальное русло - эти и многие другие вопросы имеют важное значение для Формирования ребенка как личности, для предупреждения конфликтов в семье и школе, с которых довольно часто и начинается асоциальное агрессивное поведение (если не считать преступную агрессию). В отечественной литературе уделяется довольно большое внимание проблеме конфликтов, однако индивидуальные и поло-возрастные особенности субъектов склонных к конфликтам, а через них и к асоциальной агрессии, изучаются явно не достаточно.

Все выше сказанное и обусловило выбор темы диссертации - изучение возрастно-половых особенностей отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения.

Объект исследования - учащиеся общеобразовательной школы и студенты РГПУ им. А. И.Герцена.

Предмет исследования - отражение в сознании респондентов структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения, и их возрастно-половых особенностей.

Цель исследования - изучение структуры агрессии, как специфического поведенческого акта, и агрессивности, как специфического психического свойства личности.

Гипотезы исследования:

1. Агрессивность как психологический Феномен является сложной психологической характеристикой личности, включающей в себя многие личностные особенности, из которых для эмпирического исследования мы отобрали следующие: мстительность, нетерпимость к мнению других, подозрительность, вспыльчивость, обидчивость, неуступчивость, наступательность, бескомпромиссность.

2. Существует определенная связь между агрессивным поведением и агрессивностью, однако эти феномены не являются тождественными.

3. Структура агрессивного поведения представляет собой систему, состоящую из четырех компонентов:

Два вида агрессии - Физическая и вербальная агрессия,

Две Формы агрессии - прямая и косвенная агрессия,

Эти четыре компонента являются основными слагаемыми структуры любого агрессивного поведения.

4. Структура агрессивного поведения связана с половыми и возрастными особенностями.

5. Уровень выраженности агрессивности и агрессивного поведения связан с положением в системе межличностных отношений (социальным статусом).

Задачи исследования:

1. - разработать методику (опросники), позволяющую оценить уровень агрессии, дифференцировать склонность к тому или иному типу агрессивного поведения от агрессивности как свойства личности,

2. - выявить структуру агрессивного поведения;

3. - выявить связь между агрессивным поведением и агрессивностью;

4. - проанализировать связь половых и возрастных особенностей личности со структурой агрессивности и агрессивного поведения,

5. - изучить вопрос о связи между склонностью к агрессивному поведению школьника и его положением в системе межличностных отношений.

Научная новизна заключается в том, что склонность к разным видам агрессивного поведения и агрессивность как свойство личности изучены как самостоятельные психологические Феномены. Показана структура этих Феноменов, их возрастно-половые особенности, выявлены типы агрессивного поведения подростков и юношей, связь между типом агрессивного поведения и социальным статусом школьника в классе. Выявлены связи между различными личностными особенностями (подозрительностью, мстительностью, неуступчивостью, вспыльчивостью, наступательностью. обидчивостью, нетерпимостью к мнению других, бескомпромиссностью) и склонностью к агрессивному поведению. Эти же личностные особенности составляют ядро такого комплексного качества личности как агрессивность.

Практическая значимость работы состоит в разработке методики выявления склонности к разным видам агрессивного поведения и агрессивности как свойства личности, пригодных для использования школьными психологами.

Апробация работы. Основные результаты исследования были доложены на Герценовских чтениях 1994, 1995 и 1996 г. РГПУ им. А.И.Герцена.

Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 130 страницах основного текста и состоит из введения, трех глав, заключения. Список литературы включает 133 источника. Диссертация содержит 26 таблиц и 2 приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Педагогическая психология"

Результаты исследования показали, что данный тип агрессивного поведения встречается у б человек - 2,5% опрошенных школьников.

Не имея возможности дать сравнительную гистограмму представленности данных типов и их вариантов в отдельности, т.к. входящие в них варианты самостоятельно не проявляются, мы приводим сравнительную гистограмму представленности всех инвариантных типов АП.

Общее количество лиц с инвариантными типами АП 56 человек, что составляет 23% от общей выборки.

¡"И:: 1!И иаш

К-Ф К-В П-Ф п-в А. среди общего числа опрошенных п-в п-ф к-в к-ф Б. внутри собственной выборки

Рис. 7 Гистограмма представленности инвариантных типов АП.

Исходя из того, что для реального распознавания предпочитаемых агрессивных реакций (способа агрессивного поведения) основную смысловую нагрузку, из всей структурной цепочки, несет первая парная комбинация вида и Формы агрессии (например, наличие у человека прямо-вербального (П-В-ф-к) варианта прямого типа АП или прямо-вербального (В-П-к-Ф) варианта вербального типа АП, а также непосредственно прямо-вербального (П-В) типа АП, является показателем предпочтения им прямой вербальной агрессии), мы считаем, что можно говорить только о восьми выделенных типах АП. А их варианты, в зависимости от ведущей (предпочитаемой) агрессивной реакции, отнести к соответствующему типу АП. Учитывая это типы АП. соответствующие им ведущие способы АП и их представленность среди общего числа опрошенных, будет выглядеть следующим образом;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проведенное нами диссертационное исследование было направлено на изучение структуры агрессии, как специфического поведенческого акта, и агрессивности, как специфиеского психологического свойства личности.

В работе было зафиксировано соответствие между выдвинутыми нами теоретическими положениями и собранным эмпирическим материалом по проблеме "Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения".

В ходе реализации поставленных задач мы получили достаточный объем теоретической и эмпирической информации подтверждающей истинность выдвинутых ранее гипотез;

1. Агрессивное поведение может выражаться в двух видах (Физическом и вербальном) и в двух Формах (прямой и косвенной). В среднем в большей степени выражена склонность к вербальному виду агрессии, чем к физическому и прямой форме агрессии, чем косвенной.

Комбинация структурных компонентов агрессии определяет тип агрессивного поведения, в котором находят отражение индивидуальные особенности личности.

2. Имеются половые особенности склонности к агрессивному поведению. В мужском агрессивном поведении определяющим является Форма агрессии и у лиц мужского пола больше выражена склонность к прямому агрессивному поведению. У лиц женского пола в агрессивном поведении определяющим является вид агрессии и в большей степени имеется склонность к вербальной агрессии,

3. С возрастом от средних к старшим классам наблюдается нелинейное изменение выраженности склонности к агрессивному поведению. Наибольшая выраженность этой поведенческой особенности у мальчиков отмечается в 6 и 8-9 классах, а у девочек в 5 и 7 классах.

4.1. Агрессивность (конфликтность) является сложным личностным качеством, включающим вспыльчивость, обидчивость, неуступчивость, мстительность, бескомпромиссность, наступательность, нетерпимость к мнению других, подозрительность. В большей степени у школьников всех классов выражена вспыльчивость и наступательность, в меньшей

Мстительность (особенно у девочек) и бескомпромиссность. Многие, из отобранных нами для эмпирического исследования агрессивных (конфликтных) свойств, находятся в тесной связи друг с другом, образуя целостную структуру интегрального свойства личности

Агрессивности (конфликтности).

4.2. Агрессивность (конфликтность) связана со склонностью к агрессивному поведению: чем больше первая, тем больше вторая. Наибольшее количество связей со склонностью к агрессивному поведению имеют такие составляющие агрессивности как обидчивость и мстительность.

4.3. Теснота связи суммарного показателя агрессивности (конфликтности) с разными способами агрессивного поведения различная: теснее с косвенной вербальной агрессией и прямой вербальной агрессией (последняя связь особенной выражена у девочек), и менее тесно или вообще отсутствует (у мальчиков.) с прямой Физической агрессией.

4.4. С увеличением: возраста школьников количество достоверных связей общей агрессивности (конфликтности) со способами агрессивного поведения уменьшается, что может свидетельствовать о возрастающей роли волевого контроля учащихся за своим поведением.

4.5. За исключением 7-,г"0 класса суммарный показатель агрессив-неости (конфликтности) больше у мальчиков, чем у девочек.

5. Уровень выраженности склонности к агрессивному поведению и тип агрессивного поведения связан с социальным статусом учащихся. Среди "лидеров" наибольший процент составляют лица с прямым Физическим ведущим способом АП. Преимущественное большинство из них составляют мальчики. Второе место среди "лидеров" принадлежит лицам с прямым вербальным ведущим способом АП. Здесь преимущественное большинство принадлежит девочкам. И третье место среди "лидеров" принадлежит лицам с косвенным вербальным способом АП. Подавляющее большинство среди них также составляют девочки. Преимущественное большинство среди выявленных "лидеров" составляют лица с высоким и средним уровнем склонности к. агрессии. Среди отверженных больше всего выявлено лиц с прямым вербальным ведущим способом АП. Совсем не выявлено отверженных с косвенным вербальным ведущим способом АП.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидат психологических наук, Ковалев, Павел Анатольевич, Санкт-Петербург

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.

2. М.: Фонд "За экономическую грамотность", 1995.

3. Александрова A.B. Нравственность, агрессия, справедливость //

4. Вопр. психологии, 1992. № 1-2. - с. 84-97.

5. Аликина Н.В. Возрастные психологические особенности агрессивного поведения несовершеннолетних.- Автореф. дисс. канд. психол. наук Киев. 1989.

6. Альманах психологических тестов. М.: Изд-во "КСП", 1995.

7. Антонян Ю.М. Самовичев Е.Г. Неблагоприятные условия Формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступлений. М.: ВНИИ МВД СССР, 1983.

8. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М.:1. Наука, 1991.

9. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни.- М. Наука, 1995.

10. Бейч Д.Р., Гольберг Т. Творческая агрессия: пер с англ.1. Новосибирск, 1988,

11. Божович Л.И. Личность и ее Формирование в детском возрасте.1. М.: Просвещение, 1968.

12. Бородкин Ф.М. Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск:

13. Наука, Сиб. отделение, 1983."

14. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991.

15. Васильева Г.С. Взаимосвязь агрессивного отношения к людям,социального статуса в межличностных отношениях и свойств темперамента у старших дошкольников. // Темперамент. Пермь. 1976.- с.65 80.

16. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления кризисных ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984.

17. Виемеро В. Качественные различия в агрессивности между Финскими мальчиками и девочкками // РеФ. ж. по психологии. -1993. W 9. - с.17.

18. Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.2.е изд., испр. и дополн. М.: Просвещение, 1973.

19. Гарбузов В. И. Нервные дети,- советы врача. -Л.: Медицина,1990.

20. Гаспарова Е. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание.1988. № 8. - с.99-104.

21. Головаха Е., Кроник А. Себе и другим: на пути к конструктивной психологии. // Знание сила. - 1989. - SP 8. с.43-47.

22. Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л.:1. Изд-во ЛГУ. 1988.

23. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. М.: Просвещение, 1987.

24. Добсон Дж. Непослушный ребенок. М.: Изд. группа "Пенаты" идр., 1992.

25. Дубинин Н.П., Карпец И.И. Кудрявцев В.Н. Генетика, Поведение, Ответственность.- М.: Политиздат, 1989.

26. Дасгупта С. Ценностные ориентации и структуры самосознаниястуденческой молодежи Индии и СССР. (Опыт полевого психологического исследования). // Молодежный Ренессанс,- М.: Наука, 1990. с.114 - 137.

27. Егошкин Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения удетей дошкольного возраста. Дис. . канд. психол. наук. 1. М. 1995.

28. Еникололов C.H. Агрессия и агрессивность насильственных преступников. М., 1984.

29. Журбин В.И. Понятия психологической защиты в концепциях

30. З.Фрейда и К.Роджерса // Вопр. психол. -1990. № 4. С.14-22.

31. Залкинд A.B. Педология в СССР. М., 1929.

32. Залужный A.C. Детский коллектив в процессе его Формирования //Психология и воспитание. М. 1928. - с. 31-37.

33. Залужный A.C. Детский коллектив и методы его изучения. М.-Л.1937.

34. Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М.: Изд-во1. МГУ, 1981.

35. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии.- М.1. Изд-во МГУ, 1982.

36. Зигерт В. Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.: Экономика, 1990.

37. Зюбин Л.М. "Трудные" дети. Л.: 0-во "Знание", 1963.

38. Зюбин Л.М. Психологические особенности "трудных" учащихсяпрофессионально-технических училищ. М. "Высш. школа". 1966.

39. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива. // Психологическийжурнал, Т. 16, №2, 1995, с. 27-41.

40. Ильин Е.П. Психология Физического воспитания. Учебноепособие. М.: Просвещение, 1987.

41. Каган В.Е. Тоталитарное сознание ребенка: семейное воспитание

42. Вопр. психол. 1992. - № 1. - с.14-21.

43. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1979.

44. Каган В.Е. Аутизм у детей. Л.: Медицина, Ленингр. отделние,1981.

45. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов.

46. Киев, Фирма "Ника-Центр Лтд.", 1994.

47. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека:

48. В 2 Т.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1957. Т.1-2.

49. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детскомколлективе. Минск: Народна асвета, 1969.

50. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск: Народна асвета, 1984.

51. Конкретные психодиагностические методики. М. МГУ, 1989.

52. Крический Р.Л. К вопросу о механизме межличностного взаимодействия // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар. 1983. - с.136-145.

53. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М. Изд-во МГУ, 1991.

54. Кудрявцев В.Н. Социально-психологические характеристики антиобщественного поведения // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

55. Курбатова Т.Н. Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей: Дис. . канд психол. наук. Л., 1981.

56. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высш.шк. 1996.

57. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.:1. Педагогика, 1983. Т.1-2.

58. Леонтьев Д.А. К проблеме детерминации индивидуальностилевыхособенностей // Когнитивные стили. Таллин, 1986. - с.42-44.

59. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993.

60. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопр. психол. ~ 1967. № 6. - с. 118-129.

61. Левитов Н.Д, Психическое состояние агрессии // Вопр. психол.1972. я» б. - с. 168-173.

62. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции.взгляды. /Составители Ю.Н.Кулюткин. Г.С.Сухобская СПб.: Изд-во Ин-та образования взрослых совместно с изд-вом "Тускарора". 1996.

63. Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"). М.: Издательскаягруппа "Прогресс", "Универс", 1994.

64. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

65. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991.

66. Лубовский Д.В. О применении теста Фрустрации Розенцвейга вшкольной психодиагностике // Вопр. психол. 1990. - № 3. - с.151-154

67. Лучшие психологические тесты. Петрозаводск, 1992.

68. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологовмира. М.: Международная педагогическая академия, 1995.

69. Мерлин B.C. Очерки теории темперамента. М.: Просвещение,1964.

70. Мерлин B.C. Проблемы интегрального исследования индивидуальности. М.: Пермь: Б.и. 1977.

71. Немов P.C. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

72. Немов P.C. Психология. В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: ВЛАДОС. 1995.

73. Общая психодиагностика /Под ред. A.A.Бодалева. В.В.Столина.1. М.: Изд-во МГУ, 1987.

74. О"Нил Д. "М., Попова Л.В. Психологическое насилие и школа //

75. Магистр. 1993. - W 4. - с.28-34.

76. Петровский A.B. Ярошевский М.Г. История психологии.-М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994.

77. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука.1986.

78. Практикум по психологии: Психодиагностические материалы.1. М.: МГУ, 1988.

79. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И.Щербакова.- М.1. Просвещение. 1990.

80. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации исаморегуляции. М.: МГУ, 1990.

81. Прихожан A.M., Толстых H.H. Подросток в учебнике и в жизни.1. М.: Знание, 1990.

82. Прихожан A.M., Толстых H.H. Что характерно для современногоподростка // Воспитание школьников. 1991. - № 6. - с. 11-15.76 . Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова. М. Педагогика. 1983.

83. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко.Б.Г.Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996.

84. Психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского. М.Г.Ярошевского.- М. Политиздат, 1990.

85. Пулкинен Л. Становление образа жизни с детского до юношеского возраста // Психология личности и образ жизни. М. Наука, 1987. - с.132-137.

86. Развитие личности ребенка.- Пер. с англ. / Общ. ред. А.М.Фонарева. М.: Прогресс. 1987. - с. 272.

87. Раттер М. Помощь трудным детям. М. .- Прогресс, 1986.

88. Реан A.A. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996.

89. Роджерс К. К науке о личности. // История зарубежной психологии-. Тексты. М.: МГУ. 1986. - С. 200-231.

90. Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг, обучение, здоровье.1. М.: Просвещение, 1989.

91. Рояк A.A. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками у некоторых детей дошкольного возраста // Вопр. психол. 1974. - № 4.

92. Рояк A.A. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.: Педагогика, 1988.

93. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежнойпсихологии./ Вопр. психол. № 1. 1991. с.81-87.

94. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль. // Вопр. психол. №5-6.1992. с. 35-40.

95. Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у подростков. М.: МГУ, 1991.

96. Семенюк Л.М. Методы изучения агрессивности подростков. М.1. МГУ, 1991.

97. Сенько Т.Б. Изучение межличностного взаимодействия ребенка сосверстниками и взрослыми: Методики и рекомендации. Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. 1991.

98. Сенько Т.В. Успех и признание в группе: старший дошкольныйвозраст. Минск: Нар. асвета, 1991.

99. Скотт Д.Г. Конфликты, пути их преодоления. Киев: Внешторгиздат, 1991.

100. Славина Л.С. Индивидуальный подход к недисциплинированным инеуспевающим ученикам. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958.

101. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии.- М.: Просвещение, 1979.

102. Старович 3. Судебная сексология. М.: Юрид. лит., 1991.

103. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособиедля учителей и родителей. М.: Издательский центр "Академия", 1996.

104. С.уходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.

105. Тюрин Ю.Н. . Макаров А-,А. Анализ данных на компьютере. М. :

106. ИНФРА-М, Финансы и статистика, 1995.

107. Филонов Л.Б. Детерминация и развитие отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением // Психология Формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.

108. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

109. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика-пресс, 1993.

110. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сборник произведений.

111. Фридман JI.M. . Пушкина Т.А. . Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.: Просвещение, 1988.

112. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.

113. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: Б 2 Т. М.: Педагогика, 1986. Т.1.

114. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 Т. М. Педагогика, 1986. Т.2.

115. Холличер В. Человек и агрессия. М.: Прогресс, 1975.

116. Хюзман Л., Ровелл 3., Леонард Д. Агрессия как черта личности:индивидуальные различия // РеФ. ж. по психологии. 1990. -№ 3. - с. 14.

117. Цветкова Р.И. Положение трудного подростка в коллективе. //

118. Формирование общественно-активной позиции школьника: Сборник научных трудов. Хабаровск, 1977.

119. Шейнов В.П. Управление конфликтными ситуациями. Рекомендациидля руководителей. Минск: БелНИИНТИ. 1990.

120. Шнейдер Б.К., Янгер А.Д. Агрессивность родителей, эмоциональная дистанция между родителями и ребенком, и воспитательная стратегия как прогностические Факторы детской агрессивности // РеФ. ж. по психологии. 1993. - №9. - с, 17.

121. Bandura A. Influence of models"s reinforcement contingencieson the acquisition of imitative responses//Journal of Personality & Social Psychology. 1965. - №1.

122. Berkowitz L. Some determinants of impulsive aggression: Therole mediated associations with reinforcements for aggres-sion//"Psychological Review. 1974. - №81.

123. Buss A. The psychology of aggression. N.Y.: Wiley, 1961.

124. Dengerink H.A. O"Leary M.R. Kasner K.H. Individual differences inaggressive responses to attack: Internal-external locus of control and field dependence-independence/ZJour-nal of Research in Personality. 1975. - №9.

125. Feshbach S. The function of aggression and the regulation ofagressive drive//Psychological Review. 1964. - №71.

126. Feshbach S. Dynamics and morality of violence and aggression: Some psychological consideratioris//American Psychologist. 1971. - №26.

127. Feshbach N. Feshbach S. The relationship between empathyand aggression in two age groups//Developmental Psychology. 1969. - №1.

128. Frodi A. Macaulay J.R., Thome P. Are woman always less aggressive than men? A review of the experimental 1iteratu-re//Psycho 1ogica1 Bulletin. 1977. - №84.

129. Hartup W.W. aggression in childhood: Developmental perspectives/ /American Psychologist. 1974. - №29.

130. Knott P.D., Lasater L., Shuman R. aggression-guilt and conditional 1 ity of aggressiveness//Journal of Personality. -1974. №42.

131. Lambert W.W. Cross-cultural exploration of children"s aggressive strategies//Determinants and origins of aggressive behavior. Den Haag, 1974.

132. Maccoby E.E. The Development of Sex Differences. Stanford1. Calif), 1966.

133. Maccoby E.E., Jacklin C.N. The Psychology of Sex Differences. Stanford (Calif), 1974.

134. Mehrabian A., Epstein N. A measure of emotional empathy//Journal of Personality. 1972. - №40.

135. Rule B.G. The hostile and instrumental functions of humanaggression//Determinants and origins of aggressive behavior. Den Haag, 1974.

136. Severson R. Adler, Agone and aggression. //Individ. Psychol.- 1990. 46. № 3. - pp.324-357.

137. Shantz D.W. Voydanoff D.A. Situational effects on retaliatory aggression at three age levels//ChiId Development. 1973. №44.

138. Stonner D.M. The study of aggression: Conclusions and prospects for the future//Persprctives on aggression. N.Y., 1976 .

139. Tavris C. Wade C. The Longest War: Sex Differences in Perspective, 2d ed. San Diego: Harcourt, Brace, Jovanovich, 1984.

140. Taylor S.P. The relationship of expressed and inhibited hostility to physiological arousal as a function of provocation and the tendency to inhibit aggression/ZJournal of Personality. 1967. - №35.

141. Whiting B.B., Whiting J.W.M. Chidren of Six Cultures.1. Cambridge (Mass), 1975.

"Это случилось несколько лет назад, - рассказывает Галина, бухгалтер сорока четырех лет, относящаяся к категории духовных искателей и в течение нескольких лет регулярно посещавшая мои семинары, лекции и тренинги. - В моей жизни был трудный, но удивительный период, полный новизны и сюрпризов. НИИ, в котором я работала, постепенно сворачивался. Если вначале сотрудников увольняли по сокращению штата и платили им пособие, то потом уже просто не платили зарплату, чтобы мы сами уходили, - и тогда вовсе не нужно было платить пособий. У меня двое детей, их нужно кормить, и я решила действовать. На последние деньги я закончила бухгалтерские курсы и месяц почти голодала, сидела на воде и хлебе. Закончив курсы, стала искать работу по объявлениям. Но никто меня не брал. Хоть и высшее образование, но бухгалтерского стажа нет. Пошла на биржу труда, но и там ничего не было! Ходила несколько раз! И тут я взмолилась и стала просить Господа, помочь мне найти для начала хоть какую-то работу, чтобы у меня был стаж. Обратилась в молитве к своему духовному учителю. И тут на бирже мне дают адрес фабрики, я иду туда, и главный бухгалтер сразу берет меня на работу. Коллектив небольшой, зарплата маленькая. Да еще и соседка по столу - законченная алкоголичка. Иногда мне просто не хотелось идти на работу, но я шла и знала, что Учитель меня не оставит, что настанет время и будет новая работа, подходящая для меня. Мне снились удивительные сны. А однажды во сне я увидела Учителя, я бежала к нему. И когда я до него добежала, мне в руки упала с неба звезда. На следующий день мне предложили работу в преуспевающей фирме с зарплатой в несколько раз выше моей. Я согласилась, не зная, что меня ждет. Начальник, с виду приятный, оказался тираном. Его любимая поговорка "ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать". Он просто измывался надо мной, придирался к каждой мелочи, из мухи раздувал слона. Кричал: "Еще одна ошибка и я вас уволю". Конечно, я очень переживала, зная, как трудно найти работу. Но в какой-то момент я вдруг осознала, что эту работу дал мне Учитель, и когда придет время, он ее и заберет. И как бы этот начальник не изощрялся, уволить он меня не в силах. И тогда пришло спокойствие. Теперь все его придирки вызывали во мне только внутреннюю улыбку. Но с другой стороны я понимала, что в этой ситуации мы виноваты оба. И я часто молилась за нас обоих: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас". Особенно, когда мне приходилось ездить с ним в банк на машине. Чувствовала его настроение, начинала молиться, и он на глазах менялся. Но, я решила, как появится новая подходящая работа, я тут же уйду. И вот работа появилась. Я написала заявление об уходе и через две недели должна была уйти, хотя во всем, кроме начальника меня работа устраивала. На следующий день придя на работу, я узнаю сногсшибательную для меня новость: уволили самого этого начальника. А новый, приступив к обязанностям, стал уговаривать меня остаться. Но я была связана обещанием на новой работе и ушла".


Эта таблица поможет вам лучше сориентироваться в процессе деловых телефонных переговоров с клиентами и выстроить более комфортную и одновременно защищенную стратегию общения.

^ Не говорите

Говорите

Объясните мне, что вы хотите.

Чем я могу вам помочь?

Простите, что побеспокоил.

Благодарю за то, что уделили мне внимание.

Да, но...

Да, именно поэтому...

Нет проблем.

Да, согласен с вами.

Алло!

Да, я слушаю вас.

Алло! Алло! Что говорите?

Вы слышите меня?

Недели через две-три вопрос решится...

Вопрос решится – 20 июня.

Я не знаю.

Я постараюсь узнать.

Я не в курсе.

Я выясню.

Вы ошибаетесь/

Будьте добры, уточните, что вы имеете в виду.

Не факт!

Наверное, что-то случилось.

Следующая таблица, составленная специалистом по менеджменту С. Р. Филоновичем, посвящена умению вести беседу по телефону с разными людьми:

I. С настойчивыми и требовательными собеседниками.

Слушайте – и вы поймете, чего требует собеседник.

Противопоставьте настойчивости собеседника свою настойчивость, но будьте "на шаг сзади".

Чаще пользуйтесь закрытыми вопросами, чтобы контролировать ход разговора.

Будьте доброжелательны, но точны и прямы в своих высказываниях.

Будьте вежливы.

II. С агрессивным собеседником.

Внимательно слушайте и тогда вы поймете, что волнует собеседника.

Установите контакт, высказывая ему сочувствие и сожаление в общем плане.

Предложите план действий и затем осуществите его.

Сохраняйте хладнокровие и не поддавайтесь настроению собеседника.

Будьте вежливы.

III. С разговорчивым собеседником.

Задавайте закрытые вопросы.

Следите за паузами в разговоре.

Не поддавайтесь собеседнику, не позволяйте ему втянуть вас в долгий разговор.

Если вы научитесь эффективно, коротко, сжато и грамотно проводить телефонные переговоры, то это позволит вам проще уйти от психологического давления и "наездов", которые нередко приходится слышать в трубку всем деловым людям. Однако полезно применять и конкретные приемы отражения агрессии:

Когда звонит телефон, будьте психологически готовы ко всему, в том числе и к тому, что прямо сейчас вы получите неприятную информацию, будете атакованы и раскритикованы. Чаще всего получают и "пропускают" удары те люди, которые подходят к телефону вальяжным шагом в расслабленно-благодушном настроении. И в то же время не напрягайтесь – нейтральная информация и состояние всегда дают больший диапазон ответных реакций.

Если вы слышите в трубке голос человека, который, как вам кажется, сейчас начнет на вас нападать, попробуйте в качестве ответной стратегии нанести упреждающий удар или перейти в контратаку. Вы можете сделать это в жестком виде, предъявив ему какое-то обвинение (главное, чтобы оно было справедливым) или в мягком виде, четко направив разговор в другое русло и не давая себя вовлечь в разборки.

С самого начала разговора выставьте мысленный щит, который отделит вас от этого человека и окружит энергией, через которую трудно будет пробиться агрессивной силе из внешнего мира. Технология построения этого щита в живом общении, вполне применимая и в телефонном разговоре, подробно описана в "Невидимой броне".

Когда нас пробивают во время телефонного разговора, и мы чувствуем уязвленность или энергетический пробой, это означает, что мы на краткий момент все же отождествились с телефоном и собеседником, как если бы он был рядом с нами и даже часть нас. А он на самом деле на другом конце города, или даже на другом конце планеты. Вспомните это, прочувствуйте и постарайтесь не забывать во время разговора. "Пространственный щит" – мысленная удаленность от объекта агрессии – очень хорошо помогает сохранить эмоциональное равновесие при беседе через телефонную трубку.

Независимо от того, "пробили" вас или нет в телефонном разговоре, настройтесь на то, чтобы освободиться от энергии, полученной во время такого общения. Иногда эта энергия темным шлейфом в течение длительного времени тянется за человеком, отравляя его настроение и мешая ему эффективно и успешно действовать, достигая своих целей. Поэтому всякий раз, когда вы завершаете телефонный разговор и собираетесь либо звонить кому-то еще, либо браться за новые дела, мысленно стряхните с себя старую энергию, освободитесь от неприятного переживания и воспоминания, настройтесь на ощущение полной свободы от всяких образов и чувств прошлого.

Если вы сами в силу необходимости звоните неприятному человеку, который, как вы уверены, будет всеми силами противодействовать вам, постарайтесь представить, какой результат хотите получить. Оцените силу его сопротивления и настройтесь на то, чтобы переломить его сопротивление. После того, как услышите раздраженный ответ, столкнетесь с противодействием, отклоняющим вашу волю, старайтесь говорить так, чтобы вернуть ситуацию на исходный уровень. Представьте, что через телефонный разговор идет борьба двух аур, двух энергий, которые сталкиваются друг с другом поверх слов. Постарайтесь поверить, что за вами стена светлой энергии, которая защищает вас, а когда вы на логическом и волевом уровне начинаете наступать, то эта стена надвигается на вашего противника и отодвигает на расстояние спорщика, удаляя его из круга вашего внимания. Разумеется, все подобные образы следует подкреплять удачным словесным поведением, метким словом, выверенными доводами, правильно расставленными акцентами. Помните, что упорство и настойчивость в достижении своих целей и планов – лучший ключ к достижению состояния защищенности, что очень помогает и в обычных, и в телефонных взаимоотношениях.

Глава 13. ЗАЩИТА ОТ КРИМИНАЛЬНО-АГРЕССИВНОЙ СРЕДЫ
"Одно – предвзятое убийство, но другое – защита. Когда вы подвергаетесь нападению тёмных, необходимо защищаться. Мысль о защите не есть убийство. Каждый может защищаться прежде всего силою духа."

^ Живая Этика

"Путь Воина основывается на гуманности, любви и искренности: сердце воинской доблести – это истинная храбрость, мудрость, любовь и дружелюбие. Делать ставку лишь на физические аспекты воинственности бессмысленно, ибо мощь тела всегда ограничена."

^ Морихей Уэсиба

"Каждый бандит, даже если он намного сильнее тебя, в глубине души знает, что не прав. Каждая жертва, даже когда она слабее бандита, должна помнить и верить, что она права. Кроме того, жертва всегда может позвать на помощь Бога, а бандит никогда."

(английская пословица)

МЕТОДЫ ОТРАЖЕНИЯ ТЕЛЕФОННОЙ АГРЕССИИ Эта таблица поможет вам лучше сориентироваться в процессе деловых телефонных переговоров с клиентами и выстроить более комфортную и одновременно защищенную стратегию общения.


Не говорите

Говорите

Объясните мне, что вы хотите.

Чем я могу вам помочь?

Простите, что побеспокоил.

Благодарю за то, что уделили мне внимание.

Да, но...

Да, именно поэтому...

Нет проблем.

Да, согласен с вами.

Алло!

Да, я слушаю вас.

Алло! Алло! Что говорите?

Вы слышите меня?

Недели через две-три вопрос решится...

Вопрос решится – 20 июня.

Я не знаю.

Я постараюсь узнать.

Я не в курсе.

Я выясню.

Вы ошибаетесь/

Будьте добры, уточните , что вы имеете в виду.

Не факт!

Наверное, что-то случилось.

Следующая таблица, составленная специалистом по менеджменту С. Р. Филоновичем, посвящена умению вести беседу по телефону с разными людьми:

I. С настойчивыми и требовательными собеседниками.

Слушайте – и вы поймете, чего требует собеседник.

Противопоставьте настойчивости собеседника свою настойчивость, но будьте "на шаг сзади".

Чаще пользуйтесь закрытыми вопросами, чтобы контролировать ход разговора.

Будьте доброжелательны, но точны и прямы в своих высказываниях.

Будьте вежливы.

II. С агрессивным собеседником.

Внимательно слушайте и тогда вы поймете, что волнует собеседника.

Установите контакт, высказывая ему сочувствие и сожаление в общем плане.

Предложите план действий и затем осуществите его.

Сохраняйте хладнокровие и не поддавайтесь настроению собеседника.

Будьте вежливы.

III. С разговорчивым собеседником.

Задавайте закрытые вопросы.

Следите за паузами в разговоре.

Не поддавайтесь собеседнику, не позволяйте ему втянуть вас в долгий разговор.

Если вы научитесь эффективно , коротко, сжато и грамотно проводить телефонные переговоры, то это позволит вам проще уйти от психологического давления и "наездов", которые нередко приходится слышать в трубку всем деловым людям. Однако полезно применять и конкретные приемы отражения агрессии:

Когда звонит телефон, будьте психологически готовы ко всему, в том числе и к тому, что прямо сейчас вы получите неприятную информацию, будете атакованы и раскритикованы. Чаще всего получают и "пропускают" удары те люди, которые подходят к телефону вальяжным шагом в расслабленно-благодушном настроении. И в то же время не напрягайтесь – нейтральная информация и состояние всегда дают больший диапазон ответных реакций.

Если вы слышите в трубке голос человека , который, как вам кажется, сейчас начнет на вас нападать, попробуйте в качестве ответной стратегии нанести упреждающий удар или перейти в контратаку. Вы можете сделать это в жестком виде, предъявив ему какое-то обвинение (главное, чтобы оно было справедливым) или в мягком виде, четко направив разговор в другое русло и не давая себя вовлечь в разборки.

С самого начала разговора выставьте мысленный щит, который отделит вас от этого человека и окружит энергией, через которую трудно будет пробиться агрессивной силе из внешнего мира. Технология построения этого щита в живом общении , вполне применимая и в телефонном разговоре, подробно описана в "Невидимой броне".

Когда нас пробивают во время телефонного разговора, и мы чувствуем уязвленность или энергетический пробой, это означает, что мы на краткий момент все же отождествились с телефоном и собеседником, как если бы он был рядом с нами и даже часть нас. А он на самом деле на другом конце города, или даже на другом конце планеты. Вспомните это, прочувствуйте и постарайтесь не забывать во время разговора. "Пространственный щит" – мысленная удаленность от объекта агрессии – очень хорошо помогает сохранить эмоциональное равновесие при беседе через телефонную трубку.

Независимо от того, "пробили" вас или нет в телефонном разговоре , настройтесь на то, чтобы освободиться от энергии, полученной во время такого общения. Иногда эта энергия темным шлейфом в течение длительного времени тянется за человеком, отравляя его настроение и мешая ему эффективно и успешно действовать, достигая своих целей. Поэтому всякий раз, когда вы завершаете телефонный разговор и собираетесь либо звонить кому-то еще, либо браться за новые дела , мысленно стряхните с себя старую энергию, освободитесь от неприятного переживания и воспоминания, настройтесь на ощущение полной свободы от всяких образов и чувств прошлого.

Если вы сами в силу необходимости звоните неприятному человеку, который, как вы уверены, будет всеми силами противодействовать вам, постарайтесь представить, какой результат хотите получить. Оцените силу его сопротивления и настройтесь на то, чтобы переломить его сопротивление. После того, как услышите раздраженный ответ, столкнетесь с противодействием, отклоняющим вашу волю, старайтесь говорить так, чтобы вернуть ситуацию на исходный уровень. Представьте, что через телефонный разговор идет борьба двух аур, двух энергий, которые сталкиваются друг с другом поверх слов. Постарайтесь поверить , что за вами стена светлой энергии, которая защищает вас, а когда вы на логическом и волевом уровне начинаете наступать, то эта стена надвигается на вашего противника и отодвигает на расстояние спорщика, удаляя его из круга вашего внимания. Разумеется, все подобные образы следует подкреплять удачным словесным поведением, метким словом, выверенными доводами , правильно расставленными акцентами. Помните, что упорство и настойчивость в достижении своих целей и планов – лучший ключ к достижению состояния защищенности, что очень помогает и в обычных, и в телефонных взаимоотношениях.

Глава 13. ЗАЩИТА ОТ КРИМИНАЛЬНО-АГРЕССИВНОЙ СРЕДЫ
"Одно – предвзятое убийство, но другое – защита. Когда вы подвергаетесь нападению тёмных, необходимо защищаться. Мысль о защите не есть убийство. Каждый может защищаться прежде всего силою духа."

Живая Этика

"Путь Воина основывается на гуманности, любви и искренности: сердце воинской доблести – это истинная храбрость, мудрость, любовь и дружелюбие. Делать ставку лишь на физические аспекты воинственности бессмысленно , ибо мощь тела всегда ограничена."

Морихей Уэсиба

"Каждый бандит, даже если он намного сильнее тебя, в глубине души знает, что не прав. Каждая жертва, даже когда она слабее бандита, должна помнить и верить, что она права. Кроме того, жертва всегда может позвать на помощь Бога, а бандит никогда."

(английская пословица)