Должен ли человек бороться с обстоятельствами. Как смириться с жизненными обстоятельствами? Внешний мир, обстоятельства и судьба выступают в качестве регуляторов, тормозящих слишком сильные бессознательные и сознательные стремления, и возбуждающих слабые,

Мы все хотим проявить самые сильные бессознательные и сознательные желания во внешнем мире.
Но мало кто заботится о том, насколько целесообразны и соответствуют внешнему миру эти желания. Каким образом они нарушают баланс других людей? Как они соотносятся с Вашей личной эволюцией?

Каким образом складываются события нашей жизни? Как они связаны с нашим внутренним миром? Почему возникает конфликт личной воли с судьбой?

Ответы на эти вопросы - основа и ключ к пониманию важнейших законов, по которым мы живём.

Мы проведём аналогию, связанную со строением нашей нервной системы.
Возможно, вам известно, что в нашей нервной системе непрерывно взаимодействуют всего два фундаментальных процесса: возбуждения и торможения. Эти процессы инициируются внешней или внутренней средой, которая вызывает раздражение.

Эта аналогия идеально показывает взаимодействие бессознательных и сознательных внутренних желаний и реакции на них внешнего мира и обстоятельств.

Внешний мир, обстоятельства и судьба выступают в качестве регуляторов, тормозящих слишком сильные бессознательные и сознательные стремления, и возбуждающих слабые, отрицаемые и подавленные желания.

Приведём несколько примеров для более полного понимания.
Человек бессознательно и частично сознательно стремится к физическому комфорту и удовольствиям. До того, как это желание было преимущественно бессознательным (неосознанным), внешний мир постоянно тормозил это чрезмерное желание. Всё, что ассоциируется у него с комфортом постоянно было подвержено каким-то воздействиям. Останавливались эскалаторы, ломались автобусы, это желание постоянно ущемлялось.

Второй пример. Человек бессознательно сильнейшим образом привязан к деньгам и соответственно внутренне зависит от них. Это бессознательное стремление частично компенсируется сознательными установками. Но это плохо работает, т.к. для того, чтобы сознательное устремление ушло вглубь, необходимо большое количество времени. Соответственно, чем сильнее этот человек начинает сознательно искать какие-то пути осуществления этого бессознательного желания, тем сильнее это желание блокируется внешними обстоятельствами.

Третий пример. Человек бессознательно стремится к любви и отношениям и также сильнейшим образом от этого зависит. Обстоятельства всячески ограждают этого человека от любых отношений и сознательных устремлений к ним. Блокировка тем жёстче, чем сильнее бессознательное стремление и зависимость. При более мягкой блокировке, это может проявляться как некие "дразнящие" события, когда желание как бы постоянно ускользает от человека, несмотря на то, что есть все признаки его скорого осуществления. Это интересное ощущение 😉

Как управлять событиями в этих трёх примерах? Как исправить эти ситуации?
В каждом из этих случаев необходимо максимально помочь судьбе и обстоятельствам нормализовать и выровнять силу этих желаний.

В первом случае нужно сознательно менять свой образ жизни - больше двигаться, заниматься физическими упражнениями, принимать контрастный душ (ущемление комфорта физического тела), убрать вкусную и сладкую пищу из рациона. Радикально? Но в этом случае ждать пока это произойдёт само по себе слишком долго 😉

Во втором примере, как ни странно, нужно меньше времени уделять работе и зарабатыванию денег и переключиться на какое-нибудь хобби или увлечение. Здесь идёт работа на уровне сознания и для быстрых изменений здесь необходимо подключать другие ресурсы. Здесь работа гораздо тоньше и включает в себя непрерывную работу с бессознательным.

В третьем примере также необходимо перестать бороться с обстоятельствами и направить всю свободную энергию в русло, свободное от отношений и любовных переживаний. И также непрерывно осознавать бессознательное стремление и снижать его силу.

Возможно, Вы заметили, что желания в этих примерах несколько отличаются друг от друга.
Это сделано специально для лучшего понимания структуры взаимодействия различных бессознательных и сознательных желаний между собой.

В первом примере желания связаны с потребностями физического тела, животного начала человека, которое начинает выходить из-под контроля сознания.
Во втором примере, желание связано с потребностями сознания в защите и безопасности, которое также вышло из-под контроля более высокой структуры - души человека.
В третьем примере, желание связано с потребностями души в любви и отношениях, также слишком сильного, которое регулируется ещё более высокой структурой. (?)

В принципе, всё сводится к нормальной структуре отношений между желаниями тела, сознания, души и более высокой структуры над ней.

Желания тела должны служить более высоким целям и задачам всех вышестоящих структур. Это значит, что если тело хочет спать, а для сознания нужно идти на работу - однозначно телу потакать не стоит.
Желания сознания должны служить целям и задачам души. Это значит, что если сознание хочет безопасности и богатства, а душа хочет приключений и любви, однозначно нужно делать выбор в пользу души.
Однако если душа становится слишком зависимой от других людей, отношений или какого-либо опыта и этот опыт начинает разрушаться - нужно пройти и через это.

Людей показывают обстоятельства. Стало быть, когда тебе выпадет какое-то обстоятельство, помни, что это бог, как учитель борьбы, столкнул тебя с грубым юнцом. – Для чего, – говорит. – Для того чтобы ты стал победителем на Олимпийских играх. А без пота не стать. Мне-то кажется, что никому не досталось обстоятельства лучше, чем досталось тебе, если ты хочешь воспользоваться им, как атлет юнцом. И вот мы посылаем тебя в Рим лазутчиком. А никто не посылает лазутчиком труса, чтобы он, лишь услышав шорох и тень завидя, прибегал в смятении и говорил, что враги уже здесь. Если и ты вот так придешь и скажешь нам: «Страшные в Риме дела. Ужасна смерть, ужасно изгнание, ужасно поношение, ужасна бедность. Бегите, люди, враги – здесь», мы скажем тебе: «Поди прочь, пророчествуй самому себе. Мы в том лишь ошиблись, что посылали такого лазутчика».

Отправленный до тебя лазутчиком Диоген сообщил нам иное. Он говорит, что смерть не есть зло, так как она вовсе не есть нечто постыдное. Он говорит, что бесславие есть трескотня сумасшедших людей. А что о страдании, что об удовольствии, что о бедности сказал этот лазутчик! А быть нагим – он говорит, что это лучше всякого одеяния с пурпурной полосой. А спать на голой земле – он говорит, что это самая мягкая постель. И в доказательство всего этого он приводит свою смелую уверенность, невозмутимость, свободу, затем и тело бренное, блещущее здоровьем и сбитое. «Никакого врага нет поблизости, – говорит он, – все исполнено мирного покоя». – «Как так, Диоген?» – «Вот взгляни, – говорит он, – разве я сражен, разве я ранен, разве я убежал от кого-то?» Это и есть настоящий лазутчик. А ты приходишь и рассказываешь нам то да се. Не отправишься ли ты опять и посмотришь потщательнее, без этой трусости? Что же я должен буду делать? – Что ты делаешь, когда сходишь с корабля? Разве уносишь кормило, разве – весла? Что же ты уносишь? Свое: лекиф, котомку. И тут, если ты будешь памятовать о своем, то никогда не будешь притязать на чужое. Он говорит тебе: «Скинь тогу с широкой пурпурной полосой ». – «Вот я в тоге с узкой пурпурной полосой». – «Скинь и ее». – «Вот я в плаще просто». – «Скинь плащ». – «Вот я нагой». – «Но ты вызываешь у меня зависть».- «Возьми, стало быть, целиком это бренное тело. Мне еще страшиться того, кому я могу бросить это бренное тело?» – «Но он не оставит меня наследником» . Что же, разве я забыл, что все это не моим было? Как же называем мы это «моим»? Как койку в гостинице. Так вот, если хозяин гостиницы после своей смерти оставит койки тебе, их будешь иметь ты, а если другому, их будет иметь тот, а ты поищешь другую койку. Ну а если не найдешь, то ляжешь спать на голой земле, только со смелой уверенностью, храпя себе и памятуя о том, что трагедии имеют место среди богачей, царей и тиранов, а бедняк ни один не участвует в трагедии, разве только как участник хора. А цари начинают-то с благополучия:

Домы венками украсьте

Потом, действии в третьем или четвертом:

Увы, Киферон, зачем принимал меня?!

Рабкое ты существо, где венки, где диадема? Тебе уже не к чему телохранители? Так вот, когда ты подходишь к кому-нибудь из них, помни о том, что ты подходишь к участнику трагедии, не к актеру, а к самому Эдипу. «Но блажен такой-то: он расхаживает в сопровождении целой толпы». И я пристраиваюсь к толпе, и расхаживаю в сопровождении целой толпы. А главное – помни, что дверь открыта. Не будь труслив, но как дети, когда им не нравится игра, говорят: «Я больше не играю», так и ты, когда тебе что-то представляется таким же, скажи: «Я больше не играю» и удались, а если остаешься, то не сетуй.

Относительно того же

Если все это истинно, и мы не по тупоумию и не по лицемерию говорим, что благо человека заключается в свободе воли, так же как и зло, а все остальное не имеет никакого отношения к нам, что мы еще впадаем в смятение, что мы еще впадаем в страх? Над тем, чем мы серьезно заняты, никто не имеет власти. На то, над чем другие имеют власть, мы не обращаем внимания. Какое еще у нас может быть беспокойство? «Но дай мне указания». Какие могу я дать тебе указания? Разве Зевс не дал тебе указания? Разве он не дал тебе все твое неподвластным помехам и неподвластным препятствиям, а все не-твое подвластным помехам и подвластным препятствиям? С каким же указанием пришел ты оттуда, с каким наказом? Свое блюди всячески, чужого не домогайся. Честность – твое. Совестливость – твое. Так кто же может отнять у тебя их? Кто иной, кроме тебя самого, помешает тебе пользоваться ими? А ты сам – каким образом? Когда ты серьезно занят не-своим, значит, ты потерял свое. С такими заветами и указаниями от Зевса – каких еще хочешь ты от меня? Разве я лучше, чем он, разве заслуживаю большего доверия? А если ты будешь соблюдать их, разве тебе нужны будут еще какие-то иные? А разве не дал он эти указания? Приведи общие понятия, приведи доказательства философов, приведи все то, что ты часто слушал, да приведи все то, что говорил ты сам, приведи все то, что ты читал, приведи все то, к чему ты приучал себя.

До каких пор правильно будет соблюдать их и не прекращать игру? До тех пор, пока она будет вестись хорошо. На Сатурналиях избирается по жребию царь. Дело в том, что решили играть в эту игру. Он приказывает: «Ты выпей. Ты, разбавь вино. Ты спой. Ты пойди. Ты приди». Я повинуюсь, чтобы из-за меня не прекращалась игра. «А ты прими мнение, что тебя постигло зло». Я не принимаю такого мнения. Да кто принудит меня принимать такое мнение? Вот опять мы условились играть в Агамемнона и Ахилла. Назначенный играть Агамемнона говорит мне: «Отправляйся к Ахиллу и отними у него Брисеиду». Я отправляюсь. «Приходи». Я прихожу. Ведь как мы ведем себя в условных рассуждениях, так мы должны вести себя и в жизни. «Допустим, что ночь». -«Допустим». – «Что же, день ли?» – «Нет. Я ведь принял условие, что ночь». – «Допустим, что ты принимаешь мнение, что ночь». – «Допустим». – «Но и прими мнение, что ночь». – - «Это не следует из условия». Вот так и здесь. «Допустим, что ты в злополучии». – «Допустим». – «Так несчастен ли ты?» – «Да». – «Что же, ты в злосчастии?» – «Да». – «Но и прими мнение, что тебя постигло зло». – «Это не следует из условия. И другой мне мешает».

Так до каких пор следует повиноваться таким велениям? До тех пор, пока это целесообразно, то есть до тех пор, пока я соблюдаю подобающее и соответственное. Однако некоторые брюзгливы и привередливы и говорят: «Я не могу у него обедать, чтобы выносить, как он каждый день рассказывает о том, как он воевал в Мисии: „Я уже рассказал тебе, брат, как я взбирался на возвышенность. И вот опять меня начинают осаждать”». Другой говорит: «Я предпочитаю пообедать и выслушивать, сколько ему угодно, всю его болтовню». И ты тоже сопоставляй эти ценности. Только не делай ничего, если это тяготит тебя, если это удручает тебя, если ты принимаешь мнение, что от этого тебя постигает зло. Ведь к этому никто тебя не принуждает. Дыму наделали в жилище? Если не чересчур, я остаюсь. Если слишком много, я выхожу. Нужно только твердо помнить о том, что дверь открыта. «Не живи в Никополе». – «Не живу». – «Ни в Афинах». – «Ни в Афинах». – «Ни в Риме». – «Ни в Риме». – «Живи на Гиарах ». – «Живу». Но мне представляется, что жить на Гиарах – это много дыма. Я удаляюсь туда, где мне никто не помешает жить. Ведь то обиталище всякому открыто. И сверх предельного хитонишка, то есть бренного тела, ни у кого нет никакой власти надо мной. Поэтому Деметрий сказал Нерону: «Ты угрожаешь смертью мне, а тебе – природа». А если я буду дорожить бренным телом, значит, я сдался в рабство. Если бренным имуществом, значит, сдался в рабство. Я ведь сразу сам против себя ясно показываю, чем можно взять меня. Это как если змея оттягивает свою голову, я говорю: «Бей ее по тому, что она оберегает». Знай и ты, что именно на то, что ты захочешь оберегать, и наступит твой господин. Памятуя об этом, кому ты еще будешь льстить или кого страшиться? «Но я хочу сидеть там, где сенаторы». Вот видишь, что ты сам себе создаешь затруднение, сам себя удручаешь? «Как же иначе мне будет хорошо видно в амфитеатре?» Человек, да не ходи смотреть, и не будешь удручаться. Что ты создаешь себе хлопоты? Или подожди немного, и когда окончится зрелище, садись на сенаторские места и грейся на солнце. Да и вообще помни о том, что мы сами себя удручаем, сами себе создаем затруднения, то есть наши мнения удручают нас и создают нам затруднения. В самом деле, что значит само по себе «подвергаться поношению»? Стань перед камнем и поноси его. И чего ты этим добьешься? Так если кто-то слушает, как камень, что толку поносящему? А если поносящему доступна слабость поносимого, тогда он достигает чего-то. «Разорви его». Что ты говоришь «его»? Возьми его плащ, разорви . «Я нанес оскорбление тебе».- «На здоровье тебе».

Вот к чему приучал себя Сократ. Поэтому он никогда не менялся в лице. А мы предпочитаем упражнениями на деле приучать себя ко всему, только не к тому, чтобы нам стать неподвластными препятствиям и свободными. «Философы говорят парадоксальные вещи». А в остальных искусствах разве нет парадоксальных вещей? И что может быть парадоксальнее, чем укалывать кому-то глаз, для того чтобы он видел? Если бы кто-нибудь сказал это несведущему в медицине, разве тот не стал бы смеяться над ним? Так что же удивительного, если и в философии многие истины несведущим представляются парадоксальными?

В чем закон жизни

А при занятии чтением условных рассуждений он сказал: Законом условных рассуждений является и этот: принимать

то, что соответствует условию. А что гораздо важнее, законом жизни является этот: делать то, что соответствует природе. Ведь если мы во всяком предмете и обстоятельстве желаем соблюдать соответствие с природой, ясно, что мы во всем должны быть настроены не избегать того, что соответствует ей, и не принимать того, что противоречит ей. Поэтому философы сначала упражняют нас в теории, где легче, и вот тогда ведут к более трудному. Здесь ведь нет ничего отвлекающего от следования тому, чему обучают, а в жизни много отвлекающего. Поэтому смешон тот, кто говорит, что хочет сначала упражняться в жизни. Не легко ведь начинать с более трудного.

И вот какое оправдание следовало бы приводить перед теми родителями, которые гневаются на то, что их дети занимаются философией: «Так, значит, я ошибаюсь, отец, и не знаю того, что мне надлежит и что подобает. Если этому нельзя ни научиться, ни научить, почему ты винишь меня? Если можно научить, учи. А если сам ты не можешь, дай мне научиться у тех, кто говорит, что знает это. В самом деле, что ты думаешь? Что я по своей воле впадаю в зло и терплю неуспех в благе? Ни в коем случае! В чем же причина того, что я ошибаюсь? В незнании. Так ты не хочешь, чтобы я избавился от незнания? Кого когда-нибудь гнев научал искусству кораблевождения, искусству музыки? Так ты думаешь, что я научусь искусству жизни благодаря твоему гневу?»

Это может говорить только тот, кто предан такому намерению. А если кто только из желания пощеголять на пиру своим знанием условных рассуждений занимается чтением их и ходит к философам, разве тот добивается чего-то иного, кроме восхищения возлежащего рядом сенатора? Там ведь действительно мощные состояния, и здешние богатства там кажутся детскими игрушками. Поэтому там трудно держаться твердо своих представлений, где силы, сбивающие с них , мощны. Знаю я одного, который в слезах обнимал колени Эпафродита , жалуясь на свое несчастье: у него ведь не осталось ничего, всего-навсего полтора миллиона . Что же Эпафродит? Стал смеяться, как вы? Нет. Пораженный, он говорит ему: «Несчастный! Как же ты молчал, как ты выдерживал?»

А когда он привел в замешательство читавшего условные рассуждения, задавший же тому это чтение стал смеяться, он сказал: Над собой смеешься. Ты не подготовил упражнениями этого юношу и не узнал, может ли он разбираться в них, но обращаешься с ним как с ведущим занятие чтением. Что же, сказал он, мысли, не могущей разбираться в суждении о соединительном суждении, вверяем мы изъявление похвалы, вверяем изъявление порицания, изъявление суждения о том, что делается правильно или неправильно? И если он хулит кого-то, обращает ли тот внимание на это, и если он хвалит кого-то, возносится ли тот от этого, раз он не может находить последовательность в таких малых вещах?

Итак, вот начало занятия философией: осознание того, в каком состоянии находится своя собственная верховная часть души. Ведь после того как человек узнает, что она в бессильном состоянии, он больше не захочет пользоваться ею для важных вещей. Однако некоторые, не могущие проглотить кусочек, купят сочинение и набрасываются пожирать его. Поэтому у них получается рвота или несварение желудка. Потом колики, катары, лихорадки. А им следовало бы задумываться, могут ли они это. Но в теории легко изобличить незнающего, а в жизни никто не предоставляет себя для изобличения, да и изобличающего мы ненавидим. А Сократ говорил, что неисследуемой жизнью нельзя жить .


Очень многие из нас сталкиваются в жизни с такими ситуациями, трудностями или обстоятельствами, которые никак не вписываются в понятие счастья и благополучия. Порой с какой-то проблемой настолько невозможно смириться, что она превращается в навязчивую идею, отравляя все наше существование. А если таких ситуаций две-три? Что, вообще не жить, а страдать? Многие психологи по этому поводу говорят классическую фразу: «Не можешь изменить обстоятельства, измени отношение к ним». Но как это сделать: просто вот так вдруг взять да и изменить? Это трудно. А потом бывают просто такие нехорошие обстоятельства, что думать о них каким-то иным образом, кроме как плохо, просто невозможно.

Что же тогда делать? Лучше всего все же стараться научиться принимать ситуацию такой, какая она есть: плохая – значит, плохая, не нравится – значит, не нравится, но при этом надо пытаться испытывать как можно меньше эмоций по этому поводу.

Но это не получится сделать просто так. Нужно, если можно так выразиться, «тренироваться»: размышлять, анализировать, сопоставлять, работать над собой и своими чувствами. Как это сделать – давайте разбираться по порядку.

1) Для начала все-таки надо понять, есть ли решения, выходы, возможности для преобразования данной ситуации. Потому что принимать ЛЮБУЮ ситуацию – это не есть гарантия вашего психологического спокойствия. Вы просто окажетесь перед лицом инфантилизма и бездействия – будете постоянно подстраиваться под обстоятельства, «прогибаться», и в психологическом смысле тоже, от чего получите еще большее неудовольствие. Так недалеко до момента, когда можно с головой закопать себя в яму проблем и получить настоящий невроз или .

2) Если же вы полностью просчитаете все варианты решения проблемы и не найдете подходящего, то вам будет легче прийти к пониманию того, что вы сделали все возможное, дальнейшее же зависит от чего-то другого, но не от вас самих. Можно предположить, что при таком подходе тех самых «невыгодных» ситуаций станет в разы меньше. А это опять же хорошее подспорье для логики мышления в следующих рамках: «Да, у меня есть проблемы, которые я могу решить, есть проблемы, которые мне помогут решить, но есть и такие, которые не решаются и их нужно просто принимать». Тогда жизнь покажется вам более справедливой, адекватной и логичной – ведь всего в ней поровну, почему бы и нет?

3) Размышляйте о жизни, как о чаше весов, как о лотерее, как о зебре – ведь это очевидно. Вчера мне повезло в этом, сегодня ждала неудача в том-то, завтра тоже что-то случится. Каждый человек стремится сделать свою жизнь счастливее, спокойнее, полноценнее – и это его основная задача. Он борется с трудностями и принимает судьбы, но если трудности непреодолимы – то пусть они просто будут, в конце концов, это не большая часть вашей жизни, и это уже хорошо.

4) Учитесь пропускать все через призму собственного душевного комфорта. Что это значит? Если вы уже поняли, что ситуация вам неподвластна, то зачем тратить свои душевные силы, нервы, ресурсы на переживания по поводу нее? Заручитесь своеобразным «эгоизмом»: «Если мне это не нравится, меня это не устраивает, но я не могу ничего изменить, то зачем я буду тратить свои эмоции на тех, кто в этой ситуации виноват. Толку все равно не будет, а я, так или иначе, пострадаю. Поэтому я лучше буду беречь свой душевный покой».

Вот, например, кто-то постоянно делает вам плохо. Не нравится? Тогда парируйте, боритесь, избавляйтесь от этого. Нет никаких возможностей обойти эту ситуацию – как говорится, «забейте» и «не дергайтесь», если вам и так плохо делают, то зачем еще себе и нервы портить. Или не нравится вам чей-то характер – тяжело с ним (начальник, товарищ, муж, ). Так не общайтесь с этим человеком, не работайте, не живите. А если надо – то поймите, ради чего вы это делаете, почему нет пути назад. Скорее всего, потому что вам это в какой-то степени «выгодно» - потому что вы получаете из этой ситуации свои плюсы. Поначалу звучит нелепо, но задумайтесь.

Для примера: плохо вам живется с тяжелым характером мужа. Плохо – разведитесь. Однако сразу встают свои «но»: ребенка жалко, жилья нет, своей на достойную жизнь не хватит. Но ведь миллионы людей в мире разводятся в любых ситуациях, так что все перечисленное это ваши «плюсы» от совместного проживания: ребенка вы жалеете и хотите ему лучшей жизни, жильем вам удобно пользоваться, комнату снимать не пойдете и одним хлебом питаться, но без «злобного монстра», на свою зарплату, вы тоже не хотите. Значит, ставим свой комфорт и свои «выгоды» на первое место, а побочные дискомфортные обстоятельства стараемся всячески отметать: не обращать внимания, не зацикливаться, не накручивать себя.

5) Старайтесь искать хоть какие-то плюсы вокруг вашей ситуации. Если хорошенько попытаться, то можно найти их во многих случаях. Ну, например, муж мало зарабатывает и вряд ли сделает карьеру – зато он добрый и заботливый, или хозяйственный, или верный. Свекровь злая попалась – зато сын у нее хороший, зато она живет отдельно. Ну какие-то плюсы в чем-то обязательно будут. Вот на них и нужно стараться ориентироваться.

6) Все мы любим сравнивать себя, в том числе и с другими нашими знакомыми. У одного – это плохо, у второго – что-то другое, а у меня – третье. Кому-то чуть больше повезло в одном, кому-то - в другом. Переберите какие-то примеры, похожие на вашу конкретную ситуацию – а как бывает у других? И вы наверняка увидите, что у всех по-разному – это опять же даст вам очередную возможность взглянуть на жизнь шире и более философски: ведь все в ней относительно.

Так что «упражняйтесь», старайтесь, делайте выводы, и тогда многие жизненные обстоятельства будут казаться куда более банальными и простыми для их переживания и проживания.

Наверняка в вашей жизни встречались мужчины с сильной волей.

Вот именно такой мужчина однажды попал ко мне на прием.

Высокий, хорошо одетый, ведет себя уверенно, однако за красивыми чертами чувствуется огромная усталость.

Мы познакомились, он рассказал о себе, о семье, о бизнесе, все благополучно… а потом сделал паузу и признался: «Я устал бороться! Помогите! Сил моих больше нет!».

С чем он боролся?

Роберт, а именно так он представился, продолжил: «Мой папа с раннего детства меня учил, что в жизни просто так ты ничего не получишь. За все нужно бороться. И я недавно осознал, что борюсь всю жизнь! Уже ведь не девяностые и не кризис, но я не могу себя остановить даже тогда, когда вижу, что со мной уже все согласились.

Для меня важно, чтобы я был прав! Другое для меня невозможно! И так везде: дома, на работе. Я не могу расслабиться. Я всегда в напряжении, всегда нахожусь в каком-то внутреннем сопротивлении. Даже тогда, когда хочу согласиться, из меня само вырывается слово — НЕТ!

И начинаю выдумывать, почему я не согласен. Порою себя ловлю на мысли, что все это делаю зря. Предложение можно с легкостью принять, но нет, для меня сама цель — сопротивляться, быть в оппозиции. Это противостояние внутри меня, как будто управляет мною» .

Видно было, что Роберт долго анализировал свое состояние, свои мысли он излагал ясно и четко, как доклад на планерке. Затем посмотрел на меня, ожидая комментария, и сказал:

“Я много про вас слышал, Лариса Васильевна, собирал отзывы, я вам доверяю, вашей экспертности, и я хочу, чтобы вы мне показали другие решения моих жизненных ситуаций. Так, как сейчас, уже сил нет, я вижу, что где-то совершаю системную ошибку, а разобраться сам не могу, хотя много читаю и смотрю передачи, вебинары. А я, как руководитель, привык во всем разбираться, понимать, что происходит, и контролировать это.”

Все сопротивление начинается со страха, что человека сейчас начнут оценивать, и тогда он занимает позицию противостояния. Окружающие будто бы находятся в статусе врагов, и Роберту хочется удержать свою позицию против всех. Осознанно он, конечно, мыслит здраво - но на уровне подсознания, где-то там глубоко, он чувствует, что весь мир атакует его. Это даже не мысли, это такое состояние.

Ему сложно найти позитивный вариант в любой ситуации. А внутренняя борьба заставляет Роберта действовать против всех, оказывать сопротивление там, где препятствие можно просто обойти или его нет вовсе, и оно создается искусственно для преодоления. Кажется, что только в таком движении можно что-то получить, нет доверия к жизни, нет готовности довериться естественному развитию ситуации, как бы находиться в потоке.

По описанию М. Чиксентмихайи,
поток - состояние оптимального переживания человека, полное слияние со своим делом, оно приносит чувство воодушевления и особую радость.

Я думаю, что этот сценарий вы либо позаимствовали у ваших родителей, либо выработали в сложный период жизни, когда по другому было не выжить и не получить то, что у вас сейчас есть. Но наши жизненные сценарии подвластны нам, если мы уже не дети, а зрелые люди.

“Что именно привело вас ко мне, и каких перемен хотите?” — уточнила я у Роберта.

После моих слов Роберт продолжил: «Несмотря на то, что в своём возрасте я многого достиг, я все равно недоволен собой. Я чувствую, как мои мышцы напряжены. Я готов напасть и ответить в любой момент. Совсем недавно записался на массаж и почувствовал напряжение своего тела. Раньше я это не осознавал.

Жена говорит, что по ночам я скриплю зубами. Раньше я вообще не обращал внимание на свое тело. Я всегда себя держал в форме. Хочу обратить внимание «ДЕРЖАЛ». Мне всегда сложно было расслабиться.

А сейчас стал прислушиваться, и я чувствую, как постоянно в моем теле присутствует напряжение. Утром чувствуется боль в скулах. И с этим напряжением я не могу справиться самостоятельно.

Помогал алкоголь, я говорил, успокаивая себя — немного выпить, чтобы расслабиться. Сегодня я понимаю, что это может завести меня очень далеко. А у меня бизнес, и есть большие цели роста и развития!

В данный момент в бизнесе застой. Все делаю, но нет движения, как будто все замерло в одной поре и не двигается. Этот застой меня пугает, ведь за ним неизбежно последует спад. Пробовал много разных вариантов в рекламе, менял сотрудников, применял другие подходы, но «заноза» в чем то другом. И мне нужна помощь в комплексе».

Недовольство собою возникает у людей, которые сомневаются в себе и своих поступках. На самом деле проблема во внутренних ощущениях по отношению к самому себе.

У сомневающегося человека происходит внутренняя атака в виде диалога, который направлен против себя. Где человек сам сомневается в своей дееспособности, сомневается в правоте, в информированности. И это действительно формирует внутреннее беспокойство.

Более того, внутренний диалог вызывает огромное напряжение во всех мышцах тела, особенно в шее и спине, иногда страдают колени, иногда сдавливает голову, словно обруч боли, даже межпозвоночные диски стираются от такого напряжения. Создаётся так называемый защитный «панцирь» в теле.

Кажется, что расслабиться можно через употребление алкоголя, но это всего лишь иллюзия, которая может привести к опасной зависимости. И то, что Роберт начал отслеживать свое напряжение, прислушиваться к заботе супруги, записался на массаж и желает избавиться от своего внутреннего напряжения - это все говорит о готовности решить внутренний конфликт.

Человек делает шаг навстречу себе через внимание к симптомам тела. Что в свою очередь может оградить от возникновения психосоматических заболеваний в перспективе.

Конечно, нужно помнить еще и о том, что в обществе поддерживается стереотип — мужчина должен быть сильным и никогда не показывать свою слабость.

Некоторые мужчины не могут толком расслабиться ни на работе, ни дома. Страх быть не принятым и не понятым усиливает внутренний конфликт и усиливает напряжение в теле.

Иногда дом, семья — это «тихая гавань» для мужчины, там он расслабляется и восстанавливает силы, но так бывает далеко не у всех. Многое зависит от уровня доверия, которое есть между мужем и женой. Часто, заигравшись в «бытовуху», люди забывают о чувствах, о том, что вечером можно обсудить не только покупку новой машины или успеваемость детей, а и поговорить о том, что чувствует ваша вторая половинка, что чувствуете вы. Поговорить по душам.

Для этого мудрая женщина должна уметь принимать слабость своего супруга , а это, я вам скажу — огромная ценность, которую в наше время встретить можно крайне редко.

Поэтому когда ко мне за помощью обращается один из супругов, я всегда рекомендую приходить на консультации парами. Многие процессы в семье проходят спокойнее, понятнее.

Возвращаясь к запросу Роберта.
Как же получить желаемое в развитии бизнеса?

Он сказал, что, как уважающий себя мужчина, он хочет многого достичь для себя, своей семьи. Чтоб семья имела определенный высокий материальный уровень. Дети могли получить хорошее образование в Москве или за границей. Но он устал жить в борьбе. Роберт не понимает, каково это - состояние жизни в потоке, когда жизненные блага не нужно рвать и выцарапывать, просто занимаешься любимым делом, а они приходят сами.
Неужели так бывает?

Исторически так сложилось, что статусный мужчина все время боролся, завоевывал земли, государства. И в психологической матрице мужчины этот стереотип остался . Но в сегодняшнем времени такой стереотип мало эффективен.

Этот подход усиливает сопротивление, конкуренцию и постоянную борьбу, и с возрастом человек просто ломается, особенно после сорока, в теле накапливается огромное напряжение, появляются проблемы со здоровьем. Часто можно услышать от родственников такого человека: «Всю жизнь был здоров, всю жизнь зарабатывал, всем помогал, и тут внезапно заболел (или того хуже)…».

Вместе с тем, хотя это и не очевидная на первый взгляд связь, если сценарий взаимодействия с собой и окружающими не меняется, человек не ищет пути развития, то,остановки в бизнесе, общественной и политической карьере у него неизбежны.

Важно учиться выстраивать успешные взаимоотношения. В России это не очень пока распространено, но на Западе многие политики и предприниматели постоянно работают с личным коучем. Образование в сфере бизнеса - это полезно, конечно, но, помимо уровня ума, есть еще уровень состояний. С ним можно работать, только используя помощь ментора, коуча, психотерапевта.

И вот к чему я веду разговор!

Когда у вас есть бизнес,
вам нужно конструктивное и бесконфликтное взаимодействие с партнерами, поставщиками, инвесторами. Чтоб вся эта структура работала ровно и без сбоев, чтобы не было ощущения, что вроде все хорошо сегодня, но как будто в подвале бомба с детонатором, и вы не знаете, в какой момент рванет. И у вас половина усилий уходит не на развитие будущего, а на мысли, как и что делать, если рванет.

То же самое и в вашей семье.
Есть дети, родители, супруг/супруга, родственники. И тут вам тоже нужны успешные взаимоотношения, которые основаны на близости и доверии. Вы там, у себя дома в окружении самых близких, должны чувствовать, что расслабились, открылись, что вас принимают и вы их тоже принимаете с любовью. Без требований, без оценок, без готовности, если что, порвать, «как Тузик грелку».

Я в своей психотерапевтической практике много работаю с отношениями. Более 10 лет я изучаю различные методики: НЛП, юнгианский психоанализ, терапию травм, метод Мюррей, работу с состояниями, трансформационные практики…

Все для того, чтобы сперва самой глубоко разобраться, выработать свой подход, а затем помочь своим клиентам сформировать подходящие именно их семейной системе наиболее гармоничные отношения в семье. А уж, как опыт показывает, когда мужчина или женщина приняты в семье, уладили глубинные конфликты с мамой, с папой, со своей второй половинкой, то и в профессиональной сфере, и в деньгах, в бизнесе у них есть успех.

Мне нравится идея о том, что бизнес — это не только деньги. Материальное вознаграждение скорее выступает отражением внутренней ценности и состояния человека. Успешный бизнес — это не завалить конкурентов и занять рынок, удерживая пальму первенства в прединсультном состоянии. Представьте, что можно испытывать радость от лицезрения результата своего творчества, чувство единства с теми, кто разделяет твои идеи и укрепляет тебя в мысли, что то, что ты делаешь, нужно миру!

Находиться в этом комплексном состоянии и есть то понимание — находиться в творческом потоке. И так получать огромную прибыль.

Вот после этих слов Роберт очень странно на меня посмотрел и встал с кресла, будто собираясь уходить, но сморщился от боли в спине и остался. Он пока не понимает, но доверяет и готов вместе со мной искать решение, которое сам не нашел. Работая с ним дальше, я удивлялась, как же он много накопил разрушительных установок, обычно такие люди не достигают большого финансового благосостояния.

Огромная сила воли. И умение правильно делегировать. Да, в большом бизнесе без этого не обойтись, а тут, у меня в терапии, Роберт согласился делегировать мне разработку новых его жизненных сценариев, согласился отказаться от борьбы, которая его изнуряет, от тотального самоконтроля и перфекционизма и пробовать новые подходы. Я верю, что у него получится.

В своей работе я создаю пространства и возможности для развития, трансформации и исцеления, тем самым помогая людям приобрести свою целостность и ценность, а из этого включается состояние внутренней силы творчества и действия. Когда человек, открытый для взаимодействия, способный к общению и идущий навстречу, находится на пути к достижению своих целей.

Благодарю за то, что прочли мою статью до конца и буду благодарна, если вы в комментарии или в личку поделитесь тем, что у вас откликнулось в этой истории, что вас “зацепило”. С удовольствием отвечу на вопросы.

Как часто можно услышать от людей, да и от самого себя такую фразу: «я бы сделал, но обстоятельства не дают».

И как часто мы сами чувствуем себя заложниками обстоятельств.

Жизнь порой подкидывает нам сюрпризы и не всегда они хорошие.

Более религиозные люди могут сказать, что «Бог дал, Бог взял» и ничего я не могу с этим поделать.

Но так ли это на самом деле?

Неужели наша судьба не в наших руках и обстоятельства от нас не зависят?

Мне кажется, что если так думать, то и жить уже не захочется…

Я, например, думаю совсем по-другому.

И в этой статье я докажу вам, что:

  • Вы можете изменить обстоятельства вашей жизни, даже если дело касается каких-то внешних сил.
  • Ваши мысли прямым образом влияют на обстоятельства жизни человека.
  • Вы можете сами изменить свою судьбу.
  • Вы сильнее обстоятельств.

В доказательствах мне поможет книга Аллена Джеймса «Как человек мыслит». Она занимает первое место в списке « ». Далее читайте отрывок из этой потрясающей книги (она настолько мудра, что я была ей восхищена).

Кто влияет на обстоятельства жизни?

Каждый человек находится в том месте, где он сейчас, благодаря действию закона своего бытия.

Мысли, которые он думал, сформировали его текущие обстоятельства.

В устройстве его жизни нет места случайности – оно есть результат закона, не знающего ошибок.

Это утверждение в равной мере применимо к людям, ощущающим себя «вне гармонии» со своим окружением, и к тем, кто удовлетворен условиями жизни.

Как прогрессирующее и эволюционирующее существо, индивидуум учится росту в любых условиях.

Усваивая духовный урок текущих обстоятельств, он приходит к иным обстоятельствам.

Человек останется под гнетом жизненных тягот до тех пор, пока будет верить, что его жизнь зависит исключительно от внешних условий.

Осознав свою творческую силу и способность приказывать «почве» и «семенам» (речь идет о саде, я писала в этой статье ) своего бытия, благодаря которым произрастают обстоятельства, он станет полноправным господином жизни.

Тот факт, что обстоятельства являются плодом мысли, знаком каждому человеку, который долгое время практикует силу мысли, самоконтроль и внутреннее очищение.

Нельзя не заметить, что изменение внешних условий напрямую зависит от изменений разума.

Когда индивидуум решительно стремится исправить дефекты своего характера, он в значительной степени прогрессирует, его прогресс значительно ускоряется.

Душа привлекает к себе все, что таит в себе – что она любит, а также чего боится.

Она либо поднимается к высотам сокровенных мечтаний, либо опускается на уровень неочищенных инстинктов.

Обстоятельства — средства, благодаря которым душа получает все, что по праву принадлежит ей.

Как мысли влияют на обстоятельства?

Каждое «семя» мысли, которое было посажено в разум, или которому позволили упасть в него и укорениться, вырастает и расцветает в форме поступка, в дальнейшем принося плод возможностей и обстоятельств.

Хорошие мысли приносят хорошие плоды, дурные мысли – дурные плоды.

Внешний мир формируется в соответствии со внутренним ментальным миром.

Благоприятные и неблагоприятные условия жизни являются факторами, которые служат высшему благу индивидуума.

Будучи «жнецом» своего урожая, человек познает как страдания, так и сияние славы.

Следуя за внутренними желаниями, устремлениями и мыслями, которым мы позволяем доминировать в сознании (либо увлекаясь блуждающими огнями нечистого воображения, либо настойчиво двигаясь по пути сильных и возвышенных дел), человек приходит к конечному результату, проявленному во всех обстоятельствах.

Законы роста и приспособления одинаково действуют во всех сферах.

Индивидуум оказывается в приюте для бедных или в тюрьме не по злой прихоти судьбы или воле обстоятельств – его приводят туда низкие мысли и нечистые желания.

Точно таким же образом, некогда обладавший светлым разумом человек не совершает преступление под влиянием стресса или внешней силы.

Преступная мысль долгое время тайно гнездилась в его сердце и проявила свою силу, когда открылась возможность.

Обстоятельства не формируют человека – они открывают его характер.

Не существует условий, позволяющих личности без злых наклонностей опускаться в грех и сопутствующие им страдания.

В равной степени нет никаких возможностей подняться к добродетели и чистому счастью тому, кто не культивирует добродетельные устремления.

Человек есть господин и повелитель своей мысли, создатель самого себя, творец собственного окружения.

Даже в момент рождения душа приходит получить то, что причитается ей по праву.

В каждый миг своего земного странствия она привлекает к себе сочетания событий и внешних условий, которые являются отражением ее чистоты или нечистоты, силы или слабости.

Люди притягивают к себе не то, чего хотят, но на что они внутренне настроены.

Их прихоти, причуды и амбиции терпят поражение на каждом шагу, но наиболее сокровенные мысли и желания продолжают питаться своей ментальной пищей, будь она чистая или нечистая.

Человек может быть заключен в тюрьму только самим собой, и низменные мысли и действия становятся темничными стражами Судьбы. Но благородные мысли и действия – это ангелы Свободы, выпускающие его.

Индивидуум получает лишь заработанное им благо – а не то о котором молится или которого желает. Ответ на желания и молитвы приходит лишь в том случае, если они гармонируют с мыслями и действиями.

А если вы хотите, чтобы ващи желания исполнились, но пока не готовы работать над ними самостоятельно — приходите на мой бесплатный вебинар, где

Как бороться с обстоятельствами?

Во свете этой истины, что представляет собой так называемая «борьба с обстоятельствами»?

Невежественный человек постоянно бунтует против внешних условий жизни, одновременно продолжая сохранять и поддерживать в своем сердце причину их возникновения.

Речь может идти о сознательном зле или неосознанной слабости — но что бы это ни было, внутреннее препятствие сдерживает любые попытки человека добиться перемен.

В первую очередь, ему нужно устранить этот барьер. Многие люди настойчиво стремятся улучшить свои жизненные условия, но не готовы улучшить себя.

Именно по этой причине они остаются скованными.

Отказывающийся изменить себя человек никогда не преуспеет в достижении цели, к которой направлено его сердце. Данный факт справедлив в отношении как земных, так и небесных благ.

Даже стремящийся к обогащению индивидуум должен готов принести большие личные жертвы прежде, чем его мечта станет реальностью.

Насколько же больше требуется от человека, формирующего в себе качества силы и спокойствия!

Многие продолжают тешить себя иллюзией, что страдают по причине своей добродетели.

Но истина состоит в обратном.

Судьба справедлива?

Пока человек не удалит из души каждую болезненную, горькую и нечистую мысль, он не может с достаточным основанием заявлять, что его страдания являются результатом благих, а не дурных качеств.

Работая со своим разумом он откроет высший закон, который абсолютно справедлив, и поэтому не может воздавать добром на зло, а злом – на добро.

В свете подобного знания он взглянет на свое прошлое, на былое невежество и слепоту, и увидит, что вся его жизнь была справедлива и упорядочена.

Все хорошие и плохие переживания человека – это беспристрастные внешние проявления его эволюционирующей, но пока не достигшей совершенства души.

Хорошие мысли и действия никогда не могут привести к дурным результатам.

Дурные мысли и действия никогда не могут привести к хорошим результатам.

Эти утверждения так же истинны как и факт, что из семени кукурузы может вырасти только кукуруза, а из семени крапивы – только крапива.

Практически все люди понимают этот закон в естественном мире и действуют, полагаясь на него, но лишь немногие осознают его применимость в ментальном и моральном мире (хотя его действие в этих сферах также просто и неизменно).

Вот почему они не сотрудничают с этим законом.

Почему человек страдает?

Страдания всегда вызваны неправильным мышлением.

Они указывают на то, что индивидуум находится не в гармонии с самим собой, с законом своего бытия. Единственная высшая цель страданий – очистить, сжечь все нечистое.

Страдания прекращаются для очистившегося человека.

После того, как из золота выведены все шлаки, в его переплавке нет смысла. Полностью чистое и совершенное существо не может страдать.

Обстоятельства, которые причиняют индивидууму боль, есть результат его собственной ментальной дисгармонии.

Обстоятельства, которые приносят ему благословение, есть результат его ментальной гармонии.

Мера правильности мышления — блаженство.

Мера неправильности мышления — несчастье.

Почему нельзя жаловаться на судьбу?

Индивидуум в полной мере становится человеком в тот момент, когда перестает стенать и жаловаться на судьбу, принимая решение найти скрытое правосудие, которое регулирует его жизнь.

Приспосабливая свой разум к этому уравновешивающему фактору, он прекращает винить кого-либо в своих неудачах.

Он избирает сильные и благородные мысли.

Вместо того чтобы бороться против обстоятельств, он начинает использовать их потенциал для более быстрого прогресса.

Он стремится раскрыть в себе новые силы и способности.

Доминирующая сила во вселенной – закон, а не беспорядок.

Как быстро изменить свою жизнь?

Если индивидуум радикально изменит свои мысли, он поразится быстрой трансформации своего окружения.