Постановка и автоматизация звука. План-конспект по коррекции отсутствия звука Логопедическое занятие постановка звука й

Разделы: Логопедия

Задачи: закреплять навык чёткого произношения звука [й] в слогах, простых словах;

  • развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук;
  • развивать подвижность и точность движений органов артикуляционного аппарата средствами артикуляционной гимнастики и кинетических ощущений;
  • активизировать отделы коры больших полушарий с помощью биоэнергопластики;
  • работать над дыханием, мимикой;
  • развивать способность к словоизменению;
  • расширять и обогащать словарь по лексической теме “Ягоды”.
  • Оборудование: зеркала, пособие для артикуляционной гимнастики (полянка с ягодами), корзинка с липучками, предметные картинки, карточка с артикуляционной схемой звука [й], персонажи сказки “Маша и медведь”, домик.

    Ход занятия

    I. Организационный момент. Ритуал приветствия.

    Введение в тему.

    Отгадайте, кто к нам придёт в гости:

    Я корзиночку взяла,
    В лес с подружками пошла.
    Но с тропинки сбилась я,
    В дом к медведю забрела.

    Правильно. Это Маша. Из сказки “Маша и медведь” (выставляется фигурка Маши).

    II. Основная часть.

    Объявление темы занятия.

    Рассказывание сказки “Маша и медведь”.

    Жили-были дед и баба. И была у них внучка Маша. Пошла она с подружками в лес за ягодами да грибами (выставляется панно с изображением леса).

    1. Кинезиологическое упражнение.

    Идёт Маша, ягоды собирает:

    Ой! Ой! Сколько ягод! – обрадовалась Маша.

    Покажите, как обрадовалась Маша.

    2. Кинестетическое восприятие. Изолированное произношение звука [й].

    Одна рука прикладывается к темечку, другая – на горло. Изолированно произносим [й]. Сравниваем звуки [и] и [й].

    3. Уточнение артикуляционной позы звука [й](с опорой на артикуляционную схему):

    • губы напряжены, растянуты в улыбке, прижаты к резцам;
    • резцы сближены;
    • кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка высоко поднята, боковые края языка упираются в верхние коренные зубы;
    • язык напряжён, есть желобок;
    • голосовые связки вибрируют, есть голос.

    4. Артикуляционная гимнастика (биоэнергопластика).

    Собираем и складываем ягоды в корзинку. На обратной стороне ягод с помощью липучек прикреплены картинки с артикуляционными упражнениями: “Заборчик”, “Улыбочка”, “Мостик”, “Птенчик в гнёздышке”, “Чистим нижние зубы” (движения снизу-вверх и наоборот). <Рисунок 1>.

    Полную корзину ягод собрала Маша.

    5. Развитие фонематического слуха. Игра “Комарики”.

    Налетели комарики, хотят Машу покусать. Стала девочка от них отбиваться. Надо помочь Маше. Если услышите звук [й], хлопните в ладоши:

    й, ль, и, й, ль, рь, й, и, и, ль, й;

    ой, оль, ий, иль, уль, уй, ай, аль;

    лай, дай, змей, змеи, койка, Колька.

    Молодцы! Помогли Маше отбиться от комаров.

    6. Закрепление звука [й] в слогах .

    а) Игра “Эхо”.

    Пока Маша от комаров отбивалась, с тропинки сбилась. Стала она подружек звать: “Ау!”, а эхо ей в ответ: “Ау-ау-ау…”. Понравилось Маше, и стала она с эхом играть:

    май – ай-ай-ай… рой – ой-ой-ой… шей – эй-эй-эй… вой – ой-ой-ой…

    лай – ай-ай-ай… ной – ой-ой-ой… жуй – уй-уй-уй… мой – ой-ой-ой…

    куй – уй-уй-уй… рей – ей-ей-ей… рай – ай-ай-ай… вей – ей-ей-ей…

    Заблудилась Маша. Видит, на полянке домик стоит (выставляется макет дома). Подошла она к дому, постучала: I, I; I, II; II, II. Никто ей не ответил. В дом зашла. Никого в доме нет. Навела она в доме порядок, замесила тесто, испекла пирожки и стала ждать прихода хозяев. Выглянула в окно, а там – Медведь.

    б) Мимическое упражнение.

    Зашёл медведь в дом. Как вкусно пахнет!

    А! А! – красота!

    Увидал пирожки:

    О! О! – всё моё!

    И! И! – выходи, кто испёк мне пироги!

    в) Игра “Запомни, повтори”.

    Вышла Маша к Медведю и просит показать дорогу домой. А Медведь не хочет девочку отпускать. Просит Машу ещё пожить, пироги печь да за домом смотреть. Заплакала Маша:

    Ой-ой-ой – я хочу домой;

    Ой- ой- ой – страшно мне одной;

    Эй-эй-эй – отведи домой скорей.

    г) Игра “Договори словечко” (с опорными картинками).

    Решила Маша Медведя обхитрить. Согласилась девочка у Медведя пожить, только попросила отнести утром корзину с пирожками бабе и деду. Да строго-настрого наказала не есть пирожки. “Я на высоком дереве будет сидеть и за тобой Медведь смотреть”. Лёг Медведь спать. А Маша стала думать, какие пирожки испечь.

    Давайте поможем Маше сделать пирожки.

    Пирожки (с чем?):

    Пирожки с капус…-той; - пирожки с мали…-ной;

    Пирожки с ры…-бой; - пирожки с картош…-кой;

    Пирожки с морков…-кой; - пирожки с черни…-кой;

    Пирожки с земляни…-кой; - пирожки с клюк…-вой;

    Пирожки с брусни….-кой; - пирожки со сли…-вой;

    Пиродки с череш…-ней; - пирожки с виш…ней.

    Утром Маша залезла в корзину, а сверху пирожки положила. Проснулся Медведь и видит стоит большая корзина с пирожками. Взял он корзину и пошёл в деревню. Несколько раз Медведь хотел съесть пирожок, а Маша всё из корзинки кричала… (попросить детей вспомнить, что девочка кричала). <Рисунок 2>.

    Пришёл Медведь к домику бабы и деда. Увидала старики Медведя, испугались. Стали его прогонять, а из корзинки выскочила Маша.

    7. Развитие дыхания. Упражнение “Подуй на чай”.

    Рассказала деду и бабе, как она в лесу заблудилась, как Медведя обхитрила. Хотел Медведь в лес убежать, а Маша его в дом позвала, самовар поставила. Налила чай в большую кружку (сложить ладони в форме чашечки).

    Ой, горячо! Подуем на чай.

    III. Заключительная часть.

    Подведение итога. Прощание.

    Гулько Виктория
    План-конспект по коррекции отсутствия звука [Й]

    Подготовительный этап.

    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗВУКА Й

    1. "Заборчик ". Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

    2. "Слоник" . Вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника».

    3. "Заборчик-Слоник". Чередовать 2 предыдущих упражнения.

    4. Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

    5. «Наказать непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10. следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

    6. «Горка» . Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

    ПОСТАНОВКА ЗВУКА Й

    Способ 1. Путем отраженного (за взрослым) и сопряженного (вместе со взрослым) проговаривания звука Й.

    Способ 2. От мягкого глухого звука X" с включением голоса с обязательным слуховым и тактильно-вибрационным контролем.

    Способ 3. Пусть ребенок вслед за вами произносит звукосочетания [аиа], [она], [уиа]. На звук [и] нужно делать нажим языком, последний гласный произносить с ударением, резко и отрывисто, широко открывая рот. Этим последним гласным звуком ребенок должен «целиться» себе в ладонь, «попадая» в нее выдохом. Несмотря на то что звук [и] произносится с нажимом, он должен быть максимально коротким.

    Между гласными вместо [и] будет проскальзывать звук [и]. Но, когда вы будете произносить эти сочетания вслух для ребенка, вы должны произносить именно звук [и], а не [и]. Скажите ребенку, что он должен повторять ваши звукосочетания быстрее, чем вы и с нажимом.

    Затем пусть ребенок быстро произносит слоги [аиа - аиа - аиа - аиа] - между гласными будет отчетливо слышаться звук [и].

    Обратите на него внимание ребенка и как-нибудь назовите его (например, скажите, что так «визжит пила»).

    Способ 4. Звук Й ставится с помощью шпателя или зонда от звука З: ребенок произносит слог за-за-за, в это время логопед зондом или шпателем нажимает на кончик языка, слегка приподнимая и отодвигая в глубь рта спинку языка:

    за-за-за зя-зя-зя йа-йа-йа.

    АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Й

    1) Произношение изолированного звука [й] . _Больно, щипет! - Йййй!

    2) Автоматизация звука [й] в слогах

    Повтори слоги.

    йа-йа-йа - йа-йа, йа-йа - йа-йа-йа

    йо-йо-йо - йо-йо, йо-йо - йо-йо-йо

    йу-йу-йу - йу-йу, йу-йу - йу-йу-йу

    йэ-йэ-йэ - йэ-йэ, йэ-йэ - йэ-йэ-йэ

    3) Автоматизация звука [й] в словах

    Йод, йогурт, майка, мойка, сарай, попугай, май, чай, чайник,

    зайка, змейка, стойка, сойка, пей, шей, дай, мой, бой, рой, край,

    твой, ручей, соловей, тайга, лайка, сайка, двойка, тройка, чайка,

    байка, бойня, буйвол, струйка, стройка, каравай, койка, скамей-

    ка, копейка, хозяйка, клей, змей, урожай, минтай, Китай, при-

    бой, ковбой, покой, иней, воробей, музей, хоккей, Тимофей,

    низкий, дикий, тихий, высокий, звонкий, ветхий, новый, умный,

    тёмный, край, трамвай, муравей, фуфайка, гайка, рейка, шайка.

    4) Автоматизация звука [й] в словах с двумя звуками.

    Яйца, яркий, ясный, Япония, сияние, обояние, Майя, южный,

    юный, юркий, Евсей, Евгений, едкий, ежовый, фойе, наёмный,

    5) Автоматизация звука [й] в словосочетаниях

    горячий чай

    маленький попугай

    моё платье

    колючий ёжик

    спелое яблоко

    зелёная хвоя

    маленькая Яна

    белая акация

    голодная гиена

    кожаный пояс

    раненый боец

    обойный клей

    едет еле-еле

    моё шитьё

    своё жильё

    поём втроём серый зайка

    высокие ели.

    6) Автоматизация звука [й] в предложениях

    Чётко произносить чистоговорки.

    Я-я-я - Яна - ягодка моя.

    Я-я-я - Яков едет на маяк.

    Я-я-я - всё умею делать я.

    Я-я-я - с малышом гуляю я.

    Ё-ё-ё - Зоя под баян поёт.

    Ё-ё-ё - глажу с бабушкой бельё.

    Ю-ю-ю - Майе ягоды даю.

    Ю-ю-ю - вместе с мамой куклам шью.

    Ю-ю-ю - с папой песни я пою.

    Е-е-е - Яков едет на коне.

    Е-е-е - помогаю всем в семье.

    Ой-ой-ой - зайке холодно зимой.

    Автоматизация звука [й] в связной речи

    Скороговорки. Сидит ёж у ёлки. У ежа иголки.

    Ель на ёжика похожа, ёж в иголках, ёлка тоже.

    Мы ели, ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

    Ящерка на ялике яблоки на ярмарку в ящике везла.

    Публикации по теме:

    План-конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С] Цель: закрепить правильное произношение звука «С». Задачи: 1. Закрепление правильной артикуляции звука «С»; 2. Закрепление правильного.

    План-конспект занятия коррекции и контроля знаний по английскому языку первого года обучения «Моя семья» Тема: «My family». Цель: Обобщение и систематизация умений и навыков

    Артикуляция звука: губки слегка в улыбке; зубки сближены; кончик язычка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя; мягкое небо поднято и закрывает проход в полость носа; горлышко «работает».

    Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), звонкий, твердый. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

    Замена звука й на звук ль относится к акустико-фонематической (сенсорной) дислалии. Звук й нарушается реже. Его дефектное произношение чаще всего сводится к замене мягким ль (в его нижней и верхней артикуляции).

    Сбой в артикуляции: кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; средняя и передняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому небу и некоторым продвижением вперед всей массы языка, воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук л и называется боковым; голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

    Подготовительный этап. Цель его – устранение патологического механизма.

    I этап: дифференциация неречевых звуков.

    На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.
    На cамых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д.
    На данном этапе можно использовать следующие игры:
    Игра «Что ты слышишь?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.

    Игра «Тишина»

    Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

    Игра «Угадай, на чём играю»

    Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

    Игра «Шумовые баночки».

    Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.

    II этап: дифференциация звуков по долготе, силе, высоте, тембру голоса.

    Дифференциация звуков по долготе:

    Игра «Близко – далеко».

    Логопед издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом) .

    Игра «В лесу»: Оборудование: картинка с изображением леса, две игрушки (медведь и медвежонок).

    Ход игры: логопед показывает картинку с изображением леса и говорит: «Медвежонок потерял свою маму. Он ходит по лесу и зовет ее: «Мама!».

    Когда он далеко от нас, его голос слышен тихо, когда близко – громко. Послушайте и определите, далеко медвежонок или близко». Логопед произносит за ширмой слово «мама» то громко, то тихо, опять громко. Затем показывает медвежонка и от его имени просит помочь найти маму, которая зовет его: «Миша!». Логопед произносит это слово, меняя силу голоса, а дети определяют, далеко медведица или близко. В конце игры появляется медведица и благодарит ребят.

    Эту игру можно предложить в начале фронтального или индивидуального занятия, ставя перед детьми игровую задачу. Можно предложить эту игру в конце занятия, «провожая домой» сказочного героя.

    Ход игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.

    Дифференциация по высоте:

    Игра «Угадай, кто сказал».

    Описание игры: детей предварительно знакомят со сказкой. Логопед произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая персонажам. Дети определяют, кто так говорит. Рекомендуется нарушать последовательность персонажей, указанную в сказке.

    III этап: дифференциация слов

    1.Слова разные по длине и разные по звукопроизношению:

    Игра «Лишнее слово». Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:

    мак, бак, так, банан;

    сом, ком, индюк, дом;

    лимон, вагон, кот, бутон;

    2.Слова одинаковые по длине и разные по звукопроизношению:

    Игра «Назови одним словом». Логопед предлагает детям прослушать слова и назвать одним слова, которые звучат похоже (мышка, мишка, зайка; Маша, Саша, Даша и т. д.).

    Игра «Будь внимателен» (Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.)

    Ход игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку - ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно - красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка

    3.Дифференциация в словах квазиомонимах.

    Игра «Чем отличаются слова». Логопед предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы. Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов.

    А) Дифференциация гласных звуков : ки т-ко т, па лка-по лка, до м-ды м, со к-су к, бу тон-ба тон и т.д.

    б) Дифференциация сонорных и шумных звуков : кл асс-кв ас, р ечка-п ечка, М аша-к аша

    в) Дифференциация шумных звуков : б инт-в инт, б очка-д очка

    г) Дифференциация между сонорными звуками : игл а-игр а, кор обок-кол обок

    д) Дифференциация мягких и твердых звуков : л ук-л юк, м ышка-м ишка

    е) Дифференциация звонких и глухих звуков :г орка-к орка, иг ра-ик ра

    ё) Дифференциация свистящих и шумных звуков : с анки-т анки, С еня-В еня

    ж) Дифференциация внутри свистящих звуков : коз а-кос а, зуб -суп

    з) Дифференциация шипящих и шумных звуков : шапки-танки, шина-тина

    и) Дифференциация шипящих внутри шипящих звуков : ш ар-ж ар, лещ –леч ь

    К) Дифференциация шипящих и свистящих звуков : мишка-миска

    IV этап: Дифференциация слогов.

    Игра «Поймай слог ». Логопед произносит ряд слогов. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит слог йа.

    КА-ТА-ЙА-ПА КО-ЙО-ПО-ТО ТУ-ЙУ-КУ-ПУ ПЭ-ЙЭ-КЭ-ТЭ (гл. взр.)

    ФА-ХА-ЙА-СА-ША(гл. щел.)

    ГА-БА-ЙА-ДА(зв. взр.)

    ВА-ЙА-ЖА-ЗА (зв. щел.)

    РА-ЛА-МА-ЙА-НА (сонор.)

    V этап: Дифференциация фонем

    На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.


    Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а » и т.д. Затем логопед попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.

    Затем эта игра должна усложняться следующим образом:
    1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у.
    2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у].

    Игра «Поймай звук ». Логопед произносит ряд слогов. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит звук й

    А-О-Й-У-Ы-И

    К-Т-Й-П

    Ф-Й-Х-С-Ш

    Г-Й-Б-Д

    В-Ж-Й-З

    Р-Л-М-Й-Н

    VI этап: Формирование элементарных форм фонематического анализа и синтеза.

    Задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

    Игра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.

    Игра «Слово рассыпалось» Произносятся три звука, например: С, О, К. Так как к этому времени дети уже обычно знают буквы, они быстро составляют слово – СОК.

    -Игра « Разложи картинки». Выбрать те картинки, в названии которых есть заданный звук й

    Игра «Найди картинки с заданным звуком . Ребёнку предлагается отобрать картинки с заданным звуком в начале слова, конце, середине.(В начале даются слова легкими звуками: р ука-пар -вор она) й од-воробей -чай ка.

    Лото «Необычные цветы»

    На доске прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков. У детей находятся лепестки с изображениями различных предметов. Дети выбирают только те изображения, в названии которых есть заданный звук. Выбранный лепесток прикрепляется к контуру цветка.

    Игра «Светофор»

    Используется бумажная полоска, разделенная на 3 части: красная левая часть -начало слова, средняя желтая - середина, зеленая правая - конец. Педагог называет слово. В зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, дети ставят фишку на красную, желтую или зеленую часть полоски.

    Для подготовки к постановке звука Й используются упражнения на подъём спинки языка:

    - «Мостик» языком; - присасывание спинки языка к нёбу, при этом кончик языка удерживается внизу.

    "Мостик построим - мостик разрушим" : Ставлю я язык «дугой» и кладу - даю покой.

    Описание. Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки, затем расслабить его. Удерживать каждую позицию 3-5 секунд.

    Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

    Санки привезли ребятки
    Горка есть и – всё в порядке!

    «Кошка сердится» - язык выгибается, конец его смотрит вниз.

    Улыбка» («Лягушка»)
    Цель.

    Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
    Описание .
    Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы, как бы беззвучно произнося звуки . Удерживать губы в таком положении под счёт от одного до пяти, десяти.
    Внимание!
    1. Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу.
    2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.
    3. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» - и губы растянутся в улыбке.

    Подготовительными упражнениями к постановке звука й могут служить следующие движения: кончик языка упирается с напряжением в нижние зубы, причем выгибается кверху передняя часть спинки языка; если дотронуться до выгиба языка, он должен быть твердый, напряженный, затем напряжение расслабляется (язык делается мягким, выгиб снижается).

    Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

    Постановка звуков.

    Цель –сформировать первичные умения правильного произношения звуков.

    После подготовки артикуляции, а иногда и без нее часто удается поставить звук по подражанию, со слуха; полезно присоединить показ артикуляции и тактильное ощущение экспираторной струи при длительном произнесении ййй.

    Другими приемами постановки звука й будут следующие:

    а) произнесение звукосочетаний йа-йа при убыстрении темпа (получается йотированная гласная я , т.е йа );

    б) использование как промежуточного звука ЗЬ (нажимая на кончик языка при произношении звука ЗЬ , получается звук й);

    в) озвончение звука ХЬ.

    В случае замены звука й через ль необходимо провести дифференциацию его со звуками-заменителями в слогах, словах и в развернутой речи.

    1.Автоматизация в слогах

    Йо-йо-йо-йо ай-ой-эй-ий

    ен-ен-ен-ен ой-ий-ай-эй

    ён-ён-ён-ён эй-ай-ий-ой

    юн-юн-юн-юн ий-эй-ой-ай

    Чистоговорки

    Ай-ай-ай - скоро май.

    Уй-уй-уй - ветер, дуй.

    Ой-ой-ой - возьми меня с собой.

    Эй-эй-эй - сидит на ветке воробей.

    2.Автоматизация в словах

    Игра «Кубики с картинками» Цель. Автоматизация звуков я, е, ё, ю (й) в словах.
    Оборудование. Несколько кубиков с наклеенными картинками: ежик, вьюнок, маяк, юбка, чайник, майка, воробей, муравей, сарай, трамвай, ягода, якорь, змея, ежи, ежевика, поезд, ружье, приемник.

    Ход игры . Дети сидят за одним столом и по очереди бросают любой кубик на стол. Ту картинку, которая окажется наверху, ребенок должен правильно произнести. За правильное произношение засчитывается очко. В конце игры педагог подсчитывает очки. У кого очков больше, тот победитель.

    3.Автоматизация в словах и фразах

    Игра «Скажи, что ему делать»

    Цель. Автоматизация звука Й в словах и фразах.

    Оборудование: игрушечные машины, мяч, прыгалки, обруч.

    Ход игры . На полке разложены игрушки. Каждый ребенок по очереди подходит к полке, берет любую игрушку и предлагает кому-нибудь из детей поиграть с ней. Дети должны произносить примерно такие фразы: Вася, попрыгай через веревочку; Сережа, покатай обруч и т.п. После выполнения просьбы ведущего игрушка возвращается, и игра продолжается.

    Автоматизация звука в тексте

    Знает юнга южный край,

    Есть у юнги попугай!

    Юнга наш - герой бесстрашный!

    Юный юнга, но отважный!

    4.Дифференциация звуков в произношении:

    Дифференциация звуков в произношении изолированных звуков

    Возьми картинки-символы звуков Й и ЛЬ. Внимательно послушай и запомни, как гудит моторная лодка (ЛЬ), как гудит юла (Й).Обрати внимание на положение языка (на звук ЛЬ кончик языка поднимается, на звук Й - опускается). По очереди показывая на обе картинки, протяжно произнеси соответствующие звуки.

    Дифференциация звуков Й - ЛЬ в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками

    Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно. Помните, что при чтении каждой из йотированных букв я, ё, ю, е произносится по 2 звука: ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ.

    я- я я- ля л я- я- ля я- л я-я

    ле - е е - ле ле - е - ле е - ле - е

    лю - ю ю - лю лю - ю - лю ю - лю-ю

    Дифференциация звуков Й -ЛЬ в прямых слогах с разными гласными звуками

    Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога.

    ля - е ли - ю ле - ю - ля

    лю - я ле - е л е - е - ли

    е - ли я - лю ли - я - лю

    ю - ле е - ля ля - е - ле

    Дифференциация звуков Й -ЛЬ в разных словах

    Четко повтори пары слов.

    В случаях затруднений дайте ребенку возможность прослушать каждое слово из пары

    и, глядя на картинки-символы, назвать содержащийся в нем звук ЛЬ или Й.

    Яна - Ляля, Мая - миля, юбка - любим, ежик - лежа, яхта - лямка, йод - лед, юг - люк, есть - лезть, ехать - лето, поет - полет, ябеда - лебеда, юнга - клюква, едва - листва, дай - даль, мой - моль, топай - тополь, куй - куль, бой - боль, соя - солит, стая - встали.

    Дифференциация звуков Й -ЛЬ в сочетаниях слов

    (местоимение + глагол). Развитие навыков словоизменения. Возьми картинки мальчика и девочки. Назови, что они делали, изменив по образцу слово-действие. Четко проговори каждое сочетание слов 3-4 раза.

    Например: Я пою- они пели. Я киваю- они кивали.

    Я знаю- они (знали), я умею - они (умели), я пою - они (пели), я даю - они (давали), я кидаю - они (кидали), я киваю - они (кивали), я покупаю - они (покупали), я топаю - они (топали), я пылю - они (пылили), я пилю - они (пилили), я лью - они (лили), я клею - они (клеили), я пью - они (пили).

    Дифференциация звуков Й -ЛЬ в одном слове - названии объекта

    Четко проговори каждое слово. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори по 3-4 слова.

    Ели, клей, лейка, линейка, белье, талия, клюет, лилия, колея, аллея, Юля, Илья, Ульяна, Емеля, поленья, ульи, июль, колья, веселье, гулянье, автомобиль, клинья.

    Дифференциация звуков Й -ЛЬ в разных словах предложения

    Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков Й и ЛЬ.

    У Лены юбка. У Любы ягоды. У Лени йод. У Левы майка. У Люды яхта. У Яны лимонад. У Яны лимон. У Яны лев. У Яны лейка. У Яны лютики.

    Дифференциация звуков Й- ЛЬв одном слове предложения

    Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

    Юля и Илья гуляют на поляне. У Ильи линейка, у Юли клей. Илья и Юля гуляют по аллее. Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку. Лиля и Юля несут белье за калитку. Лиля поливает лилию из лейки. На аллее у Юли ели, липы и клены. Осенью улетают на юг лебеди. Юля и Илья подклеивают обои обойным клеем. Тетя Лия улетает в Анталию.

    Дифференциация звуков Й –ЛЬ в тексте

    Как у нашей ЛЮБОЧКИ
    В складочку все ЮБОЧКИ!

    Я на пляже видел ГАЛЬКИ! -
    Ни одной на пляже ГАЙКИ!

    Очень жалко плащик МОЙ:
    В нём дыру проела МОЛЬ...

    Была ВОЙНА. За боем - БОЙ...
    Земля ВОЛЬНА... Зачем ей БОЛЬ?

    Дифференциация звуков Й -ЛЬ в рассказах

    Четко, выделяя все звуки Й и ЛЬ, повтори сначала каждое предложение, а затем

    весь рассказ целиком.

    ДИКИЕ ЛЕБЕДИ

    Дикие лебеди летели на юг. Они летели над селеньями, полями и долинами. Летели лебеди всю неделю и утомились. Увидели лебеди поляну. Опустились они на поляну, попили, поели, отдохнули. А потом опять полетели на юг, в дальние дали.

    III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

    Цель его - сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

    На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками. Подобный материал больше подходит для занятий по автоматизации звуков. Но если на данном этапе ребенок будет работать только на специально подобранном материале, то он не овладеет операцией отбора, так как частотность этого в специальных текстах превышает нормальное их распределение в естественной речи., а ребенок должен научиться оперировать ими.

    Автоматизация звука [й] в слогах и словах по мотивам сказки «Маша и медведь»

    Задачи:

    • закреплять навык чёткого произношения звука [й] в слогах, простых словах;
    • развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук;
    • развивать подвижность и точность движений органов артикуляционного аппарата средствами артикуляционной гимнастики и кинетических ощущений;
    • активизировать отделы коры больших полушарий с помощью биоэнергопластики;
    • работать над дыханием, мимикой;
    • развивать способность к словоизменению;
    • расширять и обогащать словарь по лексической теме “Ягоды”.

    Оборудование: зеркала, пособие для артикуляционной гимнастики (полянка с ягодами), корзинка с липучками, предметные картинки, карточка с артикуляционной схемой звука [й], персонажи сказки “Маша и медведь”, домик.

    Ход занятия

    I. Организационный момент. Ритуал приветствия.

    Введение в тему.

    Отгадайте, кто к нам придёт в гости:

    Я корзиночку взяла,
    В лес с подружками пошла.
    Но с тропинки сбилась я,
    В дом к медведю забрела.

    Правильно. Это Маша. Из сказки “Маша и медведь” (выставляется фигурка Маши).

    II. Основная часть.

    Объявление темы занятия.

    Рассказывание сказки “Маша и медведь”.

    Жили-были дед и баба. И была у них внучка Маша. Пошла она с подружками в лес за ягодами да грибами (выставляется панно с изображением леса).

    1. Кинезиологическое упражнение.

    Идёт Маша, ягоды собирает:

    Ой! Ой! Сколько ягод! – обрадовалась Маша.

    Покажите, как обрадовалась Маша.

    2. Кинестетическое восприятие. Изолированное произношение звука [й].

    Одна рука прикладывается к темечку, другая – на горло. Изолированно произносим [й]. Сравниваем звуки [и] и [й].

    3. Уточнение артикуляционной позы звука [й] (с опорой на артикуляционную схему):

    • губы напряжены, растянуты в улыбке, прижаты к резцам;
    • резцы сближены;
    • кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка высоко поднята, боковые края языка упираются в верхние коренные зубы;
    • язык напряжён, есть желобок;
    • голосовые связки вибрируют, есть голос.

    4. Артикуляционная гимнастика (биоэнергопластика).

    Собираем и складываем ягоды в корзинку. На обратной стороне ягод с помощью липучек прикреплены картинки с артикуляционными упражнениями: “Заборчик”, “Улыбочка”, “Мостик”, “Птенчик в гнёздышке”, “Чистим нижние зубы” (движения снизу-вверх и наоборот).

    Полную корзину ягод собрала Маша.

    5. Развитие фонематического слуха. Игра “Комарики”.

    Налетели комарики, хотят Машу покусать. Стала девочка от них отбиваться. Надо помочь Маше. Если услышите звук [й], хлопните в ладоши:

    й, ль, и, й, ль, рь, й, и, и, ль, й;

    ой, оль, ий, иль, уль, уй, ай, аль;

    лай, дай, змей, змеи, койка, Колька.

    Молодцы! Помогли Маше отбиться от комаров.

    6. Закрепление звука [й] в слогах .

    а) Игра “Эхо”.

    Пока Маша от комаров отбивалась, с тропинки сбилась. Стала она подружек звать: “Ау!”, а эхо ей в ответ: “Ау-ау-ау…”. Понравилось Маше, и стала она с эхом играть:

    май – ай-ай-ай… рой – ой-ой-ой… шей – эй-эй-эй… вой – ой-ой-ой…

    лай – ай-ай-ай… ной – ой-ой-ой… жуй – уй-уй-уй… мой – ой-ой-ой…

    куй – уй-уй-уй… рей – ей-ей-ей… рай – ай-ай-ай… вей – ей-ей-ей…

    Заблудилась Маша. Видит, на полянке домик стоит (выставляется макет дома). Подошла она к дому, постучала: I, I; I, II; II, II. Никто ей не ответил. В дом зашла. Никого в доме нет. Навела она в доме порядок, замесила тесто, испекла пирожки и стала ждать прихода хозяев. Выглянула в окно, а там – Медведь.

    Физкультминутка. Работа над тембром голоса.

    б) Мимическое упражнение.

    Зашёл медведь в дом. Как вкусно пахнет!

    А! А! – красота!

    Увидал пирожки:

    О! О! – всё моё!

    И! И! – выходи, кто испёк мне пироги!

    в) Игра “Запомни, повтори”.

    Вышла Маша к Медведю и просит показать дорогу домой. А Медведь не хочет девочку отпускать. Просит Машу ещё пожить, пироги печь да за домом смотреть. Заплакала Маша:

    Ой-ой-ой – я хочу домой;

    Ой- ой- ой – страшно мне одной;

    Эй-эй-эй – отведи домой скорей.

    г) Игра “Договори словечко” (с опорными картинками).

    Решила Маша Медведя обхитрить. Согласилась девочка у Медведя пожить, только попросила отнести утром корзину с пирожками бабе и деду. Да строго-настрого наказала не есть пирожки. “Я на высоком дереве будет сидеть и за тобой Медведь смотреть”. Лёг Медведь спать. А Маша стала думать, какие пирожки испечь.

    Давайте поможем Маше сделать пирожки.

    Пирожки (с чем?):

    Пирожки с капус…-той; - пирожки с мали…-ной;

    Пирожки с ры…-бой; - пирожки с картош…-кой;

    Пирожки с морков…-кой; - пирожки с черни…-кой;

    Пирожки с земляни…-кой; - пирожки с клюк…-вой;

    Пирожки с брусни….-кой; - пирожки со сли…-вой;

    Пиродки с череш…-ней; - пирожки с виш…ней.

    Утром Маша залезла в корзину, а сверху пирожки положила. Проснулся Медведь и видит стоит большая корзина с пирожками. Взял он корзину и пошёл в деревню. Несколько раз Медведь хотел съесть пирожок, а Маша всё из корзинки кричала… (попросить детей вспомнить, что девочка кричала).

    Пришёл Медведь к домику бабы и деда. Увидала старики Медведя, испугались. Стали его прогонять, а из корзинки выскочила Маша.

    7. Развитие дыхания. Упражнение “Подуй на чай”.

    Рассказала деду и бабе, как она в лесу заблудилась, как Медведя обхитрила. Хотел Медведь в лес убежать, а Маша его в дом позвала, самовар поставила. Налила чай в большую кружку (сложить ладони в форме чашечки).

    Ой, горячо! Подуем на чай.

    III. Заключительная часть.

    Подведение итога. Прощание.


    Антипенко Н.Е.
    учитель-логопед, ГБОУцо №1602

    Постановка и автоматизация звука [Й] для индивидуальных занятий.

    Эта проблема затронута мной, в связи с дефицитом материала по этому дефекту. Он редко встречающийся, но к сожалению существующий.

    Постановка звука [Й].

    Цель: Постановка звука [Й].

    1. Коррекционно-обучающая

    Поставить звук [Й] путём создания артикуляционной позиции

    Учить давать полный ответ на поставленный вопрос

    2. Развивающая

    Развивать память

    Развивать мышление

    Развивать моторику (речевую, мелкую моторику пальцев рук)

    Подготовительный этап:

    Будем учиться произносить один интересный звук, напоминающий звук «пилы». Сначала необходимо произносить звук [И], но кончик языка упирается за нижние зубы. Губы в улыбке. Затем произнося его длительно, поднимаем широкий кончик языка к альвеолам (за верхние зубы) – резко и отрывисто, т.е. произносим [и-и-и-и-ий]. Вот мы и услышим другой звук, похожий на «визг пилы».

    Автоматизация звука [Й]:

    Закрепляем звук в более лёгких позициях, затем в более сложных.

    Начинаем с закрепления в слогах (по подражанию, по картинкам). Обязательно, используются различные игровые приёмы (подключая зрительные и тактильные анализаторы). В заключение сообщите ребёнку, какой звук он научился произносить ([Й]).

    Слова ребёнок должен повторять вслед за Вами или произносить по картинке.