Имя в родительном падеже пример. Склонение личных имён

Часто секретари и делопроизводители при оформлении протоколов сталкиваются с требованием руководителя не склонять некоторые фамилии. Какие же фамилии на самом деле не склоняются, расскажем в статье. Мы подготовили сводную таблицу по самым распространенным случаям, с которыми возникают сложности.

Скачайте полезный документ:

Какие существуют заблуждения относительно склонения фамилий

Большинству носителей русского языка неизвестны законы склонения имен и фамилий. Несмотря на то, что есть много справочников и пособий на эту тему, вопрос склонения фамилий для многих людей остается сложным. Во многом мешают заблуждения относительно правил склонения фамилий. Вот некоторые из них.

    Склонение фамилии зависит от ее языкового происхождения. Например, все грузинские, польские или армянские фамилии не склоняются.

    Склонение фамилии зависит от пола ее носителя.

    Если фамилия совпадает с нарицательным существительным - Воля, Свобода, Жук - она не склоняется.

Однако самым распространенным является заблуждение, что правил склонения так много, что запоминать их просто не имеет смысла.

Для того, чтобы опровергнуть эти заблуждения, рассмотрим основные правила изменения фамилий по падежам. Мы сформулировали их в форме пошаговой инструкций, с помощью которой можно быстро сделать вывод, изменяется ли фамилия по падежам или нет.

Таблица: склонение фамилий в русском языке

Скачать таблицу полностью

Как определить, склоняется ли фамилия: пошаговая инструкция

Шаг № 1.

Посмотрите окончание фамилии. Если она оканчивается на -ов (-ев,), -ин (-ын), -ский (-цкий), склоняйте ее стандартно

Такие фамилии изменяются без проблем. Но учитывайте два важных исключения.

А. Если фамилия оканчивается на -ов, - ин, но при этом является иностранной (Например, Чаплин или Дарвин), то изменяться по падежам она будет как существительное второго склонения (например, стол) - Чаплином, Дарвином.

В. Женские фамилии на -ина (Смородина, Жемчужина) изменяются в зависимости от того, как меняется мужской вариант той же фамилии. Если мужской вариант звучит как Смородин или Жемчужин, то женская фамилия в творительном падеже будет звучать как Смородиной или Жемчужиной, а если мужской вариант совпадает с женской фамилией - Жемчужина или Смородина, то женская фамилия будет склоняться как нарицательное существительное. Пример ниже в таблице.

Чарли Чаплин

Анна Смородина (в м.р. Смородин)

Ирина Жемчужина (совпадает с м.р.)

Чарли Чаплина

Анны Смородиной

Ирины Жемчужины

Чарли Чаплину

Анне Смородиной

Ирине Жемчужине

Чарли Чаплина

Анну Смородину

Ирину Жемчужину

Чарли Чаплином

Анной Смородиной

Ириной Жемчужиной

Чарли Чаплине

Анне Смородиной

Ирине Жемчужине

Шаг № 2.

Если перед вами нестандартная фамилия, отметьте, на какой звук она заканчивается

Главное правило, которого следует придерживаться - на тип склонения прежде всего влияет не пол или национальность носителя, а то, заканчивается она на гласный или согласный звук.

Шаг № 3.

Не меняйте фамилию, которая заканчивается на -ых, их, а также на е, и, о, у, ы, э, ю

Например, книга Белых, выступление Лойе, Граминьи, Чаушеску, Лыхны, Мегрэ и Лю.

Примечание. В повседневной речи и в языке литературы, где изображается разговорная речь , иногда можно встретить склонение мужских фамилии на -ых или -их. Например, доклад Черныха. Иногда можно встретить склонение украинских фамилий на -ко - Черненке или Шевченке. Последний вариант изменений фамилий был распространен в ХIХ веке. Но сейчас как первый вариант, так и второй - нежелательные.

Шаг № 4.

Если фамилия заканчивается на согласный звук (кроме -их и -ых), посмотрите на пол ее владельца

Мужские фамилии на согласный звук склоняются, а женские - нет. Языковое происхождение фамилии не имеет значения. Склоняются в том числе и мужские фамилии, которые совпадают с нарицательными существительными.

Например, доклады Круга, Шока, Мартиросяна (для мужских фамилий) и доклады Круг, Шок, Мартиросян (для женских фамилий).

Примечание 1. Существуют мужские фамилии восточнославянского происхождения, которые могут склоняться двояко. Речь идет о фамилиях, имеющих при изменении беглую гласную - Журавль: Журавелем или Журавлем. Большинство справочников рекомендуют сохранять при склонении беглую гласную (Журавелем), поскольку с юридической точки зрения важно сохранять целостность фамилии. Однако владелец фамилии может настоять на выбранном им варианте. Главное в этом случае - придерживаться единообразия изменения фамилии по падежам во всех юридических документах.

Примечание 2. Отдельного замечания заслуживают фамилии на -й (Шахрай). Здесь мы тоже сталкиваемся с возможностью двойного изменения фамилии. Если фамилия воспринимается как прилагательное, например, Топчий, то она изменяется как Топчего, Топчему и т.д. Если фамилия воспринимается как существительное, то изменяется как Топчия, Топчию. Такие сложные случаи касаются только тех фамилий, в который согласному «й» предшествуют гласные «о» или «и». Во всех остальных случаях, фамилия изменяется по общим правилам (Шахраю, Шахрая и т.д.)

Иван Черных

Иван Круг

Анна Круг

Иван Шахрай

Ивана Черных

Ивана Круга

Анну Круг

Ивана Шахрая

Ивану Черных

Ивану Кругу

Анне Круг

Ивану Шахраю

Ивана Черных

Ивана Круга

Анну Круг

Ивана Шахрая

Иваном Черных

Иваном Кругом

Анной Круг

Иваном Шахраем

Иване Черных

Иване Кругу

Анне Круг

Иване Шахрае

Шаг № 5.

Фамилия оканчивается на гласный -я. Перед ней есть другой гласный? Если да, склоняйте ее

Примеры: тетрадь Инны Шенгелаи, диплом выдан Николаю Ломае, встреча с Анной Реей; преступления Лаврентия Берии, встреча с Георгием Данелией.

Шаг № 6.

Фамилия оканчивается на гласный -а. Перед ней есть другой гласный? Если да, не склоняйте ее

Примеры: тетрадь Николая Галуа, диплом выдан Ирине Эриа, встреча с Игорем Гулиа.

Шаг № 7.

Фамилия оканчивается на -а или -я, но ей предшествует согласный. Обратите внимание на происхождение фамилии и ударение в ней

Нужно запомнить всего два исключения:

А . Не склоняются французские фамилии с ударением на последний слог: книги Александра Дюма, Эмиля Золя и Анны Гавальда, афоризмы Жака Деррида, голы Дрогба.

Б . Преимущественно не склоняются финские фамилии, оканчивающиеся на -а неударное: встреча с Мауно Пеккала.

Все остальные фамилии - восточные, славянские, японские - оканчивающиеся на ударный и безударный -а или -я склоняются. Склоняйте и фамилии, которые совпадают с нарицательными существительными.

Примеры: тетрадь Ирины Грозы, диплом выдан Николаю Мухе, лекция Елены Кара-Мурзы, песни Булата Окуджавы, роли Игоря Кваши, фильмы Акиры Куросавы.

Маргарита Галуа

Нина Данелия

Анна Гроза

Маргариты Галуа

Нине Данелии

Анны Грозы

Маргарите Галуа

Нине Данелии

Анне Грозе

Маргариту Галуа

Нину Данелию

Анну Грозу

Маргаритой Галуа

Ниной Данелией

Анной Грозой

Маргарите Галуа

Нине Данелии

Анне Грозе

Почему важно следовать правилам склонения фамилий

Вы рискуете натолкнуться на недоразумения, если не будете соблюдать правила склонения фамилий.

Например, рассмотрим такую ситуацию. Вам поступило письмо подписанное так: "письмо Василия Гроза". Следуя законам русской грамматики вы, скорее всего, предположите, что мужская фамилия, которая в родительном падеже имеет окончание -а, в именительном падеже будет иметь нулевое окончание и сделаете вывод, что автор письма -Василий Гроз. Такого недоразумения не возникло бы, если письмо было подписано правильно - «письмо Василия Грозы».

Другой пример. Вам сдали статью А. Погребняк. Естественно предположить, что автор статьи женщина. Если потом выяснится, что автор - мужчина Анатолий Погребняк, это может привести к недоразумению.

В таблице даны существительные в родительном падеже с предлогами. ТЕКСТ — Существительное, имя, фамилия или отчество в именительном падеже, который необходимо просклонять. 6. Фамилии, образованные от родительного падежа личного имени, прозвища или семейства, не склоняются. В русском языке ФИО в родительном падеже изменяются преимущественно так же, как и другие собственные существительные – в зависимости от склонения, к которому они относятся.

Именно эти предлоги употребляются с данным падежом имён существительных. Эта тема является самой трудной при изучении данного падежа, так как словоформ образуется несчётное множество и не запутаться в них бывает затруднительно. 2. Фамилии, созвучные прилагательным, склоняются в соответствии со склонением прилагательных в мужском и женском роде и в множественном числе: Лихой, Толстая, Белый, Великий.

5. Русские фамилии среднего рода, оканчивающиеся на -о, украинские фамилии на –ко, а также иноязычные фамилии на -о, -е, -и, -у, -ю не склоняются. 7. В двойных фамилиях каждая часть склоняется по падежам отдельно в соответствии с описанными выше правилами. Автор: ЕленаДата: 30.09.2016 14:50:27 У моего сына фамилия Нитрай (ударение на а). Четыре года учился в школе, не было проблем с фамилией.

Склонение имен в родительном падеже

Сын пошёл в первый класс. и вот со второго полугодия в голову учителю вдруг взбрело исправлять: тетрадь Арсений Андрея, на Арсения Андрея. Есть ли в этом смысл? Не входит ли эта фамилия в исключения? Так как фамилия выполняет в том числе и юридическую функцию, то предпочтительнее буквы в фамилии не менять, хоть и напрашивается очень похожее слово «Паёк».

И при склонении ни произнести это, ни ударение не сможешь правильно поставить. Не сложно догадаться, для чего необходима функция =СКЛОНЕНИЕ(ТЕКСТ;ПАДЕЖ). Вы также можете использовать несколько слов в качестве аргумента.

Окончания и примеры слов в родительном падеже.

Аналогичная функция, которая склоняет ФИО и существительные, но только на украинском языке. Синтаксис у нее также не отличается =СКЛОНЕНИЕУКР(ТЕКСТ;ПАДЕЖ). Имеется также суточное ограничение на использование функций, которое в настоящий момент составляет 1000 склонений.

Однако, в виде исключения в алгоритме учтено склонение фамилий с данными окончаниями и длиной менее 5 букв (преимущественно корейских по происхождению): Цой Виктор -> Цоя Виктора. Однако при склонении окончания таких фамилий зависят от того, существительными какого рода — мужского, женского или среднего — они являются.

Иностранные фамилии, оканчивающиеся на «-ов» и «-ин» в творительном падеже меняют окончание на «-ом»: Бенджамином Франклином, Чарльзом Дарвином, Чарли Чаплином, Александром Грином. Русские» же фамилии с аналогичными окончаниями заканчиваются на «-ым»: Ивановым, Гагариным, Фонвизиным и т.д.

Как утверждается во многих источниках, падежи необходимы нам для правильной постановки предложения, чтобы люди могли понимать друг друга, могли правильно и грамотно изъяснять свои желания. В русском языке имеют место быть такие названия падежей: предложный, творительный, именительный, дательный и винительный.

Если речь идёт о существительных, это зависит от категории одушевлённости или неодушевлённости. Не всегда бывает удобно поставить падежные вопросы. Если у кого-то от этих вопросов возникает оторопь, это нормально. Возникают два вопроса: склонять их или нет, как склонять?

3. Фамилии, созвучные существительным, склоняются в соответствии с полом, грамматический род не влияет на склонение. Примечание. Если первая часть двойной фамилии не может употребляться отдельно, то она не склоняется: Бонч-Бруевич - Бонч-Бруевича - Бонч-Бруевичем.

Самая большая проблема при изучении родительного падежа

В 5 классе начались. А фамилия Суша о женщине не склоняется. Наша фамилия Арсений. Никогда и ни где её не склоняли. Автор: Анна Дата: 02.10.2015 20:04:59 Склоняется ли мужская фамилия Тимчий? Далее приводятся примеры, наглядно демонстрирующие работу функции.

В результате этих действий в проводнике проекта в левой части экрана появится ветвь «Modules» (если ее еще не было), раскрыв которою можно увидеть строку bdgFIOPropisyu. Все, программный код импортирован и его можно использовать.

Добавить в Excel!

Поэтому французские фамилии с ударением на окончании обрабатываются программой некорректно: Дюма -> Дюмы, Золя -> Золи, Петипа -> Петипы. Мужские фамилии, оканчивающиеся на «-ий», «-ый», «-ой», склоняются как прилагательные Горький -> Горького, Блаженный -> Блаженного, Броневой -> Броневого.

Мужские фамилии, оканчивающиеся на мягкий знак, склоняются: Врубель Михаил -> Врубеля Михаила, Гоголь Николай -> Гоголя Николая и т.д. Аналогичная ситуация с фамилиями, оканчивающимися на «-ец»: без ударения окончание меняется на «-ем»: Палец Виктор -> Пальцем Виктором; под ударением — на «-ом»: Сосковец Олег -> Сосковцом Олегом. Правила склонения фамилий и имен использованы в соответствии с разделами 13.1 и 13.2 работы Н. А. Еськовой «Трудности словоизменения существительных.

1. Фамилии, оканчивающиеся на -ов/ев, -ин/ын, -ский/ской, -цкий/цкой, составляют основную часть русских фамилий. Автор: АлексДата: 10.01.2016 20:06:51 Откуда такое странное ударение на последний слог?Фёдорович понятно, ФедорОвич — может быть, ФедОрович — маловероятно, но возможно. Но как может быть ФедоровИч?

Обращаю ваше внимание, что для корректной работы данных функций необходимо стабильное подключение к интернету, а точнее к сайту Морфер.ру. Программа представляет собой один файл с названием bdgFIOPropisyu.bas.

Любой падеж определяется по вопросу. Функция позволяет выводить фамилию, имя и отчество, заданные в именительном падеже, в форме любого другого падежа. Именно о нем пойдет речь далее. Родительный является косвенным падежом. Примеры фамилий имен отчеств в родительном падеже: книга Ивановой Елены Сергеевны, труды Льва Николаевича Толстого, квартира Черных Марьям Александровны.

4 На первой странице тетради записывается номер варианта и вопросы.

5 Затем переписывается формулировка первого вопроса, дается ответ на него, затем второй и

т. д. Между вопросами соблюдается интервал в три строки.

6 Разрешается выполнять контрольную работу в печатном виде, однако ее оформление также должно соответствовать существующим стандартам. Текст должен быть оформлен на стандартных листах формата А4 (210×297 мм) при соблюдении следующих размеров полей: левое – 20 мм, нижнее и верхнее поле – 15-20 мм, правое – 10-15 мм. Текст документа следует печатать через 1-1,5 интервала, шрифт – 12-14 пунктов, Times New Roman. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равным пяти знакам (1,25см), выравнивание текста – по ширине. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют в центре вверху или внизу страницы без точки в конце. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы. Общий объем работы не должен 12 страниц машинописного текста.

7 Сокращение слов не допускается, кроме случаев установленных соответствующими правилами и стандартами.

8 После ответов на вопросы на отдельной странице указывается список использованной литературы, который оформляется согласно библиографическим правилам, где сначала указываются нормативные документы (законы, указы, постановления и т.д.), затем - в алфавитном порядке учебная литература и справочные пособия с указанием фамилии и инициалов автора, наименования источника, места и года его издания

9 Ставится дата выполнения работы и подпись.

10 Контрольная работа должна быть выполнена и сдана в установленный срок. Контрольная работа сдается на проверку преподавателем до начала экзаменационной сессии.

11 На каждую контрольную работу преподаватель дает письменное заключение (рецензию) и выставляет оценки «зачтено» или «не зачтено». Не зачтенная работа возвращается студенту с подробной рецензией, содержащей рекомендации по устранению недостатков. Зачтенная контрольная работа является необходимым условием для допуска к зачету.



12 По получении проверенной контрольной работы студент должен внимательно ознакомиться с исправлениями и замечаниями на полях, прочитать заключение преподавателя, сделать работу над ошибками и повторить недостаточно усвоенный материал в соответствии с рекомендациями преподавателя, исправляет ошибки, вносит изменения и дополнения к первоначальному варианту ответа, не переписывая всю работу.

1.3 Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине "Основы философии "

Работа студентов над содержанием философских понятий и терминов предполагается не только при ответе на первые вопросы всех вариантов контрольной работы, но и при работе над другими вопросами. Понятие – это мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам. Знание понятий и терминов является неотъемлемой частью изучения любой дисциплины. Необходимо уметь выделять существенные признаки из определения термина, подбирать сходные, родственные термины. Приведем определение термина. Человек – это биосоциальное существо, обладающее приобретенным даром мышления и речи, способное создавать орудия труда и пользоваться ими для преобразования действительности. Выделим из определения существенные признаки: биосоциальное существо, мышление, речь, труд. Термин "человек" необходимо знать при анализе следующих процессов и явлений: антропосоциогенез, сознание, культура. Первое явление – антропосоциогенез показывает процесс становления человека как существа социального. Второе явление – сознание, представляет собой высшую, свойственную только человеку форму отражения действительности. Третье явление – культура – это совокупность результатов деятельности человека.

Попробуем назвать слова, которые определяли бы понятие "культура". Мы получим целый список таких терминов и сочетаний: образование, религия, материальные блага, деятельность человека, цивилизация, духовные ценности, искусство. Выделяем из списка наиболее существенные и необходимые признаки, т.е. такие, без которых не может существовать понятие. Это будут определяющие признаки: материальные блага, духовные ценности, деятельность человека.

Существенные и необходимые признаки объединяем в определение понятия "культура".

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, совокупность результатов деятельности людей. Таким образом, через выделение отличительных признаков мы пришли к определению понятия "культура".

Работая с терминами, возможно увязывать их с историческими этапами развития философии, с деятельностью различных философов, с выявлением особенностей исторических этапов развития философии.

Возьмем такое понятие как космоцентризм. Космоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит представление о том, что окружающий человека мир есть огромный и таинственный космос, не созданный ни богами, ни людьми. Космоцентризм был характерен для античной философии, которая развивалась в период с 7 века до н. э. по 3 век н.э. Основными философами этого периода были Фалес, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель.

Как самостоятельный и достаточно простой можно использовать этимологический метод, т.е. поиск происхождения слова, его первоначального смысла. Многие научные понятия были введены в обиход учеными и философами Древней Греции и Рима, что нашло отражение в частях слова, приставках, корнях и прямом переводе значения. Поэтому важно значение широко распространенных приставок (ин-, де-, дез-, а-, ан-, интер-, би- и другие) и корней двух составных терминов (авто-, кратия-, фило-, био- и другие). Например, агностицизм – философская концепция, отрицающая познаваемость мира; философия означает "любовь к мудрости".

Вторые вопросы контрольной работы охватывают определенные этапы в развитии мировой и отечественной философии. Раскрывая их необходимо:

Определить временные рамки того или иного периода развития философской мысли;

Показать его особенности, раскрыть основные идеи, назвать представителей;

Охарактеризовать исторические предпосылки появления философских школ и духовных течений;

Выявить особенности проявления философии в условиях ее диалога с множеством конкретных наук;

Объяснить связь современной философии с другими направлениями интеллектуальной деятельности – с наукой, религией, искусством, социальными и политическими теориями;

Осознать роль идейного наследия философии различных периодов в развитии современных общественных процессов, осмыслении действительности, в развитии мировой науки и культуры.

Важную роль в истории, в том числе и истории философии, играют народные массы и выдающиеся личности.

При рассмотрении третьих вопросов контрольной работы студенты должны:

Рассмотреть главных представителей мировой философии и их достижения;

Проследить, как ими решалась главная задача – выявление сути и смысла бытия;

Показать, что философствовать любили люди самых разных сословий, титулов, уровня образованности, ученых степеней и профессиональных интересов;

Раскрыть широкое представительство разных взглядов и позиций, обусловивших появление множества философских течений и направлений;

Отметить, что одни мыслители создали собственные оригинальные учения, на которые затем опирались их последователи, другие лишь дополняли их, внося определенные штрихи. Но каждый из них – это выдающаяся ЛИЧНОСТЬ, исповедующая великие идеалы, люди, которыми можно восхищаться.

1.4 Варианты контрольной работы и литература

Вариант 1

1 Раскрыть понятие философии . Основные вопросы, методы и функции философии.

Древней Индии.

Аристотеля.

Литература

2 Асмус В.Ф. Античная философия. Уч. пособие. Изд. 2-е, доп. / В.Ф.Асмус. – М., "Высшая школа", 1976.

3 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. /под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

4 История философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.П.Кохановского, В.П.Яковлева. 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 736 с.

5 Кальной И.И. Философия. Учебное пособие. / И.И.Кальной. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2002.- 448 с.

6 Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. / В.А.Канке. – М.: "Логос", 1999. – 288 с.

8 Социальная философия./ под. ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., "Культура и спорт" изд. объед. "ЮНИТИ". 1995.

9 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. / А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

10 Андреев И.Л. Происхождение человека и общества, - 2-е изд. / И.Л.Андреев. – М.: Мысль, 1988. – 415с.

11 Краткий словарь по философии / под.ред. Блауберга И.В. - М.: Полит. лит-ра, 1970.

12 106 философов, С.: Таврия, 1995, Т.1,2.

13 Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов: В 2-х т. / П.С.Таранов. - Симферополь: Реноме, 1997. – 624 с. т.1,2.

14 Таранов П.С. 500 шагов к мудрости: В 2-х т./ П.С.Таранов. – Д.: Сталкер, 1996. – 480с.

Вариант 2

1 Раскрыть понятие мировоззрения . Показать его историчность и особенности типов мировоззрения.

2 Установить взаимосвязь социально-экономических и культурных процессов в обществе с формированием мировоззренческих идей и возникновением философских школ в Древнем Китае .

3 Оценить философские взгляды славянофилов (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский ).

Литература

1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

3 История философии в кратком изложении. / Пер. с чеш. И.И. Богута – М.: Мысль, 1991. – 590 с.

8 Философия. / Отв. ред. В.П. Кохановский. Р-на-Дону.: "Феникс", 1999.

9 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.

10 Хрестоматия по философии: Уч. пособие / под. ред и сост. А.А.Радугин. – М.: Центр, 1998. – 432 с.

Вариант 3

1 Показать особенности философского понимания бытия . Функции понятия бытия в философии.

2 Рассмотреть процесс развития идей в античной натурфилософии и их сущность.

3 Охарактеризовать проблемы человека и общества в философии Платона.

Литература

1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

4 Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. / В.А.Канке. – М.: "Логос", 1999. – 288 с.

Вариант 4

1 Доказать проблему реальности сознания и раскрыть его существенные признаки.

2 Рассмотреть общие черты, ведущие школы и оценить идейные достижения поздней античной философии .

3 Определить основные положения учения Фомы Аквинского .

Литература

1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

2 Асмус В.Ф. Античная философия. Уч. пособие. Изд. 2-е, доп.В.Ф.Асмус. - М., "Высшая школа", 1976.

3 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

5 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

6 Смирнов И.Н. Философия: Учебник для студентоввузов. Изд. 2-е, испр., доп. / И.Н.Смирнов, В.Ф.Титов. – М.: 1998. – 280 с.

7 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

Т. Медведева.

10 Философия: Учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидореной, В.П.Филатова. – М.: Русское слово, 1996. – 432 с.

11 Философия. / Отв. ред. В.П. Кохановский. Р-на-Дону.: "Феникс", 1999.

12 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.

13 Хрестоматия по философии: Уч. пособие / под. ред и сост. А.А.Радугин. – М.: Центр, 1998. – 432 с.

14 Чанышев А.И. Философия Древнего мира: Учеб.для вузов. / А.И.Чанышев. – М.: Высшая школа, 1999. – 703

Вариант 5

1 Рассмотреть структуру и функции сознания . Установить логическую связь «сознание-деятельность-творчество».

2 Раскрыть роль христианской патристики в формировании идейных принципов средневекового мировидения.

3 Показать особенности философии "серебряного века" (Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев ).

Литература

1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

2 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

4 Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. / В.А.Канке. – М.: "Логос", 1999. – 288 с.

5 Лазарев Ф.В. Философия: Учебное пособие. / Ф.В.Лазарев, М.К.Трифонова. – Симферополь: СОНАТ, 1999, с. 352.

7 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

Т. Медведева.

14 Хрестоматия по философии: Уч. пособие / под. ред и сост. А.А.Радугин. – М.: Центр, 1998. – 432 с.

Вариант 6

1 Уяснить специфику познания . Познакомиться с видами познания и их взаимосвязью.

2 Доказать, что схоластика и мистика были основными направлениями в средневековой философии.

В.И.Вернадского . Концепция нообиосферогенеза.

Литература

1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

2 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

3 Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. / В.А.Канке. – М.: "Логос", 1999. – 288 с.

5 Лазарев Ф.В. Философия: Учебное пособие. / Ф.В.Лазарев, М.К.Трифонова. – Симферополь: СОНАТ, 1999, с. 352.

6 Лосский Н.О. История русской философии. / Н.О.Лосский. – М.: Высшая школа, 1991. – 559 с.

7 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

8 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

9 Философия. / Отв. ред. В.П. Кохановский. Р-на-Дону.: "Феникс", 1999.

10 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.

Вариант 7

1 Исследовать проблему истины в познании .

2 Выявить и обосновать особенности духовной атмосферы в эпоху Возрождения. Ознакомиться с представителями философии Возрождения , основными направлениями и идеями

3 Раскрыть философские взгляды Ф.Достоевского, Л.Шестова – представителей экзистенциализма в России.

Литература

1 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

2 Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. Учеб.пособие. /А.Х.Горфункель. – М.: Высш. школа, 1980. – 368 с.

3 Ермакова Е.Е. Философия: Учеб.для техн. вузов. / Е.Е.Ермакова. – М.: Высшая школа.; изд. Центр "Академия", 1999. – 272 с.

5 Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. / В.А.Канке. – М.: "Логос", 1999. – 288 с.

7 Лосский Н.О. История русской философии. / Н.О.Лосский. – М.: Высшая школа, 1991. – 559 с.

8 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

9 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

Т. Медведева.

12 Философия. / Отв. ред. В.П. Кохановский. Р-на-Дону.: "Феникс", 1999.

13 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.

Вариант 8

1 Соотнести понятия "человек – индивид – личность – индивидуальность ".

2 Охарактеризовать антропологические и социальные идеи в философии Нового времени .

3 Дать оценку взглядам русских философов 18 века (М.Ломоносов, А.Радищев ).

Литература

1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

2 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

3 Ермакова Е.Е. Философия: Учеб.для техн. вузов. / Е.Е.Ермакова. – М.: Высшая школа.; изд. Центр "Академия", 1999. – 272 с.

4 История философии в кратком изложении. / Пер. с чеш. И.И. Богута – М.: Мысль, 1991. – 590 с.

5 Лазарев Ф.В. Философия: Учебное пособие. / Ф.В.Лазарев, М.К.Трифонова. – Симферополь: СОНАТ, 1999, с. 352.

6 Лосский Н.О. История русской философии. / Н.О.Лосский. – М.: Высшая школа, 1991. – 559 с.

7 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

8 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

9 106 философов, С.: Таврия, 1995, Т.1,2.

10 Философия: Учебник для вузов. – Ростов н/Д.: "Феникс", 1996 – 576. / ред. Л.Конопович,

Т. Медведева.

11 Философия: Учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидореной, В.П.Филатова. – М.: Русское слово, 1996. – 432 с.

12 Философия. / Отв. ред. В.П. Кохановский. Р-на-Дону.: "Феникс", 1999.

13 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.

Вариант 9

1 Раскрыть понятие ценностей . Исходные ценности человеческого бытия.

2 Определить место немецкой классическойфилософии в историиновоевропейской философии.

3 Показать актуальность проблемы человека и общества в философии Ж.-Ж.Руссо, Ф.Вольтера, Ш.-Л.Монтескье.

Литература

1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

2 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

3 Зотов А.Ф. Западная философия ХХ века: Учебн. пособие. / А.Ф.Зотов, Ю.К.Мельвиль. – М.: "Проспект", 1998. – 432 с.

4 История философии в кратком изложении. / Пер. с чеш. И.И. Богута – М.: Мысль, 1991. – 590 с.

5 Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия 18 века. Уч. пособие. / В.Н Кузнецов, Б.В.Мееровский. - М.: Высшая школа, 1986. – 400 с.

6 Лазарев Ф.В. Философия: Учебное пособие. / Ф.В.Лазарев, М.К.Трифонова. – Симферополь: СОНАТ, 1999, с. 352.

7 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

8 Смирнов И.Н. Философия: Учебник для студентоввузов. Изд. 2-е, испр., доп. / И.Н.Смирнов, В.Ф.Титов. – М.: 1998. – 280 с.

9 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

10 106 философов, С.: Таврия, 1995, Т.1,2.

11 Философия: Учебник для вузов. – Ростов н/Д.: "Феникс", 1996 – 576. / ред. Л.Конопович,

Т. Медведева.

12 Философия: Уч. пособие / под ред. проф. В.И.Лавриненко. – М.: Юристъ, 1996. – 512 с.

14 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с

Вариант 10

1 Раскрыть сущность диалектики. Исторические типы диалектики. Современные концепции диалектики.

2 Назвать и охарактеризовать общие особенности философии ХХ века .

3 Дать оценку философским взглядам социалистов-утопистов Т.Мора и Т.Кампанеллы .

Литература

1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

2 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

3 Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. Учеб.пособие. /А.Х.Горфункель. – М.: Высш. школа, 1980. – 368 с.

5 Зотов А.Ф. Западная философия ХХ века: Учебн. пособие. / А.Ф.Зотов, Ю.К.Мельвиль. – М.: "Проспект", 1998. – 432 с.

6 Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия 18 века. Уч. пособие. / В.Н Кузнецов, Б.В.Мееровский. - М.: Высшая школа, 1986. – 400 с.

7 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

8 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

9 106 философов, С.: Таврия, 1995, Т.1,2.

10 Философия: Учебник для вузов. – Ростов н/Д.: "Феникс", 1996 – 576. / ред. Л.Конопович,

Т. Медведева.

11 Философия. / Отв. ред. В.П. Кохановский. Р-на-Дону.: "Феникс", 1999.

12 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.

13 Хрестоматия по философии: Уч. пособие / под. ред и сост. А.А.Радугин. – М.: Центр, 1998. – 432 с.

Вариант 11

1 Усвоить законы диалектики , их сущность. Показать на примерах особенности их действия в природе и обществе.

2 Охарактеризовать особенностифилософии всеединства.

3 Раскрыть философию экзистенциализма Ж.-П.Сартра, А.Камю .

Литература

1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

2 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

3 Ермакова Е.Е. Философия: Учеб.для техн. вузов. / Е.Е.Ермакова. – М.: Высшая школа.; изд. Центр "Академия", 1999. – 272 с.

4 Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия 18 века. Уч. пособие. / В.Н кузнецов, Б.В.Мееровский. - М.: Высшая школа, 1986. – 400 с.

5 Лазарев Ф.В. Философия: Учебное пособие. / Ф.В.Лазарев, М.К.Трифонова. – Симферополь: СОНАТ, 1999, с. 352.

6 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

7 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

8 106 философов, С.: Таврия, 1995, Т.1,2.

9 Философия: Учебник для вузов. – Ростов н/Д.: "Феникс", 1996 – 576. / ред. Л.Конопович,

Т. Медведева.

Вариант 12

1 Раскрыть исторические формы материализма и современное понимание материи .

2 Показать процесс развития философии народничества. Познакомиться с основными представителями и их идеями.

3 Охарактеризовать философию позитивизма (О. Конт ).

Литература

1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

2 Асмус В.Ф. Античная философия. Уч. пособие. Изд. 2-е, доп.В.Ф.Асмус. - М., "Высшая школа", 1976.

3 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

4 Лазарев Ф.В. Философия: Учебное пособие. / Ф.В.Лазарев, М.К.Трифонова. – Симферополь: СОНАТ, 1999, с. 352.

5 Лосский Н.О. История русской философии. / Н.О.Лосский. – М.: Высшая школа, 1991. – 559 с.

6 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

7 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

8 106 философов, С.: Таврия, 1995, Т.1,2.

9 Философия: Учебник для вузов. – Ростов н/Д.: "Феникс", 1996 – 576. / ред. Л.Конопович,

Т. Медведева.

10 Философия: Уч. пособие / под ред. проф. В.И.Лавриненко. – М.: Юристъ, 1996. – 512 с.

11 Философия. / Отв. ред. В.П. Кохановский. Р-на-Дону.: "Феникс", 1999.

12 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.

13 Хрестоматия по философии: Уч. пособие / под. ред и сост. А.А.Радугин. – М.: Центр, 1998. – 432 с.

14 Чанышев А.И. Философия Древнего мира: Учеб.для вузов. / А.И.Чанышев. – М.: Высшая школа, 1999. – 703

Вариант 13

1 Раскрыть содержание основных категорий диалектики . Их признаки и сущность (общие, структурные, детерминантные).

2 Ознакомиться с основными положениями философии бессознательного.

3 Раскрыть сущность диалектического материализма К. Маркса.

Литература

1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

2 Асмус В.Ф. Античная философия. Уч. пособие. Изд. 2-е, доп.В.Ф.Асмус. - М., "Высшая школа", 1976.

3 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

4 Ермакова Е.Е. Философия: Учеб.для техн. вузов. / Е.Е.Ермакова. – М.: Высшая школа.; изд. Центр "Академия", 1999. – 272 с.

5 Лазарев Ф.В. Философия: Учебное пособие. / Ф.В.Лазарев, М.К.Трифонова. – Симферополь: СОНАТ, 1999, с. 352.

6 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

7 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

8 106 философов, С.: Таврия, 1995, Т.1,2.

9 Философия: Учебник для вузов. – Ростов н/Д.: "Феникс", 1996 – 576. / ред. Л.Конопович,

Т. Медведева.

10 Философия. / Отв. ред. В.П. Кохановский. Р-на-Дону.: "Феникс", 1999.

11 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.

12 Хрестоматия по философии: Уч. пособие / под. ред и сост. А.А.Радугин. – М.: Центр, 1998. – 432 с.

Вариант 14

1 Рассмотреть общество как объект философского анализа, его основные функции.

2 Показать связь философии и глобальных проблем современности.

3 Раскрыть сущность агностицизма Я.Юма, И.Канта.

Литература

1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

2 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

3 Ермакова Е.Е. Философия: Учеб.для техн. вузов. / Е.Е.Ермакова. – М.: Высшая школа.; изд. Центр "Академия", 1999. – 272 с.

4 Лазарев Ф.В. Философия: Учебное пособие. / Ф.В.Лазарев, М.К.Трифонова. – Симферополь: СОНАТ, 1999, с. 352.

5 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

6 Смирнов И.Н. Философия: Учебник для студентоввузов. Изд. 2-е, испр., доп. / И.Н.Смирнов, В.Ф.Титов. – М.: 1998. – 280 с.

7 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

8 106 философов, С.: Таврия, 1995, Т.1,2.

9 Философия: Учебник для вузов. – Ростов н/Д.: "Феникс", 1996 – 576. / ред. Л.Конопович,

Т. Медведева.

10 Философия. / Отв. ред. В.П. Кохановский. Р-на-Дону.: "Феникс", 1999.

11 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.

12 Хрестоматия по философии: Уч. пособие / под. ред и сост. А.А.Радугин. – М.: Центр, 1998. – 432 с.

Вариант 15

1 Раскрыть понятие «человек ». Сущность его возникновения и развития.

2 Исследовать ведущие тенденции развития современной мировой философии .

3 Оценить реформационные идеи Т.Мюнцера, М.Лютера, Ж.Кальвина .

Литература

1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

2 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

3 Ермакова Е.Е. Философия: Учеб.для техн. вузов. / Е.Е.Ермакова. – М.: Высшая школа.; изд. Центр "Академия", 1999. – 272 с.

4 Зотов А.Ф. Западная философия ХХ века: Учебн. пособие. / А.Ф.Зотов, Ю.К.Мельвиль. – М.: "Проспект", 1998. – 432 с.

5 История философии в кратком изложении. / Пер. с чеш. И.И. Богута – М.: Мысль, 1991. – 590 с.

6 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

7 Смирнов И.Н. Философия: Учебник для студентоввузов. Изд. 2-е, испр., доп. / И.Н.Смирнов, В.Ф.Титов. – М.: 1998. – 280 с.

8 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

9 106 философов, С.: Таврия, 1995, Т.1,2.

10 Философия: Учебник для вузов. – Ростов н/Д.: "Феникс", 1996 – 576. / ред. Л.Конопович,

Т. Медведева.

11 Философия: Уч. пособие / под ред. проф. В.И.Лавриненко. – М.: Юристъ, 1996. – 512 с.

12 Философия: Учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидореной, В.П.Филатова. – М.: Русское слово, 1996. – 432 с.

13 Философия. / Отв. ред. В.П. Кохановский. Р-на-Дону.: "Феникс", 1999.

14 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.

15 Хрестоматия по философии: Уч. пособие / под. ред и сост. А.А.Радугин. – М.: Центр, 1998. – 432 с.

По первому типу склоняются фамилии мужского рода с нулевым в именительном падеже. К примеру, Петров относится к первому типу и имеет следующие падежные формы: в именительном падеже - Петров; в родительном – Петрова; в дательном – Петрову; в – Петрова; в – Петровым; в предложном – (о) Петрове. Склоняясь в основном как существительные, в творительном падеже данные фамилии имеют окончание как у имен прилагательных мужского рода.

По первому типу склоняются и иноязычные фамилии, которые оканчиваются на твердый согласный звук, хотя в родном языке они склоняются совсем иначе. Примерами могут служить такие иностранные фамилии как Сойер, Киплинг, Бальзак и т.д. Правда, в отличие от русских склоняемых фамилий с твердым согласным в конце, иностранные склоняются и полностью как существительные.

Фамилии, относящиеся ко второму склонению

Ко второму типу склонения относятся фамилии женского и мужского рода с окончанием -а (-я) в именительном падеже. Это такие фамилии как Оленина, Лаврова, Ахматова. При этом в именительном, винительном и творительном падежах у них окончания как у существительных, а в остальных падежах – как у прилагательных. Например, фамилия «Лаврова» склоняется следующим образом: в именительном падеже - Лаврова; в родительном – Лавровой; в дательном – Лавровой; в винительном – Лаврову; в творительном – Лавровой; в предложном – (о) Лавровой.

Несклоняемые фамилии

Целый ряд как русских, так и иностранных фамилий вообще не изменяются по падежам. К несклоняемым относятся фамилии женского пола, оканчивающиеся на согласный звук. Это такие фамилии, как Когут, Сталь, Мюллер и т.д.

Несклоняемыми также являются славянские фамилии, оканчивающиеся на -о, -ако, -яго, -ых, -их, -ово. Примером могут служить такие фамилии как Шевченко, Буйных и т.д.

Категорию несклоняемых фамилий дополняют и такие созвучные с названием животных или предметов фамилии как Олень, Гусь и т.д. Это, прежде всего, связано с тем, что при склонении они создают комичный эффект: значение фамилии отождествляется с самим человеком.

Иностранные фамилии, которые оканчиваются на гласный звук, тоже не склоняются. В качестве примера можно привести такие фамилии как Золя, Нове, Шульце. Исключение составляют фамилии, оканчивающиеся на безударные гласные -а, -я.

Личные имена людей - существительные. Особое затруднение вызывает изменение по падежам, т. е. склонение некоторых имён. Традиционные русские имена полностью включены в грамматическую систему русского языка, заимствованные имена включены в систему в разной степени, поэтому на их изменение следует обратить особое внимание. Личные имена людей - существительные. В системе русской грамматики имена существительные обладают грамматическими родом, числом и падежом, эти характеристики и следует учитывать при употреблении. Особое затруднение вызывает изменение по падежам, т. е. склонение некоторых имён. Традиционные русские имена полностью включены в грамматическую систему русского языка, заимствованные имена включены в систему в разной степени, поэтому на их изменение следует обратить особое внимание. Род Собственные имена людей относятся к мужскому или женскому роду в соответствии с полом именуемого . Это относится и к полным и к сокращённым и ласкательным формам имён: Анна, Аня, Александра, Кира, Елена, Сания, Асель, Шушаник, Ирэн, Розмари – жен. рода; Михаил, Миша, Александр, Пётр, Игорь, Юрий, Антонио, Ганс, Гарри, Микеле – муж. рода; род имен типа Саша, Валя, Женя, Тони, Мишель, Джеки, которые могут принадлежать и мужчине и женщине, также определяется по полу носителя: наш ученик Саша Петров – муж. род, наша ученица Саша Петрова – жен. род.; известный всем Джеки Чан – муж. род, известная всем Джеки (от Жаклин) Кеннеди – жен. род. Число У склоняемых имён при необходимости назвать несколько лиц с одним именем используется форма множественного числа: На курсе учится пять Николаев и шесть Елен . У несклоняемых имён особой формы для множественного числа нет: пять Энрике и шесть Мэри . Особое внимание необходимо обратить на форму родительного падежа множественного числа некоторых сокращённых склоняемых имён (рекомендация Д. Э. Розенталя): Род. пад. мн. ч. (нет многих кого? ) мужск.: Петей, Васей, Ваней но: Род. пад. мн. ч. (нет многих кого? ) женск.: Оль, Галь, Валь. Склонение Имена бывают склоняемые (изменяются по падежам) и несклоняемые (для всех падежей имеют одну форму). Склонение зависит от конечного элемента имени. !!! Обратите внимание на форму имени: Даниил или Данила , Николай или Никола , Эмиль или Эмил , Мария или Марья , Карина или Каринэ , Алиса или Алис , Пелагея или Пелагия – см. раздел «Варианты имени». Мужские имена

  1. Традиционные русские полные мужские имена оканчиваются
  • на твердый согласный (Иван, Артём);
  • на мягкий согласный (Игорь), в том числе и на -й (Андрей, Аркадий);
  • иногда на -а, -я (Фома, Савва, Илья).
Склоняются по 1-ому и 2-ому склонению :
Падеж на согл. (тв. и мягк.) на гласный -а, -я
2 склонение 1 склонение
Им. пад. Алексей, Даниил Георгий Илья, Никита, Данила
Род. пад. Алексея, Даниила Георгия Ильи, Никиты, Данилы
Дат. пад. Алексею, Даниилу Георгию Илье, Никите, Даниле
Вин. пад. Алексея, Даниила Георгия Илью, Никиту, Данилу
Тв. пад. Алексеем, Даниилом Георгием Ильёй, Никитой, Данилой
Пр. пад. (о/об) Алексее , Данииле (о) Георгии (о/об) Илье , Никите, Даниле
!!! Обратите внимание . У существительных 2-ого склонения на –ий в предложном падеже на конце пишется буква И : Валерий – (о ком?) о Валерии ; Юрий – (о ком?) о Юрии ; Аркадий – (о ком?) о Аркадии ; Полоний – (о ком?) о Полонии ; а также изменяются Анатолий , Аполлинарий , Викентий , Гелий , Геннадий , Дмитрий , Евгений , Леонтий , Сергий (не Сергей!), Юлий , Пий и др. !!! Обратите внимание –ия в дательном и предложном падежах на конце пишется буква И : Илия – (кому?) Илии , (о ком?) об Илии ; ср. Илья. Иеремия – (о ком?) Иеремии . Исключение: Гия, Зия и другие двусложные имена в соответствии с современными рекомендациями (см. Суперанская А. В. «Словарь русских личных имен», М., 2004 г.) склоняют в указанных падежах с е : Гия (кавказское) – (кого?) Гии , (кому?) Гие , (кого?) Гию , (кем?) Гией , (о ком?) о Гие . Однако в некоторых пособиях более ранних лет изданий, в соответствии со «Сводом орфографических правил» 1956 г., § 40, можно встретить рекомендацию склонять с и : (кому?) Гии , (о ком?) о Гии .
  1. Если конечные элементы новых или заимствованных имен соответствуют указанным характеристикам (согласный, один гласный -а/-я, сочетание -ея, -ия), то имена легко входят в русский именной ряд и склоняются :
Виль (аббревиатура Владимир Ильич Ленин) – Виля, Вилю, Виля, Вилем, о Виле; Радий (от назв. хим. элемента) – Радия, Радию, Радия, Радием, о Радии; Абдулла (тюркское) – Абдуллы, Абдулле, Абдуллу, Абдуллой, об Абдулле; Ричард (европейское) – Ричарда, Ричарду, Ричарда, Ричардом, о Ричарде; Ференц (европейское) – Ференца, Ференцу, Ференца, Ференцем , о Ференце; Эмиль – Эмиля, Эмилю, Эмиля, Эмилем, об Эмиле; ср.: Эмил – Эмила, Эмилу, Эмила, Эмилом, об Эмиле, также изменяются Шарль, Пьер, Питер, Клод, Жан, Джон, Эдвард, Теодор, Тигран, Тукай, Фазиль, Равиль, Мирза, Муса, Менея и др. Исключение: Николя (франц. имя) – не склоняется!
  1. Если мужское имя заканчивается на другой элемент (гласный -о, -е, -у, -ю, -ы, -и, -э, -е и на сочетания двух гласных, кроме -ея, -ия), то оно не склоняется: Эрли, Анри, Низами, Оли, Ли, Рево, Ромео, Отто, Педро, Карло, Лео, Антонио, Микеле, Андрэ, Хью, Ру, Киану, Грегори, Гиви, Франсуа и др.
Исключение: славянские имена на -о типа Левко, Марко, Павло, Петро склоняются по образцу 2-ого склонения: впереди Левка , у Марка , у Павла (ударный гласный подчёркнут). Но! Имя Данко у М. Горького не склоняется («...рассказывала о горящем сердце Данко»). Имена, имеющие параллельные формы на -о / -а (Гаврило - Гаврила, Михайло - Михайла), склоняются по типу существительных женского склонения: у Гаврилы , к Гавриле , с Гаврилой . Другие окончания (у Гаврила , к Гаврилу , с Гаврилом ) образуются от другой исходной формы – Гаврил . Женские имена
  1. Традиционные русские полные женские имена оканчиваются
  • на -а, -я (Валерия, Антонина, Ольга, Наталья),
  • на мягкий согласный (Любовь).
Склоняются по 1-ому и 3-ему склонению :
Падеж на гласный –а, -я на согл. (тв. и мягк.)
1 склонение 3 склонение
Им. пад. Ольга, Анеля, Майя Юлия Любо вь
Род. пад. Ольги, Анели, Майи Юлии Любо ви
Дат. пад. Ольге , Анеле , Майе Юлии Любо ви
Вин. пад. Ольгу, Анелю, Майю Юлию Любо вь
Тв. пад. Ольгой, Анелей, Майей Юлией Любо вью
Пр. пад. (о/об) Ольге , Анеле , Майе (о) Юлии (о) Любо ви
При склонении имени Любовь гласный О сохраняется!
!!! Обратите внимание . У существительных 1-ого склонения на –ия в дательном и предложном падеже на конце пишется буква И : Мария – (кому?) Марии , (о ком?) Марии ; Юлия - (кому?) Юлии , (о ком?) Юлии ; Лия - (кому?) Лии , (о ком?) Лии ; Ия - (кому?) Ии , (о ком?) Ии ; Галия - (кому?) Галии , (о ком?) Галии ; также Агния , Амалия , Валерия , Евгения , Калерия , Костанция , Лилия , Цецилия , Эмилия и подобные. !!! Обратите внимание . Варианты имён с разной концовкой типа Мария – Марья, Наталия – Наталья, Анисия – Анисья, Таисия – Таисья, София - Софья и подобные имеют разные окончания в дат. и предл. падежах: Обрати внимание!!! Расхождения в рекомендациях касаются восточных и иных по происхождению имен, оканчивающихся на ударное я в сочетании -ия : Алия , Альфия , Зульфия , Гурия , Сания , Кадрия , Жания , Асия и др. Суперанская А. В. в «Словаре русских личных имен» (М., 2004 г.) рекомендует склонять их в указанных падежах с е : Алия – (кого?) Алие , (кому?) Алие , (кого?) Алию, (кем?) Алией, (о ком?) об Алие . Такую же рекомендацию дает сайт www . gramota . ru .
  1. Если у новых или заимствованных имен конечные элементы -а или , то такие имена легко входят в русский именной ряд и склоняются:
Владлена (аббревиатура Владимир Ленин) – Владлены, Владлене, Владлену, Владленой, о Владлене; Офелия (европейское) – Офелии, Офелии, Офелию, Офелией, об Офелии ; Джамиля (тюркское) – Джамили, Джамиле, Джамилю, Джамилёй, о Джамиле ; Камилла – Камиллы, Камилле, Камиллу, Камиллой, о Камилле ; а также Ноябрина, Эра, Ревмира, Анита, Делия, Дениза, Джульетта, Магда, Эльжбета, Ядвига, Лейла, Жанима, Карина, Сабина, Мадина, Айша, Гульмира и др.
  1. Если женское имя заканчивается на другой гласный (не -а/-я), то оно не склоняется: Бетси, Элли, Энджи, Мэри, Сью, Маро, Розмари, Алсу и др.
  1. Женские имена на твердые согласные только несклоняемые (по тому же принципу, что и фамилии такого рода): Суок, Сольвейг, Гретхен, Ирэн, Элен, Элис, Аннет, Джейн, Катрин, Эстер, Айнуш, Бибигуш, Акмарал, Русудан, Шушаник, Алтын, Гульназ и др.
  1. Наиболее сложным является вопрос о склонении женских имён, оканчивающихся на мягкий согласный: Рахиль, Суламифь, Нинель, Ассоль, Айгуль, Жанаргуль, Сюмбель, Мишель, Николь, Элль, Исабель, и т. д.
Рекомендации справочных пособий относительно таких имён разнятся. По 3-ему склонению устойчиво склоняются : Любовь, Адель, Рашель и имена библейского происхождения Агарь, Рахиль, Руфь, Суламифь, Эсфирь, Юдифь. По традиции склоняется по 3-ему склонению и имя героини балета Адана «Жизель»: партия Жизели . Прочие имена такого типа - Люсиль, Сесиль, Николь, Мишель, Мирэль, Асель, Айгюль, Айнагуль, Бибигуль, Газель, Гузель, Жанаргуль (заимствования из разных языков), Нинель (новообразование советской эпохи, прочитанное наоборот Ленин), Ассоль, Лучиэль (придуманные имена) - колеблются между 3-им склонением и несклоняемостью (у Сесили и у Сесиль, с Нинелью и с Нинель). Парадигма склонения: По-видимому, окончательное решение о склонении / несклонении подобных имён следует оставить за носителем имени. Однако практика делопроизводства показывает, что в официально-деловой речи эти имена обычно не склоняются. Эта тенденция поддерживается правилом о склонении иноязычных фамилий, оканчивающихся на согласный: мужские фамилии склоняются, женские – нет. Поэтому в случаях совпадения мужских и женских имен они соотносятся с точки зрения склонения как мужская и женская фамилии: Мишель, Мишеля (мужское имя) - склоняется, Мишель (женское имя)не склонятся. Подробнее можно посмотреть:
  1. Справочная служба русского языка www.gramota.ru (Рекомендация: выбор за вами)
  2. Калакуцкая Л. П. Склонение фамилий и личных имен в русском литературном языке. - М.: Наука, 1984. (Рекомендация: не склонять).
  3. Суперанская А. В. Словарь русских личных имен. – М., 2004. (Рекомендация: склонять)
Мужские и женские составные имена Склоняется или не склоняется каждая часть (имя) в соответствии с рекомендациями к этим именам в отдельности. Сказки Ханса Кристиана Андерсена, книга Пьера-Анри Симона. Частичные отступления наблюдаются при двойных французских именах: философские воззрения Жан-Жака Руссо, вечер памяти Жан-Ришара Блока. Особенности склонения некоторых сочетаний имен и фамилий В русском языке сложилась традиция употреблять фамилии ряда иностранных деятелей (преимущественно писателей) в сочетании с именами: Вальтер Скотт, Жюль Верн, Майн Рид, Конан Дойль, Бред Гарт, Оскар Уальд, Ромен Роллан ; а также имена и фамилии литературных персонажей: Робин Гуд, Шерлок Холмс, Нат Пинкертон. Следствием такого тесного единства имени и фамилии оказывается склонение в косвенных падежах только фамилии: Вальтер Скотта, Жюль Верну, с Майн Ридом, о Робин Гуде и т.п. Это явление, характерное для непринужденной устной речи, находит отражение и на письме. Но! Правильно: книги Вальтера Скотта, Жюля Верна, Майна Рида, Конана Дойля, Бреда Гарта, Оскара Уальда, Ромена Роллана; а также литературные персонажи: о Робине Гуде, о Шерлоке Холмсе, о Нате Пинкертоне. По материалам книги «О склонении имен и фамилий: словарь-справочник. Сер. «За словом в карман». Вып. 3 / Под ред. Е.А. Глотовой, Н.Н. Щербаковой. – Омск, 2011