Образование в сфере физической культуры. Профессиональная переподготовка в сферефизической культуры и спорта

Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) системе образовательных учреждений кроме дошкольных, обще образовательных, начального профессионального, среднего про фессионального и высшего профессионального образования и т.д отнесены учреждения дополнительного образования детей (ст. 12).

Нормативно-правовыми документами в Перечень видов обра­зовательных учреждений дополнительного образования детей (1997 г.) включены наряду с другими и учреждения дополнитель-; ного образования сферы физической культуры и спорта, а имен-; но: дворцы спорта для детей и юношества, дома (клубы, стан-


ции) детского и юношеского туризма и экскурсий (юных турис­тов), детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП), детско-юношеские спортивные (спортивно-технические, в том числе олимпийского резерва) школы (ДЮСШ, СДЮШОР).

Деятельность всех учреждений дополнительного образования регулируется Типовым положением об образовательном учрежде­нии дополнительного образования детей, утвержденным Прави­тельством Российской Федерации (1997 г.).

В соответствии с требованиями (структурными и содержатель­ными) Типового положения охарактеризуем в общем виде орга­низацию и содержание деятельности спортивной школы (ДЮСШ, СДЮШОР), которые должны быть конкретизированы в ее уставе как регулирующем нормативно-правовом документе.

Общие положения

Спортивная школа представляет собой разновидность образо­вательного учреждения дополнительного образования детей, ос­новное предназначение которого состоит в развитии мотивации личности к всестороннему удовлетворению физкультурно-оздо­ровительных и спортивных потребностей, реализации дополни­тельных программ и,услуг по физическому воспитанию в интере­сах личности, общества, государства.

Основные задачи спортивной школы состоят в обеспечении условий для организации активного, содержательного досуга, самосовершенствования личности, формирования здорового об­раза жизни, творческого развития и профессионального самооп­ределения в выборе профессии, развития физических, интеллек­туальных и нравственных качеств, достижения спортивных успе­хов сообразно способностям детей.

В спортивной школе не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.

Спортивная школа имеет право устанавливать прямые связи с предприятиями и организациями, в том числе с иностранными.

Спортивная школа осуществляет свою деятельность в соответ­ствии с действующим законодательством Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении дополни­тельного образования детей и собственным уставом.


Язык (языки), на котором (которых) ведется образовательный процесс в спортивной школе, определяется учредителем. Обуча­ющиеся имеют право на обучение на родном языке в рамках воз­можностей, предоставляемых системой образования конкретного региона.

Спортивная школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполне-


ние функций, определенных ее уставом; реализацию не в полном! объеме образовательных программ в соответствии с утвержден-?? ными учебными планами; качество реализуемых образовательных программ; соответствие форм, методов и средств организации 1 ! образовательного процесса возрасту, интересам и потребностям; детей; жизнь и здоровье детей и работников во время учебно-* тренировочного процесса и спортивных соревнований; наруше­ние прав и свобод обучающихся и работников; иное, предусмот­ренное законодательством Российской Федерации.

Организация спортивной школы

Спортивная школа создается учредителем [Министерство об- ч разования Российской Федерации, Государственный комитет Рос­сийской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, иные министерства (ведомства), соответствующие органы испол­нительной власти субъектов Российской Федерации; предприя­тия и организации; граждане Российской Федерации и др.] по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным ор­ганом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Допускается совместное учредительство.

Организационно-правовая форма спортивной школы опреде­ляется учредителем (в подавляющем большинстве случаев спортив­ные школы создаются как некоммерческие организации в орга­низационно-правовой форме «учреждение», однако имеются факты создания спортивных школ как коммерческих организаций, име­ющих, например, организационно-правовую форму «общество с ограниченной ответственностью»).

Отношения между учредителем и спортивной школой опреде­ляются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Права юридического лица у спортивной школы в части веде- "; ния уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента ее регистрации.

Спортивная школа как юридическое лицо имеет устав, расчет- , ный и другие счета в банковских учреждениях, печать установ­ленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.

Право на ведение образовательной деятельности и льготы, пре- I доставляемые законодательством Российской Федерации, возни­кают у спортивной школы с момента выдачи ей лицензии.

Спортивная школа может быть реорганизована в иное образо­вательное учреждение по решению учредителя, если это не вле- | чет за собой нарушения ее обязательств или если учредитель при^ нимает эти обязательства на себя.

При реорганизации (изменении организационно-правовой^ формы; статуса, например, ДЮСШ в СДЮШОР) спортивной


школы ее устав, лицензия и свидетельство о государственной ак­кредитации утрачивают силу.

Ликвидация спортивной школы может быть осуществлена в установленном Законом Российской Федерации «Об образовании» порядке.

Основы деятельности спортивной школы

Спортивная школа самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей се­мьи, образовательных учреждений, детских и юношеских обще­ственных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных тра­диций.

Образовательные программы реализуются исходя из типа спортивной школы, ее функций и задач, этапа подготовки, спор­тивного стажа и уровня подготовленности занимающихся.

Деятельность спортивных школ по своей направленности мо­жет характеризоваться развитием массового спорта или спорта высших достижений.

Задачи по развитию массового спорта решаются на таких эта­пах многолетней подготовки, как спортивно-оздоровительный и начальной подготовки (организация содержательного досуга сред­ствами спорта; систематические занятия спортом, направленные на развитие личности, утверждение здорового образа жизни; вос­питание физических, морально-этических и волевых качеств; при­витие навыков гигиены и самоконтроля и т.п.), а также учебно-тренировочный (повышение уровня физического развития, об­щей физической и специальной подготовленности; выполнение должных норм в виде спорта исходя из индивидуальных особен­ностей занимающихся; профилактика вредных привычек и пра­вонарушений и т.п.).

Задачи по развитию спорта высших достижений решаются на этапе спортивного совершенствования (специализированная под­готовка перспективных спортсменов в целях достижения стабиль­ных результатов, позволяющих войти в состав юношеской сбор­ной команды России) и высшего спортивного мастерства [освое­ние оптимальных объемов тренировочных и соревновательных нагрузок; подтверждение норматива кандидата в мастера спорта; вхождение в состав юниорской (молодежной) сборной команды России].

Продолжительность обучения на этапах многолетней подготовки составляет: спортивно-оздоровительный этап - до 12 лет; этап на­чальной подготовки - 2 - 3 года; учебно-тренировочный этап - 4 - 5 лет; этап спортивного совершенствования - 3 года и этап высшего спортивного мастерства - до 5 лет.

Спортивная школа организует работу с постоянным составом, занимающихся в течение всего календарного года. В каникулярное! время спортивная школа может организовывать работу спортив-* но-оздоровительного лагеря (загородного или с дневным пребы­ванием).

Основными формами учебно-тренировочного процесса и!
спортивной школе являются: групповые учебно-тренировочные к
теоретические занятия; работа по индивидуальным планам под-;
готовки; медико-восстановительные (реабилитационные) меро­
приятия; тестирование; прохождение углубленного медицинское
го осмотра; участие в спортивных соревнованиях, учебно-трени-\
ровочных сборах; инструкторская и судейская практика. "]

Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия^ не может превышать на спортивно-оздоровительном этапе и этапе начальной подготовки 2 академических часов, на учебно-тренировочном этапе - 3, на этапах спортивного совершенст- ■ вования и высшего спортивного мастерства - 4 академических; часов.

Максимальные объемы недельной учебно-тренировочной ра- , боты по этапам многолетней подготовки и годам обучения приве- \ дены в табл. 17 (см. главу 10). Объем учебно-тренировочной нагруз­ки в зависимости от специфики вида спорта, этапа и задач подго­товки может быть сокращен начиная с учебно-тренировочного этапа (свыше 2 лет обучения), но не более чем на 25%.

Расписание учебно-тренировочных занятий утверждается ад­министрацией спортивной школы по представлению тренеров-« преподавателей с учетом пожеланий родителей, возрастных осо­бенностей занимающихся, установленных санитарно-гигиениче-; ских норм. Деятельность спортивной школы осуществляется еже­дневно, включая выходные дни.

Спортивная школа может оказывать помощь педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации! дополнительных образовательных программ, организации досу-) говой и внеурочной деятельности детей, а также детским и юно-; шеским общественным объединениям и организациям по догово- ; ру с ними.

Участники образовательного процесса

Участниками образовательного процесса в спортивной школе являются дети, педагогические работники, родители.

При приеме детей спортивная школа обязана ознакомить их и: (или) родителей со своим уставом и другими документами, рег­ламентирующими организацию образовательного процесса (пра­вила внутреннего трудового распорядка, правила приема в спортив­ную школу, инструкция по технике безопасности и т.д.).


При поступлении в спортивную школу необходимо медицин­ское заключение о состоянии здоровья ребенка.

Минимальный возраст приема (зачисления) детей в спортив­ную школу зависит от вида спорта и составляет 6-12 лет; макси­мальный возраст занимающихся составляет, как правило, 18 лет.

На спортивно-оздоровительный этап и этап начальной подго­товки принимаются все желающие заниматься спортом, прожи­вающие на данной территории и не имеющие медицинских про­тивопоказаний в установленном для вида спорта минимальном возрасте.

На учебно-тренировочный этап зачисляются прошедшие на­чальную подготовку не менее одного года занимающиеся (здоро­вые и практически здоровые на основании медицинского заклю­чения врачебно-физкультурного диспансера) на конкурсной ос­нове при условии выполнения ими требований по общефизиче­ской и специальной подготовке. Не прошедшие конкурсный от­бор могут продолжать занятия в спортивно-оздоровительных груп­пах до 18-летнего возраста.

На этап спортивного совершенствования зачисляются прошед­шие спортивную подготовку не менее четырех лет занимающиеся (на основании медицинского заключения врачебно-физкультур­ного диспансера) на конкурсной основе по результатам выполне­ния требований по спортивной подготовке на уровне кандидата в мастера спорта (I разряда по командным спортивным играм).

На этап высшего спортивного мастерства зачисляются перс­пективные спортсмены, выполнившие (подтвердившие) квали­фикацию мастера спорта России (кандидата в мастера спорта по командным спортивным играм), способные войти в юниорский (молодежный) состав сборной России.

Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граж­дан и обеспечить зачисление в спортивную школу наиболее спо­собных и подготовленных к освоению тренировочных программ соответствующего этапа многолетней подготовки детей.

Перевод занимающихся по годам обучения на всех этапах мно­голетней подготовки осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей.

Занимающиеся на любом этапе многолетней подготовки могут быть отчислены в случае ухудшения состояния их здоровья (на основании заключения врачебно-физкультурного диспансера); неосвоения минимальных объемов тренировочных нагрузок, утвержденных учебным планом; прекращения занятий по собствен­ной инициативе; грубых и неоднократных нарушений устава спортивной школы.

Спортивная школа самостоятельна в выборе системы и форм оценки занимающихся. В качестве основных критериев оценки Деятельности тренера-преподавателя выступают:

на спортивно-оздоровительном этапе и этапе начальной под­готовки - стабильность состава занимающихся, динамика при­роста индивидуальных показателей развития физических качеств, уровень освоения основ гигиены и самоконтроля;

на учебно-тренировочном этапе - состояние здоровья, уро­вень физического развития, динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями, показатели ос­воения объемов тренировочных нагрузок и теоретического разде­ла программы по виду спорта;

на этапе спортивного совершенствования - уровень физичес­кого развития и функционального состояния, выполнение объ­емов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотрен­ных индивидуальными планами подготовки, результаты выступ­лений во всероссийских соревнованиях;

на этапе высшего спортивного мастерства - стабильность ре­зультатов выступлений во всероссийских и международных со­ревнованиях, включение в состав сборной России (резервный, стажеров, основной).

Обучающиеся в спортивной школе имеют право:

заниматься любым видом спорта, культивируемым в спортив­ной школе, вне зависимости от их спортивной одаренности, уровня физического развития и подготовленности в объеме не более 6 ч в неделю (спортивно-оздоровительный этап и этап начальной подготовки);

пользоваться спортивными сооружениями, инвентарем и обо­рудованием спортивной школы, приобретать и получать в уста­новленном порядке спортивную форму и инвентарь индивиду­ального пользования (учебно-тренировочный этап, этапы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастер­ства).

Обучающиеся в спортивной школе обязаны поддерживать уро­вень физического развития и подготовленности, совершенство­вать спортивное мастерство, выполнять индивидуальные планы подготовки, вести учет выполнения заданий (дневник спортсме­на), соблюдать спортивный режим и гигиенические требования, своевременно проходить медицинский осмотр, соблюдать меры безопасности на тренировочных занятиях и соревнованиях, береж­но относиться к имуществу спортивной школы, уважать честь и достоинство других занимающихся и работников.

К педагогической деятельности в спортивной школе допуска­ются лица, как правило имеющие высшее или среднее професси­ональное образование, отвечающие требованиям квалификаци­онных характеристик, определенных для соответствующих долж­ностей (см. главу 31).

Отношения работника спортивной школы и администрации регулируются трудовым договором (контрактом), условия кото-


рого не могут противоречить трудовому законодательству Россий­ской Федерации.

Работники имеют право на участие в управлении спортивной школой; защиту своей профессиональной чести и достоинства; свободу выбора и использования методик обучения и воспита­ния, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний, умений и навыков обучающихся; социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, и до­полнительные льготы, предоставляемые педагогическим работни­кам в регионе.

Работникам устанавливаются ставки заработной платы (долж­ностные оклады) на основе Единой тарифной сетки в соответ­ствии с тарифно-квалификационными требованиями и с учетом рекомендаций аттестационной комиссии, определяются виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего ха­рактера в пределах имеющихся средств (см. главу 6).

Работники спортивной школы обязаны удовлетворять требо­ваниям тарифно-квалификационных характеристик, соответ­ствующих их должностям, выполнять устав и правила внутрен­него трудового распорядка, а также условия трудового догово­ра (контракта).

Родители несовершеннолетних обучающихся имеют право вы­бирать спортивную школу и вид спорта, защищать права и инте­ресы ребенка, принимать участие в управлении спортивной шко­лой, знакомиться с ходом и содержанием процесса подготовки, а также с оценкой уровня подготовленности занимающихся.

Родители обучающихся обязаны нести ответственность за вос­питание и подготовку своих детей, выполнять устав спортивной школы.

Менеджмент спортивной школой

Менеджмент спортивной школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом и строит­ся на принципах единоначалия и самоуправления.

Высшим органом управления спортивной школой является конференция общешкольного коллектива, которая созывается один раз в 2 года.

Общее руководство спортивной школой (государственной, муниципальной) осуществляет выборный орган - совет спортив­ной школы, в равных пропорциях представляющий работников и занимающихся и избираемый на конференции общешкольного коллектива. Заседания совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год, и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей состава. Решения со­вета принимаются открытым голосованием, считаются приняты-

Формами самоуправления в спортивной школе являются так­же педагогический совет, тренерский совет, методический совет и др.

Непосредственное руководство спортивной школой (государ­ственной, муниципальной) осуществляет прошедший аттестацию директор, который назначается учредителем.

Директор спортивной школы планирует, организует и конт­ролирует учебно-тренировочный процесс, отвечает за качество и эффективность работы спортивной школы; несет ответственность за жизнь и здоровье детей и работников во время учебно-трени­ровочного процесса и спортивных соревнований, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности; осуществляет прием на работу и расстановку кадров, распределение должностных обя­занностей, несет ответственность за уровень квалификации ра­ботников; утверждает штатное расписание, ставки заработной платы и должностные оклады, надбавки и доплаты к ним; распо­ряжается имуществом спортивной школы и обеспечивает рацио­нальное использование финансовых средств; представляет спортив­ную школу в государственных, муниципальных и общественных органах; несет ответственность за свою деятельность перед учре­дителем.

Имущество и средства спортивной школы

За спортивней школой в целях обеспечения ее деятельности учредителем закрепляются на правах оперативного управления здания, имущественные комплексы, оборудование, инвентарь, а также иное, необходимое для осуществления уставной деятель­ности имущество потребительского, культурного, социального и иного назначения.

Земельные участки закрепляются за государственной (муни­ципальной) спортивной школой в бессрочное бесплатное пользо­вание.

Спортивная школа владеет, пользуется и распоряжается за­крепленным за ней имуществом в соответствии с его назначени­ем, уставными целями деятельности, законодательством Россий­ской Федерации. Спортивная школа вправе сдавать в аренду за­крепленное за ней имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Деятельность спортивной школы финансируется ее учредителем.

Источниками формирования имущества и финансовых ресур­сов спортивной школы являются: собственные средства и имуще­ство учредителя; бюджетные и внебюджетные средства; средства


родителей; добровольные пожертвования других физических и юридических лиц; средства, полученные от предоставления до­полнительных образовательных услуг; доход, полученный от реа­лизации продукции и услуг, а также от других видов разрешенной самостоятельной деятельности; кредиты банков и других креди­торов; другие источники в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации.

Спортивная школа самостоятельно распоряжается имеющимися финансовыми средствами, отвечая по своим обязательствам в пределах находящихся в ее распоряжении денежных средств. При недостаточности денежных средств по обязательствам спортивной школы отвечает учредитель в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Финансирование спортивной школы осуществляется на осно­ве государственных (в том числе ведомственных) и местных нор­мативов в расчете на одного ребенка в зависимости от типа спортив­ной школы, которые должны учитывать затраты независимо от числа детей.

Привлечение дополнительных средств не влечет за собой сни­жения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирова­ния из бюджета учредителя.

Спортивная школа может оказывать дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных программ (преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с детьми углубленным изучением предметов и другие услуги), по догово­рам с предприятиями, организациями и физическими лицами. Платная образовательная деятельность не относится к предпри­нимательской, если получаемый от нее доход за вычетом доли учредителя реинвестируется на развитие и совершенствование образовательного процесса в спортивной школе, в том числе на увеличение заработной платы.

Спортивная школа вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, предусмотренную уставом, и распоряжаться полу­ченными доходами. Предпринимательская деятельность может быть связана с реализацией и сдачей в аренду основных фондов и иму­щества; торговлей покупными товарами, оборудованием; оказа­нием посреднических услуг; долевым участием в деятельности предприятий, организаций; приобретением акций, облигаций и иных ценных бумаг и получением доходов по ним и др. Учреди­тель вправе приостановить предпринимательскую деятельность спортивной школы, если она осуществляется в ущерб основной уставной деятельности.

Спортивной школе принадлежит право собственности на де­нежные средства, имущество и иные объекты,собственности, пе­реданные ей физическими и юридическими лицами в форме дара,

пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуаль­ного и творческого труда, являющиеся результатом их деятельно­сти, а также на доходы от собственной деятельности и приобре­тенные на эти доходы объекты собственности.

В соответствии с Законом «Об образовании» спортивная школа проходит государственную аттестацию и аккредитацию.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается сущность физкультурно-спортивной организа­ции как открытой системы?

2. Охарактеризуйте физкультурно-спортивную организацию как юри­дическое лицо.

3. В каких организационно-правовых формах могут быть созданы физ-культурно-спортивные организации?

4. Какие организационные структуры применяются при создании
физкультурно-спортивной организации?

5. Какие положения должны быть отражены в учредительном договоре?

6. Какие положения должны быть отражены в уставе физкультурно-спортивной организации?

7. Какие операции составляют процедуру институционализации физ­культурно-спортивной организации?

8. Какие операции составляют процедуру лицензирования деятельно­сти физкультурно-спортивной организации?

9. Охарактеризуйте компетенцию государственных органов управле­ния физической культурой и спортом различного уровня.

10. Охарактеризуйте структуру и компетенцию различных обществен­ных органов управления физической культурой и спортом.

11. Какие организации осуществляют физкультурно-спортивную ра­боту с детьми и молодежью в различных образовательных учреждениях?

12. Какие учреждения дополнительного образования осуществляют физкультурно-спортивную работу с детьми и молодежью?

13. Охарактеризуйте основные положения организации деятельности спортивной школы.


Реферативная работа

Образовательные структуры физической культуры и спорта



Введение

Развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях

Спортивная школа


Введение

образовательный физическая культура спорт

На основе Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения самостоятельно с учетом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности, а также проводят вне учебную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с привлечением к ней учреждений дополнительного образования и физкультурно-спортивных объединений. Согласно статье 5. Субъекты физкультурного движения в РФ включает в себя: спортивные клубы, детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм.

На основании выше сказанных суждений была выбрана тема реферативной работы: Образовательные структуры физической культуры и спорта.

Цель работы: Изучение образовательных структур физической культуры и спорта.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть федеральный закон о физической культуре и спорте в Российской федерации.

Изучить развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях.

Расскрыть значения субъектов физкультурного движения, для физической культуры и спорта.

Объект исследования: система физической культуры и спорта

Предмет исследования: образовательные структуры физической культуры и спорта

При написании реферативной работы использовался метод изучения и анализ литературных источников.


1. Развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях


Образовательные учреждения с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.

Организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя:

) проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объеме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ;2) создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся;3) формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом;4) осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий;5) проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания;6) формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию;7) проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся;

) содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся.

Рис.1.Образовательные структуры физической культуры и спорта


Спортивная школа


Спортивные школы специализированные учебно-воспитательные учреждения, осуществляющие подготовку спортсменов высокой квалификации. В Российской Федерации 3 основных типа: детско-юношеские, олимпийского резерва (специализированные) и высшего спортивного мастерства. Спортивные школы как учреждения дополнительного образования создаются в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, профсоюзными организациями и другими организациями, а также гражданами.

Училища олимпийского резерва создаются на основании решений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Олимпийского комитета России и могут находиться в ведении федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и (или) Олимпийского комитета России.

Школы высшего спортивного мастерства и центры олимпийской подготовки создаются на основании решений соответственно федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Олимпийского комитета России с учетом предложений федераций по различным видам спорта по представлениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.


Подготовка специалистов в области физической культуре и спорта


Согласно статьи 29. Подготовка специалистов в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. Государство содействует укреплению в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта материально-технической базы, включающей в себя комплекс физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений для учебных целей, типовой набор оборудования, специализированные спортивные сооружения для подготовки специалистов в области физической культуры и спорта различного профиля, а также обеспечению бесплатной спортивной формой и обувью обучающихся в образовательных учреждениях и преподавателей спортивных дисциплин в соответствии с нормативами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Так же осуществляет финансирование образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта, созданных органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе расходов на укрепление и развитие материально-технической базы, может осуществляться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных не запрещенных законом источников.



На основе Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения самостоятельно с учетом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности, а также проводят вне учебную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с привлечением к ней учреждений дополнительного образования и физкультурно-спортивных объединений.

Согласно статье 5. Субъекты физкультурного движения в РФ включает в себя: спортивные клубы, детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм.

Субъекты физкультурного движения создают условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, молодежью,взрослым населением, рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, получения профессионального образования.

Список использованной литературы


1.Галкин В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом:Учебное пособие для вузов/В.В. Галкин-Ростов н/Д: Феникс,2006.-448с.

2.Золотов М.И.Менеджмент и экономика физической культуры и спорта/Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. -М.: «Академия»,2004.-432с.

Организация физической культуры.Учеб.пособие для вузов физич.культуры.-М.:Физкультура и спорт,2005.-296с.

Федерельный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации »//Российская газета.1999.6 мая.

Экономика и управление физической культурой и спортом:Учебное пособие для ин-тов физ.культуры/Под ред.В.У.Агеевца.-М.:Физкультура и спорт,2005.-135с.

6.http:// sportmanagment.ru

7.http://www.sovsport.ru

8.http://www.goskomsport.ru

9.http://www/roc.ru

10.http://www.infosport.ru


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Сегодня среди студентов наблюдается интерес к индустрии спорта и специальностям, связанным с ней. Это связано с развитием международного рынка услуг в сфере спортивного бизнеса. Интерес к спорту возрастает и у рекламодателей, инвесторов и журналистов. Россия была отмечена международным спортивным сообществом, которое доверило проводить в стране ряд крупных международных спортивных мероприятий. Для их организации была проделана титаническая работа: строительство, а затем управление спортивными объектами, встреча и размещение иностранных болельщиков, организация церемоний и стартов на высочайшем уровне, подготовка личного и тренерского состава, развитие спортивной медицины… Аналитики прогнозируют рост потребности в профессиональных кадрах в данной области, так как уже сегодня ощущается их острая нехватка. Это значит, что выпускники такой специальности должны с легкостью найти достойно оплачиваемую работу.

Понятие, суть и задачи профессии «спортивный менеджмент»

Для того чтобы понять, как стать спортивным менеджером, необходимо сначала рассмотреть суть данной специальности. Она включает в себя теорию и практику эффективного управления предприятиями спортивной культуры в условиях современного рынка. Объектом изучения являются организации спортивной направленности (множество ФСО - спортивных школ, клубов, команд, стадионов, центров, федераций и т.п.), деятельность которых направлена на предоставление физкультурно-спортивных услуг. Сам спортивный менеджментнацелен на управление внутренними и внешними отношениями субъектов и объектов ФСО. Его сущность - целенаправленное воздействие субъекта управления на управляемый объект для достижения нового запланированного качественного состояния последнего. Общая цель - обеспечить эффективное функционирование ФСО на современном рынке, а задача - познание закономерностей их функционирования и социального развития в обществе, а также разработка механизма эффективного управления этими процессами.

Функции спортивного менеджера

Изучая вопрос, как стать спортивным менеджером, можно сделать вывод, что не всегда ими становятся но обязательно люди, увлекающиеся спортом и занимающиеся им хотя бы на любительском уровне. Возможно, человек, который мог бы стать успешным управленцем банка, стал спортивным менеджером, и все потому, что он неравнодушен к спорту и в детстве занимался в спортивной секции. Вообще, как профессия спортивныйменеджментпоявился с утверждением должности руководителя ФСО. Для этой специальности важно владеть искусством научного управления спортивной организацией. Отдельные элементы такой деятельности присущи и тренерам, и преподавателям физической культуры.

Но полномочия менеджера как управленца намного шире. Его функции:

  • принятие ответственных решений по направлению деятельности ФСО и распределению ресурсов;
  • сбор информации о ее распространение в виде фактов и нормативных установок, разъяснение персоналу политики, ближайших и перспективных целей;
  • формирование внутренних отношений, мотивация, координация, представительство во внешних отношениях с другими организациями.

Изучая вопрос, как стать спортивным менеджером, можно сделать вывод, что искусство менеджмента заключается в умении использовать принципы, методы и технологии управления в конкретном случае. Ему необходимо обладать специфическими умениями по производству и использованию спортинвентаря, установлению взаимосвязей между физическими нагрузками, диетой и т. п. Итак, традиционно в состав функций входят: планирование, организация, мотивация, руководство, контроль и анализ. Кроме того, работа спортивным менеджером предполагает подопечных, физкультурно-спортивную работу с населением, подготовку высококвалифицированных спортивных кадров в своих видах и резервного состава, проведение соревнований и зрелищных мероприятий, научно-методическое обеспечение физвоспитания, организация производственных ресурсов спорттоваров, международные связи.

Принципы спортивного менеджмента

Когда будущий студент планирует поступление в ВУЗ, он задумывается над выбором профессии. Многие спортсмены ищут специальность, близкую к спорту, и приходят к мысли: «Как статьспортивным менеджером, и что для этого нужно?» Прежде всего необходимо побольше разузнать о самой деятельности такого специалиста. В сфере менеджмента спорта и физической культуры существуют свои принципы и правила, положения и нормативные документы, которые необходимы для осуществления управленческого процесса. К ним относятся принципы:


Методы управления

Профессиональная подготовка спортивных менеджеровпредполагает изучение которые делятся на:

  • организационные;
  • административные;
  • экономические;
  • социально-психологические.

Для достижения высокого профессионализма необходимо уметь формировать психологический климат, давать положительную оценку индивидуальным достижениям каждого сотрудника. Именно такой уровень предполагает подготовка спортивных менеджеров, так как важно быть социально и психологически грамотным специалистом, владеющим методами:

  • проведения совещаний, приучения и упражнения;
  • убеждения, одобрения и поощрения, осуждения и наказания (созидающие и тормозящие методы).

Выбор методов зависит от целей, типа организации и конкретной ситуации. Эффективность применения тех или иных методов требует от спортивного менеджера искусства, постоянного творческого поиска и обучения.

Специализации

Стоит отметить, что под данной профессиональной подготовкой подразумевают разные специализации с общим названиемспортивный менеджер. Обучениесогласно выбранного направления осуществляется после общей подготовки по программе соответствующего учебного заведения. Типы специализации спортивных менеджеров постоянно развиваются. Наряду с общим, выделяют функциональный менеджмент. Вот основные специализации:

Стили

Каждый профессионал имеет свой стиль деятельности. Не исключение испортивный менеджер. Обучение профессиональному стилю возможно теоретически, а его устойчивое формирование происходит уже с опытом на практике. Согласно теории менеджмента, управленческие отношения делят на демократические и авторитарные. Соответственно формируется :

  • авторитарный - чрезмерная централизация власти, жесткая регламентация деятельности;
  • демократический - использует мотивацию и убеждения;
  • либеральный.

Авторитарным стиль обычно становится тогда, когда по своим личностным качествам и уровню профессиональной подготовленности менеджер ниже подчиненных и когда подчиненные имеют профессиональную культуру, ответственность и дисциплину.

Демократичным менеджер становится при доверии к коллективу, уважении мнения подчиненных, взаимовыручке и поддержке.

Либеральным менеджер будет при отсутствии перспективы и инициативы, масштабности мышления и ожидании указаний «сверху». Такой руководитель слабо контролирует подчиненных и, как следствие, получает низкую результативность.

Бывает так, что стиль работы может изменяться при смене коллектива, места работы или глубоком самоанализе руководителя.

Категории спортивных менеджеров

В конце XX - начале XXI века такая специальность называлась начальник спортивного клуба или администратор школы и т.п. Сегодня все изменилось, и теперь наименование должности звучит как менеджер спортивного клубаили ФСО. Каждая спортивная организация имеет своих управляющих. Они разного уровня и решают разные задачи. Но традиционно есть категории спортивного менеджмента, которые делят всех управленцев на три группы:

  1. Занимающихся стратегией развития (например, президент футбольного клуба).
  2. Тех, кто сам управляет (например, структурными подразделениями).
  3. Нижний уровень исполнителей (например, администраторы спортивных школ).

Обучение

Обучение профессии «менеджер в спортивной организации» осуществляется во многих вузах. Есть московские и региональные университеты, которые дают возможность получить данную специальность. Более всего в этой сфере известно учебное заведение МЭСИ. Здесь на специальном факультете обучаются профессиональные спортсмены и студенты, увлекающиеся спортом. Их планируемая будущая месячная заработная плата должна составить 80 тыс. руб. И это неплохо. В современном мире спорт - это зрелище. В 2010 г. летом организовали Федерацию спортивных менеджеров России. Спортивный менеджер автор бестселлера «Фитнес — это легко», ведет обучение на спортивного менеджера в бизнес-школе RMA. В свое время он занимал должность фитнес-директора, президента фитнес-центра Olympic Star в Москве, управляющего сетью фитнес-клубов MaxiSport и Reebok, редактором соответствующей рубрики журналов Men’s Health и Men’s Fitness, ведущим спортпрограмм и турниров. Он на протяжении долгих лет занимался фитнесом и работал тренером.

  • Обучение проводится на базе высшего или среднего профессионального образования.
  • Время обучения составляет от 250 ак. ч.
  • Форма обучения заочная с использованием дистанционных образовательных технологий.
  • Выдается диплом установленного образца, дающий право на ведение профессиональной деятельности в соответствии с пройденной программой профессиональной переподготовки.

Профессиональная переподготовка от 250 ак. ч. Профессиональная переподготовка от 500 ак. ч. Профессиональная переподготовка от 1000 ак. ч.


По факту прохождения обучения контрольное тестирование.
Выполнение аттестационной работы.
Выдается диплом установленного образца.
По факту прохождения обучения контрольное тестирование.
Выполнение аттестационной работы.
Выдается диплом установленного образца.

9900 руб. СКАЧАТЬ ЗАЯВКУ

14900 руб. СКАЧАТЬ ЗАЯВКУ

24900 руб. СКАЧАТЬ ЗАЯВКУ


РАБОТАЕМ ПО ВСЕЙ РОССИИ

В настоящее время вступили в силу несколько профессиональных стандартов в сфере физической культуры и спорта, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта. В связи с этим актуализируется проблема образовательного ценза работников физкультурных и спортивных организаций. В настоящее время в таких организациях успешно работают тренеры и методисты, не имеющие базового физкультурно- спортивного образования. Профессиональный стандарт предусматривает решение проблемы посредством дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в организации. То есть, освоив программу профессиональной переподготовки, тренер-преподаватель или инструктор-методист получает право вести педагогическую деятельность в современной спортивной организации.

НАПРАВЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ЦЕНА

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
И СПОРТ

Руководитель физкультурно-спортивной организации 288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
Организационно-методическое обеспечение деятельности организации дополнительного образования в физкультуре
288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
Деятельность тренера-преподавателя в условиях реализации требований ФССП 288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
Менеджмент в сфере физической культуры и спорта
288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
Спортивный маркетинг
288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
Спортивный менеджмент
288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
Руководитель организации, осуществляющей деятельность в области спорта
288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
Сопровождающий инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних
288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
Инструктор-методист
288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
Инструктор-методист по адаптивной физической культуре
288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
Тренер-преподаватель
288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
Тренер
288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту
288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
Фитнес-тренер
288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
Физическая культура в дошкольных образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС
288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
Физическая культура в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС
288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
ПРОЙДЯ КУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ ДИПЛОМ УСТАНОВЛЕННОГО ОБРАЗЦА

Высшее спортивное образование стоит несколько особняком среди прочих. Поскольку, помимо педагогов физической культуры и тренеров, взращивает и спортсменов - гордость любой нации.

Кроме того, следует понимать - что в вузах физической культуры и спорта учат не только бегать, плавать или стрелять (или тому, как впоследствии обучить этому своих учеников). Важнейшие предметы для будущего учителя или тренера - психология, менеджмент, педагогика, анатомия, социология, правоведение и прочие, касающиеся не столько физического развития человека, сколько его психологического настроя. Поскольку ни одно спортивное достижение - даже самое незначительное - невозможно совершить без соответственного настроя. И именно в этом состоит предназначение будущего учителя физкультуры, тренера либо специалистов, разрабатывающих научные основы физической культуры, спорта, спортивного туризма и даже реабилитации людей с физическими недостатками.

Спортивные специальности

Спортивных специальностей согласно ФГОС, по большому счёту, существует не так много - их (укрупнено) всего 3 - педагоги (тренеры), педагоги-психологи и менеджеры по физической культуре и спорту. В связи с этим, рейтинг популярности правильнее было бы составлять по спортивным профессиям, которые может дать высшее спортивное образование, и в этом случае ТОП-5 будет выглядеть примерно так:

  • менеджер в системе олимпийского и профессионального спорта (закончивший одноимённый факультет);
  • тренер-преподаватель (в этой же системе) - особенно в таких рейтинговых и высокобюджетных видах спорта, как футбол, хоккей, большой теннис и некоторые другие;
  • специалист по валеологии;
  • менеджер в области спортивного туризма;
  • врач в области физической реабилитации.

Где получить

На сегодняшний день в Российской Федерации функционируют 25 и туризма (ф.к.и с.) - включая филиалы:

Кроме того, существуют ещё и десятки отдельных факультетов при педагогических и военных вузах - такие как, например, факультет ф.к.и.с при Сибирском государственном аэрокосмическом институте.

Согласно нового ФГОС, в учебные планы спортивных ВУЗов входят:

  • гуманитарно-социально-экономический цикл (разумеется, с базовой и вариативной частью), включающий часы по истории, философии, экономической теории, политологии, психологии, иностранному языку и т.д.);
  • естественнонаучный цикл (с обучением информатике, естественнонаучных основ ф.к.и с, спортивной метрологии и др.);
  • профессиональный цикл (анатомия, биохимия человека, педагогика и менеджмент ф.к.и с., методика и теория выбранного вида спорта, лечебная физкультура и массаж и т.д.);
  • и, наконец, практические занятия по нескольким, выбранным студентом, видам спорта).

Формы обучения

Обучение в спортивных вузах, согласно требованиям министерства науки и спорта, проводится как на бюджетной, так и на платной основе. По части же очного, заочного, вечернего и дистанционного обучения всё зависит от специфики вуза и выбранной специальности.

Второе высшее

Ограничений для получения второго высшего спортивного образования (а в спорте это очень распространённое явление) не существует - единственным отличием от получения первого является отсутствие бесплатной основы.