IV. Отношения и черты характера ученика

Каждый человек обладает определенными особенностями, которые выражаются в эмоциональных проявлениях, подборе конкретных поступков и реакций. Все это происходит автоматически и определяется людьми, как черты характера. Существует множество типов характера личности для быстрого определения, с каким человеком происходит .

Всем известно, что такое характер. Это набор качеств, которые присущи конкретному человеку. Вырабатывается характер в течение всей жизни. В детстве он является гибким и быстро меняющимся. С годами он обретает большую устойчивость и в конце закрепляется.. Что это такое и какие особенности имеются у данного явления, расскажет статья.

Что такое характер личности?

С характером другой личности сталкивается каждый человек. Что это такое? Это характеристика психики, которая объединяет в себе постоянные и устойчивые качества, определяющие поведение и отношение индивида. В переводе с греческого характер обозначает «черта», «примета». Это устойчивая характеристика, которая влияет на поведение, способы реагирования, деятельность и индивидуальные проявления человека.

Можно сказать, что характер личности определяет всю жизнь человека, его судьбу. Говорят о том, что судьба предопределена. На самом деле человек, который не подчиняется конкретным правилам и стратегиям, сам создает свою судьбу, которую потом и проживает.

Изменив характер, можно изменить судьбу, поскольку характер определяет реакцию, поведение, решения человека, которые он принимает в конкретной ситуации. Если посмотреть внимательно, то можно увидеть, что люди, схожие по своему характеру, живут одинаковой жизнью. Отличаются лишь детали, однако способы их и поведения совпадают.

Характер формируется на протяжении всей жизни человека. В любой момент его можно изменить, что во взрослом возрасте возможно лишь под влиянием собственного желания и силы воли. Если человек не может изменить своего характера, то не меняется его жизнь и предсказуемо ее развитие.

Черты характера личности

Характер меняется в зависимости от вида деятельности, социума, круга общения, отношения к самому себе и миру в целом. Если что-то из данных аспектов меняется, то это может повлиять на смену качества характера. Если же в жизни человека все остается неизменным, тогда и черты характера остаются неизменными.

Особенности характера личности

Характер личности формируется также под влиянием ценностей и моральных убеждений, которыми пользуется человек. Чем они устойчивее, тем больше человек закрепляется в своем поведении и проявлениях. Главной особенностью личностного характера является ее определенность, где можно отметить ведущие черты, которых всегда выделяется несколько. Определенность характера исчезает, если отсутствуют устойчивые качества.

В основе характера лежат также интересы, которые имеются у человека. Чем они устойчивее и постоянны, тем больше человек становится целенаправленным, настойчивым и цельным в своих проявлениях.

Определить особенности характера другого человека можно по его поступкам и их направленности. Важны как поступки, так и результаты, которых он достигает по окончании их совершения. Именно они и проявляют характер человека.

Темперамент и характер личности

Просматривается взаимосвязь и характера личности. Данные характеристики хоть и определяются психикой человека, однако являются разными величинами. Темперамент определяется структурой нервной системы, что делает его врожденным качеством, проявления которого невозможно изменить, однако можно просто чего-то делать.

Характер является гибким аспектом, который формируется на протяжении жизни. Человек может его менять, что определяется его жизнедеятельностью.

Характер формируется на основе того темперамента, с которым родился человек. Темперамент можно назвать базисом, на котором строится вся ветвь его качеств характера. При этом темперамент не меняется от внешних обстоятельств и вида деятельности.

Темперамент характеризуется тремя направленностями, каждая из которых имеет свою сложную структуру:

  1. Подвижность (активность). Она проявляется в активной деятельности, самовыражении, проявлении себя, что может быть как вялым, так и чрезмерно активным.
  2. Эмоциональность. Здесь отмечается разнообразие настроений и протеканий чувств. Определяется:
  • Лабильностью – скорость смены одного настроения на другое.
  • Впечатлительностью – глубина восприятия внешних эмоциональных раздражителей.
  • Импульсивностью – скорость перехода эмоции в побудительную силу совершения действий без ее обдумывания и принятия решения выполнять.
  1. Моторика.

Типы характера личности

Психологи разных времен пытались выделить типы характеров личности для определения конкретных групп людей. Э. Кречмер выделял 3 группы людей по типу их телосложения:

  1. Люди-пикники, склонные к набору лишнего веса, низкого роста, с крупным лицом, шеей, полноватые. Они легко адаптируемые к условиям мира, коммуникабельные и эмоциональные.
  2. Люди-атлетики, характеризующиеся развитой мускулатурой, высокие и широкоплечие, выносливые и с крупной грудной клеткой. Они не впечатлительные, властные, спокойные и практичные, сдержанные в жестах и мимике, плохо адаптируются.
  3. Люди-астеники, характеризующиеся худобой и неразвитой мускулатурой, узким лицом, длинными руками и ногами, плоской грудной клеткой. Они упрямые и серьезные, замкнутые и плохо адаптируемые к переменам.

К. Юнг предложил другую типологию, которая разделяет людей по типу мышления:

  • Экстраверты. Очень коммуникабельные и активные люди, которые склонны заводить множество знакомств. Они прямые и открытые. Любят путешествовать, заводить вечеринки, быть душой компании. Они ориентируются на объективные обстоятельства, а не на субъективные мнения людей.
  • Интроверты. Очень замкнутые и отгороженные от мира люди. У них мало друзей, поскольку им трудно налаживать контакты. Постоянно ведут анализ всего происходящего. Они очень тревожные и предпочитают одиночество.

Еще одна классификация разделяет людей на 4 психотипа в зависимости от их сочетания характера и темперамента:

  1. Холерики – неуравновешенные, быстрые, порывистые, страстные люди. Быстро истощаются из-за бессмысленного расходования сил. Склонны к эмоциональным вспышкам и сменам настроения.
  2. Флегматики – устойчивые в своих проявлениях, эмоциях и взглядах, неспешные, невозмутимые люди. Им склонно спокойствие и уравновешенность, упорство в работе. Внешне не проявляют эмоций.
  3. Меланхолики – ранимые люди, склонные к постоянному переживанию эмоций. Очень впечатлительные, остро реагируют на внешние проявления.
  4. Сангвиники – живые, подвижные и активные люди. Быстро реагируют на внешние обстоятельства и склонны получать множество впечатлений. В работе продуктивны. Легко переносят неудачи и неприятности.

Психологический характер личности

Изменения, которые происходят в психологическом характере личности, делят на закономерные (типичные) и индивидуальные (нетипичные).

Закономерные изменения происходят по мере того, как человек взрослеет и проходит через определенные перемены своего организма. Детские черты исчезают, заменяясь взрослыми. К детским чертам относят капризность, безответственность, страхи, плаксивость. К взрослым – мудрость, жизненный опыт, терпимость, разумность, расчетливость и т. д.

Многое здесь определяется теми ситуациями, с которыми человек часто сталкивается. Общение с людьми, различные обстоятельства, удачи и неудачи, трагедии определяют смену взглядов и ценностей у человека. Вот почему люди одной возрастной группы отличаются между собой, поскольку у всех был свой жизненный опыт. Здесь формируются индивидуальные черты, которые зависят от жизненных обстоятельств, через которые каждая личность проходит.

Черты быстрее сменяются на другие, если они похожи на предыдущие или включают их.

Социальный характер личности

Под социальным характером личности понимаются те качества, которые должны быть свойственны абсолютно всем людям того или иного социума. Выходя в общество, человек должен проявлять не только индивидуальные черты, но и те качества, которые считаются приемлемыми, одобряемыми, нормальными. Такой набор формируется обществом, СМИ, культурой, воспитанием, общеобразовательными учреждениями, религией и т. д. Следует отметить, что родители воспитывают своих детей тоже в зависимости от тех рамок и норм, которые приняты в обществе.

Согласно Э. Фромму, социальный характер личности – это способ приспособления человека к тому обществу, в котором он находится. Это безнаказанный и свободный способ существования в конкретном социуме. Он считал, что ни одно общество не позволяет человеку самореализовываться в полную силу, поскольку всегда диктует свои правила и нормы, которые должны быть превыше индивидуальных особенностей и желаний. Вот почему человек всегда находится в конфликте с социумом, когда он должен подчиняться, чтобы быть принятым, или старается протестовать, что может быть наказуемо.

Социум никогда не позволит человеку проявлять себя в полную силу, что мешает реализовывать свои задатки и вредит самому индивиду. Должно произойти искажение характера, когда каждый подгоняет себя под определенные рамки и нормы, принятые в социуме. Лишь путем развития в человеке социального характера общество делает его безопасным для себя. Здесь важна не личность, а ее безопасные проявления, которые будут приемлемыми в обществе. Иначе пойдет наказание за любое индивидуальное самовыражение, которое не вписывается в рамки.

Акцентуация характера личности

Под акцентуацией характера личности понимается набор качеств, которые ярко проявляются индивидом в пределах нормы. Ее делят на:

  • Скрытую – черты, которые проявляются нечасто либо вообще никогда. Однако при определенных условиях они могут проявиться.
  • Явную – черты, которые проявляются в крайней степени нормы и характеризуются постоянством.

К. Леонград выделил типы акцентуации:

  1. Истероидный – жажда внимания, эгоцентризм, потребность в почитании и одобрении, признании индивидуальных особенностей.
  2. Гипертимный – общительность, подвижность, склонность к озорству, чрезмерная самостоятельность.
  3. Астеноневротический – тревожность, высокая утомляемость.
  4. Психостенический – нерешительность, склонность к демагогии, анализу и самокопанию, мнительность.
  5. Шизоидный – отстраненность, замкнутость, необщительность.
  6. Возбудимый – периодичные тоскливые настроения, накопление раздражения.
  7. Сенситивный – повышенная обидчивость, чувствительность, стеснительность.
  8. Инфантильно-зависимый – задержка в детском возрасте, когда человек не берет на себя ответственности.
  9. Эмоционально-лабильный – изменчивость настроения.
  10. Неустойчивый – склонность к праздности, удовольствиям, развлечениям, безделью.

Итог

Характер личности часто помогает в понимании самой личности, поскольку все крутится вокруг ее внутреннего мира, который имеет проявления в виде реакций, эмоций, поведении, действий и даже достижений, которые на данный момент имеются. Рассмотрение различных типов характера может привести к следующему итогу – быстрому и легкому пониманию людей.

Характер является гибкой характеристикой, которую можно в любой момент изменить. Она может меняться как неосознанно, так и под влиянием силы воли человека, который контролирует проявление того или иного качества. Чем дольше человек проявляет конкретное качество, тем больше оно закрепляется и становится одной из его характеристик, влияющих на будущее развитие жизни.

Время на чтение: 2 мин

Характер личности – это качественная индивидуальная характеристика, объединяющая в себе устойчивые и постоянные свойства психики, которые определяют поведение и особенности отношения человека. Дословно, в переводе с греческого языка, характер означает примета, черта. Характер в структуре личности объединяет в себе совокупность различных ее качеств и свойств, накладывающих отпечаток на поведение, деятельность и индивидуальное проявление. Совокупность существенных, а главное, устойчивых свойств и качеств определяют весь образ жизни человека и его способы реагирования в той или иной ситуации.

Характер индивида формируется, определяется и образуется на протяжении всего его жизненного пути. Взаимосвязь характера и личности проявляется в деятельности, общении, обуславливая при этом типичные способы поведения.

Черты характера личности

Любая черта – это некоторый стабильный и неизменный стереотип поведения.

Характерные черты личности в общем смысле можно подразделить на те, которые задают общее направление развитию проявлений характера в комплексе (ведущие), и на те, которые определяются основными направленностями (второстепенные). Ведущие черты позволяют отразить саму суть характера и показать основные важные его проявления. Надо понимать, что любая черта характера человека будет отображать проявление его отношения к реальности, но это не значит, что любое его отношение и будет непосредственно чертой характера. В зависимости от среды жизнедеятельности индивида и определенных условий только некоторые проявления отношений станут определяющими чертами характера. Т.е. человек может на тот или иной раздражитель внутренней или внешней среды отреагировать агрессивно, но это не будет означать, что человек злобный по натуре.

В структуре характера каждого человека выделяют 4 группы. К первой группе относятся черты, определяющую основу личности, ее стержень. К ним относятся: честность и неискренность, принципиальность и малодушие, храбрость и трусость, и многие другие. Ко второй – черты, проявляющие отношение индивида непосредственно к другим людям. Например, уважение и презрение, доброта и злоба, и другие. Третью группу характеризует отношение личности к самой себе. К ней относятся: гордость, скромность, заносчивость, тщеславие, самокритичность и другие. Четвертая группа – это отношение к труду, выполняемой деятельности или работе. И характеризуется таким чертами, как трудолюбие и леность, ответственность и безответственность, активность и пассивность, и другие.

Некоторые ученые дополнительно выделяют еще одну группу, которая характеризует отношение человека к вещам, например, аккуратность и неряшливость.

Также выделяют такие типологические свойства черт характера, как аномальные и нормальные. Нормальные черты присущи людям, которые имеют здоровую психику, а к аномальным относятся люди, имеющие разнообразные психические заболевания. Следует заметить, что аналогичные личностные черты характера могут относиться одновременно к аномальным и к нормальным. Все зависит от степени выраженности или является ли она акцентуацией характера. Примером этому может быть здоровая подозрительность, но когда она зашкаливает – это приводит к .

Определяющую роль в формировании черт характера личности играет социум и отношение человека к нему. Нельзя судить о человеке, не видя, как он взаимодействует с коллективом, не учитывая его привязанностей, антипатий, товарищеских или дружественных отношений в обществе.

Отношение индивида к любому виду деятельности определяется его взаимоотношениями с другими лицами. Взаимодействие с другими людьми может побуждать человека к активности и рационализаторству или держать в напряжении, порождать его безынициативность. Представление индивида о самом себе обуславливается его взаимоотношениям с людьми и отношением к деятельности. Основой в формировании сознания личности выступает непосредственно отношение к другим индивидам. Верная оценка черт характера личности другого человека является основополагающим обстоятельством при формировании самооценки. Также, следует заметить, что при смене деятельности человека меняются не только способы, методы и предмет этой деятельности, но и меняется отношение человека к себе в новой роли деятеля.

Особенности характера личности

Главнейшей особенностью характера в структуре личности является – его определенность. Но это не означает доминирование одной черты. Господствовать в характере могут несколько черт, противоречащих или не противоречащих друг другу. Характер может потерять свою определенность при отсутствии четко выраженных его черт. Система моральных ценностей и убеждений личности является также ведущим и определяющим фактором в формировании особенностей характера. Они устанавливают долговременную направленность поведения личности.

Особенности характера индивида неразрывно связаны с его устойчивыми и глубокими интересами. Недостаток цельности, самодостаточности и самостоятельности личности тесно взаимосвязан с неустойчивостью и поверхностностью интересов индивида. И, наоборот, цельность и целенаправленность, настойчивость человека напрямую зависит от содержательности и глубины его интересов. Однако сходство интересов еще не предполагает и схожесть характерных особенностей личности. Например, среди ученых можно встретить как веселых людей, так и грустных, как добрых, так и злых.

Чтобы понять особенности характера личности следует также обратить внимание и на его привязанности, досуг. Это может раскрыть новые грани и особенности нрава. Также важно обращать внимание на соответствие поступков человека его установленным целям, потому что индивид характеризуется не только действием, но и тем, как именно он их производит. Направленность деятельности и сами действия формируют у личности доминирующие духовные или материальные потребности, интересы. Поэтому, характер, следует понимать только как единство образа деяний и их направленность. Именно от сочетания особенностей характера личности и его свойств зависят настоящие достижения человека, а не от наличия умственных возможностей.

Темперамент и характер личности

Взаимосвязь характера и личности обусловлены также и темпераментом индивида, способностями и другими сторонами. А понятия темперамент и характер личности образуют ее структуру. Характер – это совокупность качественных свойств индивида, которые определяют его поступки, проявляющиеся в отношении к другим людям, действиям, вещам. Тогда как темперамент – это совокупность свойств психики индивида, влияющих на его поведенческие реакции. За проявление темперамента отвечает нервная система. Характер тоже неразрывно связан с психикой индивида, но черты его складываются на протяжении жизни под влиянием внешней среды. А темперамент это врожденный параметр, который изменить невозможно, можно только сдерживать отрицательные его проявления.

Предпосылкой характера является темперамент. Темперамент и характер в структуре личности тесно взаимосвязаны друг с другом, но вместе с тем отличны друг от друга.

Темперамент заключает в себе психические несхожести между людьми. Он различается по глубине и силе проявлений эмоций, активности действий, впечатлительности и другим индивидуальным, устойчивым, динамическим особенностям психики.

Можно сделать вывод, что темперамент это врожденный фундамент и базис, на котором формируется личность как член социума. Поэтому наиболее устойчивые и постоянные свойства личности это темперамент. Он одинаково проявляется в любой деятельности вне зависимости от ее направленности или содержания. Остается неизменным и во взрослом возрасте.

Итак, темперамент – это персональные особенности индивида, которые обуславливают динамичность протекания его поведения и психических процессов. Т.е. понятие темперамент характеризует темп, интенсивность, продолжительность психических процессов, внешнюю поведенческую реакцию (активность, замедленность), но не убежденность во взглядах и интересах. Он также не является определением ценности личности и не обуславливает ее потенциал.

Выделяют три важных компонента темперамента, которые имеют отношение к общей подвижности (активность) человека, его эмоциональности и моторике. В свою очередь, каждый из компонентов владеет достаточно сложным строением и отличается различными формами психологического проявления.

Сущность активности лежит в стремлении индивида к самовыражению, преобразованию внешней составляющей действительности. При этом само направление, качество осуществления данных тенденций определяется как раз характерологическими особенностями личности и не только. Степень такой активности может быть от вялости и до высшего проявления подвижности – постоянного подъема.

Эмоциональный компонент темперамента личности являет собой совокупность свойств, которые характеризуют особенности протекания разнообразных чувств и настроений. Данный компонент наиболее сложный по своей структуре в сравнении с остальными. Его основные характеристики это – лабильность, впечатлительность и импульсивность. Эмоциональная лабильность – это скорость, с которой одно эмоциональное состояние сменяется другим или прекращается. Под впечатлительностью понимают восприимчивость субъекта к эмоциональным воздействиям. Импульсивность – это скорость, с которой эмоция превращается в побудительную причину и силу поступков и деяний без их предварительного продумывания и принятия осознанного решения выполнять их.

Характер и темперамент личности неразрывно связаны между собой. Доминирование одного типа темперамента может помочь с определением характера субъектов в целом.

Типы характера личности

Сегодня в специфической литературе существует множество критериев, по которым определяют типы характера личности.

Типология, предложенная Э. Кречмером, сейчас является наиболее популярной. Заключается она в разделении людей на три группы в зависимости от их телосложения.

Люди-пикники – это люди, которые склонны к образованию излишнего веса или слегка полноватые, небольшого роста, но с крупной головой, широким лицом и укороченной шеей. Тип характера у них соответствует циклотимикам. Они эмоциональные, коммуникабельные, легко адаптирующиеся к разнообразным условиям.

Люди-атлетики – это высокие и широкоплечие люди, с хорошо развитыми мускулами, выносливым скелетом и могучей грудной клеткой. Им соответствуют иксотимический тип характера. Это люди властные и достаточно практичные, спокойные и невпечатлительные. Иксотимики сдержаны в жестах и мимике, плохо адаптируются к переменам.

Люди-астеники – это люди, склонные к худобе, мускулатура слабо развита, грудная клетка плоская, руки и ноги длинноватые, обладают удлиненным лицом. Соответствует типу характера шизотимикам. Такие люди очень серьезные и склонны к упрямству, трудно адаптируются к переменам. Характеризуются замкнутостью.

К.Г. Юнг разработал другую типологию. В основе ее лежат преобладающие функции психики (мышление, интуиция). Его классификация разделяет субъектов на интровертов и экстравертов в зависимости от доминирования внешнего или внутреннего мира.

Экстраверт характеризуется прямотой, открытостью. Такой человек чрезвычайно коммуникабельный, активный и имеет множество друзей, товарищей и просто знакомых. Экстраверты любят путешествовать и брать от жизни все. Экстраверт часто становится инициатором вечеринок, в компаниях он становится их душой. В обычной жизни он ориентируется только на обстоятельства, а не на субъективное мнение окружающих.

Интроверт, наоборот, характеризуется замкнутостью, обращенностью в себя. Такой человек отгораживается от окружающей среды, тщательно поддает анализу все события. Интроверту тяжело даются контакты с людьми, поэтому у него мало друзей и знакомых. Интроверты предпочитаю одиночество шумным компаниям. У этих людей завышенная степень тревожности.

Также существует типология, основанная на взаимосвязи характера и темперамента, которая подразделяет людей на 4 психотипа.

Холерик – это довольно порывистый, быстрый, страстный и наряду с этим неуравновешенный человек. Такие люди подвержены резким сменам настроений и эмоциональным вспышкам. Холерики не обладают равновесием нервных процессов, поэтому быстро истощаются, бездумно расходуя силы.

Флегматики отличаются невозмутимостью, неспешностью, устойчивостью настроений и стремлений. Внешне они практически не проявляют эмоции и чувства. Такие люди довольно настойчивы и упорны в работе, при этом всегда остаются уравновешенными и спокойными. Свою неспешность в работе флегматик компенсирует прилежанием.

Меланхолик представляет собой очень ранимого человека, склонного к стабильному переживанию различных событий. На любые внешние факторы или проявления меланхолик реагирует остро. Такие люди очень впечатлительны.

Сангвиник – это подвижный, активный человек, обладающий живостью характера. Он подвержен частым сменам впечатлений и характеризуется быстротой реакций на любые события. Легко примерим с неудачами или неприятностями, постигшими его. Когда сангвинику интересна его работа – он будет достаточно продуктивен.

Также К. Леонгардом выделено 12 типов, часто встречающихся у людей с неврозами, акцентуированных харак­теров. А Э. Фромм описал три социальные типы характеров.

Психологический характер личности

Всем уже давно известно, что в психологическом характере личности в процессе ее развития и жизнедеятельности происходят существенные изменения. Такие изменения подвержены типичным (закономерным) и нетипичным (индивидуальным) тенденциям.

К типичным тенденциям относят изменения, происходящие с психологическим характером в процессе взросления человека. Происходит это потому, что чем старше становится индивид, тем быстрее он избавляется от детских проявлений в характере, которые и отличают детское поведение от взрослого. К детским чертам характера личности можно отнести капризность, плаксивость, страхи, безответственность. К взрослым чертам, которые приходят с возрастом, можно отнести терпимость, жизненный опыт, разумность, мудрость, расчетливость и др.

По мере продвижения по жизненному пути и приобретению жизненного опыта у индивида происходят изменения во взглядах на события, и меняются их отношения к ним. Что в совокупности тоже влияет на окончательное формирование характера. Поэтому существуют определенные различия между людьми разных возрастных групп.

Так, например, люди в возрасте приблизительно от 30 до 40 лет обитают в основном в будущем, они живут идеями и планами. Все их мысли, их активность направлены на реализацию будущего. А люди, достигшие 50 лет, подошли к рубежу, где встречается их сегодняшняя жизнь одновременно с прошлой жизнью и будущей. И поэтому, их характер видоизменяется таким образом, чтобы соответствовать настоящему. Это тот возраст, когда люди полностью прощаются с мечтами, но еще не готовы ностальгировать по прожитым годам. Люди, которые преодолели 60-летний рубеж, о будущем уже практически не задумываются, их намного больше волнует настоящее, у них появляются воспоминания о прошлом. Также в связи с физическими недомоганиями им уже недоступен ранее взятый темп и ритм жизни. Это приводит к появлению таких черт характера, как неторопливость, размеренность, умиротворенность.

Нетипичные, специфические тенденция связаны непосредственно с событиями, пережитыми человеком, т.е. обуславливаются прошлой жизнью.

Как правило, гораздо быстрее закрепляются и быстрее появляются такие черты характера, которые похожи на уже имеющиеся.

Следует всегда помнить, что характер это не неизменная величина, он формируется на протяжении всего жизненного цикла человека.

Социальный характер личности

Индивиды любого социума, несмотря на их индивидуальные личностные особенности и различия, обладают общим в своих психологических проявлениях и свойствах, поэтому действуют как обычные представители данного социума.

Социальный характер личности – это общий способ приспосабливаемости личности к влиянию социума. Он создается религией, культурой, системой образования и воспитанием в семье. Также следует учитывать, что даже в семье ребенок получает то воспитание, которое одобрено в данном социуме и соответствует культуре, считается нормальным, обычным и естественным.

По Э. Фромму социальный характер означает результат приспособления человека к тому или иному образу организации социума, к культуре, в которой он воспитывается. Он считает, что ни одно из известных развитых обществ в мире не дадут личности самореализоваться в полной мере. Из этого выходит, что личность с рождения находится в конфликте с обществом. Поэтому, можно сделать вывод, что социальный характер личности – это своеобразный механизм, позволяющий личности свободно и безнаказанно существовать в любом социуме.

Процесс адаптации индивида в обществе происходит с искажением характера самого индивида и его личности, в ущерб ей. Социальный характер по Фромму это своеобразная защита, ответ индивида на ситуацию, которая вызывает фрустрацию на социальную среду, не дающую свободно самовыражаться личности и полноценно развиваться, ставящей ее заведомо в рамки и ограничения. В обществе человек не сможет полностью развить, заложенные в него природой, задатки и возможности. Как считал Фромм, социальный характер прививается индивиду и носит стабилизирующий характер. С того момента как индивид начал обладать социальным характером, он становится полностью безопасным для общества, в котором он живет. Фромм выделил несколько вариантов такого характера.

Акцентуация характера личности

Акцентуация характера личности – это ярко выраженная особенность черт характера, находящаяся в пределах признанной нормы. В зависимости от величины выраженности черты характера акцентуацию подразделяют на скрытую и явную.

Под влиянием специфических факторов среды или обстоятельств, некоторые слабовыраженные или совсем не проявляющиеся черты могут ярко выразиться – это называется скрытой акцентуацией.

Под явной акцентуацией понимают крайнее проявление нормы. Такой тип характеризуется постоянством черт для определенного характера. Акцентуации опасны тем, что могут способствовать развитию расстройств психики, ситуативно-определенным патологическим нарушениям поведения, неврозов и др. Однако не стоит путать и отождествлять акцентуацию характера личности с понятием патология психики.

К. Леонград выделил основные типы и сочетания акцентуаций.

Особенностью истероидного типа является эгоцентризм, чрезмерная жажда внимания, признания индивидуальных способностей, потребность в одобрении и почитании.

Высокой степенью общительности, подвижностью, склонностью к озорству, чрезмерной самостоятельности склонны люди с гипертимным типом.

Астеноневротический – характеризуется высокой утомляемостью, раздражительностью, тревожностью.

Психостенический – проявляется нерешительностью, любовью к демагогии, самокопанию и анализу, мнительностью.

Отличительной чертой шизоидного типа является замкнутость, отстраненность, необщительность.

Сенситивный тип проявляется повышенной обидчивостью, чувствительностью, стеснительностью.

Возбудимый – характеризуется склонностью к регулярно повторяющимся периодам тоскливого настроения, накапливанию раздражения.

Эмоционально-лабильный – характеризуется очень изменчивым настроением.

Инфантильно-зависимый – наблюдается у людей, заигравшихся в детей, которые избегают брать ответственность на себя за свои действия.

Неустойчивый тип – проявляется в постоянной тяге к различного рода развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Черты личности (свойства личности, личностные черты) - черты и характеристики человека, описывающие его внутренние (а еще точнее - глубинные) особенности. То, что нужно знать об особенностях его поведения, общения и реагирования на те или иные ситуации не конкретно сейчас, а при долговременных контактах с человеком.

К личностным чертам относят глубинные особенности, имеющие как биологическую, так и социальную природу, и определяющие более поверхностые, ситуативные проявления.

Добросовестность, как личностная черта, в конкретной ситуации проявит себя как готовность довести дело до конца.

Позитивные черты личности часто называют: качества личности .

Какие особенности личности можно причислить к личностным чертам? Проще отметить, что к личностным чертам не относится. Не являются чертами личности характеристики, описывающие:

  1. Субъективное отношение к личности (Необычный, Удивительный, Неприятный).
  2. Физические качества человека (Ловкий, Красивый).
  3. Социальные характеристики и "звания" (Опытный, Мудрый, Передовик производства, Святой, Просветленный).
  4. Временное, не устойчивое состояние человека, например ситуативное (Усталый) или зависящее от настроения (Понурый или Излучающий счастье). В отличии от позиции, которую можно оперативно выбирать, личностная черта оперативно не меняется. Личностная черта - неизменное обстоятельство, с которым можно только считаться, использовать или преодолевать. Примерно как погода за окном: изменить мы ее не можем, но если там идет дождь, мы можем взять зонтик и пойти куда надо.

Можно ли привести полный список черт личности? - Создать полный, «правильный» список черт личности невозможно: с одной стороны, он бесконечен (ограничен только возможностями языка и фантазией его владельца​), с другой стороны, этот список создается под конкретные нужды конкретного исследования и поэтому всегда произволен.

Пытаясь добиться всестороннего описания личности, Р. Кеттелл начал со сбора всех названий свойств личности, встречающихся либо в словарях типа составленного Г. Олпортом и X. Одбертом, либо в психиатрической и психологической литературе. Полученный список названий (4500 характеристик) за счет объединения явных синонимов был сокращен до 171 свойства личности.

Далее, является ли некоторая ситуативная особенность личности ее выбранной позицией либо стабильной чертой, сказать не всегда возможно. Позиция, это , это выбранный человеком определенный образ мышления и отношения, то черты личности - стабильные особенности личности. В отличии от позиции, которую можно оперативно выбирать, личностная черта оперативно не меняется.

Если человек ведет себя как Жертва, это его черта или ситуативный выбор? Чтобы ответить на такой вопрос, нужно наблюдать за человеком в разных ситуациях. Многие из особенностей личности можно одновременно отнести и к чертам, и к позиции, отметив при этом «перевес» того или другого, характерный для определенной культуры данного времени. Например, сегодня чаще позиция, нежели личностная черта взрослого человека . Мало про кого можно определенно сказать, что ему присуща стабильная характеристика всегда заботиться о себе и всегда только за свой счет. Чаще человек в той или иной ситуации оперативно выбирает такой способ жизни, а в другой ситуации он может принять другое решение. Впрочем, можно говорить и о том, что часть людей придерживаются позиции Потребителя, сделав сознательный выбор и сделав это уже своей стабильной привычкой. И в этом смысле - личностной чертой.

Наиболее распространен список черт личности, используемый в классических психологических тестах: MMPI , тесте Кеттелла и других. По Кеттелу, это в первую очередь: «замкнутость - общительность », интеллект , «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность », «подчиненность - доминантность », «сдержанность - экспрессивность », «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения », «робость - смелость », «жесткость – чувствительность », «доверчивость - подозрительность », «практичность - мечтательность », «прямолинейность - дипломатичность », «спокойствие - тревожность », «консерватизм - радикализм », «конформизм - нонконформизм », «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль », «расслабленность - напряженность », «адекватная самооценка – неадекватная самооценка » (первичный факторы теста), а также "тревога", "экстраверсия - интроверсия ", "чувствительность" и "конформность" (вторичные факторы теста).

Кажется, что список актуальных по жизни черт личности несложно продолжить: это адекватность, внушаемость, воспитанность, искренность, перфекционизм, сдержанность и многие другие.

Сделать стройную систему черт личности затруднительно в первую очередь в связи с тем, что черты личности связаны друг с другом не только линейно, но и иерархически. Например, такие поведенческие привычки, как "Кивки", "Угуканье" и "Вспышки глазами" являются составляющими умения подавать знаки слушания - умения и привычки более высокого уровня. В свою очередь, знаки слушания вместе с подстройками по телу, подстройками по словарю являются составляющими умения слушать . В свою очередь, умение слушать вместе умением говорить чёткими тезисами, навыком оперирования фактами и конкретикой и привычкой подводить итоги являются составляющими вдумчивого общения, которое в свою очередь является частью эффективного общения. Эффективное общение входит, как элемент, в эффективное руководство, и так далее.

​С точки зрения нужд практики список черт личности можно существенно сузить, выделив корневые, основополагающие, собственно личностные черты. Таковыми принято считать ,


Образец психолого-педагогической характеристики ученика:

Материал для написания психолого-педагогической характеристики собирался в период с 11.04.2011 г. по 07.05.2011 г. В процессе сбора материала использовались следующие методы: наблюдение во время учебных занятий, во время перемен; беседа с учеником, классным руководителем и другими учащимися класса, учителем-предметником; тестирование; изучение классного журнала, личных дел.

1. Общие сведения об учащемся

Иванов Андрей Александрович — ученик 6 «В» класса СШ № 10 города N. Родился 31 мая 1999. По результатам медицинского обследования он числится в 1-ой группе здоровья. Медицинская группа по физической культуре — основная. Медицинскими работниками даны рекомендации закаливания.

2. Условия семейного воспитания

Семья, в которой живёт Иванов Андрей, по составу — полная. Отец — Иванов Александр Александрович — работает на … Мать — Иванова Елена Михайловна — преподавателем в … В беседе с классным руководителем выяснилось, что психологическая обстановка в семье способствует развитию ребёнка. Дружеские взаимоотношения между членами семьи играют основополагающую роль в полноценном развитии мальчика. Родители уделяют достаточное внимание обучению сына, при необходимости помогают в подготовке домашних заданий.

Для Андрея созданы все условия для нормального развития. У мальчика имеется место для уединения — своя комната, где он может спокойно выполнять домашние задания.

Из ответов на вопросы предоставленной Андрею анкеты выяснилось, что у мальчика также имеются и обязанности по дому: ходить в магазин, мыть посуду, выносить мусор, особенно нравится мальчику поливать цветы.

Это свидетельствует о том, что родители прививают своему сыну трудолюбие, аккуратность, любовь к порядку.

По словам классного руководителя, родители Иванова Андрея регулярно посещают родительские собрания, участвуют в общественной жизни школы. Они также интересуются успехами сына, консультируются у классного руководителя по вопросам воспитания, развития тех или иных задатков Андрея. Немаловажно также и то, что родители мальчика регулярно просматривают дневник, вовремя расписываются, реагируют на записи в дневнике, что свидетельствует об ответственности и активной родительской позиции.

3. Учебная деятельность учащегося

Первое, что необходимо отметить после наблюдений за Ивановым Андреем, — это его добросовестное отношение к учёбе. У него высокий уровень внимания: замечает ошибки, допущенные учениками при выполнении задания на доске, быстро реагирует на вопросы при устной работе. У мальчика хорошо развито мышление, он легко обобщает материал, систематизирует и анализирует его.

У Андрея хорошая успеваемость по всем предметам. Любимыми предметами являются следующие: математика, информатика, белорусский и русский языки, белорусская и русская литературы. Общий средний балл по всем предметам составляет 8,3 балла.

Иванов Андрей проявляет высокую активность на уроках. Он одним из первых отвечает на вопросы учителя, всегда поднимает руку. Несмотря на то что ответы мальчика не всегда верные, его активность свидетельствует о старательности в учёбе. Важно отметить и тот факт, что Андрей проявляет интерес к различным предметам: относящимся как к точным наукам, так и к гуманитарным. Мальчик тщательно выполняет домашние задания, всегда старается ответить на вопросы учителя. Это может свидетельствовать о целеустремлённости и лидерских качествах.

По словам самого ученика, ему нравится учиться, и это не составляет особого труда, но в то же время он хотел бы учиться лучше.

4. Трудовая деятельность учащегося

Иванов Андрей проявляет заинтересованность не только в учебной деятельности, но в различных видах внеурочной деятельности. Он посещает факультатив по информатике и математике, спортивную секцию (баскетбол), музыкальную школу. В свободное время Андрей также любит поиграть в компьютерные игры или провести время на улице с друзьями.

Если мальчику поручают общественное дело, то он выполняет его добросовестно.

Несмотря на то, что Андрей учится ещё только в 6 классе, но с выбором профессии уже определился: по его собственным словам, в будущем мальчик мечтает стать «великим математиком» и хотел бы «учиться в Италии».

5. Психологические особенности личности учащегося

В результате наблюдений за Андреем установлено, что ему присущи такие качества эмоционально-волевой сферы, как целеустремлённость, настойчивость, самостоятельность, активность. Преобладающие типы темперамента — сангвинический (55%) и холерический. Эти типы соответствуют таким характеристикам ученика, как высокая трудоспособность, но в то же время неустойчивость в интересах и склонностях; оптимизм, общительность, отзывчивость; решительность, энергичность, настойчивость; средний уровень силы нервных процессов, высокая уравновешенность нервных процессов, очень высокая подвижность нервной системы.

Методика изучения самооценки показала, что Андрей обладает несколько завышенной самооценкой. Зачастую ему не хватает выдержки. Например, он очень быстро отвечает на вопросы учителей, хотя его ответы не всегда точны, хотя у мальчика хорошо развита речь. Но для Андрея характерна самокритичность: ученик вполне адекватно оценивает свои возможности, уверен в себе.

Несмотря на активную позицию ученика как в учебной, так и в общественной деятельности, ему присущи скромность, доброта, аккуратность, искренность, отзывчивость. Андрей переживает, если совершает ошибки, и старается их исправить.

У мальчика хорошая успеваемость по всем предметам. Но в анкете он ответил, что любимыми предметами являются следующие: математика, информатика, белорусский и русский языки, белорусская и русская литературы.

Ученик быстро запоминает материал, правильно устанавливает связи между новым и пройденным материалом, быстро находит нужное правило для выполнения задания.

Андрей проявляет высокую активность на уроках. Он одним из первых отвечает на вопросы учителя, всегда поднимает руку.

Мальчик очень общителен, в классе ни с кем не конфликтует, имеет много друзей. Хочется отметить также высокую культуру общения Андрей: он всегда вежлив, тактичен, уважительно относится к своим родителям, учителям, старшим.

6. Особенности познавательной деятельности

Как уже было сказано, Андрей обладает высоким уровнем внимания (всегда замечает ошибки на доске). Он отличается способностью к своевременному переключению и распределению внимания, что неоднократно было замечено мной на уроках математики и информатики.

У Андрея наиболее развиты такие типы памяти, как моторно-слуховая икомбинированная (коэффициент памяти в обоих типах составил 70). Менее развит слуховой тип памяти (коэффициент составил 60).

Также у мальчика хорошо развито мышление, он легко обобщает материал, систематизирует и анализирует его. У Андрея очень хорошо развита речь, в большинстве случаев он правильно формулирует свои мысли. В целом, уровень общего умственного развития достаточно высокий, в некоторых ситуациях мальчик опережает своих сверстников.

7. Общие психолого-педагогические выводы

На основе представленных данных и их анализе можно сделать вывод о разностороннем развитии личности Иванова Андрея. Он очень способный, целеустремлённый, любознательный, с широким кругозором ученик.

Андрей очень общителен, не конфликтен, умеет принимать критику. Мальчик умело сочетает учебную и внеурочную виды деятельности. У Андрея большой потенциал способностей к изучению точных наук, где необходимо применение логического мышления, но также имеется и интерес к творчеству. Ему следует продолжать развитие в этих направлениях.

Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.

Характеристика на ученика в военкомат - это свидетельство, содержащее описание характерных и отличительных черт и качеств подростка и отражающее мнение учебного заведения о нем. Этот документ нужен в том случае, когда появляется необходимость дать оценку юноше и установить в его отношении постановления властей. Именно от содержания характеристики во многом зависит, будет призывник служить в армии или нет. Поэтому указанные в данном документе характерные черты личности ученика для военкомата должны быть изложены четко и достоверно.

Документ для военкома

Наряду с другими стандартными документами характеристику прикрепляют в личное дело призывника. После тщательного изучения психотерапевтом во время призывных мероприятий, в зависимости от ее содержания, выносится решение о том, в какие виды войск призывник годен.

Характеристика с места учебы для военкомата важна тем, что содержит оценку социальной активности, инициативности и поведения юноши в социуме. Подобные документы играют далеко не последнюю роль, поэтому здесь нужно указать общественно-психические нюансы характеризуемой личности. Не менее важными являются и данные об успеваемости ученика.

Значение содержания характеристики

Однако это только в теории, на практике же характеристика для военкомата с места учебы носит сугубо формальный характер. Чаще всего ее содержание принимают в расчет, когда речь идет о распределении в элитные виды войск. В таком случае представители комиссариата рассматривают психологический портрет молодого человека. Если сведения, указанные в данном документе, носят негативный оттенок, то призывник вряд ли попадет на службу в ВДВ, отряды морской пехоты или Президентский полк.

Психологи военного комиссариата тщательно изучают характер призывника и в случае его пожеланий попасть на альтернативную гражданскую службу. Поскольку пацифистский настрой молодого человека сложно подтвердить документально, характеристика становится основным документом, подтверждающим или опровергающим моральный настрой призывника.

Кто может дать личностную оценку

Характеристика в военкомат на ученика из школы может быть представлена в двух видах: обычная или психологическая. Первый вариант является обязательным свидетельством. Ее пишет классный руководитель. В этом случае характеристика будет содержать основные пункты, которые расскажут о семье ученика, о его успеваемости, интеллектуальном развитии, о социальном статусе, занимаемом в классе, уровне самооценки и основных психологических качествах. Таким образом, педагогическое свидетельство должно содержать полную и емкую информацию о юноше.

Из высшего или средне-профессионального учебного заведения для военкомата характерные черты личности ученика (студента) фиксирует должностное лицо - сотрудник деканата.

Психологическая характеристика

Иногда по запросу компетентных служб запрашивается психологическая характеристика. Кроме общих сведений о призывнике, этот документ должен содержать пункты, описывающие психологические особенности юноши. В данном случае характерные черты личности ученика для военкомата описывает психолог.

Однако, прежде чем характеризовать молодого человека, требуется провести целый комплекс исследований, чтобы максимально полно выявить основные его черты. Кроме результатов, понадобится описать и методики, используемые для исследования и тестирования ученика. Немаловажное значение будет иметь и описание поведения юноши при проведении тестов.

Форма документа

Характеристика не имеет какой-то строгой формы заполнения, тем не менее при ее оформлении следует учитывать определенные правила и пункты, которые необходимо указать. Подобная оценка пишется в свободном стиле от руки или печатным способом.

Структура документа

Правила написания характеристики на ученика в военкомат в основном складываются из определенных общепринятых формулировок. В структуру свидетельства, определяющего основные черты характера юноши, должны входить:

  • Блок с личной информацией, где указывается Ф. И. О. ученика, дата рождения, адрес проживания, место учебы, год поступления в учебное заведение.
  • Блок, содержащий сведения о составе семьи, материальном положении и внутрисемейных отношениях. Здесь указываются ближайшие родственники.
  • Блок, описывающий психологический портрет юноши, включающий в себя информацию о его моральных качествах и поведенческих нормах.
  • Блок, информирующий о поведении на месте учебы и отношениях с одноклассниками и однокурсниками. Указывается средний балл успеваемости, уровень физической подготовки и владения иностранными языками.
  • Успехи и достижения в процессе учебы. Участие в общественной жизни учебного заведения.
  • Увлечения молодого человека, его привычки.

Описанные в свидетельстве характерные черты личности ученика для военкомата должны не только содержать хорошие качества призывника, но и указывать его недостатки. Ответственным лицом должна быть внесена информация, если молодой человек имеет приводы в отделение полиции, о конфликтах и склонностях к сменам настроения, вспышкам гнева или депрессии. Несмотря на то что многие образцы характеристики в военкомат не содержат этого пункта, упускать его ни в коем случае нельзя.

Важность точных сведений

Достоверная и полная информация о личностных качествах призывника поможет избежать нежелательных ситуаций. Своевременное информирование сотрудников военного комиссариата об особенностях характера юноши предупреждает возникновение возможных конфликтов во время службы.

Специфика написания общей психолого-педагогической характеристики ученика

Некоторые описания примеров характерных черт личности ученика для военкомата, кроме общепринятых пунктов и блоков, могут содержать подробную информацию об отклонении в развитии или нарушении моторики в физической или познавательной деятельности и особенностях речи. В пунктах, характеризующих умственные способности ученика, обязательно должна быть отражена информация об особенностях способности анализировать и синтезировать информацию, полученную путем зрительного и слухового восприятия.

Здесь же может быть охарактеризована эмоционально-волевая сфера ученика: чувствительность, преобладающие настроения, уровень психоэмоциональной возбудимости, присутствие вспышек гнева, подчиняемость, внушаемость. Также, при наличии, указываются патологические влечения юноши.

При описании характерных черт личности ученика для военкомата педагог вправе сделать выводы о направленности личности. Он обязан указать основные интересы, критерии самооценки и ответственности ученика. В задачи ответственного лица входит сформировать оценку поведения норм и правил поведения ученика в социуме, определить место и роль в коллективе, указать на уровень социальной адаптации юноши и взаимоотношений с окружающими.

В составляемой характеристике ответственное лицо вправе отразить собственные выводы об ученике или указать общее мнение педагогического состава.

Образец характеристики ученика в военкомат из школы

Характеристика на ученика 11 "Б" класса

МБОУ «Гимназия № 5»

г. Барнаула, Алтайского края

Петрова Владислава Федоровича

Петров Владислав Федорович 1990 г. р. является учащимся МБОУ «Гимназия № 5» с 2008 г. В настоящее время завершает обучение в 11-м классе.

Уровень физической подготовки - высокий. Здоров, группа физической подготовки - основная. Алкоголь и наркотики не употребляет. К табакокурению имеет отрицательное отношение. В полицию приводов не было.

Рост - 172 см, вес - 70 кг. Физическое развитие соответствует возрастным нормам.

Состав семьи:

  • Мать работает поваром в школьной столовой, образование - среднее специальное.
  • Отец работает технологом на деревообрабатывающем предприятии, образование - высшее.
  • Брат обучается в 6-м классе.
  • По линии отца есть бабушка и дедушка по линии матери.

Живут в собственном доме, жилищные условия - хорошие.

Семья относится к среднему уровню материального достатка.

Взаимоотношения в семье - теплые, доверительные. Дома к школьнику относятся с заботой и пониманием, контролируют соблюдение школьной дисциплины и уровень успеваемости. В свою очередь, школьник с уважением относится к близким. Особым авторитетом у него пользуется отец.

За время обучения в школе юноша проявил себя с положительной стороны. Педагогический состав характеризует его как ответственного, трудолюбивого и добросовестного ученика. Дисциплинирован, скромен, самостоятелен, общителен и дружелюбен по отношению к сверстникам. Собственное мнение умеет отстаивать.

По основным предметам учебного плана имеет оценки "хорошо" и "отлично". Средний балл успеваемости - 4.1

По характеру - спокойный, уравновешенный, стремится не допускать конфликтных ситуаций. При появлении конфликта старается прийти к компромиссу. Друзей много, у товарищей пользуется авторитетом. Всегда готов помочь одноклассникам и поддержать в трудную минуту.

Активный участник общественной и спортивной деятельности учебного заведения. Школьные поручения стремится выполнить с полной отдачей. Со второго класса занимается легкой атлетикой и периодически занимает призовые места в районных, городских и краевых спортивных мероприятиях.

Дата - 15.01.2018 г.

Директор - Черепанова Галина Петровна

Классный руководитель - Фролова Ирина Викторовна

В заключение

Характеристика для военкомата с места учебы - это своего рода резюме. Поэтому к определению основных характеризующих качеств и личностной оценке необходимо подходить с особой ответственностью. Ведь оттого, насколько точно и достоверно изложены факты, зависит не только эффективное распределение в те или иные войска, но и вероятность появления конфликтных ситуаций во время воинской службы.