Образ матери в поэзии С.Есенина. Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

Maxim Gorky

Образ матери в лирике Сергея Есенина

Как известно, в мировой литературе существует несколько устойчивых тем, которые повторяются из века в век в творчестве самых разных писателей и поэтов. Среди них - тема Родины, любви, природы, женщины в целом и женщины-матери в частности.

Для большинства из нас Сергей Есенин, в первую очередь, является певцом красоты русских просторов и старой деревни. Однако, внимательный читатель заметит, что тема Родины в творчестве поэта тесно перекликается с темой матери (Родина-мать). Исследователи есенинских произведений отмечают, что на ранних этапах своего развития Есенин редко говорит о матери. Её образ если и встречается, то, зачастую, приобретает сказочное звучание и используется автором в стихах, написанных в мифическом ключе. На ранних этапах поэт больше упоминает о дедушке с бабушкой, чей дом навсегда останется в памяти лирического героя как источник тепла и мира.

Наиболее отчетливо образ матери начинает проявляться у Есенина в последние годы его творчества. Разочаровавшись в целом ряде собственных убеждений и идеалов, поэт обращается к образу матери и родного дома как к единственному пристанищу человека в мрачном мире суровой действительности. Именно здесь герой его произведений ищет покоя и обретения гармонии. Исследователи отмечают, что в стихотворениях последних лет у Есенина все чаще звучит мотив блудного сына, который, вдоволь наскитавшись по чужим краям и хлебнув достаточно горя, ищет родной уголок, где его смогут принять и залечить душевные раны. Некоторые читатели убеждены, что поэт интуитивно предчувствовал скорую гибель и бессознательно искал защиты у той единственной женщины, которая всегда будет к нему отзывчива, милосердна и примет под своё крыло, спрятав от невзгод.


Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделенный индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. (чтение стихотворения «Разбуди меня завтра рано») Т.Ф. Есенина. Мать поэта




Верность, постоянство чувств, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и поэтизированы Есениным в образе матери. В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечет туда тоскующая о сыне мать, её светлая улыбка. (Чтение стихотворения «Ты запой мне ту песню»)


Светлый есенинский образ матери сродни эконописному – их роднит вечное терпение, ожидание, надежда на «помощь и отраду». С.Есенин создал в русской литературе настоящий культ матери. «Лучше тебя никого не видал» - так скажет поэт о своей матери. (Чтение стихотворения «Письмо матери»)

«Есенин деревня» - За что же на флоте Мы губили себя и других? До последнего вдоха поэт любил свою «малую родину». Эволюция взглядов Есенина на русскую деревню. Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. Одной из таких личностей является Сергей Есенин. Отношение С. Есенина к деревенской жизни. Чувство Родины.

«Сергей Есенин» - «Рязанские поля была моя страна», - вспоминал он впоследствии. Стихотворение «Береза» посвящено красавице-березе. Многие замечательные стихотворения С.Есенина посвящены родной природе. Впервые стихотворение «Береза» было опубликовано в 1914 году. Тема Родины – главная тема в творчестве С.А.Есенина. Посмотрим, какие эпитеты встречаются в стихотворении: «белая бахрома», «сонная тишина».

«Урок по Есенину» - Станция «Соображай-ка». Станция «Поиск». Кайма бахрома заря. Почему? жемчужные берёзы коралловые ветки белый снег. Речевая разминка. Спасибо за внимание! Какое словосочетание лишнее? Мчусь, как ветер, на коньках Вдоль лесной опушки… Станция «Запоминай-ка» С.Есенин «Поет зима – аукает…». Станция «Отгадай-ка».

«Смерть Есенина» - «Себя усопшего в гробу я вижу…». В графе «Алкоголь» ответил: «Много, с 24 лет». До свиданья, друг мой, до свиданья. 1921 год. Милый мой, ты у меня в груди. Жизнь моя, иль ты приснилась мне... Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди. Акт. От первой, утренней, рюмки уже темнело сознание». Что скрывать?

«Поэзия Есенина» - Клененочек маленький зеленое вымя вымя сосет красной водой поливает. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10». Капусты грядки Восход Два дерева. Переносное восприятие картины. Составление тезисов на основе прочитанного и проанализированного. Аннотация. Теоретическое обоснование темы. Незакатная звезда русской поэзии.

«Письмо матери»

Мать - это, пожалуй, единственный человек во всем цикле “хулиганских стихов”, к которому Есенин относится бережно, с любовью, потому, что и она любит его, как любила раньше, беспокоится за него. Но если раньше причиной этого беспокойства был всего лишь разбитый нос, то теперь - возможная гибель сына в пьяной драке:

И тебе в вечернем синем мраке

Часто чудится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Засадил под сердце финский нож.

Мать сохраняет в своем сердце не только любовь к сыну, но и идеалы прошлого, поэтому она - единственная из земных женщин является хранительницей софийного начала. Ее присутствие по-прежнему окружает ореолом святости и дом, и вещи, находящиеся в нем. Так было когда-то во времена детства поэта:

Я любил этот дом деревянный,

В бревнах теплилась грозная морщь,

Наша печь как-то дико и странно

Завывала в дождливую ночь.

Так остается и в настоящем времени, несмотря на разочарование поэта в окружающем мире:

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Тот вечерний, несказанный свет.

Стихотворение С. Есенина «Письмо матери» было написано поэтом в 1924 году, то есть в конце его жизни. Последний период творчества автора является вершиной его поэзии. Это поэзия примирения и подведения итогов. «Письмо матери» воспринимается не только как обращение к конкретному адресату, но - шире - как прощание с матерью-родиной:

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Читая есенинские произведения, видишь: поэт рос вместе со временем. В тяжелые минуты горестных раздумий сердце поэта тянулось к родительскому очагу, к родительскому дому. И, словно возрождая пушкинскую традицию поэтических посланий, С. Есенин обращается с письмом-стихотворением к матери.

В русской поэзии не раз звучало задушевное слово о матери, но есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к "милой, родной старушке". Его строки полны такой пронзительной сердечности, что они вроде бы и не воспринимаются как стихи, искусство, а как сама собою изливающаяся неизбывная нежность.

Поэт словно обнял "старушку" своей душой. Он обращается к ней любя, используя нежные, добрые слова. Его поэтический язык близок к разговорному, даже, скорее, к народному ("старушка", "избушка", "старомодный ветхий шушун", "шибко"). Эти слова придают фольклорную окраску образу матери. Она представляется милой, доброй, сердечной старушкой из романтической сказки. Но тем не менее, поэт в “Письме матери” прибегает к условности и идеализации образа - его мать, строгая и не слишком ласковая Татьяна Федоровна Есенина, была далека от образа, созданного ее сыном.

“Письмо матери” является поэтическим посланием Есенина к самому дорогому для него человеку. Каждая строка этого стихотворения полна сдержанной любви и нежности.

С. Есенин не раз указывал на фольклорные источники своей поэзии. И прежде всего на мелодичность, музыкальность. Не случайно, что до сих пор Есенин - поэт, на стихи которого поют песни. Лексика, используемые поэтом выражения воссоздают картину ветхой "избушки", в которой мать ждет возвращения сына, передают внутреннее состояние и чувства женщины-матери. Первая строфа начинается с риторического вопроса: "Ты жива еще, моя старушка?" В контексте стихотворения приведенная строчка обретает особый смысл: задавая вопрос, поэт не предполагает услышать ответ на него, он (вопрос) усиливает эмоциональность высказывания. В первой строчке С. Есенин восхищается стойкостью, терпением и нежной любовью своей матери. Эта строфа наполнена огромным смыслом: здесь тепло, и время, минувшее со дня последнего свидания сына и матери, и бедность жилища старушки; и безграничная любовь поэта к родному дому.

Во второй, используя восклицание, он как будто пытается уверить еще раз свою "старушку" в том, что у него все нормально, что он "не такой уж горький... пропойца, чтоб... умереть", не увидев родную мать. Заканчивается строфа уступительным предложением:

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Это - доброе пожелание любимому человеку с использованием великолепных эпитетов ("вечерний несказанный свет") и эмоционально окрашенного слова "струится". Во второй и третьей строфе чувствуются переживания С. Есенина о матери. Поэт осознает, что она знает о его погубленной жизни, о "кабацких драках", о запоях. Ее тоска столь велика, предчувствия столь нерадостны, что они мучают ее, и она "часто ходит на дорогу". Образ дороги не раз появляется в стихотворении. Она символизирует жизненный путь поэта, на котором все время появляется мать, желающая добра и счастья сыну. Но поэт, осознавая безвыходность своего положения, просит ее не волноваться, не тревожиться:

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

В третьей строфе появляется любимый есенинский эпитет "синий". Это цвет пасмурного неба, родниковой воды, расписных деревенских ставен, лесных цветов. Без этого цвета у С. Есенина нет почти ни одного стихотворения. Духовный кризис поэта подчеркивают эпитеты "вечерний", "ветхий", "тягостная". Не случайно употреблено и слово "саданул", в нем также чувствуется мысль автора об отдалении от вечных ценностей жизни. Резкость этого глагола смягчается в четвертой строфе восклицанием "ничего, родная..." и утвердительным предложением "успокойся". Кульминация завершена, и происходит развязка действия. Опять с искренней нежностью С. Есенин обращается к матери, пишет о том, что только возле нее, на родине, его ждет душевный отдых. В следующих строфах отражено желание сына успокоить мать, оправдаться, не дать ей поверить сплетням:

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

За долгие годы разлуки поэт не изменился в своем нежном, бережном отношении к матери. Очень романтично, возвышенно написаны пятая и шестая строфы, в которых поэт мечтает о возвращении домой (но не к прошлому):

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Характерен и образ белого сада, символизирующий яркую пору весны, юности поэта:

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

В последних строфах сдержанность уступает место накалу переживаний. В мыслях поэт уже видит себя вернувшимся в родительский дом, в по-весеннему белый сад, который сродни душевному настрою поэта, пережившего тоску и усталость.

Мать оказывается единственным близким поэту человеком, его единственной религией:

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Поэт как будто на одном дыхании заканчивает поэтическое произведение. Он использует анафору, которая придает эмоциональную окраску данным строчкам ("не буди...", "не волнуй...", "не сбылось...", "не учи...", "не надо...", "не грусти...", "не ходи..."). Такое усиленное отрицание показывает неуверенность в душе лирического героя. Кольцевая композиция придаёт завершенность произведения, а пятистопный хорей и перекрестная рифма создают особый ритм всего стихотворения, который несёт в себе душевное состояние лирического героя.

В стихотворениях С. Есенина, по-русски искренних и откровенных, чувствуется биение беспокойного, нежного сердца поэта. Недаром его поэзия была и остается близка и понятна многим русским людям. Ведь в ней "русский дух", в ней "Русью пахнет". Лирика поэта близка и понятна, в ней чувствуется человеческое добро и тепло, которое так необходимо в наше трудное время.

Сыновье чувство в этом небольшом произведении передано с огромной художественной силой. Доброй улыбкой поэта согрета каждая строка этого стихотворения. Оно написано просто, без пышных фраз, высоких слов. В нем вся душа Сергея Есенина.

Образ матери в творчестве С. Есенина. Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке. Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания сыновей-солдат. Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына.

Слайд 8 из презентации «Образ матери в русской литературе» . Размер архива с презентацией 1714 КБ.
Скачать презентацию

Литературные образы

краткое содержание других презентаций

«Образы памятников» - Гавриил Романович Державин. Бюсты в современном обществе. Идея создания творческого памятника. Смешная и печальная история. Поэзия 18-19 веков. Основной смысл «памятников». Квинт Гораций Флакк. Екатеринбург. Александр Сергеевич Пушкин. Смоленск. Развитие образа памятника. Вопрос. Меценатство. Михаил Васильевич Ломоносов. Памятник золотому призёру Олимпиады. Образ памятника в русской литературе. Три памятника в русской литературе.

«Образ учителя» - Благие намерения. Учитель. Корреспондент и Ткачук зашли к памятнику. Некрасов о любимом учителе. Уроки французского. А.Алексин «Безумная Евдокия». Лидия Михайловна отступила от общепринятых мерок. Мечта становится целью жизни. Сюжет диалога. Час ученичества. Образ учителя в литературе. Теплый дом. Драматическая педагогика. Учителя нашей школы. Обелиск. Прочел книгу – встретился с другом.

«Петербург в литературе» - Информатика. Содержание. Проблемный вопрос. Петербург- символ могущества России. Красуйся, град Петров. Рим создан человеческой рукою. Речь пойдёт о самом уникальном замечательном городе Санкт-Петербурге. Маршрутная карта. Люблю тебя, Петра творенье. Всё то, чего коснётся человек, приобретает нечто человечье. Город – загадка и по сей день. Образ города в русской литературе.

«Петербург в литературе 19 века» - Памятник Петру Великому. Особенности восприятия Петербурга XIX века. Евгений. Петропавловская крепость. Родион Раскольников. А. С. Пушкин. Цитаты. Ф. М. Достоевский. Медный всадник. Камень. Образ Петербурга в литературе XIX века. Нарисуйте словами портрет героя. Невский проспект. Описание. Несколько знаменитых мест Петербурга. Художник Пискарев. Петербург в XIX веке. Ассоциации. Родион. Привычный человек.

«Образ женщины в искусстве» - Крестьянка с косой и граблями. Крестьянки Венецианова. Образ женщины. Внимание раскрытию женских образов. Гадание на картах. Идеал Некрасова и Венецианова. Женщины в русских селеньях. Решительность, гордость. Красавица миру на диво. Героини Некрасова.