Испытания адмирала горшкова проекта 22350. Фрегат "Адмирал Горшков": описание, назначение и фото

ВМФ получит первый со времен СССР новый корабль дальней морской зоны – головной фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков». Корабль строился двенадцать с лишним лет – и это стало едва ли не рекордным судостроительным долгостроем в новейшей российской истории. Почему этот важнейший для российского ВМФ корабль строили так долго – и кто виноват в этом?

Есть сведения, что стрельбы «Горшкова» на Севере до межфлотского перехода на Главный военно-морской парад в Кронштадте были признаны «частично успешными». Если так оно и есть, продолжения испытаний не избежать.

Грехи заказчика

Опытно-конструкторская работа (ОКР) «Полимент-Редут» по логике должна быть составной частью ОКР под условным наименованием «Фрегат пр. 22350». Однако головной исполнитель (Северная верфь) в данном случае был не в состоянии как-то повлиять на соисполнителя («Алмаз – Антей»), поскольку не обладал соответствующими компетенциями и полномочиями. Вина Минобороны вообще и ВМФ в частности заключается в том, что они своевременно не синхронизировали разработку составных частей ОКР и недостаточно жестко требовали соблюдения сроков. А это привело к срыву гособоронзаказа по одному из важнейших направлений военного строительства.

Оружие и носитель

Казалось бы, имея перед глазами пример столь неэффективной кооперации между верфью-строителем и разработчиком оружия, следовало бы поменять саму схему. А именно – сначала разрабатывать, испытывать, доводить и принимать на вооружение ЗРК и только после этого начинать создание корабля-носителя. Однако разработка современного морского оружия, проектирование/постройка головного корабля и строительство серии занимают немало времени – грубо говоря, на каждый из трех названных этапов требуется примерно по 10 лет. В результате при таком (последовательном) подходе даже головной корабль вступит в строй с несколько устаревшим вооружением, устаревание же последнего корабля серии будет уже критическим.

Поэтому и раньше, и сейчас, и впоследствии разработка оружия и носителя выполнялись, выполняются и будут выполняться одновременно. И главная проблема тут, как уже говорилось выше – в их синхронизации . Для этого, во-первых, необходимо выработать четкий механизм взаимодействия заказчика (Минобороны) с головными исполнителями и соисполнителями НИОКР и ОКР, включающий в себя систему штрафов и поощрений. Вместо общепринятой сейчас практики переноса сроков дополнительными соглашениями к госконтрактам военная приемка должна буквально «стоять над душой» у разработчиков, требуя своевременного выполнения согласованных ранее всеми участниками процесса совместных решений.

Во-вторых,

следует вернуться к практике предварительных испытаний нового оружия до установки его на головной корабль серии.

Первые шаги в этом направлении уже делаются – «в 2017 году [начал] функционировать современный сдаточный полигон на Ладожском озере, построенный ПАО «Северная верфь» и АО «Заслон» и предназначенный для испытаний новейшего радио[технического] вооружения... Полигон обладает возможностями создавать реальные корабельные условия для испытаний [РТВ]. Это позволит значительно сократить... сроки испытаний корабля и отработать режимы применения радиотехнических комплексов в обстановке любой сложности».

Для справки: АО «Заслон» занимается разработкой многофункциональных радиолокационных комплексов (МФ РЛК), размещаемых в интегрированных башенномачтовых конструкциях (ИБМК). МФ РЛК «Заслон» аналогичны по назначению и архитектуре РЛК «Полимент-Редута». Они будут установлены на строящихся корветах пр. 20380, а также на новейших, хорошо вооруженных и очень красивых кораблях пр. 20385, которые так и просятся в большую серию, но главкомат ВМФ почему-то предпочел им уродливый (напоминающий американский «Зумвальт») и безумно дорогой (по цене фрегата) пр. 20386 (будем надеяться, что ошибка будет исправлена и нашим военным морякам не придется стыдиться кораблей, на которых они служат).

Наконец, если, несмотря на все старания и принятые меры, добиться синхронизации разработки оружия и корабля-носителя все же не получится (перспективная техника – дама капризная), корабли следует принимать в состав ВМФ без недоработанных комплексов. Важно ни в коем случае не задерживать строительство серии, а потом (после доработки) довооружать их в рабочем порядке в сжатые сроки. Так делалось в СССР – и делалось правильно. Условно строевые фрегаты без ЗРК лучше их отсутствия в составе флота.

Наличие «Полимент-Редута» легко сымитировать установкой фальш-полотен ФАР, а боекомплект в установках вертикального пуска вообще не виден. 22350 при этом могли бы заниматься боевой подготовкой, совершенствовать навыки применения другого (боеготового) вооружения, обеспечивать военно-морское присутствие и демонстрировать флаг в дальних водах, т. е. отрабатывать по мере сил вложенные в них миллиарды, а не простаивать у достроечных набережных в ожидании милостей от контрагентов.


Сторожевой корабль (СКР) дальней морской зоны / фрегат. Проект разработан Северным проектно-конструкторским бюро и утвержден командованием ВМФ России в июне 2003 г. (дата утверждения эскизного проекта). Конкурс на строительство серии СКР объявлен ВМФ 28 февраля 2005 г. В конкурсе приняли участие судостроительные предприятия «Северная верфь», «Прибалтийский завод „Янтарь“» и ПО "Севмаш". Заявку на участие в конкурсе подавал так же и «Балтийский завод», но 11 апреля 2005 г. группа ИСТ, владеющая «Балтийским заводом», и «Объединённая промышленная компания», контролирующая «Северную верфь», подписали Соглашение «О совместной реализации проектов в сфере военного судостроения», согласно которому все оборонные заказы концентрировались на «Северной верфи». Изначально планировалась постройка серии в 20 кораблей в течение 15-20 лет, но уже к концу 2010 г. в СМИ называлась цифра в 10-12 кораблей пр.22350. В рамках Госпрограммы закупки вооружений до 2020 г. 17.03.2011 г. "Северная верфь" и Министерство обороны России подписали контракт на строительство 4 кораблей проекта (впридачу к двум уже строящимся). Кроме того ССЗ "Северная верфь" признан единственным поставщиком СКР пр.22350 для ВМФ России.

Контракт на строительство головного корабля проекта подписан с ССЗ "Северная верфь" 21 октября 2005 г. Корабль "Адмирал флота Советского Союза Горшков" (заводской №921) заложен на "Северной верфи" 1 февраля 2006 г., спущен на воду 29 октября 2010 г. Корабль планировалось сдать ВМФ России еще в 2011 г. (планы начала 2010 г.), но уже в 2011 г. как вероятная дата передачи корабля ВМФ называется ноябрь 2012 г. Позже планы еще несколько раз менялись. Выход на ходовые испытания головного корабля проекта "Адмирал флота Советского Союза Горшков" согласно сентябрьским заявлениям СМИ ожидается к конце ноября 2012 г., что кажется сомнительным, исходя из фактического состояния корабля. Так же, данное сообщение СМИ было опровергнуто представителем ОСК в начале ноября 2012 г. о том, что в ноябре 2012 г. на корабле начнутся швартовые испытания, а первый выход в море планируется на 2013 г. Позже, 19 ноября 2012 г. генеральный директор ССЗ "Северная верфь" Александр Ушаков заявил СМИ, что "в текущем году мы намерены завершить затяжку кабельных трасс, на март 2013 года намечены вселение экипажа и начало швартовых испытаний, чтобы в четвертом квартале 2013 г. выйти на заводские ходовые испытания". В итоге летом 2013 г. начаты швартовные, а в 2014 г. ходовые испытания головного фрегата. Приемка корабля Флотом ожидалась в 2014 г., позже - в декабре 2015 г., позже - в декабре 2016 г. И в итоге по состоянию на начало 2017 г. ожидается до конца 2017 г. Основные причины задержек - неготовность комплексов вооружения (в частности ЗРК "Редут").

Передача головного фрегата Флоту по состоянию на март 2017 г. ожидается в 2018 г.

Первый серийный корабль проекта "Адмирал флота Касатонов" заложен там же 26.11.2009 г., спуск корабля на воду планируется на 2012 г.


Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350 в ходе испытаний на Северном флоте, осень 2015 г. ().



Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, выход на заводские ходовые испытания, 22.11.2014 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).



Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 30.09.2013 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).



Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 25.07.2013 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


http://forums.airbase.ru).


Рисунок СКР "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350 (http://paralay.com).


Конструкция : корабль длиннополубачной архитектуры, со сплошной надстройкой. Надстройка выполнена с использованием композитных конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон за счет чего снижен уровень вторичного радиолокационного поля корабля. Физические поля корабля минимизированы. Благодаря оригинальной архитектуре надстройки и использованию композитных конструкционных материалов (stealth) снижена эффективная поверхность рассеивания корабля, что в свою очередь позволяет понизить его радиолокационную и оптическую заметность.

Кормовая оконечность - транцевая. Форма обводов корпуса и острый форштевень должна обеспечить кораблям проекта хорошие мореходные качества. Двойное дно идёт на протяжении большей части корпуса (от носовых отсеков с боезапасом вплоть до машинного отделения и кормового подзора). На корабле предполагается установить новые успокоители качки с неубирающимися рулями, что позволит уменьшить объёмы занимаемые механизмами управления успокоителями качки. Мореходность корабля должна обеспечивать применения вооружения и техники без ограничений при работающем успокоителе качки на волнении моря до 4-5 баллов. Весь боезапас управляемых ракет предполагается хранить в вертикальных пусковых установках с конструктивной защитой

Двигательная установка : дизель-газотурбинная установка типа CODAG, 2 х дизель-газотурбинных агрегата ДГТА-М55Р, включающих в себя:

2 х газотурбинные установки (ГТД) 4-го поколения М90ФР / ДА91 мощностью по 27200 л.с. / 27500 л.с., размещены в носовом машинном отделении; установки совместной разработки НПО "Сатурн" (г.Рыбинск) и НПП "Зоря-Машпроект" (Украина, ).

2 х дизеля 10Д49 мощностью по 5200 л.с. с двухскоростными редукторными передачами, размещены в кормовом машинном отделении;
Частота вращения коленвала - 1000 об/мин

Редуктор РО55Р - обеспечивает раздельную работу дизеля и турбины. Система управления "Метель-55".

Разработка дизель-газотербинной установки начата в 1993 г. Межведомственные испытания ГТД М90ФР проведены в 2006 г. и межведомственные испытания установки М55Р проведены в 2008 г. Совместным предприятием ЗАЛ "Турборус" по состоянию на начало 2013 г. решалась задача локализации производства агрегатов в России ().


Энергетика - 4 х дизельгенератора АДГ-1000НК производства Уральского дизель-моторного завода (УДМЗ).

ТТХ корабля :

Вооружение :

пр.22350
пр.22356
ПКР 2 х 8 х Универсальный Корабельный Стрельбовой Комплекс (УКСК) 3К14 "Калибр" - установка вертикального пуска 3С14У1, ракеты комплекса "Калибр-НК" (3М54Т, 3М54Т1, 3М14Т, 91РТ2) с дальностью действия более 300 км, ПКР
аналогично
ЗРК 2 х пусковые установки вертикального пуска по 14 ЗУР комплекса , боекомплект - от 28 до 112 ЗУР класса 9М96 или подобных. Система управления комплекса с РЛС "Полимент" с 4 ФАР способна выдавать целеуказание одновременно на 16 целей (по 4 на ФАР).
Темп стрельбы - 1 ЗУР/сек
ЗРК "Риф-М" (боекомплект 32 ЗУР) или ЗРК "Штиль-1" (боекомплект 36 ЗУР)
ПЗРК 2 х "Игла-М"
Артиллерия 1 х 130 мм артиллерийская установка с СУ 5П-10 "Пума" с новой моделью антенного поста.

Летом 2012 г. разработка установки А-192М прекращена, начата разработка артиллерийской установки ОКР "Картаун".

В октябре 2012 г. появилась информация о прекращении летом 2012 г. разработки артиллерийской установки . Позже, в середине ноября 2012 г., стало известно, что начата разработка артиллерийской установки калибра 130 мм по ОКР "Картаун". По состоянию на конец марта 2013 г. второй корабль проекта (заводской №922) готовится к установке валолиний и винтов, и, возможно, летом будет спущен на воду.

аналогично
Вспомогательное вооружение 2 х 14.5 мм пулеметы на установках МТПУ
аналогично
ЗРАК / АК 2 боевых модуля 3Р89 ЗРАК " " с 2 х 2 х 4 ПУ ЗУР 9М340
аналогично
Торпедные аппараты 2 х 6 х ПУ СМ-588 комплекса
аналогично
РБУ -
Постановка помех 2 х ПУ КТ-308-05
8 х ПУ КТ-216 / комплекс
аналогично
Вертолет посадочная площадка и ангар для вертолета типа Ка-27 аналогично
Прочее


Макет установки вертикального пуска 3С14Э на одном из салонов МВМС в Санкт-Петербурге (http://paralay.com).


Установка вертикального пуска 3С14 на испытаниях (http://paralay.com).


Рисунок установки вертикального пуска 3С14Э на одном из салонов МВМС в Санкт-Петербурге, реконструкция по фотографиям (с) 2012 г. http://сайт


130-мм артиллерийская установка А-192М на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, испытания на Северном флоте, осень 2015 г. (кадр видео с испытаний, ).


ЗРАК "Палаш" на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, состояние на вторую половину марта 2013 г. (фото из архива sevstud1986, http://forums.airbase.ru).


ЗРАК "Палаш" на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 25 июля 2013 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


ЗРАК "Палаш" на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, испытания на Северном флоте, осень 2015 г. (кадр видео с испытаний, ).


Оборудование :
пр.22350
пр.22356
БИУС Сигма-22350
Сигма-Э22356
РЛС обнаружения воздушных и надводных целей и управления ЗРК
5П20К () "Полимент", 2 ФАР / 4 антенные решетки - РЛС установлена на головном фрегате осенью 2012 г., но закрыта деревянными крышками
нет
РЛС обнаружения воздушных и надводных целей 5П27 "Фурке" (производство НПО "Правдинский радиозавод")
"Фрегат-М2ЭМ"
РЛС целеуказания ПКР 34К1 "Монолит" / BAND STAND ??
"Минерал-МЭ"
Навигационные РЛС 3-4 шт
аналогично
РЛС системы управления огнем артиллерийской установки Серийный вариант системы 5П-10 "Пума" с лазерным дальномером (справа на рис. - см.ниже) разработки и производства НИИ "Полюс". Слева на рис. (см.ниже) - ТВ-система. На головном корабле (зав.№921) установлен опытный образец для артиллерийской системы А-192М. ().
аналогично
РЛС кормовых артиллерийских установок
Прочие средства наблюдения Оптико-электронная система
Многофункциональный телевизионный комплекс МТК-201М
МТК-201МЭ
Навигационная инерциальная система
ГАК "Заря-3", по неподтвержденным данным на головной СКР зав.№921 установлен ГАК "Звезда"
"Заря-МЭ-03"
Буксируемая ГАС "Виньетка-М" "Виньетка-ЭМ"
Электронное противодействие комплекс РЭБ "Просвет-М" (2 х ПУ КТ-308
8 х ПУ КТ-216)
комплекс РЭП ТК-25Э и выстреливаемых помех КТ-308-05
Станция обнаружения лазерного излучения
Комплекс связи Комплекс спутниковой связи "Центавр-НМ" (на кормовой надстройке)
Обще-эксплуатационная система управления
Прочее


РЛС обнаружения и целеуказания 5П27 "Фурке" (http://www.npo-prz.ru).


Анленный пост РЛС 5П27 "Фурке" на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, испытания на Северном флоте, осень 2015 г. (кадр видео с испытаний, ).


Антенные посты СУО артиллерии 5П-10 "Пума" и РЛС 5П27 "Фурке" на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 14 ноября 2012 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Антенные посты СУО артиллерии 5П-10 "Пума", РЛС 5П27 "Фурке" и антенны РЛС с ФАР 5П20К под деревянными крышками на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 25 июля 2013 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Антенные посты на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 30.09.2013 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Антенные почты на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, состояние на вторую половину марта 2013 г. (фото из архива sevstud1986, http://forums.airbase.ru).


Радиотехническое вооружение на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, испытания на Северном флоте, осень 2015 г. (кадр видео с испытаний, ).


Антенный пост СУО артиллерии 5П-10 "Пума" для фрегата "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 14 ноября 2012 г. (из архива Vova-r, http://forums.airbase.ru).


Боевые посты на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, испытания на Северном флоте, осень 2015 г. (кадры видео с испытаний, ).


Модификации :
пр.22350 - базовая модель СКР / фрегата для ВМФ России.

пр.22356 - фрегат, экспортный вариант, по состоянию на конец 2011 г. не реализован. 04.07.2013 г. пресс-служба "Северной верфи" сообщает о готовности производственных мощностей для строительство экспортной версии фрегата пр.22356 ().


пр.22350М - значительно модернизированный вариант фрегата - изменения радиоэлектронного оборудования, новые системы вооружения (морской вариант ЗРК С-500 и т.п.).


Предположительно эскиз фрегата прп.22350М - ранее считалось, что это изображение одного из вариантов компоновки перспективного эсминца для ВМФ России - НИР "Лидер". Кадр видеоролика с сайта концерна "Моринформсистема-Агат", http://www.concern-agat.ru/).


Стоимость одного корабля проекта по данным СМИ составляет около 18 млрд. руб. (ист - ЦАСТ ).

Статус : Россия


СКР "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350 после спуска на воду, октябрь 2010 г. (автор фото - М.Либерман, http://forums.airbase.ru).


У достроечной стенки ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. Слева направо: СКР "Бойкий" пр.20380, СКР "Сообразительный" пр.20380, СКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" пр.22350, эсминец "Расторопный" пр.956. Фото с вертолёта, 25 апреля 2011 г. (http://forums.airbase.ru).


- 2011 г. 26 мая - на стапеле №4 ССЗ "Северная верфь" прошла неофициальная внутризаводская закладка корабля пр.22350 зав.№1005 - началась заготовка металла для корпуса корабля и сборка закладной центральной секции корабля.

2011 г. осень - первая установка А-192 изготовлена ПО "Арсенал" и проходит испытания на полигоне перед установкой на головной СКР пр.22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков".


Головной СКР пр.22350 "Адмирал Горшков", Северная верфь, г.Санкт-Петербург, 17.10.2011 г. (фото из архива пытливый808, http://forums.airbase.ru).



Головной СКР пр.22350 "Адмирал Горшков", Северная верфь, г.Санкт-Петербург, 25.01.2012 г. (фото из архива sevstud1986, http://forums.airbase.ru).


Слева заводской №1004 - СКР "Стойкий" (стапель №1). По центру - стапель №2 - заводской №1005 СКР "Гремящий" . Справа - стапель №3 - СКР "Адмирал Касатонов" пр.22350. ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. 01 февраля 2012 г. (http://forums.airbase.ru).


Стапель №3 - заводской №922 СКР "Адмирал Касатонов" пр.22350. ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. 01 февраля 2012 г. (http://forums.airbase.ru).


Стапель №4 - заводской №923 СКР "Адмирал Головко" пр.22350, закладка. ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. 01 февраля 2012 г. (http://forums.airbase.ru).


- 2012 г. 07 февраля - газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источники в Министерстве обороны России сообщает, что измененной программе развития вооружения до 2020 г. количество СКР пр.22350 - 8 единиц.

2012 г. 2 апреля - устами пресс-службы "Северной верфи" озвучены планы по достройке первых СКР пр.22350 - на головном корабле проекта в мае 2012 г. начнутся швартовые испытания, сдача корабля ВМФ планируется на ноябрь 2013 г. (ранее ожидалась сдача в ноябре 2012 г.). Первый серийный корабль пр.22350 будет передан ВМФ в ноябре 2014 г.


Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, май 2012 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Фрегат пр.22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков" в достройке на "Северной верфи", г.Санкт-Петербург, 30 мая 2012 г. (фото - А.Акентьев, http://forums.airbase.ru).


Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, сентябрь 2012 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


- 2012 г. 14 ноября - согласно опубликованной фотографии фрегата "Адмирал флота Советского Союза Горшков" находящегося в достройке у стенки "Северной верфи" в Санкт-Петербурге на корабле установлены антенные посты РЛС типа "Фрегат" и СУ артиллерийского огня "Пума". РЛС с ФАР пока не установлена, РЛС типа "Монолит" не установлена, а так же отсутствует артиллерийская установка главного калибра и, вероятно, еще ряд систем БРЭО и вооружения.


Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 14 ноября 2012 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Фрегат "Адмирал флота Касатонов" в строительстве на "Северной верфи", 14 ноября 2012 г. (http://forums.airbase.ru).


Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, состояние на вторую половину ноября 2012 г. (фото из архива sevstud1986, http://forums.airbase.ru).


Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, состояние на вторую половину марта 2013 г. (фото из архива sevstud1986, http://forums.airbase.ru).


- 2013 г. 25 апреля - в СМИ сообщается со ссылкой на старшего строителя головного заказа №921 Кирилла Мадзюту, что выход корабля на заводские ходовые испытания ожидается в 2013 г. В акватории Финского залива испытают главную энергетическую установку, навигационное оборудование, комплекс связи. Затем для продолжения ЗХИ фрегат перейдет в Балтийск, а завершатся испытания на Северном флоте.

2013 г. 31 июля - пресс-служба "Северной верфи" сообщает, что начаты швартовные испытания головного фрегата пр.22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков". В ходе швартовных испытаний, которые проводятся у достроечной стенки верфи, будет проверено качество монтажа, работа всех механизмов и оборудования, условия их обслуживания перед выходом на заводские ходовые испытания. В первую очередь на фрегате будут проверять работу механического оборудования - дизель-генераторов, компрессоров, холодильных машин, кондиционеров, насосов, главной энергетической установки корабля. Особое внимание будет уделено навигационному оборудованию и комплексу связи, необходимым для выхода корабля в море. Начало первого этапа заводских ходовых испытаний фрегата намечено на середину осени 2013 года ().

2013 г. 24 декабря - ходовые испытания головного фрегата пр.22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков" начнутся в первой половине 2014 г. после установки на корабль главной артиллерийской системы - А-192. Представитель завода "Арсенал" сообщил СМИ, что установка будет поставлена на ССЗ в первых числах 2014 г. ().


Вывод из эллинга первого серийного фрегата "Адмирал флота Касатонов" пр.22350, ОАО "Северная верфь", 30.10.2014 г. (http://www.nordsy.spb.ru).


- 2014 г. - в конце года завершен первый этап ходовых испытаний головного фрегата "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350. По неофициальной информации корабль поставлен для ремонта ГЭУ на "Северную верфь".

Реестр СКР / фрегатов пр.22350 :

№пп проект завод.№ завод заложен спущен на воду вступил в строй примечание
01 "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350 921 ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург), старший строитель Д.Ю.Силантьев (на апрель 2013 г. - Кирилл Мадзюта)
01.02.2006
план декабрь 2009 г. (2009 г.)

29.10.2010

план - февраль 2009 г. (2006 г.)

план - 2011 г. (2009-2010 г.г.)

план - ноябрь 2012 г. (2011 г.)

план - ноябрь 2013 г. (02.04.2012 г.)

план - декабрь 2014 г. (лето 2014 г.)

план - до конца 2016 г. (2016 г.)

план - первая половина 2017 г. (24.12.2016 г.)

план - конец июля 2017 г. (25.01.2017 г.)

24.03.2017 г. объявлено, что сроки сдачи корабля под угрозой срыва из-за проблем с доведением ЗРК "Редут" ()

план - 2017 г. (29.03.2017 г., виро ген.дир. ССЗ "Северная верфь")

Балтийский флот. 01.02.2012 г. появилась информация о том, что корабль после завершения испытаний будет базироваться на Северном флоте
02 "Адмирал флота Касатонов" пр.22350 922 26.11.2009
план - 2011 г. (2009 г.)

план 2012 г. (2010 г.)

прогноз - июнь-июль 2013 г. (24.03.2013 г.)

30.10.2014 г. выведен в спусковой док
спуск на воду - декабрь 2014 г.

план - 2012 г. (2009 г.)

план - ноябрь 2014 г. (2010 г., 02.04.2012 г.)

план - 2018 г. (29.03.2017 г., виро ген.дир. ССЗ "Северная верфь")

Черноморский флот. В декабре 2014 г. появилась информация о том, что корабль планируется базировать на Северном флоте

2011 г. - сформирован корпус.
- 2011 г. поставлены дизель-генераторы АДГ-1000НК (4 шт).
- 2013 г. начало - после завершения испытаний планировалось поставить ДГТА М55Р ().

03 "Адмирал Головко" пр.22350 923 ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург), старший строитель - А.В.Никотин ()
план 2011 г. (2010 г.)

26.05.2011 г. (начало резки металла)

план 26.11.2011 г. (19.06.2011 г.)

01.02.2012 г.

план 2013 г. (19.06.2011 г.)

план - конец 2015 г. (2014 г.)

план - 2016 г. (20.02.2015 г.)

план - 2017 г. (24.12.2016 г.)

план - 2014 г. (19.06.2011 г.)

план - 2019 г. (29.03.2017 г., виро ген.дир. ССЗ "Северная верфь")

Северный флот (информация от Главкома ВМФ 01.02.2012 г.)

Контракт на строительство подписан 17.03.2011 г.

Закладка корабля планируется на 01.02.2012 г., но работы на корабле начнутся позже (инф. от января 2012 г.).

04

"Адмирал флота Советского Союза Исаков"

(по состоянию на 2011 г. была информация о возможном названии - "Адмирал Юмашев")

пр.22350 924 ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) план - лето 2012 г. (01.02.2012 г.)

план - 14.11.2013 г. (30.07.2013 г.)

14.11.2013 г.

- план до 2018 г. (2011 г.)

план до 2025 г. (2016 г., )

05 нет данных пр.22350 925 ?
ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) - - план до 2018 г. (2011 г.)

план до 2020 г. (2013 г.)

план до 2025 г. (2016 г., )

Контракт на строительство подписан 17.03.2011 г.
06 нет данных пр.22350 926 ? ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) - - план до 2018 г. (2011 г.)

план до 2020 г. (2013 г.)

план до 2025 г. (2016 г., )

Контракт на строительство подписан 17.03.2011 г.
07 нет данных пр.22350 нет данных ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) - -
08 нет данных пр.22350 нет данных ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) - - план до 2020 г. (07.02.2012 г.) озвучено газетой "Коммерсантъ" 07.02.2012 г., сомнительно
Курсивом выделены предположительные данные.

Бортовые номера:

Источники :
Готовимся строить атомные надводные корабли - Андрей Фомичев. Сайт http://flotprom.ru , 2012г.
Корабли и суда ВМФ СССР и России. Сайт http://russian-ships.info , 2011 г.
Лента.ру. Сайт http://www.lenta.ru , 2012 г.
Машиностроительный завод "Арсенал" ликвидирует отставание по производству орудий морской артиллерии. Сайт http://flotprom.ru , 2011 г.
На выставке "Евронаваль-2010" представлен экспортный вариант новейшего российского фрегата. Сайт http://www.flot.com , 2011 г.
Фрегат 22350. Сайт http://paralay.com , 2010 г.
Фрегат проекта 22350 "Адмирал Горшков". Сайт

26 февраля 1910 года родился Сергей Георгиевич Горшков — человек, без которого невозможно представить себе советский военно-морской флот.

Трудно вообразить, что это такое: тридцать лет командовать флотом, пережив смену четырех руководителей государства. И не просто командовать, а кардинально изменить его, буквально разобрать и собрать заново, отстоять свой взгляд на военно-морское строительство, провести флот через техническую революцию и кардинальные изменения в доктрине боевого применения.

Адмирал Сергей Горшков принял в 1956 году из рук своего начальника Николая Кузнецова один флот, чтобы в 1985 году отдать своему заму Владимиру Чернавину совсем другой.

Советский флот вышел в океаны, обзавелся мощным атомным подплавом и заставил себя уважать. За всеми этими достижениями стоит масштаб личности адмирала.

История советского флота после войны — это, по сути, история большого океанского флота Сергея Горшкова. Крупнейший военачальник Страны Советов после маршалов Победы, признанный на Западе в качестве авторитета стратегической мысли.

Его фундаментальный труд «Морская мощь государства» до сих пор изучают в военно-морских академиях Запада, а фамилия Горшкова — «главкома устрашающей эффективности», как прозвали его американские адмиралы, — первое, что вспоминают в связи с советским флотом.

Военная карьера Горшкова развивалась двояко. С одной стороны, его жесткий характер и знание службы позволяли показать себя с лучшей стороны. А с другой стороны, удачливость позволяла ему выпутываться из сложных обстоятельств.

7 ноября 1938 года (трудно было подобрать день хуже) тихоокеанский эсминец «Решительный» под командой капитана 3-го ранга Горшкова буксировали из Комсомольска-на-Амуре во Владивосток для достройки. Налетевший в Татарском проливе шторм выбросил корабль на камни, от удара он разломился. В те годы такая катастрофа легко могла стать не только карьерной смертью, но и вполне реальной. Однако командующий Тихоокеанским флотом Николай Кузнецов, будущий главком советского ВМФ, отстоял Горшкова.

Вскоре миноносник Горшков возвращается на Черное море, но уже в качестве командира бригады крейсеров, а в октябре 1941 года возглавляет Азовскую флотилию, позже — Дунайскую флотилию.

В 1951 году получает под свою руку Черноморский флот, и — новая напасть: 29 октября 1955 года на Севастопольском рейде взорвался линкор «Новороссийск».

Буквально за три с небольшим месяца до этого Горшков уходит с поста комфлота на место первого заместителя главкома ВМФ, того же Николая Кузнецова.

Достаточно, чтобы карьера адмирала затормозилась вновь. Но вместо этого в январе 1956 года Кузнецова убирают, а на его место выдвигают как раз Горшкова, который останется хозяином советского флота на три долгих десятилетия.

Уже в феврале 1968 года американский журнал Time выходит с портретом Горшкова на обложке и подписью «A new challenge at sea». Даже пресса заметила то разительное повышение океанской активности советского флота, которого за 12 лет добился новый главком.

Горшков был человек жесткий и тяжелый, из тех столпов, что одним масштабом личности вытаптывают вокруг себя поляну.

Но при этом имел особый взгляд на морскую мощь, на кораблестроение, на тактику. Взгляд оригинальный, собственный, целостный. Характер адмирала позволил ему выстроить вокруг этой системы взглядов новый океанский флот.

Это доктринерство многие ставят Горшкову в пику. Мол, не стал строить «стандартный» океанский флот, пытаясь догнать американцев и попутно научиться их авианосной премудрости, вкачал столько сил в подводные атомоходы. Но Горшков на старте прикинул ресурсы и понял, что симметричную гонку вооружений СССР не выиграет.

Поэтому он сказал себе: пусть у меня не будет авианосцев, но их не будет и у вас!

«Доктрина противоавианосных сил» — так называлась та ось, вокруг которой вращался большой флот адмирала Горшкова. Носители тяжелых противокорабельных ракет были развернуты сразу в трех средах: надводные корабли, подводные лодки и морская ракетоносная авиация. «Гранит», «Базальт», «Вулкан» — имена ракетных комплексов, сделавших жизнь американского флота на море опасной и, при случае, недолгой.

Закрыть районы боевого патрулирования своих стратегических ракетоносцев. Помешать развертыванию и действиям авианосных ударных групп НАТО решительными ударами ракет, причем главную роль должны сыграть подводные носители этого вида оружия. Подавить вражеские подводные силы и дать оперировать своим многоцелевым лодкам. Силы: подводные атомоходы и надводные ракетные крейсера. Такова, в самых общих чертах, доктрина адмирала Горшкова.

Адмирал Горшков, 1954 год. Фото: Семен Фридлянд

Британская пресса писала о нем: «Если говорить, что кто-то превратил Россию в сверхдержаву на море, которой она, без сомнения, стала в настоящее время, то это и есть адмирал Горшков.

Вступая в должность главнокомандующего Военно-морским флотом России, он располагал только печальным опытом боевых действий в период Второй мировой войны, на которой флот не имел ни престижа, ни мощи, ни политического веса Красной армии. В его безотрадные задачи входили защита побережья России и охрана морских флангов при каких-либо боевых действиях сухопутных сил. Когда адмирал Горшков передаст дела своему преемнику, он завещает ему и России современный военно-морской флот, имеющий по размеру и качеству только одного соперника — Военно-морские силы США».

Сергей Георгиевич Горшков жил на флоте и флотом. Уйдя в отставку, он прожил недолго: в мае 1988 года создателя большого советского флота не стало. Сейчас в Петербурге головного фрегата проекта 22350 — проекта, которому суждено стать одним из самых массовых серийный кораблей нового российского флота в XXI веке.

Этот корабль носит имя «Адмирал флота Советского Союза Горшков».

Сторожевой корабль дальней морской зоны / фрегат

Проект 22350 разработан Северным проектно-конструкторским бюро и утвержден командованием ВМФ России в июне 2003 г. Конкурс на строительство серии кораблей проекта объявлен ВМФ 28 февраля 2005 г. В конкурсе приняли участие судостроительные предприятия «Северная верфь», «Прибалтийский завод „Янтарь“» и ПО "Севмаш". Изначально планировалась постройка серии в 20 кораблей в течение 15-20 лет, но уже к концу 2010 г. в СМИ называлась цифра в 10-12 кораблей пр.22350. В рамках Госпрограммы закупки вооружений до 2020 г. 17.03.2011 г. "Северная верфь" и Министерство обороны России подписали контракт на строительство 4 кораблей проекта (дополнительно к двух уже строящимся кораблям).

Контракт на строительство головного корабля проекта подписан с ССЗ "Северная верфь" 21 октября 2005 г. Корабль "Адмирал флота Советского Союза Горшков" (заводской №921) заложен на "Северной верфи" 1 февраля 2006 г., спущен на воду 29 октября 2010 г. Доводка и испытания корабля затянулись - летом 2013 г. начаты швартовные, а в 2014 г. ходовые испытания головного фрегата проекта.

Передача головного фрегата Флоту по состоянию на март 2017 г. ожидается в 2018 г.

Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" проекта 22350 (http://www.severnoe.com/)

Фрегаты проекта 22350 являются самыми крупными надводными кораблями строительство которых начато в России после распада СССР.

Проект 22350 в ВМФ России

На строительство шести кораблей проекта по состоянию на 2017 г. подписаны контракты между ОСК и Министерством обороны России. Четыре корабля заложены на ССЗ "Северная верфь". В 2018 г. ожидается приёмка Флотом двух кораблей - головного "Адмирал флота Советского Союза Горшков" и первого серийного "Адмирал флота Касатонов". Ожидается, что первые два корабля будут нести службу на Северном флоте. Остальные законтрактованные корабли должны быть переданы ВМФ России до 2025 г.

Конструкция корабля

Корабль выполнен по длиннополубачной архитектуре, со сплошной надстройкой. Надстройка выполнена с использованием композитных конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон за счет чего снижен уровень вторичного радиолокационного поля корабля. Благодаря оригинальной архитектуре надстройки и использованию композитных конструкционных материалов ("stealth") снижена радиолокационная и оптическая заметность корабля.

Двигательная установка

Главная энергетическая установка - дизель-газотурбинная установка типа CODAG включающая два дизель-газотурбинных агрегата ДГТА-М55Р состоящих из:
- 2 х газотурбинные установки (ГТД) 4-го поколения М90ФР / ДА91 мощностью по 27200 л.с. / 27500 л.с., совместной разработки НПО "Сатурн" (г.Рыбинск) и НПП "Зоря-Машпроект" (Украина);
- 2 х дизеля 10Д49 мощностью по 5200 л.с. с двухскоростными редукторными передачами, размещены в кормовом машинном отделении;

Энергетика корабля обеспечивается 4 х дизельгенераторами АДГ-1000НК производства Уральского дизель-моторного завода (УДМЗ).

ТТХ корабля

Экипаж - 186 чел Длина - 135 м Ширина - 16 м Осадка - 4,5 м Водоизмещение стандартное - 3900 т Водоизмещение полное - 4500 т Скорость полного хода - 29 уз Скорость экономического хода - 14 уз Дальность плавания экономическим ходом - 4000 миль Автономность - 30 сут

ЗРАК "Палаш" на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350 (http://mil.ru)

Вооружение

Ракетный комплекс - универсальный корабельный стрельбовой комплекс (УКСК) 3К14 "Калибр" с 2 х 8 установками вертикального пуска 3С14У1, ракеты комплекса "Калибр-НК" (3М54Т, 3М54Т1, 3М14Т, 91РТ2) с дальностью действия более 300 км, ПКР "Оникс" 3М55 / П-160; ЗРК самообороны: 2 х пусковые установки вертикального пуска по 14 ЗУР комплекса "Редут-Полимент", боекомплект - от 28 до 112 ЗУР класса 9М96 или подобных. Система управления комплекса с РЛС "Полимент" с 4 ФАР способна выдавать целеуказание одновременно на 16 целей (по 4 на ФАР); 2 боевых модуля 3Р89 ЗРАК "Палаш" с 2 х 2 х 4 ПУ ЗУР 9М340; 2 х ПЗРК типа "Игла-М"; Артиллерийское: ◊ 1 x 130-мм установка А-192М с системой управления 5П-10 "Пума"; 2 х 14,5-мм пулеметы КПВТ на установках МТПУ; Торпедный комплекс - 2 х 6 х ПУ СМ-588 комплекса "Пакет-НК"; Комплексы постановки помех: 2 х ПУ КТ-308-05 8 х ПУ КТ-216 / комплекс ПК-10 Вертолет - Ка-27ПС

◊ Система управления артиллерийским огнем 5П-10 "Пума" с лазерным дальномером; Гидроакустический комплекс "Заря-3"; Комплекс РЭБ "Просвет-М".

Модификации:

Проект 22350 (2018 г.) - серия кораблей для ВМФ России.

Проект 22356 (проект) - проект экспортной модификации фрегата.

Проект 22350М (проект) - проект модернизации фрегата.

"Новый оборонный заказ. Стратегии"

Военно-морской флот - удел только наиболее развитых в военном и промышленном отношении стран. Можно купить корабль, но создать всю необходимую для него инфраструктуру не получится. Неудивительно, что состояние кораблестроительной отрасли в нашей стране вызывало глубочайшее уныние у моряков: новые корабли не строились, старые постепенно вырабатывали свой ресурс. К счастью, ситуация постепенно начала исправляться. Наглядное тому подтверждение - фрегат «Адмирал Горшков».

Он был спущен на воду 29 октября 2010 года. Событие это уникально тем, что это не только первый корабль, спущенный на воду после распада Союза, но и первый образец такого рода техники, которая была спроектирована «с нуля», без использования советских наработок.

Об истории создания

Сразу после того, как у страны появились деньги на развертывание новой кораблестроительной программы, были заложены и спущены на воду подлодки проектов 955, 885 и 667. Вскоре пришла очередь надводных кораблей. Новый фрегат «Адмирал Горшков» проекта 22350 был создан специалистами КБ «Северный». Главным конструктором проекта стал П.М.Шрайко. Закладка корабля произошла в 2006 году. Как и следовало ожидать, первый фрегат проекта 22350 строился намного дольше предполагаемого, но все же судостроители сумели уложиться в адекватные сроки, несмотря на все сложности.

Проект нового корабля был создан и утвержден еще в 2003 году. Когда в 2005 году на его строительство был объявлен государственный тендер, нашлось сразу три крупных исполнителя, которые очень хотели, чтобы столь лакомый кусок не достался конкурентам: «Северная верфь», «Янтарь» и «Севмашпредприятие». В конце концов, право строительства осталось за питерской «Северной верфью». Как показала практика, это было верное решение.

Важность кораблей проекта 22350 для обороноспособности страны

Ни для кого не станут неожиданностью слова о том, что береговая линия нашей страны отличается как протяженностью, так и своим сложным рельефом. Проблема нашего флота в том, что в его состав входит множество морально и технически устаревших кораблей, которые в случае массированной атаки вероятного противника попросту не смогут ни защитить столь огромную площадь, ни даже нормально взаимодействовать друг с другом и прочими отделениями ВМФ России. Фрегат «Адмирал Горшков» на этом фоне находится в выгодном положении, так как является многоцелевой боевой единицей.

Таким образом, России в кратчайшие сроки нужно спустить на воду как можно больше современных кораблей береговой охраны, которые оснащены эффективными ЗУР и ПКР. Это позволит выстроить нормальную оборону побережья, не прибегая к использованию более дорогих образчиков вооружений. По аналогичному пути сегодня идет США. Военное руководство этой страны как раз-таки делает упор на возведение большого количества сравнительно недорогих и функциональных кораблей, предназначенных для охраны прибрежных вод.

Следует заметить, что особенно в них нуждается Черноморский флот. Дело в том, что эта наша группировка находится на большом удалении от прочих боевых флотилий. За время «хозяйствования» украинцев на земле Крыма, там практически не осталось нормальных систем ПВО и ПРО. А те из них, которые все же остались, никак не могут эффективно прикрыть от возможного вражеского удара оставшуюся территорию. Единственным кораблем, который более-менее отвечает флагман Черноморского флота, ГвРКр проекта 1164.5 «Москва». Мало того что он один, так еще и боевые системы корабля явно не соответствуют современным требованиям.

На нем установлена система ЗРК С-300Ф «Форт», которая полностью унифицирована с «сухопутным» зенитно-ракетным комплексом С-300ПС. Максимальная высота поражаемой цели - до 27 километров. Одновременно можно захватить до шести воздушных целей на дистанции 90 километров. Как видите, ничем выдающимся наши силы ПВО в новом регионе Федерации похвастать не могут. Именно для исправления этой ситуации в последние годы началось интенсивное нового типа, причем одним из наиболее впечатляющих является как раз-таки фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков».

Отличительные особенности

Корабль хорош тем, что предназначен для работы как в ближней, так и дальней морской зоне, а также для ведения боевых действий в океанических условиях. Водоизмещение - примерно 4500 тонн, наибольшая длина - не менее 130 м, ширина корпуса в самом широком месте - 16 метров. Протяженность хода - более четырех тысяч сезон мореходства не ограничен. Кроме мощного артиллерийского и ракетного вооружения, имеется платформа для принятия боевого вертолета (Ка-28).

Помимо прочего, фрегат «Адмирал Горшков» уникален тем, что в его конструкции использовано не менее 30% совершенно новых технологий и материалов. Соревнуясь в том с американцами, кормовые надстройки и рубку создали по технологии «стелс», которая обеспечивает сильное рассеивание радарных волн, гарантируя кораблю высокую степень скрытности. Неудивительно, что степень секретности при его проектировании была «на уровне»: о внешнем виде «Адмирала» знали только проектировщики и судостроители. В прессу ничего не просочилось до самого спуска на воду.

Бортовое вооружение

Фрегат «Адмирал Горшков» (фото 2014 года это убедительно доказывают) несет на своем борту впечатляющий боевой комплекс. В его состав входит целая батарея противокорабельных ракет («Москит»), артиллерийская установка с калибром 130 мм (скорострельность 30 выстрелов в минуту), а также зенитная ракетная батарея и ракетный же противолодочный комплекс. Таким образом, фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков» отличается впечатляющей защищенностью и способен постоять за себя в любых условиях.

Противолодочная защита корабля

Противолодочное вооружение состоит сразу из двух пусковых комплексов Медведка-2. Расположены они в средней части корабля. Каждая пусковая установка заряжена четырьмя ракетами с активным наведением. За обнаружение подводных кораблей противника отвечает гидроакустический комплекс «ЗАРЯ-М». Впоследствии планируется замена станции этого типа на ее усовершенствованный аналог, «ВИНЬЕТКА-М».

В состав этих приборов входит гибкая антенна (ГПБА) и излучателя, который может обеспечить эффективное обнаружение малошумных подводных лодок последнего поколения. Кроме прочего, те же системы позволяют эффективно засекать торпеды и надводные корабли противника на дистанции до 60 км. Таким образом, подбить фрегат «Адмирал Горшков» при помощи обычной торпедной атаки практически нереально.

Защита от боевой авиации

Настоящей изюминкой корабля является установка 3С14У1 (УКСК). Ракетная, разумеется. Уникален этот комплекс своей «всеядностью»: можно в любой момент заменить боезапас, в результате чего спецификация корабля также изменится. Кроме того, стоит остановиться на характеристиках зенитной установки, «Риф-М». Подскажем, что в прессе ее нередко называют «Полимент-Редут».

Так вот. Какими-то впечатляющими боевыми характеристиками «Риф» не отличается, зато полностью унифицирован с сухопутным «Витязем». Разумеется, это на руку как морякам, так и их сухопутным «коллегам», так как боезапас можно пополнить практически везде, где есть части ПВО. Чтобы не оставить летающим врагам ни единого шанса, на корабле также установлена РЛС нового типа, отличающаяся повышенными характеристиками в области раннего обнаружения самолетов.

За это отвечают сразу четыре фазированных решетки (АФАР) «Полимент». Специалисты считают, что в будущем на корабли такого типа будут устанавливаться системы единого управления огнем, а также установки А-192 и ЗАК «Палаш». К слову говоря, последние уже установлены на фрегат «Адмирал Горшков» (фото которого есть в статье). Их задачей является прикрытие штатного бортового вертолета Ка-28 при его взлете и посадке. Все имеющиеся боевые элементы работают в едином контуре, обеспечивая фрегату надежную защиту от боевых самолетов и вертолетов противника.

Защитный контур корабля может за один «подход» захватывать и вести сразу 16 летящих объектов. Тем стрельбы при их перехвате - до одной ракеты в секунду. Если даже кому-то удастся прорваться, фрегат 22350 «Адмирал Горшков» практически наверняка собьет его из артиллерийских систем. Сочетание автоматической пушки калибром 130 мм и автоматической же системы наведения - страшная вещь. Не стоит забывать и о мощной бортовой РЭБ, которая способна практически полностью подавить систему компьютерного наведения вражеских ракет. Все это не только значительно повышает степень защищенности «Адмирала», но и позволяет резко снизить нагрузку на экипаж в боевой обстановке.

И еще о зенитном вооружении

Не так давно стало известно, что в МНИИРЭ «Альтаир» полным ходом идет разработка новой малогабаритной системы, предназначенной для защиты боевых кораблей с водоизмещением от 1000 до 4500 тысяч тонн. Новая зенитка будет построена на базе хорошо себя зарекомендовавшей ЗРК «Риф-М». Предполагается, что она будет использовать ракеты 9М96Е, отличающиеся активным самонаведением, а также инерционной системой захвата цели. Комбинация эти систем позволит создать действительно грозное оружие, способное перехватывать весьма маневренные самолеты с высокой вероятностью их поражения.

Этим и отличается от своих конкурентов фрегат «Адмирал Горшков». Фото корабля способно сразу доказать экспертам, что он способен легко справиться с большинством вероятного противника.

Силовая установка

В общем, в ней нет ничего удивительного: дизельная газотурбинная установка, чья мощность составляет порядка 65 000 л.с. Она относится к типу CODAG, сам дизельный двигатель принадлежит к семейству ДГТА-М55МР (все в одном корпусе). Такое конструкторское решение позволило совместить как высокую максимальную мощность, так и наилучшую экономичность при движении малым ходом (ходовые испытания фрегата «Адмирал Горшков» это наглядно доказали).

Расположена в носовом отделении, дизель же расположен традиционно, на корме.

Подробная характеристика дизельной установки

Производителем хорошо зарекомендовавших себя дизелей 10Д49 является Коломенский завод. Мощность каждого составляет 3825 КВт (5200 л.с.), они полностью автоматизированы. На каждом - двухскоростная редукторная передача, которая отвечает за раздельную или совместную работу двух двигателей. Наконец, есть локальная управляющая система. Сами же газотурбинные установки, ГТД М90ФР, разработаны сразу двумя прославленными предприятиями - НПО "Сатурн" и НПП "Заря - Машпроект".

Без этих компаний был бы невозможен сам фрегат «Адмирал Горшков». 2014 год доказал, что руководство флота весьма им признательно, так как оба предприятия получили щедрые государственные заказы. Остается надеяться, что столь благоприятная тенденция сохранится и в дальнейшем.

Только на одних дизелях силовая установка корабля будет выдавать сразу 10400 л.с, чего вполне хватит для разгона до 10-13 узлов. Если одновременно работают дизели и турбины, мощность вырастает сразу до 64800 л.с, так что махина водоизмещением четыре тысячи тонн разгоняется до 30 узлов. Для чего мы все так подробно перечислили? Как вы думаете, почему такое исполнение корабельных силовых установок не использовалось в кораблях Советского флота? Все просто: никто не хотел брать на себя ответственность разработки настолько сложной системы. Системы, которая должна была быть не только мощной, но и предельно надежной.

В этой области российские судостроители сумели обойти своих советских коллег, что радует, так как корабль «Адмирал Горшков» - является настоящим «первенцем» постсоветских корабелов. В этом он подобен истребителю Т-50. Этот самолет также разработан «с нуля» именно российскими разработчиками.

Некоторые итоги

Если говорить обобщенно, то «Адмирал флота Горшков» - фрегат, во многом являющийся довольно типичным представителем советско-российской кораблестроительной школы. Однако впервые в истории нашего флота на надводном корабле ракетное оружие размещено в шахтах. К слову говоря, наши американские «коллеги» уже давно пришли к необходимости именно такого размещения этого типа вооружений, так как в этом случае удается ликвидировать «зоопарк» установок для запуска, который так характерен для советского флота. Это позволит значительно удешевить эксплуатацию кораблей, так как понадобится готовить куда меньше специалистов.

Увы, но отечественный ВМФ вплоть до 2010 года вообще не имел унификации в этой области. Более того, каждый (!) ракетный комплекс обладал собственной спецификой применения. Последний факт практически ставил крест на идее создания многофункциональных кораблей. Если наша судостроительная промышленность пойдет по пути, который проторил корабль «Адмирал Горшков», то флот наконец-то получит действительно универсальное, гибкое и мощное вооружение, которое можно будет эффективно использовать на всем протяжении российской береговой линии.

Из-за чего «Адмирала Горшкова» так долго вводили в строй?

Основной проблемой, из-за которой постоянно приходилось переносить сроки, явилась хроническое запоздание со сдачей отдельных систем. Да, крейсер «Адмирал Горшков» строила питерская верфь, но ведь все вооружение, системы радиолокации и гидроакустики предоставляли совершенно иные подрядчики! Именно на них и лежит львиная доля ответственности за переносы сроков сдачи фрегата. В частности, много проблем доставили системы ЗРК и гидроакустики. Кроме того, пару раз срывалась поставка комплектующих для новой артиллерийской системы, без которых фрегат пр. 22350 «Адмирал Горшков» мало бы в чем превосходил корабли аналогичного класса.

Как отечественное адмиралтейство решает проблему нехватки кораблей?

В принципе, здесь есть единственно правильное решение, которое сегодня активно используется. Речь идет о спешном «размножении» кораблей, которые могли бы действовать в одной тактической нише. Так как на данный момент фрегаты проекта 22350 строятся недостаточно быстро, было принято решение активизировать постройку более дешевых кораблей, принадлежащих семейству 11356 (шесть из них ранее приобрела Индия). Несмотря на свою унификацию, использоваться они будут на разных флотах. К сожалению, полностью обойтись без неразберихи в номенклатуре не удастся и сейчас. Утешает только то, что она не будет настолько запутанной, как это было во времена Союза.

Если оценивать степень готовности фрегатов проекта 22350, предназначенных для переоснащения Черноморского флота, следует сказать следующее. Всего предполагается спустить на воду шесть кораблей. Фрегат «Адмирал Григорович» предполагается ввести в строй приблизительно во второй половине 2015 года. Его «собрат», «Адмирал Эссен», начнет бороздить воды Черного моря в 2016 году. Корабль «Адмирал Макаров» вряд ли будет готов раньше 2017 года.

Даже если принять во внимание резко увеличившиеся государственные ассигнования в судостроительную отрасль и загрузку отраслевых предприятий в Крыму, переоснащение флота рискует сильно затянуться. Таким образом, фрегат «Адмирал Горшков», испытания которого показали впечатляющие результаты, во многом является единственной достойной альтернативой. Остается только надеяться, что отечественная промышленность выдержит взятый темп.

Вывод

Как бы там ни было, строительство фрегата «Адмирал Горшков» наглядно доказывает резкую активизацию нашей судостроительной отрасли. Никогда еще с начала 1990-х годов флот не получал столько новых кораблей. Вот только из-за частых срывов поставок ВМФ получает все больше однотипные фрегаты, которые зачастую могут использоваться только в одной тактической нише. Как можно представить, такое положение дел не слишком хорошо для общей обороноспособности страны.

В некотором плане виноваты в этом и сами военные, которые далеко не всегда готовы предоставить производителям внятное и подробное ТЗ. Кроме того, даже когда выполнялось строительство фрегата «Адмирал Горшков», нередко вносились коррективы в его внешний облик, чего в других странах быть не может. Имеются также проблемы с вновь разрабатываемыми проектами новых классов кораблей, для которых попросту еще не создано адекватного вооружения. Доводка их «на лету» приводит не только к катастрофическому удорожанию постройки, но и к растягиванию сроков сдачи до непомерных величин.

С завода на завод проекты также передаются, минуя огромное количество бюрократических преград. Настройка оборудования, программ и подгонка проектов под особенности каждого судостроительного предприятия выполняется практически в ручном режиме. Ситуация особенно плачевна на Тихоокеанском флоте, где судоремонтных предприятий или не осталось вовсе, или же они есть, но оснащены давным-давно устаревшим морально и технически оборудованием, которое попросту не подходит для современных фрегатов. Совокупность всех этих проблем со временем может привести к весьма неприятным последствиям.

В принципе, есть и более приятные новости. Так, санкции Запада не окажут на переоснащение флота никакого влияния, так как постройка судов идет с использованием исключительно отечественных технологий. Конечно, импорт некоторых технологических решений мог бы решить немало проблем, однако такой вариант практически нереален в свете нынешних внешнеполитических реалий. Как бы там ни было, но крейсер «Адмирал Горшков» - настоящая гордость нашего судостроения.