Для чего нужен жизненный опыт. Жизненный опыт

Основное преимущество человека – это его жизненный опыт . Опыт и знания в самых различных областях жизни. Человек с богатым жизненным опытом готов к успеху. Его неудачи были необходимой подготовкой, временем ученичества. Свои основные ошибки он уже совершил, и явных глупостей от него ждать не приходится. Он закален трудностями и невзгодами, он умеет держать удар – в отличие от тех, кто не может похвастаться большим жизненным опытом.

«Жизненный опыт - информация, которая стала достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти, находящейся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях. Эта информация представляет собой сплав мыслей, чувств, поступков, прожитых человеком, представляющих для него самодо­статочную ценность, связанных с помощью разума, памятью чувств, памятью поведения ». Белкин А.С.

Собственный жизненный опыт заслуживает доверия, он подходящий инструмент для нахождения наиболее соответствующего поведения в каждой непосредственной ситуации.

Отсутствие жизненного опыта порождает у людей чувство страха. И часто это страх неудач. Помните, что неудачи всегда носят временный характер, а наш жизненный опыт приобретенный методом проб и ошибок, будет всегда с нами и будет служить достижению успеха.

Чтобы приобрести опыт, нужно, преодолев страх , сказать себе: «Давай попробуем». Многим начинаниям сопутствует слово «получается». Мы так и говорим: «не пробовал, не знаю, получится ли». Когда опыт есть, наша речь звучит иначе: «Я хочу, я знаю как, и я сделаю» - так обычно человек выражает свою уверенность, основанную на опыте. Наличие опыта облегчает усилия любого вида деятельности, человек порой играючи выполняет самые сложные операции, достигая наименьшими усилиями наивысших результатов.

В своё время, основоположник оригинальной русской педагогики Константин Дмитриевич Ушинский, говоря о профессиональном опыте, замечал, что опыт нельзя перенимать, а возможно из него заимствовать лишь идею.Сложно не согласиться. Ведь жизненный опыт – это дело сугубо индивидуальное и поведение одного даже в сходной ситуации не может привести к тому же результату, что поведение другого. Чужой опыт, чужое мнение , чужие ошибки и находки - очень ценное приобретение, но лишь как сведения, исходный материал для формирования собственного жизненного опыта. Когда вы примеряете чужой опыт, этот исходный материал, должны понимать, что он подвергнется очень существенному изменению. Здесь интересны высказывания Андрея Арсеньевича Тарковского выдающегося советского кинорежиссёра и сценариста, которые и предлагаю вашему вниманию.

Технологическая карта урока.

Учителя: Н. В. Захарнёва, Л. И. Смирнова. МОУ СОШ №6 города Кондопоги Республики Карелия

Образовательная система: «Школа 2100» Предмет: Окружающий мир

Класс: 1 класс Тип урока: Изучение нового Тема: Зачем нам нужен жизненный опыт

Цель для учителя: Прививать учащимся навыки, использование жизненного опыта других людей и своего собственного, учить моделировать различные ситуации поведения, учить оценивать различные формы поведения, учить анализировать представленный материал и делать выводы.

Цель для учащихся: Учиться применять жизненный опыт.

Задачи: 1) Образовательные: ознакомление учащихся с понятием «жизненный опыт» и его применением.

2) Развивающие: создание условий для развития оперативной памяти, произвольного внимания, словесно-логического и наглядного мышления, развитие речи.

3) Воспитательные: воспитание культуры поведения при фронтальной, индивидуальной, коллективной работе.

4) Формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД.

Планируемый результат: 1) Предметные УУД: понимать, что такое жизненный опыт, находить способ его применения.
2) Личностные УУД: проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

3) Метапредметные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей ; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепочку рассуждений; преобразовывать информацию из одной формы в другую ; составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Межпредметные связи: литературное чтение, ИЗО, риторика.

Ресурсы:


  1. А. А. Вахрушев, О. В, Бурский, А. С. Раутиан «Окружающий мир» 1 класс: учебник в 2-х частях, часть 1. – М., Баласс, Школьный дом, 2010.

  2. А. А. Вахрушев, О. В, Бурский, А. С. Раутиан Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс. – М., Баласс, Школьный дом, 2010.

  3. Презентация к уроку.

  4. Карточки-смайлики, наборы разрезных карточек.

Этап

Приемы

Ход урока

Элементы учебной деятельности

УУД

1.Организационный

момент.


Мотивация

к учебной деятельности.


Словесная игра Психологический настрой.

- С добрым утром!

С добрым утром глазки!

(поглаживают веки глаз)

Вы проснулись?

(смотрим в бинокль)

С добрым утром ручки!

(поглаживаем ручки)

Вы проснулись?

(хлопаем)

С добрым утром ножки!

(раскрывают руки навстречу солнцу)

Слайд №3


Концентрация

внимания.


Коммуникативные УУД :

установление коммуникативного контакта.



2. Актуализация знаний.

Коллективное выполнение заданий.

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке окружающего мира?

(ценный совет)

Какой ценный совет вы можете дать своим товарищам? (ответы детей)

Откуда вы взяли эту информацию?

(от родственников, знакомых, близких, людей, из книг, в школе и т.д.)

Вы любите сказки?

Угадайте сказки. Слайд №4 -7

Давайте вспомним,что говорили девочке родители из сказки «Гуси-лебеди»?

Ответы детей.

(Смотри за братиком Аленушка, не оставляй его одного,а мы привезем тебе из города пирожок и новый платочек)

Почему родители знали, что может произойти беда?

Как в сказке «Снежная королева» бабушка предостерегает Кая и Герду об опасности при встречи со Снежной Королевой?

Почему мама-коза из сказки «Волк и семеро козлят» не разрешает открывать дверь незнакомцам?

В сказке «Спящая красавица» добрая Фея предостерегает об опасном веретене.

Сказки «Царевна-лягушка» и«Красная шапочка»тоже говорят нам о том,

что нужно слушать советы взрослых и следовать им. А почему?

Чему могут научить нас взрослые?

(папы, мамы и др.)

А как вы думаете, откуда у них эти знания?


Деятельность по установлению причинно-следственных связей. Наблюдение, анализ, суждения. Предположения детей, вопросно-ответное общение.

Познавательные УУД :

формируем умение ориентироваться в своей системе знаний , умение осуществлять анализ объектов. Коммуникативные УУД:

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме .


3.Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знание.

Подводящий диалог.

Коллективное решение ситуационной задачи.



Иногда бывают непредвиденные ситуации.

Разыгрывание ситуации «Лена порезала палец».

Вам надо выбрать свой вариант ответа.

(к станам класса прикреплены варианты ответов: мама, я-сам, позвоню, книга).

(Дети выбирают, подходят. Получаются группы).

Обоснуйте свой выбор.

Почему обратились к маме?

Откуда мама знает, как действовать в данной ситуации. (У нее есть определенный опыт. Она старше.)

Вопрос тем, кто выбрал табличку «я-сам». Вы можете оказать медицинскую помощь. А у вас уже есть какой-то свой жизненный опыт?

Сообщение темы урока.

Слайд №8

А нужен ли нам чужой опыт?

Давайте откроем учебник. Слайд №9

Как он ответит на этот вопрос. Стр. 22

Рассмотрите рисунки.

Слайд № 14

Спасибо за работу! Слайд №15



Осуществление самооценки.

РегулятивныеУУД:

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Мы накапливаем наш опыт в результате прохождения различных испытаний в нашей жизни. Участвуя в самых разных ситуаций, начиная с бытовых и заканчивая жизненной важными, мы накапливаем в свои тонкие оболочки определённые виды энергий, которые по мере накопления могут переходить в ячейки нашей души. Сначала опыт накапливается в ячейки матрицы сознания, затем, достигая автоматизма, переходит в матрицу подсознания, как сформированное качества, достигшее своего абсолюта.

У человека пятой расы имеется семь энергетических оболочек и каждая оболочка имеет своё строение, свою программу развития и наполняется своими, свойственными именно ей энергиями. Физическая оболочка, наше плотное тело, является самой грубой и низкочастотной материей, по отношению к материи наших других энергетических тел. Наше тело накапливает свойственный именно ему опыт через взаимодействие с внешним миром, с другими людьми. Например, когда мы касаемся рукой горячего, мы автоматически одёргиваем руку, это опыт нашего тела, призванный обезопасить нашу физическую оболочку от повреждения.

Точно так же и другие оболочки, являются неотъемлемыми частями нашей души при нахождении на земном плане существования. Например, астральная оболочка, отвечает за наши чувства, проявление эмоций. Если кто-то причинил нам душевную боль, предал наши чувства, доверие, уважение, то этот негативный опыт также храниться в этой оболочке. Опыт астрального тела призван также защищать наши чувства от разрушения, от новой душевной боли, внося коррективы в наше поведение. Делая нас более осторожными и внимательными при общении с другими людьми.

Наше ментальное тело также накапливает свой опыт в результате умственной, мыслительной деятельности. К нам приходят мысли, идеи как лучше всего реализовать ту или иную задачу, мы делаем выбор и начинаем действовать, наши действия приводят к определённому результату, на основе которого, ментальное энерготело накапливает свой опыт и благодаря этому происходит развитие нашего интеллекта. Раз от раза наш выбор становится более разумным, логически последовательным и обоснованным, мы начинаем опираться в принятии решений на большее количество фактов, опыта, тем самым избегая тех ошибок, которые ещё недавно могли допускать.

Таким образом, для человека опыт является огромной ценностью, постигая который, формируется постоянный путь развития и совершенствования души, каждой из семи оболочек, а также матриц сознания и подсознания. В этом процессе также участвуют такие структуры души, как матрица понятий, матрица слова и числа, а также матрицы законов, времени. Душа - является частицей Бога, создавшего её, для бесконечного развития и совершенствования. Задача каждого, стремиться в своей жизни максимально задействовать в работе каждую из своих оболочек в тех жизненных ситуациях, которые мы проходим в соответствии с нашей программой жизни, записанной на каузальной оболочке нашей души.

> Жизненный опыт для профессионального и личностного роста

Давным-давно жил один китайский император. У него был красивый дворец, самым замечательным украшением которого считались две вазы - настоящие произведения искусства. Император очень любил их и разместил в самом шикарном зале своего дворца. Но однажды произошло несчастье - одна из ваз упала на пол и разбилась на мелкие кусочки...

Император долго горевал, но потом приказал найти мастеров, которые могли бы склеить её заново. И такие мастера нашлись. Они работали дни и ночи, пока, наконец, ваза вновь не была собрана. Она почти не отличалась от своей товарки, но всё же одно существенное различие между ними было: склеенная ваза больше не могла удерживать в себе воду. Однако у неё был бесценный опыт - опыт быть разбитой и собранной заново.

(Восточная притча)

Жизненный опыт это знания, которые мы приобретаем в процессе своей жизни. Он очень индивидуален и у каждого из нас найдется то, чего нет у других. Жизненный опыт необходим нам для осознания, понимания действительности, а также координации наших действий, что позволяет нам успешно решать различные жизненные проблемы. Опыт предостерегает нас от ошибок, подсказывает нам как нужно или не нужно вести в определенных ситуациях, ведь они часто повторяются.

Передается жизненный опыт посредством общения между людьми, а так же с помощью книг, фильмов, передач. Он появляется в результате практической деятельности человека. А поскольку наша деятельность тесно связана с умственными способностями, то приобретаемый жизненный опыт - это есть наш интеллект.

Жизненный опыт мы начинаем получать с момента нашего рождения, когда мы только начинаем учиться сидеть, ползать, нюхать, пробовать все на вкус, пытаться узнать из чего состоит та или иная вещь. Без этого опыта невозможна наша дальнейшая жизнь. Подрастая, мы учимся читать, писать, общаться, а также правильно реагировать на различные ситуации. Полученные знания и навыки мы уже можем применять в жизни, решая различные проблемы, создавая новые идеи, а также размышляя над своими возможными действиями и вариантами их реального исхода. В более зрелом возрасте у нас появляется больше жизненного опыта. Богатый жизненный опыт делает человека уверенным в себе, позволяет ему справиться с любым заданием, ему не страшно браться за любой вид деятельности.

Поскольку опыт тесно связан с нашей деятельностью и используется нами также в нашей деятельности, то необходимо непрерывно развивать приобретенные в жизни навыки и способности. Закрепляя их практикой, Вы сможете повысить качество своей работы. Постоянно работая над собой, Вы будете способствовать Вашему профессиональному и личностному росту , улучшению Ваших способностей. Вы станете лучшим в своем деле.

Разве может быть для нас что-то более убедительным, чем собственный жизненный опыт, основываясь на котором мы выстраиваем свои ассоциации и убеждения, часто становящиеся базовыми? Конечно это нельзя отнести к тем людям, которые могут до бесконечности наступать на одни и те же грабли, и при этом не видеть ни какой взаимосвязи со своим предыдущим опытом, но редкие случаи идиотизма, являются исключением из правил. В основном же любое значимое событие прошлого, сыгравшее значительную роль в жизни человека, непременно становится его основой для своих убеждений в будущем, в НЛП это называется импринтом – интересное довольно-таки название с моей точки зрения, видимо характеризующее НЛП, ведь вполне можно было бы обойтись таким понятием как опыт. И так как этот термин у всех на слуху, именно им я и буду пользоваться, для вашего, уважаемые читатели удобства. Так что импринт или наш жизненный опыт, как бы мы его не называли, формирует нашу точку зрения, формирует наше поведение и порядок действий, на случай сценарического повторения событий прошлого.

Вот только как показывает жизнь, стопроцентной закономерности в ней не существует, и каким бы не был личный жизненный опыт человека в том или ином вопросе, он всегда может быть пересмотрен с новой позиции. В этом вот отношении даже идиоты кажутся более продвинутыми людьми, и если бы не бездумно аналогичный алгоритм действий с их стороны, приводящий к одним и тем же ошибкам, их и идиотами бы назвать было нельзя. Опыт как мы знаем может быть позитивным или негативным, и тот и другой оказывает определенное влияние на нашу психику, причем чем меньше в человеке адекватного восприятия, тем соответственно это определенное влияние менее определено для него. Часто ли люди, делают разбор произошедшего в своей жизни, анализируют, ищут причинно-следственные связи, пытаются понять структуру произошедшего? А ведь именно это позволяет взять под контроль аналогичную ситуацию в будущем, при котором хотя бы свои собственные действия не будут идентичными действиям прошлого.

Что бы в жизни не происходило с очевидным постоянством, у всего этого есть конец, солнце согласно нашей истории встает уже несколько тысяч лет, если брать историю человечества, однако мы же с вами понимаем, что даже оно когда-нибудь погаснет. В нашей жизни все более скоротечно, и потому крайне важно не зависать на одном и том же сценарии, который один и тот же именно в голове человека, и который строит прочный фундамент стереотипа в его голове. В НЛП перепрограммирование убеждений называется ре-импринтом, это вам для общего сведения, а для простого понимания это можно сформулировать как смена убеждений, на другие. И это на самом деле ключевой момент, на который мы с вами непременно должны обратить свое внимание. Ключевым в нем является слово — убеждение, характеризующее способ восприятия этого мира бессознательными людьми, которые как раз именно убеждениями и руководствуются в своей жизни, а не самостоятельно произведенным расчетом.

Человеком чья жизнь построена на убеждениях, достаточно легко управлять, делая искусственную взаимосвязь того или иного события с его убеждениями и поворачивая это нужным тебе образом. В таком случае любой негативный опыт, может стать причиной бездействия в будущем, у человека может возникнуть ощущение беспомощности и паники лишь потому, что у него нет нужного алгоритма действий на случай повторения негативной ситуации, а сформировать новый по ходу он не может. Как пример можно взять любую ситуацию вселения неуверенности в человека, указывая ему на его негативный опыт прошлого, не имеющего ничего общего с настоящим на самом деле, но тем не менее действующим на него угнетающе. Таким вот образом люди что называется обрезают крылья другим, подчиняют себе их волю, как это происходит на множестве предприятий, где человеку постоянно указывают на его место, не привилегированное, а место неудачника.

В тоже время позитивный опыт прошлого тоже ведь не может быть основой для слепой уверенности в себе, или даже чрезвычайно завышенной самоуверенности, ведь сколько себе не внушай возможности супермена, они у тебя не появятся. Завышенная самооценка имеет ряд преимуществ, но лишенная здравого смысла она часто приводит к непоправимым ошибкам. Ведь одного энтузиазма мало для покорения новых высот, нужен еще и точный, холодный расчет, который должен строиться исходя из имеющихся на данный момент достоверных данных, а не на успешном опыте прошлого. Личный жизненный опыт конечно не должен игнорироваться, но ведь очевидно же что им необходимо пользоваться как расчетной единицей для настоящего, но использовать его как руководство без анализа, беря в расчет лишь возможную закономерность, просто неразумно. Украли к примеру вы что-то один раз и при этом не попались, разве это является основанием для представления о собственной безнаказанности?

Разумеется, нет! И никто не может сказать с полной уверенностью, какая попытка может оказаться неудачной, а ведь каждая последующая будет исходить из закономерности прошлого опыта, вернее из убеждений о такой закономерности, когда человек, просто слепо верящий в очередную успешную попытку, не то что не увидит ошибки, но и не возьмет в расчет внешние факторы, которые ей предшествовали. Однако все что я здесь пишу, очень сложно применить к большинству людей, так как это требует именно сознательного подхода к жизни в настоящем, а согласно статистике большинство людей не живут этим. Именно стереотипы и убеждения, основанные как на личном жизненном опыте, так и на искусственной форме убеждения, являются основой жизненных установок большинства. И тем не менее, раз вы читаете меня, вот вам дверь ведущая к осмысленной жизни, никаких убеждений я вам не даю, все вытекает из логической цепочки, построение которой в значительной степени преобразует наше с вами мышление и соответственно оказывает влияние на нашу психику и восприятие окружающего мира.

Прошлое, ваше собственное или чужое, это не основа для настоящего, это его предпосылка, потому используйте его для расчетов формирования будущего, работая в настоящем, и главное не допускайте непререкаемость тех закономерностей, что сегодня имеют место быть, так как они в определенной степени вас ограничивают. Человек с десяти попыток не добившийся успеха, не обязательно не добьется его с одиннадцатой попытки, и никакой личный жизненный опыт это не подтверждает, надо лишь использовать этот опыт для выстраивания новой, ориентированной на ошибки или даже правильнее будет сказать недочеты прошлого, стратегии.