Всё, что родителям абитуриента нужно знать о ЦТ. Кто сдал ЦТ*, того ЕГЭ не испугает Цт егэ русский

Столица Белоруссии встречает гостей улицами и дворами почти стерильной чистоты, аккуратно подстриженными газонами с цветочными клумбами и полным отсутствием мигрантов-гастарбайтеров. Необъяснимый, с точки зрения москвича, парадокс подобного сочетания побуждает обратиться за разъяснением к местным жителям, однако вопросы вызывают у них лишь удивление. «Всегда так было», - отвечают они.

Национальная академия наук Беларуси. Поначалу, как и РАН, казавшаяся слепком с АН СССР, она сегодня представляет собой нечто иное.

Министр образования Республики Беларусь С. А. Маскевич на встрече с российскими журналистами.

Минск - безопасный город. Дети здесь передвигаются без сопровождения взрослых, любители ночных прогулок практически не рискуют оказаться объектом криминальной агрессии. Это тоже необычно, но к хорошему привыкаешь быстро, и очень скоро ощущение того, что ты находишься за границей, в другой стране, исчезает почти полностью.

Два государства - Россия и Беларусь - были чрезвычайно близки всегда и остаются таковыми поныне. Культурой, языком, складом мышления граждан, образом их жизни и бытовыми привычками, вплоть до мелочей. А также проблемами, которые предстояло решать после распада СССР. Насколько успешно они решались здесь, можно судить хотя бы по тому, что средняя продолжительность жизни белорусов превышает российскую на семь лет, а детская смертность ниже более чем вдвое.

Пресс-тур для российских журналистов, организованный Посольством Республики Беларусь при поддержке Национальной академии наук и Министерства образования Беларуси, был посвящён одной из важнейших проблем - нынешнему состоянию образования и науки в республике. После череды отечественных скандалов, связанных с проведением последних ЕГЭ, национального позора конвейерной штамповки липовых диссертаций было чрезвычайно интересно узнать, что же сегодня происходит в этой сфере в Белоруссии.

Похожие, но разные

В республике действуют 56 высших учебных заведений, в том числе 9 негосударственных - академии, университеты и институты в Минске и других крупных городах; один вуз примерно на 170 тысяч человек населения республики. Для сравнения: в России - один вуз на 120 тысяч. С окончания советского периода их количество в Белоруссии увеличилось вдвое (в РФ - в три раза). Соотношение числа студентов и населения у нас примерно одинаковое: в 9,5-миллионной Белоруссии - 450 тысяч, в 143-миллионной России - 7,5 миллиона. Но вот пути, которые предстоит проделать российским и белорусским юношам и девушкам, чтобы оказаться причисленными к благородному студенческому сословию, различаются довольно существенно.

Начать нужно с того, что Конституция Беларуси гарантирует своим гражданам получение не всеобщего среднего, как в России, а базового 9-летнего образования, которое начинается с шести лет. Далее, после сдачи экзаменов, выпускник может выбирать несколько способов дальнейшего получения знаний: поступить в колледж, лицей, гимназию, профессионально-техническое училище (всего их в республике более 400), где вместе с законченным средним образованием получить специальность квалифицированного рабочего либо специалиста среднего звена или же продолжить учёбу в школе до окончания 11-го класса.

Очень похоже на прежнюю советскую школу с 8- и 10-летним обучением. И сохранили её в республике для того, чтобы облегчить ориентирование молодёжи на получение профессионально-технического образования, система которого не только не была разрушена, о чём после осознания масштабов утраты российские власти не перестают горько сожалеть, но старательно сохранялась и развивалась. И около трети школьников действительно поступают после 9-го класса в средние специальные учебные заведения. Если, конечно, успешно сдают вступительные экзамены или проходят собеседование.

Одиннадцатилетка ориентирована на поступление в вуз. Хотя желающие могут и после неё поступить - уже без экзаменов - в выбранный колледж. И так делают ещё примерно 30% выпускников. Разумеется, дорога в вуз не заказана и окончившим колледжи. Во всяком случае, в республике устойчиво сохраняется баланс «пятьдесят на пятьдесят» среди получивших среднее профессиональное и высшее образование.

ЕГЭ или ЦТ?

«Я восхищался мужеством российских коллег, которые пошли на введение ЕГЭ, понимая, что будет множество издержек и трудностей», - совершенно искренне сказал на встрече с журналистами министр образования Беларуси Сергей Александрович Маскевич.

О том, что прежний порядок поступления в вузы после распада СССР необходимо реформировать, не спорил никто. Советская система образования, долгое время считавшаяся одной из лучших в мире, не могла существовать в условиях тотальной коррупции, поразившей российские учебные заведения и руководящие образованием бюрократические структуры. На многие годы основным средством получения высоких баллов в аттестатах и на вступительных экзаменах стали деньги, а результатом - катастрофическое падение уровня подготовки выпускаемых вузами специалистов. Предполагалось, что единый государственный экзамен станет неким спасительным средством. Тем более что подобный порядок прекрасно работает многие десятилетия в развитых (и даже не очень) странах мира, не вызывая нареканий.

Но у нас ЕГЭ спасением не стал. Более того, в нынешнем своём состоянии это нововведение близко к полной компрометации в глазах как преподавательского состава, так и школьников и их родителей. Мужество при отсутствии толики мудрости не помогло. Причин называется множество. Тут и разница в часовых поясах, и личная заинтересованность чиновников от просвещения и местных администраций в высоких результатах «своего» региона, и несовершенство работы наблюдателей и прочая, и прочая…

Всё это так. Однако главная причина осталась прежней: коррупция, охватившая все сферы бытия нашего государства, ибо в больном организме ни теоретически, ни практически невозможно излечить один отдельно взятый орган.

В Белоруссии ввели не ЕГЭ, а централизованное тестирование - ЦТ.

«Мы увидели, - рассказал С. А. Маскевич, - что если вводим систему тестирования в качестве единственной формы оценки знаний - как для окончания школы, так и для поступления в вуз, то сразу ориентируем молодёжь на натаскивание к тестам, а не на овладение науками. Поэтому решили эти два этапа развести и по времени, и по смыслу, для чего ввели централизованное тестирование».

С первого взгляда - это то же самое, что ЕГЭ. При ближайшем рассмотрении - нечто совсем иное.

Во-первых, проходят ЦТ только те, кто намерен поступать в вузы. Потому что, заканчивая 11-й класс, все школьники, как и в СССР, сдают экзамены на получение аттестата о среднем образовании. Во-вторых, проводится ЦТ не по месту жительства, а в городах, где вузы, собственно, и расположены. В-третьих, проверяют результаты тестов не любимые школьные учителя, а преподаватели, приглашаемые из самых различных учебных заведений и отбираемые методом, близким к случайному. В-четвёртых, за проведением тестирования наблюдает такое количество представителей контролирующих организаций - от МВД до Комитета государственного контроля Беларуси, - что любые попытки обойти правила пресекаются уже на стадии замысла. Нарушителей немедленно изгоняют - для этого, например, достаточно всего лишь попытаться пронести с собой на экзамен мобильный телефон или любой иной предмет, кроме документов и гелевой авторучки. Студенты Белорусского государственного университета - вчерашние абитуриенты, с которыми довелось побеседовать, в один голос утверждают, что списать или откорректировать результаты тестов практически невозможно.

Никаких исключений, вроде ставших в этом году популярными в России «досрочных сдач по состоянию здоровья», здесь не допускается. Ни одного инцидента с коррупционной подоплёкой при проведении ЦТ наши собеседники - студенты, преподаватели, чиновники - припомнить не смогли.

И наконец, пятое. Оцениваются результаты тестов в баллах. Однако не по количеству выполненных заданий, а исходя из общего уровня подготовки тестируемого, принимая во внимание степень сложности каждой решённой задачи. Сложность задания (весовой коэффициент) определяется статистически. Он зависит от количества участников тестирования, верно его выполнивших. Чем меньше абитуриентов справились с конкретным заданием, тем выше коэффициент его сложности, тем больше баллов начисляется тому, кто его успешно выполнил. То есть оценка получается рейтинговая. К ней приплюсовываются баллы, выведенные из школьных годовых оценок абитуриента и оценок, полученных на выпускных экзаменах. Итоговая цифра становится окончательной. С ней абитуриент «примеривается» к вузам, определяющим проходной балл в текущем году. Он может ежедневно меняться в зависимости от количества желающих поступить, о чём вуз сообщает на своём сайте или стендах приёмных комиссий. Тот абитуриент, чей результат выше объявленного проходного, автоматически зачисляется на первый курс бюджетного (бесплатного) набора. Правда, тех, кто намерен стать журналистом, художником либо избрать иную творческую профессию, ждёт ещё и собеседование в вузе.

Тот, кто не набрал достаточно баллов, но полон решимости окончить выбранный вуз, может поступить на платной основе. Однако отнюдь не каждый. Если суммарный результат ниже установленной Министерством образования минимальной планки - никакие деньги не помогут и студенчество искателю диплома не грозит. Ни в один вуз его не возьмут. Учить совсем ленивых и малограмотных и удовольствия никакого, и смысла нет. Всё равно вылетят после первой же сессии.

Я не идеализирую ситуацию. Коррупция существует в любом государстве, речь может идти лишь о её уровне и реакции власти на причины существования этого зла. И здесь, на белорусской земле, тоже - увы! - берут взятки. Брали, например, при выполнении заочниками контрольных работ. Но после нескольких уголовных дел, когда проблема стала очевидной, контрольные работы заочникам просто отменили. Теперь свои знания они обязаны предъявлять исключительно в очном порядке.

Трудный путь в науку

Республика Беларусь пока не стала участником болонского процесса, хотя такие намерения у власти есть. Но реорганизация системы высшего образования должна была обязательно произойти. Она и произошла. Теперь здесь тоже существуют две ступени обучения - бакалавриат и магистратура. Степень бакалавра присваивают после четырёх лет обучения гуманитарным и пяти - естественным и техническим специальностям. Магистром становятся ещё через год.

При этом магистратура может быть двух видов: профессионально ориентированная и академическая. Первая осуществляет углублённую подготовку специалиста для дальнейшей работы на производстве. Вторая готовит научные кадры для последующего поступления в аспирантуру. Поэтому академическая предусматривает обязательную сдачу кандидатского минимума. Обучающийся в профессионально ориентированной может сделать это по желанию.

Граждане Белоруссии по окончании магистратуры по закону обязаны отработать год по распределению (кроме тех, кто поступил в аспирантуру). Кому-то это не нравится, а кому-то - наоборот. «Платники», например, нередко просят включить их в число распределяемых. Степень магистра даёт возможность получить должность младшего научного сотрудника без предварительного рабочего стажа, который в иных случаях обязателен.

Далее будущего учёного ждёт аспирантура. Принимают туда только магистров со сданным кандидатским минимумом, а при успешном окончании присваивают научную квалификацию «исследователь». Исследователь получает право участвовать в конкурсах на должность старшего научного сотрудника. Ну а дальше всё как обычно: защита кандидатской диссертации, работа на научной ниве, докторантура и защита докторской.

Известия из России о скандалах с фальшивыми диссертациями белорусские учёные воспринимают с вежливым недоумением, которое, вероятно, скрывает более яркие чувства. Как диссертация может быть поддельной, если в республике давно работает система «антиплагиат», обязательная для всех диссертаций; до 10% работ отклоняются ещё на уровне экспертных советов научных учреждений, потому что члены экспертного совета, одобрившего плагиат или халтуру, серьёзно рискуют своей репутацией и карьерой. Утверждаются (и отнюдь не всегда) диссертации ВАКом, подчинённым напрямую президенту республики Александру Лукашенко, который своим распоряжением давно запретил чиновникам искать научных лавров. Что касается защиты докторской диссертации - это всегда событие для республики. Защитивший её конечно же прекрасно известен в научных кругах и случайным человеком оказаться никак не может.

О том, что представляет собой сегодня наука Республики Беларусь, в рамках одной статьи рассказать невозможно. Да, как и российская, она испытала и испытывает немалые трудности, связанные и с нехваткой средств на исследования, и с оттоком кадров (кстати, в том числе и в Россию), и со снижением престижности звания учёного из-за не слишком высоких зарплат. Всё это есть. Но работы учёных маленькой - в сравнении с Россией - страны неплохо известны мировому научному сообществу, научная жизнь в республике не замирала даже в самые сложные периоды, поскольку власть ясно представляла: государство без науки не имеет будущего.

В рамках Союзного государства Российская Федерация - Республика Беларусь успешно развивается сотрудничество российских и белорусских учёных, создаются и реализуются совместные программы исследований в областях компьютерных технологий и космической техники. Расширяется общее образовательное пространство - в вузах Белоруссии обучается всё больше студентов из России, и наоборот. И потому хочется верить, что достижению главной цели - сближению наших государств и народов - не помешают ни отзвуки экономических потрясений, ни сиюминутные интересы политиков.

Потому что цель эта благородна и прекрасна.

Выбор профессии и места учёбы, работа на хороший аттестат, подготовка к сдаче выпускных и вступительных экзаменов — огромный стресс как для одиннадцатиклассника, так и для его родителей. Что делать в такой ситуации? советует родителям разобраться в основных вопросах поступления, чтобы поддержать своего ребёнка. Начнём с главного — централизованного тестирования.

Что такое централизованное тестирование?

Централизованное тестирование (ЦТ) — это форма вступительных испытаний, которая используется для проведения при поступлении в вузы и на некоторые специальности колледжей. выпускники школ, гимназий, лицеев (общее среднее образование), а также учащиеся последних курсов или выпускники колледжей и лицеев (среднее специальное и профессионально-техническое образование). В Беларуси ЦТ проводится с 2005 года. Подготовкой тестовых заданий ЦТ занимается Республиканский институт контроля знаний (РИКЗ). Содержание тестов определяется программами общего среднего образования и программами вступительных испытаний для поступающих в учреждения высшего и среднего специального образования, которые утверждает Министерство образования.

Определиться, куда поступать, и узнать больше о вузе и выбранной специальности вам поможет . Там же можно посмотреть, какие ЦТ понадобится сдать для поступления

Централизованное тестирование проходит в вузах, колледжах и лицеях. и список учреждений для регистрации оглашают ближе к лету, дни проведения тестов приходятся на июнь — их . Эту информацию вы сможете посмотреть на сайте РИКЗ или на нашем сайте.

Сколько ЦТ нужно сдавать абитуриенту и когда?

Для поступления на все специальности, исключая творческие, спортивные и другие программы, требующие прохождения , необходимо сдать три ЦТ. Тестирование по каждому предмету проводится в один день и в одно время по всей республике. Всего учебных предметов 11: русский язык, белорусский язык, обществоведение, математика, биология, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский), химия, физика, история Беларуси, география, всемирная история. Тест по каждому предмету имеет .

С 2017 года абитуриентам разрешено сдавать четыре ЦТ (4-ое — про запас). К примеру, можно написать тест сразу по двум государственным языкам либо вместо биологии выбрать химию. Единственное, не получится сдать одновременно два иностранных языка, так как они считаются одним предметом.

Важный момент: абитуриентов, которые опоздали на тестирование и пришли после вскрытия конвертов с и заданиями, к сдаче экзамена не допускают. Если ЦТ было пропущено по уважительной причине и этот факт можно подтвердить документально, абитуриенту разрешат пройти тестирование в резервный день , то есть у абитуриентов будет возможность пересдать сразу три предмета.


Ещё до сдачи ЦТ проверить свои силы абитуриенты могут на , которое проводится в три этапа с осени по весну. Потренироваться в решении тестов также удобно с на сайте РИКЗ, которое доступно круглосуточно на протяжении целого учебного года. Многие абитуриенты практикуются не выходя из дома с помощью нашего сервиса , где размещены тесты, аналогичные тем, что будут на ЦТ

Как получить результаты ЦТ?

Результаты тестирования можно узнать через 2 недели на сайте РИКЗ, в пунктах проведения ЦТ или с помощью платного SMS-сообщения.

Тем, кто прошёл централизованное тестирование, выдаётся сертификат по каждому предмету в пункте сдачи ЦТ. В 2019 году забирать свои результаты можно на протяжении всей вступительной кампании, начиная с 10 июля. Сертификат действителен на протяжении двух лет. Так что в этом году можно подавать сертификаты 2018 или 2019 годов или комбинировать их. Например, один результат прошлого года, два — этого и так далее.

Что ожидается во вступительную кампанию 2019 года?

Чтобы иметь право подавать документы в вуз, абитуриент должен преодолеть определённый порог по баллам. . Согласно экспериментам Адукар с дистанционным РТ по и , и , и , перешагнуть минимальный порог не будет сложно. Это связано с внедрением , которая устранит занижение тестовых баллов. Как показали результаты , новая методика лояльнее прежней и сулит

Вступительная кампания 2019 года будет волнительной, но это не повод для паники. И задача родителя абитуриента — помочь своему ребёнку подготовиться к тестированию. Сложно это сделать самостоятельно? Пока есть время, приходите на или . Преподаватели помогут повторить и систематизировать материал, чтобы на экзамене абитуриент получил максимально возможный для своего уровня балл.

Более 2000 абитуриентов ежегодно готовятся с Адукар к ЦТ на весенних итоговых ивентах. Это уникальная возможность повторить весь материал с первоклассными преподавателями за 4 часа

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

Подготовил подробный анализ одного варианта теста, предлагавшегося на централизованном тестировании по физике в Беларуси в 2007 и 2008 годах . Мы уверены, что этот материал будет интересен не только белорусским посетителям.

Тесты по предметам школьной программы, в том числе по физике (по астрономии тестов нет), подготовлены РИКЗ () и используются для тестирования будущих абитуриентов по предметам вступительных экзаменов в Республике Беларусь. Ответы к тестам централизованно проверяются РИКЗ, после чего выдается сертификат с указанием суммы полученных баллов (от 0 до 100), который абитуриент потом представляет в приемную комиссию ВУЗа.

На выполнение теста по физике отводится 180 минут (3 астрономических часа). Разрешается пользоваться калькуляторами , которые выполняют только простейшие вычисления (сложение, вычитание, умножение, деление, вычисление процентов).

2007 год

Для проведения централизованного тестирования (ЦТ) в Беларуси в 2007 г. было подготовлено 10 равноценных вариантов тестов . В каждом варианте предлагается 30 задач :

  • 1-я группа задач (А1 – А23) – 23 задачи по физике открытого типа выбрать только один правильный.
  • 2-я группа задач (В1 – В7) – 7 задач по физике закрытого типа : требуется решить задачу и записать полученный ответ
теста 2007 года от В. Грабцевича.

Цитируется по книге "Физика: сборник тестов " (Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Респ. Беларусь. - Минск: Аверсэв, 2007. - 94 c.).

2008 год

В 2008 г. структура теста несколько изменилась, хотя общее количество задач осталось прежним (30 задач ):

  • 1-я группа задач (А1 – А18) – 18 задач по физике открытого типа : к каждой задаче предлагается 5 вариантов ответа, из которых нужно выбрать только один правильный.
  • 2-я группа задач (В1 – В12) – 12 задач по физике закрытого типа : требуется решить задачу и записать полученный ответ в бланк, предварительно округлив его по правилам округления.
Смотрите решения задач и общий анализ теста 2008 года от В. Грабцевича.

Цитируется по книге "Централизованное тестирование. Физика: сборник тестов " / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Респ. Беларусь. - Минск: Аверсэв, 2008. - 94 c.

Централизованное тестирование (ЦТ) стартует в Беларуси с 12 июня и продлится до 2 июля. Первым абитуриенты сдадут тестирование по белорусскому языку, последним — по всемирной истории.

Как и любой другой экзамен, ЦТ имеет свои правила и запреты. Что нужно знать абитуриенту перед тем, как идти писать тестирование — в специальной памятке Sputnik.

Во сколько надо приходить?

Само централизованное тестирование начинается в 11:00, однако в пункт проведения необходимо прийти заранее, обязательно — до 10:30. Если вы замешкаетесь и зайдете в помещение уже после вскрытия конверта с заданиями, вас к экзамену не допустят.

Конечно, очень важно не перепутать корпуса университета, в котором вы сдаете ЦТ — лучше перепроверьте на сайтах вузов. Например, такую возможность предоставили в БГУ.

Как заполнять бланк ЦТ?

При заполнении бланка ответов на ЦТ помните: считывать их будет компьютер, и ему не объяснишь, перепутали ли вы что-то или сделали ошибку.

Важно, чтобы ответы вы заносили только в специальные поля: по букве (цифре) на одну клеточку. Пустые клетки заполнять не надо. Записывать все надо так же, как в образце наверху бланка — печатными знаками.

Заполнять область регистрации нужно на том же языке, на котором подано заявление на регистрацию. Подпись внизу листа не должна выходить за пределы специальной рамки.

Помните и то, что заштриховывать свои неправильные ответы или замазывать чем-то нельзя — на бланке указан способ отмены на такой случай.

Подробнее о нюансах заполнения бланков вам расскажут в пункте проведения ЦТ прямо перед испытанием, там же организаторы могут и ответить на вопросы.

Как себя вести в аудитории?

Нельзя ходить по аудитории, кричать через зал вопросы организаторам — лучше поднимите руку, и к вам подойдут. Если вам нужно в туалет, то сходить туда вы сможете только с одним из организаторов, дабы лишить вас возможности списывать.

Родители могут прийти поддержать?

Вход в пункты проведения ЦТ в дни проведения испытания открыт только для тех, кто зарегистрирован на испытание. Ваши родственники или друзья вас могут проводить только до входа в здание, дальше — нельзя.

ЕГЭ по всем параметрам опережает белорусское централизованное тестирование.

1. Сколько тестов можно сдавать

Очень странно, что наши абитуриенты не могут сдавать больше, чем три теста ЦТ. Подросток может неверно оценивать свои знания и возможности, и его нельзя в этом обвинять. Тем более что четвертый и последующие экзамены можно предложить сдавать платно.
В России абитуриент может сдавать бесплатно любое число экзаменов - русский язык и математика обязательны, остальные по желанию. Максимально абитуриент может сдать все 14 (четырнадцать) экзаменов.

2. Зачисление в вузы

Наш абитуриент может подать документы только в 1 (один) белорусский вуз, а в России можно подавать одновременно документы в не более 5 (пяти) вузов по 3 (трем) специальностям в каждый.

3. Платные услуги

Никаких платных услуг в ЕГЭ не предусмотрено, а на сайте ЕГЭ нет никакой коммерческой рекламы.
Другое дело - ЦТ. Регистрация на ЦТ платная, репетиционные тесты платные. На сайте РИКЗ абитуриентам предлагают пройти платное компьютерное тестирование, оформить платную смс-рассылку результатов ЦТ. Также сообщается о том, что поступили в продажу сборники тестов с условиями ЦТ-2014.
Что касается заданий ЕГЭ 2014 года, то они публикуются на специальных сайтах после завершения второй волны ЕГЭ.

4. Отношение к результатам экзаменов руководителей системы образования

В этом году, как только стали известны плачевные результаты ЕГЭ, президент России сделал заявление о существовании проблем и о необходимости реформ, которые могут изменить ситуацию. Он отметил, что государство в последние годы многое сделало, чтобы повысить статус учителя, и выразил надежду, что это скажется на повышении качества преподавания базовых гуманитарных предметов.

Министерство образования РФ сразу же стало разрабатывать изменения в содержании учебных программ и учебников. Также запланированы дополнительные курсы для учителей. Я не знаю, будет ли результат от подобных действий, но они дают хоть какую-то надежду на позитивные преобразования.

У нас уже много лет результаты ЦТ хуже некуда, а мы выслушиваем от чиновников самые невероятные объяснения. При этом существование кризиса в системе школьного образования не признается, а значит, никто не ищет пути решения проблем.

5. Сколько ошибок можно исправить

Абитуриент на ЕГЭ может заменить до 12 ошибочных ответов по всем заданиям типа А и 6 в части В, в то время как на ЦТ - только 6 в части А и 2 в части В.

6. Вода и шоколад

В России можно проносить с собой шоколад. Разворачивать шоколадку при входе не нужно. Можно принести с собой в аудиторию воду в пластиковой бутылке. У нас шоколад на ЦТ запрещен, воду тоже с собой брать нельзя. В аудиториях, где проводится тест, стоит бутылка с водой и несколько стаканчиков, которых, очевидно, на всех абитуриентов недостаточно.

7. Можно ли сдавать тесты в выходные дни?

Еще один важнейший момент - все экзамены ЕГЭ сдаются только в будние дни, никаких суббот и воскресений в расписании. А в нашем ЦТ 4 из 11 тестов сдавались в этом году в субботу или воскресенье.


8. В России все решения по изменению формата ЕГЭ в 2015 году будут объявлены до 1 сентября 2014-го

Мы же о таком можем только мечтать - решения об изменениях в правилах приема в вузы и проведения ЦТ могут быть опубликованы когда угодно. В этом году, например, они было опубликованы в марте-апреле, то есть за 2-3 месяца до проведения ЦТ.

9. Информирование о результатах экзаменов
Создается впечатление, что информация о результатах тестов ЦТ охраняется, как самая важная государственная тайна. В СМИ попадают только самые общие результаты, причем и они строго дозированы.

Какую же информацию можно найти в открытом доступе после того, как становятся известны результаты ЕГЭ? Практически любую.
.

Почему в России статистические результаты открыты, а у нас абсолютно закрыты, совершенно не понятно.

10. Апелляция

Для меня является постулатом, что любой человек, получив результаты экзамена, имеет право узнать, какие ошибки он сделал, и при желании подать апелляцию. Но апелляция на результаты ЦТ запрещена. Считаю, что это антиконституционно, аморально и глупо. Например, мой ученик набрал на всех трех тестах ЦТ в этом году очень низкие баллы. Он считает, что это произошло из-за того, что метки его гелевой ручки не распознавались сканером. Все его попытки уговорить работников РИКЗа перепроверить его работу вручную не увенчались успехом. Я вполне допускаю, что дело не в некачественной ручке, а в плохой подготовке ученика или отвратительной работе его репетиторов. Но почему у гражданина нашей страны нет права и возможности потребовать перепроверки своей экзаменационной работы, я понять не могу. Кстати, мой ученик, заподозрив, что его проблемы возникли из-за ручки, проверил с помощью хорошего сканера, как распознаются метки, оставленные этой ручкой, и выяснил, что сканер эти метки не видит.

Вообще, в нашей стране можно обжаловать решение любого государственного органа или должностного лица, и достаточно часто обоснованные жалобы удовлетворяются. А обжаловать результаты ЦТ нельзя. Нельзя, и все тут! Объяснение дается очень простое: если разрешить апелляцию, то все воспользуются правом ее подать и тем самым парализуют вступительную кампанию. Но есть простое решение этой проблемы! Абитуриент должен выходить из аудитории с копией своего бланка ответов на вопросы теста. После того как тест будет проверен, он сможет сравнить свои ответы с правильными ответами, которые РИКЗ должен будет выложить в интернет. Естественно, что с апелляцией обратятся только те абитуриенты, у которых работа будет проверена некорректно.

В отличие от ЦТ на ЕГЭ апелляция возможна. Абитуриент имеет право обжаловать нарушение установленного порядка проведения ЕГЭ по общеобразовательному предмету и (или) заявить о несогласии с выставленными баллами. Не принимаются апелляции по вопросам содержания и структуры КИМ. При рассмотрении апелляции может присутствовать участник ЕГЭ и (или) его родители (законные представители), а также общественные наблюдатели!!!

11. Чем можно заполнять бланк

На ЕГЭ допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки, а на ЦТ можно использовать только гелевую.

12. Резервные дни

Наши абитуриенты могут сдать в резервный день только один тест ЦТ.

Вот несколько случаев из моей практики. Очень хорошая ученица сразу после теста по русскому языку попадает в больницу, где ей вырезают аппендицит. Тест по математике она переносит на резервный день, а на тест по физике сбегает из больницы, так как два теста перенести нельзя. Если бы приступ у нее начался на несколько часов раньше, то год ей пришлось бы пропустить. Еще один ученик заболел в конце мая ветрянкой, но скрыл это, так как в этом случае он не смог бы сдавать тесты - контакт с окружающими ему был запрещен.

Кроме этого, я уже несколько раз писал, что многие девушки в критические дни чувствуют себя крайне плохо, их интеллектуальные возможности резко снижаются. Но перенести экзамен по этой причине они не имеют права.

13. Обратная связь

Российский абитуриент на сайте ЕГЭ может задавать разнообразные вопросы, и ему подробно отвечают. Кроме этого, на сайте ЕГЭ есть раздел «часто встречаемые вопросы». У нашего абитуриента таких возможностей нет. Можно только отправлять электронное обращение, как и в любой другой государственный орган.


14. Совмещение выпускных и вступительных экзаменов

Сразу после окончания школы наши ученики сдают 4 выпускных экзамена, затем проводится выпускной вечер и через день после него начинаются тесты ЦТ. При этом в абсолютном большинстве школ выпускные экзамены проводятся формально, ученики с помощью учителей легко списывают на нужную оценку (доказательство - существенное расхождение между оценками в аттестате и результатами ЦТ). Итак, менее чем за 4 недели выпускник сдает 7 экзаменов, из которых 4 смысла, как правило, не имеют мало. Но времени на повторение, обобщение и систематизацию материала перед тремя главными экзаменами у абитуриентов практически нет. Думаю, что это - одна из причин крайне низких результатов на ЦТ. Напомню, что в СССР после выпускных экзаменов у школьников был месяц на подготовку к вступительным экзаменам в вузе.

ЕГЭ - это одновременно выпускные школьные экзамены, оказывающие значительное влияние на оценки аттестата, и вступительные экзамены в вуз. Школьникам не приходится принимать участие в мистификации под названием «выпускные экзамены», у них достаточно времени для подготовки к тестам, и выпускной вечер проходит после экзаменов в форме общенационального праздника, а не как у нас, скомкано между экзаменами.

15. График проведения экзаменов

Первый тест ЦТ сдается через день-два после выпускного вечера, затем сдается еще два теста, причем часто между тестами перерыв два-три дня (а иногда и один), и ученики не успевают не то что повторить, а не могут даже физически и психологически восстановиться. Для повторения и систематизации материала абитуриентам нужна хотя бы неделя между тестами и еще неделя между выпускным вечером и первым тестом. Такой график ЦТ несложно составить, если проводить в один день тесты по нескольким предметам: например, по истории, биологии и физике.
Расписание ЕГЭ для абитуриентов тоже неудобно и не очень отличается от ЦТ: между экзаменами три-четыре дня, первый экзамен чуть ли не через день после окончания учебного года. Правда, в один день могут проводиться тесты по разным предметам. Например, в этом году в один день проводились экзамены по физике и по иностранным языкам, в другой день - информатика, биология, история. Но если абитуриент желает сдать и историю, и биологию, то один из этих экзаменов он может сдать в резервный день!

Но есть и несколько существенных отличий, о которых наши абитуриенты могут только мечтать. Во-первых, в России возможна досрочная сдача ЕГЭ. В досрочный период проводятся экзамены по всем 14 предметам ЕГЭ. Участники ЕГЭ досрочного периода узнают свои результаты в мае, не дожидаясь итогов основной волны.

Досрочно сдать ЕГЭ имеют право: выпускники вечерних (сменных) школ, призываемые на военную службу; выезжающие на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы; выезжающие за рубеж на постоянное место жительства или для продолжения обучения; направляемые по медицинским показаниям в лечебно-профилактические и иные учреждения для проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий в период проведения государственной (итоговой) аттестации; выпускники общеобразовательных учреждений РФ, расположенных за пределами РФ, в государствах со сложными климатическими условиями.

Во-вторых, после основного этапа ЕГЭ проводится дополнительный период. Сдавать ЕГЭ в этот период имеют право выпускники прошлых лет, иностранные граждане, выпускники организаций среднего профессионального образования, которые по уважительным причинам не смогли принять участие в основной период ЕГЭ, и те, кого повторно допустили к сдаче ЕГЭ в этом году (например, не сдали ЕГЭ в основной период по болезни). Для проведения ЕГЭ в дополнительный период разработаны новые КИМ с учетом часовых поясов и других особенностей РФ. Экзаменационные задания по содержанию отличаются от заданий досрочного и основного периода, но по уровню сложности они совершенно идентичны.

16. Репетиционные тесты. Консультации по ЕГЭ

Чтобы потренироваться в решении тестов ЦТ, наш абитуриент должен обязательно потратить деньги. Он может пройти платное репетиционное тестирование в специальных пунктах или купить книги с тестами прошлых лет. При этом после прохождения репетиционного теста белорусский абитуриент не может разобрать свои ошибки, так как вынос из аудитории условий теста и черновиков запрещен.

Российский школьник может пройти демонстрационные варианты КИМ ЕГЭ на официальном сайте ЕГЭ. Там можно ознакомиться с демонстрационными версиями КИМ по всем предметам 2009 - 2014 г.г. Более того, в этом году впервые в открытом доступе опубликованы варианты КИМ ЕГЭ 2014 года по 14 учебным предметам, использованные при проведении досрочного периода ЕГЭ 2014 года, причем сделано это было до начала основного периода ЕГЭ. У выпускников, которые будут сдавать ЕГЭ в основной период, была возможность бесплатно познакомиться с заданиями досрочного этапа и тем самым подготовиться к экзаменам.

Кроме этого, на сайте ЕГЭ российским школьникам предлагаются толковые видеоконсультации специалистов и психологов. Причем консультации по одному предмету дают несколько преподавателей.

17. Содержание тестов

Предсказать содержание тестов ЦТ невозможно. Последние годы тесты ЦТ немного похожи на третий этап РТ, но легально найти условие этого теста нельзя. Особой удачей является знание спецификации теста ЦТ. Это такой документ для служебного пользования, в котором описываются темы и сложность каждого задания ЦТ. Например, А1 - задача на вычисления первого уровня сложности (всего у нас пять уровней сложности), А2 - нахождение стороны прямоугольного треугольника и так далее. Знание спецификации значительно упрощает заключительный этап подготовки абитуриентов. Утечка спецификации происходит, как правило, через учеников, которые занимаются у репетиторов, имеющих отношение к составлению тестов.

Когда в этом году я занимался с российскими школьниками, они рассказали мне, что они всегда заранее знают тему задачи каждого задания ЕГЭ, а также то, сколько баллов абитуриенту принесет решение каждого примера, и для этого никакие утечки информации не нужны.

18. Отличия в содержании тестов

В тестах по математике ЕГЭ отсутствует часть А (задания с выбором ответа), зато есть часть С (задачи, в которых проверяется не только ответ, как в части В, но и решение задачи), что делает результаты тестов по этим предметам более объективными. Наши тесты по математике - это 18 задач части А и 12 задач части В.

Для успешного изучения высшей математики в вузе первокурсник должен изучить в школе темы: «Вектора», «Производные», «Интегралы», а задачи по этим темам должны быть включены в тесты. В России так и сделано. Более того. К этим темам еще добавлены «Элементы теории вероятности», задачи с параметрами, иррациональные и тригонометрические неравенства. Все перечисленные темы исключены из нашей программы вступительных экзаменов, а часть из них и из школьной программы. В результате, в августе я прохожу со своими учениками, которые уже стали студентами, хотя бы «Производные» и «Интегралы». Кстати, огромное количество абитуриентов отчисляют из вузов из-за того, что они не могут сдать экзамен по высшей математике.
В отличие от ЦТ на тестах ЕГЭ по математике разрешается пользоваться линейкой. Наши абитуриенты в качестве линейки используют паспорт.
В отличие от тестов ЦТ в задания ЕГЭ по иностранным языкам включено аудирование, что значительно повышает ценность экзамена. Каждый абитуриент во время теста получает звуковоспроизводящую аппаратуру, аудиокассеты или компакт-диски (CD) с материалами для выполнения заданий.
Экзаменационная работа ЕГЭ по русскому языку в отличие от ЦТ содержит часть 3 (С1), которая состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу (сочинение) по предложенному тексту.

В тесте по физике ЕГЭ есть часть С, в которой абитуриент должен не только найти ответ задачи, но и продемонстрировать ее решение.
В ЕГЭ есть экзамен по литературе. А в ЦТ такого экзамена нет.

19. Использование калькуляторов во время тестов

«Непрограммируемый калькулятор должен обеспечивать арифметические вычисления (сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение корня) и вычисление тригонометрических функций (sin, cos, tg, ctg, arcsin, arcos, arctg).

Калькулятор не должен предоставлять возможность сохранения в своей памяти баз данных экзаменационных заданий и их решений, а также любой другой информации, знание которой прямо или косвенно проверяется на экзамене.