План мероприятий по содействию в трудоустройстве выпускников текущего года. Консультационная работа со студентами по вопросам самопрезентации, профориентации и информирования о состоянии рынка труда

practice: a guide to managing knowledge. Harvard Business School Press, 2002.

16. Давыдова Н.Н., Федоров В.А. Управление развитием образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Пе-

дагогический журнал Башкортостана. 2012. №4. С. 15-23.

17. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. М.: Академия, 2006. С. 43-54.

18. Лукашенко М.А. «Коокуренция» на рынке образовательных услуг // Высшее образование в России. 2006. №9. С. 47-56.

В.В. МИРОНОВ, советник Министерство образования и науки Российской Федерации В.А. ГУРТОВ, директор центра бюджетного мониторинга Петрозаводский государственный университет

Е.П. ИЛЯСОВ, директор координационно-аналитического центра МГТУ им. Н.Э. Баумана

О государственных мерах по организации взаимодействия образовательных организаций профессионального образования и работодателей в целях успешного трудоустройства выпускников

Результатом эффективного сотрудничества образовательных организаций и работодателей является успешное трудоустройство выпускников. Оно обусловлено содержанием основных профессиональных образовательных программ и качеством подготовки выпускников. В статье рассмотрен ряд существующих сегодня мер по организации взаимодействия образовательных организаций с работодателями, а также меры, дополнительно принимаемые Минобрнауки России.

Ключевые слова: профессиональное образование, работодатель, трудоустройство, выпускник, государство, меры взаимодействия, образовательные организации

Государство всерьёз обеспокоено нехваткой квалифицированных кадров, потребность в которых система профессионального образования в настоящее время удовлетворить не может. Эта обеспокоенность нашла отражение ещё в 2004 г. в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина: «По сравнению с советским периодом почти утроился приём в вузы, и число поступающих в них фактически сравнялось с числом выпускников средних школ___И при таком количестве дипломи-

рованных специалистов у нас сохраняется дефицит квалифицированных кадров, остро необходимых стране » .

Востребованность выпускника на рынке труда, его работа по специальности, полученной в образовательной организации,

является одним из важнейших показателей эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых государством на нужды системы образования. С учетом этого в 2013 г. в базовую группу показателей мониторинга образовательных организаций введен показатель, характеризующий трудоустройство выпускников. При оценке деятельности вуза в этой области используются данные ведомственного мониторинга Минтруда России за предыдущие годы. Они достаточно объективны, поскольку отражают: а) количество всех выпускников, обратившихся за содействием в трудоустройстве в органы служб занятости; б) количество выпускников, официально признанных безработными; в) количество трудоустроившихся выпускников из числа

обратившихся в органы службы занятости в течение года после выпуска.

Решение проблемы успешного трудоустройства выпускников по полученной специальности зависит от расширения участия работодателей в этом процессе и частно-государственного партнерства в развитии профессионального образования, что заявлено в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы .

Минобрнауки России ежегодно проводит мониторинг трудоустройства выпускников всех уровней профессионального образования, их закрепления на рабочих местах, а также принимаемых образовательными организациями мер по взаимодействию с работодателями с целью содействия трудоустройству выпускников по выбранному направлению подготовки (специальности). В качестве результатов проводимых государством мер можно отметить следующие.

Создана система содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования Российской Федерации с возложением на МГТУ им. Н.Э. Баумана функции головной организации. Система функционирует на трех уровнях: федеральном, региональном (77 региональных центров) и локальном (образовательные организации). По состоянию на 1 сентября 2013 г. центры (службы) содействия трудоустройству (развития карьеры) работают в 483 организациях высшего образования (далее - ВО) и в 2191 организации среднего профессионального образования (далее - СПО).

Функционирует автоматизированная информационная система содействия трудоустройству выпускников «АИСТ», в которой (по состоянию на 1 сентября 2013 г.) зарегистрировано 2712 работодателей и 457 организаций профессионального и высшего образования, регулярно обновляются базы вакансий и резюме выпускников, ищущих работу.

Центром бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета создан портал «Система интерактивного мониторинга трудоустройства выпускников», обеспечивающий информационное взаимодействие образовательных организаций, выпускников и работодателей.

Во всех образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования ведется целевая подготовка студентов на основе заключения трехсторонних контрактов «студент - учебное заведение - работодатель». В 2012 г. выпуск в рамках контрактной подготовки по программам СПО составил 14,8 тыс. человек (6% от всего выпуска), по программам ВО - 49,0 тыс. человек (13% от всего выпуска). Трудоустройство в рамках выполнения договорных обязательств составило в среднем 75% от выпуска.

Проводится производственная, в том числе преддипломная, практика студентов на предприятиях, в учреждениях и организациях на основе договоров на организацию и проведение практики.

Обеспечивается привлечение к образовательному процессу в вузах действую-щихруководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений в количестве не менее 5% от общего числа преподавателей (в соответствии с ФГОС).

Осуществляется участие специалистов предприятий, учреждений и организаций - потребителей кадров данного профиля - в работе государственных аттестационных комиссий по основным образовательным программам ВО, а также проведение выездных государственных аттестационных комиссий в организациях-рабо-тодателях.

Образовательными организациями высшего образования на базе научных организаций организуются кафедры, одной из задач которых является кадровое обеспечение научных исследований. По данным

мониторинга Минобрнауки России, на сегодняшний день более 100 организаций высшего образования создали кафедры на базе научных организаций.

Осуществляется общественно-профессиональная аккредитация программ высшего образования в соответствии с Правилами участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования . Так, в 2012 г. Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России», Общероссийской общественной организацией «Ассоциация юристов России», Автономной некоммерческой организацией «Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры» были аккредитованы 52 программы профессионального образования по экономике, управлению и юриспруденции и 104 организации высшего образования.

С целью обеспечения учета в образовательных программах ВО требований работодателей к выполнению выпускниками трудовых функций в ряде образовательных организаций высшего образования созданы попечительские советы. Так, по данным Росстата, в 2012 г. попечительские советы действуют в 357 организациях высшего образования, в том числе - в 125 негосударственных.

Проводится независимая экспертиза проектов ФГОС профессионального образования объединениями работодателей, организациями, осуществляющими деятельность в соответствующих отраслях экономики.

Минтрудом России организуются стажировки выпускников с целью приобретения ими трудовых навыков, адаптации на рабочем месте для последующего трудоустройства по полученной специальности. В 2009-2011 гг. стажировку прошли более 219 тыс. выпускников организаций профессионального и высшего образова-

ния, из них порядка 36% - выпускники организаций СПО. Более 50% участников этой программы были трудоустроены по полученной специальности. Общий уровень трудоустройства выпускников после прохождения стажировки достиг 72%. С

2012 г. указанное мероприятие реализуется в субъектах Российской Федерации, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда.

Согласно опросу организаций профессионального и высшего образования удельный вес выпускников 2012 г. очной формы обучения, трудоустроенных по специальности в первый год после выпуска, составляет (в процентах от общего выпуска, по уровням образования): 54,2% - высшего и 46,6% - среднего профессионального.

Учитывая накопленный успешный опыт реализации мер по организации взаимодействия, в 2013 г. Минобрнауки России дополнительно предприняты следующие шаги:

■ реализуется проект «Разработка нормативной и технологической основы (прототипа системы) для сбора и анализа объективной информации по показателям трудоустройства выпускников организаций профессионального и высшего образования с использованием интеграционных сервисов с федеральными базами данных Пенсионного Фонда Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной статистики»;

■ активизируется работа центров (служб) содействия трудоустройству выпускников в образовательных организациях путем планомерного снятия с них функции мониторинга трудоустройства и расширения сферы деятельности по организации взаимодействия образовательных организаций с работодателями по проведению ярмарок вакансий рабочих мест, экскурсий в организации-партнеры, встреч студентов с представителями работодателей, семинарских занятий с сотрудниками кадровых

Высшее образование в России № 11, 2013

служб, профориентации абитуриентов и организации производственной практики и целевого обучения;

■ решением Межведомственной комиссии при участии Минобрнауки России, Минтранса России, Минюста России, Мин-спорта России, Минсельхоза России, Мин-культуры России, Минздрава России, ОАО «Объединенная промышленная корпорация “Оборонпром”», ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» в базовые показатели оценки эффективности деятельности организаций высшего образования при проведении мониторинга в 2013 г. введен новый показатель, характеризующий трудоустройство выпускников;

■ в целях развития нормативно-правовой базы взаимодействия образовательных организаций и работодателей разработаны и согласованы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты:

V проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, а также типовых форм договора о целевом приеме и договора о целевом обучении»;

V приказ Минобрнауки России от 14 августа 2013 г. № 958 «Об утверждении Порядка создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы»;

■ в состав наблюдательных (попечительских) советов федеральных и национальных исследовательских университетов включены представители компаний крупного инновационного бизнеса, таких как

ОАО «Северсталь», ОАО «Русал», ОАО «Салют», ОАО «Авиакор-авиационный завод», ООО «Газпром трансгаз Самара», ОАО «Группа строительных компаний “Дон”»;

■ продолжена государственная поддержка развития кооперации российских образовательныхорганизаций высшего образования и производственных предприятий, основной целью которой является стимулирование использования производственными предприятиями потенциала, в том числе кадрового, образовательных организаций для развития наукоёмкого производства . Так, с начала года 89 компаниями и 60 вузами поддержано 98 комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства;

■ крупные организации-работодатели (Госкорпорация «Росатом», Госкорпорация «Роснано», ОАО «Сбербанк России», ОАО «ЛУКОЙЛ», Компания «АСКОН») привлечены к организации и проведению Всероссийской студенческой олимпиады;

■ в рамках выработки предложений по проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ ВО разработаны модели профессионально-общественной аккредитации, ориентированные на работодателей и объединения работодателей;

■ с целью реализации практико-ори-ентированных образовательных программ в 2013 г. на обучение по программам прикладного бакалавриата принято 3632 человека (по состоянию на 1 сентября

2013 г.), причем планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» запланировано увеличение удельного веса численности обучающихся по программам прикладного бакалавриата в общей численности обучающихся к 2018 г. до 30% .

Принимаемые государством дополнительные меры по усилению взаимодействия

между образовательными организациями и работодателями позволят увеличить, по прогнозным оценкам, удельный вес численности выпускников организаций профессионального и высшего образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), с 44,4% в 2013 г. до 48,9% в 2015 г.

Литература

1. Послание Президента Российской Феде-

рации Федеральному собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. // Российская газета. 2004. №3486 от 27 мая.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на 2013-2020 годы».

3. Постановление Правительства Российской

Федерации от 24 декабря 2008 г. №1015 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства»

5. Распоряжение Правительства Российской

Федерации от 30 декабря 2012 г. №2620-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») “Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки”».

НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Двухлетний импакт-фактор РИНЦ 2011

(в скобках - без самоцитирования)

Вопросы экономики 4,322 (4,143)

Социологические исследования 1,348 (1,180)

Вопросы философии 1,179 (1,084)

Педагогика 0,881(0,848)

Вопросы образования 0,855(0,726)

Высшее образование в России 0,760(0,627)

Университетское управление: практика и анализ 0,606 (0,449)

Alma mater 0,491(0,453)

Образовательные технологии и общество 0,404 (0,156)

Философия образования 0,389 (0,151)

Философские науки 0,333(0,262)

Эпистемология и философия науки 0,286 (0,229)

Высшее образование сегодня 0,277 (0,260)

Человек 0,276 (0,224)

Социология образования 0,244 (0,183)

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ КОЛЛЕДЖА

М. Н. Провоторова

ГОБУ СПО ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»

В современных условиях модернизации системы образования России трудоустройство и адаптация выпускников на рынке труда являются важнейшими показателями успешности работы учебного заведения.

Социально-экономическая реальность современного общества требует от системы профессионального образования специалистов качественного нового типа: конкурентоспособных, инициативных, компетентных, высококвалифицированных, коммуникабельных, имеющих навыки делового общения, легко адаптирующихся к изменяющимся условиям рынка труда, способных к анализу ситуаций, мобильных и постоянно повышающих свой уровень образования и квалификации.

Для содействия трудоустройству выпускников колледжа создан Центр профессиональной и психологической поддержки выпускников (далее – Центр), деятельность которого регламентирована положением о «Центре профессиональной и психологической поддержки выпускников».

Основные задачи Центра:

Профессиональное и правовое консультирование и психологическая поддержка выпускников колледжа;

Взаимодействие с местными органами власти, департаментом труда и занятости населения, общественными организациями и объединениями, заинтересо­ванными в улучшении положения выпускников на рынке труда;

Сбор, обобщение, анализ и предоставление студентам информации о состоянии и тенденциях рынка труда, о требова­ниях, предъявляемых к соискателю рабочего места, формирова­ние банка данных вакансий, предлагаемых работодателями по соответствующим специальностям;

Проведение организационных мероприятий, способствующих содействию трудоустрой­ству выпускников;

Сотрудничество с организациями (предприятиями, учреждениями), выступающими в ка­честве работодателей для студентов и выпускников;

Проведение мониторинга трудоустройства выпускников, анализ результатов, корректировка деятельности.

В течение учебного года осуществляются следующие направления работы:

1. Изучение потребностей регионального рынка труда

В целях оказания содействия трудоустройству выпускников Центр взаимодействует с региональными структурами: Департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области, Департаментом труда и занятости населения, а также, предприятиями и организациями различных форм собственности. Руководители и ведущие специалисты предприятий и организаций оценивают качество подготовки, участвуя в работе государственных аттестационных комиссий при защите выпускных квалификационных работ студентами-выпускниками.

С 2001 года колледж взаимодействует с Департаментом труда и занятости населения Воронежской области в рамках информационно-аналитического обмена. Ежеквартально проводятся совещания на тему «Взаимодействие служб занятости и учебных заведений по предупреждению безработицы среди студентов и выпускников» с представителями Департамента труда и занятости населения Воронежской области в рамках повышения эффективности работы по трудоустройству и адаптации выпускников. Налажена работа по совместной деятельности с центром занятости населения «Молодежный».

2. Консультационная и информационная работа

На сайте колледжа в разделе «Информация для выпускников» студенты и выпускники могут ознакомиться с вакансиями. Формирование базы возможных вариантов трудоустройства осуществляется посредством накопления информации из следующих источников:

Ежемесячная информация о вакансиях в регионе государственного казенного учреждения Воронежской области Центр занятости населения «Молодежный»;

Запросы и информационные письма о необходимости подготовки специалистов от предприятий - социальных партнеров;

Информация о вакансиях, размещенных в СМИ и Интернете.

Также в этом разделе можно ознакомиться с информацией о трудоустройстве выпускников 2013-2014 учебного года очной формы обучения, с рекомендациями по трудоустройству, правилами составления резюме, правами молодежи в трудовых отношениях. Имеется график проведения консультаций профессиональной и психологической поддержки выпускников.

Для выпускников, желающих продолжить обучение в рамках высшего профессионального образования, имеются ссылки, связанные с процедурой проведения Единого государственного экзамена: «Официальный информационный портал ЕГЭ», «ЕГЭ в Воронеже», «Федеральный институт педагогических измерений».

Совместно с психологической службой разработана и используется программа тренинга «Эффективное поведение на рынке труда», целью, которой является повышение конкурентоспособности выпускников колледжа при прохождении собеседования и трудоустройстве.

Большое внимание уделяется студентам, относящимся к льготным категориям: инвалиды, выпускники из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.

Разработаны информационные материалы «Рекомендации при трудоустройстве», «, «, «, «, содержание которых ориентировано на выпускников и студентов старших курсов. Материалы размещены на сайте колледжа, а также используются при индивидуальных консультациях.

Разработан буклет-памятка «Эффективное поведение на рынке труда», в котором рассмотрены основные вопросы, встречающиеся во время собеседования и рекомендации по корректному ответу на них, а также содержится информация о структуре резюме.

3. Организация и участие в мероприятиях, организованных с целью содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений

1) Ярмарка вакансий для студентов и выпускников учебных заведений «Карьерный старт», организованная центром занятости населения «Молодежный» при поддержке Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области. В ярмарке приняли участие представители предприятий и организаций города Воронежа. На ярмарке вакансий студенты и выпускники имели возможность встретиться с работодателями, получить информацию о предприятиях и предлагаемых вакансиях, а также консультации специалистов службы занятости.

2) Форум «Воронежская область – Ваш партнер», в рамках работы форума студенты посетили мастер-класс «Я ваш будущий партнер: самопрезентация и продвижение». Студенты познакомились с представителями промышленных предприятий Воронежской области, кластеров электромеханики, авиастроения, производителей промышленного оборудования, IT -кластера, была организована экскурсия.

3) Ярмарка вакансий профессий и ученических мест «Куда пойти учиться», организованная Центром занятости населения «Молодежный». Участие приняли более тридцати учебных заведений различных уровней образования. На ярмарку вакансий профессий и ученических мест были приглашены выпускники 9-11 классов. Проводилось экспресс-тестирование школьников, которое поможет им определить свои способности, личные качества и определится с выбором специальности.

4) Для привлечения работодателей из различных сфер хозяйства и экономики города и области проводятся дни карьеры, ярмарки вакансий и презентаций компаний. Основными целями данного направления работы является привлечение работодателей из различных сфер для получения информации о рабочих местах широкого профиля. Во время таких презентаций работодатель предоставляет полную информацию о компании и предлагаемых вакансиях, отвечает на интересующие студентов вопросы.

Мероприятие «День карьеры» посвящено адаптации студентов выпускных курсов к условиям рынка труда, повышению конкурентоспособности выпускников колледжа, умению реализовать свои возможности в будущей профессии и получению информации о рабочих местах из различных сфер рынка труда. В рамках мероприятия были представлены презентации более 15 предприятий и организаций - потенциальных работодателей, среди них представители: ОАО «ВЗПП-сборка», Воронежский филиал ОАО «Ростелеком», ОАО «Корпорация НПО «РИФ», ООО «Максимир-кино», ОАО «Вымпел-Коммуникации», ООО «Евросеть-Ритейл», Компьютерный салон «РЕТ», ООО НПП «Школа-Инфо», ЗАО «Эр-Телеком холдинг», объединение «ХОЗТОРГ», ОАО «Сбербанк», Центр развития ребенка детский сад №188.

Представители центра занятости населения «Молодежный» провели информационную встречу на тему: «Адаптация студентов к условиям рынка труда и повышения конкурентоспособности выпускников».

Также в мероприятии приняли участие представители Воронежского государственного технического университета и Воронежского государственного педагогического университета, которые представили информацию о возможности продолжить обучение в рамках высшего профессионального образования.

4. Мониторинг трудоустройства выпускников

Ежегодно в целях создания условий для повышения конкурентоспособности, обеспечения занятости и мониторинга трудоустройства выпускников колледжа создается комиссия содействия трудоустройству, которая организует индивидуальный учет выпускников, составляет графики проведения собеседования со студентами по трудоустройству, а также осуществляется обработка информации и своевременное представление отчетных и статистических материалов в Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области и Координационно-аналитический центр содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования.

В заключение нужно сказать, что успехов в поиске работы в динамичной среде может добиться только тот, кто открыт к изменениям, коммуникабелен, развил в себе способность к постоянному обучению в течение всей жизни. Для активного поведения молодых людей важны не только социальные предпосылки, но и их психологические особенности, личностные и деловые качества.

I Работа со студентами и выпускниками колледжа

1. Информирование студентов и выпускников о состоянии и тенденциях рынка труда с целью содействия их трудоустройству.

1.1.Использование информационной системы базданных вакансий работодателей и резюме студентов и выпускников.

Одно из направлений работы ЦСТВ - установление и обеспечение функционирования информационной системы поддержки трудоустройства молодых специалистов, обеспечивающей выпускников данными о рынке труда и образовательных услугах (информационные стенды, работа над созданием электронной биржи труда на сайте колледжа).

^ 1.2.Использование веб-сайта:

На сайте государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Марий Эл «Строительно-промышленный колледж» (volspk.harod.ru .) функционирует раздел «Трудоустройство», где размещается следующая информация:


  • Рекомендации выпускнику

  • Статьи трудового кодекса по труду молодёжи

  • Требования современного работодателя

  • Стратегия поиска работы

  • Эффективные способы поиска работы

  • Как составить хорошее резюме

  • Как подготовиться к собеседованию

  • Как успешно пройти испытательный срок

  • Как войти в новый коллектив

  • Положение о центре содействия трудоустройству выпускников и временной занятости студентов.

  • План мероприятий по содействию в трудоустройстве выпускников текущего года.
^ 1.3. Консультационная работа со студентами по

вопросам самопрезентации, профориентации и информирования о состоянии рынка труда.

Для информирования и консультативной работы со

Студентами используются следующие формы деятельности: круглые столы встреч с работодателями, оформление информационного стенда трудоустройства, участие студентов в ярмарках вакансий, выставках, разработаны спецкурсы, направленные на решение задач трудоустройства., проводится индивидуальная консультативная работа со студентами по организации мест стажировок, практики, будущего трудоустройства.

В рамках учебных дисциплин «Правовые основы профессиональной деятельности», «Основы права», «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» разработаны модули, направленные на решение проблем трудоустройства в различных аспектах профессиональной деятельности. В рамках регионального компонента образовательного учреждения для выпускников колледжа ведется учебный курс «Адаптация выпускника на рынке труда», направленный на решение задач профориентации, самопрезентации в целях будущего трудоустройства.

Задача педагогического коллектива колледжа - помочь каждому выпускнику использовать все полученные знания, умения, навыки для личностного роста и саморазвития, необходимые для самостоятельного построения профессиональной карьеры, будущего трудоустройства.

С целью проведения консультационной работы со студентами по вопросам самопрезентации, профориентации и информирования о состоянии рынка труда проведены следующие мероприятия:


  • конкурсы презентаций студентов выпускных курсов строительного профиля, деревообработки, сферы общественного питания для заинтересованных работодателей;

  • классные часы в выпускных группах с участием специалистов-работодателей, членов Центра содействия трудоустройству выпускников, где совместно со службой маркетинга колледжа был проведен цикл маркетинговых исследований и мониторинг целевой аудитории потребителей образовательных услуг: «Третьекурсник СПК», «Выпускник -2012», «Требования работодателей к уровню подготовки молодых специалистов»;

  • встречи студентов с выпускниками колледжа, добившимися карьерного роста и работающими на предприятиях проводятся в рамках комплексного ознакомления студентов со своей будущей профессией и условиями труда;

  • психологическая подготовка выпускников психологом колледжа по вопросам трудоустройства (проведение тренингов, мастер-классов по прохождению собеседований, написанию резюме и др.)
^ 1.4. Организация ярмарок вакансий, презентаций, компаний, дней карьеры

В целях реализации плана профориентационной ра-боты в колледже проводятся «Дни открытых дверей» (декабрь, апрель) для учащихся 9 – 11 классов школ г. Волжска и Волжского района, каждую субботу с января проводятся элективные курсы. Студенты и педагоги колледжа приняли участие в ярмарках вакансий в 2011-2012 году, где были представлены презентации колледжа, профессий и специальностей, возможностей трудоустройства выпускников, направления опережающего обучения на базе колледжа.

^ 1.5 Разработка методических материалов по воп-росам содействия трудоустройству выпускников.

Руководитель колледжа, преподаватели спецкурсов и специалисты Центра содействия трудоустройству выпускников разработали методические рекомендации для выпускников по вопросам трудоустройства, касающиеся правовых, социально-психологических вопросов трудоустройства, развития систем социального партнерства:


  • Р.Г.Гарифуллин. Формирование стратегического управления образовательным учреждением - основной инструмент адаптации к новым условиям деятельности. /Вестник профобразования. Йошкар-Ола, 2011. -№1/

  • Р.Г.Гарифуллин Роль профильных ресурсных центров в подготовке высококвалифипированных рабочих кадров. /Научно-методи­ческий журнал ГОУ ДПО (ПК)С «Марий­ский институт обра­зования»: Туныктышо Учитель. - Йошкар - Ола, 2011.-№ 2-3/

  • Р.Г.Гарифуллин. Развитие системы сетевого взаимодействия и социального партнерства. /Вестник профобра­зования. - Йошкар-Ола, 2011.-№6/ Методические рекомендации по вопросам самопрезентации, самоменеджмента, подготовки резюме выпускниками
размещены на сайте колледжа в разделе для выпускников по проблемам трудоустройства.

2.Организация временной занятости студентов.

В колледже ведется работа по организации временной занятости студентов: секции, кружки, предоставление временных рабочих мест для студентов колледжа. В колледже с февраля по август 2012 года 60 несовершеннолетних студентов выполняли различные хозяйственные, строительные работы. Было освоено 125,31 тыс.рублей, в т.ч 81,8 тыс.руб. через Министерство образования и науки Республики Марий Эл, 43,51 тыс.руб. через центр занятости населения г.Волжска. 23 студента колледжа освоили 227, 7 тыс. руб. на строительных объектах г.Сочи в летний период.

Организация работы учебных мастерских по выпуску готовой продукции населению (столярные изделия, продукция общественного питания, изделия,полученные в сварочной мастерской) нацелена на приобретение студентами профессиональных компетентностей в рамках их основной профессиональной деятельности. Наличие реальных производственных процессов и операций позволяет достичь максимального эффекта в практической подготовке, т. е. передачу реального опыта при создании, управлении и организации деятельности предприятий.

^ II. Сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для студентов и выпускников

2.1 Заключение договоров о сотрудничестве

Программы профессиональной практики ориентированы на формирование профессиональной компетентности выпускников и их трудоустройство Заключены договоры о целевой контрактной подготовке студентов с предприятиями с последующим трудоустройством (на подготовку 125 студентов ежегодно заключаются договоры с предприятиями строительного профиля и деревообработки о направлении студентов на обучение, об организации практики с дальнейшим трудоустройством):

ООО»Домстройсервис», ОАО «Волжскпромстрой», ЗАО«Стандартстрой», ООО «Мета-М», ООО «Волжскплит», ОАО «ВЭМЗ», МУП «Жилье»,ООО «Стройбетон»,ООО «Прогус»,ООО «Форсаж», ООО «Домстройсервис», Волжский филиал ООО «Межрегиональная домостроительная компания»,Волжский филиал «Марий Эл ДорСтрой», ООО«Волжскспецмонтаж, ООО ПКФ «Версавия», ООО «ДОП», ГК «Тимбер», ОАО «Чонаш»,ООО «Эко техстрой», ООО «Стройинвест.

Организована предвыпускная в группах НПО и технологическая, преддипломная практика в группах СПО на предприятиях социальных партнеров с целью дальнейшего закрепления выпускников на данных предприятиях в качестве штатных работников, так как учебный процесс предусматривает систематическое проведение экскурсий, занятий и производственных практик непосредственно на том предприятии, куда после обучения придут молодые специалисты. Причем эти производственные практики были все оплачиваемые. Студенты знакомятся с производственным коллективом, своим будущим рабочим местом. Часть студентов после завершения практики не прекращают трудовые взаимоотношения с предприятиями – работают в свободное от занятий время.

^ 2.2 Привлечение работодателей к участию в защите выпускных квалификационных работ. Работодатели участвуют в процедуре аккредитации выпускаемых профессий и специальностей, являются председателями Государственных Аттестационных Комиссий. Рекомендации работодателей учитываются при подготовке и защите выпускных квалификационных работ студентов. Отмечается ежегодно высокий уровень защиты и практикоориентированный характер научно-исследовательских работ студентов.

^ 2.3 Привлечение работодателей к участию в образовательной деятельности и научно-исследовательских работах студентов.

Часть выпускных квалификационных работ студентов выполняется по заявке работодателей. Представители предприятий - социальных партнеров принимали участие в колледжных и республиканских конкурсах профессионального мастерства, открытых уроках по спецпредметам, в научно-исследовательской деятельности студентов, в рецензировании и защите курсовых и дипломных работ, в работе Государственной комиссии по итоговой аттестации выпускников, поэтому студенты имели возможность заранее зарекомендовать себя перед работодателями с положительной стороны, даже еще не закончив обучения.

III. Взаимодействие с органами исполнительной власти, в том числе с органами по труду и занятости населения, общественными организациями и объединениями работодателей


  • Налажено тесное сотрудничество с «ГКУ « Центр занятости населения г. Волжска». В рамках совместной работы ежегодно организуются встречи студентов 4 курса с консультантами центра. Цель таких встреч - довести до сведения студентов-выпускников сложившуюся ситуацию на рынке труда, дать информацию о мероприятиях по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан в рамках региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда, о возможностях заняться собственным бизнесом. Члены ЦСТВ совместно с членами центров занятости участвуют в «Ярмарке вакансий рабочих мест» 3 раза в год, организуют экскурсии на предприятия города студентов 1 курса.

  • Колледжем заключено 34 договора с основными работодателями города и социальными партнерами о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам оказания содействия в трудоустройстве выпускников. (Соглашение о сотрудничестве сроком на 3 года с Департаментом Гос.службы занятости РМЭ от01.04.2010; с муниципальным образованием ГО «г.Волжск» 21.03.2010; с ЗАО «СтандартСтрой » 15.12.2010 г; с ОАО «Волжскпромстрой» 17.12.2010; с ООО «Трио» 15.12.2010г. и другие)

  • Проведены мероприятия межрегионального и республиканского уровня с участием представителей других образовательных учреждений, социальных партнеров:

  • Заседание методического объединения заместителей директоров по учебно-производственной работе УСПО и УНПО «Формирование профессионально-значимых качеств конкурентоспособности выпускников колледжа на базе ресурсного центра»(25.11.11 - 32 зам.директора по УПР);

  • Научно-практический семинар «Проектирование эффективной системы управления непрерывным сетевым профильным обучением и социальным партнерством как условие повышения качества образования»(27.04.12- 32 чел участники)
Межрегиональный форум «Инновационный ресурс профессионального образования и вызовы современности» (08.06.12-35 чел. участники)

IV Трудоустройство выпускников 2012года


  • В 2012году было трудоустроено 62 выпускника (66 % от общего количества выпускников), по профессии было трудоустроено 52%, призваны в ряды Российской Армии 19 % , продолжили обучение на более высоком уровне образования 12%, 4% не трудоустроены по причине декретного отпуска, Ни один студент колледжа не встал на учет в центр занятости как безработный.
ЦСТВ учитывает тенденции экономического развития республики и заявленной потребности в профессиональных кадрах при формировании проекта государственного задания.

Регулярно проводится анализ сведений о состоящих на учете в ЦЗН выпускников по специальностям и направлениям подготовки.

^ Переподготовка и дополнительное профессиональное обучение выпускников


  • Функционирует система дополнительных образовательных услуг, причем для своих студентов они оказываются на льготных условиях: с 50-процентной скидкой и предоставляется возможность оплаты за обучение в рассрочку.

  • ЦСТВ организует информирование и консультирование граждан, в том числе работников, находящихся под риском увольнения по вопросам получения образовательных услуг по опережающему обучению, переобучению, повышению квалификации в учреждениях профессионального образования;

  • Колледж проводит профессиональное обучение учащихся старших классов образовательных муниципальных учреждений с учётом перспектив развития рынка труда в городе и республике, в 2012 году 50 школьников получили рабочую профессию.
В 2012-2013учебном году планируется углубить работу по таким направлениям как:

  • консультационная работа по вопросам трудового права, использование информационной системы баз данных вакансий работодателей и резюме студентов и выпускников «АИСТ»;

  • подготовка резюме студентов;

  • презентация предприятий;

  • создание банка резюме выпускников колледжа (электронный вариант)

Исполнитель: Н.Н.Кошелева, руководитель центра содействия трудоустройству выпускников

Информация к заседанию "круглого стола" на тему: "Проблемы трудоустройства молодежи в Республике Бурятия" Рынок труда молодежи является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, который необходимо учитывать в политике занятости. Молодые люди характеризуются отсутствием производственного стажа и опыта работы. Из-за перенасыщенности рынка труда более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска. В то же время, в отличие от других социально уязвимых групп, молодежь является наиболее перспективной категорией рабочей силы. Она наиболее восприимчива ко всем изменениям, имеет способность к постоянной смене трудовых функций, огромные возможности профессионального роста, наиболее продолжительный период предстоящей трудовой деятельности. В Республике Бурятия осуществляется ряд мер, направленных на решение проблемы трудоустройства выпускников. В целях уменьшения дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда с 2008 года в республике планомерно проводится работа по совершенствованию структуры и объемов подготовки кадров, модернизации профессионального образования на основе региональных потребностей рынка труда. Начиная с 2008 года Правительством Республики Бурятия совместно с работодателями, Союзом промышленников и предпринимателей, органами местного самоуправления Республики Бурятия ежегодно формируется государственный заказ на подготовку профессиональных кадров в соответствии с потребностями экономики и социальной сферы республики и основными направлениями социально-экономического развития Республики Бурятия, предусмотренных Программой СЭР РБ. Анализ проводимой работы показывает, что диспропорции между приемом и потребностью работодателей в кадрах снижаются. Позитивные темпы свидетельствуют и о снижении безработицы среди молодежи, в частности выпускников. Так, с 2008 года уровень безработицы населения в возрасте 20-29 лет снизился с 15,8% до 8,7% в 2012 году, по оценке в 2013 году уровень безработицы среди молодежи составит не более 8,0%. Основным механизмом решения потребности республики в высококвалифицированной рабочей силе, является целевая контрактная подготовка, которая также призвана снижать дисбаланс на рынке труда. Сегодня одним из основных показателей эффективности вуза является показатель трудоустройства выпускников, поэтому учебные заведения проводят работу в данном направлении. В каждом учебном заведении созданы и действуют Центры (службы) содействия трудоустройству выпускников и занятости студентов. В течение года в учебных заведениях проводятся консультационные работы со студентами с привлечением психологов, работодателей, во время которых проводится тестирование на определение и коррекцию уровня адаптации к условиям рынка труда, разъясняются особенности подготовки специалистов, возможности трудоустройства. Действует автоматизированная система содействия трудоустройству (АИСТ), базы данных по вакансиям постоянно обновляются и дополняются. Кроме того, в республике действует ряд программ, направленных на привлечение молодых востребованных специалистов в районы. Предоставляется государственная финансовая помощь молодым специалистам и молодым семьям для решения их жилищных проблем. В рамках Государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий РБ", утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятии от 28.02.2013 №102 предусмотрены следующие меры государственной поддержки по кадровому обеспечению АПК: - возмещение затрат в размере 99% от произведенных расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на выплату стипендии успевающим студентам старших курсов образовательных учреждений высшего (4 - 5 курс обучения) -3000 руб. и среднего (3 - 4 курс обучения) - 1500 руб. профессионального образования (далее также - образовательные учреждения), обучающимся по очной форме обучения на договорной основе по специализации в сфере сельскохозяйственного производства; - предоставление единовременной выплаты молодым специалистам, в размере 250 000 рублей, имеющим высшее образование и (или) среднее профессиональное образование и по окончании обучения по очной форме (включая молодых специалистов, отслуживших в армии по окончании образовательных учреждений) заключившим трудовой договор с сельскохозяйственной организацией, крестьянским (фермерским) хозяйством, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим производство и переработку продукции, или с организацией, оказывающей ветеринарные услуги в сельской местности; - возмещение затрат в размере 50% от произведенных расходов на изучение передового опыта и прохождение стажировки руководителей, специалистов и рабочих кадров в сельскохозяйственных организациях Республики Бурятия, других субъектах Российской Федерации и за рубежом; - предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий молодых специалистов, проживающих в сельской местности. За последние два года наблюдается стабильная тенденция по обратившимся в органы службы занятости молодым гражданам в возрасте от 14 до 29 лет. Доля обратившейся молодежи составляет примерно около половины от общей численности, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (2013 год- 48 %; 2012 год- 47%) В 2013 году за содействием в поиске подходящей работы обратилось 11556 молодых граждан. Доля трудоустроенных молодых граждан выросла по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 1,8 % и составила в 2013 году 57 % от общего числа трудоустроенных граждан. В 2013 году на постоянные работы трудоустроено 2306 чел., на временные работы - 4600 чел. В общественных работах приняли участие 413 молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет. Информацию об имеющихся вакансиях молодые граждане могут получать у специалистов центра занятости, через информационные терминалы, установленные на территории центров, на интернет-сайте Агентства занятости, а так же при регистрации в личном кабинете получать SMS рассылки на сотовый телефон и на адрес электронной почты. Государственную услугу по содействию самозанятости получили в 2013 году 200 чел. (за 2012 год - 131 чел.) безработных граждан в возрасте от 18-29 лет, из них организовали собственное дело в 2013 году - 107 человек, в 2012 году - 87 человек. Все молодые граждане прошли профессиональную диагностику готовности к предпринимательской деятельности (профориентационное тестирование в целях выявления способностей и возможностей организовать собственное дело), получили содействие в подготовке технико-экономического обоснования проекта предпринимательской деятельности, финансовую помощь на открытие собственного дела (58800 руб.) и на подготовку документов, предоставляемых при государственной регистрации малого предприятия, оплату государственной пошлины, оплату нотариальных действий, изготовление печатей, штампов. На профессиональное обучение по направлению органов службы занятости населения в 2013 году было направлено 1474 безработных граждан, в возрасте от 16 до 29 лет. В 2013 году государственную услугу по профессиональной ориентации получили 11620 граждан в возрасте 14-29 лет, за 2012 год - 12850 чел. Особое внимание уделяется профориентации учащихся общеобразовательных школ. С учащимися общеобразовательных учреждений проводятся классные часы, с использованием игр и упражнений, игровые площадки, деловые игры, тренинг - семинары, занятия, профессиональных склонностей и интересов учащихся. Также, они проходят профориентационное экспресс - тестирование на выявление склонностей и способностей к определенным видам деятельности, также происходит ориентирование на востребованные профессии на рынке труда республики. Всем учащимся получившим услугу по профориентации на основании результатов тестирования даются рекомендации и информация по выбранным им профессиям. Также оказание профориентационных услуг осуществляется с использованием 18 мобильных центров занятости населения для выезда в отдаленные школы района. Так, в 2013 году состоялось более 570 выездов в сельские поселения, в том числе в 357 выездов в общеобразовательные учреждения, где около 10 тыс. граждан, из которых более 6 тыс. учащихся общеобразовательных учреждений, были проинформированы о положении на рынке труда и востребованных специальностях. Кроме того, были осуществлены выезды мобильных центров занятости населения в Баргузинский, Малокуналейский, Каменский и Новокижингинский детские дома. В детских домах оказана профессиональная информация 80 воспитанникам детских домов, которая направлена на обеспечение знаниями о мире профессий в целом, которая дает необходимые знания об особенностях различных профессий, возможных путях обучения, трудоустройстве. 74 воспитанникам детских домов оказана государственная услуга по профессиональной ориентации. На официальном сайт Республиканского агентства занятости населения (www.burzan.ru) в разделе "Для граждан" учащиеся могут ознакомиться с различными профессиями. Здесь подробно описывается какими необходимыми знаниями и навыками должен обладать при выборе данной профессии, какие условия деятельности, образование и т.д. С целью профессионального информирования учащихся и выпускников образовательных учреждений о состоянии на рынке труда и образовательных услуг, осознанного выбора молодежью вида деятельности и образовательного учреждения для получения профессии служба занятости населения совместно с заинтересованными ведомствами проводит ярмарки учебных и рабочих мест для молодежи. В 2013 году данное мероприятие посетило около 2 тыс. граждан, из них отобрано претендентов на вакантные рабочие места 785 чел. В целях профессиональной ориентации подростков и молодежи в течение года проведены межрегиональная ярмарка вакансий рабочих мест "Возрождение села", XVIII Межрегиональная выставка-ярмарка учебных мест для молодежи. В профориентационных мероприятиях приняли участие Министерство образования и науки Республики Бурятия, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, Республиканское агентство занятости населения, учреждения и организации, учебные заведения Республики Бурятия, Забайкальского края, Республики Тыва, Иркутской области, Монголии. В рамках Выставки-ярмарки учебных мест была организована презентация образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, профориентационное тестирование и социологический опрос учащихся. Общее количество участников составило 5000 человек. Была проведена республиканская ярмарка рабочих и учебных мест для молодежи. Для участия в ярмарке были приглашены свыше 60 работодателей, из них крупных предприятий - 24, мелких и средних предприятий - 18, индивидуальных предпринимателей - 21, государственных и муниципальных предприятий - 5. Представлено около 4000 вакансий по различным специальностям, в том числе временного характера. За три часа работы ярмарку посетили более 2100 человек. Проведена XIV Кяхтинская межрайонная ярмарка вакансий учебных и рабочих мест. Количество участников составило 720 молодых людей. Республиканская ярмарка вакансий для молодежи запланирована на 6 июня. В рамках Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятия 2013 года, прошли стажировку 752 чел., в том числе трудоустроено 376 выпускников, за которыми закреплены 376 наставников. Основные профессии по которым были трудоустроены выпускники: бухгалтер, менеджер, повар, экономист, дизайнер, юрист, слесарь, сварщик, программист, продавец, инженер и другие. Работу с несовершеннолетними гражданами служба занятости населения Республики Бурятия организует на основании Федерального закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Трудоустройство подростков является важным звеном при профилактике детской безнадзорности, преступности, наркомании. Работающим подросткам полученные трудовые навыки позволяют адаптироваться к современному рынку труда. Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан проводится во взаимодействии с работодателями, администрациями сельских поселений, школами и комиссиями по делам несовершеннолетних республики. Временные рабочие места для подростков были организованы на предприятиях различных видов экономической деятельности, это - образование, наука и культура, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт и связь, сельское хозяйство. Трудоустройство подростков на временную работу осуществлялось в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации. Подростки допускались к работе при наличии письменного согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства. Трудовым кодексом Российской Федерации для подростков определен сокращенный рабочий день, прежде чем приступить к работам несовершеннолетние граждане проходят медицинское освидетельствование. За два года органами службы занятости населения Республики Бурятия было трудоустроено 8289 подростков (2012 г.- 4189 г., в 2013 г. - 4100 чел.). Средний период участия во временных работах составил 0,31 мес. (в 2012 г. ср. период - 0,28 мес.; в 2013 г. ср. период - 0,35 мес.) Основной проблемой трудоустройства несовершеннолетних граждан является отсутствие финансовых средств у работодателей на выплату заработной платы, размер которой не должен быть ниже установленного по Российской Федерации минимального размера оплаты труда. Также в Республике Бурятия реализуется Закон Республики Бурятия от 10 июня 2003 года № 327-III "О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних граждан". Целью данного Закона является снижение уровня напряженности и повышения конкурентоспособности подростков на молодежном рынке труда, а также обеспечение дополнительных гарантий занятости молодежи из социально-незащищенных слоев населения в возрасте до 18 лет. В 2012 году из республиканского бюджета было предусмотрено 5094,50 тыс. руб. В 22 районах на 44 предприятиях республики установлено 59 квотных рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан, по итогам 2012 года трудоустроено 150 подростков, из них: - подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних граждан - 62 чел., в том числе состоящие на учете в ОВД - 7 чел; - дети из малообеспеченных семей - 30 чел; - дети из многодетных семей - 24 чел; - дети одинокой матери (отца) - 18 чел; - дети из семей, потерявшего кормильца - 12 чел; - дети-сироты - 3 чел; - дети, оставшиеся без попечения родителей - 1 чел. В 2013 году на реализацию Закона из республиканского бюджета выделены средства в сумме 6274,30 тыс. руб. В 22 районах на 46 предприятиях республики установлено 60 квотных рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан, по итогам года трудоустроено 169 подростков. В 2013 году в Республике Бурятия осуществляли свою деятельность студенческие трудовые отряды, общее количество бойцов которых составило около 5000 человек. В том числе 43 отряда ремонтно-строительного профиля, 12 - педагогического, 12 сервисных, 29 сельскохозяйственных отрядов, 30 путинных, 1 отряд проводников, 26 отрядов экологического профиля. Студенческие отряды были сформированы в г. Улан-Удэ, а также в Тункинском, Кяхтинском, Мухоршибирском, Кабанском, Селенгинском, Кижингинском, Джидинском, Еравнинском, Муйском, Хоринском, Северобайкальском, Бичурском и других районах Республики Бурятия. Студенческие трудовые отряды образованы на базе следующих учебных заведений: Бурятский государственный университет, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, Бурятский республиканский педагогический колледж, Бурятский лесопромышленный колледж, Бурятский республиканский индустриальный техникум, Колледж технологии и предпринимательства. В республике деятельность по формированию студенческих отрядов, по прежнему, осуществляют две общественные организации: БРО МООО "Российские студенческие отряды" и Региональная общественная организация "Молодежный штаб студенческих отрядов "Байкал". Путинные отряды занимались рыбообработкой на полуострове Камчатка и в Сахалинской области. Сельскохозяйственные отряды выезжали в Воронежскую область по сбору плодово-ягодных культур, а также произведены работы по посадке, обработке сельскохозяйственных культур и сбору урожая во многих районах Республики Бурятия. В рамках федеральной программы "Ты - предприниматель" прошла установочная сессия с преподавателями вузов по запуску нового проекта "Время жить и работать в Бурятии". Всего из 800 заявок в первом отборе было отобрано 250 человек, и по результатам второго отбора для участия в образовательной программе получили одобрение от экспертной комиссии свыше восьмидесяти студентов, которые прошли обучение. Всего было представлено 5 бизнес-проектов, среди которых аграрный лизинг, 3D-подбор очков, круглогодичное выращивание экологически чистых овощей, инвесторов также искали молоые предприниматели, чей бизнес развивается и процветает, "MiniHostel" и заключительный проект - отделка помещений флоком. Ребята получили опыт презентации своей идеи перед опытными предпринимателями. В мае прошла окружная ИТ-школа в Улан-Удэ. Мероприятие "Презентация идей от Сбербанка" за прошедшее время состоялось 2 раза. Всего были представлены свыше шестидесяти идей для старта своего дела, в числе которых кейтеринговые, клининговые компании, кондитерская, хлебопекарня, парикмахерская, салон красоты и мн.др. Прошли тренинги "Открой свое дело", "Эффективный переговорщик".16 часов в режиме интерактива, участники оттачивали мастерство ведения переговоров с использованием различных технологий, в частности методом SPIN. В мае проведена серия тренингов и мастер-классов: Личность предпринимателя, целеполагание и практический маркетинг. 8 часов участники нового набора, определяли и анализировали свою личность с позиции пятикомпонентной "системы миры". Также был проведен тренинг "Искусство презентации". 8 часов участники тренинга осваивали азы ораторского искусства. Мероприятие носило интерактивный характер, полученные теоретические знания, сразу оттачивались на практике. Также в мае была проведена инвестиционная сессия. Процедура инвестиционной сессии включает в себя 3-минутную презентацию, ответно-вопросную часть и получение обратной связи о возможности поддержки проекта частными инвесторами и рекомендациями по улучшению или доработке проекта. 15 августа 2013 года в рамках реализации федеральной программы "Ты - предприниматель" состоялся Межрайонный форум молодых предпринимателей. В Форуме приняло участие приняло участие 118 молодых предпринимателей из Кабанского, Заиграевского, Бичурского, Курумканского, Селенгинского, Мухоршибирского районов и города Улан-Удэ. В рамках проекта "Время жить и работать в Бурятии" в сентябре известным бизнес-тренером Бари Алибасовым-JR были проведены мастер-классы в ведущих ВУЗах Бурятии, где он рассказал о маркетинге, о мировых тенденциях его развития и о последней концепции, используя которую можно построить успешный бизнес. Также был приглашен автор игры "Стартапер" - Александр Чуваев. Участники данной игры пробовали заниматься бизнесом в импровизированном государстве. По итогам данных мероприятий отобраны 70 молодых людей для продолжения обучения. В рамках проведения Байкальского молодежного форума "Бизнес. Семья. Традиции" 25-28 сентября 2013 года прошел региональный этап Всероссийского конкурса "Молодой предприниматель России-2013". Более 50 молодых предпринимателей из города Улан-Удэ и районов республики презентовали свои бизнес-проекты. Победители конкурса по четырем номинациям: услуги, производство, успешный старт, и, впервые заявленная на конкурсе номинация - женский бизнес. 5 декабря в Бурятском деловом центре состоялся отбор участников первого в республике реалити-шоу для начинающих предпринимателей "СтартАП".Заявки на конкурс подали более 500 желающих, 80 из них были приглашены на кастинг и презентовали свои бизнес-проекты перед экспертами - известными бизнесменами республики. Начинающие предприниматели представили проекты в разных сферах - от производства сувенирной продукции до высоких технологий.