В условиях острого системного общества когда накопившиеся. Что такое многовариантность общественного развития? Какие бывают типы обществ

Обществознание ЕГЭ, занятие 7

Занятие 7. Общественный прогресс. Многовариантность общественного развития. Глобальные проблемы

Общество – развивающаяся система

Социальные изменения – любые перемены, которые происходят в течение некоторого времени в социальных общностях, институтах, организациях.

Социальное развитие – социальные изменения, направленные либо в сторону совершенствования, либо в сторону деградации.

      Общественный прогресс – развитие от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному (от лат. – движение вперёд).

      • Прогресс – относителен: есть области общественной жизни, к которым это понятие сложно отнести.

        Прогресс – противоречив: достижения в одной сфере могут обернуться проблемами в другой.

        Критерии прогресса:

        • развитие производительных сил;

          развитие науки и техники;

          развитие человеческого разума;

          совершенствование нравственности людей;

          возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.

      Общественный регресс – развитие от высшего к низшему, деградация, утрата способности выполнять те или иные функции (от лат. – обратное движение).

      Стагнация – застой, временная остановка в развитии.

Некоторые мыслители говорят о цикличности в развитии общества – теория исторического круговорота. Шпенглер.

Пути развития общества

Эволюция (от лат. – «развёртывание) – частичные, постепенные изменения, которые способствуют появлению в различных сферах общества новых качеств и свойств.

      Могут происходить стихийно и организовано.

      • Реформа – какая-либо степень усовершенствования в определённой сфере общественной жизни, не затрагивающая фундаментальных основ общественного строя.

        • Реформы могут быть прогрессивными и регрессивными.

Революция – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, которые ведут к изменению основы существующего социального строя.

Модернизация – обновление чего-либо; процесс перехода от традиционного общества к современному, индустриальному.

Многовариантность развития общества

Классификация типов общества (по разным критериям)

      По способу передачи информации: дописьменные и письменные общества. Сейчас развивается общество экранной культуры.

      По степени дифференциации общества (степень социальной неоднородности): простые и сложные.

      По степени открытости (уровень социальной мобильности): закрытые и открытые.

      По уровню развития: развитые, развивающиеся, отсталые.

      Формационный подход: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое – марксизм.

      По уровню технического и технологического развития общества: традиционные, индустриальные, постиндустриальные.

Традиционное (аграрное) общество:

      основной фактор производства – земля;

      основная отрасль производства (по занятости населения) – сельское хозяйство;

      характер производства – ручной труд, индивидуальное производство;

      социальная структура – преобладает сословная, корпоративная структура общества, низкая социальная мобильность;

      воздействие на природу – локальное, неконтролируемое;

      международные связи – несущественные;

      политическая жизнь – в основном, монархическая власть, политические свободы отсутствуют, власть выше закона;

      духовная жизнь – традиционные религиозные ценности, однородный характер культуры, мало образованных людей.

Индустриальное общество

      основной фактор производства – капитал;

      основная отрасль производства (по занятости населения) – промышленность;

      характер производства – механизация, массовое стандартизированное производство;

      социальная структура – классовое деление (на основе отношения к собственности), упрощение социальной структуры, её подвижность и открытость, идея индивидуальной свободы;

      воздействие на природу – глобальное, неконтролируемое;

      международные связи – тесная взаимосвязь;

      политическая жизнь – провозглашение политических свобод, верховенство закона, демократические преобразования;

      духовная жизнь – научная картина мира, ценности прогресса и личного успеха, массовая культура, всеобщее образование, подготовка специалистов.

Постиндустриальное (информационное) общество

      основной фактор производства – знания, информация;

      основная отрасль производства (по занятости населения) – сфера услуг;

      характер производства – автоматизация, компьютеризация производства, резкое повышение творческого начала в труде;

      социальная структура – рост численности среднего класса, в основе социальной дифференциации – уровень знаний, профессия, уровень квалификации;

      воздействие на природу – глобальное, контролируемое;

      международные связи – открытость общества, глобализация;

      политическая жизнь – политический плюрализм, развитость гражданского общества, «демократия консенсуса»;

      духовная жизнь – особая роль науки и образования (непрерывное образование), информационная революция, развитие индивидуализированного сознания.

Подходы к изучению развития общества

Линейный : развитие общества рассматривается как процесс перехода от одной стадии развития к другой, от низших ступеней – к высшим. Выделяют общие закономерности в развитии различных обществ.

        Технологический, стадиальный, формационный

Нелинейный (локально-цивилизационный) – каждая цивилизация уникальна, развивается по собственному, только ей присущему пути. Все цивилизации проходят через этапы зарождения, развития, расцвета и угасания.

Стадиальный подход к объяснению хода исторического развития (Ростоу): основание единства исторического развития мира – уровень научно-технического развития и благосостояния общества.

    традиционное общество – замедленность развития, преобладание аграрного сектора, низкий уровень производительности труда

    «переходное общество» – переход к капиталистическому обществу

    «период сдвига» – промышленные революции, начало индустриализации

    «период зрелости» – заканчивается индустриализация, появляются высокоразвитые страны

    «эра высокого уровня массового потребления» – наиболее передовые современные страны

Формационный подход

      Предложил Карл Маркс.

      Формация – исторический тип социально-экономического развития общества на основе определённого способа производства материальных благ.

      • Способ производства, экономическая сфера – базис общества; политическая, социальная, духовная сфера – надстройка .

        Базис определяет надстройку, но надстройка может влиять на базис.

      Выделял 5 формаций: первобытнообщинная (первичная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая (объединял эти три формации в экономическую), коммунистическая.

      • Первобытнообщинная: основана на общественной (общинной) собственности на средства производства, характерно социальное равенство, уравнительное распределение.

        Рабовладельческая: частная собственность или частно-государственная собственность, основные производители – рабы – объект собственности, внеэкономическое принуждение к труду.

        Феодальная: частная или частно-государственная собственность, производители – в личной зависимости от землевладельцев, внеэкономическое принуждение к труду.

        Капиталистическая: частная собственность, рыночные отношения, наёмный труд.

        Коммунистическая: общественная собственность на средства производства, высокий уровень развития производительных сил, принцип распределения «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

      Смена общественно-экономических формаций происходит вследствие несоответствия производственных отношений уровню развития производительных сил.

Локально-цивилизационный подход

      А. Тойнби, О. Шпенглер, Н. Данилевский, П. Сорокин, Л. Гумилёв и др.

      Цивилизация – устойчивая культурно-историческая общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками.

      В основе различия цивилизаций – своеобразие духовной культуры, в первую очередь, религии.

Глобализация

Глобализация – процесс интеграции (сотрудничества, взаимодействия) всех стран и народов в разных областях деятельности; возрастание взаимовлияния и взаимозависимости стран и народов.

Причины :

      переход от индустриального общества к информационному, развитие высоких технологий;

      децентрализация экономики;

      развитие мировой экономики;

      появление новых коммуникационных технологий.

Проявления

      деятельность ТНК;

      финансовых рынков;

      экономическая интеграция в рамках отдельных регионов;

      деятельность международных экономических и финансовых организаций;

      открытость мира в сфере культуры, информации, личных контактов.

Последствия

      положительные:

      • свободное перемещение товаров и капиталов (возможность продавать и производить там, где это наиболее выгодно);

        снижение издержек производства, увеличение прибыли;

        возможность воспользоваться плодами НТР в странах, где нет возможности вести собственные научные исследования;

        сближение интересов разных государств, стремление к взаимному учёту интересов в международных отношениях;

        развитие социокультурного единства – способствует пониманию и отказу от ксенофобии.

      негативные:

      • нарастание разрыва в уровне развития и благосостояния населения развитых и развивающихся стран (проблема Севера и Юга);

        стремление высокоразвитых стран к лидерству приводит к взрыву национализма в развивающихся странах;

        препятствия для развития отечественного производства;

        утрата специфики национальных культур;

        насаждение единого стандарта потребления.

Глобальные проблемы современности

Специфика:

      универсальны: общие для всего человечества;

      от их решения зависят судьбы человечества;

      могут быть решены только совместными усилиями;

Причины:

      в условиях глобализации локальные проблемы приобретают глобальный характер;

      активная преобразующая деятельность людей не сопровождается адекватным ростом экологического сознания общества и человека, ответственности политических структур.

Группы проблем

      Между общностями людей (интерсоциальные):

      • проблема предотвращения войны;

        проблема «Север-Юг»;

        социальные противоречия внутри отдельных стран.

      Между обществом и природой:

      • загрязнение окружающей среды;

        энергетическая, сырьевая, продовольственная;

        освоение Мирового океана, космоса.

      Между человеком и обществом:

      • демографическая;

        образовательная;

        проблема преодоления отрицательных последствий НТР;

        проблема здоровья человека.

Направления разрешения проблем:

      формирование нового планетарного сознания;

      изучение причин возникновения и обострения;

      совместные действия по решению проблем.

Перспективы разрешения:

      экологический пессимизм (концепция нулевого роста);

      технологический оптимизм («общество изобилия»).

Социальные процессы в современной России

Социальные процессы – социальные явления, которые меняют отношения между людьми или между составными элементами сообщества; социально значимые изменения в обществе; смена состояний общества или его систем.

      изменение характера социальной стратификации

      сложился довольно многочисленный предпринимательский слой

      появление новых престижных видов деятельности

      социальная поляризация

      быстрый рост социально-территориальных различий

      маргинализация общества

      формирование среднего класса

Решение заданий

Установите соответствие между признаками и отраслями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Найдите в приведённом списке характерные признаки искусства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) установление границ свободы личности

2) выстраивание системы доказательств

3) форма познания мира

4) образное отражение действительности

5) эмоциональное воздействие

6) логическая стройность

Выберите признаки, которые отражают специфику нравственной регуляции поведения.

1) имеют конкретный характер

2) основаны на представлении на должном

3) регулируют наиболее значимые сферы общественной жизни

4) имеют обобщённый характер

5) существуют специальные органы, контролирующие их выполнение

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, могут быть использованы для характеристики понятия «общественный регресс».

1) движение; 2) изменение; 3) переход от менее совершенного к более совершенному; 4) успешность развития; 5) упадок; 6) деградация.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

В стране Z господствует натуральное хозяйство. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том, что страна Z развивается как традиционное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Устная информация преобладает над письменной.

2) Происходит быстрый рост городского населения.

3) Преобладают экстенсивные технологии и ручные орудия труда.

4) Основными социальными ячейками являются община и семья.

5) Широко распространяются научные знания.

6) Интенсивно развивается инфраструктура.

В стране Z происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Значительная часть работников переходит на дистанционное выполнение работы.

2) В целях регуляции социальных отношений издаются правовые акты.

3) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

4) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

5) Информационные технологии являются важнейшим фактором производства.

6) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие отрасли производства.

Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Потренируйтесь в решении заданий части 2

Задания 21–24

Прочитайте текст и выполните задания.

Научная теория общественного прогресса нуждается не в субъективных критериях, отражающих неспособность мыслителей разобраться в сложном характере социального развития, а в критерии объективном, не зависящем от произвола исследователей.

Сложность выявления критерия общественного прогресса обусловлена, в частности, тем, что общество представляет собой сложную систему, включающую огромное количество элементов и процессов. Эти различные составляющие также развиваются, поэтому к ним тоже должно быть применимо понятие прогресса. Если рассматривать общество как систему, то различные его составляющие представляют собой подсистемы, каждая из которых способна к прогрессивному развитию и имеет свой критерий развития… но ни один из них не может дать представления о прогрессе общества в целом.

Развитие общества как системы вовсе не означает, что все её подсистемы развиваются одинаково. Развитие различных сторон общественной жизни совершается очень часто неравномерно. Более того, прогресс в одних областях осуществляется на фоне регресса в других областях. Например, такая форма общественного сознания, как искусство, вовсе не обязательно достигает особого расцвета в период бурного развития производительных сил…

При всей сложности и внутренней противоречивости общественного прогресса вопрос о его критериях не только не снимается, но, наоборот, приобретает особую важность. При этом любой критерий, взятый из области общественного сознания (морали, права и т.д.) не может быть единственным общеисторическим критерием, поскольку взгляды людей сами меняются под влиянием условий общественной жизни… Также и критерии, относящиеся к одним лишь экономическим категориям, не позволяют правильно понять природу и сущность социального прогресса.

Для преодоления однобокости этих критериев, следует указать такую фундаментальную философскую категорию, которая характеризует глубинную сущность жизни и деятельности человека. Такой категорией, на наш взгляд, является категория свободы.

(Г.И. Эрзин)

21. В качестве основного общего критерия общественного прогресса автор предлагает категорию свободы. Согласны ли Вы с этим? Выскажите своё мнение и, используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента в его обоснование.

22. Автор пишет, что любой критерий, взятый из области общественного сознания, не может быть единственным общеисторическим критерием. Чем это объясняется? Опираясь на обществоведческие знания, приведите два собственных примера, иллюстрирующие этот вывод.

Задание 27

В стране Z большинство трудоспособного населения занято в наукоёмком производстве и сфере услуг, растёт удельный вес среднего класса, развиваются цифровые средства коммуникаций. Назовите тип общества, который установился в стране Z. В каком направлении меняется характер отношения человека к природе в обществе этого типа? Что является основным фактором производства в обществе этого типа? Как изменяются требования к работнику в обществе данного типа?

Задание 29

Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

«Совместное гармоничное развитие Природы и Общества есть центральная проблема современной жизни. И выработке совместной стратегии человечества, имеющей целью обеспечение этой гармонии, предстоит занять важнейшее место в коллективных усилиях всех стран земного шара».

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации. На современном этапе развития общественных наук выделяют три оригинальные концепции общественного развития: формационная, теория локальных цивилизаций и модернизационная (теория типов обществ или теория модернизации).

Теории формационного развития общества

Согласно первой концепции – теории формационного развития общества , автором которой был Карл Маркс, смысл развития общества заключается в развитии производительных сил, которое определяется формированием соответствующих им производственных отношений, но которые перерастают в новые, более прогрессивные производственные отношения; они оказываются в противоречии с существующими производственными отношениями, сменяют их и определяют смену общественной формации и новое развитие производительных сил.

Экономические формации следуют друг за другом: первобытно-общинная — рабовладельческая и феодальная — капиталистическая — коммунистическая. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию. В структуре каждой формации выделялись экономический базис и надстройка. Базис (иначе он назывался производственными отношениями) - совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (главными среди них являются отношения собственности на средства производства). Надстройка понималась как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом.

Теория локальных цивилизаций

Вторая концепция общественного развития – теория локальных цивилизаций . Предполагается, что история человечества, как мировой океан, вбирает в себя реки «историй» локальных обществ. Авторы циклических теорий истории доказывают, что никакого внутреннего единства в истории нет, что «человечество» — это абстракция, отвлеченное понятие, а в действительности существуют лишь отдельные народы, и у каждого свой, независимый от остальных жизненный цикл и свое собственное направление развития.

Наряду с понятием «цивилизация» сторонники цивилизационного подхода широко используют понятие «культурно-исторические типы», под которыми понимаются исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои, характерные только для них, особенности культурного и социального развития. Цивилизационный подход имеет, как считают современные обществоведы, ряд сильных сторон. Во-первых, его принципы применимы к истории любой страны или группы стран.

Этот подход ориентирован на познание истории общества с учетом специфики стран и регионов. Правда, оборотной стороной этой универсальности становится потеря критериев того, какие именно черты этой специфики более значимы, а какие менее. Во-вторых, подчеркивание специфики обязательно предполагает представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе. Но осознание этой многовариантности не всегда помогает, а часто даже затрудняет понимание того, какие из этих вариантов лучше, а какие хуже (ведь все цивилизации считаются равноценными). В-третьих, цивилизационный подход отводит приоритетную роль в историческом процессе человеческому духовно-нравственному и интеллектуальному факторам. Однако подчеркивание важного значения религии, культуры, менталитета для характеристики и оценки цивилизации часто приводит к абстрагированию от материального производства как чего-то второстепенного. Главная слабость цивилизационного подхода заключается в аморфности критериев выделения типов цивилизации.

Теория цивилизаций (модернизационная)

Третья концепция, наиболее востребованная сегодня – модернизационная (теория типов обществ) — согласно этой теории (она опирается на идеи О.Тоффлера, Д.Белла и других экономистов-институционалистов), развитие общества рассматривается как смена трех социально-экономических систем – доиндустриального общества, индустриального общества и постиндустриального общества. Большинство исследователей считают, что решающую роль здесь играют:

  • отношение людей к природе (и видоизмененной человеком природной среде);
  • отношение людей друг к другу (тип социальной связи);
  • система ценностей и жизненных смыслов (обобщенное выражение этих отношений в духовной жизни общества).

Традиционное общество

Традиционное общество (с 4-3 тыс. до н.э.) — цивилизации Древнего Востока (Древняя Индия и Древний Китай, Древний Египет и средневековые государства мусульманского Востока), европейские государства Средневековья, государства Африки. Основой жизнедеятельности человека является труд, в процессе которого человек преобразует вещество и энергию природы в предметы собственного потребления. Его трудовая деятельность подчинялась извечным ритмам природы (сезонной смене погоды, длине светового дня) - таково требование самой жизни на грани природного и социального. В отношениях между людьми существовала личная зависимость, которая порождает внеэкономическое принуждение к труду на основе личной власти, опирающейся на прямое насилие.

Традиционное общество сформировало высокие нравственные качества: коллективизм, взаимопомощь и социальную ответственность. Человек традиционного общества не ощущал себя личностью, противостоящей или конкурирующей с другими. Социальный статус человека в традиционном обществе определялся не личными заслугами, а социальным происхождением. Повседневная жизнь регулировалась не столько законами, сколько традицией - сводом неписаных правил, образцов деятельности, поведения и общения, воплощающих опыт предков.

Подчинением традиции и объясняется высокая стабильность традиционных обществ с их застойно-патриархальным круговоротом жизни и крайне замедленным темпом общественного развития. Публичный авторитет земного правителя питали и религиозные представления о божественном происхождении его власти («Государь - наместник Бога на земле»). Олицетворение политической и духовной власти в одном лице (теократия) обеспечивало двойное подчинение человека и государству, и церкви, что придавало традиционному обществу еще большую устойчивость.

Традиционные общества были организованы вокруг «взаимодействия с природой». В экономическом смысле все они были аграрными обществами, обществами с доминирующим первичным сектором экономики. Кроме то­го, все эти совершенно непохожие друг на друга общества объединялись приверженностью традициям в социокультур­ной сфере (инерционность принятых культурных образцов, устойчивость обычаев, преобладание предписанных моделей поведения); наличием относительно простого и тяготеющего к закреплению в сословных или кастовых иерархиях разде­ления труда; низким уровнем урбанизации и грамотности населения и т. п.

В современном мире существуют страны, фактически со­храняющие традиционный уклад жизни. В частности, в целом ряде стран так называемого третьего мира (прежде всего в Тропической Африке, некоторых странах Азии) ос­новной отраслью экономики остается сельское хозяйство (в нем занята подавляющая часть населения). Сохраняется присущая традиционному обществу тесная связь человека с первичным коллективом - родом, кастой, религиозной общиной. В то же время народы и страны, сохранившие по сей день традиционный уклад жизни, существенно отлича­ются от обществ далекого прошлого. Так или иначе они ин­тегрируются в мировую экономику, в быт и культуру этих народов проникает все больше заимствований из-за рубежа. При этом и во многих индустриально развитых странах на сегодняшний день сохраняют значение свойственные доиндустриальному обществу родственные, родовые связи, зем­лячества, этническая или религиозная общность.

Индустриальное общество

Индустриального общество – сформировалось изначально в Западной Европе: глубокие изменения в экономической, политической и культурной жизни позднего Средневековья – Реформация и Просвещение. Индустриальное общество - это урбанизированное общество, расцвет крупных городов. Стремительное развитие индустриального общества обусловлено не только расширением сферы жизнедеятельности человека, возникновением промышленного производства, но и перестройкой самих ее оснований, радикальным изменением традиционалистских ценностей и жизненных смыслов. Если в традиционном обществе любые новшества маскировались под традицию, то индустриальное общество провозглашает ценность нового, не скованного регламентирующей традицией. Это способствовало невиданному в истории развитию общественных производительных сил.

Индустриальное общество характеризуется стремительным развитием техники на основе внедрения научных идей в общественное производство. Возникновение крупных промышленных предприятий, оснащенных сложной техникой, сформировало социальный запрос на грамотного работника, а значит, способствовало развитию массовой системы образования. Развитие сети железных дорог не только значительно усилило экономический и культурный обмен. Воздействие техники на все стороны жизни индустриального общества столь велико, что его нередко называют техногенной цивилизацией.

Наука становится не только важнейшей областью духовной культуры, но и непосредственной производительной силой. Технический прогресс способствовал подъему производительных сил общества и невиданному ранее повышению качества человеческой жизни. Развитие товарного производства не только привело к насыщению рынка продуктами первой необходимости, но и сформировало новые потребности, неведомые традиционному обществу (синтетические лекарства, компьютеры, современные средства связи и транспорта и т. д.). Заметно улучшилось качество жилья, питания и медицинского обслуживания, возросла средняя продолжительность жизни. Мощное развитие техники заметно изменило не только предметную среду обитания человека, но и всю его повседневную жизнь.

Технический прогресс породил глубокие изменения культурных смыслов природы, общества и самого человека, привнес в общественное сознание новые ценности и жизненные смыслы. Традиционалистское представление о животворящей природе в общественном сознании индустриального общества замещается представлением об упорядоченной «системе природы», управляемой естественными законами.

В отличие от традиционного общества в индустриальном обществе господствующий тип социальной связи основан не на внеэкономическом, а на экономическом принуждении к труду. Для капиталистического наемного труда характерно социальное партнерство двух юридически равноправных сторон: предпринимателя, владеющего средствами производства (помещения, оборудование, сырье), и наемного работника, обладающего лишь собственной рабочей силой (физической способностью к труду, производственными навыками, образованием). В отличие от владельца средства производства наемный работник, вчерашний крестьянин, нуждой согнанный с земли, не располагает средствами к жизни. Отмена личной зависимости и переход к социальному контракту на основе правового договора - заметный шаг вперед в утверждении прав человека, становлении гражданского общества.

Разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности создает условия для социальной мобильности, т. е. возможности человека переходить из одной социальной группы (класса) в другую. Индустриальное общество дарует человеку одну из высших цивилизационных ценностей - личную свободу. Свободный человек становится хозяином своей судьбы. Посредниками в отношениях людей в индустриальном обществе становятся социальные институты, и прежде всего государство в лице органов охраны правопорядка, судов, прокуратуры, а также институтов социализации (школ, вузов и т. д.) и трудоустройства индивида (государственных предприятий).

Институционально-опосредованные социальные связи порождают отношение людей друг к другу как к носителям социальной роли (судьи, начальника, учителя, врача, продавца, водителя автобуса и т. д.). И каждый человек играет не одну, а множество социальных ролей, выступая и актером, и автором собственной жизни. Периоду индустриализации свойственна массовая миграция сельского населения в города, способные обеспечить более высокий уровень жизни. Развитие правосознания и правовых институтов, уравнивающих сильного и слабого, знатного и безродного, богатого и бедного перед лицом закона, т. е. становление правового государства, не только неотъемлемое условие развития промышленного капитализма, но и важнейшее цивилизационное завоевание человечества.

Постиндустриальное (современное) общество.

Постиндустриальное общество - это инновационное общество, в экономике которого преобладает сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний. Это общество с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности. Доля занятого населения преобладает в сфере услуг.

Возникновение предпосылок постиндустриального общества, наметившееся в конце прошлого века в ряде промышленно развитых стран, означает существенное изменение цивилизационных приоритетов общественного развития, перестройку цивилизационных оснований техногенной цивилизации. Сохранение уникальных природных и культурных ландшафтов является более важным для человечества, чем их индустриальное освоение. Предпочтение отдаются ресурсо- и энергосберегающим технологиям, а также наукоемким технологиям молекулярного уровня. Общественное сознание постиндустриального общества пришло к осознанию необходимости разумного ограничения потребления (продуктов питания, топлива и т. д.).

В промышленно развитых странах спрос на малое породил целую индустрию малых форм: от крошечных декоративных растений и домашних животных до малолитражных автомобилей. Человек постиндустриального общества осознает высочайшую ценность природы как универсального дома всего человечества. Поэтому дальнейшие стратегии цивилизационного развития направлены не на покорение природы, переделку общества и создание нового человека, а на совместное гармоничное развитие природы и культуры. Описывая экономическую систему постиндустриального общества, сторонники теорий постиндустриализма, как пра­вило, выделяют следующие его характерные признаки: ре­шающее значение широкого применения информационных технологий; превращение производства знания в самостоя­тельную отрасль экономики (в связи с этим более поздние теории (конец 70-х - 80-е гг.) стали именоваться теориями информационного общества).

Знанию и информации, а так­же интерактивным коммуникациям приписывается роль ос­новного фактора социальных и политических изменений в современном западном обществе. Информационные техно­логии влекут за собой качественные перемены. Они позво­ляют осуществить реальную децентрализацию, что приводит к возникновению ряда малых и гибких фирм и организаци­онных объединений, имеющих подвижную структуру. Де­централизация и деурбанизация производства, изменение характера труда позволяют осуществить возврат к домашне­му труду («домашней индустрии») на основе современной электронной техники и информационной технологии. Про­исходит индивидуализация товаров и услуг. На смену массовому производству приходит гибкое мелкосерийное произ­водство продукции, требующее высококвалифицированной рабочей силы и значительных исследовательских затрат. Не­вероятно возрастают возможности вертикальной и особенно горизонтальной мобильности индивидов - развитие комму­никаций и увеличение благосостояния дают возможность свободно менять место проживания. В социальной структуре общества эти изменения приво­дят к исчезновению, размыванию границ социальных клас­сов благодаря всеобщему доступу к основному ресурсу пост­индустриального общества - знаниям.

Собственность как критерий социальной стратификации общества утрачивает былое значение, уступая место уровню образования, накоп­ленным знаниям. В политической сфере происходит окон­чательное утверждение плюралистической демократии при повышении эффективности работы государственных инсти­тутов и структур. Вместе с тем становление информационного общества сопровождается обострением ряда противоречий. В частности, информационное общество нередко образно именуют «духов­ным водоворотом», характеризующимся утратой согласия, неспособностью прийти к единому стандарту поведения, об­щим правилам, языку и т. д. Мозаика ценностных ориентации порождает резкий рост числа субкультур, что способно увеличить опасность возникновения социальных конфлик­тов. Однако именно развитие информационного сектора экономики и бурный прогресс информационно-коммуникацион­ных технологий открыли дополнительные возможности для развития процессов глобализации.

В постиндустриальном обществе эффективная инновационная промышленность насыщает потребности всех экономических агентов, потребителей и населения, постепенно снижая темпы своего роста и наращивая качественные, инновационные изменения.

Научные разработки становятся главной движущей силой экономики - базой индустрии знаний. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализма и компетентности, обучаемость и творческий подход любого субъекта экономической деятельности. Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал- высокопрофессиональные люди, которые обладают достаточно высоким уровнем образования, которые продвигают вперед науку и знания как ее результат во всех видах общественной деятельности.

Линия сравнения Традиционное Индустриальное Информационное
Время возникновения Переход от первобытности к первым цивилизациям (4 тыс. до н.э.) Переход от Средневековья к Новому времени (16 век) Переход к современности (60-70-е ХХ века)
Способ перехода Неолитическая революция Промышленная революция НТР
Основной фактор производства Земля Капитал Информация (знания)
Основной продукт производства Пища Промышленные изделия Услуги
Характерные черты производства Ручной труд Широкое применение механизмов, технологий Автоматизация производства, компьютеризация общества
Занятость населения С/х — более 75% С/х – около 10%, промышленность – 85% С/х – до 3%, промышленность – 33% услуги – 66%
Доминирующие формы собственности Общинная Частная Акционерная
Товарность Натуральное хозяйство Массовое производство Мелкосерийное производство
Социальная структура Сословия, классы, включённость всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность. Классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность социальных лифтов, открытое общество Сохранение социальной дифференциации; рост численности среднего класса, профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний и квалификации
Продолжительность жизни 40-50 лет 70 лет Свыше 70 лет
Воздействие человека на природу Локальное, неконтролируемое, идеал гармонии Глобальное, неконтролируемое, эксплуатация Глобальное, контролируемое, решение экологических проблем
Политическая жизнь Преобладание монархических форм правления, политические свободы отсутствуют, власть выше закона, для неё нее нужны обоснования, самоуправление общин. Провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования, власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство Политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии – демократии консенсуса.
Духовная жизнь Господствуют традиционные религиозные ценности, однородный характер культуры, преобладает устная передача информации, малое количество образованных людей, борьба с неграмотностью. Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов. Основа мировоззрения – информация; особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование.

Общественное развитие на земном шаре характеризуется нелинейностью и многовариантностью. В настоящее время насчитывается множество социумов (обществ), очень непохожих друг на друга. Все они развивались по-разному.

По характеру общественного развития можно выделить:
- реформы - как правило, медленные изменения, затрагивающие отдельные стороны общественной жизни. Чаще всего реформы проводятся "сверху", силой власти. Реформы бывают прогрессивные (приводят к положительным изменениям) и регрессивные (или реакционные, т.е. приводящие к отрицательным последствиям. Примером прогрессивной реформы может служить налоговая реформа Петра Первого. Вместо подворной подати, - налога, взимавшегося с семьи без учёта её размера, - он установил подушную подать - налог, взимавшийся с души, т.е. с человека. Так было более справедливо. Примером реакционной реформы может выступать постепенное закрепощение крестьян - они перестали быть свободными;

Революции - резкие, коренные изменения, приводящие к переворотам во всех сферах жизни общества. Пример революции - февральская буржуазная революция в России. Её результат - свержение монархии, коренное переустройство власти и всего общества.

Типология - дословно "наука о типах", или классификация - разделение на группы. В самом простом варианте общества можно классифицировать на дописьменные и письменные. Дописьменные общества не имеют письменности, а письменные могут передавать знания и опыт новым поколениям через письменный язык.

Однако эта классификация в настоящее время потеряла своё значение - в принципе, все общества в современном мире письменные. Учёные используют другую классификацию:

1. Традиционное (аграрное) общество. Признаки: господство сельского хозяйства; преобладание натурального хозяйства (производство для себя, а не для продажи); экстенсивные технологии (развитие производства за счет привлечения дополнительных ресурсов – рабочей силы, сырья); преобладание ручного труда; жизнь человека подчиняется законам природы; господствует общинная, корпоративная, государственная собственность, частная не представлена; социальная структура малоподвижна, низкая социальная мобильность; основа общества – семья и община; поведение человека регулируется традициями и обычаями; религия играет важную роль в жизни общества; преобладает коллективистское сознание (коллектив важнее, чем интересы отдельной личности).

Аграрным обществом был российский социум допетровской эпохи. В России отсутствовала промышленность, зато основной продукт создавался в сфере сельского хозяйства.

2. Индустриальное общество. Признаки: господство промышленности; развитие машинного производства, интенсивных технологий (развитие производства за счет внедрения новых, более современных технологий); человек – покоритель природы; преобладание частной собственности; социальная мобильность значительна; быстро идут процессы урбанизации (рост городского населения - так как в городах развивается промышленность); появляются новые классы - пролетариат, буржуазия; сословная структура общества уходит в прошлое; происходит секуляризация сознания (человек освобождается от зависимости церкви); право – главный регулятор поведения людей в обществе; индивидуализм - главный принцип сознания.

Индустриальным обществом можно признать российский социум XIX века. В России позапрошлого века была наиболее развита промышленность, социальное расслоение достигло наивысшего предела - рабочие трудились за гроши, однако экономика в целом развивалась. Создавались крупные заводы, фабрики.

3. Постиндустриальное (информационное) общество. Признаки: господство сферы услуг; развитие новых информационных технологий, сверхбыстрых систем связи (факс, Интернет); человеческая деятельность породила глобальные проблемы, которые угрожают существованию человеческой цивилизации; производство, особенно "грязное", начинает выводиться за пределы этого общества; очень высокая социальная мобильность (человек может работать, будучи не привязанным к месту - по интернету); основной класс – средний (владельцы мелких и средних фирм); уменьшение социального расслоения; формирование правового государства и демократического общества; образование играет ведущую роль; наука превращается в производительную силу развития общества.

"Классическим" примером постиндустриального общества является современная Япония. Это общество мелких магазинов, салонов по предоставлению разнообразных услуг и т.п. Часть японских заводов ныне в других странах. Япония осуществляет производство научных знаний, внедрение их в экономику.

Развитие общества, приводящее к переходу в новый тип общества (от аграрного к индустриальному, от индустриального к постиндустриальному) называется модернизацией. Модернизация может проходить как за счёт внутренних, так и внешних ресурсов. Исходя из этого выделяют:

Неорганическую (искусственную) модернизацию - происходит за счёт внешних заимствований, чаще всего осуществляется приказами власти, носит догоняющий характер. Типичный пример - ускоренная, часто неподготовленная модернизация СССР с лозунгами "Догнать и перегнать Америку!". Народ к такой модернизации зачастую не готов, она осуществляется с напряжением сил людей и всего общества. Такая модернизация чаще всего начинается с политической и экономической сфер;
- органическую (естественную) модернизацию - подготовлена всем предшествующим ходом развития общества, осуществляется естественно, за счёт внутренних резервов. Такая модернизация, как правило, начинается с духовной и социальной сфер, и лишь потом затрагивает экономику и политику. Пример такой модернизации - постепенное развитие Европы, изменение менталитета европейцев, и лишь затем - экономические и политические трансформации.

Многовариантность общественного развития.

Современное человечество – это около 5 млрд человек, более тысячи народов и около полутора сотен государств. Причины такого разнообразия кроются в различии природных и климатических условий жизни, различных исторических путях развития.

В современном мире можно выделить 3 группы стран:

1) промышленно развитые (страны индустриальной западной цивилизации – США, Япония, западноевропейские страны) – характерен высокий уровень развития, высокий душевой доход (душевой доход – валовой национальный продукт в расчете на душу населения), интенсивный тип производства (внедрение новой техники, технологий и методов управления). Техногенная, научно-техническая цивилизация с высокоразвитой промышленностью группы А (группа А – тяжелая промышленность);

2) развивающиеся государства (традиционные общества – страны Азии и Африки) – низкий уровень развития и показателей душевого дохода, экстенсивный тип производства (количественное расширение производства и использование традиционной техники). Эти государства специализируются на выпуске сельскохозяйственной продукции и промышленной продукции группы Б (группа Б – легкая промышленность);

3) страны с переходной экономикой (Россия, Восточная Европа, Корея, Гонконг и т. д.) – средний уровень развития и показателей душевого дохода. Россия переживает переходный период, ее экономика носит смешанный характер. После реформ 1990-х гг в стране наблюдался глубокий социально-экономический кризис, падение доходов, снижение рождаемости. Начиная с 2002 г. начался эволюционный подъем экономики, в основном за счет поступления денег в экономику от продажи нефти.

Эволюция и революция как формы социального изменения – это два типа развития, которые различаются по скорости, качеству и количеству изменений.

Эволюция (от лат. разворачивание) – медленный процесс развития (постепенные изменения, например биологическая эволюция по Дарвину). Идею социальной эволюции разработал Спенсер. Он приравнивал социальную эволюцию к развитию общественного прогресса. Ход общественной эволюции может быть самостоятельным (с постепенным появлением новых явлений) или реформаторским (изменения с помощью социальных реформ, например отмена крепостного права). Двигателем социальной эволюции может выступать человек, природа или общество.

Революция (от лат. поворот) – быстрый скачок в развитии, связанный с качественными изменениями (например, научно-техническая революция или классовая революция).

Общественный прогресс (от лат. движение вперед) – поступательное развитие общества по восходящей линии, от низшего к высшему. Критерий прогресса – уровень развития экономики, науки, культуры и правовых отношений. Регресс (от лат возвращение, движение назад) – возврат к старому застой и деградация общества.

Пользовательский поиск

ЕГЭ

Многовариантность общественного развития

(типы обществ)

Каталог материалов

Лекции Схемы Видеоматериалы Проверь себя!
Лекции

Формы социальных изменений: эволюция и революция

Эволюция - (от латинского evolutio – развертывание) – 1) в широком смысле – синоним развития; процессы изменения (преимущественно необратимые) в природе и обществе; 2) в узком смысле в понятие эволюция включают лишь постепенные изменения в отличие от революции.
Революция Термин «революция» появился в XIV веке, но в то время он означал лишь вращательное движение по кругу. Николай Коперник назвал свою знаменитую работу «О вращении небесных тел», использовав слово «революция»: «On the Revolutions of Celestial Bodies». В итоге содержание термина стало в социальных науках противоположным первоначальному, поскольку в самом общем смысле понятие «революция» означает коренные, качественные изменения в жизни общества, в то время как борьба господствующих классов за сохранение существующего строя или возвращение к такому строю называется контрреволюцией.

Типология обществ: Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества

В современной науке существует множество типологий обществ, в основе которых лежат различные характеристики. Перечислим наиболее распространенные в научной литературе основания, используемые для типологизации обществ:
- эволюционное (первобытное, античное, аграрное, индустриальное, информационное общества);
- цивилизационное (дикость, варварство, цивилизация);
- формационное - по способу производства и обмена (первобытное, рабовладельческое, феодальное, азиатское, капиталистическое, коммунистическое). Термин «общественно-экономическая формация» ввели К. Маркс и Ф. Энгельс. Согласно формационному подходу, человечество в своем развитии проходит ряд стадий (формаций), каждая из которых отличается свои базисом (совокупность экономических отношений) и соответствующей надстройкой (совокупность политических, правовых, религиозных и других отношений). Каждой формации свойственны определённая основная форма собственности и ведущий класс, господствующий как в экономике, так и в политике;
- открытые и закрытые общества;
- по наличию или отсутствию письменности (бесписьменные, письменные общества);
- по особенностям властных структур (догосударственные и государственные общества);
- по степени стабильности (равновесные и неравновесные).
- по уровню развития: отсталые, развивающиеся, развитые.
Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.
Традиционное общество
(его еще называют простым и аграрным) - это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность, что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов. Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).
Индустриальное общество
Индустриальная эпоха (эпоха индустриальных обществ) началась с развития капиталистических предприятий и отношений в период распада феодального общества в некоторых странах Западной Европы: Голландии, Италии, Англии и других. Капиталистами были предприниматели, которые за свои деньги приобретали предметы, орудия, условия труда, нанимали работников и осуществляли производство материальных благ и услуг для продажи за деньги, для получения прибыли. Закончилась эта эпоха в середине XX века, с появлением элементов постиндустриальной (информационной) цивилизационной эпохи.Это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.
Технологическую основу индустриального общества составляют физический и умственный труд, новые источники энергии (электричество, двигатель внутреннего сгорания), машинное производство на промышленной (индустриальной) основе. Эти средства производства позволили резко увеличить количество и качество материальных благ для удовлетворения демосоциальных потребностей людей.
Социальная система индустриального общества характеризуется следующими элементами: ростом населения Земли, нуклеарной семьей, урбанизацией, усложнением социальной структуры, ростом социального неравенства, национализмом и классовой борьбой буржуа и пролетариев, загрязнением экологической сферы, превращением городов во все более неперигодные для жизни.
Для экономической системы характерны: индустриальный способ производства; капиталистическая собственность, развитие финансового капитала; господство крупных монополий - частных и государственных; рост эффективности общественного производства; появление мирового рынка; разделение общественного производства на три сектора (первичный - сельское хозяйство, вторичный - промышленность, третичный - услуги) при ведущей роли промышленного сектора; возникновение кризисов перепроизводства; борьба основных экономических классов (буржуазии и пролетариата).
Политическая система индустриального общества характеризуется: распадом империй и возникновением национальных государств; развитием права; разделением законодательной, исполнительной, судебной властей; всеобщим избирательным правом; формированием гражданского общества и массовой политической культуры. В городах возникает разрыв и конфликт между бюрократической, анонимной государственной властью и самоуправляемым, близким к интересам людей муниципалитетом.
Духовная система индустриального общества характеризуется реформацией церкви, развитием естествознания и технического знания, становлением массового образования, возникновением массовых СМИ и науки. Новая религия, философия Галилея, Бэкона, Декарта, естественные науки изменили духовный климат постреформационной Европы.
Постиндустриальное общество
В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.
Отличительные черты постиндустриального общества:
-переход от производства товаров к экономике услуг;
-возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;
-главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;
-контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;
-принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.
-Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма. Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля, тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению.