Давным давно окончен бой руками всех друзей. Сергей Орлов — Его зарыли в шар земной: Стих

Буккер Игорь 09.05.2019 в 20:00

Мало кто знает, но среди немногочисленных обладателей высшей военной награды Итальянской Республики, золотой медали "За военную доблесть", всего один иностранный гражданин. Простой русский солдат Федор Полетаев. Именно о таких героях в 1944 году писал не очень сегодня известный поэт и молодой тогда солдат Великой Отечественной войны Сергей Орлов.

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля -

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

Многие наши соотечественники, воевавшие в годы Великой Отечественной войны, похоронены на чужбине. Кто-то погиб, когда Красная армия освобождала от коричневой чумы Европу, другие полегли, участвуя в движении Сопротивления. Среди итальянских партизан воевало более 5 тысяч советских граждан. Героем Сопротивления стал солдат Федор Полетаев, известный по своему партизанскому прозвищу "Поэтан". Национальный герой Италии, он первым из граждан СССР был награжден высшей военной наградой Итальянской Республики - Золотой медалью "За воинскую доблесть", а также медалью Гарибальди. На его могиле в Генуе всегда стоят живые цветы.

Федор Андрианович Полетаев родился 14 мая 1909 года в деревне Катино на Рязанщине. 22-летнего парня призвали в армию, когда у него уже была семья и родилась дочь Александра. Полетаев служил в артиллерийском полку Московской Пролетарской стрелковой дивизии, за время службы освоил профессию кузнеца. Демобилизовавшись, он с семьей уехал в станицу Старомышастовскую на Кубани, где в колхозе имени Г. М. Кржижановского работал кузнецом, трактористом, комбайнером. В январе 1935-го семья вернулась на родину, в то время - Горловский район Московской области. До войны у Полетаева родились еще трое детей: Валентина, Николай и Михаил.

29 ноября 1941 года Полетаев был зачислен в 159-й легкий (после февраля 1942 года - 28-й гвардейский артиллерийский) полк 9-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора А. П. Белобородова, приданной 16-й армии генерал-лейтенанта К. К. Рокоссовского (Западный фронт). Дивизия, в которой служил рядовой Полетаев, защищала Москву на Волоколамском направлении в районе города Истра. Зимой 1942 года артиллеристу-наводчику орудия Полетаеву было присвоено звание сержанта. А летом того же года 9-я стрелковая гвардейская Краснознаменная дивизия, входившая в состав 38-й армии вела боевые действия на западном берегу реки Оскол в районе города Купянска, куда пришелся один из мощных ударов гитлеровцев. После тяжелейшего боя, Федора сочли погибшим и похороненным в братской могиле в селе Ленинка. Домой пришла похоронка, что Полетаев "был убит 22.6.42 д. Ленинка, Купянского района, Харьковской области. Похоронен там же. Командир части Докучаев".

Но Федор Андрианович продолжал воевать в составе 28-го артполка. На рассвете 11 июля в районе хутора Бокай Ростовской области часть, в которой служил Полетаев, приняла бой с танками и мотопехотой противника. Тяжелораненого сержанта вынесли с поля боя и оставили у жителей одного из домов хутора Бокай, которые два месяца выхаживали его. Едва встав на ноги, Федор попал в плен и был этапирован сначала в концентрационный лагерь под Вязьмой, потом в Бердичев (Украина), оттуда - в польский город Мелец. В марте 1944 года, через территорию Чехословакии и Венгрии, в концлагерь хорватского города Брод-на-Саве. Во время бомбежки города авиацией союзников совершил побег, но был схвачен и отправлен в Италию.

Полетаев попал в рабочую команду при немецкой воинской части, расположенной в 25 км от Генуи. На северо-востоке Италии, в Лигурии, действовал итало-русский диверсионный отряд (БИРС), бойцы которого 6 июля 1944 года помогли группе советских военнопленных осуществить побег.

7 ноября Полетаев был зачислен в батальон "Нино Франки" (командир Джузеппе Сальварецца (кличка Пинан), комиссар Луиджи Рум (Фалько). Батальон входил в состав гарибальдийской бригады "Оресте" партизанской дивизии "Пинан Чикеро". Полетаев участвовал во многих боевых операциях итальянских партизан в районе долин рек Стура и Скривия, на автостраде Генуя - Сарравале - Скривия.

2 февраля 1945 года немцы заняли деревню Канталупо. Одна партизанская группа должна была обойти фашистов с тыла и флангов. Другая, в которой был Ф. А. Полетаев, - встретить на дороге, спускавшейся в долину.

Решительная атака заставила карателей, имевших превосходство в силах, перейти к обороне. И тогда, ведя огонь из автомата, на дороге показался Полетаев. Громким, властным голосом он приказал врагам сложить оружие. От растерянности они стали бросать оружие, как внезапно один из них вскинул автомат, и сразил Федора Полетаева. Герой был похоронен со всеми почестями на кладбище в местечке Рокетта, позже прах его был торжественно перенесен на знаменитое генуэзское монументальное кладбище Стальено - cimitero monumentale di Staglieno .

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…

Анализ стихотворения «Его зарыли в шар земной» Орлова

Сергей Сергеевич Орлов — советский поэт, фронтовик, танкист, командир взвода. Литературные способности проявил еще в детстве, но по-настоящему его талант раскрылся на войне. Стихотворение «Его зарыли в шар земной» — тому яркое подтверждение.

Стихотворение написано в 1944 году. Его автору исполнилось 23 года, был ополченцем, но закончил танковое училище и стал танкистом. По жанру — патриотическая лирика, размер — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, без деления на строфы. Рифмы открытые и закрытые. Композиция кольцевая, с возвращением к началу стихотворения. Лексика книжная и просторечная. Подвиг солдата настолько велик, что могилой для него становится весь земной шар. Такой же, вселенского масштаба («на миллион веков»), должна быть и память о нем. Поэтому произведение изобилует гиперболами практически в каждой строке: его зарыли в шар земной, Млечные Пути пылят вокруг него (здесь наша галактика также умаляется, единственный Млечный путь становится одним из многих Путей). «Парень» — символ всех павших на войне, руки друзей, победителей, опускают его в могилу. Косвенно поэт утверждает и старую истину, не всегда связанную с подвигом: жизнь человека дороже всего. Отдать ее «за други своя» — смысл самопожертвования. В середине возникает короткая пейзажная зарисовка: тучи, метелицы, грома, ветра. Олицетворения: тучи спят, ветра разбег берут. В этом эпизоде особенно много глагольных рифм. Мавзолей — погребальный комплекс для знатного усопшего. В стихах таким памятником является вся Земля, политая кровью солдат. Сравнение: ему как мавзолей. Эпитеты: грома тяжелые, рыжих скатах, солдат простой. Поэт с доверительной интонацией говорит с читателями, обращаясь к ним «друзья». Надо отметить, что на тот момент война еще не закончена, но С. Орлов уже старается осмыслить это страшное событие во всей его полноте, смотрит в будущее, обращается не только к современникам, но и потомкам. «Давным-давно окончен бой», но забывать о нем нельзя. Солдат безымянный, неизвестный — чей-то сын, друг, человек, мечтавший жить. Ценность этого произведения еще и в том, что исходит оно от участника, свидетеля, товарища. Дважды поэт заканчивает строку многоточием, чтобы подчеркнуть торжественность и трагичность момента.

Стихотворение «Его зарыли в шар земной» С. Орлова давно стало песней. Отзвуком этого стихотворения можно считать и открытие в 1960-х годах в Москве мемориала Неизвестному солдату.

Сочинение

Наша земля - это частичка нас. Это то, где мы работаем, учимся, живем. Это цветущие сады, это реки, это мирное небо над головой, это радостная и спокойная жизнь свободных людей, которые стремятся улучшить эту землю и обеспечить мир.
Война - это страшное слово. Это ужас, это разрушение, это безумие, это уничтожение всего живого. Когда на землю приходит война, на ее защиту встают все те, кому дорога эта земля.
Так было и в тысяча девятьсот сорок первом году, когда на Советский Союз напала фашистская Германия. На борьбу с врагом поднялся весь советский народ. Люди готовы были сражаться до последней капли крови, не щадя себя и своей жизни. Уже прошло много лет с тех пор, как окончилась Великая Отечественная война, но память о людях, которые защитили нашу землю от фашистов, останется у нас навсегда.
Я прочитала роман Б. Васильева “В списках не значился”. Этот роман произвел на меня огромное впечатление. Роман читается с неослабевающим интересом от начала до конца. Мысли и поведение героев держат в постоянном напряжении.
Молодой лейтенант, только что окончивший военное училище, Николай Плужников, вместе с другими курсантами прибыл в расположение Брестской крепости в ночь, которая отделяла мир от войны. Его еще не успели занести в списки, а на утро бой, который длился для лейтенанта девять месяцев. К моменту войны Николаю едва ли исполнилось двадцать лет. Мы видим, как из лейтенанта рождается герой, а его поступки становятся подвигом. Он мог уехать из крепости. Это не было бы ни дезертирством, ни изменой. Плужников не значился в списках, он был свободным человеком. И именно эта свобода давала ему выбор. Он выбрал то, что сделало его героем. Я хочу отметить его солидарность с другими солдатами. Он не думает о себе, а помогает преодолеть ужас, страх другим солдатам. Он задумывается над тем, что старшина, спасший ему жизнь, сам погибает. Встретив солдата, Плужников говорит ему: “Я долго думал, как назвать себя, если попаду к немцам. Теперь знаю. Я - русский солдат”.
Мое уважение к Николаю и к таким, как он, безгранично. Это не только потому, что они спасли нашу жизнь, обеспечили мирное существование, но и потому, что это живой пример твердости характера, пример, на котором мы должны учиться.
Конец романа трагический. “У входа в крепость стоял невероятно худой человек неопределенного возраста. Вид у него был изможденный, голова высоко поднята. На вопрос офицера, кто он такой, Плужников гордо ответил: “Я - русский солдат. Вот мое звание, вот моя фамилия”. Лейтенант так и не назвал себя. Воле, характеру этого человека поразились немецкие офицеры.
Николай Плужников и такие, как он, - гордость нашей земли. Они любят свою землю, свою Родину. И если над ней нависла опасность, они готовы к ее защите.
В Бресте воздвигнут памятник Неизвестному солдату. Всегда горит огонь у его могилы. Это символ глубокого народного уважения к тем, кто сражался за спокойную жизнь народа, за освобождение земли.
Мы мирный народ, но, если над нашей землей нависнет опасность, мы поднимемся на борьбу.

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля —

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой...

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей...

Это стихотворение было написано поэтом-фронтовиком Сергеем Орловым в июне 1944 года, за много лет до того, как в Москве появилась могила Неизвестного солдата. Однако поэт сумел выразить главную суть и смысл того, что стало одной из величайших святынь нашего Отечества, олицетворяющую память о павших на пути к Победе.

Военная хитрость Николая Егорычева

Идея могилы Неизвестного солдата впервые появилась во Франции по окончании Первой Мировой войны, где таким образом решили почтить память всех павших героях Отечества. В Советском Союзе аналогичный замысел появился спустя 20 лет после Великой Отечественной войны, когда 9 Мая было объявлено выходным днем, а государственные торжества в честь Дня Победы стали регулярными.

В декабре 1966 года Москва готовилась отметить 25-летие сражения под стенами столицы. У первого секретаря Московского горкома партии Николая Егорычева появилась идея создания памятника простым солдатам, павшим в битве за Москву. Постепенно глава столицы пришел к выводу, что памятник должен быть посвящен не только героям битвы за Москву, но и всем павшим во время Великой Отечественной.

Именно тогда Егорычев вспомнил о могиле Неизвестного солдата в Париже. Пока он размышлял о возможности создания аналога этого мемориала в Москве, к нему обратился глава правительства Алексей Косыгин. Как оказалось, Косыгина волновал тот же вопрос. Он поинтересовался: почему в Польше подобный мемориал есть, а в СССР нет?

Могила Неизвестного Солдата в Париже. Фото: Commons.wikimedia.org

Заручившись поддержкой Косыгина , Егорычев обратился к специалистам, создавшим первые эскизы памятника.

Окончательное «добро» должен был дать лидер страны, Леонид Брежнев . Однако ему первоначальный проект не понравился. Он посчитал, что Александровский сад для подобного мемориала не подходит, и предложил найти другое место.

Проблема заключалась еще и в том, что там, где сейчас располагается Вечный огонь, находился обелиск к 300-летию Дома Романовых, затем ставший памятником революционным мыслителям. Для осуществления проекта обелиск необходимо было переносить.

Егорычев оказался человеком решительным - перенос обелиска осуществил своей властью. Затем, видя, что Брежнев не принимает решения по могиле Неизвестного солдата, пошел на тактический маневр. Перед торжественным заседанием в Кремле 6 ноября 1966 года, посвященном годовщине Октябрьской революции, он расставил в комнате отдыха членов Политбюро все эскизы и макеты памятника. Когда члены Политбюро ознакомились с проектом и одобрили его, Егорычев фактически поставил Брежнева в положение, когда не дать «добро» он уже не мог. В итоге проект московской могилы Неизвестного солдата получил одобрение.

Героя нашли под Зеленоградом

Но оставался еще один важнейший вопрос - где искать останки бойца, которому навечно предстояло стать Неизвестным солдатом?

За Егорычева все решила судьба. В этот момент во время строительства в подмосковном Зеленограде рабочие наткнулись на братскую могилу солдат, погибших в боях под Москвой.

Перенос праха неизвестного солдата, Москва 3 декабря 1966 года. Фотограф Борис Вдовенко , Commons.wikimedia.org

Требования были жесткие, исключавшие всякую возможность случайности. Могила, выбранная для того, чтобы взять из нее прах, находилась в месте, куда немцы не дошли, значит, солдаты точно не погибли в плену. На одном из бойцов хорошо сохранилась форма со знаками различия рядового - Неизвестный солдат должен был быть простым бойцом. Еще один тонкий момент - погибший не должен был быть дезертиром или человеком, совершившим иное воинское преступление, и расстрелянным за него. Но с преступника перед расстрелом снимали ремень, а на бойце из могилы под Зеленоградом ремень был на месте.

У выбранного солдата не было никаких документов и ничего, что могло бы указать на его личность - он пал, как неизвестный герой. Теперь Неизвестным солдатом он становился для всей большой страны.

2 декабря 1966 года в 14 часов 30 минут останки солдата поместили в гроб, у которого был выставлен сменявшийся каждые два часа воинский караул. 3 декабря в 11:45 гроб установили на орудийный лафет, после чего процессия направилась в Москву.

В последний путь Неизвестного солдата провожали тысячи москвичей, выстроившихся вдоль улиц, по которым двигалась процессия.

На Манежной площади состоялся траурный митинг, после чего партийные деятели и маршал Рокоссовский на руках отнесли гроб к месту погребения. Под артиллерийские залпы Неизвестный солдат обрел покой в Александровском саду.

Один для всех

Архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного Солдата», созданный по проекту архитекторов Дмитрия Бурдина , Владимира Климова , Юрия Рабаева и скульптора Николая Томского , был открыт 8 мая 1967 года. Автором знаменитой эпитафии «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» стал поэт Сергей Михалков .

В день открытия мемориала в Москву на бронетранспортере был доставлен огонь, зажженный в Ленинграде от мемориала на Марсовом поле. Торжественно-траурную эстафету факела принял , который передал его главе СССР Леониду Брежневу . Советский генсек, сам являвшийся ветераном войны, зажег Вечный огонь у могилы Неизвестного Солдата.

12 декабря 1997 года указом президента России у могилы Неизвестного солдата был установлен пост почетного караула номер 1.

Вечный огонь у могилы Неизвестного солдата гасили лишь раз, в 2009 году, когда проводилась реконструкция мемориала. В это время Вечный огонь был перенесен на Поклонную гору, к Музею Великой Отечественной войны. 23 февраля 2010 года после окончания реконструкции Вечный огонь вернулся на свое законное место.

Неизвестный солдат никогда не обретет имени и фамилии. Для всех тех, чьи близкие пали на фронтах Великой Отечественной, для всех тех, кто так и не узнал, где сложили головы их братья, отцы, деды, Неизвестный солдат навсегда останется тем самым родным человеком, пожертвовавшим жизнью ради будущего своих потомков, ради будущего своей Родины.

Он отдал жизнь, он лишился имени, но стал родным для всех, кто живет и будет жить в нашей огромной стране.

Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен.

«Сергей Орлов принадлежит к тому героическому племени поэтов, - писал Николай Тихонов, - которому выпала судь­ба принять самое активное участие в Великой Отечественной войне, быть свидетелем всенародного подвига, пройти через огонь жесточайших битв, гореть и не сгореть в этом огне, стать победителем, сказать о себе:

Кто говорит о песнях недопетых?

Мы жизнь свою, как песню, пронесли…»

Он ушел на фронт с первого курса Петрозаводского уни­верситета и до февраля 1944 года командовал танковым взво­дом. Был тяжело ранен; горел в танке. Первая книга Сергея Орлова вышла сразу же после войны, в нее вошли стихи, на­писанные в перерывах между боями. Книга называлась «Тре­тья скорость». «Третья скорость, - рассказывает поэт, - бо­евая скорость. На третьей скорости водили в атаку танки мои друзья-однополчане…». Именно в этой книге было стихотво­рение “Его зарыли в шар земной…”, которое первым вспоми­нается при имени Сергея Орлова, стихотворение-памятник простому солдату, погибшему за освобождение человечества».

Стихотворение было написано в 1944 году. Это одно из лучших произведений о подвиге советского солдата, созданное средствами лирического обобщения. Поэтическая мысль С. Орлова стремилась к масштабности, глобальности изоб­ражения, но образ солдата остался простым, близким и доро­гим каждому из нас. Этот образ грандиозен и одновременно прониrнут добротой, сердечностью.

Стихотворение имеет кольцевую композицию. Начинает­ся и заканчивается оно образом земного шара. Земля сравни­вается поэтом с мавзолеем, сама природа становится вечным домом погибшего солдата:

Ему как мавзолей земля -

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Так в стихотворении возникает мотив вечности, вечной памяти. «Давным-давно окончен бой…», но значение подвига неподвластно времени.

Строфика стихотворения - свободная, рифмовка - пере­крестная. Поэт использует различные средства художествен­ной выразительности: эпитеты («на рыжих скатах»), сравне­ние («Ему как мавзолей земля»), метафору и гиперболу («Его зарыли в шар земной…»).