Новый этап. ДФС как целое

Познание мира и человека возможно как через знание, так и через переживание. В контексте методики «переживание» рассматривается как способность человека максимально со-чувствовать, входить в резонанс с каким-либо объектом (в качестве объекта может выступать что угодно — люди, помещения, предметы, идеи, события, любые пространства и т.д.). Методика позволяет развить в себе способность воспринимать более широкий спектр поступающей из окружающего мира информации (развитие «способности» достигается с помощью упражнения, названного «Огненный цветок», в ходе выполнения которого вы учитесь управлять своим вниманием и его концентрацией). Осваивая методику, вы узнаете гораздо больше о том, что обычно проявляется через безотчётные симпатии и антипатии, обозначается как «жизненная сила», «психическая энергия», «интуиция», «психологическая атмосфера» и т.д.

В чём же сила ДФС? Вы сможете не только дифференцировать, распознавать психоэнергетическое «звучание» людей, пространства, предметов и т.д., но также и самостоятельно задавать желаемые состояния, что даст вам возможность эффективнее моделировать и воплощать различные ситуации (на работе, в личной и внутренней жизни). Методика отлично помогает при выстраивании любых форм отношений, повышает эффективность взаимодействия, позволяет глубже понять и принять другого человека.

Прохождение курса по методике ДФС (сила ДФС) развивает:

Управление своими эмоциональными состояниями;

Эмоциональную устойчивость и пластичность;

Новое восприятие людей и пространства;

Умение быстро восстанавливаться после нагрузок и стрессов;

Высокую работоспособность, энергичность;

Повышение умения вести диалог, чувствовать собеседника/аудиторию;

Активацию творческого потенциала.

Программа курса:

1. Активный психотренинг по методике ДФС на основа базового упражнения «Огненный цветок»

2. Лекции, семинары, тренинг на основе материала конструктивной психологии:

Механизмы человека и механизмы жизни;

Диалог, правила диалога;

Инструментальная Я-концепция (тело, психоэнергетика, сознание);

Потребности;

Кризисы смысла жизни;

Функциональная типология информационного метаболизма (основы соционики);

Система ценностей;

Психология переживания;

Метод качественных структур как способ думания.

Структура и длительность занятий:

10 занятий по 3 часа — 1й курс ДФС — теория, структурирование сознания, базовые упражнения и формирование инструмента для управления состояниями. Каждое занятие включает «теоретическую» (работа с сознанием) и практическую (работа с психоэнергетикой) части. Соотношение 50/50.
10 занятий по 3 часа — 2й курс ДФС — обучение формированию 16 состояний тела, чувств и ума. Структурирование пространства под свои задачи. 5% времени занятия — ответы на вопросы, 95% — практика. Прохождение второго курса доступно только после 30 дней самостоятельной ежедневной практики по формированию структуры для саморегуляции (упражнение «Огненный цветок»).
Всего 90 дней занятий, включая самостоятельные.

ДФС Сопровождение онлайн. В последнее время получаю не мало вопросов насчет того, можно ли пройти курс ДФС онлайн. Хочу сразу сказать, что полноценный курс ДФС возможен только посещая живые встречи, который проводит сертифицированный инструктор методики ДФС. Но возможен и такой вариант, как ДФС онлайн сопровождение, но он не будет такой же по качеству, как живые встречи с инструктором. Но, как показывает мой опыт, очень хороших результатов достигают и те люди, которые прошли и онлайн курс сопровождения.

Я предлагаю тем, у кого нет реальных возможностей пройти ДФС курс в живую с инструктором ДФС, в своем городе, пройти онлайн курс сопровождения по методике активной саморегуляции ДФС.

Предлагаю 24 онлайн встречи длительностью 1-1,5 часа — по три раза в неделю. На встречах вы познакомитесь с теорией и практикой методики ДФС.
Освоите базовые упражнения:
— Созерцание
— Кино
— Полет белой птицы
— 0 Концентрация

Освоите инструмент для работы с психо-энергетикой «Огненный цветок» и познакомитесь с шестнадцатью состояниями.

Вопросы-ответы по методике ДФС

Почему методика называется ДФС - Дифференцированные Функциональные Состояния?

Методика разрабатывалась с использованием чисто научных методов, и название несёт в себе отпечаток этого. Теперь, когда метод стал доступным всем желающим и вышел из стен узкоспециализированных заведений, у нас была идея поменять название на более понятное. Но мы решили оставить прежнее, и не последнюю роль в этом решении являлась широкая популярность метода под старым названием, ДФС. Что же означает эта аббревиатура?

Дифференцированные - отличающиеся друг от друга, имеется в виду разнообразие состояний в рамках определённой классификации. Методика предлагает для освоения 16 состояний, каждое из которых имеет особые характеристики. Человек научается определять и создавать каждое из состояний и применять их в своей жизни.

Функциональные - это значит применяемые в какой-либо конкретной деятельности. Грубо говоря, это строго прагматичный подход, а не философские изыскания. Вы можете применить на практике метод, и вы получите результат.

Состояния - пожалуй, это слово и так понятно. В ходе работы по изучению методики будут изучаться разные виды состояний, у которых есть собственные характеристики. До сих пор большей частью вы входили в какое бы то ни было переживание или состояние не по собственной воле, а по стечению обстоятельств. Наступили вам на ногу в трамвае, вы в ответ обозлились. А методика обучит вас самостоятельно уметь входить в любое из 16 - ти состояний и использовать это умение по собственному усмотрению.

[свернуть]

Основное упражнение методики ДФС называется «Огненный Цветок». Почему и откуда такое название?

«Огненный Цветок» - это архетипический образ. Он непроизвольно пробуждает определённый объем глубинных ассоциативных рядов, глубинных семантических полей, чтобы человек вовлекался как можно более полно. Подобная конструкция под названием «золотой цветок» используется в одной китайской психотехнической системе. Она преследует несколько иные цели, чем мы, но аналогия такая имеется. Цветком называется основное упражнение, потому что во время его выполнения практикующий выстраивает некую виртуальную конструкцию внутри себя, которая напоминает цветок. Почему цветок огненный? Это очень сложно объяснить коротко, к этому архетипу нас привел долгий путь. На сегодняшний день это прошло экспериментальную и практическую проверку и доказало свою эффективность. Как минимум, можно сказать, что образы огня и огненной энергии позволяют решить две задачи:
1. Управлять психоэмоциональной сферой, психоэнергетическим тонусом,
2. Не усиливать при этом местного кровообращения, в отличии от аутогенной тренировки, где как известно, рабочим моментом является чувство тепла (просто горячо, тепло, мои мышцы расслабляются) и при этом происходит прилив крови в то место, на которое направлено внушение.
Процесс горения не чужд человеческому организму, поскольку в нем происходят процессы окисления, а окисление - это и есть горение в определённом смысле. Есть и другие ассоциации, т.е. образуется большое смысловое поле.

[свернуть]

Насколько эта методика -сила ДФС- опасна или безопасна для здоровья, существует ли её официальное разрешение, подтверждающее возможность её применения?

Методика лицензирована, единственное ограничение в применении состоит в том, что она предназначена только для работы со здоровыми людьми. Исследования эффективности данной методики психической саморегуляции проводились в НИИ психологии УССР, институтом физики АН Украины, Институтом Экологии Человека г. Киев. В Москве в 1986 был прочитан доклад на конференции в Институте биофизики Министерства Здравоохранения СССР на тему «Использование 16-значного кода для формирования дифференцированных функциональных состояний», где методика была официально утверждена.

[свернуть]

Как проходят занятия, в какой форме?

Занятия проходят в группах, в основном участники сидят, хотя есть и упражнения где нужно стоять, ходить и иногда лечь. Все виды деятельности во время занятий будут проходить в активном бодрствующем сознании, без погружения в транс и без использования методов гипноза.
Желательно заниматься в удобной не стягивающей одежде, лёгкой обуви без каблуков. Не рекомендуется пить до занятий и во время занятий крепкий кофе и другие сильные психостимуляторы.
На занятиях не будет активных физических движений, поэтому хорошая спортивная форма не является необходимой для обучения.
Занятия по методике предполагает выполнение домашнего задания как между занятиями, так и между разными частями курсами.
Количество и длительность занятий - не случайные цифры. Они выведены на основании длительного применения и тестирования на большом количестве людей разных групп и возрастных категорий.

[свернуть]

Для того чтобы обучаться по вашей методике, обязательно ли мне верить в какие-то непривычные для нормального человека вещи типа энергии или ещё чего-то?

Вам ничего не нужно принимать на веру. Мы не занимаемся пустыми разговорами и наши занятия носят чисто практический характер. И если речь пойдёт об энергии, то под этим словом будут иметься в виду совершенно конкретные ощущения, которые вы обязательно будете иметь в ходе практики, в большинстве случаев - прямо с первого занятия. При этом вы не будете принимать какие бы то ни было вещества или проделывать гипнотические практики. Вам не нужно иметь никакой особой системы верований, исповедовать какую-то религию или учение, чтобы работать по этой методике. Все эти вещи - ваше личное дело. На занятиях мы будем делать сугубо практические вещи, которые вам пригодятся в повседневной жизни. Иначе бы мы зря потратили ваше время и деньги.

[свернуть]

Ваша методика построена на умении человека ощущать энергию своего тела и пространство вокруг него. А что, если я ничего такого не ощущал и сомневаюсь, что вообще способен на это?

Ничего страшного. Многие начинают обучаться по нашей методике, имея ощущения, схожие с вашими. Нужно немного терпения и тренировки. Дело в том, что наше физическое тело - великолепный, очень тонко чувствующий инструмент, о реальных возможностях которого большинство из нас имеет весьма смутное, поверхностное представление. Те ощущения, о которых здесь идёт речь, являются очень тонкими и принадлежат к категории «подпороговых», то есть они находятся вне зоны нашего обычного внимания. На протяжении 30 занятий сенсорная чувствительность человека возрастает, и он совершенно спокойно может ощущать движения энергетических потоков, активность энергетических центров внутри тела, качество своего собственного звучания и звучание окружающей среды.
Некоторым занимающимся трудно с первого раза представить себе, на что похожа «огненная энергия», образ, на основе которого выстроено упражнение «Огненный цветок». Что может способствовать освоению ощущений, которые даны в инструкции? Помогает перцовый пластырь и, вообще, то жжение, которое дает перец на коже. Но лучше всего солнечный свет, то жжение, которое даёт интенсивный солнечный свет - это абсолютно точное ощущение.

[свернуть]

Может ли человек, будучи христианином, заниматься по данной методике? И насколько это не противоречит учению, изложенному в Библии? Не является ли «дьявольским» вмешательство и воздействие на то, что было уже создано в определённом виде Богом?

Может ли человек, будучи христианином, обращаться за помощью к врачу? Даже электричество (электрическая энергия) в свое время считалось дьявольским изобретением. Человек активный, человек, живущий с драйвом - разве это «от дьявола»? Мы не пропагандируем какое бы то ни было учение, и результаты, полученные после применения нашей методики, мы с чистым сердцем готовы предложить представителю любой религии, будучи уверенными, что они не противоречат ни одной из них. Ведь быть более оптимистичным, радостным, уравновешенным и спокойным - это вещи, к которым стремятся все люди, независимо от вероисповедания. Мы считаем очень важным подчеркнуть отличие чисто прикладных методов самосовершенствования от той веры и религии, которой придерживается человек и которые являются личным делом каждого человека.

[свернуть]

У вас в методике ДФС часто используются слова «энергетика», «энергетические центры», «звучание человека» и «сознание». Похоже на волшебство или магию.

Методика была разработана под строгим научным контролем и применялась для серьёзных государственных заданий. В наше время еёе не сложился единый научный язык для феноменов психического характера, с которыми имеет дело настоящая методика. Поэтому для обозначения некоторых из них мы взяли слова, которые могут иметь разные ассоциации у разных людей. Мы понимаем недостатки этих терминов, и искренне надеемся, что со временем будет выработан единообразный язык касательно таких феноменов.
Энергетические центры в теле человека существуют от природы, и их три. У большинства животных, к примеру, отсутствует центр интеллектуальной энергии - они двухцентровые существа. Так вот, если мы осознанно раскрываем эти центры, мы проявлены, мы «звучим» максимально ярко, то есть используем максимум своих возможностей. «Звучим» - поскольку мы излучаем, излучение существует, оно может быть активным или пассивным. Термин «излучение» широко применяют в театре, он был введён ещеёСтаниславским. Да и сейчас на первый курс театральных институтов студентов принимают с учётом этого качества - излучает человек что-то или нет - так называемое «лучеиспускание». Есть люди закрытые, обращённые внутрь себя, и есть люди открытые от природы, излучающие.

[свернуть]

Что в методике ДФС понимается под психоэнергетикой?

«Психоэнергетика» в рамках нашей методики представляет собой комплекс тонких излучений и полей человеческого тела. Тонких, - потому что обычным зрением их практически невозможно зарегистрировать. Можно сказать, что это определённая энергия, которая излучается нашим телом, что, кстати, подтверждено разнообразными приборами. Мы сенсорно ощущаем эту энергию, излучаемую всем живым в нашем мире, но, в обычной жизни, не обращаем на нее внимания. Такой объём психической энергии человека может находиться в рамках его физического тела человека, либо выходить за его пределы. Это зависит от «энергоёмкости» человека. Мы не настаиваем на необходимости применять именно этот термин, и в разных научных направлениях для описания схожих феноменов используются разные слова. Опять же, нам важно чисто прикладное использование в данном случае - чтобы вы научились ощущать в себе и других этот вид «энергии» и могли оценивать ситуацию в соответствии с этим. Вы будете способны оценить практически, на что способен, например, ваш партнёр по бизнесу в данный момент, или партнёр по спаррингу. Или, стоя с рядом с непонятным, но определённо подвыпившим гражданином у лифта, вы можете оценить, каков ваш риск. Он может быть вялым и апатичным или агрессивным и ищущим на кого это выплеснуть. Все это вы сможете оценить в мгновение ока. Хотя в любом случае благоразумнее будет не входить в лифт. Более того, у каждой ситуации есть свой оттенок энергетический, который несёт информацию о вариантах развития этой ситуации. И у вас появляется реальный шанс ощутить «линии будущего» и менять своё поведение, исходя из этого.

[свернуть]

Часто можно на занятиях услышать фразу: «почувствуйте пространство», как ее понимать?

Наша телесность не заканчивается поверхностью кожи. Существуют какие-то полевые продолжения, излучение, тепло, запахи, газы, частицы вещества, всякие энергетические вещи, т. е. вся совокупность того, что называется аура (прижилось такое слово). И эта часть нашей телесности тоже взаимодействует с пространством. Также возможно обдумать следующую вещь: пространство одно. Оно неделимо. Где бы мы не вычленили с помощью стен, потолков и пола кусок пространства, это все равно одно и то же пространство. Мы не можем вне фантастических теорий построить дом, внутри которого будет другое пространство. Пространство одно. Его геометрия может меняться. Но оно само, как таковое, одно. Таким образом, пространство - это та реальная вещь, в которой мы имеем дело с вечностью, бесконечностью, безмерностью, запредельностью. Причём имеем дело не на уровне логических объяснений, а на уровне реального взаимодействия.
Мы с Вами не отличим Бургундское 1986 года от Бургундского 1975 года. Ну никак, нечем просто. Мы даже водку одну от другой с трудом отличаем. Нет у нас такого дифференцированного восприятия. Но когда мы начинаем заниматься какой-нибудь методикой саморегуляции, мы повышаем сенсорную чувствительность, особенно в области слабых взаимодействий, про которые мы, как правило, говорим, «почудилось».

[свернуть]

Скажите, а при выборе группы - как избежать инструкторов-непрофессионалов?

Кто проводит занятия? Прошёл ли тренер специальное обучение?

Инструктор является профессиональным психологом, прошёл полную подготовку по обучению методике и проводит обучение по следующим направлениям:

  • Методика ДФС
  • Технология умственного труда
  • Работа с пространственным восприятием
  • Режиссура социальных игр
  • Вибрационное пение
  • Актёрское мастерство с применением техник ДФС
  • Живая речь

[свернуть]

Пожалуйста, расскажите кратко про результаты. Вы не могли бы привести примеры того, как реально улучшается деятельность человека, после занятий?

Например, преподавательская деятельность. Она предполагает серьёзную эмоциональную нагрузку, требующую энергетического резонанса с аудиторией. Человек, осознанно владеющий навыками постоянного энергетического самовосстановления, не устаёт, не превращается в больного и истеричного. Или при многочасовой работе за компьютером, когда человек от интеллектуальной деятельности устаёт даже физически. Ещё такой пример - работа менеджера. Коммуницируя с большим количеством людей, человек эмоционально истощается и ему абсолютно необходим навык балансировки, гармонизации своего состояния. Интересно то, что привести в необходимый режим своё состояние можно в процессе своей непосредственной деятельности, для восстановления энергетики совершенно не обязательно особое помещение или уединение. Благодаря методике у человека просто возникают дополнительные возможности. Он начинает жить от избытка. Есть особая востребованность в навыках этой методики у людей, занимающихся большим бизнесом. Подобный вид деятельности требует включённости интуитивных каналов: им необходимо уметь прослеживать динамику развития своего бизнеса, управлять ситуациями, уметь получать информацию нестандартными иррациональными способами.

[свернуть]

Можно ли рассматривать методику ДФС как инструмент духовного поиска?

Не нужно отождествлять использование методики ДФС с духовными поисками. В этом нет никакой нужды, так как ДФС - это инструмент. Нет никакой нужды бояться, что во время занятий у вас произойдёт неконтролируемый прорыв содержания бессознательного в сознание, или, как говорят, «перегорят центры», если вы строго следуете инструкции.
Освоение ДФС — такое же событие вашей жизни, как покупка, скажем, холодильника. Купил, и он твой, что хочешь с ним, то и делай - можешь вообще не включать, можешь охлаждать летом рубашки…
Никаких обязательств становиться духовным искателем занятия по системе ДФС ни на кого не накладывают. Также следует понимать, что любая методика психической саморегуляции — вклад в изучение собственных внутренних ресурсов.

[свернуть]

16 состояний, которые предлагает освоить методика ДФС

описание 16 дифференцированных функциональных состояний ДФС

1В - ФИЗИЧЕСКАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ, СИЛА, ЗДОРОВЬЕ

Состояние богатырей и лекарей. В этом состоянии Вы ощущаете свое тело «говорящим»: оно подсказывает Вам что вредно что полезно, какая пища ему нужна, режим сна и движения. Прекрасное состояние для целительства, массажей, работе на земле, с растениями и животными. Состояние 1В повышает интерес ко всему живому, к природе, способствует отдыху и расслаблению, хорошему аппетиту. Располагает к монотонной, длительной физической нагрузке (например, продолжительной ходьбе). Но очень трудно сосредоточиться на умственной деятельности. Появляется страх перед гудящими, стучащими механизмами, их существование кажется непонятным и противоестественным.

2В - ОТКРЫТАЯ ЖИВАЯ ДУША

Находясь в этом состоянии, Вы своим присутствием создаете психологически комфортную и здоровую атмосферу. Рядом с Вами хочется быть искренним, откровенным, душевно щедрым. Окружающие отдыхают и успокаиваются. Это состояние незаменимо во всех сферах коммуникативной деятельности: особенно в педагогике, медицине, в сфере семейных отношений, а также менеджменте. Состояние 2B воспринимается окружающими как расположение к общению: все обращаются с вопросами, за советами. Со своей стороны, хочется всем помочь наладить отношения, урегулировать конфликты. Общение с человеком носит цельный характер, нельзя остановиться на полуслове, нужно все досказать, дообъяснить. Желание двигаться очень слабое, да и труднее выполнять всякую физическую работу - куда приятнее общаться с людьми.

3В - ЖИВУ, РАССУЖДАЯ И ОСМЫСЛЯЯ

Входя в такое состояние, Вы увеличиваете свой дар убеждения. Вы сможете легко провести анализ развития человеческих отношений, жизненных ситуаций, производственных и семейных конфликтов. Окружающие ждут от Вас пояснений, советов, рекомендаций. Это состояние широко применяется во всех сферах научной деятельности, режиссуре, дипломатии. 3B характерно постоянной внутренней серьёзностью, в голове - бесконечные мысли, кажется, что всю работу выполняешь головой. К еде очень слабый интерес, употребление пищи небольшими дозами. Реакция, по сравнению с ритмом C, замедленная. Хорошее состояние для размышлений.

4В - ГАРМОНИЯ СО ВСЕМ ЖИВЫМ - ОЩУЩЕНИЕ МУДРОСТИ, СПОКОЙСТВИЯ И ЦЕЛОСТНОСТИ

Это состояние глубокого внутреннего равновесия и покоя. Особую ценность приобретает персональная жизнь человека, переживание ее от рождения до смерти. В этом состоянии не бывает мелочей, все процессы наполнены глубоким смыслом и взаимосвязаны. Повышается устойчивость к вредным воздействиям окружающей среды. Снижается уровень тревожности, возрастает стрессоустойчивость. Активизируется и раскрывается интеллектуальный потенциал человека. Данное состояние рекомендуется для всех сфер деятельности в контексте: человек - человек, человек - Мир живого. 4B - это прежде всего внутренний покой, ощущение слитности с живой природой, для восприятия характерно качество целостности, окружающими оценивается как мудрое. В этом состоянии не хочется говорить о мелочах, но хочется размышлять; легко устанавливать контакты с людьми.

1С - КОМАНДНО - АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СПОСОБ ОБЩЕНИЯ

Манипуляция людьми и объектами. Это состояние, в котором удобно быстро и четко организовывать людей и производственные процессы. Вы точно видите и осознаете поставленную задачу, знаете, как это сделать и добиваетесь цели. Здесь нет излишних рассуждений - что задумано, то сделано. Такое состояние широко применяется менеджерами, бизнесменами, руководителями, когда важно умение зажечь своей идеей коллектив и добиться поставленной цели. При переходе в состояние 1C страха перед механизмами нет. Напротив, восхищает мощь и сила машин. Во всем гудящем и стучащем слышен четкий ритм, под который можно подстроиться. Содействует любой физической деятельности, требующей ритма: спортивным играм, уборке квартиры, стирке, ходьбе и т. п. Но через некоторое время появляется желание сменить занятие.

2С - ИГРЫ В ОТНОШЕНИЯ

Эмоциональный тонус, яркость привлечение внимания к себе. Если Вам необходимо разрядить обстановку, заразить окружающих собой и держать их в сфере своего внимания - это состояние незаменимо. Атмосфера легкости, кокетливости, игривости, азарта всегда привлекает к себе и создает эмоциональный тонус. Это состояние любимо людьми публичных профессий - актерами, педагогами, политиками, юмористами. Так же 2C вызывает суетливость, смену тем в разговоре, из-за чего внимание перескакивает на другие объекты, на другую деятельность, часты мелкие ошибки в работе, недоделки. Чувство целого не так выражено, как в ритме B, все работы равнозначны. Так же, как происходит переключение на общение с другим человеком, легко сменяется и настроение. Субъективно воспринимается как постоянное внутреннее беспокойство. Ходьба быстрая, неровная. Те, кто живет в ритме B, воспринимаются спящими на ходу, вызывают раздражение, хочется заставить их двигаться быстрее.

3С - ЖИВОЙ КОМПЬЮТЕР

Ментальная собранность, предельная интеллектуальная концентрация, манипуляция мыслеобразами. Для этого состояния характерны: Ясная и четкая мысль, четкость мыслительных процессов, точность обработки информации, умственная деятельность, связанная с расчетами, вычислениями, поиском информации, осуществляется очень быстро. При выполнении любой работы постоянное вычисление оптимальных вариантов, легко переходить от одной работы к другой.

Область применения:

Обработка статистических данных, все виды операторской деятельности (компьютер, кассовый аппарат и т. д.), решение задач вычислительного и аналитического характера, бухгалтерские расчёты, быстрый и чёткий поиск нужной информации.

4С - ПРЕДЕЛЬНАЯ ВНУТРЕННЯЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ, СОБРАННОСТЬ, МОБИЛИЗАЦИЯ.

Это состояние дает возможность удерживать и манипулировать большими объёмами информации, сохраняя при этом физический тонус и эмоциональную активность. Человек в таком состоянии способен пройти через непреодолимое, добиться невозможного, достичь цели, сохранив при этом внутреннюю гармонию и целостность. Область применения: максимальная эффективность в решении социальных задач, для проведения ответственных деловых совещаний, переговоров, для решения задач перспективного планирования, структурирования большого объёма информации. Состояние воина победителя. 4C - Внутренняя собранность, целеустремлённость, уверенность в своих действиях. Ничто не отвлекает, окружающие стараются не мешать. Продуктивное состояние для реализации целевой программы умственной деятельности, связанной с вычислениями, физической работой. Движения чёткие и скоординированные.

1D - СОСТОЯНИЕ НЕЗДОРОВЬЯ, БОЛЕЗНИ

Это состояние телесного дискомфорта, хронических соматических недугов. Человек, звучащий таким образом требует срочного медицинского вмешательства и энергетической балансировки.
В этом состоянии ничего не хочется делать, деятельность вызывает раздражение, появляется внутренняя ворчливость, нет чувства удовлетворения от результатов работы, она кажется бесперспективной. У окружающих возникает реакция избегания, срабатывает механизм защиты: смех, переход в состояние 2C. Состояние широко применяется в практиках телесного, соматического очищения.

2D - ДУШЕВНАЯ БОЛЬ, ГОРЕ, ОБИДА

Это переживание эмоциональной горечи, раздражения, тяжести. Часто возникает как результат конфликта в отношениях, ссор, негативных оценок окружающих. Длительное пребывание в этом состоянии действует разрушительно на эмоционально чувственную сферу человека и на состояние окружающих. В процессе обучения формируется навык быстрого выхода из подобных депрессивных состояний. 2D - это душевная боль, горе, обиды. Окружение воспринимается предвзято, враждебно. Злость на людей, невозможность выполнять работу, требующую терпения, раздражительность, повышенная обидчивость, слезливость. У окружающих - реакция избегания.

3D - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, УПРЯМСТВО, ГОЛОВНАЯ БОЛЬ.

Подобное состояние часто встречается у людей в процессе затянувшихся жизненных проблем. Усталость от постоянной необходимости терпеть, низкая самооценка и бесплодный поиск выхода из кризисных ситуаций приводит человека к желанию спрятаться, уйти в себя, психологически закрыться. Такой процесс может длиться неопределённо долго, если не иметь навыка осознанного выхода из него. 3D - Состояние отупения, необъяснимое упрямство, зацикливание на одной мысли (типа: не хочу, и все). Нарушается логика мышления, творчески думать невозможно, не хочется ничего анализировать, в голове ощущение тяжести, давления. Хочется заплакать, и это приносит облегчение.

4D - СМЕРТЬ КАК РОЖДЕНИЕ

Переживание праведного гнева, вселенского хаоса, разрушение старого во имя созидания нового. Торжественное, печальное и величественное состояние. В практике жизни применяется как способ психологического очищения внутреннего и внешнего пространства, растождествления с программами прошлого, снятия психологических блоков и зажимов. 4D - Печальная торжественность. Или как Божественный гнев. Смерть как рождение.

1А - ВСЕЛЕНСКАЯ СТРАСТЬ

Переживание соразмерности процессов в своем теле с процессами в объёме планеты Земля. Восприятие Земли как живого целостного организма: тело Земли ощущаю как свое тело. Предельная телесная свобода, раскрепощённость, объёмность. Переходя в состояние 1А - движения становятся более широкими, размашистыми, словно растянутыми по пространству. Хочется заглянуть во все углы. Появляется какая-то торжественность, замедленность. Состояние больше способствует мечтам, размышлениям, чем действиям.

2А - ВСЕЛЕНСКАЯ ДУША

Это состояние влюбленности, эмоционального восторга, легкости и полета. Человек переживает экстаз от предельной, эмоциональной свободы. Нет никаких преград для полета Вашей души, творчества, чувств. Состояние огромного эмоционального подъема, воодушевления, раскрывающее душевный потенциал человека. Состояние молитвы - эмоциональной обращенности к себе и Миру. В 2А увеличивается глубина эмоциональных переживаний, их активность, диапазон. Широкие жесты, смена настроений, при которых легко обидеться или рассмеяться. Все заботы кажутся мелкими, недостойными внимания. Работа выполняется медленно, с ощущением ее огромной важности. Окружающими поведение воспринимается как эксцентричное. Расширяется вокальный диапазон.

3А - ВСЕЛЕНСКАЯ МЫСЛЬ

В этом состоянии происходит расширение объёмов сознательного восприятия Мира. Полет мысли - состояние Королей. Все процессы, происходящие в жизни, рассматриваются на фоне объёма Вселенной, человечества. Это состояние мыслителей, философов, мудрецов. 3А - Состояние восторженности, в котором расширяются границы принятия Мира, людей, себя. Расширение видимого поля (как при состоянии деконцентрации внимания).

4А - БЕСКОНЕЧНОСТЬ, КОСМОС

Это переживание глубины и безграничности Мира, любой жизненной ситуации, человека. Гимн Жизни во всем ее многообразии от радости до боли. Это предельное переживание свободы, творческого экстаза, неразрывного единства со всем сущим в этом Мире. 4А - Жизнеутверждение. Мысли чаще не в виде слов, а в форме образов.

Одним из основных залогов успеха в любой сфере человеческой деятельности является уровень компетентности . Особое значение в последние годы получила так называемая психологическая компетентность — то есть как хорошая осведомлённость, так и практические знания в тех вопросах, которые касаются отношений человека с собой и с окружающими его людьми. Для достижения максимального эффекта при обучении необходимо оптимальное сочетание "теории" и "практики". Одно из обязательных условий того, что человек сможет применять полученные знания и умения самостоятельно, — целостная система, в рамках которой проходило обучение, так как именно при освоении целостной теоретической и практической системы возникает минимум трудностей с адекватным "переводом" любых новых и неожиданных жизненных ситуаций на её язык.

К одной из таких систем и относится методика дифференцированных функциональных состояний (МДФС), базовый курс которой включает в себя как обучение практике активной саморегуляции в процессе общения и разнообразной деятельности, так и теоретические основы конструктивной психологии, актуальные для повседневной жизненной практики любого человека.

Особенность МДФС заключается в том, что данная методика предлагает реальный инструмент для управления своей психо-эмоциональной сферой в процессе общения, в то время как многие другие методики делают акцент на ролевых и поведенческих аспектах межличностного общения. Методика позволяет перевести на простой и удобный в употреблении язык то, что проявляется через безотчётные симпатии и антипатии, обозначается как "жизненная сила", "психическая энергия", "интуиция", "психологическая атмосфера", "шестое чувство" и т.д. Она позволяет не только дифференцировать свои ощущения от людей, ситуаций, мест, предметов, но и самостоятельно, используя специальную психологическую технику, формировать необходимые психо-эмоциональные состояния. При этом каждое из таких функциональных состояний оказывает своё специфическое влияние на эффективность и характер того или иного вида деятельности в этом состоянии. Управление своими состояниями посредством полученного в ходе обучения МДФС психологического инструментария позволяет произвольно и сознательно формировать наиболее адекватное и эффективное, с точки зрения самого человека и на основе уже полученного опыта, функциональное состояние для данного момента жизни.

Об авторе

Игорь Николаевич Калинаускас — личность весьма известная в кругах психологов, социоников, эзотериков. По основной профессии — режиссёр. Поставил более 60 спектаклей ещё в Советское время. Работал психологом-тренером с командой СССР по лёгкой атлетике (прыжкам в высоту). Работал как психолог с Чернобыльцами в условиях клиники. Принимал участие в ряде экспериментов экстрасенсорного характера в середине 80-х годов в Киевской лаборатории института им. Попова при АН УССР под руководством Бахтиярова О.Г.

  • "Наедине с миром",
  • "Жить Надо!",
  • "Игры, в которые играет "мы" и т.д.

Певец дуэта "Зикр" — известен как Игорь Силин. Художник — псевдоним ИНК. Мастер и основатель духовной традиции (Традиция или Школа) известный как Абу Силг. С 14 лет увлёкся изучением человека и занимается этим и поныне.

МДФС. Технология

Методика ДФС существует более 30 лет, обучение ей проводится в многих российских городах (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Тольятти, Казань, Днепропетровск, Омск, Новосибирск и др.), а также в Литве, Словакии, Чехии и на Украине.

Методика ДФС была представлена на конференции "Экология больших городов" (1971 г.), продемонстрирована в закрытых научных лабораториях (все результаты зафиксированы и научно подтверждены).

Исследование эффективности методики проводилось совместно с НИИ психологии УССР на двух группах — испытуемых с высшим образованием и спортсменах, членах сборной команды Украины по лёгкой атлетике. По результатам исследования было отмечено повышение эффективности основной производственной деятельности; ускорение восстановления психического тонуса после нагрузки; повышение уровня и качества коммуникабельности, развитие чувства сопереживания; более глубокое восприятие произведений искусства, обогащение эмоционально-чувственной сферы. Более подробно результаты данного исследования представлены в докладе "Использование 16-значного кода для формирования дифференцированных функциональных состояний", прочитанном Калинаускасом И.Н. на конференции в Институте биофизики МЗ СССР.

Алфавит методики

Для кодирования состояний в данной методике используются две следующие характеристики:

Уровень активности — физический (1-й уровень), эмоционально-чувственный (2-й уровень), когнитивный/интеллектуальный (3-й уровень) или представленность всех уровней активности в равной степени (4-й уровень).

Восприятие окружающей среды как пространства деятельности — этот параметр соединяет в себе ориентацию восприятия на среду как пространство деятельности и переживание чувства включённости в эту среду; обозначается понятием "ритм". В данной методике выделяются четыре варианта восприятия пространства:

  • ритм А — пространство как бесконечность;
  • ритм В — пространство как поток;
  • ритм С — пространство как множество дискретных объектов;
  • ритм D — пространство как деструктивное.

Различные комбинации уровней и ритмов составляют типологию 16 специфических функциональных состояний.

Упражнения

Для произвольного формирования любого из этих состояний обучающиеся МДФС под руководством тренера, прошедшего специальную подготовку, создают так называемую функциональную систему: концентрируя собственное внимание в определённых частях тела и нервных узлах, они вызывают определённые сенсорные ощущения в теле, опираясь на которые, они смогут в дальнейшем управлять своим психо-эмоциональным состоянием в любой жизненной ситуации. Базовым упражнением для наработки такого инструмента, как данная функциональная система, является упражнение под названием "Огненный цветок", которое опирается на физиологическую и нейрологическую структуру организма, является самодостаточным и высокоэффективным.

Кроме того, в "практический" комплекс данной методики входят такие базовые упражнения, освоение и применение которых позволяет существенно повысить стрессоустойчивость, развить свою память и внимание, получить опыт пространственного взаимодействия в ходе межличностного общения, увеличить степень ситуативной включённости. Все это значительно повышает эффективность, в том числе и коммуникативную, практически в любой ситуации, где применяются полученные навыки и умения.

Основное отличие этой методики активной саморегуляции в том, что она используется произвольно, сознательно и без отрыва от основной деятельности.

В "теоретической" части базового курса МДФС слушатели получают возможность ознакомиться с общими положениями конструктивной психологии и теми практическими наработками в области психологии, которые могут иметь прикладное значение в повседневной жизни. В круг освещённых тем входят основы диалогового общения; инструментальный подход к человеку; знакомство со структурой я-концепции, психологическими механизмами человека, общества и социального влияния; приёмы разрешения мотивационных конфликтов и т.д.

Кому показано обучение методике?

Методика активной саморегуляции ДФС не имеет узкой выделенной области применения. Она универсальна и эффективна при решении множества задач связанных с физической активностью, повседневным и деловым общением, интеллектуальной деятельностью, творчеством.

Результаты

Результатом освоения данной методики являются:

  • Управление эмоциональными состояниями. Снижается общая психическая реактивность. В нужный момент произвольно формируется необходимое, наиболее подходящее состояние, что позволяет с большей лёгкостью "вписываться" в любую ситуацию.
  • Эмоциональная устойчивость и пластичность. Базовые упражнения стабилизируют нервную систему и психические реакции. Среднее состояние человека становятся более стабильным. Это позволяет экономить силы и энергию, адекватнее воспринимать реальность.
  • Эмоции никуда не деваются и не ослабевают, они просто перестают разрушать человека.
  • Повышение энергетического потенциала, увеличение работоспособности. Энергетический потенциал увеличивается, так как методика работает и с энергетической компонентой человеческого организма. Человек приобретает навык самостоятельной работы и регуляции своей энергетической системы.
  • Увеличение чувствительности к ситуации и людям. Владея методикой, человек может действовать в каждой ситуации максимально эффективно. При наличии достаточной чувствительности, человек может действовать в любой ситуации, используя предоставляющиеся возможности максимально эффективно. При этом появляется возможность влиять на ситуацию, не теряя при этом со-настроенности с пространством.
  • Общее улучшение здоровья и жизненного тонуса. Улучшение чувствительности позволяет делать такой выбор в повседневной жизни, который будет благоприятно влиять на тело. Регуляция психики, стабилизация нервной деятельности оказывает безусловное положительное влияние на организм.
  • Гармонизация работы правого и левого полушария мозга.

Методика ДФС — уникальная возможность уделить внимание самому близкому человеку — самому себе. Работа с собственной психической, эмоциональной сферой позволит пережить цепь субъективных открытий относительно собственной жизни и окружающего пространства.

"То, что мы назвали "Огненный цветок", — это очень действенное, реальное, могучее. Открывающее то, что принято называть безграничными возможностями, способностями". (И.Н. Калинаускас, Е.И.Весельницкая. Учебно-методическое пособие по преподаванию методики дифференцированных функциональных состояний. — СПб: Научное отделение "Синтез философии, искусства, культуры и науки" Международной академии "Информация, связь, управление в технике, природе. Обществе; 1999 — стр. 8).

Текущая страница: 1 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Игорь Калинаускас
Жизнь как пространство отношений. Методика ДФС «Огненный цветок»

© Калинаускас И., 2017

* * *

Об авторе

Игорь Калинаускас родился 7 февраля 1945 года в Новгороде. Окончил Театральное училище им. Б. Щукина, долгое время был известен как театральный актер и режиссер.

Затем сфера его деятельности существенно расширилась, и Игорь Калинаускас стал известен в научных и литературных кругах как автор книг и статей на самые разнообразные темы – от психологии до медицины. Сегодня Игорь Николаевич Калинаускас – профессор, доктор наук в области философии и психологии личности, вице-президент МАИСУ, почетный президент МАНК, действительный член МАИ, поэт, писатель и художник. Он автор многочисленных научных статей и монографий. Один из первых социоников, автор упрощенной модели соционики – «штурвала Калинаускаса». Его книги «Жить надо», «Игры, в которые играет „Я“», «Хорошо сидим» и другие вызывают неизменный интерес у самых разных читателей, о чем свидетельствуют и многочисленные переводы на английский, литовский и словацкий языки.

Более десяти лет Игорь Калинаускас известен как певец и композитор (сценический псевдоним – Игорь Силин) дуэта ЗИКР. А с 1996 года его многогранную творческую натуру увлекла живопись, и сегодня его творчество привлекает все более широкий круг ценителей.

Часть первая. Человек в пространстве как хозяин

Когда-то очень давно люди твердо знали, что Земля плоская, что у нее есть край, и ходить на край Земли опасались. Еще бы! Если у чего-то есть край, то с него, несомненно, можно свалиться. Легенды о крае плоской Земли существовали самые разные, но все соглашались: там ждет человека нечто страшное и неизведанное.

Были герои сказочные и настоящие, которые время от времени отваживались на вылазки в эти непознанные и опасные края. Но со сказочными героями там случались всякие очень опасные приключения, а реальные люди чаще всего не возвращались. И это только подтверждало опасения. Так родилось правило «счастливой жизни»: хочешь жить спокойно – не ходи на край, не выходи за границу, не переступай черту. То, что за краем, границей, чертой, – страшно, опасно и ничего хорошего чаще всего любопытствующему не принесет.

Но тем и славен род человеческий, что всегда найдутся безумцы и непоседы, любопытствующие и непослушные. Мир изменился. Пройдя через страх, осуждение, недоумение и недоверие, жертвуя благополучием и жизнью, добыли безумцы-смельчаки для рода своего среди других многих истин и эту – Земля круглая, и парит она в пространстве, и кружит вместе с другими планетами вокруг Солнца. Да и Солнце не одно, а множество их. И множество миров, и планет, и галактик, и нет этому конца и счета. И все это бесконечно-вечно существующее живет, вращается, гаснет и вспыхивает в пространстве, которому дали имя космос.

А что же люди? Как быть человеку, который точно знает, что есть у него начало и конец, что он ограничен во времени, ограничен возможностями своего тела, ума, таланта, воспитания, ограничен писаными и неписаными законами и правилами? Какое отношение имеет он к безбрежному миру, в который поселили его, не спросив желания?

Ну что люди… Велик человек во всем. И в способности постигать неизведанное, и в способности приспосабливаться к любым переменам.

Люди продолжали жить на Земле, пользоваться новыми знаниями, использовать великие открытия для своих каждодневных нужд, пересекать моря и океаны, заселять пустующие территории. Каждый отвоеванный у бесконечности кусочек человек быстро огораживал стенами и заборами, выкраивая ограниченные, но изведанные и безопасные кусочки. Может, по привычке, а может, по правилам спокойной жизни, превращая огромную, круглую, вращающуюся в бесконечном пространстве Землю в обжитую плоскую территорию. И себя ограничивал, заковывая в латы неизменности и постоянства, преграждая дорогу к живому общению с окружающим миром и самим собой.

Сами о том не ведая, в первобытном страхе ма-а-а-а-ленького человека перед огромным миром, мы надеваем на себя ограничения, чтобы не было так страшно, чтобы точно знать: вот он я, я такой, я точно знаю, где я начинаюсь и чем заканчиваюсь. Я каждый день смотрюсь в зеркало и узнаю себя.

Ах, как мы радуемся, когда, встречая старых знакомых после долгой разлуки, слышим: «Я сразу тебя узнал. Ты совсем не изменился».

Ура, вот радость, вот счастье. Я не изменился, я узнаваем.

– Никогда не задумывались, а чему мы, собственно, так рады?

Как чему? Узнаваемость и неизменность – залог стабильности и безопасности. И это хорошо! А риск и неизвестность – вещи, конечно, привлекательные – в кино, в книгах, в чужих рассказах. Вы рискуйте, а мы посмотрим, что из этого получится. А вот когда получится, тогда, может быть, для своей пользы и приспособим.

Пусть так и будет во веки веков, невольно решает человек. Пусть мир вокруг тоже будет узнаваем, пусть он мало меняется. Тогда все будет безопасно и надежно.

Сколько людей готовы жить, как сложилось, быть недовольными обстоятельствами, жаловаться, хандрить, впадать в депрессию или агрессию, ходить к психотерапевту или ближайшему ларьку… и изо всех сил, вопреки всему, не меняться. Не замечать, что мир-то меняется, меняется стремительно и как будто совсем независимо от нас. Помните: «Остановись, мгновенье, – ты прекрасно!» А какая разница – прекрасно, ужасно?.. Главное – остановись! Пусть будет, как есть, – так хорошо, так привычно.

Но никакие ухищрения, увы, не помогают. Окружающий мир меняется не только в течение нашей жизни, меняется ежегодно, ежеминутно. И это не только новый дом, который неожиданно вырос за вашим окном, и не новые марки машин, и даже не новые продукты в магазине или новый телевизор в вашей квартире. Это другая скорость жизни и другой климат, это новые знания. Это дети, которые знают и умеют больше родителей, которые лучше разбираются в новом меняющемся мире, потому что они в нем родились и еще не успели обидеться и испугаться.

Уже сегодня, уже сейчас появилось что-то новое, чего вчера еще не было. Это отношения между людьми, которые строятся по новым правилам и законам, это открытые границы, из-за которых приходят совсем другие правила и новые понятия о том, что хорошо и что плохо… Цена жизни человеческой совсем другая. Земля становится все меньше и доступнее, и никуда не денешься оттого, что она круглая и несется в бесконечной Вселенной вместе с другими мирами. А куда несется? Не известно никому.

И только картины в музеях все те же. Однако и здесь все незаметно становится другим. Ведь понятие красоты непостоянно…

Все больше сил тратит боязливый человек на то, чтобы отгородиться от всего этого тревожащего нового мира, все больше энергии уходит у него на сохранение стен и заборов, но мир летит, и ветер перемен рвет с крыш черепицу, шатает заборы и воет за законопаченными окнами.

О чем это? О том, что мир вещей, мир стабильности, постоянства, где поколения умирали и зачинались в той же постели, где правнучка надевала прабабкино подвенечное платье и внук доставал дедовский меч, собираясь сражаться за неколебимость своего мира, уже давно исчез. В большей части мира, в котором мы живем, произошла тихая, незаметная, но необратимая революция – мир вещей уступил место миру процессов.

Статичный, известный, гарантированный, неживой мир превратился в стремительно ускоряющийся поток – изменчивый и непредсказуемый. Конечно, не сам по себе, а, как бы это точнее выразиться, в результате деятельности человечества, но, увы, без согласия отдельно взятого конкретного человека.

Возникает законный вопрос: а что же человек? Венец природы! Что делать ему во всем этом? Поискав ответ в известном, он оказывается перед выбором:

Жить или выживать? Создавать или приспосабливаться?

Путь выживания и приспособления не нов, известен и проторен.

Человек – давно уже прекрасный специалист по построению собственного отдельного мира, границы которого определяются областью интересов и кругом знакомых, территорией, за пределы которой он редко заглядывает. Даже пресловутое «окно в мир» под названием телевизор воспринимается не как окно, а как все тот же холст в каморке папы Карло – очаг нарисован, огонь ненастоящий.

Совсем недавно в одной милой семейной телевизионной передаче немолодая актриса сделала очень характерное признание: «Я совсем не могу ходить в магазины. Теряюсь от количества товаров, не знаю, что выбрать… Не нахожу знакомые продукты и не понимаю, что купить. Старых друзей становится все меньше, а с новыми, молодыми, не знаю, о чем говорить, не понимаю, когда они говорят всерьез, когда шутят, что для них действительно важно». Горькое и мужественное признание. Человек замер в привычном мире, а мир течет, движется и проходит сквозь и дальше.

Вы со мной не согласны? Тогда предлагаю небольшой тест для внутреннего пользования.


Вы живете в большом или не очень городе.

Пересчитайте количество людей, с которыми вы постоянно общаетесь.

Пересчитайте маршруты, по которым вы ходите и ездите, выставки, музеи, новые спектакли, которые посещаете.

А из чего состоит мир, в котором живут ваши соседи, ваши сослуживцы? А ваши дети?

Как мировые события, катаклизмы, катастрофы, достижения, открытия, политические баталии влияют на вашу конкретную житейскую ситуацию? А то, что показывают по телевизору?

А о чем вы думаете, когда пытаетесь понять, почему с вами случилось то или иное событие?

Приходит ли вам в голову, что эти ваши, только ваши события связаны с мировыми процессами, с общими тенденциями изменения системы отношений в человеческом обществе, с иными взглядами на семейную жизнь, на отношения отцов и детей, с изменениями моральных норм и нравственных приоритетов?

А как на вашу жизнь влияет то, что вы живете не просто на планете Земля, а в космосе и с этой точки зрения мало отличаетесь от тех, кто там, вокруг Земли, вертится в космическом корабле?


От ответов на эти вопросы, собственно, и зависит, что вы выбираете: плоскость или пространство, жизнь или выживание, созидание или приспособление, границы или диалог.

Действительно ли есть варианты? Да, есть.

Если вас не вдохновляют и не мотивируют постоянные хлопоты по строительству крепостных стен. Если хочется пожить не на территории, а в мире. Если хочется, с удовлетворением вытирая пот со лба, разминая радостно гудящие мышцы, не сдерживать радость при виде хорошо и с удовольствием сделанной работы, которую вы назовете «моя жизнь» и с восторгом предъявите это произведение миру. Тогда у вас возникнет неизбежная мысль: «Если я согласен допустить, что мир – это не куча более или менее случайных и в большинстве своем ненужных мне вещей, случайных встреч, связей, пересечений-отношений, знаний, информации (неизвестно зачем во мне и вокруг меня мелькающей), да и сам я – никакая не пылинка на песчинке, летящая в бесконечной страшно-неведомой Вселенной, а нечто, простите за пафос, по образу и подобию и венец творения, то не пора ли заняться таким делом, как реализация, воплощение, явление этого образа и подобия, этого венца и этого величия?»

Пойдем в этом прозрении еще дальше и даже предположим, что вы не Емеля и прекрасно понимаете: для осуществления этих желаний как раз и придется слезть с печи, и не будет никакой щуки, разве что та, которую вы сами себе организуете: то ли поймаете, то ли купите на заработанные. Предположили. Вот теперь и рождается простой, ясный и отрезвляющий вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ?

Как что? Начать переселение. Переселение из-за огороженной и привычной территории в Пространство – естественное место обитания человека живого, текучего и резонирующего с миром.

С ЧЕГО НАЧИНАТЬ БУДЕМ? С главного – с изменения отношения к окружающему миру. Попытаемся увидеть его не плоским, разрозненным и случайным, а цельным, объемным, взаимосвязанным – Пространством. Пространством, которое одно, но заполнено многим.

Важно и то, что оно «одно», и то, что оно «заполнено многим».

Одно – и из этого следует, что ничто не существует само по себе. Знаем мы об этом или нет, отслеживаем или нет, все вокруг нас живет в постоянном взаимодействии: информационном, физическом или энергетическом.

Заполнено многим означает, что в эти взаимодействия вступает все разнообразие форм живого и неживого, видимого и невидимого, ведомого нам и неведомого.

А раз так, то о какой эффективности своего пребывания в мире можно говорить, если, прикрытые стенами и загородками, мы не просто не знаем, как реагировать, как воспринимать то, что происходит вокруг, но не знаем даже, что в принципе можем.

А если согласиться, что все так и есть, и попытаться увидеть себя не щепкой, безвольно мотающейся в неизвестно откуда и куда текущих потоках жизни, а процессом в Пространстве? Процессом объемным и многогранным и поэтому имеющим возможность с этим Пространством взаимодействовать или, как сейчас принято говорить, вступать в партнерские отношения. Тогда встает еще один очень важный вопрос.

– Ну, хорошо, – соглашаетесь вы. – Мир – Пространство, и человек – процесс. Мир говорит, сообщает, намекает, предлагает, несет информацию. А процессуальный, живущий по принципу «пространство в пространстве» человек готов вступить в эти самые партнерские взаимодействия, войти в Диалог с миром. Хорошо, вот он я – человек, вот ты – мир.

КАК МЫ ЭТО БУДЕМ ДЕЛАТЬ? Как услышать и, что еще важнее, верно интерпретировать все, что говорит мир, как выделить то, что нужно? Где дорога к живому общению, не конвенциональному, не расписанному по заранее известным правилам?

Результатом ответов на эти вопросы и стала методика дифференцированных функциональных состояний ДФС.

ДФС? Что это?

Доступ к Феноменальным Способностям?

– Достижение Феерической Спонтанности? – Действенная Формула Самодостаточности? Да, все это и не только…

ДФС – технология Доминирования Филигранного Сопереживания, соответствующая Динамическая Функциональная Структура и конкретная практика для тех, кого привлекает не только игра слов, а реальные Дела, Факты и Смыслы… Душу Формирующие Свободную.

Выражаясь Деловито, Формально и Серьезно, ДФС – это комплекс методов и технологий, позволяющий перейти от неуправляемого эмоционирования к целостному переживанию.

Простите, это, конечно, очень интересно, но страшновато как-то. Жили себе спокойно, не в диком лесу, а на огороженном участке – цивилизованно. Все камни известны, все уголки исследованы. Соседи давно знакомы. Все привычно, безопасно, гарантированно.

– А не скучно? В плечах не жмет? Королевство не маловато? Если не скучно, не жмет и не маловато, то можно не беспокоиться. Это не ваше приключение.

У технологии, которая вам предлагается, есть много определений, и в нашем путешествии они появятся как путеводные знаки в свое время. А приключение всегда начинается с первого шага, и мы с вами начнем с нескольких практических моментов, которые совершенно необходимо освоить, постигая искусство ЖИТЬ. Искусство жить в пространстве, в объеме, искусство быть живым. Это некие киты, на которых стоит здание-знание методики ДФС. Методики дифференцированных функциональных состояний. Вчувствуйтесь!

Дифференцированных – разнообразных, различимых, поддающихся определению, описанию и усвоению.

Функциональных – конкретных, применимых к действию, описывающих действие, эффективных.

Состояний – переживаний, настроений, звучаний.

Вам больше не грозит испортить долгожданный праздник неизвестно откуда накатившимся плохим настроением. Вы больше не будете через силу тащить себя на работу, потому что, как неожиданный циклон, накатило нерабочее настроение. Вы не будете мучиться, понимая, что надо спешить, а хочется лениво сидеть на диване. Вы просто войдете в нужное вам состояние, и у вас всегда будет достаточно энергии, чтобы выполнить задуманное.

Инструментальный подход

Внимание, начинаем переезд с территории в Пространство.

Как при всяком переезде, займемся для начала разбором хозяйства.

Что у нас есть? Годится ли это для новой жизни, выбрасывать ли, брать ли с собой?

Велики ли затраты на обновление и переделку имеющегося?

И что просто необходимо еще приобрести?

Решая эту задачу, предлагаю посмотреть на себя как на собственника (а впоследствии хозяина) трех инструментов, данных человеку при рождении, очень полезных и нужных, но часто мало или весьма неэффективно используемых. Вашему вниманию предлагается инструментальная составляющая Я-концепции или инструментальная концепция себя.

Откуда инструменты?

Не волнуйтесь, все это у нас уже есть от рождения, просто мы совершенно не привыкли смотреть на себя с такой точки зрения. Взгляд-то за годы жизни совершенно замыленный. Живешь в доме, живешь, ни на что конкретное внимания не обращаешь, а придет кто-то в гости: «Ах, какой у вас шкаф необыкновенный! А ваза-то, ваза какая! А часы! Где вы только это все взяли?.. А что ж вы их в угол незаметный засунули? Это же чудо! Произведение искусства! Да всему этому цены нет!» И удивленный хозяин растерянно оглядывается вокруг, неожиданно осознав себя владельцем сокровищ. Так приблизительно и с тем, что выдала нам природа при рождении.

Инструментальная Я-концепция предлагает выделить три инструмента:

тело;

сознание;

психоэнергетику.

Для того чтобы увидеть, можете ли вы эти, данные вам природой составляющие действительно назвать своими инструментами хоть до какой-то степени, выясните,

А что вы умеете с их помощью делать?

Тело. Проще всего, конечно, с телом. С самого рождения его неустанно превращают в инструмент для решения огромного количества задач, которые ставит перед нами жизнь. Его учат ходить, сидеть, бегать, прыгать, плавать, лазать, держать вилку и нож, ручку, играть на рояле, ходить прямо и даже на каблуках. Каждый может продолжить список, опираясь на историю своей жизни и опыт.

Осознанные возможности управления телом и определят его границы как инструмента: от первых неловких детских шагов до совершенства, которое демонстрируют великие спортсмены или танцовщики. Но имейте в виду когда-то существовавшие, но утерянные навыки в зачет не идут. Умели садиться на «шпагат» и кататься на коньках, а сейчас с трудом нагибаетесь, чтобы завязать шнурки? Диагноз печален – ваш инструмент заржавел и потерял свои былые качества. Хотите обновить, определите задачу и тренируйте.


Сознание. Тут у нас тоже немалый опыт превращения природной данности в инструмент. Сознание учат говорить, причем на разных языках, развивают память, обучают думать и думать по-разному, его тренируют понимать, читать, размышлять, размышлять на заданную тему и не думать о ненужном хозяину в данный момент. Оно осваивает технологию решения умственных задач, запоминает стихи, даты и рецепты. Запомнить можете. А забыть? По собственному желанию, а помнить то, что забывать неэффективно?

Границы сознания как инструмента определяются по тем же принципам: что оно может или не может сделать по вашему требованию. Можете не думать о белой обезьяне?


Психоэнергетика. Это сфера переживаний эмоций, настроений, чувств. Пожалуй, по поводу этой составляющей у нас возникает больше всего вопросов. Никто не сомневается – что-то такое у каждого, несомненно, есть. Чувства, эмоции, переживания, настроения… Энергия то перехлестывает через край, то ее совершенно не хватает. И мы чаще всего чувствуем себя зависимыми от каких-то сил, про которые почти ничего не знаем, а потому и делать с этим практически ничего не умеем. Мы отлично чувствуем, что наше настроение меняется, а в зависимости от настроения меняется взгляд на окружающих людей и ситуации. Мы точно знаем, что есть музыка, люди, места, которые влияют на наше состояние в лучшую или в худшую сторону… Мы зависимы. А так хочется освободиться, снится самостоятельность и эмоциональная независимость. Мечтается перестать чувствовать себя мухой в паутине и марионеткой на веревочке.

Такое настроение было прекрасное. Проехался в метро, и все прекрасное настроение куда-то делось.

Настроение было чье? Ваше? Кто ж тогда тот злобный враг, который намеренно вам его испортил? У вас что, так просто отобрать ваше?

Шел по улице спокойный, уверенный в себе, знал куда и зачем. Зашел в супермаркет, там толпа, суета, так растерялся, забыл за чем шел.

Что-то вы явно за своим хозяйством плохо приглядываете. Ведь давно известно – что плохо лежит… Отсюда и страшилки: ой влияют, ой программируют, ой манипулируют. А все так просто – с бесхозной вещью случиться может всякое, случайные обстоятельства способны ее испортить, расстроить, поломать.

Навыков по управлению психоэнергетикой у нас, пожалуй, меньше всего.

Но как можно управлять своим состоянием?

Покопавшись в воспоминаниях, мы находим там чаще всего несколько жестких и ничего не объясняющих указаний по управлению этой подозрительной и тревожащей стихией. «Успокойся, держи себя в руках, веди себя прилично». «Не реви, не смейся так громко, не расстраивайся, не нервничай». Легко сказать! Да и кто против? Но так вместо обучения, раскрытия возможностей и развития мы обретаем только некоторые навыки укрощать и усмирять себя.

Бушуют, рвутся из глубины души любовь и нежность, а наружу – несколько безликих банально-пустых слов. Гнев и возмущение вскипают в душе, а наружу, в зависимости от воспитания, ненормативная лексика, стыдный визг или слезы от невозможности выразить переживаемое. Только те, чья судьба связана с творческими профессиями – актеры, музыканты, – получают некий для большинства экзотический навык управления и сознательного использования того, что мы с сегодняшнего дня будем называть психоэнергетическим инструментом – инструментом, предназначенным для познания мира переживаний.

Именно на развитии этого инструмента и на освоении навыков управления им и сосредоточилась психотехника под названием ДФС.

Еще один необходимый шаг в процессе переезда. Решив переселиться из мира «на плоскости» «в пространство», мы не можем не учитывать, что жизнь в новом мире потребует умения общаться. Для общения нужен язык. Нам понадобится освоить язык пространства, и это будет один из главных моментов в освоении искусства жить в пространстве. Но прежде чем приступить к практическому изучению языка, несколько слов по теории общения.

Наверное, чтобы ответить на этот вопрос обстоятельно, стоит вернуться на некоторое время назад. Вернее, на достаточно большое время. Итак, прошлый век, прошлое тысячелетие. Небольшой город в стране, которой уже тоже довольно давно не существует. Компания молодых, азартных и талантливых, вдохновленная идеей, объединив свои силы и таланты, создать небывалый прежде театр, удивить и восхитить мир, оставив все, что кто смог оставить, и взяв с собой, кто что посчитал нужным, с головой ушла в творческий процесс. У них неплохо получалось. Рождался спектакль, они творили и учились одновременно, вкладывая в свое творчество все, чему только успевали научиться. И неизвестно, кому первому пришла в голову мысль, что для того, чтобы создать нечто небывалое, надо и самим отличаться от того, что уже было, и знать и уметь что-то такое, что не знает и не умеет никто.

Так родилась идея театра состояний. Театра, в котором было все, как обычно: пьеса, роли, тексты, сюжет, но держалось все это на сложной партитуре переживаний, которые создавались с помощью управляемых эмоциональных состояний. Как бы невидимая и неслышимая энергетика заполняла помещение, создавая заданное пространство, атмосферу, не давая зрителям оставаться сторонними наблюдателями того, что происходило на сцене и в пространстве зала.

До сих пор есть люди, которые помнят, как на одном из спектаклей зрители входили в зал, где, сначала оставаясь незамеченными, по периметру стояли неподвижные, как статуи, актеры. И каждый входящий ощущал, как, несмотря на то что спектакль еще не начался, занавес закрыт, а зрители только занимают места, в самом зрительном зале уже что-то происходит, и это «что-то» часть спектакля, который давно идет.

Что же такое произошло, что было найдено, открыто тогда? И какое все это отношение имеет к тому, о чем мы тут все время беседуем?

А произошло вот что: в процессе поиска новых выразительных средств в искусстве были созданы первые приемы технологии осознанного управления психоэмоциональным состоянием и обнаружены способы построения отношений с пространством. Такая вот дорога от, казалось бы, просто еще одной системы саморегуляции к технологии еще одного способа жизни, жизни в пространстве.

А так как начальным и необходимым условием овладения этой технологией стало упражнение «Огненный цветок», то долгое время так называли и саму методику - «Огненный цветок», и упражнение по построению функциональной системы видели как «главное». Научишься «Огненный цветок» делать, и все сразу получится. Такое искажение восприятия вполне простительно, так как думать в иерархическом порядке - от более важного к менее важному - для большинства из нас привычно.

Естественно, что вначале трудно было увидеть, насколько эффективна, глубока и многофункциональна эта технология. Сосредоточенность на конкретной театральной задаче не давала повода и возможности увидеть весь широчайший спектр задач и разнообразие деятельности, для которой она может применяться. Но с течением времени и под влиянием жизненных обстоятельств актеры того самого легендарного театра стали замечать, что умения, которые, как им казалось, нужны только для совершенствования актерского мастерства, прекрасно работают и в обычной жизни. Их эмоциональная устойчивость повышается, эффективность реализации жизненных задач растет, совершенствуются способы построения отношений как с окружающими людьми, так и с окружающим миром в целом. Методика вышла за рамки узкопрофессионального применения и была востребована в самых разных социальных слоях, у людей самых разных профессий.

Серьезным экзаменом для проверки реальной эффективности методики стало применение ее в процессе подготовки спортсменов самой высокой квалификации и достижений. Спорт с его четкой направленностью на результат не оставляет сомнений в действительной эффективности той или иной практики. Он ставит простой конкретный вопрос: будем ли мы от этого выше прыгать? И результаты, а также медицинские и психофизиологические исследования показали: и выше прыгать, и быстрее бегать, и дальше метать и толкать.

В скором времени после доклада о методике на конференции в Институте биофизики МЗ СССР «Использование 16-значного кода для формирования дифференцированных функциональных состояний» (см. приложение 1) она перестала быть только практической наработкой и получила глубокое научное обоснование. Тогда же методика получила и свое, ставшее сегодня уже привычным и широко известным название - методика дифференцированных функциональных состояний (МДФС или ДФС). Основы ее опубликованы в монографии «Наедине с миром», кроме того, было издано «Учебно-методическое пособие по преподаванию методики дифференцированных функциональных состояний». За прошедшие годы обучено немалое количество инструкторов по преподаванию МДФС и создана возможность для регулярного повышения их профессиональной квалификации. Растет и расширяется число желающих овладеть этой практикой. Казалось бы, все, что могло и должно было произойти, произошло.

Но дело в том, что чем шире становились задачи, для решения которых использовалась методика, чем разнообразнее была деятельность, эффективность которой росла благодаря освоенным навыкам, тем очевиднее становилось, что ДФС - это не просто методика саморегуляции, пусть очень эффективная и современная, а технология, которая дает возможность построения целостных пространственных отношений как на уровне любого из инструментов, так и на уровне человека как целого с пространством как целым.

Вот тут-то и стало очевидным, что дальнейшее углубление в тонкости и нюансы самой методики и технологии ее освоения невозможны без использования МКС (метода качественных структур) как способа думания о целом. Соединение этих двух подходов дало замечательные результаты.

Дело в том, что время от времени среди тех, кто осваивает методику, звучит довольно однотипная жалоба, о которой уже упоминалось: «Вот я столько лет делаю „Цветок“, все в принципе очень неплохо, но точного желаемого результата все-таки нет».

Естественно, это не могло не встревожить. И вот что открылось при более углубленном взгляде на методику как целое через призму МКС.

На поверхности оказалось смешение аспектов, имеющих отношение к разным целостным системам. Прежде всего восприятие функциональной системы «Огненный цветок» и системы базовых упражнений методики. А так как эта ошибка вкралась и в более ранние издания о методике, то хочется еще раз обратить ваше внимание на следующий очень важный момент.

«Огненный цветок» является функциональной системой, которая в данной практике служит конструкцией, уровнем организации такого целого, как психоэнергетический инструмент, и, естественно, никоим образом не может быть частью какого-либо другого целого, в том числе и такого целого, как базовые упражнения методики.

Система базовых упражнений состоит из «Полета белой птицы», «Созерцания», «Кино» и «Ноль-концентрации».

Построение функциональной системы является обязательным, но недостаточным условием достижения ожидаемых от практики результатов. Только сочетание безупречного навыка в выполнении базовых упражнений и качественно построенной функциональной системы дает возможность как достижения гарантированного результата, так и проникновения во всю полноту содержания методики ДФС.

Вот почему именно сейчас можно говорить о методике в полном объеме и наконец представить ее не просто как систему саморегуляции, но как технологию построения пространственных отношений.

Схема 3. Методика ДФС как система отношений с пространством

Аспект координации - состояния.

Аспект организации - витальные отношения, функции (ощущения).

Аспект функционирования - интеллектуальные отношения, дифференцирование (классификация).

Аспект связи - энергетические отношения, резонанс (переживания).

И еще одна очень поучительная история от жителя пространства.

ПРОДВИНУТЫЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ. Технология ДФС ввела меня в новый мир. Вывод в сознание нового измерения, помимо уже существующих представлений, позволил увидеть относительность своей картины мира и сместил акцент с концепций на пространство. Это расчистило поле для деятельности. Теперь передо мной не стоит глухой стеной какое-нибудь умозрительное «нельзя» или тем более усталость, у меня энергии море! Смешно вспоминать тусклый мир плоских инсинуаций интеллекта, когда летишь белой птицей, когда ты можешь каждый момент выпить до дна, если только этого хочешь! И всю эту музыку пространства начинаешь слышать, сперва удивляясь и не доверяя, а потом все больше и больше отодвигая умозрение в сторону, впускаешь в себя звучание Другого.

Созерцание дает мне возможность видеть многое, недоступное раньше, исчезают фильтры на входящую информацию, и я начинаю что-то просто знать. Опираться на такое знание - недоступное ранее удовольствие, а источником его является творческое взаимодействие меня и мира! Интеллект в этом ясном положении начинает играть роль помощника, а не контролера. Становится возможным не думать, и поговорка «дуракам везет» довольно серьезно меняет смысл.

Возможность управления своими состояниями дает огромный бонус в любой деятельности. Тебя невозможно обидеть, ввести в состояние фрустрации, если тебе это не надо. Избыток энергии и эмпатия всегда позволяют вступить в диалог с тем, с кем нужно, и наладить сотрудничество. В это нелегко поначалу поверить, но никакие внешние обстоятельства не помешают человеку, который владеет техникой ДФС, сделать то, что он хочет, практически в любой ситуации, для него это лишь вопрос его квалификации и мощности инструментов. И это произойдет без всякого насилия к всеобщему удовольствию. Просто за счет обретенного навыка более полного использования коммуникативного канала или, говоря языком автора методики ДФС, за счет резонансного взаимодействия вас как пространства с пространством Другого.

Основной проблемой при освоении методики для меня было и остается усвоенная в предыдущем периоде жизни картина мира и связанные с ней автоматизмы поведения. Лекарством от этого «подарка судьбы» является только объективация полученных навыков, то есть выполнение действий, которые раньше казались невозможными. Сам тренинг дает большое количество таких объективаций в игровой форме. Но этого мне оказалось недостаточно. Самым серьезным и реально трансформирующим действием стало применение навыков в своей жизни, в целевой деятельности. Добрые гаишники, милые работники ЖЭУ, прохождение без очереди в посольство, пронос колюще-режущих предметов в самолет, заплетенный в затейливые косички зеленый лук на окне и многое-многое другое - все это постепенно преображает мой внутренний и внешний мир.

Да, наша пресс-конференция неожиданно оказалась очень продуктивной, но, кроме огромной познавательной пользы, она, несомненно, очень полезна и для практического знакомства с местными жителями. Люди, как вы сами увидели, разные. Живут по-разному, задачи решают каждый свою, разные книжки читают, разному радуются, о разном печалятся, но общий третий голос нашли.

Не раз уже говорилось, что успех и смысл новых знаний и умений проявляется только в практическом их применении. Вот еще один прекрасный повод попрактиковаться. Помните принципы построения Диалога: Я, Другой и обязательное наличие третьего голоса. Помните, что может служить третьим голосом: фабула, авторитет, общая система критериев или свидетель. Что же послужило третьим голосом для этих людей? Может быть, для кого-то начальным импульсом и была фабула: свела судьба с кем-то, кто для себя уже открыл возможность жизни в пространстве и именно с помощью ДФС освоился в нем. Или кто-то прочел книгу, и мнение автора показалось вполне авторитетным и убедительным. Но для того, чтобы не просто заинтересоваться или начать уважать, а сделать действенный конкретный шаг, несомненно нужен был гораздо более объемный третий голос, а именно общая система критериев. Если человек обнаружил, что и в его картине мира живет представление о том, что мир - это не плоскость, а пространство, не только набор физиологических свойств и признаков и психологических механизмов, а целостный, неповторимый, единственный в своем роде мир, и что он может быть хозяином и творцом своей жизни, и если при всем этом в картине мира живо ощущение, знание или намерение ради себя, своей творческой реализации и обретения смысла своей индивидуальной жизни, учиться и в соответствии с этими умениями и знаниями меняться, то это открытие и обретается как третий голос во взаимодействии с теми, кто живет и действует в схожем мире. И еще. Все, кто высказался в нашей пресс-конференции, - профессионалы, профессионалы каждый в своей области или стремятся ими стать. И поэтому мы вправе утверждать, что к использованию именно методики ДФС для решения своих задач, скорее всего, придут люди, у которых есть еще один общий момент в их картине мира: они знают, чтобы быть и реализовываться, нужно действовать.

Каждый из них обнаружил свою конкретную пользу и необходимость в технологии, которую им предлагает методика дифференцированных функциональных состояний. А объединились они только по одной причине - для более глубокого и эффективного освоения технологии, потому что давно известно, что тренироваться легче в коллективе, а уж действовать… «каждый выбирает для себя»…