Научить ставить ударение. Как научить ребенка ставить ударение в словах? «Слова разнообразные – одинаковые и разные»

Во время родители нередко замечают, что их ребенок неправильно ставит ударение в словах. Исправить ситуацию можно достаточно быстро, использовав для этого веселые развивающие игры. В данной статье вы найдете несколько примеров упражнений, которые помогут ребенку освоить эту непростую задачу.

Как научить ребенка правильно ставить ударение в словах?

Научить ребенка правильно ставить ударение в словах помогут такие игры, как:

  1. «Попробуй позови!». Выберите названия животных, состоящие из двух слогов, - кошка, мышка, ежик и так далее. Предложите ребенку «позвать» зверушку, растягивая место с ударением, например, «ко-о-ошка». Чуть позже задание можно усложнить, выбирая слова из трех и более слогов. Именно это упражнение поможет научить ребенка определять ударение, как в двусложных, так и в многосложных словах.
  2. «Повтори!». Выберите любое слово и произнесите его спокойным тоном, а затем попросите свое чадо повторить. После этого прокричите это же наименование, а затем прошепчите его, и пусть кроха повторит ваши действия.
  3. «Корректор». Задавайте ребенку различные вопросы, преднамеренно выделяя голосом неправильное ударение, например, «Где висит лампА?». Ребенок должен не только ответить на вопрос, но и указать на допущенную ошибку.
  4. «Стук-стук». Вместе со своим чадом «простукивайте» слова по слогам маленьким молоточком, делая акцент в месте с ударением.

Кроме того, отличным тренажером для развития данного навыка являются На каждый из них нанесены слоги, из которых можно составлять различные слова. При этом в процессе занятий рекомендуется любым способом выделять кубик, на котором написан ударный слог. Так ребенок быстро научится ставить ударение в словах, и не будет путаться в дальнейшем.

Хорошо воспитанный человек всегда уверенно чувствует себя в общении с самыми разными людьми. Он не спасует перед профессором на сессии и будет полон достоинства, познакомившись с публичным человеком. Что придает ему уверенности? Совершенное владение родным языком, когда он имеет возможность на равных разговаривать с самыми образованными людьми. Нельзя считать себя интеллигентом, не умея выразить свои мысли или употребляя в речи неуместные слова, тем более, произнося слова с ошибками. Постановка правильного ударения – одна из составляющих грамотной и красивой речи.

Правильная литературная речь предполагает выполнение некоторых правил, в числе самых значимых – ударение. Слыша вокруг себя правильную речь, ребенок с детства автоматически запоминает ударные слоги и обычно не делает ошибок, разговаривая. Но как в любом правиле, и в ударении есть слова-исключения. В русском языке их более 20. И чтобы произносить эти слова правильно, их просто нужно запомнить. Тем более, что часть этих слов относится исключительно к деловой сфере, где неграмотное произношение может не только покоробить слух, но и произвести удручающее впечатление на деловых партнеров.
Чтобы этого не случилось, нужно запомнить, что ударение в словах ставится следующим образом: девелопмент – девЕлопмент, каталог – каталОг, домен – домЕн, маркетинг – мАркетинг, средства – срЕдства. В слове договор ударение ставится на последнее «о» – договОр, во множественном числе правильной литературной формой является слово договОры, и в деловой жизни нужно пользоваться только им. В просторечье допустима форма – договорА.

Совсем непростительно для человека, считающего себя грамотным, делать ошибки в повседневной речи. Поэтому нужно твердо запомнить ударение в следующих словах: позвонит – позвонИт, красивее – красИвее, мышление – мышлЕние, квартал – квартАл, инсульт – инсУльт, обеспечение – обеспЕчение, ходатайство – ходАтайство.

Языку, как и всему, что окружает нас в жизни, свойственно время от времени претерпевать изменения. Вводятся новые формы, старые выходят из употребления. Особенно показательно это на таких словах, как творог – более предпочтительная форма – твОрог, хотя и творОг считается допустимой, но более просторечной и устаревшей формой употребления данного слова.

Отдельного внимания заслуживает слово . Дело в том, что произносим мы его очень часто, и столь же часто допускаем ошибки. Нередко можно слышать «О дЕньгах, дЕньгам, дЕньгами». Но это устаревшие и уже изжившие себя формы произношения. Современные литературные нормы предполагают совершенно иное ударение в словах – о деньгАх, деньгАми, деньгАм. Однако, в поговорках правильным будет употребление старой формы, например, «Не в дЕньгах счастье».

Если у вас в семье есть дети или русский является для вас не родным языком, обязательно обзаведитесь словарем. Чаще заглядывайте в него и приучайте делать это своих детей. Как минимум – грамотное произношение и написание слов вам обеспечено. Глубокие и прочные знания языка – основа уверенности в общении, располагающая к вам собеседников. Поэтому старайтесь говорить правильно!

У современного человека есть масса возможностей научиться говорить правильно и красиво. И нельзя этими возможностями пренебрегать. Грамотная речь располагает собеседников, вызывает интерес и формирует уважение к человеку.

Одни специалисты утверждают, что серьезно вопросами словообразования и ударения стоит заниматься, когда речь ребенка уже сформирована. Другие считают, что лучше сразу потратить усилия на то, чтобы научить произносить слова правильно, чем потом пытаться переучивать.

Осознанный интерес к языку проявляется у детей, начиная с трехлетнего возраста. Накопив определенный словарный запас, малыш с удовольствием узнает новые слова, спрашивает, что они означают, почему мы произносим их именно так. Это внутреннее желание учиться произносить, а затем и читать слова может возникнуть и раньше. Родителям важно уловить и поддержать этот интерес. ство двухлетних малышей имеют нечеткое звукопроизношение. Они пропускают и заменяют звуки, в некоторых случаях переставляя местами целые слоги, и довольно часто допускают ошибки в ударении. Чтобы исправить эти недостатки и помочь крохе научиться говорить правильно, поиграйте с ним в простые речевые игры, которые не требуют специальных знаний или подготовки.

Скажи, как я

Ни для кого не секрет, что дети осознанно и неосознанно повторяют действия взрослых. Следовательно, если в вашей семье и ближайшем окружении говорят грамотно, вероятность того, что и кроха последует вашему примеру, очень высока. Особенно если при общении с ним вы не коверкаете слова, имитируя детское произношение, и называете вещи своими именами, а не используете вслед за малышом звукоподражание.

Однако суть игры заключается не только в правильном повторе, но и в развитии слухового восприятия. Выберите слова и словосочетания, в произношении которых ребенок испытывает затруднения. Прокричите первое слово и попросите малыша повторить за вами с такой же громкостью. Следующее слово скажите шепотом и проследите, чтобы малыш произнес его также. Ускоряйте и замедляйте темп игры, сделайте паузу и вновь прокричите слово, как только малыш немного отвлечется. Это добавит игре веселья и азарта.

Угадай загадку

Все малыши любят отгадывать загадки. Используйте это не только в игровых, но и в образовательных целях. Спросите «А что такое собакА?», или «А где живет лИса?». Неправильное использование ударений не только развеселит малыша, но и сформирует умение «играть» словами, которое пригодится ему в последующем обучении чтению.

Позови друга

Ударный слог можно услышать, если «позвать» слово. Продемонстрируйте это, растягивая произношение, например: «маШИ-И-Ина», «мА-А-Ама», «кУ-У-Ук-ла». Выделяя ударный слог, вы можете акцентировать на нем дополнительное внимание, кивая головой или приседая. Чтобы ребенок почувствовал разницу, покажите ему, что будет, если сместить ударение. Потренируйтесь на словах, которые уже хорошо знакомы малышу, например, на именах членов семьи и его игрушек, названиях животных, продуктов и так далее.

Повтори стишок

Выбирая произведения для чтения и разучивания, обратите внимание на «стихи-запоминалки», которые помогут ребенку освоить правильное произношение слов, в ударении которых совершают ошибки даже некоторые взрослые. Малышу не обязательно знать стишок наизусть, его задача правильно произнести «ударное» слово, перед которым вы сделаете паузу. Например.

МБОУ Дальнеконстантиновская СОШ

« Как научить ребёнка

ставить ударение в словах».

Учитель-логопед

Малиновская Марина Ивановна

2013-2014 уч. год

В русском языке ударный слог выделяется несколькими фонетическими средствами одновременно: силой, проявляющейся в громкости, большей долготой, или длительностью; наконец, тембром - особым качеством звуков, составляющих слог.

Первоклассники, перед тем, как изучать буквы, учатся делить слово на слоги и ставить в слове ударение . Нам кажется, что это просто, но на деле оказывается далеко не так. Малышам очень трудно научиться правильно ставить ударение . Сначала дети научились делить слово на слоги. И когда надо поставить ударение, учитель спрашивает: «На какой слог падает ударение?» Дети сразу начинают делить слово на слоги и этим затрудняют себе работу.

Когда мы произносим слово по слогам, определить ударение очень трудно! Как же помочь малышам? И здесь приходит на помощь сказка и игра.

« Сказка о молоточке»

Однажды на лесную полянку пришел Мишка. Он походил по полянке и никого не нашел. Мишка оставил свой след.

Почему след остался такой? (Потому, что в слове МИШКА 2 слога). А сам ушел искать друзей.

В это время на полянку выскочил Зайка. Он уже давно бегал по лесу в поисках Мишки. Мишку он не увидел, но заметил след и сразу подумал, что здесь был Мишка. Зайка решил позвать его.

« Миш-ка, Миш-ка», - кричал Зайка. Но Мишка не слышал. И тут Зайке на помощь пришел волшебный Молоточек. Он ударил по одному слогу и слог прозвучал громко-громко и очень долго: «Миииииш-ка»! Мишка сразу услышал, что его зовут и пришел. Зайчик был рад другу. А след Мишки стал таким

Теперь Зайка и Мишка решили позвать остальных друзей. «Ли-сич-ка»,- кричали они. Но Лисичка не отзывалась. Тогда Зайка позвал волшебный Молоточек на помощь и ударил на один слог. Этот слог звенел громче и дольше, чем остальные, и Лисичка сразу услышала.

Так друзья позвали и Ежика, и Волчонка, и Белочку. И каждый раз волшебный Молоточек помогал им. Он ударял по одному слогу и этот слог звучал очень громко и долго.

Когда все друзья собрались, Зайка поблагодарил Молоточек за помощь. А Молоточек улыбнулся и сказал: «Я живу в каждом слове и называюсь Ударение . Только один слог в слове я могу сделать громким и долгим. И чтобы этот слог звучал долго, я всегда стучу по гласному звуку, ведь только гласные могут петь. А

еще я могу перепрыгивать с одного слога на другой и изменять слова, ведь я Ударение - волшебный Молоточек ».

А теперь можно предложить ребенку самому определить, по какому слогу стучит молоточек Ударение. Для этого разделите слово на слоги и напишите

слоговую схему. А потом «позовите» это слово, указывая на произносимый слог. Если ребенок затрудняется, то стоит ему помочь.

Главное, чтобы ребенок понял:

    чтобы определить ударный слог, не надо слово произносить по слогам. Надо «позвать» его, произнося нараспев.

    Ударение падает на гласный звук, т.к. только гласный можно протянуть, пропеть.

«Приём говорения»

Дети учатся быстро определять ударение в словах, где написание не расходится с произношением, правильно обозначать на письме ударный звук. Используется прием говорения: «Скажи, послушай, сопоставь (сравни)»- действие «от противного». (С удивлением спроси: «Это карандаш?» - с ударением на разные слоги). Закреплению этого упражнения поможет набор слов, где каждое следующее слово увеличивается на один знак:

    шар рыба груша спички крыльцо

    шум волк крыло бумага пустыня

    Аня ноты сумка тюлень рубашка

    ком бант брюки трубил зубастый

    ива барс хвост коршун клубника

Упражнения, направленные на овладение и закрепление норм ударения.

1) Цель – научиться правильно расставлять ударения и объяснять место ударения в словах.

1). Задание. Расставьте ударения в данных словах, пользуясь, при необходимости, словарями-справочниками.

Столяр, статуя, инструмент, квартал, нефтепровод, хвоя, кулинария, ходатайство, изобретение, документ, премировать, звонит, силос, средства, начать, углубить, алфавит, километр, крапива, магазин, процент, случай, хозяева, щавель, приговор, дефис, петля, творог, мышление, компас, рапорт, металлургия, добыча, музыка, арбуз, цыган, ржаветь, молодежь, ненависть, ремень, цемент, шофер, ходатайствовать.

2) Задание. Данные глаголы поставить в прошедшем времени, изменить по лицам. Объяснить, почему изменяется место ударения.

Начать, передать, призвать, попить, поднять, принять.

3) Задание. Выписать слова с правильным ударением. При необходимости пользоваться орфоэпическим словарём.

Грубы - грубы, густо - густо; (лента) дорога - дорога; (идут) дружно - дружно; (ребята) дружны - дружны; (трава) зелена - зелена; (горница) светла - светла; (собака) сыта – сыта

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ НАХОДИТЬ И ВЫДЕЛЯТЬ УДАРНЫЙ СЛОГ В СЛОВЕ

Ударный слог произносится с большей силой, отсюда – прием быстрого и многократного произношения слова с выкрикиванием ударного слога. Г.П.Фирсов описывает данный прием, обычно практикуемый в начальных классах: «В быстром темпе произносить несколько раз какое – либо слово, затем его выкрикнуть – и тогда ударный слог должен резко обозначиться: машина, машина, машина (Фирсов Г.П. Как я обучаю литературному произношению на уроках фонетики). Сохраняется ли большая сила в ударном слове, если произносить слово не громко, а тихо, даже шепотом? Да, и при шепотном произношении ударный слог будет восприниматься как наиболее сильный за счет специфического тембра звуков ударного слога.

Выделение ударного слога большей долготой – основа для приема протягивания ударного слога в слове. Слово произносится медленно, нараспев, ударный слог протягивается: чааайка, бееелый, любииить. В школьной практике данный прием наиболее популярен и используется на уроках в форме выполнения задания «Позови слово!». Этот опыт недостаточно надежен на ранних этапах формирования у младших школьников умения определять ударный слог: отыскивая ударный слог способом протяжения, дети начинают тянуть все слоги в слове, либо теряя при этом ударный, либо выбирая его случайно. Протяжное проговаривание ударного слога уместнее использовать на этапах более или менее сформированного у ученика умения выделять ударный слог. Прием протягивания ударного слога важно сочетать с приемом искусственного изменения места ударения в слове: карандаш, карандаш, карандаш. В использовании данного приема кроются большие резервы для совершенствования умений учащихся начальных классов. Для упражнений подбираются слова разных частей речи: имена существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Эффективно включать в упражнения имена собственные: имен и фамилий учащихся, хорошо известных географических названий: Дима, Пирогов, Нева, Мурманск.

Задания к работе с такими словами (записанными на доске) могут быть следующими:

Прочитайте слова так, как требует знак ударения.

Какое слово – забавное, смешное, необычное?

Какое слово – знакомое, привычное?

В каком слове ударный слог легче всего тянется?

Таким образом, в поисках ударного слога совмещаются оба приема: прием протяжного произнесения ударного слога и прием искусственного изменения места ударения в слове.

В практике учителей начальных классов, кроме названных, имеют место и другие приемы выделения ударного слога: отбивание, простукивание, а также прохлопывание, либо только ударного слога в слове, либо всех слогов с подчеркнутым ударением.

Самостоятельное определение ударения в слове, самостоятельная постановка в нем знака ударения предполагает совершение учеником целого ряда действий (операций), составляющих алгоритм определения ударного слога в слове:

1. Произношу слово, выделяя ударный слог.

2. Называю ударный слог.

3. Ставлю знак ударения над гласной буквой ударного слога.

Приведу пример рассуждений: «Пилот – ударный слог – лот, знак ударения ставлю над гласной буквой о; ежик – ударный слог – е, знак ударения не ставим, эта буква находится под ударением».

По проведённым логопедическим диагностикам выявлено, что 48% учащихся, посещающих логопедические занятия не умеют правильно ставить ударение.

Как только дети идут в первый класс, перед ними появляется множество новых интересных и сложных задач. С некоторыми ребенок справляется быстро, а другие превращаются в настоящую проблему. Например, для многих детей очень непросто правильно определять ударение в слове. Вам понадобится:

  • — кубики Зайцева.

Чтобы объяснить ребенку, что такое ударный слог, произносите слова протяжно, «позовите» слово. Например, ма-а-а-ама, Та-а-а-аня, Ми-и-и-иша. При этом выделяйте ударный слог, можете даже кивнуть головой или присесть. Потом покажите, что будет, если сместить ударение: мама-а-а-а, Таня-а-а-а-а, Миша-а-а-а, чтобы ребенок ощутил разницу. Потренируйтесь на знакомых ребенку словах, например, на его имени, кличке домашнего любимца и т. д.
Сначала берите простые слова из двух слогов и вместе с ребенком определяйте, на какой слог падает ударение, на первый или второй. Для малышей просто произносите слова, для детей постарше напишите слова на бумаге или доске. Произнося слова, простукивайте слоги, выделяя более громким стуком ударный слог.
Объясните ребенку, что для определения ударного слога не следует делить слово на слоги. Попросите его произносить слово, растягивая ударный слог, но не разделяя по частям. Ребенку постарше объясните, что ударение может падать только на гласный звук.
Если есть возможность, используйте кубики Зайцева, которые отличаются от обычных тем, что содержат не буквы, а слоги. Сложите слово из нескольких слогов, предложите ребенку определить ударный и поставить на него кубик с нарисованным знаком ударения. Конечно, помогайте ребенку первое время, пока он не наберет достаточно опыта.
Задавайте ребенку шутливые загадки, например, кто такой бЕгемот или что такое молОток, чтобы ребенок научился «играть» ударением. Благодаря таким веселым тренировкам ребенок получает свободу управлять звуками, которая очень помогает при чтении слов и правильном определении ударения. Связанная статья Как правильно ставить ударение в словах «облегчить», «облегчен», «облегченный» Малыш растет, постепенно знакомясь с окружающим миром, в котором все необычно, интересно. Мы, взрослые, уже привыкли к обыденности жизни и часто то, что для малыша является трудным, вызывает у нас недоумение. Когда ребенок впервые видит игрушку, он и понятия не имеет, что с ней делать. Взрослому необходимо быть рядом, показать, для чего этот предмет нужен, а при затруднении направлять действия малыша.

Вам понадобится:

  • — погремушки
  • — музыкальные игрушки
  • — куклы
  • — машины
  • — конструктор
  • — посуда
  • — игровой набор доктора, парикмахера, продавца

Первые игры малыша.
Когда малыш только родился, игрушки его еще не интересуют. Вы можете сколько угодно ему их показывать, но не увидеть ответной реакции. Просто для новорожденного в это время большое значение играют звуки, прикосновения.
Примерно в 1,5-2 месяца малыш начнет видеть свои первые погремушки, яркие, звонкие, красивые. А еще через месяц (каждый в свое время) начнет держать их. Каждый месяц в отношении ребенка к игрушкам будут наблюдаться новые проявления.
Взрослым важно не оставлять ребенка наедине с игрушками, так как пока что он может лишь подержать их в руках, а игры как таковой не будет. Раскройте перед малышом все возможности игрушки, проделайте это несколько раз сами и вместе. Покажите ему, как катится машина, мячик, например. Вскоре вы сами увидите, что ребенок научился пользоваться этой игрушкой и самостоятельно выполняет действия.

Играем с детьми 1,5 – 2-летнего возраста.
Уже с 1,5-2 лет можно разыгрывать с детьми различные бытовые ситуации, например, приготовление обеда, встреча гостей, укладывание кукол спать и т.д.
Играть можно не только отдельно машиной, мягкими игрушками, куклами, но и сразу несколькими предметами. Очень полезно будет разыгрывать с игрушками простые сюжеты (например, как зайчик пришел в гости к ежику, поздоровались, ежик угостил зайчика чаем, прощаются друг с другом), а потом предлагать сложнее. Обычно маленькие дети с удовольствием наблюдают за такими представлениями, а потом начинают с большим удовольствием их показывать.
Во время игры с малышом, дайте побывать ему в роли мамы или папы, дайте возможность выразить свою любовь к кому-то и заботиться о нем. Это важно, т.к. ребенок получает вашу любовь, а его эмоции остаются не задействованы.
Играем с ребенком 3-4 лет.
В возрасте три-четыре года дети становятся более сознательными. Они уже способны передавать в форме игры то, что они увидели или услышали (например, после посещения кафе, парикмахерской, кабинета врача).
С трех лет можно ставить мини-спектакли с малышом на сюжеты прочитанных книжек и знакомых мультиков, выбирая сначала те, которые он любит.

Воспроизводить можно по частям, начиная с тех событий, которые он лучше запомнил, а значит, больше понравились.
Уже в 3-4 года стоит приучать играть вместе со сверстниками. Но это не освобождает взрослого от присутствия во время игры. Возможно, необходимо будет раскрыть действия или помочь уладить неизбежные ссоры, конфликты (которые очень часто возникают из-за неумения детей совместно общаться).

Если ребенок большое количество времени проводит с другими малышами, но взрослые чаще хотят остаться в стороне и не вмешиваются в их игры, то он научиться находить общий язык с другими детьми, но играть с ними будет достаточно примитивно: толкаться, бегать, задираться.

Важно не допустить, чтобы ребенок привык командовать или, наоборот, подчиняться и, взрослея, или постоянно спорят с другими детьми («командиры»), или не могут отстаивать свою позицию («подчиненные»).
Если вы отдаете ребенка в детский сад, то воспользуйтесь советами других мам по поводу выбора учреждения. Найдите такой садик, в котором не только много игрушек, но и где воспитатели проводят занятия с детьми и организуют их совместные игры.
Игры с 5-6- летним ребенком.
В 5-6 лет ребенок обычно хорошо разыгрывает сюжеты из любимых книжек или мультфильмов и различные бытовые ситуации. Иногда вы можете играть с ним, давая новые сюжеты или проигрывать различные жизненные ситуации правила поведения, например).

Ребенку в этом возрасте, если он не посещает детский сад,просто нужен товарищ по играм – иначе наладить в контакт со сверстниками и строить общение с ними он не научится. Взрослый в данной ситуации не может заменить партнера-ребенка, т.к. взрослые не могут играть достаточно долго и общаются с ребенком не так, как общался бы сверстник.

Игры детей 6-7 лет.
С 6-7 лет допускается лишь эпизодическое вмешательство взрослого, при условии, что дети нашли общий язык, научились вместе играть. Если же в этом возрасте лишь начинается совместная игра, взрослому необходимо помогать договариваться и, если они робеют, подбадривать.
В этом возрасте для совместных игр дети чаще всего выбирают «Дочки-матери», «Воспитатель и дети», «Супермены», «Принцессы» и др.

Обратите внимание на то, чем интересуется ребенок, каким героям подражает.
Чем разнообразнее содержание сюжетно-ролевых игр, в которые играют дети, тем развитее будет их внутренний мир, душа. И напротив, его внутреннему миру грозит остаться неразвитым и примитивным, если игры однообразны.
Если взрослые покупают ребенку только роботов, кукол, мягкие игрушки, монстров, то это может привести к не развитию игрового опыта ребенка, сужению кругозора. Поэтому всегда следите, чтобы игрушки были разнообразными (монстров и чудовищ лучше избегать).

Мягкие игрушки и куклы очень нужны не только девочкам, но и мальчикам, так как они помогают понятию взаимоотношений между людьми. Мягкие игрушки успокаивают ребенка, дают ощущение тепла, уюта.

Так же и машины, самолеты и другая техника необходимы не только мальчикам, но и девочкам, так как, если девочка играет только в куклы, это может привести к сужению ее интересов, ограничениям развития. Увлечение лишь играми в войну, военными игрушками, «стрелялки» и в вооруженное столкновение может привести к становлению жизненных моделей вражды.

Чрезмерное пристрастие к техническим игрушкам и отказ от кукол, мягких игрушек часто приводит к тому, что ребенок не знает, как устанавливать контакт с людьми в реальной жизни.

Если вы не уверены в качестве игрушки, не стесняйтесь попросить у продавца на нее сертификат. Предлагайте детям при совместной игре компромиссы, введите правило уступать по очереди.

Не навязывайте свою помощь и не выполняйте за ребенка какие-либо действия. Он сам спросит, если возникнут затруднения, либо вы это увидите. Иногда ребенок может предложить такое решение проблемы, о которой взрослый не мог и подумать. Какой же все-таки прекрасный русский язык! Он одновременно является самым сложным и самым простым. С помощью этого языка мы выражаем свои чувства, например, признаемся в любви, желаем счастья и т.д. Но поразительным свойством русского языка является то, что не только какое–либо словосочетание может ввести в заблуждение читателя своей двойственностью, но даже одно слово можно понять двусмысленно.

Ударение в русском языке кардинально отличается от ударений в некоторых иностранных языках. Если в самом изящном французском языке оно всегда закреплено на последнем слоге, т. е. в конце слова (например: пардОн, бонжУр), то в русском языке оно свободно может быть как в начале, в конце, так и в середине, никакая гласная буква от него не застрахована.
Собственно говоря, ударение – это выделение какого-либо слога, большей силой произношения и увеличения длительности звучания. Естественно, ему подвластны только гласные буквы.
Гласный звук слога, на который падает ударение, называется ударным. При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным (вОлк – вОлка – вОлку) или может передвигаться с одного слога на другой (лИст – листА – лИстья).
Есть слова, не имеющие ударения, в произношении они присоединяются к предыдущим или последующим ударным словам, обычно это предлоги, союзы, частицы (под горОй, ко мнЕ, принесИ–ка).
Для того чтобы определить где поставить ударение в слове, необходимо его просклонять, пример: верблЮд (мужской род, единственное число) – верблЮды (мужской род, множественное число).
Чтобы узнать где ставить ударение, прочитайте все предложение, в котором находится это слово и, опираясь на смысл, вы поймете, какой слог акцентировать («Выходя из лесной чащи я увидел прекрасный зАмок.» — «На дверях висел крепкий замОк.»).
Заметьте, в сложных словах, плюс ко всему бывает и дополнительное ударение, оно обозначается (‘). Пример: вОдогрЯзелечЕбница, жЕлезнодорОжный. Связанная статья Как правильно ставить ударение в слове «щавель» Деление — совсем не простая математическая операция для ребенка , а потому материал следует подавать особым образом. Здесь важно не только правильно объяснить природу самого действия, но и создать благоприятную для обучения обстановку.
Вам понадобится:

  • -яблоки;
  • -конфеты.

Прежде всего учтите, что в том возрасте, в котором обычно проходится деление по школьной программе, ребенок еще находится в так называемой «формально-операционной» стадии развития. А значит, он не может понять абстрактные концепции, поэтому за каждым объяснением должен стоять реальный пример, способный заинтересовать ребенка.
Перед началом изучения деления убедитесь, что ребенок хорошо знает таблицу умножения и понимает механизм, по которому осуществляется данное математическое действие.
Дайте ребенку, например, четыре конфеты и попросите разделить их поровну между ним и вами. Затем спросите, сколько было конфет и сколько было человек. Объясните, что конфеты разделены между людьми, а затем только покажите математическую запись действия.
Убедитесь, что ребенок понял суть процесса, меняя количество предметов и людей, между которыми предметы надо распределить.
Покажите ребенку связь между умножением и делением. Дайте ему интуитивно почувствовать, что это обратное действие. Например, показав на реальном примере, что три умножить на два — это шесть, а шесть поделить на два — это три и так далее.
Постоянно возвращайтесь к этим операциям, например, играйте в деление вне дома. Давайте ребенку задачки, которые отображают действительность. Так, при покупке яблок возьмите, к примеру, шесть штук и спросите, сколько яблок достанется каждому члену вашей семьи. Гуляя на улице, предлагайте ему поделить конфеты между всеми детьми во дворе.
Если ребенок не сразу понимает, что от него требуется — будьте терпеливы и ищите способ объяснить лучше. Но не давите на него, так вы можете вызвать негативную психологическую реакцию, из-за которой ребенку будет тяжело воспринимать информацию. В этом случае процесс обучения займет куда больше времени. Слог — минимальная фонетическая единица. В нем соединяются разные по степени звучности звуки. Наиболее звучные выполняют слогообразующую функцию. В состав единицы должен входить гласный звук. Без гласных звуков не может быть слога. В устной речи звуки группируются в слоги по следующим правилам.

Не смешивайте деление слова на слоги и перенос слова, это разные категории. Слоги - принадлежность устной речи, а перенос - это письменная речь, грамматика. Сравните: идея - в звучании три слога, и-де-я. А переносить слово нельзя. Посмотрите: пестрый – 2 слога, а перенести можно по-разному: пе–стрый, пес-трый.
Деля слова на слоги, учитывайте закон восходящей звучности: начало неначального (не первого в слове) слога строится от слабо звучащего. Если в слове есть сочетание согласных между гласными, то слоговая граница должна пройти так, чтобы следующий слог начинался с менее звучного согласного. Например, произнесите слово «каска» [ка — ска].
Деление на слоги производите по фонетическому звучанию, а не по тому, как вы пишете. Если слог является открытым, то есть заканчивается гласным звуком, то деление на слог будет проходить после гласного. Например: собака — со-ба-ка. копна — ко-пна. Граница слога будет проходить на стыке сонорного согласного и шумного. Например, парта [пар-та].
Слогораздел пройдет после Й, если за ним будет стоять любой согласный. Майка [май-ка].
Запомните: удвоенные согласные (между гласными) переходят в последующий слог. Например, ка-сса, дро-жжи, га-мма. НО, при переносе слов с двойными согласными, одну букву оставляйте на строке, а другую переносите: ван-на, длин-ный, искус-ство.
Закон восходящей звучности не соблюдается в последних слогах слова: [цвиэ-то’к], [л’иэ-жы’т], [го’-лъс] и т.д.
Чаще всего, при переносе слова используется деление на слоги, но есть масса исключений из этого правила. Не оставляйте на строке единственную букву. Ъ, Ь, Й — эти буквы не отделяйте от предыдущих. Например: объ-езд, фоль-гой, зай-ка. Не отрывайте от приставки конечную согласную букву, если корень слова тоже начинается с согласной. Правильный перенос: раз-лив, под-писать. Не забирайте у корня стоящую первой согласную букву. Правильно переносить: при-крепить. Деление слов на слоги является одной из основ обучения ребенка чтению. Именно этот навык позволяет не только сочетать буквы между собой, но и обрести понимание того, как из букв получаются слова . Не всегда понимание слогов дается ребенку легко, но родители могут помочь малышу в этом вопросе.

Не стоит особенно торопиться с вопросом того, как научить ребенка делить слова на слоги . Сперва малыш должен запомнить алфавит и понять принцип соединения букв между собой. Ошибка многих родителей в том, что они пытаются научить малыша складывать единичные буквы, это препятствует дальнейшему разделению слов на слоги . Соответственно, процесс освоения чтения также замедляется. Ребенок должен читать обе буквы слога в едином слиянии. Это позволяет избежать проблем, связанных с непониманием основного принципа складывания слов из слогов.
Когда эти навыки будут закреплены, сконцентрируйте внимание ребенка не на слова х, а на произносимых им звуках. Фонетика влияет на качество чтения едва ли не больше, чем знание самих букв. Предложите ребенку понаблюдать за своим ртом в зеркале во время произношения слов. Так он сможет понять, что форма губ меняется именно при произношении слогов, а не отдельных букв.
Если малыш не может понять, каким образом слоги складываются в слова , можно предложить достаточно простой способ. Для этого ребенку необходимо предложить удерживать ладонь в районе шеи, под челюстью. Ощущение давления на руку позволяет прочувствовать движение рта при произношении. Самое простое слово для постановки эксперимента – это «мама» или же иные доступные и привычные детскому слуху термины. Но и более сложные слова не менее легко раскладываются на слоги , нужно лишь проявить немного терпения.
Начинать подобную тренировку необходимо с двухсложных слов, так как их раскладывать на слоги проще всего. Постепенно переходите к тем слова м, которые состоят из трех и более слогов, например «молоко» или «корова». Чтобы занятие не казалось слишком скучным, деление слов на слоги детям лучше всего проводить в игровой форме. Слова, разложенные на слоги и взятые из привычной считалочки, воспринимаются намного легче. Правила постановки ударения в русском языке сложны и запутаны, что порождает массу проблем с освоением орфоэпических норм. Особую трудность вызывают наречия – каких-либо правил, позволяющих «вычислить» правильное произношение, для этой части речи не существуют. Поэтому в таких словах, как «добела» ударение рекомендуют просто запоминать.

В соответствии с правилами современного русского литературного языка ударение в слове «добела» ставится на последний слог , на гласную «А»:

  • добелА выгоревшие волосы,
  • отстирать пятно добелА,
  • растереть желтки добелА,
  • добелА раскаленное железо.

Это ударение приводит множество справочных издания – и специальные орфоэпические словари, и орфографические, и толковые. Однако в некоторых словарях (как правильно, изданных еще в XX веке) можно встретить и норму «дОбела». Встречается такой вариант произношения и в некоторых стихах русских поэтов – и это часто сбивает с толку.

Дело в том, что орфоэпические нормы со временем могут меняться. Так произошло и со словом «добела» – некогда ударение на первом слоге считалось правильным, но сейчас произношение «дОбела» уже считается устаревшим . Некоторые орфоэпические словари (например, справочник «Русское словесное ударение» или орфоэпический словарь под редакцией И.Л. Резниченко) даже специально акцентируют на этом внимание читателя, приводя наряду с литературной нормой «добелА» старый вариант произношения, снабжая его пометой «устар.» и предостерегая от совершения ошибки.

Как запомнить правильное ударение «добелА»

Избавиться от сомнений с произношением слова «добела» позволит русская пословица «Черного кобеля не отмоешь/не вымоешь добела». В слове «кобеля» акцент также ставится на третьем слоге, и ритмика фразы «продиктует» ударение и в слове «добелА».

Слова, ударение в которых аналогично слову «добела»

В русском языке существует ряд аналогичных наречий (с приставкой «до-» и суффиксом «а»), ударение в которых также будет падать на последний слог:

  • доголА,
  • докраснА,
  • допозднА,
  • дополнА,
  • допьянА,
  • досветлА,
  • дотемнА,
  • дотемнА,
  • дочернА.

В то же время нельзя сказать, что ударение на последнем слоге в таких наречиях можно считать правилом: в таких словах, как «дочиста»

  • С того момента, как ваш ребёнок начинает ползать, начинается совсем новый этап в вашей жизни. Малыш становится с каждым днём всё более самостоятельным, активно познаёт окружающий мир и......
  • Известно множество методик обучения ребенка плаванию. Одной их них считается применение несложных игровых упражнений, которые не только позволят приобрести малышу необходимые физические навыки, но и помогут избежать страха......
  • Сегодня модно растить гиперумных и суперпродвинутых детей, которые в возрасте двух лет свободно пользуются ноутбуками и управляются с планшетными ПК. Обучая своих чад высоким технологиям, родители стараются сделать......
  • Научить ребенка считать не так уж и сложно. Главное — начать изучение цифр в форме игры, чтобы малышу стало интересно. Цифры нужно учить постепенно, закрепляя полученный результат. Для......
  • Обучить основам безопасности - одна из обязанностей родителей, и затягивать с ней нельзя. Уже с момента, когда ребёнок в состоянии понимать вашу речь, старайтесь давать ему простые и......
  • Завязывание шнурков – процесс совсем несложный. Так думают все взрослые. А вот для детей шнурки могут стать настоящим испытанием. Начинать учить ребенка их завязывать можно уже с 4......
  • В жизни любой молодой мамы рано или поздно появляется ряд вопросов: как научить ребенка садиться? во сколько месяцев ребенок садится самостоятельно? нужно ли вообще учить ребенка садиться или......