Что не относится к научным исследованиям. Понятие науки и научной деятельности

В.1 Подходы к познанию и принципы научного исследования.

В.2. Этапы, виды и типы научного исследования.

В.3. Уровни научного исследования: теоретическое и эмпирическое знание.

В.4. Структура научного исследования: проблема, гипотеза, теория.

В.5. Основные современные модели науки.

Наука - это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практич­ность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности.

Существует несколько подходов, объясняющих возникновение науки:

Экстерналисткий (от лат.extern- внешний) подход, представители которого (Джон Десмонд Бернал, Эдгар Цильзель, Роберт Мертон) выводят науку из социально-экономических отношений, сложившихся в Европе в XIV- XVII веках и утверждают, что появление науки обусловлено экономическими и военными потребностями нарождавшегося капиталистического общества, а также отсутствием в буржуазном мировоззрении религиозных, магических и анимистических форм восприятия мира;

Интерналистский (от лат.entern- внутренний) подход, представителями которого (Александр Койре, Руперт Холл и другие) усматривают истоки науки в специфике духовной культуры эпохи, в изменении способа мышления и рассматривают науку как результат « интеллектуальной мутации».

В основе методов психологических исследований лежат следующие принципы:

1.Принцип детерминизма (причинная обусловленность) подчеркивает закономерную зависимость психических явлений от порождающих их факторов, устойчивую причинность тех или иных психических явлений и устанавливает следующие постулаты:

Психика обусловлена объективной реальностью;

Все психические явления обусловлены деятельностью мозга;

При изучении психических явлений обязательно установить причины их вызвавшие;

Психика определяется образом жизни.

2. Принцип развития (генетический принцип) выражается в следующем:

Психика постоянно развивается и изменяется как количественно, так и качественно;

Характеристика психического явления возможна при одновременном выяснении его особенностей в данный момент, истории его возникновения и перспективы его изменений.

3. Принцип объективности особенно важен для экспериментальной психологии, так как к общим принципам научного изучения психических явлений относятся:

Отражение объективной истины;

Проверка изучаемых закономерностей на практике;

Строгая объективность изучения психики;

Исследование психических явлений в процессе человеческой деятельности;

Рассмотрение всех психологических феноменов в развитии (филогенетическом и онтогенетическом, социально-историческом и индивидуальном).

4. Принцип связи сознания и деятельности заключается в следующем:

Деятельность- форма активности сознания;

Сознание – результат поведения и деятельности;

Сознание образует внутренний план деятельности;

Изменение содержания деятельности способствует формированию качественно нового уровня сознания.

5.Принцип единства теории и практики. Деловые и ролевые игры, тренинги создают для человека, различные ситуации, в которых он, с одной стороны проявляет имеющиеся у него качества, а с другой – психические качества преобразуются, тренируются,изменяются под воздействием этих тренинговых ситуаций и воздействий группы, консультанта и т.д.

6. Вероятностный подход подчеркивает:

Вероятностный характер психической деятельности;

Вероятностный тип связи между психическими явлениями и иными факторами.

В качестве основных видов психологического исследования, можно выделить три вида: теоретическое, эмпирическое, прикладное. Термин «эмпирия» в переводе с греческого – опыт. Изначально, имел два основных значения: 1) человеческий опыт, восприятие внешнего мира посредством органов чувств; 2) наблюдение, осуществляемое в обычных условиях, естественных условиях, в отличии от эксперимента.

«Эксперимент» в переводе с латинского означает- проба, опыт и понимается как научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.

Прикладная психология – общий термин, используемый для обозначения тех отраслей психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в различных областях (маркетинг, спорт, опрос общественного мнения и т. д.) и (или) обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом. Направления исследования –теоретическое эмпирическое, прикладное – не являются взаимоисключающими. Их сочетание позволяет прийти к более надежным выводам исследования, способствует их принятию в более широких кругах ученых и практиков.

Л.В. Куликов выделяет основные этапы психологического исследования, которые включают в себя следующие шаги:

1.изучение состояния проблемы. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования Обзор имеющихся публикаций по данной проблеме.

2. Разработка или уточнение исходной исследовательской концепции. Построение в общих чертах модели интересующего явления. Выдвижение гипотез. Её объем может быть разным от нескольких предположений до нескольких страниц. Это будет зависеть от вида и типа исследования, уровня сложности и новизны решаемой проблемы.

3.Планирование исследования. Определение целей и задач. Выбор методов и методик.

4. Сбор данных и фактуальное описание. Составление сводных таблиц, их проверка, преобразование формы информации, при необходимости ее кодирование. В теоретическом исследовании: поиск и отбор фактов, их систематизация, фактуальное описание под новым углом зрения.

5.Обработка данных исследования, в том числе с использованием математико-статистических методов. Представление результатов.

6.Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции.

7.Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Уточнение модели изучаемого явления. Формулирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы (своими силами и не только). При необходимости разрабатываются практические рекомендации.

Надо отметить, что перечисленная последовательность этапов весьма условна в реальном психологическом исследовании, поскольку всегда возникает необходимость корректировать решения более ранних этапов с учетом возможностей и ограничений последующих.

По характеру научные исследования делятся на следующие виды:

    фундаментальные , направленные на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний;

    прикладные , проводимые с целью получения знания, используемого для решения конкретной практической задачи:

    монодисциплинарные , проводимые в рамках отдельной науки, но часто требующие участия специалистов из различных областей знаний (генетические исследования);

    аналитические, направленные на выявление одного, наиболее существенного фактора или аспекта реальности;

    комплексные , проводимые с помощью системы методов, охватывающих максимально возможное число значимых параметров;

    междисциплинарные , проводимые в рамках нескольких наук, часто имеющих родственный объект исследования, но различные предметы исследования, а значит, и собственный категориальный аппарат и методологию исследования.

В.Н. Дружинин выделяет несколько типов научного исследования:

    поисковые исследования, проводимые с целью попытки решения проблемы, которую никто не ста­вил или не решал подобным методом. Иногда аналогичные исследования называют исследованиями «методом тыка»: «Попробуем так, может, что-то и получится». На­учные работы такого рода направлены на получение принципиально новых резуль­татов в малоисследованной области;

    критические исследования, проводимые с целью опроверже­ния существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критиче­ские исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществ­ления эксперимента.

    уточняющие исследования, проводимые в целях установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспери­ментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, ме­тодика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание.

    воспроизводящее исследование, целью которого является - точ­ное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого иссле­дования должны повториться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного дру­гим научным работником, обладающим соответствующей компетенцией. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т.п. возникает лавина воспроизводящих исследований, призванных проверить резуль­таты первооткрывателей. Данный тип исследования является основой всей науки.

Можно сделать вывод о том, что научное исследование является приоритетным способом постижения истины. Оно строится на ряде основополагающих допущений и проводится в несколько этапов, число и содержание которых во многом определяется конкретным видом и типом исследования.

Научное исследование может проводиться на двух основных уровнях: эмпирическом и теоретическом. Специфика данных исследований проявляется в том что, теоретический уровень научного познания характеризуется:

    преобладанием рациональных форм знания в виде понятий, теорий, законов, причем живое созерцание, чувственное познание не устраняется, а становится подчиненным аспектом познавательного процесса;

    рациональной обработкой данных эмпирического знания;

    отражением явлений и процессов со стороны их внутренних связей и закономерностей с помощью систем абстракций «высшего порядка»: понятий, умозаключений, законов, категорий, принципов и т.д.

    обобщением исследуемых объектов, постижением их сущности, «внутреннего движения», законов их существования, вставляющих основное содержание теорий;

    стремлением к достижению объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания;

    Использованием специфических познавательных приемов:

1.абстагирование - отвлечение от ряда свойств и отношений предметов;

2. идеализация – процесс создания чисто мысленных предметов;

3.синтез- объединение полученных результатов анализа в единую систему;

4.дедукция – движение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному и т. д.;

    внутринаучной рефлексией, направленностью на себя, т.е. исследованием самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т.д.;

    осуществлением предсказаний, научного предвидения будущего на основе теоретического объяснения и познанных законов.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется:

    преобладанием живого созерцания и чувственного познания, при котором рациональный момент и его формы (суждения, понятия и т. д.) присутствуют, но имеют подчиненное значение;

    отражением явлений, объектов и процессов преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения;

    обобщение к фактам, которые являются знаниями о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана, предложением, фиксирующим эмпирическое знание; однако научным фактом некое знание становится тогда, когда является элементом логической структуры конкретной системы научного знания;

    использованием специфических познавательных приемов:

5.сбор фактов, их первичное обобщение;

6.протоколирование наблюдаемых и экспериментальных данных;

7.сиситематизация и классификация фактов и иная «фактофиксирующая» деятельность;

8. сравнение, наблюдение, измерение, эксперимент;

9.анализ-разделение объекта на движение познания от частного к общему и другое;

    непосредственной направленностью на объект без промежуточных звеньев в исскуственно созданных и контролируемых условиях (в том числе и мысленно).

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое обобщает и объясняет), ставит перед ними более сложные задачи. Теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе империи свое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов.

Любое научное исследование содержит ряд обязательных структурных единиц, придающих ему статус научности. Важнейшими единицами структуры научного исследования являются:

    Научная проблема. Существование проблемы (проблемной ситуации) является исходным моментом любого научного исследования. Недостаточность фактов, противоречивость научных представлений создает основания для проведения научного исследования. Постановка научной проблемы предполагает:

Обнаружение существования такого дефицита;

Осознание потребности в устранении дефицита;

Описание проблемной ситуации на естественном языке;

Формулирование проблемы в научных терминах (Ганзен, Бален, 1991).

То, что проблема существует, мы можем доказать опираясь на проведенный нами литературный обзор научных источников. В нем необходимо дать характеристику степени исследованности интересующей нас проблемы. Отметить насколько она изучена в целом, а также ее отдельные стороны, аспекты. Следует, особо выделить неизученные и мало изученные вопросы, противоречия в понимании явления в целом и его отдельных сторон.

    Гипотеза исследования. В словаре иностранных слов, слово « гипотеза» - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией».

В методологии науки различают теоретические гипотезы и гипотезы как эмпири­ческие предположения, которые подлежат экспериментальной проверке. Первые входят в структуры теорий в качестве основных частей. Теоретические гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодо­ления рассогласований теории и экспериментальных результатов и являются инст­рументом совершенствования теоретического знания. Фейерабенд утверждал, что научная гипотеза должна удовлетворять принципам фальсифицируемости (если в ходе эксперимента она опровергается) и верифицируемости (если в ходе эксперимента она подтверждается). Принцип фальсифицируемости абсолютен, так как опровержение теории всегда окончательно. Принцип верифицируемости относителен, так как всегда есть вероятность опроверже­ния гипотезы в следующем исследовании.

Второй тип гипотез - предположения, выдвигаемые для реше­ния проблемы методом экспериментального исследования. Это экспериментальные гипотезы, которые не обязательно должны основываться на теории. Можно выделить три типа гипотез по их происхождению:

Гипотезы пер­вого типа основываются на теории или модели реальности и представляют собой прогнозы, следствия этих теорий или моделей (так называемые теоретически обо­снованные гипотезы). Они служат для проверки следствий конкретной теории или модели.

Второй тип - научные экспериментальные гипотезы, также выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнару­женных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основан­ные на уже существующих теориях, а сформулированные по принципу Фейерабенда: «все подходит». Их оправдание - в интуиции исследователя: «А почему бы не так?»

Третий тип - эмпирические гипотезы, которые выдвигаются безотноситель­но какой-либо теории, модели, то есть формулируются для данного случая. Класси­ческим вариантом такой гипотезы является афоризм Козьмы Пруткова: «Щелкни быку в нос, он махнет хвостом». После экспериментальной проверки такая гипотеза превращается в факт, опять же - для данного случая (для конкретной коровы, ее хвоста и экспериментатора).

Вместе с тем, как считает В.Н. Дружинин, основная особенность любых экспери­ментальных гипотез заключается в том, что они операционализируемы. Они сформулированы в терминах конкретной экспериментальной процедуры. Всегда можно провести эксперимент по их непосредственной проверке. По содер­жанию гипотез их можно разделить на гипотезы о наличии: А) явления; Б) связи между явлениями; В) причинной связи между явлениями.

Проверка гипотез типа А - попытка установить истину: «А был ли мальчик? Может, мальчика-то не было?» Существуют или не существуют феномены экстра­сенсорного восприятия, есть ли феномен «сдвига к риску» при групповом принятии решения, сколько символов удерживает человек одновременно в кратковременной памяти? Все это гипотезы о фактах. Гипотезы типа Б - о связях между явлениями. К таким предположениям относится, например, гипотеза о зависимости между интеллектом детей и их родителей или же гипотеза о том, что экстраверты склонны к риску, а интроверты более осторожны. Эти гипотезы проверяются в ходе измери­тельного исследования, которое чаще называют корреляционным исследованием. Их результатом является установление линейной или нелинейной связи между про­цессами или обнаружение отсутствия таковой. Собственно экспериментальными гипотезами обычно считают лишь гипотезы типа В - о причинно-следственных связях. В экспериментальную гипотезу включаются независимая переменная, зависимая переменная, отношения между ними и уровни дополнительных пере­менных (В.Н. Дружинин).

Готтсданкер выделяет следующие варианты экспериментальных гипотез:

Контргипотеза - экспериментальная гипотеза, альтернативная к основному предположению; возникает автоматически;

Третья конкурирующая экспериментальная гипотеза - экспериментальная ги­потеза об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую; проверя­ется только в лабораторном эксперименте;

Точная экспериментальная гипотеза - предположение об отношении между еди­ничной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте;

проверка требует выделения независимой переменной и «очищения» ее условий;

Экспериментальная гипотеза о максимальной (или минимальной) величине - предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая при­нимает максимальное (или минимальное) значение. «Негативный» процесс, ос­нованный на представлении о двух базисных процессах, оказывающих противо­положное действие на зависимую переменную, при достижении определенного (высокого) уровня независимой переменной становится сильнее «позитивного»; проверяется только в многоуровневом эксперименте;

Экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношени­ях - точное предположение о характере постепенного (количественного) изме­нения зависимой переменной с постепенным (количественным) изменением не­зависимой; проверяется в многоуровневом эксперименте;

Экспериментальная гипотеза с одним отношением - предположение об отноше­нии между одной независимой и одной зависимой переменными. Для проверки экспериментальной гипотезы с одним отношением может быть использован и факторный эксперимент, но вторая независимая переменная является при этом контрольной;

Комбинированная экспериментальная гипотеза - предположение об отношении между определенным сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) незави­симых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной - с другой; про­веряется только в факторном эксперименте.

Исследователи различают научные и статистические гипотезы. Научные гипоте­зы формулируются как предполагаемое решение проблемы. Статистическая гипо­теза - утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики. Любая научная гипотеза требует перевода на язык статистики. Для доказательства любой из закономерностей причинных связей или любого явления можно привести множество объяснений. В ходе организации эксперимента количество гипотез ограничивают до двух: основной и альтернатив­ной, что и воплощается в процедуре статистической интерпретации данных. Эта процедура сводима к оценке сходств и различий. При проверке статистических ги­потез используются лишь два понятия: Н 1 (гипотеза о различии) и Н 0 (гипотеза о сходстве). Как правило, ученый ищет различия, закономерности. Подтверждение первой гипотезы свидетельствует о верности статистического утверждения Н 1 , а второй- о принятии утверждения Н 0 - об отсутствии различий (Гласс Дж., Стенли Дж., 1976).

После проведения конкретного эксперимента проверяются многочисленные ста­тистические гипотезы, поскольку в каждом психологическом исследовании регист­рируется не один, а множество поведенческих параметров. Каждый параметр ха­рактеризуется несколькими статистическими мерами: центральной тенденции, из­менчивости, распределения. Кроме того, можно вычислить меры связи параметров и оценить значимость этих связей.

Итак, экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а ста­тистическая - для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров. То есть статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследовании. Естественно, большое количество стати­стических гипотез необходимо для подтверждения или, точнее, опровержения ос­новной - экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза - первична, статистическая - вторична.

Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности.

3.Научная теория. Среди различных форм теоретического (эмпирического) знания, таких как, классификации, законы, типологии, модели и гипотезы, теория выступает в качестве высшей формы научного знания. В.Н. Дружинин выделяет следующие компоненты теории:

    исходную эмпирическую основу (факты, эмпирические закономерности);

    базис – множество первичных условий допущений (аксиом, постулатов, гипотез), которые описывают идеализированный объект теории;

    логику теории – множество правил логического вывода, которые допустимы в рамках теории;

    выведенные в теории утверждения, которые составляют основное теоретическое знание.

Теории условно делятся на следующие виды:

    аксиоматические, которые строятся на системе аксиом, необходимых и достаточных, недоказуемых в рамках теории;

    гипотетико-дедуктивные теории, которые строятся на предположениях, имеющих эмпирическую, индуктивную основу;

    качественные, построенные без привлечения математического аппарата, к качественным теориям в психологии можно отнести концепцию мотивации А.Маслоу, теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера и прочее;

    формализованные, в структуре которых используется математический аппарат, - это теория когнитивного баланса Д.Хаоманса, теория интеллекта Ж. Пиаже, теория мотивации К.Левина, теория личностных конструктов Дж. Келли;

    формальные, формальной теорией (в психологии немного) является, стохастическая теория теста Д.Раша (IRT – теория выбора пункта), широко применяемая при шкалировании результатов психолого-педагогического тестирования.

На современном этапе развития науки выделяют следующие её модели:

Модель критического рационализма Карла Поппера (1902-1994), в соответствии с которой диалектика является лишь одним из возможных методов, применяемых в некоторых ограниченных областях. Сущность критического рационализма сводится к следующему:

    научное знание нуждается в демаркации, т.е. в отделении научного знания от ненаучного;

    методом демаркации является принцип фальсификации - принцип, требующий принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, относимого к науке. Научная теория не может согласовываться со всеми без исключения фактами. Необходимо исключить факты, не согласующиеся с ней. Причем, чем большее количество фактов опровергает теория, тем более она соответствует критерию достоверного научного знания. Лишь те теории в принципе научны, которые могут быть рано или поздно опровергнуты. Таким образом, утверждается всеобщий характер относительности знания;

    методом демаркации является также принцип фаллибилизма - принцип, утверждающий, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подверждено ошибкам, а рост научного знания не является накопительным процессом, носит констуитивно-критический характер устранения ошибок и состоит в выдвижении смелых гипотез и наилучших (из возможных) теорий и осуществлении их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы;

    признание существования мира объектов (первого мира), мира субъектов (второго мира) и мира объективного знания (третьего мира), который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них (теория «трех миров») Последний понимается как результат человеческого духа (мир теорий, гипотез, идей) и роста научного знания;

    утверждение принципа «все открыто для критики», по которому ни один источник знания и его форма не могут быть исключены из сферы творческой критики. «Ничто не свободно и не должно считаться свободным от критики - даже сам основной принцип критического метода», - утверждает К. Поппер. Даже если критика неверна, она все равно открывает новые перспективы, а критический метод помогает раскрыть противоречия и адекватность прежних теорий познания и исследовать их вплоть до их исходных фундаментальных предпосылок.

Модель научных революций Томаса Куна (1922-1995), в центре которой находится раскрытие механизма трансформации и смены ведущих представлений в науке, движения научного знания. Сущность данной модели науки сводится к следующему:

    наука развивается через периодическую коренную трансформацию и смену ведущих представлений, т.е. через периодически происходящие научные революции;

    общий механизм развития науки представляет собой целостное единство «нормальной науки» и «некумулятивных скачков» (научных революций), при этом источником и пробным камнем эпистемологических концепций должна стать история науки;

    фундаментальным основанием в период нормальной науки является парадигма - совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию. Он отмечает: «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений... Парадигмы включают закон, теорию, их практическое применение и необходим оборудование» (Т. Кун с. 31). Понятие парадигмы, таким образом, шире и теории, и даже научно-исследовательской программы;

    ученый может быть понят как ученый только по его принадлежности к научному сообществу, которое изолируется от непрофессионалов и повседневной жизни, что очень важно для науки. Индивидуальная творческая работа ученого обращена, прежде всего, к его коллегам, а значит, не зависит от оценок «дилетантов». Именно потому, что ученый работает только для узкой аудитории коллег-профессионалов, которая разделяет его собственные оценки и убеждения;

    период «нормальной науки» всегда заканчивается «взрывом парадигмы изнутри», причем «расшатывание» парадигмы начинается с появления проблем, которые в рамках данной парадигмы оказываются неразрешимыми. Именно с этого начинается кризис науки;

    кризис науки преодолевается посредством революции в науке, сопровождающейся сменой парадигм, при котором критерии истинности научного знания объявляются исторически относительными;

    «методологические директивы» - общие методологические установки - являются факторами развития науки которые в определенной мере регулируют научную деятельность и препятствуют (если они верные) тому, чтобы наука «сбивалась с дороги на определенное время»;

    на каждом из этапов развития науки есть «совокупность фактов, теорий и методов», из которых ни один из элементов не может быть устранен, ибо это привело бы к устранению самой науки, как таковой, но для многих разновидностей научных проблем недостаточно одних методологических директив самих по себе, чтобы прийти к однозначному и доказательному выводу;

    творчески мыслящий ученый участвует в изменении методов. Так, уже на стадии накопления фактов «некоторые ученые завоевали себе репутацию великих не за новизну своих открытий, а за точность, надежность и широту методов, разработанных ими для уточнения ранее известных категорий фактов». Это количественные и качественные методы, эмпирические и «особые теоретические методы»;

    в период научной революции главная задача ученых состоит в признании всех наборов правил, кроме того, который «вытекает» из новой парадигмы и детерминирован ею. Однако упразднение старых «методологических директив» должно быть не их «голым отрицанием», а сохранением положительного в них.

Программная модель Имре Лакатоса (1922-1974), который рассматривает науку как целостную развивающуюся систему, эволюция которой представляет собой смену ряда последовательно связанных научно-исследовательских программ. Согласно Лакатосу, научно-исследовательская программа (совокупность определенных теорий) включает в себя:

    «жесткое ядро», т.е. конвенционально принятые допущения, сохраняющиеся во всех теориях данной программы;

    «защитный пояс», состоящий из вспомогательных гипотез и обеспечивающий сохранность «жесткого ядра» от опровержений; он может быть модифицирован, частично или полностью заменен при столкновении с контрпримерами;

    нормативные, методологические правила-регулятивы, предписывающие, какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследования («положительная эвристика»), а каких путей следует избегать («негативная эвристика»).

Модель теоретико-методологического плюрализма Пола Фейерабенда (1924-1994), которая отрицает возможность универсального (тем более, «единственно верного») метода познания и сводится к следующим идеям:

    развитие знания неизбежно предполагает отказ от старых методов и формирование новых;

    следование методу (даже самому истинному и эффективному) несовместимо с творческим мышлением, а потому ученые должны руководствоваться принципом «все дозволено»;

    исследователи могут и должны использовать любые методы и нормы, теории и подходы, которые они считают нужным избрать для решения своих научных проблем.

Эволюционистская модель Стивена Тулмина (1922- 1997), сущность которой раскрывается в следующем:

    в основе всех научных теорий лежат стандарты рациональности и понимания;

    понятными считаются те события и явления, которые соответствуют принятым им стандартам, а те, что не соответствуют, являются аномалией, устранение которой (т.е. улучшение понимания) движет вперед развитие науки;

    общим механизмом развития теорий выступает взаимодействие внутринаучных и социальных факторов.

Таким образом, мы видим, что Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд и Стивен Тулмин создали не только оригинальные современные модели науки, но и внесли огромный вклад в развитие научной методологии середины и конца XX века.

Имеются различные основания классификации научных иссле- дований:(рис. 4.9).

Рис. 4.9.

Имеются несколько основных типов научных исследований по целевому назначению:

  • - фундаментальные,
  • - прикладные,
  • - разработки.

Основные направления фундаментальных исследований:

  • - разработка и развитие теоретических концепций науки,
  • - развитие научного статуса,
  • - развитие истории и методологии науки,
  • - получение принципиально новых знаний,
  • - дальнейшее развитие системы уже накопленных знаний.

Резюмируя, укажем на, т.е. призваны разрешать на то, что фундаментальные исследования направлены на решение задач стратегического характера.

Основными признаками фундаментальных исследований являются:

  • теоретическая актуальность. Выявлены закономерности, принципы или факты, имеющие принципиально важное значение,
  • концептуальность и историзм,
  • осуществлён критический анализ научно несостоятельных положений,
  • использованы методики, являющиеся адекватными природе познаваемых объектов объективной действительности,
  • имеется новизна и научная достоверность полученных результатов.

Как правило, результаты фундаментальных исследований не находят прямого выхода в практику. Их задача - обогащение теории и методологии самой науки.

Практические задачи или теоретические вопросы практической направленности решают прикладные исследования:

  • - прикладные исследования связаны с созданием новых, либо совершенствованием существующих технологий, средств производства, предметов потребления и т.п.;
  • - прикладные исследования, как правило, являются логическим продолжением фундаментальных исследований и по отношению к ним носят вспомогательный характер;
  • - прикладные исследования решают оперативные задачи. Таким образом, они опираются на фундаментальные исследования, которые, в свою очередь, вооружают их общей ориентацией в частных проблемах, теоретическими и логическими знаниями, а также помогают определить наиболее рациональную методику исследования;
  • - прикладные исследования предоставляют ценный материал для фундаментальных исследований;
  • - прикладные исследования имеют практическую ориентацию (направленность) и отчётливое целевое назначение;
  • - получение ожидаемых результатов от прикладных исследований имеет большую вероятность (80-90%).

Прикладные исследования характеризуются следующими признаками:

  • они приближены к актуальным запросам практики,
  • их характеризует сравнительная ограниченность выборки исследования,
  • они оперативны в проведении и внедрении результатов и др.

Разработки - это использование результатов прикладных исследований:

  • - для создания и отработки опытных моделей техники (машин, продуктов), технологии производства (деятельности);
  • - для усовершенствования существующей техники и технологии;
  • - для непосредственного обслуживания практики.

Разработки опираются на прикладные исследования и передовой

опыт; результаты и продукты научных исследований принимают форму, позволяющую использовать их в других отраслях общественного производства. Отличительные черты разработок:

  • ? целеустремленность,
  • ? конкретность,
  • ? определенность
  • ? (сравнительно) небольшой объем.

Различаются следующие источники финансирования научных исследований:

  • - бюджетные. Работы, финансируемые из средств бюджета Российской Федерации или бюджетов субъектов РФ;
  • - хоздоговорные. Работы, финансируемые организациями- заказниками по хозяйственным договорам;
  • - нефинансируемые. Работы, выполняемые по инициативе учёного, индивидуальному плану преподавателя.

Различаются следующие сроки проведения научных исследований:

  • 1) долгосрочные;
  • 2) краткосрочные;
  • 3) экспресс-исследования.

Различаются следующие виды исследований по характеру решаемых задач:

  • - обзорно-аналитические,
  • - обзорно-критические,
  • - теоретические,
  • - методические,
  • - описательно-эмпирические,
  • - объяснительно-эмпирические,
  • - экспериментальные.

Обзорно-аналитическое изучение (ОАИ). Если цель исследования состоит в том, чтобы лишь предварительно, но основательно ознакомиться с состоянием дел в науке и практике по исследуемой проблеме, то обычно ограничиваются организацией и проведением ОАИ. Данное изучение является наиболее трудоемким и предполагает подбор и изучение литературы по проблеме с последующим систематическим изложением и анализом проработанного материала (что уже сделано в науке, что предстоит сделать для того, чтобы ответить на возникшие вопросы, связанные с проблемой исследования). Результатом ОАИ выступает констатация фактического состояния дел по проблеме исследования. К данному виду исследования обычно предъявляются следующие основные требования".

  • - соотнесенность содержания анализируемой литературы с избранной проблемой и темой исследования;
  • - полнота списка изученной литературы;
  • - глубина проработки литературных источников;
  • - систематичность изложения имеющихся данных;
  • - краткость и точность формулировки выводов;
  • - грамотность текста, аккуратность его оформления и правильность с точки зрения имеющихся на данный день библиографических требований.

Информация, накопленная в результате изучения литературы, представляется в виде реферата, статьи, параграфа или главы курсовой или магистерской работы.

Обзорно-критическое изучение (ОКИ). Если в качестве дополнительной цели перед студентом ставится задача критически оценить сложившееся состояние дел по исследуемой проблеме, то обращаются к обзорно-критическому исследованию, которое, разумеется, в качестве первого шага на пути его осуществления предполагает внимательный анализ сложившегося состояния дел. Поэтому в данном исследовании представлены обзорно-аналитическая часть, подробная и аргументированная критика того, что и как уже сделано по проблеме исследования, и соответствующие выводы. Критический анализ может содержать и собственные размышления (предположения, идеи) автора, касающиеся возможного решения поставленной проблемы. Такие размышления могут перемежать текст или быть выделены в отдельный раздел, который явится переходным между аналитической, критической и конструктивно-теоретической частями работы. Результатом ОКИ является критическая оценка того, что сделано по проблеме исследования. К исследованию критического типа, кроме уже описанных выше, предъявляются следующие требования".

  • - аргументированность критики;
  • - непротиворечивость рассуждений и обоснованность выводов.

Результаты работы представляются в виде реферата, статьи, параграфа или отдельной главы курсовой или магистерской работы.

Теоретическое изучение (ТИ). Если перед студентом ставится задача найти новое решение проблемы (без чего, кстати, невозможно правильно сформулировать гипотезу), то проводится теоретическое изучение. В этом исследовании речь идет не о констатации сложившегося положения дел и не о его критике, а о поиске и предложении способов нового теоретического решения возникшей проблемы. Предложенное решение проблемы (гипотеза) - это авторский вклад в теорию решаемой проблемы, новое ее видение, оригинальная точка зрения. Теоретическое изучение может иметь и прикладной характер, если цель исследования - для конкретных областей туристской объективной действительности разработать технологию внедрения уже предложенных наукой и практикой идей решения проблемы.

По своей структуре теоретическое изучение обязательно содержит аналитическую, критическую и конструктивно-теоретическую части. В аналитической части дается обзор состояния дел по проблеме исследования (кто занимался проблемой, какие вопросы решены, что осталось не решенным), в критической части дается аргументированная оценка предложенных способов решения проблемы, в теоретической - излагаются основные идеи (концепция) автора по решению проблемы (новые способы решения проблемы или новая технология внедрения уже имеющихся способов) и дается их теоретическое обоснование.

К исследованию теоретического типа, кроме указанных выше, предъявляют следующие требования :

  • - обоснованность выбора темы исследования (общественная, теоретическая и практическая значимость);
  • - четкость формулировки методологических компонентов исследования (объект, предмет и т.д.);
  • - точность определения используемых понятий;
  • - логичность и смысловая стройность работы;
  • - оригинальность и теоретическая обоснованность предложенного решения проблемы (новых способов или технологии внедрения имеющихся).

Результаты работы представляются либо в виде курсовой работы, либо теоретической главой дипломной работы.

Методическое изучение (МИ). Методическое изучение проводится в том случае, если перед студентом ставится задача - разработать, обосновать и проверить на практике некоторую новую методику. При этом, если создается диагностическая методика, то она должна:

  • 1) содержать теоретическое обоснование необходимости ее создания, доказательство преимущества по отношению к имеющимся диагностическим методикам;
  • 2) подчиняться критериям валидности, надежности, точности и однозначности;
  • 3) содержать описание цели и методики ее использования в практике, технологию обработки и интерпретации получаемых с ее помощью данных.

Если создается методика деятельности, то:

  • 1) должно быть представлено ее развернутое теоретическое обоснование;
  • 2) дано подробное описание того, как с помощью этой методики осуществляется деятельность;
  • 3) указано, где, как и когда на практике эту методику можно применять.

Результаты методического исследования оформляются в виде курсовой работы, главы, параграфа или части параграфа магистерской работы.

Эмпирические (опытные) исследования. В основу эмпирического, или опытного, исследования положены не литературные данные, не понятия, а реальные достоверные факты. Такое изучение, как правило, содержит в себе методическое, которое связано с использованием определенных методов сбора и анализа фактов. Эмпирическое изучение может быть описательным и объяснительным.

Задачей описательно-эмпирического исследования (ОпЭИ) является сбор, описание и анализ фактов, касающихся изучаемых объекта и предмета проблемы исследования. В ходе исследования студент просто наблюдает, фиксирует, описывает и анализирует то, что происходит в реальной объективной действительности, без какого-либо вмешательства. Результат исследования - собраны, описаны и проанализированы факты, реально существующие в практике туристской деятельности.

В задачу объяснительно-эмпирического исследования (ОбЭИ) входит не только сбор, описание и анализ фактов, но и их объяснение, которое должно содержать в себе выявление причин и причинно- следственных зависимостей между фактами, при котором неизвестное объясняется через известное. Результат исследования - научное объяснение известных фактов.

К эмпирическим исследованиям предъявляются следующие требования :

  • - адекватность выбранных критериев и признаков изучаемому предмету и объекту исследования;
  • - адекватность диагностических методик состояниям исследуемого объекта и предмета;
  • - правильный подбор методов обработки результатов исследования;
  • - краткость и точность формулировки выводов, их доказательность и обоснованность (непротиворечивость объяснения фактов).

Результаты эмпирического исследования оформляются либо в виде реферата, параграфа или его отдельной части курсовой или магистерской работы.

Экспериментальное изучение (ЭИ). Самым сложным и наиболее трудоемким является экспериментальное изучение, которое, во- первых, предполагает предварительное проведение всех вышеперечисленных исследований (без них организовать и провести настоящий эксперимент, рассчитанный на получение новых и ценных результатов, практически невозможно), во-вторых, требует значительных затрат сил и ресурсов на подготовку и проведение самого эксперимента. К экспериментальному исследованию, кроме перечисленных выше, предъявляются следующие требования".

  • - непротиворечивость и убедительность логики доказательства того, что эксперимент прошел успешно;
  • - обоснованность теоретической и практической значимости результатов эксперимента;
  • - характеристика области научного и практического применения результатов эксперимента;
  • - четкая формулировка практических выводов и конкретных методических рекомендаций.

Отличие экспериментального исследования от эмпирического состоит в следующем. Эмпирическое изучение не предполагает создания искусственной (экспериментальной) ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. В исследовании подобного типа студент (исследователь, практик) просто наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит в реальной практике без какого-либо вмешательства. Если же исследователь изменяет обычное течение реальной объективной действительности (создает искусственную ситуацию), то такое изучение становится экспериментальным.

Формой существования и развития науки является научное исследование. В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» дано следующее определение: научная (научно-исследовательская) деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний .

В общем случае под научным исследованием обычно понимается деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Любое научное исследование должно иметь свой предмет и объект, которые и задают область исследования.

Объектом научного исследования выступает материальная или идеальная система, а в качестве предмета может быть структура этой системы, закономерности взаимодействия и развития ее элементов и т.п.

Научное исследование отличается целенаправленностью, поэтому каждый исследователь должен четко сформулировать цель своего исследования. Целью научного исследования является проектируемый результат исследовательской работы. Это может быть всестороннее изучение какого-либо процесса или явления, связей и отношений с использованием разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов.

Научные исследования классифицируются по различным основаниям.

По источнику финансирования различают :

Научные исследования бюджетные,

Хоздоговорные

И нефинансируемые.

Бюджетные исследования финансируются из средств бюджета РФ или бюджетов субъектов РФ. Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками по хозяйственным договорам. Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.

В нормативных актах о науке научные исследования делят по целевому назначению на:

Фундаментальные,

Прикладные.

В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» даны понятия фундаментальных и прикладных научных исследований.

Фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Например, к числу фундаментальных можно отнести исследования о закономерностях становления и функционирования правового государства или о мировых, региональных и российских экономических тенденциях.

Прикладные научные исследования - это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей. Например, как прикладные можно рассматривать работы о методике оценки инвестиционных проектов в зависимости от их видов или работы, связанные с маркетинговыми исследованиями.


Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.

Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

По срокам выполнения научные исследования можно разделить на:

Долгосрочные,

Краткосрочные

И экспресс-исследования.

В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа.

В теории познания выделяют два уровня исследования : теоретический и эмпирический.

Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления.

Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может присутствовать, но оно является подчиненным.

Структурными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.

Проблема - это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые.

Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами:

1) они возникли на базе определенной теории, концепции;

2) это трудные, нестандартные задачи;

3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия;

4) пути решения проблемы не известны. Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.

Гипотеза есть требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов.

Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

1) релевантности, т.е. относимости к фактам, на которые она опирается;

2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);

3) совместимости с существующим научным знанием;

4) обладания объяснительной силой, т.е. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий.

Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов;

5) простоты, т.е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений.

Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные.

Описательная гипотеза - это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.

Объяснительная гипотеза - это предположение о причинно-следственных зависимостях.

Прогнозная гипотеза - это предположение о тенденциях и законномерностях развития объекта исследования.

Теория - это логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности.

Она обладает следующими свойствами:

1. Теория представляет собой одну из форм рациональной мыслительной деятельности.

2. Теория - это целостная система достоверных знаний.

3. Она не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. выявляет происхождение и развитие явлений и процессов, их внутренние и внешние связи, причинные и иные зависимости и т.д.

Теории классифицируют по предмету исследования. По этому основанию различают социальные, математические, физические, химические, психологические, экономические и прочие теории. Существуют и другие классификации теорий.

В современной методологии науки выделяют следующие структурные элементы теории:

1) исходные основания (понятия, законы, аксиомы, принципы и т.д.);

2) идеализированный объект, т.е. теоретическую модель какой-то части действительности, существенных свойств и связей изучаемых явлений и предметов;

3) логику теории - совокупность определенных правил и способов доказывания;

4) философские установки и социальные ценности;

5) совокупность законов и положений, выведенных в качестве следствий из данной теории.

Структуру теории образуют понятия, суждения, законы, научные положения, учения, идеи и другие элементы.

Понятие - это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений.

Категория - общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений. Категории бывают философскими, общенаучными и относящимися к отдельной отрасли науки. Примеры категорий в юридических науках: право, правонарушение, юридическая ответственность, государство, государственный строй, преступность.

Научный термин - это слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в науке.

Совокупность понятий (терминов), которые используются в определенной науке, образует ее понятийный аппарат .

Суждение - это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо. Принцип - это руководящая идея, основное исходное положение теории. Принципы бывают теоретическими и методологическими. При этом нельзя не учитывать методологические принципы диалектического материализма: относиться к действительности как к объективной реальности; отличать существенные признаки изучаемого объекта от второстепенных; рассматривать предметы и явления в непрерывном изменении и др.

Аксиома - это положение, которое является исходным, недоказываемым и из которого по установленным правилам выводятся другие положения. Например, в настоящее время следует признать аксиоматичными утверждения о том, что нет преступления без указания на то в законе, незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Закон - это объективная, существенная, внутренняя, необходимая и устойчивая связь между явлениями, процессами. Законы могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, по основным сферам реальности можно выделить законы природы, общества, мышления и познания; по объему действия - всеобщие, общие и частные.

Закономерность - это:

1) совокупность действия многих законов;

2) система существенных, необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон. Так, существуют определенные закономерности движения преступности в мировом масштабе:

1) ее абсолютный и относительный рост;

2) отставание социального контроля над нею.

Положение - научное утверждение, сформулированная мысль. Примером научного положения является утверждение о том, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Идея - это:

1) новое интуитивное объяснение события или явления;

2) определяющее стержневое положение в теории.

Концепция - это система теоретических взглядов, объединенных научной идеей (научными идеями). Теоретические концепции обусловливают существование и содержание многих правовых норм и институтов.

Эмпирический уровень исследования характеризуется преобладанием чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов чувств). На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение.

Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследования заключается в том, что:

1) совокупность фактов составляет практическую основу теории или гипотезы;

2) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее;

3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолкован без теоретических представлений;

4) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией. Структуру эмпирического уровня исследования составляют факты, эмпирические обобщения и законы (зависимости).

Понятие «факт » употребляется в нескольких значениях:

1) объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действительности) либо к сфере сознания и познания (факт сознания);

2) знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана (истина);

3) предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Эмпирическое обобщение - это система определенных научных фактов. Например, в результате изучения уголовных дел определенной категории и обобщения следственно-судебной практики можно выявить типичные ошибки, допускаемые судами при квалификации преступлений и назначении виновным уголовных наказаний.

Эмпирические законы отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти законы теоретическим знанием не являются. В отличие от теоретических законов, которые раскрывают существенные связи действительности, эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей.

Информация о видах научных методов исследований в настоящее время актуальна не только для тех, кто работает в области теоретической науки. Зачастую методики, разработанные для проведения исследований, используются преподавателями, тренерами, специалистами различных учреждений, по работе вынужденных зачастую сталкиваться с другими людьми и передавать им накопленные знания. Не секрет, что творческое отношение к любой поставленной задаче всегда повышает вероятность успешного решения проблемы, и все же знание видов, результатов научного исследования позволяет не просто полагаться на свои природные таланты, но и на накопленный другими людьми опыт.

Исследования: какие бывают?

Аргументируя точность решения некоторого вопроса, человек тем больше веса придаст своим словам, чем лучше он сможет объяснить, каким образом пришел к ответу. Это означает, что правильное манипулирование известными видами деятельности научного исследования позволяет добиться своего, вместе с тем создать в глазах окружающих образ не просто человека, способного решить проблему, но и умеющего работать над ней с применением наиболее эффективных подходов.

Говоря о выделяют следующие типы:

  • методические;
  • научные методические;
  • научные исследовательские.

Наука - это непросто

Научность - это параметр, на соответствие которому нужно проверять не исследование как таковое, а работу. Выдвигают ряд требований; если процесс работы над исследованием им соответствует, можно говорить о научности проделанного. Так, рассматривая понятие науки и виды научных исследований, нельзя не признать, что педагогический опыт и его обобщение - это тоже научная детальность. При этом учитывают, что методическая работа и научная методическая - это в первую очередь специфика проделанного, позволяющая говорить о том, что исследование своей целью имело в первую очередь найти ответы на вопросы, связанные с методикой (например, воспитания, обучения).

В то же время важно учитывать, что методическая работа предполагает новизну и применение методологий, характерных для этой работы. А вот для научной методической это условие уже не будет обязательным. На примере классификация видов научных исследований может быть проиллюстрирована так: предположим, проводится исследование педагогической работы. Если при этом исследователь просто знакомится с опытом специалистов, обобщает его и анализирует, то это методическая работа. А вот обобщение, сопряженное с поиском закономерностей, позволяющее установить что-то новое, а затем подтвердить это в ходе корректно поставленного эксперимента, уже классифицируется как научно-методический вид научно-практических исследований.

Терминология - это важно!

Рассматривая виды научного исследования, важно сформулировать, что таковым исследованием назвать можно. Как видно из теоретической базы, термин применяют к процессу исследования, сопровождающемуся экспериментированием. При этом теория концептуализируется и проверяется, что приводит к наращиванию объемов научных знаний общества.

Научные исследования могут быть фундаментальными, то есть направленными на получение информации, реальных областей применения которой пока (вполне возможно) нет, а также прикладными, то есть такими, которые имеют своей целью производство информации, позволяющей достичь некоторой заранее сформулированной цели. Подобное исследование направлено на решение конкретной задачи. Также основные виды научных исследований включают в себя поисковые расследования и разработки. Первое предполагает оценку уровня перспективности выбранной темы, сопряженную с поиском вариантов решения поставленной задачи, а второй термин применяется к такому исследованию, которое позволяет на практике применить ту или иную работу из описанных ранее категории прикладных, фундаментальных.

А если подробнее?

Если рассматривать основные виды научных исследований более внимательно, придется обратить внимание, в частности, на такой факт: познание реальности возможно в первую очередь через фундаментальные исследования, в то же время этот метод предполагает не брать во внимание возможность применения полученного знания на практике. А вот прикладной - это такой вариант, который, наоборот, должен быть применен в рамках решения поставленной перед исследователями задачи, дабы добиться ее позитивного решения.

Монодисциплинарные виды научных исследований, этапы научного исследования отличаются строго очерченными границами: можно прибегать только к тому, что доступно в рамках конкретной науки. А вот междисциплинарные - это такие, которые позволяют специалистам из разных сфер объединить свои усилия для поиска оптимального варианта ответа. Как показывает практика, наиболее сложные виды объектов научных исследований требуют совместной работы представителей разных дисциплин, только в этом случае можно рассчитывать на успех. Хороший пример - генетика, так как свойственные ей научного исследования могут быть достигнуты только объединением усилий разных специалистов. Другой хороший пример - психофизиология, этнопсихология, социология.

Это все?

Рассматривая их характеристику, также внимание нужно уделить еще двум важным категориям: комплексным и однофакторным. Первый термин предполагает такой вариант изучения выбранной области, когда исследователь применяет заранее выбранную систему способов познания. Это позволяет по возможности широко охватить исследуемую зону, задействовав столь большое количество параметров, сколько это, в принципе, возможно и разумно. При этом важно сохранять баланс между максимально допустимым и оптимальным, в противном случае созданная система окажется слишком сложной даже для группы специалистов, и просто не получится добиться действительно полезных результатов.

Однофакторные научные исследования, виды научных исследований, их характеристика обусловлены особенностью свойственного этому способу аналитического подхода. Предполагается, что исследователь ставит себе задачей определить один аспект реальности и все силы прикладывает на достижение задуманного. При этом исследователь сам вправе выбрать, какой именно аспект для него наиболее существенный, и в стремлении к нему постигать выбранную область. Впрочем, нужно признать, что все указанные выше группы оспариваются теми или иными представителями научного сообщества. Несмотря на довольно обширную базу по теоретизации науки и по применимой терминологии, расхождения довольно существенные как между представителями разных дисциплин, так и внутри одного направления.

Субъекты научной деятельности

Рассматривая виды научно-педагогических исследований (а также другие категории), всегда важно обращать внимание не только на сам процесс, но и на субъект, находящийся в его центре. При этом в философии науки термин «субъект» может применяться к одной из нескольких категории лиц:

  • ученый, совершающий открытие;
  • сообщество ученых, производящих знания;
  • человечество, сформированное многочисленными народностями, каждая из которых продуцирует информацию, идеи, культуру.

Субъект: важные особенности

Рассматривая субъекты разных видов научно-педагогических исследований (и не только), следует отметить, что им свойственно наличие подготовки в выбранной области деятельности. Как правило, это лица, располагающие запасом информации, применимым в ходе проводимого исследования. Субъект может успешно усваивать генерируемую в ходе исследования информацию и успешно применять методику добычи новых знаний максимально продуктивно. При этом методика получения и результат процесса становятся его достоянием. Субъект научной деятельности опирается на ценности, мировоззрение, этику, свойственные ему, а также ориентируется на целевые установки, заданные в начале работы и характерные для избранной им области. Кроме того, субъект всегда принадлежит своей эпохе, что дает ему ряд специфических атрибутов.

Объект познания не только гносеологический, но живой - это личность, обладающая характером, имеющая уникальные особенности темперамента, воли и характера. У нее есть интересы, ей свойственны страсти. В то же время многие стараются применять термин «субъект сознания» к некоему логическому объекту, активному с точки зрения интеллектуальности. Субъект и научная деятельность, им практикуемая, адекватно воспринимаются при учете особенностей эпохи и местности, в которых человек (сообщество) существует. Научное познание - это не только сознательное восприятие субъектом избранного объекта, это еще и особенности восприятия своей работы, себя самого. Субъект научного исследования обязательно думает над применяемыми приемами, методами, традициями.

Субъекты и виды научного исследования

Так сложилось, что на разных этапах научного развития субъекты довольно сильно отличались друг от друга, на основании чего было выделено три группы - классика, неклассические, постнеклассика. связана с типажом «гносеологического Робинзона», который не имеет социальных, культурных связей, специфических характеристик и особенностей. Такой субъект самостоятельно познает объект в чистом его виде, по возможности ограничивая постороннее влияние. Для классической науки характерно объективное познание, возведенное в форму абсолютизма.

Как вид научного исследования предполагает, что абсолютного знания не существует. Любая информация относительна, поскольку субъективно воспринимается исследователем, а кроме того, применяется для решения конкретной задачи, а значит, инструментальна. При этом субъект познания представляет активным существом, заинтересованным в знании, способным изучать разные стороны выбранного объекта. Более того, субъект в некоторой степени создает объект. В качестве субъекта в неклассическом виде научного исследования обычно выступает коллектив исследователей.

Постнеклассическая наука

В рамках этого типа подхода к научному исследованию в качестве субъекта выступает такое же лицо, как и в рамках неклассической науки, хотя есть некоторые специфические особенности. В последние годы наблюдаются активные процессы глобализации научной активности, что накладывает существенный отпечаток и на субъект деятельности. При этом субъект прекращает принадлежать к конкретной нации, его принято относить к международному научному этносу - такой термин предложил ввести исследователь Мертон. Основная задача субъекта - вопросы, стоящие перед современным обществом.

Познание - это важно!

Действительность вокруг человека - это сложная система с многочисленными элементами, взаимоотношениями между ними. Познание такой системы, в том числе присутствующих в ней связей, отношений, корректировок, прогресса, - это проблема, стоящая перед наукой. Человек сперва формирует целостную картину рассматриваемого объекта, обладая небольшим объемом информации о внутреннем устройстве, и со временем раскрывает сущность. Таким образом, научное познание предполагает конкретизацию рассматриваемого объекта для формирования корректного представления.

Познание позволяет шаг за шагом открывать важные внутренние особенности изучаемого объекта, специфику взаимодействия элементов изучаемой системы между собой. При этом научное познание возможно только в том случае, когда задачу делят на части - на практике либо образно, изучают каждую из частей в отдельности, формулируя свойства, признаки, отношения, связи. Это позволяет определить, какую роль тот или иной элемент играет в цельной системе. После решения первичной познавательной задачи приступают к объединению полученной информации в единое целое. По итогам формируется конкретное представление, основанное на точных данных о внутреннем устройстве изучаемого объекта. Анализ, синтез - два довольно активно используемых метода научного познания, позволяющих справиться с подобной задачей.

Анализ, синтез

Это универсальные методики с противоположным направлением, посредством которых реализуется познание. Анализом принято именовать такую форму освоения информации, в ходе которой объект из единого целого разделятся на составные части, отношения, особенности для последующего внимательного, детального исследования. Синтез представляет собой такой мыслительный процесс, в ходе которого ранее выделенные элементы собираются обратно в единое целое, что позволяет сформировать общее преставление о рассматриваемом объекте.

Анализ, синтез принято разделять на четыре группы: природный, практический, мысленный, метаанализ (метасинтез). Природный анализ предполагает, что предмет делится на элементы, а синтез - объединение в процессе формирования нового объекта. При этом учитываются только варианты, отображающие реально возможные природные процессы. Практический анализ - это вычленение компонентов, синтез - сведение в целое. При этом учитываются возможности, известные из практики, несмотря на невозможность реализации таковых в природе. Мысленный анализ предполагает выделение такой сущности, которую на практике и природным способом от объекта вычленить не представляется возможным. Синтез, наоборот, соединяет разделенное в цельное, несмотря на противоречие природным законам. Наконец, метаанализ, синтез - это такая обработка информации, которая предполагает исследование мира в целом, а не объективного предмета.

Это возможно?

Описанные операции реальны в первую очередь за счет того, что материальные объекты обладают структурой, а значит, их элементы потенциально могут группироваться по-разному. Это дает возможности к объединению, разъединению элементов так, как это удобно и выгодно для исследователя. Анализ, синтез - самые простые, лёгкие, понятные научные приемы, позволяющие познать исследуемую область. Фактически именно на них основана способность человека к мышлению.

Синтез, анализ - это еще и самые универсальные методики, свойственные всем формам, уровням познания. Ряд ученых считает, что именно эти два метода - автономные познавательные процессы, свойственные человеческому мышлению. Доминирующая точка зрения гласит, что синтез, анализ - активность способного мыслить человека, не противоположная друг другу, но единая, выраженная через два пути.

Некоторые особенности

Мыслительный анализ - это специализированный механизм, в рамках которого объект ставится в новые связи с иными объектами, вступает с ними во взаимоотношения, что приводит к познанию качеств, свойств, изучаемому объекту свойственных. Анализ представляет собой не просто разъединение целостного явления на элементы, но трансформацию объекта. При этом синтез становится не просто соединением отельных элементов в некоторый структурный объект, а воссозданием свойств, для чего анализируются конкретные проявления изучаемого объекта.

Аналитичность и синтетичность предполагают деление, основанное как на изоляции процессов синтеза, анализа, так и на особенностях мыслительных процессов, форм. Научное исследование предполагает эмпирический подход, в рамках которого исследуются внешние особенности, а также теоретический, позволяющий выявить сущность изучаемого явления. Синтез, анализ в настоящее время - это методики, находящиеся в тесной связи с рядом распространённых операций, позволяющих познать объект. Наиболее часто прибегают к абстрагированию, дедуктивным, индуктивным методам познания, к обобщению.

Реальность, прочь!

Конечно, реальный научный подход не предлагает отказываться от реальности вовсе, но в некоторой степени абстрагирование имеет перед собой именно эту цель: термином описывается мыслительный процесс, в ходе которого некоторые особенности явления отбрасываются, а внимание акцентируется только на тех отношениях, качествах, которые привлекают исследователя, решающего стоящую перед ним задачу.

Абстрагирующая деятельность позволяет сформировать абстракции, которые включают в себя категории, понятия, сложные системы. Абстрагирование - двухступенчатая операция, в ходе которой свойства приобретают (с точки зрения исследователя) самостоятельность, а отношения, которые привлекли внимание субъекта научного исследования, выделяются от прочих.

Все взаимосвязано

Как уже давно было установлено научно, присутствующие в нашей действительности предметы характеризуются бесконечным количеством отношений, связей, особенностей. Некоторые параметры между собой имеют определенное сходство или связь, другие самостоятельны и не похожи одно на другое. Познание, практическая деятельность научного субъекта позволяют выявить самостоятельность определенного качества и определение действительно важных связей с точки зрения поставленной перед исследователем задачи. В первую очередь внимание обращают на те взаимоотношения, которые позволяют осознать сущность объекта и раскрыть ее для наблюдателя.

Выделение - это процесс обозначения отношений, элементов специализированными знаками, позволяющими закрепить их в сознании наблюдателя. То есть фактически абстрагирование представляет собой познавательный научный метод, основополагающий для научного на любом уровне: теоретическом, эмпирическом.