Академические экспедиции 60 70 годов 18 века. Академические экспедиции

Академические экспедиции 18 века , первые науч. экспедиции, орг. АН с целью изучения природы, х-ва и населения Российской Империи. Начало комплексным исслед. Урала, Сибири и Д. Востока положили Великая Сев. (2-я Камчатская) эксп. и Оренбургская экспедиция (1734-44). В июне — авг. 1742, возвращаясь из Сибири, наш край посетил один из рук. академич. отряда Великой Сев. эксп. (1733-43) акад. И. Г. Гмелин , к-рый одним из первых описал насел. пункты Юж. Урала, в т. ч. Чел., в 4-томном труде «Путешествие по Сибири, с 1740 по 1743 гг.» (Геттинген, 1751-52). Терр. совр. Чел. обл. подверглась науч. исслед. в ходе академич. эксп. 1768—74, орг. АН по указу имп. Екатерины II. В соответствии с общим планом, разработ. М. В. Ломоносовым, в задачу эксп. входило углубл. исслед. природы и населения Астраханской и Оренбургской губерний. Предполагалось изучить технико-экон. уровень металлург. и горнорудных з-дов, собрать этногр. мат-лы, сведения о нар. образовании и мед. обслуживании, выявить перспективы развития с. х-ва, лесного дела, рыбоводства и промыслов. Весной 1768 были сформированы Оренб. и Астраханская «физические» эксп. В состав 1-й входило 3 отряда, возглавляемых акад. П.-С. Палласом, И. И. Лепёхиным и проф. И. П. Фальком (под общим рук-вом Палласа). Их маршруты охватывали Поволжье от Симбирска до Царицына, вост. берега Каспийского моря, Урал, горы и Исетскую провинцию, рр. Иртыш и Тобол. Чел. сыграл в истории этих эксп. роль базового города. В 1770—71 здесь останавливался отряд Палласа по пути в Сибирь. Из Чел. Паллас совершал поездки по терр. Ср. и Юж. Урала. В Чел. готовились рапорты и естеств.-науч. коллекции для АН; проходили встречи Палласа с коллегами по эксп.: Фальком, И. Г. Георги, Н. П. Рычковым; состоялось совещание, на к-ром были утверждены маршруты Сиб. эксп. В отряд Палласа вошли гимназисты А. Вальтер, В. Ф. Зуев, Н. П. Соколов; рисовальщик Н. Дмитриев, чучельник П. Шумской; позднее к ним присоединился Рычков. Проведя зиму в Уфе, 16 мая 1770 отряд направился вдоль р. Уфы, через юж.-урал. горы на их вост. склон. Изучив размещение горных пород и минеральных богатств, Паллас пришел к выводу о различии геол. строения зап. и вост. склонов Урал, гор, отметил для каждого характерность определ. типов полезных ископаемых и закономерность в смене пород с 3. на В. Пересечение Урал, гор позволило Палласу впервые выявить в строении гор меридиональную зональность, разработать схему, к-рая позднее легла в основу его теории образования горных хребтов Земли. Он исследовал пещеры, располож. по берегам рр. Ай, Катав и Юрюзань. Посетив 28-29 мая 1770 Саткинский завод, описал его: «Здания заводские... в хорошем состоянии, и состоят из двух доменных, которые обыкновенно только летом действуют, а зимою воды едва для двух молотов довольно. Потом следует небольшой медный завод... Жителей будет 1800 душ, сверх коих еще 500 человек нанимают по пашпортам. Домы... выстроены на косогоре при берегах заводского пруда в неправильных улицах». Паллас отметил высокое качество жел. руд на рудниках, располож. между Саткой и Юрюзанью, и возможность увеличения пр-ва железа. Остановившись летом 1770 в Чебаркульской креп., он побывал на оз. Увильды, Аргази и др., открыл на оз. Еланчик месторожд. слюды, указал на признаки присутствия золота близ оз. Кундравы. Отметил, что чебаркульскими казаками разводятся такие же с.-х. культуры, как в центр. областях России (рожь, овес, пшеница, ячмень, горох); из овощей — капуста, морковь, репа; из техн. культур — лен, конопля, табак; при использовании 1 участка в теч. 10-12 лет урожаи высоки (сам-де-сять и более). На озерах в окрестностях Чел. Паллас зафиксировал обилие водоплавающей дичи, в р. Яик — стерляди и осетра, к-рые при движении на нерест ломали запруды. Вернувшись из Екатеринбурга в Чел. (авг. 1770), Паллас посетил Троицкую креп., описал юж. часть совр. Чел. обл.; зимовал в Чел. Отряд Палласа вновь пересек Урал на обратном пути из Сибири (1772); завершил сбор минералогич., ботан., зоол. и палеонтологич. коллекций. Отрядом были проведены метеорологич., климат, и этногр. исслед.; впервые описаны рельеф, месторожд. полезных ископаемых, богатства Ильменских гор; нанесены на карту реки, горные хребты, насел, пункты; обследованы курганы, пещеры и многочисл. озера. Результаты исслед. представлены в 3-томном труде Палласа «Путешествие по разным местам Российского государства» (1773-88), в «Топографии Оренбургской» Рычкова. В отряд Лепехина вошли гимназисты А. Лебедев, Т. Малыгин, Н. Я. Озерецковский; худ. М. Шалауров, чучельник Ф. Федотьев. В 1768 маршрут отряда прошел по терр. Поволжья. В 1769, после зимовки в Оренбурге, отряд изучил заводские терр. Исетской и Уфимской провинций. Лепехин, обнаружив в долине р. Инзер (приток Белой) вязкую жидкость (нефть), назв. им «асфальтом», констатировал, что месторожд. не разрабатывается. Обследовав Каповую пещеру, Лепехин пришел к правильному выводу об образовании урал. пещер грунтовыми водами. Следуя через Белорецкий завод вдоль р. Белой, достиг ее истоков, составил описание истоков рр. Миасс, Уй и Яик. Отряд Лепехина прибыл в Чебаркульскую креп. (16 июля 1770), откуда двинулся в Кыш-тым, Екатеринбург и Красноуфимск. Исследовал терр. Симского и Катав-Ивановского заводов, посетил Златоуст и Уфалей; пересек высокогорные районы Юж. Урала, перевалил через хр. Зигальга. Лепехин собрал сведения о природе Юж. Урала, описал заводы и рудники, месторожд. яшмы. Отряд завершил кольцевой маршрут 4 сент. 1770 в Екатеринбурге, 10 июля 1771 достиг верховьев р. Камы. Мат-л о Юж. Урале вошел во 2-й и 3-й тома «Дневных записок путешествия» Лепехина. В отряд Фалька вошли студенты И. Быков, С. Каш-карев, М. Лебедев; чучельник X. Барданес. В июле 1770 в Оренбурге к ним присоединился Георги. В нач. 1771 ученые разными путями двинулись в Исетскую пров. и соединились в Чел. Исследовав Урал, отряд Фалька отправился в Сибирь (июль 1771), где в связи с болезнью рук. перешел в распоряжение Палласа. Мат-лы эксп. представлены в «Записках путешествия академика Фалька», опубл. в рус. пер. в 1824, и «Описании всех в Российском государстве обитающих народов» Георги. Труды Гмелина, Лепехина, Палласа, Рычкова, Фалька содержат сведения о возникновении и обустройстве крепостей: Верхне-Яицкой (Верхнеурал.), Еткульской («Эткульской»), Миасской, Троицкой, Уйской, Чебаркульской, Чел.; юж.-урал. слобод; «железных и молотовых» з-дов: Златоуст., Каслинского, Катав-Ивановского, Кыштымского, Ня-зепетровского, Саткинского, Симского, Усть-Катавского, Уфалейского и Юрюзанского. Авторы приводят описания природно-климат. особенностей Юж. Урала, мат-лы метеорологич. наблюдений, исслед. быта и обычаев коренного и рус. населения, топонимов, а также проблем формировавшейся на Юж. Урале горнозаводской промышленности у в частности социальных отношений на горных з-дах. В ходе А. э. 18 в. были выяснены геогр. очертания окраин России, изучены богатства недр, флоры и фауны, хоз. ресурсы обширных терр. Труды, опубл. по итогам А. э. 18 в., положили начало регион. краеведению.

Накопление географических знаний в России до конца XVII в. своими успехами было обязано главным образом инициативе, предприимчивости и отваге русских людей, никак не связанных с наукой. Знаменитым походом Ермака в 1581-1584 гг. было положено начало великим географическим открытиям в Сибири и на Дальнем Востоке. Небольшие отряды казаков и охотников за пушным зверем немногим более чем за полустолетие расширили границы Русского государства от Урала до Тихого океана (1639); они сообщили об этом огромном крае первые достоверные сведения, которые легли в основу географических карт и описаний Сибири.

Ценные сведения о растениях и животных, их образе жизни накапливались в России еще с древности в результате практического опыта и наблюдений земледельцев и охотников. Эти сведения находили отражение в "травниках" и "лечебниках", которые в XVI-XVII вв. имели довольно широкое хождение. Однако систематические исследования в области биологии в России развернулись фактически только в начале XVIII в. Важную роль в этом сыграли сначала Кунсткамера, а потом Петербургская академия наук. Основой анатомо-эмбриологических и зоологических коллекций Кунсткамеры послужили препараты голландского анатома Ф. Рюйша и зоологические материалы А. Себа. Эти коллекции в дальнейшем пополнялись анатомическими, тератологическими, зоологическими, ботаническими и палеонтологическими материалами, собиравшимися по всей России по специальному указу Петра I. Прибывшие в Петербург первые члены Академии наук нашли в Кунсткамере, которая была передана Академии, интересные объекты для своих исследований, и их первые работы были связаны с изучением материалов, имевшихся в Кунсткамере.

В конце XVII - начале XVIII в. наступил новый период развития исследований в России, связанный с государственной политикой Петра I. Широко задуманные преобразования страны потребовали расширения сведений о природе, населении и хозяйстве, составления географических карт с точным обозначением государственных границ, рек, морей, путей сообщения. В поисках торговых путей в Индию был предпринят ряд экспедиций в районы Средней Азии. Важнейшей из них была экспедиция 1714-1717 гг. на Каспийское море, в Хиву и Бухару под начальством сподвижника Петра I кабардинского князя Александра Бековича-Черкасского. Экспедицией была сделана рукописная карта восточного побережья Каспийского моря. В первой четверти XVIII в. русское правительство все больше внимания уделяло Сибири. Петр I пригласил из Данцига Д.Г. Мессершмидта и поручил ему поиски лечебных трав и изучение природы внутренних областей Сибири. Его путешествие продолжалось с 1720 по 1727 г. Мессершмидт собрал и обработал колоссальный материал по этнографии, географии, ботанике, зоологии, лингвистике и другим областям науки. Мессершмидт собрал обширные коллекции млекопитающих и птиц, впервые описав, в частности, дикого осла (кулана), центральноазиатского барана (аргали) и других животных. Он подробно охарактеризовал географическое распространение, образ жизни и сезонные явления в жизни многих сибирских животных. Составленный им путевой дневник был использован и частично опубликован во второй половине XVIII в. Палласом и Стеллером, а в XIX в. - Брандтом.

В конце 1724 - начале 1725 г. Петр I подготовил инструкцию и указ об экспедиции, получившей название Первой Камчатской . Экспедиция должна была определить, соединяется ли Азия сушей с Америкой, определить расстояние разделяющее их и по возможности войти в контакт с населением в Северной Америке, открыть морской путь через Ледовитый океан в Китай, Индию и Японию. Руководителем экспедиции был назначен офицер русского флота выходец из Дании Витус Беринг, его помощниками - морские офицеры А.И. Чириков и датчанин по происхождению М.П. Шпанберг. 25 января (5 февраля) 1725 г. экспедиция вышла из Петербурга. Ей предстоял трудный и долгий путь. Только 13 (24) июля 1728 г. на боте "Святой Гавриил" экспедиция вышла из устья реки Камчатки и направилась на север, вдоль восточного побережья Камчатки и Чукотки. Во время этого плавания ею были открыты залив Святого Креста и остров Святого Лаврентия. 15(26) августа 1728 г. экспедиция достигла 67°18"48"" северной широты. И хотя экспедиция прошла пролив, отделяющий Азию от Америки, однако вопрос о связи материков для ее участников остался неясным. Это случилось потому, что Беринг, опасаясь опасной зимовки, отверг предложение Чирикова продолжать плавание до устья реки Колымы и приказал команде возвращаться назад. Из-за тумана американский берег остался незамеченным. И все же, несмотря на то что экспедиция не смогла полностью решить поставленные перед ней задачи, значение ее было велико. Она доставила сведения об островах и побережье моря и пролива, названного впоследствии именем Беринга, собрала материал, который доказывал, что между Азиатским и Американским материками должен быть пролив.

В 1732 г. геодезисты И. Федоров и М. Гвоздев на боте "Св. Гавриил" прошли с Камчатки к северо-западному берегу Америки и первыми из исследователей нанесли его на карту, действительно доказав, таким образом, существование пролива между материками.

В результате работ Первой Камчатской экспедиции была составлена достаточно верная карта побережья Северо-Восточной Сибири, но экспедиция не разрешила ряд важнейших географических проблем: остались неисследованными все северные берега Сибири, не было точных сведений о взаимном расположении и очертаниях берегов Азии и Америки, об островах в северной части Тихого океана, о пути от Камчатки до Японии. Недостаточны были знания и о внутренних районах Сибири.

Внести ясность в эти вопросы было поручено Второй Камчатской экспедиции, состоявшей из морской части под управлением Беринга, Чирикова и Шпанберга и сухопутной под руководством профессоров (академиков) недавно созданной Петербургской академии наук И.Г. Гмелина и Г.Ф. Миллера; участниками экспедиции были также адъюнкт Академии Г.В. Стеллер и студент С.П. Крашенинников. В составе экспедиции были также морские северные отряды, исследовавшие побережье Северного Ледовитого океана, которые фактически работали самостоятельно (отсюда другое название всего предприятия - Великая Северная экспедиция ). Среди участников экспедиции были пробирные мастера, моряки, художники, геодезисты, переводчики и технический персонал общей численностью до 2 тыс. человек. Разделенная на несколько отрядов, Великая Северная экспедиция исследовала огромные территории Сибири, побережья Северного Ледовитого океана и северную часть Тихого океана. В результате десятилетних трудов (1733-1743) были получены ценные географические, исторические, этнографические и другие данные о внутренних районах Сибири, обследованы Камчатка и Курильские острова, достигнуты берега Северо-Западной Америки и Японии, открыты некоторые Алеутские острова. Были нанесены на карту тысячи километров побережья Северного Ледовитого океана от Карского моря до мыса Баранова, расположенного восточнее устья р. Колымы.

Студент, а впоследствии академик, С.П. Крашенинников, изучавший Камчатку, опубликовал ряд сочинений и среди них замечательное двухтомное "Описание земли Камчатки" (1756), впервые познакомившее мир с природой и населением этого далекого и интересного во многих отношениях полуострова. Книга Крашенинникова была переведена на английский, голландский и немецкий языки. Одним из результатов экспедиции явилась "Флора Сибири" Гмелина (1747-1769), содержавшая описание 1178 видов растений, многие из которых были описаны впервые. Крашенинников в своем труде "Описание земли Камчатки", охарактеризовал, помимо прочего, фауну Камчатки, описав несколько десятков видов населяющих ее млекопитающих, птиц и рыб, сообщил сведения об их географическом распространении и образе жизни, о хозяйственном значении камчатских животных и о перспективах животноводства на Камчатке. Здесь содержались также материалы по фауне Шантарских и Курильских островов, о нерестовых миграциях рыб из моря в реки; он собрал сведения и о растениях Камчатки, особенно имеющих практическое значение. Третий участник экспедиции - зоолог Стеллер, использовав свои наблюдения, а также данные, собранные Крашенинниковым, в 1741 г. написал широко известное сочинение "О морских животных", в котором содержатся описания названной его именем морской коровы, калана, сивуча и котика. Стеллер вместе с Берингом достиг берегов Америки. Во время зимовки на острове Беринга составил первое его топографическое и геологическое описание. Перу Стеллера принадлежат такие работы, как "Путешествие от Камчатки к Америке вместе с капитан-командором Берингом". Стеллер оставил также труды по ихтиологии, орнитологии и географии.

Экспедиция не обошлась без жертв: наряду со многими рядовыми участниками походов погибли капитан-командор В. Беринг, начальник Оленекского отряда В. Прончищев и его жена Мария. Имена некоторых участников экспедиции увековечены на географической карте (море Лаптевых, мыс Челюскина, Берингово море, Берингов пролив и т.д.)

В 1741-1742 гг. в рамках Великой Северной экспедиции В.И. Беринг и А.И. Чириков совершили свое знаменитое плавание с Камчатки к северозападному побережью Америки (Аляске). 4 (15) июня 1741 г. "Святой Петр" под командованием Беринга и "Святой Павел" под командованием Чирикова вышли из Петропавловска на поиск берегов Америки. 20 июня (1 июля) из-за сильного тумана оба судна разошлись в море и потеряли из виду друг друга. С этого момента плавание Беринга и Чирикова происходило раздельно. 16 (27) июля 1741 г. Беринг достиг берегов Америки. Во время плавания им были открыты острова Святого Ильи, Кадьяк, Туманный, Евдокеевские. Между тем среди экипажа обнаружились случаи заболевания цингой, поэтому Беринг принял решение вернуться на Камчатку. На обратном пути он открыл Шумагинские острова и ряд островов Алеутской гряды. Плавание "Святого Петра" протекало в очень трудных условиях. На обратном пути корабль попал в полосу сильных бурь. Трудности усугублялись свирепствовавшей среди команды цингой, которая унесла из жизни 12 человек. Оставшиеся в живых члены экипажа едва справлялись с управлением судна. Истощились запасы питьевой воды и продовольствия, судно потеряло управление. 4 (15) ноября была наконец замечена земля. Бедственное положение судна заставило отряд высадиться на берег неведомой земли. Вновь открытая земля оказалась островом, впоследствии получившим имя Беринга. Здесь нашел свое последнее пристанище отважный командор. Его спутники, оставшиеся в живых, весной 1742 г. из обломков "Святого Петра" построили двухмачтовый парусник, на котором вернулись в Петропавловск. Что же касается судьбы А.И. Чирикова, то он на корабле "Святой Павел", потеряв из виду "Святого Петра", утром 15 (26) июля, т.е. более чем на сутки раньше Беринга, достиг Северной Америки. Продолжая плыть вдоль берега, Чириков осмотрел американское побережье протяженностью около 400 верст, собрал ценные сведения о животном и растительном мире этой территории. На обратном пути на Камчатку, проходившем, так же как и у Беринга, в трудных условиях, Чириков открыл часть островов Алеутской гряды (Адах, Кадьяк, Атту, Агатту, Умнак) и остров Адэк, относящийся к группе Андреяновских островов. 10 (21) октября "Святой Павел" возвратился в Петропавловскую гавань. Из 75 членов экипажа с ним вернулся всего 51 человек.

Большое значение для развития географии и биологии в России во второй половине XVIII в. имели академические экспедиции 1768-1774 гг., охватившие важнейшие районы европейской и азиатской части страны. Пятью экспедициями был собран большой научный материал о природе, хозяйстве и населении страны. Большой материал и его анализ содержали труды Лепехина, Палласа, Фалька, Георги. Результаты путешествия Лепехина - адъюнкта, затем академика - изложены в сочинении, сокращенно называемом "Дневные записки..." (т. 1-4, СПб., 1771-1805). Оно отличается простотой изложения и практической направленностью исследований. Из теоретических выводов Лепехина обращает на себя внимание его объяснение причин образования пещер (под действием текучих вод), а также убеждение в том, что земной рельеф с течением времени изменяется. Важную роль в экспедициях 1768-1774 гг. сыграл Паллас. Итоги его исследований изложены им в пятитомном сочинении "Путешествие по разным провинциям Российской империи" (1773-1788) на немецком и русском языках. Паллас расшифровал орографические особенности гор Крыма, установил границы перехода между черноземной полосой и полупустыней Прикаспийской низменности, исследовал характер почв и гидрографические особенности этого края; ему принадлежат также исследования по флоре России, зоологии и зоогеографии. Особенно большие результаты дали экспедиции 1768-1774 гг. Палласа (при участии В.Ф. Зуева, И. Георги и Н.П. Рычкова) в Оренбургский край и Сибирь, Гмелина - в Астраханский край, на Кавказ и в Персию, Георги - на Байкал и в Пермский край, Лепехина и Н.Я. Озерецковского на Волгу, Урал и Каспий, а также на Белое море. Позднее (1781-1782) В.Ф. Зуев обследовал Южную Россию и Крым. Эти экспедиции привлекли пристальное внимание научных кругов.

Сочинения Палласа "Российско-азиатская зоография", "Флора России" и другие содержали много новых материалов. Паллас описал большое количество новых видов животных, сообщил сведения об их географическом распространении и условиях обитания, о сезонных миграциях птиц и рыб. Много фаунистических и экологических сведений, относящихся к животному населению Западной Сибири и Уральских гор, содержится также в путевом дневнике Лепехина, изданном в 4 томах в 1771-1805 гг. Материалы, касающиеся фауны юга России, издал в 1771-1785 гг. Гмелин, описавший, в частности, южнорусскую дикую лошадь - тарпана, полностью истребленную во второй половине XIX в.

Мировую известность получила северо-восточная астрономо-географи-ческая экспедиция офицеров русского флота И. Биллингса и Г. А. Сарычева, работавшая в 1785-1793 гг. Главная ее задача состояла в исследовании неизвестных еще частей побережья Северного Ледовитого океана от устья Колымы до Чукотского полуострова. Результаты этой экспедиции изложены Биллингсом в кратких записках, а также в книге Сарычева "Путешествие флота капитана Сарычева по северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану в продолжение осьми лет при Географической и Астрономической морской экспедиции, бывшей под начальством флота капитана Биллингса с 1785 по 1793" (ч. 1-2, с атласом, 1802).

Таким образом, географические и другие исследования необъятной территории Российской империи приобрели в XVIII в. большой размах. Это был удивительный по своим масштабам исследовательский штурм отдаленных окраин страны внесший много нового в мировую науку.

При использовании материалов сайта, необходимо ставить активные ссылки на этот сайт, видимые для пользователей и поисковых роботов.

1

Рассматриваются и анализируются результаты первых академических научных экспедиций 1768‒1774 гг., положивших начало всестороннему изучению природы Кавказа, включая и его териофауну. Постепенно накапливаемые знания о природе Кавказа впоследствии становились мощным средством подчинения России его природных и социальных ресурсов. Чрезвычайно важными в этом отношении являются начальные этапы проникновения русских ученых-натуралистов и путешественников в изучаемый регион, когда их деятельность была сопряжена с немалыми опасностями. С использованием историко-биологических методов получены научные результаты, свидетельствующие об их весомости, достоверности и полезности для дальнейших исследований. В статье приведены исчерпывающие ссылки на работы других ученых, определяющие место данной статьи среди других работ.

академические экспедиции

териофауна

териологические исследования Кавказа

1. Cuvier G. Historie des sciences naturelles, depuis leur origine jusqua nos jours, chez tous les peoples connus, professee an College de France par George Cuvier, complete, redigee, annotee et publiee par M. Magdeleine de Saint-Agy. – Paris, 1841. – Vol. 3. – 230 p.

2. АРАН, ф. 3, оп. 23, № 6.

3. Вавилов С.И. Академия наук СССР и развитие отечественной науки // Вестник АН СССР. – 1949. – № 2. – С. 40-41.

4. Ефремов Ю.К. Петр Симон Паллас (1741-1811) // Творцы отечественной науки. Географы. – М., 1996. – С. 69-82.

5. Колчинский Э.И., Сытин А.К., Смагина Т.И. Естественная история в России. – СПб., 2004. – 241 с.

6. Цагарели А.А. Грамоты и другие исторические документы XVIII столетия, относящиеся к Грузии. – СПб., 1891. – Т. 1.

7. Шишкин В.С. Академик В.Е. Соколов и история териологии. // Сб. Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН. – М., 2000.

8. Шишкин В.С. Зарождение, развитие и преемственность академической зоологии в России // Зоол. журн. – 1999. – Т. 78, Вып. 12. – С. 1381-1395.

9. Шишкин В.С. История отечественной зоологии // Сб. Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН. – М., 1999.

10. Шишкин В.С. Федор Карлович Лоренц. – М.: Моск. орнитологи Изд. МГУ, 1999. – С. 308‒321.

11. Щербакова А.А. История ботаники в России до 60-х гг. XIX века (додарвиновский период). – Новосибирск, 1979. – 368 с.

Большой вклад в развитие российской биологии, в частности, териологии, внёс русский царь-реформатор Пётр I, интересовавшийся зоологией и собиравший разнообразные коллекции животных. Увлёкшись в юности, особенно во время путешествий по Европе, зоологическими коллекциями, содержавшими, кроме прочих экспонатов, образцы млекопитающих, Пётр I заложил экспедиционные исследования природных ресурсов России ещё до основания Академии наук.

Именно по этой причине многие отрасли биологии начали формироваться в России во времена Петра I, в 1724 году основавшего Академию наук в Санкт-Петербурге, что, по мнению научной общественности, стало поворотным пунктом в развитии многих биологических дисциплин в России, в том числе и териологии. Причём, несмотря на то, что разнообразные сведения о жизни млекопитающих, их промысле и использовании в народном хозяйстве накапливались задолго до создания академии, потребовались значительные преобразования государственного устройства, обеспечившие возникновение особого научного центра .

По мнению Э.И. Колчинского (1999), создание Академии наук в Санкт-Петербурге стало важным элементом коренных преобразований страны, проводимых в начале XVIII в., которые диктовались потребностями роста промышленности, транспорта, торговли, повышения культуры народа, укрепления Российского государства и его внешнеполитических позиций. Потребность в открытии и изучении новых территорий, исследование их природных ресурсов, животного и растительного мира явились прямым следствием возросшего могущества России, прочно ставшей в середине XVIII в. на путь товарного производства.

В XVIII в. о природных богатствах России, в особенности, на северо-востоке и юге, было мало информации, в связи с чем изучение этих богатств было главной задачей русских ученых-натуралистов того времени. Как правило, они, совершая экспедиции, собирали не только зоологические и ботанические коллекции, но и минералы, изучали жизнь народов исследуемых территорий, записывали фольклор. Сформировался тип натуралиста широкого профиля, не только хорошо владеющего материалом биологических наук, но и нередко прекрасно знающего физику, химию, геологию, географию и этнографию. Подобная разносторонность объясняется тем, что объем накопленных человечеством знаний по различным отраслям наук был еще небольшим даже в сравнении со второй полови-
ной XIX в.

Во второй половине XVIII в. биологические дисциплины, и в особенности образование в России, находились под сильным зарубежным влиянием. В академии в составе экспедиционных отрядов, в сфере высшего образования все еще доминировали ученые, приглашаемые из-за рубежа. При этом общеизвестно, что многие из них ревностно служили пригласившей их стране. Российский книжный фонд пополнялся за счет поступления трудов иностранных авторов. И именно эти вышеупомянутые зарубежные, преимущественно немецкие ученые, явились «основателями» российской биологии, своим энтузиазмом буквально «заразившие» молодых россиян, как правило, выходцев из низших слоев, получивших благодаря таланту и непрерывному труду естественно-научное образование и ставших авторами первых на русском языке работ о фауне Российской империи. Уникальность российского опыта заключалась в том, что обучение и выполнение первых научных исследований, как правило, осуществлялось параллельно, что способствовало быстрому росту творческого потенциала первых российских естествоиспытателей.

Общий прогресс в развитии науки оказывал влияние на мировоззрение, на общую культуру, на более совершенное понимание места человека в мире и его взаимоотношения с природным окружением. Идеи всеобщей закономерности, которой подчинены явления природы и общественной жизни на основе приоритетов природы, развивал Ш.Л. де Монтескье. Ж. Бюффон пытался понять законы развития природных процессов, роли человека в культурном преобразовании природы. Значительное влияние на развитие биологии оказали идеи планетарного развития, о причинных связях между явлениями природы, между природой и человеческим обществом И. Канта. Все эти, а также другие события и научные достижения оказывали влияние на развитие биологических дисциплин в России.

Необходимо отметить, что обстановка того времени - непрекращающиеся войны, враждебность местных правителей к России - создавала тяжелые условия для экспедиционной деятельности ученых. Особенно опасной была обстановка на Кавказе, где и после присоединения к России, местные князьки и ханы нередко не складывали оружия. В связи с этим проводившиеся в этих условиях экспедиции требовали от ученых немалого мужества. Приходилось думать о защите от всевозможных нападений, поэтому научные экспедиции нередко сопровождались вооруженным военным кон-
воем . Вступление на престол Екатерины II произошло в тот период времени, когда положение России в Предкавказье и на Северном Кавказе нуждалось в радикальном упрочнении. К моменту начала войны России с Турцией русская сторона была готова включить Кавказ в общий план военных действий против турок с тем, чтобы отвлечь турецкие войска от европейского театра войны. Помимо этого, ставилась задача противодействовать турецкой агитации среди мусульманского населения Предкавказья и Северного Кавказа. С началом войны против Турции совпало известие о том, что Академия наук снарядила на Кавказ две экспедиции под руководством И.А. Гюльденштедта и С.Г. Гмелина .

Характер осуществленных во второй половине XVIII в. географических и биологических открытий и исследований приобретает несколько иную окраску, по сравнению с предыдущими периодами. На первый план выдвигаются задачи более глубокого изучения страны и ее природных ресурсов в связи с их хозяйственным использованием и конкретным раскрытием взаимоотношений между отдельными компонентами природы и их общих связей. Характер маршрутных экспедиций был подчинен именно этим задачам. Появляются зачатки нового типа экспедиций, сочетающие в себе маршрутные исследования со стационарными. Изучение территорий приобретает комплексный характер. Особенно ярко эти тенденции проявились во время так называемых Академических экспедиций 1768‒1774 гг., маршрутами которых были охвачены районы почти всей Европейской России и Кавказа, а также обширные пространства Сибири и проходившие как по малоизученным, недавно присоединенным к России, так и по известным территориям. Особенно ценными с научной точки зрения оказались сведения о природе, естественных богатствах, способах хозяйствования, экономике новоприобретаемых земель различных регионов Кавказа, в то время еще не входивших в состав России.

Программа экспедиций была чрезвычайно обширной, - можно сказать, всеобъемлющей. В частности, участникам Астраханских экспедиций, созданных для изучения природных богатств Юга Российской империи, инструкцией предписывалось изучение края в естественно-историческом отношении, с собиранием коллекций по ботанике, зоологии, минералогии: «...испытатели натуры должны возможное прилагать старание для распространения их наук и для приращения ими натурального кабинета, дабы все достопамятные вещи, которые будут иметь случай видеть, как, например, звери, птицы, рыбы, насекомые, растения и выкапываемые из земли вещи, кои достойны примечания и токмо некоторым местам свойственны, ...кои способно сюда отправить можно, обстоятельно были описаны» . Инструкцией было тщательно предусмотрено ведение путевых дневников, своевременное отправление в Академию рапортов и отчетов, а также говорится о расходовании средств, отпущенных на экспедицию.

Особое значение для науки тогда имели фаунистические исследования на территориях, слабо затронутых человеческой деятельностью. Впоследствии, собранные во время экспедиций материалы позволили лучше понять роль антропогенных факторов в видообразовании и эволюции биосферы . Сделанные учеными описания множества видов животных и растений, а также местностей, урочищ, населенных пунктов, черт хозяйства и быта никогда не потеряют ценности именно в силу своей подробности и достоверности. Это своего рода эталоны для измерения перемен, произошедших за последующие эпохи не только в природе, но и в людях. Словно предвидя это, П.С. Паллас объяснял подробнейшие записи так: «Многие вещи, которые могут теперь показаться незначительными, со временем у наших потомков могут приобрести большое значение» .

Не случайно, в середине XIX в. Ж. Кювье писал, что «эти русские экспедиции принесли намного больше пользы для науки, чем английские и французские» . К их деятельности с полным правом можно отнести слова С.И. Вавилова: «Почти все, что было достигнуто в области науки и образования в России в XVIII в., непосредственно или косвенно, исходило из Петербургской Академии наук» . Таким образом, труды ученых XVIII в. не только положили начало систематическому занятию зоологией, ботаникой, картографией, естественной историей, анатомией, физиологией и эмбриологией, но и в значительной степени предопределили будущее развитие отечественного естествознания.

Путевые заметки участников Академических экспедиций предоставляют обширные материалы для истории изучения природных ресурсов во второй половине XVIII в., в частности, животного мира Предкавказья и Северного Кавказа. Рассмотрение их маршрутных описаний, материалов наблюдений за млекопитающими во время путешествий дает возможность показать некоторые особенности их представлений о териофауне исследуемых местностей Кавказского региона.

Рецензент

Мишвелов Е.Г., д.б.н., профессор, профессор кафедры экологии и природопользования Ставропольского государственного университета, г. Ставрополь.

Работа поступила в редакцию 07.02.2011.

Библиографическая ссылка

Хе В.Х. АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в. В ЮЖНЫЕ ОБЛАСТИ РОССИИ И НА КАВКАЗ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕРИОЛОГИИ // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 10-1. – С. 190-192;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=28704 (дата обращения: 26.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»





Михаил Васильевич Ломоносов () Родился Ломоносов в Астраханской губернии в 1711 г. Отец- гос.крестьянин, мать дочь дьякона. Юноша Ломоносов часто помогал односельчанам в составлении прошений и деловых бумаг, писал за неграмотных письма и пристрастился к чтению и потянулся к знаниям. Отец на учебу не отпускал, и Миша взял у соседа Фомы Шубного 3 рубля и направился в Москву на обучение. Там он скрыл своё происхождение и поступил в Славяно-греко-латинскую академию(Спасская школа). Первые 3 класса закончил за 1 год. После окончания Петр 1 набирает в Академию наук 12 лучших учеников этой школы и с 1736 года Михаил слушал лекции профессоров и адъютантов Академии.




Достижения в области естественных наук. Биология- Ломоносов- материальная основа живой и неживой природы едина. Биология- Ломоносов- материальная основа живой и неживой природы едина. Анатомия - М.И. Шеин (1774) – создание первого русского анатомического атласа. Анатомия - М.И. Шеин (1774) – создание первого русского анатомического атласа. Ботанический сад- Демидовы (1756) Ботанический сад- Демидовы (1756) Медицина- конец 18 века- открыты медико – хирургические академии Медицина- конец 18 века- открыты медико – хирургические академии География- издание первого Атласа Российской империи (1745) География- издание первого Атласа Российской империи (1745) Геология - накоплены материалы о месторождение угля, нефти, минералов, горных пород Геология - накоплены материалы о месторождение угля, нефти, минералов, горных пород Астрономия- с помощью ученых Л.Эйлера и М. Ломоносова – создана сеть обсерваторий для наблюдения за звездами. Астрономия- с помощью ученых Л.Эйлера и М. Ломоносова – создана сеть обсерваторий для наблюдения за звездами. Физика – м.Ломоносов и Бернулли создали кинетическую теорию газов. Физика – м.Ломоносов и Бернулли создали кинетическую теорию газов. Химия- Ломоносов- создание ряда химических лабораторий, где создавались красители, клеи, фильтры….. Химия- Ломоносов- создание ряда химических лабораторий, где создавались красители, клеи, фильтры…..




Академические экспедиции (для изучения новых неизвестных науке теорий 1-я экспедиция- поиск новых путей в Индию (изучала Каспий, земли Хивы и Бухары) 1-я экспедиция- поиск новых путей в Индию (изучала Каспий, земли Хивы и Бухары) направление сибирское, составлена карта Камчатки и Курильских островов) направление сибирское, составлена карта Камчатки и Курильских островов) Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга. (доказательство существования пролива между Азией и Америкой) Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга. (доказательство существования пролива между Азией и Америкой) 2 –я Камчатская экспедиция,исследовавшая западную и Восточную Сибирь. 2 –я Камчатская экспедиция,исследовавшая западную и Восточную Сибирь. Открытие и освоение земель Америки Открытие и освоение земель Америки экспедиция, изучающая природу, население и хозяйства различных районов России экспедиция, изучающая природу, население и хозяйства различных районов России.






Иван Иванович Ползунов ()


Система образования в ХVІІІ веке Школы грамоты (священники) Школы грамоты (священники) Общеобразовательные школы (2 гимназии для дворян и разночинцев) Общеобразовательные школы (2 гимназии для дворян и разночинцев) Закрытые учебные заведения для дворянских детей. Закрытые учебные заведения для дворянских детей. а) Сухопутный шляхетский корпус (1731) а) Сухопутный шляхетский корпус (1731) б) Морской шляхетский корпус (1752) б) Морской шляхетский корпус (1752) в) Пажеский корпус (1750) в) Пажеский корпус (1750) г) Смольный институт для девушек – дворянок (1764) г) Смольный институт для девушек – дворянок (1764) Открытие учеб.заведений для детей купцов и мещан (заводчики Демидовы) Открытие учеб.заведений для детей купцов и мещан (заводчики Демидовы) Профессионально-художественные училища Профессионально-художественные училища Открытие Московского университета Открытие Московского университета


Закрепление нового материала Ответьте на вопросы: Ответьте на вопросы: 1. Почему Академия наук считалась не только центром науки, но и образования? 2. Назовите крупнейшие достижения ученых в области естественных наук 3. Какую роль играли академические экспедиции? 4. Почему Михаила Ломоносова называют учёным- энциклопедистом?