Методические рекомендации по изучению блока "природа земли и человек". Природа – что такое природа, природа мира, фото и видео Земная кора и литосфера

Кафедра общественно-научных дисциплин

в учебном предмете географии.

г. Екатеринбург

2014 г.

«Природа Земли и человек»

Пояснительная записка

Пояснительная записка отражает основное содержание блока, его краткую характеристику, цели и задачи, планируемый результат, подготовку учащихся к государственной аттестации (ОГЭ и ЕГЭ), проблемы, возникающие при сдаче экзамена и методические рекомендации по изучению тем данного блока «Природа Земли и человек».

Данный блок «Природа Земли и человек»по географии включает в себя несколько разделов, предметных тем и рекомендуемый перечень практических работ.

    Основное содержание

Блок. Природа Земли и человек (30 часов)

    Земля - планета Солнечной системы.

    Развитие географических знаний человека о Земле.

    Земная кора и литосфера.

    Рельеф Земли.

    Минеральные ресурсы литосферы.

    Гидросфера - водная оболочка Земли.

    Источники пресной воды на Земле.

    Атмосфера - воздушная оболочка Земли.

    Биосфера Земли.

    Почва как особое природное образование.

    Географическая оболочка Земли.

Практические работы

1. Составление и объяснение схем: а) «Положение Земли в Солнечной системе »; б) «Движение Земли вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни равноденствий и солнцестояний) »;

в) «Рельеф дна Мирового океана », «Строение атмосферы »; г) «Части реки »; д) «Различия гор и равнин по высоте » .

2. Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность.).

3. Описание по карте географического положения (ГП) гор и равнин, морей, рек, природных зон, а также описание на местности форм рельефа, водных объектов, погоды и климата, растений, почв и воздействия на них хозяйственной деятельности человека; меры по их сохранению и восстановлению.

4. Определение по карте высоты гор и равнин, глубин морей и океанов, направлений морских течений, течений рек, других объектов, явлений и процессов, необходимых для объяснения учебного материала.

5. Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма, географических объектов, необходимых для изучения соответствующих тем, а также ряда месторождений полезных ископаемых, природных памятников

лито-, гидро- и биосферы.

6. Организация наблюдений за погодой; измерения элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера).

7. Построение графика температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности.

2. Общая характеристика блока

Блок полностью реализует идеи стандарта, входит в рабочую программу и составлен с учетом новой Концепции географического образования.

Содержание блока отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом. Такой подход позволяет рассматривать компоненты природы Земли в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования у учащихся целостной картины мира, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание данного блока чётко знакомит учащихся с основными оболочками Земли, значимостью их взаимодействия, что позволяет формировать у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.

3. Цели изучения блока « Природа Земли и человек»

Изучение блока «Природа Земли и человек» в географии основной школы направлено на достижение следующих целей:

    освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования, об элементах погоды, об оболочках Земли;

    владение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков » международного общения - географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

    воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

    формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

4. Место блока «Природа Земли и человек» в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География » на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе - 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю.

5. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

    познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

    сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

    ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

    соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

6. Планируемые результаты обучения.

Результаты изучения блока полностью соответствует стандарту. Требования направлены на:

    реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов;

    освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;

    овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

    подготовка выпускника к государственной аттестации.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что практически весь материал курса географии 6 класса попадает в задания КИМов.

Для подготовки к государственной итоговой аттестации по географии в форме ОГЭ и ЕГЭ особенно тщательно повторить курс 6 класса, так как задания, проверяющие знания, основаны на материале данного блока.

В первой теме блока «Земля - планета Солнечной системы» необходимо уделить особое внимание понятиям «шарообразность» и «выпуклость», когда речь идёт о форме планеты Земля. Учащиеся забывают также расположение планет по удалённости от Солнца, деление планет на планеты земной группы и планеты–гиганты. Важными вопросами является в этой теме «Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года в обоих полушариях», которые трудны для усвоения в 6 классе и требуют неоднократного повторения. Можно использовать тренировочные задания из КИМов предыдущих лет на длину светового дня, что часто предполагает знания понятий географической широты и географической долготы.

Во второй теме «Развитие географических знаний человека о Земле» учащимся необходимо ориентироваться в хронологии географических исследований, что требует запоминания во время изучения.

В теме «Земная кора и литосфера» следует обратить внимание на повторение вопросов, связанных со строением земной коры, пород разного происхождения. Можно включить тренировочные задания по предсказанию и защите от опасных природных явлений.

Тема « Рельеф Земли» предполагает у учащихся знания основных форм рельефа и дна Мирового океана. Какими цветами обозначены формы рельефа на карте и определение высот различных объектов по шкале высот и глубин. В этих вопросах у выпускников тоже возникают проблемы на экзаменах.

Тема «Минеральные ресурсы литосферы» . В этой теме нужно уделить внимание видам полезных ископаемых, их названиям и обозначениям, используемых в картах, уметь их отмечать в контурных картах.

Тема «Гидросфера - водная оболочка Земли» . Тема предполагает знания у учащихся частей гидросферы (Мировой океан, ледники, воды суши), понятий, названий рек, океанов, течений в океанах, определение по карте глубин океанов.

В теме «Источники пресной воды на Земле» могут быть допущены ошибки, связанные с расположением пластов, происхождением грунтовых вод, зависимости уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Учащиеся должны уметь давать характеристику географического положения рек, оперировать понятиями речная система, питание и режим рек, русло, притоки, уметь находить их на карте.

В теме « Атмосфера - воздушная оболочка Земли есть вопросы, которые требует от учащегося не только запоминания элементов погоды, но и умения составлять графики, розу ветров, определять по графикам климат определённого объекта.

В теме « Биосфера Земли» учащиеся должны знать разнообразие растительного и животного мира Земли, особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане, границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Здесь можно предложить для подготовки учащихся к экзаменам проблемные задания, задания на соответствие.

В теме « Почва как особое природное образование» выпускники могут допустить ошибки в расположении слоёв почвенного профиля. Необходимо уделить больше внимания на изучение состава почв.

Ошибки, допускаемые в теме « Географическая оболочка Земли » выпускниками, частично связаны с незнанием расположения природных зон, широтной зональности и высотной поясности, поэтому для запоминания размещения природных зон необходимо поработать с физическими и контурными картами. Но выпускники не умеют применить навыки работы с ними для получения нужной информации. Например, при определении характеристики природной зоны по описанию.

Часть ошибок связана с тем, что при определении географических координат, абсолютной высоты точек по топографической карте выпускники затрудняются точно определить показатели, если точка находится не на обозначенной линии параллели, меридиана или горизонтали. При подготовке к итоговой аттестации необходимо использовать карты разных картографических проекций, чтобы отработать данное умение. Некоторые трудности возникают у выпускников при определении расстояний по карте. При формировании и закреплении данного умения следует использовать карты разных масштабов.

Также школьники испытывают затруднения в извлечении информации из статистически материалов: таблиц, графиков. Поэтому целесообразно уделить особое внимание развитию умения извлекать правильную информацию из графиков.

Кроме этого, с целью успешной подготовки к итоговой аттестации рекомендуем большее внимание уделить таким сложным темам содержания школьных курсов географии, как биосфера (обратив внимание на почвы), климат, гидросфера, годовое и суточное движения Земли.

Завершая, следует напомнить, что для успешного выполнения контрольно-измерительных материалов выпускники должны уметь внимательно читать инструкции к заданиям, дочитывать задания до конца, а так же обращать внимание на запись ответов в нужной последовательности.

Человек и природа всегда были тесно связаны. Однако с началом индустриализации, ростом технического развития и оснащенности, человек забыл свое место в природе.

Современный мир лишь отдаленно напоминает существование человека в былые времена. Еще столетие назад в городах было больше деревьев, человек всячески стремился наполнить жизнь зеленью, и тем самым пытался сохранить связь с природой.

Рис. 1. Современный мегаполис.

Сейчас людей окружает мир только полезных и нужных вещей:

  • автомобили;
  • электронные гаджеты;
  • дома из кирпича и бетона;
  • металлоконструкции.

Прогресс подарил человечеству массу эффективных изобретений, но при этом отдалил людей от живой природы.

Человек - единственный представитель мира животных, который обладает способностью рисовать прямые линии.

Каждый из нас является частью функциональной системы планетарного масштаба. Современное общество всячески отдаляется от окружающего мира пластиком, сталью и бетоном. Искусственная изоляция под маской всевозможных благ и мнимого комфорта психологически угнетает человека и негативно влияет на здоровье и психику.

Сегодня не у каждого современного жителя Земли есть возможность соприкоснуться с миром растений и животных и тем самым ощутить единение с природой.

Но все же, в наше время люди теперь чаще стремятся отойти от рукотворного изобилия и просто прогуляться в парке или выбраться на отдых в лес.

Человеку сложно справиться с желанием наблюдать вокруг себя настоящую жизнь.

Природа земли и человек

Людям следует иначе смотреть на окружающую их природу.

Человек — единственное живое существо на планете, которое обязано нести ответственность за нанесение непоправимого вреда природе. Это касается в большей степени стремления чрезмерно использовать планетарные природные ресурсы.

Все это является причинами изменения климата и различных видов загрязнений.

Рис. 2. Лас-Вегас из космоса.

Работа источников искусственного света в ночное время - одно из самых очевидных физических изменений. Кроме того, это самая простая форма загрязнения, которую можно увидеть даже из космоса. Огни Лас-Вегаса видны с околоземной орбиты.

Сегодня климатические изменения стали весьма ощутимы и непредсказуемы.

Нетронутых уголков на планете сейчас все меньше, и общество не отдает себе отчет в том, что постепенно вырабатывается привыкание к отсутствию живой природы вокруг.

Рис. 3. Природа, нетронутая человеком.

Последующие поколения могут уже не застать естественную природу и нормой для них может стать искусственный, неживой мир. Человечеству следует как можно чаще получать удовольствие от естественной красоты того, что нас окружает.

Уничтожение лесных ресурсов для увеличения площадей под сельскохозяйственные угодья радикально влияют на окружающую среду. Это ведет к эксплуатация природы за границами безопасных пределов. Дикие звери оказываются в населенных пунктах и атакуют людей. Люди своими действиями нарушают естественную среду обитания многих видов животных. Критическое сокращение площади лесных массивов угрожает жизни множества диких видов.

Что мы узнали?

Узнали, что влияет на изменения климата на планете. Получили информацию об интересном факте относительно самого «яркого» города планеты. Узнали интересный факт о человеческих способностях. Выяснили причину нападения диких животных на человека.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 108.

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли.

Земная кора и литосфера. Состав земной коры, ее стро­ение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Миро­вого океана. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Воздействие хозяйственной дея­тельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропо­генные формы рельефа.

Атмосфера - воздушная оболочка Земли.

Атмосфера. Значение ат­мосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, темпе­ратура воздуха, распределение тепла на Земле. Атмосферное давление, ветры, осадки. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства. Распределение влаги на поверх­ности Земли.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопаснос­ти. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности.

Гидросфера - водная оболочка Земли.

Океаны. Части Мирового океана. . Температура и соленость вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определе­ния географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и ор­ганические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное ис­пользование.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Зем­ле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опас­ные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Биосфера Земли. Разнообразие растительного и живот­ного мира Земли. Особенности распространения живых орга­низмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и живот­ном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана раститель­ного и животного мира Земли. Наблюдения за раститель­ностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Географическая оболочка Земли. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географи­ческая оболочка - крупнейший природный комплекс Земли. Строение, свойства и закономерности географической обо­лочки, взаимосвязи между ее составными частями. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хо­зяйственной деятельности человека в разных природных зо­нах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Раздел 3. Население Земли

Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути рас­селения древнего человека.

Численность населения Земли, ее изменение во вре­мени. Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Прогнозы изме­нения численности населения Земли.

Размещение людей на Земле. Показатель плотности на­селения. Среднемировая плотность населения и ее изменение со временем. Карта плотности населения. Неравномерность размещения населения мира. Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяй­ственная деятельность людей в разных природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.

Народы и религии мира. Народ. Языковые семьи. Гео­графия народов и языков. Карта народов мира. Мировые и национальные религии, их география.

Хозяйственная деятельность людей. Понятие о совре­менном хозяйстве, его составе. Основные виды хозяйствен­ной деятельности людей, их география.

Городское и сельское население. Города и сельские по­селения. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Крупные города.

Раздел 4 . Материки, океаны и страны

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Современное географическое положение материков и океанов. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли.

Материки, океаны и страны. Основные черты релье­фа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Насе­ление материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельно­сти человека. Катастрофические явления природного характе­ра. Океаны Земли. Особенности природы, природные богат­ства, хозяйственное освоение Северного Ледовитого, Атлан­тического, Индийского и Тихого океанов. Охрана природы.

Историко-культурные районы мира. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Памятники природного и культурного наследия человечества.

Планируемые результаты обучения

1. Знать /понимать/:

Ø основные географические понятия и термины;

Ø различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

Ø результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

Ø географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;

Ø причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;

Ø основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);

Ø связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов;

Ø причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению;

Ø географию крупнейших народов Земли.

2. Уметь:

оценивать и прогнозировать:

Ø по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

Ø изменения климатов Земли в целом и на отдель­ных материках;

Ø природные условия и природные богатства как ус­ловия для жизни и хозяйственной деятельности людей;

Ø основные особенности природы в ее связи с насе­лением и его хозяйственной деятельностью в пре­делах материков, их крупных регионов и отдель­ных стран.

объяснять:

Ø особенности строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходя­щих в геосферах;

Ø особенности компонентов природы материков, раз­личия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

Ø особенности расового и этнического состава населе­ния;

Ø различия в условиях жизни народов, в степени за­селенности материков и отдельных стран;

Ø различия в орудиях труда, средствах передвиже­ния, в типах жилищ, видах хозяйственной де­ятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде;

Ø особенности экологических ситуаций на матери­ках, в акваториях океанов, в отдельных странах;

Ø основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

понятия: «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «водная масса», «природная зона», «климатообразующие факторы», «географическое по­ложение материка», «режим реки», «природный комплекс», «географическая оболочка», «зональ­ность», «высотная поясность», уметь применять их в процессе учебного познания.

описывать:

Ø основные источники географической информации;

Ø географическое положение объектов (по карте);

Ø существующие в природе круговороты вещества и энергии (по схемам);

Ø компоненты ландшафта, природные зоны, геогра­фические особенности крупных регионов матери­ков и крупнейших стран мира;

Ø объекты и территории по картам, картинам и дру­гим источникам географической информации, со­здавая их словесный или графический образ;

Ø особенности материальной и духовной культуры крупных народностей.

определять (измерять):

Ø географическую информацию по картам различно­го содержания (количество осадков, температуру воздуха, годовую амплитуду температур и т. д.);

Ø вид и тип карт и других источников географиче­ских знаний для получения необходимой информа­ции.

называть и (или) показывать:

Ø важнейшие природные объекты материков, океа­нов, их крупных регионов, стран;

Ø типы земной коры, основные тектонические струк­туры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;

Ø факторы формирования климата, области дей­ствия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;

Ø крупнейшие народы мира, наиболее распростра­ненные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению стра­ны мира;

Ø основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города;

Ø ареалы распространения основных видов традици­онной хозяйственной деятельности;

Ø природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.

3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Ø чтения карт различного содержания;

Ø проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями;

Ø принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий;

Ø понимания географической специфики регионов и стран мира.

Ø проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических, статистических, информационных ресурсов Интернета.

Компетенции

Общеучебные

Выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Умение искать оригинальные решения. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приведение примеров, формулирование выводов.

Предметно-ориентированные

Ø выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

Ø находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных материков и океанов Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

Ø приводить примеры : использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов стран мира;

Ø составлять краткую географическую характеристику материков и океанов и их природных зон на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

Ø определять на карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов на материках и океанах;

Практические работы:

№ 1:

№ 2: «Составление и анализ схемы «Влияние строения земной коры на рельеф Земли»

№ 3: «Выделение на карте территорий, где в наибольшей мере проявляется влияние океана на сушу»

№ 4: « Анализ статистических данных об изменении численности населения Земли»

№ 5: «Комплексная характеристика одного из океанов».

№ 6: «Описание географического положения материка Африка».

№ 7: «Сравнительная характеристика тропического и субэкваториального пояса северной части Африки».

№ 9: «Сравнительная характеристика ГП Африки и Ю.Америки».

№ 11: « Комплексная характеристика одной из стран материка Ю. Америки».

№ 12: «Сравнение климата п-ов Аляска и Лабрадор (1в.), Калифорния и Флорида (2в.), расположенных в одном климатическом поясе».

№ 13: «Описание одной из стран Сев. Америки с определением особенностей природы, населения и его хозяйственной деятельности».

№ 14: «Сравнительная характеристика климата Евразии и Северной Америки ».

№ 15: «Сравнительная характеристика природных зон Евразии и Северной Америки по 40 с.ш. и 80 в.д».

№ 16: «Сравнительная характеристика природы и хозяйственной деятельности людей Аппенинского, Пиренейского и Балканского полуостровов».

При выполнении практических работ в курсе 7 класса важно сформировать умения учащихся по работе с источниками информации – географическими картами, текстом учебника, таблицами, диаграммами. Учащиеся должны овладеть умениями и навыками комплексной физико-географической характеристики географического объекта, территории, сравнительной характеристики двух или нескольких объектов, территорий на основе типового плана, а также совершенствовать навыки самостоятельного составления плана характеристики. Выявлять причинно-следственные связи между различными географическими явлениями. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы.

Тело Земли принято делить на три основные части - земную кору, мантию и ядро (рис. 39).



Рис. 39. Внутреннее строение Земли


Краткая характеристика этих частей представлена в таблице 11.

Земная кора и верхняя часть мантии Земли составляют литосферу (от греч. Lithos - камень и shaira - шар) - верхнюю твердую оболочку Земли. Мощность литосферы примерно 50-200 км.

Земная кора состоят из горных пород и минералов.

Минерал - природное тело, относительно однородное по химическому составу и физическим свойствам, образующееся как в глубинах, так и на поверхности Земли.



Рис. 40. Общий минеральный состав Земли


Таблица 11


Внутреннее строение Земли


Глубина (в км)

Название оболочки

Состав и состояние

Особенности

земная кора

Состоит из горных пород и минералов; состояние твердое

Плотность вещества составляет 2,5-3,3 г/см3. С глубиной температура горных пород изменяется: сначала падает, а потом увеличивается. На глубине 100 км температура достигает 1300 -1500 °С

мантия верхняя

полужидкое

мантия нижняя

Железо, кремний, магний, окислы кремния и магния в твердом состоянии

Плотность вещества увеличивается от 3,5 до 5,7 г/см3. Занимает 83% объема Земли. Температура может достигать 2000 °С и выше. Ядро имеет радиус около 3,5 тыс. км

верхний слой ядра

Жидкое состояние вещества


внутренняя часть твердого ядра

Железо и никель в твердом состоянии

Плотность вещества составляет 13 г/см3, температура 5000 - 6000 °С


Горная порода - природная совокупность минералов, образующая самостоятельное геологическое тело в земной коре.

По происхождению выделяют магматические, осадочные и метаморфические горные породы.

Магматические горные породы - образуются в результате застывания магмы - расплавленного вещества земных недр в условиях высоких температур и давления. Магма, излившаяся на поверхность, потерявшая значительную часть газов, называется лавой.

Если магма медленно остывает на большой глубине, то образуются интрузивные (глубинные) горные породы, имеющие кристаллическую структуру. При быстром остывании магмы, излившейся на поверхность, образуются эффузивные (излившиеся) горные породы.

Осадочные горные породы - образуются в результате осаждения вещества в водной среде и на суше, выпадения веществ из растворов, а также деятельности организмов. Среди осадочных горных пород выделяют органогенные и неорганогенные (обломочные и хемогенные).

Органогенные горные породы образуются в результате накопления останков животных и растений.

Обломочные горные породы образуются в результате выветривания, переотложения с помощью воды, льда или ветра продуктов разрушения ранее возникших горных пород (табл. 12).


Таблица 12


Обломочные горные породы в зависимости от размеров обломков



Хемогенные горные породы формируются в результате осаждения из вод морей и озер растворенных в них веществ.

Горные породы, погруженные на большие глубины, под воздействием повышенного давления и высоких температур

подвергаются значительным изменениям - метаморфизму. Так образуются метаморфические горные породы.

Примеры горных пород, различных по происхождению, представлены в табл. 13.


Таблица 13


Горные породы различного происхождения



Земная кора - верхняя оболочка «твердой» Земли - наиболее активно используется в хозяйственной деятельности человека. Она состоит из нескольких слоев (рис. 41).



Рис. 41. Строение земной коры


«Гранитный» и «базальтовый» слои названы так потому, что в них распространены горные породы, похожие по физическим свойствам на гранит и базальт.

Не на всех участках поверхности Земли она имеет одинаковое строение. Это отличие, а так же мощность земной коры легли в основу выделения континентального и океанического типов земной коры. Океаническая отличается от континентальной отсутствием гранитного слоя и значительно меньшей мощностью (до 10 км). Континентальная земная кора распространена не только под материками, но и под материковыми склонами, на островах. Средняя ее мощность составляет 35-40 км, а под горными сооружениями - до 75 км.

Выделяют и переходные типы земной коры - субокеаническая и субконтинентальная.

Субокеаническая земная кора расположена вдоль континентальных склонов и подножий, может встречаться в окраинных и средиземных морях. Она представляет собой континентальную кору мощностью до 15-20 км.

Субконтинентальная земна кора расположена на вулканических островных дугах.

Рельеф - совокупность неровностей земной поверхности. Он формируется в результате воздействия на литосферу внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) процессов.

Источником внутренних процессов является тепло, образующееся при радиоактивном распаде элементов, входящих в состав ядра.

Внутренние геологические процессы обуславливают различные тектонические движения - перемещения отдельных участков земной коры. По преобладающему направлению выделяют два типа тектонических движений: вертикальные и горизонтальные. Оба типа движений могут проходить как самостоятельно, так и во взаимосвязи друг с другом. Часто один тип движения порождает другой.

Проявлением тектонических движений может служить перемещение крупных блоков земной коры, образование складчатых и разрывных нарушений различного масштаба (рис. 42).



Рис. 42. Типы разрывных нарушений земной коры


Сбросы и взбросы ограничивают горсты и грабены (рис. 43).



Рис. 43. Горст и грабен

(стрелками показано направление движения блоков земной коры)


Согласно теории литосферных плит вся литосфера разделена узкими, активными зонами - глубинными разломами на отдельные жесткие плиты, перемещающиеся в пластичном слое верхней мантии относительно друг друга со скоростью 2-3 см в год. Эти жесткие блоки называются литосферными плитами (рис. 44).



Рис. 44. Литосферные плиты


Движение литосферных плит связано с перемещением вещества в мантии.

В местах схождения континентальных плит происходит их столкновение, образуются горные пояса (рис. 45).



Рис. 45. Столкновение континентальных литосферных плит


При взаимодействии континентальной и океанической плит плита с океанической земной корой как бы подныривает под плиту с континентальной земной корой (рис. 46).



Рис. 46. Столкновение континентальной и океанической литосферных плит


В результате столкновения континентальной и океанической литосферных плит образуются глубоководные желоба и островные дуги.

Расхождение литосферных плит происходит в зонах срединно-океанических хребтов (рис. 47).



Рис. 47. Расхождение литосферных плит в зоне срединно-океанического хребта


При расхождении литосферных плит у сердинно-океанических хребтов возникает молодая базальтовая океаническая земная кора.

Для осевых зон срединно-океанических хребтов характерны рифты (от англ. rift - расщелина, трещина, разлом) - крупная линейная тектоническая структура земной коры протяженностью в сотни, тысячи, а шириной в десятки, а иногда и сотни километров, образовавшаяся главным образом при горизонтальном растяжении коры (рис. 48). Очень крупные рифты называются рифтовыми поясами, зонами или системами.



Рис. 48. Схема образования рифта


Рифты, так же как срединно-океанические хребты и глубоководные желоба, являются подвижными областями Земли и характеризуются сейсмической активностью и вулканизмом, так как располагаются на границах литосферных плит, в местах их разрыва, расхождения, столкновения. Это свидетельствует о том, что процесс формирования земной коры в этих зонах интенсивно происходит и в настоящее время.

Таким образом, зоны современного вулканизма и высокой сейсмической активности (т.е. распространения землетрясений) совпадают с разломами земной коры. А чем дальше от границ подвижных участков к центру плиты, тем более устойчивыми становятся участки земной коры.

Землетрясение - это подземные удары и колебания поверхности Земли, вызванные главным образом тектоническими процессами.

В зависимости от причин, их вызывающих, землетрясения подразделяются на:

1) тектонические, связанные с образованием в земной коре разломов и движениями по ним глыб земной коры (самые распространенные);

2) вулканические, связанные с движениями магмы в очаге и канале вулкана и взрывными выбросами вулканических газов. Обычно проявляются с небольшой силой и охватывают небольшие площади; но в отдельных случаях сила таких землетрясений может быть огромна. Например, при извержении вулкана Кракатау (Зондские острова) в 1883 г. взрыв уничтожил половину вулкана, а сотрясение при этом причинило большие разрушения на островах Ява, Суматра, Калимантан;

3) обвальные, происходящие при обвале в подземных пустотах за счет удара, производимого обвалившейся массой. Такие землетрясения возникают нечасто, имеют небольшую силу; распространяются на очень ограниченной территории.

Область в недрах Земли, в пределах которой возникает землетрясение, называется очагом землетрясения, его центр - гипоцентром, проекция гипоцентра на поверхность Земли - эпицентром (рис. 49).



Рис. 49. Землетрясение

1) очаг землетрясения;

2) эпицентр землетрясения;

3) трещины на поверхности, вызванные землетрясением;

4) первичные сейсмические волны;

5) вторичные сейсмические волны


Очаги землетрясений могут находиться на глубине от 20-30 км до 500-700 км. Наиболее сильные землетрясения имеют глубину очага 10 км или менее. Землетрясения с глубоким расположением очага обычно не отличаются большой разрушительной силой на поверхности.

Часть энергии землетрясения может быть поглощена почвой, и потому на поверхности образуются трещины.

Первичные сейсмические волны возникают в результате сжатия и растяжения, аналогично звуковым волнам. Они проходят сквозь типичные породы земной коры со скоростью около 5 км/сек. Вторичные волны движутся медленнее, около 3 км/сек, а в глубине мантии - 7 км/сек и направлены наискось (из стороны в сторону). Волны обоих типов распространяются из очага во всех направлениях.

Сила землетрясений определяется по 12-балльной шкале. Одним баллом обозначают самое слабое землетрясение, самые сильные, в 10-12 баллов, имеют катастрофические последствия. Основой для определения интенсивности землетрясения служит степень повреждения зданий, деформаций грунта и т. п.

Вулканизм - совокупность процессов и явлений, вызванных движением магмы в верхней мантии, земной коре и на поверхности Земли.

Вулканизм может быть:

1) внутренним - когда магма не достигла земной поверхности, а вторглась по трещинам и каналам в толщи осадочных пород, приподняв их;

2) внешним - движение магмы с выходом ее на поверхность.

В зависимости от условий и путей проникновения магмы на поверхность различают три типа вулканических извержений:

1) площадные извержения - извержения, которые привели к образованию обширных лавовых плато (плато Декан, Колумбийское плато);

2) трещинные извержения - извержения, которые происходят по трещинам (в настоящее время проявляется в Исландии и на дне океанов в районах срединно-океанических хребтов);

3) извержения центрального типа - извержения, которые связаны с определенными участками, находящимися, как правило, на пересечении двух разломов, и происходят по сравнительно узкому каналу. Вулканы, образовавшиеся при таких извержениях, называются слоистыми (стратовулканами) (Килиманджаро, Ключевская Сопка, Фудзияма, Этна, Гекла).

Вулканы обычно имеют конусообразную или куполовидную форму, сложенную продуктами извержения. В центральной части их находится канал, по которому происходит выброс этих продуктов.

Строение вулкана представлено на рис. 50.



Рис. 50. Строение вулкана


Вулканы, которые постоянно или периодически извергаются, называются действующими. Уснувшими называют вулканы, об извержении которых нет сведений, но они сохраняют форму и под ними происходят локальные землетрясения. Потухшими считаются вулканы преимущественно разрушенные или размытые, без каких-либо проявлений вулканической деятельности на протяжении современного исторического периода. Это деление условное, т.к. неоднократно наблюдалось, что вулканы, считавшиеся потухшими, начинали действовать.

Продолжительность вулканических извержений может быть различна - от нескольких часов до нескольких лет и более.

Большая часть крупнейших по высоте вулканов мира расположена в Южной Америке - это Охос-дель-Саладо (граница Чили и Аргентины), Льюльяйльяко (Чили - Аргентина), Сахама (Боливия), Коропуна (Перу), Сан-Педро (Чили). Все они выше 6 тыс. м. Еще один крупный вулкан - Котопахи (Эквадор) имеет высоту около 6 тыс. м.

Около 2/3 всех вулканов Земли сосредоточены на островах и берегах Тихого океана. Это так называемое Тихоокеанское огненное кольцо. На территории Тихоокеанского огненного кольца к настоящему времени зарегистрировано самое большое число крупных извержений вулканов.

Тектонические структуры - закономерно повторяющиеся в земной коре формы залегания горных пород. Наиболее крупные глубинные тектонические структуры земной коры уходят корнями в верхнюю мантию. Это платформы и складчатые пояса.

Платформа (от франц. plat - плоский и forme - форма) - обширный участок земной коры, обладающий сравнительно малой подвижностью, равнинным или платообразным рельефом, имеющий двухъярусное строение - складчатое основание внизу (фундамент) и осадочный чехол сверху.

Платформы разделяют на древние и молодые (табл. 14). Молодые платформы - это плиты.


Таблица 14


Платформы



Наиболее крупные структурные элементы платформы - щиты - обнаженные выступы складчатого и метаморфизованного фундамента.

Складчатый (подвижный) пояс - крупная тектоническая структура, характеризующаяся высокой тектонической активностью. Протяженность складчатых поясов составляет многие тысячи километров, ширина превышает тысячу километров. Главными складчатыми поясами планеты являются:

1. Тихоокеанский пояс, обрамляющий впадину Тихого океана и отделяющий ее от древних платформ.

2. Урало-Монгольский пояс, простирающийся от Баренцева и Карского до Охотского и Японского морей.

3. Средиземноморский пояс пересекает земной шар в широтном направлении от Карибского до Южно-Китайского моря, отделяя южную группу древних платформ. Иногда его называют Альпийско-Гималайским, а в Центральной Америке - Карибским.

4. Атлантический пояс отделяет Северо-Американскую платформу от Восточно-Европейской и на юге сочленяется со Средиземноморским поясом и Урало-Монгольским на востоке.

5. Арктический пояс протягивается от Канадского Арктического архипелага до Северо-восточной Гренландии вдоль современных северных окраин Азии и Северной Америки.

Внутреннее строение складчатых поясов отличается большой сложностью, так как они представляют собой мозаику из частей обломков континентов, островных дуг, фрагментов ложа океанов и их окраинных морей, внутриокеанических поднятий. Именно в этих поясах сформировались два главных сейсмических пояса Земли: Альпийско-Гималайский и Тихоокеанский.

Среди внешних сил, постоянно воздействующих на земную поверхность, следует отметить такие процессы, как: выветривание, перемещающую деятельность текущей воды, ветра, ледников, а также человека и др.

Выветривание - процесс механического разрушения и химического изменения горных пород и минералов.

Различают физическое, химическое, биологическое и др. виды выветривания.

Физическое выветривание - процесс разрушения горных пород на обломки разной величины в результате их растрескивания при изменении объема. Оно происходит обычно без изменений минералогического состава горных пород.

Существуют два вида физического выветривания - температурное и морозное.

Температурное выветривание протекает под влиянием колебаний температуры, вследствие чего минералы, слагающие породы, испытывают попеременно то сжатие, то расширение. Это приводит к образованию трещин и в конечном итоге к разрушению пород. Особенно активно температурное выветривание в районах с континентальным климатом, где отмечается огромная разница суточных и сезонных колебаний температур.

Морозное выветривание широко распространено в умеренном поясе и наиболее интенсивно протекает весной и осенью, когда дневные температуры положительны, а ночные отрицательны. Вода, попадающая днем в трещины горных пород, ночью замерзает и увеличивает свой объем, что влечет за собой расширение трещин и дальнейшее разрушение вмещающей породы.

Химическое выветривание - разрушение горных пород и минералов под действием химических соединений. Основными факторами этого типа выветривания являются атмосферная и грунтовая вода, свободные кислород и углекислота, растворенные в воде органические и некоторые минеральные кислоты. К процессам химического выветривания относятся окисление, растворение и др. Химическое разложение протекает одновременно с механическим раздроблением горных пород и минералов.

Активное участие в выветривании принимают живые организмы, прежде всего растения с их развитой корневой системой.

Разрушенные и размельченные горные породы подвергаются сносу (денудации) и откладываются в понижениях рельефа.

Поверхностные воды размывают и накапливают отложения. Образование ими форм рельефа происходит одновременно: если в одном месте размыв формирует эрозионные формы рельефа, в другом в результате отложений - аккумулятивные.

Разрушительная деятельность текучих вод может выражаться в плоскостном смыве и эрозии.

Геологическая деятельность плоскостного смыва заключается в том, что дождевые и талые воды, стекающие по склону, подхватывают мелкие продукты выветривания и сносят их вниз. Таким образом, склоны выполаживаются, а продукты смыва отлагаются внизу.

Под эрозией, или линейным размывом, понимают разрушительную деятельность водных потоков, текущих в определенном русле. Линейный размыв приводит к расчленению склонов оврагами и речными долинами.

В районах, где имеются растворимые горные породы (известняк, гипс, каменная соль) образуются карстовые формы - воронки, пещеры и пр.

Различаются два вида рельефа, созданного деятельностью ледника, - экзарационный (созданный ледниковой эрозией) и аккумулятивный.

К экзарационным формам относятся кары, цирки, ригели, троги, бараньи лбы и др. (рис. 51).



Рис. 51. Экзарационные формы рельефа


Трог или троговая долина - долина, имеющая U-образный профиль. Крупные древние ледники, переносящие в своих основаниях и краевых частях большие валуны и песок, являлись мощными агентами экзарации. Они расширяли днища и делали более крутыми борта долин, по которым двигались, выпахивали аллювиальные террасы, спрямляли русла, вырабатывали полого-вогнутое дно и крутые склоны.

Кар - чашеобразное углубление кресловидной формы в привершинной части гор с крутыми скалистыми склонами и пологовогнутым днищем. Они сформировались в результате раскалывания горных пород замерзающей в трещинах водой и выноса образовавшихся обломков сползающими вниз ледниками. Ледник на склоне, подтаивая, двигался под собственной тяжестью вниз, выпахивая по пути нишу. Поскольку кары не имеют прямой связи с нижележащими трогами, внешне создается впечатление, что они подвешены на склонах гор.

Цирк - большой развитый кар, имеющий выход в нижележащий трог. Цирки располагаются в верхних частях трогов в горах, где когда-либо существовали крупные долинные ледники. Многие цирки имеют крутые борта высотой в несколько десятков метров. Для днищ цирков также типичны озерные ванны, выработанные ледниками.

Карлинги - островершинные формы, образующиеся в ходе развития трех или более каров по разные стороны от одной горы. Часто карлинги имеют правильную пирамидальную форму.

Экзарационные ванны (ванны выпахивания) выработаны долинными ледниками в коренных породах у основания крутых склонов в местах, где днища долин сложены сильнотрещиноватыми породами. Обычно площадь этих ванн около 2,5 км2, а глубина - ок. 15 м, хотя многие из них имеют меньшие размеры. Часто экзарационные ванны приурочены к днищам каров.

Висячая долина образовывается в местах, где крупные долинные ледники принимали небольшие ледники-притоки. Первые из них углубляли свои долины значительно сильнее, и после таяния льда концы долин ледников-притоков оказывались как бы подвешенными над днищами главных долин.

Ригель - поперечный скалистый уступ в ледниковой долине.

Бараньи лбы - это небольшие округлые холмы и возвышенности, сложенные плотными коренными породами, которые были хорошо отполированы ледниками. Их склоны асимметричны: склон, обращенный вниз по движению ледника, - немного круче. Часто на поверхности этих форм имеется ледниковая штриховка, причем штрихи ориентированы по направлению движения ледника.

К аккумулятивным формам рельефа, созданного деятельностью ледника относят моренные холмы и гряды, озы, друмлины, зандры и др. (рис. 52).



Рис. 52. Аккумулятивные формы ледникового рельефа


Моренные гряды - валообразные скопления продуктов разрушения горных пород, отложенных ледниками, высотой до нескольких десятков метров, шириной до нескольких километров и в большинстве случаев длиной во много километров.

Часто край покровного ледника не был ровным, а разделялся на довольно четко обособленные лопасти. Вероятно, во время отложения этих морен край ледника длительное время находился почти в неподвижном (стационарном) состоянии. При этом формировалась не одна гряда, а целый комплекс гряд, холмов и котловин.

Друмлины - вытянутые холмы, по форме напоминающие ложку, перевернутую выпуклой стороной кверху. Эти формы состоят из материала отложенной морены, а в некоторых (но не во всех) случаях имеют ядро из коренных пород. Друмлины обычно встречаются большими группами - по нескольку десятков или даже сотен. Большинство этих форм рельефа имеет размеры 900-2000 м в длину, 180-460 м в ширину и 15-45 м в высоту. Валуны на их поверхности нередко ориентированы длинными осями по направлению движения льда, которое осуществлялось от крутого склона к пологому. По-видимому, друмлины формировались, когда нижние слои льда утрачивали подвижность из-за перегрузки обломочным материалом и перекрывались движущимися верхними слоями, которые перерабатывали материал отложенной морены и создавали характерные формы друмлинов. Такие формы широко распространены в ландшафтах основных морен областей покровного оледенения.

Зандровые равнины сложены материалом, принесенным потоками талых ледниковых вод, и обычно примыкают к внешнему краю конечных морен. Эти грубосортированные отложения состоят из песка, гальки, глины и валунов (максимальный размер которых зависел от транспортирующей способности потоков).

Озы - это длинные узкие извилистые гряды, сложенные в основном сортированными отложениями (песком, гравием, галькой и др.), протяженностью от нескольких метров до нескольких километров и высотой до 45 м. Озы формировались в результате деятельности подледниковых потоков талых вод, протекавших по трещинам и промоинам в теле ледника.

Форма рельефа, которая может быть образована как водно-ледниковыми потоками, так и просто текучей водой, - камы.

Камы - это небольшие крутосклонные холмы и короткие гряды неправильной формы, сложенные сортированными отложениями.

Многолетняя, или вечная, мерзлота - толщи мерзлых горных пород, не оттаивающих в течение долгого времени - от нескольких лет до десятков и сотен тысяч лет. Многолетняя мерзлота влияет на рельеф, так как вода и лед имеют разную плотность, вследствие чего замерзающие и оттаивающие породы подвержены деформации.

Наиболее распространенный тип деформации мерзлых грунтов - пучение, связанное с увеличением объема воды при замерзании. Возникающие при этом положительные формы рельефа называются буграми пучения; высота их обычно не более 2 м. Если бугры пучения образовались в пределах торфянистой тундры, то их обычно называют торфяными буграми.

Летом верхний слой многолетней мерзлоты оттаивает. Лежащая ниже мерзлота мешает талой воде просачиваться вниз; вода, если не находит стока в реку или озеро, остается до осени и снова замерзает. В результате талая вода оказывается между водонепроницаемым слоем постоянной мерзлоты снизу и постепенно нарастающим сверху вниз слоем новой, сезонной мерзлоты. Лед занимает больший объем, чем вода. Вода, оказавшись между двумя слоями льда под огромным давлением, ищет выход в сезонномерзлом слое и прорывает его. Если она изливается на поверхность, образуется ледяное поле - наледь. Если же на поверхности плотный моховотравяной покров или слой торфа, вода может не прорвать его, а только приподнять, растекшись под ним. Замерзнув затем, она образует ледяное ядро бугра; постепенно нарастая, такой бугор может достигнуть высоты 70 м при диаметре до 200 м. Такие формы рельефа называются гидролакколитами.

Деятельность ветра (эоловые процессы) наиболее активна там, где отсутствует или слабо развит растительный покров. Разрушительная деятельность ветра проявляется развеиванием и коррозией.

Развеивание выражается в том, что ветер подхватывает мелкие продукты выветривания и уносит их. Огромное количество мельчайших песчинок оседают из воздуха там, где растительный покров предохраняет их от развеивания. За счет их аккумуляции образуется лесс, представляющий собой буро-желтую неслоистую осадочную породу.

Коррозия (обтачивание) проявляется в том, что переносимые ветром песчинки, встречая на своем пути обломки горных пород и скалы, обтачивают их. В результате развеивания и коррозии скалы приобретают различные причудливые формы. Формы рельефа, созданные ветром, - это котловины выдувания, песчаные гряды, холмы, в том числе барханы и дюны.

Особая роль в формировании рельефа принадлежит и человеку: его деятельности в процессе добычи полезных ископаемых, строительства, прокладки дорог. К формам рельефа, созданным человеком, относятся карьеры, терриконы и другие.

Планетарные формы рельефа Земли - материки и океаны. Их образование связано с тектоническими, космическими и планетарными процессами.

Крупнейшие формы рельефа - это горы и равнины.

В зависимости от характера рельефа равнины могут быть плоскими или холмистыми.

В зависимости от способа образования равнины бывают:

1) первичные - образуются в результате обнажения морского дна;

2) денудационные - образуются в результате разрушения гор;

3) вулканические - образуются в результате заполнения изливавшейся в давнее геологическое время лавой неровностей рельефа;

4) речные аккумулятивные (аккумуляция - накопление), созданные наносами рек.

В зависимости от высоты среди равнин выделяют:

1) низменности - имеющие абсолютную высоту не более 200 м;

2) возвышенности - не выше 500 м;

3) плоскогорья - выше 500 м.

Кроме того, к равнинам относятся и плато - возвышенности, образованные почти горизонтально залегающими слоями осадочных пород, с плоской поверхностью и обрывистыми склонами; могут находиться на разной высоте - от 250 до 3000 м.

В зависимости от высоты горы бывают:

Низкие (до 1000 м);

Средние (от 1000 до 2000 м);

Высокие - выше 2000 м.

По способу образования выделяют следующие виды гор:

1) складчатые - образованные в результате смятия в складки мощной толщи осадочных пород (преимущественно образовались в альпийскую эпоху горообразования, поэтому их называют молодыми горами);

2) глыбовые - образованные в результате поднятия на большую высоту отдельных глыб земной коры, раздробленных и ограниченных тектоническими разломами;

3) складчато-глыбовые - горные поднятия, возникающие при повторном горообразовании складчатых областей (возрожденные горы).

Крупнейшая вершина мира - это г. Джомолунгма (Эверест) - 8850 м, расположенная в Гималаях. К крупнейшим вершинам мира относятся также пик Победы (Тянь-Шань), пик имени Абуали ибн Сино (Ленина) (Памир), г. Аконкагуа (Анды), вулкан Чимборасо (Анды).

Самым глубоким из известных понижений суши (2555 м ниже уровня моря) является основание подледниковой впадины Бентли в Антарктиде.

Самым низким участком поверхности суши является Мертвое море (более 400 м ниже уровня моря). С 1948 г. уровень Мертвого моря понизился на 35 см.

Самая большая в мире по площади область, лежащая ниже уровня моря, - Прикаспийская низменность (120- 150 тыс. км2) - средний уровень составляет примерно -27,2 м.

Рельеф дна Мирового океана представлен на рис. 53.



Рис. 53. Рельеф дна Мирового океана


Самый глубокий океанический желоб - Марианский, расположенный в Тихом океане, имеет глубину более 11 тыс. м.


Задания к 2.3


1. Большую часть объема Земли занимает

1) земная кора

2) внутреннее ядро

4) внешнее ядро

2. В земной коре температура горных пород через каждые 100 м в глубь Земли

1) возрастает в среднем на 3 °С

2) возрастает в среднем на 6 °С

3) падает в среднем на 3 °С

4) падает в среднем на 6 °С

3. Мощность литосферы

4. В минералогическом составе слоев земли преобладают

1) рудные минералы

2) глинистые минералы

3) полевые шпаты

5. Какая из перечисленных горных пород по происхождению относится к осадочным, обломочным?

2) ракушечник

3) калийная соль

6. Наименьшую мощность земная кора имеет под

1) Марианским желобом

2) Ладожским озером

3) Прикаспийской низменностью

4) Горами Тянь-Шань

7. Океаническая земная кора отличается от континентальной отсутствием

1) гранитного слоя

2) осадочного слоя

3) базальтового слоя

4) железистого слоя

8.Какой буквой на рисунке обозначен гранитный слой земной коры?



9. Средняя мощность континентальной земной коры составляет примерно

10. Какая литосферная плита обозначена на рисунке буквой А?



1) Евразийская

2) Тихоокеанская

3) Северо-Американская

4) Индостанская

11. В результате столкновения континентальной и океанической литосферных плит образуются

1) горные пояса и межгорные котловины на суше

2) котловины внутренних морей

3) глубоководные желоба и островные дуги

4) обширные равнины как на суше, так и в океане

12. В зоне срединно-океанического хребта происходит

1) столкновение литосферных плит

2) опускание океанической плиты под континентальную

3) поднятие океанической плиты над континентальной

4) расхождение литосферных плит

13. Какая из точек, обозначенных на карте мира буквами, расположена в зоне землетрясений и современного горообразования?



14. Какой из перечисленных вулканов выше?

1) Фудзияма

3) Везувий

4) Котопахи

15. Около 2/3 всех вулканов Земли сосредоточены на островах и берегах

1) Индийского океана

2) Северного Ледовитого океана

3) Тихого океана

4) Атлантического океана

16. Какая из перечисленных платформ относится к молодым?

1) Африканская

2) Австралийская

3) Восточно-Европейская

4) Западно-Сибирская

17. Какая из перечисленных форм рельефа образуется в результате деятельности текучих вод?

3) террикон

4) бараньи лбы

18. Возвышенности над уровнем моря находятся на высоте

1) от 0 до 200 м

2) от 200 до 500 м

3) от 500 до 1000 м

4) от 1000 м до 3000 м

19. Денудационные равнины образуются в результате:

1) обнажения морского дна

2) заполнения изливавшейся в давнее геологическое время лавой неровностей рельефа

3) разрушения гор

4) наноса рек

20. Плоскогорье Декан имеет тип поверхности:

1) плоский

2) ступенчатый

3) холмистый

4) пологоволнистый

21. Какой буквой на схеме рельефа дна Мирового океана изображено ложе океана?



22. Расположите слои Земли начиная с самого глубокого.

A) внутреннее ядро

Б) мантия

B) земная кора

Г) внешнее ядро



24. Расположите горные породы по мере уменьшения размеров обломков.

Б) гравий

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.



27. Какие три из перечисленных формы рельефа возникли в результате деятельности ледников? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

3) карьеры

4) терриконы

5) троговые долины






28. Почему сейсмическая активность в Альпах выше, чем в Уральских горах?

Природа - что такое природа, природа мира, фото и видео

Что такое природа?

Земля – чудесная планета, ее природа разнообразна. Природа нашей планеты – это совокупность каждого элемента: физических естественных и материальных. Природой можно называть только то, что создавалось без непосредственного участия человека. Природа также представляет собой все физические, биохимические процессы на планете, а также жизнь в целом.

Люди также являются частью природы, однако их зачастую рассматривают отдельно. В основном понятие «природа» относится только к животному миру и неживой природе. Обобщить понятием природы можно совокупность растений и животных, а иногда и явления неживого мира, которые напрямую влияют на живые организмы.

Естественная среда обитания тех или иных организмов также считается природой. Это может быть экологическая система, представители животного, растительного миров, объекты вроде гор и склонов и так далее. Все объекты, которые не были затронуты человечеством, можно причислять к природным. Также места, сохраненные в первозданном виде, считаются природными объектами.

Что означает слово «природа»?

Понятие «природа» появилось во времена Древней Руси. Корень слова «род», перед которым стоит приставка «при-». Таким образом, можно дословно интерпретировать понятие как «при Роде». Род представляет собой древнерусское божество, которому поклонялись язычники для продолжения своего рода. Также понятие обозначает единство потомков с предками.


Род – главный бог славян, создатель мира, причиной всех причин

От имени божества появились такие понятия, как: «роды», «порождение», «роженица». Периодически можно услышать, что понятие «природа» произошло от латинского языка с понятия «natura», что переводится как основной порядок вещей, который невозможно изменить.

Интересный факт : соли из Мирового океана хватит для того, чтобы равномерно рассыпать ее по всей планете слоем в 152 метра.

К природе относятся не только живые объекты и предметы, не созданные человеческой рукой. В первую очередь, природа – это вся планета Земля. Это небольшой уголок вселенной, на котором зародилась жизнь. Земля появилась более 4,5 миллиардов лет назад, на протяжении которых она менялась, превращаясь из облаков газа и пыли в полноценную планету, где в последствии смогла зародиться жизнь из ничего.