Конспект урока: Северный морской путь. Загадки про профессии

Рисование на тему Зима для старших дошкольников. Мастер-класс с пошаговыми фото



Средина Ольга Станиславовна, воспитатель, ЦРР МДОУ №1 «Медвежонок» г. Юрюзань Челябинская обл.
Цель:
Учебная или творческая работа
Задачи:
Знакомство с русским севером, с его уникальной природой и природными явлениями
Развитие фантазии и воображения
Совершенствование практических навыков владения графическими материалами
Обучение приемам штриховки
Воспитание терпения, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца
Материалы:
Бумага, фломастеры (либо цветные карандаши)
Предварительная работа:
Отгадывание «полярных» загадок.Знакомство с фотографиями, на которых запечатлено северное сияние.
Цитата:
Что такое полярное (северное) сияние?
Полярное сияние - красивейшее завораживающее явление природы. Оно выглядит как разноцветные полосы на небе, огромные переливающиеся занавески или радужные ленты. В ширину они могут достигать нескольких сотен, а в длину - нескольких тысяч километров. Полярное сияние возникает на высоте более 80-100 километров. И хотя это земное явление, причиной его являются процессы, происходящие на Солнце. На нашу планету постоянно "дует" так называемый солнечный ветер. Он состоит из заряженных частиц, которые испускает солнечная корона. Их мы и видим.
Фотографии





Полярные загадки

Он король полярных льдин,
Черно-белый господин.
Ух, для птички он велик,
Ходит очень важно.
Самый южный материк
Заселил отважно.
(Пингвин)

Ночь полярная, ни зги,
Холодно, угрюмо.
Нас в упряжку запряги -
Довезем до чума.
У природы строгий нрав
За полярным кругом.
Человеку, гав-гав-гав,
Легче с верным другом.
(Собаки-лайки)

Хоть и ест он только мох
В тундре каменистой,
Этот зверь собой неплох
И рога ветвисты.
(Северный олень)

Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на Севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад.
(Белый медведь)

Белой глыбой ледяной
В океане встал стеной.
Знает каждый капитан,
Как опасен великан.
(Айсберг)

Как красивы полюса,
Там сверкают небеса!
Яркий всполох там и тут,
Только это не салют.
(Полярное сияние)

В эти темные полгода
С освещеньем туго.
В сумраке живет природа
За полярным кругом.
(Полярная ночь)

Там, где близко полюса,
Происходят чудеса.
Солнце в небе кругом ходит
И полгода не заходит.
(Полярный день)

Пробираюсь к полюсам
На широких лыжах,
Чтоб к научным чудесам
Оказаться ближе. (Полярник)

Вступление:

Умение штриховать, ровно и аккуратно раскрашивать рисунки кажется несложным. Что в нем такого? Гораздо более важным наверно является умение изображать дома, людей и животных, составлять интересные декоративные композиции. Но это не так. Точнее, не совсем так.
Штриховка делает руку юного художника крепкой, развивает мелкую моторику, а штриховка по форме предмета позволяет показать его подлинный, а не «смятый» вид. Небрежная, беспорядочная штриховка только портит рисунок. Ее необходимо упорядочивать.
Однако учебная штриховка на чистом листе – это скучное занятие. Изображение северного сияния гораздо интереснее!

Ход работы:

1
Проводим произвольную линию горизонта. Зная, что на ней разместится снежная крепость или замок снежной королевы, часть линии делаем более ровной.


2
Рисуем далекие горы. Плотно заштриховываем их синим цветом.


3
Если это – королевский замок, то он будет напоминать готические соборы. Каждая крыша или башня – как перевернутая сосулька. Двери, окна, архитектурные детали, каждый юный художник придумывает сам. Я советую детям закрыть глаза и представить себе замок. Именно представить, а не вспомнить рисунок из книжки или кадр из мультфильма.
Педагог рисует вместе с детьми, но дети за ним не повторяют




4
Наступает самый интересный момент. Можно лист повернуть (при этом штриховать станет немного легче), а можно не переворачивать.
Цвета берутся сочные, яркие. Чаще других в атмосфере можно различить изумрудные оттенки. Фломастер ведет одну бесконечную линию, штрихуя небо зигзагом. Полоса может менять ширину и направление, «гулять» по небу. Но она должна быть достаточно плотной, не «дырявой». Можно предварительно потренироваться проводить такие линии – змейки за мольбертом или на черновике.


5
Следующий цвет «бежит чуть выше или ниже первой линии. Он легко забегает на первый цвет, сужается или расширяется, колышется, как легкая шторка.


6
Следующий цвет может быть более насыщенным по тону или более бледным. Цвета дети выбирают произвольно. Холодную гамму можно использовать всю. Это голубые, синие, фиолетовые оттенки. Из теплых цветов выбираем алые, розовые, красные или оранжевые.


7
Штрихуя у самой земли или у края листа, подкладываем листок плотной бумаги или картона, чтобы не наехать на изображение. Можно и просто пальцем поставить «преграду» фломастеру.


8
Когда вся поверхность неба заиграла яркими красками, можно где-то усилить контраст или ослабить его.


9
Теперь можно заняться передним планом. Изобразим на нем несколько деревьев. Например, сосен. Выберем для этого самый темный фломастер. Сначала, конечно, рисуем стволы.


10
Дорисовываем ветви, веточки, хвою.


11
Теперь рисуем сугробы. Ближе к зрителю они больше, дальше – меньше.


12
На последнем этапе можно воспользоваться мягкой кистью и водой. Фломастер довольно легко размывается. Северное сияние при этом становится более размытым и легким.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ – ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ

«Снежная крепость»
Использовать цветные карандаши при изображении северного сияния тоже можно. Колорит при этом получается более приглушенный, мягкий и спокойный. Тени от сугробов карандашами рисуются легко, без нажима. А вот рисование самого сияния без нажима, пожалуй, невозможно. Волшебный многоцветный карандаш, правда, не очень помог. Все его оттенки при сильном нажиме слились в серую массу.
В этом варианте мы вместо сосен нарисуем пушистую ель.





Детские работы:
(старшая группа)




Детские работы:
(подготовительная группа)

Название темы нашего занятия скрыто под этими числами по порядку, каждое число – буква, по порядку в названии темы, но чтобы их открыть нужно найти самое наименьшее число. Расположи их в порядке возрастания чисел и прочти слова.

Сегодня на занятии, мы с вами совершим путешествие по СМП.

Мы с вами уже знаем, что Арктика – это суровый северный край. На сотни километров снега, льды. Это снежная, безмолвная пустыня, где редко увидишь живое существо.

Давайте представим с вами, что мы коренные жители Арктики: Саами, чукчи, эскимосы. Мы ведем с вами полукочевой образ жизни. Это считается нормальным для местного населения. Постоянные кочевки из тундры в лесостепные зоны - это традиционный образ жизни.

В своем большинстве коренные народы Арктики занимаются: оленеводством; охотой; собирательством; рыболовством.

Жить в таких суровых условиях нелегко. Однако северяне отлично справляются с этой задачей.

В таких условиях приходилось работать и учёным-полярникам, которые приезжают в Арктику.

Как и жителям, так и ученым необходимо было передвигаться по суровой арктической пустыне. Какой способ передвижения они могли использовать?

Работа с сюжетными картинками «Собачья упряжка» и «Оленья упряжка».

Жителям севера приходилось очень много передвигаться на собаках, оленях, но согласитесь, что много грузов не увезёшь на упряжке. Нужно было выбирать другой способ передвижения.

Как вы думаете, ребята, какой способ передвижения по северным пустыням более практичный? – Почему? (автомобиль, самолёт, корабль).

Чтобы успешно и быстро перевозить груз в другие порты, необходимо было проложить удобный маршрут.

Для этого и был проложен Северный морской путь?

Северный морской путь проходит по акваториям четырех морей Северного Ледовитого океана - Карскому морю, Морю Лаптевых, Восточно-Сибирскому морю и Чукотскому морю и частично по акватории Берингова моря Тихого океана.

Его протяженность составляет 5 600 км (от Карских Ворот до бухты Провидения). Протяженность маршрута из европейских морских портов до дальневосточных через Северный морской путь составляет около 15 000 км.

Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных северных рек (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, в т.ч. за границу, и др.).

Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации 2-4 месяца (на отдельных участках дольше, с помощью ледоколов).

Первый конкурс называется «Угадай-ка».

В Ледовитом океане,

На краю родной земли,

Они плывут в тумане,

Как будто корабли.

(Айсберги) .

Раскинулся шатер,

Горит ярко, как костер,

Разноцветными огнями

Над холодными полями.

(Северное сияние) .

Этот зверь – пловец прекрасный,

Вместо лап у зверя ласты,

В море плавает весь день,

Угадайте, кто… (Тюлень) .

Хоть и ест он только мох

В тундре каменистой,

Этот зверь собой неплох

И рога ветвисты. (Северный олень)

Белой глыбой ледяной

В океане встал стеной.

Знает каждый капитан,

Как опасен великан. (Айсберг)

Как красивы полюса,

Там сверкают небеса!

Яркий всполох там и тут,

Только это не салют. (Полярное сияние)

Там, где близко полюса,

Происходят чудеса.

Солнце в небе кругом ходит

И полгода не заходит. (Полярный день)

Знает каждый ученик

Самый южный материк.

Глобус мы перевернем

И название найдем. (Антарктида)

Сел тюлень на этот плот,

В море Лаптевых плывет.

Плот для странствий ненадежен,

Расколоться с треском может. (Льдина, торос)

Пробираюсь к полюсам

На широких лыжах,

Чтоб к научным чудесам

Оказаться ближе. (Полярник)

Он мощнее всех судов

Пробивает толщи льдов

И плывет к полярной льдине

С мишками косматыми.

Двигатель не на бензине,

А на мирном атоме. (Ледокол)

Я скажу, друзья, без шуток –

На Земле есть линия,

За которой много суток

Длится ночка синяя.

Ей на смену день приходит –

Солнце долго не заходит!

Этих линий две на свете.

Назовите их в ответе. (Полярный круг - северный и южный)

Второй конкурс – игра «Верно ли…»

1. Верно ли, что слово Арктика означает «ледник» ? нет

2. Верно ли, что Арктика находится на южном полюсе? нет

3. Верно ли, что в Арктике очень плодородная почва? Нет (скованы мерзлотой)

4. Верно ли, что в Арктике растет много различных растений? Нет (лишайники, мох, карликовые березы)

5. Верно ли, что в Арктике обитают разные интересные животные и птицы? Да

6. Верно ли, что в Арктике жаркое и длинное лето? Нет

7. Верно ли, что в Арктике часто идут дожди ? Нет

8. Верно ли, что Айсберг - это название города? Нет

9. Верно ли, что Белые медведи самые крупные хищники на Земле? Да

10. Верно ли, что огромные бивни моржа – это его зубы? Да

11. Верно ли, что Арктика имеет большое значение для людей? Да

Третий конкурс «Четвертый лишний» .

Нужно определить , какое слово здесь лишнее и объяснить, почему оно лишнее?

1. Чайка, белая сова, казарка, кукушка .

2. Мох, дуб , лишайник, карликовая береза.

3. Белый медведь, морж, пингвин , тюлень.

4. Северный олень, песец, волк, енот .

5. Дудинка, Панама, Диксон, Тикси.

6. Норвежское, Гренландское, Баренцево, Азовское

На самолётах к полюсу

После очередной лекции, на которую пришло десятка полтора американцев, Амундсен в безнадёжном настроении сидел в номере нью-йоркской гостиницы. Он понимал, что дело его провалилось, что нужно возвращаться на родину, где его - увы! - встретят совсем не так, как встречали прежде. Будущее было печальным и не сулило никакого просвета. Похоже было на то, что кончается не только карьера, но и жизнь.

Вдруг зазвонил телефон.

Амундсен поднял трубку и услышал незнакомый голос:

Мистер Амундсен дома?

Да, я у телефона, - мрачно сказал Амундсен, не ожидая от разговора ничего хорошего.

Мы встречались с вами, мистер Амундсен, во Франции, во время войны. Вряд ли, конечно, вы меня помните. Я - Линкольн Эльсворт, ваш поклонник и почитатель. В полярных путешествиях я, правда, новичок, но очень ими интересуюсь и мог бы предоставить вам средства для новой экспедиции.

Через полчаса Эльсворт был у Амундсена. Он рассказал, что давно чувствует влечение к путешествиям по северу и добудет средства, если Амундсен возьмёт его с собою в экспедицию.

Амундсен верил и не верил внезапному счастью. Огорчения минувших дней сняло как рукой.

Для полёта нам необходимы два больших самолёта «Дорнье-Валь», - сказал он.

Хорошо, - ответил Эльсворт. - Я куплю два самолёта. Я готов сделать всё.

В тот же вечер они наметили план экспедиции. Амундсен послал телеграммы в Норвегию своим друзьям - лётчикам и механикам - и предложил им готовиться к полётам на Северный полюс.

А ещё через три месяца, в начале мая 1925 года, Амундсен и Эльсворт уже были на острове Шпицберген, где их ожидали два самолёта «Дорнье-Валь» N24 и N25, привезённые океанским пароходом. Для своего времени это были хорошие машины, с просторными кабинами. Они могли плавать по воде, скользить по льду и снегу. С гидропланами прибыли лётчики Дитрихсон и Рисер-Ларсен, механики Омдаль и Фойхт. На этих людей, смелых, решительных, выносливых, Амундсен мог положиться, как на самого себя. С одним из них, Омдалем, ему уже приходилось летать в мае 1922 года, и он знал, что Омдаль обладает твёрдым характером, всегда спокоен, всегда находчив и ничто не может согнуть его.

Когда все собрались на Шпицбергене, откуда должен был начаться перелёт, Амундсен на первом же совете предложил исследовать ледяные просторы как можно дальше к северу, вплоть до полюса. Что находится к северу от Шпицбергена? Море или суша? Этого ещё никто из полярников не знал. И это нужно было выяснить точно.

В продолжение трёх недель лётчики приводили в порядок самолёты и богатое снаряжение; они забирали с собой полярные сани и складные лодки на случай, если придётся спуститься на лёд и пешком пробираться назад, к земле. Экспедиция располагала превосходной тёплой одеждой, массой продовольствия. Нужды не было ни в чём.

С утра 21 мая дул лёгкий попутный ветер. Лётчики и механики в последний раз проверили моторы, и в три часа дня все собрались у машин.

Из ближнего посёлка Кингсбея пришли проводить их рабочие и инженеры угольных рудников. Путешественники облачились в тяжёлые меховые одежды и начали размещаться по самолётам: Эльсворт, Дитрихсон и Омдаль летели на самолёте N24, Амундсен, Рисер-Ларсен и Фойхт - на самолёте N25.

Самолёт N25 двинулся в путь первым. Он быстро скользнул по льду днищем своей гондолы и поднялся в воздух. При подъёме лёд кругом трещал, из трещин фонтанами била вода, но пилот Рисер-Ларсен знал своё дело: аппарат резким рывком оторвался от льда и понёсся по воздуху.

Амундсен сидел в кабине для наблюдателя. Через большие зеркальные окна он видел Шпицберген как на ладони.

Почти весь остров был закрыт снегом и льдом. Только небольшие пятнышки земли и камней чернели на западном берегу. Далеко на востоке и на севере поднимались ледяные зубцы гор. Всё было полно ледяного сверкания.

Они уже пролетели большое расстояние, как вдруг Амундсен обнаружил, что самолёт N24 исчез. Может быть, он не сумел оторваться от льда, остался на месте? Или, поднявшись в воздух, упал опять? Амундсен сделал знак, и Рисер-Ларсен повернул обратно. Нельзя было одному самолёту лететь в такое рискованное путешествие. Но через несколько минут Амундсен заметил на пути полёта какое-то сверкание, - это солнце играло на крыльях самолёта N24. Теперь машины летели на север, держась неподалёку друг от друга. Солнце всё время ярко сияло. Поравнявшись с последним островом - Амстердамским, они попали в туман. Сперва туман налетал серыми холодными клочьями, потом стал гуще и плотнее. Амундсен потерял другой самолёт из виду.

Рисер-Ларсен дал руль высоты, самолёт поднялся над туманом. Снова показалось солнце. В стороне Амундсен вдруг увидел полное отражение самолёта, окружённое радужным ореолом. Так они и летели, самолёт и его сияющая тень, отражённая на облаке. Иногда внизу туман разрывался, и Амундсен видел огромные ледяные поля. Льды, очевидно, находились в движении, между отдельными льдинами темнели трещины.

В восемь часов вечера туман внезапно начал редеть и в одно мгновение исчез. Огромная сверкающая поверхность открылась перед глазами лётчиков. Это было гигантское ледяное поле. Спустившись пониже, лётчики убедились, что садиться на такой «аэродром» - значит, разбить машину и самих себя. Кое-где льдины стояли, точно зубчатый забор. Гладкой площадки не было нигде. Время от времени попадались во льду чёрные трещины, похожие на небольшие извилистые ручьи. Нечего было и думать о посадке.

Всё пока шло отлично: моторы работали, как часы, самолёты шли с быстротой ста пятидесяти километров в час. И небо было чистое и ясное.

Около десяти часов вечера на севере показалась тонкая пелена слоистых облаков. Она лежала высоко и нисколько не мешала лётчикам. Амундсен всё время напряжённо вглядывался вперёд и убеждался, что нигде и никогда ещё не видел ничего более пустынного и унылого. Когда он проходил, бывало, по таким льдам, он встречал то чайку, то белого медведя или, наконец, видел какие-нибудь следы. А с самолёта он не мог видеть ничего, кроме сверкающей белизной пустыни.

В полукилометре за ними на той же высоте шёл самолет N24.

Ровно в полночь самолеты достигли 87° северной широты. Ещё триста километров с небольшим - и они будут над Северным полюсом.

Солнце высоко стояло на небе. Льды мрачно сверкали, и красноватые тени тянулись от ледяных заборов.

В начале второго часа открылось первое свободное от льда пространство. Оно походило на большое озеро, в которое со всех сторон впадали короткие реки с широкими устьями.

И в это время механик Фойхт крикнул пилоту:

Половина бензина израсходована!

Пилот закричал Амундсену:

Половина бензина израсходована! Нужно прекращать полёт.

Амундсен подал знак спускаться.

Самолёт широкими кругами пошёл на снижение. Большое озеро, замеченное лётчиками, было ещё довольно далеко, как вдруг мотор закапризничал, и лётчик принужден был перевести машину на посадку.

Со страшной быстротой самолёт пошёл вниз, в ближайшее разводье, где плавало множество мелких льдин. Они с грохотом застучали о борта лодки самолёта. Снег, лежавший на льдинах, поднялся вихрем. И сквозь эту пургу Амундсен увидел, что они несутся навстречу смерти. Прямо на пути самолёта торчал ропак - ледяная стена, о которую они неминуемо должны были разбиться. Впервые за всё время полёта Амундсену стало жарко.

Но движение машины понемногу замедлялось - возможно, что роль своеобразных тормозов сыграли льдины, угрожающе барабанившие по бортам лодки. Ещё несколько секунд - и самолёт упёрся носом в толстую льдину. Амундсен открыл кабину и сошёл на лёд. За ним вышли пилот и механик. Было холодно, густым слоем лежало на воде сало.

Сало и мелкий лёд быстро и крепко примёрзли к бортам самолёта. Лётчики повёртывали самолёт направо, налево, раскачивали его, пытаясь втащить на льдину, но аппарат был слишком тяжёл. Вконец измученные, они начали выносить из него провиант и снаряжение, укладывая всё прямо на лёд. Если аэроплан окончательно будет затёрт, то хоть пища и сани останутся у них.

Лёд кругом был взломан. Кое-где он лежал холмами.

Амундсен взобрался на ледяной холм и долго смотрел в бинокль. Он искал самолёт N24. Однако нигде не мог его обнаружить. Неужели он разбился при посадке? Ведь он должен был сесть где-то рядом. Вдруг Амундсену послышался выстрел. Но, может быть, это треснул лёд?

Скрывая тревогу, Амундсен вернулся к своим товарищам.

Все были измучены вконец. Нужно было отдохнуть. Забравшись в самолёт, они зажгли грелки, влезли в тёплые спальные мешки и заснули. Через два часа все опять были на ногах. Амундсен заметил, что канал за это короткое время сузился. В любой момент он мог совсем закрыться. Требовалось немедленно вытащить машину на крепкий лёд. Для троих людей эта работа была непосильна. Легче было перевести машину по воде в безопасное место. Такое место было недалеко - метрах в пятидесяти. Там узкий и опасный канал расширялся в целый залив. Однако проход в залив закрывала большая льдина. А как убрать эту льдину? У лётчиков не было ни кирки, ни лопаты - только маленький топорик, три финских ножа да небольшой якорь.

И они, не раздумывая долго, принялись за работу. Десять часов подряд они скалывали с льдины небольшие куски и на руках относили их в сторону. Работа шла очень медленно. Время от времени Амундсен с биноклем в руках взбирался на верхнюю часть машины, надеясь увидеть второй самолёт. Когда он спускался вниз, Рисер-Ларсен и Фойхт пытливо смотрели на него. Амундсен коротко отвечал:

И все трое ожесточённо продолжали колоть лёд, чтобы работой заглушить тревогу. Через пятнадцать часов льдина была убрана. Прикрепив к крыльям самолёта длинные верёвки, лётчики перевели его из канала в залив. Теперь машина была как будто в безопасности, но её ждала новая беда: самолёт начал быстро обмерзать и стал так тяжел, что трое людей с трудом могли его раскачать, хотя он стоял на свободной воде.

Должно быть, придётся назад пойти пешком, - проворчал Амундсен.

До какого места? - спросил Рисер-Ларсен.

Мы пройдём до мыса Колумбия. У нас есть сани, есть продовольствие, и, если считать по килограмму в день на человека, нам хватит его на целый месяц.

Надо всё же попытаться вытащить машину, - сказал Ларсен, который не пришёл в восторг от предложенной прогулки до мыса Колумбия.

Легко сказать, а как это сделать?

Мы устроим ледяной скат и по скату втащим машину.

Они обошли залив, выискивая место для ската. Подходящее место было скоро найдено, и лётчики приступили к работе.

Амундсен решил ещё раз осмотреть окрестность, не видно ли самолёта N24. Едва он поднёс бинокль к глазам, как ясно увидел машину километрах в пяти по другую сторону озера.

Немного левее была разбита палатка, а ещё дальше, на ледяном холме, развевался флаг.

Амундсен закричал:

Я вижу самолёт!

Рисер-Ларсен и Фойхт подбежали к нему. Да, самолёт был виден ясно. Фойхт притащил флаг и замахал им. Амундсен в бинокль наблюдал, заметят ли Эльсворт или его спутники флаг.

Сначала никакого движения у другого самолёта не было. Но вот там кто-то бросился к флагу, поднял его и начал махать. Это был лётчик Дитрихсон. Он сигналил по азбуке Морзе:

«Наш самолёт получил течь. Гондола дала трещину ещё при взлёте. Пытаемся вытащить машину на лёд».

Он хотел передать ещё что-то, но в это время сгустился туман, и связь прервалась. Амундсен и его товарищи опять с большой энергией принялись за работу. Когда туман рассеялся, Амундсен с биноклем опять забрался на верх машины и заметил, что люди у самолёта N24 торопливо бегают вокруг него и что-то с ним делают. Потом он увидел, как Эльсворт и два его товарища стали на лыжи, вскинули на спину огромные тюки и пустились по направлению к лагерю Амундсена.

Они идут к нам! - закричал Амундсен.

С волнением продолжал он следить за ними в бинокль. Три чёрные точки двигались по льду. Видно было, что их тяготит большой груз. Сначала они шли прямо, но, встретив на своём пути небольшой проливчик, не могли через него пробраться. Тогда Амундсен и Ларсен взяли брезентовую лодку и отправились встречать товарищей. Ларсен сел в лодку, переехал через проливчик. Трое путников уже были у самого края льдины, как вдруг льдина подломилась. Дитрихсон и Омдаль упали в воду. Эльсворт бросился к ним на помощь и одного за другим вытащил на лёд. Ларсен перевёз их через пролив, и все бегом бросились к самолёту N25. Дитрихсон и Омдаль сменили мокрое бельё и, чтобы согреться, выпили по чашке спирта. Это приключение - купанье в ледяной ванне - не погасило их радости. Все шестеро опять были вместе!

Из книги Война на Тихом океане. Авианосцы в бою [с иллюстрациями] автора Шерман Фредерик

Из книги Южный полюс автора Амундсен Руал

К полюсу Наконец 20 октября мы отчалили. Погода в последние дни была ненадежная. То ветер, то тихо. То пасмурно, то ясно. Словом, настоящая весенняя погода. Так и в этот день – с утра изморозь и туман, в перспективе ничего хорошего. Но в половине десятого с востока потянул

Из книги Макаров автора Семанов Сергей Николаевич

«К Северному полюсу – напролом!» На набережной Невы тускло мерцали газовые фонари. Над городом висел тяжелый туман, с крыш капало. Весна в этом году рано пришла в северную столицу: еще только 12 марта, а невский лед потемнел, вокруг опор мостов образовались огромные

Из книги Руал Амундсен автора Яковлев Александр Степанович

Из книги Фритьоф Нансен автора Кублицкий Георгий Иванович

К Южному полюсу 7 июня 1910 года «Фрам» вышел из Христиании.Официально объявленный маршрут был первоначальный - к Северному полюсу. В свои тайные планы Амундсен посвятил только одного человека - своего брата.«Фрам» направился вдоль берегов Европы и Африки к югу. По пути

Из книги Война на Тихом океане. Авианосцы в бою автора Шерман Фредерик

ВДВОЕМ К ПОЛЮСУ Дело, начинавшееся трижды …Минуты, когда над головой спустившегося в каюту Нансена трещали крепчайшие балки, были самыми опасными и критическими. Вскоре после этого ледяные громады выдохлись и сжатие прекратилось.Первую ночь после тревоги команда спала

Из книги Крылья над полюсом автора Нобиле Умберто

2. Краткие сведения о боевых самолетах, использовавшихся в Тихоокеанской войне Вначале – несколько слов о принципах, по которым строились обозначения типов самолетов. В американском флоте самолеты обозначались буквенно-цифровой аббревиатурой, в которой первые одна или

Из книги Красный истребитель. Воспоминания немецкого аса Первой мировой войны автора Рихтхофен Манфред фон

автора

На этих самолетах Манфред фон Рихтхофен также летал, но никого не

Из книги Жизнь и необычайные приключения писателя Войновича (рассказанные им самим) автора Войнович Владимир Николаевич

Из книги Земля и небо Водопьянова автора Артамонов Владимир Иванович

Как я летал на реактивных самолетах В Ворошиловграде я убедился в том, что меня обманули: ни на вертолетчика, ни на штурмовика мне учиться не светит. Хоть и попал в летное училище, но стал не курсантом, а механиком в ПАРМе, мастерской по ремонту самолетов Ил-10, реликтовых

Из книги Моя жизнь. Южный полюс автора Амундсен Руал

Из книги «Ермак» во льдах автора Макаров Степан Осипович

Из книги Их именами названы корабли науки автора Трешников Алексей Федорович

Глава II. К Северному полюсу – напролом! Я являюсь с докладом о том, что сделала техника по пароходному делу и действительно ли ее успехи дают теперь возможность пробраться в северные широты не при посредстве одних только собак и прежних способов, а напролом, при

Из книги Мои путешествия. Следующие 10 лет автора Конюхов Фёдор Филиппович

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ К СЕВЕРНОМУ ПОЛЮСУ В апреле 1945 года на заседании Ученого совета Арктического института М. М. Сомов защитил кандидатскую диссертацию, в которой был обобщен многолетний опыт работы автора по прогнозам ледовых условий Карского моря В диссертации впервые было

Из книги автора

Глава 1 К Южному полюсу Листая мой дневник, читатель не найдет в нем романтики и приключений, как в книгах Джека Лондона или Жюля Верна. Здесь есть только работа. И одиночество. Одиночество есть особая мудрость. Федор Конюхов Полет к старту 6 ноября 1995 года. Борт

Цель:

повышение осведомленности обучающихся о природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения Арктики.

Задачи:
- познакомить первоклассников с представителями животного и растительного мира Арктики;

Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и экологической ответственности;

Развивать умение работать в коллективе.

Оборудование:

карта России, глобус, фрагмент мультфильма « Умка» (Союзмультфильм. 1969) мультимедийная презентация, предметные картинки с изображением одежды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель:

повышение осведомленности обучающихся о природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения Арктики.

Задачи:
- познакомить первоклассников с представителями животного и растительного мира Арктики;

Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и экологической ответственности;

Развивать умение работать в коллективе.

Оборудование:

карта России, глобус, фрагмент мультфильма « Умка» (Союзмультфильм. 1969) мультимедийная презентация, предметные картинки с изображением одежды.

Планируемые результаты(УУД):

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (способы помощи редким животным); использовать речь для регуляции своего действия.

П: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели;

логические - осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
К: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Л: Осознание ответственности человека за общее благополучие, принятие образа «хорошего» ученика и гражданина.

Ход мероприятия.

  1. Организационный момент.

Дорогие мои первоклассники! Сегодня мы проведем не обычный классный час, а отправимся в путешествие. Но что нам нужно взять с собой и как одеться? Ах, ведь мы еще не узнали, куда отправляемся.

  1. Актуализация знаний .

Просмотр фрагмента мультфильма (с 8минуты11 секунд). На что обратил внимание мальчик?

Действительно, из уроков « Окружающего мира» мы знаем, что и на небе есть медведи - это самое яркое в Северном полушарии созвездие Большой Медведицы и находящееся над самым Северным полюсом созвездие Малой Медведицы. Так в какое же место на нашей планете мы сегодня отправляемся?

А́рктика (от греч. ἄρκτος - «медведица», ἀρκτικός - «находящийся под созвездием Большой Медведицы», «северный») - единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры . Показываем карту России. Слайд -1 .

Итак, выберем подходящую одежду для путешествия (картинки « Одежда» на магнитной доске).

Где всегда, скажите дети,

Полно снега, много льда,

Ночи длятся по полгода,

Ветры мчат туда-сюда?

Где под северным сияньем

Люди ездят на санях?

Что за регион планеты,

Где не тает лед в морях?

Где отчётливо видна

Наших звёзд галактика?

Подскажите место то,

Как зовётся?.. (Арктика)

  1. Основная часть. Игра «Карта Арктики».

Все ли хорошо оделись? Слайд-2.

Вот и трудности начались, посмотрите, кругом лишь снежные поля, так и заблудиться можно. Что же делать? Правильно, нам нужна карта и транспорт. Отгадайте загадки . Слайд-3.

Ночь полярная, ни зги,

Холодно, угрюмо.

Нас в упряжку запряги -

Довезем до чума.

У природы строгий нрав

За полярным кругом.

Человеку, гав-гав-гав,

Легче с верным другом. (Собаки-лайки)

Хоть и ест он только мох

В тундре каменистой,

Этот зверь собой неплох

И рога ветвисты. (Северный олень)

Он мощнее всех судов

Пробивает толщи льдов

И плывет к полярной льдине

С мишками косматыми.

Двигатель не на бензине,

А на мирном атоме. (Ледокол)

Теперь мы разделимся на группы (по рядам), выберем руководителя экспедиции и двинемся дальше.

Мы встречаем представителей животного мира Арктики. У каждой группы на парте конверт с изображением животных, внимательно слушайте загадки и приклеивайте картинки-отгадки на карту.

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на Севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад. (Белый медведь)

Кто втыкает бивни в лёд,

Толстый, кто по льду ползёт?

На морозе не замёрз-

Он не мёрзнет, он же (Морж)

Он король полярных льдин,

Черно-белый господин.

Ух, для птички он велик,

Ходит очень важно.

Самый южный материк

Заселил отважно. (Пингвин)

Что за хищник в Заполярье,

С шелковистым ценным мехом,

Летом плавает отлично,

Не боится человека?

А зимою осторожный,

И ведёт ночную жизнь,

В грудах снега норы строя,

Лабиринтами кружит.

Он, похожий на Лисицу,

Лает издали на птицу…

И охотник, и хитрец,

Кто скажите мне? ... (Песец)

В Арктике она гнездится

Очень тёплый пух у птицы.

Как, зовут тебя, а?

Га - га!

Рады встрече, птица

(Гагара).

Кто живёт в холодных водах,

Посреди громады льдов,

Издавая свист, мычанье,

Вздохи, скрипы всех тонов?

Кто, похожий на Белуху,

С правым бивнем трехметровым,

В Книгу Красную России

Был недавно занесённый?

В Ледовитом океане

Он всю жизнь не унывал…

Подскажите мне ребятки,

Как зовут его? ... (Нарвал)

Океанская вода!

Ой, холодная всегда!

А они лежат на пляже,

вроде загорают даже!

А один:"Купаться лень!"

Дети, это кто -….... (Тюлень).

Проверяем (наверняка, какая-нибудь команда поместила на карту пингвина). Слайд-4.

Запомнить животных Арктики поможет стихотворение:

Кто же в Арктике живёт?

Давай с тобой посмотрим:

Морж, медведь,

Тюлень, касатка,

Нарвал,

Сова и куропатка,

Овцебык,

Олень,

Поморник,

Их несложно всех запомнить.

Из-за ошибки, которую вы допустили, нам придется расстаться с оленьими упряжками, дальше пересаживаемся на санки-нарты, запряженные лайками.

Да и есть нашим оленям уже нечего.

В Арктике произрастают карликовые кустарники, злаки, травы, лишайники и мхи. Низкие летние температуры обусловливают малое разнообразие видов и небольшие размеры растений. В Арктике нет деревьев, однако в тёплой её части нередко встречаются кустарники, достигающие двух метров в высоту, а осока, мхи и лишайники образуют толстую подстилку. Арктическая пустыня - самая северная из природных зон - практически лишена растительности; преобладают клеточные растения - мхи и лишайники, изредка встречаются такие травянистые растения, как полярный мак.

Слайд-5.

Что-то наши собаки неспокойны, посмотрите на небо.

В эти темные полгода

С освещеньем туго.

В сумраке живет природа

За полярным кругом. (Полярная ночь)

Там, где близко полюса,

Происходят чудеса.

Солнце в небе кругом ходит

И полгода не заходит. (Полярный день)

Как красивы полюса,

Там сверкают небеса!

Яркий всполох там и тут,

Только это не салют. (Полярное сияние)

Какие вы молодцы - отгадали все загадки, но здесь нам придется пересесть на ледокол, ведь мы отправляемся бороздить воды Северного Ледовитого океана.

Белой глыбой ледяной

В океане встал стеной.

Знает каждый капитан,

Как опасен великан. (Айсберг) Слайды-6-8.

Вы не проголодались? Вызываю…(нужны хорошо читающие дети).

Рыболовы возьмите удочки (на полу две бутылки, рыба, бревно, на которые с обратной стороны приклеены тексты).

Первые представители человека разумного проникли на побережье Северного Ледовитого океана около 30 000 лет назад. Об этом свидетельствуют стоянки древних людей в Якутии и Коми.

В 10 веке норманны открыли Гренландию. С 12 века русские, занимаясь морским промыслом, открыли острова Колгуев, Вайгач, Новую Землю, в 15 веке их становища имелись на Шпицбергене.

В 17 веке русские поморы плавали вдоль побережья Сибири, обогнули Таймырский полуостров. В 1648 С. Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой.

По инициативе М. В. Ломоносова была снаряжена в Центральную Арктику экспедиция В. Я. Чичагова. В 19 веке и начале 20 в. важные открытия и исследования сделали экспедиции русские, австрийские, американские, норвежские - Ф. Нансена; английские, а также экспедиции, посланные на поиски пропавшей в 1845 без вести экспедиции Дж. Франклина.

Первые полёты над Арктикой в поисках затерянных во льдах экспедиций Седова, Брусилова и Русанова совершил в 1914 русский военный лётчик И. И. Нагурский.

С 1930 по 1935 многочисленные советские экспедиции на «Седове» под руководством О. Ю. Шмидта,было положено начало широкому освоению Северного морского пути. В 1933 было проведено первое опытное плавание по Северному морскому пути неледокольного парохода «Челюскин». В 1937 в районе полюса была организована первая дрейфующая станция «Северный полюс» («СП-1») под руководством И. Д. Папанина. В этом же году В. П. Чкалов, Г, Ф. Байдуков и А В. Беляков совершили первый трансарктический перелёт по маршруту Москва - Северный полюс - США. Вынужденный дрейф «Седова» (октябрь 1937 - январь 1940) (под командованием К. С. Бадигина) позволил провести цикл наблюдений совершенно неисследованной ранее части Арктического бассейна.

Пока мы с вами получали исторические знания, добрались до какого-то странного места.

Севера тут больше нет,

Ведь южней весь белый свет,

Льдины тянутся на юг,

И гуляют вьюги.

Северный полярный круг -

Даже тот на юге. (Северный полюс) Слайд-9.

И вправду, на северном полюсе нет сторон света - везде юг. Соответственно, на южном полюсе - везде север.

Теперь, ребята нам пора высаживаться на льдины, ведь дальше – северный полюс. До него мы пойдем на лыжах как знаменитые путешественники.

Пробираюсь к полюсам

На широких лыжах,

Чтоб к научным чудесам

Оказаться ближе. (Полярник ) Слайд-10.

Поля́рник - участник полярных экспедиций, исследователь полярных стран; зимовщик на полярной или дрейфующей станции.

Зимой 2008 года Матвей Дмитриевич Шпаро совместно с Борисом Григорьевичем Смолиным установил поистине первопроходческий рекорд. Впервые в истории люди дошли на лыжах до Северного полюса полярной ночью. Экспедиция стартовала 22 декабря 2007 года от мыса Арктического. Преодолев в зимних условиях более тысячи километров по дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана, путешественники достигли вершины планеты 14 марта 2008 года, на неделю обогнав наступление полярного дня. Этой же весной Матвей Дмитриевич Шпаро возглавил молодежную экспедицию «На лыжах - к Северному полюсу!». Впервые команда юношей и девушек 16-18 лет пришла на Северный полюс, пройдя более 100 километров по дрейфующим льдам. Успех первой молодежной экспедиции позволил сделать ее ежегодной.

Ну, что, юные полярники, пора отправляться домой? А про правила поведения на природе вы не забыли? Весь ли мусор собрали? А вот некоторые посетители арктических широт об этом забывают.

В Арктике содержится колоссальное количество неразработанных энергоресурсов - нефти и газа.

При этом добыча природных ресурсов в Арктике крайне сложна и опасна с точки зрения экологии. В условиях сурового климата Арктики вероятность аварийных ситуаций возрастает в разы. Возможность ликвидации последствий разлива нефти, а также её эффективность осложняются многочисленными штормами с высокими волнами, густым туманом и многометровым льдом. Если авария произойдёт во время полярной ночи, которая длится здесь несколько месяцев, то работы по устранению последствий придётся проводить в темноте, практически наугад. Ещё одна опасность - айсберги, столкновение с которыми может стать роковым для нефтедобывающей платформы. Для борьбы с айсбергами планируется использовать брандеры - корабли, нагруженные горючими веществами (такие корабли использовались в морских сражениях для поджога и уничтожения вражеских судов).

Хоть на съёмках кинокадра,
Хоть на сцене здесь в театре,
Мы послушны режиссёру
Потому, что мы...
(Актёры)

Я работаю в театре.
Просто тётя я в антракте.
А на сцене – то царица,
То бабуля, то лисица.
Знает Коля и Лариса,
Что в театре я...
(Актриса)

Папа мой не по дорожке
Ходит, а по скалам,
У него ботинки-кошки,
Багажа немало -
Ледоруб, и альпеншток,
И страховочный моток.
(Альпинист)

Здесь особенное царство:
В нем живут одни лекарства,
Мимо ваты, йода, шприцев
Мама ходит, как царица.
(Аптекарь, провизор, фармацевт)

В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он ….
(Артист)


Мама лечит всех зверей -
Кошку, пса и ламу.
Болен друг? Звонят скорей,
Вызывают маму.
Мама знает все таблетки
Для ежа и птички в клетке.
(Ветеринар)

Встаём мы очень рано,
Ведь наша забота -
Всех отвозить
по утрам на работу.
(Водитель)

Его работа в глубине,
На самом дне.
Его работа в темноте
И тишине.
Но кто же он,
ответьте на вопрос,
Не космонавт,
а ходит среди звёзд?
(Водолаз)

В акваланге, в маске, в ластах
Тот, кто плавает прекрасно.
Он герой такой один
В тишине морских глубин.
(Водолаз, подводник.)

По морскому ходит дну,
Беспокоя глубину.
Он под илом всё отыщет,
Корабля заварит днище,
Если течь, стряслась беда -
Не помеха и вода.
(Водолаз)

Доброты, тепла души
Мамочке не жалко.
Ждут мамулю малыши -
Вася, Маша, Галка,
Паша, Сеня и Марат -

Ждет ее весь детский сад!
(Воспитатель).


Ты учишь буквы складывать, считать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На всё смотреть и всё запоминать,
И всё родное, родину любить.
(Воспитатель)

Камешки лежат в коробке,
Каждый мне давно знаком.
Папа шел по горной тропке,
Отбивал их молотком.
И в коллекции хранит
Мрамор, уголь и гранит.
(Геолог)

Есть у мамы-мастерицы
Тушь, румяна, пудра, клей.
И меняет мама лица
Исполнителям ролей.
Из красотки Бабку-Ёжку
Нужно сделать? Не вопрос!
Мама помудрит немножко
И кривой приладит нос.
(Гример)

В белоснежном он халате
Лечит всех больных в палате.
Если вдруг беда случится,
То на "скорой" он примчится.
Папа знает медицину,
Все лекарства и вакцины.
(Врач, доктор)

Кто у постели больного сидит? -
И как лечиться он всем говорит.
Кто болен - он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, - Разрешит погулять.
(Доктор)

Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней?
(Доктор)

Работник этот хоть куда!
Сопровождает поезда.
(Железнодорожник)

В желтом море корабль плывет.
Кто корабль по морю ведет?
(Комбайнер)

Ох, какой у мамы цех!
Ароматный, сладкий!
Мама сахар и орех
Сыплет в шоколадки.
Здесь порядок, чистота,
Не работа - красота!
(Кондитер)

Вот в скафандре смелый папа,
Он идет в ракету.
Перед ним снимают шляпу
Люди всей планеты.
Для него совсем не новость,
Что такое невесомость!
(Космонавт, астронавт)

Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?

(Космонавт)


На работе день-деньской
Он командует рукой.
Поднимает та рука
Сто пудов под облака.
(Крановщик)

Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руке ведро,
Сам раскрашен он пестро.
(Маляр)

Состав готов, звучит гудок,
Поехал поезд на восток.
Мелькают шпалы и столбы,
Березки, ели и дубы.
И папа мой ведет состав,
Совсем за сутки не устав.
(Машинист)
Папа у меня - герой!
Ходит в форме, с кобурой!
Посреди ночного мрака
Где-то кража или драка?
Сразу по "02" звоните,
Папу моего зовите!
(Милиционер)

Пошел служить мой друг во флот,
На корабле теперь плывет.
И, хоть волна идет горой,
На палубе стоит герой.
На нем морская форма,
Он не боится шторма.
(Матрос, моряк)

Кто шагает на параде,
Вьются ленты за спиной,
Ленты вьются, а в отряде
Нет девчонки ни одной.
(Моряки)

Нужно маме для работы
На пюпитр поставить ноты.
Маму только попроси,
И сыграет: "Ми, соль, си!"
Я скажу ребятам гордо:
"Мама знает все аккорды!"
(Музыкант)

Мама может ставить банки,
Мазать ссадины и ранки.
Мама делает уколы
Всем ребятам нашей школы.
Мама лаской, добрым словом
Помогает стать здоровым!
(Медсестра)

Он сыплет в мельницу зерно.
Ты назови скорей его.
(Мукомол)

Его машина вся в броне,
Как будто черепаха.
Ведь на войне как на войне,
Здесь не должно быть страха!
Ствол орудийный впереди:
Опасно! Враг, не подходи!
(Танкист)

Он поднимает в небеса
Свою стальную птицу.
Он видит горы и леса,
Воздушные границы.
Зачем летит он в вышину?
Чтоб защитить свою страну!
(Военный летник, пилот)

Он защищает поле ржи,
И рощу, и дубраву.
Оберегает рубежи
Далекая застава.
А долг военного такой:
Хранить покой и твой, и мой.
(Пограничник)

У паренька сбылась мечта -
Пришел служить он в роту.
Теперь стреляет: "Тра-та-та!"
Из пушки, миномета.
Недавно служит паренек,
Но самый лучший он стрелок.
(Артиллерист)

Был ранен молодой солдат
На поле утром рано.
А он забрал его в санбат
И обработал раны.
Извлек из тела смельчака
Опасные осколки.
Была тверда его рука:
"Живи, братишка, долго!"
(Военврач)

В этой форме темно-синей
Защищает он страну,
И в огромной субмарине
Опускается ко дну.
Охраняя океан,
Был в портах десятка стран.
(Подводник)

Спешит по вызову отряд,
Готовый разыскать снаряд
И на пшеничном поле,
И в транспорте, и в школе.
Боец отряда очень смел -
Три мины разрядить сумел.
(Сапер)

Крепкий прочный парашют
За спиной его раскрылся,
И за несколько минут
Он на землю опустился.
Он пройдет и лес, и брод,
Но противника найдет.
(Десантник)