Дом пионеров не воробьевых горах. Московский городской дворец детского (юношеского) творчества

Министр образования Москвы И.И. Калина планомерно сворачивает бесплатные учебные программы для детей с целью сдачи помещений Дворца пионеров в аренду, а директор Дворца заявляет многодетным родителям: «Его образовательный ресурс - не для всех» .

«Ситуация во Дворце пионеров на Воробьёвых горах ухудшается с каждым днём. Не получив возможности ликвидировать Дворец в 2012 году из-за массовых протестов москвичей , министр образования Москвы И.И. Калина планомерно сворачивает бесплатные учебные программы для детей с целью сдачи помещений Дворца в аренду. Устами директора Дворца А.А. Шашкова, Департамент Образования Москвы заявил многодетным родителям: «Дворец - это элитное учебное заведение. Его образовательный ресурс - не для всех.» Чиновники безжалостно уничтожают уникальную методологическую базу Дворца, проводят массовые увольнения сотрудников, в том числе увольняют преподавателей в разгар учебного года», - пишет в «Живом журнале» Анна Геннадьевна Полунина при содействии общественного Движения за Сохранение Уникальности Московского Дворца Пионеров.

ДВОРЕЦ ПИОНЕРОВ = ДЕТСКИЙ АНАЛОГ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА + УНИКАЛЬНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЕКТОР + 4 СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ

«Аналогия с МГУ не случайна. Территориально МГУ и Дворец пионеров расположены в одном парке на Воробьёвых горах, и в течение 50 лет преподаватели МГУ работали совместителями во Дворце , и именно благодаря их участию Дворец сумел развить мощные и уникальные методологические школы преподавания астрономии, технического моделирования, ряда биологических и гуманитарных дисциплин, иностранных языков», - продолжает автор публикации.

«Здесь мы перечислим лишь некоторые имена выпускников Дворца, внесших большой вклад в развитие советского и российского искусства и хорошо известных широкой общественности. Во Дворце в детские годы занимались Наталья Гундарева, Тамара Синявская, Юрий Богатырев, Игорь Кваша и многие выдающиеся актеры, режиссеры, писатели и другие профессионалы театра и кино .

Наконец, выпускники четырех спортивных школ олимпийского резерва десятилетиями воспитывали чемпионов и призеров Олимпийских игр и международных соревнований, таких как гандболисты Екатерина Андрюшина и Юрий Кидяев, стрелки Виктор Власов и Алексей Алипов, олимпийская чемпионка по плаванию Марина Кошевая, гроссмейстеры Михаил Кобалия и Артур Юсупов . Очень важно также, что благодаря занятиям в спортивном секторе Дворца тысячи детей на протяжении нескольких поколений имели возможность приобщиться к цивилизованным видам спорта и получали важнейших опыт общения в коллективе сверстников, объединенных общими спортивными целями и интересами».

Соответственно, Дворец – это универсальный образовательный ресурс, посещаемый детьми из большинства районов Москвы. Всё вышесказанное имеет также прямое отношение к филиалу Дворца – Дому Научно-технического Творчества Молодежи , открытому в 1988 году на ул. Донская. Изначально ДНТТМ создавался сотрудниками Дворца пионеров на Воробьёвых горах и все эти годы функционировал как его филиал.

Дворец пионеров на Воробьёвых горах и министр И.И. Калина

К министру И.И. Калине многократно обращались с просьбами повысить транспортную доступность Дворца, чтобы дети могли до него добираться самостоятельно: сделать лестницу от метро Воробьёвы горы, пустить специальный автобус для детей от метро Университет и т.п. Но на просьбы никто не отреагировал.

Зато десятки гектар золотой земли в центре Москвы, на которой расположен парк Дворца пионеров, И.И. Калина оценил очень даже высоко. И придя в сильное эмоциональное возбуждение по этому поводу, тут же снял с должности директора Дворца Монахова и ряд других сотрудников, руководивших работой данного уникального центра в самые сложные финансовые годы.

И.И. Калина объявил Дворец «устаревшим» и «не соответствующим» и принял решение ликвидировать образовательный центр , а вместо него построить в зоне охраняемого государством памятника ландшафтного искусства - комплекс зданий под кодовым названием «школа гимнастики Ирины Винер». К тому времени такой же комплекс зданий уже строился в пойме реки Сходня, поэтому никаких сомнений в намерениях И.И. Калины и Ирины Винер не возникло ни у сотрудников Дворца и лицея 1525, ни у родителей учащихся, ни у жителей Гагаринского района. После последовавших многочисленных протестов, включавших два митинга в 2012 и 2013 годах, идея одномоментной ликвидации Дворца и застройки его территории была-таки оставлена Департаментом Образования и Мэрией Москвы.

Однако процесс разрушения инфраструктуры Дворца пионеров на Воробьёвых горах перешел из острой фазы в хроническую, и за эти два года новая администрация Дворца в лице директора А.А. Шашкова в тесном сотрудничестве с Департаментом Образования успела нанести очень серьёзный урон образовательно-методологическому ресурсу этого уникального детского образовательного центра.

Для простого обывателя роль заведующих, методистов и лаборантов непонятна. Поэтому сокращение более чем половины административных должностей во Дворце было проведено директором А.А. Шашковым практически беспрепятственно.

Последствия данного погрома неминуемо проявятся в виде снижения качества образовательных программ в ближайшие годы, поскольку один преподаватель не в состоянии провести работу, выполнявшуюся ранее несколькими сотрудниками. Кроме того, уволенные А.А. Шашковым заведующие лабораториями и секторами являлись ведущими специалистами в соответствующих областях и организовывали не только учебный процесс, но и конкурсы, конференции, фестивали, соревнования городского и федерального уровня. В подобных мероприятиях традиционно участвовали не только учащиеся Дворца, но и школьники со всей Москвы, а их значение в стимулировании интереса у детей к научно-техническим и гуманитарно-художественным знаниям просто невозможно переоценить. Таким образом, урон от массовых увольнений сотрудников, занимавших административные должности во Дворце, не ограничивается одним лишь образовательным учреждением, а отразится на общем уровне педагогического процесса в Москве.

Высокий уровень образовательных программ Дворца и его филиала на ул. Донская десятилетиями определялся также наличием в штате МЕТОДИСТОВ, как правило, являвшихся опытными педагогами и передававшими свой опыт молодым преподавателям. Кроме того, технические функции по выбору и закупке специфических материалов и оборудования для занятий выполняли лаборанты, также обычно имевшие специальное образование в соответствующей области. Именно методисты и лаборанты в первую очередь подверглись массовым увольнениям, и, по-видимому, целью Департамента Образования является полное упразднение штата методистов не только во Дворце и учреждениях допобразования, но и в общеобразовательных средних школах. Массовые сокращения методистов и лаборантов в настоящее время проводятся повсеместно без какой-либо реакции родительской общественности, не осознающей последствия данной «реформы».

По сравнению с методистами, увольнения преподавательского состава сопряжены для ДО и администрации Дворца с несколько большими трудностями, поскольку преподаватели находятся в публичном пространстве и имеют возможность получить активную поддержку родителей своих учеников. Однако к сожалению, не все преподаватели готовы идти на конфронтацию с администрацией Дворца, и, как показывает практика, именно самые «неконфликтные» сотрудники и являются главной жертвой администрации А.А. Шашкова, рьяно реализующей волю И.И. Калины и других чиновников-«реформаторов». В большинстве случаев преподаватель ставится в ситуацию, когда он вынужден уволиться по собственному желанию, например, в связи с необоснованным снижением зарплаты. Подобные увольнения нередко провоцируются администрацией Дворца прямо в течение учебного года, когда внезапно дети и их родители оказываются перед фактом, что их группа расформировывается в связи с увольнением учителя. Безусловно, что подобные случаи – сильный стресс как для детей, так и для взрослых, но данное обстоятельство мало волнует чиновников, не отягощенных этико-моральными переживаниями.

Активное сопротивление преподавателей, поддерживаемых родительской общественностью – единственная возможность сохранить образовательную структуру.

Показательна в этом контексте ситуация с Изостудией «Русские традиции и декоративное рисование», работающей на базе филиала Дворца в ДНТТМ (ул. Донская дом 37) под руководством Виктории Анатольевны Вдовиной. Важно отметить, что в 2013-2014 учебном году дети, обучающиеся в изостудии ДНТТМ, стали лауреатами и победителями как минимум одиннадцати различных выставок и конкурсов российского и международного уровней, дипломантами Московских Дельфийских игр. Ученики студии регулярно поступают в художественные лицеи. Большое значение для развития учащихся студии имеют регулярные выезды ребят в творческие и экскурсионные поездки по различным городам России, посещение выставок и музеев в Москве.

Тем не менее, Департамент Образования руками директора Дворца А.А. Шашкова учинил в буквальном смысле расправу над коллективом изостудии, к сожалению, самым бессовестным образом вовлекая в конфликтную ситуацию детей. Целью данной расправы являлось расформирование штата изостудии, а механизмом – гонения на преподавателей в виде бесконечных проверок, замечаний, выговоров и дисциплинарных взысканий, осуществлявшихся непосредственно в ходе занятий. «Проверяющих» не смущали слезы малышей, перепуганных оскорбительным тоном обращений незнакомых взрослых к их учителю, а также стрессогенным требованием «написать имя». При этом составлявшийся итоговый документ далеко не всегда соответствовал реальной ситуации во время «проверки».

К счастью, преподаватели изостудии при активной поддержке родителей смогли отстоять права своих учеников и собственные права, используя все возможные механизмы воздействия на власть. В частности, было направлено открытое письмо от 18 декабря в адрес властей города Москвы с требованием прекратить нападки на педагогов и составлена петиция .

Кроме того, преподаватели студии обратились за юридической поддержкой в независимый профсоюз «Учитель» и организовали первичную ячейку профсоюза . В результате, администрация А.А. Шашкова пошла на попятную, и фактически начала процесс восстановления изостудии. Тем не менее, урон нанесен очень большой в виде сокращенных должностей заведующей студией, методиста, лаборанта, педагога-организатора и т.д.

К сожалению, администрация А.А. Шашкова, выполняющая указания И.И. Калины, не встретила аналогичного сопротивления преподавательского состава ряда других подразделений ДНТТМ. Таким образом, были закрыты три самых современных и востребованных направления: «Цифровая электроника», «Виртуальная электроника», «Техническое творчество для младших», а молодые эрудированные преподаватели не стали «связываться» с чиновниками и были уволены. Также уничтожены направления «Астрономия» и «Занимательная физика». От огромного музыкального сектора остались маленький театр и несколько групп хореографии, в то время как музыкальный ансамбль, гитара, хор, вокальные занятия, театр перестали существовать в 2014 учебном году.

В данном очень печальном контексте, хочется выразить огромную благодарность тем преподавателям, которые готовы бороться за права не только своих теперешних, но и будущих учеников, а также за собственные профессиональные права. Практически во всех подобных ситуациях победа остается за преподавателями, поскольку родительская общественность всегда своих преподавателей поддерживает, и это дисциплинирует зарвавшихся чиновников.

Сдача в аренду помещений и площадей Дворца – основная цель чиновников-коммерсантов

В августе 2014 года А.А. Шашков издал Приказ № 667, по сути приведший к расформированию четырех спортивных школ, базировавшихся в 8-м и ряде других корпусов Дворца. В рамках данной «оптимизации» было резко сокращено время занятий детей в секции гандбола, что позволило администрации «освободить» спортивный зал для занятий платных взрослых групп. Не исключается возможность перевода детских бесплатных групп «на балкон» спортивного зала, чтобы дети не мешали чиновникам-коммерсантам распоряжаться государственной собственностью по своему усмотрению.

Совершенно вопиющая ситуация с теннисным кортом, возведенным на заповедной территории Дворца и уже дважды активно и задорого отремонтированного в течение двух лет. Дело в том, что во Дворце нет теннисной секции для детей, и создание подобной секции даже не планируется, о чем во всеуслышание А.А. Шашков объявил на собрании в октябре 2014 года. В то же время, корт используется неизвестными людьми, приезжающими непосредственно к месту «занятий» на очень впечатляющих своей ценой автомобилях. Предположительно, кортом распоряжается высокопоставленный чиновник из федерального Министерства образования.

Активно сдаются в аренду футбольное поле, плавательный бассейн, зал столовой и другие залы и помещения Дворца. Расширяется спектр платных услуг для взрослых, и эти услуги активно рекламируются. Очевидно, именно с появлением «взрослых» групп в автошколе связана скандальная прокладка фундаментальных «тротуаров» в Парке Дворца, на которую планировалось потратить (вероятно, и было потрачено) 18 миллионов рублей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Про Дворец пионеров на Воробьёвых горах можно сказать ровно одну вещь: это лучшее место Москвы, и в то же время - место совсем не московское. Непонятно, как оно существует в этом городе, непонятно, как оно существует в это время. Асимметричная зелёная площадь косо рассечена регулярной сеткой асфальтовых дорожек. С одной стороны - пятидесятиметровый флагшток из нержавеющей стали. С другой - лёгкое вытянутое здание с куполом обсерватории и козырьком на исчезающих колоннах. По центру - словно стекляшка типового советского кинотеатра. На фасадах модернистские панно, и всё очень буквально: пионеры, костры, трубы, Ленин - куда без него. За соединёнными в один комплекс зданиями растут ясени и орехи. Тихо, нет машин, по дорожкам гуляют школьники, - даже поздней осенью 2014 года здесь царят наполненные надеждой 1960-е.

Дворец пионеров стали строить сразу после VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года, а открывали 1 июня 1962 года - до публикации «Одного дня Ивана Денисовича» оставалось полгода, а до танков в Праге - вечность. На параде пионеров красную ленточку нового здания перерезал сам Никита Хрущёв. Дворец пионеров - это физическое воплощение оттепели и всего лучшего, что было в Советском Союзе. В стране росло первое послевоенное поколение, которому не нужно было бороться за своё существование. И чтобы удовлетворить их потребности в творчестве, впервые в советской истории для детей было создано место вечного праздника.

Дворец пионеров
на Воробьёвых горах

Шедевр советского модернизма, коллектив авторов удостоен Государственной премии РСФСР
в области архитектуры 1967 года

Архитекторы: Игорь Покровский (руководитель) , Феликс Новиков, Виктор Егерев, Владимир Кубасов, Борис Палуй, Михаил Хажакян, Юрий Ионов (инженер)

Годы создания: 1958–1962

Площадь комплекса: 48 га

Число учащихся: 15 500 школьников






Строительство комплекса стало событием в архитектурной жизни СССР: в одном протяжённом здании были объединены несколько концертных и театральных залов, бассейны, зимний сад, обсерватория и пространства для выставок. Конкурс выиграли молодые и неизвестные архитекторы под руководством Игоря Александровича Покровского (будущего автора застройки Зеленограда) - всем в команде из семи человек не было и 35 лет. Проект стал их путёвкой в жизнь: когда в 1967 году была учреждена Государственная премия РСФСР в области архитектуры, первыми её получили именно создатели Дворца пионеров.

Решение команды Покровского радикально отличалось от всего, что было прежде: это очень лёгкие, изящные и удачно вписанные в природное окружение здания, объединённые общим лаконичным и ясным стилем, - полная противоположность избыточной позднесталинской неоклассики. Несмотря на полувековой юбилей и необходимость ремонта, они и сейчас выглядят свежо, современно и разнообразно. Правда, архитекторам так и не удалось довести всё задуманное до конца: уже в 1963 году финансирование продолжения строительства свернули.











Дворец пионеров на Воробьёвых горах не сводится к одной лишь площади или выполненному с неоспоримым вкусом модернистскому ансамблю. Он куда масштабнее своих составляющих, и, попадая в это пространство, можно ощутить прикосновение к сакральному. Архитектура - это не только кирпичи, стекло и железобетон. Архитектура всегда выражает идеологию и настроение общества: по разнице между просторным Новым Арбатом и громоздким проспектом Академика Сахарова легко представить разницу между началом и концом брежневской эпохи. Дворец пионеров - живая утопия из того времени, когда люди верили, что скоро подчинят себе термоядерный синтез, создадут справедливое общество и на блестящей ракете полетят к далёким планетам. И в этом его парадокс.

Этот комплекс живёт в параллельной реальности - к концу XX века человечество испытало кризис веры в прогресс. Никому больше не интересно светлое будущее: зачем осваивать настоящий космос, если можно в социальных сетях обсудить космические приключения в новом фильме Кристофера Нолана? И даже больше - надежда на то, что дальше будет лучше, сменилась страхом перемен и желанием отгородиться от будущего, забыть о его существовании и вернуться в прошлое или хотя бы оставить всё так, как есть. Но, находясь на Воробьёвых горах, ты не чувствуешь этой мороки: прогресс - это здорово, а будущее не может не быть прекрасным. Потому что если оно не прекрасно, то зачем вообще жить?

На площади у Дворца пионеров несложно поверить, что всё будет хорошо. Хотя бы поэтому поздней осенью 2014 года это лучшее место Москвы.

Фотографии: Полина Кириленко

Объединений (кружков и секций) технического, научно-технического творчества, экологического образования , спортивных секций, объединений военно-патриотической, туристско-краеведческой направленности, информационных технологий . Расположен на правом высоком берегу Москвы-реки в районе Воробьёвы горы . Является центральным Дворцом Детского Творчества в России .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Построенное в 1959-1962 гг. здание - одна из первых построек нового типа, оформление которых было поручено группе московских художников и скульпторов. Комплекс включает самые разнообразные элементы монументальной живописи и скульптуры - панно на торцах больших корпусов, росписи стен в фойе театров, рельефы на фасадах, скульптурные указатели, рельефы на решетках.Имеющие один недостаток проблемы с вентиляцией. Все это объединено единым стилем - лапидарным, условным, тяготеющим к знаковому выражению, к символике, эмблематике, преодолевающим описательность . Проект был отобран как лучший в результате конкурса.

    Конструктор: Ю. И. Ионов.

    Организация

    История МГДД(Ю)Т

    Дворец основан в 1936 году как Московский городской Дом пионеров и октябрят (Гордом) на Стопани (ныне Огородная Слобода, м. Чистые пруды).

    Число детей, стремящихся заниматься в Гордоме непрерывно увеличивалось и к концу 1950-х гг. стало ясно, что его стены не могут вместить всех желающих. В 1958 г. на государственном уровне было принято решение о строительстве нового детского комплекса на Ленинских горах. 29 октября 1958 года состоялся торжественный митинг по поводу закладки Дворца пионеров и установлен закладной камень, на котором высечена надпись: «Городской Дворец пионеров заложен комсомольцами и молодежью г. Москвы в честь 40-летия ВЛКСМ». Дворец строился на деньги, оставшиеся после VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, прошедшего в Москве в 1957 году. Строительство Дворца было ударной комсомольской стройкой.

    1 июня 1962 года состоялось торжественное открытие нового комплекса на Ленинских горах (в дальнейшем Воробьевых горах). Поздравить детей приехали первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совета Министров СССР Никита Сергеевич Хрущев, секретарь ЦК КПСС, первый секретарь МГК КПСС П. Н. Демичев, секретарь ЦК ВЛКСМ С. П. Павлов, председатель Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации Л. К. Балясная, министр просвещения РСФСР Е. И. Афанасенко, председатель Исполкома Моссовета Н. А. Дыгай, 1-й секретарь МГК ВЛКСМ Б. Н. Пастухов и другие почётные гости.

    19 мая 1972 года, в день 50-летия Всесоюзной пионерской организации, на территории Дворца пионеров был открыт памятник Мальчишу-Кибальчишу, герою сказки из повести А. П. Гайдара «Военная тайна» (скульптор В. К. Фролов, архитектор В. С. Кубасов). 19 мая 1974 года у подножия памятника была захоронена капсула с землей с могилы Аркадия Петровича Гайдара, доставленная московскими пионерами из украинского г. Канева. Так памятник литературному герою стал мемориалом его создателю.

    В 1971 году за большие успехи в деле коммунистического воспитания подрастающего поколения Дворец был награждён орденом Трудового Красного Знамени. А в 1981 году - присвоено почётное звание «Образцовое внешкольное учреждение».

    1 сентября 1988 года был открыт филиал Дворца Пионеров: Дом научно-технического творчества молодежи около станции метро Шаболовская. В 1992 году реорганизован из Московского городского Дворца Пионеров и школьников в Московский городской Дворец творчества детей и юношества. В 2001-2014 годы он носил название Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества; а с 1 сентября 2014 года стал (после объединения с рядом других образовательных учреждений) ГБПОУ г. Москвы «Воробьёвы горы». Сейчас Дворец - это 1 314 учебных групп и коллективов (в 93 % из них обучение бесплатное) по 11 образовательным направлениям, в которых занимаются около 15500 школьников, общая площадь территории Дворца - 48,6 га , общая площадь зданий - 39,3 тыс. м², их объём - 219 тыс. м³, общее количество помещений - 900 единиц.

    6 января 2007 года одной из малых планет в честь Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества (Дворца пионеров) присвоено наименование «Дворец пионеров» (международное название малой планеты - 22249 Dvorets Pionerov) . Планета открыта 11 сентября 1972 года Н. С. Черных в Крымской астрофизической обсерватории и зарегистрирована в международном каталоге под номером 22249, её диаметр около 3 км, минимальное расстояние от Земли 109 млн км.

    В 2014 году организация реорганизована в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Воробьевы горы».

    Отделы МГДД(Ю)Т

    Директора МГДД(Ю)Т

    Традиционно проводящиеся в МГДД(Ю)Т конференции, семинары, конкурсы и фестивали

    • «День города»
    • «Неделя игры и игрушки» (проводится в дни осенних каникул)
    • Новогодние представления (проводится в дни зимних каникул)
    • «Рождество на Воробьёвых горах»
    • «Русская масленица »
    • «Неделя детской и юношеской книги » (проводится в дни весенних каникул)
    • «Сыны Отечества»
    • Фестиваль «Команда Толерантности» (12 июня)
    • Всероссийские юношеские чтения им. В. И. Вернадского (ежегодно, заочный тур в декабре-феврале, очный тур в апреле на базе ДНТТМ)
    • Городской конкурс исследовательских и проектных работ школьников Москвы и России «Мы и Биосфера»
    • Фестиваль «Юные таланты Московии»
    • Ассамблея «Культура и дети »

    7 декабря 2016 года Московский дворец пионеров на Воробьёвых горах отмечает 80-летний юбилей. Свыше полумиллиона юных москвичей нашли здесь друзей и единомышленников, многие определились с будущей профессией. сайт и Главное архивное управление Москвы вспоминают важные события из истории этого уникального учреждения.

    Дворец начинается… с дома

    В 1936 году в доме 6 в переулке Стопани (сейчас переулок Огородная Слобода, неподалёку от станции метро «Чистые пруды») открылся Московский городской дом пионеров и октябрят (МГДПиО). Это внешкольное учреждение широкого профиля знали все, и в просторечии его называли просто «Гордом», или «Дом на Стопани». Журнал «Вожатый» называл его «первой из лабораторий, которые создаются в Советской стране для воспитания нового человека, культурного гражданина социалистической родины».

    Красивый особняк, где расположился Дом пионеров, до революции принадлежал семье Высоцких, которые владели одной из крупнейших чаеторговых фирм в России. Будучи гимназистом, сюда часто наведывался Борис Пастернак: влюбившись в дочь хозяина, он быстро превратился из репетитора в друга семьи. Потом здание занимали профсоюзы, Центральный клуб работников связи и Общество старых большевиков .

    Для детей дом заново отделали изнутри, переиначив «купеческое безвкусие и богатство» в духе эпохи. Вот как его описывает историк Владимир Кабо: «Это был красивый белый особняк в стиле ренессанса, окружённый старым садом… В огромном холле меня встречало панно, изображающее добродушно улыбающегося Сталина с темноволосой девочкой на руках. Посреди холла — фонтан; перед новым годом здесь всегда стояла высокая, вся в огнях ёлка. Из холла двери вели в большой концертный зал и в буфет, оформленный в виде грота. Я поднимался по лестнице сначала на второй этаж, там был лекторий, где нам читали лекции на всевозможные темы и где мы встречались со знаменитыми писателями, и была комната, украшенная фресками на сюжеты народных сказок. Выше, на третьем этаже, собиралась наша литературная студия» .

    Уже через год после открытия в МГДПиО работало 173 кружка и секции, которые посещали около 3500 детей и подростков. Одного здания им было мало, и Гордом занял соседний особняк (дом 5) под студии технического творчества. В этом корпусе разместились кабинет юных изобретателей, авиамодельная и деревообрабатывающая мастерские, а ещё шесть лабораторий — железнодорожного и водного транспорта, связи, фотолаборатория, химическая и энергетическая. Техническое направление в то время было приоритетным, поскольку Советский Союз переживал бурную индустриализацию.

    Из детей всерьёз готовили квалифицированных специалистов: например, в железнодорожной лаборатории находилась действующая модель станции метро с электровозами, эскалаторами и диспетчерской установкой. Сделали здесь и паровозик для миниатюрной железной дороги, которую планировали устроить в саду, но помешала война…

    Не только техника

    Активно развивалось и художественное творчество: в Доме пионеров работали оркестр, хор, музыкальная школа, школа танца, театральная студия, театр кукол, скульптурная и архитектурная мастерские, литературная и изостудия. Один только пионерский ансамбль песни и пляски в 1937 году насчитывал 500 участников, а в постановке «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» к Пушкинским дням было занято 750 человек!

    Частыми гостями литературной студии были Самуил Маршак, Агния Барто, Лев Кассиль, Аркадий Гайдар, Рувим Фраерман, Корней Чуковский. Неудивительно, что отсюда потом вышли известные писатели: Юрий Трифонов, Сергей Баруздин и Анатолий Алексин. Гордится своими выпускниками и театральная студия: среди них режиссёры Станислав Ростоцкий и Александр Митта, артисты Наталья Гундарева, Людмила Касаткина, Игорь Кваша и Ролан Быков. Актёр Сергей Никоненко вспоминает: «В этом Доме царил дух доброты и приверженности. Мы же все до самозабвения любили своих педагогов… У нас с ними было общее дело. Мы не чувствовали себя подневольными, как в школе. И они, и мы хотели одного и того же — чтобы у нас получилось как можно лучше. Они не считали, что детство — это переходный период к настоящей, то есть взрослой жизни. Они понимали, что детство — это тоже самая настоящая жизнь. Они в каждом из нас уважали личность» .

    В Доме пионеров уделяли большое внимание изучению отечественной истории и географии, особенно москвоведению. Работа была не только кабинетной: например, для знакомства с культурой античности юные историки посещали фонды Эрмитажа, а летом ездили на раскопки в Крым; географы устраивали экспедиции в Подмосковье и на Кавказ.

    О спорте тоже не забывали, но в основном в прикладных дисциплинах. «По велению времени» активно развивалось военно-спортивное и патриотическое направление. Уже с декабря 1936 года действовал сводный пионерский полк, где готовили будущих снайперов, танкистов, парашютистов, кавалеристов, санитаров, связистов, собаководов и голубеводов. А в 1938 году создали оборонный (позже военный) отдел, который включал стрелковый кабинет, военно-морскую лабораторию, школу инструкторов по химической и противовоздушной обороне, кружки пулемётчиков и гранатомётчиков.

    В предвоенные годы был заложен фундамент и шахматного клуба Гордома, который потом стал одной из сильнейших школ этого вида спорта в столице. Юные шахматисты выпускали рукописную газету, участвовали в различных турнирах и сеансах одновременной игры со знаменитыми гроссмейстерами.

    Творческое пространство

    На небольшой территории Дома пионеров было собрано всё, что может привлечь и поразить детей. Хочется кататься на роликах? Вот асфальтированная площадка перед воротами. Тут же ездят детские педальные автомобили; позже для них и гараж построили. Хочется читать и готовить уроки на свежем воздухе? На тенистых аллеях — уютные скамейки. Хочется порезвиться — отправляйся на спортплощадку. Даже в зоопарк не надо идти: во дворе располагался сад с плодовыми деревьями, а в нём — бассейн с водоплавающими птицами, рядом — живой уголок с клетками для молодых зверей и небольшая конюшня с жеребёнком. Пространство Гордома было настоящим шедевром ландшафтного дизайна .

    А главное — весь Дом пионеров был единым целым, огромной творческой лабораторией, где трудились увлечённые люди, которые вдохновляли и подпитывали друг друга. Из воспоминаний историка Николая Мерперта: «Весь этот Дом пионеров… представлялся очень ценным и, в наилучшем смысле этого слова, глубоким учреждением. Самые разные кружки общались друг с другом, там был великолепный театральный зал, где обычно мы встречались, и затем множество холлов, переходов, очень уютных уголков — этот старый кирпичный особняк в переулке Стопани был перестроен чрезвычайно удачно. Поэтому мы или молодёжный театр, созданный тогда же и руководимый прекрасными режиссёрами, географический кружок, в рамках исторического кабинета кружок истории Москвы — все мы общались очень-очень тесно» .

    Взрослая помощь в годы войны

    Несмотря на все сложности, Дом пионеров работал и во время Великой Отечественной войны (1941-1945). В основном действовали кружки, которые могли помочь фронту: швейные, столярные, слесарные, электротехнические. Но занятия продолжали и творческие студии, особенно театральная, танцевальная и хор: юные артисты устраивали концерты для красноармейцев.

    В январе 1942 года Гордом взял шефство над одним из военных госпиталей. Столярный кружок делал для раненых мундштуки, швейный — кисеты, воротнички и носовые платки. К праздникам пионеры собирали для бойцов книги и грампластинки, подарили им патефон и аллоскоп (разновидность фильмоскопа, устройства для проецирования диафильмов. — Прим. сайт).

    Ребята приносили подшефным письменные принадлежности — конверты, открытки, бумагу и карандаши, сами писали под диктовку весточки родным и вслух читали солдатам газеты. Юные художники украсили своими рисунками не только помещения госпиталя, но и вагоны санитарного поезда.

    Хорошей традицией стали «пионерские» вторники и пятницы, когда кружковцы проводили в госпитале творческие вечера — пели, танцевали, разыгрывали сценки и читали отрывки из художественных произведений. А ещё ребята взяли на себя обязанности почтальонов, доставляя свежую прессу и корреспонденцию.

    Всё это делалось так легко и весело, что бойцы радостно ждали новых встреч с пионерами. Даже комиссары госпиталя, которые вначале отнеслись к предложению помочь весьма скептически, через несколько месяцев признали Гордом полноценным шефом.

    Кроме того, в годы войны Дом пионеров продолжал оказывать методическую и практическую поддержку внешкольным учреждениям и детским организациям во всех районах Москвы: разрабатывал программы занятий и готовил вожатых и инструкторов.

    После войны: патриотизм и расширение границ

    В послевоенные годы страна испытывала небывалый патриотический подъём. С новой силой разгорелся интерес к родной истории. Это не могло не отразиться на работе Дома пионеров: исторические кружки стали одним из главных направлений. Особенно активно они действовали при подготовке к празднованию 800-летия столицы (1947 год). Ещё в ноябре 1945 года было создано Общество юных историков Москвы, которое объединяло усилия Дома пионеров и исторических кружков в школах.

    Члены Общества читали лекции, участвовали в экскурсиях и путешествиях, археологических раскопках и различных конкурсах. В 1946 году школьники прислали 25 тысяч творческих работ, посвящённых истории Москвы, в 1947-м — 80 тысяч. Здесь были рассказы, стихи, рисунки, макеты, вышивки, фотографии…

    Благодаря масштабной деятельности Общество получило множество наград от Министерства просвещения, например библиотеку исторической литературы и путёвки на экскурсии по стране. Активная деятельность исторических кружков продолжалась и в последующие годы: в 1948 году прошёл конкурс «Замечательные люди Москвы», в апреле 1956-го — общегородская школьная конференция по изучению Москвы.

    Развивались и другие студии и лаборатории, открытые ранее. Согласно статистике, уже в первый послевоенный год в Доме пионеров занималось более трёх тысяч школьников, а число участников концертов, конкурсов, спортивных праздников и других массовых мероприятий доходило до 35 тысяч в месяц.

    В конце 1950-х годов стало ясно, что Гордом не может вместить всех желающих. В отчёте за 1956 год директор Дома пионеров В.В. Струнин писал: «По своим условиям наш Дом пионеров не может охватить кружковой работой более 3800-4000 человек… Если бы имелись соответствующие условия, состав одного только хора ансамбля можно было бы довести до 2000-3000 человек… Учитывая стремления школьников к творческой самодеятельности и значение кружковой работы в воспитании учащихся, необходимо добиваться создания в каждой школе широкой сети кружков, быстрее решать вопрос о строительстве в Москве нового Городского дома пионеров».

    Смелый проект

    В 1958 году Центральный совет Всесоюзной пионерской организации принял решение построить на Ленинских горах не просто новый Дом, а Дворец пионеров и школьников. Памятный камень заложили осенью того же года — 29 октября, в день 40-летия ВЛКСМ; сейчас он находится слева от аллеи, ведущей к главному входу Дворца.

    Место выбрали красивое — на высоком берегу Москвы-реки, вдоль Воробьёвского шоссе (сейчас улица Косыгина). Выбрать проект оказалось сложнее: предложений было несколько десятков, одно интереснее другого. В итоге победила заявка коллектива молодых архитекторов во главе с Игорем Покровским; также в эту группу вошёл Михаил Хажакян, который в своё время участвовал в реконструкции здания МГДПиО в переулке Стопани.

    Проект был настолько необычным и новаторским, что авторы не надеялись его воплотить, но, видимо, эта смелость и пришлась по душе жюри. Во-первых, зодчие хотели противопоставить новое строение дворцам прошлого — пышным и грандиозным, но едва ли пригодным для детских занятий. Во-вторых, решили гармонично вписать здание в сложившийся зелёный массив — из-за этого отказались от симметричной композиции, а потом, уже во время строительства, не раз корректировали изначальный план. В-третьих, из соображений безопасности и эстетики Дворец разместили не у дороги, а на лужайке в глубине рощи. Для полного единения с природой — «поменьше массивной каменной кладки и побольше витражей, прозрачных стеклянных стен» .

    В итоге получилось здание свободной компоновки, причудливо разбросанное по ландшафтному парку. Стены украшали монументальные разноцветные панно с пионерскими эмблемами: костёр, горн, звёзды; на торцовых фасадах разместили картины «Вода», «Земля» и «Небо», которые символизируют покорение стихий человеком. Даже парадную площадь перед Дворцом не заливали бетоном или асфальтом — оставили естественный газон, лишь разделив его дорожками из белого камня. Центром композиции стал 60-метровый флагшток, который превратил территорию вокруг себя в аллегорию грандиозного корабля.

    Одной из визитных карточек Дворца стал зимний сад: «Это простор, воздух, свет, высота. И конечно, пальмы, араукарии, лианы, папирус. Однако экзотике, чтобы расти, нужны нормальные тропические условия. Тропики были созданы с помощью специальной автоматизированной системы подогрева почвы, воды, воздуха. Пришлось подумать также об эффектно падающих на зелень солнечных бликах, о стеклянных куполах, сквозь которые просматривалось бы небо, о бассейне с водяными растениями, о фонтане, о решётке, отделяющей сквозную галерею от зимнего сада. Решётку сделали ажурной, декоративной, с рыбами, птицами, насекомыми, чтобы соответствовала всему остальному» .

    Комсомольская стройка

    Строительство, начатое в 1958 году, оказалось масштабным: для него привлекли 18 проектных организаций, а более 300 предприятий поставляли строительные и отделочные материалы, инженерные конструкции, оборудование и мебель. Помимо сотен квалифицированных рабочих 40 специальностей, в субботниках и воскресниках за четыре года приняли участие больше 50 тысяч добровольцев — юношей и девушек со всей страны. По официальным подсчётам, школьники и студенты отработали здесь свыше трёх миллионов человеко-часов! По окончании строительства на территории Дворца высадили более двух тысяч деревьев и около 100 тысяч цветов .

    Открытие Дворца пионеров и школьников состоялось 1 июня 1962 года, в День защиты детей. В торжественной церемонии принял участие Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв. По воспоминаниям очевидцев, он сказал: «Я не знаю, что будут говорить другие, а мне нравится этот Дворец».

    В 1967 году архитекторов и конструкторов Дворца пионеров удостоили Государственной премии РСФСР. Но лучшей наградой они наверняка считали слова известного французского зодчего Бернара Зерфюса: «Я считаю по-настоящему хорошей ту архитектуру, которая, будучи современной, не теряет признаков современности даже через много лет. Уверен: здание на Ленинских горах выдержит испытание временем» .

    Испытания временем

    После открытия комплекса на Ленинских горах Гордом на Стопани тоже стал дворцом — районным Дворцом пионеров и школьников имени Н.К. Крупской (сейчас Дворец творчества детей и молодёжи ЦАО).

    А Дворец пионеров (теперь уже на Воробьёвых горах) за полвека вырос больше чем в два раза: если в 1962 году он включал 400 помещений, то сейчас их уже около 900, общей площадью почти 40 тысяч квадратных метров. В лабораториях, студиях, художественных и технических мастерских, спортивных школах и секциях Дворца (включая филиалы) занимаются порядка 27,5 тысячи детей от трёх до 18 лет. Всего насчитывается свыше 1300 учебных групп по 10 направлениям: наука и культура, техническое, художественное и социальное творчество, информационные технологии, экология, этнография, физическая культура и спорт. В 93 процентах студий и кружков занятия проходят бесплатно.

    Учреждение неоднократно меняло статус и название: в 1992 году его переименовали в Московский городской дворец творчества детей и юношества, в 2001-м — в Московский городской дворец детского (юношеского) творчества. В 2014-2015 годах в ходе реорганизации создано Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение (ГБПОУ) «Воробьёвы горы» , которое помимо Дворца включает ещё 16 образовательных учреждений — детские сады, общеобразовательные школы, колледж профессиональных технологий и центры дополнительного образования.

    Неизменной остаётся суть Дворца: здесь по-прежнему работают люди, увлечённые своим делом. Они помогают детям и подросткам развить способности и таланты, найти призвание и дорогу в жизни.

    А ещё Дворец пионеров, который может одновременно вместить до 20 тысяч человек, — отличная площадка для праздничных мероприятий. Дети и родители охотно собираются здесь на Рождество и Новый год, в День семьи и День защиты детей, День города, на Неделе детской книги и . Конечно, и собственный 80-летний юбилей Дворец тоже отметит , который состоится 7 декабря.

    Использованные источники

    1. Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты / Романюк С.К. — М.: Центрполиграф, 2016. — С. 697-698.
    2. Кабо В.Р. Дорога в Австралию: Воспоминания. — New York: Effect Publishing, 1995. — С. 63-65, 73.
    3. Внешкольник. — 2004. — № 4. — C. 24-25.
    4. Наш зимний сад. Выпуск № 1. — М.: Центр экологического образования МГДД(Ю)Т, 2010. — С. 3-12.
    5. Под знаком добра: Воспоминания бывших воспитанников отдела туризма и краеведения. — М.: МГДТДиЮ, 1997. — С. 2-6.
    6. Новогрудский Г.С. Счастливый зодчий // Товарищ Москва: сборник очерков. — М.: Советская Россия, 1973. — С. 386-393.