Психологические тренинги убеждение человека. Тренинг убеждающего воздействия

Ложиться рано совсем не хочется, ведь вечер принадлежит только тебе. Это твоё личное время, свободное от работы, которое можно посвятить тому, чего по-настоящему хочется. Для многих лечь спать рано означает украсть кусок от своей личной жизни, потратить это время зря. А завтра, что же завтра? Работа, дела-заботы...опять. (Возможно, тебе будет полезна статья «Биологические ритмы и спорт: когда лучше тренироваться ») Конечно, мы всегда можем обосновать свои поступки. Да, наш мозг - мощный инструмент для создания качества нашей жизни, но обстоятельства порой сильнее нас. Хм...да, кто из нас не оправдывал себя этими самыми «жизненными обстоятельствами»? Грешен каждый.
Но стоит признать, что в глубине души мы конечно знаем, что бо́льшая часть обстоятельств не являются настолько серьёзными, чтобы сбить нас с намеченной цели.

Увы, ответственность за ухудшение качества тренировок лежит только на нас самих. Это не обвинение и не попытка заставить тебя стать на «путь истинный». Большинство людей похожи друг на друга хотя бы отчасти. Поэтому я и пишу «нас», причисляя и себе, автору, все недостатки, свойственные человечеству. Но мы так же верим и в скрытые возможности ЧЕЛОВЕКА , возможности, которые просто надо открыть в себе. Ведь если ты веришь, что можешь, значит ты действительно можешь! А это огромная власть над своей жизнью!

Сознательный рост не есть случайный процесс и он не происходит сам по себе .

Позволить своему мозгу расслабиться - значит навредить своим мышцам, уничтожив любой прогресс. Волю, как и мышцы, надо тренировать! И если мышцам всё же надо давать время на восстановление, то над психологическими качествами нужно работать ежедневно! Тогда твой потенциал станет безграничным!

Ищешь, с чего начать? Попробуй освоить несколько наших психологических приёмов . Отнесись к ним, как к любому другому упражнению, используй эти приёмы как можно чаще в своей жизни. Это не просто, но они сделают твои тренировки намного более эффективными.

Приём №1

Да - амбициям. Нет - страху неудачи

Не позволяй страху будущих неудач лишить тебя желания двигаться вперёд .

Чем больше остановок, тем медленнее ты достигнешь цели. Что в этом плохого, если цель всё равно будет достигнута? Да, но будем откровенны: есть время на то чтобы быть осторожным и не спешить, и есть время на то что бы проявить свой энтузиазм и ускориться. Это нужно понимать. В конце концов, есть разница, через неделю или через год? Не отказывайся от своих амбициозных целей, даже если они кажутся тебе чересчур смелыми. Решись на их воплощение, начни это делать в независимости от того, каким может быть результат.

Приём №2

Твоя цель - это только ТВОЯ цель

Не позволяй другим ставить тебе цели .

Многие из нас любят обратиться за советом в том или ином случае. Ещё больше народу любит давать советы. Безусловно, некоторые советы бывают весьма полезны. Но если дело касается твоих спортивных целей, прислушиваться можно только к мнению действительно компетентных людей. Совет друга можно выслушать и принять, когда ты выбираешь подарок на день рождения. Но не в спорте: здесь то, что подходит другу, необязательно подойдет тебе. Это всё равно что покупать свитера одного размера, при очевидной разнице в ваших габаритах. Ему в пору, а на тебе трещит по швам.

Приём №3

Не сомневайся в себе

Никогда не говори себе, что чего-то не можешь .

Не воспитывай в себе неудачника. Брось вызов своему неумению. Никогда не спрашивай себя «Почему я?». Спрашивай «Почему НЕ я?» Говори так чаще. Все великие вещи берут начало именно с этой комбинации таких простых слов! Если не сейчас, то когда же ещё воплощать свои мечты? Не в 50 же лет, правда?

Приём №4

Во всём ищи плюсы

Цени себя и свою индивидуальность .

Хорошо бы нам всем родиться идеальными. Сразу. И чтобы делать ничего не надо было. Ходили бы такие красивые... и одинаковые. Правда в том, что если бы мы все были идеальны, природа очень быстро исчерпала бы все варианты внешности. А сила природы, как известно, в разнообразии. Поэтому и страдаем мы, кто от худобы, кто от избытка веса. Дело вовсе не в том, сколько в тебе недостатков и даже не в том, как ты запустил свою внешность. Дело в том, НА ЧТО ты готов, чтобы её изменить. У тебя опускаются руки, когда ты думаешь, что мог бы быть и повыше, и помощнее... Считаешь себя неудачником, только потому что не получил всё и сразу ? Начинай менять отношение к жизни и своему телу. Ищи во всём плюсы, даже в недостатках.

Как это сделать?

Работать над собой :

  • Вместо того, чтобы убиваться по поводу своего веса, лучше сказать «моя конституция поможет мне поднимать бо́льший вес!»
  • Вместо того, что бы считать себя скелетом, скажи «как мне повезло, не надо бороться с жиром, у меня отличная база для того чтобы нарастить мышцы и приобрести красивый рельеф без всяких усилий на сушку»!

Приём №5

Сила - в позитивной динамике

Всегда стремись вперёд и не делай себе поблажек .

Делая себе поблажку в какой-либо мелочи, ты безусловно не повлияешь глобально на свой тренировочный план, но запустишь хитрый психологический механизм, который в дальнейшем будет провоцировать на разные соблазны. Закончится это полным снятием всех запретов. Всего лишь раз дав себе послабление, ты будешь стремиться нарушить правило снова и снова. Умение отказывать себе в мелкой радости для большой цели - это навык, который вырабатывается благодаря регулярным повторения, совсем как результат от физических упражнений. Доказано на практике. Да, первая неделя здорового питания будет для тебя пыткой, но к 42 дню ты уже будешь наслаждаться им.

Приём №6

Радуйся мелочам

Старайся находить повод для радости даже в маленьких победах .

Верь в свой путь, чётко представляй себе цель и знай, что даже незначительные мелочи заслуживают того, чтобы им радоваться. Получилось влезть в любимые джинсы, «ушёл» животик или просто улучшилось самочувствие: любое такое событие - это настоящий повод для радости. Твои ощущения, как и изменения твоего тела - это самая настоящая награда, не требующая каких-то дополнительных поощрений. Наслаждайся моментом. Используй позитивные ощущения для продолжения пути к намеченной цели и чётко придерживайся плана.

Приём №7

Используй чужой опыт

Многие делали до тебя то, что ты сейчас пытаетесь сделать .

Мы не говорим сейчас, что твоя цель не является особенной. Она особенная, потому что ТВОЯ . Но то, что кто-то уже делал нечто подобное и добился успеха - великая помощь тебе и мотивация . Если тебе сложно придерживаться структурированного графика тренировок или когда ты разочарован медленным наступлением прогресса, открой для себя опыт предшественников в спорте и фитнесе. Их советы, как правило, довольно просты, но действенны: наметить цель и непрерывно к ней следовать, а их тренировочные программы могут оказаться полезны именно тебе.

Приём №8

Прочь запасные планы!

Не бойся полностью отдаться одной цели .

Чтобы добиться заветного результата, ты должен хотеть этого очень сильно. Пусть желание достичь цели станет твоей страстью, даже одержимостью. Кроме главного плана действий других альтернативных вариантов просто не должно существовать. Стремись к победе и верь в то, что в конечном итоге твой план принесёт тебе желаемый результат.

Приём №9

Проговаривай вслух свои желания

Слова, произнесённые вслух, имеют большую силу .

Ты и только ты для себя самый добросовестный тренер, строгий судья и верный болельщик. Если ты сочетаешь в себе все эти роли - ты по-настоящему непобедимый человек. Каждый раз повторяй себе это, но не монотонно, как школьный стих, заученный через силу. Вдохновляйся этой мыслью, попеременно смотри на себя с разных ракурсов. От всей души желай себе победы, «болей» за себя как за любимую футбольную команду, но и суди строго каждую свою ошибку, каждый шаг в сторону от цели. После пробуждения, скажи себе: «Каждая тренировка приближает меня к цели». Секрет в том, что произнесено это должно быть вслух. Повтори фразу 10 раз подряд. Говори себе: «Я успешный, сильный, я иду своим путём, я все могу». Возможно, поначалу ты будешь чувствовать себя глупо, но со временем придёт вера в то, что ты говоришь и ты станешь таким, как говоришь.

Приём №10

Будь последовательным

Помни, подъём даже на самую крутую вершину складывается из маленьких шагов .

В любом виде физической нагрузки, будь то бег на дорожке или поднятие веса, будь последовательным. Последовательно увеличивай нагрузку, каждый раз выкладывайся по-максимуму и тогда ты познаешь успех и приблизишься к физической форме, о которой мечталось. Все эти приемы кажутся легко выполнимыми, пока ты следуешь им всего пару дней. Дальше обязательно наступит момент, когда станет сложнее, поднадоест. Этот момент надо просто перебороть, не бросая тренинг . Знай, по-настоящему они начнут работать на тебя, только когда ты будешь систематически применять их в своей жизни.

Упражнение «Индеец Джо»

Цели:

Развитие навыков аргументации;

Стремиться к устранению психологических барьеров, ограничивающих эффективность общения, совершен­ствовать коммуникативные навыки путем активного игрового взаимодействия.

Ведущий диктует участникам математическую задачу, в которой есть некоторые логические сложности. «Индеец Джо купил лошадь за $6, на следующий день продал ее за $7. Занял один доллар у соседа и купил лошадь за $8, после чего продал ее за $9. Вопрос: каков доход индейца Джо?»

Каждый участник самостоятельно пытается решить задачу. По истечении 3 минут ведущий предлагает участ­никам вслух сообщить свой ответ и степень уверенности в ответе, выраженную в процентах. Например: «Мой от­вет - один доллар, и я уверен в этом на сто процентов»; «Мой ответ - три доллара, но я уверен в этом только на пятьдесят процентов».

Ведущий предлагает кому-либо из участников, уверен­ных в своем ответе, попробовать доказать свое решение методом положительных ответов Сократа. Ход решения проблемы или задачи прослеживается минимальными шагами, которые формулируются как вопрос. Например, «Согласны ли вы с тем, что по условию задачи у индейца Джо начальный капитал составлял шесть долларов?» За­дача доказывающего не просто изложить ход своих рас­суждений, а на каждом шаге достичь понимания и согла­сия партнеров. Соглашаясь с каждым шагом доказатель­ства, оппоненты постепенно приходят вместе с доказывающим к тем же выводам.

Каждый новый шаг он должен начинать словами: «Со­гласны ли вы с тем, что...» Если кто-то из членов группы окажется не согласен, доказывающий должен изменить величину своего логического шага, вернувшись несколь­ко назад, но не спорить и не критиковать несогласного.

Согласны ли вы с тем, что индеец Джо вложил шесть долларов, а в конечном итоге получил девять долларов?

Нет, не согласен. Один доллар ему пришлось отдать, потому что он его занимал. И вообще я не понимаю...

Простите, что я не совсем удачно сформулировал воп­рос. Согласны ли вы рассмотреть каждую отдельную опе­рацию индейца Джо?

Согласен.

Согласны ли вы с тем, что в первой операции он истратил шесть долларов?

Согласен.

Согласны ли вы...? (и т. п.)

В процессе доказательства у некоторых участников могут изменяться ответы. Эти изменения фиксируются ведущим. Как правило, сразу ни одному из участников не удается доказать свою точку зрения всем членам группы. Часто остаются несогласные с чужим ответом, даже если в процессе доказательства у них не было возражений.

Это упражнение очень хорошо демонстрирует все плю­сы и минусы данного метода аргументации: те участники, у кого не было своего решения, испытывают облегчение, получив его, те же, у кого было подготовлено собственное решение, остаются неудовлетворенными, так как они так и не поняли, в чем ошибка их решения.


Упражнение «Двойная аргументация»

Цели:

Отработка метода двусторонней аргументации;

Освоение активного стиля общения и развитие в груп­пе отношений партнерства.

Метод двусторонней аргументации предполагает ука­зание как преимуществ, так и слабых сторон предлагае­мого вами решения. Этот метод рассчитан на интеллекту­ального собеседника.

Ведущий предлагает всем участникам по очереди ме­тодом двусторонней аргументации обосновать правиль­ность или неправильность выдвигаемого ими положения.

Например, убедите, пожалуйста, своего партнера в том, что студенты сами могут выбирать себе предметы, которые они собираются изучать, не считаясь с учебным планом, а преподаватели могут сами выбирать себе сту­дентов, не считаясь с их пожеланиями.

Вариант для самостоятельной работы

Попробуйте поработать методом расчленения с соб­ственными аргументами в пользу того или иного реше­ния. Например, убедите себя, что профессиональная де­формация психолога - это его личностный рост.

Кроме названных и отработанных методов ведущий дает описание и других методов аргументации, которые в групповых занятиях не отрабатываются, но могут дать материал для самостоятельной работы.

Упражнение «Попробуй, убеди!»

Цель:

Отработка всех полученных навыков аргументации в

Участники садятся друг против друга в два круга - внутренний и внешний. Ведущий предлагает различные ситуации, в которых сидящие во внутреннем кругу долж­ны убеждать тех, кто сидит в наружном. Ситуаций задает­ся, как правило, три.

Например, необходимо убедить коллегу отказаться от участия в тренинге, которого он давно ждет; убедить дирек­тора школы в необходимости создания комнаты психологи­ческой разгрузки для учителей; убедить коллегу по курсу от­казаться от валютной стипендии в пользу товарища по кур­су. Чем труднее предлагаемые задания, тем жестче тренинг.

Убеждаемые должны фиксировать, какие методы аргу­ментации были использованы и насколько удачно.

Во время обсуждения результатов участники отмеча­ют сильные и слабые стороны каждого из методов, благоприятные и неблагоприятные обстоятельства их исполь­зования, а также вспоминают, какими другими механиз­мами воздействия они пользовались для более эффектив­ного убеждения партнера в своей правоте.

Тренинг не возможен без упражнений. Но упражнения упражнениям рознь. Есть упражнения обычные , которые забываются участниками уже через несколько дней после тренинга. А есть , те, которые вызывают бурю эмоций на тренинге и на долгое время запоминаются участникам. Интересные упражнения — это упражнения, которые «цепляют» участников. К которым возвращаешься мысленно ещё много дней после тренинга и продолжаешь делать из них выводы. неизменно вовлекают участников, поднимают их тонус и мотивацию на обучение.

Мы, команда профессионалов сайт, тщательно отбираем только интересные упражнения для тренингов и делаем то, чего не делает никто: описываем скрытую тренерскую методику проведения этих упражнений , раскрываем все секреты тренерского мастерства. представлены в разделе "".

А здесь мы подобрали для вас 5 интересных упражнений , которые можно найти в открытом доступе.

1. Упражнение для тренинга «Воздушные замки»

Цель : Упражнение интересно тем, что не только тренирует навыки совместной деятельности, но и проходит в веселой и дружественной атмосфере.

Время : 25-30 минут

Размер группы : 10-30 участников

  1. Участники делятся на мини-группы по 4-6 человек
  2. В центр комнаты кладется пачка бумаги и озвучивается следующая инструкция: «Каждой команде необходимо за следующие 15 минут построить из этой бумаги башню. Ничего, кроме бумаги, использовать нельзя. Башня должна быть выше одного метра в высоту. Побеждает команда, которая построит самую высокую башню».

Итоги упражнения:

  • Довольны ли вы своей башней?
  • Что помогало вам работать в команде?
  • Что мешало вам работать в команде?
  • От чего зависел результат?

2.Упражнение для тренинга «Выйди из скорлупы»

Цель: Интересное упражнение, дающее участникам возможность потренироваться в навыках убеждения. Упражнение помогает «встряхнуть» участников, создает в группе позитивную и веселую атмосферу.

Время : 10-30 минут

Размер группы : 12-20 человек.

  1. На полу мелом либо бумажной клейкой лентой очерчивается круг диаметром около 1 м. Тренер просит одного добровольца встать в этот круг.
  2. После этого дается задание группе: нужно убедить водящего выйти из круга. Нельзя использовать физическую силу для того, чтобы, к примеру, вытолкнуть его из круга, можно что-то предлагать взамен, торговаться, объяснять, почему он должен выйти, давать обещания и т. д.
  3. После того как водящий вышел из круга, проводится разбор техник и приемов влияния, которые были использованы и которые помогли добиться результата.

Варианты:

  • Можно сделать 4-5 раундов с разными людьми.
  • Можно снять упражнение на видеокамеру, после чего просмотреть отснятый материал с обсуждением того, как группа убеждала стоящего в кругу выйти из него, какие приемы убеждения были использованы.

3. Упражнение для тренинга «Переправа»


Цель:
Интересное и запоминающееся упражнение, которое тренирует навыки обсуждения и принятия совместного решения, помогает увидеть, кто в команде занимает лидерские роли и что помогает, а что мешает данной команде достигать совместных результатов.

Время: от 20 до 60 минут в зависимости от того, насколько «сработана» и эффективна в совместной деятельности данная команда.

Размер группы : 12-20 человек.

Необходимые материалы : две веревки длиной около 1,5 метров каждая. Также для этого упражнения участники должны быть одеты в удобную, не стесняющую движений одежду.

  1. Веревки кладут на пол параллельно друг другу таким образом, чтобы расстояние между ними было около 4-5 метров. Вся группа становится за одну из веревок (не между ними).
  2. Группе дается следующая вводная: «Вы всей командой путешествовали на космическом корабле и потерпели крушение. К счастью, на помощь вам пришел другой космический корабль, который готов принять всех вас у себя на борту. Область за обеими веревками — безопасная зона, где вам нужно всем оказаться. Область между веревками — опасная область, которую вам нужно преодолеть. Ваша цель — всей командой оказаться за второй веревкой. При этом вы не можете ногами касаться пола между веревками, если это произойдет — вся команда возвращается на линию старта. Также вы не можете использовать для переправы никакие предметы, такие как стулья, столы и т. п.».

Итоги упражнения:

  • Кто занимал наиболее активную позицию при поиске решения? Кто ничего не делал?
  • Кто координировал деятельность группы, а кто вносил беспорядок?
  • Лидерства и инициативы было слишком много (у всех была своя точка зрения на то, что следует делать, и много времени было потрачено на споры) или слишком мало (все стояли и не знали, что делать)?
  • Что помогало и что мешало эффективной деятельности команды?
  • Какие нормы взаимодействия можно ввести для того, чтобы в будущем действовать более эффективно?

4. Упражнение для тренинга «Витязь на распутье»


Цель:
Интересное упражнение, в котором в рамках «сказочной легенды» эффективно отрабатываются презентационные навыки участников тренинга, умение убеждать.

Время : 25-30 минут

Размер группы : 10-15 человек.

  1. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одного участника, который будет играть роль Ильи Муромца.
  2. Тренер рассказывает группе свой вариант русской сказки, в которой Илья Муромец видит на распутье камень, на котором написано: «налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь — голову потеряешь, прямо пойдешь — женатым будешь». В этом упражнении каждой команде нужно будет убедить Илью Муромца, что следует пойти именно в ее направлении. Первая команда будет уговаривать Муромца поехать налево, вторая — направо, а третья — прямо. У каждого направления есть свои преимущества, ведь даже в варианте «голову потеряешь» можно вспомнить о тех приключениях, которые ждали в сказке богатыря, выбравшего этот путь, или объяснить, что на самом деле он потеряет голову от любви. Командам нужно показать именно их направление в максимально выгодном свете.
  3. Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель от каждой группы выступает перед Ильей Муромцем. Муромец решает, куда он поедет, и дает обратную связь о том, что ему понравилось, а что не понравилось в каждом выступлении.

Вариант . Можно снять выступления на видеокамеру и сделать разбор того, какие приемы убеждения использованы.

5. Упражнение для тренинга «Билет на Гавайи»


Цель:
Интересное упражнение, в котором отрабатывается умение убеждать, находить аргументы в пользу своей позиции и при этом упражнение хорошо оживляет участников и настраивает их на активную работу.

Время: 15-20 минут

Размер группы : Любой

  1. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, которым дается следующая инструкция. «Вашей команде каким-то образом достался билет на Гавайи. Билет только на одного человека, и его нельзя продать, обменять, полететь всем вместе и т. д. Решите, пожалуйста, кто из вас полетит, и почему».
  2. Группы совещаются в течение 5 минут, после чего рассказывают всем о своем решении.

Итоги упражнения:

  • Какие приемы и методы убеждения были использованы?
  • Что сработало?
  • Что было не эффективно?
  • Что ещё можно было сделать?

Конечно же, самые интересные упражнения невозможно найти в свободном доступе. Их берегут и тщательно хранят.

Если вам понадобятся:

  • эксклюзивные и самые интересные упражнения , известные только малому кругу тренеров-профессионалов
  • упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения , раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы, все тренерские «фишки» и секреты,

то вы всегда можете найти такие упражнения для тренингов в нашем разделе "".

Прекрасное упражнение-разминка , быстро повышающее энергетику, активность и вовлеченность участников тренинга, повышающее уровень доверия в группе. Это одновременно и яркая разминка, и упражнение-вызов, которое повышает мотивацию участников на обучение и красивым и запоминающимся образом подводит группу к теме следующей лекции.

Особая прелесть упражнения в том, что оно универсально, подходит для большинства популярных тем тренингов: продажи, переговоры, командообразование, управленческие тренинги, тренинги лидерства, влияния, целеполагания.

Мощное упражнения для тренинга достижения целей или тренинга переговоров. Упражнение наглядно демонстрирует участникам тренинга их привычные модели поведения при достижении целей или при необходимости вести переговоры. Помогает вскрыть негативные установки, убеждения , которые мешают им легко достигать своих целей или вести переговоры. Дает участникам тренинга новые ресурсы.

Эксклюзивное упражнение — разработка профессора психологии Н. И. Козлова. Тренерская методичка упражнения содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!

Крайне эффективное командообразующее упражнение, требующее участия и тотальной вовлеченности всей группы. Перед участниками ставится сложнейшая задача, решить которую можно только совместными усилиями, мобилизовав все свои личностные качества, деловые навыки и умение работать в команде.

«Титаник» особенно подходит для тренингов командообразования и тренингов личностного роста. Будет также отличным упражнением для тренировки участников, которым в жизни часто приходится решать задачи, требующие проявления лидерских качеств, креативности, активности в нестабильных обстоятельствах.

Уникальная авторская технология от доктора психологических наук, профессора Н. И. Козлова.

Сильное и глубокое упражнение, в процессе которого участники тренинга наглядно видят, насколько они удовлетворены различными сферами своей жизни, выбирают свои приоритетные цели и ставят конкретные задачи на определенный промежуток времени.

«Колесо жизни» — одна из лучших технологий , помогающая осознанно организовать свою жизнь, определить свои жизненные цели и приоритеты развития на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы.

Первоклассный пример упражнения-вызова , способного повысить энергетику группы, активизировать ее творческий потенциал и настроить на максимально заинтересованное восприятие теории. Реальное испытание способности участников тренинга договориться между собой.


Чем лучше всего проверить способность договариваться? Делением денег . Дайте участникам возможность поделить между собой пусть даже теоретические суммы, поставьте интересные условия и они задействуют все свои навыки, способности и личное обаяние, чтобы добиться максимального результата.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Ролевая игра "Слалом"

    Красивое и эффективное упражнение «Слалом» станет украшением любого тренинга для руководителей , а также тренинга продаж, переговоров или коммуникаций.

    Упражнение позволяет бросить вызов умению участников эффективно и гармонично договариваться в условиях ограниченного времени, умению расставлять приоритеты, быстро принимать решения. Упражнение поможет не только активизировать творческий потенциал группы, но и максимально собрать ее внимание на дальнейшем обучении.

    Вашему вниманию предлагается эксклюзивная тренерская методичка упражнения, описывающая все подводные камни его проведения , все тренерские тонкости и нюансы.

  • Упражнение для тренинга переговоров "Шишки"

    Сильное и запоминающееся упражнение-вызов, мощным и наглядным образом показывающее участникам, что успешность переговоров зависит от их умения слушать, выяснять интересы партнера и находить общее решение.

    По своей легенде упражнение похоже на хороший экономический детектив, что сразу вовлекает участников тренинга, поднимает их уровень заинтересованности и мотивацию на дальнейшее обучение. Упражнение «Шишки» гарантированно «цепляет» участников и обычно запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга.

    Упражнение идеально подходит для тренингов продаж и переговоров, как открытых, так и корпоративных.

  • Ролевая игра "Приходите в следующий раз!"

    Мощное упражнение , наглядно демонстрирующее участникам тренинга их привычные модели поведения в ситуации, когда большинство их контактов заканчиваются отказом.

    Многие люди при
    частом получении отказов начинает снижать количество контактов, снижать свою активность. И испытывают при этом негативные эмоции, стресс, неуверенность. Особенно наглядно это проявляется в активных продажах или при устройстве на работу. А для достижения успешного результата нужно действовать с точностью до наоборот!

    Упражнения позволяет в короткое время пережить подобную ситуацию, тут же проанализировать свои эмоциональные и поведенческие реакции и сделать личные выводы на основании осмысленного собственного опыта.

    Объем тренерской методички: 9 страниц. К методичке прилагаются: аудиофайл (12:04 мин.) и подробный блок теории к упражнению.

Знакомство.

Участникам предлагается назвать себя по имени, которое им больше всего нравится. Можно использовать другие способы знакомства (см. выше).

Введение правил тренинга.

Введение понятия установки.

Установка – предрасположенность человека к определенным действиям или реакциям на определенные стимулы.

Например, если перед тем как новый человек войдет в комнату, охарактеризовать его в качестве конфликтного и недружелюбного, то впоследствии к нему будут относиться именно как к конфликтному и недружелюбному.

Препятствие».

Ведущий дает инструкцию: «Вслед за мной преодолейте это препятствие». Препятствием может быть стол, стул и т. д. Упражнение проводится два раза. После этого следует обсуждение : «Почему я преодолел это препятствие именно так?»

Введение понятия иррациональной установки (убеждения).

Иррациональные убеждения живут в нашем сознании как команды, выражая требования, а не пожелания, необходимость, а не выбор.

Эти установки (при несоответствии их действительности) приводят к нарушению эмоционального состояния, депрессии и тревоге. Они ограничивают возможности человека и не помогают в достижении поставленных целей. Примером иррациональных убеждений могут служить фразы типа: «Я ничего не умею»; «Я всегда во всем виноват».

Кто виноват?»

В игре участвуют трое. Ситуация такова: участник А предложил участнику В воспользоваться услугой его знакомого. Однако знакомый оказал услугу либо не в срок, либо не полностью. Инсценировка ситуации происходит в двух случаях:

а) участник В навязывает вину участнику А , и участник А ее принимает;

б) участник В навязывает вину участнику А , но участник А ее не принимает.

После игры проводится обсуждение : «Когда вину навязать легче: в случае а) или в случае б)?

Список иррациональных установок.

В сознании людей существует огромное количество иррациональных установок, которые доставляют множество неудобств и неприятностей. Сейчас я зачитаю наиболее распространенные убеждения.

1. Я несу ответственность за поступки других людей.

2. Я должен быть вежливым.

3. Я причастен к проблемам других людей.

4. Во всем виноваты другие.

5. Я не должен быть агрессивным.

6. Я не достоин хорошего отношения.

7. Я не нравлюсь себе.

8. У меня нет качеств, чтобы преуспеть.

9. Мой удел – страдать.

10. Ничего не получится.

11. Все родители плохие.

12. Со мной всегда происходит все плохое.

13. Людям нельзя доверять.

14. Надо быть настороже.

15. Я недостаточно хорош.

16. Я одинок в этой жизни.

17. Нельзя расслабляться.

18. Я предпочитаю ничего не менять.

Параллельно с тем, как установки зачитываются, идет их краткое комментирование.

Работа по группам (3–4 человека).

Каждый участник выбирает «свои» иррациональные установки и рассказывает о ситуациях, когда они «работают» и когда«не работают». Участники в группах обсуждают, почему это происходит.

Введение понятия рационального убеждения.

Рациональные убеждения в противоположность иррациональным соответствуют реальности, подкрепляются доказательствами, доступными проверке, отражают предположения, предпочтения, желания, а не абсолютную уверенность или требование.

Запишем примеры рациональных установок.

1. Я имею право на ошибку.

2. Я имею чувство собственного достоинства.

3. Я имею право хорошо к себе относиться.

4. Я имею право поступать, исходя из своих убеждений и ценностей.

5. Человек имеет право идти своей дорогой, если она не нарушает путь других людей.

6. Я имею право не чувствовать ответственность за поступки других людей.

7. Я имею право чего-то не знать или не уметь.

8. Я имею право быть свободным от оценок других людей.

9. Я имею право заботиться о себе.

Нахождение различий между убеждениями.

Критерии рациональных убеждений:

Возможность выбора;

Ощущение позитивного настроя;

Ощущение силы и свободы.

Заключение.

Каждый выбирает для себя рациональное убеждение в противовес собственной иррациональной установке, формулирует и записывает его в тетради, после чего старое убеждение зачеркивается, а новое проговаривается вслух. Рациональные установки закрепляются, после этого тренинг заканчивается.

Тренинг креативности

Цель: осознание креативности в себе и ее развитие. Задачи:

Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого потенциала;

Осознание характеристик креативной среды;

Формирование навыков и умений управления творческим процессом.

Упражнения позволяют осознать феномен творчества и развивать умения и навыки управления его механизмами. Они могут быть использованы для развития гибкости мышления, принятия решений, решения проблем. Кроме того, упражнения могут применяться на практических занятиях по психологии творчества, общей и социальной психологии.

Программа тренинга

Занятие 1

Вступительное слово ведущего: цели и задачи тренинга, основные понятия, принципы работы тренинговой группы.

Упражнение 1.

Знакомство.

Вариант 1. Каждый по очереди называет свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя.

Вариант 2. Каждый называет свое имя и самое ярко выраженное у него качество. Следующий участник – имя и качество предыдущего, свое имя и качество. Последний должен назвать имена и качества всех присутствующих.

Упражнение 2.

Инструкция : «Математики почти все явления описывают с помощью формул. Я предлагаю на время нашего знакомства перевоплотиться в математиков и, называя свое имя, сказать формулу, которая, с вашей точки зрения, достаточно точно описывает вашу личность».

Это задание может вызвать затруднения. Не стоит приводить примеры, можно сказать, что язык математических описаний очень богат.

Упражнение 3.

Инструкция : «Вспомните человека, с которым вы лично знакомы и который служит для вас образцом человека творческого, нестандартного. Назовите свое имя и скажите, какие качества, особенности поведения вашего знакомого дают вам основания считать его креативным, творческим».

Ведущий подводит итоги работы.

Упражнение 4 .

Цель: многократная проработка проблемы логическими средствами (левополушарные процессы) и ее перевод в ассоциирование идей с содержанием опыта (правополушарые механизмы).

Инструкция : необходимо перевоплотиться в животное или растение.

Стратегии участников не анализируются на данном этапе работы, но ведущий фиксирует их проявления. Полученный опыт применяется для иллюстрации данных об этапах и механизмах творческого процесса.

Упражнение 5. Участники группы сидят по кругу. Тренер стоит в центре круга.

Инструкция : «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, я скажу: “Поменяйтесь местами те, кто умеет плавать” – и все те, кто умеет плавать, должны поменяться местами. Тот же, кто стоит в центре круга, постарается тоже занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу. Будьте внимательны и запоминайте, кто и когда пересаживался».

Необходимо называть разные умения, отмечая особенно оригинальные.

Упражнение 6.

Инструкция : «Я вам даю 5 мин, в течение которых каждый напишет рассказ о нашей группе, используя ту информацию, которую вы сейчас узнали».

Через 5 мин участники читают свои рассказы. Желающие дают обратную позитивную связь.

Выводы : в ходе занятия изменяется групповая атмосфера, появляется эмоциональная свобода, снижается напряженность.

Занятия 2, 3

Цель: осознание барьеров в проявлении креативности и создание условий для преодоления или уменьшения их влияния.

Упражнение 1. Участники группы сидят по кругу.

Инструкция : «Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите, как воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадет энергия, а с каждым выдохом уходят ненужные заботы, исчезает напряжение... Обратите внимание на ваше тело. Почувствуйте его все – от ступней ног до макушки головы... Вы сидите на кресле, слышите какие-то звуки, ощущаете прикосновение воздуха на вашем лице. Если вам захочется изменить позу, сделайте это.

А теперь сосредоточьтесь на идее изменчивости мира, в котором мы живем... Наше сложное время характерно быстрыми и резкими изменениями... Порой они бывают молниеносными...

Социальные и технологические изменения, которые в прошлые столетия тянулись десятки лет, теперь могут произойти в считанные месяцы или даже недели, и все это постоянно действует на каждого из нас.

Подумайте об этом.

Какие мысли у вас возникают? Как вы чувствуете себя в этом изменчивом мире? (Эти вопросы тренер повторяет 2–3 раза).

Подумайте о том, какие ваши качества, особенности поведения помогают вам жить в этом изменчивом мире, а какие – мешают.

А теперь вспомните, что вы сидите в этой комнате и здесь есть еще другие люди. Вернитесь сюда, в наш круг, и сделайте это в удобном для вас темпе».

Задание . Нарисовать свои мысли, чувства, впечатления.

Рисунки участников располагаются так, чтобы их могли все видеть.

Работа в группах

Цель : осознание каждым участником группы своего опыта жизни.

Участники объединяются в группы по 4–5 человек и делятся впечатлениями, размышлениями, рассказывают, какие качества, особенности поведения помогают, а какие затрудняют жизнь в нашем изменчивом мире. Каждая группа составляет перечень таких качеств. По окончании работы каждая группа представляет свой список. Ведущий на доске записывает.

Упражнение 2.

Цель : анализ затруднений, барьеров для проявления креативности.

Реквизит : карточки с названиями предметов и состояний.

Инструкция : «Сейчас я приколю карточку с написанным на ней словом на спину одному из вас так, чтобы он не видел, что на ней написано. Его задача – узнать, что написано на карточке. Каждый из нас может подсказать, используя только язык жестов.

Обратите внимание на то, как возникает ответ, а также на то, какие состояния у вас возникнут и как они изменяются».

Обсуждение и выводы : для успешного разрешения проблемы важно пройти этапы подготовки и сбора информации.

Упражнение 3.

Цель : на осознание барьеров креативности.

Реквизит : мяч.

Инструкция : «Сейчас я бросаю кому-то мяч и называю любой предмет. Тот, кому мяч достанется, должен назвать три нестандартных способа использования этого предмета, а затем бросить мяч следующему участнику, назвав другой предмет. Мяч должен побывать у каждого, а реагировать нужно быстро. Если кто-то затрудняется назвать вариант нестандартного использования предмета, любой из вас может поднять руку и сказать свою версию.

Вопросы для обсуждения:

В чем заключались основные трудности?

Какие состояния возникали и как они изменялись в ходе работы?

Что помогало справляться с поставленной задачей?

Упражнение 4.

Цель : развитие беглости мышления, скорости извлечения информации из памяти, а также способности осознанно переходить в новые содержательные области.

Реквизит : мяч.

Инструкция : «Этот мяч – апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, рассказывая, какой это апельсин. Нельзя повторять уже названные качества, а в работе все должны принять участие».

Упражнение 5.

Цель : развитие гибкости, беглости и точности мышления.

Реквизит : листы бумаги и ручки.

Инструкция : «Это задание надо выполнить письменно. Напишите четыре буквы: С, О, Л, П. Надо составить как можно больше предложений: первое слово должно начинаться на букву С, второе – на букву О, третье – на Л, четвертое – на П. Например, “Саша Очень Любит Петь”. Сейчас у вас есть три минуты на выполнение задания. Начали».

Через 3 мин каждый участник читает одно предложение. Это может быть то, которое он сам считает наиболее удачным.

Затем процедура повторяется еще раз.

Инструкция : «Теперь каждый напишет рассказ о нашей группе. Количество слов в предложениях, из которых будет состоять этот рассказ, может быть любым, но слова должны начинаться на буквы С, О, Л, П. Знаки препинания могут ставиться в любом месте. На выполнение этого задания у вас будет пять минут».

Когда работа завершена, каждый участник зачитывает свой рассказ. Содержание рассказов не обсуждается, не комментируется и не оценивается.

Упражнение 6.

Цель : отработка умения осознания креативности как свойства личности.

Реквизит : бумага, краски, фломастеры.

Инструкция : «Вам нужно нарисовать креативность, как вы ее понимаете. Время не ограничено. Рисуем, пока последний участник не закончит работу».

После того как все завершат работу, каждый участник рассказывает о своем рисунке, о том, как он(а) понимает, что такое креативность.

В ходе обсуждения участники задают друг другу вопросы, уточняют содержание высказываний.

Подведение итогов : перечислить основные идеи, касающиеся проявлений креативности.

Занятия 4, 5

Упражнение 1.

Цель : развитие гибкости, оригинальности, точности, беглости мышления, воображения и т. д.

Реквизит : мяч.

Инструкция : «Нужно бросать друг другу мяч и называть какой-либо цвет, а когда ловим – предмет такого цвета. Условие – нельзя повторяться».

Упражнение 2.

Цель : развитие беглости мышления.

Реквизит : мяч.

Инструкция : «Мы бросаем друг другу мяч, бросающий произносит одно из трех слов: “воздух”, “земля” или “вода”, а тот, кто ловит, если прозвучало слово “воздух”, произносит наименование птицы, во втором случае (“земля”) – животного, если же было сказано “вода” – рыбы. Реагировать нужно быстро».

Упражнение 3.

Цель : расширение представлений о конкретной проблеме.

Реквизит : бумага и карандаши.

Инструкция : «Упражнение состоит из нескольких шагов. За 3 мин каждому из вас нужно написать как можно больше аргументов в пользу курения».

Через 3 мин каждый говорит, сколько аргументов у него написано. Информация не обсуждается и не комментируется.

Продолжение инструкции : «Теперь вы поделитесь друг с другом своими аргументами, при этом запомните один-два из тех, которые записал партнер, а вы не отметили, но которые кажутся вам особенно оригинальными (работа в парах)».

Через 5–7 мин – продолжение инструкции : «А сейчас за 3 мин напишите как можно больше аргументов против курения».

Через 3 мин участники обмениваются результатами своей работы в парах.

Обсуждение продолжается в общем круге: назвать самые оригинальные способы.

Упражнение 4.

Цель

Реквизит: мяч.

Инструкция : «Наверное, все знают такую шутливую примету: упал нож – придет мужчина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Бросая мяч, надо сказать, что упало, например: барабан, монетка и т. д.

Тот, кто ловит мяч, говорит, кто придет, и, если у остальных появляются вопросы, объясняет, почему это происходит. Делать все постараемся как можно быстрее».

В процессе выполнения упражнения ведущий поощряет неожиданные, оригинальные идеи.

Упражнение 5.

Цель : развитие гибкости, оригинальности мышления.

Реквизит : мяч.

Инструкция : «Бросающий мяч говорит, где окажется тот, к кому мяч летит. Можно направлять участников в самые необычные, даже фантастические места – в шкаф, в Атлантиду, на дерево и т. д. Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые вы возьмете с собой туда, куда вас направляют. Повторять места, где побывали другие, нельзя».

Упражнение 6.

Цель : развитие воображения, преодоление привычного восприятия окружающего.

Инструкция : «Посмотрите внимательно вокруг и выберите любой предмет в этой комнате, от имени которого вы произнесете короткий монолог. Когда все будут готовы к этому, кто-то из нас начнет, и все по очереди произнесут свои речи».

Упражнение 7.

Реквизит : листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Ведущий в случайном порядке раздает каждому по три карточки, на которых напечатано по три слова.

Упражнение проводится в три этапа.

Первый этап. «Прочтите слова, напечатанные на ваших карточках. В течение 3 мин найдите слово, обозначающее любой объект или понятие, объединяющее в себе свойства объектов и смыслы понятий, относящихся одновременно ко всем словам, напечатанным на каждой из карточек».

Второй этап. «Поработайте по очереди с каждой карточкой. Нарисуйте образы, возникшие у вас в связи с каждым из трех слов, написанных на ней. После этого еще раз найдите слово, обозначающее любой объект или понятие, объединяющее в себе смыслы всех трех упомянутых на карточке слов».

Третий этап. На этом этапе работа продолжается с помощью приемов Э. де Боно (1967, 1973). Рассмотрим вариант такой работы на конкретном примере.

перейти к оглавлению

Проблема убеждающего воздействия настолько актуальна, настолько жизненна, что, на мой взгляд, допускает огромное количество вариан­тов ее осмысления.

Убедить в чем-то – значит расширить области сходства убедившего с убежденным. Это сходство может быть в сфере значений, представлений, наме­рений, отношений к какому-то событию или челове­ку, целей и ценностей, а также способов движения к целям, то есть способов действия. Если посмотреть на всех людей как на возможные объекты убеждаю­щего воздействия, то они для убеждающего их субъекта могут разделиться на три группы. Я, субъект, могу взяться за убеждение в чем-то како­го-то единственного другого. Я могу попробовать убе­дить в чем-то целую группу людей. Наконец, я могу захотеть убедить в чем-то самого себя. В этом слу­чае говорят: "Я хочу убедиться".

Подозреваю, что трудно придумать доказательный ответ на вопрос, что легче: убедить в чем-то одного-единственного человека, группу или себя?

Не менее трудно изобрести набор приемов убеж­дающего воздействия для общего пользования, хотя этому посвящено немало разных книжек.

Возможности тренинга позволяют каждому его уча­стнику самостоятельно поискать индивидуальные, только для него приемлемые способы и методы убеж­дающего воздействия, учитывающие неповторимость методики моделирования и анализа ситуаций и уникальность ищущего. Сделать поиск более интен­сивным помогут игры, упражнения и процедуры тре­нинга, собранные в этой части книги.

Сюжетно-ролевые игры

перейти к оглавлению

Игра "МАФИЯ"

Предлагаемая игра очень популярна сре­ди самых разных людей. В нее играют не только школьники и студенты. В 1990 году на семинаре-тре­нинге руководителей колхозов и совхозов Ставрополь­ского края из-за "Мафии" была сорвана половина за­планированной работы. Описание игры

1. Подготовка. Ведущий раздает играющим карты, предлагая не показывать их друг другу. Перед каж­дым участником на столе или на полу помещается горящая свечка.

2. Распределение ролей. Объявляется, что те, у кого на руках оказался туз, король, валет пиковые, являются мафиози. Те, кто получил бубновые карты того же достоинства, становятся представителями органов правопорядка. Например, бубновый туз соот­ветствует должности прокурора города, бубновый ко­роль – начальнику полиции, а валет – сыщику.

Такое ролевое разделение совсем необязательно, поскольку не предполагает разнотипных действий участников. Вместе с тем подобные подробности спо­собствуют дополнительной театрализации обстанов­ки, игровой вовлеченности участников.

3. Введение в игру. Ведущий сообщает, что группа теперь становится жителями простого мирного горо­да, где действует мафия. Она среди нас. Попытаем­ся, говорит ведущий, выявить ее сейчас же своими силами. Горожане могут своей властью, в открытом обсуждении высказывать подозрения по отношению к тем жителям города, которые почему-либо вызы­вают сомнения, невольные, пусть даже трудно объяс­нимые догадки об их принадлежности к мафии. Подо­зреваемые должны держаться до последнего вне за­висимости от того, какая карта им выпала. Задача подозреваемых – убедить остальных в том, что подо­зрения их напрасны. Ответив на уточняющие вопросы участников, ведущий предлагает начать. Чаще всего на этом предварительном туре группа ни до чего не договаривается. Ведущий, примерно через 1-3 мину­ты объявляет, что наступает "ночь".

4. "Ночь мафии". Все горожане, вещает ведущий, засыпают и закрывают глаза. Проследив за тем, что глаза у всех закрыты, ведущий объявляет о том, что мафия выходит на дорогу. Мафиози могут открыть глаза и, стремясь не выдать себя посторонними зву­ками, одними переглядками договариваются о том, кто из горожан сейчас падет жертвой мафии. Веду­щий гасит свечку этого участника. Теперь ведущий должен не забыть о том, что мафия обязана "зас­нуть", т. е. закрыть глаза, а потом уже объявить "на­чало нового дня".

5. "День". Ведущий продолжает комментировать происходящее. Горожане, говорит он, просыпаются и видят, что жертвой мафии пал житель Ч. Житель Ч. предъявляет всем свою карту. В зависимости от его карты ведущий комментирует развитие игры. Если "жертвой пал" обладатель одной из трех бубновых карт, обозначающих силы правопорядка, значит, ма­фия начала побеждать. Горожане вынуждены бороться за себя. Повторяется групповая дискуссия вокруг вза­имных подозрений, описанных в п. 3. Если относитель­ное большинство горожан настаивает на "аресте" од­ного из подозреваемых, а подозреваемому так и не удается переубедить упорствующих, ведущий дает подозреваемому право на последнее слово. Все за­молкают и слушают. Цель последнего слова – исполь­зовать оставшийся шанс переубедить упорствующих в своих подозрениях горожан. Если это не удается, подозреваемый выводится из игры. Его свеча гасится. Подозреваемый раскрывает свои карты. Ведущий мо­жет несколько усиливать эмоциональную сторону со­бытия. Полусерьезно-полуиронично он может сокру­шаться о несправедливости и слепоте общества, по­каравшего невинного, или даже работника правопорядка (если у "пострадавшего" оказалась со­ответствующая карта).

6. Краткое обсуждение впечатлений. На этом эта­пе полезно обратиться к нескольким членам группы, особенно эмоционально участвовавшим в предыдущем туре, с просьбой сообщить об их впечатлениях от про­исходящего, о том, "как им сейчас"... Можно поинте­ресоваться тем, что явилось причиной, вызвавшей догадки группы именно по отношению к подозревае­мому. Нередко обсуждение этого вызывает острый интерес группы. Спонтанная вспышка такого обсуж­дения является, на мой взгляд, наиболее ценным в данной игре. Кроме того, можно попробовать обсу­дить причины неубедительного поведения подозрева­емого с его собственной точки зрения.

Не следует увлекаться обсуждением. Лучше его прервать, чем завершить.

7. "Ночь полиции". Здесь сюжет игры развивается так же, как и в п. 4, с той лишь разницей, что "поли­ция" пытается, руководствуясь своими впечатления­ми, догадками и подозрениями, погасить свечу одно­го из "мафиози".

8. Возврат в п. 3. Игра ведется до тех пор, пока не погаснут все свечи "мафии" либо "полиции". Кроме того, игру можно прервать, что оказывается более предпочтительным, поскольку тогда эмоциональная вовлеченность в игровое существование затухает мед­леннее.

9. Возможно итоговое обсуждение того, что позво­ляло наиболее удачливым игрокам добиваться успе­ха. При этом во время игры ведущему полезно внима­тельно наблюдать за состоянием группы в целом и за отдельными игроками. Нередки случаи острого пере­живания, обиды, проявления агрессии, стихийного группового террора по отношению к кому-либо из участников. Ведущий волен принимать решения либо пускать такие процессы на самотек, либо смягчить их. Оба варианта имеют сильные и уязвимые стороны. Обострение ситуации – это возможность для участ­ников глубже, серьезнее, почти по-настоящему пере­жить такую ситуацию. Возможность испытать пережи­вание, его осмыслить, отнестись к нему в условиях лабораторной группы нередко является жизненным опытом, поистине незаменимым в подобных же ситу­ациях реальной жизни. В то же время переживания, пусть и игровые, оказываются переносимыми не для всех участников. Поэтому, если ведущий не уверен в обоснованности своих прогнозов развития игры, полез­нее будет начать рефлексию происходящего процес­са, интересуясь впечатлениями, переживаниями уча­стников по поводу происходящего.

Игра "Контрабанда"

Предлагаемая игра построена в том же ключе, что и предыдущая. Здесь игрок вновь убеж­дает некую группу не доверяющих ему людей в том, что он заслуживает их доверия.

Вводная часть. Ведущий предлагает рискнуть по­участвовать в предстоящей процедуре нескольким желающим. На вопросы о том, что, собственно, пред­стоит, ведущий конкретно не отвечает, ограничиваясь репликами о появившейся возможности рискнуть. А поскольку риск связан с неизвестностью предстоя­щего, с нехваткой информации, то люди получат пол­ные инструкции лишь решившись взять на себя роль активных участников процедуры. Через некоторое время несколько желающих, раззадоренные репли­ками ведущего вроде "кто не рискует – не выигра­ет, а кто желает выигрывать – тренируется риско­вать", все же соблазняются на игру. Описание процедуры

1. Освоение правил. Ведущий сообщает, что вы­звавшиеся участники будут изображать туристов, стремящихся провести через таможню контрабанду. Контрабанда – это конкретный небольшой предмет, спрятанный в одежде одного из "туристов". Какой это предмет, кто из "туристов" спрячет его на себе, ре­шат они сами за дверью. Когда они возвратятся и ся­дут перед всей группой на стулья, остальные участ­ники игры должны будут угадать того "туриста", кто везет контрабанду. Для облегчения угадывания мож­но задавать "туристам" любые вопросы, обвинять их, совестить, стыдить, разоблачать, упрашивать дать честные показания и т. д. "Туристы" вольны отвечать на атаки спрашивающих так, как им заблагорассудится.

2. Собственно игра. "Туристы", договаривающиеся за дверью, получают от ведущего некоторую помощь и подсказки. Так, ведущий предлагает "туристам" взять на себя роли, отвлекающие внимание группы. Один из "туристов", например, может стремиться выглядеть взволнованным, говорливым, возбужден­ным, оправдывающимся. Другой – защищать и оправ­дывать кого-то из "соучастников", когда подозрение падает на этого "соучастника", и т. д. Задача настоя­щего обладателя контрабанды – ничем не привле­кать к себе внимание, быть персоной неинтересной ни с какой стороны. Общая задача каждого "турис­та" – убедить группу в том, что подозрения по от­ношению к нему – беспочвенны.

Вторая догадка касается содержания вопросов, за­даваемых в игре "туристам". Легко обнаружить, если обратить на это внимание, например, при просмотре видеозаписи игрового процесса, что большее разоб­лачающее воздействие оказывают не обвинения типа "я знаю, что ты скрываешь", "я знаю, что ты дума­ешь", "я знаю, что ты знаешь". Защиты подозревае­мого против окружающих начинают заметно раска­чиваться от простых и на первый взгляд "невинных" реплик, просто обращающих внимание на легко за­метные телесные проявления подозреваемого чело­века. Например, можно сообщить ему, что когда он настаивает на отсутствии у него контрабанды, он все время теребит свои пальцы, или ерзает на стуле, либо он принимает напряженную позу, неестественно си­дит, его глаза бегают по лицам сидящих и проч. Если реплики подобного типа даются без излишнего обви­няющего напора, то в ответ подозреваемый начинает испытывать некоторую неловкость и, как правило, меняет позу. Некоторые не выдерживают и, если об­ладают "контрабандой", пробалтываются.

Третье соображение касается приемов убеждаю­щего поведения в обстановке подозрительности, по­добной той, что создается в данной игре. Наиболее убедительными кажутся те люди, которые твердят свое с упорством и однообразием "испорченной плас­тинки". Если повторение одного и того же утверж­дения не сопровождается постепенным нарастанием эмоций, звучащих в интонациях, то такой человек воспринимается как говорящий правду.

4. Нередко бывает полезным повторить игру. Во втором туре участники обмениваются ролями и пы­таются использовать на практике те выводы, к кото­рым они пришли после первого тура.

Игра "Козлятушки-ребятушки"

Данная игра построена по той же схеме, что и две предыдущие. Однако здесь используется несколько иной игровой сюжет. В играх, описанных выше, сюжет основывается на современных криминаль­ных темах, ассоциациях с теле- и киноширпотребом. Это, в некотором роде, способствовало созданию обста­новки несерьезности происходящего. Мафия и контра­банда, если воспринимать их так, как они выглядят в средствах массового информационного убеждающего воздействия, оказываются даже привлекательными.

Нехитрый эксперимент в одной из московских школ (Марасанов, 1990) показал реальное отношение к совре­менным понятиям, отражающим антисоциальную на­правленность личности. В двух школьных классах ис­следователи одновременно провели анонимный опрос старшеклассников на тему о криминальных и близких к криминальным видах деятельности. В одном классе предлагалось ответить, являются ли привлекательными деятельность рэкетира, контрабандиста, бизнесмена, путаны. В параллельном классе те же вопросы были заданы другими, менее современными, несущими явно оценочную нагрузку словами: "Являются ли привле­кательными деятельность бандита-уголовника, мошен­ника-спекулянта, проститутки?" Обнаружилось, что бизнесменами, рэкетирами и путанами хотят быть зна­чительно больше юношей и девушек, чем бандитами-уголовниками, спекулянтами-мошенниками и прости­тутками...

Основываясь на сказочном сюжете, интрига в пред­лагаемой игре, как мне кажется, оживляет детские эмоциональные отношения участников к "плохому" и "хорошему" как к недвусмысленным и безусловным понятиям. Именно здесь, на мой взгляд, кроется при­чина удивительной эмоциональной включенности уча­стников, которую нам приходилось наблюдать не толь­ко в юношеских группах, но и в группах взрослых людей, занимающих руководящие посты.

Вводная часть. Ведущий напоминает участникам группы старую сказку про волка и семерых козлят. Представьте себе, говорит ведущий, что мама-коза ушла. Козлята сидят дома. Кто-то стучится в дверь и утверждает, что он не волк, а мама-коза, папа-ко­зел, дедушка, тетя или иной родственник несчаст­ных козлят. Задача козлят, которые в нашем случае оказываются в роли своеобразных судей, проявить проницательность, и, в диалоге с претендентом на попадание к ним в дом, понять, действительно ли этот неизвестный является тем, за кого он себя вы­дает, или это "волк в овечьей шкуре". Иначе говоря, из нескольких претендентов козлята должны выбрать тех, кто на самом деле получил роль мамы-козы, папы, брата, дяди-козла и прочих некровожадных родственников.

Распределение ролей. Группа разделяется на две части. Одни играют роль козлят-экспертов, другие – претендентов, пробующих убедить экспертов в своей благонадежности. При этом часть претендентов име­ют скрытые задания не забывать о том, что они вол­ки, тигры, лисы и прочие опасные для козлят персо­нажи. Однако эти задания претендентам надо от "коз­лят" скрывать. Задача у любого претендента одна – убедить "козлятушек" довериться им и пустить в дом. Претенденты могут сами выбирать себе скрытые роли. Обязательным является, чтобы каждый претендент сообщил остальным своим коллегам об избранном им образе. Такое публичное заявление делает скрытую роль более влияющей на ее исполнителя.

Исполнители ролей "козлятушек" также совеща­ются между собой, стремясь выработать способ при­нятия решений в предстоящей игре. Во время этого обсуждения у "козлятушек" нередко появляются раз­личные планы "выведения на чистую воду" конкрет­ных претендентов.

Собственно игра. "Козлятушки" располагаются по­лукругом, в центр которого выходят претенденты. Претенденту, для того чтобы убедить козлят в своей благонадежности, предоставляется фиксированное время. Можно установить одно общее для всех пре­тендентов время, например, 1–2 минуты. Можно пе­ред началом очередной попытки спрашивать претен­дента о том, сколько времени ему потребуется для убеждающего воздействия на "козлятушек".

Претендент может говорить и делать все, что угод­но. Козлята также могут разговаривать с ним и меж­ду собой на любые темы. Придерживаться сказочно­го сюжета и ссылаться лишь на "принесенное моло­ко" совсем не обязательно. Можно использовать любые житейские коллизии, актуальные для участ­ников данной конкретной группы. По истечении за­данного времени "козлятушки" решают, пускать пре­тендента в дом или нет. В любом случае, претендент не раскрывает свою скрытую роль до окончания все­го игрового тура, т. е. до того момента, пока послед­ний из претендентов не завершит свою попытку.

Игру можно проводить, используя реальную дверь, за которую уходят все претенденты, а можно играть и с воображаемой дверью. В большинстве случаев для взрослой аудитории игра с воображаемой дверью ока­зывается более эмоционально насыщенной. Для под­ростков – наоборот. С детьми проводить эту игру, наверное, не следует, поскольку обида от несправед­ливого недоверия оказывается непосильной для реф­лексивных возможностей ребенка.

Второй тур игры проводится после обсуждения и обмена ролями.

Обсуждение итогов игры. Ведущий предлагает пер­выми высказываться претендентам. Претенденты рас­крывают свои роли. Своими впечатлениями и пере­живаниями ситуации делятся сначала те из них, кто получил отказ. Как правило, среди вызвавших недо­верие оказываются и "волки", и "козы". Важно по­пробовать определить, что в их поведении было об­щего. Затем обсуждаются действия тех претендентов, кто добился успеха. "Козлятушки" обязательно дол­жны поведать, что влияло на их решение в большей и в меньшей степени.

Многократное проведение этой игры позволило мне обнаружить нечто общее в возникающих конкретных игровых сюжетах. Так, женские команды "козляту-шек" чаще отказывают первым и последним претен­дентам. "Козлятушки"-мужчины – наоборот. Претен­денты чаще всего добиваются успеха, если они в ка­честве объекта убеждающего воздействия выбирают не всю в целом группу "козлятушек", а обращаются к каждому из них конкретно, особое внимание уде­ляя тем "козляткам", кто настроен к претенденту положительно. Как выяснилось, скрупулезное следо­вание сказочному сюжету не способствует успеху убеждающего воздействия. Кроме того, полезно об­ратить внимание участников, игравших роли "вол­ков-разбойников" и "коз-родителей", на то, какие позиции они занимали в ситуации получаемого ими отказа со стороны "козлят". Некоторые, быть может, начинали заискивать, становясь в позицию "снизу". Другие, наоборот, сбивались на раздражение, воз­мущение, даже гнев. Они властно требовали открыть им дверь, занимая родительскую позицию "сверху". Легко заметить, что чаще добивались успеха те, кто сумел, общаясь с "козлятушками", оставаться в по­зиции "на равных".


Похожая информация.