Секретные методики спецслужб для проработки негативных эмоций. Регессивный гипноз МИ

Испытывать иногда гнев – нормально, если вы его не давите, а безопасно проживаете. Быть же в претензии к миру, когда хочется везде и все контролировать, и когда этого не случается – все время гневаться – вот это уже ненормально. Как ненормально и не уметь его контролировать.Контроль в том, чтобы выпускать пар безопасными для всех способами, ничего не оставляя в себе и ничего не вываливая на других.Как это сделать?

Проживаются эмоции только через тело - анализ мозгом ничего не дает. Потому что живут они в теле, и через тело же выходят. Если думать и анализировать, то головой все понимаю, но все равно бесит.

Например, у вас сложные отношения с мамой. И если вы будете только выпускать пар и кричать в подушку, ничего не меняя в своем отношении к маме, то это бессмысленно. Это то же самое, что при зубной боли пить обезболивающее и не ходить к врачу. Зубы надо лечить, верно? И отношения нужно оздоравливать. Это первично. justify;">Говорить мы будем больше всего о гневе, потому как, с ним непонятно что делать и куда его девать. И так или иначе в любых сложных переплетениях эмоций, гнева очень много. Выход из многих трудных состояний вроде чувства вины и обиды происходит через гнев. И отказываясь его проживать, мы не можем идти дальше.

Но я прошу вас разделять гнев как сиюминутную эмоцию, которая естественно появляется, когда что-то случается не так, как вы хотели (такова природа гнева), и гнева как качества характера, то есть гневливость. Испытывать иногда гнев – нормально, если вы его не давите, а безопасно проживаете. Быть же в претензии к миру, когда хочется везде и все контролировать, и когда этого не случается – все время гневаться – вот это уже ненормально. Как ненормально и не уметь его контролировать.

Контроль гнева – это не значит его не чувствовать или подавить.

Контроль в том, чтобы выпускать пар безопасными для всех способами, ничего не оставляя в себе и ничего не вываливая на других. Представьте, что гнев – это естественные отходы организма, как и переваренная еда. Что будет если счесть это дело «грязным» и перестать ходить в туалет? Запретить себе это делать? Какой итог будет? Может быть, задача наша в том, чтобы создать такой «туалет» и для эмоций – место, где мы спокойно и безопасно что-то делаем, не причиняя никому вреда?

И очень прошу вас избегать преждевременной духовности в эмоциях. Это когда внутри кипит и болит, а мы сверху это все давим словом «нельзя» и копаемся в причинах. Чаще всего мы именно так относимся к чужим чувствам, мол, я тебе сейчас расскажу, почему тебе по карме прилетело! Причины ищутся после того, как эмоция отпущена. Вам гораздо проще будет трезвой головой потом все это увидеть. Сперва – проживите. Или дайте человеку прожить, помогите ему в этом.

А теперь приступим. Я хочу разделить способы проживания эмоций на конструктивные и деструктивные. Те, что безвредны, и те, что причиняют кому-то боль.

Деструктивные способы:

Выливать на других людей, особенно тех, кто «мимо проходил».

На работе начальник достал, но ему в лицо не высказать, поэтому приходим домой – и попадает коту, который под руку, то есть под ногу подвернулся, или ребенку, который снова принес «тройку». Знакомо? И вроде бы проорешься и станет легче, но следом идет чувство вины – ведь кот или ребенок ни при чем.

Хамство.

В той же ситуации, когда начальник довел до бешенства, но гнев остался внутри, можно эту бомбу до дома не довозить, зная, что она там взорвётся. И вылить свой гнев на продавщицу, которая работает медленно и совершает ошибку, на тех, кто вам на ногу наступил или дорогу перешел, и заодно на тех, кто очень раздражает счастливым лицом. И тоже мало пользы. Даже если чувства вины не будет, негативные эмоции другого человека, на которого все это вылито, обязательно к нам вернутся однажды. Снова. Вот так и ходят они туда-сюда, пока мы друг другу хамим.

Троллинг в интернете

Этот способ кажется более безопасным и безнаказанным. Анонимная страничка без аватарки, даже если с аватаркой – не найдут и не побьют точно. Вывел начальник – можно пойти на чью-нибудь страницу и написать гадость – мол, вот какая уродина! Или написать ерунду! Или спровоцировать какой-то спор на сложную тему, поливая оппонентов грязью, тыкая их иголочкой в разные места, чтобы причинить боль. Но закон кармы и тут работает, даже если законы государства пока не везде.

Заедать сладостями

Еще один способ, который мы, кстати, часто видим в фильмах. Когда героиню бросает любимый или изменяет ей, что она делает? У меня перед глазами такая картина: плачущая девушка в кровати смотрит фильм и ест огромную банку мороженого. Вред такого мероприятия, думаю, многим ясен.

Ругаться

Еще один способ может выглядеть так: вам нахамили, и вы хамите в ответ. Муж пришел на вас наорал – и вы тоже на него орете. Вроде бы вы честны. Человек является причиной ваших негативных чувств, надо их срочно выразить. Но тем самым вы лишь раздуваете пожар, усиливаете конфликт и ничего хорошего от этого не происходит. Ссора всегда вынимает все наши силы, включая все скрытые резервы, и остаемся мы после нее опустошёнными и несчастными. Даже если спор выиграли.

Бить кого-то

Опять же – детей, собак, мужа, начальника (ну мало ли). Любого человека, который является причиной вашего гнева или просто попал под руку. Телесные наказания для детей, во время эмоционального срыва родителей, очень травмируют. Они провоцируют в ребенке и ощущение униженности, и ответную ненависть, которую ему никак не выразить. Если ударить мужа, то можно и сдачи получить, что, к сожалению, не редкость. И я встречала статистику, что примерно половина женщин, пострадавших от домашнего насилия, начинали драку первыми, не ожидая, что мужчина может дать сдачи. Это не оправдывает мужчин, но и не делает чести женщинам.

Подавлять

Есть такое убеждение, что гнев – это плохо. Чем более религиозна женщина, тем сильнее она гнев подавляет. Делает вид, что ничего ее из себя не выводит, натянуто всем улыбается и так далее. Дальше у гнева два выхода – взорваться в безопасном месте (опять же дома, на близких) – и это она не сможет проконтролировать. А второй вариант – ударить по ее здоровью и телу. Мне кажется неслучайным то, что сегодня столько людей умирает именно от рака, это болезнь непрожитых эмоций, о чем неоднократно писали многие психологи.

Бить посуду и ломать вещи

С одной стороны способ конструктивен. Лучше сломать тарелку, чем ударить ребенка. И наверняка иногда можно им пользоваться. Но если мы крушим на своем пути какие-то вещи, то нужно понимать, что потом это все нужно будет восстанавливать. Мой муж однажды в ярости уничтожил свой ноутбук. Зрелище это было страшное, и пришлось потом покупать новый компьютер. Это затратно, а значит, менее конструктивно, чем хотелось бы.

Хлопать дверью

Мне кажется, этот способ мил многим подросткам. И себя такой помню, и детей местами уже такими вижу. В принципе, не самый страшный способ. Только вот один раз я так дверью хлопнула, что в ней разбилось стекло. А так ничего особенного.

Бить словами

Чтобы человека ударить, не всегда нужны руки. Мы, женщины, хорошо умеем делать это словами. Тыкать в болевые точки, язвить, подкалывать – а потом делать вид, что мы не виноваты и ни причём. Чем больше внутри нас разной грязи, тем более острый и язвительный у нас язык. По себе помню, раньше, когда я не знала, куда свои чувства деть, я постоянно всех подкалывала. Меня многие называли «язвой», я не могла сдержаться. Мне казалось это забавным.

Чем больше я учусь проживать чувства, тем мягче становится моя речь. И тем меньше в ней всякого рода «шпилек». Потому как ничего хорошего и никому это не дает. На пару минут можно подпитать свое эго а заодно разрушить отношения и заработать кармические реакции.

Месть

Часто в порыве гнева кажется, что если мы отомстим и смоем позор с помощью крови противника, нам станет легче. Я знаю, что некоторые женщины во время ссоры с мужем назло ему занимаются с кем-то сексом, например. Благостный такой вариант, который многие считают допустимым, особенно если муж изменил. Но что в итоге? Месть лишь усугубляет конфликт и увеличивает дистанцию между нами. Месть бывает разная – тонкая и грубая. Но от любой из них пользы нет. Никому.

Секс

Не самый лучший способ разрядки, хотя она и физическая. Потому что секс – это все-таки возможность проявить любовь друг к другу, а не использовать друг друга, как тренажеры. Наше настроение во время близости очень влияет на наши отношения в целом. А случайные связи с кем попало, для разрядки, не только не полезны, но и вредны.

Шоппинг

Женщины часто в расстроенных чувствах идут в магазин. И покупают там много всего ненужного. Иной раз они даже намеренно тратят денег больше чем нужно, чтобы таким образом отомстить, например, мужу. Но получается, что в это время мы ресурсы, которые нам даются на благие дела – то есть деньги – спускаем как попало и пытаемся с их помощью навредить другому. Какой будет результат? Ресурсы кончатся. А то, на что они были потрачены, так и не пригодится. Платье, которые вы купили в гневе, впитает ваше состояние, и вам сложно будет его носить.

Список получился внушительный, не совсем радостный, но тем менее, чаще всего именно так мы и поступаем. Потому как культуры обращения с чувствами у нас нет. Нас этому не учили, об этом никогда не говорят нигде – только просят убрать свои чувства из поля зрения. И все.

Конструктивные способы проживания эмоций:

Позволить чувствам быть.

Иногда – и кстати, очень часто, для проживания чувства достаточно его увидеть, назвать своим именем и принять. То есть в момент гнева сказать себе: «Да, я сейчас очень злюсь. И это нормально». Это очень сложно всем тем, кому объяснили, что это ненормально (потому что неудобно для других). Сложно признать, что ты сейчас злишься, хотя у тебя это написано на лице. Сложно и сказать, что так тоже бывает. Сложно иногда и понять, а что это за чувство? Я помню в расстановках девушку, у которой желваки ходили ходуном, руки напрягались в кулаки, а она называла свои чувства «печалью». Научиться понимать, какое это чувство - вопрос практики и времени. Например, вы можете наблюдать за собой. В критические моменты смотреть в зеркало, чтобы понять, что у вас на лице, следить за знаками тела, наблюдать за напряжением в теле и сигналов в нем.

Топать ногами.

В традиционных индийских танцах женщина очень много топает, это не так заметно, ведь танцует она босиком. Но таким образом через энергичные движения из тела в землю уходит все напряжение. Мы часто смеемся над индийскими фильмами, где от любых событий – плохих или хороших – они танцуют, но в этом есть особая правда. Прожить любые чувства через тело. Позволить гневу пройти через тебя в то время, как ты энергично сбрасываешь его через энергичные притопы. Кстати, в русских народных танцах таких движений тоже немало.

Необязательно прямо сейчас идти на секцию танцев (хотя почему бы и нет?) Попробуйте закрыть глаза и, ощутив в теле эмоцию, с помощью топотушек «отдать» ее в землю. Конечно, лучше всего топать стоя на земле, а не на десятом этаже многоэтажки. Еще лучше, если вы можете сделать это босиком на траве или песке. Вы физически почувствуете, насколько легче становится.

И не думаете о том, как это выглядит. Идеально, конечно, если вас никто не видит и не отвлекает. Но если такого места нет – закройте глаза и топайте.

Кричать.

В некоторых тренингах практикуется такая форма очищения, как крик. Когда мы кричим в пол, с партнером, который нам помогает, так же можно кричать в подушку и в любых других вариантах. Кричится обычно какое-то важное слово. Например, «Да» или «Нет» - если оно подходит для вашей эмоции. Можно кричать просто «Ааааа!». Делаете глубокий вдох, а затем открываете рот – и опустошаете свое сердце таким образом. Так несколько раз, пока внутри не ощущается пустота.

Иногда перед этим делают некую «накачку» - сперва дышат очень-очень быстро, исключительно носом.

В этой технике есть слабые места. Например, соседи и домашние. Крик получается очень громкий. А если вы не сможете расслабиться и не переживать, то он не будет исцелять. Крик должен идти из расслабленного горла, иначе вы можете серьезно сорвать голос. Первый раз такое лучше пробовать где-то с опытными людьми, тогда эффекта будет больше.

Выговориться.

Женский способ. Для проживания любых чувств нам очень нужно поговорить об этом, рассказать кому-то. О том, как начальник обидел, а некто в автобусе обозвал. Не столько даже для того, чтоб получить поддержку (что тоже приятно), но чтобы вылить это из себя. Примерно из-за этих люди ходят в психологам, чтобы все то, что разъедает их сердце, оттуда достать. Одна знакомая, которая очень долго работает психологом, как-то делилась, что большинству ее клиентов помогает один простой способ. Она их слушает, задает вопросы, чтобы они как можно более объёмно описали ситуацию, и все. Не дает никаких рецептов, советов. Просто слушает. И часто в конце беседы у человека появляется решение. Само. Как будто пелену гнева, застилавшую глаза, сняли, и он увидел путь.

То же самое женщины делают и друг с другом, выговариваясь. Тут есть только два момента. Нельзя рассказывать никому о своей семейной жизни – о проблемах в ней. Иначе эти проблемы можно усугубить. И если вам что-то рассказывают, не стоит давать советы. Просто слушайте. Можно, кстати, организовать такой кружок, в котором женщины делятся всеми эмоциями – и потом как-то символически с ними прощаются (что часто делается в женских группах).

Опасайтесь вываливать все свои эмоции на мужа. Он просто не выдержит. Если вы выговариваетесь подругам, сперва получите их согласие на это. И не забывайте делиться и хорошим тоже (а то подруга может почувствовать себя «унитазом», который нужен только для слива негативных эмоций). Здорово, если вы можете поплакаться маме или папе, если у вас есть наставник, который вас слушает, или муж, который готов это делать.

Любые наши блоки и зажимы в теле – это непрожитые эмоции. Конечно, я не о легких поглаживаниях, а именно о глубокой работе с телом, с силовым воздействием. Качественный массаж, разминающий эти точки, помогает нам и справиться с эмоциями. В этом месте главное – как в родах – открыться боли. Надавливают вам куда-то, вы ощущаете боль – дышите и расслабляйтесь навстречу боли. Могут и слезы из глаз политься – это нормально.

Хорошему массажисту ваши слабые места сразу видны – и он точно знает, куда и как нужно надавить, чтобы снять зажим. Но часто это бывает так больно, что мы его останавливаем – и не идем дальше. Тогда массаж становится приятной процедурой отдыха, но не способствует снятию эмоций.

Осознавание и растворение вытесненных в подсознание болезненных переживаний из прошлого.
Проработка и растворение энергетических блоков, сформированных в прошлом.

С детства у всех нас возникали стрессовые ситуации. Когда эти ситуации возникали, мы, вследствие неразвитости ещё своей осознанности, бессознательно использовали различные виды психологической защиты, пытаясь таким образом ослабить напряжение и беспокойство, которые вызывались стрессовыми ситуациями.
Все виды психологических защит, такие как, например, вытеснение (подавление) (активное, мотивированное устранение чего-либо из сознания с помощью забывания или игнорирования), рационализация и многие другие - вытесняя неприятные состояния из сознания, погружают возникающие негативные эмоции и связанные с ними мысли в неосознаваемую область психики, которую обычно называют подсознанием или бессознательным. Эти вытесненные негативные эмоции и мысли становятся таким образом неосознаваемой частью ума, и они проявляются в жизни уже взрослых людей как в виде различных неадекватных реакций в различных ситуациях, так и в виде многих физических дискомфортных состояний и заболеваний.

Тогда, в раннем возрасте, мы не могли поступать по-другому.
Во взрослом же возрасте, когда у нас появилась возможность многое понять, многое осознать, прежние модели поведения в виде использования психологических защит уже не являются адекватными. Потому что они являются выражением бегства от проблем, ведут к замораживанию их, препятствуют решению этих проблем, препятствуют возможности понять ту или иную ситуацию и поступить в ней адекватно и разумно, увеличивают количество подавленной негативной эмоциональной энергии в нас и ухудшают состояние нашего физического здоровья.

Также во взрослом возрасте у нас может возникнуть мысль о том, что хорошо бы очистить своё подсознание от накопившихся там негативных эмоций и мыслей, от накопившейся там негативной энергии, которая деструктивно влияет на нашу сегодняшнюю жизнь, и если всё оставить так, как есть, то она будет продолжать деструктивно влиять на наше будущее.

И, действительно, во взрослом возрасте у нас появляется возможность это сделать. Однако, здесь существует одна проблема. Дело в том, что многие распространённые способы, с помощью которых обычно люди пытаются прийти к осознанию подавленных эмоций и мыслей, которые были вытеснены в наше подсознание, - хотя и позволяют осознать некоторые вытесненные эмоции и мысли, но всё же они не дают возможности осознать очень многие негативные эмоции и мысли, которые были вытеснены в подсознание достаточно глубоко.
Причина, по которой были так сильно вытеснены эти мысли и эмоции - это то, что они были особенно болезненными для переживания их. И попытки во взрослом возрасте с помощью исследования и анализа осознать эти мысли и эмоции ни к чему не приводят по той причине, что неосознаваемая контролирующая часть ума блокирует доступ к осознанию этих мыслей и эмоций, сопротивляется осознанию этих мыслей и эмоций.

Для того, чтобы энергия какого-либо подавленного ментально-эмоционального переживания растворилась, необходимо два фактора.

Первый фактор заключается в том, что вытесненное в прошлом - и сейчас поднятое из подсознания и осознанное - болезненное ментально-эмоциональное переживание нам нужно именно полноценно прожить - прожить эмоционально, психически, энергетически, прожить точно также, как мы проживали это состояние тогда, когда эта ситуация происходила с нами. Процесс психологической терапии не может происходить под анестезией. Мы должны осознать явление, увидеть его и полностью пережить.

И второй фактор заключается в том, что при проживании дискомфортного ментально-эмоционального состояния нам нужно не вовлекаться в это состояние, не отождествляться с теми переживаниями, которые будут происходить.

Неотождествление - это когда что-то одно и что-то другое осознаются как различное, как что-то разное.
Неотождествление, о котором мы здесь говорим, означает, что себя как сознание мы осознаём как одно, а те явления, которые мы воспринимаем, мы осознаём как другое.
На первых порах, когда вы будете учиться неотождествлению, когда будет возникать какое-либо переживание, вы можете сначала думать так: я осознаю это переживание или не осознаю? Осознаю. А раз я его осознаю, значит я, который его осознаю, - это одно, а то, что я осознаю - это другое. Это значит, что я отличаюсь по своей природе, по своим свойствам от того, что я осознаю.
Если человек с чем-то отождествлён, то это означает, что он это воспринимает, но не полностью. Если человек отдаёт своё внимание чему-то полностью, то он осознаёт неотождествление с этим. Нужно достичь отдачи тому или иному явлению полного внимания. И тогда с этим явлением, которому отдаётся полное внимание, станет ощущаться неотождествлённость.

Во время практики со временем начинает подниматься то, что когда-то вытеснялось, подавлялось, недопрожилось. Этот материал, как правило, негативный. Потому что вытеснялось то, что раньше не нравилось проживать. И никуда от этого материала не деться. Его нужно просмотреть и дать ему делать то, что он хочет, не контролируя его. Чтобы он не лежал на дне, когда мы его, на первый взгляд, не видим, когда кажется, что всё, вроде бы, нормально. А чтобы, действительно, его бы больше не было.
И перед тем, как уйти, он проходит перед нашим восприятием. Для того, чтобы этот материал действительно ушёл, нам нужно при этом осознавать своё 5-е измерение. Когда мы воспринимаем этот материал, осознавая своё 5-е измерение, мы осознаём, что в этом измерении мы не судим и не пытаемся контролировать то, что всплывает и то, что проходит перед нашим восприятием. В этом измерении мы никак не пытаемся усиливать или ослаблять то, что всплывает. Тогда этот материал поднимается и уходит, растворяется, и мы освобождаемся от него. Тогда весь этот материал становится подобен воде, которая испаряется, потом возникает пар, и потом этот пар растворяется в воздухе, становясь частью воздуха.
Если, напротив, начать этот всплывающий из подсознания материал контролировать, подавлять, вовлекаться в него - то он никуда не денется, вы его покрутите какое-то время, испытывая в это время мучения, и потом он опять осядет в вас, осядет в вашем подсознании.

Осознавая своё 5-е измерение себя, мы можем воспринимать то, что всплывает, не осуждая, не контролируя.
Помимо прочего, внимание, которое идёт в состоянии осознавания 5-го измерения, проходит через чувство присутствия, чувство я есть. Это чувство я есть - любящее, поэтому при таком восприятии у вас будет ещё активизироваться сострадание самой себе. Это тоже очень целительно. И в этом тоже нет элемента контроля и осуждения. В наблюдателе есть чувство беспристрастности, принятия, а в чувстве присутствия есть чувство свободы и любви. И внимание, проходя через эту энергию, то есть с осознаванием этой энергии, внимание касается блока, и его исцеляет.
Используя такой метод, вы будете себя потихонечку терапевтировать.

Если вы заметили, что начинается процесс поднятия из подсознания негативных мыслей и эмоций, то не нужно этот процесс форсировать, усиливать, и одновременно с этим не нужно его сдерживать. Та сила, та интенсивность, с которой это всё проживается - определяется самой жизнью. А мы в это не вмешиваемся, мы находимся в состоянии недеяния.
Наша задача просто видеть это. Не закрывать на это глаза, на то, что с нами происходит, и, с другой стороны, не вмешиваться, не помогать. И тогда мы обнаружим, что без нашего участия очень многое начинает случаться. И тут мы получаем опыт неделателя: мы ничего не делаем, а много чего происходит.
У одних людей есть желание поскорее всё форсировать, развить, чтобы это поскорее началось, произошло и закончилось. А другие люди, наоборот, отождествлены со страхом, и они начинают это придерживать, сдерживать.
Эти два отношения будут мешать процессу.
Нужно относиться к этому процессу так, как будто это происходит с другим человеком. А вы это просто наблюдаете. Вы внимательны к нему, но и позволяете этому процессу идти своим чередом.
Нужно прожить то, что возникает. У этого процесса есть начало, кульминация, и окончание, и потом этого заряда, этого эмоционального материала уже не будет.

Когда мы полноценно эмоционально проживаем дискомфортное ментально-эмоциональное состояние, и когда мы не вовлекаемся в него, не отождествляемся с ним - это состояние путём саморегуляции трансформируется и растворяется.

Если какой-то один из этих двух факторов будет отсутствовать, то энергия всплывшего ментально-эмоционального переживания прокрутится какое-то время в нашем сознании, помучает нас, а потом опять опустится в наше подсознание.

Опишем те распространённые ошибки, которые многие люди допускают, когда пытаются очистить подсознание от подавленной в прошлом негативной ментально-эмоциональной энергии.

Первая ошибка заключается в том, что люди, когда они погружаются в прошлое, переживают, плачут, думают, что они по честному прорабатывают прошлое, - вовлекаются при этом в эти переживания. И тогда прошлое с каждым разом продолжает переживаться всё так же интенсивно, всё так же болезненно. А эти люди всё так же продолжают прокручивать и прокручивать свои болезненные прошлые ситуации. И они недоумевают - когда же им станет легче? Пока они проживают прошлое, вовлекаясь в него, легче им не станет, и подсознание их от такой «проработки» от негативной эмоциональной энергии не очищается.
Это происходит потому, что они вовлекаются в возникающее переживание, и отождествляются во время восприятия этого переживания с умом.

Вторая ошибка заключается в том, что при проработке детских переживаний или других переживаний прошлого человек выплёскивает свои эмоции наружу, обрушивая их на другого человека или других людей. При такой «проработке» человеку, который выплёскивает свои негативные эмоции, на какое-то время кажется, что ему становится легче. Но, во-первых, в таком поведении нет сердца. И облегчение, которое чувствует этот человек, связано во многом с удовлетворением «значимого образа себя». Например, он кричит на кого-то на улице, и чувствует удовлетворение от того, что он это «может», что он теперь ощущает себя «более значимым». И от этого ему временно становится легче. В действительности же это - просто накатывание колеи психопатической модели поведения. Поэтому такие «проработки» только понижают степень осознанности. А во-вторых, это «облегчение» очень кратковременное, и через какое-то время этот человек обнаружит, что его негативная эмоция, которую он «прорабатывал», всё так же с ним.

Третья ошибка заключается в том, что человек путём рассуждения и анализа теоретически вспоминает ситуацию, и путём рассуждения пытается сделать более адекватным своё отношение к той или иной ситуации в прошлом. И тем самым, человек пытается трансформировать ментально-эмоциональную реакцию, которая у него есть по отношению к этой ситуации. На каком-то уровне это хороший подход. И, конечно, если человек применяет этот подход - это лучше, чем ничего. Но этот подход имеет большое ограничение - человек им может пользоваться только в границах того, что он осознаёт, и то, применительно не ко всему. Потому что часть из того, что он осознаёт, тянется в ту сферу, которую он не осознаёт. Поэтому этот подход работает только в достаточно простых ситуациях, и на довольно поверхностном уровне. А также этот подход не достаёт до глубоких сфер подсознания, и не может применяться в этих сферах. Поэтому такой подход не может по-настоящему трансформировать и растворить то, что было вытеснено в подсознание достаточно глубоко.
Эта третья ошибка заключается в преувеличении значения и возможностей этого подхода, когда человек применяет только его, думая, что таким способом он глубоко сможет трансформировать то, что он вытеснял в своё подсознание.

Четвёртая ошибка заключается в том, что человек, применяя метод рассуждения, пытаясь понять что-то, переходит на использование психологических защит, и, по сути, начинает заниматься самообманом. Люди, совершающие эту ошибку, очень часто говорят, что они «отпустили» ту или иную болезненную ситуацию.

Дело в том, что эти люди находятся в состоянии отождествления с умом, а в этом состоянии нельзя по-настоящему отпустить ситуацию. Попытки отпустить ситуацию в таком состоянии, на самом деле, будут вести просто к вытеснению дискомфортного переживания в подсознание, то есть к подавлению этого переживания, к подавлению своего отношения к ситуации. Это будут попытки научиться не чувствовать что-то.

В состоянии отождествления с умом человек может попытаться активизировать разум, и с помощью разума попытаться понять ситуацию, не уходя в вытеснение. И тогда ситуация частично (только частично, потому часть её связана с тем, что находится в подсознании и не осознаётся) отпустится сама.

Но когда говорят: «надо отпустить ситуацию», очень часто имеют в виду не процесс понимания, а процесс как бы отбрасывания мыслей о ситуации, процесс отвлечения от мыслей о ситуации, то есть - самое настоящее подавление в себе мыслей и эмоций о ситуации. Ведь что такое подавление? Подавление означает прекращение восприятия чего-то волевым способом. Подавление осуществляется с помощью попытки игнорировать ситуацию, «не обращать внимания на ситуацию» с целью забыть её. И потом такие вытесненные мысли и эмоции становятся содержанием подсознания.

Ситуацию же нужно полностью пропустить через себя, полноценно заново эмоционально прожить, не вовлекаясь в мысли и эмоции, связанные с ней. Только тогда она по-настоящему отпустится.

Итак, для того, чтобы энергия подавленных ментально-эмоциональных переживаний растворилась, необходимо чтобы оно было полноценно эмоционально-энергетически пережито, и чтобы у нас не было вовлечения в эти состояния, чтобы у нас не было отождествления с ними.

И тут может возникнуть несколько вопросов.

Первый вопрос звучит так: как же мы можем полноценно пережить подавленное когда-то негативное эмоциональное состояние, если неосознаваемая контролирующая часть ума потому и блокирует для нас доступ к осознанию этих мыслей и эмоций, что они для нашего восприятия очень болезненные?
Иными словами, как нам получить доступ к ним, чтобы их полноценно пережить? Как снять с них блокировку, которую установил на них тонкий контролирующий слой нашего ума?

Для того, чтобы контролирующий слой нашего ума дал нам возможность осознавать вытесненные ментально-эмоциональные переживания, нам нужно показать контролирующей части нашего ума, что наше сознание готово увидеть вытесненные переживания. Мы показываем уму эту свою готовность тем, что мы обретаем способность не вовлекаться в всплывающие негативные переживания.
Чем больше в нас развита способность невовлекаться в них, тем большее количество вытесненных переживаний контролирующая часть ума поднимет из подсознания и покажет нам, в результате чего эти вытесненные переживания растворятся.

Ведь почему контролирующая часть ума скрывала от нас эти переживания?

У нашей психики есть инстинкт самосохранения, который стремится оберегать нас от восприятия того, что мы ещё не готовы видеть, воспринимать, в результате чего эти переживания нас только мучают. И их восприятие, в виду нашей неготовности адекватно воспринимать эти переживания, не приносит нам какой-либо понятной для ума пользы.
Эта информация о нашей неготовности воспринимать эти негативные переживания оценивалась контролирующей частью ума, в результате чего психика не пускала эти переживания в область нашего сознания.

Вытесненная в подсознание негативная эмоциональная энергия - с точки зрения её энергетической природы - является сжатой энергией напряжения.
И эта энергия, подобно сжатой пружине, просто по своей природе стремится высвободиться, что означает, что она стремится высвободиться из нашего подсознания и стать явной для нашего сознания.

Наше подсознание хочет очиститься, освободиться от этой энергии.
Механизм самоисцеления, самоочищения, самовосстановления заложен в любую живую систему. Любая живая система пытается себя исцелить. Когда у этой системы появляется время и избыточная энергия, избыточная сила, она начинает освобождаться от патологических состояний. При этом мы можем не усиливать чистку дополнительными методами, не форсировать её, а помогать системе выводить то, что система выводит сама с той скоростью, с какой это ей удобнее. Так, например, происходит эмоциональная чистка. Когда вы просто сидите или лежите и наблюдаете, вдруг могут начать всплывать какие-то прошлые обиды или какие-либо другие эмоции, желания, мысли. И происходят катарсисы. Это происходит само, потому что организм хочет от всего этого освободиться. Если в уме начинают при этом возникать мысли: во мне не должно этого быть и т.п., а также мысли, что не должно быть таких мыслей, не должно быть такого отношения к наблюдаемому, то здесь важно не отождествляться с этими мыслями, не давать свою силу, свою энергию этим мыслям. Не быть внутри чего-либо из происходящего, не воплощаться в это. Потому что отождествление с этими мыслями не будет давать происходить очищению и саморегуляции.
В результате такой практики в теле могут возникать различные состояния, сопровождающие очищение энергетических тел организма, энергетических каналов: жар, холод, дрожь, ощущения, что сводит какие-то части тела, ощущение интенсивного движения энергии, болевые ощущения разного характера.
Поэтому нужно заранее приготовиться к тому, что это может происходить, и нужно относиться к этому спокойно, как к необходимой, естественной и позитивной части этого процесса. Позитивной - потому, что после этого процесса мы будем чувствовать себя лучше, чем чувствовали до этого процесса.

Поэтому, как только у нас сформируется устойчивая способность не вовлекаться в то, что мы воспринимаем, наша психика тут же это поймёт, и, по мере нашей готовности, она начнёт нам поднимать из подсознания материал для проживания.

Нам ничего для этого делать не надо. Нам не нужно для этого с усилием вспоминать своё прошлое. Всё, что нужно, поднимется само, нам не нужно взламывать прошлое.

Есть методики взламывания, прошлое можно взломать, но те, кто взламывают, часто сходят с ума, потому что у этих людей ещё нет готовности это прошлое воспринимать. Жизнь специально не пускает этих людей в вытесненное прошлое, потому что жизнь лучше знает степень нашей готовности воспринимать это.

Правильный способ - это когда мы создаём готовность воспринимать не вовлекаясь, и не пытаемся ничего взламывать.
Когда вытесненное прошлое начнёт подниматься, вам будет непросто. Нужно быть к этому готовым. Нужно не бояться это пройти.

Особое внимание уделите возможному возникновению нежелания двигаться дальше в этом направлении, возникновению нежелания видеть то, что всплывает из подсознания. Это сопротивление является частью болезни. Не отождествляйтесь с этим нежеланием, действуйте из разума. В этом процессе нужно не бояться (в смысле - перебивать страх, если он возникает, действием из разума, не руководствоваться страхом, не отождествляться со страхом) идти через неудобство, через боль, через непривычное.

Процесс, в котором мы переживаем поднимающиеся негативные эмоции - это необходимый процесс. Если мы идём по пути осознанности, мы не можем его избежать. Это процесс очищения нашего подсознания. Нам нужно прожить всё то, что есть в нашем подсознании, осознавая это и не отождествляясь с этим.

Чтобы в дальнейшем предотвратить складирование в подсознание таких энергетических блоков в момент события, в момент проживания боли нужно уходить вниманием в это, спускаться на дно боли, стараться осознавать то, что проживается. В практике мы работаем со своим прошлым, с тем, что уже накопилось. Следующий момент - это не накапливать новое. Потому что, если мы будем старое стирать, но будем накапливать новое, то тогда нам нужно будет бесконечно проходить процесс работы над прошлым.
Поэтому следующее, чему нам нужно учиться - это не становиться бессознательным в жизненных ситуациях. Проживать их осознанно. Даже, если они нам не нравятся, то не делать вид, что их нет. И это следующий этап. Нужно понимать, что если мы сейчас не обратим внимания на неприятное переживание, то потом нам придётся это прорабатывать в практике. Поэтому лучше это делать в прямом режиме. И если мы это делаем, если мы осознанно воспринимаем всё, что происходит с нами в жизни, то тогда мы в прямом режиме уже не накапливаем новых эмоциональных зарядов, новых энергетических блоков.

Главное при этом не вовлекаться в эти состояния. Тогда мы не будем их накручивать, и не будем их гасить.
И ситуация тогда будет выражена такой, какая она есть на самом деле, и тогда она завершится сама в себе.
Сначала этому можно научиться в практике медитации в специально отведённое для этого время и в удобной для этого среде. А потом эту нашу способность так относиться к возникающим явлениям мы можем перенести во внешние события: потому что нет разницы, происходит событие внутри нас или вне нас. Потому что мы теперь одинаково к этому относимся.

Насколько сильно что-то переживается, настолько это и надо переживать. Если что-то болит - значит болит. Главное не вводить себе дозу наркоза: объяснений, теорий. Тогда это даёт нам переживание того, что есть и не отождествление с этим. Важно не жить под наркозом. В практике мы учимся не жить под наркозом, учимся отказываться от наркоза, учимся не принимать обезболивающие психологические таблетки.
Тогда происходит очищение нашего подсознания, и измерение разума и сердца будут гораздо объёмнее проявлены в нашей жизни.

«Елена, вот вы часто советуете отработать негатив, а как это сделать, если он постоянно преследует?» (комментарий)

Как избавиться от негативных эмоций, засевших назойливым живчиком где-то в мозгах и мешающих жить спокойно? Предлагаю освоить простую технику.

Если в вашей жизни происходят события не те, которые вы хотите, если вас одолевают кошмары, если вы желаете улучшить свое настоящее и будущее - эта статья для вас.

Техника отработки негативных установок/эмоций

Во-первых: определяем момент, который тревожит , «выбивает из колеи».

Для этого задаем себе вопросы: «О чем я сейчас думаю?», «о чем я переживаю?», «что меня беспокоит?» и тому подобные.

Во-вторых: отвечаем на вопрос честно . Каким бы ни был ответ, его нужно озвучить (мысленно или вслух).

Бывают ситуации, в которых мы ведем себя не лучшим образом, и мысли наши далеки от добрых, можем желать людям зла, испытываем зависть, обиду и т.д.

«Ну сколько можно ждать карьерного повышения! Иваныч крепко засел в кресле. Хоть бы он уволился, длительно заболел или ушел на пенсию...»

«Вот повезло Катьке, удачно вышла замуж, теперь купается в роскоши. Может подбавить ложку дегтя в ее бочку меда? Ванюху соблазнить, пустить сплетни, да мало ли вариантов…»

«Опять задерживают зарплату, что делать ума не приложу, придется снова занимать. Ну почему денег все время не хватает?!!!»

Вот такие не всегда благовидные мысли могут сидеть глубоко в подкорке и «пилить» нас, рождая тревожность. Их нужно озвучить, то есть принять, ОСОЗНАТЬ. Именно осознание – важнейшая часть отработки негатива.

В-третьих: определяем эмоцию, сопровождающую проблему . Задаем себе вопрос: «Что я чувствую?»

И отвечаем, стараясь как можно более точно обозначить чувство. Это может быть: напряжение, страх, обида, гнев, злость, ярость, тоска, ревность, зависть, растерянность, неуверенность и пр.

В-четвертых: ОТРАБАТЫВАЕМ осознанную эмоцию . Для этого, произносим в следующей последовательности фразы (для примера, возьмем страх):

1. «Я одобряю и хвалю себя за страх».

Проговариваем слово вслух (можно шепотом) или мысленно нараспев, «стра-а-а-а-а-х», словно пропуская это чувство через все свое тело, стараясь прочувствовать каждой клеточкой.
Одобряя любые свои мысли, мы принимаем все свои качества, и плохие в том числе. Нельзя ни в коем случае корить и ругать себя.

Конечно, не всегда легко признать свои неприглядные поступки и чувства, о которых не хочется думать и вспоминать вообще. Нужно вспомнить и принять!

Если вы ругаете себя за что-либо – вы ругаете свою Душу, а значит, не принимаете себя самого. Происходит противоречие с вашей самой сутью. Отсюда непонятные скрюченные позы во сне , и неблагоприятные обстоятельства в жизни.

2. Я позволяю себе стра-а-а-а-а-х.

Позвольте прожить себе те чувства, которые не хочется воспринимать своими. Да, мне не нравится мой страх (жадность, агрессивность, обидчивость, мелочность, слабость, упрямство, лень, бесчувственность, трусость, презрение), но я позволяю ему быть.

Своим позволением проживать любые состояния мы отказываемся от осуждения и самокритики, открываемся новым энергиям, берем на себя ответственность за сотворение собственной жизни.

3. Я принимаю свой стра-а-а-а-а-х.

Принимая, мы окончательно признаем свои чувства. «Да, я знаю о своих чувствах. Они имеют право на существование. Я их не игнорирую».

4. Я отпускаю свой стра-а-а-а-а-х.

При последних словах я представляю, как выпускаю из своего тела этот страх в воздушный шар подходящего цвета (черного, красного, болотного). Он наполняется, увеличивается и улетает ввысь, унося с собой не нужное мне переживание. Вы можете выбрать любой другой образ для визуализации.

Итак, запоминаем главные тезисы

Возьмем за пример проблему нехватки денег.

1. Задаем вопрос: «Что меня тревожит?». Ответ: «Постоянное отсутствие денег в достатке».

2. Задаем вопрос: «Что я чувствую?». Ответ: «Напряжение».

3. Отработка:

Я одобряю и хвалю себя за на-а-а-пря-я-я-же-е-е-ни-и-и-е-е-е.
Я позволяю себе на-а-а-пря-я-я-же-е-е-ни-и-и-е-е-е.
Я принимаю свое на-а-а-пря-я-я-же-е-е-ни-и-и-е-е-е.
Я отпускаю свое на-а-а-пря-я-я-же-е-е-ни-и-и-е-е-е.

Важно!
Обращайте внимание на реакцию своего тела. Если проблема и эмоция обозначены верно, отклик происходит через зевок или более глубокое дыхание, еще слезами, волнением, злостью.

Через телесные ощущения с нами общается наша Душа . А значит, проблема из неосознанной области переходит в осознанную.

Изменяем психическое состояние

Признав, прожив и прочувствовав негатив, меняем свое настрой на нужный нам. Хорошо помогают в этом мыслеформы (аффирмации).

Примеры

Нехватка денег:

«я открыта потоку процветания и изобилия», «я богат, успешен, у меня получается все, чем я занимаюсь» .

Страх перед жизнью:

«Я полностью доверяю силе, создавшей меня, я в полной безопасности, я позволяю себе быть собой, а другим другими».

Самокритика:

«Я люблю себя и одобряю, принимаю таким, какой я есть» .

Составьте свою личную аффирмацию, подбирая слова, согревающие вас и создающие хорошее расположение духа.

Или используйте знаменитую фразу Куэ, доказавшую свою действенность у многих поколений: «Мои дела идут все лучше и лучше с каждым днем во всех отношениях» .

Очень полезно произносить ее , когда разум уже отключился, и Душа общается с нами напрямую, без его контроля и бесконечной болтовни.

Аффирмации отлично работают . Когда мы произносим их с уверенностью и достаточно часто, создается новая программа, изменяющая наше будущее.

«Делайте вид, что у вас все в полнейшем порядке. Вы удивитесь, сколь эффективен этот прием. Как только вы сумеете обмануть самого себя, вам станет по силам буквально все на свете» Макс Фрай.

Что нам дает осознание проблемы?

Признавая скрытые переживания, мы создаем положительные изменения в жизни. Если накануне важной встречи, разговора, события, вы испытываете неуверенность, страх, напряженность, проделайте данное упражнение, а затем поработайте с аффирмациями.

В результате предстоящая ситуация будет развиваться по более благоприятному для вас сценарию.

Резюме

Мы живем, накапливая негатив в подсознании, откуда он управляет нашим поведением. Мы не хотим обижаться, но обижаемся, не хотим ревновать, но ревнуем, не хотим злиться, но злимся. И удивляемся, почему с нами происходит не то, к чему мы стремимся.

Принимая свои любые качества без оценки, плохие они или хорошие, правильные или нет, мы приходим в согласие с Душой, освобождая ее от негативных состояний.

Осознавая свои проблемы, одобряя себя и отрабатывая отрицательные эмоции, мы меняем свою реальность к лучшему.

Эмоции, эмоции, эмоции… Одни пытаются себя от них оградить, опасаясь утонуть в пучине страстей. Другие постоянно ищут острых впечатлений, чтобы подстегнуть свое эмоциональное состояние.

К какой бы категории вы себя ни относили, с эмоциями вы сталкиваетесь каждый день - они неотъемлемая часть бытия. Однако, когда дело доходит до сильных отрицательных переживаний - злости, ярости, страха и т.д., - прорабатывать их грамотно, не нанося ущерб ни собственному психологическому благополучию, ни отношениям с окружающими людьми, удается, увы, немногим.

Предлагаем вам инструкцию из девяти шагов, которая поможет освоить деликатный навык проработки негативных эмоций.

1. Не подавлять отрицательные эмоции и чувства

В «приличном обществе» не принято открыто проявлять сильные негативные эмоции - их нужно держать при себе и не обременять ими окружающих. Особенно высокие ожидания по этому поводу предъявляются мужчинам, ведь «настоящие мужчины не плачут». Специалист психологического консультирования Ольга Спиридонова видит в этом одну из причин меньшей продолжительности жизни у мужчин, чем у женщин: .

Постоянно подавляя эмоции, вы тем самым формируете у себя чувствоустойчивость. Так незаметно невыраженные, спрятанные глубоко эмоции трансформируются: агрессия - во вседозволенность, страх - в безразличие, безнадежность - в отстраненность. Негатив буквально копится в вашем теле, и в один момент эмоции становятся больше, чем вы сами, - случается срыв. Психолог Виктория Сандо предлагает такой рецепт лечения чувствоустойчивости:

1. Почувствовать свою эмоцию.

2. Дать ей имя.

3. Зафиксировать на бумаге.

Более подробную инструкцию ищите в ее статье:

2. Тренировать природную чувствительность тела

Соответственно, чтобы не допустить развития чувствоустойчивости, необходимо развивать навык чувствительности. Все эмоции так или иначе ощущаются в теле - важно научиться распознавать их. Обращать внимание на зажимы в теле, расслаблять мышцы, прислушиваться к сигналам тела. Это поможет возвращать себя в момент «здесь и сейчас», а не заталкивать невыраженные или неосознаваемые эмоции еще глубже. Такой подход приводит к психосоматическим проблемам, уверяет психолог и врач Наталья Терещенко: .

3. Учиться распознавать весь спектр своих эмоций

Чтобы уметь экологично прорабатывать и выражать эмоции, необходимо обладать достаточным эмоциональным интеллектом, чтобы распознавать и различать их. Психолог и научный журналист Дэниел Гоулман в своей известной книге «Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше, чем IQ» выделяет пять сфер, за которые отвечает эмоциональный интеллект: знание эмоций, управление, самомотивация, распознавание эмоций у других и поддержка отношений.

В зависимости от уровня эмоционального интеллекта автор делит людей на три группы контроля эмоций:

1. Владеющие знаниями об эмоциональной жизни, полные уверенности в границах.

2. Поглощаемые эмоциями, люди не в состоянии избавиться от них.

3. Понимающие настроение, но считающие эмоции неизбежностью, которую нельзя изменить.

Саммари остальных ключевых идей этой книги ищите по ссылке: .

В идеале распознавать свои эмоции человек должен научиться еще в детстве. Детский психолог Александр Орлов предлагает родителям инструкцию по распознаванию и управлению эмоциями для детей в виде небольшого рассказа: .

Альтернативный способ говорить с детьми об эмоциях и чувствах, которые их тревожат, - через рисунки. Детский психолог Оксана Юсупова утверждает, что определить эмоциональное состояние ребенка по «каракулям» можно уже с трехлетнего возраста: .

4. Знать свои триггеры

Если вы склонны вспыхивать по поводу и без, имеете трудности с экологичным и безопасным для себя и окружающих проявлением сильных эмоций, нужно научиться распознавать свои триггеры. Кен Линднер в своей книге «Опасные эмоции» предлагает семь шагов к обретению контроля над негативными эмоциями:

1. Выделить личные триггеры.

2. Заранее готовиться к сложным ситуациям.

3. Приемы фрейминга и визуализации.

4. Преобразовывать негатив в позитив.

5. Ставить перед собой четкие вопросы и цели.

6. Принять соответственные решения.

7. Пересмотреть методику принятия решений.

5. Распознавать стадии «опасной» эмоции

Негативные эмоции обычно живут «семьями», а не ходят в одиночку. Например, психолог и психотерапевт Любовь Авраменко выделяет отдельное «гневливое семейство».

6. Справляться с эмоциональным стрессом

Если не регулировать эмоции своевременно, это приводит к переживанию эмоционального стресса, а это всегда серьезное психологическое и даже физическое потрясение для человека. Социальный психолог Ольга Московская-Тарилова называет отвлечение самой эффективной стратегией в случае, когда вас обуревают негативные эмоции. Если боитесь вот-вот сорваться, попробуйте отвлечь себя на что-то приятное. Или, напротив, на другой раздражающий фактор, если считаете, что клин клином вышибают. Кроме того, для усмирения эмоций она рекомендует практиковать мудры: .

7. Научиться отпускать негатив

Проблема отрицательных переживаний часто заключается не только в том, что они приводят к стрессу и часто к моральным страданиям, но и в том, что частенько нам не хочется их отпускать. Мы можем годами таить обиду или копить раздражение, становясь рабами непроработанных эмоций.

Ольга Спиридонова предлагает эффективный способ обрести свободу от негативных эмоций - подключить к делу разум. Например, обиды, как правило, возникают в три шага.

  • Оценить свои ожидания от человека.
  • Оценить реальные действия человека.
  • Сравнить ожидания и действия.

Обычно этот процесс в нашей голове автоматизирован. Чтобы освободиться от гнетущего чувства обиды, нужно добавить еще один шаг - задать вопрос, почему человек поступил именно так, и попытаться оправдать его.

8. Выплескивать эмоции наружу

Единственный способ не позволить эмоциям накапливаться внутри - выводить их наружу. Самый доступный и достаточно эффективный способ - вести дневник. Однако вести его можно по-разному. Например, психолог Анна Кутявина предлагает несколько вариантов писательских практик:

  • Утренние страницы.
  • Письмо-очищение.
  • Инсайты дня.
  • Письма прощения.
  • Подведение итогов.

Подробнее о каждом из способов она рассказывает в своей статье: .

Если писательство - не ваша сильная сторона, попробуйте приемы арт-терапии для проработки страхов. Описание техники «Рисуем свой страх» вы найдете по ссылке: .

9. Заменять негативные эмоции позитивными

Свято место пусто не бывает - эта мудрость справедлива по отношению к эмоциональной сфере как нельзя лучше. Выплеснуть изнутри негатив мало - образовавшееся вакантное место вскоре что-то обязательно займет. И лучше, если это будут положительные переживания.

Работайте превентивно - создавайте себе ситуации, которые приносят вам позитивные эмоции. Изменение эмоционального состояния через мысли, которые мы культивируем в своей голове, - основа когнитивной терапии.

Ее принципы доступно изложены в книге Дэвида Д. Бернса «Хорошее самочувствие. Новая терапия настроений». Мы прочитали ее для вас и делимся выжимкой главных идей: .

Регулярно выполняя эти девять шагов, вы сможете приучить себя экологично прорабатывать негативные эмоции, принимать их как нормальную часть эмоциональной сферы, но не позволять им доминировать над вашим настроением и поведением.

Современное Российское образование ориентирует педагогов не столько на формирование у ребенка знаний, умений и навыков, а, прежде всего, на развитие ребенка. Также, при этом, сохранение психического здоровья детей ставится во главу угла. В связи с этим, арт-терапевтические методы работы стали особенно актуальны. Использование разных форм творческого самовыражения может являться одним из существенных факторов профилактики психического нездоровья ребёнка, одним из способов психологической помощи детям в преодолении различных эмоциональных и личностных проблем, в целом - более успешного решения образовательных и воспитательных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реферат «Проработка негативных эмоций с помощью рисуночных методов»

Введение………………………………………………………………………….1

1. Изотерапия …………………………………………………………………… 2

2. Рисуночные методы и техники изотерапии ……………………..…...……... 3

3. Проработка негативных эмоций с помощью рисования………………….. .5

4. Методика проработки страхов с помощью рисования…...…………………7

Заключение………………………………………………………………………12

Список литературы………………………………………………………………12

Введение

Современное Российское образование ориентирует педагогов не столько на формирование у ребенка знаний, умений и навыков, а, прежде всего, на развитие ребенка. Также, при этом, сохранение психического здоровья детей ставится во главу угла. В связи с этим, арт-терапевтические методы работы стали особенно актуальны. Использование разных форм творческого самовыражения может являться одним из существенных факторов профилактики психического нездоровья ребёнка, одним из способов психологической помощи детям в преодолении различных эмоциональных и личностных проблем, в целом - более успешного решения образовательных и воспитательных задач.

Привлекательность арт-терапии для дошкольных и школьных психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Смысл деятельности школьного психолога - в оказании помощи детям, испытывающим различные трудности психологической или социально-психологической природы, выявлении и профилактике этих трудностей. Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и одиночестве. Когда ребенок занимается творческой деятельностью, он выражает через создаваемые им образы свое восприятие мира и свое эмоциональное отношение к нему. А если у него существует некий внутренний конфликт, который он по каким-то причинам никак не может разрешить (то ли слов не хватает, то ли последствий боится, то ли, как часто бывает, – даже не понимает, с чем этот конфликт связан)? Внутреннее напряжение постоянно растет, а как от него избавиться - непонятно. Всё это, как правило, сопровождается негативными эмоциями и переживаниями. И тогда творчество вполне может оказаться безопасным способом этот конфликт выразить, дать выход этим чувствам.Например, сказать маме, что он злится на свою младшую сестренку, ребенок не может, так как у него уже сформирована установка, что злиться нельзя, а выразить это в рисунке, выплеснув при этом свое раздражение, ему никто не запрещает. Вот и получается, что любая творческая деятельность – терапевтична по сути, то есть помогает человеку приемлемым в социуме способом снять накопившееся напряжение. В рисунках причудливо переплетается информация, источниками которой являются как открытые, так и глубинные пласты человеческой души.

Взрослые очень хотят помочь своим детям, но часто не знают, что убеждения и нравоучения часто не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия. Когда на консультацию к психологу приходят взрослые, они заранее готовы обсуждать и решать свои трудности. Их не нужно дополнительно мотивировать на работу. А детей – нужно. Дети приходят туда, где интересно, где им нравится, где их рады видеть. Чтобы работать с ребенком, нужно сначала его увлечь и заинтересовать. Кроме того, и сами родители оценивают работу психолога по двум параметрам: сначала - понравилось ли ребенку, а только потом- какой получили результат.

Большинство детей с удовольствием рисуют. Этот приятный и не слишком травмирующий метод подходит для решения даже самых глубинных психологических проблем.

1. Изотерапия .

Рисуночные методы являются основными в одном из наиболее распространенных и широко применяемых видов арт-терапии – изотерапии . Лечение и решение разнообразных проблем с помощью изобразительного искусства очень популярно и доступно многим. Человек может выразить себя, свои мысли, переживания, эмоции и чувства – все, что скрыто в его внутреннем мире – с помощью линий, форм и цветов на бумаге или холсте.

Изотерапия в целом - эффективный и действенный метод, который помогает человеку справиться с негативными эмоциями, снять нервно-психическое напряжение.

Для рисования используется широкий спектр материалов : разные краски (гуашь, акварель, акрил и др.), карандаши, уголь, пастель, восковые мелки – всё, что оставляет след на бумаге и способно создать рисунок или отпечаток. Несмотря на свою эффективность, изотерапия как отдельная методика лечения и психологической помощи появилась только около полувека назад.

Востребованность изотерапии объясняется тем, что процесс рисования как таковой дает человеку возможность разгрузиться, снять стресс, успокоиться и почувствовать удовлетворение от деятельности. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста рисование является привычным способом выражения себя, отражения и осмысления своего нового опыта. При работе с ребенком изотерапия дает много информации о ребёнке и его внутреннем мире: о чём он думает, что чувствует, чего боится, кого и что любит и др. Дети в буквальном смысле «говорят» с окружающими через свои рисунки. Грамотный психолог и внимательный взрослый смогут намного быстрее и легче понять ребенка и помочь ему, используя знания изотерапии.

С помощью изотерапии взрослые и дети могут справиться с такими проблемами, как :

Выразить свои эмоции и чувства безопасным для себя и окружающих способом. Изотерапия эффективна в случаях, когда нужно освободиться от психологической зажатости, агрессивности, нервозности, неуравновешенности, ревности, страхов и др.

Низкая самооценка. По статистике от низкой самооценки и неуверенности в себе страдает больше 70% людей. Благодаря практическим упражнениям изотерапии, любой может значительно повысить свою самооценку и стать увереннее.

Проблемы с поведением.

Проблемы в отношениях и/или семейные проблемы.

Хронический стресс и психосоматические заболевания.

Кроме того, занятия изотерапией способствуют раскрытию творческого потенциала и открывают в человеке новые ресурсы и возможности.

Изотерапия, как метод психологической коррекции, помогает сделать более гармоничными эмоции ребенка, адаптирует его к учебному учреждению, способствует развитию творческих способностей.

В целом, изотерапия оказывает положительное влияние на психику детей. Благодаря рисункам, ребенок выгружает полученную информацию, обрабатывает свой опыт. Многие психологи, только мельком взглянув на рисунок ребенка, способны определить его настроение, выявить проблемы на ранней стадии и, следовательно, своевременно оказать помощь.

2. Рисуночные методы и техники изотерапии.

Рисуночные методы позволяют:

  1. Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
  2. Наладить отношения между психологом и ребенком. Совместное рисование может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
  3. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками предусматривает упорядочивание цвета и форм.
  4. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия рисованием создают богатые возможности для экспериментирования со зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
  5. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом изотерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Многие исследователи считают рисование средством снятия напряжения, за счет возврата к примитивным формам функционирования и удовлетворения бессознательных желаний. Осуществляется это путем сознательной творческой деятельности и происходит в процессе ее сублимации через выражение в символическом виде внутренних конфликтов и неосознанных стремлений. Творчество способствует вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознание и переживание сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для тех детей, которые не могут "выговориться", понять и выразить свои переживания в творчестве легче, чем рассказать о них. Рисунок нередко ускоряет и облегчает вербализацию переживаний. В процессе работы ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате арттерапии ребёнок осознаёт и оценивает свои переживания. зарисовки сновидений и возникающих во сне чувств.

Среди распространенных рисуночных методик изотерапии, используемых дошкольными и школьными психологами выделим такие:

Проективный рисунок. Предметно-тематический рисунок – когда педагог-психолог дает задание нарисовать рисунок на определенную тему. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть, самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и обще групповых проблем .

Образно-символические рисунки – картинки на тему «Добро», «Мир», «Счастье».

Современные методы изотерапии включают в интересные задания:

«Волшебные пятна» - это рисование абстрактных пятен, ассоциирующихся у детей с конкретным предметом.

«Рисование по точкам» помогает определить такие понятия, как части и целое.

«Рисование пальцами» - помогает освободиться от неприятных эмоций.

Техники изотерапии не стремятся обучить ребенка рисованию, поэтому среди приемов можно найти такие оригинальные занятия:

Марание – пачкание в красках. Помогает избавиться от детской агрессии, гиперактивности.

Монотипия – рисование оттисков с помощью одного штампа. Приучает к терпению и трудолюбию.

Кляксография – на листке с одной стороны наносятся пятна, которые отпечатываются на вторую половину.

Рисование по мокрому листу помогает детям расслабиться, сделать более гармоничными их состояния.

Техники каракулей и раздувания краски развивают внимательность и повышает самооценку у ребенка.

3. Проработка негативных эмоций с помощью рисования.

Подробнее остановимся на методике проективного рисунка. Эта методика носит двоякий характер. С одной стороны это замечательная диагностическая методика, с другой она обладает всеми необходимыми техниками для того, чтобы оказывать психокорреционное воздействие. Проективный рисунок может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем и переживаний, вызывающих негативные эмоции.

Проективный рисунок может быть предметно-тематическим – когда педагог-психолог дает задание нарисовать рисунок на определенную тему. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть, самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и обще групповых проблем. «Дом», «Лето», «Семья», «Кем я буду, когда вырасту», «Автопортрет», «Ситуации в жизни, в которых я чувствую себя неуверенно», «Мой обычный день», «Три желания»и т.п.

Образно-символические рисунки – картинки на тему «Добро», «Мир», «Остров счастья», «Страх» , зарисовки сновидений и возникающих во сне чувств и т.д.

Рисунки, связанные с отношениями в группе («Что дала мне группа, а я ей», «Что я ожидал, что получил от общения в группе»).

Выбор темы проективного рисунка психологом зависит от выявленных эмоциональных проблем ребенка с помощью предварительной диагностики. (Наблюдение, интервьюирование и анкетирование педагогов, родителей). Рисование позволяют погружаться в проблему настолько насколько ребенок готов к ее переживанию. Сам он, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит. После того, как ребенок закончил рисование, с ним проводится беседа по рисунку. В беседу включаются вопросы: нравится ли ребёнку то, что он нарисовал?; какие чувства возникают у него при рассматривании своего рисунка?; хотел ли бы он что либо изменить в рисунке? Предложить это сделать, если ответ утвердительный. На этом этапе у детей часто происходят свои личные озарения (инсайты) – моменты ясности и понимания своей проблемы, своих чувств. С помощью психолога он начинает осознавать, видеть и понимать пути решения своих проблем, а иногда проблема решается прямо на занятии в процессе создания рисунков. После занятий по изотерапии дети могут сохранять свои рисунки или делать с ними то, что подсказывает им интуиция. Даже одно занятие по изотерапии способно дать новый положительный опыт и открыть человеку что-то, о чем он не догадывался или не знал. А комплексный подход (серия занятий) способны вывести ребенка на новый уровень, избавиться от негативных переживаний, гармонизировать личность.

Таким образом, основными этапами коррекционного процесса с использование метода проективного рисования являются:

  1. Предварительный ориентировочный этап. Исследование ребенком обстановки, изобразительных материалов, изучение лимитов и ограничений в их использовании.
  2. Выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования.
  3. Поиск адекватной формы выражения.
  4. Развитие формы в направлении все более полного, глубокого самовыражения, ее конкретизация.
  5. Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме.

4. Методика проработки страхов с помощью рисования.

Разберем, как можно избавиться то страхов с помощью изотерапии. В пример, я хочу привести технику А.И. Захарова.

Принцип проработки такой негативной эмоции как страх основан на том, что повторное его переживание при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания. С другой стороны, при рисовании героических сцен ребенок может отождествлять себя с положительными и сильными, уверенными в себе героями. Он борется со злом: отрубает дракону голову, защищает близких, побеждает врагов и т.д. здесь нет места бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущение силы, геройства, то есть бесстрашия и способности противостоять злу и насилию.

Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения, даже гнева, но только не страха и печали.

Рисование может выступать как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Однако это не означает, что активно рисующий ребенок ничего не боится, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для психического развития.

В любом возрасте психологическим препятствием для рисования страхов может быть страх сделать что-либо неправильно, когда ребенок заранее переживает свою неудачу, то есть представляет ее, проигрывает в воображении.

В первую очередь, посредством рисования удается устранить страхи, порожденные воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка.

Недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается, когда то или иное пугающее событие, например застревание в лифте, укус собаки, избиение, пожар и т.д., было недавно. По этическим соображениям нельзя просить ребенка отобразить страх смерти родителей.

Не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно из условий полного их устранения. Гораздо хуже, если они останутся тлеть в психике, готовые вспыхнуть в любой момент.

Страхи рисуются карандашами, фломастерами или красками. Последние больше подходят для дошкольников, так как позволяют делать широкие мазки. Фломастерами охотнее пользуются младшие школьники. Подростки 12-13 лет предпочитают карандаши, что дает возможность детализировать изображение и стирать то, что не нравится. Хотя большинство детей все предпочитают набор фломастеров, им должна быть предоставлена возможность выбора, облегчающая саму процедуру рисования.

Теперь хочется сказать несколько слов о том, кто дает задание нарисовать страх. Если это посторонний и доброжелательно настроены человек, то эффект от рисования оказывается более высоким, чем когда задание дают родители. Особенно это заметно, когда родители дискредитировали себя в представлении детей и пытаются устранить их страхи, скрывая собственные.

Роль психолога должна быть понятна ребенку, а время беседы для выявления страхов согласованно заранее. Для нее нужны не менее 20-30 минут и спокойная обстановка. Окружающих следует предупредить о недопустимости прерывания беседы. Если дети не достигли подросткового возраста, целесообразно предложить в качестве своеобразной психологической разминки поиграть немного самостоятельно.

После установления контакта переходят к беседе, цель которой – выявить страхи. Начать спрашивать о страхах можно у дошкольников и в процессе самой игры, как бы между прочим вкрапливая вопросы в игровые паузы. Психолог не сидит за столом, а находится рядом с играющим, присев на корточки, если это маленький ребенок. Избежать усталости и пресыщения вопросами помогают очередная смена предметной игры и непосредственное участие в ней. В разговоре стараются не превышать голос, не делать эмоциональных или смысловых акцентов в произношении. После небольшой паузы переходят к выяснению следующего страха. После диагностики страхов желательно поиграть с ребенком в подвижные игры типа бросания мяча, пятнашек, игры в кегли. Всем этим создается жизнерадостная атмосфера, противостоящая эмоционально отрицательному воздействию страха.

В конце игры нужно обязательно отметить успехи ребенка, похвалить, пожать руку и преложить нарисовать страхи, сказав: «Нарисуй то, чего ты боишься». О необходимости рисовать себя не говорится, достаточно на первый раз, чтобы ребенок изобразил сам объект страха. Не нужно требовать от детей быстрого рисования всех страхов, как и стопроцентного выполнения плана рисования. Гораздо лучше поддержать, посочувствовать, напомнить и при затруднениях подсказать свои варианты. В дальнейшем, на следующих занятиях после проработки изображенного страха ребенок может продолжить рисование других страхов и вместе с психологом происходит их последующая проработка, подобно первому рисунку.

Когда дается задание, то не говориться, что это обязательно избавит от страхов, так как повышенные ожидания в отношении результатов могут послужить препятствием для преодоления страхов. Особенно нужно быть осторожным при навязчивых страхах, возникающих на фоне заостренного чувства долга, когда любые неудачи переживаются крайне болезненно и ведут к ухудшению общего состояния. Лучше всего сказать, что рисование страхов поможет их преодолению и что не важно, как они будут изображены, главное – нарисовать их все без исключения фломастерами, красками или цветными карандашами. Сам факт получения задания, таким образом, организует деятельность ребенка и мобилизует его на борьбу со своими страхами. Весьма непросто начать рисовать страхи. Иногда проходит несколько дней, пока ребенок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер – страх страха. Решиться рисовать – это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на рисунке. Вместе с тем осознание условности изображения страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объект страха уже не представляет собой застывшее психическое образование, поскольку сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется как художественный образ. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания. Незримую поддержку оказывает и сам факт участия психолога, давшего это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и тем самым как бы освободиться от изображенных на них страхов.

После рисования происходит обсуждение рисунка. Ребенок рассказывает о том, что изображено на рисунке, то есть конкретизирует свой страх. Раньше это было трудно осуществимо, страх возникал от одного лишь представления и не мог быть обозначен словами. Подобная преграда только повышала внутреннее напряжение и удерживала страх в фиксированном состоянии. Теперь же ребенок достаточно свободно говорит о страхе, осознанно управляя им в разговоре с человеком, которому он верит и который может понять его переживания. После просмотра рисунка психолог говорит: «Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или нет?». В дальнейшем фраза постепенно укорачивается: «Боишься или перестал?» – и ближе к концу звучит как: «Боишься – не боишься?». Все слова произносятся ровным, но не монотонным голосом. Скорее, он имеет эмоционально приподнятый и как бы «торжественный» оттенок. Вместе с тем следует избегать искусственного внушения отсутствия страха: «Теперь не боишься?». Поскольку эта фраза носит слишком обязывающий характер, то ребенок может согласиться, лишь бы не противоречить и благополучно пережить данный момент. Если внимательно проанализировать приведенный первый раз фразу «Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься ты его или нет?», то в ней и так можно обнаружить один внушающий фрагмент, а именно сочетание «…а теперь…». В какой-то мере это призыв, выражение надежды, ободрение и оптимистический настрой при обсуждении рисования страхов.

Такое же воздействие будет и от заинтересованности психолога привлечения самим характером изображения страха: «Как это сделано интересно, с выдумкой. Взрослый не смог бы так нарисовать. И цвета подобраны как надо, и расположение фигур подходящее» и т.п. этим немудреным способом удается повысить активность и заинтересованность ребенка в совместном со взрослыми предприятии по устранению страхов. Тем более, что после каждого рисунка, вопроса психолога и ответа ребенка выражается одобрение: «так», «хорошо», «что дальше?».

После окончания обсуждения, за рисунки, в отношении которых достигнут положительный эффект ребенка поздравляют, пожав руку, можно подарить игрушку. Далее надо сказать, что рисунки с его бывшими страхами останутся на все время у психолога, который, таким образом, «принял их к себе», освободив от них ребенка. Если это дошкольник, то упоминается, что страхи отныне будут "находиться" в ящике стола или шкафу, "закрыты" там навсегда, подобно джину в бутылке.

После обсуждения снова предлагается подвижная игра,которая требует выдержки и содержит некоторый риск, например игра в кегли, сражение на деревянных шпагах, стрельба присосками из пистолета или лука. Игра строится так, что бы ребенок обязательно сумел выиграть, что еще больше повышает его уверенность в себе.

С согласия детей можно поиграть некоторые из только что «снятых с повестки дня» страхов, скажем, спрыгнуть с тумбочки, пролезть через несколько стульев, воспроизвести обстановку медицинского кабинета и т.д.

Рисунки, на которых изображены оставшиеся страхи, отдаются обратно со словами: «А теперь нарисуй так, что бы было видно, что ты не боишься, и принеси мне опять свои рисунки". Это подразумевает, что нужно нарисовать не только объект страха, как в первый раз, но и обязательно себя не боящимся. Скажем, не ребенок убегает от Бабы Яги, а она от него; он уже не плачет от боли; сражается с драконом; плывет по воде и летит на самолете. Здесь очевиден эффект внушения – установки на преодоление страха в воображении путем его определенного, заданного графического изображения. Происходит мобилизация всех психических ресурсов ребенка на деятельное противодействие страхам в жизнеутверждающей, активной позиции творца. Срабатывает и феномен внешней поддержки. Ребенок уже не один на один со своими страхами – они вышли наружу, потеряли свой ореол исключительности, да и поблекли после их предыдущего изображения. К тому же психолог и родители создают психически благоприятное поле поддержки и веры в его способность справиться со страхами.

Новый сделанный дома рисунок с изображением себя как победившего страх прикрепляется к старому, и вновь организуется встреча с психологом. До нее организуется как можно больше подвижных, спортивных игр, прогулок, экскурсий и по возможности не допускаются конфликтные ситуации в семье. При встрече с психологом после разминки проводиться обсуждение задания с установкой: «Сейчас мы будем смотреть твои рисунки и спрашивать, боишься ли ты теперь или не боишься». Положительный результат каждый раз подкрепляется похвалой: «так», «хорошо», «молодец». За обсуждением следует опять игра, успехи в которой поощряются наградой в виде игрушки, книжки или значка.

Эффект устранения страхов достаточно выражен и устойчив (А.И. Захаров) и составляет 50 % при изображении страхов по типу "боюсь" и 80-85 % от оставшихся страхов – при изображении себя в активной, противостоящей страху позиции. Если ребенок и первый раз рисует себя, а не только источник страха, то эффект сразу выше. Если же автор не включает себя и на втором рисунке, где он "обязан" быть по инструкции, то это указывает или на исключительную интенсивность страха, или на его навязчивый характер, что обычно сочетается при фобии.

Возникает вопрос: а нельзя ли сразу предложить детям рисовать себя как не боящихся, сэкономить, так сказать, время? Да, можно, но эффект будет ниже и не такой стойкий. Нужно время, чтобы ребенок сам преодолел внутренний психологический барьер неуверенности и страха своих страхов, тогда произойдет постепенная дезактуализация страха в его сознании и разовьется вера в свои силы, возможности, способности.

4. Заключение.

Подводя итоги, отметим, что арт-терапия- это эффективный, доступный, безопасный, интересный метод в работе практического психолога образовательного учреждения. Говоря об использовании рисунка при проработке негативных эмоций, подчеркнем тот факт, что рисование оказывает тонизирующее, укрепляющее, успокаивающее, стимулирующее, расслабляющее воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека. Грамотное применение рисуночных технологий изотерапии позволяет успешно помогать ребенку справляться с негативными эмоциями, разрушающими его психическое здоровье.

Литература:

  1. Д. Аллан "Ландшафт детской души"; СПб – Минск, 1997
  2. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми - СПб.: Речь, 2006
  3. А.И. Захаров "Дневные и ночные страхи у детей"; СПб, 2000
  4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., Просвещение, 1986
  5. А.И. Копытин "Основы арттерапии"; СПб, 1999
  6. А.А. Осипова "Общая психокоррекция"; М, 2000
  7. В. Оклендер "Окна в мир ребенка"; М, 1997