Какой я хороший учитель. Кто такой учитель? Определение, описание профессии, плюсы и минусы

Конечно, советы экспертов вы сможете применить на практике уже тогда, когда немного лучше познакомитесь с учителем своего ребенка. Но благодаря ним вы поймете, на что нужно обращать внимание.

Итак, хороший учитель:

  • следит за тем, чтобы ребенку было интересно учиться;
  • знает, что универсальных педагогических рецептов не существует;
  • старается превосходить себя, чтобы помочь ученику преодолеть свою планку;
  • все время стремится узнавать что-то новое;
  • не пишет в дневнике замечания, звучащие как приговор: «Ничего не усваивает», «Нет способностей к предмету»;
  • постоянно анализирует свою работу;
  • ищет возможности поддерживать в ребенке желание познавать мир и .

Желание узнавать новое - это и есть желание учиться. Задача учителя в том, чтобы поддержать в ребенке его желание. Никакие увещевания тут не помогут: желание учиться пробуждается у ребенка только тогда, когда он ощущает его во взрослом человеке.

Многим детям скучно учиться, когда они не видят смысла в предлагаемых знаниях. Но когда учитель страстно увлечен своим предметом, им открывается этот смысл, даже если об этом специально не говорится.

Хороший учитель - не тот, кто знает все ответы, но тот, кто постоянно ставит перед собой новые вопросы. Он носитель не истины, а любви к ней, воплощение усилий по ее отыскиванию. Истина для него - это увлекательный процесс. Никогда не завершенный, но влекущий, интригующий! И детей очаровывает это желание узнать.

ПРОБЛЕМЫ УЧИТЕЛЕЙ


Depositphotos

Конечно, есть факторы, которые усложняют работу учителя. Среди них:

  • система образования с ее бесконечными, часто противоречивыми, директивами, которая требует от учителей конформизма;
  • трудности обучения, связанные с разным уровнем учеников в классе;
  • конфликт с родителями учеников;
  • отсутствие поддержки со стороны коллег.

Бывает, дети, испытывающие страх перед учебой, маскируют его шутовством и различными провокациями, порождая в учителе ответный - и чаще всего неосознаваемый - страх. Боясь утратить авторитет, одни «закручивают гайки», не заботясь о том, что на уроке царит скука или соперничество, другие, наоборот, отпускают вожжи, снижая требования и тем самым лишая детей необходимой работы познания - возможности размышлять, сомневаться, пробовать.

Галия Нигметжанова, детский психолог

Борис Бим-Бад, доктор педагогических наук

Чтобы справиться с ситуацией, учителю нужно преодолеть в себе желание всегда быть повелителем, находиться в центре. Важно уметь находиться не над, а рядом с ребенком. Это дает возможность сотрудничать с учениками, оставляя им пространство для самостоятельных действий.

ПРОБЛЕМЫ УЧЕНИКОВ


Depositphotos

Каждый ребенок сталкивается с трудностями в учебе, связаными с особенностями его личности, чертами характера или же обстановкой в семье. Но если учитель не замечает, игнорирует эти особенности, они превращаются в настоящую проблему. Такие учителя предпочитают общаться только с сильными учениками, а более слабых отодвигают на задний план, предоставляя самим себе. Другой вариант - когда учитель умеет работать только с «серединкой» и пасует как перед отстающими, так и перед продвинутыми. Такие учителя не знают, .

Сергей Волков, учитель словесности

Одно из главных качеств в нашей профессии - это умение слушать и слышать каждого ребенка, вступать с ним в диалог, понимать его потребности (которые он сам не всегда осознает) и выбирать для работы с ним адекватные средства. Я представляю себе учителя как человека в халате со множеством карманов, наполненных разными инструментами. И в нужный момент он должен достать из кармана именно тот, который поможет именно этому ребенку и именно в этой ситуации. Чем богаче его арсенал, тем больше он готов к той неизвестности, которая ждет его при входе в класс.

Конечно, в нашей работе важны и положительные оценки. Но гораздо важнее те мысли, которые ребенку пришли в голову, те чувства, которые он пережил при общении на уроке или изучении предмета.

Если спросить детей, что такое учитель, они ответят: "Учитель - это тот, кто дает знания". Но они, конечно, были бы рады педагогу, который больше развлекает и меньше задает домашнего задания. Но что же значит быть великим, хорошим учителем? Преподавание - это тяжелый труд, и не каждый педагог развивается, чтобы стать лучше. Они делают необходимый минимум и не хотят выходить из зоны комфорта. А по-настоящему великие учителя работают не покладая рук, чтобы создать благоприятную среду для взращивания юных умов и талантов. Такой педагог не только дает знания и прививает навыки, но и учит на своем примере.

Что такое учитель, и каким он должен быть в школе или колледже?

Уважает учеников и создает чувство общности в классе

В классе должны цениться мнения и идеи каждого ученика. Только тогда ребенок будет чувствовать, что может высказаться, не боясь встретить непонимание или услышать насмешку. Так учитель создает уютную среду для всех учеников.

Взаимное уважение в классе обеспечивает поддержку учащихся и благоприятную атмосферу. В этом небольшом сообществе есть правила, которым все должны следовать, и каждый ученик должен знать, что является важной, неотъемлемой частью группы, и чувствовать свою значимость. Многие учителя позволяют учащимся осознать, что они могут зависеть не только от него, но и от всего класса. "Один за всех, и все за одного" - вот девиз, олицетворяющий это правило.

Доступен для общения

Любит учиться сам и вдохновляет на это других

Этот учитель понимает, что ожидания его учеников существенно влияют на их достижения; он знает: ребята обычно выполняют ровно столько, сколько от них ожидают.

Обладает лидерскими качествами и умеет переключаться

Такой учитель в школе умеет вести за собой и прививает лидерские качества даже самым нерешительным и скромным ученикам.

Если он видит, что не сработал, то умеет на ходу переделать урок так, чтобы тот стал интересен детям. Этот преподаватель оценивает свое умение преподнести знания на протяжении всего занятия и находит новые способы подачи материала, чтобы убедиться, что каждый ученик понимает основные понятия.

Профессионален во всех сферах жизни и открыт для сотрудничества

Когда хороший учитель просит совета или помощи у коллег, он не думает о себе, как о слабом педагоге. Наоборот, он принимает такой вид сотрудничества как способ использовать конструктивную критику для возможности профессионального роста.

Хороший учитель никогда не опоздает на совещание, его навыки и стиль общения с любым человеком, от директора до ученика, являются примером для остальных. За это он заслуживает уважение среди коллег и учеников.

А преподавание - это дар, который, кажется, вполне естественен для одних, другим же приходится работать сверхурочно для того, чтобы его назвали хорошим учителем. Но отдача огромна — и для педагога, и для учеников.

В чем заключается роль учителя?

Педагог должен уметь преподнести материал так, чтобы его понял каждый ребенок. Учителя готовят уроки, проверяют тетради, управляют классом, встречаются с родителями и работают в тесном сотрудничестве с остальным персоналом школы.

Однако быть учителем в современном мире - это гораздо больше, чем просто выполнение плана урока. Сегодня педагог - это многогранная профессия; преподаватели часто пребывают в роли приемного родителя, наставника, советника, образца для подражания, составителя расписания и во многих других родственных ролях.

Первый учитель играет важную роль в развитии учащихся. То, чему человек научился в свои ранние годы, может повлиять на его становление как личности.

Учитель музыки или рисования прививает чувство прекрасного; точных наук - учит логическим вычислениям; гуманитарных - помогает развивать речь учащихся.

Третий родитель

Роль педагога явно больше, чем просто планирование и выполнение планов урока. В каком-то смысле он становится третьим родителем для своих учеников. Первый учитель может быть постоянным положительным образцом для подражания, особенно для детей из неполных семей. Таким ребятам обычно не хватает внимания, так как единственный родитель может быть постоянно озабочен материальным обеспечением ребенка, а на то, чтобы выслушать сына или дочь, возможно, не хватает времени. К неравнодушному педагогу ребенок может прийти с проблемой, о которой постесняется или побоится рассказать родителям, но учитель никому не расскажет и поможет ему. Конечно, в таком случае педагог должен быть очень тактичным.

Что такое учитель в современном мире?

Сейчас роль преподавателя очень многогранна. Его работа заключается в том, чтобы помочь ученикам научиться использовать свои знания и интегрировать их в жизнь, чтобы они стали полноценными членами общества.

  • Ведение уроков в порученных ему классах.
  • Учитель музыки участвует в создании праздничных мероприятий.
  • Оценка способностей ученика, сильных и слабых его сторон.
  • Подготовка учащихся к экзаменам.
  • Общение с родителями и обеспечение их своевременной информацией об успеваемости ребенка.
  • Разработка правил и обеспечение их соблюдения в классе.
  • Контроль детей во внеурочной деятельности (например, обед, детская площадка).
  • Проведение в классе мероприятий.
  • Планирования поездок.
  • Учитель-мастер дает открытые уроки для коллег.

Современный учитель.… Каким он должен быть? Вопрос интересный. Он должен быть родным! Но таким учитель должен быть всегда – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Потому что он учитель! Труд его должен оценен по достоинству, должен быть востребованным!...​

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каким должен быть современный учитель?»

Искусство обучения

есть искусство будить

в юных душах

Любознательность и

затем удовлетворять ее.

А. Франс.

Современный учитель.… Каким он должен быть? Вопрос интересный. Он должен быть родным! Но таким учитель должен быть всегда – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Потому что он учитель! Труд его должен оценен по достоинству, должен быть востребованным! У Лихачёва Д.С. есть замечательные слова о том, что «учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.»

На наших глазах меняется страна, меняется и школа. Меняется и жизнь современного ученика. И учитель не должен отставать от этой бурлящей жизни. Поэтому учитель в современной школе должен быть требовательным, но справедливым и всегда давать право ученику ответить, реализовать себя. Конечно, для этого необходимо быть опытным специалистом, настоящим профессионалом своего дела. Но что главное в работе учителя? Важно быть хорошим человеком, выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний. Но главное – показать ребенку мир, какой он есть на самом деле.

Л.Н. Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. Я думаю, что эти слова Льва Николаевича актуальны и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Главной задачей работы учителя в настоящее время является помогать детям получать новые знания, используя современные информационные технологии и эффективные методы обучения, а также уметь сформировать у ученика информационную компетентность, развивать у учащихся любознательность, познавательный и творческий интерес.

Говоря другими словами, современный учитель не просто передает имеющиеся у него знания по какому-то предмету, а обучает детей мыслить, рассуждать, отстаивать свое мнение и уважать мнение других людей, используя знания, полученные на занятиях в школе. И конечно же, как не вспомнить слова Адольфа Дистервега: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он - олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания.»

Учитель, прежде всего, должен любить детей. Это значит, что общение детьми будет ему интересно, что их суждения не покажутся учителю глупыми и скучными, что их дела будут его искренне волновать. Это значит видеть в детях – людей, наделенных вполне определенными характерами, с которыми следует считаться, но обладающими, по сравнению с вами, гораздо меньшими знаниями и жизненным опытом. Учитель должен входить в класс с улыбкой на лице и всем своим видом показывать, что он рад видеть своих учеников, рад общению с ними. Учитель должен чувствовать, что его опыт, его знания ведут за собой учеников. Он учит своего воспитанника трудиться, думать, творить, стремится к тому, чтобы ученик был его соавтором: спорил, делился мнением, выступал, отстаивал свою точку зрения. Настоящий учитель обращается к истокам народной культуры, которые обогащают человека, облагораживают его душу, учат его ценить прошлое и настоящее. Роль учителя в развитии общества всегда была чрезвычайно важной: ведь учителя передают знания следующим поколениям. Мне кажется, настоящий учитель должен быть прежде всего отзывчивым, понимающим и умеющим поддержать ученика, подбодрить его в трудную минуту. Но в то же время педагог должен быть строг и справедлив, это дисциплинирует детей и учит быть ответственными. Современный педагог сам учится на протяжении всей своей профессиональной деятельности, совершенствует свое мастерство, делится опытом со своими коллегами, проводит мастер-классы и открытые уроки, участвует в различных конкурсах, пишет статьи. Кроме того, это личность, которая умеет не только учить детей, но и сама способна учиться у своих учеников.

Учитель - это одна из самых востребованных профессий. Она необходима вне зависимости от географического положения, типа политического устройства, веяний моды. Когда-то давно, когда труд не разделялся на определенные профессии, учителями становились только самые старшие и опытные члены племен. По мере развития общества представители данной профессии начали практиковать специальные навыки. Таким образом, работа учителя превратилась в ремесло.

Актуальность работы преподавателя

Понятие о том, кто такой учитель, возникло в Европе уже в конце XVIII в. В современном мире эта профессия приобретает все большее значение ввиду научно-технического прогресса. Преподаватели сопровождают каждого ребенка уже практически с младенческого возраста. А ритм жизни современного человека настолько высок и напряжен, что учиться приходится в течение всей жизни - не исключая и пенсионный возраст.

Как возникла профессия?

О том, кто такой учитель, было известно еще со времен Конфуция. Философ в своих трудах писал о том, что преподаватели должны передавать знания из поколения в поколение. Значительный рывок в развитии данной профессии был сделан во времена Античной Греции. Впервые здесь появились первые образовательные учреждения. Это были пансионы, школы, лицеи. Нередко сами древнегреческие философы выступали в качестве учителей в собственных школах. Начиная со времен Средневековья, образование стало обязательным для каждого священнослужителя и правителя. Затем образование постепенно стало приобретать массовый характер. Практические все представители высших слоев населения стали учиться. Образование также стало доступным и для женщин. Для них создавались специальные закрытые институты.

Определение

Наиболее точное определение этой профессии было дано в словаре Ожегова: «Учитель - это лицо, которое чему-либо обучает». Словарь Д. Н. Ушакова определяет представителей этого ремесла как тех, кто «занимаются преподаванием какого-либо предмета в низшей или средней школе». Согласно малому академическому словарю русского языка, учителем является тот, кто преподает какой-либо предмет в стенах школы, или же тот, кто наставляет и поучает других.

Каким должен быть педагог?

Каждый, кто задумывался о том, кто такой учитель, мог обнаружить на практике одну важную закономерность: помимо досконального знания преподаваемого предмета, успешный и эффективный представитель данной профессии должен обладать отличными коммуникативными навыками. Если он не умеет общаться со своей аудиторией - будь то малыши-первоклассники, или же студенты, готовящиеся поступить в аспирантуру - ценность его знаний будет стремиться к нулю. Ведь он не сможет их донести - а значит, их не смогут усвоить и применить на практике студенты.

Кроме того, хороший преподаватель должен обладать большим терпением, умением уважать личность учащегося. Кто такой учитель, если не тот, кто сумел найти индивидуальный подход к учащемуся, позволяющий ему максимально эффективно усвоить необходимый объем знаний? Поэтому хороший преподаватель - это не только автор научных работ, обладающий всеми необходимыми дипломами. Это еще и тонкий психолог, который знает, каким образом донести знания до конкретного ученика.

Можно давать различные определения того, что значит учитель. Однако можно сказать наверняка - профессия эта творческая, и у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны. Помимо креативного элемента, работа педагога не лишена и рутины. Ведь именно ему приходится постоянно составлять учебные планы, проверять домашние задания. Чтобы быть успешным представителем своей профессии, ему необходимо тщательно выполнять всю эту рутинную работу. У учителя, помимо главного элемента его работы - преподавания - есть немало и других обязанностей.

С кем работает учитель

Профессиональный преподаватель должен быть также и волевым, сдержанным человеком. Ведь ему приходится работать с одной из самых сложных возрастных групп - подростками. В отношении учащихся данной категории необходимо не только внимание, но и умение поддерживать дисциплину. Учебный процесс не должен нарушаться из-за отвлекаемости учащихся на гаджеты, общение, игры. Что касается работы с более старшими учащимися, то, как правило, с ними возникает гораздо меньше проблем, ведь период полового созревания у них позади, и на первый план выходит профессиональное самоопределение. Однако в работе с юношами учитель также должен проявлять внимательность, настойчивость, умение качественно организовать учебный процесс.

Кто такой учитель: описание

Какими же еще делами, помимо преподавания, занят педагог? В круг его обязанностей обычно входит следующее:

  • Составление плана обучения.
  • Подготовка к урокам, составление поурочных планов.
  • Подбор наиболее эффективных методик обучения.
  • Работа над составлением различных официальных документов: рекомендательных писем, описаний, характеристик и т. д.
  • Контроль поведения учащихся.
  • Самообразование. Каждый представитель этой профессии должен обучаться в течение всей своей жизни.

Требования к учителям

Первое, чем должен обладать каждый хороший педагог - это отличным знанием своей предметной области. Учитель обязан многое уметь и знать, и при этом постоянно развиваться. Он должен также обладать гибкостью и умением быстро принимать решения в стрессовых условиях. Педагог также должен любить детей, находить общий язык не только с учащимися, но и с их родителями. Неотъемлемые качества хорошего учителя - это хорошая память, сообразительность, внимание к деталям.

Профессия «учитель»: все плюсы и минусы

К преимуществам данной профессии, как правило, относят:

  • Гибкий график работы. Обычно рабочий день учителя завершается уже к трем часам дня, в то время как работники офисов вынуждены терпеть наступления заветных 18:00.
  • Долгие каникулы, отпуска. Учитель, как правило, уходит на каникулы вместе со своими учащимися.
  • Интересная работа, которая предполагает различные виды активности: сегодня преподаватель готовит семинар, завтра проводит среди учащихся соревнования, послезавтра - праздник. Многие из учителей говорят о том, что работа по призванию - это единственное, что удерживает их в профессии вопреки всем трудностям.
  • Уважение в социуме, значимость профессии. Несмотря на то что все профессии важны для общества, по отношению к учителям все же принято демонстрировать особое уважение.
  • Возможность подрабатывать при помощи репетиторства.

Но несмотря на многочисленные плюсы профессии учителя, в ней есть и минусы:

  • Необходимость все время соответствовать образовательным стандартам и нормам, осваивать новые программы.
  • Дополнительная нагрузка в виде работы на дому - проверка домашних заданий, подготовка к урокам.
  • Как правило, работа в женском коллективе.
  • Отсутствие перспектив служебного роста.
  • Низкая заработная плата.

«Он артист - но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он скульптор - но его работ никто не видит. Он врач - но пациенты очень редко благодарят его за лечение и, в общем-то, не хотят лечиться. Он отец и мать - но не получает причитающейся каждому отцу доли сыновней любви. Где же взять ему сил для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела. Будни захлестывают учителя - план, журнал, отметки, родители, директор, инспектор, мелкие разговоры в учительской, а ему надо все это оставить у порога и войти к детям с возвышенно настроенной душой». Так пишет о профессии учителя Симон Соловейчик в «Последней книге» (Первое сентября, 1999).

Постоянно спрашивать себя, интересно ли ребенку учиться, вновь и вновь убеждаться, что универсальных педагогических рецептов не существует, превосходить себя, чтобы ученик преодолел планку требований общества. Таков удел учителей, которые со страстью и смирением посвятили себя этой профессии.

Они не пишут в дневниках замечания, звучащие как приговор: «Ничего не усваивает», «Нет способностей к предмету»... Наоборот, они не устают размышлять над своей работой, снова и снова ищут ответ на главный вопрос: как поддержать в ребенке желание познавать мир, желание учиться?

«Она сказала: не бойся, что не получится»

Мария, 27 лет, журналист

«Элегантная, улыбчивая, открытая - Галина Петровна поразила меня с первой встречи. Захотелось подойти к ней и заговорить. На ее уроках литературы было интересно всем. Она принимала и «странные» работы: я, например, как-то написала продолжение «Евгения Онегина» вместо сочинения. А еще она блестяще учила русскому языку. Никогда не забуду результаты первого диктанта на журфаке МГУ. Я, студентка из Беларуси, допустила три ошибки, а мои одногруппники - по 20 и больше!

И все же для меня самым важным было то, что к Галине Петровне можно было обратиться за любым советом. Классе в 9-м я рассказала ей о своих сомнениях по поводу будущего: тогда я уже работала в местной газете, но хотелось чего-то большего. И она ответила: «Не бойся, поезжай учиться. Даже если не получится, ты будешь знать, что хотя бы попыталась». Я запомнила ее слова - и стала спокойнее, увереннее, сильнее.

Я ее ценила и очень любила: моя учительница меня поддержала в очень непростой момент. Потом я уехала в Москву и поступила в университет, о котором мечтала. Несколько лет назад моей учительницы не стало. Но присутствие ее я чувствую даже теперь, особенно в те моменты, когда нужно принять серьезное решение. Когда я чего-то боюсь или волнуюсь, то вспоминаю этот случай из прошлого и иду вперед».

Передать интерес

«Желание узнавать новое - это и есть желание учиться, - говорит детский психолог Галия Нигметжанова. - Задача учителя в том, чтобы поддержать в ребенке его желание в самом широком смысле - его жизненную энергию, стремление обладать знанием, присвоить его себе». Никакие уговоры тут не помогут: желание учиться пробуждается у ребенка только тогда, когда он ощущает его во взрослом человеке.

Конечно, нужно помочь детям усвоить необходимые практические навыки: как лучше запоминать материал, как правильно распределить время. Но интерес к освоению нового передается только на личном примере, и ученики безошибочно чувствуют, любит ли сам учитель тот предмет, который им преподает.

«Многим детям скучно учиться, когда они не видят смысла в предлагаемых знаниях, - продолжает детский психолог. - Но когда учитель страстно увлечен своим предметом, им открывается этот смысл, даже если об этом специально не говорится».

«Хороший учитель - не тот, кто знает все ответы, - добавляет доктор педагогических наук Борис Бим-Бад, - но тот, кто постоянно ставит перед собой новые вопросы. Он носитель не истины, а любви к ней, воплощение усилий по ее отыскиванию. Истина для него - это увлекательный процесс. Никогда не завершенный, но влекущий, интригующий. И детей очаровывает это желание узнать».

Один на один

Конечно, есть множество вещей, которые усложняют работу учителя. Они погружают неопытных в отчаяние и заставляют профессионалов терять веру в себя. Это и система образования с ее бесконечными, и нередко противоречивыми, директивами, которая требует от учителей конформизма. Это и трудности обучения, связанные с разным уровнем учеников в классе, и отношения с их родителями.

Кроме того, дети, которые испытывают страх перед учебой, зачастую маскируют его шутовством и всевозможными провокациями, порождая в учителе ответный - и чаще всего неосознаваемый - страх. Боясь утратить авторитет, одни «закручивают гайки», не заботясь о том, что на уроке царит скука или соперничество, другие, наоборот, отпускают вожжи, снижая требования и тем самым лишая детей возможности размышлять, сомневаться, пробовать. А главное - во всех этих ситуациях учитель оказывается один на один со своими проблемами.

Чтобы справиться с ситуацией, учителю нужно преодолеть желание всегда быть повелителем, находиться в центре

«Чтобы справиться с ситуацией, учителю нужно преодолеть желание всегда быть повелителем, находиться в центре, - уверен Борис Бим-Бад. - Важно уметь находиться не над, а рядом с ребенком. Это дает возможность сотрудничать с учениками, оставляя им пространство для самостоятельных действий».

«С одной стороны, некоторая доля авторитарности необходима учителю, именно такие люди и удерживаются в этой профессии, - размышляет Галия Нигметжанова. - С другой стороны, очень опасно застыть на своем пьедестале. Лекарство тут одно - развивать умение наблюдать за собой и за другими, заглядывать в себя, описывать свои чувства. И оставаться открытым с учениками. Тогда причины своих трудностей учитель найдет не в других, а в себе самом».

«Я хотел, чтобы мною гордились»

Глеб, 19 лет, студент ВГИКа

«Все 11 школьных лет физкультуру в нашем классе вели Алексей Борисович и Марина Юрьевна, муж и жена. Он - мастер спорта по гимнастике, она - по фигурному катанию. Наши учителя всегда были достаточно строгими. Но шло время, мы взрослели, и наше общение становилось менее формальным.

В школе я страстно увлекся армрестлингом. Моя любовь к спорту возникла не только потому, что я восхищался моими учителями, но еще и благодаря нашим человеческим отношениям: хорошие оценки, высокие результаты - хотелось их не подвести, мне было важно, чтобы они мною гордились. Для меня это очень важно и сейчас.

Учителя научили меня самому главному - добиваться цели и преодолевать трудности. За это я им очень благодарен. Хотя я и не стал связывать профессиональную жизнь со спортом, я продолжаю заниматься армрестлингом - в прошлом году вошел в пятерку победителей на чемпионате мира в Бразилии - и большим теннисом. А с Алексеем Борисовичем и Мариной Юрьевной нас теперь связывают не только общие воспоминания или впечатления о совместных поездках, но и дружба. Иногда я и сейчас обращаюсь к ним за помощью».

Разные способности

В трудностях с учебой нет ничего необычного. Они связаны с особенностями личности ребенка, чертами характера, обстановкой в семье. Лишь когда учитель не замечает, игнорирует эти особенности, они и вырастают в настоящую проблему. Такие учителя предпочитают общаться только с сильными учениками, а более слабых отодвигают на «камчатку», предоставляют самим себе. Другой вариант - когда учитель умеет работать только с «серединкой» и пасует как перед отстающими, так и перед продвинутыми.

«Одно из главных качеств в нашей профессии - это умение слушать и слышать каждого ребенка, вступать с ним в диалог, понимать его потребности, которые он сам не всегда осознает, - уверен учитель словесности Сергей Волков. - Образно говоря, я представляю себе учителя как человека в халате со множеством карманов, наполненных разными инструментами. И в нужный момент он должен достать из кармана именно тот, который поможет именно этому ребенку и именно в этой ситуации. Чем богаче его арсенал, тем больше он готов к той неизвестности, которая ждет его при входе в класс».

Понимая, насколько различны способности учеников, мудрые учителя позволяют детям идти к знанию своим путем… и иногда на нем заблуждаться - ведь опыт ошибок иногда ценнее успехов. Иначе как ребенок обретет способность самостоятельно мыслить?

«Конечно, в нашей работе важны и положительные оценки, - уточняет Сергей Волков. - Но гораздо важнее конкретной оценки могут быть те мысли, которые ребенку пришли в голову, те чувства, которые он пережил при общении на уроке или изучении предмета». Поэтому хороший учитель не тот, кто не допускает ошибок, но кто ценит продвижение вперед своего ученика.

Свобода вопреки

Чувствует ли себя свободным учитель-диктатор или учитель-популист? Нет, их силы направлены на удержание власти над детьми в первом случае и удержание симпатий у детей - во втором. Между тем, как писал Симон Соловейчик, один из секретов больших учителей состоит в том, что «они чувствуют себя свободными с детьми, не зависят от них. Именно оттого и свободны, что с потрясающей силой уважают ребенка, сохраняя и единство с ним, и чувство расстояния...»

«Учителю не нужно что-то изображать, когда он входит в класс, - говорит Сергей Волков. - Во-первых, дети точно чувствуют эту искусственность. Во-вторых, им интересней человек, который свободен, который позволяет себе быть собой в любых ситуациях. Тогда возникает диалог уважающих друг друга людей - учителя и учеников». А это значит, что и дети чувствуют себя на уроке свободными, не боятся высказывать мнение и при этом прислушиваются к мнению других.

Настоящие педагоги действуют вопреки сложившимся требованиям и ожиданиям системы

Хорошему учителю всегда трудно. Система школьного образования отнюдь не поощряет ни свободу учителя, ни воспитание самостоятельно мыслящих людей. Как говорит Борис Бим-Бад, школа в целом «ориентирована на тиражирование людей подчиняющихся, поэтому настоящие педагоги действуют вопреки сложившимся требованиям и ожиданиям системы»

Но тем не менее педагоги всегда были, есть и будут. Встреча с ними для ребенка бесценна. Вот почему Борис Бим-Бад рекомендует родителям ориентироваться не на престижную школу, а искать в первую очередь хорошего учителя, который, возможно, трудится и в самой обычной школе.

Каким он должен быть?

Ответить на этот вопрос мы предложили посетителям нашего сайта. Хороший учитель прежде всего должен быть страстно увлечен своим предметом - так считает большинство участников опроса, 67%. И этот ответ совпадает с мнением наших экспертов. Гораздо реже назывались такие качества, как умение объяснять материал - 14%, готовность использовать нестандартные приемы - 8%, заботиться о своих учениках - 4%, требовательность и умение поддерживать дисциплину в классе - 2%. Не то чтобы эти качества были не важны, но интерес ребенка к учебе родители ценят больше всего.

Об эксперте

Галия Нигметжанова , детский психолог, преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова, ведущий специалист Московского психологического центра поддержки семьи «Контакт».