Самая высокая школа в мире. Самая большая школа в мире

Школа Джагдиша Ганди

В 2000 году, когда эта школа попала в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая школа в мире, в её стенах одновременно обучалось более 22 тысяч учеников. Несмотря на зарегистрированный рекорд, есть информация, что буквально три года спустя количество учеников уже достигло отметки в 25 тысяч. Как ни странно, но эта школа существует не в Китае, а в Лакнау - центре провинции в северной Индии. Школа City Montessori School (CMS) была основана в 1959 году Джагдишем Ганди и его женой Бхарти, а училось в ней сначала всего 5 человек.

Джагдиш Ганди открыл эту школу для того, что бы через воспитание и образование детей служить человечеству. Для основания самой большой школы в мире Джагдишу пришлось занять 300 рупий (менее 10 долларов) и арендовать на них пару помещений в Лакнау. И врядли он тогда предполагал, что она со временем станет широко известной благодаря тому, что в её учебных программах важное место заняли ценности мирового гражданства и принципы религиозной терпимости.

Кроме того, ещё одним аспектом, делающим CMS привлекательной, является качество преподавания, ведь ученики этой школы постоянно достигают больших успехов.

Школьная страна

City Montessori School - это целая школьная страна, состоящая из множества зданий, улиц, скверов и фонтанов. Огромная сложная структура, состоящая примерно из двадцати отделений, расположенных по всему Лакнау. Каждое отделение – это небольшой школьный городок, очень похожий на европейские университетские городки. В среднем в одном отделении учится около 1250 школьников.

Многие из таких городков были специально спроектированы и построены для школы известными архитекторами с учётом интересов и потребностей детей и учителей. Так, например, существует особое здание – «инновационное крыло». В этом здании 25 сотрудников постоянно заняты исследованиями новых методов обучения, а также их внедрением в образовательную программу школы. При этом они перенимают опыт разных стран в обучении.

Школа и родители

Но не только высокий уровень обучения заставляет тысячи людей приводить своих детей именно в эту школу. Порой даже приходится менять жильё и работу. Ведь судьба ребёнка намного важнее всего этого. Именно здесь его научат жить в мире с собой и с людьми, сотрудничать, быть терпимым и терпеливым – важнейшим качествам в нашем меняющемся мире.

«Есть множество школ, которые дают хорошее образование, но эта вне конкуренции, поскольку даёт всё самое лучшее: развитие личности, хорошие знания и устойчивые моральные ценности», – говорит Манодж Агравал, 35-летний инженер-электрик, отправивший уже двух своих детей в CMS. «Они выявляют лучшее в ребёнке», – добавляет Дипа Агравал, его жена.

Ом Пракеш Пател, 32-летний землевладелец и фермер из района Каймур в штате Бихар, жил примерно в 390 километрах от Лакнау, но ему очень хотелось, чтобы его сын учился в чудесной школе, и вот – он переехал со всей своей многочисленной семьёй в Лакнау, совершив таким образом довольно нетрадиционный для этих мест поступок.

Он и его жена Сунита выбрали CMS из-за тесного взаимодействия школы с родителями, что помогает сохранить взаимопонимание и доверие детей, и из-за того внимания, которое школа уделяет нравственному воспитанию.

«Почему так много родителей посылают сюда своих детей? Причина, как я чувствую, в том, что родители хотят, чтобы их дети выросли хорошими, – говорит г-н Ганди. – Да, они хотят дать им хорошее образование. Но они также хотят видеть их хорошими людьми. И мы вместе стремимся к этому».

Программа воспитания граждан мира

Школа г-на Ганди известна своей программой воспитания граждан мира, готовых к общению с людьми разных социальных групп, разных национальностей и религий. Задача трудноосуществимая и в Индии, разделённой на касты, и в любой стране, где живут рядом христиане, иудеи, мусульмане, негры, китайцы, кавказцы. Задача почти невыполнимая в нашем непримиримом мире. В школу принимают всех детей, и утром на ежедневном собрании можно встретить ребятишек всех оттенков: белых, чёрных, смуглых, жёлтых... Родителей заранее предупреждают, что их чадо будет воспитываться в интернациональной среде и все националистические и религиозные предрассудки придется забыть. Над входом в центральное здание плакат: «Вся земля – одна страна, а все люди – её граждане». На соседнем – другой: «Каждый ребёнок – свет мира».

Помимо традиционных учебных предметов ребята изучают культуры и религии разных народов, учатся отстаивать свое мнение и решать конфликты мирно.

Влияние Махатмы Ганди

В начале совместной жизни г-н и г-жа Ганди находились под сильным влиянием Махатмы Ганди, что отчасти и побудило их открыть школу. В 1974 году супруги стали членами Международного сообщества Бахаи, одного из популярных сегодня религиозных направлений. Тем не менее они не навязывают веру Бахаи ни своим учащимся, ни коллегам, лишь стремятся поддерживать ценности, составляющие основу всех религий, и уважать вероисповедание всех детей и их родителей. В Лакнау, а значит, и в школе, примерно 70% населения – индуисты, 25% – мусульмане, 5% – христиане и сикхи.

Исключительно светская школа

«В нашей школе не преподается ни одна религия, – рассказывает Бонита Джоул, руководитель одного из отделений, христианка. – Это светская школа. Но мы учим наших детей уважать все религии. Современный процесс глобализации все равно не позволит ребятам ограничить свою жизнь рамками родного города, родной культуры. Им придётся соприкоснуться с внешним миром».

Садна Чурамани, руководитель другого отделения, индуистка по вероисповеданию, отмечает, что у детей при общении с людьми не возникает никаких затруднений, связанных с религией или происхождением. «Они принимают всех людей такими, какие они есть. Чувство принадлежности к единому человеческому роду глубоко укоренилось в них».

Мирное образование для каждого ребенка

City Montessori School получила премию ЮНЕСКО «За мирное образование», «за усилия по воспитанию детей в духе универсальных ценностей, в духе мира и терпимости». «Школа, уделяя внимание каждому ребёнку, стремится дать ученикам такие навыки, которые помогут им выстоять перед лицом сложнейших проблем современного мира, развить в них чувство ответственности, активную жизненную позицию, открыть их глаза на другие культуры и религии», – говорится в официальном сообщении ЮНЕСКО для печати.

Кроме всего, в этой школе каждое лето открывается «Детский международный лагерь». Недавно закончила работу компьютерно-математическая ярмарка, её сменил яркий и шумный музыкальный фестиваль «Celesta International», а после фестиваля в Лакнау съехались юные астрономы на Международную астрономическую олимпиаду. Кроме этого в школе проходят различные международные конференции, например по обмену опытом между школами.

У взрослых людей о школьных временах довольно смутные воспоминания. Сменная обувь, перемены, классные журналы, сходить за мелом, помыть полы в классе. Первый звонок, бантики, цветы на подоконниках. Место воспоминаний о своих школьных годах занимают проблемы своего ребенка в школе. Сдать деньги на очередной ремонт или подарок училке. А за словом «школа» прячется много звуков, запахов. Скрипящий по доске мел, скрип половицы, стук мяча в спортзале, запахи обеда, старых матов, духов одноклассниц...

Представьте что взяли обычную советскую школу, убрали оттуда всех учеников и учителей, накинули почти 30 лет. В итоге получилось крайне мрачное место. Как-будто в одночасье все остановилось и люди куда-то исчезли, оставив вещи лежать на своих местах. Собственно так и было, потому-что этот рассказ о школе в ...

1. Мы попали в Припять в марте 2014 года - наверное самый мрачный месяц года, наряду с ноябрем. Мелкий дождь, мрачная погода только добавили капли мрака к атмосфере этого места. Не знаю, смог бы я пройтись там самостоятельно, зная что рядом никого больше нет. Наверное смог бы, но с трясущимися руками-ногами и седыми волосами. Припять - самое страшное место, в котором я когда-либо был. А особо поражают места, где раньше бегали толпы детей - детский садик, школа. Там кажется, что если прислушаться, то услышишь детские голоса…



2. Это типичная средняя школа, с типичными классами, партами и двориком для линеек. Но спустя года она превратилась в оплот ужаса и отчаяния. Через несколько десятков лет она разрушится, и на грудах камней будут расти цветы, как память о прошлом.

3. Но пока школа - место паломничества всех обигравшихся «Сталкером», учитавшихся «Пикником на обочине». Здесь таких много, ребят, которые хотят пройтись по местам, знакомым по компьютерной игре. Каюсь, сам играл. Но в нашей группе встречались те, кто говорил «а я здесь учился»... Не знаю, что творится на душе у людей, которые видят свой дом в таком состоянии, место где прошло счастливое детство. Я, к примеру, и сейчас не люблю ходить в свою старую школу, незачем будить старые воспоминания. А тут видеть, что случилось с домом, двором, родной партой в классе. Это определенно тяжело.

Уже многие годы интерьеры в школах, садиках, магазинах практически уничтожены солдатами, мародерами, а затем туристами, желающими своими руками создать инсталляцию для «большей жути». Таких много, и сразу можно понять, что вот эта кукла в стульчике усажена руками туриста, а может гида. Вот так же и кассовый аппарат оказался в школе.

4. Когда-то здесь готовили вкусные котлеты и борщи, здесь пахло вкусным хлебом. С каким предвкушением я ждал школьного обеда! Нас всегда кормили хорошо и бесплатно - чернобыльская зона все-таки. А сюда приходили дежурные, за 15 минут до звонка с урока и накрывали на стол своему классу. А может к раздаче выстраивалась очередь из голодных детишек...

5. По этому коридору мчались дети с перемены, кричали, прыгали - всячески старались снять напряжение после нудной геометрии. А после уроков все спешили быстрее домой, а потом во двор, поиграть с друзьями. Никаких айфонов, икс-боксов и айпадов. Всем хотелось поиграть в футбол, где-то за домами в ножички, стыбрить где-то кусочек карбида. А потом все это прекратилось всего за один день. И теперь по этом коридору бегает только ветер.

6. В классах на удивление хорошо сохранились различные учебные пособия, диафильмы, образцы растений и минералов. Даже какая-то консервация осталась. Есть подозрение,что эти помидоры в банке тоже кем-то принесены. В закатанных банках все давно сгнило, а под пластиковой крышкой почему-то нет.

7. Классный фотоальбом. Фотографии - «Мы едем,едем, едем» и «Перед посадкой в автобус». Сотни фотографий гниют в школе многие годы. История исчезает, остаются только воспоминания.

8. Для меня такая картина - кощунство в чистом виде. Топтать книги, валять их пыли - просто немыслимо. И все же пол многих классов просто усеян учебниками, книгами классиков. Это очень непросто видеть такое зрелище.

9. Еще одна инсталляция от туристов - главное условие - должен присутствовать противогаз. Рядышком лежит книга «Ленинским курсом мира», пластинка с речами Ильича, детские рисунки... Хаотичный набор артефактов, как из низкопробного фильма про постапокалипсис. Но это не кино, это реальность. Жуткая фантасмагория, которая давно уже стала частью нашего мира. Мы привыкли к тому, что под боком есть зона отчуждения, кладбище воспоминаний и несбывшихся надежд. И живем с этим.

10. Пионерская правда. Кто был пионером? Меня принимали уже в украинские пионеры, такой атавизм советского прошлого. Не знаю, существует ли сейчас пионерская организация в Украине.

11. Школьный двор, когда-то покрытый асфальтом. Здесь проводили линейки, кричали речевки, клялись делу Ленина. А спустя годы - практически лес. Пройдет еще немного лет и густой лес скроет площадку под своими ветвями. Станет еще больше кабанов, зайцев, город вернется в лоно природы.

12. Припять - это не просто заброшенный город, это большой музей под открытым небом. Музей советского прошлого, застывшее время. И музей человеческой трагедии. Что важнее - это памятник семейного горя. Многое пережили жители Припяти, покидая свои дома, «всего на несколько дней» в итоге так и не вернувшись туда. Для тех, кто часто ходит в Припять, есть табу - не заходить в жилые дома. Это все равно, что вторгнуться в чью-то жизнь, пусть она и замерла в Городе уже много лет назад.

Сорок два года назад, по окончанию колледжа, Джагдиш Ганди понимал, что важнейшая цель его жизни заключается в служении человечеству. И также он понимал, что для достижения такой цели нужно заняться воспитанием, а также образованием детей.

Он занял около 300 рупий, на которые взял в аренду пару помещений, после чего совместно с женой Бхарти стал основателем в Лакнау школы, которая получила название City Montessori School, что в сокращении будет CMS. Первоначально школу посещали пять учеников.

В 1999 году школа попала в Книгу рекордов Гиннесса издания 2000 г. как самая большая в мире по числу учеников школа. В этот момент количество учащихся в школе было около 22612, а это наглядный показатель популярности школы.

Главный аспект, который делает CMS такой популярно, безусловно, заключается в качестве преподавания. Учениками постоянно достигаются большие успехи.

CMS является школьной структурой с двадцатью отделениями в Лакнау. Каждое отделение это школьный городок, который состоит из главного здания и вспомогательных зданий.

Фото самой большой школы в мире




Видео самой большой школы в мире

При встрече с друзьями, приехавшими издалека, мы первым делом выясняем: “А как у вас...” – про что-то знакомое и повседневное. Хочется сравнить самые обыденные вещи, возможно, чтобы острее почувствовать неумолимую пропасть расстояний и времен. Для нас, учителей, родителей, интереснее всего “А как у вас в школе?”. В далекой африканской, индийской, израильской школе, где мы скорее всего никогда не побываем. А знать хочется. Причем не только концепции и программы. Важны мелочи, передающие общую атмосферу, помогающие создать живой образ. Именно в мелочах можно “зацепить” главное, что не выразишь учеными терминами, увидеть суть реальных педагогических подходов. Частный, ненаучный, непрофессиональный взгляд многое объяснит специалисту. Тем более взгляд новичка, который уже не гость, еще не старожил. Давайте просто по-человечески поинтересуемся: “А как у вас?” – и, выслушав про далекое, подумаем о своем, близком, наболевшем.

Самая большая школа на свете

Она находится на севере Индии, и в ней 22 тысячи учеников. Но знаменит этот “школьный город” не только своими размерами...

Знаете ли вы, где находится самая крупная школа в мире? Нет, не в Америке и не в Китае. В Лакнау, в центре провинции Северной Индии. Два года назад, когда школа попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая в мире по числу учеников, в ней училось более 22 тысяч ребят, а сегодня их стало еще на три тысячи больше. Целая школьная страна со множеством зданий, с улицами, скверами, фонтанами. Огромная сложная структура, состоящая примерно из двадцати отделений, расположенных по всему Лакнау. Каждое отделение – это небольшой школьный городок, очень похожий на европейские университетские городки. В среднем в одном отделении учится около 1250 школьников. Многие из таких городков были специально спроектированы и построены для школы известными архитекторами с учетом интересов и потребностей детей. И учителей! Скажем, есть здесь особое здание, мечта всех педагогов – «инновационное крыло». 25 сотрудников в нем постоянно заняты исследованиями новых методов обучения (Монтессори-материалы, тьюторство, интернет-технологии – все самое передовое и эффективное), а также их внедрением в образовательную программу школы. При этом они используют опыт разных стран.

Почему они приводят ко мне своих детей?

А начиналось все очень скромно. Сорок три года назад, закончив колледж и женившись, некий гражданин Индии Джагдиш Ганди осознал, что главная цель его жизни - служение человечеству. И лучший способ осуществить ее – заняться воспитанием и образованием детей. Он занял 300 рупий (меньше 10 долларов), снял пару комнат и вместе с женой Бхарти стал учить детей. Ему понравилась книга Марии Монтессори, в которой рассказывалось, как можно учить без насилия и принуждения, и, следуя этим принципам, Джагдиш начал работать со своими первыми учениками. Их и было-то всего пять. Едва ли он думал тогда, в 1959 году, что однажды его школа станет самой крупной частной школой в мире. Но почему так получилось? Может, в Лакнау нет других школ? Ничего подобного. В городе и провинции их сотни.
Многие родители и ученики говорят, что их привлекает прежде всего качество преподавания. Так, в 2000/01 учебном году из 1192 учащихся, проходивших стандартные национальные экзамены, 1099 ребят получили «почетные аттестаты», то есть по-нашему сдали на 4 и 5. А 79 выпускников набрали 90% баллов. Неплохой результат!
Но не только высокий уровень обучения заставляет тысячи людей приводить своих детей именно в эту школу. Порой даже приходится менять жилье, работу. Ничего! Судьба ребенка важнее. Ведь здесь его научат жить в мире с собой и с людьми, научат сотрудничать, быть терпимым и терпеливым – важнейшие качества в нашем меняющемся многоликом мире.
«Есть множество школ, которые дают хорошее образование, но эта вне конкуренции, поскольку дает все самое лучшее: развитие личности, хорошие знания и устойчивые моральные ценности», – говорит Манодж Агравал, 35-летний инженер-электрик, отправивший уже двух своих детей в CMS (Сity Montessori school – город Монтессори-школ). «Они выявляют лучшее в ребенке», – добавляет Дипа Агравал, его жена.
Ом Пракеш Пател, 32-летний землевладелец и фермер из района Каймур в штате Бихар, жил примерно в 390 километрах от Лакнау, но ему очень хотелось, чтобы его сын учился в чудесной школе, и вот – переехал со всей своей многочисленной семьей в Лакнау, совершив таким образом довольно нетрадиционный для этих мест поступок. Он и его жена Сунита выбрали CMS из-за тесного взаимодействия школы с родителями, что помогает сохранить взаимопонимание и доверие детей, и из-за того внимания, которое школа уделяет нравственному воспитанию.

Хорошее дело хороших людей

Школа г-на Ганди известна своей программой воспитания граждан мира, готовых к общению с людьми разных социальных групп, разных национальностей и религий. Задача трудноосуществимая и в Индии, разделенной на касты, и в любой стране, где живут рядом христиане, иудеи, мусульмане, негры, китайцы, кавказцы. Задача почти невыполнимая в нашем непримиримом мире.
В школу принимают всех детей, и утром на ежедневном собрании можно встретить ребятишек всех оттенков: белых, черных, смуглых, желтых... Родителей заранее предупреждают, что их чадо будет воспитываться в интернациональной среде и все националистические и религиозные предрассудки придется забыть. Над входом в центральное здание плакат: «Вся земля – одна страна, а все люди – ее граждане». На соседнем – другой: «Каждый ребенок – свет мира».
«Почему так много родителей посылают сюда своих детей? Причина, как я чувствую, в том, что родители хотят, чтобы их дети выросли хорошими, – говорит г-н Ганди. – Да, они хотят дать им хорошее образование. Но они также хотят видеть их хорошими людьми. И мы вместе стремимся к этому».
Помимо традиционных учебных предметов ребята изучают культуры и религии разных народов, учатся отстаивать свое мнение и решать конфликты мирно.
В начале совместной жизни г-н и г-жа Ганди находились под сильным влиянием Махатмы Ганди, что отчасти и побудило их открыть школу. В 1974 году супруги стали членами Международного сообщества Бахаи, одного из популярных сегодня религиозных направлений. Тем не менее они не навязывают веру Бахаи ни своим учащимся, ни коллегам, лишь стремятся поддерживать ценности, составляющие основу всех религий, и уважать вероисповедание всех детей и их родителей. В Лакнау, а значит, и в школе, примерно 70% населения – индуисты, 25% – мусульмане, 5% – христиане и сикхи.
«В нашей школе не преподается ни одна религия, – рассказывает Бонита Джоул, руководитель одного из отделений, христианка. – Это светская школа. Но мы учим наших детей уважать все религии. Современный процесс глобализации все равно не позволит ребятам ограничить свою жизнь рамками родного города, родной культуры. Им придется соприкоснуться с внешним миром».
Садна Чурамани, руководитель другого отделения, индуистка по вероисповеданию, отмечает, что у детей при общении с людьми не возникает никаких затруднений, связанных с религией или происхождением. «Они принимают всех людей такими, какие они есть. Чувство принадлежности к единому человеческому роду глубоко укоренилось в них».

Никто никого не убил

Школа и сама не ограничивается рамками образования. Она играет важную роль в жизни города и даже страны. В 1992 г. Индию охватила волна кровавых межрелигиозных столкновений после того, как индуисты-фанатики разрушили мусульманскую мечеть Бабри в городе Айодхья. Лакнау, одному из немногих городов в стране, удалось избежать серьезных беспорядков. Педагоги уверены, что именно родители учеников и выпускников СМS (вспомним, их десятки тысяч!) помогли сохранить мир. Родители вместе с детьми и школой долгие годы учились ценить жизнь, индивидуальную неповторимость каждого человека, учились тому, что «единство человечества - единственный путь, который может привести нас к гармонии и миру».
Когда ненависть и непонимание начинали захлестывать город, учителя проводили особые родительские собрания, только обсуждали на них не детские драки, а взрослые. Дети тоже приходили на эти собрания. Отцам приходилось объяснять своим сыновьям, почему им так трудно договориться с соседом. «Нет такой религии, которая бы учила насилию», – говорили ребята, вспоминая изученную программу.
Школа организовала марш мира, в котором участвовали тысячи детей. На всех транспарантах было написано: «Бог един, все человечество едино». В итоге в Лакнау не было ни одного случая насилия на религиозной почве, тогда как в других местах индуисты и мусульмане беспощадно убивали друг друга.
Школа стремится укреплять идеалы интернационализма не только через учебный план, но и проводя различные международные акции. Инфраструктура школьных городков, имеющих спальни и столовые, позволяет принимать у себя множество гостей из разных стран.
В школе каждое лето открывается «Детский международный лагерь». Недавно закончила работу компьютерно-математическая ярмарка, ее сменил яркий и шумный музыкальный фестиваль «Celesta International», а после фестиваля в Лакнау съехались юные астрономы на Международную астрономическую олимпиаду. Проходят различные международные конференции, например по обмену опытом между школами.
В июне этого года школа Монтессори в Лакнау получила премию ЮНЕСКО «За мирное образование», присуждаемую ежегодно, вот уже двадцать лет, «за усилия по воспитанию детей в духе универсальных ценностей, в духе мира и терпимости». «Школа, уделяя внимание каждому ребенку, стремится дать ученикам такие навыки, которые помогут им выстоять перед лицом сложнейших проблем современного мира, развить в них чувство ответственности, активную жизненную позицию, открыть их глаза на другие культуры и религии», – говорится в официальном сообщении ЮНЕСКО для печати.

Самая большая школа в мире включает в себя тысячу классов, в которых учатся 47 тысяч учеников, а 3 800 учителей и сотрудников следят за их воспитанием.

Директор и основатель школы Монтессори Джагдиш Ганд рассказал, что в 1959 году, когда только все начиналось, школу посещало всего пять учеников. Он считает, что каждый ребенок имеет право на образование.

Школа не получает государственное финансирование, с родителей взимается небольшая плата за обучение их детей.

Школу CMS обслуживает беспрецедентное количество персонала – целая армия из 3800 сотрудников, включая учителей, вспомогательный персонал, уборщиц, водителей рикш, электриков, плотников и садоводов – все они работают на благо детей.

Самая большая школа в мире состоит из тысячи классов, оснащенных 4-мя тысячами компьютеров. Находится школа в городе Лакхнау в штате Уттар-Прадеш, создана она была доктором Джагдишем Ганди и его женой Бхарти в 1959 году.

Сегодня школа занимает 20 кампусов, разбросанных по всему городу и продолжает расти с каждым годом, за последние 14 лет ее площадь выросла в два раза.

  • Читать также: Самая толстая девочка в мире - Суман Хатун из Индии

Ганди рассказал, что для начала финансирования школы он взял кредит в размере 300 рупий (4,6 доллара). Из уст в уста молва о школе стала расходиться по городу, с каждым годом количество детей увеличивалось.

В 2013 году школу официально признали самой большой в мире и занесли в Книгу рекордов Гиннесса, как крупнейшую в мире. На втором месте по количеству школьников учебное заведение Ризал в Маниле, где учатся 19 738 учеников.

“Я считаю, что мы не должны отказывать детям в праве на образование”, – заявляет Джагдиш Ганди.

Завуч Гита Кингдон и дочь основателя доктора Ганди говорит, что они не могут использовать автобусы, так как если автобус вмешает 50 детей, им потребовалось бы не менее тысячи таких машин, тогда весь город был бы парализован пробкой.

Поскольку школа не финансируется государством, ученики младших классов платят за обучение по 19 долларов, а школьники постарше – 46 долларов в месяц. Выпускники этой школы работают в ООН, Гарварде и Goldman Sachs.

  • Читать также: В России 12-летняя девочка родила прямо во время урока в школе

Дети рады учиться в самой большой школе в мире, так как всегда есть возможность завести много друзей с разными вкусами и интересами.

Но есть и свои трудности, так как выделиться и завоевать признание учителя в этой школе будет не так-то и просто.

Классы варьируются по-разному – в них учатся от 25 до 50-ти учеников, учителя несут ответственность за свою работу и за каждого учащегося.

Это единственная в мире школа, удостоенная премии ЮНЕСКО.