Законы о нагрузке психолога в детском саду. Рабочее время педагога-психолога

Педагог-психолог - штатная единица, необходимая в организации образования. В соответствии с запросами образовательного учреждения утверждаются рабочее время педагога-психолога и сочетание вида работ.

Из этой статьи вы узнаете:

Направления работы педагога-психолога

Просвещение – , формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам. Это лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, .

Профилактика – целенаправленная, систематическая совместная работа психолога, педагога и воспитателей

  • по предупреждению возможных социально-психологических и психологических проблем у учащихся разных классов;
  • по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, правил школы, в основе которых уважение чести и достоинства всех ее граждан;
  • по выявлению детей группы риска (по различным основаниям).

Психопрофилактическая диагностика – с целью выявления детей "группы риска" по социально-психологическим и интеллектуальным основаниям и заключения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ними.

Систематическая работа по предупреждению возможных проблем развития личности учащихся в форме психологических тренингов, дифференцированных по проблемам и возрасту учащихся, или уроков психологии, в содержание которых включены знания, умения и навыки работы с типичными психологическими проблемами учащихся определенного возраста.Психолог также методически обеспечивает включение данной тематики в содержание других школьных психологов.

Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся с целью:

Выявлений причин возникновения проблем в обучении и развитии;

Определение сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;

Раннего выявления профессиональных и познавательных интересов;

Определение индивидуального стиля познавательной деятельности.

Осуществляется в виде формы плановой диагностики или диагностики по запросу учащихся, педагогов, родителей и администрации школы и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета школы. Психологическая диагностика профессионального поведения учителя осуществляется психологом либо в рамках разработанной им стратегии собственной профессиональной деятельности, либо по запросу со стороны администрации или самого учителя.

Внимание: коррекция – систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории "группы риска" по тем или иным основаниям, направленная на специфическую помощь этим детям.

В условиях организации образования психолог самостоятельно имеет право работать только с детьми, в поведении которых отклонения не являются следствием применения поражения ЦНС или психического заболевания. Психолог не обязан выполнять административно-воспитательные функции по отношению к детям, нарушающим правила школы или совершавшим противоправные действия. Вместе с тем он может методически обеспечить процедуру установления справедливых правил и санкции за их нарушения в учебном заведении.

Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий, а также в форме тематических психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.

Консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в школе, помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультации.

★ КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА ★

Арт-терапия в работе педагога-психолога

Л. В. Ханина

педагог-психолог КГУ «КШДС № 2», г. Приозерск

Форма проведения : мастер-класс.

Цель : повышение профессионального мастерства педагогов-психологов – участников мастер-класса – через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.

Задачи :

  • познакомить участников мастер-класса с арт-терапевтическими технологиями и их применением в практике;
  • создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии (изотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию, танцевальную терапию и др.) как одну из форм организации мастер-класса;
  • способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

В соответствии с пп. 47) п. 1 ст. 1 Трудового кодекса РК (далее – ТК) рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с актами работодателя и условиями трудового договора выполняет трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК, иными нормативными правовыми актами РК, коллективным договором, актом работодателя отнесены к рабочему времени.

Рабочее время и время отдыха педагогических работников устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, учебным расписанием, а также условиями трудового договора.

Согласно п. 1 ст. 68 ТК нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю.

Согласно пп. 1) п. 7 ст. 52 Закона РК «Об образовании» нормативная учебная нагрузка в неделю для исчисления месячной заработной платы педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебно-воспитательный процесс в государственных организациях образования, устанавливается:

1) 18 часов:

для организаций среднего образования и организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования;

для организаций дополнительного образования обучающихся и воспитанников;

для специализированных и специальных организаций образования.

Продолжительность рабочего времени работников организаций образования, для которых не установлена нормативная учебная нагрузка, устанавливается в соответствии с ТК.

Выполнение другой части педагогической работы осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.

Дополнительные особенности режима рабочего времени педагогических работников могут быть регламентированы региональным (областным) отраслевым соглашением, с текстом которого можно ознакомиться в территориальном управлении образования либо в структурной организации областного отраслевого профессионального союза.

Согласно пп. 6) п. 1 ст. 28 ТК режим рабочего времени и времени отдыха обязательно должен быть прописан в трудовом договоре. Полагаем, что работник должен находиться на рабочем месте согласно режиму рабочего времени, оговоренному в трудовом договоре и правилах внутреннего трудового распорядка.

Нормативная учебная нагрузка для исчисления заработной платы в соответствии с п. 7 ст. 52 Закона РК "Об образовании" устанавливается для педагогических работников, осуществляющих непосредственно учебный процесс. Педагог-психолог организации образования не занят реализацией учебных программ. Следовательно, здесь не может идти речь об учебной нагрузке. Правильно будет говорить о продолжительности рабочего времени. Согласно ст. 68 Трудового кодекса РК (далее – ТК) нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю, если в трудовых, коллективных договорах не предусмотрена меньшая продолжительность рабочего времени с оплатой как за нормальную продолжительность рабочего времени.

Зарплата педагога-психолога

Должностной оклад педагога-психолога высшего уровня квалификации первой квалификационной категории со стажем работы по специальности свыше 20 лет рассчитывается следующим образом: 17697 тенге * 3,86 = 68310 тенге. Доплата за особые условия труда: 68310 тенге * 10 % = 6831 тенге. Итого: 68310 + 6831 = 75141 тенге. Если трудовая деятельность осуществляется в сельской местности, то в соответствии с действующей системой оплаты труда рассчитанная тарифная ставка увеличивается на 25%: 75141 тенге * 125% = 93926 тенге. 17697 тенге – базовый должностной оклад, 3,86 – коэффициент исчисления ставки в зависимости от реестровой группы (ВЗ-2) и стажа работы по специальности.

Тарифная ставка педагога-психолога с теми же персональными параметрами по старой модели оплаты труда, действующей до 1.01.2016 г., составила бы 17697 тенге * 2,59 = 45835 тенге.

В данном случае повышение составило 23%.

Постановлением Правительства РК от 31.12.2015 г. № 1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий» введена в действие новая модель оплаты труда, которая предусматривает повышение средней заработной платы в сфере образования и науки на 29%. Однако в первую очередь повышение коснулось методистов, учителей, преподавателей, воспитателей и других работников, непосредственно занятых в реализации учебных программ.

Органы управления образования обязаны по вашему требованию представить информацию о вашей заработной плате и ее составных частях.

Советы юристов:

1. Работаю в школе педагогом-психологом при ставке 0,75 и 0,75 педагогом-социлогом, должна ли я в находиться в школе все 9 часов каждый день?

1.1. Да, должны, так как по этим должностям установлена продолжительность рабочего времени (пункты 2.1–2.2 приложения № 1 к приказу Минобрнауки № 1601, письмо Минобрнауки от 15.10.2015 № 08-ПГ-МОН-37849).

В дни отсутствия занятий и иной работы могут не присутствовать педагоги, которым установлена норма учебной нагрузки (пункт 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки от 11.05.2016 № 536). Например, учители и педагоги дополнительного образования.

Вам помог ответ? Да Нет

2. Сколько часов в день составляет 0,25 ставки педагога-психолога в школе.

2.1. В день составляет 2 часа.

Вам помог ответ? Да Нет

3. Как зависит ставка педагога-психолога в школе от количества обучающихся.

3.1. Неизвестно. Порядок и условия оплаты труда, в том числе ее частей, определяются не законодательством, а работодателем или собственником учреждения.

Вам помог ответ? Да Нет

4. Сколько детей приходится на 1 ставку педагога-психолога в школе?

4.1. Обязательных нормативов штатной численности педагога-психолога не существует, поэтому в каждом конкретном случае решение принимается индивидуально соответствующим руководителем образовательного учреждения.
Возможно что в вашем регионе есть какие-то нормы, но они могут носить только рекомендательный характер и с данным вопросом нужно обращаться либо в Министерство образования вашего региона, либо в отдел образования вашей администрации.

Вам помог ответ? Да Нет

5. Скажите, пожалуйста, сколько часов ставка педагога-психолога в школе?

5.1. Может Вам стоит обратиться в ближайшую школу, и спросить об этом у ее директора? Ну и в Самаре есть Департамент образования городского округа Самара, его руководитель Галузина Лилия. Можно, наверно, к ней на прием записаться, уж она то точно знает ответ на этот вопрос.

Вам помог ответ? Да Нет

6. Какова нагрузка на 1 ставку педагога - психолога в школе (количество детей)?

6.1. Нагрузка педагога-психолога не зависит от числа детей в образовательном учреждении и составляет в любом случае 36 часов в неделю, из которых не менее 18 - это работа в непосредственно в школе.

Вам помог ответ? Да Нет

7. Работаю в школе педагогом-психологом. Прошла профессиональную переподготовку, квалификация дефектология. Могу ли я работать на 0,5 ставки дефектологом? Спасибо.

7.1. в соответствии с Трудовым кодесом РФ, Статья 60.1. Работа по совместительству:
Работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).
Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, определяются главой 44 настоящего Кодекса.

Вам помог ответ? Да Нет

8. Я работаю педагогом-психологом в школе, нагрузка 1 полная ставка (36 часов), еще есть к ней 10 часов преподавание музыкой и 10 часов работа с ребенком-инвалидом. Могут ли входить часы дополнительной нагрузки в мое основное рабочее время, т. е совмещать. И имею ли я право при такой нагрузке на пятидневную рабочую неделю. "Использована информация юридической социальной сети https://www.сайт"

8.1. Могут входить дополнительные часы ы ваше основное время согласно статье 60.2 ТК РФ, которая регламентирует порядок совмещения
Что касается права на пятидневную рабочую неделю то вопрос решается с вашим работодателем При этом обязанности работодателя перевести вас на пятидневку не существует.

Вам помог ответ? Да Нет

9. На вакансию педагога-психолога в школе претендует педагог по изобразительному искусству со среднеспециальным образованием, на данный момент студент-заочник 2 курса педагогического вуза по специальности "Педагогика. Психология". Имеем ли мы право уже сейчас принять такого работника на полную ставку или может быть возможно хотя бы на какую-то часть ставки? (Специалист очень нужен, вакансия уже 10 месяцев) Спасибо.

9.1. Не понятно на какую должность, изо или психолог.

Вам помог ответ? Да Нет


10. Каким документом регламентируется количество учеников на ставку педагога-психолога в школе?

10.1. Никаким. Уже давно принято Решение Коллегии Минобразования РФ от 29.03.1995 N 7/1 "О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации" .
Там установлено, что должности практических психологов устанавливаются на основе ЕТС (от 9 до 16 разрядов) в каждом образовательном учреждении - не менее одного психолога на учреждение. При этом в образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся), количество ставок психологов увеличивается.
Но вот согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности.

Сейчас норматив по количеству детей на ставку педагога-психолога установлен только в отношении детей с ОВЗ. Там один психолог на 20 детей.
Минобр в этом году обещал разработать нормативы.

Вам помог ответ? Да Нет

11. До декрета я работала в школе на 2 ставки: психолог и социальный педагог. В трудовой книжке написано вот так "принята на ставку психолога, социального педагога". Трудовой договор у нас в школе директор не выдавала, даёт только тем, кто сейчас устраивается, и то выборочно. На данный момент мне нужно выходить из декрета, мне предлагают вернуться лишь на ставку психолога. Правомерно ли это? На ставку соц. педагога приняли человека на постоянное место работы (даже выдали трудовой договор)

11.1. По-сути, у Вас было совместительство (гл. 44 ТК РФ). В трудовой книжке Вам сделали неправильную запись. Письменно заявлением потребуйте заверенную копию трудового договора за прошедший период работы, у Вас он должен быть изначально. Нужно определиться, какая должность у вас была основной. И только тогда решать, нарушено ли Ваше право и надо ли его отстаивать.

Вам помог ответ? Да Нет

12. Я работаю в школе педагогом-психологом на ставку. В школе обучается около 1 тыс человек, среди них 6 детей с ОВЗ. Какова норма человек на 1 ставку психолога? Должны ли отдельно доплачивать за работу с детьми с ОВЗ?

12.1. Доплаты за работу с детьми с ОВЗ в настоящее время предусмотрены только если речь идет о специализированном образовательном учреждении, а у вас обычная школа. С 2016 года действует так называемое инклюзивное образование и дети с ОВЗ помещаются в обычные школы.
Что касается нормы человек на ставку, то таких норм не существует. Есть «Положение о службе практической психологии образования в Российской Федерации». Но данный документ носит рекомендательный, а не обязательный характер. В данном документе рекомендуют 1 ставку на 500 детей.

Вам помог ответ? Да Нет

13. Я работаю педагогом-психологом в школе. В нашем МБОУ имеется коррекционный класс (дети 7-го вида). По всей школе более 20 учащихся с ОВЗ. Сколько ставок нам положено?

13.1. К сожалению закон не устанавливает нормативы штатной численности, эти нормативы разрабатываются и утверждаются непосредственно отделами образования.

Вам помог ответ? Да Нет

Консультация по Вашему вопросу

звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России

14. Работаю в школе ставка учителя и еще 0.5 ставки педагога-психолога. Положен мне МРОТ на педагога-психолога?

14.1. ---Здравствуйте уважаемый посетитель, ни какого МРОТ вам не положено, только 0,5 ставки Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

Вам помог ответ? Да Нет

15. Здравствуйте! Входит ли в северный стаж 0.8 ставки для назначения пенсии. Работала педагогом психологом в школе. В ПФ сказали, что нет. Правомерно ли это?

15.1. Статья 327. Другие гарантии и компенсации Гарантии и компенсации в области социального страхования, пенсионного обеспечения, жилищных правоотношений и другие устанавливаются лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Вам помог ответ? Да Нет

16. По трудовой книжке записана "психолог, преподаватель биологии" в сельской школе. В тарификации "уроки биологии 5-6 часов и ставка педагога-психолога". Имею ли я право на льготную пенсию? Надо ли подтверждать выпиской из лицевого счета?

16.1. По тексту - нет. Основное место работы - у Вас ставка педагога-психолога.

Правила
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781)11. Работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.

Вам помог ответ? Да Нет

17. Я работаю в школе педагогом-психологом, и еще веду элективный курс"я и моя будущая профессия (36 час.) Скажите, что входит в мои обязанности? У меня по оплате труда 1 ставка, т.е. 36 час. Подскажите, сколько часов рабочих я должна проводиить на своем рабочем месте с учетом того, что я веду этот элективный курс? Может быть мне не доплачивают? Из чего складывается оплата труда? У меня 7 часовой раб. день.
Пятидневка.

17.1. Всё ,что входит в трудовые обязанности, должно быть прописано в трудовом договоре. Дополнительная работа должна осуществляться на основании дополнительного соглашения к Трудовому договору.

Вам помог ответ? Да Нет

17.2. Свои обязанности Вы можете посмотреть в трудовом договоре и (или) должностной инструкции. Иные обязанности не указанные в них Вы вправе не выполнять.

Вам помог ответ? Да Нет

18. Работаю на ставку педагогом психологом в общеобразовательной школе. Сдала документы в пенсионный фонд для подсчёта стажа на льготную пенсию по выслуге. Сегодня в пенсионном мне сказали, что должность педагога психолога общеобразовательного учреждения не входит в список льготных должностей. А на льготную пенсию я могу претендовать только если я работала учителем и у меня была нагрузка не менее 18 часов. Так ли это.

18.1. ПФР не прав. Согласно ПП РФ от 29.10.2002 № 781 (ред. от 26.05.2009) "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" работа на полную ставку по должности педагога-психолога" в поименованных в Постановлении учреждениях.

Вам помог ответ? Да Нет

19. Я два года проработала в общеобразовательной школе на 0,5 ставки педагогом-психологом и на 0,5 ставки воспитателем ГПД. Войдут ли эти два года мне в льготный стаж?

19.1. Здравствуйте, Жанна
Чтобы эта работа вошла в льготный стаж, вы должны были работать педагогом на полную ставку
Желаю Вам удачи и всех благ!

Вам помог ответ? Да Нет

20. Какова рабочая неделя у социального педагога в школе (ставка) при условии совмещения ставки педагога психолога?

Спасибо.

20.1. У социального педагога ставка не делится на преподавательскую и иную педагогическую работу. Ставка социального педагога измеряется не в норме преподавательских часов, а в продолжительности рабочего времени за неделю.
Продолжительность рабочей недели у социального педагога - 36 часов.
Удачи и добра!

Вам помог ответ? Да Нет

20.2. Если речь идет о полной ставке, то у педагогических работников она составляет 36 часов в неделю, именно от этого и нужно исходить.

Вам помог ответ? Да Нет

21. Работаю педагогом - психологом в одной из школ Подмосковья. В связи с введением ФГОС и ФГОС ОВЗ, помимо своей основной нагрузки на ставку (36) часов, имею нагрузку в количестве 13 часов на внеурочную деятельность. Какова в часах должна быть моя недельная нагрузка, т.е. непосредственно мое присутствие в школе. Работаю в данном учреждении более 22 лет. Как правильно совместить время, которое оплачивается отдельно помимо ставки. Благодарю за внимание!

21.1. А время будет зависеть от того, как именно оформлена дополнительная нагрузка. Если это совмещение, она может выполняться в течение рабочего времени. Если совместительство, на это требуется отдельное рабочее время.

Вам помог ответ? Да Нет

22. Работаю в сельской школе 12 лет педагогом-психологом на 1 ставку, но в этом году директор переводит меня 0.65 ставки, уведомления не было, как быть в данной ситуации?

22.1. Обжалуйте его приказ в Управлении образования. Директор не имел права без Вашего согласия и уведомления издавать такой приказ. Это нарушение норм ТК РФ.

Вам помог ответ? Да Нет

22.2. Изменить существенные условия трудового договора директор не может, должен быть приказ о сокращении, и уведомление не менее чем за 2 месяца, просто так перевести это уже нарушение, пишите жалобу в Управление образования.

Вам помог ответ? Да Нет

22.3. Если в условиях вашего трудового договора указана ставка, то работодатель обязан вас обеспечить работой по данной ставке, а если нагрузки нет, то он обязан об этом уведомить не позднее чем за два месяца до введения изменений.
Поэтому в данной ситуации со стороны директора имеет место нарушение трудового законодательства и вы имеете право подать жалобу в трудовую инспекцию.

Вам помог ответ? Да Нет

23. Я работаю педагогом-психологом на ставку в сельской школе, дополнительно 11 часов преподавания (ИЗО, МХК, ОБЖ), сельская надбавка 25% выплачивается только на основной оклад или еще и на преподавательские часы?

23.1. Порядок и условия оплаты труда, в том числе ее частей, определяются не законодательством, а работодателем или собственником учреждения.

Вам помог ответ? Да Нет

24. Я работаю учителем начальных классов и педагогом - психологом. У меня 14 часов и 0.5 ставки психолога. Могу ли я просить у администрации методический день. В школе 6-дневная рабочая неделя.

В соответствии со статьей 333 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3616) и пунктом 5.2.78 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), приказываю:

1. Установить педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норму часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1289; 2005, N 7, ст. 560; 2007, N 24, ст. 2928; 2008, N 34, ст. 3926).

Министр А. Фурсенко

Приложение

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается:

1. Продолжительность рабочего времени:

36 часов в неделю:

работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и домов ребенка;

педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду;

методистам, старшим методистам образовательных учреждений;

тьюторам образовательных учреждений (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования);

руководителям физического воспитания образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования;

преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки;

инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

30 часов в неделю - старшим воспитателям образовательных учреждений, (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей).

2. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы):

18 часов в неделю:

учителям 1-11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья);

преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год);

преподавателям специальных дисциплин 1-11 (12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;

преподавателям 3-5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5-7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1-4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;

педагогам дополнительного образования, старшим педагогам дополнительного образования;

тренерам-преподавателям, старшим тренерам-преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;

логопедам учреждений здравоохранения и социального обслуживания;

24 часа в неделю - преподавателям 1-2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1-4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения;

720 часов в год - преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования.

3. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы:

20 часов в неделю - учителям-дефектологам, учителям-логопедам, логопедам;

24 часа в неделю - музыкальным руководителям и концертмейстерам;

25 часов в неделю - воспитателям, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими ограниченные возможности здоровья;

30 часов в неделю:

инструкторам по физической культуре;

воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня, интернатах при общеобразовательных учреждениях (пришкольных интернатах), специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, дошкольных образовательных учреждениях (группах) для детей с туберкулезной интоксикацией, учреждениях здравоохранения и социального обслуживания;

36 часов в неделю - воспитателям в дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, в общежитиях образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, иных учреждениях и организациях.

Примечания.

1. Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.

2. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах. Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

3. За преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.

4. Учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов преподавательской работы за ставку заработной платы в неделю, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

учителям 1-4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

учителям 1-4 классов сельских общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с родным (нерусским) языком обучения;

учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

5. Учителям, а также преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год), у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается:

заработная плата за фактически оставшееся количество часов преподавательской работы, если оно превышает норму часов преподавательской работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;

заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой указанные педагогические работники должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.

6. Преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

В соответствии с «Положением о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений», утвержденным приказом Минобразования России от 01.03.2004г. № 945 режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах одной ставки при пятидневной рабочей недели составляет 36 часов в неделю. Таким образом, рабочий день психолога с учетом 30 минутного перерыва на обед составляет 7 часов 42 минуты.

В пункте 8.1 данного Положения прописано, что «выполнение индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса составляет не менее половины недельной продолжительности рабочего времени, т.е. 18 часов. Остальное рабочее время тратится на подготовку к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработку и анализ полученных результатов, заполнение отчетной документации, а также для повышения своей квалификации». И далее «Выполнение указанной работы (подготовка, анализ и пр.) педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами по согласованию с администрацией».

Согласно постановлению № 65 Минтруда России 29.12.92г., количество общего рабочего времени в течение года при 36-часовой рабочей неделе, составляет примерно 1800 часов, или 160 часов в месяц (с учетом отпускного времени). Необходимо знать количество рабочих часов именно в месяц, а не в неделю, так как не каждую неделю психолог выступает на педсовете, родительском собрании или участвует в консилиуме. Рассмотрим, как рабочее время педагога-психолога распределяется в соответствии с видами деятельности.

Ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога по видам деятельности

ВИДЫ РАБОТ

I

II

Время на один прием (мероприятие)

Общее время в месяц

Время на подготовку или анализ

Общее время в месяц

Индивидуальное психологическое обследование

1-1,5 часа

15 часов

0,5-1 час

10 часов

Групповое психологическое (скрининговое) обследование

1-1,5 часа

3 часа

3-3,5 часа

7 часов

Индивидуальная консультация

1-1,5 часа

15 часов

0,3 часа

3 часа

Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие

0,5-1,5 часа

15 часов

0,3 часа

3 часа

Групповое развивающее и коррекционное занятие

1-1,5 час

20 часов

1 час

20 часов

Просветительская работа

0,5-1,5 час

4 часа

0,5 часа

2 часа

Экспертная работа

2,5-3 часа

3 часа

2 часа

Организационно-методическая работа

7 часов в неделю

28 часов

ВСЕГО

75 часов

75 часов

При составлении таблицы были использованы «Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работ практического психолога образования», принятые на коллеги Министерства Образования РФ «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ» (решение № 7/1 от 29.03.95).

В таблице общее рабочее время психолога представлено как основное и подготовительное. Согласно нормативам, эти части равноценным по астрономическим часам. Основное рабочее время составляет не менее половины, т.е. примерно 80 часов в месяц. Его предусмотрено использовать на консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую, профилактическую, просветительскую и экспертную работу с учащимися, родителями и педагогами, как в индивидуальной, так и в групповой формах.

Вторая же половина времени (еще 80 часов в месяц) приходится на обработку и анализ полученных результатов, заполнение документации, организационную и методическую работу.

В связи с тем, что организационно-методическая работа является не менее важным направлением деятельности необходимо уточнить, что именно может быть отнесено к организационно-методической работе:

  • анализ и планирование деятельности в целом;
  • анализ научной и практической литературы для подбора инструментария и разработки развивающих и коррекционных программ;
  • участие в научно-практических семинарах, конференциях, посещение совещаний и методических объединений, курсов повышения квалификации;
  • оформление кабинета.

Такая, незаметная на первый взгляд, работа является необходимой и при этом существенным образом поглощает время специалиста. Не учитывать ее нельзя. При составлении годового или текущего плана, необходимо всегда планировать данную работу.

Время, затраченное на исполнение того или иного вида работы, может варьироваться в зависимости от причин обращений к психологу, первичности или повторности обращения, возраста, состояния и других особенностей обращающегося.

Кроме того, в соответствии с запросами образовательного учреждения, сочетание вида работы и количества рабочего времени на его выполнение может меняться. Если на какой-то вид деятельности запрос не предъявляется, то освободившееся время распределяется по усмотрению психолога и согласованию с администрацией на другие, более необходимые виды работы.

По таблице легко определить количественные показатели деятельности педагога-психолога. В среднем в нашем случае они составляют за 10 месяцев работы (учебный год):

  • Диагностика индивидуальная: 150 - 170 обследований;
  • Диагностика групповая: 20 групп;
  • Консультирование: 150-170 приемов;

Для педагогов-психологов установлена 36-часовая продолжительность рабочего времени (п.1 приложения к постановлению Правительства РФ «О продолжительности рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений»). При этом не определено каких-либо временных соотношений по исполнению тех или иных видов работы в пределах их должностных обязанностей.

Каждое ОУ с учётом специфики его деятельности вправе самостоятельно определить режим выполнения возложенных на педагога-психолога обязанностей, в т. ч. продолжительность работы непосредственно с обучающимися и воспитанниками (Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников ОУ, утверждённое приказом Минобрнауки России, далее – Положения))

Так, режим рабочего времени педагогов – психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется Правилами внутреннего трудового распорядка ОУ с учётом:

Выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

Подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчётной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогами-психологами может осуществляться как непосредственно в ОУ, так и за его пределами (п.8.1 Положения).

Правила внутреннего трудового распорядка, в которых в т. ч. определяется и режим рабочего времени работников, утверждаются работодателем с учётом мнения представительного органа работников учреждения (ст. 190 ТК РФ). На локальном уровне интересы работников, являющихся членами профсоюза, а при проведении коллективных переговоров (в т. ч. принятия правил внутреннего трудового распорядка), интересы всех работников независимо от их членства в профсоюзе представляет выборный орган первичной профсоюзной организации

Дополнительная оплачиваемая работа

В должностные обязанности педагога-психолога не входит ведение преподавательской работы по предметам, предусмотренным учебным планом ОУ, в т. ч. по дисциплинам психолого-педагогического профиля, а также по коррекции недостатков в физическом или умственном развитии обучающихся и воспитанников.

Вместе с тем, это не означает, что указанная работа не может осуществляться педагогами-психологами за дополнительную оплату, которая в одном и том же общеобразовательном учреждении, учреждении дополнительного образования детей не является совместительством (подп. «Е» п. 2 постановления Минтруда России «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры).

Такая педагогическая работа допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.

Однако если работа в должности педагога-психолога выполняется помимо основной работы (например, заместителем директора школы, старшим воспитателем ДОУ), то такая работа является совместительством, может выполняться только за пределами основного рабочего времени и на основании другого трудового договора .

Продолжительность отпуска

Продолжительность ежегодного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогов – психологов в зависимости от типа или вида ОУ может составлять 42 или 56 календарных дней (постановление Правительства РФ);

Отпуск педагогов – психологов продолжительностью 56 календарных дней предусматривается:

В общеобразовательных учреждениях, общеобразовательных школах-интернатах, ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т. ч. в которых имеются группы для детей дошкольного возраста;

Специальных (коррекционных) ОУ для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии;

ДОУ для воспитанников с отклонениями в развитии;

Оздоровительных ОУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

Специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа;

ОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

ОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

Межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских;

Учреждениях начального и среднего профессионального образования ;

Учреждениях высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

Психологических службах системы образования;

Учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.

В ДОУ (в т. ч. в дошкольных учреждениях, имеющих отдельные группы воспитанников с нарушением речи или с другими ограниченными возможностями здоровья), в учреждениях дополнительного образования детей, в учебных, учебно-методических, методических кабинетах (центрах) отпуск педагогов-психологов предоставляется продолжительностью 42 календарных дня.

Досрочная трудовая пенсия

В настоящее время органы, осуществляющие пенсионное обеспечение , при назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью руководствуются порядком и условиями, определёнными постановлением Правительства РФ («О списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Несмотря на то, что должность «педагог-психолог» включена в Список, утверждённый указанным постановлением, периоды работы в этой должности в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, включаются только в случаях, когда педагоги-психологи работают в учреждениях, предусмотренных п. 11 Правил, утверждённых этим же постановлением.

Установлено, что работа в должности «педагог-психолог» засчитывается в стаж работы в ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) ОУ для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, ОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и в учреждениях социального обслуживания (пп. 1.3, 1.5, 1.6,1.11, 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка).

Время работы в других учреждениях для детей, например, в общеобразовательных учреждениях, дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей и некоторых других. Не поименованных в п.11 Правил, в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в периоды работы в должности «педагог-психолог» не включается. Такое ограничение можно рассматривать нарушение принципа справедливости и равенства в пенсионном праве, что может быть оспорено в суде.