Стилевыми чертами научного стиля являются логичность изложения. Научный стиль речи

Своеобразие научного стиля, его речевой структуры выявляется главным образом в синтаксисе,и на сверхфразовом уровне (т.е. в связях, соотношениях предложений в рамках текста и его компонентов – абзаца и сверхфразового единства, или сложного синтаксического целого). Именно в функционировании синтаксических единиц и в организации межфразовых связей и соотношений в тексте наиболее полно обнаруживают себя такие основные черты научного стиля, как обобщенно-отвлеченный характер изложения и его подчеркнутая логичность.

Простое предложение. Среди простых предложений преобладают распространенные (90%)*, как правило, с очень разветвленной системой второстепенных членов предложения, с однородными членами предложения (нередко – с целыми сериями однородных членов); в структуре простых предложений активны полупредикативные образования (причастные и деепричастные обороты, значит, и обособления), а также вводные слова, вводные и вставные конструкции. Например: Греко-римская традиция, благодаря развитию книжной печати и делению литературы на научную и художественную (что связано с развитием книгопечатания), последовательно создала рациональную риторику и поэтику как учения о стиле и воплощении мысли в слове (из книги Ю. Рождественского «Теория риторики»).

* См.: Кожина М.Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. Пермь, 1972. С. 323.

Специальные подсчеты показали, что среднее количество слов в одном предложении общенаучного текста составляет 24,88, но большинство предложений содержит 17 слов* (если быть точным – словоформ, т.е. и предложно-именных сочетаний).

* См.: Функциональный стиль общенаучного языка и методы его исследования / Под ред. О.С. Ахмановой и М.М. Глушко. М., 1974. С. 22.

В сфере простого предложения активны неопределенно-личные, безличные, а также обобщенно-личные предложения.

Определенно-личные предложения, естественно, здесь не актуальны, так как научный стиль стремится к неличной манере изложения, к фактическому устранению субъекта речи как активного деятеля (формы 1-го и 2-го лица возможны в полемических текстах. Однако в письменных текстах полемической направленности эти формы крайне редки, они более естественны в устной – академической – речи). Что же касается «авторского мы», то оно имеет обобщенный характер. Это подтверждает его синонимичность с безличным предложением: Итак, мы пришли к выводу... и Итак, можно сделать вывод...

Наиболее часто в научном стиле используются неопределенно-личные предложения с глаголом-сказуемым, выраженным формой 3-го лица множественного числа. Такое сказуемое обозначает («вневременно») общепринятые явления, факты, закономерности: Различают три вида пряжи; Состав помещают в колбу.

Активны и обобщенно-личные предложения с глагольным сказуемым в 1-м лице настоящего и будущего времени множественного числа: Дадим определение функции; Произведем суммирование всех членов; Отнесем эту функцию к классу дифференцируемых функций.

Среди безличных предложений чаще встречаются три типа:

а) с модальными словами, выражающими возможность, невозможность, необходимость, + инфинитив (Нужно найти кривую; Нельзя вывести формулу);

б) в сказуемом – безличный глагол или безличная форма личного глагола (Требуется определить силу тока при последовательном cоединении источников);

в) спредикативными наречиями (Любую правильную рациональную дробь легко выразить через простейшие дроби). Не представлены безличные предложения, в которых выражено состояние природы и человека (Морозит; Моросит; Мне дурно).

В научном стиле пассивные конструкции явно преобладают над активными. Это можно объяснить стремлением к объективности и обобщенности изложения без указания на субъект действия. Представлены глагольные конструкции (Монтаж производится в первой раз; Продолжается дополнительный прием работников); причастные конструкции (Точка удалена от плоскости; Сила приложена к телу под некоторым углом к горизонту);

Что касается конструкций с отглагольными существительными (Исследование явлений изменения масштабов времени в гравитационном поле), то их активность в научном стиле объясняется прежде всего его именным характером (как и официально-делового стиля), который проявляется в функционировании в научных текстах именно отглагольных образований, наряду с преобладанием существительных над глаголами, а также вспомогательной функцией глаголов в предложении.

Сложное предложение. В научном стиле отмечается явное преобладание сложноподчиненных предложений над сложносочиненными. Это объясняется тем, что первые выражают причинные, условные, следственные, временные отношения (что, безусловно, очень важно для научного изложения).

В то же время в научном стиле культивируются многокомпонентные синтаксические структуры, в которых наряду с подчинительной представлена и сочинительная связь, например:

Таким образом, было установлено, что явление десинхронизации наблюдается при раздражении тех эстеро- и интероцептивных полей, в которых имеются окончания соматических или цереброспинальных волокон, идущих к центральной нервной системе без перерыва, тогда как явления синхронизации вызываются преимущественно с тех интероцептивных полей (слизистая оболочка желудка), в которых, по нашим данным, имеются окончания только или преимущественно симпатических афферентных волокон, идущих в центральную нервную систему чаще всего с синоптическим перерывом (одним или более) в вегетативных ганглиях.

Такие сложные образования обычно отличаются четкостью грамматических и смысловых связей, упорядоченностью внутренней организации. Приведенная иллюстрация довольно типична по своей синтаксической устроенности: к главному предложению было установлено относятся две «цепочки» придаточных частей, построение которых отличается параллелизмом.

Многокомпонентные конструкции часто осложняются причастными и деепричастными оборотами (судя по специальным исследованиям, обычно их число не превышает двух-трех, однако встречаются предложения и с гораздо большим количеством обособлений – от 8 до 12), вставными конструкциями.

Словосочетания. В синтаксисе словосочетания на первый план выдвинуты субстантивные именные сочетания. Широко распространен родительный приименной (производительность труда, эрозия почвы, угол атаки), а также (главным образом в терминологии) сочетания типа существительное + прилагательное (сельское хозяйство, экономическая география, ударный согласный, культурный шок...). Такая избирательность обусловлена тенденцией научного стиля к номинации как средству логизирования действительности, точной информации о действительности (а наука и занимается получением объективной информации о закономерностях и точных фактах естественной, социальной и духовной жизни), к дифференциации номинаций (в соответствии с тенденцией научного анализа к детализации, дифференциации понятий).

В научном стиле самый высокий процент употреблений родительного падежа – до 46% (в языке художественной литературы. – до 22%). Соответственно очень активны и словосочетания с родительным приименным.

Словосочетания, функционирующие в научном стиле, очень разнообразны по своему структурному построению. Обращают на себя внимание многокомпонентные словосочетания, поскольку они возникли и возникают вследствие присущей научному анализу дифференциации понятий: первичная обмотка трансформатора; передающая система поочередного действия; запуск космического корабля многоразового использования; частотно-модулированная несущая звукового сопровождения.

Сверхфразовый уровень. Специфичность научного текста состоит в том, что его содержание находит свое выражение, становится доступным читателю благодаря строгой логичности, связности и последовательности изложения.

Как уже отмечалось, логичность изложения в научном стиле проявляется в огромной степени в том, что здесь господствуют сложноподчиненные предложения, связи между частями выражены несравненно четче, разнообразнее, дифференцированнее, чем в сложносочиненных предложениях. Для характеристики связности научной речи показателен общий высокий процент сложных предложений (50,3%)*, а также то, что простое предложение осложнено оборотами, содержащими подчинительные связи**.

* См.: Кожина М.Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. Пермь, 1972. С. 325.

** См.: Лариохина Н.М. Вопросы синтаксиса научного стиля речи (анализ некоторых структур простого предложения). М., 1979. С. 27.

Для синтаксиса научного стиля типична насыщенность речи, текста разнообразными средствами выражения подчеркнутой логичности. Предмет особой заботы автора научного текста – выделение и отграничение главного в содержании текста от второстепенного, основных, базовых понятий от производных, четкость в разграничении тезисов. В связи с этим в изложении важная роль отводится таким формулировкам, приемам изложения, речевым оборотам, как прямое указание на то, что обсуждение данного вопроса, тезиса закончено и мы переходим к следующему вопросу, тезису, что данное понятие является фундаментальным, базовым и т.д. Вводные слова типа во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны, итак, таким образом, следовательно, вводные конструкции: как уже отмечалось, как установлено в предыдущем параграфе и т.п., различного рода речевые обороты, фразы активизируют внимание читателя, помогают ему систематизировать излагаемый материал, следить за изложением автора. Для этих целей довольно часто используется вопросно-ответная форма, риторический вопрос, «лекторское мы».

В качестве примера приведем отрывок из книги К.А. Тимирязева «Жизнь растений»:

До сих пор мы рассматривали деятельность листа... Исходя из основного закона химии, что вещество не созидается, не исчезает, мы старались разыскать источники этого вещества и те превращения, которые оно... испытывает.

Но растительное тело представляет нам не только вещество... следовательно, в березе накопился запас тепла... Рождается вопрос: откуда же взялось это тепло, эта сила? Для того чтобы выяснить это, мы должны взглянуть на знакомые нам химические явления...

Смысловые связи между предложениями в тексте «обеспечиваются» множеством синтаксических способов организации изложения. Один из таких способов – повтор.

Повтор представлен в текстах разных функциональных разновидностей литературного языка. Так, в рамках языка художественной литературы повтор – важнейший фактор организации стихотворного текста лирического содержания. См., например, начало и заключительную строфу стихотворения В. Брюсова «Кучи свезенного снега...»:

Организующая роль повтора в композиции лирических стихотворений обусловлена спецификой этого жанра. В научном стиле, как и в официально-деловом, повтор выступает в качестве важного средства связи между предложениями, которое обеспечивает точность и логическую обоснованность информации.

Повтор как способ организации изложения состоит в следующем:

Повторение того же слова (обычно существительного) – так называемый лексический повтор (Взаимодействие двух атомов может произойти только при столкновении этих атомов. Столкновение должно произойти с достаточной кинетической энергией);

Использование синонима слова, вообще синонимической замены слов, в последующем предложении – синонимический повтор (Раствор цианида калия имеет щелочную реакцию и сильно пахнет синильной кислотой. Аналогичными свойствами обладает цианид натрия);

Замена части предыдущего предложения местоимениями это, все они, все это – местоименный повтор (Когда элемент находится в свободном состоянии – образует простое вещество, тогда движение электронов около всех атомов этого вещества происходит одинаково. Это справедливо для всех простых веществ независимо от их структур).

Наряду с обеспечением связности текста, связи между предложениями повтор участвует в логическом развертывании изложения. Например: Каждый организм представляет собой совокупность упорядочение взаимодействующих структур, образующих единое целое, т.е. является системой. Живые организмы обладают признаками, которые отсутствуют у большинства неживых систем. Однако среди этих признаков нет ни одного, который был бы присущ только живому. Возможный способ описать жизнь – это перечислить основные свойства живых организмов. (Здесь в роли своеобразного повтора выступают и однокоренные слова.)

С.М. Карпенко

В связи с модернизацией образования и планирующимся переходом на профильное обучение особое значение придаётся качеству образовательного процесса. Качественная реализация образовательных программ предполагает обращение учителя к вспомогательным в процессе обучения средствам – учебно-методическим пособиям.

Особенности учебно-научного текста недостаточно освещены в научной литературе, хотя в целом научный стиль достаточно изучен исследователями Пермской лингвистической школы (см. работы М.Н. Кожиной, М.П. Котюровой, Е.А. Баженовой и др.).

Наша задача – на основе обобщения имеющегося в научной литературе материала и анализа ряда текстов указанного жанра охарактеризовать жанрово-стилистические особенности учебного пособия. Понимая под жанром «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний» , отметим специфику композиции данного жанра и особенности реализации основных стилевых черт научного стиля применительно к тексту учебного пособия. Учебное пособие как жанр научного стиля является текстом учебно-научным и занимает промежуточное положение между текстами собственно научными и научно-популярными, что обусловливает его специфику.

Выделяют разные типы учебных пособий: 1) методические указания (рекомендации) (автор – составитель); 2) учебно-методический комплекс, включающий курсы лекций, практических занятий; 3) учебное пособие, содержащее программу курса, разработки каждой темы в рамках программы, упражнения и практические задания, способствующие усвоению и закреплению пройденного материала, обобщающие таблицы, тексты для анализа, темы для учебных сообщений, список использованной и рекомендуемой литературы и др.; 4) сборники контрольно-тренировочных упражнений и т.д.

Структура учебно-научного пособия является традиционной и включает следующие основные разделы: аннотацию, оглавление, предисловие, введение, основное содержание, библиографические списки [см. подробнее: 2].

При характеристике любого жанра важен экстралингвистический контекст, составляющий основу речевого общения. Экстралингвистические факторы, влияющие на специфику учебно-научного текста, являются стилеобразующими. Среди экстралингвистических факторов традиционно выделяют сферу общения, характер адресата, задачи речевого общения в данной сфере, тип мышления, форму речи и др. .

Любой текст как средство коммуникации адресован определённой категории читателей. Фактор адресата учебно-научного текста является ведущим и в постановке задач, и в выборе языковых средств. В отличие от текста собственно научного подстиля – научной статьи, монографии и др., учебное пособие адресовано неспециалисту, человеку, целью которого является обучение, т.е. приобретение научного знания. Ситуация обучения, на которую ориентирован текст данного типа, определяет его информационную направленность и доступность подачи научного материала. Таким образом, научность и доступность изложения в равной степени свойственны учебному пособию. Задача автора учебного пособия – доступно для адресата изложить научную информацию, объяснить, проиллюстрировать примерами, обобщить, сопроводить её вопросами и подобрать задания для закрепления материала, отработки практических навыков.

Письменная форма речи обусловливает отбор языковых средств, которые в данном стиле имеют в основном книжный характер. Невозможность переспросить при письменном характере изложения диктует необходимость выбора точных формулировок, полных синтаксических конструкций. Научный текст – форма осуществления коммуникации обучаемого и обучающего. Несмотря на монологический характер речи, коммуниканты в данном случае вступают в диалогические отношения, которые реализуются в вопросно-ответных комплексах. Автор учебного пособия ведёт постоянный диалог с адресатом, ставя вопросы и отвечая на них. Например: Что составляет концептуальную основу обучения текстовой деятельности? Как связаны понятия речевая деятельность и текстовая? Каковы условия осуществления эффективной текстовой деятельности? Какие виды текстовой деятельности выделяются? . После каждого вопроса следует обстоятельный развёрнутый ответ.

При реализации диалогичности учебно-научного текста необходимо учитывать и риторические принципы диалогизации речевого поведения, выделяемые А.К. Михальской: учёт фактора адресата, принцип конкретности, близости содержания речи интересам и жизни адресата. Принцип конкретности реализуется благодаря примерам, подтверждающим высказанные ранее мысли, некоторой образности (насколько это допустимо в научном стиле), конкретизации фактов, употреблению не родовых, обобщающих наименований, а видовых, имеющих конкретную семантику и способствующих реализации принципа доступности. Среди приёмов диалогизации можно выделить побудительный характер изложения, проявляющийся при формулировании заданий посредством употребления глаголов 2 лица, множественного числа, повелительного наклонения: укажите , раскройте , определите , выявите , распределите , подберите , употребите , образуйте , составьте , затранскрибируйте , запишите , перепишите , проанализируйте , обобщите и др. Использование глаголов в неопределённой форме, придающих категоричность и императивность высказыванию, не способствует предполагаемому общению автора и адресата (ср.: Указать сложноподчинённые предложения. Укажите сложноподчинённые предложения).

Стилевые черты, свойственные научному стилю в целом, в полной мере характеризуют и текст данного жанра. Рассмотрим некоторые особенности реализации стилевых черт научного стиля применительно к жанру учебного пособия.

Строгость, объективность изложения.

Цель учебного пособия – «преподнести научное знание, объективно науке уже известное, однако новое для данного адресата. Тем самым адресат приобщается к науке, научному знанию» .

Автор соответственно выступает как интерпретатор и в некоторой степени популяризатор научной информации. Реализуя такую стилевую черту научного текста, как объективность, автор не должен дублировать материал других учебных пособий. «В учебном пособии представлено уже устоявшееся, базовое (дисциплинарное) научное знание, изложение в целом не имеет проблемного характера и полемической заострённости» .

Но учебно-методическое пособие может быть посвящено рассмотрению какой-либо дискуссионной проблемы. В этом случае изложение разных точек зрения может предваряться вопросом, например: «Как же решается вопрос о вводных единицах в учебных пособиях и научных грамматиках? ». Или: «Обратимся к пониманию водных единиц лингвистами, которые стояли у истоков русского синтаксиса » . Далее последовательно представлены разные позиции учёных, после чего формулируется авторское обобщение: «Как видно, у лингвистов нет категоричности, замыкающей научные поиски истины » (там же).

Обобщённо-отвлечённый характер изложения.

Обобщённый характер изложения проявляется в семантике и структуре текста Обобщение следует, как правило, после рассмотрения проблемных вопросов, анализа разных точек зрения и вводится в текст словами и сочетаниями: итак , таким образом , в целом , как видно , как показал анализ и др. Обобщающий характер имеет использование глаголов в «настоящем вневременном» значении: выделяются , определяются , подразделяются и др.; «не случайно в учебниках нового поколения при изучении частей речи приводятся данные об их роли в речевой практике » . Обобщение реализуется и посредством структурирования фрагментов текста: «Подведём итоги »; «Вопросы для самопроверки » и др. С целью выделения и обобщения материала используются таблицы, схемы, комментарии. Данная стилевая черта актуализируется в пособиях, являющихся руководством к выполнению контрольных работ и содержащих схемы, планы, памятки, комментарии, образцы анализа слов в научной и школьной грамматике и т.д. [см., например: 8].

Служит целям обобщения и повторение предшествующей информации в несколько изменённом виде: «Под внеязыковым фактором понимается творческая активность автора, намеренно направляющего ассоциации читателя в нужное русло, и воспринимающего лица… » и далее: «Иначе говоря, внеязыковой аспект образной перспективы – это творческая активность субъектов, кодирующих и декодирующих текст » . Используются составные глагольные формы «с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа»: рекомендуется выписывать , необходимо отличать , следует отметить .

Логичность

Логика рассуждения в научном тексте имеет ретроспективно-проспективную направленность . Новое знание, представленное в основной части учебного пособия, вводится последовательно с опорой на «старое знание», «причём на каждом новом, продвигающем вперёд витке, происходят два непременных процесса: а) отталкивание от старого и возвращение к нему и б) введение новой мысли» . Исследователями отмечается коммуникативный эффект (обусловленность законами психологии восприятия и понимания текста) и текстообразующая функция ретроспективно-проспективного характера научного текста .

Средствами выражения категорий проспекции и ретроспекции являются глаголы подчеркнём , вспомним , сопоставим и др. Как показали наблюдения, наиболее употребительным является приём ретроспекции: «В рассматриваемом выше тексте-повествовании… » ; «Как видно из приведённого выше примера… » ; «Как известно, основным методом познания является диалектический метод… » . Категория проспекции чаще реализуется в ближайшей перспективе текста: «Остановимся подробнее на основных частных методах анализа художественного текста » ; «Приведём пример ассоциативного поля текста » .

Реализации логичности служат языковые средства композиционно-структурных и информативных связей фрагментов текста . Композиционно-структурные связи определяют место высказывания в тексте (в начале, середине, конце развития темы; в ряду подобных микротем; на дистанции к предшествующему и последующему фрагментам). Информативные связи классифицируются по типам выделяемой информации, каждому из которых соответствуют определённые языковые связки.

    Иллюстративная объективно-логическая информация: «Так, в стихотворении Д.Кедрина «Я» доминируют причастия, составляющие треть всех знаменательных слов…» .

    Существенная объективно-логическая информация: «Особого внимания заслуживает позиция А.Г. Руднева» .

    Типичная объективно-логическая информация: «Но во многих случаях члены УК настолько логически тесно связаны между собой, что перестановка их является практически невозможной» .

    Нетипичная объективно-логическая информация: «В некоторых случаях при перестановке уточняемого и уточняющего пояснительные (в широком значении) отношения сохраняются…» .

    Объективная информация, полученная из определённых источников: «А.А. Шахматов считал, что…» .

    Уточняющая объективная информация: «Содержание, иными словами, – это….» ; «Иначе говоря, даже если значение общего и частного в предложении сохраняется, но члены, представляющие их, расположены в обратном порядке, то УК не образуется» .

    Дополнительная объективно-логическая информация: «Однако необходимо отметить, что в отдельных случаях количество общих признаков может быть большим, а дифференциальных – соответственно – меньшим» .

    Субъективная оценка логического тезиса по его достоверности: «Понятно: данная часть некорректна, т.к. нацеливает на вопрос, а чем же они являются в предложении» .

Точность

Данная стилевая черта реализуется прежде всего при употреблении полных синтаксических конструкций, вводных слов и вставных конструкций, терминологической лексики, ссылок и сносок в тексте с указанием инициалов и фамилии автора, года издания работы и т.д. Специфика употребления терминов в учебно-научном тексте обусловлена необходимостью доступного толкования терминологических обозначений. Исследователями отмечается допустимость популяризации научного знания текста учебного пособия. При этом под популяризацией понимается доступное, но не упрощённое изложение научной информации. С.В. Сыпченко выделяет приёмы популяризации научного знания при употреблении терминов (приёмы включения научного термина в контекст): 1) предварение иллюстративным примером, после которого следует объяснение термина; 2) препозиция употребления термина с помощью общеупотребительных слов; 3) этимологическая справка; 4) контекстуальная синонимизация, т.е. использование общеупотребительных слов и словосочетаний в качестве соотносительных средств обозначения научного понятия; 5) сопоставление, направленное на объяснение обобщённо-абстрактного через его соотнесение с конкретным, наглядным; 6) использование для толкования терминов функционально-смыслового типа речи (описания, повествования, рассуждения) .

При создании учебного пособия необходимо учитывать особенности восприятия адресата, его пресуппозицию и такие параметры текста, как ассоциативность и регулятивность. Ассоциативность восприятия имеет значение не только для восприятия и интерпретации художественного текста, но и в некоторой степени при освоении научной информации. Большую роль при этом играют ключевые слова. В научном тексте это, как правило, термины, обозначающие как уже знакомые адресату понятия, так и новые. Регулятивность – организация познавательной деятельности адресата средствами текста . Средства регулятивности учебно-научного текста - лингвистические (лексические, морфологические, словообразовательные, синтаксические, стилистические) и экстралингвистические (композиционные, логические, графические).

Таким образом, учебное пособие – жанр учебно-научного подстиля, имеющий свою специфику.

Литература

                Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. – 318с.

                Положение о подготовке и издании научной, учебной и учебно-методической литературы в ТГПУ / Сост. Н.И. Медюха. – Томск, 2002. – 30с.

                Кожина М.Н. Научный стиль // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – М., 2003. – С. 242-248.Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: пособие для филологов. Ч. 1 – 4. – Томск, 2001 – 2005.Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика / Т.В. Матвеева. – М.. 2003. – 432с.Баженова Е.А., Котюрова М.П. Жанры научной литературы // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – М., 2003. – С. 57-67.Бражникова А.И. Вводные единицы в современном русском языке. Методическая разработка для студентов-филологов. – Томск, 2003. – 20с.Морфологический анализ слов разных частей речи: Методические указания для студентов заочного отделения филологического факультета / Составитель Л.Г. Ефанова. – Томск, 2003. – 32с.Кожина М.Н., Чиговская Я.А. Стилистико-текстовый статус и взаимодействие категорий ретроспекции и проспекции в научной речи (интердисциплинарный аспект) // Стереотипность и творчество в тексте: Межвуз. сб. науч. трудов / Отв. ред. М.П. Котюрова. – Пермь, 2001. – С. 118 – 156.Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий: синхронно-сопоставительный очерк. – Свердловск, 1990 – 172с.Глебская Т.Ф. Современный русский язык. Синтаксис. Пояснительная связь в простом предложении: Учебно-методическое пособие. – Томск, 2005. – 36с.Сыпченко С.В. Речевые приёмы популяризации научного знания в педагогическом процессе // Проблемы развития речевой культуры педагога: Материалы регионального научно-практического семинара (28-29 ноября 1997). – Томск, 1997. – С.32-37.

Сдано в набор 13.06.2006 г.

Подписано в печать: 17.06.2006 г.

Формат 62х84/16. Гарнитура «Таймс».

Печать трафаретная. Бумага офсетная № 1.

Усл. печ. л. 6,98. Заказ № 44.

1 Рац М.В., Ойзерман М.Т. Размышления об инновациях // Вопросы методологии. – 1991. - № 1.

2 Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социальных изменений. Пер. с фр. – М., 1998. – 284 с.

3 Сенге П., Клейнер А., Робертс Ш. и др. Танец перемен: новые проблемы самообучающихся организаций. Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2003; Гайсельхарт Х. Обучающееся предприятие в ХХI веке. Пер. с нем. Н.В. Маловой. – Калуга: «Духовное познание», 2004.

4 Гайсельхарт Х. Обучающееся предприятие в ХХI веке. Пер. с нем. Н.В. Маловой. – Калуга: «Духовное познание», 2004. – С. 228.

5 Щедровицкий П.Г. Начала системно-структурного исследования взаимоотношения в малых группах. Курс лекций. /Их архива П.Г. Щедровицкого. Т. 3. – М.: Изд-во «Путь», 1999. – 352 с.

6 Там же, С. 212-213.

7 Очерки русской литературы Сибири. Т.1. Дореволюционный период. – Новосибирск: Наука, 1982. – С. 45.

8 Общее количество часов по русскому языку для 5 класса и указанное распределение даны в полном соответствии с существующими программами по русскому языку, рекомендованными Министерством образования Российской Федерации (см. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2000.

Научный стиль, особенности которого являются предметом исследования для лингвистов, представляет собой совокупность специфических речевых приемов, использующихся преимущественно в научной, научно-технической, научно-популярной сфере для выражения и оформления разнообразных по содержанию и предназначению идей, гипотез, достижений.

Общая характеристика научного текста

Научный текст - это итог, результат или отчет об исследовательской деятельности, который создается для круга лиц, обладающих соответствующей квалификацией для его восприятия и оценки. Для того чтобы сделать его максимально информативным, автор должен прибегнуть к использованию формализованного языка, специальных средств и способов подачи материала. Чаще всего научный текст - это опубликованное или предназначенное для печати произведение. К текстам научного плана относятся и специально подготовленные материалы для устного выступления, например, доклада на конференции или академической лекции.

Характерные особенности научного стиля - нейтральность тона, объективный подход и информативность, структурированность текста, наличие терминологии и специфических языковых средств, принятых в среде ученых для логичного, адекватного изложения материала.

Разновидности научного стиля

Превалирование письменной формы существования произведений научного стиля обуславливает обоснованность, взвешенность, четкость их содержания и оформления.

Разделение научных текстов на виды и типы объясняется, во-первых, различием объектов, описываемых многочисленными дисциплинами, содержанием исследовательской деятельности ученых, ожиданиями потенциальной аудитории. Существует базовая спецификация научной литературы, которая делит тексты на научно-технические, научно-гуманитарные, научно-естественные. Можно выделить и более частные подъязыки, которые существуют внутри каждой из наук - алгебры, ботаники, политологии, и т.д.

М. П. Сенкевич структурировал виды научного стиля по степени «научности» конечного произведения и выделил следующие типы:

1. Собственно научный стиль (иначе - академический) характерен для серьезных работ, предназначенных узкому кругу специалистов и содержащих исследовательскую концепцию автора - монографий, статей, научных докладов.

2. Изложение или обобщение научного наследия содержат вторичные информационные материалы (рефераты, аннотации) - они созданы в научно-информативном или научно-реферативном стиле.

4. Научно-справочная литература (справочники, сборники, словари, каталоги) имеет целью дать предельно сжатую, точную, без подробностей информацию, предъявить читателю только факты.

5. Особая сфера применения у учебно-научной литературы, здесь излагаются основы наук и добавлен дидактический компонент, предусматривающий иллюстративные элементы и материалы для повторения (учебные издания для различных учебных заведений).

6. Научно-популярные издания представляют биографии выдающихся людей, истории происхождения различных явлений, хронику событий и открытий и доступны для широкого круга интересующихся лиц, благодаря иллюстрациям, примерам, разъяснениям.

Свойства научного текста

Текст, созданный в научном стиле, представляет собой стандартизированную замкнутую систему.

Основные особенности научного стиля - соответствие нормативным требованиям литературного языка, употребление стандартных оборотов и выражений, использование возможностей «графического» языка символов и формул, применение ссылок и примечаний. Например, общепринятыми в научной среде являются клише: речь пойдет о проблеме…, следует отметить, что…, полученные в ходе исследования данные привели к следующим выводам…, перейдем к анализу… и т.д.

Для передачи научной информации широко используются элементы «искусственного» языка - графического: 1) графики, схемы, блоки, чертежи, рисунки; 2) формулы и символы; 3) специальные термины и лексические особенности научного стиля- например, названия физических величин, математических знаков и т.д.

Итак, научный стиль, особенности которого характеризуются соответствием служит точности, ясности и лаконичности в выражении мыслей исследования. Для научного высказывания характерна монологическая форма, логика повествования раскрывается последовательно, выводы оформлены как завершенные и полные по смыслу фразы.

Смысловая структура научного текста

Всякий текст научного стиля имеет свою логику построения, некую законченную форму, соответствующую законам структурирования. Как правило, исследователь придерживается следующей схемы:

  • введение в суть проблемы, обоснование ее актуальности, новизны;
  • выделение предмета исследования (в некоторых случаях и объекта);
  • постановка цели, решение в ходе ее достижения определенных задач;
  • обзор научных источников, каким-либо образом затрагивающих предмет исследования, описание теоретической и методологической базы для работы; обоснование терминологии;
  • теоретическая и практическая значимость научного произведения;
  • содержание самой научной работы;
  • описание эксперимента, если он проводится;
  • результаты исследования, структурированные выводы по его итогам.

Языковые признаки: лексика

Отвлеченный тон и обобщеность формируют лексические особенности научного стиля:

1. Употребление слов в их конкретных значениях, преобладание слов с абстрактным значением (объем, проходимость, сопротивление, конфликт, стагнация, словообразование, библиография и т.д.).

2. Слова из повседневного обихода приобретают в контексте научного произведения терминологическое либо обобщенное значение. Это касается, например, технических терминов: муфта, катушка, трубка и др.

3. Основную смысловую нагрузку в научном тексте несут на себе термины, однако их доля не одинакова в различных типах произведений. Термины вводят в оборот некие понятия, правильное и логическое определение которых - необходимое условие для профессионально написанного текста (этногенез, геном, синусоида ).

4. Для произведений научного стиля характерны аббревиатуры и сложносокращенные слова: изд-во, ГОСТ, Госплан, млн, НИИ.

Языковые особенности научного стиля, в частности, в области лексики, имеют функциональную направленность: обобщенно-отвлеченный характер подачи материала, объективность взглядов и выводов автора, точность представленных сведений.

Языковые признаки: морфология

Морфологические особенности научного стиля:

1. На грамматическом уровне при помощи определенных форм слова и построения словосочетаний и предложений создается отвлеченность научного текста: отмечается, что..., представляется, что... и т.д.

2. Глаголы в контексте научного текста приобретают значение вневременное, обобщенное. Причем употребляются преимущественно формы настоящего и прошедшего времени. Их чередование не придает ни «живописность», ни динамику повествованию, напротив - они указывают на закономерность описываемого явления: автор отмечает, указывает…; достижению цели способствует решение задач и т.д.

3. Преобладающие (примерно 80%) также придают научному тексту обобщенное значение. В устойчивых оборотах используются глаголы совершенного вида: рассмотрим…; покажем на примерах и т.д. Также употребительны неопределенно-личные и безличные формы с оттенком долженствования либо необходимости: характеристики относят к …; нужно уметь…; не следует забывать о…

4. В пассивном значении используются возвратные глаголы: требуется доказать…; детально объясняется…; рассматривается проблематика и др. Такие глагольные формы позволяют сделать акцент на описание процесса, структуры, механизма. То же значение у кратких страдательных причастий: определение дано…; норма может быть осмыслена и т.д.

5. В научной речи также употребляются краткие прилагательные, например: отношение характерно .

6. Типичным признаком научной речи является местоимение мы , употребляемое вместо я . Этот прием формирует такие черты, как авторская скромность, объективность, обобщенность: В ходе исследования мы пришли к выводу… (вместо: я пришел к выводу …).

Языковые признаки: синтаксис

Языковые особенности научного стиля в плане синтаксиса выявляют связь речи со специфичным мышлением ученого: конструкции, употребляемые в текстах, нейтральны и общеупотребительны. Наиболее типичным является прием синтаксической компрессии, когда осуществляется сжатие объема текста при увеличении его информативности и смысловой наполненности. Это реализуется при помощи особого построения словосочетаний и предложений.

Синтаксические особенности научного стиля:

1. Использование определительных словосочетаний «имя существительное + имя существительное в родительном падеже»: обмен веществ, ликвидность валюты, прибор для демонтажа и т.д.

2. Определения, выраженные именем прилагательным, употребляются в значении термина: безусловный рефлекс, твердый знак, исторический экскурс и др.

3. Для научного стиля (определений, рассуждений, выводов) характерно составное именное сказуемое с существительным, как правило, с опущенным глаголом-связкой: Восприятие - это базовый познавательный процесс…; Отступления от нормативных реализаций языка - одна из самых ярких черт детской речи. Другой распространенной «формулой сказуемого» является составное именное сказуемое с кратким причастием: может быть использован.

4. Наречия в роли обстоятельства служат для характеристики качества или свойства исследуемого явления: значительно, интересно, убедительно, по-новому; все эти и другие события хорошо описаны в исторической литературе….

5. Синтаксические структуры предложений выражают понятийное содержание, поэтому эталоном для пишущего ученого является полносоставное предложение повествовательного типа с союзной связью между его частями, с нейтральным в плане стиля лексическим наполнением и нормативным порядком слов: Нужно сказать, что зоопсихологи долго, упорно и безуспешно пытались обучить наиболее развитых человекообразных (шимпанзе) звуковому языку. Среди сложноподчиненных предложений доминируют структуры с одним придаточным: Между интеллектом и языком располагается промежуточная первичная коммуникативная система, которая получила название функционального базиса речи.

6. Роль вопросительных предложений - привлечь внимание к излагаемому материалу, выразить допущения и гипотезы: Может быть, обезьяна способна к жестовой речи?

7. Для осуществления отстраненной, нарочито обезличенной подачи информации широко применяются безличные предложения разных типов: К статусно равноправным жанрам можно отнести дружеское общение (разговор по душам, болтовня и др.) … Таким образом подчеркивается стремление быть объективным исследователем, выступающим от имени обобщенного научного сообщества.

8. Для того чтобы оформить причинно-следственные отношения между явлениями, в научной речи используются сложные предложения с сочинительной и подчинительной союзной связью. Часто встречаются сложные союзы и союзные слова: ввиду того что, несмотря на то что, вследствие того что, потому что, между тем как, тогда как, в то время как и др. Широко распространены сложноподчиненные предложения с определительные, причины, условия, времени, следствия.

Средства связи в научном тексте

Научный стиль, особенности которого заключаются в специфическом использовании опирается не только на нормативную базу языка, но и на законы логики.

Так, для того чтобы логично изложить свои мысли, исследователь должен использовать морфологические особенности научного стиля и синтаксические возможности для связи отдельных частей своего высказывания. Этой цели служат различные синтаксические построения, сложные предложения разного типа со «словами-скрепками», уточняющими, причастными, деепричастными оборотами, перечислениями и др.

Приведем основные из них:

  • сопоставление каких-либо явлений (как …, так… );
  • употребление присоединительных предложений, содержащих дополнительные сведения о сказанном в главной части;
  • деепричастные обороты также содержат дополнительную научную информацию;
  • вводные слова и словосочетания, служат для связи между смысловыми частями как внутри одного предложения, так и между абзацами;
  • «слова-скрепки» (например, таким образом, поэтому, между тем, в заключение, другими словами, как мы видим ) служат для установления логической связи между разными частями текста;
  • однородные члены предложения необходимы для перечисления логически сходных понятий;
  • частое употребление клишированных структур, логичность и лаконичность синтаксического строя.

Итак, научный стиль, особенности средств связи которого мы рассмотрели, - достаточно стабильная система, сложно поддающаяся изменениям. Несмотря на разветвленную систему возможностей для научного творчества, регламентированные нормы помогают научному тексту «держать форму».

Язык и стиль научно-популярного текста

Изложение материала в научно-популярной литературе приближено к нейтральному, общелитературному, так как читателю предлагаются лишь специально отобранные факты, интересные аспекты, фрагменты исторических реконструкций. Форма изложения такого рода данных должна быть доступной для неспециалистов, следовательно, отбор материала, система доказательств и примеров, манера изложения информации, а также язык и стиль произведений, относящихся к научно-популярной литературе, несколько отличаются от собственно научного текста.

Наглядно представить особенности научно-популярного стиля в сравнении с научным можно с помощью таблицы:

Научно-популярный стиль задействует многие средства, принадлежащие общенациональному языку, но черты своеобразия ему придают функциональные особенности использования этих средств, специфика организации текста такого научного произведения

Итак, особенностями научного стиля являются специфические лексические и грамматические средства, синтаксические формулы, благодаря которым текст становится «сухим» и точным, понятным для узкого круга специалистов. Научно-популярный стиль призван сделать повествование о каком-либо научном явлении доступным для более широкого круга читателей или слушателей («просто о сложном»), поэтому он приближается по степени воздействия к произведениям художественного и публицистического стиля.

Научный стиль - функционально-стилевая разновидность литературного языка, которая обслуживает разнообразные отрасли науки (точные науки, естественные, гуманитарные и др.), область техники и производства и реализуется в жанрах монографии, научной статьи, диссертации, реферата, тезисов, научного доклада, лекции, сообщения на научные темы, рецензии , а также в учебной и научно-технической литературе и т. д. Важнейшая задача научного стиля речи - объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания.

Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими языковыми особенностями, среди которых: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер речи, строгий отбор языковых средств, стремление к нормированности речи. Основной формой реализации научного стиля является письменная речь, хотя с повышением роли науки в различных сферах деятельности, расширением научных контактов, развитием средств массовой коммуникации возрастает роль и устной формы общения с использованием научного стиля.

Главной коммуникативной задачей общения в научной сфере является выражение научных понятий и умозаключений. Мышление в этой сфере деятельности носит обобщенный, абстрагированный, логический характер. Этим обусловлены такие специфические черты научного стиля, как отвлеченность , обобщенность , подчеркнутая логичность изложения, и вторичные, более частные, стилевые черты: смысловая точность (однозначность выражения мысли), информативная насыщенность , объективность изложения , отсутствие образности и эмоциональности . Обобщенность и отвлеченность языка научной прозы диктуются спецификой научного мышления. Наука трактует о понятиях, выражает абстрактную мысль, поэтому язык ее лишен конкретности. В этом отношении он противопоставлен языку художественной литературы.

Лексические средства научного стиля

Основной особенностью организации языковых средств и научном стиле является их обобщенно-отвлеченный характер на лексическом и грамматическом уровнях языковой системы, что придает научной речи единую функционально-стилистическую окраску. Лексику научной речи составляют три основных пласта: общеупотребительные слова, общенаучные слова и термины .

К общеупотребительной лексике относятся слова общего языка, которые наиболее часто встречаются в научных текстах. Например: Аппаратура работает как при высоких, так и при низких температурах . При том, что в предложении нет ни одного специального слова, очевидно, что в научном тексте такие общеупотребительные слова составляют основу изложения. В зависимости от состава читателей доля общеупотребительной лексики меняется: она уменьшается в работах, предназначенных для специалистов, и возрастает в жанрах, обращенных к широкой аудитории. Общеупотребительные слова в научном стиле используются в их номинативном значении, что позволяет объективно обозначить сущность понятия или явления. Однако в конкретном научном тексте они могут изменять свою семантику. Например, слово предполагать в математических текстах обозначает «считать, допускать»: Предположим, что данные треугольники конгруэнтны . За многозначными общеупотребительными словами в научныx текстах закрепляется специальное значение. Так, существительное окончание , имеющее два значения (1. Завершение, доведение чего-либо до конца. 2. Заключительная часть чего-либо), в лингвистике употребляется как однозначное: " грамматически изменяющаяся часть слова; флексия" .

Общенаучная лексика – второй значительный пласт научной речи. Это уже часть языка науки, т. е. языка описания научных объектов и явлений. При помощи общенаучных слов описываются явления и процессы в разных областях науки и техники. Эти слова закреплены за определенными понятиями, но не являются терминами, хотя и носят терминологический характер, например: операция, задача, явление, процесс, поглощать, абстрактный, ускорение , величина, функция, значение, элемент, результат, следствие, анализ, синтез, система, базироваться, универсальный и др.

Для научного стиля характерно широкое использование абстрактной лексики , преобладающей над конкретной: испарение, замерзание, давление, мышление, отражение, излучение, невесомость, кислотность, изменяемость и т. д. В отвлеченных и обобщенных значениях используются не только слова с абстрактной семантикой, но и слова, обозначающие вне научного стиля конкретные предметы. Так, в предложении В нашей местности растут дуб, ель, береза слова дуб , ель , береза обозначают не единичные, конкретные предметы (конкретное дерево), а класс однородных предметов, породу деревьев, т. е. выражают общее понятие. Обобщенно-отвлеченный характер речи подчеркивается также употреблением специальных слов типа обычно, обыкновенно, всегда, постоянно, систематически, регулярно, всякий, любой, каждый .

Поскольку в области науки и техники требуется максимально точное определение понятий и явлений действительности, отражающее точность и объективность научных истин и суждений, специфической особенностью словарного состава научного стиля является использование терминов .

Термин (от лат. terminus "граница, предел") - слово или словосочетание, являющееся названием специального понятия какой-либо сферы производства, науки или искусства. Каждая отрасль науки располагает своей терминологией, объединенной в одну терминосистему (терминология медицинская, математическая, физическая, философская, лингвистическая, литературоведческая и др.). Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. Примеры терминов: атрофия, численные методы алгебры, диапазон, зенит, лазер, призма, радиолокация, симптом, сфера, фаза, низкие температуры, керметы . Лексическое значение термина соответствует понятию, выработанному в данной области науки. Термины, входящие в состав нескольких терминосистем, и конкретном тексте употребляются в каком-то одном значении, характерном для определенной терминологической системы.
Например : Реакция [франц. reaction , нем. Reaktion < лат. re против + ctio действие]
1. Биол . Ответ (организма, его части) на какое-л. раздражение извне.
2. Физ. и Хим . Физико-химическое взаимодействие между веществами.