Проекты по изучению леса в детсаду. Проект "Лес - наше богатство" проект (подготовительная группа) на тему

Тамара Баютова
Проект «Лес - наше богатство»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад № 13 города Кингисепп"

Проект

Тема : «Лес – наше богатство »

Продолжительность : краткосрочный (2 недели)

Возраст : 6 лет

Составила :

воспитатель

МБДОУ № 12 г. Кингисеппа

Т. И. Баютова

г. Кингисепп

Земля должна быть достойной

человека, и для того, чтобы она

была вполне достойна его, человек

должен устраивать землю так же

заботливо, как он привык

устраивать свое жилье, свой дом.

М. ГОРЬКИЙ

Указом президента Российской Федерации 2017 год объявлен годом Экологии в России. Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды.

Актуальность проблемы : проект «Веселое путешествие в царство леса» определяет цели, задачи, направленные на экологическое воспитание дошкольников. Общение детей с природой, организованное педагогом, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Несформированность у детей представлений о том, что лес-это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории (жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга) ; о неразрывной связи человека и природы. Деревья (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые дают вкусные, съедобные плоды. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Охранять природу - значит беречь не только животных, но и её растительность!

Цель проекта : формировать у детей представлений о том, что лес это- сообщество растений и животных, проживающих вместе) на одной территории (жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга, о том, человек и природа не могут существовать друг без друга, развитие познавательных и творческих способностей детей, навыков взаимодействия и сотрудничества. Донести до сознания детей, что лес - наше богатство .

Задачи проекта :

* Закреплять у детей представление о лесе;

* Развивать познавательные и творческие способности детей;

*Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.

*Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умениеанализировать, сравнивать и обобщать.

* Воспитывать бережное отношение к растительности леса к его жителям.

*Закрепить представление о лесе, как сообществе растений и животных : неразрывной связи человека и природы,

*Сформировать первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

* Вовлечение в творческую деятельность каждого ребёнка.

*Развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных, навыков взаимодействия и сотрудничества.

* Вовлекать в учебно-воспитательный процесс родителей.

Продолжительность проекта : краткосрочный.

Необходимое оборудование.

Литературный ряд :

В. Бианки «Лесная газета» ,

«Бешенный бельчонок» .

М. М. Пришвин «Лисичкин хлеб» , «Лесной хозяин» , «Золотой луг» .

«Дубки» , И Трошина «Какие дивные места» Демонстрационный ряд :

- «Дикиеживотные»

- «Деревья леса»

- «С какого дерева лист?»

-«Ягоды леса»

1 этап – подготовительный (2 день)

1. Подбор демонстрационного материала Расширение, уточнение и закрепление знаний детей о лесе.

2. Подбор пальчиковых игр, упражнений для зарядки в стихах, Закрепление знаний детей с какого дерева лист. Развитие речевого аппарата.

3. Подбор и приобретение художественной литературы по данной теме. Расширение знаний детей о правилах поведения в лесу.

4. Папка-передвижка «Витамины летнего стола» Знакомства родителей с возможными способами обогащения питания детей

2 этап – основной (10 дня) .

п/п Наименование мероприятия Цель

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1. Сюжетно-ролевые игры :

Мы жители планеты

Пожар в лесу

На природу – на пикник

Формирование умения взаимодействовать в сюжетах с двумя (тремя) действующими лицами

Расширять и закреплять знания детей о правилах поведения в природе

2. ТРИЗ :

-«Теремок»

(из опыта И. Н. Мурашковской)

- «Ты –часть, я – целое»

Обучать навыкам сооциативного мышления

Развивать мыслительные процессы, фантазию, воображение и речь ребенка

3. Дидактические игры :

- «С какого дерева листочек?»

Закреплять знания детей в различае деревьев

Развивать внимание, память.

Воспитывать познавательный интерес

4. Викторина

«Окружающий мир»

«Экологическая викторина» Закрепить знание по окружающему миру

Образовательная область «Познавательное развитие»

5. Беседы :

- «Как дышит береза?»

- «Лесные жилища» Закрепление представлений детей о том, где живут дикие животные и чем питаются

6. Рассказ :

М. М. Пришвин «Пень муравейник» Расширение и обогащение знаний о лесе и его обитателях

Образовательная область «Речевое развитие»

7. Рассматривание иллюстраций, альбомов, фотоматериалов, карточек :

Деревья нашего края ,

Дикие животные леса

Обогащение представлений о диких животных, о том, как выглядит их дом.

8. Беседы :

Что растет в лесу, а что в огороде?

Расскажи о деревьях в нашем саду . Развитие диалогической формы речи. Закрепление знаний о деревьях, из чего состоит дерево?

9. Рассматривание картины :

«Лето в лесу»

«Лиса на поляне»

«Медведи у реки» »

Вовлечение детей в разговор во время рассматривания картины.

10. Чтение художественной литературы :

Русские народные песенки, потешки, заклички, прибаутки

В. Бианки «Лесная газета» ,

«Бешенный бельчонок» .

М. М. Пришвин «Лисичкин хлеб» , «Лесной хозяин» , «Золотой луг» .

Подборка стихов из картотеки А. Прокофьев «Дубки» , И Трошина «Какие дивные места» Расширение знаний детей оприроде.

Обогащение словаря детей за счет новых слов.

Воспитание умения слушать новые стихи, рассказы, сказки

11. Отгадывание загадок :

Загадки о природе Обучение детей соотносить описываемые признаки предмета с его названием.

12. Разучивание стихотворения :

Н. Субботина «Могучий, сильный, вековой…»

И. Токмакова «Если б дали березе расческу»

Тренировка долговременной памяти. Активизация речи детей.

Образовательная область «Физическая культура»

13. Утренняя гимнастика

«В лес по тропинке» ,

«В роще березовой» »,

Повышение двигательной активности детей, приобщение детей к ведению ЗОЖ

14. Подвижные игры :

Еж и яблоки

Куры и лиса

Гуси, Гуси- га-га-га…

Развитие общей моторики, координации движений.

Закрепление навыков выполнения основных видов движений, повышение двигательной активности.

15. Пальчиковые игры :

- «В лес по ягоды»

- «Дикие животные»

Развитие мелкой моторики руки, речеслухового внимания.

Экскурсия в парк

«За руку с природой»

Воспитывать заботливое отношение к природе

Образовательная область «Художественное творчество»

16. по рисованию- «Зеленые легкие земли» Закрепление знаний о названии и назначении деревьев

3 этап – итоговый (1 день)

п/п Наименование мероприятия Цель

1. Выставка рисунков

«Лес- наше богатство » Развитие детского творчества. Воспитывать любовь к природе

2. Работа с родителями

Совместная деятельность с детьми – рисование

«Зеленые странички» Развитие совместного творчества в семье

Проект по ознакомлению с окружающим миром «Лес-наше богатство»

МБДОУ «Детский сад № 39 «Юбилейный» города Смоленска

Буренкова Лиана Вадимовна, воспитатель первой квалификационной категории

город Смоленск, ул. Губенко, д. 3

Проект «Лес-наше богатство»

Пояснительная записка:

Деревья (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца. Поэтому охранять природу - и значит беречь не только животных, но и её растительность! Давайте, сохраним наши леса!

Донести до сознания детей, что лес – наше богатство.

Активизировать знания детей, учить использовать их в жизни и деятельности.

Учить детей понимать, что лес – наше богатство.

Познакомить детей с деревом, как материалом, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, изделиями из дерева.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.

Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны.

Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.

Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.

Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).

Развивать творческие способности (умение видеть «в обычном необычное», мастерить поделки из природного материала).

Срок реализации проекта: 1 год

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.

План проведения проекта:

Занятие: «Лес - наше богатство!», «Рассматривание сосны»,

«Как узнать растение»,

«Деревья нашей местности»,

«Мы – защитники природы!»,

«Лес в жизни человека».

«Как стул появился в детском саду»,

«Больное дерево»,

«Растение – земли украшение (по пословицам)».

Экскурсия в лес:

«Знакомство с деревьями нашего леса».

Экскурсия на пилораму:

«Знакомство с оборудованием, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, их продукцией».

Чтение художественной литературы, просмотр видео сюжетов, мультфильмов

(Подборка специального материала на дисках).

Просмотр слайдов:

«Наш лес»,

«Что нам даёт природа?»,

«Изделия из древесины» и др.

Наблюдение

«Лес – точно терем расписной»,

«Наблюдение за деревьями в лесу».

Экологическая тропа «Сосна».

Акция «Берегите природу».

Развлечения

«Ай да берёзка!»,

«Во поле берёзка стояла…»

«Свойства и качества дерева»,

«Плавает - тонет».

Индивидуальные беседы:

«Благодарит и сердится природа»,

«Маленькие помощники»,

«Дятел – лекарь леса»,

«В лесу пожар».

Трудовая деятельность:

«Посадка дерева»,

Рисование

«Берёза»,

«Лиственница»

разные времена года);

Аппликация

«Ветка рябины»,

«Ёлочка»,

«Смешанный лес»;

коллективная работа «Здравствуй, лес, дремучий лес полный сказок и чудес!»

Работа с родителями: изготовление поделок из природного материала «Лес – кладовая природы»;

домашние задания (рисование «Моё любимое дерево», «Изделия из дерева»)

Анкетирование («Экологическое образование в семье»);

Акция «Берегите природу» (рисование плакатов, рисунков совместно с детьми).

Консультация для родителей и педагогов:

«Лечебное воздействие звуков леса»,

«О целительной силе кедра»

Изготовление папки - передвижки (обмен информацией)

Диагностика уровня экологических знаний и навыков воспитанников по проекту.

Презентация - праздник «На лесной полянке».

Ожидаемые результаты:

Сформировать в сознании детей понятия идеалов и ценностей, а также основ охраны природы (леса);

Повышение уровня знаний по охране окружающей среды;

Формирование мотивации на охрану и бережное отношение к ресурсам природы;

Развитие сплочённости коллектива.

План – схема реализации проектной деятельности

«Лес – наше богатство!»

Вид деятельности

Цель

1.Худ. лит-ра. Чтение сказок, стихов, рассказов.

Закреплять умение внимательно слушать и запоминать содержание произведений; учить отвечать на вопросы, пополнять словарь детей. Заучить пословицы и поговорки о лесе.

2.Занятие (познавательное)

Учить детей понимать, что лес – наше богатство. Познакомить детей с деревом, как материалом, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, изделиями из дерева. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства. Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны. Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.

3.Просмотр видеосюжета, сказок о лесе.

Продолжать формирование представлений о лесе родного края, его разнообразии. Знакомить детей с видами деревьев, свойствами, особенностями разных пород.

4.Экскурсии в лес

Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям. Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений). Развивать творческие способности (умение видеть «в обычном необычное», мастерить поделки из природного материала. Уточнить названия дерево, куст. Познакомить с понятиями: гладкий, колючий, тяжёлый, лёгкий, длинный, короткий, толстый, тонкий. Показать детям многообразие красок осени, раскрыть понятие листопад.

5.Экологическая тропа «Сосна».

Познакомить детей с деревом сосной, как одним из главных строительных материалов. Развивать интерес к родной природе, её растительности, живому миру. Проследить взаимосвязь живой природы с неживой. Учить понимать значение леса (на примере сосны) , как части природы: его роль в жизни человека.

6.Наблюдения, опыты.

Установить связь между живой и неживой природой (время года – состояние растений), дифференцировать представления об выращивании растений (свет, тепло, вода, земля). Учить выделять свойства дерева, сравнивать и делать умозаключения.

7.Трудовая деятельность:

Посадка дерева;

Изготовление альбома о лесе.

Аппликация «Ёлочка »

Развивать любознательность, трудолюбие, бережное отношение к природе, её растительности, закрепить и конкретизировать представления о лесе (деревьях). Совершенствовать трудовые навыки, формировать самостоятельность. Развивать образное мышление, память, творческие способности.

8.Работа с родителями:

домашнее задание – изготовление поделок из природного материала.

Тема: «Лес – кладовая природы!»

Консультация

Тема: «Лечебное воздействие звуков леса»

Развивать интерес к природе родного края, формировать эстетические чувства и качества.

Учить «видеть и слышать» прекрасное в природе. Учить составлять совместные рассказы с детьми на тему «дерево, которое мне нравиться», «Как я охраняю природу».

9. Презентация проекта

(приглашение родителей, конкурсы, выставка работ, викторина, чтение стихов, пение, хоровод).

Донести до сознания детей, что лес – наше богатство. Активизировать знания детей, учить использовать их в жизни и деятельности. Формировать навыки общения. Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости и патриотизма за свой край, свою страну, развивать нравственные качества личности.

Модель трёх вопросов:

Что мы знаем?

Названия некоторых пород деревьев.

Названия строительного материала, мебель.

Загадки и песни о деревьях.

Что даёт человеку лес.

Что мы хотим узнать?

Разновидности деревьев, виды леса.

Как, из чего, кто делает стулья и прочую мебель.

Профессию столяра, плотника, резчика по дереву, лесничего.

Технику и оборудования людей, чья работа связана с деревом (древесиной).

Что нужно сделать для того, чтобы узнать?

Спросить у взрослых.

Сходить на экскурсию в лес, делянку, пилораму, мебельный магазин.

Посмотреть:

телепередачи,

видеоматериалы,

фотографии,

мультфильмы,

документальные фильмы о лесе.

Оформить фотоальбом «Наш лес».

Организовать выставку поделок из природного материала «Лес – кладовая природы».

Провести опыты.

Планирование системной паутинки.

1.Центр искусства

Рисование на тему «Наш лес».

Лепка на тему «Моё любимое дерево», «Мебель (стул)».

Аппликация на тему «Ёлочка нарядная в гости к нам пришла».

2.Центр математики

Модели, схемы, таблицы «Немного о лесе».

Дидактическая игра «Деревья» (счет).

3. Центр движения

Подвижная игра «Деревья»

Малоподвижная игра «Что сначала, что потом…»

4. Центр книги

Чтение сказок, стихотворений, рассказов о лесе.

Заучивание пословиц, стихотворений, поговорок.

Отгадывание загадок.

5. Центр игры

Сюжетно-ролевые игры «Поход в лес», «По грибы мы в лес пойдём», «Мебельный магазин».

Дидактическая игра «Сначала-потом» (последовательные картинки)

Театрализованная игра-этюд «Мы защитники леса».

Список необходимого оборудования и материала к проекту.

Дидактические игры:

«Деревья»,

«Чья тень?»,

«Собери и назови»,

«С какой ветки детки?»,

«Найди похожие по форме»,

«Третий лишний»,

«Маленькие помощники»,

«Охраняем природу»,

«Природа – наш друг!».

Раздаточный и демонстрационный материал:

Картинки «Деревья», «Листья», «Плоды деревьев»;

Схема описательного рассказа «Дерево-цветок»;

Карточки для индивидуальной работы (материалы из раскрасок);

Карточки с ребусами, загадками, пословицами и поговорками;

Фотографии (деревья, мебель, игрушки и другие предметы из дерева);

Карточки для составления последовательного рассказа о дереве;

Картинки (инструменты плотника, столяра, лесоруба);

Деревья из картона (фанеры);

Изделия из древесины народных умельцев: матрёшки, ложки, игрушки, музыкальные инструменты, шкатулки, посуда и. пр.

Природный материал:

Веточки деревьев: сосна, ель, берёза, рябина, дуб, лиственница, кедр, тополь;

Листья деревьев, шишки хвойных деревьев;

Срез деревьев: сосна, ель, берёза;

Кора различных деревьев;

Полено, пенёк, опилки, стружки;

Образец обработанного дерева-заготовки

Театральные атрибуты:

Шапочки для подвижных игр и сценок: Дятел; Ель; Сосна; Берёзка; Кленовые листья; Шишки еловые;

Настольный театр по сказкам: «Теремок», «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Художественная литература:

Русские народные сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Теремок»;

С.Маршак (из Джанни Родари) «Чем пахнут ремёсла?»;

К. Д. Ушинский «Берёза моя, берёзонька…»;

К.Д. Ушинский «Дятел»;

С. Маршак. Откуда стол пришёл?

Г. Ладошников. Новый дом.

З.Александрова. Птичья Ёлка.

Е.Соколова. Живая ёлочка.

Е. Соколова. Зелёная красавица.

А. Часовников. Лесорубы.

А. Часовников. Комбинат.

А. Часовников. Сплавщики.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 комбинированного вида города Бокситогорска»

Проект

«Лес - наше богатство»

в средне - старшей группе

(4-6 лет)

Воспитатель: Пономарева Л.А.

г. Бокситогорск

Название проекта: «Лес – наше богатство»

Возраст детей: средне - старшая группа (4-6 лет)

Тип проекта: Краткосрочный

Вид проекта: Исследовательско–игровой

Актуальность:

Деревья (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца. Поэтому охранять природу - и значит беречь не только животных, но и её растительность! Давайте, сохраним наши леса!

Цель проекта:

Углубить знания детей о лесе и о его обитателях, воспитать желание беречь и охранять родную природу.

Для того, чтобы заинтересовать детей этой проблемой, я однажды предложила для рассмотрения шишки сосны, кедра, ели. Обратила внимание, что название у них общее, но все шишки разные. Дети с увлечением стали находить сходства и различия во внешнем виде, семенах и пришли к выводу, что все шишки с разных деревьев. Стали интересоваться, для чего нужны семена, есть ли они у других деревьев. Увидев заинтересованность детей, я пришла к реализации проекта.

Задачи:

1. Расширить и углубить знания о лесе, о его обитателях, развить любознательность, культуру поведения в природе.

2. Научить детей устанавливать и понимать причинно - следственные связи природных явлений.

3. Дать знания детям по экокультуре нашего края.

Работа с родителями. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников и непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность.

Консультации для родителей:

«В лес вместе с ребенком»

«В союзе с природой»

«Значение словесных экологических игр в детском саду»

Привлечение родителей к обогащению словаря по теме;

Организация семейных экскурсий в лес (предоставление фотографий для оформления фотовыставки);

Изготовление поделок из природного материала (на тему: «Чудеса из природного материала»).

Понедельник: «Знакомство с лесом»

Цель: уточнить представление детей о лесе.

Цель: формирование положительного отношения к природе.

Д/и «С какого дерева листок?»

С/р «Прогулка в лесу»

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти.

Д/и «Четвертый лишний»

Пословицы и поговорки про лес

Прогулка

Цель: развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе.

Наблюдения за сезонные изменения природы во время прогулки

Цель: развивать восприятие, художественно-творческие способности, эстетические чувства.

Д/и «Узнай настроение»

Беседа «Как устроен лес.»

Вторник: «Растительный мир леса»

Цель: познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих в лесах и на лугах.

Цель: продолжать развивать познавательный интерес к миру природы

Д/и «Съедобные - несъедобные»

Цель: совершенствовать умение различать виды растений по их индивидуальным особенностям и признакам.

Беседа «О лечебных растениях»

Д/и «Растительный мир»

Прогулка

Цель: развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.

С/р «Прогулка в лес»

Цель: совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на

Д/и «Растения нашего леса»

Загадки о диких животных, деревьях, цветах, кустах.

Среда: «Животный мир леса»

Цель: изучение животных разных систематических групп (звери, птицы, насекомые, пауки, раки, черви, пресмыкающиеся, земноводные).

Цель: дать представления о диких животных леса России.

Д/и «Запомни и назови»

Физкультминутка «Еж с ежатами»

Цель: Обогатить словарь за счет имен существительных, имен прилагательных, глаголов.

Чтение Скребицкий Г. А «Всяк по-своему».

Аппликация «Белка»

Прогулка

Цель: воспитывать желание оказывать помощь животным.

П/и «У медведя во бору».

Цель: уточнить представление о приспособленности хищников к добыванию пищи; воспитывать познавательный интерес.

Д/и «Чем бы мы угостили животных

Четверг: «Красная книга»

Цель: дать детям представление о Красной книге, которая предупреждает об исчезновении животных, растений.

Цель: дать представление о том, что природа – единый живой организм, в котором важны все животные и растения.

Д/и «Хорошо – плохо»

П/и «Пчелка и медведи»

Цель: познакомить детей с работой зоопарков и заповедников по сохранению редких видов животных.

С/р «Зоопарк»

Беседа «Красная книга – символ опасности»

Прогулка

Цель: расширить представление о пользе растений и животных; развивать интерес к окружающей природе.

П/и «На лесной опушке собрались зверюшки»

Цель: отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой)

Рисование растений и животных

Пятница: «Лес – многоэтажный дом»

Цель: дать детям представление о лесе, как многоярусном, многоэтажном доме, где все растения и животные занимают определённую экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях.

Цель: развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, воспитывать экологическую культуру детей.

Д/и «Закончи предложение»

Цель: закреплять умения устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые- опылители растений, то растения не дадут семян).

Знакомство с моделью «Цепочка питания»

Д/и «У медведя во бору

Прогулка

Цель: воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Наблюдение за деревьями, птицами, насекомыми, растениями на участке.

Цель: Учить детей использовать имеющиеся знания о природе, установления

взаимосвязей между растениями и животными леса.

Самостоятельное раскрашивание картинок о лесе, растениях, животных.

МБОУ «Гимназия г. Азнакаево» Азнакаевского муниципального района РТ

Экологический марафон «Земля – планета жизни»

Природоохранное направление

Проектно-исследовательская работа

Ученики 3 класса

Руководитель:

Давлетова Венера Асгатовна

Директор МБОУ «Гимназия г. Азнакаево» А.М. Рахманов

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучение специальной литературы, метод обработки результатов.

МЕСТО И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Россия, Татарстан, Азнакаевский район. Лес

ВВЕДЕНИЕ

Эта работа содержит информацию о взаимоотношениях человека и леса.

Лес – один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т. д.

Характерная особенность леса заключается в том, что образующие его компоненты связаны между собой и с окружающей средой.

Лес бывает полон жизни круглый год. Птицы с их звонкими концертами весной, заросли спелой, душистой малины летом, грибные полянки осенью, заячьи следы на белом снегу зимой - все это, а также много столь же прекрасного другого можно найти в лесу. Замечательный русский писатель Михаил Пришвин сказал, что пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват. С точки зрения науки, лес представляет собой особенное творение природы - гармоничное, красивое и многоликое. В нем растут деревья и кустарники, мхи и травы, грибы и лишайники. В лесу обитает большое количество видов животных, начиная от невидимых простым глазом почвенных бактерий, всякого рода землероек, жуков, бабочек и кончая такими гигантами лесной фауны, как кабан, зубр, медведь, лось, а в тропиках еще и слон.

Но это далеко не всё, что входит в понятие природного сообщества - леса. Важными и незаменимыми составными частями леса как единого сложного организма являются также лесные почвы, наземные и подземные воды, воздух, солнечный свет, солнечная энергия. Всё, что есть в лесу живого и мертвого, взаимосвязано друг с другом.

СКОЛЬКО ЛЕСОВ НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ?

В настоящее время леса занимают около трети площади суши. Общая площадь леса на Земле составляет 38 млн. км². Половина этой лесной зоны принадлежит , четвёртая часть расположена в . Площадь леса в России составляет 8,8 млн. км². Россия обладает почти 25% мировых запасов древесины и 50% ценных хвойных лесов мира. Леса нашей планеты очень разные. Прежде всего, их делят на три основные географические лесные зоны - на зону экваториальных лесов, которые растут вдоль экватора, на зону субтропических и тропических лесов, а также на зону лесов умеренных широт. И еще различают основные типы лесов. Их тоже три - хвойные, лиственные, смешанные. Ясно, что смешанные леса получили свое название потому, что в них уживаются и лиственные, и хвойные древесные породы. В свою очередь, лиственные леса делятся на листопадные и на вечнозеленые, т.е. нелистопадные. Вечнозеленые леса являются самыми работоспособными и самыми продуктивными: они производят на Земле 80 процентов кислорода. На долю всех остальных растений, в том числе зеленых водорослей озер, рек, морей и океанов, приходится лишь 20 процентов производимого на планете кислорода. Когда человек приходит летом в березовый лес, он меньше всего думает о том, сколько кислорода производит береза. Но как весело в лесу! Как легко дышится! Людскому глазу милы голубые и желтые цветы, а также темно-серые шляпки подберезовиков на светлой прогалине. В России леса неодинаковы как в разных климатических зонах, так и на различных почвах, на участках с разным микроклиматом и водным режимом. Можно встретить и темный холодный ельник, и светлый лиственничный бор, и могучую дубраву, а можно попасть и в медоносный липняк, и в орехоплодный кедровник или в медно-золотистый сосняк, где лучше всего растут маслята. Все леса на Земле работают как зеленые фабрики: в светлые, солнечные дни они запасают впрок солнечную энергию, без которой была бы невозможна жизнь на планете. В любом лесу деревья, кусты и травы выполняют роль посредника между Солнцем и Землей. Зеленые листья улавливают солнечные лучи, запасают солнечную энергию и производят с ее помощью органические продукты. Главным продуктом зеленого леса является древесина.

Когда человек топит печку березовыми дровами, он обогревает свой дом солнечным теплом, солнечной энергией, запасенной зелеными листьями березы.

СКОЛЬКО ЯРУСОВ В ЛЕСУ?

Все растущие в лесу деревья, кустарники, кустарнички, травы, мхи, лишайники ученые разделяют на четыре яруса, или на четыре этажа. Растения того или иного яруса объединяют как по росту, так и по их значимости в лесном сообществе. В лесу первым по счету идет верхний ярус - он самый высокий и самый важный. Древесную породу верхнего яруса называют лесообразующей. В сосняке, например, в первом ярусе главенствует сосна - она и является лесообразующей. В липовом лесу господствует липа, в березовом - береза, в дубовом - дуб, в пихтовом - пихта, в лиственничном - лиственница, в ольховом - ольха, в еловом - ель.

Второй лесной ярус образуют тоже деревья, но эти деревья уже не главные в лесу, а сопутствующие основной породе. Они всегда ниже ростом. В дубраве, например, во втором ярусе можно встретить липу, полевой клен, рябину, иву.

Третий лесной ярус составляют кустарники. В той же дубраве третий ярус часто образуют ле­щина, жимолость, шиповник, бересклет, калина.

Четвертый ярус в лесу - это травы, мхи, лишайники, кустарнички. Естественно, возникает вопрос: какая разница между образующими четвертый ярус кустарничками и кустарниками, растущими в третьем ярусе? Разницу определяет в основном высота растений. Кустарнички намного ниже кустарников. Кустарники достигают в высоту иногда шести метров, изредка - восьми, а кустарнички поднимаются над землей всего на пять, десять, двадцать сантиметров, изредка - на шестьдесят. Среди кустарничков есть, например, линнея северная, которая всегда стелется по земле, никогда не поднимаясь вверх. Однако стебли у всех кустарников одревесневшие - в этом их главное сходство с кустарниками. В лесах России не так уж много видов кустарничков, их можно пересчитать по пальцам. Среди них черника, клюква, брусника, вереск, толокнянка, багульник. Все они малы ростом, но довольно часто образуют густые заросли, особенно если в лесу имеются прогалины.

ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСОВ

Леса играют большую роль в развитии экономики, улучшении окружающей среды, повышении благосостояния народа. Можно выделить следующие основные направления использования леса в хозяйственных целях:

Источник пищи (грибы, ягоды, звери, птицы, мёд)

Источник энергии (дрова)

Строительный материал

Сырьё для производства (производство бумаги)

Регулятор природных процессов (лесопосадки для защиты почвы от выветривания)

В лесах России произрастает около 100 видов диких плодовых, ягодных и орехоплодных растений, почти 200 видов съедобных, имеющих большую ценность как лекарственное и техническое сырье.

Лес – это среда обитания для большинства видов животных, он являются кормильцем животных и человека, дарящий им орехи, ягоды, грибы, съедобные побеги, травы и лишайники.

Лесная зона – крупнейшее в мире охотничье угодье: белка и соболь, куница и горностай, бобр и выдра, тетерев, глухарь, рябчик – чего только не приносят охотники из лесов.

Кроме того, леса – это здравницы и места отдыха, ресурс культуры и науки, украшение ландшафта, источники радости и здоровья, эстетического и экологического воспитания.

Леса играют большую роль в круговороте воды. Лесные почвы фильтруют воды, стекающие с полей и промышленных площадок, и очищают их от многих вредных примесей. Леса испаряют в атмосферу влагу и благотворно влияют на климат, повышая влажность воздуха. Вырубка лесов обычно приводит к обмелению рек, исчезновению родников, пересыханию ручьев. В народе давно существуют выражения «Леса – хранители вод», «Леса – рождают реки», «Где лес – там и вода, где вода – там и жизнь» и т. п.

Почвозащитное значение лесов. Леса резко уменьшают поверхностный сток. Этим они препятствуют смыву и размыву почв грунтовыми, талыми и дождевыми водами, выступают в качестве важного почвозащитного фактора. Лес – надежный защитник почв от выдувания; он закрепляет подвижные пески. Наибольший опыт в этом отношении накоплен в сельском хозяйстве, где лесные полосы используются для защиты почв и посевов. Летом лесные насаждения не только защищают окружающие поля от суховеев, но постепенно отдают им накопленную зимой и весной влагу через грунтовые воды и внутрипочвенный сток.

Густая сеть лесных полос может создавать углеродное значение лесов. Основные надежды по выводу избытка углерода из атмосферы и тем самым решению проблемы парникового эффекта люди связывают с лесами. Известно, что 1 га леса за год поглощает 6-7 т углекислого газа и выделяется 5-6 т кислорода.

Воздухоочистительные функции лесов. Лес, образно говоря, - это легкие планеты. Деревья являются той зеленой фабрикой, которая восстанавливает живительную силу отработанного воздуха. Чем лучше растут леса, тем больше они выделяют кислорода и тем быстрее поглощают углекислый газ. В настоящее время установлено, что более половины кислорода атмосферы поставляется лесами. Кроме воздействия на баланс углерода, леса способны удалять из воздуха другие посторонние вещества. Лес – превосходный биологический фильтр воздуха. Он улавливает из загрязненной атмосферы озон, цементную пыль, сажу, свинец, окислы азота и другие «продукты цивилизации», оказавшиеся по недосмотру или несовершенству промышленной технологии а атмосфере. В последующем токсиканты попадают в почву либо с опадающими листьями, либо другими путями. Имеются данные, что 1 кг листьев может поглощать за сезон до 50-70 г сернистого газа, 40-50г хлора и 15-20мг свинца. Уникальные фильтрующие свойства деревьев заключаются в их способности притягивать мельчайшие, взвешенные в воздухе твёрдые частицы. Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы, оздоровляют воздух. В определённых дозах фитонциды благотворно влияют на нервную систему человека, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность. Фитонциды обладают и ценнейшими профилактическими свойствами. Многие из них оказались непримиримыми врагами возбудителей инфекционных заболеваний, поэтому в воздухе лесов их намного меньше, чем над безлесной территорией. Например, в 1м воздуха в кедровом лесу содержится до 700 микроорганизмов. Как утверждают учёные, лес создаёт над собой зоны концентрации влаги, и над ним выпадает осадков на 9 – 30% больше, чем над безлесной территорией. Эти осадки смывают промышленную пыль.

Климатическое и метеорологическое значение лесов. Леса оказывают существенное влияние на метеорологические факторы. Они воздействуют на атмосферные явления и тем самым создают свою специфическую среду. Ее обычно рассматривают как микроклимат, экоклимат и фитоклимат. Изменение метеорологических параметров распространяется и за пределы леса. На этом свойстве основывается использование лесов (чаще всего лесных полос) для защиты почв, посевов, дорог, населенных пунктов и т. п.

КАКИМ ОБРАЗОМ ПРОИСХОДИТ ПОВРЕЖДЕНИЕ ЛЕСА?

Лесные пожары. Лесные пожары оказывают большое отрицательное влияние на многие процессы жизни леса. При лесных пожарах повреждается или полностью уничтожается растущий лес вместе с подлеском, подростом и травяным покровом. В связи с этим утрачивается источник получения древесины и резко снижаются водоохранно-защитные и санитарно-гигиенические свойства леса. Пожары уничтожают гнезда птиц и местообитания зверей, способствуют размножению вредных насекомых. Одной из причин увеличения лесных пожаров является резкое увеличение числа людей, выезжающих в лес для отдыха. Случаи возгораний в лесу являются следствием неосторожного и неумелого обращения с огнем. Так же пожары могут возникнуть от самовозгорания торфа, иногда от молний. Мировая статистика показывает, что около 97% всех лесных пожаров возникает по вине людей. Отсюда борьба с лесными пожарами остается одной из важнейших государственных задач.

Лесам наносят ущерб туристы (портят деревья, кустарники, траву), автомашины. Механическое воздействие вызывает уплотнение почвы и повреждает ломкие лесные травы.

С уплотнением почвы деградирует состояние древесно-кустарниковой растительности, ухудшается питание деревьев, так как на высоких вытоптанных участках почва становится суше, а на пониженных – переувлажняется. Ухудшение питания ослабляет деревья, задерживает их рост и развитие. Заметно уменьшается ежегодный прирост, особенно хвойных деревьев. Молодая хвоя у них становится короче. Уплотнение почвы нарушает ее структуру и снижает пористость, ухудшает условия жизнедеятельности почвенных микроорганизмов.

Сбор грибов, цветов и ягод подрывает самовозобновление ряда видов растений. Костер на 5-7 лет полностью выводит из строя клочок земли, на котором он был разложен. Шум отпугивает птиц и млекопитающих, мешает им нормально растить потомство. Обламывание ветвей, зарубки на стволах и другие механические повреждения способствуют заражению деревьев насекомыми-вредителями. Наблюдения ученых показали, что гектар леса сравнительно легко переносит присутствие 1-3 человек в сутки. Пребывание 4-10 человек уже сказывается на окружающей среде. В первую очередь начинают страдать почвенный покров и молодняк деревьев.

При увеличении числа посетителей на лесном гектаре до 16-20 человек в сутки почва уплотняется настолько, что у деревьев сохнут вершины. При таких перегрузках из леса уходят звери, и лесные птицы перестают гнездиться.

Огромный ущерб лесу наносят грибы-вредители. Они живут много лет и достигают очень больших размеров. Если на стволе растет плодовое тело гриба – дерево больное. На сосне лиственнице встречается гриб, похожий на небольшое копыто - это сосновая губка. Она разрушает древесину. Деревья заражаются в возрасте 40–50 лет, и чем старше и толще древостой, тем больше больных деревьев. Гриб поражает нижнюю часть ствола. А заражение начинается с пустяка. Идут по лесу ребята или взрослые, сломают ветку или нанесут рану ножом, иногда животные обгрызут кору. В такую рану попадают споры гриба, имеющиеся в воздухе. Для развития гриба из споры нужны вода, питательные вещества и воздух. Воду и пищу даёт дерево, воздух поступает через рану. Развиваясь, гриб начинает разрушать дерево изнутри. Сначала образуется твёрдая гниль, потом ситовая (срез дерева похож на сито), а позже – дупло.

Выпас скота. При выпасе погибают молодые деревца, которые скот объедает и вытаптывает, ухудшаются условия для роста взрослых деревьев, исчезают птицы и массово размножаются вредители. В лесах на склонах гор выпас вызывает смыв почвы (эрозию). Для исправления ситуации выпас в лесах прекращают. Скот обеспечивают кормом на сенокосах и пастбищах, продуктивность которых повышают использованием специальных приемов улучшения лугов: 1 га улучшенного луга в лесной зоне дает столько же корма скоту, сколько дают 20 га леса.

Большой вред лесным экосистемам наносит захламление лесов древесными остатками при заготовке древесины или бытовым мусором. Кучи сучьев, коры, тонких стволиков, высокие пни становятся местами размножения лесных вредителей. Бытовой мусор, оставленный в пригородном лесу отдыхающими, туристами или сваленный из автомашин, ухудшает эстетический вид леса, а при сильном захламлении способствует смене лесных трав растениями мусорных местообитаний – рудералами (в первую очередь – крапивой и чистотелом). Для предотвращения захламления надо строго контролировать исполнение правил заготовки древесины, все древесные остатки использовать для приготовления древесностружечных плит или отправлять на химическую переработку. Ветки хвойных деревьев – ценный корм, из них готовят витаминные концентраты. Для предотвращения захламления бытовым мусором лесопарков устанавливают контейнеры для его сбора, проводят очистку замусоренных лесов.

МЕРЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ЛЕСА

Польза лесов для человека не рассматривается узко – только как источник материального богатства. Каждому здравомыслящему человеку двадцатого столетия понятно, что в наш век высокоразвитой промышленности лес необходим для отдыха и как источник новых душевных и физических сил. Леса должны существовать ради того, чтобы существовал сам человек, ради сохранения великого богатства животного и растительного царства для грядущих поколений нашей Планеты. Поэтому нам нужны лесные резервации, заповедники, национальные парки, курортные лесные зоны, охраняемые законом.

Что необходимо сделать, чтобы восстановить леса?

Благоустроить места массового отдыха людей

    Не мусорить

    Сажать цветы и деревья

    Создать места для разжигания костров

    Установить мусоросборники и аншлаги–указатели

    Огородить имеющиеся муравейники

    Информирование населения

    Нарисовать противопожарные листовки, сделать стенды

ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ РТ

РТ относится к малолесным регионам России, лесистость составляет 17,4% (оптимальное значение доли земель для данной зоны 25%). На одного жителя республики приходится 0,3 га лесной площади, тогда как в среднем по РФ этот показатель равен 5,3 га.

На территории РТ действуют 30 лесничеств, в состав которых входит 124 участковых лесничества. Они выполняют комплекс работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины. осуществляют Существенное повышение эффективности и объемов использования лесов, совершенствование арендных отношений, развитие объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, создание благоприятных условий для инвестиций в лесной сектор является основной задачей в сфере лесных отношений.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕСНОГО ФОНДА РТ

Главная ценность лесов РТ заключается в их экологических функциях, от которых зависит состояние других компонентов природного комплекса – воды, почвы, атмосферы.

Леса РТ расположены в двух лесорастительных зонах: зоне смешанных лесов и лесостепной зоне, поэтому для них характерны как таежные, так и степные виды растительности и животных. Здесь проходит южная граница естественного распространения ели и пихты, северная граница дуба и северо-восточная граница ясеня. Леса находятся в ведении следующих органов:

Распределение площадей и запасов насаждений по Азнакаевскому лесничеству

2010

2011

Общая площадь, тыс. га

44,4

36,74

в том числе покрытая лесной растительностью, тыс. га

40,1

33.6

Запас, млн. м3

6,08

Во время засухи 2010 года в Азнакаевском районе погибло 12 тыс. га леса.

Лесной фонд отнесен к защитным и эксплуатационным лесам. Защитные леса, выполняющие средозащитные функции составляют 538,0 тыс. га, эксплуатационные леса – 688,4 тыс. га. ООПТ выделены и взяты под охрану на площади 13,4 тыс. га, в их числе 38 лесных памятников природы и природных заказников республиканского значения, два федерального значения леса Волжско-Камского государственного природного биосферного заповедника и Национального парка «Нижняя Кама».

Зеленые зоны выделены вокруг 22 городских и сельских поселений на площади 132,9 тыс. га. Эти леса выполняют рекреационные функции. С увеличением количества автотранспорта у населения городов в последние годы интенсивно осваиваются для рекреации леса Пригородного, Зеленодольского, Нижнекамского, Елабужского, Приволжского, Лаишевского и др. лесхозов. По группам пород лесной фонд характеризуется следующими показателями:

Площади, занятые хвойными насаждениями, составляют 271,1 тыс. га;

Твердолиственными насаждениями – 191,3 тыс. га;

Мягколиственными – 669,9 тыс. га;

Кустарниками – 7,0 тыс. га.

4.2. ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОВ В РТ

Учитывая важность лесохозяйственного производства в РТ проводились работы по увеличению площади лесных насаждений, улучшению породного и качественного состава лесного фонда, повышения защитных функций лесов. Объемы работ по лесовосстановлению выполнены на площади 1916,0 га, в т.ч. с посадкой защитных лесных насаждений на площади 1567,0 га и методами содействия естественному возобновлению леса на 330,0 га на землях лесного фонда. Подготовка почвы под лесные культуры. выполнена на площади 1869, га (план - 1869 га). В 2010 г. при поддержке Президента РТ Р.Н. Минниханова и Правительства РТ заложены защитные лесные насаждения на площади 1195,3 га на землях сельхозназначения. В 2011 году планируется этот объем посадок удвоился. В лесах, выполняющих водоохранные, рекреационные и защитные функции, исключенных из расчета главного пользования, в целях омоложения перестойных лесов в 2010 г. проведены постепенно-выборочные рубки. Рубки ухода за лесом и выборочные санитарные рубки проведены в 2010 г. на площади 19,4 тыс. га. Общий запас заготовленной при этом древесины составил 511,5 тыс. м3, заготовлено ликвидной древесины 354,8 тыс. м3. Рубки ухода в молодняках проведены на площади 8,7 га.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы считаем, что при посещении зеленого дома зверей и птиц нужно уметь вести себя в нем так, чтобы стать настоящим другом и покровителем природы, а не ее разрушителем.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Правила поведения в лесу:

Не оставляй мусор в лесу!

Лес ни место для свалки мусора, а дом для животных и растений и в этом доме должно быть чисто.

Соблюдай в лесу тишину!

Не приноси с собой магнитофон. Помни: крик и громкая музыка являются факторами беспокойства для лесных обитателей, и они могут покинуть свои дома

Не разжигай в лесу костёр!

На кострище несколько лет не растёт трава. К тому же костёр может привести к лесному пожару, в котором могут погибнуть растения и животные.

В лесу ходи только по организованным тропинкам!

Помни: утаптывание лесной почвы приводит к снижению доступа кислорода к корням деревьев, необходимого для их дыхания.

Не трогай птичьи гнёзда!

Если увидел гнездо с яйцами или птенцами, то постарайся тихо уйти. Побеспокоенная птица может бросить гнездо, и тогда птенцы погибнут.

Не рви в лесу цветы!

Любуйся их красотами или фотографируй их. Сорванные растения быстро погибают и не дают семян. Не будет семян – не будет цветущих растений.

Не разрушай муравейники!

Муравьи по хвоинке, по соломинке долго строят свой дом. Любой труд надо уважать. Муравьи – санитары леса. Они сдерживают численность насекомых – вредителей леса.

ЛИТЕРАТУРА

«Из жизни леса» И.Н. Балбышев, стр.3-5, 152-161, 164-167, С-П.: ЛЕНИЗДАТ, 1990

«Общая, социальная, прикладная экология» учебное пособие Н.А. Воронков, стр.242, 247-255, М.: РАНДЕВУ-АМ, АГАР, 1999

«Экология России» учебное пособие Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, стр. 90-94, М.: АО МДС, ЮНИСАМ, 1995

«Общий обзор» В.С. Варламов, М.Ф. Грин, стр. 123-125, М.: МЫСЛЬ, 1992

«Иллюстрированная энциклопедия лесов» Ян Еник, стр. 11-16, 415-419, Прага: АРТИЯ, 1997

«Экология, окружающая среда и человек» Ю.В. Новиков, стр.240-260, М.: ЮНИТИ, 1998

«География» энциклопедия К.Варли, Л.Майлз, стр.70,М.: РОСМЕН, 1995

«Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан» стр. 54-58, Казань: Мир без границ, 2010

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,- это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.

И. Тургенев

Автоматизируем звук Л.

Распечатай и играй!

Игра

«Подскажи словечко»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

Ход игры. Читаем стихотворение, дети внимательно слушают идоговаривают последнее слово.

Раз в глубоком тёмном иле

Рыбку рыбаки ловили,

А к нимв сети угодил

Злой зелёный...(крокодил).

Панцирь крепкий, как гранит,

Отврагов он защитит,

И под ним незнает страха

Медлительная... (черепаха).

Слышите могучий топот?

Видите длиннющий хобот?

Этоне волшебный сон!

Этоафриканский... (слон).

Игра «Чья, чей, чьи?»

Цели: формировать грамматическийстрой речи (образование притяжательных прилагательных от

существительных).

Ход игры . Предложите детям рассмотреть картинкис изображением животных севера и жарких стран и просит

назвать признаки животных.

Например:

У медведя уши (чьи? какие?) медвежьи, хвост (чей? какой?)медвежий.

У тюленя голова (чья? какая?) ... Упесца лапы (чьи? какие?) ... У моржабивни (чьи? какие?) ... У оленя рога

(чьи? какие?) ... У пингвина клюв(чей? какой?) ...

«Мерсибо»

Это целый сайт, посвящённый развивающим играм для детей от 2 до 10 лет. Каждая игра продумана до мелочей и позволит в непосредственной форме развить все психические процессы ребёнка, речь, навыки чтения, моторику, творческие способности.

У сайта удобная навигация и действует гибкая система скидок на подписку, а так же все игры можно приобрести на дисках и пользоваться в любое удобное время, даже в условиях отсутствия интернета.

Игры детям

Мерсибо специалистам

Познавательно-речевой проект "Лес-наше богатство!"

Содержание:

1. Теоретический аспект проекта:
Тема;
Проблема;
Цель;
Задачи;
Актуальность;
Срок реализации;
Участники;
План проведения;
Ожидаемые результаты.
2. План – схема реализации проектной деятельности.
3. Модель трёх вопросов.
4. Список необходимого оборудования и материалов.
5. Список детей-участников проекта.
6. Системная паутинка к проекту.
7. Занятия, беседы, экскурсии, опыты, праздники.
8. Консультации.
9. Список литературы.
10. Приложения
(анкеты, викторины, схемы, рисунки, фотографии, пословицы и стихи, загадки, задания для работы, игры, картинки и пр. демонстрационный материал.)

Проблема:
«Сломанный стул» - не бережное отношение к мебели.

Цель:
Донести до сознания детей, что лес – наше богатство.
Активизировать знания детей, учить использовать их в жизни и деятельности.
Сформировать представление о том, как труден
«Путь стула в детский сад» (представление о дереве, как материале для строительства).

Задачи:
Учить детей понимать, что лес – наше богатство.
Познакомить детей с деревом, как материалом, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, изделиями из дерева.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны.
Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.
Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.
Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).
Развивать творческие способности (умение видеть «в обычном необычное», мастерить поделки из природного материала).

Актуальность:
Деревья (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца. Поэтому охранять природу - и значит беречь не только животных, но и её растительность! Давайте, сохраним наши леса!

Срок реализации проекта: 1 год.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
План проведения проекта:
Занятие: «Лес - наше богатство!», «Рассматривание сосны»,
«Как узнать растение»,
«Деревья нашей местности»,
«Мы – защитники природы!»,
«Лес в жизни человека».
Беседа:
«Как стул появился в детском саду»,
«Больное дерево»,
«Растение – земли украшение (по пословицам)».
Экскурсия в лес:
«Знакомство с деревьями нашего леса».
Экскурсия на пилораму:
«Знакомство с оборудованием, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, их продукцией».
Чтение художественной литературы,
просмотр видео сюжетов, мультфильмов
(Подборка специального материала на дисках).
Просмотр слайдов:
«Наш лес»,
«Что нам даёт природа?»,
«Изделия из древесины» и др.
Наблюдение
«Лес – точно терем расписной»,
«Наблюдение за деревьями в лесу».
Экологическая тропа «Сосна».
Акция «Берегите природу».
Развлечения
«Ай да берёзка!»,
«Во поле берёзка стояла…»
Опыты:
«Свойства и качества дерева»,
«Плавает - тонет».
Индивидуальные беседы:
«Благодарит и сердится природа»,
«Маленькие помощники»,
«Дятел – лекарь леса»,
«В лесу пожар».
Трудовая деятельность:
«Посадка дерева»,
Рисование
«Сосна»,
«Берёза»,
«Ель»,
«Лиственница»
(в разные времена года);
Аппликация
«Ветка рябины»,
«Ёлочка»,
«Смешанный лес»;
коллективная работа «Здравствуй, лес,
дремучий лес полный сказок и чудес!»
Работа с родителями:
изготовление поделок из природного материала
«Лес – кладовая природы»;
домашние задания (рисование «Моё любимое дерево», «Изделия из дерева»)
Анкетирование («Экологическое образование в семье»);
Проекты (доклады) о деревьях.
Акция «Берегите природу» (рисование плакатов, рисунков совместно с детьми).
Консультация для родителей и педагогов:
«Лечебное воздействие звуков леса»,
«О целительной силе кедра.
Изготовление папки - передвижки
(обмен информацией)
Диагностика уровня экологических знаний и навыков воспитанников по проекту.
Презентация - праздник
«На лесной полянке».

Ожидаемые результаты:
Сформировать в сознании детей понятия идеалов и ценностей, а также основ охраны природы (леса);
Повышение уровня знаний по охране окружающей среды;
Формирование мотивации на охрану и бережное отношение к ресурсам природы;
Развитие сплочённости коллектива

План – схема реализации проектной деятельности

Вид деятельности

Цель

1.Худ. лит-ра. Чтение сказок, стихов, рассказов.

Закреплять умение внимательно слушать и запоминать содержание произведений; учить отвечать на вопросы, пополнять словарь детей. Заучить пословицы и поговорки о лесе.

2.Занятие (познавательное)

Учить детей понимать, что лес – наше богатство. Познакомить детей с деревом, как материалом, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, изделиями из дерева. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства. Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны. Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.

3.Просмотр видеосюжета, сказок о лесе.

Продолжать формирование представлений о лесе родного края, его разнообразии. Знакомить детей с видами деревьев, свойствами, особенностями разных пород.

4.Экскурсии в лес (поход).

Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям. Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений). Развивать творческие способности (умение видеть «в обычном необычное», мастерить поделки из природного материала. Уточнить названия дерево, куст . Познакомить с понятиями: гладкий, колючий, тяжёлый, лёгкий, длинный, короткий, толстый, тонкий. Показать детям многообразие красок осени, раскрыть понятие листопад.

5.Экологическая тропа «Сосна».

Познакомить детей с деревом сосной, как главным строительным материалом нашего края. Развивать интерес к родной природе, её растительности, живому миру. Проследить взаимосвязь живой природы с неживой. Учить понимать значение леса (на примере сосны) , как части природы: его роль в жизни человека.

6.Наблюдения, опыты.

Установить связь между живой и неживой природой (время года – состояние растений), дифференцировать представления об выращивании растений (свет, тепло, вода, земля). Учить выделять свойства дерева, сравнивать и делать умозаключения.

7.Трудовая деятельность:

  • Посадка дерева;
  • Изготовление альбома о лесе.
  • Аппликация «Ёлочка »

Развивать любознательность, трудолюбие, бережное отношение к природе, её растительности, закрепить и конкретизировать представления о лесе (деревьях). Совершенствовать трудовые навыки, формировать самостоятельность. Развивать образное мышление, память, творческие способности.

8.Работа с родителями:

  • домашнее задание – изготовление поделок из природного материала.

Тема: «Лес – кладовая природы!»

  • Консультация

Тема: «Лечебное воздействие звуков леса»

Развивать интерес к природе родного края, формировать эстетические чувства и качества.

Учить «видеть и слышать» прекрасное в природе. Учить составлять совместные рассказы с детьми на тему «дерево которое мне нравиться», «Как я охраняю природу».

9. Презентация проекта

(приглашение родителей, конкурсы, выставка работ, викторина, чтение стихов, пение, хоровод).

Донести до сознания детей, что лес – наше богатство. Активизировать знания детей, учить использовать их в жизни и деятельности. Формировать навыки общения. Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости и патриотизма за свой край, свою страну, развивать нравственные качества личности.

Модель трёх вопросов:
1. Что мы знаем?
Названия некоторых пород деревьев.
Названия строительного материала, мебель.
Загадки и песни о деревьях.
Что даёт человеку лес.

2. Что мы хотим узнать?
Разновидности деревьев, виды леса.
Как, из чего, кто делает стулья и прочую мебель.
Профессию столяра, плотника, резчика по дереву, лесничего.
Технику и оборудования людей, чья работа связана с деревом (древесиной).

3. Что нужно сделать для того, чтобы узнать?
Спросить у взрослых.
Подобрать и прочитать информацию в книгах и энциклопедиях.
Сходить на экскурсию в лес, деляну, пилораму, мебельный магазин.
Посмотреть
телепередачи,
видеоматериалы,
фотографии,
мультфильмы,
документальные фильмы о лесе.
Оформить фотоальбом «Наш лес».
Организовать выставку поделок из природного материала «Лес – кладовая природы».
Посадить деревья на территории детского сада.
Провести опыты.

Планирование системной паутинки.
1.Центр искусства
Рисование на тему «Наш лес».
Лепка на тему «Моё любимое дерево», «Мебель (стул)».
Аппликация на тему «Ёлочка нарядная в гости к
нам пришла».
2.Центр математики
Модели, схемы, таблицы «Немного о лесе».
Дидактическая игра «Деревья» (счет).
3. Центр движения
Подвижная игра «Деревья»
Малоподвижная игра «Что сначала, что потом…»
4. Центр книги
Чтение сказок, стихотворений, рассказов о лесе.
Заучивание пословиц, стихотворений, поговорок.
Отгадывание загадок.
5. Центр игры
Сюжетно-ролевые игры «Поход в лес», «По грибы мы в лес пойдём», «Мебельный магазин».
Дидактическая игра «Сначала-потом» (последовательные картинки)
Театрализованная игра-этюд «Мы защитники леса».

Список необходимого оборудования и материала к проекту.
Дидактические игры:
«Деревья»,
«Чья тень?»,
«Собери и назови»,
«С какой ветки детки?»,
«Найди похожие по форме»,
«Третий лишний»,
«Маленькие помощники»,
«Охраняем природу»,
«Природа – наш друг!».

Раздаточный и демонстрационный материал:
Картинки «Деревья», «Листья», «Плоды деревьев»;
Схема описательного рассказа «Дерево-цветок»;
Карточки для индивидуальной работы (материалы из раскрасок);
Карточки с ребусами, загадками, пословицами и поговорками;
Фотографии (деревья, мебель, игрушки и другие предметы из дерева);
Карточки для составления последовательного рассказа о дереве;
Картинки (инструменты плотника, столяра, лесоруба);
Деревья из картона (фанеры);
Изделия из древесины народных умельцев: матрёшки, ложки, игрушки, музыкальные инструменты, шкатулки, посуда и. пр.

Природный материал:
Веточки деревьев: сосна, ель, берёза, рябина, дуб, лиственница, кедр, тополь;
Листья деревьев;
Шишки хвойных деревьев;
Срез деревьев: сосна, ель, берёза;
Кора различных деревьев;
Полено;
Пенёк;
Опилки;
Стружки;
Образец обработанного дерева-заготовки
Оборудования:
Проектор;
DVD проигрыватель;
Телевизор;
DVD диски:
«Материал - дерево» (домашняя энциклопедия);
Слайды «Что нам даёт лес?»,
«Как беречь природу».
Мультфильмы:
«Два клёна»,
«Чьи в лесу шишки?»,
«Теремок»,
«Как стол несли»,
«Чудо-дерево»,
«Русские потешки»,
«Золотая липа»,
«Дерево с золотыми яблоками»,
«Знакомые нашей ёлки»,
«Пузырь, Соломинка и Лапоть»,
«Жило-было дерево…».
Аудио кассеты:
Сказка «Бобры и деревья»;
«Звуки леса».

Театральные атрибуты:
Шапочки для подвижных игр и сценок: Дятел; Ель; Сосна; Берёзка; Кленовые листья; Шишки еловые;
Настольный театр по сказкам: «Теремок», «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Художественная литература:
Русские народные сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Теремок»;
С.Маршак (из Джанни Родари) «Чем пахнут ремёсла?»;
К. Д. Ушинский «Берёза моя, берёзонька…»;
К.Д. Ушинский «Дятел»;
С. Маршак. Откуда стол пришёл?
Г. Ладошников. Новый дом.
З.Александрова. Птичья Ёлка.
Е.Соколова. Живая ёлочка.
Е. Соколова. Зелёная красавица.
А. Часовников. Лесорубы.
А. Часовников. Комбинат.
А. Часовников. Сплавщики.