Синтаксическая функция инфинитива в предложении. Синтаксические функции инфинитива

Инфинитив - явление сложное, многогранное, что, по-видимому, и служит одной из причин неточностей в анализе синтаксической роли инфинитива.

Инфинитив - начальная форма глагола - очень подвижен в синтаксическом отношении: он способен занимать в предложении синтаксические позиции как главных, так и второстепенных членов; т.е. в речи инфинитив проявляет разнообразные функционально-семантические свойства. В зависимости от этого выделяется инфинитив субъектный, инфинитив предикатный, инфинитив объектный, инфинитив обстоятельственный (целевой), инфинитив атрибутивный.

Самый употребительный среди них - инфинитив предикатный.

Традиционное представление об инфинитиве независимом и инфинитиве зависимом (здесь выделим субъектный), по-видимому, оказывается недостаточно адекватным и корректным. Будущему учителю-словеснику необходимо ориентироваться в функционально-семантических свойствах инфинитива, в его синтаксической роли в предложении. Знание этого облегчает понимание многогранной коммуникативной сущности инфинитива.

Инфинитив субъектный

Инфинитив субъектный обозначает грамматический субъект, т.е. предмет мысли (высказывания), является подлежащим двусоставного предложения, т.к. актуальный признак его выражает второй главный член предложения - сказуемое. Инфинитивное подлежащее обычно стоит перед сказуемым, грамматически не зависит от какого-либо члена предложения, т.е. не согласуется с каким-либо словом, не управляется со стороны какого-либо члена и не примыкает к какому-либо члену предложения, обнаруживает синтаксическую синонимию с отглагольным существительным в форме именительного падежа, позицию которого и занимает.

Например:

Курить - здоровью вредить. (Пословица); … гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. (М. Лермонтов); Охотиться на лыжах очень утомительно… (С. Аксаков); Оставаться в Богучарове становилось опасным. (Л. Толстой); Изобретать - это значит мечтать. (Кожевников); Здесь кушать запрещено. (Объявление).

Ср.: Курение вредит здоровью; Погоня за погибшим счастьем бесполезна и безрассудна. Охота на лыжах утомительна. И т.д.

В приведенных примерах инфинитив выступает в роли подлежащего, хотя и неморфологизированного, нетипичного. А.М. Пешковский писал: "Инфинитив здесь не является настоящим подлежащим, т.е. обозначением "предмета", которому приписывается признак, выраженный в сказуемом". Такое инфинитивное подлежащее является "заместителем" подлежащего, "заместительство - это есть факт грамматический…", форма инфинитива сама по себе не безразлична для такого заместительства, т.к. из всех глагольных форм единственно инфинитив, по самой природе своей, способен на некоторое (минимальное) приближение к существительному".

Субъектный инфинитив занимает одну позицию с личным глаголом, образуя с ним составное глагольное сказуемое, но только если этот личный глагол является вспомогательным (фазовым, модальным или эмоциональным), как в предложениях: … В конце концов я совсем перестал думать о цели своей поездки. (Ю. Нагибин); … Всем людям хочется иногда плакать… (Е. Евтушенко); Она боялась говорить громко. Составные сказуемые здесь - перестал думать, хочется плакать, боялась говорить. Еще одно условие для участия инфинитива в формировании сказуемого - его зависимость от предикатива и предикативного наречия, например: А впрочем, ботинки надеть нельзя без расходу. - В них можно стоять и сидеть. В любую погоду. (Н. Матвеева). Инфинитив надеть зависит от предикатива нельзя и образует с ним сказуемое; инфинитивы стоять и сидеть образуют сказуемые с предикативом можно. В предложении Мне стыдно руки жать Льстецам, лжецам, ворам и подлецам… (А. Тарковский) инфинитив жать зависит от предикативного наречия стыдно и образует с ним сказуемое.

Субъектный инфинитив связан с личным глаголом, не относящимся к разряду вспомогательных, следовательно, он не может быть в позиции сказуемого, а занимает другие позиции, которые определяются также путем подстановки вопроса. Рассмотрим предложения. Маленькие дети! Ни за что на свете не ходите в Африку, в Африку гулять! (К. Чуковский). В сочетании не ходите гулять личный глагол, имея значение движения, не входит в разряд вспомогательных, поэтому представляет собой простое глагольное сказуемое, а инфинитив - обстоятельство цели: не ходите (с какой целью?) гулять. Мы … по Африке гулять Навсегда забудем! (К. Чуковский) - забудем (о чем?) гулять.

Таким образом, функция подлежащего, т.е. субъектного инфинитива в речи представляется недостаточно четкой. Тем не менее препозитивное положение инфинитива при следовании за ним сказуемого и возможность синтаксической синонимии его с именительным падежом существительного подтверждают подлежащную функцию субъектного инфинитива.

Инфинитив предикатный

Инфинитив предикатный - это важнейший смысловой центр двусоставного предложения, компонент простого аналитического сказуемого, в котором грамматические значения будущего времени и изъявительного наклонения выражает спрягаемая форма глагола быть; например: Мы с удивлением спрашивали: неужели Сильвио не будет драться? (А. Пушкин); … во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. (М. Лермонтов); Пройдет какой-нибудь месяц, и Анна Сергеевна, казалось ему, покроется в памяти туманом и только изредка будет сниться с трогательной улыбкой, как снились другие. (А. Чехов); Свадьбу сыграем, на коленях буду ползать…(К. Серафимов). Я буду говорить со всем миром. (К. Паустовский); Пока еще я сам не знаю, что буду писать. (К. Паустовский).

Инфинитив предикатный - непременный компонент широко употребительного составного глагольного сказуемого, в котором он зависит от спрягаемой формы связочно-вспомогательного глагола полуотвлеченных, модальных и фазовых инфинитивов типа стать, мочь, продолжать, перестать и т.п.; Например: Все стали толковать украдкой, шутить, судить не без греха, Татьяне прочить жениха. (А. Пушкин); … я долго не мог осмотреться. (М. Лермонтов); Девочка перестала плакать… (Н. Короленко); Он не отвечал и продолжал смотреть на Клавдина. (Панова); Пусть он только попробует подойти! (К. Паустовский).

Инфинитив предикатный - существенный компонент сложного сказуемого. Последний инфинитив выражает в нем лексическое значение сказуемого, а предшествующий инфинитив типа решиться, погодить, терпеть, начать, сметь и др., краткое предикативное прилагательное типа готов, горазд, должен, обязан, способен и др. в качестве семантического осложнителя вместе со связочно-вспомогательным глаголом (материально выраженным или "нулевым") образует связочную часть. Например: Я был готов любить весь мир… (М. Лермонтов); Княжна Марья… не могла решиться оставить его одного и в первый раз в жизни позволила себе не повиноваться ему. (Л. Толстой); Но все же мог бы он погодить хвалиться порядками в своей мужской школе. (Прилежаева); Я не должен сметь говорить вам об этом. (И. Тургенев); Посредине дороги он еще раз заставил себя перестать думать о невозможном. (К. Симонов).

Отметим также, что при анализе непростого сказуемого иногда трудно определить синтаксическую связь его с подлежащим-инфинитивом. Ср.:

Учить - ум точить. (Пословица);

Учить - словно ум точить;

Учить - значит ум точить.

Этими разновидностями, пожалуй, и ограничивается связь сказуемого с инфинитивным подлежащим. Грамматическим согласованием ее не назовешь, так как инфинитивное подлежащее лишено словоизменительных формантов (аффиксов), а следовательно, адекватных им не может быть и у сказуемого. Здесь, по-видимому, проявляет себя координация, т.е. логическое согласование.

Инфинитив объектный

Инфинитив объектный выполняет в предложении функцию грамматического объекта, т.е. дополнения. Он относится к глагольному сказуемому с лексическим интеллектуально-императивным значением (приказал, потребовал, просил, заставил, предлагал, советовал, помог, принудил, уговорил и т.д.), связан с этим сказуемым по способу примыкания.

Инфинитив объектный обозначает действие (состояние) как объект деятельности кого-, чего-либо, не являющегося подлежащим. Объектный инфинитив никогда не занимает одну позицию с личным глаголом, т.е. не может быть сказуемым. Для определения его синтаксической функции пользуемся обычным приемом - подставляем вопрос: А я прошу ко мне не приставать - инфинитив занимает позицию дополнения. Аналогично: Мы предложили читателям поработать частными детективами… (из газеты), инфинитив поработать - дополнение. Он отвечает на вопросы дополнения (смысловые вопросы, омонимичные вопросам косвенных падежей).

Инфинитив объектный может вступать в синтаксические синонимические отношения с объектным существительным (предложно-субстантивным сочетанием) в функции дополнения. Инфинитивное дополнение является разновидностью нетипичного, т.е. неморфологизированного дополнения. Например: Домашние обстоятельства принудили меня поселиться в бедной деревеньке N уезда. (А. Пушкин). Накрапывающий дождь заставил меня вернуться в палатку. (Арсеньев); … дедушка запретил мне гулять по двору и в саду за какую-то провинность. (М. Горький); Она как бы просила ее не звать и не стыдить, потому что у нее самой нехорошо на душе… (К. Паустовский). Эта вера в воображаемое и есть та сила, что заставляет человека искать воображаемого в жизни, бороться за его воплощение, идти на зов воображения, как это сделал старый Идальго, наконец - создавать воображаемое в действительности. (К. Паустовский). Ср.: Домашние обстоятельства принудили меня к поселению в бедной деревеньке… Ср. также: Он вас научит экономить слова, сжатости, точности. (М. Горький); Он тебе есть принесет и водки. (М. Горький).

Здесь в одном контексте параллельно употреблены инфинитивное и обычное (субстантивное) дополнения.

В редких случаях возможно употребление инфинитивного дополнения, зависимого от непростого сказуемого, например: Предложить Соболю исправить его [рассказ] никто не решился. (К. Паустовский).

Объектный инфинитив может занимать позицию обстоятельства цели: Он охотно давал их (книги) читать. Ср. также замену: давал для чтения.

Инфинитив обстоятельственный

Он выполняет в предложении синтаксическую роль (функцию) второстепенного члена - обстоятельства цели. Он распространяет сказуемое - глагольную словоформу с лексическим значением движения (идти, приходить, садиться, класть, приехать, сесть, собраться и т.п.), зависит от этого сказуемого, связывается с ним по способу примыкания, отвечает на вопросы зачем? с какой целью? Однако надо помнить о многозначности слов. Так, например, глагол пойти многозначен: наряду с прямым значением "передвигаться" он может реализовать переносное - "начать делать что-нибудь, начать осуществлять", в последнем случае он выступает как вспомогательный и вместе с инфинитивом образует составное глагольное сказуемое, ср.: И пошли они смеяться - Лимпопо. (К. Чуковский). Пошли смеяться значит начали смеяться, это составное глагольное сказуемое с фазовым вспомогательным глаголом, обозначающим начало действия.

Обстоятельственный инфинитив легко вступает в отношения синтаксической синонимии с инфинитивным оборотом, имеющим ярко выраженное целевое значение и присоединяемым к поясняемой части подчинительным союзом чтобы. Например: Душно стало в сакле, и я вышел освежиться. После митинга Черепанов пригласил Фролова к себе поужинать.

Инфинитив атрибутивный

Является в предложении второстепенным членом - несогласованным определением. Такой инфинитив зависит от существительного и связывается с ним по способу примыкания. Атрибутивный инфинитив отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, идущие от определяемого существительного. Наряду с основным, определительным значением субстантивное словосочетание с зависимым инфинитивом может выражать добавочные оттенки (объектный, причинный и т.д.). Синкретичный атрибутивный инфинитив обнаруживает синонимию с соответствующим по значению предложно-именным сочетанием. Например: Зурин получил повеление переправиться через Волгу. (Пушкин); У меня врожденная страсть противоречить. (Лермонтов); [Ср.: повеление о переправе…; врожденная страсть к противоречию…].

Наконец, инфинитив часто используется в функции главного члена односоставного предложения.

Главный член односоставного предложения, выраженный инфинитивом, - это предикативный центр высказывания. Выделяются такие разновидности с главным членом - инфинитивом.

1. Инфинитив - главный член односоставного личного предложения. Это главный член в форме сказуемого.

Люблю долго спать, да стыжусь поздно встать.

2. Инфинитив - главный член односоставного безличного предложения. Здесь инфинитив - составной компонент аналитической конструкции.

Хороших не отдают, а плохих взять не хочется.

3. Инфинитив - главный член инфинитивного предложения. В этом употреблении он является абсолютно грамматически независимым, выражает потенциальное процессуальное значение, которое обычно соотносится с дательным падежом субъекта.

русский инфинитив дагестанская школа

Не догнать тебе бешеной тройки.

Дательный субъекта может и отсутствовать. Ср.:

Доброе дело - правду говорить смело.

При лингвистическом разборе особую трудность вызывают случаи, когда несколько инфинитивов употребляется в одном предложении (особенно разнофункциональных). Это примеры типа Привычка странствовать по картам и видеть в своем воображении разные места помогает правильно увидеть их в действительности.

Обладая малым количеством морфологических свойств, инфинитив развил сложную систему синтаксических свойств, которые обнаруживаются в словосочетании, предложении, тексте. Так, неопределенная форма способна употребляться самостоятельно, сочетаться с несколькими частями речи, определенными по семантике и по форме. Назовем, прежде всего, сочетания с личными формами глаголов - стремится узнать, решил поехать, хочет удалиться, пошел расспросить, пригласил побеседовать; сочетания с причастиями - стремившийся узнать, решивший поехать, хотевший удалиться; сочетания с деепричастиями - стремясь узнать, решая поехать, пригласив побеседовать; сочетания с отвлеченными существительными - стремление уехать, решение поехать, желание удалиться; с полными и краткими прилагательными - готовый помочь, склонные преувеличивать, намерен уехать; со словами категории состояния - нельзя опаздывать, можно изучить, должно объявить. Из всех названных сочетаний самыми частотными и продуктивными являются сочетания с личными глаголами и словами категории состояния.

Инфинитивные предложения

Инфинитивные предложения - это односоставные предложения с главным членом-сказуемым, выраженным инфинитивом, обозначающие возможное (невозможное), необходимое или неизбежное действие. Например:

Не своротить камня с пути думою. (М. Горький);

Быть грозе великой! (А. Пушкин);

Тучам солнца не скрыть, войне мир не победить. (Пословица).

Инфинитивные предложения отличаются от безличных составом предикативной основы. В безличных предложениях с инфинитивом в состав сказуемого обязательно входит глагол или слово категории состояния, к которым примыкает инфинитив: Да, можно выпить в зной, в грозу, в морозы, да, можно голодать и холодать, идти на смерть, но эти три березы при жизни никому нельзя отдать. (Симонов). В инфинитивных предложениях инфинитив не зависит ни от какого слова, а, напротив, все слова подчиняются ему в смысловом и грамматическом отношении: Не догнать тебе бешеной тройки! (Н. Некрасов). Ср. также: Не стоит (не следует, не надо, нельзя) спешить с ответом! - Не спешить с ответом!

Инфинитивные предложения отличаются от безличных по общему значению. Если основная (типичная) масса безличных предложений обозначает действие, которое возникает и протекает независимо от деятеля, то в инфинитивных предложениях действующее лицо побуждается к активному действию, отмечается желательность, необходимость активного действия. Характер деятеля (определенное, неопределенное или обобщенное лицо) в инфинитивных предложениях имеет семантико-стилистическое значение, а в безличных предложениях неопределенность производителя действия имеет структурно-синтаксическое значение.

Инфинитивные предложения - это одно из синтаксических средств выражения модальных значений. В инфинитивных предложениях модальность выражается "самой формой инфинитива и интонацией, а усиливается и дифференцируется частицами".

Инфинитивные предложения без частицы бы выражают модальные значения долженствования, необходимости, невозможности, неизбежности и т.п.: С кем ты разговариваешь? Молчать! (А. Чехов); Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить - и никаких гвоздей! Вот лозунг мой - и солнца! (В. Маяковский); Не расти траве после осени. (А. Кольцов).

Инфинитивные предложения без указания лица-деятеля часто используются в заглавиях статей, носящих характер призыва, в лозунгах и т.д.: Вырастить высокий урожай! Убрать урожай без потерь! Создать обилие продовольствия для населения и сырья для промышленности! Ср. также: Не опаздывать на занятия! Не разговаривать во время занятий! В институте не курить!

Нередко инфинитивные предложения этого строения имеют значение риторических вопросов: Ну как не порадеть родному человечку! (Грибоедов).

Инфинитивные предложения с частицей бы выражают желательность действия, опасение по поводу его совершения или предостережения, неосуществленное действие и т.д.: Мне бы косить, пахать, сеять, лошадей выезжать… (А. Чехов). Нарвать бы здесь большой-большой букет и к изголовью тихо принести. (А. Сурков); О, если бы дождем Мне пролиться на жито, Я жизнь не считал бы бесцельно прожитой! (В. Солоухин); Не опоздать бы на поезд! (Е. Серебровская); Хоть бы одну паршивую куропатку увидеть. (В. Санин).

Инфинитивные предложения в составе сложного синтаксического целого часто "вмещаются" в семантику предложения местоимением-подлежащим это: Ждать? Это было не в его правилах (В. Катаев); Бродить по горам с молотком и сумкой за плечами, ездить верхом, жить в палатке, видеть пылающие под солнцем вершины… Неужели это действительно будет? (Л. Волынский). Такие предложения по семантико-функциональной роли сближаются с так называемым "именительным представления", структурный стержень которого образуют имена существительные.

Специфику инфинитивных предложений создает инфинитив, сочетающий свойства глагола и имени. Сближаясь одной стороной с безличными, другой - с номинативными, инфинитивные предложения образуют особую разновидность односоставных предложений.

Определение места инфинитивных предложений в системе типов простого предложения и в современной лингвистике носит дискуссионный характер. Одни ученые выделяют их в особую разновидность односоставных предложений, другие - включают их в состав безличных. В школьном учебнике инфинитивные предложения рассматриваются в составе безличных.

Инфинитивные предложения, таким образом, выражают разнообразные модальные и экспрессивные значения:

1) неизбежность: Быть беде;

2) желательность: Поспать бы хоть часок;

3) долженствование: Тебе ходить;

4) возможность: Теперь только и пожить;

5) невозможность: Здесь не проехать;

7) риторический вопрос: Знаешь его? - Как не знать!;

8) другие эмоционально-экспрессивные значения: Отказаться от операции! Как тебе могло прийти такое в голову!; Отступить? Сдаться? Никогда!

Инфинитив широко используется в вопросительных предложениях (Как пройти в библиотеку?), а также в сложных предложениях для выражения различных модальных значений - в придаточном цели: Пришел, чтобы поговорить; в придаточном условия: Если бы с ним поговорить, я уверен, что он резко изменился бы; в придаточном времени: Прежде чем сдавать экзамен, надо подготовиться.

Инфинитивные предложения обычно имеют парадигму, состоящую из одной формы, но у предложений со значением невозможности бывает четыре формы: Здесь не проехать; Здесь было не проехать (а сегодня настелили доски); Здесь будет не проехать; Здесь было бы не проехать (если бы не настелили доски).

Таким образом, в этом параграфе мы показали то, что инфинитив очень активно используется в речи и, что самой яркой чертой этой формы глагола является то, что инфинитив может быть любым членом предложения, как главным, так и второстепенным.

Что же касается инфинитивных предложений, мы можем еще раз отметить следующее: они выражают различные модальные значения; их следует отличать от безличных предложений. Инфинитивные предложения, по мнению одних ученых, образуют особую разновидность односоставных предложений. Другие ученые включают их в состав безличных. В школьном учебнике они рассматриваются в составе безличных.

В предложении неопределенная форма глагола может выступать в функции любого члена предложения.

Подойти (подлежащее) к брату было страшно (М.Горький).

Я готов рассказывать (сказуемое) тебе, поле, про волнистую рожь при луне (С.Есенин). Да и ты пойдешь своей дорогой распылять (обстоятельство) безрадостные дни (С.Есенин). Он был отправлен к ней с поручением передат ь (определение) знак (А.Пушкин). Матушка в слезах наказывала мне беречь (дополнение )своё здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей (А.Пушкин).



В роли сказуемого инфинитив чаще всего выступает в следующих синтаксических конструкциях:
1) односоставных безличных и инфинитивных предложениях: Лучше всего понять и простить!

2) в двусоставных предложениях как часть составного глагольного сказуемого. Проститься я желал с тобой как с другом (М.Лермонтов).

3) в двусоставных предложениях в качестве простого глагольного сказуемого в ситуации, когда он уподобляется формам изъявительного наклонения и получает временное значение при именном подлежащем:

А он топать, стучать, кричать – ничего не вышло!
Функцию подлежащего может выполнять независимый инфинитив при сказуемом, выраженным именем существительным, предикативным наречием, другим инфинитивом, реже – прилагательным в полной форме творительного падежа со связкой.

Жить на земле, даже не будучи влюбленным, – славное занятие (А.Чехов). «Жить – это знать!» - повторила Лиза (М.Горький).
В роли обстоятельства цели инфинитив выступает в том случае, если относится к глаголам движения (ходить, бегать, прыгать, двигаться, ехать и др.): Мы пришли проститься навсегда. Ты слушать исповедь мою сюда пришел, благодарю (М.Лермонтов). Сосед один иногда наезжает в карты играть (А.Пушкин). Утомленные ночлегом, шли бойцы из всех берлог греться бегом, мыться снегом - жестким, как песок (А.Твардовский).


Инфинитив, нередко употребляющийся в роли несогласованного определения , поясняет отвлеченное имя существительное с модальным значением необходимости, возможности, долженствования, желательности, волеизъявления и т.п. и обозначает признак по внутреннему содержанию: Желание жить не оставляло ее ни на минуту .

Он дал строгое приказание не выпускать ее из комнаты и смотреть за тем, чтобы никто с ней не говорил (А.Пушкин). У меня врожденная страсть противоречить (М.Лермонтов).


Иногда инфинитив при глаголах является дополнением . Инфинитивное дополнение обозначает действие как объект, на который направлено действие другого лица (попросили остаться, приглашают сесть): Царь приказал подавать сани.

Реже инфинитив выполняет функцию дополнения тогда, когда обозначает действие, производимое совместно лицом, играющим роль субъекта (подлежащего), и другим лицом (договорились встретиться, собирались пойти, условились написать): Мы договорились не обижать друг друга по пустякам.

Упражнение 1.

Спишите, определите, каким членом предложения являются подчеркнутые слова.

1. Я быстро стал спускаться с холма
2. Надо уважать старость.
3. Бегать по эскалатору запрещается.
4. Сестра просила нас вернуться к вечеру.
5. По окончании школы я буду поступать в институт.
6. У него появилось желание убежать отсюда.
7. Ходить по земле босиком – большое удовольствие.
8. Он поехал в санаторий подлечиться .
9. В одиночестве способен жить не каждый.


Упражнение 2.

Выделите грамматические основы предложений. Определите тип сказуемых. Определите синтаксическую роль инфинитива.

1. Он боялся идти к врачам.
2. Приходил лакей звать меня к княгине.
3. Старуха ушла хлопотать об отъезде.
4. Он попросил меня похлопотать об отъезде.
5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком.
6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь.
7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня.
8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить.
9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле.
10. Долго будет моросить осенний дождь.
11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь.
12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи.
13. Стали носиться зловещие слухи.
14. Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать.
15. Море временами совсем переставало шуметь.
16. А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься.
17. Антоненко приказал людям покинуть баржу.
18. Я не позволю в своём присутствии плохо отзываться о жизни.
19. Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл.
20. Она даже не успела поздороваться с ним.

Упражнение 3.

Определите синтаксическую роль инфинитива, учитывая: 1)смысловое значение личного глагола и инфинитива, 2)то, к чему относится действие или признак, обозначаемый глаголами в инфинитиве.

1. Скоро весенний лес будет встречать своих пернатых хозяев.
2. Встречать отца из дальнего плавания – большая радость для нас.
3. Вечером сестра пошла на вокзал встречать своего брата, возвращавшегося из лагеря.
4. Творческий актив школы получил право встречать делегацию из Англии.
5. Наш класс получил право встретить гостей, приехавших на открытие нашего школьного музея.

Упражнение 4.

Определите, в роли каких второстепенных членов предложения выступает инфинитив .

1. Мысль не застать ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце.
2. Что ж, желаю тебе хорошо повеселиться.
3. Капитан Тушин послал одного из солдат отыскивать перевязочный пункт или лекаря.
4. А едем мы теперь искать Палицыно.
5. Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.
6. У меня врожденная страсть противоречить.
7. На следующий год Невзоров поехал учиться за границу.
8. Привычка находить во всем только сменную сторону есть самый верный признак мелкой души, ибо смешное всегда лежит на поверхности.
9. Доктор рекомендовал мне больше двигаться.
10. Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте.

Упражнение 5.

Запишите предложения, объясните знаки препинания, определите роль инфинитива.

1. Лейтенант выходит выяснить, есть ли связь.
2. Отправляйся проверить, а мы подождем.
3. Были у меня и личные причины поехать в отпуск именно на Кавказ.
4. Иван Ефимович, что вы будете делать после войны?
5. Уточнить сведения помогли в архиве.
6. Дороги начинали раскисать буквально на глазах.
7. Отказаться неудобно.
8. У командира была способность быстро принимать решения.
9. Дивизия продолжала двигаться вперед.
10. Упираясь руками в борта, мы помогали машине выбраться на луг.

Упражнение 6.

Составьте предложение так, чтобы инфинитив был частью составного глагольного сказуемого и другим членом предложения.

Рассказать, поторопиться, отгадать, выполнить, узнать, переделать.
Какой может быть в предложении синтаксическая роль инфинитива?

Упражнение 7.

Перестройте предложения так, чтобы инфинитив был в них 1)подлежащим, 2)сказуемым.

1. Научиться играть на скрипке – моя большая мечта.
2. Перечитывать произведения классической литературы – занятие и полезное, и нужное.
3. Объяснить постановку знаков препинания при стечении союзов – задание повышенной трудности.
4. Лагерь, где я буду отдыхать летом, находится у берегов озера Байкал.
5. К празднику наш класс должен будет подготовить концерт.

Упражнение 8.

Придумайте предложения, в которых инфинитив является:

1)подлежащим; 2)сказуемым; 3) дополнением; 4)обстоятельством цели; 5)определением.

Упражнение 9.

Вставьте пропущенные буквы, обоснуйте написание слов с орфограммами, подчеркните грамматическую основу предложения, определите тип сказуемых и синтаксическую роль инфинитива. Какова роль инфинитива в предложении?

1) И жизнь хороша, и жить хорошо! (В.Маяковский) 2) Обломов стал читать вслух. (И.Гончаров) 3) Не нагнать тебе беш_ной тройки! (Н.Некрасов) 4) Леса учат человека пон_мать пр_красное. (А.Чехов) 5) Пут_шествовать по родному краю – большое удовольствие. 6) Не раз поднималось в ее душе непр_одолимое желание высказать все без утайки. (И.Тургенев) 7) Мы шли свободу отстоять, избавить свет от тьмы. (М.Исаковский) 8) Он ездил в лесной г_р_док походить на лыжах. (В.Каверин) 9) Грус_но нам слушать осен_юю вьюгу. (Н.Некрасов) 10) Готовит_ся к экзамену не так-то просто. 11) Задача космонавтов по возвращени_ из полета – обработать и обобщить результаты ис_ледований. 12) Наиболее целеустремле_ые студенты будут учит_ся по особой програм_е. 13) Отряд начал продв_гат_ся в глубь леса. 14) На станци_ Зима мы сошли пообедать. (В.Вересаев) 15) Пр_рода учит нас пон_мать пр_красное. (К.Паустовский) 16) И уже несколько раз р_саж_вался Иуда о_дохнуть… (Л.Андреев) 17) Я опутал повод_я около руки и сла_ко заснул в ожидани_ приказа и_ти вперед. (А.Пушкин)


Упражнение 10.

Определите, каким членом предложения является инфинитив. Сопоставьте два предложения (см. часть А). Укажите в каждом из них тип сказуемого. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

А. 1) Мы решили поговорить о деле. – Мы приехали поговорить о деле. 2) Я хочу дополнительно заниматься химией. – Я остался после уроков заниматься химией. 3) Туристы решили отдохнуть на берегу озера. – Туристы остановились отдохнуть. 4) Я пришла просить вашей помощи. – Я буду просить вашей помощи. 5) Отец обещал купить мне лыжи. – Мы с отцом пошли в магазин купить лыжи. 6) Всем полезно дышать свежим воздухом. – Вечером мы вышли подышать свежим воздухом. 7) Я пошел мириться с товарищем. – Он не хотел мириться с несправедливостью.
Б. 1) П_сатель начал работать над книгой. 2) Ему рекоменд_вали жить в деревне. 3) Он прин_л решение молчать. 4) Я вышел осв_ж_ся. 5) Ребята решили искупа_ся. 6) Я пр_шел прости_ся. 7) Мне предл_жили выучить монолог Хлестакова. 8) У нее была пр_вычка опаздывать. 9) Брат просил меня встрети_ся с ним. 10) Путники ост_новились отдохнуть. 11) Пут_шестве_ики еще _делали усилие пройти несколько вперед. (Н.Гоголь) 12) На вербную неделю в Петербург пр_е_жали фин_ы катать детей в своих крест_янских санках. (Д.Лихачев) шел умолять вас об одной милости. 2) Вспомните Чаплицкого, которому помогли вы от_гра_ся. 3) Я в_лел ямщику ехать. 4) Я в к_ротких словах об_яснил ему, что я по_сорился с Алексеем Иванычем, а его, Ивана Игнат_ича, прошу быть моим секундантом… 5) Я испугался и стал просить Ивана Игнат_ича н_чего (не)сказывать коменданту… 6) Василиса Егоровна ушла хл_п_тать об от_езд_ дочер_. 7) Я сп_шил в дом св_ще_ика увиде_ся с Мар_ей Ивановной. 8) Ступай: наш батюшка велел впустить офицера. 9) Народ пош_л пров_жать Пугачева. 10) Пугачев вес_ло со мною позд_ровался и велел мне с_ди_ся с ним в кибитку. 11) Он сам [Зурин] вышел на улицу извиня_ся перед Мар_ей Ивановной в (не)вольном (не) доразумени_ и пр_казал вахмистру отв_сти ей лучшую квартиру в город_. 12) В Ларсе ост_н_вились мы ноч_вать. Он [француз] совет_вал нам бросить экипаж в Коби и ехать верхом. 13) Мар_я Ивановна пошла прости_ся с могилами своих родителей, похороне_ых за церк_в_ю. 14) На другой день войска, пр_след_вавшие (не)приятеля, получили приказ возвр_ти_ся в лагерь. (А.Пушкин)

Упражнение 11.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Определите члены предложения, объясните синтаксическую роль инфинитива. Расставьте знаки препинания.

А. 1) Мономахов венец Соф_я пр_казала не давать. 2) В слободе мальчиков знали хорошо приветливо пустили н_ч_вать. 3) Соф_я уехала в село Коломенское и послала бирючей по уездам созывать дв_рянское оп_лчение. 4) [Меншиков] часто сманивал Петра с генералами мастерами ден_щиками и карлами гулять и шалить на Кукуе… 5) Трудно было боярам реши_ся пролить кровь столь древн_ рода. 6) Ужинать ко мне его пр_ведеш_. (А.Н. Толстой)

Б. 1) Барыня разгневалась расплакалась велела от_скать его. (И.Тургенев) 2) Пом_шать всякий может а помоч_ и х_тели бы да не могут! (Д.Гранин) 3) Постигнуть глубины профес_и_м_шали лень необ_зательность отсутствие интереса к спец_альност_. (В.Корецкий) 4) Что требуется от пастуха? Основная его задача обеспечить животным сытую жизнь без которой не будет у людей ни молока ни масла ни мяса. 5) Его попр_сили подождать. (А.Куприн) 6) Я велел пол_жить чемодан в свою теле_ку зам_нить быков лошадьми и в последний раз огл_нулся вниз на д_лину… (М.Лермонтов) 7) Я старался понравит_ся княгине заставлял ее несколько раз смея_ся от души… (М.Лермонтов) 8) Долго противился я искушению пр_леч_ где-нибудь в тени. (И.Тургенев)

В. 1) Марья Ивановна подошла зд_рова_ся с пап_нькой и мам_нькой. (А.Пушкин) 2) Вдруг Марья Ивановна тут же с_девшая за работой об_явила что (не)обходимость заст_вляет ее ехать в П_тербург и что она просит дать ей способ отправит_ся. 3) Обед кончился большие пошли в к_бинет пить кофе а мы поб_жали в сад шаркать ногами по доро_кам покрытым упавшими ж_лтыми лист_ями и разг_варивать. (Л.Толстой) 4) Фоке пр_каза_о было затв_рить все двери в комнат_. (Л.Толстой) 5) Когда нас оделили морож_ым и фруктами делать на ковре было (не)чего и мы (не)смотря на косые п_лящие лучи солнца встали и отправились гулять. (Л.Толстой) 6) Тут Бездомный _делал попытку пр_кратить замуч_вшую его икоту… (М.Булгаков) 7) (В)заключени_ попросили ра_сказать о вчерашн_м прои_шестви_ на Патриарших прудах но очень (не)пр_ст_вали сообщению о Понти_ Пилат_ (не)уд_влялись. 8) Попытки поэта соч_нить за_вление (на)счет страшного консультанта (не)пр_вели (н_)к(чему). (М.Булгаков)

Упражнение 12.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните все члены предложения. Какие синтаксические функции выполняет в этих предложениях инфинитив?

1. Стыд есть драгоценнейшая способность человека ставить свои поступки в соответствие с требованиями той высшей совести которая завещана историей человечества. (М. С-Щедрин.)

2. Дать можно только богатому и помочь можно только сильному вот опыт всей моей жизни. (М. Цветаева.)

3. Любить видеть человека таким каким его создал Бог и не осуществили родители. Не любить видеть таким каким его осуществили родители. Разлюбить видеть вместо него стол, стул. (М. Цветаева.)

4. Любить свою Родину значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества. (В. Белинский.)

5. Большая воля это не только умение чего-то пожелать и добиться но и умение заставить себя отказаться от чего-то когда это нужно. (А. Макаренко.)

6. Я не должна сметь говорить вам об этом. (И. Тургенев.)

7. Шубин хотел начать работать но глина крошилась. (И. Тургенев.)

8. Никто из них не хотел начинать разговор первым. (С. Крутилин.)

9. Человек никогда не должен терять способность удивляться. (К. Паустовский.)

10. В представлении Феди настоящий писатель был существом легендарным. Он должен был все знать все видеть все понимать все великолепно делать. (К. Паустовский.)

11. За этот год я научился огонь и воду понимать. (Я. Смеляков.)

12. О, я хочу безумно жить:

Все сущее – увековечить
безумное – вочеловечить
Несбывшееся – воплотить! (А. Блок.)

13. Я пришел к тебе с приветом рассказать что солнце встало… (А. Фет.)

14. Татьяна по совету няни
Сбираясь ночью ворожить
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть… (А. Пушкин.)

15. Сходить с горы по черному дубняку было труднее чем подниматься. (Н. Ляшко.)

16. Назвать значит узнать и следовательно познать. (В. Брюсов.)

17. Есть время работать и есть веселиться. (Пословица.)

18. Во время учений нам приказали развернуть антенны рядом с владениями Кима. (О. Приходько.)

19. Однажды Падеревский концертировал в Лондоне. В зале было душно и две дамы попросили открыть окно. Образовался сильный сквозняк. Падеревский обратился к дамам: «Вынужден просить закрыть окно. Нельзя ведь сразу получать два удовольствия: слушать хорошую музыку и убивать пианиста».

20. Человек никогда не должен терять способность удивляться. Ежели он настоящий человек а не портфель набитый бумагами. (К. Паустовский.)

Тест по теме «Синтаксические свойства инфинитива»

1. В каком предложении инфинитив является подлежащим?

1) Жалко было глядеть на него.
2) Какое это большое удовольствие – бродить в лесу!
3) Любить иных – тяжелый крест, а ты прекрасна без извилин.
4) Ученого учить – лишь дело волочить.

2. В каких предложениях инфинитив не является подлежащим?

1) Терпеть не могу менять знакомое на безвестное.
2) Федор, не выпускать его никуда!
3) Давать советы легко, а исполнять трудно.
4) Как-то напрашиваться в дом неловко.

3. В каких предложениях инфинитив является частью сказуемого?

1) Случалось ли ненастной вам порой дня зимнего, при позднем тихом свете, сидеть одним, без свечки в кабинете?
2) Он всегда готов помочь и советом, и делом.
3) Потерять семью не стыдно – не твоя была вина.
4) Потерять башку – обидно, только что ж, на то война. (А.Т.)

4. В каких предложениях инфинитив не входит в состав сказуемого?

1) Иван Иванович был человек солидный, самого тонкого обращения, терпеть не мог грубых или непристойных слов.
2) Ноздрев продолжал хохотать во все горло.
3) Тетушка пригласила оба семейства погостить к себе недели на две.
4) Говорить с ней было легко.

5. Установите соотношение между выделенным словом и его ролью в предложении.

1) Какое это большое удовольствие – бродить в лесу.
2) Священное уменье говорить дано нам.
3) Красиво мерзнет на параде, а греться едет в караул.
4) Боюсь не смерти я, о нет! Боюсь исчезнуть совершенно.

а) дополнение
б) обстоятельство
в) определение
г) сказуемое

6. В каких предложениях инфинитив является дополнением?

1) Попытка решить задачу кратчайшим путем не удалась.
2) Я велел обеим пить по два стакана в день минеральной воды и купаться два раза в неделю в разводной ванне.
3) Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.
4) Все просили ее спеть что-нибудь.

7. В каких предложениях инфинитив не является определением?

1) Пьер сел в коляску с намерением ехать домой.
2) Троекуров велел гостям убираться.
3) Под стук колес писатель быстро набрасывал строку за строкой, боясь упустить рождающийся замысел.
4) Пускаюсь ныне в новый путь от жизни прошлой отдохнуть.

8. В каких предложениях инфинитив является обстоятельством?

1) Так как у нас были каникулы, каждый день мы ходили в Новодевичий монастырь рисовать ландшафты.
2) Чичиков ушел в комнату одеться и умыться.
3) Она сказала это довольно громко и, вероятно, с намерением кольнуть меня.
4) Петрушке приказано было оставаться дома, смотреть за комнатой и чемоданом.

9. Укажите номера предложений, в которых инфинитив не входит в состав сказуемого.

1. На место, к березовому токовищу, мы пришли только под вечер и, как водится, тотчас начали приготовляться к ночлегу. 2. Еще до прилета птиц (глухари слетаются на ток на закате солнца) нужно нарубить дров, приготовить из веток постели. 3. Здесь, у охотничьего костра, я предполагал провести не одну ночь. 4. Вечером, приготовив ночлег, мы разделились. 5. Спутник отправился искать соседние токовища, а я остался один. 6. Проводив приятеля, я затоптал костер, взял ружье и не торопясь направился в ток. 7. Под старой березой я выбрал высокую кочку и, закурив трубочку, приготовился слушать и наблюдать. 8. Еще никогда не доводилось мне видеть на токах такого необычайного количества глухарей. 9. Я сидел очарованный, не шевелясь, боясь двинуться. (по И. Соколову-Микитову)

10. Укажите номера предложений, в которых есть инфинитив, выполняющий функцию определения.

1. Река Белая начала выступать из берегов и затоплять луговую сторону. 2. Отец мой утверждал, что трудно проехать по тем местам, которые были залиты весеннею водою. 3. Но мне все такие препятствия казались совершенно не стоящими внимания. 4. Желание скорее переехать в Сергеевку сделалось у меня болезненным устремлением всех моих помышлений и чувств к одному предмету; 5. Я уже не мог ничем заниматься, скучал и привередничал. 6. Можно было предвидеть и должно было принять меры, чтобы укротить во мне эту страстность, эту способность увлекаться до самозабвения и впадать в крайности. (по С. Аксакову)

Гилясова Татьяна Михайловна,

учитель русского языка и литературы МБОУ г.Иркутска СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №2

Слайд 2

соб..рать

обв..нять

грус..ный

об..жаться

здра..ствуй

Ключевое слово урока

Слайд 3

собИрать

обвИнять

грусТный

обИжаться

здраВствуй

Ключевое слово урока

Слайд 4

И Н Ф И Н И Т И В

Ключевое слово урока

Слайд 5

Синтаксическая рольИНФИНИТИВА

Тема урока

Слайд 6

Инфинитив

Синтаксическая роль

Главные члены предложения

Подлежащее

Сказуемое

Второстепенные члены предложения

Дополнение

Определение

Обстоятельство

Основные термины и понятия

Слайд 7

2.Надо уважать старость.

Проверка домашнего задания

Слайд 8

Найди ошибку

3.Бегать по эскалатору запрещается.

5.По окончании школы я буду поступать в институт.

1.Я быстро стал спускаться с холма.

4.Сестра просила нас вернуться к вечеру.

Слайд 9

Инфинитив в роли подлежащего: №3 и №5

Проверь себя

3.Бегать по эскалатору запрещается.(=бег)

5.По окончании школы я буду поступать в институт.

Инфинитив в роли сказуемого: №1 и №4

1.Я быстро стал спускаться с холма. (ПГС)

4.Сестра просила нас вернуться к вечеру.

Слайд 10

2.Надо уважать старость.

надо уважать - СГС

4.Сестра просила нас вернуться к вечеру.

вернуться - ДОПОЛНЕНИЕ

5.По окончании школы я буду поступать в институт.

буду поступать - ПГС

6.У него появилось желание убежать отсюда.

убежать – ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7.Ходить по земле босиком – большое удовольствие.

ходить – ПОДЛЕЖАЩЕЕ

8.Он поехал в санаторий подлечиться.

подлечиться – ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

9.В одиночестве способен жить не каждый.

способен жить - СГС

Проверка домашнего задания

Слайд 11

1)семантику предложения;

2)интонацию;

3)задать смысловой вопрос к инфинитиву;

4)определить синтаксическую позицию инфинитива (порядок слов);

5)синтаксическое окружение.

Программа действия

Чтобы определить синтаксическую роль инфинитива, необходимо осмыслить

Слайд 12

Способы определения

синтаксической роли инфинитива

в предложении

с помощью схем-инструкций

Слайд 13

1.Инфинитив в роли подлежащего

Слайд 14

2.Инфинитив в роли сказуемого

Слайд 15

3.Инфинитив в роли дополнения

Слайд 16

4.Инфинитив в роли определения

Слайд 17

5.Инфинитив в роли обстоятельства

Слайд 18

Синтаксическое лото

Слайд 19

Синтаксическое лото

Я буду рисовать портрет

Я начал рисовать

портреты людей, и это

мне понравилось.

Желание рисовать

появилось у меня рано.

Я специально приехал

2.Пришло указание остановить все работы.

указание (какое?)остановить - определение

3.Ни о чём я спрашивать не буду.

(что буду делать?)спрашивать – ПГС (буд.время)

4.Пассажир попросил водителя остановить автобус.

попросил (о чём?)остановить - дополнение

Проверьте ответы

Слайд 23

Домашнее задание

1.В лингвистическую сказку об Инфинитиве записать предложения по аналогии («Синтаксическое лото»).

Можно взять слова:

встретить

остановить

спрашивать

говоритьи др.

2.Придумать финал лингвистической сказки об Инфинитиве.

Посмотреть все слайды

Глагол в неопределённой форме (инфинитив) может быть не только главным, но и любым второстепенным членом предложения. Надо отличать инфинитив в грамматической основе от инфинитива, выполняющего другие синтаксические функции.

1) Ехать (подл .) на такой лошади было для него наслаждением .

3) Инфинитив выступает в роли обстоятельства цел и чаще всего при глаголах движения:

Он зашел к княгине (с какой целью?) проститься.

Они уехали за границу на два года (с какой целью? зачем?)

работать на строительстве ГЭС.

4) Инфинитив может быть дополнением , обозначая при этом действие другого лица (предмета). В подобных конструкциях особенно часто делают ошибки, включая инфинитив в составсказуемого! ):

Мама просила (действие мамы ) меня (о чём?) позвонить

(действие другого лица) после занятий.

Эта книга научит (действие книги , подлежащего) вас (чему?)

понимать (действие другого лица, понимать будете вы ) мир природы.

Слуге было велено (что?) никого к нему не пускать (велено было одним лицом, а никого не пускать должен слуга ).

5) Инфинитив может быть определением , в том числе с пояснительным значением:

Ты удивила меня своим решением (каким?) ехать завтра.

У него сейчас только одно постоянное желание (какое именно)? – выспаться.

Упражнение 1. В данных предложениях выделены главные члены; прочитайте предложения и объясните правомерность выделения грамматической основы в каждом случае; укажите тип сказуемого.

1) Последние годы она много работает._______

3) Давайте проверим это упражнение._______

4) Сейчас мы будем все вместе выбирать ему подарок.______

5) Он пришёл в школу вовремя._______

6) Он пришел в ярость , узнав об этом._______

7) По-моему, хватит баклуши бить , пора и за ум браться !______

8) Мы вместе будем встречать Новый год._______

9) Мы будем рады видеть вас на нашем празднике._______

10) Она всегда рада встречам с вами.______

11) Эта девочка будет удивительной красавицей._______

12) Для меня жизнь по-прежнему прекрасна и удивительна !_____

13) Он уже второй год является моим компаньоном. ______

14) Выбранный тобой путь , по-моему, самый короткий .______

15) Эта экранизация кажется мне интересней.______

16) Тема сочинения, кажется, очень трудная.______

17) Конфликт после этих событий стал ещё напряжённее.______

18) Она не хочет ничего говорить .______

19) Не надо было вам расставаться.______

20) Здесь нельзя останавливаться надолго.______

21) Я не собираюсь перед тобой оправдываться.______



22) Ты начинаешь что-то понимать.______

23)Город был основан в девятнадцатом веке.______

24) Это пособие поможет вам разобраться в трудных вопросах нашего предмета.______

25) Он , думается мне, сможет тебе помочь.______

26) Она просит вас погостить на даче подольше.______

27) Дочка ушла заниматься к подруге.______

28) Добросовестно учиться вот сегодня ваша задача. ______

29) Я плохо знаю этот район и не помню , как оказалась у метро.____

30) Юноша, который ехал с нами в одном купе,оказался студентом нашего институтаи уже в дорогесумел понравиться всем девчонкам. _____

Упражнение 2.

Какие слова являются грамматической основой в следующих предложениях?

а) Каждый из сотрудников при такой организации деятельности является универсалом.

1) каждый является универсалом;

2) каждый из сотрудников является;

3) каждый является;

4) каждый из сотрудников является универсалом

б) У нас заместитель директора - в прошлом, между прочим, кассир - должен, видя очередь в торговом зале, сам начать обслуживать покупателей.

1) заместитель директора - кассир;

2) кассир должен;

3) заместитель директора должен начать;

4) заместитель директора должен начать обслуживать.

Упражнение 3. Отметьте номер предложения с указанным типом сказуемого:

а) с простым глагольным:

1) Комната ещё не убрана.

2) Ваше завтра будет другим.

3) Он будет учиться в вашей школе.

4) Вам надо будет сегодня сфотографироваться.

б) с составным глагольным:

1) По-моему, он и вовсе не виноват.

2) Наконец-то все вещи упакованы!

3) Такие доклады и сообщения помогут вам лучше понимать события

сегодняшней жизни страны.

4) Я не могу завтра пойти с тобой в кино.

в) с составным именным:

1) Ты должна ему позвонить после семи.

3) На уроках он стал намного внимательней.

4) Они рады встретиться с вами снова.

Упражнение 4. В каком случае правильно указана грамматическая основа одного из следующих предложений?



а) А. Она сидела у окна, отвернувшись, и казалась бледной.

Б. В результате бездеятельности руководства фирмы финансовая

ситуация стала ухудшаться.

В. Под окнами школы росли три молодые берёзки.

Г. Студенты, которые сидели наверху, не слышали этого.

1) она сидела и казалась (А);

2) ситуация стала (Б);

3) три берёзки росли (В);

4) студенты сидели, не слышали (Г).

б) А. При проведении изложения текст вам прочитают три раза.

Б. Опоздавшие на урок стояли у дверей.

В. Они должны были через лес проехать к мельнице.

Г. Площадь посреди города была большая и очень пыльная.

1) текст прочитают (А);

2) опоздавшие стояли (Б);

3) они должны были (В);

4) площадь была большая (Г).

Упражнение 5 . Укажите в каждом предложении грамматическую основу; определите типы сказуемых и синтаксические функции инфинитива (каким членом предложения является инфинитив):

1. Если вы будете чаще делать что-то приятное окружающим вас людям, они станут добрее и лучше.

2. Стройка уже близится к концу, так что пора подумать об озеленении этого микрорайона.

3. Один из способов жить более экологично – поменьше использовать на дачных участках вредные химические вещества.

4. Любовь Слиска сказала: «Давайте перестанем мешать себе любить нашу страну».

5. Гениальность видна сразу, талант надо разглядеть (Дж. Фланнер).

6. Отец завещал нам учиться и стать людьми образованными.

7. Они уже поехали на вокзал встречать вас.

8. Брат бросился догонять моего обидчика, но тот уже успел скрыться.

9. А кто же велит тебе бездельничать? Ты разве не сам себе хозяин?

10. Постепенно им стало овладевать какое-то безразличие, желание всё бросить и уехать куда-нибудь в глухомань.

11. Он советовал нам быть осмотрительнее и не торопиться с выводами.

12. Жизнь должна быть немного сумасшедшей, иначе это просто череда четвергов, нанизанных друг на друга (К. Костнер).

13. Он поехал погостить у родителей и будет в городе через два дня.

14. Мы хотели в тот же вечер отправиться дальше, но хозяева уговорили нас остаться ночевать.

15. Не стоит так расстраиваться из-за тройки, лучше давай на этой неделе побольше заниматься, и тогда ты сможешь исправить оценку.

16. Сейчас для тебя главное – продумать план действий.