Общественное сознание и его формы. Структура и формы сознания

Постепенно мы начинаем понимать, что события происходят с нами для того, чтобы мы учились. Мы наконец осознаем, что то, как обращаются с нами, напрямую зависит от того, как мы обращаемся с собой. Жизнь помогает нам стать чище.

Иногда, человеку сильно отождествляющему себя с какой – либо определенной точкой зрения, потребен, очень потребен, серьезный жизненный кризис, дабы он осознал, что есть другой взгляд на мир, менее энергозатратный и более продуктивный.

При столкновении со своей уязвимостью, мы отказываемся от нее и пересматриваем свои воззрения, подсознательные страхи, кои успели заложить в себя ранее. Каждый из нас придерживается собственного взгляда на мир. На наше видение влияют страхи и ожидания, верования и убеждения, идеалы и отвратительности.

Это не то с чем следует жить, лучше всего выбирать положительный взгляд на мир, который позволяет нам доверять, любить и ощущать связь со всем сущим. Мы имеем власть над своим восприятием. Дар Божий научиться ловить себя на порождении негатива, и направить мысли или ситуацию в позитивную сторону, пока это состояние не создало проблем.

Нами оперируют три формы разума:

На уровне сверхсознание На уровне подсознание На уровне сознание
1.Любовь Страх Точка выбора воли
2.Единство, благодать Разделение, защита \атака\ Точка зрения\фокусировка
3.Мудрость, истина Невежество Точка отождествления
4.Полнота, полное восприятие Частичное восприятие Кто я? я- вот это \ярлыки\
5.Коллективное сознание Изолированное сознание Допущение существования личности
6.Доверие поддержка Сомнения, привязанность Окно в мир
7.Творчество Выживание, твердые убеждения Источник двойственности
8.Свобода Полярность, конфликт Архитектор земного существования
9.Память о любви Память о страхе Нет памяти
10.Божественное Материальное Личностное

Сверхсознание и подсознание - это тот опыт, с помощью которого мы смотрим на мир. Они, выполняют роль хранилищ, разных видов памяти.

Сознание - это то место, где происходит осознанный выбор, который и творит нашу реальность.

Наше общее сознание, является орудием свободной воли и точкой, в которой происходит выбор и управляет нашей повседневной действительностью. Отношения и идеи, которые мы воспринимаем, определяют, как люди и ситуации будут проявлены для нас.

Сверхсознание - есть любовь, божественность жизни.

Подсознательные же блоки в виде негативных информаций и есть наши учителя, судьба, карма, источник страданий, наши страхи и разделения.

Сознание – есть отображение происходящего и выбор. Даже если ничего нет, все равно присутствует выбор и он свят.

Во время оперирования сверхсознания мы чувствуем удовольствие. В период активности подсознания мы начинаем дергаться, беспокоиться, раздражаться.

Ощущения, которые определяются сознанием

ПОДСОЗНАНИЕ=СТРАХ

СВЕРХСОЗНАНИЕ=ЛЮБОВЬ

РЕАКЦИЯ

ОТКЛИК

ЗАЩИТА

ИСЛЕДОВАНИЕ

АГРЕССИЯ,ИЗБЕЖАНИЕ

ОБЩЕНИЕ

УПРЯМСТВО

ОТКРЫТОСТЬ

ОТРИЦАНИЕ

ПРИНЯТИЕ

БЕСПОКОЙСТВО,

СОМНЕНИЯ

УДАЧА,

ОПТИМИЗМ

СТРЕСС, ДЕПРЕССИЯ

ВОСТОРГ, СПОКОЙСТВИЕ

БЕСПОКОЙНЫЙ,

СКУЧАЮЩИЙ

ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЙ,

ВДОХНОВЛЕН

ОГРАНИЧЕННЫЙ,

СКАПЛИВАЮЩИЙ

ШИРОКИЙ,

ЩЕДРЫЙ

ОТДЕЛЬНЫЙ

СВЯЗАННЫЙ

ЧАСТИЧНЫЙ,

НЕПОЛНЫЙ

ЦЕЛЬНЫЙ,

ПОЛНЫЙ

НЕОСОЗНАННЫЙ,

БЛУЖДАЮЩИЙ

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ,

БОДРЫЙ

ПРИВЯЗАННОСТИ

СВОБОДА

НЕ МОЖЕТ НАЧАТЬ,

ИЛИ ОСТАНОВИТЬСЯ

ГИБКИЙ,

ТЕКУЧИЙ

ОБВИНЯЕТ, НАКАЗЫВАЕТ

ПОНИМАЕТ,

ПРОЩАЕТ

МУЧЕННИК,

ТИРАН

УМЕЕТ СЛУЖИТЬ,

ПРИНИМАЕТ УСЛУГИ

В ПРОШЛОМ ИЛИ

В БУДУЩЕМ

НАСТОЯЩЕМ

ТАК ДОЛЖНО БЫТЬ,

ТАКАЯ СУДЬБА

ТАК ПОТРЕБНО МНЕ,

ЕСЛИ ИЗМЕНИТЬСЯ,

БУДЕТ ЕЩЕ ЛУЧШЕ

У МЕНЯ НЕТ________

Я НЕ МОГУ__________

У МЕНЯ ЕСТЬ

ВОЗМОЖНОСТИ

НЕТ ВРЕМЕНИ, СИЛ,

МЕСТА

ЕСТЬ ВСЕ НЕОБХОДИМОЕ

МЕСТО СИЛЫ И ВРЕМЯ

СВЕРХСОЗНАНИЕ – это ясное, коллективное сознание всех живущих разумных существ. Совершенная синхронность, уместность, своевременность и достаточноть, скоординированность. Ему не знакомы препятствия, блоки, невежество, страхи.

Эта часть нас знает больше нашей личности дипломированной, видет всю картину происходящего в целом, верит, доверяет, любит. В сверхсознании содержиться информация о наших действиях во все времена, о всех наших способностях, талантах и направленности.

ПОДСОЗНАНИЕ – примитивно – тварное, в нем информация относящаяся к выживанию, мифотворчеству и архетипам. В нем заложена информация о тех моментах, когда мы реагировали, подчиняясь инстинкту выживания и принимая решения частично осознавая свое величие, не понимая ситуацию целиком, не обладая возможностью взглянуть с точки зрения высшего существа.

Страх, паника, самозащита, сомнения и недоверие – это характеристики подобных воспоминаний, из-за чего они становятся взрывоопасными и мы не хотим их касаться. Каждое подсознательное воспоминание – это не полное ощущение, которое наша душа не смогла целиком прочувствовать, испытать и извлечь урок.

Это черные пятнышки на энергетическом поле человека. Такие воспоминания на западе называют подсознательными блоками, на востоке их именуют кармой, у славянских народов их обзывают судьбой. Подсознание, есть сосредоточение нашей темной стороны и именно оттуда исходят негативные эмоции.

СОЗНАНИЕ – не обладает памятью и ничего не знает. Оно точка обзора, око души и ее органов чувств. Сознание проводник воли, точка выбора и определение личности, дает ощущение бытия и определяет их, отображает в памяти подсознания или сверхсознания. Оно архитектор нашего существования и стяжатель опыта. Сознание рационально, отделяет и разделяет, создает связку, ассоциацию, убеждение, дает ощущения личностного, навешивает логические ярлыки.

Все виды сознания важны для нашей эволюции и очень ценны и приятны, если они осознано управляются Духоконтролем человека. Любая избыточность приведет к дисквалификации энергетичности и разрушению обьекта, породившего разбалансировку.

Я ЕСМЬ Победа, пришедший к вам этим днем!
Я ЕСМЬ Космическое существо Могущественный Победа!
И поскольку Я ЕСМЬ Победа, Я победоносен!

Вся эволюция вселенной обречена на Победу. И качество победоносности или победы вам требуется развить в себе. Это качество вам просто необходимо. Потому что за весь период затхлой истории человечества именно качества победы, победоносности вам всегда не хватало.

Возможно, вы подразумеваете под Победой совсем не то качество, которое подразумеваю я. Поскольку в вашем дуальном мире каждому Божественному качеству соответствует свой антипод. И качеству Божественной победы соответствует небожественное качество победы над кем-то. Но я пришел научить вас утверждению победы.

Именно тогда, когда вы отказываетесь от любых человеческих недостатков и некачественных состояний, именно тогда вы одерживаете вашу победу над нереальным проявлением и утверждаете в себе Божественность.

И я пришел напомнить вам о вашем Божественном происхождении и необходимости одержать победу над вашей нереальной частью. Вы слишком свыклись за миллионы лет странствования по вашему миру с нереальной частью вас самих. Однако никто не может вас заставить отказаться от вашей нереальной части. Это решение вы должны принять сами в своем сердце.

Вы должны устремиться к Божественности, и вы должны расстаться с нереальностью. Потому что без этого невозможно ваше дальнейшее эволюционное развитие в этой вселенной. И если раньше мы приходили и просто рассказывали вам о ветхом человеке и другом, истинном человеке, сокрытом в вас, то сейчас время разговоров закончилось , и вы обязаны начать предпринимать конкретные действия , освобождающие вас от двойственности иллюзии и устремляющие вас к единству Божественного мира.

Поверьте мне, все иллюзорное проявление сосредоточено только в вашем сознании, и преодолеть это ваше иллюзорное сознание вы обязаны. Нет другого пути. И то, как это возможно сделать, путь преодоления вашего иллюзорного проявления составляет большую часть того Учения, которое дается вам через нашего посланника.

Вам необходимо взять за правило и начать каждый день анализировать те проявления нереальности внутри вас, которые мешают, препятствуют вашей победе. Постарайтесь абстрагироваться от того мира, который окружает вас, и представьте себе, что вы вдруг оказались в другом мире, Божественном.

В этом мире нет привычных вам форм, в этом мире нет ничего, что нужно делать руками. В этом мире не нужно заботиться о теле. Это Огненный Мир. Мир, где господствуют огненные мысли, мир, сотворенный силой мысли и существующий благодаря Божественной Любви, которая одна заполняет собой все свободное пространство Огненного Мира. Благодаря этой Любви и существует этот мир.

Теперь представьте себе, что из того, что вас окружает в вашем мире, может понадобиться вам в нашем Божественном мире?

Понадобятся ли вам окружающие вас вещи, деньги, предметы роскоши, еда, одежда?
Нет, ничто из перечисленных мной вещей не понадобится вам в нашем мире. Тогда что же остается?

Что может продолжать оставаться с вами в нашем мире?

Я вам скажу. В нашем мире с вами могут продолжить оставаться только ваши Божественные качества.Бескорыстие, преданность, любовь, сострадание, божественное милосердие, чистота… Так много качеств в Божественном мире, которые вы можете оставить при себе, но для того, чтобы вам обладать этими качествами, вам следует наработать их в вашем физическом, проявленном мире.

Иначе тогда, когда наступит время возвращения в Отчий Дом, вы окажетесь в нем без ваших блистающих одежд в виде ваших добродетелей. Негоже ходить голым по Божественному миру. Вы будете постоянно испытывать на себе сочувствующие взгляды обитателей Божественного мира.

И вам станет неудобно за бесцельное проведение времени во время ваших земных воплощений. Поэтому, основываясь на том описании Божественного мира, которое вы получаете в наших посланиях, найдите в себе силы и мужество, и расстаньтесь с вашими чисто человеческими качествами, и постарайтесь приобрести Божественные качества и совершенства.

Все, что хорошо в вашем мире, не является таковым в мире Божественном. Но есть в вашем мире место для проявления Божественных качеств. И это те состояния, которые вы иногда испытываете в виде чувства самопожертвования, божественного сострадания, безусловной любви.

Каждый из вас хотя бы раз в жизни был способен на переживание подобных состояний сознания. Вам остается только вспомнить эти мгновения и постараться распространить их в вашей жизни на как можно большее время. Таким образом, чтобы вся ваша жизнь стала состоящей из высоких, возвышенных, Божественных состояний сознания.

Я прихожу, чтобы напомнить вам еще раз о вашей Божественности. Потому что в вашей суете и суматохе дня вы слишком оторвались от реальности. Пора вспомнить о вашем истинном Доме и о вашем Божественном предназначении. Не бойтесь выглядеть смешными в глазах окружающих вас людей.

Посмотрим, кто будет смеяться тогда, когда вы попадете в Божественную реальность. И если я вам говорю, что циклы сокращаются и время ускорилось, то это означает, что у вас осталось не так много времени для вашего экспериментирования в физическом мире. Торопитесь. Потому, что то что может быть легко вами достигнуто тогда, когда вы находитесь в воплощении в физическом мире, невозможно достигнуть во время вашего пребывания в Божественном мире.

В виду плотности проявленного мира любое действие в этом мире дает практически молниеносный результат. И для того, чтобы достичь того же самого эффекта тогда, когда вы находитесь в Огненном Мире, вам потребуются миллионы лет.

Наши миры взаимодополняют друг друга и то, что возможно в вашем мире, невозможно у нас. К сожалению, вам придется поверить мне на слово. Потому что для того, чтобы достичь того мира, в котором пребываю я, вам понадобятся миллионы миллионов земных лет.

Однако я не теряю надежды на то, что найдутся те человеческие индивидуумы, для которых каждое мое слово сегодняшнего послания будет нести столь важную энергетическую и информационную составляющую, что ваша жизнь изменится так быстро, как вы даже не могли предполагать в ваших самых смелых мечтаниях.

Я желаю вам выработать качество Победы и устремиться к вашей Божественной победе всем вашим существом!

Общественное сознание и его формы.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Общественное сознание и его формы.
Рубрика (тематическая категория) История

Возникновение сознания и его структура.

Центральным моментом в духовной общества (ее ядром) выступает общественное сознание людей. Оно представляет собой совокупность чувств, настроений и религиозных образов, разнообразных взглядов, теорий, отражающих те или иные стороны общественной жизни. Современная социальная философия выделяет в структуре общественного сознания как: 1) обыденное и теоретическое сознание; 2) общественная психология и идеология; 3) формы общественного сознания.

1) обыденное и теоретическое сознание

Это по сути два уровня общественного сознания – низший и высший. Οʜᴎ отличаются между собой глубиной осмысления общ. явлений, уровнем их понимания.

Обыденное сознание присуще всœем людям. Оно формируется в процессе их каждодневнойпрактической дея-ти на базе их повсœедневном опыте. Это во многом стихийное отражение людьми всœего потока соц. жизни, без какой-либо систематизации общ. явлений и обнаружение их глубинной сущности. Обыденное сознание позволяет с достаточной достоверностью ʼʼна уровне здравого смыслаʼʼ судить о многих явлениях и событиях общ. жизни и принимать на этом уровне в целом правильное решение, подкрепляемое житейским опытом. Этим определяет обыденное сознание в жизни людей и в развитии общества.

Теоретическое сознание – есть осмысление явлений общ. жизни, путем обнаружения их сущности и законов их развития. Оно выступает как система логических взаимосвязанных положений, следовательно как опред. научная концепция касающаяся того или иного явления общ. жизни. В качестве субъекта теоретического сознания выступают далеко не всœе, а только ученые, специалисты, т.е люди которые могут научно судить о соответствующих явлениях общ. жизни.

Обыденное и теоретическое сознание взаимодействуют между собой результатом этого явления развитие того и другого.

2) общественная психология и идеология

В них отражается не только уровень понимания соц. действительности, но и отношения к ней со стороны различных соц. групп и национ., этнических общностей. Данное отношение выражается в потребностях интересах, ценностных ориентациях людей, а также в их настроениях, в обычаях, нравах, традициях, в проявлениях моды, в их стремлениях, целях и идеалах. Речь идет об определœенном настрое чувств и мыслей , в котором сочетается некое понимание происходящих в обществе процессов и духовное отношение к ним субъектам. Все это характеризует общ. психологию людей и их психологический склад, который выражается, в частности, в национальном характере народа. Общественная психология всœегда выступает как массовое сознание и ее присуще всœе его свойства.

В соц. деятельности людей большую роль играет идеология . В ней, как и в общ. психологии, выражаются потребности и интересы разл. соц. групп, прежде всœего классов, а также нац. общностей. При этом в идеологии эти потребности и интересы осознаются на более высоком теоретическом уровне. Сама идеология выступает как система взглядов и установок, теоретически отражающих потребности и интересы различных соц. сил, в ней должна быть четко выражена отношения тех или иных классов, полит. партий, движений, в существующей строю, гос-ве, обществе, отд. полит. институтах. Тот факт, что идеология выступает в виде теорет. концепции, свидетельствует о том, что она должна освещать процессы общ. развития, однако это случается не всœегда. Идеология должна быть научной и ненаучной, прогрессивной и реакционной, либеральной и тоталитарной, радикальной и консервативной. Все зависит от ее соц-классовой ориентации, теоретической глубины, а также способов ее воплощения в жизнь.

В отличии от общ. психологии, которая формируются больше стихийно, чем сознательно, идеология создается идеологами вполне сознательно

3) формы общественного сознания

В соврем. соц. философии выделяют такие формы общ. сознания, как полит., правовое, моральное, эстетич., релизиоз., научное и философское сознание. В них осмысливаются и духовно осваиваются различные стороны обществ. жизни в том числе: 1) природа, поскольку она имеет отношение к челов. дея-ти - произв., эстетической и научной; 2) система общ. отношений – полит., нравств., правовых; 3) сам человек, его способности, различные виды его дея-ти, смысл его существования и предназначения в мире.

1.Введение в философию. Фролов И.Т. В 2 ч., М., 1989ᴦ.

2.Мир философии. Блинников Л.В. В 2 ч., М., 1991ᴦ.

3.Краткий словарь философов. М., 1994ᴦ.

4.История философии в кратком изложении. М., 1995 (1991)ᴦ.

5.Основы философии. Спиркин А.Г. М., 1988ᴦ.

6.Философия: учебник. Алексеев П.В., Панин А.В. М., 1988ᴦ.

7.Философия. Кохановский В.П. Ростов-на-Дону, 2000ᴦ.

8.Философия. Лавринœенко В.Н., Ратников В.П. М., 1999ᴦ.

9.Философия.Тихонравов Ю.В. М., 1988ᴦ.

10.Философия. Канке В.Н. М., 1996ᴦ.

11.Философия: 100 экзаменационных вопросов для студентов вузов. Ростов-на-Дону, 1998ᴦ.

12.Философия: конспект лекций. Якушев А.В. М., 2000ᴦ.

13.Философия. Радугин А.А. М., 2000ᴦ.

14.Философский энциклопедический словарь. М., 1997 (1989, 1983)гᴦ.

15.Хрестоматия по философии. М., 2000ᴦ.

16.Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1996ᴦ.

17.Абишев К.А. Философия: Учебник для студентов и аспирантов. Алматы, 2000г

18.Антология мировой философии. В 4 тт. М., 1963-1966гг

19.Лосœев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991г

20.Основы философии. Учебное пособие. Алматы., 2000ᴦ.

21.Хрестоматия по философии. А.А.Радугин. М., 1998ᴦ.

Общественное сознание и его формы. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общественное сознание и его формы." 2017, 2018.

Понятие структуры и роль системно-структурного ме­ тода в изучении сознания. - Эмпирическая явленность сознания: активность, интенциональность, способность к рефлексии и самонаблюдению, мотивационно-ценнос- тная ориентация. - Анализ основных структурных ком­ понентов сознания: ощущение, восприятие, представле­ ние, память, эмоции, воля, левополушарное и правополу- шарное мышление. - Когнитивное и ментальное в со­ знании. Знание как способ существования сознания. - Единство объективного и субъективного в знании. - Со­ знание как целостность и рефлексия. - Функции созна­ния: отражательная, преобразовательная, ориентиро­ взаимосвязь.

Проблема структуры сознания встала в последнее время в связи с интенсивным проникновением системно-структурного метода в различные области знания. И хотя в 20 в. стало модно говорить о сознании как о чем-то неопределимом, тот же 20 в. распространил системно-структурный анализ на языкознание, культурологию, этнографию, социологию. Захватил он и такую сложную исследовательскую область, как человеческое созна­ние. Любая структура предполагает наличие элементов, их вза­имодействие, соподчинение и иерархию. Структура (от лат. - строение, расположение, порядок) выражает совокупность ус­тойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе при различных внешних и внут­ренних изменениях.

Применение системно-структурного метода к анализу созна­ния и изучение его структуры вовсе не означает, что сознание трактуется как устройство, состоящее из "кирпичей и цемента". Эмпирически сознание предстает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов. Сознание -

это особого рода целостность, где в постоянном потоке пси­хических явлений возникают и проносятся единичные состоя­ния, образы, мысли, интересы, мелькают случайные и глубокие впечатления. Они предстают перед субъектом в его "внутрен­нем опыте" и предвосхищают деятельность. Вместе с тем в этом постоянно меняющемся содержании сохраняется нечто устой­чивое и инвариантное, что позволяет говорить об общем строе сознания как личности, так и общества. Признаками сознания считается разумная мотивированность, предвидение личных и социальных последствий действий, способность к самоконтро­лю. Сознание характеризуется активностью, интенционально-стью (направленностью на предмет), обращенностью к рефлек­сии и самонаблюдению, целесообразнаостью, мотивационно-ценностной ориентацией и различными уровнями ясности. Со­знание может быть максимально концентрированным и резко рассеянным. Можно говорить о ясном, темном, а также о суме­речном сознании.

Когда исследователи приступают к изучению структуры со­знания, они всегда сталкиваются с парадоксальной ситуацией. Сознание как чувственно-сверхчувственный объект отчетливо обнаруживает себя, но тем не менее ускользает от непосред­ственного анализа. С одной стороны, сознание немыслимо вне своего материального субстрата - головного мозга и материи, отражение которой является содержанием сознания. С другой стороны, сознание несводимо ни к самому субстрату - голов­ному мозгу, ни к материи. Даже самый искусный анатом, про­следив нерв до мозжечка, не может приблизиться к первонача­лу, дающему чувства и мысль.

Структура сознания может быть понята как диалектическое единство " Я " и "не-Я". В качестве последнего выступает бы­тие, внешняя действительность объективной реальности, соб­ственное тело, собственное "Я", другое "Я" - "Ты". Обычно принято начинать характеристику структуры сознания со сто­роны "Я". В качестве основных элементов сознания выделя­ют: ощущение, восприятие, представление, память, мышление,

эмоции, волю 61 . Но ни один названный компонент не может быть значим сам по себе. Он приобретает роль необходимого структурного элемента сознания лишь в реально функциониру­ющем сознании. Ощущения, оторванные от последующих форм сознания, теряют свой познавательный смысл. Изоляция ощу­щений от мышления, воли от чувств неправомерна. Уже Гегель считал несправедливым утверждение, что ум и воля совершен­но независимы друг от друга и что ум может действовать, не желая, а воля может обходиться без ума. Сознание - это такая динамичная система, где всякий психический акт соотнесен и взаимосвязан как с другими актами, так и с внешним внеполо-женным бытием.

Анализ структуры сознания позволяет выявить ощущение, как наиболее элементарное, далее неразложимое и не имею­щее структуры познавательное явление. "Самым первым и са­мым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно качество" (Ленин). Ощущение - это тот мостик, который свя­зывает человека и окружающую его действительность. "Ина­че, чем через ощущение мы ни о каких формах вещества, ни о каких формах движения ничего узнать не можем"(Ленин). Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов объективного мира во время их непосредственного воздей­ствия на органы чувств. Информационно-пропускная способ­ность органов чувств человека распределена так: самый боль­шой объем информации связан со зрением, затем идет осяза­ние, слух, вкус, обоняние.

Целостный образ, отражающий непосредственное воздей­ствие на органы чувств единичных предметов, называется вос­приятием. Восприятие - это структурный образ, состоящий из комплекса ощущений. В понимании природы восприятия боль­шое место отводится двигательным процессам, подстраивающим работу перцептивной системы к характеристикам объекта. Име­ется в виду движение руки, ощупывающей предмет, движение глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гор­тани, воспризводящей слышимый звук. Другой характеристикой

восприятия является интенция - направленность на какую-либо ситуацию, что обеспечивает возможность субъективных транс­формаций образа с целью приведения его к виду, годному для принятия решений.

Когда процесс непосредственного воздействия на органы чувств прекращается, образ предмета не исчезает бесследно, он хранится в памяти. Память - это структурный компонент созна­ния, который связан с механизмами запечатления, сохранения, воспроизведения и переработки поступающей в мозг информа­ции. Различают многие виды памяти: моторную, эмоциональную, образную, словеснологическую, а также долговременную и крат­ковременную. Многие наблюдения говорят об отсутствии жест­кой связи между повторением и долговременной памятью. Дол­говременная память во многом зависит от мотивационной сфе­ры человека.

В результате сохранения памятью внешних воздействий возникает представление. Представления - это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, а потом восстановились по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов, а также образы, со­зданные усилиями продуктивного воображения. Представле­ния существуют в двух формах: в виде воспоминаний и в об­разах воображения. Если восприятия относят только к насто­ящему, то представления и к прошлому, и к будущему. Пред­ставления отличаются от восприятия меньшей степенью ясно­сти и отчетливости.

Важнейшим элементом сознания и высшей его формой явля­ется мышление, этакий вожатый по лабиринту бытия. Мышле­ние связано с целенаправленным, обобщенным и опосредован­ным отражением человеком действительности. Мышление - это организованный поисковый процесс. Он отличается от хаотичес­кой игры ассоциаций и предполагает движение по логике пред­мета. На вопрос: "Можно ли жить без мышления?" - Локк от­вечал положительно, утверждая, что есть люди, которые большую часть жизни проводят без мышления.

Раскрытие мыслью глубинных, сущностных связей неизбеж­но выводит за пределы чувственной достоверности, поэтому при характеристике деятельности мышления прибегают к его поня­тийной форме. Мышление может быть рефлектирующим и не­рефлектирующим. Рефлексия - от лат. обращение назад. Рефлектировать - значит устремлять свои помыслы на пони­мание самого себя и на то, как другие знают и понимают. Мож­но сказать, что рефлексирующий стремится достичь логичес­кого содержания, обладающего статусом всеобщности и необ­ходимости. Рефлексия появляется тогда, когда субъект пыта­ется развернуть любую мысль в форме понятия, т.е. освоить ее категориально.

Открытие функциональной асимметрии мозга показало, что информационные процессы в двух полушариях головно­го мозга протекают по-разному. На первых порах разница между функциями полушарий упрощенно трактовалась как соответствующая двум типам мышления: "левополушарное", ответственное за логику, и "правополушарное" - за худо­жественную образность. В настоящее время очевидно, что разница состоит в другом. И левое, и правое полушарие спо­собны воспринимать и перерабатывать информацию, пред­ставленную как в словесно-знаковой, так и в образной фор­ме. Основное различие сводится к тому, что левополушарное мышление так организует любой материал, что создает одно­значный контекст. Правополушарное мышление формирует многозначный контекст, который не считывается всеми уча­стниками коммуникации одинаково и не поддается исчерпы­вающей интерпретации. Таким образом, различие между пра-вополушарным и левополушарным мышлением - это разли­чие между двумя стратегиями переработки информации, про­тивоположными способами организации контекстуальных связей ее элементов 62 .

Когда человек рефлектирует, получает информацию и усваи­вает ее, он всегда чувствует и переживает. "Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого

искания истины" (Ленин). Заметим также, что нарушение созна­ния в первую очередь начинается с расстройства именно эмоци­ональной сферы, потом нарушается строй мышления, затем са­мосознание и далее идет процесс глубинного всеобщего распада сознания. Эмоции органично включены в структуру сознания. Они носят глубоко личностный характер. Сильные эмоции мо­гут вызвать даже психосоматические симптомы - головную боль, заикание, мышечную боль, язвы, кожные болезни. Объект, который воспринимается как смертельный, может вызвать даже такую реакцию, как рвота. Все это подчеркивает огромную роль эмоций в структуре сознания.

Названные элементы сознания для своей актуализации требуют обязательного выполнения одного условия: субъек­том, обладающим сознанием, может стать лишь индивид, включенный в социальную практику. Иными словами, указан­ные элементы структуры сознания составляют целостность, т.е. сознание в полном смысле слова существует лишь при включении субъекта в мир социальных отношений. Следова­тельно, кроме нормально функционирующего субстрата - головного мозга необходимо предметно-практическое взаи­модействие с миром (во-первых), коллективное деятельное -тное общение (во-вторых), совокупный потенциал культуры как прошлый труд (в-третьих).

Когда мы рассматриваем понятие "сознание", то первое, на что принято обращать внимание, это на его характерис­тику как совместно полученного знания - "со-знания". "Спо­соб, каким существует сознание и каким нечто существует для него - это знание" 63 . Поэтому в структуре сознания сле­дует выделять когнитивные пласты, связанные с познаватель­ным отношением к миру. Когнитивный пласт сознания сори­ентирован на получение знания и, таким образом, предпола­гает стремление к истине. Вместе с тем в структуре сознания есть и такие пласты, которые не имеют отношения к знанию. Это вера, надежда, любовь, радость, огорчение и пр. Все эти ментальные состояния есть переживания, и тяготеют они к

оценочным регулятивам. Вся жизнедеятельность человека проникнута сложной тканью человеческих переживаний. Из­вестный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн подчер­кивал,что сознание есть единство знания о действительнос­ти и переживания отношения к данной действительности. Именно это и обеспечивает взаимосвязь когнитивного и мен­тального начал.

Когда речь идет о функциях (от лат. - совершение, исполне­ние) сознания, анализ устремляется к выяснению той роли, ко­торую выполняет такая сложная целостность, как сознание в жизнедеятельности человеческого общества. К основным функ­циям сознания относят прежде всего отражательную функцию. Она предполагает обобщенное, целенаправленное (создание об­разов, предвосхищающих практические действия), оценочное (избирательная ориентация на выработанные обществом и при­нятые субъектом ценности) отражение действительности. Ней-рофизиологическая основа феномена целенаправленности полу­чила объяснение в учении о доминанте А.А. Ухтомского в 1923 г. Доминанта (от лат. - господствующий) понимается как времен­но господствующая рефлекторная система, придающая поведе­нию определенную направленность. Как довлеющий очаг воз­буждения, доминанта суммирует и накапливает идущие в не­рвную систему импульсы и одновременно подавляет активность других центров. Этим объясняется активный и целенаправлен­ный характер поведения.

Известный тезис о том, что сознание не только отражает, но и творит мир, раскрывает преобразовательную функцию созна­ния. Именно в изменении природы и реальности, а не в природе как таковой находит существенную и ближаюшую основу раз­витие мышления и сознания. Однако преобразовательную фун­кцию сознания можно рассматривать не только как внеположен-ную, т.е. выходящую во внешнее бытие, но и как обращенную на себя, на самопреобразование. Преобразовательная функция

сознания отличается различной степенью модальности. Она мо­жет носить конструктивный характер и быть связана с целесо­образным созиданием нового содержания; стихийно-спонтан­ный, предполагающий интуитивное смыслообразование; предна­меренно-нормативный, предполагающий строй мыслей и уста­новок, соответствующий принятым эталонам и ценностям, на­вязываемым извне целям; и как уже было сказано - самопре­образовательный, ориентированный на упорядочивание ценно­стно-смысловой шкалы внутреннего мира индивида.

Важной функцией сознания является его ориентационная функция, которая включает в себя регулирование - принятие решений в едином строю норм жизнедеятельности, а также са­моконтроль, связанный с синхронизацией внутренних и внешних оценочных критериев. Самоконтроль предполагает анализ моти­вов собственного поведения, выбор наиболее рационального спо­соба достижения поставленных целей.

План реферата. I. Введение. II. Основная часть. 3. Отражение как всеобщее свойство материи. 4. Отражение и информация. 5. Формы отражения. Определение сознания. 3. Происхождение сознания. 1. Роль труда в формировании сознания. 2. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания. 3. Структура сознания. 4. Сознание - свойство высокоорганизованной материи. 5. Сознание и мозг. 6. Материальное и идеальное. Образ и предмет. 7. Активность сознания. 8. Общественное сознание и его преобразовательная сила. III. Заключение. 1. Введение. Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни. В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма. Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира. 2.Отражение как всеобщее свойство материи. 2.1. Отражение и информация. Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предисторию - развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека. Без этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом. Но не меньшим чудом было бы и появление психики у живых организмов без наличия свойства отражения у всей материи. Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различных формах. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого организма являются раздражимость и чувствительность как специфическое свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. Отражение во всем многообразии его форм, начиная от простейших механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе взаимодействия различных систем материального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом взаимоотражение, которое в простейших случаях выступает в виде механической деформации, в общем же случае - в виде взаимной перестройки внутреннего состояния взаимодействующих систем: в изменении их связей или направлений движения, как внешняя реакция или как взаимная передача энергии и информации. Отражение в общем случае представляет собой процесс, результатом которого является информационное воспроизведение свойств отражаемого предмета. Любое отражение включает информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, одно оставляет о себе память в другом. Информация есть объективная сторона процессов природы и как таковая всеобща, что предполагает ее специфику в различных сферах реального мира - в неорганической природе, живых системах и социальных процессах. Все в мире находится в непосредственном или удаляющемся в бесконечность опосредованном взаимодействии всего со всем - все несет информацию обо всем. Это предполагает универсальное информационное поле мироздания, которое является всеобщей формой связи формой универсального взаимодействия и тем самым единства мира: ведь все в мире “помнит” обо всем! Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства материи. 2.2. Формы отражения. Определение сознания. Выше было сказано, что отражение есть свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем. Можно сказать, что отражение есть результат взаимодействия объектов. С простейшей формой отражения мы встречаемся в неорганическом мире. Например, проводник нагревается и удлиняется, если он включен в электрическую цепь, окисляются металлы, находящиеся на воздухе, остается след на снегу, если прошел человек и т.п. Это пассивное отражение. Оно осуществляется в форме механических и физико-химических изменений. По мере усложнения организации материи и появления жизни на Земле у простейших организмов, а также растений сформировалась способность “отвечать” на воздействие внешней среды и даже усваивать (перерабатывать) продукты этой среды (пример - насекомоядные растения). Эта форма отражения называется раздражимостью. Раздражимость характеризуется определенной избирательностью - простейший организм, растение, животное приспосабливается к окружающей среде. Прошли многие миллионы лет, прежде чем появилась способность ощущения, с помощью которого уже более высоко организованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства объектов - цвет, форму, температуру, мягкость, влажность и т.п. Это стало возможным потому, что у животных появился специальный аппарат (нервная система), который позволяет активизировать их отношения с окружающей средой. Высшей формой отражения на уровне животного царства является восприятие, которое позволяет охватить объект в его целостности и полноте. Психика (как результат взаимодействия мозга с внешним миром) и психическая деятельность позволили животным не только приспосабливаться к окружающей среде, но и в определенной мере проявлять внутреннюю активность по отношению к ней и даже изменять среду. Возникновение психики у животных означает появление нематериальных процессов. Как показали исследования, в основе психической деятельности лежат безусловные и условные рефлексы головного мозга. Цепь безусловных рефлексов является биологической предпосылкой формирования инстинктов. Наличие у животных ощущений, восприятий, “впечатлений”, “переживаний”, наличие элементарного (конкретного, “предметного”) мышления есть основа возникновения человеческого сознания. Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира. Сознание это прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно - осознание природы. Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира. Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической), отражение в живой природе - биологической форме, а сознание - социальной форме движения материи. 3. Происхождение сознания. 3.1. Роль труда в формировании сознания. Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа - человек разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту. Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата. Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его сознания заключается в одном слове - труд. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих умственных способностей. Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как- то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов. 3.2. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания. Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи. Многие животные обладают голосовыми органами, мимико - жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п. Язык животных никогда не достигает в своей функции акта полагания некоторого абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность. Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений. Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями. Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления. Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования. 4. Структура сознания. Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации. В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины. Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.). В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром. Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства. Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое. 5. Сознание - свойство высокоорганизованной материи. 6. Сознание и мозг. Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание - функция человеческого мозга? Прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания. Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Когда повреждаются лобные доли, больные не могут продуцировать и осуществлять сложные программы поведения; они не имеют устойчивых намерений и легко возбуждаются побочными раздражителями. При поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими отношениями и т.д. Известно, как деформируется духовный мир личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками. Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология, физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них. Но не они составляют сущность сознания. 5.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет. Физиологические механизмы психических явлений не тождественны содержанию самой психики, представляющей собой отражение действительности в виде субъективных образов. Диалектико-материалистическая концепция сознания не совместима ни с идеалистическими воззрениями, отрывающими психические явления от мозга, ни со взглядами так называемых вульгарных материалистов, отрицающих специфику психического. Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное. Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне мозга, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ. Идеальное есть не что иное, как материальное, “пересаженное” в человеческую голову и преобразованное в ней. Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль, идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле этого слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому нельзя считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность, реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное, индивидуальное сознание, а также весь мир “надличной“ духовной культуры человечества, то есть внешне объективированные идеальные явления. Поэтому никак нельзя сказать, что реальнее - материя или сознание. Материя -объективная, а сознание - субъективная реальность. Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа - это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта: объективная истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает и в смысле неполной адекватности образа оригиналу. Содержание мысленного образа предмета определяется не анатомо- физиологической организацией человека и не тем, что познающий субъект находит непосредственно в природе на основе своего индивидуального опыта. Его содержание представляет собой синтетическую характеристику объекта, полученную в ходе предметно-преобразующей деятельности. Этим открывается принципиальная возможность объективного изучения сознания: оно может быть познано через формы своего выявления в чувственно-практической деятельности. Субъективный образ как знание, как духовная реальность и физиологические процессы как его материальный субстрат - качественно разные явления. Непонимание этой качественной специфики порождало механическую тенденцию их отождествления. Абсолютизация же специфики сознания как субъективного образа порождает тенденцию противопоставлять идеальное и материальное и доводить противопоставление до полного распада мира на две субстанции - духовную и материальную. Сознание и объективный мир - противоположности, образующие единство. Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и порождает необходимость психического сознательного отражения действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни. 5.3. Активность сознания. Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности. Содержание сознания обязательно так или иначе практически реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи. Идея - это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея - это понятие, ориентированное на практическую реализацию. Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию - специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его. Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего “я” и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества. Признание активного, творческого характера сознания является необходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность. Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые, овладевая массами, становятся “материальной силой”. 6. Общественное сознание и его преобразовательная сила. Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон. Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни, которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть. Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа. В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво. Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно- творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно- творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида. Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более опосредованный характер - через государство, политические, правовые отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие. Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по- разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую сумму понятий “сознание” и “общественное”. Обладая объективной природой и имманентными законами развития, общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Власть общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление личности. 7. Заключение. В заключение рассмотрения темы настоящего реферата необходимо резюмировать все вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак: 1) Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. 2) “Ядром” сознания, способом его существования является знание. 3) Формирование сознания связано с возникновением труда. 4) Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания. 5) Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга. 6) Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно - единое целое. 7) Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно. Список литературы. Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред. К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с. 2) А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с. 3) Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.

Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление постольку являются частью сознания, поскольку они обладают определенными значением и смыслом. Знания, значения и смысл, сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание. Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой сознание общества в целом.

Нельзя, однако, отождествлять сознание только со знанием и языковым мышлением. Вне живой, чувственно-волевой, активной деятельности всей сферы психического, мышления вообще не существует. Мышление не переработка информации, а «деятельное, чувственно-предметное, целенаправленное изменение действительности в соответствии с ее собственной сущностью» Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984. С. 112.. Языковое мышление изменение «идеализированных предметов», т.е. значений и смысла слов, знаков, символов и т.п. есть только одна из форм действительного мышления человека. С другой стороны, нельзя отождествлять понятия «психика» и «сознание», т.е. считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включаются в сознание. Ряд психических переживаний может находиться определенное время как бы «за порогом» сознание (Подсознательное).

В сознании выделяется несколько уровней.

Индивидуальное сознание -- это высшая (интегрирующая) форма развития и проявление психики человеческого индивида. Сознание определяет мысленное построения действий, контроль и управление поведением человека, его способности отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и окружающем мире. Сознание включает ряд важнейших компонентов: совокупность знаний об окружающем мире, постановку жизненных целей и задач, самосознание и отношение человека к себе, другим людям и окружающему миру.

Групповое сознание - сознание, характерное для группы в качестве реально существующего образования, в котором люди находятся вместе, в идентичных условиях, объединены общей, совместной деятельностью и осознают свою принадлежность к этому образованию. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется прежде всего через принятие этих характеристик, т.е. через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что и позволяет ему идентифицироваться с группой. Все эти факторы формируют такой социально-психологический феномен, который называется психологической общностью людей, входящих в ту или иную группу, пробуждающий у них групповое сознание.

Массовое сознание - это общественное сознание масс (классов, социальных групп) конкретного общества, отражающее условия их повседневной жизни, потребности, интересы. Массовое сознание включает в себя распространенные в обществе идеи, взгляды, представления, иллюзии, социальные чувства людей. В нем переплетаются обыденно-психологический и теоретико-идеологический уровни общественного сознания, хотя реальное наличие теоретико-идеологических элементов и их удельный вес в массовом сознании зависят от исторических обстоятельств и степени развития масс как социального субъекта.

Общественное бытие отражается общественным сознанием в различных формах. Такое многообразие обусловлено сложностью объекта познания -- окружающего нас мира, который не может быть сколько-нибудь достаточно познан в единой форме. Различные формы общественного сознания отражают различные стороны действительности, в связи с чем они характеризуются не только специфическим содержанием, но и специфическим способом познания своего объекта.

При этом формы общественного сознания возникают неодновременно, а по мере, во-первых, усложнения общественного бытия и, во-вторых, развития и обогащения познавательных способностей человека. Исторически первой формой общественного сознания является моральное сознание. Оно так же древне, как и само общество, ибо никакой социальный коллектив не может существовать, если его членами не соблюдаются определенные нормы поведения. В условиях первобытного общества возникают еще две формы общественного сознания -- сначала эстетическое, затем религиозное. Более позднее происхождение религии приходится подчеркивать особо потому, что церковники и богословы пытаются внушить мысль о вечности религии, о ее первичности и по отношению к морали, и по отношению к искусству. В связи с переходом к классовому обществу возникают политическое сознание и правосознание, а позднее -- в связи с отделением труда умственного от физического -- научное и философское сознание См.: Чалдини Р. Психология влияния. - СПб., 1999. - С. 23-25. .

В структуре сознания важно выделять самосознание. Самосознание предполагает осознание своего «Я» во всем многообразии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми. Самосознание помогает человеку сохранить себя и свое «Я», а также регулировать всю сложную систему внутреннего психического мира. Самосознание включает три главных компонента: самопознание, самооценку и самовоспитание.

Развитие самопознания начинается с процесса познания себя через сравнение с другим. Это очень ярко проявляется у детей, которые остро реагируют на оценку их качеств путем сопоставления с другими детьми: лучше Пети, хуже Вани. И обычно им хочется знать, в каком случае конкретно они лучше Пети и хуже Вани. Самопознание по типу «я и другой человек» сохраняется у человека на всю жизнь, носит очень эмоциональную окраску и зависит от правильности оценки им других людей, а также от мнения других людей о нем. Этот тип самопознания очень неустойчивый, ситуативный и может служить источником конфликтных ситуаций, особенно когда человек возомнит, что он всегда лучше других.

И очень важно в развитии самопознания перейти на другой, более высокий уровень сравнения -- себя с самим собой, по типу «я и я». Человек должен научиться оценивать свои качества, поступки, сопоставлять, каким он был вчера, и какой он сегодня: совершил смелый, решительный поступок или, наоборот, струсил. И вот здесь нам помогают развитие внутренних приемов самонаблюдения и самоанализа. Настоящая, конструктивная самокритика всегда должна вестись не на уровне «я и другой человек», а на уровне «я и я».

Для самопознания необходимо обладать хотя бы элементарной психологической грамотностью. На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей. Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).

Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих. Такой человек считает себя хуже других, страдает комплексами неполноценности, вины. Ему свойственны нерешительность, боязливость, застенчивость. Часто действует по принципу «как бы чего не вышло». Это отражается на его внешнем виде: голова втянута в плечи, походка нерешительная, глаза отводит в сторону, хмур и неулыбчив.

Люди с завышенной самооценкой ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых они могут достигнуть, уровень их притязаний превышает реальные возможности. Эти люди относятся подчеркнуто независимо к одобрению окружающих, активно не соглашаются с оценками, которые им дают другие люди. Характерные их свойства: зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, часто неуважительное и даже грубое отношение к людям. Человек с завышенной самооценкой часто становится жестким, инертным, агрессивным, неуживчивым и, несмотря на свои подчас незаурядные способности, терпит в жизни крах.

Адекватная самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, гибкость по отношению к поставленным целям, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такому человеку легче жить на свете, он более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: надо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.

Познав и оценив себя, человек может сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием. В психологической литературе понятие «саморегулирование» и «самоуправление» часто употребляют как синонимы. Г.С. Никифоров под психическим самоуправлением понимает сознательное воздействие человека на свою психическую деятельность, собственное поведение с целью сохранения или изменения характера их протекания. Вместе с тем, он разделяет по смыслу самоуправление и саморегулирование. Управление включает в себя регулирование. Особенностью самоуправления является конкретизация мотивов поведения и деятельности, постановка целей, выбор путей их достижения. Самоуправление для человека -- это решение вопросов о том, что и как делать. Саморегулирование -- исполнение того, что было намечено. Переход от самоуправления к саморегулированию -- это переход от замысла, идеи к воплощению их в жизнь. Если саморегулирование подчинено, как правило, решению задач ближайшего будущего, то самоуправление может быть нацелено на более долгосрочную перспективу: выбор жизненного пути, постановку задач самосовершенствования, конкретизацию идей самовоспитания Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. Л., 1989. С. 10-18..

Саморегуляция человека, очень тесно связана с развитием умственной активности и пластичностью, т.е. умением настраивать свое поведение в изменяющихся условиях.

Что же такое самовоспитание? Его можно понимать как процесс самоуправления, направленный на осознанное изменение своей личности. Процесс самовоспитания зависит от уровня развития самооценки. Средства самовоспитания и приемы воздействия на собственную личность очень разнообразны.

В связи с разговором о самосознании хотелось бы сказать о самолюбии и самостоятельности. Самолюбие -- это и движущая сила личности и способ соотнесения себя с социальным миром, другими людьми. Если человек самолюбив, то он прежде всего старается согласовывать свое поведение с другими людьми, не теряя при этом своего достоинства. Самостоятельный человек обычно и самолюбив, он, как правило, не идет у других на поводу, а стремится строить свою линию поведения в соответствии со своей индивидуальностью и сознанием личной ответственности за свою деятельность и поступки.

Таким образом, самосознание -- это очень важная функция человеческой психики, активно управляющая всей системой индивидуальности человека. И составляя программу воспитания человека, мы не должны забывать, что это возможно через развитие и воспитание его самосознания.