Какую роль играет риторика в современном мире. Выдающиеся ораторы

Введение

"Кто не умеет говорить, карьеры не сделает!"

(Наполеон Бонапарт)

В условия современного мира наш жизненный успех зависит от способности правильно и в положительном ключе выражать свои мысли, произносить точно найденное слово в подходящий момент. К большому сожалению не все обладают этой способностью. Создаётся впечатление, что мы все говорим на разных языках, ни чуть не задевая душу собеседника своей речью. Мы просто надеемся, что собеседник полностью поймёт всё то, что мы скажем, и те сказанные слова побудят его к действию. При этом мы считаем, что все, что знаем мы, собеседник должен тоже знать. Но это величайшее заблуждение!

Умение эффективно общаться и чувствовать себя легко и свободно в любой компании, в любой аудитории - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни поставленных целей! И поэтому я считаю, что эту способность можно и нужно развить в себе, для того, что бы ваши слова были, не только услышаны, но и восприняты слушателями. Специально для тех, кто не владеет или же желает усовершенствовать свои навыки общения, созданы различные курсы и тренинги.

Современное общество проводит жесточайший отбор, и не каждый сможет с достоинством его пройти. Только образованные и грамотные люди могут достичь желаемых успехов. И умение правильно и красиво говорить здесь крайне важно. Ведь от того, как человек доносит информацию до слушателей, от того, как он умеет слушать своего собеседника, зависит и то, на сколько они поймут друг друга, и то, на сколько продуктивным будет их контакт.

ораторское искусство тренинг карьерный

С древних времен искусству общения уделялось большое внимание. Особенно в Древней Греции. Там и зародилось ораторское искусство . Это искусство имело быстрое развитие в античных странах и широко использовалось людьми разных слоёв общества. И, наверное, не зря наши предки донесли до нас эту науку общения.

Я считаю, что тема моей работы очень актуальна. Во-первых, одновременно погружаясь в историю и обычая античной цивилизации, мы перенимаем, опыт и узнаем много новых для себя вещей. Во-вторых, это грамотное общение в массово-информационной и социально-культурной сфере. И, в-третьих, тема моей работы может помочь тем, кто хочет связать свою профессию с должностями, которые требуют навыков общения. Например, профессия: филолога, искусствоведа, рекламиста учителя-словестника, журналиста, писателя, культуролога, экскурсовода, радио- и телеведущего, дизайнера печатной продукции и т.п.

Ораторское искусство

Ораторская речь - это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории или же к конкретному человеку с целью убеждения. Наука, изучающая этот вид искусства, называется риторикой. В первую очередь ораторство это не просто донесение информации, а пояснение и побуждение к действию или решению. Красноречие играет важнейшую роль в жизни каждой страны и каждой эпохи в целом. Всегда находились люди, умеющие правильно изложить информацию, которая в следствии переворачивала ход истории.

Публичная речь была наиболее распространенным жанром среди образованных людей античности. Риторика занимала не последнее место в числе таких жанров искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сравнение допустимо лишь для эпохи, в которой эти жанры сосуществовали. Впоследствии влияния европейской культуры, риторика, игравшая значительную роль в средние века, в новое время уступила место другим жанрам словесности. А зря. Надо особо отметить, что из всех видов художественного слова в античном мире публичная речь была наиболее тесно связана с современной политической жизнью и уровнем образования людей.

В Древней Греции ораторы ценились намного больше, чем незаменимые мастера узкого профиля. Они выступали на больших площадях, на улицах или даже на полях сражения, в зависимости от ситуации, в которой они оказывались. Эти мастера слова, манерой своего повествования заставляли людей прислушаться к тому, что они говорят, задуматься над полученной информацией, и сделать правильные выводы, то есть те выводы, на которые ораторы наводили своих слушателей.

В каждой Античной цивилизации были свои великие ораторы, перевернувшие ход истории.

Для того, чтобы доказать значимость и актуальность этого искусства в современной жизни, я бы хотела рассказать Вам о великих ораторах и об их достижениях, чтобы Вы наглядно смогли убедиться в том, что каждый уважающий себя человек, живущий в 21 веке, должен обладать навыками красноречия, хотя бы для того, чтобы просто быть услышанными в кругах близких им людей.

Демосфен (385-322гг. до н.э.) (Приложение 1) - величайший мастер устной, в преимуществе политической речи, великий афинский оратор. Нам с начальной школы знакомо его имя и статус величайшего оратора античной эпохи. Ещё на уроках риторики мы знакомились с его жизнью, и с тем как он добивался успехов в ораторском искусстве. А теперь для того, чтобы вы тоже имели представление об этом человеке, я расскажу вам немного о его жизни. Он вырос в зажиточной семье, его отец владел мастерскими по изготовлению мебели и оружия. К сожалению, мальчик рано осиротел, и он и всё его состояние перешло в руки опекунам, которые оказались нечестными людьми. Первым его выходом в свет в роли оратора стал судебный процесс против расхитителей (опекунов). Процесс прошёл удачно.

Демосфен и до этого знал, что будет оратором, поэтому долго готовился и занимался у известного афинского мастера красноречия Исея (Приложение 2). Простота слога, сжатость и значительность содержания, строгая логика доказательства, риторические вопросы - всё это было заимствовано Демосфеном у Исея. С детства он обладал слабым голосом, к тому же и картавил. Эти недостатки, а так же нерешительность, с которой он держался на трибуне, привели к провалу его первых выступлений. Однако упорным трудом он сумел преодолеть недостатки своего произношения. Существует легенда, что, стоя на берегу моря, он часами декламировал стихи, заглушая звуками своего голоса, шум прибрежных вол. Он уделял огромное количество внимания усовершенствованию своей речи, как в начале, так и конце карьеры. Интонационной окраске голоса оратор придавал особое значение. Когда я читала его биографию, я обратила внимание на небольшую заметку его современника, которую хотела бы вам процитировать. "Рассказывают, что к нему пришел кто-то с просьбой сказать речь на суде в его защиту, жалуясь на то, что его поколотили. "Нет, с тобой ничего подобного не было", - сказал Демосфен. Возвысив голос, посетитель закричал: "Как, Демосфен, этого со мной не было?!" - "О, теперь я ясно слышу голос обиженного и пострадавшего", - сказал оратор". Продолжая читать биографию этого мастера слова, я всё больше и больше удивлялась его успехам. Естественно по началу у него ничего не получалось, и это ужасно злило оратора, но винил он в этом только себя. Он долго и упорно работал над своей речью, произношением, тембром голоса, мимикой, жестами. Он с трепетом относился каждой мелочи. И всё таки добился желаемого успеха. Со временем он стал выигрывать все судебные разбирательства, далее стал значимым лицом в политике Афин, и, наконец, когда люди полюбили его за мудрость и честность, он смог организовать патриотическую партию против македонского царя Филиппа.

Смотря на жизненный путь этого великого человека, можно с уверенностью сказать, что всего этого он добился искусством красноречия, которому долго и упорно учился на протяжении всей своей жизни, пополняя свои знания.

Не только один Демосфен блистал на арене ораторского искусства. Было огромное множество не менее талантливых людей этого направления. Вот один из них.

Марк Туллий Цицерон (106-43гг. до н.э.) (Приложение 3) - ещё один яркий представитель ораторского искусства древнего мира. Цицерон также в совершенстве овладел ораторским искусством. К нему прислушивалась не только толпы людей, но и правители. Ораторское мастерство помогло Цицерону реализовать свои амбиции, и добиться высот в карьере. Цицерон, будучи превосходным оратором, написал несколько трудов, в которых он описал основные тезисы ораторского искусства. Речи Цицерона основывались на глубоком исследовании теоретических вопросов риторики, изложенном, в частности, в диалоге "Об ораторе", здесь перечисляются основные требования к оратору. С самого детства маленький римлянин получил отличное образование, учился у великих ораторов того времени Антония и Красса. Он в идеале знал греческий язык, изучил Греческую философию.

Именно ему принадлежит высказывание: "Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно, изящно, с достоинством при исполнении".

Он был отличным адвокатом и политическим деятелем. Его политическую деятельность можно охарактеризовать словами брата его Квинта Цицерона: "Пусть у тебя будет уверенность, что сенат расценивает тебя по тому, как ты жил раньше, и смотрит на тебя как на защитника его авторитета, римские всадники и богатые люди на основании прошлой жизни твоей видят в тебе ревнителя порядка и спокойствия, большинство же, поскольку речи твои в судах и на сходках показали тебя полуляром, пусть считают, что ты будешь действовать в его интересах".

Вот вам ещё один яркий показатель того, что умение чётко выражать свои мысли позволит вам добиться намеченных целей.

Многие наши современники думают, что они хорошо владеют навыками оратора. Но не стоит забывать, что существует такое понятие как естественное красноречие.

Проявления естественной ораторской способности часто встречаются в повседневной жизни. Представим ситуацию: один человек идет по дороге, не видя угрожающей ему опасности, а другой, возвышая голос, предупреждает его о ней. Ещё пример. Один человек упал в воду, а другой поднимает крик, чтобы окружающие пришли на помощь. Примеры естественного красноречия можно встретить в деревнях, где люди общаются громко и эмоционально, почти кричат один другому (через улицу) или на рынке, где каждый сообщает что-то о своем товаре. Подобные проявления красноречия не требуют специальной подготовки. Голос в таких случаях возвышается естественно, под воздействием чувств и соответствующих обстоятельств. Это говорит о том, что в каждом из нас присутствует навык мастера слова. Но в ком - то он останавливается на естественном красноречии, а кто-то развивает его дальше, овладевая истинными навыками ораторского искусства.

Специально для этой работы я провела опрос среди прохожих нашего города. Вопрос, который я им задала, был таков: "Как вы считаете, на сколько хорошо в вас развит дар оратора?" Так же я предложила варианты ответов: "Мало развит. Средне. В идеале владею этим даром". И вот опрос показал (Приложение 4), что многие из тех, кто отвечал на вопрос, владеют этим талантов в средней степени, а очень жаль, что показатели именно такие.

Бывают ситуации, когда человеку нужно сказать что-то красиво и убедительно, а нужных эмоций в данный момент нет. Здесь требуются особые навыки управления собой, которые можно приобрести в процессе обучения ораторскому искусству. Тут то к нам на помощь и приходят тренинги и курсы. Но перед тем как рассказать вам о том, что же это такое, я хочу представить данные следующего опроса (Приложение 5). Для этого я так же вышла на улицы нашего города. Вопрос был таков: " Если бы в нашем городе были бы курсы ораторского искусства, Вы бы пошли обучаться этому?" Представленными вариантами ответов были: "Да. Нет". И опять же опрос постиг меня в шок. Большинство ответили отрицательно. Ссылаясь на нехватку времени. Но разве ради такого полезного дела нельзя выделить час своего времени?.

«Роль риторики в современном обществе» СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 1. ЧТО ТАКОЕ РИТОРИКА ИЛИ ДЛЯ ЧЕГО ЧЕЛОВЕКУ ДАНЫ ЯЗЫК, РЕЧЬ И СЛОВО? 2. РОЛЬ ЯЗЫКА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 3. РОЛЬ РИТОРИКИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ 4. РОЛЬ РИТОРИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯЬТЕЛЬНОСТИ 13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17 ЛИТЕРАТУРА 18 ВВЕДЕНИЕ Риторика - классическая наука о целесообразном и уместном слове - востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества, формирования личности через слово.

Риторика учит думать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения. Через советы и рекомендации, глубокомысленные и выразительные тексты, риторическое образование диктует стиль мысли и жизни современному обществу, давая человеку уверенность в сегодняшнем и завтрашнем бытии. Риторика – наука об ораторском искусстве и красноречии. Языковые особенности устного публичного выступления, сближая риторику с поэтикой, предполагают использование в риторическом произведении приемов, рассчитанных на убеждение слушателя, его экспрессивную обработку.

Обучение публичной (ораторской) речи предусматривает формирование различных умений (лингвистических, логических, психологических и др.), направленных на развитие риторической компетенции учащихся, т.е. способности и готовности осуществлять эффективное общение. 1. ЧТО ТАКОЕ РИТОРИКА ИЛИ ДЛЯ ЧЕГО ЧЕЛОВЕКУ ДАНЫ ЯЗЫК, РЕЧЬ И СЛОВО? Пафос исследований традиционной отечественной науки о языке определяется стремлением ученых описать язык с точки зрения его внутреннего строения.

Задача описания языковой структуры - благородна и насущна. Однако при подобном подходе за бортом оказывается человек, личность, воспринимающая и порождающая речь. Дар слова - одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Слово - это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека.

Ржавеет золото, и истлевает сталь. Крошится мрамор. К смерти все готово. Всего сильнее на земле - печаль - И долговечней - царственное Слово. (А. Ахматова) Владение словом ценится очень высоко, но не все владеют словом. Более, того подавляющее большинство едва ли способно грамотно излагать свои мысли на бумаге, тем более не владеют риторикой в ее истинном понимании Способность владеть словом является составной частью общей культуры человека, его образованности. Для интеллигентного человека, отмечал А.П. Чехов, "дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами. "Цветами красноречия" был усыпан путь ко всякой карьере". С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли это дар или результат длительного, кропотливого обучения и самообразования? Ответ на эти и другие вопросы дает РИТОРИКА. Для большинства наших соотечественников слово риторика звучит загадочно, для других - ничего не значит, для третьих обозначает напыщенную, внешне красивую, и даже "бессодержательную речь". Этому слову нередко сопутствуют такие эпитеты как "манипулирующая" или "пустая". Самое распространенное определение следующее: риторика - это теория, мастерство и искусство красноречия.

Под красноречием древние понимали искусство оратора, а под риторикой - правила, служащие к образованию ораторов.

Авторитет этой науки в древности, ее влияние на жизнь общества и государства были столь велики, что риторику называли "искусством управлять умами" (Платон) и ставили в один ряд с искусством полководца: Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки За собой повести! Аристотель, автор первой научной разработки ораторского искусства, определил РИТОРИКУ как "способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета". В современных руководствах и книгах по риторике эту науку нередко называют "наукой убеждать". Аристотель остался бы недоволен такой формулировкой, счел бы её очевидной ошибкой.

Вы скажите: какая ничтожная разница! Неужели действительно так уж важно, как сказать: "наука убеждать" или "наука находить способы убеждения". Нужно сразу привыкнуть не только к точности слова, отражающей все нюансы, оттенки мысли, но и к точности, передающей чёткую смысловую структуру речи. В античности риторику называли "царицей всех искусств". В настоящее время риторика - это теория убеждающей коммуникации.

Обладая свободой воли и разума, мы сами отвечаем за свои поступки. Наука риторика оказывает нам в этом неоценимую помощь: она позволяет оценить аргументацию любой речи и принять самостоятельное решение.

Поскольку мы живём в обществе, нам необходимо учитывать мнения других людей, советоваться с ними. Убедить другого – значит, обосновать свои идеи таким образом, чтобы те кто участвует в обсуждении, согласились с ними и присоединились к ним, стали вашими союзниками.

Учиться убедительно, говорить, если необходимо, то и спорить, убедительно отстаивать свою точку зрения можно и нужно. 2. РОЛЬ ЯЗЫКА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Горят, как жар, слова Иль стынут, словно камни Зависит от того, Чем наделил их ты, Какими к ним в свой час Притронулся руками И сколько отдал им Душевной теплоты.

Н. Рыленков Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием. "культура" - понятием очень многозначным и емким. Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества. Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы системы образования. Само образование рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвития личности.

В этих условиях происходит смена приоритетов в образовании, становится возможным усиление его культуро-образующей роли, появляется новый идеал человекаобразованного в виде "человека культуры", "человека облагороженного образа", обладающего умственной, этической, эстетической, общественно-духовной культурностью. Средством и условием достижения этого идеала, самой целью образования становится коммуникативная культура личности, включающая в себя как составные части эмоциональную и речевую, информационную и логическую культуру.

В документах по реформе средней школы (1984 год) было записано: "Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения. " Эти установки сохранены и в последних документах по перестройке народного образования. Отчего же так неудержимо падает престиж образованности? Почему так пугающе ущербны духовные потребности и запросы наших вчерашних и сегодняшних учеников? Что поможет остановить катастрофически гаснущий интерес к знаниям, книгам? Как остановить девальвацию национального достояния - родного языка, возродить традиции уважительного отношения к слову, чистоте, богатству речи? Все названные выше вопросы связаны с проблемой духовного состояния общества, с речевой культурой его членов, культурой их общения.

Случилось так, что живя в словах и словами, а не реальностью, приучаясь к смысловой однозначности, люди утрачивали способность понимать разные значения слов, видеть степень их соответствия действительности.

Любопытно, что умение соотнести слово с действительностью академик И.П. Павлов рассматривал как важнейшее свойство ума. Наблюдая то, что переживала Россия, он в 1918 году говорил в своей публичной лекции: "Русская мысль не идет за кулисы слова, не любит смотреть на подлинную действительность. Мы занимаемся коллекционированием слов, а не изучением жизни". , Разрушаемая традиция оценочного отношения к речи, складывающаяся (на благоприятной почве низкой культуры) фетишизация слова приводили к неспособности предвидеть последствия внедрения военизированной лексики (вооружать, бороться, формировать, выковывать) в просвещенческие проблемы.

Входя в педагогическое сознание, эта лексика предопределяла подчинение образовательно-воспитательной деятельности казарменным законам, обусловливала командно-директивные формы взаимодействия, жестко регламентированные модели отношений. Все это дегуманизировало систему образования, не оставляло места для осуществления важнейшей его функции - к у л ь т у р о о б р а - з у ю щ е й, направленной на развитие и совершенствование культуры личности и общества в целом.

По результатам проведенного анкетирования учащихся разных возрастных групп есть основание считать, что развивающий потенциал школы в плане формирования культуры речи и культуры общения реализуется слабо, непоследовательно и нецеленаправленно. Культура речи и культура общения, являясь условиями и средствами развития учащихся, формирования их индивидуальной культуры, должны рассматриваться как цель, результат гуманизации и гуманитаризации системы образования.

В настоящее время начинает осознаваться теснейшая зависимость между экономикой, воспитанием, отношением к труду и культурой человека. Актуальнейшая проблема сегодня - нравственный облик, культураличности, так как в решении экономических, общесоциальных и культурных вопросов важны усилия не только коллектива, но и каждого человека. Повышенный интерес к моральной проблематике в последнее время вызван также осознанием довольно низкой культуры в сфере общения.

Общение - сложный процесс, предполагающий стремление к истине. Общение - сложный процесс, предполагающий умение слышать и слушать другого человека. Общение - сложный процесс, предполагающий уважение к личности собеседника, с которым ведется диалог. Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанного человечеством норм нравственности.

В широком плане в понятие культуры поведения входят все аспект внутренней и внешней культуры человека: этикет, культура быта, ор - ганизация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления, культура труда. Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение говорить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений. Речь - наиболее содержательное, емкое и выразительное средство общения.

Высокая речевая культура предполагает высокую культуру мышления, ибо незрелые мысли нельзя выразить в ясной доступной форме. Культура речи - это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передать свои мысли. Язык отражает состояние нравственности в обществе. Просторечие и жаргон выделяют лень мышления, хотя, на первый взгляд, помогают общению, упрощая этот процесс. Неправильная, пересыпанная жаргонными выражениями речь свидетельствует о плохом воспитании человека.

В этой связи представляются актуальными мысли К. Паустовского о том, что по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его г р а ж д а н с к о й ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Язык не только чуткий показатель интеллектуального, нравственного развития человека, его общей культуры, но и лучший воспитатель. Четкое выражение своей мысли, точный подбор слов, богатство речи формируют мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Академик Д.С. Лихачев справедливо замечает, что "неряшливость в одежде - это неуважение к окружающим вас людям и к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного.

Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет, и в зависимости от возраста. Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к себе. " Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения и жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной закомплексованности.

Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды. Все, о чем бы мы ни говорили, все и всегда зависит от состояния нравственности. Язык это чувствует. В этом в седело. Н.М. Карамзин говорил: " Язык и словесность суть главные способы народного просвещения; богатство языка есть богатство мыслей он служит первым училищем для юной души, незаметно, но тем сильнее впечатлевая в ней понятия, на коих основываются самые глубокомысленные науки " 3.

РОЛЬ РИТОРИКИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

страны. Без навыков и привычки к публичному обсуждению общественно значимых пр... отмечены демократизацией общественной жизни в России и странах бывшего... Демократические выборы президентов, парламентариев, органов самоуправл... Необходимо всячески поощрять в российском обществе развитие устного пу...

РОЛЬ РИТОРИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯЬТЕЛЬНОСТИ

Общество разделено различиями конфессиональных обрядов. Общество включает в себя различные профессии и различные формы организ... Различие талантов определяет различие людей в профессиональной деятель... Так, для обучения искусствам, для введения произведений искусства в об... Отсюда проблема разнообразия и единства общества в ярких формах концен...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Риторика и культура речи пронизывает все сферы общества.

Язык – это форма мышления и средство коммуникации. Риторика необходимо для формирования культурного уровня человека, его возможности устанавливать взаимоотношения с обществом.

Профессиональная карьера очень зависит от культуры общения и использования профессионального языка.

Умение налаживать отношения с коллегами совершено необходимо для продуктивной профессиональной деятельности.

Необходимо всячески пропагандировать идею устного публичного дебатирования общественно значимых проблем, а так же пропагандировать риторические нормы и обучать дебатированию, начиная со школы. Представляется, что это - важнейшая общественная задача сегодняшнего дня, решение которой позволит сформировать в обществе подлинно демократический климат, приведет к формированию гражданской отвественности граждан за свою страну, за собственное решение на выборах или референдуме, будет способствовать формированию внимания и интереса к чужому мнению, формированию политической и межличностной толерантности, столь необходимой нашему обществу.

ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА 1. Н. Войченко. «Кодекс чести оратора или Об искусстве публичных выступлений. » // Журналист №12. – 2008 г. – 38 с. 2. О.Я. Гойхман “Научно-практические проблемы обучения речевой коммуникации студентов-нефилологов…”. – 2000 г. 3. Татьяна Жаринова. «Нужна Ли Риторика Современному Обществу? » // Журнал «Самиздат». – 2005 г. 4. Н.Е. Каменская Проблемы риторики в современной России. // Язак как средство коммуникации: теория, практика, методика преподавания. – 2008 г. – с. 195 5. Т.В. Мазур, “Профессионально ориентированная риторическая подготовка студентов-юристов в вузе”. – 2001 г. 6. И.П. Павлов, "О русском уме" // "Литературная газета". 1981 год, N30 7. Роль языка в становлении личности человека. – 2009 г.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

Кто много стреляет, еще не стрелок, кто много говорит, еще не оратор

Конфуций

С помощью речи человек выражает мысли, чувства и желания, обращаясь к чувствам и разуму своих слушателей. Современная риторика это не просто овладение навыками правильной речи, но и умение достичь определенного результата путем использования речевых средств.

Таким образом, риторический текст должен отвечать одной важной цели: высказать мысли и употребить факты так, чтобы подвести слушателей к должному итогу, для которого речь собственно и произносилась.

Менеджер, как, впрочем, и любой оратор, должен владеть материалом выступления. Это залог ораторского искусства. Известно, что общение между людьми может быть плодотворным и эффективным лишь в том случае, когда слова достигают сердца человека и попадают ему внутрь.

Глядя на основные этапы становления риторики, можно с убежденностью сказать, что данное утверждение касается на сто процентов и публичной речи. Она будет успешной тогда, когда возымеет должное действие в разуме и сердце слушателя. Но для этого нужен усердный труд, речь необходимо отрабатывать.

Изучив основные законы риторики, можно понять, какими недостатками «одарена» та или иная речь. К ним относятся:

  • монотонность;
  • сухость;
  • неубедительность;
  • скучное повествование.

Риторика как искусство красноречия призвана служить людям

Это значит, что методы риторического воздействия должны быть законными и убеждать слушателей, а не принуждать. Некоторые люди негативно относятся к риторике именно по той причине, что считают ее служителем зла. Ведь речь — это оружие, и им можно злоупотреблять. Но разве может являться поводом для пренебрежения речью знание того, что ею можно злоупотребить? Конечно, нет.

Жесткая риторика опасна и неприемлема. Менеджер должен придерживаться ригоризма или строгого соблюдения нравственных принципов, всякий раз переосмысливая, насколько порядочны его взгляды и отношение. Риторика и этика идут рука об руку.

Менеджер обязан следить за своим выступлением, в котором не имеет место ложь и полуправда. Речь не должна вводить слушателей в заблуждение, менеджер не имеет права преувеличивать информацию или давать ее недостоверно. Цель риторики: все, что говорится, необходимо подтверждать убедительными доказательствами.

Менеджеру нужно уяснить для себя, зачем нужна риторика, и, принимаясь за роль оратора, войти в роль посредника между слушателем и предметом речи. В отношении обеих сторон должно быть полное равноправие и уважение, нельзя пренебрегать какой-либо одной из них.

Поэтому к предмету беседы, разговора, выступления важно подходить с головой, мудро. Риторика в современном мире, как впрочем, и в античном, да и все времена обязательно граничит с порядочностью, рамками морали и этики она пренебрегать не имеет права. Никакого умышленного дезинформирования слушателя и введения его в заблуждение.

Этапы развития риторики подвели науку красноречия к определенному делению риторических выступлений. В зависимости от цели и назначения они подразделяются на:

  • научные доклады, сообщения, рассказы о деловой поездке и т. п.
  • политическую речь;
  • праздничную, благодарственную речь;
  • приветственное обращение.

Так оратор менеджер может рассказывать о каких-либо личных переживаниях, возможно целью речи является сделать на чем-то акцент, усилить чувства, с помощью речи можно разъяснить положение дел, обозначить какие-либо преимущества в их понимании, целью речи может быть выражение мнения, в этом плане широко распространены дебаты и дискуссии. Здесь хорошую службу может сослужить и невербальная деятельность оратора.

Дар красноречия и талант гениальной речи усиливается способностью менеджера как оратора пользоваться во время выступления памятью. Поэтому практикум по риторике включает в себя обязательную тренировку и ежедневные упражнения на развитие памяти.

Собственно такая тренировка заключается в обычном заучивании каждый день стихотворения или газетной статьи. Но риторика как наука предполагает не просто механическую зубрежку, а развитие и использование направленной и функционирующей памяти. Совершенно не обязательно заучивать крупные отрывки текстов или книги целиком.

Развитая направленная память действует, позволяя менеджеру знать, где, в каком месте найти нужную информацию, в какой литературе, какой источник необходимо поднять, чтобы найти нужные данные, факты, сведения. Сами же сведения можно с легкостью записывать, чтобы не перегружать ими память.

Функционирующая память - прекрасный помощник при проведении дискуссий и переговоров. Запоминание тех или иных событий, их оценка, взаимосвязь деталей очень часто ставят менеджера в выигрышное положение перед аудиторией, слушателями и оппонентами.

Безусловно, все запомнить невозможно, так как память человека все же имеет определенный объем, который в свою очередь также ограничен. Но в тот то и заключается риторика, что это не обычные тренинги с простой зубрежкой материала.

При механическом заучивании, как правило, не участвует продумывание. В то время как именно продуманное, вдумчивое освоение при заучивании материала, позволяет последнему прочно осесть в памяти. Таким образом, укреплению и тренировке памяти оратора способствуют три элемента:

  • концентрация.
  • ассоциации.
  • повторение.

Концентрация позволяет повысить способность воспринимать материал. Она находится в зависимости от нескольких составляющих. Одним из них является - проявление интереса к предмету заучивания. Предмет, который наиболее интересен, будет запоминаться легче и быстрее, на нем легче сосредоточиться и уровень концентрации будет более высок в данном случае.

Второй фактор - это способность отвлечься, отключиться от окружающего мира. Чем в большей степени менеджер будет обладать такой способностью, тем выше у него будет концентрация, а значит и повысится способность запоминать необходимые вещи.

Развитие речи не возможно без развития памяти

Менеджеру, как человеку, который стремится владеть аудиторией и вниманием слушателей, важно знать, как развить риторику речи. А для этого следует развивать короткую, или оперативную, память, то есть, менеджер должен быть способен сохранять информацию в памяти в течение непродолжительного отрезка времени.

Такая память необходима, чтобы оперативно, при чтении, схватывать и запоминать важные ключевые слова и далее на их основе развить формулировки в течение всей последующей речи. Развивать память следует с учетом личных особенностей. Менеджер может иметь склонность к хорошей моторной памяти. Тогда для запоминания ему лучше использовать такой инструмент как записывание.

Если более развита акустическая память, то при заучивании информация будет лучше восприниматься на слух. Когда менеджер обладает отличной визуальной памятью, для лучшего запоминания ему следует воспользоваться обозначением ключевых слов в тексте, например, раскрасить их в разные цвета или подчеркнуть.

Очень хорошо в данном случае использовать схемы и рисунки для того, чтобы усилить память. Задача менеджера выучить не больше, а лучше, то есть, чтобы даже малый материал был запечатлен в памяти основательно.

При тренировке памяти менеджеру нужно использовать и ассоциативный механизм человеческого организма. Это происходит с помощью создания «мостиков памяти» или ассоциативных рядов. То есть, ключевые слова запоминаются ассоциативно, а предложения при помощи образных связей.

Например, менеджер соединяет каждое ключевое слово с какой-либо ассоциацией. Известно, что заучиваемый материал присоединяется к чему-то, глубоко закрепленному в памяти. Так, к примеру, факты соединяются с какими-либо личными чувствами и таким образом способствуют развитию ощущений, а ощущения остаются в памяти.

Повторение - это неоднократное возвращение к прочитанному или услышанному. Оно создает хорошую среду для запоминания. В сущности, являясь средством, которое способно обеспечить запоминание. Для этого следует:

  • читать вслух - при этом зрение соединяется со слухом и, следовательно, материал усваивается быстрей и легче. Не обязательно повторять большие отрывки, можно перечитывать какие-либо основные, выделенные в тексте моменты;
  • перерывы - лучше заучивать в течение короткого промежутка времени, чем загружать память на протяжении долгого временного отрезка (например, по часу в день, нежели по два часа в один день). Известно, что в перерывах подсознательная память продолжает обрабатывать и закреплять материал в памяти. И чем раньше начать повторение, тем быстрее будет происходить закрепление. Важно загружать память в правильное время, когда она свежа и свободна, а не когда она утомлена;
  • употребление комбинированного повторения - запоминание происходит быстрее, когда предметные области имеют связи соприкосновения.

Для запоминания менеджеру достаточно запомнить начало, конец текста и его основу из ключевых слов, чтобы на данном каркасе с помощью причинных связей воспроизвести все остальное.

Искусство риторики - это правильно развитое дыхание при произношении речи.

Дыхание - важная часть жизнедеятельности человека. В конце концов, с помощью воздуха, который поступает при вдохе, произносятся звуки, речи, поются песни. Дыхание происходит благодаря движению дыхательных мышц.

Правильное дыхание обеспечивается, когда вдох делается через нос. В противном случае, при вдохе через рот, пересыхает гортань, голос садится. Поэтому в основные задачи риторики входит и овладение техникой дыхания. Менеджеру, как оратору, необходимо следить за дыханием и постоянно упражняться в том, чтобы использовать диафрагменное брюшное и боковое дыхание.

Упражнения

Таким образом, дыхание будет глубоким, в котором задействован весь объем легких. При использовании только верхнего дыхания могут возникнуть спазмы, особенно, если подняты плечи. Дыхание считается правильным, когда брюшная стенка округлена, бока растягиваются.

Для тренировки глубокого дыхания следует чаще дышать свежим воздухом, осуществляя около 20 глубоких вдохов. Хорошее упражнение - вдыхать и немного задерживать, оставлять воздух в свободном состоянии на несколько секунд.

Следующее упражнение - произносить звуки «с», «ш», «ф», медленно или толчками набирая воздух. Каждый звук и слово выговариваются медленно и очень протяжно. Еще один тренинг - сохранять нормальный темп речи как можно дольше на одном дыхании.

Наука риторика, культура речи подразумевает использование основного правила при произношении речи: вдыхать воздух следует только в том месте, где по смыслу можно сделать паузу. Правильное дыхание гарантирует богатую и красивую речь, таким образом, менеджеру следует постоянно следить за дыханием. Отточить же технику дыхания можно с помощью дыхательных упражнений, например, применяя материалы народных университетов.

Московский государственный университет МЭСИ

Тверской филиал МЭСИ

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Контрольная работа

По предмету «Общая риторика»

Тема: «Роль риторики в современном обществе»

Работу выполнил: студент группы 38-МО-11

Мистров А.С.

Проверил преподаватель: Жаров В.А.

Тверь, 2009

1. Что такое риторика или для чего человеку даны язык, речь и слово?. 3

2. Роль языка в становлении личности человека. 5

3. Роль риторики в общественной жизни. 10

4. Роль риторики в профессиональной деяьтельности. 13

Заключение. 17

Литература. 18

Введение

Риторика - классическая наука о целесообразном и уместном слове - востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества, формирования личности через слово.

Риторика учит думать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения. Через советы и рекомендации, глубокомысленные и выразительные тексты, риторическое образование диктует стиль мысли и жизни современному обществу, давая человеку уверенность в сегодняшнем и завтрашнем бытии.

Риторика – наука об ораторском искусстве и красноречии. Языковые особенности устного публичного выступления, сближая риторику с поэтикой, предполагают использование в риторическом произведении приемов, рассчитанных на убеждение слушателя, его экспрессивную обработку. Обучение публичной (ораторской) речи предусматривает формирование различных умений (лингвистических, логических, психологических и др.), направленных на развитие риторической компетенции учащихся, т.е. способности и готовности осуществлять эффективное общение.

1. Что такое риторика или для чего человеку даны язык, речь и слово ?

Пафос исследований традиционной отечественной науки о языке определяется стремлением ученых описать язык с точки зрения его внутреннего строения. Задача описания языковой структуры - благородна и насущна. Однако при подобном подходе за бортом оказывается человек, личность, воспринимающая и порождающая речь.

Дар слова - одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Слово - это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека.

Ржавеет золото, и истлевает сталь.

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего сильнее на земле - печаль -

И долговечней - царственное Слово.

(А. Ахматова)

Владение словом ценится очень высоко, но не все владеют словом.

Более, того подавляющее большинство едва ли способно грамотно излагать свои мысли на бумаге, тем более не владеют риторикой в ее истинном понимании

Способность владеть словом является составной частью общей культуры человека, его образованности. Для интеллигентного человека, отмечал А.П. Чехов, "дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать... Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами. "Цветами красноречия" был усыпан путь ко всякой карьере".

С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли это дар или результат длительного, кропотливого обучения и самообразования? Ответ на эти и другие вопросы дает РИТОРИКА.

Для большинства наших соотечественников слово риторика звучит загадочно, для других - ничего не значит, для третьих обозначает напыщенную, внешне красивую, и даже "бессодержательную речь". Этому слову нередко сопутствуют такие эпитеты как "манипулирующая" или "пустая".

Самое распространенное определение следующее: риторика - это теория, мастерство и искусство красноречия. Под красноречием древние понимали искусство оратора, а под риторикой - правила, служащие к образованию ораторов.

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

В современных руководствах и книгах по риторике эту науку нередко называют "наукой убеждать". Аристотель остался бы недоволен такой формулировкой, счел бы её очевидной ошибкой. Вы скажите: какая ничтожная разница! Неужели действительно так уж важно, как сказать: "наука убеждать" или "наука находить способы убеждения". Нужно сразу привыкнуть не только к точности слова, отражающей все нюансы, оттенки мысли, но и к точности, передающей чёткую смысловую структуру речи.

В античности риторику называли "царицей всех искусств".

В настоящее время риторика - это теория убеждающей коммуникации.

Обладая свободой воли и разума, мы сами отвечаем за свои поступки. Наука риторика оказывает нам в этом неоценимую помощь: она позволяет оценить аргументацию любой речи и принять самостоятельное решение.

Поскольку мы живём в обществе, нам необходимо учитывать мнения других людей, советоваться с ними. Убедить другого – значит, обосновать свои идеи таким образом, чтобы те кто участвует в обсуждении, согласились с ними и присоединились к ним, стали вашими союзниками.

Учиться убедительно, говорить, если необходимо, то и спорить, убедительно отстаивать свою точку зрения можно и нужно.

2. Роль языка в становлении личности человека

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Н. Рыленков

Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием. "культура" - понятием очень многозначным и емким.

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества.

Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы системы образования. Само образование рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвития личности. В этих условиях происходит смена приоритетов в образовании, становится возможным усиление его культуро-образующей роли, появляется новый идеал человекаобразованного в виде "человека культуры", "человека облагороженного образа", обладающего умственной, этической, эстетической, общественно-духовной культурностью.

Средством и условием достижения этого идеала, самой целью образования становится коммуникативная культура личности, включающая в себя как составные части эмоциональную и речевую, информационную и логическую культуру.

В документах по реформе средней школы (1984 год) было записано:

"Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения. "

Эти установки сохранены и в последних документах по перестройке народного образования.

Отчего же так неудержимо падает престиж образованности? Почему так пугающе ущербны духовные потребности и запросы наших вчерашних и сегодняшних учеников? Что поможет остановить катастрофически гаснущий интерес к знаниям, книгам? Как остановить девальвацию национального достояния - родного языка, возродить традиции уважительного отношения к слову, чистоте, богатству речи? Все названные выше вопросы связаны с проблемой духовного состояния общества, с речевой культурой его членов, культурой их общения. Случилось так, что живя в словах и словами, а не реальностью, приучаясь к смысловой однозначности, люди утрачивали способность понимать разные значения слов, видеть степень их соответствия действительности. Любопытно, что умение соотнести слово с действительностью академик И.П. Павлов рассматривал как важнейшее свойство ума.

Наблюдая то, что переживала Россия, он в 1918 году говорил в своей публичной лекции: "Русская мысль... не идет за кулисы слова, не любит смотреть на подлинную действительность. Мы занимаемся коллекционированием слов, а не изучением жизни". ,

Разрушаемая традиция оценочного отношения к речи, складывающаяся (на благоприятной почве низкой культуры) фетишизация слова приводили к неспособности предвидеть последствия внедрения военизированной лексики (вооружать, бороться, формировать, выковывать) в просвещенческие проблемы.

Входя в педагогическое сознание, эта лексика предопределяла подчинение образовательно-воспитательной деятельности казарменным законам, обусловливала командно-директивные формы взаимодействия, жестко регламентированные модели отношений.

Все это дегуманизировало систему образования, не оставляло места для осуществления важнейшей его функции - к у л ь т у р о о б р а - з у ю щ е й, направленной на развитие и совершенствование культуры личности и общества в целом.

По результатам проведенного анкетирования учащихся разных возрастных групп есть основание считать, что развивающий потенциал школы в плане формирования культуры речи и культуры общения реализуется слабо, непоследовательно и нецеленаправленно. Культура речи и культура общения, являясь условиями и средствами развития учащихся, формирования их индивидуальной культуры, должны рассматриваться как цель, результат гуманизации и гуманитаризации системы образования.

В настоящее время начинает осознаваться теснейшая зависимость между экономикой, воспитанием, отношением к труду и культурой человека. Актуальнейшая проблема сегодня - нравственный облик, культураличности, так как в решении экономических, общесоциальных и культурных вопросов важны усилия не только коллектива, но и каждого человека.

Повышенный интерес к моральной проблематике в последнее время вызван также осознанием довольно низкой культуры в сфере общения.

Общение - сложный процесс, предполагающий стремление к истине.

Общение - сложный процесс, предполагающий умение слышать и слушать другого человека.

Общение - сложный процесс, предполагающий уважение к личности собеседника, с которым ведется диалог.

Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанного человечеством норм нравственности.

В широком плане в понятие культуры поведения входят все аспект внутренней и внешней культуры человека: этикет, культура быта, ор - ганизация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления, культура труда.

Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение говорить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений.

Речь - наиболее содержательное, емкое и выразительное средство общения.

Высокая речевая культура предполагает высокую культуру мышления, ибо незрелые мысли нельзя выразить в ясной доступной форме.

Культура речи - это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передать свои мысли.

Язык отражает состояние нравственности в обществе. Просторечие и жаргон выделяют лень мышления, хотя, на первый взгляд, помогают общению, упрощая этот процесс. Неправильная, пересыпанная жаргонными выражениями речь свидетельствует о плохом воспитании человека.

В этой связи представляются актуальными мысли К. Паустовского о том, что по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его г р а ж д а н с к о й ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, - дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Язык не только чуткий показатель интеллектуального, нравственного развития человека, его общей культуры, но и лучший воспитатель.

Четкое выражение своей мысли, точный подбор слов, богатство речи формируют мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности.

Академик Д.С. Лихачев справедливо замечает, что "неряшливость в одежде - это неуважение к окружающим вас людям и к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет, и в зависимости от возраста. Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к себе. "

Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения и жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной закомплексованности.

Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды.

Все, о чем бы мы ни говорили, все и всегда зависит от состояния нравственности. Язык это чувствует. В этом в седело.

Н.М. Карамзин говорил: "... Язык и словесность суть... главные способы народного просвещения; богатство языка есть богатство мыслей,... он служит первым училищем для юной души, незаметно, но тем сильнее впечатлевая в ней понятия, на коих основываются самые глубокомысленные науки... "

3. Роль риторики в общественной жизни

Развитие демократии, распространение идей свободы личности и равенства людей перед законом обусловили потребность общества в риторике, которая показала бы, как убеждать равному равного.

История свидетельствует, что в периоды фундаментальных общественных перемен риторика всегда была востребована жизнью – можно вспомнить роль и место риторики в жизни Древней Греции, Древнего Рима, в эпоху Великой Французской революции, период Гражданской войны в США, роль революционной риторики после свержения самодержавия и в период Октябрьской революции и гражданской войны в России. Не случайно в античных демократиях публичная речь играла столь заметную роль и сошла на нет в Средневековье, когда господствовала в основном богословско-церковная риторика.

В настоящее время права человека постепенно становятся важнейшей стороной общественной жизни развитых государств. В этих условиях людей стало нужно убеждать, причем лиц, не равных друг другу по уровню образования и культуры, но требующих равного к себе отношения. В демократических государствах убеждать людей стало необходимо при подготовке к выборам. Человек индивидуально неповторим, не похож на других, а это затрудняет общение, обусловливает необходимость в обучении общению. страны.

В России, так же как и в любой развитой демократической стране, публичное демократическое обсуждение различных общественных проблем является важнейшим условием самого существования демократического государства, основой его функционирования, гарантией общественного одобрения важных решений населением Нельзя утверждать, что общественные дискуссии в современной России полностью отсутствуют. Но по жизненно важным проблемам, когда необходимо принять важное решение на государственном или местном уровне, такие обсуждения проводит, в основном, управленческая или законодательная элита, и чаще – кулуарно.

Такие дискуссии практикуются в выборных политических органах: в Государственной Думе, в местных органах самоуправления. Возникают ток-шоу на телевидении. Эти программы отражают потребность общества в публичном обсуждении проблем, интерес к подобным обсуждениям. Вместе с тем следует отметить, что часто обсуждаются мелкие проблемы, многие из программ быстро исчезают, что показывает неустойчивость интереса публики к подобным передачам.

Дискуссии в газетах вызывают интерес читателей, но имеют ограниченный резонанс, поскольку люди часто не верят в действенность газетного слова, полагают, что дискуссии и компроматы делаются по заказу и не отражают правды. Необходимо признать, что в современном российском обществе практически полностью отсутствуют традиция и техника всестороннего демократического публичного обсуждения проблем, представляющих общественный интерес в трудовых коллективах, дискуссионных клубах, учебных заведениях и в целом на уровне рядовых граждан.

Отсутствуют в российской политической практике и опыт публичных обсуждений, и общепринятые правила проведения таких мероприятий, единые требования к регламенту выступлений и к ответам на вопросы, распределению ролей участников обсуждения. Нет традиции равного соблюдения регламента всеми участниками таких обсуждений вне зависимости от должностного положения, нет опыта уважительного задавания вопросов и уважительного ответа на заданные вопросы по существу, нет традиции неукоснительного соблюдения этических и риторических норм ведения дискуссии.

Вместе с тем публичное обсуждение проблем, представляющих общественный интерес, имеет огромное значение для формирования механизмов демократических процедур, для повседневной демократической практики. Без навыков и привычки к публичному обсуждению общественно значимых проблем как национального, так и местного значения рядовыми гражданами России формирование и развитие демократического государства невозможно.

Социальный прогресс в XX в. значительно расширил возможности риторики. Миллионы людей в России оказались втянутыми в процессы политических преобразований: три революции, две мировые войны, "холодная война", распространение демократии в мире, распад СССР затронули население страны. Радио и телевидение содействовали влиянию слова на умонастроение огромной аудитории.

Роль и возможности ораторского искусства намного возросли. Конец XX – начало XXI в. отмечены демократизацией общественной жизни в России и странах бывшего социалистического лагеря. Бывшие советские республики стали независимыми государствами. Демократические выборы президентов, парламентариев, органов самоуправления вовлекли в политическую жизнь миллионы людей. Ораторское искусство вновь стало востребованным.

Необходимо всячески поощрять в российском обществе развитие устного публичного обсуждения общественно значимых проблем, а также обучать риторическим навыкам, начиная со школы. Риторическое образование граждан России– очень важная задача сегодня.

4. Роль риторики в профессиональной деяьтельности

Общество разделено различиями конфессиональных обрядов. Общество включает в себя различные профессии и различные формы организации профессиональной деятельности, различные сферы права и стили управления, физическая культура требует адресности возрастов и характера физиологии отдельных людей. Абстрактное мышление определено различием наук и областей техники. Различие талантов определяет различие людей в профессиональной деятельности.

В этом процессе ведущую роль играет речевая деятельность. Дело в том, что любая форма воспитания требует речевых действий для того, чтобы она, так или иначе, установилась.

Так, для обучения искусствам, для введения произведений искусства в общество (заказ, показ, критика, толкование произведения художником, образование художника) общество использует речевые действия. С помощью речевых действий организуется отбор лучших (классических) произведений, их систематизация, классификация, кодификация и хранение, и предъявление потребителям искусства.

Любая система прогностики требует толкования наличной и прогнозируемой ситуации. Управление лишь прибегает к формализмам для того, чтобы представить языковую информацию в удобном виде. В центре обряда лежат языковые действия. Правила игры объясняются языком. Отсюда проблема разнообразия и единства общества в ярких формах концентрированно выражена в языковых действиях и, по сути дела, управляется языковыми действиями.

Когда мы говорим о профессиональной компетентности специалиста, мы подразумеваем прежде всего его знания своей специальности, но в то же время мы предполагаем, что профессиональные знания подкреплены общей гуманитарной культурой человека, его умением разбираться в окружающем мире, умением общаться. Как мы уже говорили, умение общаться для целого ряда профессий, а экономических в первую очередь, является составной частью профессиональной компетентности, необходимым условием истинного профессионализма. Профессиональной речевой компетентности следует обучать, давать необходимые знания, формировать базовые умения. Так чему же следует обучать и обучаться? Что включает в себя понятие “профессиональная коммуникативная компетентность”?

Когда мы говорим о профессиональной компетентности специалиста, мы подразумеваем прежде всего его знания своей специальности, но в то же время мы предполагаем, что профессиональные знания подкреплены общей гуманитарной культурой человека, его умением разбираться в окружающем мире, умением общаться. Как мы уже говорили, умение общаться для целого ряда профессий, а экономических в первую очередь, является составной частью профессиональной компетентности, необходимым условием истинного профессионализма.

По сути, проблеме формирования профессиональной речевой компетенции посвящено диссертационное исследование Т.В. Мазур “Профессионально ориентированная риторическая подготовка студентов-юристов в вузе” [Мазур: 2001]. Она пишет: “В настоящее время проблема речевой компетенции юриста стоит более остро, чем в предыдущие годы… существует явственная необходимость в организации качественной, профессионально значимой речевой подготовки будущих специалистов в вузе…” [Мазур 2001: 3-4]. Для формирования речевой компетенции юристов она предлагает целый блок дисциплин, каждая из которых обеспечивает определённую сторону подготовки (например, “введение в юридическую риторику”, “юридическая оратория” и т.д.) При этом в систему умений, обеспечивающих профессиональную речевую подготовку, входит такие, как определение стратегии и тактики речевого поведения в профессиональной деятельности, добиваясь наилучшего выполнения целей общения, эффективно произносить устные монологические речи и выступать с ними в типичных речевых ситуациях профессиональной деятельности, эффективно строить речевое поведение при диалогическом общении [там же: 16, 17], то есть речь идёт о свободном владении репертуаром профессиональных речевых жанров

О.Я. Гойхман в монографии “Научно-практические проблемы обучения речевой коммуникации студентов-нефилологов…”, отмечает, что для “достижения коммуникативной компетенции в социальной сфере необходимы определённые группы умений, в том числе умения: общаться вербально и невербально, вести переговоры, действовать сообща” [Гойхман 2000: 21-22]. Составными частями обучения профессиональной коммуникативной компетенции, по мнению учёного, должны стать культура речи и элементарной грамотности студентов, которая у современных выпускников школ оставляет желать лучшего. С этими положениями нельзя не согласиться.

В то же время следует согласиться с Н.К. Гарбовским и дополнить определение профессиональной речи как системы речевых жанров, регулярно используемых в процессе профессионально-ролевого взаимодействия коммуникантов. Профессиональная речь, по нашему мнению и по мнению таких исследователей профессионального речевого общения, как Т.А. Милехина, Н.И. Шевченко, может выступать в разных вариантах в зависимости от состава коммуникантов (специалист/неспециалист) и ситуации общения (официальная/неофициальная) и в зависимости от этого устная профессиональная речь будет ближе или дальше от “идеальной” профессиональной речи, которую мы можем наблюдать только при общении специалистов в официальной обстановке. От того, с кем приходится общаться, в каких условиях происходит общение, во многом будет зависеть, к какому варианту “профессионального языка” следует обратиться профессионалу-экономисту, чтобы быть правильно понятым и в конечном итоге выполнить намеченную коммуникативную задачу и добиться успеха.

Заключение

Риторика и культура речи пронизывает все сферы общества. Язык – это форма мышления и средство коммуникации. Риторика необходимо для формирования культурного уровня человека, его возможности устанавливать взаимоотношения с обществом. Профессиональная карьера очень зависит от культуры общения и использования профессионального языка. Умение налаживать отношения с коллегами совершено необходимо для продуктивной профессиональной деятельности.

Необходимо всячески пропагандировать идею устного публичного дебатирования общественно значимых проблем, а так же пропагандировать риторические нормы и обучать дебатированию, начиная со школы. Представляется, что это - важнейшая общественная задача сегодняшнего дня, решение которой позволит сформировать в обществе подлинно демократический климат, приведет к формированию гражданской отвественности граждан за свою страну, за собственное решение на выборах или референдуме, будет способствовать формированию внимания и интереса к чужому мнению, формированию политической и межличностной толерантности, столь необходимой нашему обществу.

Литература

1. Н. Войченко. «Кодекс чести оратора или Об искусстве публичных выступлений. » // Журналист. - №12. – 2008 г. – 38 с.

2. О.Я. Гойхман “Научно-практические проблемы обучения речевой коммуникации студентов-нефилологов…”. – 2000 г.

3. Татьяна Жаринова. «Нужна Ли Риторика Современному Обществу? » // Журнал «Самиздат». – 2005 г.

4. Н.Е. Каменская Проблемы риторики в современной России. // Язак как средство коммуникации: теория, практика, методика преподавания. – 2008 г. – с. 195

5. Т.В. Мазур, “Профессионально ориентированная риторическая подготовка студентов-юристов в вузе”. – 2001 г.

6. И.П. Павлов, "О русском уме" // "Литературная газета". 1981 год, N30

7. Роль языка в становлении личности человека. – 2009 г.


Татьяна Жаринова Нужна Ли Риторика Современному Обществу? // Журнал «Самиздат». – 2005 г.

Н. Войченко. Кодекс чести оратора или Об искустве публичных выступлений. // Журналист. - №12. – 2008 г. – 38 с.

И.П.Павлов "О русском уме" //"Литературная газета" . 1981 год, N30.

Роль языка в становлении личности человека. – 2009 г.

Н.Е. Каменская Проблемы риторики в современной России. // Язык как средство коммуникации: теория, практика, методика преподавания. – 2008 г. – с. 195.

Московский государственный университет МЭСИ

Тверской филиал МЭСИ

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Контрольная работа

По предмету «Общая риторика»

Тема: «Роль риторики в современном обществе»

Работу выполнил: студент группы 38-МО-11

Мистров А.С.

Проверил преподаватель: Жаров В.А.

Тверь, 2009

1. Что такое риторика или для чего человеку даны язык, речь и слово?. 3

2. Роль языка в становлении личности человека. 5

3. Роль риторики в общественной жизни. 10

4. Роль риторики в профессиональной деяьтельности. 13

Заключение. 17

Литература. 18

Введение

Риторика - классическая наука о целесообразном и уместном слове - востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества, формирования личности через слово.

Риторика учит думать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения. Через советы и рекомендации, глубокомысленные и выразительные тексты, риторическое образование диктует стиль мысли и жизни современному обществу, давая человеку уверенность в сегодняшнем и завтрашнем бытии.

Риторика – наука об ораторском искусстве и красноречии. Языковые особенности устного публичного выступления, сближая риторику с поэтикой, предполагают использование в риторическом произведении приемов, рассчитанных на убеждение слушателя, его экспрессивную обработку. Обучение публичной (ораторской) речи предусматривает формирование различных умений (лингвистических, логических, психологических и др.), направленных на развитие риторической компетенции учащихся, т.е. способности и готовности осуществлять эффективное общение.

1. Что такое риторика или для чего человеку даны язык, речь и слово ?

Пафос исследований традиционной отечественной науки о языке определяется стремлением ученых описать язык с точки зрения его внутреннего строения. Задача описания языковой структуры - благородна и насущна. Однако при подобном подходе за бортом оказывается человек, личность, воспринимающая и порождающая речь.

Дар слова - одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Слово - это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека.

Ржавеет золото, и истлевает сталь.

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего сильнее на земле - печаль -

И долговечней - царственное Слово.

(А. Ахматова)

Владение словом ценится очень высоко, но не все владеют словом.

Более, того подавляющее большинство едва ли способно грамотно излагать свои мысли на бумаге, тем более не владеют риторикой в ее истинном понимании

Способность владеть словом является составной частью общей культуры человека, его образованности. Для интеллигентного человека, отмечал А.П. Чехов, "дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать... Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами. "Цветами красноречия" был усыпан путь ко всякой карьере".

С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли это дар или результат длительного, кропотливого обучения и самообразования? Ответ на эти и другие вопросы дает РИТОРИКА.

Для большинства наших соотечественников слово риторика звучит загадочно, для других - ничего не значит, для третьих обозначает напыщенную, внешне красивую, и даже "бессодержательную речь". Этому слову нередко сопутствуют такие эпитеты как "манипулирующая" или "пустая".

Самое распространенное определение следующее: риторика - это теория, мастерство и искусство красноречия. Под красноречием древние понимали искусство оратора, а под риторикой - правила, служащие к образованию ораторов.

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

В современных руководствах и книгах по риторике эту науку нередко называют "наукой убеждать". Аристотель остался бы недоволен такой формулировкой, счел бы её очевидной ошибкой. Вы скажите: какая ничтожная разница! Неужели действительно так уж важно, как сказать: "наука убеждать" или "наука находить способы убеждения". Нужно сразу привыкнуть не только к точности слова, отражающей все нюансы, оттенки мысли, но и к точности, передающей чёткую смысловую структуру речи.

В античности риторику называли "царицей всех искусств".

В настоящее время риторика - это теория убеждающей коммуникации.

Обладая свободой воли и разума, мы сами отвечаем за свои поступки. Наука риторика оказывает нам в этом неоценимую помощь: она позволяет оценить аргументацию любой речи и принять самостоятельное решение.

Поскольку мы живём в обществе, нам необходимо учитывать мнения других людей, советоваться с ними. Убедить другого – значит, обосновать свои идеи таким образом, чтобы те кто участвует в обсуждении, согласились с ними и присоединились к ним, стали вашими союзниками.

Учиться убедительно, говорить, если необходимо, то и спорить, убедительно отстаивать свою точку зрения можно и нужно.

2. Роль языка в становлении личности человека

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Н. Рыленков

Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием. "культура" - понятием очень многозначным и емким.

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества.

Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы системы образования. Само образование рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвития личности. В этих условиях происходит смена приоритетов в образовании, становится возможным усиление его культуро-образующей роли, появляется новый идеал человекаобразованного в виде "человека культуры", "человека облагороженного образа", обладающего умственной, этической, эстетической, общественно-духовной культурностью.

Средством и условием достижения этого идеала, самой целью образования становится коммуникативная культура личности, включающая в себя как составные части эмоциональную и речевую, информационную и логическую культуру.

В документах по реформе средней школы (1984 год) было записано:

"Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения. "

Эти установки сохранены и в последних документах по перестройке народного образования.

Отчего же так неудержимо падает престиж образованности? Почему так пугающе ущербны духовные потребности и запросы наших вчерашних и сегодняшних учеников? Что поможет остановить катастрофически гаснущий интерес к знаниям, книгам? Как остановить девальвацию национального достояния - родного языка, возродить традиции уважительного отношения к слову, чистоте, богатству речи? Все названные выше вопросы связаны с проблемой духовного состояния общества, с речевой культурой его членов, культурой их общения. Случилось так, что живя в словах и словами, а не реальностью, приучаясь к смысловой однозначности, люди утрачивали способность понимать разные значения слов, видеть степень их соответствия действительности. Любопытно, что умение соотнести слово с действительностью академик И.П. Павлов рассматривал как важнейшее свойство ума.

Наблюдая то, что переживала Россия, он в 1918 году говорил в своей публичной лекции: "Русская мысль... не идет за кулисы слова, не любит смотреть на подлинную действительность. Мы занимаемся коллекционированием слов, а не изучением жизни". ,

Разрушаемая традиция оценочного отношения к речи, складывающаяся (на благоприятной почве низкой культуры) фетишизация слова приводили к неспособности предвидеть последствия внедрения военизированной лексики (вооружать, бороться, формировать, выковывать) в просвещенческие проблемы.

Входя в педагогическое сознание, эта лексика предопределяла подчинение образовательно-воспитательной деятельности казарменным законам, обусловливала командно-директивные формы взаимодействия, жестко регламентированные модели отношений.

Все это дегуманизировало систему образования, не оставляло места для осуществления важнейшей его функции - к у л ь т у р о о б р а - з у ю щ е й, направленной на развитие и совершенствование культуры личности и общества в целом.

По результатам проведенного анкетирования учащихся разных возрастных групп есть основание считать, что развивающий потенциал школы в плане формирования культуры речи и культуры общения реализуется слабо, непоследовательно и нецеленаправленно. Культура речи и культура общения, являясь условиями и средствами развития учащихся, формирования их индивидуальной культуры, должны рассматриваться как цель, результат гуманизации и гуманитаризации системы образования.

В настоящее время начинает осознаваться теснейшая зависимость между экономикой, воспитанием, отношением к труду и культурой человека. Актуальнейшая проблема сегодня - нравственный облик, культураличности, так как в решении экономических, общесоциальных и культурных вопросов важны усилия не только коллектива, но и каждого человека.