Сложные случаи пунктуации. Русский язык трудные случаи пунктуации

Ставить или не ставить запятую? - вот одна из сложных и неизменно актуальных проблем русской пунктуации. Этой проблеме посвящен данный словарь-справочник, который охватывает свыше полутора тысяч словоупотреблений, сопряженных с трудностями пунктуационного оформления. Это первый в отечественной лексикографии опыт справочника по пунктуации, построенного по алфавитному принципу. Заголовочными в нем являются слова и сочетания, использование которых в письменной речи сопряжено с пунктуационными трудностями. Словарь адресован самому широкому кругу читателей, всем, кто пишет на русском языке, - учащимся школ и лицеев, абитуриентам, студентам, преподавателям русского языка, редакторам и корректорам, специалистам-филологам, переводчикам.

А.
АВОСЬ, частица
Не требует постановки знаков препинания.
Авось на память поневоле // Придет вам тот, кто вас певал... А. Пушкин, Ел. Н. Ушаковой. Да ведь авось и там-то, в Европе-то, тоже давили немало - монголы-то всякие. И. Бунин, Деревня. Старшина предложил переждать часа два, авось опять разойдется. В. Быков, Дожить до рассвета.

А ЕЩЁ, союз (в восклицательном предложении)
Употребляется с оттенком укоризны, иронии, осуждения для присоединения предложения или части сложного предложения, которые содержат указание на то, чему не соответствует информация, сообщаемая в предыдущей части. После слов «а ещё» знак препинания не требуется.
Ты ведь трус, а ещё капитан! Ф. Достоевский, Бесы. До чего же вы пугливы... А ещё девушек беретесь провожать! Е. Мальцев, От всего сердца.

А ИМЕННО, союз
А. Вводит в предложение пояснительные члены - слова или словосочетания, которые конкретизируют то, о чем говорится до союза. Пояснительные члены предложения, присоединяемые союзом «а именно», обособляются.
В двадцать пятую годовщину первых расстрелов, а именно 29 сентября 1966 года, в Бабии Яр потянулись люди со всего Киева. А. Кузнецов, Бабий Яр. Последний был членом Кабинета министров, а именно товарищем министра информации. В. Аксенов, Остров Крым.
Б. Открывает исчерпывающее перечисление. Перед союзом ставится запятая, а после него - двоеточие.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Структура словарной статьи
Словарь
Приложение 1. Пунктуация при оборотах с непервообразными предлогами
Приложение 2. Пунктуация при вводных словах и сочетаниях
Приложение 3. Пунктуация в конструкциях с составными подчинительными союзами
Алфавитный указатель слов и сочетаний
Список использованной литературы.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Трудные случаи русской пунктуации, Словарь-справочник, Пахомов В.М., Свинцов В.В., Филатова И.В., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Цели урока:

1. Обучающая:

  • обобщение и систематизация знаний по теме: “Синтаксис простого и сложного предложения”;
  • закрепление и отработка умений и навыков постановки знаков препинания перед союзом И в простых и сложных предложениях
  • закрепление и отработка умений и навыков, связанных с различными видами анализа текста как речевого произведения;
  • подготовка к написанию сочинения-рассуждения по предлагаемому тексту в соответствии с форматом ЕГЭ

2. Развивающая:

3. Воспитательная:

  • воспитание уважительного отношения к родному языку; чувство патриотизма к Родине;
  • воспитание нравственности, коммуникативных умений и навыков.

Оборудование:

  • компьютер
  • проектный экран
  • портрет С. Есенина
  • раздаточный материал с заданиями к тексту
  • различные словари

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Организационный момент.

Я рада приветствовать вас в классе вашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше,
Но пусть в вашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено мне сегодня вам знания дать,
Начнем же урок, не будем зря время терять.
Разрешите начать сегодняшний урок с эпиграфа.
“Россия! Роса… и синее что-то…”

Россия… Это слово не нужно пояснять: его знает каждый человек, потому что оно рождается вместе с ним. Закройте на минуту глаза и мысленно создайте свой образ России… Что вы представляет, когда слышите слово “Россия”?
А теперь поделитесь своими ассоциациями со всеми… Россия – это… (ребята рассказывают о том, что представили: лес, речку, карту страны, город, школу, друзей, родных и т.д.)
Каждый из нас по-своему понимает слово “родина”, а вместе мы создали ёмкий образ. Обобщая сказанное, можно отметить, что родина – это родные места, родные люди, дорогие воспоминания. И для многих из нас Россия – это Сергей Александрович Есенин.

Сегодня я предлагаю вам окунуться в мир есенинских красок. Но речь пойдет не только о красоте поэзии Есенина. Наша главная задача:

– повторить и обобщить знания по разделам “Синтаксис простого и сложного предложения”,

– закрепить и отработать умения и навыки постановки знаков препинания перед союзом И в простых и сложных предложениях,

– закрепить и отработать умения и навыки, связанные с различными видами анализа текста как речевого произведения,

– подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по предлагаемому тексту в соответствии с форматом ЕГЭ.

В качестве примеров и тренировочных упражнений используются цитаты из стихотворений Сергея Александровича Есенина. И это не случайно: первый этап урока – анализ текста, содержание которого непосредственно связано с творчеством поэта.

Итак, перед вами фрагмент статьи известной исследовательницы творчества Есенина А. Марченко.

II. Работа над темой урока

1. Работа с текстом.

(1) Большой художник, Есенин зажег публику свежестью и яркоцветностью своего творчества. (2) Первых своих читателей поэт пленил тем, что повел по забытой ими прекрасной земле, заставляя ощутить шелк трав, запомнить шепот и тишину природы, всем существом впитать ее запахи.

(3) Есенин залил голубизной рязанские пейзажи, наполнив и поля, и чащобы то нежной, то почти черной синью, по которой мы отчетливо узнаем его руку. (4) Стремясь придать пейзажу звучность, поэт насыщал его малиновым и кумачовым цветами, но пользовался ими редко. (5) Сбереженные рябиновые и алые краски делали стихотворные образы четкими и ощутимыми.

(6) Очень характерно для палитры Есенина пристрастие к желто-золотому цвету. (7) В этой гамме выдержаны все его автопортреты. (8) И это не случайно. (9) В образе, затушеванном словом его языческой фамилии, образе, который расшифровывался как осень, Есенин ощущал свое предназначение в мире. (10) Поэтому своя судьба виделась поэту в “золототканом цветенье”. (11) В желто-золоченом цвете видел Есенин рожок над крышей, долину, освещенную солнцем, и даже зелень деревьев.

(12) Часто пейзаж у поэта был решен в два цвета: синяя полоса близкой реки и желтое пятно дальней рощи, алые, словно зажженные светом огня, одежды Руси и шаль с зеленой каймой, красно-шерстяная верблюдица и желтый горб зари.

(13) Красный, желтый, зеленый и, конечно, синий цвета составили основной колорит пейзажной лирики Есенина. (14) Врожденная точность художественного зрения поэта служила ему эстетическим камертоном. (15) Его звук не позволял поэту не заметить удивительного цвета освещенной заходящим солнцем печи, напряженно синего плата небес, гаснущей желтизны вечера, густо-черного крыла глухарки.

(16) Среди этого буйного многоцветья яснее и легче становилась словесная походка Есенина. (А. Марченко

2. Вопросы к предлагаемому тексту.

2.1. Выберите наиболее подходящее название для этого текста.

А) Природа в поэзии Есенина

Б) Певец Весны

В) Мир есенинских красок

Г) Последний поэт деревни Ответ: В

2.2. На какой вопрос нельзя найти в тексте ответ?

А) Чем покорил своих читателей

Б) Каковы характерные черты есенинского стиля?

В) С какой целью Есенин использовал цветовые эпитеты в своих лирических произведениях?

Г) Почему Есенин никогда не изображал зимние пейзажи? Ответ: Г

2.3. В каком предложении используется сравнение?

А) 2 Б) 4 В) 9 Г) 12

смысл этого выражения?

А) Особый “душевный прибор”, позволяющий нарисовать такие образы, которые наиболее полно передают мысли и чувства поэта.

Б) Образное обозначение читательской молвы, мнением которой всегда руководствовался поэт, работая над своими произведениями.

2.5. В каком предложении используется составной (сложный) эпитет?

А) 4 Б) 5 В) 15 Г) 16 Ответ: В

2.6. Среди предложений 12 – 16 найдите предложение с вводным словом.

Укажите его номер. Ответ: № 13

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Читая стихи Есенина,

А) открываешь для себя чарующую прелесть мира, который прежде не замечал.

Б) у нас в душе рождается чувство горячей любви к родной земле.

В) к тебе в сердце приходит какое-то волнующее, трепетное чувство.

Г) перед нами предстают яркие картины родной природы.

Словарная работа (по уровню сложности)

1-й уровень

А) Определить способ образования следующих слов:

Беспристрастный (¬ пристрастный; приставочный)

Во-вторых (¬ второй; приставочно-суффиксальный)

Поневоле (¬ неволя; приставочно-суффиксальный)

2-й уровень

Б) Вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки в следующих словах:

Па цифист, меце нат, беспри страстный, то ле рантность, ко нсо лидация, ко нъ юнктура,

а льтернатива, (в) расплох, (во) вторых, (по) неволе, (в) одиночку.

3-й уровень

В) Работа с лексическим значением слова: соотнесите слово с его лексическим значением

1. Терпимость к чужим взглядам, мнению, поведению

2. Укрепление, сплачивание чего-нибудь

3. Необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями

4. Человек, осуждающий всякие войны и требующий мира на земле

А (ТОЛЕРАНТНОСТЬ)

Б (КОНСОЛИДАЦИЯ)

В (АЛЬТЕРНАТИВА)

Г (ПАЦИФИСТ)

4. Работа в тетрадях. А сейчас ребята запишите дату и тему урока в тетрадь (запись на доске). Приступаем к главному этапу нашего урока

5. Вопросы к классу

5.1. На какие два вида делятся союзы? (Сочинительные и подчинительные)

5.2. Назовите основные виды сочинительных союзов. (соединительные: И, ДА (=И), НИ…,НИ; ТОЖЕ; ТАКЖЕ; НЕ ТОЛЬКО…, НО И; КАК…, ТАК И; разделительные: ТО…,ТО; НЕ ТО…, НЕ ТО; ИЛИ; ЛИБО; ТО ЛИ…, ТО ЛИ; противительные: А, НО, ДА (=НО); ОДНАКО; ЗАТО; НО ЗАТО; частицы ТОЛЬКО; ЖЕ в значении противительных союзов).

5.3. Назовите основную функцию союза И. (Соединяет однородные члены предложения в составе простого предложения; соединяет предикативные части сложных предложений)

5.4. Всегда ли перед союзом И ставится запятая? (Нет, не всегда)

Рассмотрим случаи постановки запятой перед союзом И и случаи отсутствия запятой перед этим союзом.

Презентация

Запятая перед союзом И ставится

А) В простом предложении:

– между однородными членами перед повторяющимся союзом

Полюбил у березки стан, и ее золотистые косы, и холщевый ее сарафан

(С. Есенин)

Б) В сложном предложении:

– между частями сложносочиненного предложения

Вот уж осень улетела, и примчалася зима. (С. Есенин)

– между однородными придаточными перед повторяющимся союзом И

Старайтесь жить так, чтобы руки ваши были чисты, и совесть была чиста, и помыслы были чистыми.

Запятая перед союзом И не ставится

А) В простом предложении:

– между однородными членами с одиночным союзом.

Запрокинулась и отяжелела

Золотая моя голова. (С. Есенин)

Б) В сложном предложении:

– между частями ССП, которые имеют общий второстепенный член

предложения

Там синь и полымя воздушней и легкодымней пелена.

(С. Есенин)

– между однородными придаточными, связанными одиночным союзом И

Но если б дома был ты изначала,

То у меня была б теперь сноха

И на ноге внучонка я качала. (С. Есенин)

В) Если союз И соединяет два назывных предложения

Мелколесье. Степь и дали. (С. Есенин)

Упражнение для закрепления

(У доски работают ученики)

Расставьте знаки препинания и постройте схемы предложений

1 Эта улица мне знакома и знаком этот низенький дом.

[- =], и [= - ]. ССП

2 Шелестят зелёные серёжки

И горят серебряные росы.

[ = - ], и [= - ]. ССП

3 Брожу по улицам и лужам

Осенний день пуглив и дик.

[ = -·– и -·-], [ - = и = ]. СБП

4. Ручей волной гремучею все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт.

[ - = и = ]. Простое с однородными сказуемыми.

5. Потом ты идёшь до погоста и в камень уставясь в упор

Вздыхаешь так нежно и просто за братьев моих и сестёр.

(С. Есенин)

[ - = и, | – · – |, = -·– и -·– -– и -– ]. Простое предложение, осложнено однородными сказуемыми, связанными союзной связью, однородными обстоятельствами и дополнениями, связанными союзной связью, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Вопрос учителя: какому выводу мы пришли, повторяя данные правила?

Необходимо быть предельно внимательными, встречаясь в предложениях с союзом И.

Работа с текстом

Определите основную функцию союза И во всем тексте.

В каком предложении союз выполняет роль частицы? Почему частицы? (предложение 8)

Какова роль союза И в данном тексте? Докажите на примерах. (в предложение 3 стоит запятая, почему? – деепричастие)

Почему стоит запятая в предложении (предложение 11 (п/о)

Почему после И стоит запятая (предложение 13 вводное слово)

7. Творческое задание. Эссе (3-5 предложений). Учащиеся выполняют в тетрадях индивидуально, затем зачитывают вслух.

Сергей Есенин – то не просто имя,

России стихотворная душа…

III. Подведение итогов урока.

Вывод урока о функции сочинительного соединительного союза И.

Выставление оценок за урок.

Ответы учителя на возникшие у 11-классников вопросы.

8. Домашняя работа.

Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. (в форме ЕГЭ, в соответствии с критериями)

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Объем сочинения – не менее 150 слов.

9. Заключительное слово учителя.

Хочется закончить урок словами И. Северянина:

Родиться Русским – слишком мало:

Им надо быть, им надо стать!

IV. Рефлексия (ладошки)

(Резервное время)

7. Тестовое задание.

В каком случае союз И соединяет части ССП?

А) Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно

просторными и светлыми.

Б) Мела пурга-метелица и леденила кровь.

В) Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны.

Г) Только мысли мечутся, и бьются, и приветствуют тот непокой.

В каком случае перед союзом И нужна запятая?

А) Ему хотелось сказать, что в Париж он уже не попадёт и что родины он не увидит.

Б) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.

В) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.

Г) Тишина и безлюдье.

В каком случае перед союзом И не нужна запятая?

А) Солнце зашло и начало быстро темнеть.

Б) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.

В) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.

Г) Из окна дует холодом и сыплет снег.

В каком случае в предложении неверно расставлены запятые?

А) Петербургская улица возбуждала во мне жажду зрелищ, и сама архитектура города внушала мне какой-то ребяческий империализм.

Б) Комедия была поставлена под его руководством, и он сам репетировал с актерами.

В) О Пушкине говорили много и кое-что сказали, о Лермонтове говорили мало и ничего не сказали.

Г) Мне кто-то руку подаёт, и кто-то улыбается.

Ответы на тестовое задание:

1. В 2. В 3. В 4. Г

Презентация
Приложение 1 – карточки-помощники
Приложение 2 – словарная работа
Приложение 3 – текст

Приложение 4 – термины

Н.А. ШАПИРО

Продолжение. См. 39, 43, 47/2003 и № 3, 7, 11/2004

Трудные случаи пунктуации в сложных союзных предложениях

Компакт-тема № 7

Основное правило пунктуации в сложном предложении

Все части сложного предложения отделяются друг от друга знаками препинания: при союзной связи обычно запятыми, при бессоюзной – запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире. Если в сложноподчиненном предложении придаточное разрывает главное, оно отделяется запятыми с обеих сторон.

Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать, и там проститься с нею в последний раз. (А.С. Пушкин). [ , (откуда), ].

Однако существует некоторое количество синтаксических ситуаций, в которых это основное правило уточняется или даже отменяется.

Частица или сочинительный союз перед подчинительным союзом

Если придаточное предложение следует за главным и перед подчинительным союзом или союзным словом стоит частица не или союзы и, либо, или, ни – ни и т.п., придаточное предложение не отделяется от главного.

Мы так и не узнали ни кто звонил в нашу дверь, ни что ему было нужно. Важно не когда начнется концерт, а кто будет петь.

Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоят слова особенно, в частности, то есть, например, просто и т.п., запятая после этих слов не ставится.

История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собой и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление. (М.Ю. Лермонтов)

Если перед подчинительным союзом стоят частицы только, как раз, лишь, исключительно и т.п., запятая ставится перед ними (хотя при произнесении таких предложений пауза перед частицей не делается).

Я приду, только чтобы лишний раз убедиться в бесполезности этого предприятия.

Сложные подчинительные союзы

Обычно запятая в сложноподчиненном предложении ставится перед подчинительным союзом независимо от того, является ли этот союз простым (что, чтобы, когда, пока и т.д.) или сложным (несмотря на то что, с тем чтобы, в то время как, с тех пор как, потому что, оттого что и т.п.).

Доказательство было разительно, и я, несмотря на то что посмеялся над нашими предками и их услужливой астрологией, попал невольно в их колею. (М.Ю. Лермонтов) Он был испачкан и, прежде чем пойти на трибуну, долго мыл в конторе лицо и руки. Проект трамвая, снова поданный на рассмотрение, барахтался в высших губернских инстанциях, одобрялся, не одобрялся, переходил на рассмотрение в центр, но независимо от одобрения или неодобрения покрывался пылью, потому что ни в том, ни в другом случае денег не давали. (И.Ильф, Е.Петров). Дело в том, что по договоренности с бригадиром мы должны были собрать яблоки с одной старой яблони, с тем чтобы половину урожая отдать колхозу, а половину себе. (Ф.Искандер)

Но бывает, что первая часть сложного подчинительного союза произносится с особой интонацией и отходит к главному предложению, как будто возвращая себе значение указательного слова (иными словами, происходит расчленение сложного союза); тогда запятая ставится перед второй частью союза (а перед первой уже не ставится!).

Самым разумным было бы, конечно, кричать до тех пор, пока кто-нибудь не придет, и потом сдаться пришедшему в плен. (И.Ильф, Е.Петров)

Расчленение сложного союза обычно происходит,

    если перед ним стоит отрицательная частица не , другие частицы или вводное слово;

...И, может быть, именно потому , что она о шахматах не знала ровно ничего, шахматы не были для нее просто домашней игрой, приятным времяпрепровождением, а были таинственным искусством, равным всем признанным искусствам. (В.В. Набоков); Мне хотелось вас заставить рассказать что-нибудь, во-первых, потому, что слушать менее утомительно... (М.Ю. Лермонтов); При первом взгляде на лицо Николая она увидела, что он приехал только для того, чтобы исполнить долг учтивости... (Л.Н. Толстой);

    если первая часть включена в ряд однородных членов или параллельных конструкций;

Одновременно ему приходилось делать большие усилия как для того, чтобы не утратить руководства игрой, так и для того, чтобы не выйти из состояния игралища... (В.В. Набоков) Но от сильного волнения или , как уточняют другие, оттого, что у него были скользкие после персика руки, он никак не мог расстегнуть кобуру. (Ф.Искандер). Яшка уговаривал меня остаться на ночь, но я отказался. И потому, что спешил, и потому, что оскорбил бы этим наших, к которым не зашел. Он сказал, что снова напоминает об этом не для того, чтобы упростить подвиг Колчерукого, а для того, чтобы молодежь лишний раз убедилась в преимуществе смелых решений. Но или потому, что он не удовлетворился одним французом, или потому, что он проспал ночь, он днем залез в кусты, в самую середину французов... (Л.Н. Толстой).

Если придаточное предложение предшествует главному, запятую перед второй частью союза ставить нельзя.

В то время как я был углублен в разрешение этого вопроса, в замке моей темницы повернулся ключ . (Л.Н. Толстой) С тех пор как грозный судия мне дал всеведенье пророка, в сердцах людей читаю я страницы злобы и порока. (М.Ю. Лермонтов)

Упражнения

1. На месте каких цифр нужны запятые?

Греки считали (1) что у их обожаемого Гомера (2) был соперник по имени Гесиод. Они хранили легенду (3) о том (4) как два поэта состязались в поэтическом мастерстве. Победителем вышел Гесиод – и не (5) потому (6) что Гомер был хуже (7) а (8) потому (9) что его поэмы о войне (10) а Гесиод воспевал мир.

Ответ. 1, 4, 6, 7, 9, 10.

2. В каком предложении нет пунктуационных ошибок?

1) После того, как затихла история с анонимным письмом, родственник Колчерукого снова через одного человека осторожно напомнил ему насчет телки. (Ф.Искандер)

2) Напоследок он передал, чтобы его родственник прислушивался и присматривался к окружающим, с тем, чтобы при первом же подозрении дать ему, Колчерукому, сигнал... (Ф.Искандер)

Ответ. 3.

Стык двух союзов

Если в предложении подряд следуют два союза, то запятая между ними обычно ставится; при этом придаточное, которое начинается со второго по порядку союза, можно опустить или перенести в другое место:

Мне приходит в голову, что, пока мы их ищем, они вернулись на наше место и ждут нас.

, (что, (пока), ...).

(Ср.: Мне приходит в голову, что они вернулись на наше место и ждут нас.) К этому привыкли настолько, что, когда кто-нибудь из учеников забывал выполнять обязанности дежурного, учителя под одобрительный шум класса заставляли меня стирать с доски или тащить в класс физические приборы. Скажи ему, что, если я скоро умру, можно будет ему приходить без подношенья... (Ф.Искандер)

Но если нельзя изъять придаточное, начинающееся со второго союза, без перестройки всего предложения, то запятая между союзами не ставится; обычно это бывает, если у второго подчинительного союза есть вторая часть (если... то, когда... то, хотя... но).

что если отец станет ее требовать, то надо будет отдать.

, (что _ (если), то...)

(Если изъять второе придаточное, получится Однако ж после некоторого молчания я ему сказал, что то надо будет отдать). Но помните, что если вы меня не убьете, то я не промахнусь... (М.Ю. Лермонтов) Воробьянинов оказался бездарным железнодорожным зайцем, и так как попытки его сесть в поезд оказались безуспешными, то ему пришлось выступить около «Цветника» в качестве бывшего попечителя учебного округа. (И.Ильф, Е.Петров).

Если придаточное предложение идет после присоединительного союза (в начале предложения, после точки), то запятая никогда не ставится после союза а , обычно не ставится после и, обычно ставится после союза однако и может ставиться или не ставиться после союза но .

А если к сказанному добавить, что Глав. Экс. вез в Москву большую корзину божественных персиков, нежных и желтых, как свежевылупленные цыплята, все становится еще более понятным и человечным. И хотя все, безусловно, знали, что поезд приближается именно к Москве, напоминание диктора было приятно. (Ф.Искандер) И чтобы никто не разгадал его второй и главной жизни, он вел нищенское существование, стараясь не выйти за пределы сорокашестирублевого жалованья... Но так как он обитает на третьем этаже, а служебный день уже окончился, он быстро бежит вниз и покидает учреждение... (И.Ильф, Е.Петров)

Однородные части сложных предложений

Бывают сложные предложения, части которых можно считать однородными, поскольку они соединены сочинительной связью и при этом имеют какой-либо общий элемент: общий член предложения, общее придаточное или общее главное предложение для двух или нескольких придаточных. На такие предложения распространяются правила пунктуации при однородных членах, в частности, не ставится запятая между однородными частями, если они соединены одиночным союзом и, или, либо.

Примеры сложноподчиненных предложений с однородными придаточными.

Подумайте, что будет, когда турнир окончится_ и когда уедут все гости.

, (что), (когда) и (когда).

Мы видим, что блондин играет хорошо, а брюнет играет плохо.

, (что), а ().

Пока «Скрябин» готовился к дальнейшему плаванью, пока капитан переговаривался в трубку с машинным отделением и топки пылали, грея воду, духовой оркестр снова сошел на берег и, к общему удовольствию, стал играть танцы.

(пока), (пока)_ и (), .

Ипполит Матвеевич побрел к источнику только тогда, когда музыканты складывали свои пюпитры, праздничная публика расходилась_ и только влюбленные парочки усиленно дышали в тощих аллеях «Цветника». (И.Ильф, Е.Петров)

, (когда), () и ().

Примеры сложносочиненных предложений с общим для двух частей членом.

Во «Франции» заходили сонные фигуры и раздались крики барана, которого волокли за ноги на кухню. Были куплены билеты в Батум и заказаны места во втором классе парохода «Пестель». (И.Ильф, Е.Петров)

Пример сложной синтаксической конструкции (предложения с сочинительной и подчинительной связью), где у двух частей, соединенных сочинительной связью, есть общее придаточное предложение:

По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее_ и улыбка раздвигалась более и более. (Н.В. Гоголь)

(по мере того как), _ и .

Придаточное, состоящее из одного слова

Если придаточное предложение состоит из одного только союзного слова – относительного местоимения или наречия, оно не отделяется запятой от главного.

Не знаю для кого , но вас я воскресил. (А.С. Грибоедов) «Я не знаю почему », – продолжала она, оправившись. Люди этой бывшей армии бежали с своими предводителями, сами не зная куда . (Л.Н. Толстой)

Упражнения

1. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые.

Когда прошло минут пять после звонка (1) и никто еще не входил (2) наступило такое предчувствие счастья (3) что, казалось, сердце не выдержит (4) если все-таки стеклянная дверь сейчас откроется (5) и географ, по привычке своей почти бегом, влетит в класс. (В.В. Набоков)

Ответ. 2, 3, 4.

2. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1. ...Поручик Гернет сказал, что если бы Пушкин не был психологом, то ему не поставили бы в Москве памятника. (А.П. Чехов)

2. ...Иван Иваныч идет к Петру Петровичу, и все в городе знают зачем. (И.А. Гончаров)

3. А хуже всего было то, что когда он произнес эту свою шутку богатого гуляки, я заметил, что она улыбнулась в уже пригубленный стакан... (Ф.Искандер)

4. Я успеваю сообразить, что, если она ужаснется от стыда или отвращения, когда я ее поцелую, я постараюсь объяснить это своим невменяемым состоянием. (Ф.Искандер)

5. Но судьба судила так, что, прежде чем свидеться с Эрнестом Павловичем, Остапу пришлось задержаться часа на два для подписания небольшого протокола. (И.Ильф, Е.Петров)

Ответ. 3.

3. Укажите, на месте каких цифр обязательно должны стоять запятые и где запятая возможна, но не обязательна.

Подобно тому (1) как нетерпеливый юноша (2) ждет часа свидания (3) я ждал часа ночи. Но (4) лишь кондукторша рванула веревку (5) и трамвай тронулся (6) кот поступил, как всякий (7) кого изгоняют из трамвая (8) но (9) которому все-таки ехать-то надо. (М.А. Булгаков)

Ответ. 3, 6, 7, 8; 4.

Ответьте на вопросы:

1) Можно ли поставить запятую перед второй частью сложного подчинительного союза, если придаточное предложение предшествует главному?

2) На какие сложные предложения распространяются правила пунктуации при однородных членах?

Введение. Трудные случаи пунктуации

Нормы пунктуации определяют расстановку 10 знаков препинания: точки, запятой, двоеточия, многоточия, точки с запятой, скобок, кавычек тире, вопросительного знака, восклицательного знака и построение абзаца.

Знаки препинания и абзац указывают на смысловое членение текста, поэтому, в отличие от орфографии, допускают в некоторых случаях варианты, связанные со стилистическими и смысловыми особенностями того или иного текста, что вызывает большие затруднения в письменной речи.

ВОПРОС 1. Тире в простом предложении

ПРАВИЛО 1:

Тире ставится:

1. при отсутствии глагола-связки между подлежащим и сказуемым, выраженными:

· им.сущ. + им.сущ.

Срок дознания – один месяц

· им.сущ. + неопр. Форма глагола

Процессуальная задача адвоката – проанализировать материалы дела с точки зрения защиты и доказать невиновность подзащитного или меньшую степень виновности, вменяемой органами предварительного расследования;

· неопр.форма глагола + неопр. Форма глагола

Стремиться не отставать от времени – уже отставать от него;

· неопр.форма глагола + сущ.(мест.)

Повелевать – труд утомительный.

Производить эффект – их наслаждение;

· личное мест. + сущ.

Он – виновник этого;

· если один из главных членов (оба) выражен числительным

Пятью девять – сорок пять;

Сто тысяч – огромная сумма для их семьи.

2. перед сказуемым при частицах это, вот, значит:

Судебный процесс – это разбирательство уголовного дела, исследование всех материалов, связанных с ним;

3. при пропуске членов предложения, восстанавливаемых из контекста:

Справа находился пруд, слева – кирпичный дом, окруженный высоким забором; вдоль живой изгороди – кусты акации и жасмина, в середине сада – китайские яблони, груши, сирень.

ПРАВИЛО 2:

Тире не ставиться:

1. Если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово

Самая большая ценность, без сомнения, жизнь.

2. Если перед сказуемым, выраженным существительным, есть частица НЕ

Отрицание факта не ответ.

ЗАПОМНИТЕ: если после отрицания есть противопоставление с союзом А, то тире перед сказуемым ставится:

Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения.

Задания

Задание 1.

Спишите. Объясните постановку тире в данных афоризмах. Объясните значение каждого из них. На основе каждого крылатого выражения постройте развернутый ответ и запишите его.

1. Закон для многих – жестокая повинность, а для меня – своего рода порядок, дающий мне свободу полета (Д.Кейз).

2. Все понять – значит простить (Ж. де Сталь).

3. Знания забудутся, пробелы в них – никогда (М.Генин).

4. Ум – начало дум (посл.).

5. Свойства мудрости – благодарить того, кто ею пользуется (А.П.Чехов).

6. Одни счастье высиживают, другие – выпрашивают, третьи – ждут его на большой дороге (А.В.Вампилов).

7. Образование – это то, что большинство получает, некоторые передают и лишь немногие имеют (К.Краус).

8. Многому я научился у своих наставников, еще более – у своих товарищей, но более всего – у своих учеников (Талмуд).

9. Мир – моя родина, все люди – мои братья, а добрые дела – моя религия (Т.Пейн).

10. Жизнь – гора: поднимаешься медленно, спускаешься быстро (Ги де Мопассан).

11. Доброе – это прекрасное в действии (Ж.-Ж.Руссо).

Задание 2 .

Спишите. Определите части речи, которыми выражены подлежащее и сказуемое. Расставьте, где необходимо, тире. Объясните его постановку. Прочтите выразительно, соблюдая правило устной речи, – тире требует некоторого повышения голоса и паузы .

1.Семья конечно дело тайное, секретное (А.П.Чехов).

2. Каждый человек испытывает потребность быть любимым, и каждого человека надо любить, плох он или хорош, но одних нужно любить с бесконечной снисходительностью, других с неослабной строгостью.

4. Культура речи вот неотъемлемый атрибут профессионального общения.

5. Достойное дело нести людям правду, свет, справедливость.

6. Пословица сохранившийся обломок древней философии (Аристотель).

7. Мир первое условие развития культуры (А.Н.Толстой).

8. Люди лодки. Хотя и на суше (В.В.Маяковский).

9. Психологический курьез моя мать (А.П.Чехов).

10. Быть честным это та роскошь, которую может позволить себе только сильный человек (В.Белов).

11. Мир освещается солнцем, а человек знанием (посл.).

12. Слово великая сила, но надо заметить, что это союзник, всегда готовый стать предателем (П.С.Пороховщиков).

13. О решенном говорить только путать (М.Горький).

14. Уважение к минувшему вот черта, отличающая образованность от дикости (Л.Н.Толстой).

Расставьте, где необходимо, тире. Обоснуйте его необходимость.

1) Убийство это противоправное умышленное лишние жизни другого человека.2) Помните, что одно из условий отправления действительного правосудия слушать голос своей совести и не заботиться о том, «что скажут» (А.Ф.Кони). 3) Справедливость категория морально-правового и социально-политического характера. 4) В первом случае максимальный срок ли­шения свободы, указанный в санкции соответствующей статьи Особенной части УК, не должен превышать двух лет, во втором - пяти лет, в третьем - десяти лет. 5) Нравственный долг судьи не идти слепо по пути «собственного сознания»…, а свободно, вдумчиво и тревожно исследовать, в чем кроется истинный источник доказательства (А.Ф.Кони) 6) Административно-правовые отношения это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. 7) Я нашел их /подстрекателей/ и с головой выдаю вашему правосудию: они подстрекатели, они зачинщики, они причина всех причин (Ф.Н.Плевако).

ВОПРОС 2. Однородные члены предложения

Особенность профессионального языка юристов усматривается в специфичном употреблении однородных членов предложения, когда в качестве однородных членов могут соединяться слова, называющие неоднородные несопоставимые понятия или выступающие разными членами предложения, что является отступлением от литературной нормы.

ПРАВИЛО 3:

При составлении документов нужно помнить, что однородные члены предложения в тексте закона выполняют уточняющую функцию и имеют следующие особенности:

1. отвечают на один и тот же вопрос

2. являются одинаковыми членами предложения

3. относятся к одному и тому же члену предложения

4. равноправны по отношению друг к другу, являясь сопоставимыми понятиями, и связаны между собой сочинительной связью.

Задания

Задание 1.

Определите, сколько в данных предложениях рядов однородных членов. Объясните, почему между ними не поставлены знаки препинания.

Заведомо ложное показание свидетеля или потерпевшего или заведомо неправильный перевод, сделанный переводчиком в суде или при производстве предварительного следствия или дознания, наказывается лишением свободы. Отказ или уклонение свидетеля или потерпевшего от дачи показаний или эксперта от заключения в судебном заседании или при производстве предварительного следствия или дознания, а равно воспрепятствование явке свидетеля или потерпевшего или даче ими показаний наказывается исправительными работами. Не является преступлением действие, совершенное при защите личности или прав обороняющегося или другого лица от общественно опасного посягательства.

ПРАВИЛО 4:

Запятая между однородными членами ставится:

- при отсутствии союзов:

С места происшествия были похищены электрический рубанок, отвертки, рулетки и другие мелкие инструменты;

- при противительных союзах (а, но, да=но, однако и др.):

Человек лежал неподвижно, но был еще жив;

- при повторяющихся сочинительных союзах (то-то, или-или, либо-либо, не то-не то и др.):

В своих показаниях он постоянно путался, говорил то одно, то другое;

- перед второй частью двойного союза (как… так и, не только… но и)

Профессия полицейского требует не только высоких нравственных качеств и профессионального мастерства, но и широкого общего образования.

ПРАВИЛО 5:

Запятая не ставится перед одиночными соединительными или разделительными союзами (и, или, либо), а также в устойчивых выражениях (и так и сяк, ни дать ни взять):

Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления.

ПРАВИЛО 6:

При однородных членах могут находиться обобщающие слова . Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, перед ним ставится тире:

Земля, вода, лес, камень, песок – все это было монополией владельца.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие:

Все это делает картину суровой: и кочки, и мох, и стылые озера, и горбатые скелеты деревьев, склонившихся в последнем поклоне.

ЗАПОМНИТЕ:

· Если предложение не заканчивается однородными членами, после них ставится тире:

Всюду: вверху, внизу, справ, слева – кипела жизнь океана.

· При наличии после обобщающего слова слов а именно, например, перед ними ставится запятая, после них ставится двоеточие:

При составлении следственных и судебных документов необходимо помнить о четырех важнейших коммуникативных качествах речи, а именно: точности, ясности, понятности и грамотности.

Задания:

Задание 1.

Найдите в текстах однородные члены предложения. Определите, какими частями речи они являются. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните представленные орфограммы. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Если человек, забыв о мудрост.. и долг.. , отбросив и чувство чести и доблесть, стан..т заботиться лишь о красноречии.., такой человек (не) добьется н..чего для себя, а для родины окаж..тся вредоносным; если (же) вооружится он красноречием для того, чтобы защ..щать интересы государства…, тогда стан..т полезен и себе и своим близким и разумным нач..наниям в своем отечеств.. и заслуж..т любовь сограждан (Цицерон).

2. Когда, поверяя историей, восстанавливаю пред мысленным взором времена давно м..нувшие, вижу, как мудрость, а еще более красноречие основывают города гас..т войны заключают длительные союзы и завязывают свяще..ую дружбу между народами. Так (что) по зрелом размышлении сам здравый смысл пр..водит меня к заключению, что мудрость без красноречия мало пр..носит пользы государству, но красноречие без мудрост.. (за)частую бывает лишь пагубно и никогда (не) принос..т пользы (Цицерон).

3. Можно г..рдиться кр..сотой и умом знаниями и талантом. Можно восторже..о радоваться ясному дню пр..красному настроению счас..ливым обст..ятельствам. Но даже если взобраться на в..ршину самой высокой горы или обозреть все просторы космоса, все (равно) никогда (не) ощутить того пр..красного под..ема чувств, который дает умение выражать себя и быть пон..маемым другими. Такую способность обеспечивает только речь, и потому говорение произнесение высказывание себя (во)вне есть наилучшая цель и наиважнейшая мечта (П.С. Таранов).

ВОПРОС 3. Вводные слова и словосочетания

ПРАВИЛО 7:

Вводные слова и словосочетания выделяются на письме запятыми. Они могут иметь разные значения (см. таблицу):

Таблица. «Основные группы вводных слов».

Таким образом, ответственность за трагический исход ложится в определенной степени и на представителя самой гуманной в мире профессии.

При обособлении вводных слов и словосочетаний могут возникать следующие нюансы:

1. Если перед вводным словом стоит сочинительный союз, то запятая ставится. В таком случае вводное слово может опускаться без нарушения смысла

Во-первых, об этом необходимо говорить, и, во-вторых, говорить как можно чаще.

2. Часто к вводным словам присоединяются союзы А и И, образуя спаянные сочетания (а и значит, а и следовательно и.т.д.). В таком случае они обособляются вместе.

Работа на сегодня была завершена, и следовательно, оставаться уже не имело смысла.

3. Слова например, в частности, главным образом, стоящие в начале уточняющего оборота, выделяются вместе со всем оборотом.

Он говорил о своей профессии, в частности о трудностях, связанных с ней.

4. Слово однако может выступать в качестве вводного слова, и тогда выделяется на письме запятыми, а также может выступать в роли союза но. Тогда запятые при слове однако ставятся как при союзе но.

Я, однако, очень сомневаюсь в его правоте.

Однако я исполняю сегодня свой профессиональный долг с глубоким убеждением в правильности моей правовой и моральной оценки действий

В.(О.В. Дервиз).

ЗАПОМНИТЕ:

Задание 1.

Объясните расставленные знаки препинания. Спишите предложения. Найдите вводные слова, определите, к какой группе они относятся.

1. Однако круг граждан, имеющих право быть наследниками, законодательно ограничен.

2. Конечно, было бы лучше исправлять всех правонарушителей, взывая к их разуму, пробуждая истоки доброго, имеющиеся у них

3. Следовательно, лишение свободы должно быть таким наказанием, которое обеспечило бы должную кару преступнику в интересах его исправления, а также решения задач специального и общего предупреждения.

4. Таким образом, в принятой новой части 3 ГК РФ четко прослеживается преемственность основных положений и принципов действующего законодательства РФ, регулирующего наследственные правоотношения.

5. Органы государственного и негосударственного финансового контроля подразделяются, в свою очередь, на подвиды.

6. Как известно, наказуемость, содержащаяся в санкциях каждой уголовно-правовой нормы, составляет обязательный признак любого преступления, признак уголовной противоправности.

7. Гражданский процесс как практическая деятельность имеет, во-первых, внутреннюю форму или структуру и, во-вторых, внешнюю форму.

8. Есть, однако, много случаев и положений, ускользающих от внешней регламентации закона.

9.Итак, административно-правовые отношения составляют специфическую часть общественных отношений, а регулирующие их нормы в своей совокупности образуют отрасль административного права.

10. Новые возможности, открывающиеся в последнее время для занятия бизнесом, к сожалению, сопровождаются увеличением числа и радикальным изменением характера преступных посягательств на общественные отношения в сфере экономики.

11. География контрабанды обширна и, видимо, будет расширяться с увеличением числа лиц, пересекающих границу.

12. По заключению судебно-автотехнической экспертизы, Е. не мог предотвратить наезд на потерпевшего путем торможения.

13. Убийство характеризуется рядом признаков: во-первых, убийство – это неправомерное лишение жизни, во-вторых, убийство – умышленное или неосторожное лишение жизни, в-третьих, убийство – это лишение жизни другого человека.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. Задание 2 .

В предложенных предложениях найдите вводные слова, назовите их разряды. Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их постановку.

1. Судебные адвокаты вне всяких сомнений являются коммуникаторами цель которых убедить аудиторию (присяжных или судью) согласиться с определенным мнением (виновен или невиновен) об объекте дискуссии (Ф.Зимбардо).

2. Нам случалось выслушивать длинные нелепые речи многословные нудные которые однако своею продолжительностью сильно утомляли присяжных, но и делали их более внушаемыми; с другой стороны нам случалось выслушивать превосходные замечательные речи которых недостаток однако заключался в том что они были чересчур коротки (Л.Е.Владимиров).

3. Конечно нельзя установить порядок в котором обвинитель должен излагать свои доводы ибо это зависит от силы и характера отдельных улик однако необходимо помнить следующее правило: чтобы внимание слушателей не ослабевало, следует распределять факты таким образом, чтобы живой рассказ был ближе к концу, чем к началу, иначе впечатление оставляемое речью будет бледное (А.Левенстим).

4. География контрабанды обширна и видимо будет расширяться с увеличением числа лиц, пересекающих границу.

5. И наконец ответственность по ст.175 УК наступает только за такое приобретение или сбыт, которое не было заранее обещано исполнителю преступления.

6. Единственная возможность заставить этих людей правильно посмотреть на дело заключалась таким образом только в том, чтоб их самих втянуть в это дело, поставить их в такое положение, чтоб у них в конце концов раскрылись глаза на истину.

7. По его словам он проявил достаточную проницательность и воспользовался услугами подходящей компании.

8. Именно это очевидно имеет в виду Г. утверждая, что его отец «предоставил ему возможность заняться семейными делами в самый подходящий для этого момент».

9. Собеседник казалось был очень стар, но тем не менее в широких костистых плечах, в выпирающих скулах и челюсти чувствовалась еще сохранившаяся большая физическая сила.

10. Право поддерживает новые экономические отношения не укоренившиеся пока в действительности например фермерское хозяйство на селе.

11. Лицу привлекаемому к ответственности должно быть гарантировано осуществление его прав; в частности нарушитель вправе знакомиться с материалами дела давать объяснения предоставлять доказательства заявлять ходатайство.

ВОПРОС 4. Сравнительные обороты с союзами как, будто, словно

ПРАВИЛО 8:

Сравнительные обороты обособляются на письме запятыми. Союз как может вести себя в предложениях по-разному. Запятая при союзе как ставится:

1. Сравнительный оборот

Человек, который видит перед собой смерть, хватается за указанный ему луч надежды, как за прочный якорь (Ф.Н. Плевако).

2. Вводное словосочетание как обычно, как всегда, как правило

Как правило, захват заложников изначально содержит в себе признаки насилия различной тяжести, в то время как похищение и лишение свободы могут осуществляться и ненасильственными способами.

3. Приложение с причинным значением

Я, как прокурор, вынужден с этим согласиться.

ПРАВИЛО 9:

Запятая при союзе как не ставится, если:

1. Сравнительный оборот носит фразеологический характер

(как рыба в воде, как снег на голову и т.д.)

Задания

Задание 1.

Определите, какую функцию в данных предложениях выполняет союзкак. Спишите. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Наследственное право как подотрасль гражданского права представляет собой совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения по переходу имущества умершего (наследство, наследственное имущество) к другим лицам в порядке универсального правопреемства.

2. Финансовый контроль можно определить как контроль над законностью действий в процессе собирания, распределения и использо­вания денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной финансовой политики в обществе для обеспе­чения прав и свобод граждан.

3. В настоящее время право как регулятор общественных отношений играет все большую и большую роль.

4. Природа государственно-управленческой деятельности как и любого другого вида социального управления диктует необходимость выделения субъекта управления, т.е. той стороны регулируемых административным правом управленческих отношений, в руках которой концентрируется власть.

5. Убийство по найму по смыслу данной нормы также предполагает корыстный мотив: виновный соглашается лишить жизни потерпевшего как правило за материальное вознаграждение.

6. Особая общественная опасность бандитизма состоит в том, что банды являясь устойчивым преступным формированием совершают такие особо тяжкие преступления как убийства изнасилования различные виды посягательств на собственность.

7. Финансовый контроль как специализированный вид управленческой деятельности и особая отрасль экономических знаний располагает разнообразными методическими приемами, разработанными этой дисциплиной или основанными на достижениях смежных областей (бухгалтерского учета, статистики, финансов, государственного бюджета).

Спишите. Объясните все проставленные в предложениях знаки препинания. Какую нагрузку несет союз как в данных предложениях.

1. Люди, стоящие на морозе, даже не заметили, как прошло два часа.

2. Цветы на участке, огражденном высоким забором, росли как на клумбах, так и просто в траве.

3. Одна из женщин, как самая важная преступница, должна была быть доставлена отдельно.

4. Хозяева квартиры пояснили, что их сосед жил очень одиноко, как настоящий отшельник.

5. Все относились к нему, как к знатоку искусства.

6. Неожиданно он остановился как вкопанный.

7. Проект по реконструкции здания театра, как несвоевременный, был отклонен.

8. Самолюбие как длительное стремление к совершенству есть источник великого.

9. Он давал показания ясно и четко, все слова выскакивали бойко, как горошины.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. Задание 3.

Расставьте знаки препинания. Сформулируйте правила обособления сравнительных оборотов.

1. Современный рынок России как и всякое явление развивается через противоречия. 2. Несмотря на то что Россия идет к рынку, для многих людей сегодня как и несколько лет назад он остается абстрактным понятием. 3. Хотя проблема загрязнения окружающей среды не столь серьезна как истощение сырьевых ресурсов она более остро и наглядно ощущается людьми и поэтому находится сейчас в центре внимания. 4. Важно оценить поставщиков по таким показателям как качество обслуживания цены. 5. В современных условиях товарно-денежные отношения деформированы как пережитками командно-административной системы так и анархией в жизни страны. 6. Вывоз капитала может осуществляться как в предпринимательской форме так и в виде ссудного капитала. 7. Биржа обычно функционирует как акционерное предприятие имеющее уставной фонд и устав.

Обособление определений

ПРАВИЛО 10:

Обособленные определения – прилагательные и причастия с зависимыми словами – обособляются (выделяются запятыми), если:

1. стоят после определяемого слова:

Среди обстоятельств, подобных настоящему, мутился разум целых народов.

Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, наказывается лишением свободы или исправительными работами.

2. определение (распространенное или одиночное) стоит перед определяемым словом или после него, а определяемое слово - личное местоимение:

Детски наивные, простоватые, они надеялись слезами умилостивить взыскателя.

Страстные и жестокие снаружи, они до мучения способны полюбить и непременно духовной и высшею любовью.

Молодым и исполненным сил, вам сейчас дана вся власть над жизнью.

3. стоит перед определяемым словом или после него и имеет дополнительное обстоятельственное значение причины (вспомогательные слова – почему/ потому что) или уступки (вспомогательные слова – несмотря на):

Оглушенный ударом кулака, человек покачнулся и упал (причина).

Написанное рукой Николаева, письмо стало важной уликой в деле (причина).

Утомленный бессонной ночью, врач продолжал оставаться у постели больного (уступка).

Огорченная неудачей, команда продолжала бороться за каждый мяч (уступка).

4. одиночное определение стоит после определяемого слова:

Обвинитель сказал свое слово, мягкое, гуманное.

ПРАВИЛО 11:

Распространенные определения не обособляются, если стоят перед определяемым словом, не несут добавочное обстоятельственное значение причины или уступки, а в роли главного слова – не личное местоимение:

Вступившие в законную силу приговоры судов в случае применения нового уголовного закона подлежат пересмотру судом, если этот закон улучшает положение осужденного.

Задания

Задание 1.

Объясните расставленные знаки препинания в предложенных предложениях из текста закона (ст.10 УК РФ). Спишите. Выделите обособленные определения и найдите слова, от которых они зависят.

1. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.

2. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

3. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. Задание 2.

Расставьте пропущенные знаки препинания в уже изученных Вами пунктограммах. Объясните их постановку.

1) Принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью (ст.1150 ГК РФ).

2) Ранее выданные свидетельства о праве на наследство признаются судом недействительными.

3) Действия направленные против осуществления последней воли наследодателя могут выражаться в составлении фиктивного завещания сокрытии завещания понуждении к составлению завещания принуждении кого-либо из наследников по завещанию отказаться от наследства и т.д.

4) Признание лица составившего завещание недееспособным впоследствии может иметь значение и при решении вопроса об отстранении наследника по завещанию от наследования как недостойного наследника.

5) Если последнее место жительства наследодателя обладавшего имуществом на территории РФ неизвестно или находится за ее пределами местом открытия наследства в РФ признается место нахождения такого наследственного имущества.

6) Несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя его нетрудоспособные супруги и родители а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя подлежащие призванию к наследованию на основании п.1 ч.2 ст.1148 ГК РФ наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая приходилась бы каждому из них при наследовании по закону.

7) По заявлению наследника пропустившего срок установленный для принятия наследства суд может восстановить этот срок и призвать наследника принять наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник пропустивший срок установленный для принятия наследства обратился в суд в течение 6-ти месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

8) Перечень не подлежащего конфискации имущества необходимого для самого осужденного устанавливается законодательством.

9) При назначении наказания смягчающими ответственность обстоятельствами признаются предотвращения виновным вредных последствий совершенного деяния либо добровольное возмещение нанесенного ущерба либо устранение причинного вреда.

10) Уважительными причинами неявки обвиняемого по вызову следователя признаются болезнь лишающая обвиняемого возможности явиться несвоевременное получение обвиняемым повестки иные обстоятельства лишающие обвиняемого возможности явиться в назначенный срок.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. Задание 3.

Соберите слова и восстановите предложения. У вас получатся тексты под указанными названиями. Спишите. Найдите в построенных текстах обособленные определения, объясните знаки препинания при них.

1.«Не отрезайте косы!»

Во, Лионе, с, косы, французском, ей, муж, женой, отрезал, городе, поссорившийся

Суд, патента, признал, без, что, запрещающей, деятельностью, в, парикмахерской, ссоре, заниматься, одинаково, супруги, по, но, виноваты, только, статье, мужа, осудил, закона

Великий химик»

В, взрыв, казанского, 1837, в, частного, раздался, «лаборатория», один, Саша, пансиона, которого, из, года, устроена, Бутлеров, была, дней, оглушительный, оказался, подвале, тайная, где, виновником

Его, затем, в, было, дощечкой, «Великий химик», на, посадили, а, столовую, написано, в, на, карцер, которой, вывели, груди, написано, с

Надпись, пророческой, оказалась

Сурово, химиком, детскую, великим, за, он, наказанный, впоследствии, шалость, стал.

Обособление приложений

ПРАВИЛО 12:

Приложения – разновидности определений, выраженные именем существительным. Обособляются:

1. Любые приложения, находящиеся при личном местоимении:

Он, проводник, об этом не знал.

Вот они, простые объяснения.

2. Распространенные приложения, стоящие после определяемого слова:

В Пскове супруги Туркины жили на средства главы семьи, Александра Туркина.

3. Распространенные приложения, стоящие перед определяемым словом, если несут добавочное обстоятельственное значение причины:

Умный человек, мой подзащитный прекрасно осознал свою вину, кается в содеянном, просит вашего снисхождения (Я.С. Кисилев).

4. Приложения с союзом как, если имеют добавочное обстоятельственное значение причины:

Вы, как инициатор, сыграли в этом деле одну из главных ролей (Я.С. Киселев).

ЗАПОМНИТЕ:

· Вместо запятой часто ставится тире, если приложение стоит в конце предложения:

Рядом располагался склад – хранилище боевого оружия.

ПРАВИЛО 13:

· Приложение с союзом КАК не обособляется, если КАК используется в значении «в качестве»:

Культура речи как неотъемлемый атрибут профессионального общения юристов.

· Не обособляется также похожая на приложение именная часть сказуемого:

Этот человек работал в данной организации как бухгалтер и заместитель директора.

Задания:

Задание 1 .

В примерах из судебных речей А.Ф.Кони, Ф.Н.Плевако, Б.С.Утевского, В.Г. Даева, В.И.Жуковского есть обособленные приложения. Выделите их, объясните причины обособления. Объясните встретившиеся Вам пунктограммы.

Сосед мой коммерсант владелец обувного магазина выполнял какие-то подряды во время войны, сочувствовал революции. По одну сторону от него сидела судья представительница от рабочих пожилая женщина с платочком на седеющей голове бойкая говорливая засыпавшая свидетелей и подсудимых кучей вопросов. Другой член суда был матрос крепкий здоровяк бравый и лихой в брюках клеш в бескозырке (Б.С.У.).

10-го января нынешнего года отец Илларион иеромонах Александро-Невской Лавры был найден в своей келье окончившим жизнь насильственным образом от чужой руки. Вы представители суда в настоящем деле не можете быть орудием ни в чьих руках; не можете поэтому быть им и в руках подсудимого и решить дело согласно одним только его показаниям идя по тому пути по которому он желает вас вести (А.Ф.К.).

Служительница прекрасного искусства она не может и в области привязанностей остановиться на чем-нибудь внешне неэстетическом (Ф.Н.П).

Как юрист я должен сказать, что такое заключение несколько преждевременно. Разъяснение такого рода исключительности или аномалии мы встречаем в решении кассационного Сената (В.И.Ж.)

Лещук объявила знакомым, что секрет излечения всех болезней она унаследовала от покойного профессора Пестушкевича владельца частных лечебниц в Варшаве, Кракове и Познани (В.Г.Д.)

Обособление обстоятельств

ПРАВИЛО 14:

Деепричастные обороты (деепричастия с зависимыми словами) и одиночные деепричастия обособляются всегда, независимо от местоположения главного слова-глагола:

Ознакомившись с предъявленным документом, он был вынужден дать правдивые показания.

Н а автовокзале они сели в автобус № 5 и, выйдя на остановке «Институт» , пошли по улице Курортной к пляжу.

Волнуясь , он начал свой рассказ.

ЗАПОМНИТЕ: если деепричастный оборот относится к одному из однородных сказуемых, связанных союзом И, запятая перед союзом

И не ставится:

Он остановился и, посмотрев по сторонам , вспомнил.

ПРАВИЛО 15:

Не обособляются:

* Одиночные слова молча, сидя, лежа, стоя, шутя, не глядя, т.к. они по значению сближены с наречиями:

Он слушал молча.

* Деепричастные обороты, представленные фразеологизмами:

Он бежал через дорогу сломя голову.

Задания:

Задание 1.

Проанализируйте постановку знаков препинания при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастным оборотом. Обоснуйте свой ответ, опираясь на теорию:

Еще не рассвело. Жертва спит в спальне. В доме больше никого нет. Обвиняемый, открывая окно в спальню, прислушивается и забирается в дом. Двигаясь по комнате, он опрокидывает вазу… Замирает. Из спальни не раздается ни звука. Приближаясь к комоду, думает, что его дело займет всего долю секунд: стоит только выдвинуть

Разделы: Русский язык

Цели урока:

  • закрепить навыки постановки знаков препинания в сложном союзном предложении;
  • разобрать задания части А (25-26) и В (В4 - В6, В8);
  • помочь детям преодолеть психологический барьер перед ЕГЭ.

Оборудование: тетради, учебники, карточки для самостоятельной работы, текст для анализа.

Ход урока

Но как в грядущем ни темно
И как ни мглисты все дороги,
Мне на таинственном пороге
Одно предвестие дано:
Лишь только сердце бьется верно,
А все земные бури – дым,
Все будет так, как мы хотим,
Лишь стоит захотеть безмерно. Ф.Сологуб

1. По рекомендации психолога, тестировавшего учащихся на психологическую готовность предлагаю вниманию ребят метафору на формирование чувства уверенности. Например, “Всё в твоих руках” и рассказываю им известную притчу.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”. Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, - живая или мертвая?” И тогда мудрец, который действительно был умным человеком, сказал: “Все в твоих руках…”

2. Постановка цели.

3. Орфоэпическая разминка (устная)

В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

  • Донизу, включена, лгала
  • Свекла, поручни, взято
  • Деспот, портфель, эксперт
  • Поняли, звонит, отняла.

В каком ряду ударение падает на первый слог?

  • Живность, овен, дзюдо
  • Лечо, дефис, дралась
  • Древко, созыв, оптовый
  • Сливовый, бездарь, статуя
  • Прибрала алфавит, аноним
  • Апостроф, одолжит, ожила
  • Прислала, ломота, израильский
  • Повторит, диалог, диспансер

В каком ряду ударение падает на второй слог?

  • Наврала, ассиметрия, позвала
  • Защемит, приручит, прогнала
  • Замерла, пломбированный, доплыла
  • Партер, доцент, столяр
  • Библиотека, ветеринария, плесневеть
  • Хозяева, избрала, подбодрить
  • Призывник, отключится, ненадолго
  • Подождала, разорвалась, приобретение

В каком ряду ударение падает на третий слог?

  • Надорвалась, изобретенный, определит
  • Недолила, отобрала, разобралась
  • Изорвалась, отозвала, рассредоточение
  • Заперта, псевдоним, мозаичный.

4. Орфографический диктант.

Агрессия, аллегория, аналогия, аристократия, ассоциация, бескорыстный, бесчестный, вбок, вволю, вдобавок, в забытьи, в заключение, видимо-невидимо, вкратце, в меру, в общем, вовек, вовсю, воедино, воистину, вообще, в одиночку, во-первых, в открытую, во что бы то ни стало, впоследствии, восприятие, вправе, впустую, вразрез, вряд ли, вскоре, вследствие.

5. Работа над лексикой.

Сегодня я предлагаю вам познакомиться с лексическим значением слова, употребленным в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” с которым мы работаем сейчас на уроках литературы.

Апокалипсис (буквально “откровение”) – часть Библии, книга Нового Завета, содержащая пророчества о конце света, о страшном суде.

А теперь посмотрим, какие новые слова предложите вы нам (несколько учеников предлагают слова с их лексическим значением).

6. Слово учителя.

Мы с вами знаем основное правило пунктуации в сложном союзном предложении: все части сложного предложения отделяются друг от друга; если в сложноподчиненном предложении придаточное разрывает главное, оно выделяется запятыми. Однако существует некоторое количество синтаксических ситуаций, в которых это основное правило уточняется или даже отменяется. Например, в сложносочиненном предложении в одном случае части друг от друга не отделяются запятой. Какой это случай?

Если у частей сложносочиненного предложения есть общий второстепенный член предложения, то запятая между частями сложносочиненного предложения не ставится.

Например: Тогда растаяли повара и развалился театр с занавесом.

7.

Обычно запятая в сложноподчиненном предложении ставится перед подчинительным союзом независимо от того, является ли этот союз простым (что, чтобы, когда, пока…) или сложным (несмотря на то что, с тем чтобы, в то время как, с тех пор как, потому что, оттого что…) но бывает, что часть сложного подчинительного союза произносится с особой интонацией и отходит к главному предложению иными словами происходит расчленение сложного союза, тогда запятая ставится перед второй частью союза, а перед первой уже не ставится. Расчленение союза происходит

– Если перед ним стоит отрицательная частица не, другие частицы или вводное слово;

Например: Я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда.

8.

Если в предложении следуют два союза: сочинительный и подчинительный, то между ними ставится запятая в том случае, если далее не следует вторая часть союза то

Например: Вцепившись в портфель влажными, холодными руками, финдиректор чувствовал, что, если еще немного продлится этот шорох в скважине, он не выдержит и пронзительно закричит.

Воланд был встречен домработницей Груней, которая объяснила, что сама она только что пришла, что она приходящая, что Берлиоза дома нет, а что если визитер желает видеть Степана Богдановича, то пусть идет к нему в спальню сам.

9.

Бывают сложные предложения, части которых можно считать однородными, поскольку они соединены сочинительными союзами. На такие предложения распространяются правила пунктуации при однородных членах предложения.

Например: Маргарита не помнит, кто сшил ей из лепестков бледной розы туфли и как эти туфли сами собой застегнулись золотыми пряжками

Потом она, уже переставая что-либо соображать, видела темные подвалы, где горели какие-то светильники, где девушки подавали шипящее на раскаленных углях мясо, где пили из больших кружек за её здоровье.

10. Анализ текста.

(1)Боги, боги мои! (2) Как грустна вечерняя земля! (3)Как таинственны туманы над болотами. (4) Кто блуждал в этих туманах кто много страдал перед смертью кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз тот это знает. (5)Это знает уставший. (6) И он без сожаления покидает туманы земли ее болотца и реки он отдается с легким сердцем в руки смерти зная что только она одна успокоит его

(7)Волшебные черные кони и те утомились и несли своих всадников медленно и неизбежная ночь стала их догонять. (8)Чуя ее за своею спиной притих даже неугомонный Бегемот и вцепившись в седло когтями летел молчаливый и серьезный распушив свой хвост. (9)Ночь начала закрывать черным платком леса и луга ночь зажигала печальные огонечки где-то далеко внизу теперь уже неинтересные и ненужные ни Маргарите ни мастеру чужие огоньки. (10) Ночь обгоняла кавалькаду сеялась на нее сверху и выбрасывала то там то тут в загрустившем небе белые пятнышки звезд.

(11) Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. (12) И когда Маргарита, обдуваемая прохладным ветром, открывала глаза, она видела, как меняется облик всех летящих к своей цели. (13) Когда же навстречу им из-за края леса начала выходить багровая и полная луна, все обманы исчезли, свалилась в болото, утонула в туманах колдовская нестойкая одежда.

1. Расставьте знаки препинания в предложениях 4-10.

2. Какие из перечисленных ниже средств выразительности используются в предложениях 1- 9:

1) метафора

2) риторическое восклицание

3) перифраз

4) эпитеты

5) олицетворения.

3. Определите, какой частью речи является подчеркнутое слово.

4. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

____________________________________

5. Среди предложений 9-13 найдите предложение с обособленным распространенным обстоятельством. Напишите его номер

11. Проверка домашнего задания.

Приведите аналогичные примеры из романа “Мастер и Маргарита”, которые

вы нашли дома, читая роман

12. Самостоятельная работа.

Карточка 1.

Я слышу в этой гробовой тишине(1) как скрипят его лакированные туфли(2) и (3) как звенит бокал(4) который он поставил на стол(5) последний раз выпив шампанского. 1, 2, 3, 4, 5. 2. 1, 4,5. 3. 1, 3, 5. 4. 1, 3, 4, 5.

Так (1) что (2) если бы бал продолжался ещё(3) я охотно бы предоставила мое колено для того(4) чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц.

1. 1, 2, 3, 4. 2.1, 3, 4, 3. 2, 3, 4. 4. 1, 3, 4.

Маргарита в больничном плаще(1) мастер в больничном халате вышли в коридор ювелиршиной квартиры(2) в котором горела свеча (3) и (4) где их дожидалась свита Воланда.

1.1, 2, 3, 4. 2.1,3,4. 3. 2, 3, 4. 4. 1, 2.

Карточка 2.

На неё накатила вдруг ужасная мысль(1) что все это колдовство(2) что сейчас тетради исчезнут из глаз(3) что она окажется в своей спальне в особняке (4) и (5)что(6) проснувшись(7) ей придется идти топиться.

1. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. 2. 1, 2, 3, 6, 7. 3.1, 2, 3, 4, 6, 7. 4. 1, 3, 5, 7.

Тут только прокуратор увидел(1) что солнца уже нет(2) и (3) что пришли сумерки.

1. 1, 3 2. 2, 3. 3. 1. 4. 1, 2. 3.

Маргарита поднялась с кресла(1) потянулась(2) и только теперь ощутила(3) как изломано её тело (4) и (5) как хочет она спать.

1. 1, 2, 3, 4, 5. 2. 1, 3, 4. 3. 2, 3, 4, 5. 4. 1, 3.

13. Домашнее задание.

Приготовить аналогичную карточку, выписав предложения из романа “Мастер и Маргарита”.