Третий слева какой тип подчинительной связи. Словосочетание

Красивый дом

посмотреть киноленту

обращаясь к статье

позволил поцеловать

школьная олимпиада

2. Замените словосочетания

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Разбросанные вещи

бегу в джинсах

любит гулять

пятый этаж

уверен в ней

2. Замените словосочетания

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Опавшая листва

красный от мороза

пришел посмеяться

с вашей мамой

злой на дочь

2. Замените словосочетания

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Такой мужчина

враг народу

хочет придти

с кем-то веселым

ложка из серебра

2. Замените словосочетания построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

В чем-то красивом

слева от дома

первый ученик

уроки риторики

2. Замените словосочетания школьный портфель, плюшевый медвежонок, приморский парк, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Белая ванная

вниз по улице

должен уйти

классическая гимназия

выучить параграф

2. Замените словосочетания построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Загорелый отдыхающий

следя за ними

направо свернуть

занимательная лингвистика

рад видеть

2. Замените словосочетания

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Поворот направо

готов ответить

выйти из-за парты

деревянный дом
стоять впереди
2. Замените словосочетания бесшумно едет, бесстрашно бросился, бездушно пел, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

кабинет информатики
факультатив по химии

двенадцатиэтажный дом

интересующийся искусством

2. Замените словосочетания построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Отчаянный поступок
сделать точь-в-точь
обдумывая задание,
желание понять,
шел не торопясь

2. Замените словосочетания построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Ответил раздраженно

мой дом

дом из кирпича

весеннее солнце

забавный котенок

2. Замените словосочетания учительский стол, конское ржание, клетчатый шарф, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

В клокочущем потоке

первые уроки

забавные котята

интересуешься искусством

тяжело дышащего

2. Замените словосочетания построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Интересуясь искусством

яйцо всмятку

моя сумка

растущий организм

2. Замените словосочетания построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Спрячьте письмо

говорил улыбаясь

забыл позвонить

в течении реки

чистая столовая

2. Замените словосочетания построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Подстричься по-новому

по новому учебнику

программа вечера

программное произведение

впоследствии решить

2. Замените словосочетания говорил с тревогой, ждал с напряжением, охранял с заботой, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Необдуманное решение

прикованный к скале

идти на компромисс

бескомпромиссный человек

решившись на поступок

2. Замените словосочетания устало шагал, жалостно посмотрел, смело спрыгнул, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Преодолевая препятствие

стелющийся над рекой

раскаленный докрасна

желтые листья

пожелтевшие страницы

2. Замените словосочетания бессонная ночь, подземный переход, алгебраическая задача, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Третий звонок

передовой рабочий

загорелый отдыхающий

диван-кровать

наука наблюдать

2. Замените словосочетания каша из гречки, снаряд для спортсменов, тропинка в гору, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Позволил высказаться

намерен отдохнуть

поворот направо

стриженная по-мальчишески

2. Замените словосочетания осторожно слез, спокойно делал, беззаботно жил, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Очень строгий

разговаривал улыбаясь

летел кувырком

пойду бегом

взгляд искоса

2. Замените словосочетания человек без совести, вопрос по литературе, гостиница при вокзале, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Прыгать выше

чуть севернее

краска индиго

цвет хаки

час пик

2. Замените словосочетания глядел со смущением, уезжал со спокойствием, отзывался с гордостью, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Голубое небо

хожу в школу

на седьмом небе

злой на отца

позволил прийти

2. Замените словосочетания полковое знамя, солнечная энергия, лесной запах, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Хмурым утром

бережем родителей

в одиннадцатый вагон

доволен оценкой

решил отдохнуть

2. Замените словосочетания костюм в полоску, кусты сирени, совет отца, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Солнечным днем

составьте таблицу

моей кошкой

счастлив за детей

говорить красиво

2. Замените словосочетания ком снега, судьба матери, занятия музыкой, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

У бушующего моря

горжусь Родиной

вашей передачей

меж двух огней

сделать по-своему

2. Замените словосочетания сделал с аккуратностью, плакал без звука, поступил без жалости, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

О прерванном полете

не к чему не готов

никому не рад

три толстяка

шапка набекрень

2. Замените словосочетания двухэтажное здание, шестилетний ребёнок, белоствольная берёза, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.

Словосочетание

Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

зеленые глаза, писать письма, трудно передать.

В словосочетании выделяется главное (от которого задается вопрос) и зависимое (к которому задается) слово:

G Ловушка!

Не являются подчинительными словосочетаниями:

1. Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет;

2. Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову;

3. Подлежащее и сказуемое: наступила ночь;

Вопросы могут изменяться по падежам!

управление (при изменении главного слова зависимое не меняется):

существительное или местоимение в косвенном падеже с предлогом или без

вопросы косвенных падежей (кого? чего? – о ком? о чем?)

ó Помни! Предложно-падежная форма существительного может быть обстоятельством, поэтому к этим формам задаются вопросы обстоятельства (см. ниже)

примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи !):

внимательно слушать, идти не оглядываясь, яйцо всмятку

3. наречие

4. притяжательные местоимения (его, ее, их)

1. что делать? что сделать?

2. что делая? что сделав?

3. как? где? куда? откуда? когда? зачем? почему?

Или так

Способы подчинительной связи в словосочетании

Согласование

Управление

Примыкание

Это подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже.

От главного к зависимому слову ставятся вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Это подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в определённом падеже по отношению к главному. Зависимое слово выражается местоимением, именем существительным и другими частями речи в значении имени существительного.

От главного к зависимому слову ставятся вопросы КОСВЕННЫХ падежей

Это подчинительная связь, при которой в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречие, деепричастие (ставим вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ?), неопределённая форма глагола (инфинитив – вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?), притяжательные местоимения (его, ее, их – вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?).

читающий мальчик

акция милосердия

бежать быстро

наше село

сверкающий на снегу

говорить волнуясь

лисий хвост

сверкая на снегу

по-зимнему холодно

открытая тетрадь

слушать новости

такой порядок

движение на дороге

третий слева

старший брат

летел к нам

непривычно тихо

непрекращающиеся дожди

привёз от знакомого

увеличить втрое

первый ученик

принять помощь

немного легкомысленный

эта аллея

гостить у друга

знать наизусть

опустевшая аллея

помощь друга

макароны по-флотски

трёх тетрадей

три тетради

увеличить втрое

встречать опоздавших

поздно ночью

их намерения, его настроение,

. Различай!

В разрядах местоимений выделяется два омонимичных (одинаковых по звучанию и написанию, но разных по смыслу) разряда. На вопросы косвенных падежей отвечает личное местоимение, и оно участвует в подчинительной связи – управление, а притяжательное отвечает на вопрос чей ? и является неизменяемым, оно участвует в примыкании.

Различайте предложно-падежную форму и наречие. У них могут быть одинаковые вопросы! Если между главным словом и зависимым стоит предлог, то перед тобой управление.

Алгоритм действий №1

1) Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому.

2) Определи часть речи зависимого слова.

3) Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову.

4) По выявленным признакам определи тип связи.

Ñ Разбор задания

Какой тип связи используется в словосочетании НАЛАВЛИВАТЬ МЕХАНИЧЕСКИ.

Определяем главное слово и задаем от него вопрос: налавливать (как?) механически; налавливать – главное слово, механически – зависимое. Определяем часть речи зависимого слова: механически ­ – это наречие. Если зависимое слово отвечает на вопрос как? и является наречием, то в словосочетании используется связь примыкание.

Алгоритм действий №2

1. В тексте тебе легче найти сначала зависимое слово.

2. Если тебе необходимо согласование, ищи слово, отвечающее на вопрос какой? чей?

3. Если тебе необходимо управление, ищи существительное или местоимение не в именительном падеже .

4. Если тебе необходимо найти примыкание, ищи неизменяемое слово (инфинитив, деепричастие, наречие или притяжательное местоимение).

5. Установи, от какого слова ты можешь задать вопрос к зависимому слову.

Ñ Разбор задания

Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. У меня начался отит. От боли я кричала и стучала ладонями по голове. Мама вызвала скорую помощь, и мы поехали в районную больницу.

При примыкании зависимое слово является инфинитивом, наречием или деепричастием. Попробуем найти эти части речи: сильно (как?) – наречие. Находим к нему главное слово, от которого задается вопрос к наречию: простыла .

Таким образом , выписываем словосочетанием сильно простыла.

  • Словосочетание - это сочетание самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.
  • Подчинительная связь - это способ связи слов в словосочетании, когда одно слово главное, а другое - зависимое. От главного к зависимому всегда можно поставить вопрос.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Например : Сергей вовремя сдал свою работу.
Найдем все словосочетания:

  • сдал работу – сдал (кого? что?) работу; сдал – главное слово, работу – зависимое;
  • вовремя сдал – сдал (когда?) вовремя; сдал – главное слово, вовремя – зависимое;
  • свою работу – работу (какую? чью?) свою; работу – главное слово, свою – зависимое.

Остались два слова: Сергей сдал. Это грамматическая основа, оба слова - главные члены предложения, ни одно из них не является главнее другого. Получается, что подлежащее и сказуемое нельзя назвать словосочетанием .

Какие сочетания слов нельзя назвать словосочетанием

  1. Главные члены предложения.
  2. Равноправные сочетания - в предложении это однородные члены (красные и синие, задумался и понял, родные и близкие ). Они связаны не подчинительной, а сочинительной (равноправной) связью.
  3. Самостоятельное слово (существительное, прилагательное, местоимение, глагол и другие знаменательные части речи) со служебным словом, чаще это предлог, реже – частица (на тренировку, в рассказе, не согласился, пусть подумает ). Между самостоятельным и вспомогательным словом смысловая связь не оформляется вопросом. Нельзя задать вопрос от глагола «согласился» к частице «не» или от существительного «тренировку» к предлогу «на». Такие сочетания необходимы для грамматической связи слов в предложении.
  4. Составные формы слов – будущее время глагола (будет + инфинитив), сравнительная или превосходная степень прилагательных, наречий (более успешный, самый интересный, менее сильно ).
  5. Неразделимые лексические единицы – (ни рыба ни мясо, спустя рукава ).

Типы подчинительной связи

Согласование

Согласование - это тип подчинительной связи, при котором форма зависимого слова полностью соответствует форме главного слова. При согласовании главное слово выражено существительным, зависимое - прилагательным, причастием, местоимением, числительным, род число и падеж которых согласуется с родом, числом и падежом главного слова:

  • серьезное испытание : испытание (какое?) серьезное – падеж, род, число совпадают;
  • серьезными испытаниями : испытаниями (какими?) серьезными – падеж, число зависимого слова изменились вслед за изменением падежа и числа главного слова;
  • для серьезных испытаний : для испытаний (каких?) серьезных – очередное изменение падежного окончания.

Сколько бы вы ни изменяли главное слово, зависимое тут же примет форму слова-лидера. Такой тип подчинения называется согласование.

Управление

Управление - это подчинительная связь, при которой главное слово требует, чтобы зависимое при нем стояло в определенном падеже:

  • услышать (инфинитив) друга: услышать (кого?) друга (Вин. п);
  • услышу (я) друга (Вин. п);
  • услышите (вы) друга (Вин. п);
  • услышат (они) друга (Вин. п);
  • услышал бы (условное) друга (Вин. п);
  • услышьте (повелительное) друга (Вин. п).

Спряжение глагола, изменение его наклонений никак не влияют на форму зависимого слова: при глаголе «услышать» существительное «друг» употребляется только в винительном падеже.
Главным словом может быть существительное, но принцип связи тот же:
фигуры из песка – для фигур из песка – о фигурах их песка.

Примыкание

Примыкание - это тип связи, когда между главным и зависимым слово нет грамматической связи, только смысловая. Зависимым словом является неизменяемая часть речи - наречие, деепричастие. Инфинитив (неопределенная форма глагола) и притяжательные местоимения (его, ее, их – отвечают на вопрос чей?), входят в состав словосочетаний, примыкая к главному слову.

Примеры:

  • прыгнул вверх : прыгнул (куда?) вверх; зависимое слово - наречие;
  • стоит облокотившись : стоит (как?) облокотившись; зависимое слово - деепричастие;
  • ударишь сильнее : ударишь (как?) сильнее - сравнительная степень наречия тоже не изменяется;
  • любитель пожаловаться : любитель (какой? чего?) пожаловаться - инфинитив примыкает к главному существительному;
  • распоряжение сверху : распоряжение (какое? откуда?) сверху - неизменяемое наречие;
  • её просьба : просьба (чья?) её - притяжательные местоимения примыкают к главному слову.

Трудные случаи

Важно помнить о существовании производных предлогов (образованы от самостоятельных частей речи - в течение, насчет, ввиду), чтобы правильно найти словосочетание и определить тип подчинения. Наречия, которые образованы таким же способом (навек, сначала, вглубь), также могут сбить с толку:

  1. Вышел навстречу машине: вышел (куда?) навстречу машине – управление. Производный предлог «навстречу» можно заменить обычным предлогом «К»: вышел к машине.
  2. Решился прийти на встречу с журналистами: прийти (куда?) на встречу (управление); на встречу (какую?) с журналистами (управление).
  3. Парус растаял в дали океана: растаял (где?) в дали (сущ. с предлогом) - управление, в дали (какой?) океана - управление. Чтобы убедиться, что в предложении существительное с предлогом, а не наречие, можно изменить тип подчинения - в океанской дали (согласование).
  4. Вдали показался велосипедист: показался (где?) вдали (наречие) - примыкание.
  5. Мы поговорим с тобой после : поговорим (когда?) после (наречие) - примыкание.
  6. Поговорим после собрания: поговорим (когда?) после собрания (сущ. с предлогом) - управление.

Здравствуйте. Скажите пожалуйста, какой будет тип связи в словосочетании "работать от души". Если примыкание , то правильно ли понимаю, что "от души" - это наречие?

Тип связи - управление.

Вопрос № 302682

Являются ли эти словосочетания примыкание м? Читать вслух, сделать точь-в-точь, обдумывая задание, желание понять, шел не торопясь.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 285879

В сл/соч. ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ какой вид связи и почему?

Ответ справочной службы русского языка

Вид связи здесь – примыкание (к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово; связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу).

Вопрос № 285766

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, какой вид связи используется в словосочетаниях "носить пальто, ехать в метро", то есть в таких, где зависимым словом является несклоняемое существительное. Думаю, что примыкание , но коллега склонна к варианту управление. Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Согласно «Русской грамматике» (М., 1980) управление это подчинительная связь, которая выражается присоединением к главенствующему слову существительного в форме косвенного падежа (без предлога или с предлогом); примыкание это связь, при которой в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречие, неизменяемое прилагательное, а также инфинитив, компаратив или деепричастие. Если исходить из этих определений, то неизменяемые имена существительные в приведенных сочетаниях управляются главным словом.

Вопрос № 285307

Здравствуйте, помогите, пожалуйста, разобраться: ВЕСЕННИЙ СЕВ - это согласование, а СЕВ ВЕСНОЙ - управление? или примыкание ? Когда слова ВЕСНОЙ, ЛЕТОМ, УТРОМ становятся наречиями?

Ответ справочной службы русского языка

Слова весной, осенью, утром, вечером и под. согласно «Русской грамматике» (М., 1980) являются наречиями, когда они отвечают на вопрос когда? и не имеют зависимых слов: Дело было весной; Мы встретились утром . Эти наречия омонимичны однокоренным мотивирующим именам существительным в тв. падеже. К существительным мы задаем вопрос чем?: Я любуюсь весной; Дети наслаждались вечером . В эти предложения легко вставляются определения: Я любуюсь ранней весной; Дети наслаждались теплым весенним вечером . Однако в предложения с наречиями тоже можно вставить определения: Дело было поздней весной; Мы встретились ранним утром . Это показатель того, что переход существительных в наречия еще не завершен, слова типа вечером, летом еще не оторвались окончательно от категории существительных и сохраняют такой признак существительного, как возможность присоединять к себе определение.

В сочетании весенний сев тип связи согласование. В сочетании сев весной – примыкание .

Вопрос № 275038
Добрый вечер. Подскажите, пожалуйста, не могу понять, почему в СС "ее дом" вид связи примыкание ? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Дело в том, что притяжательное прилагательное ее не изменяется по падежам, следовательно, оно не может "управляться" каким-либо падежом.

Вопрос № 271376
Уважаемые коллеги!
Подскажите, пожалуйста, с словосочетании Таблетки Андрокур второе слово имеет какую синтаксическую роль? Нашла вариант, что это может быть примыкание (так как существительное не склоняется), в другом источнике такая модель рассматривается как приложение. Таблетки Акдрокура - несогласованное определение, а вот как быть с выражением Таблетки Андрокур... И отсутствие кавычек в этом выражении - это нарушение нормы или допустимый вариант?
Буду рада ссылке на исследования в этой области или на хороший учебник. Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Вы смешиваете синтаксическую роль (в данном случае это действительно приложение) и синтаксическую связь (здесь это примыкание ).

Вопрос № 269461
Пожалуйста, помогите определить тип связи в словосочетании "её подруга".

Ответ справочной службы русского языка

Тип связи - примыкание .

Вопрос № 267011
Здравствуйте. Здание В3 в ЕГЭ посвящено видам подчинительной связи в словосочетании. Я правильно понимаю, что границы трех видов связи довольно зыбки (особенно между управлением и примыкание м)? Напр., поставило в тупик словосочетание "немало имен". Рассуждал так: с одной стороны, тут есть падежное управление (немало (чего?) имен), с другой - признак примыкания (наличие неизменяемого слова (наречия). Есть ли какой-то более четкий критерий разграничения управления и примыкания? Буду крайне признателен за совет.

Ответ справочной службы русского языка

Тип связи - управление или примыкание - нужно определять по зависимому слову, а не по главному. Если зависимое слово существительное в определенном падеже, то перед нами сочетание со связью управления.

Вопрос № 266827
Подскажите, пожалуйста, насколько допустимо использование слов, где "эсперанто-" выступает в качестве своеобразного префикса, обозначающего отношение к эсперанто и ко всему, с ним связанному? В Орфографическом словаре приводятся слова "эсперанто-движение" и "эсперанто-ассоциация", но допустимы ли в целом такие формы, как "эсперанто-организация", "эсперанто-лига", "эсперанто-среда", "эсперанто-литература", "эсперанто-традиции", "эсперанто-встреча" и т. п.? Есть ли общее правило/соображение, или же с каждым конкретным словом вопрос решается отдельным образом? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Такая модель образования новых слов сегодня очень продуктивна, и ошибки здесь нет. Однако традиционны сочетания с примыкание м и управлением: литература по эсперанто, движение эсперанто и т. д.

Вопрос № 266768
Как поменять словосочетание "широкий в плечах"(управление) на примыкание ?

Ответ справочной службы русского языка

Вряд ли это возможно, если только вместо слова "в плечах" не использовать какое-нибудь синонимичное наречие.

Вопрос № 261492
какой вид связи в словосочетании: возвращаться лесом?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 255713
к какому типу подчиниельной связи относится словосочетание: "слушать молча"?

Ответ справочной службы русского языка

Примыкание .

Вопрос № 254421
если зависимое слово в словосочетании является неизменяемым существительным, то какой это тип связи? Например, слушать радио.

Ответ справочной службы русского языка

Такой тип связи называют примыкание м.

Вопрос № 253385
как различить согласование, управление и примыкание в словосочетаниях?
т.е. что это значит?

Ответ справочной службы русского языка

Шевченко Светлана Николаевна

Разработка урока

Тема: Способы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление,

Примыкание. Поэтапная подготовка к ГИА по УМК С.И. Львовой. 8 класс

Цели:

Образовательные:

Закрепить понятие о способах связи слов в словосочетании;

выработать умение производить синтаксический разбор словосочетания;

формировать умения преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи;

продолжить работу по формированию навыков грамотного письма.

Развивающие:

Создавать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ГИА; способствовать совершенствованию умения правильного употребления словосочетаний, связанных способом управления и согласования.

Воспитательные:

Создавать условия для реализации ситуации успешности.

Оборудование:

- презентация к уроку ;

- интерактивная доска и проектор;

- раздаточный материал;

Классная доска.

Тип урока – урок-практикум

Ход урока

  1. Организационный момент

2. Сообщение темы и цели урока

3.Орфографическая разминка

4. Подготовка учащихся к восприятию нового материала

5. Поэтапное изучение нового материала и практическое закрепление полученных

Знаний.

1. Наблюдение-исследование

2. Тренировочные упражнения.

3. Стимулирование. Шутка – минутка

4. VD Способы подчинительной связи.

5. Запись под диктовку.

6. Пропедевтика. Готовимся к ГИА.

6. Самостоятельная работа.

7. Релаксация

8. Домашнее задание.

  1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня мы продолжим изучение словосочетания как синтаксической единицы. Закрепим и углубим знания о способах связи слов в словосочетаниях. В тетрадях запишите число и тему урока.

2 . Сообщение темы и цели урока. Слайд №2

3.Орфографическая разминка. (С учетом пробелов в самостоятельной работе )

(Цель: формирование навыков грамотного письма.)

  1. У доски 1-й ученик работает по карточке.

- Распределите слова с безударными гласными в корне по способу проверки. Кратко обоснуйте орфограмму.

Раздавать, показалось, положение, предполагать, собираются, вырастает, президент, гениальный, приоритет, привилегия, партизан.

  1. У доски 2-й ученик работает по карточке.

- Выделите орфограммы. В каких частях слова они находятся? Для объяснения каких орфограмм потребовалось определять часть речи?

На опушке рощи, в дремучем лесу, талантливый человек, на околице деревни, поговорим при встрече, у покосившейся избушки, профессия.

- Назовите словосочетания с одинаковым строением.

(Взаимопроверка)

3) 3-й ученик работает с интерактивной доской. Комментирует вставленные

Буквы. Класс работает в тетрадях.

Слайд №3

4. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Слайд №4

(Цель: повторить понятие о словосочетании, видах словосочетании по морфологическим признакам главного слова)

Учитель: Запишите предложение под диктовку, выпишите словосочетания, разные по строению.

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (К. Паустовский)

Учащиеся выписывают словосочетания: многие слова, излучают поэзию, излучают сами по себе, подобно тому.

5. Поэтапное изучение нового материала и практическое закрепление полученных знаний.

(Цель: развить понятие о видах связи слов в словосочетании)

  1. Наблюдение – исследование

Учитель: Ребята, запишите словосочетания в столбик, оставив первую строчку для записи после объяснений. Найдите главное и зависимое слово; определите, какой частью речи выражены главные и зависимые слова; слева в тетради запишите схемы.

(Параллельно после записи каждой группы словосочетаний работа с учебником)

Согласование

Пренеприятное известие прил. + сущ.

Превосходный результат прил. + сущ.

Второе приглашение числ.(порядк) + сущ.

Этого пристанища мест. + сущ.

Приближающейся бури прич. + сущ.

Сайд №5

Учитель: - Изменится ли зависимое слово, если изменить главное? (Да)

Какими частями речи могут быть выражены зависимые слова при

Согласовании? Определите грамматические значения записанных

Словосочетаний.

Работа с учебником . Чтение § 10 стр. 86 -87. Согласование .

Управление

Приведение к знаменателю сущ. + сущ.

Увидел приведение глаг. + сущ.

Примчаться к тебе глаг. + мест.

Учитель: - Изменяется ли зависимое слово, если изменим главное? (Нет)

Какие части речи выступают в роли зависимых слов?

Работа с учебником . Чтение § 10 стр. 87. Управление.

Слайд №6

Примыкание:

Прибыть неожиданно глаг. + нареч.

Говорил улыбаясь глаг. + дееприч.

Очень небрежно нареч. + нареч.

Учитель: - Какой частью речи выражены зависимые слова?

Подчиняются ли в этих словосочетаниях зависимые слова грамматическим

Нормам?

Работа с учебником . Чтение § 10 стр. 87. Примыкание.

Слайд №7,8

2 Тренировочные упражнения.

(Цель : тренировать учащихся в определении способа связи слов в словосочетании)

Учитель:

  1. - Подберите к существительным лекция, речь, оценка прилагательные со

значением «очень хороший». (Блестящий, яркий, высокий). Определите вид связи в записанных словосочетаниях, их грамматическое значение.

  1. - Как называется данный ряд слов: удивить, озадачить, поразить, потрясти, огорошить? В каких стилях речи употребляются эти слова? Составьте и запишите с ними словосочетания. Определите вид словосочетаний, их грамматическое значение.
  1. Стимулирование . Шутка – минутка.

(Для создания интереса к работе ввожу в объяснение занимательный материал)

Учитель: В словосочетании всегда одно слово главное, хозяин, другое ему подчиняется. Поэтому связь между словами подчинительная. Но слово – хозяин по-разному относится к своим подчиненным.

  1. При согласовании . Главное слово – добрый хозяин. Трудится вместе с подчиненным. «Я делаю, и ты делай так же»,- как будто говорит оно.
  2. При управлении . Хозяин требовательный, жестокий. Сам ничего не делает, но подчиненному приказывает: «Делай, как я прикажу!»
  3. При примыкании . Хозяин ничего не требует от подчиненного, только просит: «Встань со мной рядом»

VD-урок

Учитель : - Назовите виды словосочетаний по морфологическим признакам главного

Слова.

Ученик: Словосочетания бывают глагольные, именные и наречные в зависимости от главного слова.

______________________________________________________________________

  1. Г.Г. Граник, О.Н. Юдина. Программированный учебник и сборник упражнений
  2. С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. Справочные материалы. Приложение к учебнику. 8 класс, М. «Мнемозина», 2010, с. 13
  1. Работа с учебником.

Упражнение №179.

Спишите словосочетания, распределяя их на три группы в зависимости от того, какой частью речи является главное слово. Определите способ связи слов в словосочетании. Соблюдайте орфографические нормы.

  1. Запись под диктовку.

Вы слышали когда-нибудь о шерстяных или кирпичных деревьях? Вы пили камень, пилили вату, сушили облака? Так не бывает в жизни, а соединяться в словосочетания могут только такие слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности.

(По И. Постниковой)

Учитель:- Определите основную мысль высказывания.

Назовите по два словосочетания с разными видами связи. Сделайте синтаксический разбор словосочетания по плану 2 .

(Учащиеся выполняют задание самостоятельно, 3 человека у доски)

Слышали когда-нибудь, так не бывает - прим .; о шерстяных деревьях, такие слова – согл.; пили вату, называют явления – упр .

  1. Пропедевтика. Готовимся к ГИА

Учитель: Сегодня мы познакомимся с вами еще с одним понятием – стилистические синонимы. Это ряд слов с одинаковым лексическим значением, уместных в разных условиях общения.

Учитель: - Запишите словосочетания:

Приютить в доме, предоставить жилище, дать пристанище, поселить у себя, дать кров, крыша над головой.

Учитель: - Когда используются в речи данные словосочетания?

Приютить в доме, предоставить жилище, дать пристанище (книжный стиль); поселить у себя, дать кров, крыша над головой (разговорный стиль).

Учитель: - Тема «Словосочетание», ребята, требует глубокого понимания и запоминания, потому что этот раздел включен в задания ГИА. На сегодняшний день это задание В2 . И сейчас мы потренируемся вместе выполнить задания, а затем самостоятельно.

Слайд №9

  1. Замените словосочетание СПРОСИЛ С УСМЕШКОЙ (пр.№7: Банников даже свистнул, подтянул голенища своих новых бурок, спросил с усмешкой), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. (Спросил усмехаясь).
  2. Замените словосочетание ДЕТСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (пр.9), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. (Воображение детей).
  1. Самостоятельная работа . Слайд № 10,11

Цель : создание условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ГИА

Раздаточный материал у каждого ученика

1. Определите способ связи словосочетаний:

1. Лиловые сумерки

2. Быстро удалиться

3. Плывут по воде

4. Стая птиц

5. Шел, оглядываясь

6. Взмахнул рукой

7. Сильно ударился

9. Пошел напиться

10. Услышал шорох

11. Очень далеко

12. Одиннадцатый по списку

13. Седьмой день

2. Задания ГИА 2013

1. Замените словосочетание ГОВОРИЛИ С ВОСТОРГОМ (предложение 18),

Построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью

Примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

2.Замените словосочетание ВРАЖЕСКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ, построенное на основе связи

Согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите

Получившееся словосочетание.

3.Замените словосочетание ЖЕНА ДЯДИ, построенное на основе связи управление,

Синонимичным словосочетанием со связью согласование. Запишите получившееся

Словосочетание.

Учитель: А теперь обменяйтесь работами и проверьте по ключу.

Слайд №12

  1. Рефлексия:
  • Назовите способы подчинительной связи.
  • Какие части речи выступают в роли зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.
  • Что не является словосочетанием?
  • Что означают понятия «свободные» и «несвободные словосочетания»?
  1. Домашнее задание: § 10, упр. № 186