Раздел V. Психокоррекционные программы для детей с психосоматическими проблемами

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются об...

Цель упражнения: формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения. Каждому участнику в течении трех минут предлагается написать на карточке, кем он хотел быть в детстве и почему. Затем анонимные карточки сдаются ведущему, который их перемешивает и вновь раздает участникам в случайном порядке. Каждый участник должен "вжиться" в пол...

В новой книге-тренажере от автора психологических бестселлеров Виктора Шейнова вы найдете множество заданий на развитие творческого и практического мышления, сообразительности.Предлагаемые упражнения подобраны так, чтобы они развивали разные виды творческого мышления. При этом сложность предлагаемых заданий постоянно меняется, легкие перемежаются более трудными в решении. Надеюсь, вы получите удов...

Цель упражнения: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи.Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили у кого из них в коробке лежит бумажка - каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежит бумаж...

1. В торговом зале. ТП договаривается с секретарем о встречи с директором. Остальная часть группы, не слышит. (Тренером производится видеозапись).

Тренер описывает ситуацию в которой...

Упражнение служит для снятие психофизиологических "зажимов" и формирования приемов релаксации состояния.Участники садятся в заведомо неудобную позу. При этом в определенных мышцах или суставах возникает локальное напряжение, "зажим". Необходимо в течение нескольких минут точно выделить область зажима и снять его, расслабиться. Участники делятся своими впечатлениями и ощущениями.

Игра веселая, создает положительную атмосферу. Фраза "Я люблю, конечно, всех..." настраивает участников на доброжелательное отношение друг к другу. Игра может проводиться в группе от 6 человек. В нее могут играть, как взрослые, так и дети.Участники сидят на стульях по кругу, в центре находится ведущий. Ведущих говорит фразу: "Я люблю, конечно, всех, но... (называет какой-либо признак, например, ...

Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры Коллектив авторов

Раздел V. Психокоррекционные программы для детей с психосоматическими проблемами

Психокоррекционные программы для детей с психосоматическими проблемами

Арт-терапия «Коррекция эмоциональной сферы» для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Процесс арт-терапии с элементами релаксации позволяет детям:

Облегчить выражение эмоций;

Получить ощущение принадлежности к группе;

Получить возможность самораскрытия;

Снизить тревожность, агрессию (коррекция эмоциональной сферы);

В ходе свободного рисования у детей появляется возможность отреагировать неосознаваемые чувства, страхи, тревожность, агрессию, которые по каким-то причинам не имеют свободного выражения.

Цель: Дать детям возможность свободного и осознанного выражения эмоций на невербальном уровне и с помощью изобразительных средств.

Задачи:

Коррекция эмоциональной сферы;

Развитие умения работать в группе;

Обучение использованию выразительных средств в рисунке (площадь листа, цвет, композиция).

Оборудование:

Магнитофон;

Музыка на различных носителях;

Бумага (обыкновенная и цветная);

Картон, клей, ножницы, скотч, пластилин;

Фломастеры, карандаши, краски, кисти;

Стаканчики-непроливайки;

Кусочки ткани, вата (или другой наполнитель);

Шишки, палочки, веточки, листья, камушки;

Песочница с песком и фигурками для песка.

Диагностический блок

Часть 1.

Данная работа проводится с целью выявления уровня развития эмоциональной сферы, воображения у детей, умения владеть мимикой и пантомимикой, наличия (или отсутствия) шаблонности мышления.

Исследование проводится с подгруппами детей по 4-5 человек.

Предлагаемые упражнения.

1. Вводное упражнение «Привет!». Дети сидят в кругу на стульчиках.

Приветствие: Здравствуй, …! Я рад(а) тебя видеть. (Выполняется по кругу в какую-либо сторону).

2. Упражнение «Художник». Показывает уровень развития зрительной памяти, выразительность описания, оригинальность мышления, выразительность мимики и жестов.

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.

3. Упражнение «Заколдованный ребенок». Позволяет определить умение адекватно использовать жесты и мимику, сообразительность, гибкость мышления.

Ребенка "заколдовали". Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами.

4. Упражнения на статические и динамические позы. Дают возможность увидеть, насколько дети чувствуют свое тело, могут раскрепоститься.

а) Показать как сидит кукла, стоит машинка, лежит шляпа.

б) Показать как растет и распускается цветок; как закипает чайник.

Часть 2.

Оборудование: альбомные листы, кисти различной толщины, гуашь (6 цветов), магнитофон, нейтральная релаксационная музыка.

Методика проведения: предлагается детям сесть за столы, посмотреть на чистые листы бумаги, подумать, что они хотят нарисовать, "превратить" белый лист). Детям предлагается послушать музыку и приступить к выполнению задания (около 30 мин.).

Через 15 минут после начала рисования дети повторяют слова и движения за педагогом. Им предлагается жестами и голосом имитировать характер животных):

У медведя дом большой, А у зайки – маленький. Миша наш пошел домой, Да и зайка маленький.

Продолжение рисования по замыслу.

Дети не должны обсуждать сюжет между собой и помогать друг другу. При необходимости, психолог может помочь ребенку, долго не приступающему к рисованию, но он не должен указывать, что рисовать.

Рисунки детей интерпретируются как проективные методики.

Психокоррекционный блок

№ занятия

Тематика занятий

Время

1 «Солнечный зайчик» 1 час 30 мин

2 «Лесная поляна»1 час 30 мин

3 «Волшебный лес» 1 час 30 мин

4 «Городская сказка»1 час 30 мин

5 «Космическое путешествие или на Луне живет …» 1 час 30 мин

6 «Мои светлые сны»1 час 30 мин

7 «Радость»1 час 30 мин

День 1. «Солнечный зайчик»

Тренер рассаживает детей на стульчики в круг и включает музыку (мелодии из песен «Солнечный круг», «Песня Львенка и Черепахи» и т.п.). Далее он просит их закрыть глаза и представить яркий, солнечный, теплый день. Задает вопросы такого характера:

Где вы находитесь;

Что вокруг вас;

Чем вы занимаетесь;

Вам весело или грустно и т.п.

Далее он предлагает запечатлеть на бумаге с помощью красок, фломастеров и карандашей увиденные ими картинки. Дети переходят к столам и выполняют задание тренера. После выполнения данного задания каждый ребенок рассказывает группе о том, что он увидел, услышал и почувствовал, а так же демонстрирует свои рисунки. После того как все ребята рассказали свои истории, тренер расклеивает работы на стену и говорит о том, что с каждым днем в этой комнате работ будет все больше и больше. И эта комната станет для детей своеобразной мастерской.

День 2. «Лесная поляна»

Тренер встречает детей и расспрашивает их о том, что им запомнилось во вчерашнем дне, что понравилось, что не хотелось делать. Также каждый ребенок должен высказать свои чувства, ощущения, переживания.

Детям объявляется тема нового дня. И предлагается, также как и вчера, сесть на стульчики в круг. Фоном играет музыка «Лесной олень», «Какой чудесный день», «Песенка Красной Шапочки», «Голоса птиц», «Шелест листвы», «Звуки леса» и т.д. дети закрывают глазки, а тренер снова их просит представить картину, но уже на тему путешествия по лесу, в результате которого они приходят на красивую поляну.

После того, как заканчивает играть музыка, тренер просит детей с помощью веточек, листьев, шишек, бумаги и т.п. изобразить увиденное ими. Музыка при этом включается заново и процессе работы детей звучит фоном.

По окончании работы над своими шедеврами дети садятся в круг и рассказывают по очереди, какая им картинка пришла в голову, когда они слушали музыкальные произведения. Также они показывают свои подделки и рассказывают о них.

Тренер в конце беседы подытоживает результаты этого дня.

Работы выставляются в этом же помещении.

День 3. «Морской прибой»

Тренер встречает детей и просит их занять свои места на стульчиках в кругу. Он начинает расспрашивать каждого по очереди об их настроении, пожеланиях.

Затем он им объясняет, чем они будут заниматься сегодня.

Включает музыку «Шум прибоя», «Песенка Водяного» и другие, связанные с морской тематикой.

После прослушивания дети идут в песочницу для того, чтобы изобразить с помощью песка и фигурок то, что каждый из них представил во время прослушивания мелодий. В процессе выполнения задания фоном играют те же мелодии.

День 4. «Городская сказка»

Тренер приветствует ребят. Рассаживает их вновь на стульчики. Включает музыку «Сарочинская ярмарка» и просит представить зрительно картины городской жизни и ее жителей.

Затем он предлагает с помощью разноцветных лоскутков ткани с различными наполнителями создать фигурки героев из представленных ими картин. А после просит рассказать об этих героях и их сказочной городской жизни.

Затем тренер хвалит каждого ребенка за выполненную работу.

Все герои должны найти своих хозяев, поэтому ребятам предлагается подарить своих необычных сказочных друзей родителям, дедушкам или бабушкам, а кто хочет, то может и оставить этого друга себе.

День 5. «Космическое путешествие или на Луне живет …»

Тренер рад видеть радостные лица детей. И предлагает им освоить новый вид деятельности – аппликации. Для этого он просит внимательно послушать записи мелодий из мультфильма «Незнайка на Луне», «Галактика», «Полет на Меркурий» и т.д.

Детям раздаются материалы для создания их аппликаций из цветной бумаги. Каждый воплощает в своей работе свои задумки, мысли и фантазии.

В результате создается новая выставка работ под девизом «Космическое путешествие или на Луне живет …».

Каждый ребенок располагает свой «шедевр» в любом месте, в каком ему захочется. И рассказывает о том, что он попытался изобразить. Слово предоставляется каждому в обязательном порядке.

Тренер благодарит всех ребят за проделанную работу.

Занятие 6. «Мои светлые сны»

Дети весело и дружно вбегают в кабинет и приветствуют тренера. И спрашивают о том, чем же они будут заниматься на этот раз.

Тренер им сообщает, что они будут сегодня воплощать свои сны в реальность. Дети проявляют явный интерес к сказанному.

Им предлагают послушать «Колыбельную Медведицы», «Спят усталые игрушки», «Сон с богами».

Им раздают пластилин, и они приступают к заданию.

После того, как задание окончено, каждый ребенок рассказывает группе, что он изобразил. После этого все работы выставляются на одном столе и образуют «Сонное царство».

Тренер дает им домашнее задание: принести фотографии, вырезки из журналов, открытки и всевозможные картинки.

Занятие 7. «Радость» (коллаж)

Тренер с большим удовольствием приветствует всех ребят и говорит им о том, что сегодня последний день их встреч. За все это время они пережили вместе много радостных мгновений и моментов. И предлагает им всем сделать групповую работу в виде большого коллажа, на котором будут отображены все эти мгновения, но это будет не простой коллаж, а волшебный – он будет приносить радость всем, кто его увидит.

Каждый ребенок находит то место на ватмане, где он будет изображать радость, используя фотографии, вырезки из журналов, открытки и всевозможные картинки.

Фоном звучат песни из детских мультфильмов.

Через определенное время получается одно большое «произведение», которое символизирует все хорошее, что все они испытали за это время.

Тренер им предлагает поместить этот «шедевр» на самое видно место в кабинете, чтобы его видели все, кто заходит.

Ребята прощаются с тренером и желают друг другу всего хорошего, а тренер в свою очередь благодарит детей за проделанную работу.

Из книги Как справляться с гневом ребенка автора Кэмпбелл Росс

Из книги Турбо-Суслик. Как прекратить трахать себе мозг и начать жить автора Леушкин Дмитрий

Работа с проблемами Все ваши трагедии - это проигрывание ваших лент. Люк Рейнхард, Трансформация Пройдет некоторое время до того, как вы поймете, что проблем у вас, на самом-то деле, нет (и никогда не было). До этого момента вам придется упорно с ними заниматься, попутно

Из книги Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях автора Липес Юлия Владиславовна

Один из вариантов занятия для детей с серьезными проблемами общения Основная задача, которую мы решали в этой серии занятий, – научить детей работать в группе, общаться друг с другом и с педагогом, выполнять единое действие.Приветствие. Педагог, присаживаясь на корточки

Из книги О чем говорить с ребенком? Инструкция по выживанию для современных российских родителей автора Маховская Ольга Ивановна

Как новостные программы влияют на детей? Для дошкольников новости – это время, когда папы и мамы усаживаются возле телевизора, периодически шикая друг на друга: «Не мешай!» Сразу понятно, что сейчас скажут что-то важное. Малыш не осознает, что именно важное, но уже

Из книги Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия автора Астапов Валерий

Раздел II. ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, КОРРЕКЦИЯ, ПРОФИЛАКТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ И ОТКЛОНЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Основные темы и понятия раздела – Принципы воспитания физически дефективных детей – Принципы, задачи и общая характеристика психологической коррекции

Из книги Пластичность мозга [Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга] автора Дойдж Норман

Из книги Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру автора Вебер Гунтхард

СЕМЕЙНАЯ РАССТАНОВКА С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ И СОМАТИЧЕСКИМИ

Из книги Тренировка эмоций. Как быть счастливым автора Кюри Аугусто

Все мы сталкиваемся с одинаковыми проблемами в душе Король, управляющий своим королевством, может потерпеть фиаско в деле управления своими эмоциями. Бывали короли, которые порабощали людей, но сами были рабами своих эмоций. Ученые при воздействии на мир мыслей

Из книги Забудь о комплексах как мужчина, будь счастлива как женщина автора Лифшиц Галина Марковна

Когда наше «я» встречается с проблемами? Как-то я заговорила о теме своей новой книги с моей юной подругой. Мы дружим пять лет, хотя и живем далеко друг от друга и виделись всего один раз в жизни, но вот - дружим и доверяем друг другу. Так вот, увлекшись этой темой, моя

Из книги Психологическое консультирование. Справочник практического психолога автора Соловьева Светлана Леонидовна

5.5. Консультирование пациентов с психосоматическими заболеваниями Психосоматическая проблема, интерпретирующая роль психологических факторов в происхождении и развитии болезней, имеет такую же длительную историю развития, как и сама медицина. Представления о ней

Из книги Ты будешь мамой! автора Кавер Ольга

Из книги Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании автора Капустин Сергей Александрович

Назначение:

Аудиовизуальная психокоррекционная программа (сессия) «Комплекс жертвы» предназначена для формирования в подсознании серии мощных установок на преодоление комплекса жертвы, повышения самооценки и формирования новых моделей поведения, ведущих к успеху в делах и личной жизни.

Описание:

Комплекс жертвы - это совокупность свойств личности, заключающихся в подсознательной предрасположенности быть жертвой обстоятельств или воздействия других людей.

Комплекс жертвы означает, что человек имеет определенные личностные особенности, благодаря которым он оказывается в позиции жертвы и неосознанно притягивает к себе неприятности, проблемы и людей – тиранов, мучителей и манипуляторов.

Как проявляется комплекс жертвы?

Человек с комплексом жертвы сам неосознанно создает ситуации, которые вызывают у него страдания и мучения. Но кажется, как будто бы он тут не причем - он подвергается воздействию извне. И поэтому в своих бедах он всегда обвиняет других людей или обстоятельства жизни, судьбу, Бога.

Кто-то обвиняет законы, правительство, чиновников, богачей – это проявление комплекса жертвы.
Кто-то обвиняет родителей, бабушек, свой род – и это комплекс жертвы.
Кто-то обвиняет противоположный пол, учителей, начальников – и это тоже проявление комплекса жертвы.

Основная бессознательная цель человека с комплексом жертвы – страдание, так как в страдании он получает «тайное» удовольствие. Причем настолько тайное, что он сам его часто не осознает.

Конечно, он не виноват, что его несчастьям нет конца, и неприятные ситуации не разруливаются. Но подсознательно он строит свою жизнь таким образом, чтобы страдания в его жизни не прекращались. Люди с комплексом жертвы только декларируют, что хотят быть счастливыми и успешными, и на сознательном уровне они и сами в это верят. А на самом деле, неосознанно они избегают успеха и счастья.

У кого-то комплекс жертвы проявляется очень явно и жестко. Например, в случаях насилия, избиений, агрессии, издевательств, ограблений. А у кого-то он замаскирован, проявляется мягко и незаметно. Ну, подумаешь, накричал начальник, постоянные конфликты с соседями, свекровью/тещей, - у всех бывает. Причем тут комплекс жертвы?

Самое сложное - осознать у себя комплекс жертвы и согласиться с тем, что он очень сильно отравляет жизнь. Пока человек не осознал свой комплекс, ничего в его жизни не изменится. Ведь только осознав у себя роль жертвы, он сможет сделать главный выбор в своей жизни: продолжать быть жертвой или взять жизнь под свой контроль.

Как понять, что человек находится в роли жертвы?

Людям с комплексом жертвы свойственно жить ради других, во многом отказывать себе, занижать собственную значимость, ощущать постоянное давление обстоятельств и неблагодарность окружающих. Человек с комплексом жертвы в своей речи часто употребляет эти и подобные им фразы:

Модель поведения жертвы - это полностью бессознательный выбор

Бытует мнение, что, если ты живешь плохо – значит, тебе нравится так жить. Это в корне не верно! Поведение людей с комплексом жертвы - это не осознанный выбор, а бессознательное следование негативным программам, заложенным в подсознание еще в детстве. Люди с комплексом жертвы просто не могут вести себя иначе. Но негативные бессознательные программы можно устранить и поместить на их место позитивные!

Установки в сессии «Комплекс жертвы» направлены на:

  1. полное искоренение комплекса жертвы и сопутствующих негативных моделей поведения
  2. повышение самооценки и четкое осознание собственной значимости и уникальности
  3. формирование моделей поведения, ведущих к успеху в делах и личной жизни
  4. отказ от пагубной привычки обвинять во всем обстоятельства и других людей
  5. принятие себя как личности и развитие объективного самоуважения
  6. рост уверенности в собственных способностях и возможностях
  7. отказ от стремления угождать и терпеть вопреки своим интересам
  8. формирование устойчивой системы адекватных межличностных взаимоотношений
  9. развитие умения отстаивать свою позицию и блюсти собственные интересы
  10. активное противодействие попыткам манипуляции (в том числе скрытой)

Быть жертвой обстоятельств и других людей или избрать новую успешную модель поведения и получить от жизни все то, о чем Вы так долго мечтали?
ЭТОТ ВЫБОР МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ ТОЛЬКО ВЫ!

Сегодня в посте: , акцентуация характера и саморегуляция поведения.

Приветствую Вас, уважаемые посетители психологического сайта Олега Матвеева, желаю всем психического здоровья.

Программа психокоррекции характера — акцентуации

В современном мире повышенного стресса и личностных переживаний значительно увеличилось количество людей с той, или иной акцентуацией характера


Чрезмерное выделение определенных черт характера к границе с патологией, на ряду с выраженными защитами психики мешает человеческому общению, самоактуализации личности, и как результат – достижению успеха в жизни. (психологический кризис и смысл жизни человека)

Чтобы помочь себе, и своим близким выйти из этого порочного круга необходимо узнать свою акцентуацию характера , и заняться психотренингом и психокоррекцией, а также саморегуляцией поведения и психического состояния.

Вам предлагается программа психокоррекции характера , состоящая из упражнений по преодолению выраженности характера и ослаблению излишней защиты психики.

Акцентуаций характера (по Леонгарду) – десять, (другие авторы вывели 13) сути это не меняет, просто некоторые акцентуации были несколько расширены.

Психокоррекция застревающего характера

Начнем с психокоррекции распространенного застревающего характера .
Застревающий характер обусловлен умеренной общительностью, занудством, склонностью к нравоучениям, неразговорчивостью.

Человек с застревающим характером часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляется настороженность и недоверчивость к людям, чувствительность к обидам и огорчениям.

Он уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен легко отходить от обид.

Застревающий характер отличается заносчивостью, инициацией конфликтов.

Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие, зачастую приводят, человека с застревающим характером, к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью.

Основной особенностью индивида с застревающим характером является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.

Психотренинг — упражнения программы психокоррекции характера

1) День без замечаний.
Учитесь сдерживать свои отрицательные эмоции, свое недовольство окружающими.

Вам, безусловно, хочется высказать, что Вы думаете о них, но тем, кто рядом с Вами неприятно переносить проявление Вашего пренебрежения. Учитесь не ругаться.

Дайте себе слово — целый день всем все прощать, понимать слова других с пониманием, никого не критиковать, не делать замечаний (как бы этого не хотелось), не осуждать поступки одноклассников, сотрудников, членов семьи, и не ругаться ни с кем.

Если получилось, и Вы смогли прожить целый день именно так, то через пару дней увеличивайте этот период до двух дней и т.д.

Доведите длительность упражнения до недели, а потом посмотрите и проанализируйте, что изменилось у Вас и в Ваших отношениях с людьми.

2) Приятный разговор.
Если вопрос, который вызывает у Вас неприятные эмоции, слишком принципиален, стремитесь сделать общение с человеком просто приятным.

Прав Ваш собеседник или не прав (сейчас это не имеет принципиального значения), постарайтесь, чтобы этому человеку было с Вами хорошо, спокойно, и у него появилось желание еще раз встретится и поговорить с Вами.

Затем еще раз обязательно поговорите с ним и узнайте, что он думает о прошлой Вашей беседе. Действительно ли ему было приятно разговаривать с Вами.

3) Я рад тебя видеть.

При встрече с любым человеком, даже с тем, кого Вы совсем не знаете, первая Ваша фраза должна быть такой: «Я рад тебя видеть!»

Скажите это от всего сердца, или (хотя бы) подумайте так и только после этого начинайте разговор.

Если в ходе беседы Вы почувствовали раздражение или гнев, то каждые 2-3 минуты произносите мысленно или вслух – «Я рад тебя видеть».

4) Добрая улыбка.

При всей своей занятости старайтесь чаще встречать окружающих доброй и приветливой улыбкой (не наигранной), тем более когда к Вам обращаются, также улыбнувшись.

Если сразу не получается, попробуйте улыбаться внутренне, про себя, но без капли иронии.

Выполняя эту программу психокоррекции характера, Вы совсем скоро (если не будете ленится) понизите свою акцентуацию характера (что можно будет проверить через повторный тест), по-новому увидите жизнь и других людей.

Сможете восстановить потерянные отношения и создать новые, для полноценной, насыщенной жизни и личностных успехов и достижений.

Психокоррекционная программа по профилактике суицидального поведения подростков

Цель: Профилактика суицидального поведения подростков.

Задачи:

    Самопознание и осознание подростками своей ценности;

    Развитие у подростков навыков управления чувствами;

    Осознание подростками эмоциональных связей со своими друзьями и родственниками;

    Помощь в построение целей и планов на будущие;

    Раскрытие личностных ресурсов для разрешения трудных ситуаций;

    Снятие эмоционального напряжения у подростков;

Принципы:

    Принцип единства коррекции и диагностики.

    Принцип приоритетности коррекции каузального типа

    Деятельностный принцип коррекции.

    Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.

    Принцип комплексности методов психологического воздействия.

    Принцип программированного обучения.

    Принцип учета объема и степени разнообразия материала.

    Принцип учета эмоциональной сложности материала.

Критерии отбора в группу:

Критериями определения суицидальной направленности будут являться: повышенная личностная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, желание изменить его и неспособность самостоятельно найти пути решения этой задачи, а также отсутствие осознанного стремления к жизни. Все эти критерии можно выявить по опроснику Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности» и с помощью

Организация занятий:

Настоящая программа предназначена для групповой работы с детьми 12 - 15 лет, включает шесть занятий один раз в неделю продолжительностью 40 - 45минут.

Блоки:

    Диагностический. Отводится два занятия на проведение диагностики суицидальной направленности подростков.

    Установочный. Знакомство с группой, побуждение желания взаимодействовать.

    Коррекционный. Проведение коррекционных занятий с группой.

    Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Проведение повторной диагностики, получение обратной связи от участников.

Структура:

Организация коррекционной группы

Подбор коррекционных упражнений

Метода «Незаконченные предложения».

Выявление суицидальной направленности у подростков

Организована коррекционная группа

Подобраны коррекционные упражнения для занятий

Установочный

Знакомство с коррекционной группой

Формирование положительного отношения к психокоррекционным занятиям

Осуществлено знакомство с группой

Сформировано положительное отношение группы к психокоррекционным занятиям

Коррекционный

Понять особенности взаимоотношении с друзьями и родственниками

Помощь в понимании и нахождении личностных ресурсов

Нахождение уверенности в различных аспектах жизни подростка

Создание положительного эмоционального фона у подростка

Занятие 1

Упражнение «Имя»

Упражнение

«Мой внутренний ребенок»

Упражнение «Замороженный»

Занятие 2

Притча «Об одиночестве»

Упражнение «Поплавок в океане»

Притча «Осел и смерть»

Занятие 3

Упражнение «Мои внутренние ресурсы»

Сказка «И в щепочке порой скрывается счастье»

Упражнение «Х
рам тишины»

Занятие 4

Сказка «О вере в себя»

Упражнение

«Ценность себя и других»

Упражнение

«В поисках смысла жизни»

Упражнение «Формула удачи»

Занятие 5

Сказка «Принять себя»

Упражнение «Принятие лучшего в себе»

Упражнение «Я подарок человечеству»

Занятие 6

рассказ «Я умерла»

Упражнение «Маяк»

Упражнение «Прощание»

Понимание отношении подростка с собой и с другими участниками группы;

понимание своих и чужих чувств;

Понимание собственной ценности. Понимание целеполагания;

Понимание отношении в своем соц. окружении;

Составление подростком представления о собственном будущем. Нахождение личностных ресурсов;

Формирование умения использовать личностные ресурсы. Понимание основы уверенности подростком;

Снятие напряжения и тревожности;

Тренировка уверенности. Повышение самооценки подростка;

Создание ситуации успеха;

Формирование позитивного настроя на будущее.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Проведение повторной диагностики

Получение обратной связи от участников.

Опросник Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности»

Метода «Незаконченные предложения».

Снижение суицидальной направленности

Сформировано чувство самоценности и позитивный настрой на будущее