Боюсь идти в школу после каникул. Ребенок боится школы

Под прессом

Кому не знакомо щемящее чувство: вот учитель двигается по классу, подходит к твоей парте и… останавливается! Душа уходит в пятки, руки холодеют, время замирает. И дело не в том, что испокон веков учебный процесс организован так, что учителю можно все: требовать, оценивать, ругать, вызывать родителей, а ученику – ничего, разве что хорошо учиться. Беда еще и в том, что многие учителя используют в своей практике “нестандартные” способы “педагогического воздействия”. Например, коллективное наказание. Петров не выучил урок – учитель кричит. Но не только на Петрова, а на весь класс: все должны чувствовать себя виноватыми! Неудивительно, если в такой момент даже отличники начнут кусать себе губы от волнения. Для другого педагога главное оружие – ирония. Оно всегда бьет по самому больному. Поэтому, когда взгляд останавливается на ученике, он весь вжимается в парту, мечтая поскорее раствориться и стать невидимым.

Что же делать, если ребенок боится идти в школу из-за конкретного учителя? Попробуйте первым сделать шаг навстречу, расскажите о своей беде самому педагогу. Может быть, он не придает особого значения своему ироничному тону и не предполагает, какое воздействие оказывает на ребенка. Всегда идите на прямой контакт с учителем. Педагог или поможет справиться с проблемой, или отнесется равнодушно (враждебно) к вашей откровенности. В любом случае подобное общение позволит взглянуть на происходящее с иной стороны, лучше понять ситуацию, в которой оказался ребенок.

Психологический пресс рождает огромное разнообразие страхов: перед неотвратимой необходимостью отвечать, перед опасностью выглядеть смешным в глазах своих одноклассников, перед отметкой.

Непостижимо: ведь отметка всего лишь цифра, которая, как правило, ни о чем не говорит. Но именно она имеет магическую силу: боясь получить двойку, дети не хотят идти в школу, из-за двоек многие родители становятся врагами для собственного ребенка.

Сегодня, к счастью, есть школы, в которых отказались от отметок вообще. Вы думаете, дети в таких школах хуже учатся, меньше стараются? Ничего подобного! Просто свободные от страха перед цифрой родители и сами дети начинают понимать: смысл учебы не в том, чтобы заработать побольше хороших отметок, а в том, чтобы познавать новое и работать над своими недостатками.

Я листаю дневник шестиклассника: “Товарищи родители! Не выполнено домашнее задание. Примите меры!”, “Контрольная работа – 2”, “Поведение безобразное!” Любит ли этот мальчик свою школу, если его тут никто не любит? Наверное, он не торопится показать свой дневник родителям. Прячет его, врет, выкручивается. Страх стал частью его самого. Он всегда между двух огней – школой и домом. Как помочь ему выйти из замкнутого круга? Наберитесь терпения. Пусть хотя бы дома не будет “огня”. И, несмотря на пламенные призывы, звучащие из дневника, станьте союзником своего ребенка. В любой ситуации, при любой неудаче он имеет право рассчитывать на вашу поддержку и помощь.

Современная школа имеет целый “пульт” для давления на ребенка и его родителей. Здесь есть кнопки “угроза отчисления”, “деление на слабых и сильных”, “дополнительные экзамены” – да мало ли можно придумать подобных “кнопок”! Не дайте затянуть себя в эту игру. Всегда на первое место ставьте интересы ребенка.

Враг номер один – скука

С каким чувством дети первый раз идут в школу? С радостным! Им обещали прекрасный, яркий, почти взрослый мир! Они становятся первоклассниками и с азартным вдохновением ждут: вот сейчас начнется самое интересное, долгожданное. А оно все не начинается и не начинается. И с каждым днем дети убеждаются: учиться скучно. Они считают себя обманутыми (не надо было родителям рисовать идеальный образ!), поэтому в среднюю школу вступают с чувством глубокого разочарования. Именно в этом возрасте возникают проблемы с дисциплиной, на стул учителям подкладываются кнопки, уроки срываются. В старших классах наступает время вялой апатии и поголовных прогулов.

Чтобы избежать такой грустной перспективы, почаще спрашивайте своего ребенка, когда он приходит из школы:

Что сегодня было интересного?
Если он тут же начнет рассказывать о каком-то уроке или событии – все в порядке. Если же махнет безнадежно рукой:
Как всегда – ничего! – это серьезный сигнал тревоги.

Некоторые дети в состоянии выполнять задания учителей независимо от того, интересно им это или нет. Они просто исполнительны. Но есть дети, для которых скука сродни пытке. Тоска в глазах и непреодолимая зевота так явно запечатлены на их лицах, что не могут не раздражать учителя.

Когда потолок у меня в квартире начинал ходить ходуном, а звуки тяжело падающих предметов перемежались с визгами, я знала: там, наверху, делают домашнее задание по математике.
- Что такое дробь?! – отчетливо слышалось сверху. – Ну дели же наконец, зараза!
Соседка Вита помогала сыну делать уроки.
- Я вся на нервах! – жаловалась она при встрече, глотая валерьянку. – Парень-то у меня умный. Везде – на “4” и “5”. Как до математики доходит – тупеет и все!
- Может, учитель плохой? – робко предположила я.
Вита удивленно подняла брови:
- А кого это волнует?
И снова потолок в моей квартире ходит ходуном...
Но вдруг неделю тихо, другую…
К нам новый математик пришел! – сообщила Вита. – Мой Ленька теперь задачки сам решает – не оторвешь!
Война закончилась. О жертвах ничего не известно. Быть может, это Ленькина нервная система, травмированная постоянными скандалами, а может, отношения с матерью, которые уже никогда не станут такими теплыми, как раньше.

Виноват ли ребенок, если ему неинтересно учиться? Думаю, родители в состоянии определить, где их ребенок ленится, не хочет делать усилие, а где ему просто скучно. Не стоит ругать его за то, в чем он не виноват. Ведь он не может сам найти себе хорошего учителя или объяснить плохому, как надо работать. Творческим натурам нужна соответствующая среда. К счастью, сейчас родители имеют право выбирать школу, в которой будет учиться их ребенок. Ищите, пока не поздно. Пока ваш сын не разучился слушать, пока у него горящие глаза и отзывчивое сердце. Скука убивает все это.

Отцепите мой ярлык!

Бабушка! Я – бестолочь! – заявила Маша, вернувшись из школы.
– Кто тебе это сказал?! – всплеснула руками бабушка.
– Учительница по химии!
Завтра то же слово услышит Маша от учителя по физике, потом его подхватят одноклассники, а вскоре и сама девочка поверит в это. Начнет стесняться отвечать и неохотно ходить в школу.

Как разнообразен ассортимент школьных ярлыков: “хулиган”, “прогульщик”, “слабый”, “серый”, “двоечник”… Подобные ярлыки вовсе не безобидны. Раньше был просто Женя, а теперь – “трудный”. И Женя ведет себя соответственно, и все вокруг относятся к нему предвзято. “Нет! – говорят учителя, – Петров не может на “4”. Он может только на “2”. Как бы Петров ни старался – выше “3” ему не видать. И охота ему после этого ходить в школу? Спрятанные в Петрове таланты никто не замечает. Ведь проморгали же когда-то учителя и Льва Толстого, и Альберта Эйнштейна, повесив на них ярлык серых троечников.

Бездарных детей не бывает, и никто лучше родителей не знает истинных способностей своего ребенка. Лучший способ борьбы с негативным школьным ярлыком – создать условия, в которых раскрылся бы талант. Найдите кружок, спортивную секцию, студию – пусть сам выберет, чем он хочет заниматься. Тогда ребенок будет знать: я не могу учиться на пятерки, зато умею хорошо рисовать (танцевать, играть на скрипке). Он не будет сосредоточен только на школе и перестанет переживать по поводу пришитого ему ярлыка.

Я и враждебные “другие”

Ежиков боялся ходить в школу с первого дня. Когда учительница, знакомясь с классом, произнесла его фамилию, дети засмеялись. А Ежиков так расстроился, что заплакал. Так сложилась его репутация. Положение усугублялась тем, что Ежиков действительно все время ежился: то от сильного шума на перемене, то от удара по плечу. Это, конечно, не могло ускользнуть от зорких глаз одноклассников. Насмешки, издевательства стали постоянными спутниками мальчика. Сначала Ежиков плакал, умоляя маму оставить его дома. Иногда она соглашалась. Но Ежиков скоро понял: один пропущенный день ничего не меняет, потому что неизбежно наступит завтра и придется снова идти в школу.

Так прошло пять лет. Пытаясь защитить сына, мама приходила в класс “выяснять отношения” с обидчиками, скандалила с их родителями. Но это только вредило еще больше. Мать была убеждена: причина кроется в злых детях, которые как на подбор оказались все в одном классе. Она добилась перевода в другой класс. Но слава бежала впереди Ежикова, и здесь ему было ничуть не лучше.

Отчаявшись, мама обратилась к школьному психологу. Диагноз специалиста сводился к следующему: у Ежикова Алеши полностью отсутствует опыт общения со сверстниками. До школы мальчика воспитывали в стерильных условиях, почти в колбе. Детский сад он не посещал. Гулял обычно за руку с бабушкой медленным шагом. Неудивительно, что и сам Ежиков скоро превратился в маленького старичка.

Психолог начал работать с мальчиком, анализируя проблемные ситуации, которые возникали у Ежикова, подсказывая, как лучше вести себя. Алеша прошел через психологические тренинги. В нем многое менялось, но груз “прежнего Ежикова” оказался слишком тяжел. Поэтому психолог посоветовал перевести мальчика в другую школу. Он считал, что Алеша готов к решительному прорыву.

Первое сентября своего седьмого класса Ежиков встретил в новой школе. Услышав его фамилию, ребята засмеялись. Это Алеше было уже знакомо – он только усмехнулся. Теперь он уверен в себе – вокруг не было врагов.

Несложившиеся отношения с одноклассниками – распространенная причина, по которой ребенок не хочет посещать школу. Попробуйте вызвать его на откровенность и разобраться: может, он склонен противопоставлять себя коллективу? Или, имея амбиции лидера, неудовлетворен своим настоящим положением в классе? Может, у него возник конфликт с конкретным учеником или угнетает обидное прозвище? Анализируйте, обсуждайте с ребенком все, что его волнует. Любой конфликт лучше решать внутри школы, рассматривая переход в другую как крайний выход, ибо где гарантия, что и там ребенок не столкнется со старой проблемой?

Помните маленького Павлика, который, увидев школу, тут же убегал от мамы домой? Родителям удалось выяснить причину. Рыдая, Павлик поведал им страшную тайну: учительница не любит его! Нет, она не кричит, не ругается – просто не любит. Родителям стоило немалых усилий объяснить сыну, что учительница и не должна его любить, что в жизни еще встретится немало взрослых, которые не будут его любить. И в этом ничего ужасного нет, это нормально.
Но детская душа не может смириться. Она все равно ждет любви.

Когда стоит искать другую школу

1. В случае сознательной травли ребенка учителем.
2. Если в школе не обеспечен полноценный образовательный процесс (отсутствуют учителя по одному или нескольким предметам, слабый уровень преподавания).
3. Если методы, которые практикуются в данной школе, противоречат вашим взглядам на воспитание и наносят ущерб психике вашего ребенка.
3. В случае враждебного отношения со стороны всех одноклассников.
4. Если высокие требования и перегрузка пагубно сказываются на здоровье ребенка

(врач-психиатр)

Дидаскалейнофобия: симптомы, лечение, профилактика

18.02.2015

Мария Барникова

Современные дети испытывают колоссальные психологические и физиологические нагрузки. Свободный доступ к широкому информационному пространству, акселерация и многие другие факторы приводят к тому, что детская и подростковая психика не справляется с многочисленными стрессовыми ситуациями, потоками новой информации и т.д. На фоне этого возникают неврозы, в том числе различные фобии. Что такое дидаскалейнофобия, и почему она появляется […]

Современные дети испытывают колоссальные психологические и физиологические нагрузки. Свободный доступ к широкому информационному пространству, акселерация и многие другие факторы приводят к тому, что детская и подростковая психика не справляется с многочисленными стрессовыми ситуациями, потоками новой информации и т.д. На фоне этого возникают неврозы, в том числе различные фобии. Что такое дидаскалейнофобия, и почему она появляется у школьников?

Что такое дидаскалейнофобия

Слово «фобия» переводится с греческого языка, как «страх». Дидаскалейнофобия – это фобия, присущая только школьникам. Фактически она трактуется, как «боязнь школы».

Родители не всегда распознают вовремя наличие у ребенка этой фобии. Нежелание детей школьного возраста посещать учебное заведение обычно трактуется, как банальная лень или каприз. Однако в таких случаях стоит внимательнее присмотреться к школьнику, поскольку тревожно-фобические расстройства становятся всё более актуальными именно для людей юного возраста — если так можно выразиться, психические патологии «молодеют».

Еще одна причина, по которой взрослые игнорируют дидаскалейнофобию – ошибочная уверенность в том, что если ребенок действительно страдает психическим расстройством, то это проявляется во всех сферах жизни с одинаковой интенсивностью. Но это далеко не так: фобии связаны с конкретными страхами, и если пациента изолировать от источника его психологических проблем, то в целом он ведет себя адекватно.

Напротив, если долго игнорировать наличие реальных психологических проблем у ребенка, то впоследствии это приведет к более тяжелым расстройствам, паническим атакам и глубокой депрессии.

Симптомы дидаскалейнофобии

Боязнь ходить в школу сопровождается рядом симптомов, которые свойственны проявлениям панического страха:

  • удушьем;
  • затрудненным дыханием;
  • учащенным и сильным сердцебиением;
  • интенсивным потоотделением;
  • ощущением дрожи в теле;
  • мышечной слабостью и предобморочным состоянием;
  • ощущением дискомфорта в груди и т.д.

Помимо этого, дидаскалейнофоба могут беспокоить боли в животе, тошнота, головокружения или ощущение тяжести во всем теле.

Но самый показательный симптом, как бы парадоксально это ни звучало – страх перед приступами страха: дидаскалейнофоба периодически мучает озабоченность своими приступами. Чем старше ребенок, тем больше вероятность того, что он будет бояться сойти с ума из-за своей дидаскалейнофобии. В момент приступа ребенок может проявлять как повышенную активность (например, в панике быстро ходить из стороны в сторону), так и, наоборот, впадать в оцепенение. Подобные симптомы заслуживают внимания, вряд ли их можно спутать с обычным капризом.

Почему появляется боязнь школы

Довольно редко дидаскалейнофобия появляется в результате единичной психологической травмы, нанесенной ребенку в стенах школы. Чаще всего подобные неврозы развиваются вследствие длительного, а, главное, регулярного воздействия ряда негативных факторов на психику ребенка.

Примеры подобных факторов:

  • постоянные издевательства одноклассников;
  • подтрунивание и жестокие шутки школьников;
  • частые угрозы расправы со стороны сверстников или старшеклассников;
  • непомерные умственные нагрузки;
  • психологическое давление со стороны одного учителя или ряда педагогов и т.д.

Есть еще нестандартные проявления дидаскалейнофобии. Например, когда ребенок боится, что пока он будет находиться в школе, с его родными произойдет что-то ужасное. Или же когда семейные проблемы настолько поглощают ребенка, что он начинает чувствовать себя ответственным за их решение, совершенно отрицая необходимость посещения школы.

В любом случае школа – это важный этап социализации личности, поэтому с дидаскалейнофобией необходимо бороться.

Как справиться с дидаскалейнофобией

Ребенок не всегда может исчерпывающе объяснить причины, вызвавшие боязнь школы. В большинстве случаев он и сам плохо понимает источник своих страхов. Поэтому без помощи квалифицированного специалиста здесь не обойтись.

Детский психолог в регулярных беседах поможет осознать школьнику, какие именно факторы породили дидаскалейнофобию. Он объяснит, как можно справиться с нападками сверстников, психологическим давлением и прочими вещами, с которыми сталкивается подросток.

Психолог поможет сформировать правильное отношение ко всему происходящему. Если же причиной фобии стал страх за здоровье и благосостояние родителей, то детский специалист обучит нескольким приемам, используя которые школьник научится комфортно чувствовать себя вне дома, без присмотра родителей.

Наряду с психологической терапией в некоторых случаях назначается прием легких антидепрессантов, применение ЛФК или других физиотерапевтических мер.

Профилактика дидаскалейнофобии

Тревожно-фобические расстройства поддаются лечению, но подобные неврозы не проходят для человека бесследно и всё равно вызывают ряд изменений в его поведенческих привычках. Поэтому лучше предотвращать невротические расстройства на ранних стадиях.

Что касается дидаскалейнофобии, она может начать развиваться уже в начальных классах. Родители часто замечают, как дети капризничают, не могут включиться в рабочий процесс. После этого следуют заявления ребенка о том, что он отказывается ходить в школу или же малыш демонстративно перестает готовиться к урокам. Это не признак развивающейся боязни школы, но в такие моменты ребенок остро нуждается в особом внимании родителей и поддержке. Любые раздраженные фразы, повышение тона, отказ войти в положение малыша, резкие высказывания в его адрес только усиливают стресс и напряжение, создавая благоприятную почву для развития невроза.

Таким образом, самая лучшая профилактика детского невроза – это доверительные беседы с ребенком, внимание, психологическая поддержка и хороший микроклимат в семье.

Оценка статьи:

читайте также

Гипноз – это инструмент психотерапевтического вмешательства, который может обеспечить более быстрый и эффективный результат психологических, физиологических и стоматологических процедур.

Тревоги бывают разные, и зависят они от характера ребенка и его психологической защиты

Тяжело привыкать к учебе после каникул, а впереди такая длинная третья четверть! Поневоле загрустишь. А у тревожных детей вновь появляются уснувшие было проблемы. И одна из них — школьные страхи, которые часто усиливаются из-за перемены жизненного ритма, нагрузки, болезней.

Школа для детей — основной социум. С ней связана масса обязанностей и желаний. Неудивительно, что здесь концентрируется и большинство страхов. Один ученик неуверен в себе и опасается поднять руку, другому трудно общаться с одноклассниками. Нередко возникает страх перед проверочной работой, и довольно часто школьники, особенно младшие, боятся учителя. Тревоги бывают разные, и зависят они от характера ребенка и его психологической защиты.

Сам по себе страх не всегда однозначно вреден. Он избавляет нас от излишнего риска, помогает адаптироваться к ситуации. Но порой тревога становится постоянной и сильно осложняет жизнь. Тогда необходимо обратить серьезное внимание на эмоциональное состояние ребенка и задуматься о причинах его ухудшения.

Страх или волнение?

Слово «боюсь» для детей не всегда означает страх. Так ребенок может называть и другие ощущения: «Мне не хочется», «Я волнуюсь». Помогите сыну или дочери понять свои чувства. «Когда это действительно школьный невроз, его проявления (депрессия или агрессия) усиливаются в период учебы, — объясняет Татьяна Авдулова, доцент кафедры возрастной психологии МПГУ. — Если в каникулы состояние улучшается, ребенок увлеченно обсуждает разные темы, но при этом отторгает все, что связано со школой, — это повод внимательно присмотреться к ситуации».

Кто чаще боится

Проще всего свалить проблемы на излишне придирчивого учителя. Так бывает, конечно, но чаще причины гораздо глубже. Важно обратить внимание на отношения дома. Тревога, как росток, который попадает в подготовленную почву, развивается, когда снижена психологическая защита. Она формируется в семье.

Тревожная «рассада»:

1. Постоянное родительское недовольство. Тогда ребенок вечно ждет неприятностей, возникает неуверенность в себе. Такие дети могут бояться всего.

2. Завышенные требования. Повышенная требовательность лишает ребенка комфорта: его не понимают даже в семье. Появляется чувство неполноценности. Людмила Аншакова, психолог: «Дети боятся того, за что их могут наказать. Тем не менее возникает желание нарушить запрет, и получается замкнутый круг. Образ родителей в школьных дверях или другая авторитетная фигура (учитель) выглядит пугающе. Появляются специфические страхи (закрытых дверей)».

3. Гиперопека. Детям, не привыкшим самостоятельно принимать решения, непросто в коллективе сверстников.

Практика

1. Если страшно идти в школу

Так часто бывает после каникул или болезни. Предложите сыну или дочери договориться с кем-то из одноклассников и пойти в школу вместе.

2. Если страшно поднять руку и выйти к доске

Часто родители уговаривают ребенка не бояться и тем самым фиксируют страх. «Разумнее сосредоточиться на конкретной причине: ты опасался, потому что плохо выучил или точно не знал ответ?» — комментирует Людмила Аншакова.

3. Страх ответить неправильно

Учите управлять тревожной ситуацией: «У тебя есть возможность подготовиться (выучить урок, подумать, как себя повести)». Чаще тренируйте выступления на публике. От третьего лица выступать легче. Поиграйте, будто говорит не сам ребенок, а тот, кого он изображает.

4. При волнении

Объясните детям, что это позитивное чувство, которое подстегивает действие. Волнение можно умерить простыми приемами — глубоко подышать, обдумать первую фразу.

5. Перед контрольной

Не преувеличивайте ее значение («Тебе нужно выспаться, ведь завтра контрольная!»). Переведите событие в разряд рядовых («Такие проверки в жизни бывают постоянно»).

6. Если ученик боится учителя

Бывают, конечно, случаи, когда разумнее сменить учителя, но прежде есть смысл поработать с ситуацией. В любом случае объясните ребенку смысл школьных требований: это не произвол учителя, а стремление выполнить общие правила. Проиграйте разные ситуации: ребенок становится учителем, а кто-то из родителей — учеником.

7. При неуверенности

Родительский контроль должен быть не пошаговый, а итоговый. Допустим, просим купить хлеб, но не говорим, какой именно и в каком магазине.

8. При сложностях в общении

Приглашайте в гости одноклассников, придумывайте интересные мероприятия. Старайтесь, чтобы в новой компании или в новом месте ребенок оказывался не один, а с кем-то из знакомых людей.

9. Для всех ситуаций

Справиться с тревожностью и испугом помогают закаливание, четкий режим дня, прогулки перед сном. А если с наступлением темноты страхи усиливаются? «К концу дня накапливается физическая усталость, и тогда тревоги уходят на второй план, — объясняет психолог Людмила Аншакова. — Родители рядом, организм уже немного расслаблен, ничего не произошло. В результате страхи затуманиваются».

10. Анатомируем страхи

Проговариваем или рисуем. Изображение можно посадить в клетку, замазать или вообще порвать. Главное — вынести эмоции на поверхность, не держать их в себе.

Боязнь школы и нежелание туда ходить все чаще встречается у детей. Почему ребенок боится школу?

Не все, но многие родители проходят через страх ребенка перед школой. Вроде чадо так ждет, когда пойдет в первый класс. Так готовится. А потом - бац! - желание пропадает, и начинаются капризы, истерики, уговоры. Это может произойти как в первый день, так и в любой другой посреди учебного года.

Такая страшная школа

Наконец вы вместе со своим чадом дождались 1 сентября. Праздничное настроение, белые кофточки, пиджачки, банты, портфели и букеты всюду радуют глаз. Первая линейка, первый урок, первые знакомства. Все лучше, чем вы могли представить.

Но проходит пара дней, и неожиданная гроза врывается в вашу тихую гавань. Ребенок начинает закатывать истерики, не желает ходить в школу, и никакие уговоры не действуют. Это может быть тихим плачем с мольбами в глазах и просьбами никогда больше не водить его в такую страшную школу. А может вылиться в громкий бунт с выбросом эмоций и ненависти.

Вы не узнаете ребенка. Не понимаете, что могло произойти. Сначала пытаетесь узнать причины у самого первоклассника, но это не всегда приносит плоды. Тогда самое время явиться за объяснениями к учителю. Конечно, бывают случаи, когда действительно что-то произошло в школе. Тогда это проще решить. Можно повлиять на ребенка и успокоить его. Но что делать, например, когда нет никакой видимой причины?

Ваше чадо не может указать на конкретные причины, да и учитель не заметил ничего плохого. Именно такая ситуация обычно сильно расстраивает и мучает. Откуда берется страх и почему ребенок боится идти в школу? Как влиять, помогать, исправлять, если не видишь, что именно нужно исправить? Ответ дает тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Ощущение защищенности - основа жизни

Ни для кого не секрет, что самую главную роль в жизни ребенка играют родители. Их внутреннее состояние и поведение (особенно мамы) полностью отражается в ребенке как в зеркале . С самого рождения и до школы ребенок является одним целым со своей мамой. Если она спокойна и уверена в завтрашнем дне, не мучается страхами, депрессиями, плохими состояниями, то и ребенок полностью уверен, что он в безопасности.

Если мама сама в нехорошем состоянии, путь даже с улыбкой на лице, то бесполезно ждать от ребенка спокойствия и уверенности. Раз мама нервничает, значит, и ему угрожает опасность. Большинство страхов у детей отсюда родом.

Такое стрессовое состояние останавливает психическое развитие ребенка. Как бы вы ни развивали его кружками и секциями, он не будет готов к школе психически. Водить его к психологу или врачу тоже бесполезно. Они не смогут дать того, что зависит только от вас. Если дома нет защиты и спокойствия, то в школе еще страшнее - там нет родителей.

И наоборот, если ребенок ощущает постоянную защиту и спокойствие от мамы, он уверен, что все хорошо. Нет напряжения, нет стрессов - значит, бояться не нужно. Такой первоклассник спокоен и уравновешен. Он знает, что мир не враждебен. Ему ничего не угрожает, ведь мама спокойна, пусть она и не всегда рядом.

Ощущение защищенности и безопасности нужно ребенку с самой первой минуты после рождения и до окончания школы - как минимум! Это самое главное условие, которое практически гарантирует, что ваш ребенок будет избавлен от необоснованных страхов. Меньше вероятности, что ребенок будет бояться школу.

Ранжирование в детском коллективе

Есть еще одно важное условие для быстрой и безболезненной адаптации к школе - детский сад. С трех лет человек начинает воспринимать себя частью коллектива. Ему необходимо найти свое место в нем - без участия родителей. Самый лучший возраст для этого - от трех до шести. Как раз время детского сада. Социализация обязательно должна произойти в этом возрасте.

Научившись взаимодействовать с другими детьми, поняв свою роль в обществе, ребенок будет чувствовать себя уверенно. К походу в первый класс он будет полностью адаптирован и готов морально. Естественно, с таким ребенком проблем в школе будет меньше либо их не будет совсем.

Если ваше чадо не посещало детский сад, то вся социализация начнется именно в первом классе. Это несет определенные проблемы. Возраст уже упущен, отрыв от мамы еще тяжелее, а большинство детей уже его прошли. У таких деток чаще всего и возникает испуг при попадании в большой коллектив, с которым приходится оставаться один на один.

Но даже если ваш ребенок не был в детском саду, сильно привязан к маме и резко ощутил весь ужас перемен при походе в первый класс, ему можно и нужно помочь как можно мягче пройти процесс адаптации. И точно понимая причины проблем, это сделать намного проще.

Ребенок боится школу: причины

Страх у детей не появляется на пустом месте . Для этого есть вполне четкие причины, которые возникают в зависимости от свойств ребенка, заданных природой. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана помогает разобраться, какие свойства заложены в вашем ребенке и чего может бояться именно он.

Выделим основные группы причин, почему у ребенка может пропадать желание ходить в школу, чего он может бояться:

1. Страх чем-то выделяться, обращать на себя внимание, быть не как все и из-за этого стать изгоем.

2. Страх что-то неправильно сделать, не успеть доделать; что его не похвалят, поругают, будут смеяться.

3. Страх, что все кругом кричат и бегают, нет спасительной тишины, к которой он привык дома.

Каждая группа может включать какой-то один страх или сразу несколько. Есть и дети, для которых все вышеперечисленное - не проблема. Если же с вашим ребенком происходит «что-то не то», самое время разобраться, что именно.

Необходимо и учитывать, что младшие школьники еще не имеют достаточных культурных ограничений, они нередко бывают жестокими по отношению к однокласснику, который чем-то выделяется. Это может быть необычное имя, изъян во внешности. Насмешки и игнорирование неизбежно приведут к нежеланию идти в школу.

Страх быть не как все

Выделяться, отличаться не хочет ни один маленький ребенок, дети хотят быть как все, чтобы не стать изгоем . Но чаще такой страх присущ детям со зрительным вектором. Эти детки изначально рождаются с чувством страха как базовой эмоцией. При правильном развитии страх за себя перерастает в свою противоположность - любовь к другим и чувственность. А пока страх - это естественно; важно знать, как на него реагировать.

Дети со зрительным вектором, не ощущая защищенности от мамы и не имея навыка социализации, первыми становятся объектами травли. Более слабые физически, часто плачут, реагируют эмоционально на каждую мелочь, им жалко всех и всегда.

Им страшно идти в школу. В то же время ими движет желание общаться, познавать что-то новое, быть в коллективе. Без эмоций и эмоциональных связей они себя не мыслят. Поэтому противоречие - и страшно, и хочется - это про них.

Такого первоклассника нужно поддерживать в стремлении получить порцию общения, узнать что-то новое, увидеть то, чего он еще не видел. Просто необходимо поощрять его делиться с новыми друзьями чем-то вкусным и помогать во всем тем, кто нуждается в помощи. Он получает от этого процесса необычайное наслаждение. Оно заложено природой, поэтому будет очень кстати. Кроме того, для детской стайки ребенок, способный делиться, помогать бескорыстно, будет самым желанным для общения. К нему будут притягиваться окружающие, он никогда не будет изгоем, и это касается всех детей.

Страх быть обсмеянным

Он бывает только у детей с так называемым анальным вектором. От природы это самые послушные дети, привязанные к маме, которая является для них идеалом. Они медлительны, очень основательны и не любят переключаться с одного дела на другое, не доделав первое. Для них похвала - самое важное. Они же склонны обижаться и не терпят насмешек в свой адрес. Опять же, при правильном развитии эти качества превращаются в самые положительные.

Такого ребенка категорически нельзя торопить. Никогда и ни в чем. Необходимо давать ему время доделать все до конца. Потом обязательно похвалить, но в меру. Перехвалить тоже нельзя. Он сразу почувствует подвох. Ни в коем случае нельзя смеяться над ним и высмеивать, если что-то не получается. Иначе обида может остаться в памяти на всю жизнь. А память у таких детей самая лучшая.

При походе в школу ребенка с анальным вектором нужно поощрять за особую тягу к знаниям, а она точно будет, если он развивается без задержек; хвалить за хорошие оценки, за чистоту и аккуратность тетради. Ему особенно нужна поддержка. Можно подсказать ему, что будет нелишним объяснять непонятное своим одноклассникам, помогать им разобраться в чем-то.

Очень хорошо было бы поговорить с учителем, чтобы старался меньше дергать и торопить такого ученика. Ну, и постоянная поддержка родителей - самое важное для неторопливого ребенка.

Если громкие звуки на перемене вызывают ужас

В каждом коллективе обязательно есть ребенок (или даже не один), который привык стоять в сторонке, не участвует в беготне, а при криках закрывает ушки руками. Это обладатель звукового вектора. Его часто считают не от мира сего. Но он более, чем нормален. Именно он может бояться школы по причине шумной обстановки в классе.

Ребенок со звуковым вектором - интроверт. Он не выносит больших компаний и громких звуков. Ему тяжело привыкнуть к школе и влиться в коллектив. В потенциале такой ребенок самый гениальный. Он всегда старается постичь смысл, очень тонко слышит звуки, часто имеет абсолютный музыкальный слух, склонен к науке. Он может стать выдающимся ученым или музыкантом.

Но это опять же - в потенциале. Для этого ему необходимо находиться в тишине. Хотя бы дома.

Ребенку со звуковым вектором нужно создавать дома абсолютную тишину. На него нельзя кричать и даже повышать голос. Именно тихую речь и шепот он способен услышать лучше всего . Ни в коем случае нельзя унижать его смыслами, обзывать глупым или бестолковым, говорить, что из него ничего не выйдет. От этого ребенок теряет способность слышать, думать, воспринимать. Он уходит в себя и отключается от мира.

Психология, которая дает результаты

В наше время чаще всего дети рождаются с несколькими векторами. Соответственно, и свойства сочетаются в них разные. Именно из этого нужно исходить при подготовке ребенка к школе.

«… я сейчас понимаю, что у нее не было ощущения защищенности и безопасности, что все мои зрительные страхи самым непосредственным образом влияют на нее, причем с самого рождения. Но в то время я нашла единственную причину такого поведения. Школа! 1 класс, стресс, пройдет. На том и успокоилась. В это время жена моего брата начала слушать лекции по СВП и периодически намекать, что мне бы тоже неплохо было бы хотя бы почитать, а лучше послушать и ради себя, и ради семьи и т.д…
… Постаралась сосредоточиться на ребенке, толком не понимая, как это делать. Для начала «внедрила» еще один обязательный ежедневный ритуал. Перед сном я приходила к ней в комнату, ложилась рядом, и мы с ней разговаривали на все интересующие ее темы. Ей это очень нравилось, она ждала этого весь вечер. Она делилась со мной какими-то моментами из школьной жизни, я рассказывала ей о своей…»
Оксана М., юрист, Пенза

«…я уже ощутила быстрые и невероятные перемены в сыне. Про свои результаты, а они тоже есть, я напишу отдельно. Тренинг проходила я - а результат видела в нем! Только здесь, на тренинге, я поняла, насколько мы связаны. Это поразительно! Он раньше меня ловил то, что Юрий давал мне!
Он внезапно успокоился. Перестал спрашивать, все ли у меня хорошо. Делать навязчивые движения (ритуалы), плакать без причин. Но самое главное - он начал снова воспринимать учебную информацию на слух!..
…И вдруг он начал готовиться к урокам…
А потом он стал носить одну за другой пятерки. Видя его состояние, я решила не давать ему таблетки, которые мы периодически пили на протяжении этого времени…
…Сегодня, когда я пишу этот отзыв, до конца учебного полугодия осталось три дня, и мой сын заканчивает его отличником!..»
Юлиана Г., учитель в музыкальной школе, Ульяновск

Учебный год начался, столько всего еще впереди. Однако некоторые родители уже столкнулись с определенными трудностями. Например, что делать, если ребенок боится идти в школу? Ни в коем случае не стоит игнорировать эту проблему,

так как это в будущем может стать причиной психических расстройств у ребенка. Давайте разберемся в причинах, которые вызывают у ребенка страх перед школой.

Есть дети, которые радостно вскакивают поутру и бодро бегут на уроки. Но гораздо больше тех, кто идет без особого восторга. Иной раз каждодневные сборы превращаются в настоящие мучения как для ребенка, так и для его родителей. В глазах малыша ужас и слезы при одной мысли о том, что надо идти в школу. В таких случаях речь идет о школьной фобии. Сегодня об этом явлении с тревогой говорят и учителя, и родители, и психологи. Но в наше время трудно представить себе нормального ребенка, изолированного от школьной жизни. Как же найти выход из тупика?

Специалисты отмечают, что точной статистики, определяющей масштабы явления, пока не существует. Например, по оценкам французских экспертов, от школьной фобии в серьезной форме страдают 2-3 процента всех учащихся. Психологи подчеркивают, что эти дети вовсе не капризны и не ленивы. Зачастую, наоборот, они могут очень хорошо учиться. Но сама необходимость войти в здание школы словно включает некие тормоза.

Иногда начинается плохо осознанная паника, школьный мир вызывает у ребенка или подростка резкое отторжение. Неконтролируемая тревога может сопровождаться бессонницей, бледностью, сердцебиением, головной болью, бывает даже, что повышается температура. Чаще всего школьная фобия связана с некими глубоко спрятанными детскими страхами. Но ребенку проще всего направить тревогу на определенный объект – школу.

Кто виноват?

Психологи полагают, что у малышей неприятие школьного мира часто становится отражением страха разлуки. Ребенок подсознательно боится надолго расстаться с мамой, только с ней он чувствует себя в полной безопасности. Иногда школьная фобия маскирует вполне конкретную боязнь общения со сверстниками, если те относятся к ребенку агрессивно или, например, смеются над ним Беспокойство по поводу возможных неудач в школе – еще одна причина постоянного страха. Многие родители чуть ли не с колыбели озабочены будущими успехами отпрыска А дети это прекрасно чувствуют. И тогда школьная жизнь с самого начала для них становится источником повышенной тревоги. Зачастую истоки фобии вообще не связаны с учебным заведением. Страхи могут отражать любые обстоятельства, ставящие под угрозу эмоциональную безопасность ребенка: сложные отношения с родителями, слишком закрытая, отгороженная от остального мира семья, развод мамы и папы и т.п.

Возраст риска

Специалисты полагают, что обострение школьных страхов обычно случается в самые ключевые, переходные моменты жизни ребенка и подростка. Первый период – 6-7 лет, начало посещения учебного заведения, второй – 10-11 лет, окончание начальной школы. И конечно, сложный подростковый период взросления – начиная с 14-15 лет. Самый большой риск связан с тем, что школьная фобия, если ее не преодолеть, может породить так называемую социальную фобию: боязнь общения, боязнь публичных мест. И в конце концов, уже взрослый человек может обречь себя на социальную изоляцию.

После летних каникул

Одной из причин возникновения фобии может стать возвращение в школу после длительных летних каникул или смена школы, так как это довольно серьезное испытание для ребенка. Вот самые простые правила, которые помогут избежать возможных проблем.

В первую очередь важно понимать, что адаптация должна быть постепенной. Если еще вчера ребенок ложился спать за полночь и просыпался к обеду, то завтра ему будет крайне сложно встать в семь утра. Основное требование к эффективному распорядку дня школьника – его стабильность. Важно, чтобы ребенок вовремя завтракал, обедал и ужинал, в одно и то же время ложился спать и вставал, гулял и делал уроки и так далее. Такой режим в период адаптации является определенным сигналом для организма: «Все в порядке, ситуация штатная, неожиданностей не предвидится, можно успокоиться».

Родители должны быть готовы к тому, что в первые недели и месяцы учебы, скорее всего, потребуется больше их контроля и помощи ребенку, даже если он уже далеко не первоклашка. Участие взрослых необходимо для соблюдения заведенного режима дня, для того чтобы настроить ребенка на выполнение домашних заданий, разобраться со сложными моментами в учебе, возможно, забытыми за лето. Надо больше хвалить, поддерживать его старания и усилия чтобы у школьника было достаточно времени для сна и прогулок на свежем воздухе. А вот начало посещения секций и кружков по возможности лучше отложить на 2-4 недели, дав ребенку сначала втянуться в учебу.

Также родителям важно помнить, что не только малыши-первоклассники в начале учебного года попадают в новую для себя среду. Старшие школьники также вынуждены вновь проходить адаптацию, когда по тем или иным причинам оказываются в новом классе и школе.

Ищем другую школу?

Перевод ребенка в другую школу может быть одним из лекарств от фобии. Хотя, как правило, это не кардинальное решение, а лишь перемещение проблемы. Правда, иногда такая мера может стать первым шагом на пути преодоления школьной фобии.

В связи с переездом или другими обстоятельствами ребенок приходит в уже сложившийся коллектив, оказываясь там единственным новичком. Иначе обстоит дело, когда формируется полностью новый класс, например, при наборе в гимназию или при укомплектовании профильных классов.

Стресс у школьника возникает в обеих ситуациях, однако первый вариант большинство детей переживает тяжелее. Попадая в коллектив ребят, которые учатся вместе уже несколько лет, школьник так или иначе оказывается объектом повышенного внимания. Ребенок переживает, как его примут новые одноклассники, сможет ли он найти друзей. Кроме того, волнуется о том, как сложатся отношения с педагогами, не окажется ли слишком сложной учеба в новом классе.

Помогая ребенку в этот период, важно понимать, что излишнее вмешательство способно, скорее, навредить, чем принести пользу. И чем старше ребенок, тем менее явным должно быть вмешательство родителей. В первое время на новом месте могут возникать различные трудности, но важно позволять ребенку решать их самостоятельно, а не выступать постоянным посредником между ним и одноклассниками или педагогами.

Первое время надо быть особенно внимательными к ребенку, расспрашивать его о школе, о ребятах, о прошедшем дне, искренне интересоваться его успехами. Если видно, что школьник постоянно подавлен и рассказывает о проблемах в отношениях с одноклассниками, возможно, потребуется вмешательство в ситуацию родителей и классного руководителя.

Выход – в единстве

Причин школьных страхов и крайнего их проявления – фобии – великое множество. Поэтому в каждом случае главное – понять, чего именно боится ребенок. И потом искать способы помочь ему. Важно не отмахиваться от проблемы, не оставлять школьника наедине с его страхами и страданиями. В некоторых случаях обязательно нужна профессиональная помощь психологов: либо индивидуальная работа, либо в группах. Но наиболее эффективной считается семейная терапия. Чтобы помочь ребенку сделать школьную жизнь радостной, нужны совместные усилия и родителей, и учителей.