Зачем людям нужны чувства эмоции. "Головоломка": зачем нужны негативные эмоции

Люди эмоциональны. Каждый реагирует определенным образом на те или иные события в жизни. Данный психический процесс происходит постоянно и неразрывно связан с деятельностью человека: с удовлетворением простых жизненных потребностей, с учебой, работой, творчеством. Даже представить невозможно, что человек ест без каких-либо эмоций, наоборот, он выберет то блюдо, которое не только поможет утолить голод, но и вызовет определенные положительные ощущения. Множество эмоций человек испытывает при общении с любимыми и нелюбимыми людьми. По словам некоторых психологов, этот процесс является важной мотивирующей силой, которая определяет деятельность каждого человека с момента его рождения. Иными словами, эмоции сильно влияют на сознательное регулирование поведения человека, причем, они могут не только ослабить, но и укрепить волю. От них зависит работоспособность человека и вообще его желание работать. Таким образом, чтобы человек ни делал, думал или говорил – все это связано с эмоциями, потому как они являются отражением переживаний человеком всех явлений и ситуаций внутреннего и внешнего мира.

Эмоциональный мир человека отличается разнообразием. И положительные, и отрицательные эмоции имеют великое множество оттенков. Некоторые события вызывают у человека отвращение, другие – восхищение. Чувства, настроения и эмоции делают жизнь человека насыщенной и яркой, придают ей краски, избавляют от серости и уныния. Они могут всего за несколько секунд кардинально изменить поведение человека, изменить его отношение к себе и другим людям. В зависимости от тех эмоций, которые испытывает человек, он видит все в черном свете или смотрит на мир сквозь розовые очки.

Но далеко не всегда в жизни события вызывают исключительно положительные эмоции. Порой они настолько ужасны, что кажется, что лучше бы вовсе никаких не было. Так, к примеру, горечь утраты близкого человека или домашнего животного невыносима, точно так же, как и злость и раздражение, когда что-то в жизни не получается или не удается осуществить задуманное. А иногда бывает и так, что не нужно никаких внешних негативных факторов, чтобы человек чувствовал себя просто отвратительно. Когда у человека плохое настроение, он не способен сосредоточиться, его все раздражает и даже одна мелочь может вызвать вспышку гнева. В то же время необходимо отметить, что если с плохим настроением или раздражением человек может справиться самостоятельно простым усилием воли, то иногда бывают такие эмоциональные состояния, что без специалиста не разобраться. К примеру, сильный стресс может стать причиной психических расстройств и депрессии. Точно так же человек не в состоянии побороть состояние аффекта, при котором очень ослаблен или практически отсутствует сознательный контроль деятельности.

Эмоции имеют субъективный характер, то есть, разные люди могут по-разному реагировать на одно и то же событие. Так, к примеру, при виде паука один человек будет чувствовать отвращение и страх, а другой – умиление. Одни люди реагируют на дождь радостью и весельем, а другие, наоборот, - раздражением и грустью. На протяжении дня человек может испытывать самые разнообразные психические состояния: радость, удивление, интерес, злость, раздражение, восторг, умиление, гнев, печаль. Более того, эмоции возникают и тогда, когда человек ничего не делает, а просто думает о чем-то.

Некоторые люди убеждены в том, что их жизнь была бы гораздо лучше и проще без эмоций. Ведь тогда не было бы нужды расплачиваться за необдуманные решения, не бояться стрессов и сильных переживаний. Тогда можно было бы действовать всегда рассудительно, принимать правильные, взвешенные решения. Тогда не было бы несчастья и горя, напрасных переживаний и пустых волнений. Такая жизнь – просто мечта. Но с другой стороны, если не было бы эмоций, человек лишился бы очень многого, ведь они выполняют большое количество очень важных функций. Благодаря им человек может приспособиться к условиям окружающего мира. В этом состоит оценочная функция, которая выступает в роли индикатора для определения зоны комфорта. Проще говоря, если человек испытывает положительные эмоции, в таком случае он находится в зоне комфорта и все хорошо. Если же его мысли нарушают равновесие, значит, человек вышел из зоны комфорта. Если человек будет прислушиваться к своим ощущениям, то сможет быстро менять свое отношение и действия к ситуации, чтобы вновь оказаться в зоне комфорта. Это очень важно, потому как каждый раз, когда человек ощущает негатив, его психика расшатывается, энергетика истощается, что становится причиной стрессов, депрессии и апатии.

Эмоции выполняют и защитную функцию, которая оказывает влияние на физиологическом уровне в критических ситуациях. Так, к примеру, страх приводит к активизации выброса адреналина, и человек способен нанести неожиданный удар в случае угрозы. Тревога на эмоциональном уровне заставляет человека быть более бдительным и осторожным, пересмотреть свои действия. Таким образом, эмоции могут активировать, мобилизовать организм для выполнения определенных действий, обеспечивая оптимальный уровень возбуждения.

Мотивирующая функция помогает человеку сделать то, на что он не решался. К примеру, злость, вызванная критическими замечаниями, может заставить человека доказать, что он может значительно больше. Или же человек посмотрел фильм, в котором герою все удается, и он вдохновляется и делает то, о чем давно мечтал, но сомневался.

Если все эти функции имеют приспособительный биологический характер, то наиболее важными и полезными для человека являются экспрессивная и коммуникативная функции, тесно связанные друг с другом. Их важность заключается в том, что помимо физических и биохимических изменений, эмоции сопровождаются и определенными поведенческими реакциями, к которым относятся голосовые выражения эмоций, мимика и пантомимика. Коммуникативная и экспрессивная функции за счет своих внешних проявлений помогают различать даже минимальные изменения во внутреннем состоянии, что помогает людям лучше понимать друг друга.

Особенно важны эти функции при межличностном общении, когда необходимо настроиться на состояние партнера, чувствовать то же, что и он. Ни для кого не является секретом, что эмоционально-выразительные движения – это невербальные средства общения, которые передают до 90 процентов информации при общении. Таким образом, можно говорить о том, что эмоции являются особым языком, при помощи которого люди говорят друг другу о своих мыслях, чувствах, внутренних состояниях.

Еще одна важная особенность эмоций - это их связь с памятью, восприятием, вниманием, мышлением, воображением, то есть, с познавательными процессами. Эмоции являются основным фактором непроизвольного внимания и запоминания. Когда процесс обучения вызывает положительные ощущения, то информация запоминается намного быстрее.

Каждый психолог пытается создать собственную классификацию эмоций. Но они на самом деле – словно палитра красок, в которой есть несколько основных цветов и множество оттенков, но все они индивидуальны. Впрочем, есть эмоции, которые все специалисты выделяют как основные. Это страх, раздражение, гнев, стыд, интерес, удивление, восхищение, радость.

Страх является отрицательной эмоцией, который может перерасти в чувство. Он несет защитную функцию и возникает в тех случаях, которые несут возможную физическую угрозу или сильное психическое потрясение.

Раздражение – это также отрицательная эмоция, которая является по своей сути показателем того, что что-то или кто-то выводит человека из зоны комфорта и нужно изменить либо ситуацию, либо прекратить общение с человеком. Если к этой эмоции не прислушаться, она может перерасти в гнев.

Гнев показывает, что человек вышел очень далеко за пределы зоны комфорта и что происходит что-то угрожающее потребностям человека. Кроме того, эта эмоция является показателем того, что у человека существует ложное убеждение по отношению к кому-то или чему-то, что мешает ему объективно оценить ситуацию.

Еще одна отрицательная эмоция – стыд. У нее имеется большая палитра оттенков. Принято считать, что стыд нужен для того, чтобы человек мог определить несоответствие собственных действий с установленными нормами и правилами общества.

Среди положительных эмоций мотивирующую функцию выполняет интерес, который стимулирует человека к обучению, познанию, развитию умений и навыков. Как правило, сопровождается открытостью к новому и любопытством.

Еще одна положительная эмоция с мотивирующей и оценочной функциями – это восхищение. Она говорит о том, что все сделано в полном соответствии с внутренними убеждениями, взглядами и мировоззрением.

Радость также является положительной эмоцией, которая свидетельствует о том, что человек находится в зоне комфорта. Она выполняет мотивирующую функцию, способствует хорошим поступкам, творчеству. Кроме того, она стимулирует выработку эндорфинов, которые оказывают благотворное влияние на физическое состояние.

Удивление не имеет ярко выраженного полюсного характера. Оно способствует концентрации внимания на каком-то человеке, объекте, мысли, заставляет переосмыслить, пересмотреть что-то.

Таким образом, эмоции открывают перед человеком особый мир – мир искусства и творчества. Для любого творческого процесса необходимо вдохновение. Очень часто чувства человека становятся материалом для творчества: новый образ рождается из слияния эмоций и воображения. Без эмоций человек не смог бы оценить всю красоту и неповторимость музыки, поэзии и живописи. Эмоции делают мир людей более интересным и богатым, задавая направление развития личности.

Таким образом, только в единстве эмоциональной и интеллектуальной сфер человек может достичь конечной цели своей деятельности – удовлетворить потребности. И даже несмотря на то, что эмоции очень часто берут верх в самые неподходящие моменты, принося несчастье и горе, они в то же время придают жизни настоящий вкус, делая ее более насыщенной, красочной и яркой. И пусть причина многих болезней и бед кроется в чрезмерной чувствительности и эмоциональности, и человек не может принять правильное, адекватное решение, все же без эмоций человек лишился бы очень многого. Мир без любви, восхищения, радости выглядел бы печально. И, наверняка, жизнь без необдуманных, импульсивных поступков стала бы скучной, ведь именно они порой делают жизнь очень интересной.

Чувства и эмоции — весьма близкие понятия. И я частенько сталкиваюсь с тем, что для многих людей это слова-синонимы. Действительно, можно сказать: я чувствую радость или я радуюсь. И в одном случае это вроде бы про чувства, а в другом — про эмоции. При этом, и то и другое может быть и про чувства, и про эмоции. Или скажем чувство раздражения или эмоция раздражения. Можно сказать и так, и так. В любом случае — скорее всего вас поймут.

Однако для решения некоторых задач, эти понятия полезно развести.

Разница между чувствами и эмоциями

«Обожаю этот фильм!» — всем понятно, что это скорее всего про эмоции.

А вот «Я его так люблю, что без него жить не могу» — на самом деле — если строго разделять — тоже скорее эмоция, чем чувство.

«Я злюсь на тебя» — тоже эмоция.

Итак, определимся. Эмоции — ситуативны. То есть — зависят от ситуации. Чувства — это поток.

Эмоции кратковременны. «Я злюсь на тебя», » Я в удивлении», «Я восхищаюсь», «Я обожаю тебя». Обычно это эмоциональная реакция на какую-то конкретную ситуацию. И отражает особенности конкретной ситуации.

Чувства — нечто более сокровенное, глубинное. Чувства живут потоком, под волнениями проявляющихся эмоций. Чувства более говорят о самом человеке, чем о какой-то конкретной ситуации.

Мы порой путаем эмоции и чувства. К примеру, мама волнуется за сына. Чувство — любовь, а локально проявленная эмоция — тревога, волнение.

Или, скажем, молодой человек злится, что девушка не ответила на его письмо. Злость — это эмоции. А чувство — это то, что она ему нравится. И скорее всего, девушка не перепутает!

То есть разница — в сути, протекании, скорости и длительности процессов.

Разницу, например, можно определить по выражению лица человека.

Если лицо быстро сменило выражение и быстро вернулось в исходную (спокойную) позицию — это эмоция. Если лицо изменилось и медленно возвращается в исходную позицию (или не возвращается вообще) — чувство. Разумеется, что между этими «медленно» и «быстро» нет четкой границы. Как нет четкой границы и между самими понятиями.

По сути — эмоции — это маленькие частички чувств. А чувства — основа вспыхивающих эмоций.

Зачем эмоции?

Об эмоциях говорить легче. Ведь это поверхностный пласт. Эмоции — на поверхности, чувства — в глубине. Если человек специально не прячет эмоции — то они очевидны. Впрочем, значение конкретной эмоции тоже можно понять только в контексте чувства, которое под эмоцией. В контексте того чувства, которое выражает данная эмоция.
Можно сказать, что эмоции существуют для того, чтобы проявлять во внешний мир чувства.

Но как часто, вырванные из контекста чувств эмоции нас подводят! И возникает: «Ну я же совсем не это хотел сказать!».

Также и с интерпретацией эмоций и чувств другого человека. Вырванные из контекста, они могут очень сильно исказить восприятие человека, с которым вы общаетесь.

Как пример. Сомнение «сказать — не сказать» может означать совершенно разные вещи: «смогу ли я сформулировать точно», «можно ли сказать это тебе сейчас» и «может, уже пора признаться?»

Но в общем и целом, можно сказать, что от природы эмоции служат нам передатчиком информации о чувствах. И если связь между чувствами и эмоциями не нарушена, а сами чувства человеком осознаются, то и понимают человека хорошо, и отношения с людьми у него складываются так, как ему хочется.

Зачем чувства?

Чувства считаются более интимными, они более глубинны. О них труднее говорить. И порой сам человек не может осознавать чувства, которые им движут.

Чувства можно передать на языке эмоций. Но очень часто получается, что именно этот язык подводит.

О том, зачем нам чувства, можно говорить много и долго. О чувствах в контексте волшебства и сотворения гармоничного мира вокруг себя я еще напишу. А вот самый простой, «человеческий» вариант определения:

Мы воспринимаем окружающий мир чувствами, а реагируем на него — эмоциями.

Маски

Застарелые и, как правило, неосознаваемые чувства (возникшие когда-то просто как эмоция, но подавленные, забытые, ушедшие в глубину) становятся масками на лице. Особенно это становится заметным с возрастом. Исходное выражение лица человека (в спокойном состоянии) отражает его глубинные чувства в отношении всего мира. Поэтому у одних людей — мимические морщинки скорее напоминают улыбку, у других — боль, страх, гнев, обиду.

Чувствовать или эмоционировать?

Эмоции и чувства хоть и разные вещи, но во многом схожие.
А вот процессы — чувствовать или эмоционировать — разные. Даже в каком-то смысле — противоположные.

Чем больше человек в эмоциях, тем меньше он чувствует. Вспомним! Эмоционировать — это проявлять. А чувствовать — это воспринимать.

Разучившись чувствовать, мы теряем те самые нюансы жизни и отношений с людьми, которые и составляют саму жизнь. Человек переключается на рациональное мышление — от головы, от ментала. И не видит текущего развития событий.

В отношениях мужчины и женщины, к примеру, женщина перестает чувствовать мужчину. А в результате ему кажется, что она не заботится о нем, а грубо влезает в его жизнь.

В отношениях между родителями и детьми на месте помощи и поддержки оказывается жесткий прессинг и подавление.

В отношениях человека и мироздания теряются нюансы и мир оказывается должен…

Быть открытым и быть в безопасности

Быть открытым. Для большинства людей это тема проявления чувств. Не локальных эмоций, а тех самых — сокровенных и глубинных чувств. Как часто я слышу: «я открыт миру, но… почему-то реакция людей, мира — очень отличается от ожидаемой.»

Вот тут мы приходим к самой острой теме — неосознаваемые чувства.

Если неосознаваемых чувств нет, то наш посыл в мир всегда будет услышан. Услышан именно так, как мы реально хотим. А это волшебство и исполнение желаний (если рассматривать в контексте Мироздания), это гармония в отношениях с людьми (и близкими, и друзьями, и коллегами, и даже просто встречными).

Когда чувства осознаваемы, они находятся в гармонии с рациональным, с менталом. О теле, здоровье и энергетике я даже говорить не буду — очевидно.

Поэтому быть открытым зачастую такая сложная и почти нереальная задачка для многих.

И поэтому в череде занятий о волшебстве, способностях и ресурсах, которые я предлагаю на занятиях «затесалась» именно эта тема — «чувства и эмоции».

Работаем с чувствами!

Тема занятия «Чувства и эмоции. Зачем они нужны? Почему мы закрываем чувства или отказываемся чувствовать? Как быть открытым и быть в безопасности? Хочу или должен?»

Занятия проводятся, как обычно, с 19.00 до 22.00 (возможно — до 22.30). Стоимость участия — 1000 руб.

На занятиях я предлагаю очень интересное диагностическое упражнение. С помощью него вы сможете осознать, какие чувства привлекают именно вас. Вы почувствуете это телом, не головой. И — как следствие — поймете, что можно изменить в жизни, чтобы стать счастливее. После этой диагностики, мы сможем поработать с теми чувствами, которые вы хотели бы принять, на волне которых хотите жить.

Вторая половина занятия — как обычно — работа с вашими личными запросами через мини-ресурсные-театры. И в контексте чувств.

О том, как важен эмоциональный интеллект и зачем его развивать. Теперь мы решили разобраться, что на сегодняшний день учёные могут сказать об эмоциях, как научиться отличать одну эмоцию от другой и нужно ли их сдерживать.

Что такое эмоция?

За последние сто пятьдесят лет учёные по-разному пытались описать эмоции и ответить на вопрос, откуда они берутся. Чарльз Дарвин написал книгу о том, что эмоции - врождённый способ адаптации организма к окружающей среде, при этом эмоции испытывают и выражают как люди, так и животные. Например, страх и отвращение - очень полезные для выживания эмоции: если организм умеет бояться, у него больше шансов вести себя осмотрительно и не быть съеденным кем-то более ловким. Две главные поведенческие стратегии всех живых существ - бороться или бежать - результат переживания гнева или страха соответственно. В своей работе «О выражении эмоций у человека и животных» Дарвин опирался на труд французского невролога Гийома Дюшена, который анализировал движение лицевых мышц, присоединяя к лицу человека электроды. С помощью иллюстраций Дюшена Дарвин доказывал, что универсальность выражения эмоций - результат генетически запрограммированного поведения. Испытывая отвращение, человек морщит нос, а испытывая радость, поднимает уголки рта.

Существуют ли базовые эмоции?

Спустя сто лет идею Дарвина и Дюшена стали развивать американские психологи Пол Экман, Кэррол Изард и Сильван Томкинс. Они так же, как и их предшественники, считали, что эмоции - врождённые механизмы, которые возникают в строго определённых условиях и умеют по-своему выражаются физиологически, экспрессивно и поведенчески. Учёные не смогли договориться, сколько существует базовых эмоций: кто-то говорит, что их пять, кто-то - семь, а кто-то утверждает, что и все двенадцать. Что касается всех состояний, не вошедших в пантеон, то они, по мнению исследователей, являются результатом смешения одних базовых эмоций с другими, как цветов в палитре.

Пол Экман продолжил дело Дюшена и Дарвина, анализируя выражения лиц человека в разных культурах. За свою жизнь он создал базу из 10 тысяч выражений лица, приобрёл прозвище «живого детектора лжи» и доказал, что самыми универсальными для разных культур являются мимические выражения шести эмоций: гнева, страха, отвращения, счастья, грусти и интереса. Концепция Экмана получила самое широкое признание в массовой культуре: в 2009 году Fox Network выпустила сериал «Обмани меня» о человеке, который лучше всех умеет определять эмоции по выражению лица, а в 2015 году компания Pixar сняла мультфильм « » о том, что в голове у каждого человека живут пять эмоций, которые управляют всеми его поступками.

Но если поп-культура убедила вас в том, что теория о базовых эмоциях - единственно верная и доказанная, то совершенно зря. Существует ещё по меньшей мере две довольно убедительных концепции, и обе они ставят под сомнение то, что эмоции - наследуемый биологический механизм. Согласно первой, эмоции всегда результат воздействия социокультурного контекста. По мнению учёных, придерживающихся этой теории, именно общепринятые нормы поведения, социальные и личные ценности, а не эволюция определяют значение каждой эмоции, её уместность в той или иной ситуации и приличные способы выражения. Поэтому трудно говорить об универсальности, если в одной культуре ценится вина, а в другой - стыд. Концепция психолога Рут Бенедикт, например, говорит о том, что европейская культура - культура вины (человек всё время перед кем-то должен держать ответ: перед богом, королём или своим народом), а японская культура - культура стыда (для человека самое главное - репутация и впечатление, которое он производит на окружающих).

Другая теория говорит, что эмоция не врождённый механизм и не результат социокультурного развития (хотя и телесная реакция, и культура важны), а всегда результат умственной оценки, неосознанной и неконтролируемой. Впервые эту идею сформулировал американский психолог Ричард Лазарус. Пользуясь метафорическим языком компании Pixar, можно сказать, что, согласно этой теории, в голове у человека не пять анимационных персонажей, а огромный игровой автомат: в нём есть шарик, который должен попасть в одну из бесконечных лунок - эмоций. Шарик - реакция, и он запускается, если происходит событие, которое имеет значение, является важным для организма. Значимость события или мысли можно проанализировать, и в результате можно предсказать эмоцию, которую испытает человек.

Как связаны мозг и эмоции?

Если собрать воедино всё, что учёным удалось доказать об эмоциях, мы точно можем быть уверены в нескольких фактах. Во-первых, эмоция - это физиологическая реакция. Когда человек испытывает эмоцию, у него активизируются определённые отделы мозга, эндокринная система вырабатывает определённые гормоны, повышаются или понижаются давление и сердцебиение, напрягаются мышцы - в общем, тело переживает эмоцию на всех возможных уровнях. Во-вторых, эмоция - это всегда реакция организма на какое-то внешнее или внутреннее событие, мысль, идею, которые имеют значение. Эмоция - это индикатор важности и значимости: если вы почувствовали что-то, нужно разобраться, какое значение для вас имеет событие. Это очень важно, ведь, если научиться понимать, что сейчас испытываешь (раздражение, ярость или, например, страх), можно разобраться, что именно в ситуации задело больше всего. А это, в свою очередь, позволит организму расслабиться и перестать тратить энергию на переживание эмоции.

Эмоция имеет начало и конец, это ограниченное по времени событие - что довольно приятно, потому что эмоция требует от организма больших энергетических затрат. Задача организма - заставить нас перестать испытывать эмоцию, а для этого мы должны выбрать, что делать дальше: грубо говоря, прятаться, бежать или ввязываться в драку.

Как отличить одну эмоцию от другой?

Научиться понимать собственные эмоции - один из важнейших навыков , но это довольно трудно, если до конца не ясно, как отличить ярость от раздражения, а страх - от тревоги. Швейцарский учёный Клаус Шерер с конца 1970-х разработкой теории, позволяющей отличать одну эмоцию от другой. Он, как и Ричард Лазарус, считает, что эмоции не существуют в организме сами по себе, а являются результатом последовательной оценки разной информации. По его мнению, решение, что испытать - отвращение, скуку или страх, - организм принимает бессознательно, проанализировав огромный объём информации о произошедшем событии.

Каждое событие - и внешнее, и внутреннее - организм оценивает по нескольким параметрам: значимости в целом, возможных последствий и действий, а также соответствия личным и культурным нормам. Чтобы было понятнее, что имеется в виду, Шерер сформулировал для каждого параметра вопросы. Первый из них: «Насколько это событие вообще ко мне относится? Влияет ли оно напрямую на меня или на мою группу?» Ещё до того, как начать реагировать на событие, организм должен решить, стоит ли тратить на него энергию. Для принятия такого важного решения психика бессознательно проверяет, насколько это событие новое (если новое, то на него точно надо обратить внимание), приятное и соответствует внутренним потребностям и целям.

Второй вопрос: «Каковы результаты и последствия этого события и как они влияют на моё благополучие, на мои нынешние и долгосрочные цели?» Если на предыдущем этапе организм решил, что событие стоит внимания, то дальше проясняется самое главное: кто виноват в событии (я, другие или природа), каким был мотив (всё произошло случайно, намеренно или по небрежности), какие возможны последствия, насколько они соответствуют моим ожиданиям и сколько времени у меня есть для действия.

На третьем этапе организм задаётся вопросом: «Насколько хорошо я смогу справиться или приспособиться к этим последствиям?» Задача эмоции - мобилизовать организм и справиться с событием: в этом случае эмоция исчезнет, и, если задача выполнена, организм сможет расслабиться. При этом справиться не обязательно означает достичь цели - может быть, отказаться от её достижения уже будет приемлемым результатом. На этом этапе организму очень важно определить, насколько человек вообще может контролировать произошедшее, и, если контроль возможен, какие силы (деньги, знания, социальные связи и тому подобное) есть у него, чтобы с этим событием справиться.

Наконец, последний вопрос: «Каково значение этого события по отношению к моему представлению о себе, к общественным нормам и ценностям?» На этом этапе организм пытается понять, помешало ли ему событие чувствовать себя хорошим человеком и что скажут о нём другие: друзья, родственники или коллеги. Для большинства эмоций этот пункт не очень важен, но в случае вины или гордости он решает всё.

Поскольку все люди разные и сталкиваются с особыми обстоятельствами, на эти вопросы каждый организм отвечает по-разному. Но за последние тридцать лет Шереру удалось доказать, что эмоции отличаются в зависимости от ответов на эти четыре основных вопроса.

Так из-за чего мы испытываем гнев, уныние или гордость?

На вопрос о том, какие вообще бывают эмоции, нет однозначного ответа. Существовало мнение , что эмоций столько, сколько существует слов в языке, описывающих разные состояния. Эта мысль кажется логичной до тех пор, пока речь не заходит о разных языках: если в одном языке есть понятие «восхищение», а в другом нет, значит ли это, что носители последнего никогда не испытывали эту эмоцию?

Клаус Шерер считает, что эмоциональных состояний может быть очень много, в зависимости от того, как именно организм отвечает на поставленные вопросы. В качестве примера он описал шестнадцать эмоций, утверждая, что человек будет их испытывать, если событие имеет для него определённое значение. Например, радость возникает, если событие не было новым и приносило удовольствие, произошло по чужой воле, соответствовало ожиданиям и не требовало срочных действий. В отличие от неё, восторг возникает, если событие было неожиданным и совершенно непредсказуемым, но очень сильно удовлетворило какую-то потребность и имело благополучные последствия.

Отвращение, или неудовольствие, возникает, когда событие было незнакомым и непредсказуемым, совершенно не удовлетворило потребности, с большой вероятностью будет иметь последствия и потребовало довольно срочных действий. Презрение, или пренебрежение,в отличие от отвращения, возникает, когда событие произошло из-за намерений других, оно с большой вероятностью будет иметь последствия, но срочные действия не требуются. При этом ситуацию можно контролировать, но у человека для этого недостаточно власти и силы. К тому же событие совершенно не соответствует представлениям об идеальном «я» и вряд ли будет положительно оценено окружающими.

Печаль, или уныние, человек испытывает, когда произошедшая ситуация была неожиданной и незнакомой и произошла по чьей-то вине или из-за чьей-то небрежности. Она могла бы удовлетворить потребность, но совершенно точно будет иметь неприятные последствия. Печаль возникает, если человек не может контролировать ситуацию (например, в случае смертельной болезни), имеет мало силы и власти, но у него есть возможность приспособиться к обстоятельствам.

Отчаяние возникает, когда событие было внезапным, совершенно незнакомым и непредсказуемым, стало препятствием для достижения целей и удовлетворения потребностей, произошло по вине окружающих или природы и было абсолютно случайным. Оно неподвластно человеческому контролю, и у человека нет ни сил, ни власти, чтобы к нему приспособиться. Тревога, или беспокойство, в отличие от отчаяния, возникает, если события были ожидаемыми, но, даже несмотря на то что у человека мало сил, он может к ним приспособиться.

Страх рождается, когда событие было неожиданным, совершенно непредсказуемым и незнакомым, когда оно оценивается как неприятное и даже болезненное. Это событие, причиной которого являются другие, оно с довольно большой вероятностью будет иметь неприятные последствия, над которыми у человека нет совершенно никакой власти. Раздражение, в отличие от страха, возникает по отношению к событиям, которые были ожидаемы и предсказуемы, но произошли не по чьей-то конкретной вине, а из-за небрежности и халатности. При этом у события будут неприятные последствия, с которыми (в отличие, например, от страха) у человека есть силы справиться.

Ярость -результат неожиданного, незнакомого и совершенно непредсказуемого события, виной которому намеренно стали другие. Это событие с большой вероятностью будет иметь неприятные последствия и требует немедленных действий. Но при этом ситуацию можно контролировать, и у человека есть над ней власть.

Стыд, вина и гордость в некоторых теориях называются эмоциями самосознания: они отличаются от остальных эмоций тем, что возникают только тогда, когда причиной события является намеренное желание человека. Стыд человек испытывает, если событие произошло по его собственной халатности и небрежности и оно совершенно не соответствует его внутреннему представлению об идеальном «я». Вина возникает, если человек сделал что-то намеренно и его действия не соответствуют внутреннему и внешнему представлению о правильном и хорошем поведении. Гордость возникает, когда событие произошло из-за намеренного желания человека и его последствия с большой вероятностью соответствуют и собственным идеалам человека, и культурным нормам.

Зачем нужны эмоции и стоит ли их сдерживать?

Последние сто пятьдесят лет учёные разными способами доказывают и убеждают нас, что эмоции - это не только нормально, но ещё и очень полезно. Во-первых, они сообщают сознанию, что произошло нечто важное и нужно принять меры. Во-вторых, эмоции помогают организму выбрать наиболее подходящую реакцию на событие. Кроме того, эмоции помогают нам коммуницировать: например, благодаря им взрослые сообщают информацию детям, которые ещё не умеют говорить.

В 1985 году американские учёные провели эксперимент: они поместили годовалых детей на специальную поверхность, чтобы исследовать их глубинное зрение . Детей поместили на так называемый зрительный обрыв - стол высотой около 120 сантиметров с верхом из толстого прозрачного стекла, разделённым на две части: под стеклом на одной половине стола находилась твёрдая панель с рисунком, а на другой половине такая же панель с рисунком лежала на полу. Оказалось, что когда на лицах матерей читались страх, тревога или злость, дети отказывались ползти на «глубокую» часть стола, где цветная панель лежала на полу, и наоборот, когда матери изображали радость, удовольствие и восторг, дети соглашались ползти. Этот эксперимент доказал, что люди используют эмоции окружающих, чтобы ориентироваться в происходящем и принимать более точные и взвешенные решения. Поэтому когда кто-то говорит, что эмоции надо подавлять или сдерживать, он предлагает ограничить возможность коммуницировать и устанавливать отношения с окружающими.

Правильнее было бы сказать, что эмоции нужно учиться выражать и регулировать, потому что существует масса способов выразить то, что происходит внутри. При этом они очень сильно зависят от культуры: например, некоторые учёные считают, что в Японии люди чаще испытывают и выражают стыд, а в западноевропейских странах - вину. В особую группу выделяют «культуры чести», где самооценка человека сильно зависит от того, как он и его семья выглядят в глазах окружающих.

То, какие эмоции человек чаще испытывает, зависит не только от культуры, но и от его темперамента: считается, что склонность чаще испытывать «положительные» или «отрицательные» эмоции - врождённая черта. Несмотря на это, в течение жизни человек учится разным способам реагировать на происходящее, сначала наблюдая за родителями, а затем общаясь с окружающими.

Идея о том, что эмоции - неконтролируемые состояния, от которых нужно поскорее избавиться, давным-давно устарела. Эмоции - важнейший индикатор того, что происходящее имеет значение и нужно с ним разобраться. Если это кажется вам сложным, попробуйте начать с того, чтобы называть эмоции, которые вы сейчас испытываете: это позволит вывести их из бессознательного в осознанное и разобраться с тем, что вас больше всего задело.

Фотографии: Studio Ghibli, OLM, Inc., Pierrot, Nickelodeon Animation Studios, TV Asahi

Даже не так – "На фига нам эти эмоции?". Именно в такой форме этот вопрос был задан мне недавно на приеме. И я в очередной раз простился с часто возникающей у меня иллюзией, что эмоциональная сфера человека в сознании современных людей реабилитирована и такой вопрос уже редкость. Ага, редкость

Я слышал немало разных высказываний: "А разве эмоции не в голове?", "Я рациональный человек и этим горжусь, эмоции – для истеричек", "Эмоции мешают думать", "Чувства – это хорошо, когда они под четким контролем и не мешают жить", "А зачем вообще говорить о своих чувствах?", "Сильные чувства опасны и разрушительны"… В подавляющем большинстве подобные мысли озвучивали мужчины. Вернулся домой, выхожу в Сеть – и передо мной сайт, на котором молодой человек, занимающийся "саморазвитием", активно пропагандирует медитацию и – что, к сожалению, очень часто идет в довесок к медитации – борьбу с "разрушительными эмоциями". Его сайт полон слов "перестаньте", "прекратите", "устраните", "сдержите", "победите", "одолейте", "избавьтесь", "справляйтесь", "обуздайте", "заставьте", "дрессировать эго", "терпеть", "выбросить из головы". К психологам он никогда не обращался.

Еще один пример, только уже от женщины. "Я чересчур эмоциональный и агрессивный человек. И это плохо. Я не знаю, как подавить в себе негативные эмоции, ведь они мешают жить мне и моим близким. Буквально сегодня из-за моих бурных реакций мы разъехались с моим молодым человеком. Я прорыдала весь день. Вот опять эмоции. А смысла в слезах нет. Кроме меня никто мне не поможет. И я прекрасно понимаю, что своими криками я его просто задолбала, поэтому хочу научиться контролировать свои эмоции..."

Начнем с начала

В общем, напишу я сейчас про эмоции и зачем они нужны – попытаюсь собрать основную информацию. Начну чуть-чуть издалека. Эмоции – это психический процесс, и для начала важно объяснить, что такое психика. Меня вполне устраивает такое определение: психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Иными словами, живой организм, который приобрел свойство активно, а не пассивно (как растения или простейшие одноклеточные, вроде амебы) взаимодействовать с окружающей средой, обнаруживает наличие психики. Психика не существует отдельно от нервной системы и базируется на нервно-гуморальной (гормональной) регуляции жизнедеятельности организма. Зачем психика (способность активно реагировать на стимулы внешнего мира) нужна живой материи?

Представим себе две условные живые клетки, одна из которых вполне обходится без этого излишества, а вторая обзавелась им. Первую будут носить волны/ветер, питательные вещества она будет получать по случайному принципу: если окажется в подходящей среде, то будет питаться, нет – погибнет; то же самое и с опасностью. А вторая начнет активно собирать из внешнего мира информацию о наличии/отсутствии пищи или опасности, причем еще до того, как столкнется с опасностью, и реагировать будет не при прямом столкновении с пищей/опасностью, а при получении сигналов о близком присутствии пищи/опасности.

Еще ни одно дерево не убежало от дровосека, и дело не только в том, что деревья бегать не умеют, но и в том, что они неспособны отреагировать на шаги или образ приближающегося человека с топором… Понятно, что чем сложнее нервная система, тем разнообразнее способы взаимодействия животного с миром, включая такую крайне важную вещь, как способность к научению.

Высокоорганизованная материя

Приближаемся к теме эмоции. Эмоции относятся к очень древним регуляторам поведения живого организма в его взаимодействии с внешним миром. Намного более древним, чем наше сознательное мышление, которое и вовсе в эволюционном смысле существует всего лишь мгновение. Это своего рода дорациональная сигнальная система, дающая знать всему организму о том, что происходит или с ним, или с окружающей средой, и мобилизующая его на действие. Чем более развиты нервная и гуморальная системы регуляции, тем сложнее эмоциональная жизнь живого существа (важно помнить, что переживание эмоций теснейшим образом связано с гормонами/нейромедиаторами). Эмоции работают быстрее, чем сознательное мышление человека, причем намного. При этом эмоциональные и когнитивные (познавательные) процессы представляют собой единое целое, и одно от другого оторвать невозможно, хотя бы потому, что эмоции точно так же связаны с обработкой информации.

Единой теории эмоции нет, но то, в чем сходится большинство: эмоция – это субъективное переживание реакций организма на различного рода изменения во внутренней или внешней среде.

Например, страх можно описать и чисто физиологически (учащение сердцебиения, потоотделения, дрожание в коленках), но на субъективном уровне мы переживаем именно страх, а не просто ощущаем, что "у меня по какой-то непонятной причине коленки подкашиваются". Так, кстати, бывает, когда сознательное переживание страха блокируется полностью: тело страх "испытывает", а вот на субъективном сознательном уровне "все в порядке". Итак, какие функции выполняют эмоции (буду говорить об эмоциях человека)? Как минимум три:

Оценка. Например, страх мы испытываем, когда наш мозг, считав всю возможную информацию во внешней среде, выдает вывод: "Опасность!" Вывод бывает основан на прежнем опыте, поэтому далеко не всегда наши эмоциональные реакции адекватны ситуации: психически здоровый человек с параноидным поведением, став заложником генерализации (сверхобобщения) своего прошлого негативного опыта общения со значимыми людьми, теперь боится всех людей. Позитивные эмоциональные состояния вроде радости и счастья тоже связаны с оценкой того, как обстоят дела. Догадываетесь, почему невозможно "отключить" негативные эмоции, не подавляя при этом и позитивные? Функция-то одна.

Мотивация и мобилизация энергии. Эмоции нас еще и мотивируют на совершение тех или иных действий. Если мы полностью отключим эмоциональную жизнь человека, то он просто ляжет и будет смотреть в потолок – мобилизации энергии нет. Всем нам знакомо мощное "хочу!" и сопутствующие ему эмоции; нервное возбуждение при тревоге; сильный выброс энергии при гневе. Эмоции могут мотивировать и "от противного": "никогда больше!", мы готовы пойти на многое, лишь бы не испытать какие-то очень и очень негативные переживания. Если же нам все равно – мы ничего не будем делать, потому что энергии нет. С мотивационной функцией есть одна проблема – общей закономерностью нашей психики является борьба мотивов, когда в конфликт вступают прямо противоположные стремления, отчего энергии-то много, но она частично используется на подавление "неправильных" стимулов. Знакома эмоциональная ситуация, когда что-то хочется купить, но при этом цена очень высока, или нужно сделать выбор одной вещи из пяти, например? Но купить ну очень хочется…

Маркировка потребностей. Эмоции тесно связаны с потребностями, и третья их функция (связанная с двумя первыми) – это обеспечение человека энергией для удовлетворения той или иной потребности и оценка того, как это удовлетворение происходит. Например, неудовлетворенная потребность в безопасности "маркируется" страхом (если угроза очевидна и понятна) или тревогой (угроза есть, но непонятно, что), страх и тревога мобилизуют энергию для противодействия угрозе (чаще всего через контроль). Стыд указывает на бездонную дыру в плане невозможности удовлетворить потребность в принятии себя другими людьми, гнев – на возникшее внезапно препятствие на пути удовлетворения тех или иных желаний. Мы можем не осознавать потребность, но при этом испытывать эмоции, связанные с нею, – в этом заключается "маркировка" потребностей.

Эмоции могут быть простыми и сложными. Простые эмоции – это первичные, простые переживания, тогда как сложные эмоции состоят из нескольких простых (и их часто называют "чувствами"). К простым эмоциям можно отнести: страх, злость, отвращение, печаль, стыд, вину, нежность, радость, удовлетворение, любопытство, удивление, благодарность. За каждой этой эмоцией лежит оценка ситуации, мотивация к определенному действию, маркировка потребности. Страх: опасность/избежать угрозы/потребность в безопасности. Вина: я совершил что-то плохое/искупить вину/потребность в принятии другими людьми. Благодарность: мне сделали что-то хорошее/вознаградить благодетеля/потребность в отношениях с другими людьми. И так далее. Простые эмоции легко могут быть переведены в действие.

Рационально или эмоционально?

Итак, попытка стать "рациональной машиной" или игнорировать эмоции, сидя в медитации и ожидая, когда они "сами пройдут, главное – ни во что не вмешиваться", – это попытка игнорировать древний механизм саморегуляции, работающий к тому же на бессознательном уровне (сознание просто не поспевает). Поэтому нам иногда кажется, что эмоции возникают сами собой, без какой-либо причины. Это может быть так, если вы приняли психоактивные вещества или у вас серьезные психические проблемы (при депрессии или шизофрении нарушается баланс нейромедиаторов). В противном случае – эмоции всегда имеют причины (осознаваемые или нет), потому что наша психика находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.

Поэтому "я не понимаю, что на меня нашло, почему я на всех раздражаюсь без причины!" – это прямое указание на то, что какая-то потребность не удовлетворяется, причем длительное время, и вместо того, чтобы бороться с "истеричностью", хорошо бы послушать то, о чем хочет сообщить эмоция. Впрочем, раздражение на всех и вся – это не эмоция, а мутная солянка/окрошка из недопережитых чувств и недопонятых собственных потребностей. Как говорил Юнг о депрессии: "Депрессия подобна даме в черном. Если она пришла, не гони ее прочь, а пригласи к столу, как гостью, и послушай то, о чем она намерена сказать". Сражаясь с эмоцией, мы сражаемся с индикатором проблемы, а не с проблемой. Как будто лучший способ бороться с пожаром – это разбить пожарную сигнализацию или орать на горящую красную лампочку.

Как победить ревность? Не с ревностью сражайтесь, а разбирайтесь с ощущением собственной неполноценности и неконкурентоспособности в борьбе за партнера.

Как победить страх публичного выступления? Не со страхом сражайтесь, а разбирайтесь с тем, зачем задачу "понравиться всем присутствующим" вы делаете приоритетнее задачи "донести желаемую информацию до заинтересованных слушателей". Взгляните в лицо тому, что вызывает страх, а не ломайте сигнализацию.

Эмоции, как я уже говорил, не всегда говорят нам правду, потому что в психике человека они преломляются через прошлый опыт или заимствованные чужие установки. Мы можем увидеть пожар там, где его нет. Но они всегда нам сообщают что-то о нашем внутреннем мире, о том, сквозь какую призму мы смотрим на окружающую нас среду, и дают энергию на то, чтобы вносить изменения. Важно научиться пользоваться этим замечательным инструментом, а не относиться к нему как к опасному зверю, которого лучше посадить в клетку и держать на голодном пайке.

Давайте начнем издалека. Чтобы понять, зачем человеку нужно что-то, в его организме имеющееся, необходимо понять/принять/почувствовать/ощутить/поверить, наконец, что все нужно для чего-то. Разумеется, мы говорим о здоровых людях. Варианты двухголовости и трехрукости не рассматриваются.

Человек по своей природе совершенен. Это – МИФ. Не сказка или байка, а база восприятия. Если человек совершенен, значит все, у него имеющееся, имеет свое утилитарное назначение, гармонично дополняющее при правильном применении все остальное до состояния совершенства. Если у нас нюх слабее, чем у собаки, а глаза не столь дальнозорки, как у орла, т.е. наше восприятие ограничено в определенных сферах по сравнению с живностью, это не значит, что мы хуже. Это значит, что мы не умеем использовать какие-то иные механизмы, предусмотренные в нас и компенсирующие недостаточную остроту восприятия этих конкретных органов. Мы, вообще, много чего не используем. И многое используем не по назначению. Вопрос – почему?

Когда человеку лениво задуматься, каково настоящее предназначение той или иной вещи, а назначение не очевидно, он предпочитает считать эту вещь просто плохо сделанной. Кем? Да, Творцом, кем же еще? Или высшими силами. Или природой. Эта природа, вообще, существует только для того, чтобы отдуваться по любому поводу. Знаете, есть такие молоточки, чтобы кирпичи колоть – острые с двух концов. Если вы таким молоточком станете гвоздь забивать и отобьете пальцы – кто дурак? Вы, или тот, кто молоточек сделал?

К чему это я? А к тому, что эмоции, о которых мы тут поговорить собрались, такой же инструмент, как и молоток. И прежде, чем этот инструмент использовать, не лишним будет выяснить, а для чего он, собственно, предназначен.

Настало время прояснить, о чем, собственно, речь. Человек имеет ощущения, предчувствия, эмоции и, по слухам, чувства.

Ощущения – сигнальная система эфирного тела. Это горячо/холодно, больно/приятно, вкусно/невкусно, всякие там “чешется”, “колет”….. короче то, что воспринимается сигналами физического тела. На самом деле это эфир. Физическое тело – оно грубо материально и само по себе имеет только биоэлектрические сигналы, сознанием непосредственно не воспринимаемые. Эти грубые электрические сигналы физики эфирное тело переводит на язык, понятный системе управления, а эта система уже выдает реакцию, которую все тот же эфир переводит обратно физике. Система управления может не поверить, и выдать другие сигналы. И эфир покорно переведет, вопреки биоэлектрическим импульсам. А физика покорно выполнит команду, без возражений. В результате может получиться беспричинное заболевание, например.

Предчувствия – это сигнальная система ментального тела. Оно знает, что должно произойти (анализирует всю поступающую инфу, перерабатывает и делает прогноз), но в сознании вербальных построений не создает – аргументов не хватает. Получается что-то невнятное, но вполне читаемое. Это может быть и предчувствие грядущих событий. А бывают смешные ошибки. Вам не случалось откусить что-то незнакомое, что ваш ментал, по одному ему ясным признакам, определил, как сладкое? А оно оказалось соленое. Ну и гадость! Вы предчувствовали сладость. Весь ваш организм настроился на сладкое. И такой облом. Правильные предчувствия, постоянно настраивающие весь организм на взаимодействие со средой, вы просто не отслеживаете. Хотя они есть постоянно.

Эмоции – это сигнальная система астрального тела. О них мы, собственно, и собрались поговорить.

Чувства … Чувства, это уже сфера Духа. Тут мы выходим за рамки системы четырех смертных тел. И именно этот “выход” позволяет нам разграничить чувства и эмоции. Чувства никогда не дают экстремальных реакций ни в одном из четырех смертных тел. Когда вы испытываете чувство, ни температура, ни давление, ни сердечный ритм, ни биоэлектрические показатели кожи не изменяются резко и внезапно. Способность здраво размышлять тоже никуда не отплывает. Когда же ваше сердечко противно/приятно трепыхается, ладошки потеют, а в глотке пересыхает при встрече с неким человеком, – возможно, это любовь. Но любовь не чувство, а любовь-эмоция. Т.е. сильные эмоции (а именно их обычно принимают за чувство) всегда проявляются на физике, в отличие от настоящих чувств.

У индусов и тибетцев есть предание, что в таинственной стране мудрецов, Шамбале, хранится Драгоценность Мира, камень – дар созвездия Ориона, – Чинтамани. Он сияет так ярко, что черен для глаз. И его сияние, распространяясь по планете, гармонизирует порой нарастающий хаос, не позволяем миру свалиться в пропасть саморазрушения. Еще говорят, Чинтамани поет. Но звучание камня могут услышать лишь те, кто умеет хранить молчание внутри себя. Когда-то от камня откололся маленький кусок. Иногда, когда напряжение в какой-то точке планеты становиться слишком опасным, посланец Шамбалы приносит туда осколок Чинтамани и вручает его Избранному. Этот маленький кусочек, неразрывно связанный узами с материнским камнем, не только способствует гармонизации, но и дает своему обладателю силу божества, позволяя увести людей от края пропасти, изменив ход истории. Чувства – это наш персональный кусочек Чинтамани. Йоги и Маги стремятся навести порядок в своем внутреннем мире, чтобы стать Избранными, чтобы получить право содержать в себе ослепляющее сияние Драгоценности Мира.

Итак, эфирное тело озабочено нормальным функционированием связки четырех смертных тел. Ощущения дают нам возможность оценить как состояние “носителя” – физического тела, самого по себе и во взаимодействии с другими смертными телами, так и качества среды, в которой этот “носитель” пребывает. С сигналами эфира все хорошо знакомы и у здорового человека здесь проблем не возникает. Ментал прогнозирует изменения среды, позволяя перестраиваться с опережением. С этим тоже обычно проблем нет. Заметьте, сигналы этих двух тонких тел не вызывают на физическом плане никаких резких, экстремальных реакций. Т.е., вызывают, как в случае с ошибкой сладкое/соленое. Но, экстремальные реакции – именно следствие ошибки. Правильные реакции (или их правильное прочтение) вызывают адекватные ситуации изменения. На адекватные изменения эфир выдает сигнал “хорошо, приятно”. Головокружение, сердцебиение, бросание то в жар, то в холод, уплывание “мозгов”, дрожь в коленках… и пр. реакции на эмоциональные переживания приятными, или, по крайней мере, нормальными не назовешь. Не напрашивается ли вывод, что астральное тело выдает бесконечную череду ошибок? Опять вопрос: почему?

Давайте построим все сигнальные системы по порядку. Физика с ее биоэлектрическими импульсами сообщает о том, что происходит сейчас. Эфир – сигнальная система, обеспечивающая обратную связь между физикой и системами управления. Ментал – система близкого прогнозирования, непосредственного предупреждения о необходимых изменениях. Так чем, по логике вещей, должен заниматься астрал? Не кажется ли вам, что следующей ступенькой должно быть прогнозирование вероятностей изменений? И вся система должна быть настроена на подачу/отмену сигналов этой категории (язык “отмены” жизненно необходим, т.к. сигналы говорят только о вероятностях). А чем оно у вас занято?

На ранних стадиях развития детеныш (не только человеческий) имеет только одну эмоцию. Это страх (испуг, беспокойство – градации оного). У него пока минимум насущных потребностей – пища, тепло. Обе эти потребности удовлетворяются матерью. Поэтому наличие матери в непосредственной близости – это хорошо, правильно и без эмоций. Отсутствие ее – пугает. Эмоция страха предупреждает, что без матери возникает вероятная угроза существованию. Довольно скоро развивается вторая эмоция – радость. Поскольку мать постоянно возвращается, сигнал угрозы становится слабее и организм на этот сигнал реагирует уже не возбуждением, а сонливостью. Необходима отмена сигнала угрозы, чтобы привести организм в активное состояние потребления пищи. Эту функцию выполняет радость при виде (ощущении) матери. Чуть позже развиваются огорчение, восторг и т.д. Так называемые негативные эмоции этой группы – это сигналы, предупреждающие о возможной опасности, позитивные – сигналы отбоя. Причем, мы активно пользуемся этой сигнальной системой, стараясь управлять эмоциональным состоянием ребенка. Перед плачущим ребенком яростно трясут яркую игрушку, суют ему еду в рот – лишь бы спровоцировать отмену, но надежно “отменяет” плач только мама, берущая на ручки. В это время появляется следующая группа эмоций, обусловленная необходимостью адаптации в мире – интерес, любопытство… Азарт и вдохновение относятся к этой группе. Потом появляется необходимость контактировать за пределами узкого семейного круга, и появляется группа социальных эмоций – эмоций отношения к себе подобным. Эти эмоции появляются именно при контакте с внешним миром, и уже потом “возвращаются” в семью. Т.е. отношение к маме, например, – эмоция, вторичная по происхождению. Рамки статьи не позволяют, к сожалению, остановиться подробно на всех группах и подгруппах. Одной из последних формируется группа эмоций, регулирующих процессы воспроизведения. В это время, хотя эмоции по-прежнему несут на себе изначальную функцию включения/отключения сигнала тревоги, или включения/отключения систем других тонких тел (любопытство включает в работу ментал) человек, приученный воспринимать эмоции, как нечто высокое и слабопостижимое, окончательно теряет способность реагировать адекватно. Наступает так называемый “переходный возраст”. К моменту взрослости мы имеем существо с безнадежно расстроенной четвертой сигнальной системой, существо, планомерно портящее жизнь себе и окружающим.

Если схема, изложенная выше, ясна, можно топать дальше. Как восстановить корректную работу четвертой сигнальной? Не нужно начинать с самых сильных эмоций, тех самых, которые ошибочно именуются чувствами. Они, конечно, самые яркие, и более всего влияют как на физические показатели организма, так и на нашу жизнь вообще. Но они являются комплексными сигналами, составленными из нескольких, и разделить этот хор на отдельные голоса может оказаться затруднительным. Поэтому, начинать желательно с чего-то попроще, но тоже достаточно заметного. Впрочем, это ваш выбор. Избранный сигнал необходимо сначала назвать (присвоить ему имя, определение), а затем проанализировать “со стороны”. Часто первоначальное имя при анализе оказывается неверным. Тогда называем опять, с учетом поправок. Самый яркий пример такой ошибки в названии: первоначальное “меня тошнит от этой личности” оказывается не имеющим отношения к личности, а означающим лишь крайнюю степень оценки “это герой/героиня не моего романа”.

Полезно искать аналоги сигналов у животных. Животные тоже обладают четвертой сигнальной системой, но у них она работает корректно (истеричные домашние любимцы в расчет не принимаются). Поиск аналогов позволяет приблизиться к пониманию того, о чем этот сигнал, собственно, должен был сообщить. Кроме того, анализ эмоций позволяет выявить острые углы и проблемные зоны собственного внутреннего мира. Ведь астральное тело отчасти работает как локатор. Посылает некое излучение в пространство, а затем анализирует отраженные объектами лучи. И переводит информацию на язык эмоций. Однако эти “лучи”, ввернувшись к источнику, в свою очередь могут быть преломлены теми самыми “острыми углами”. В результате, анализу подвергается уже искаженная информация. Поэтому важно научиться отслеживать и путь такого луча, т.е. находить фокус внимания вовне и понимать, что его преломило внутри. Таким образом, мы имеем шанс убить двух зайцев – не только добиться корректной работы эмоций, но и раскопать энное количество своих блоков, комплексов и ошибок. Главное в этой работе – ни на минуту не забывать то, что написано в начале данного текста: мы – воплощенное совершенство, нужно только научиться этим пользоваться. Даже комплексы и блоки – нужны, очень нужны и вовсе не бесполезны. Когда строятся правильно, в нужном месте и нужное время. И если вы точно знаете, зачем они, и точно знаете, как их убрать, когда нужда отпала.

К сожалению, статья позволяет дать только легкий абрис этой системы работы с собственным организмом. Работа эта требует доверия к себе, терпения и последовательности. Но если вы выполните ее даже частично, вы обнаруживаете, что враг – это невероятная редкость в этом мире, недоброжелатель усердно работает на вас, старательно помогая вашему совершенствованию, а чувство вины или ощущение тяжести долга вообще оказываются забыты за ненадобностью. И при всем том вы – милейший человек, общение с которым доставляет удовольствие. Есть еще одно возможное приобретение, как результат такой работы. Один из тех, кто работал по этой технике, сказал мне однажды: “Черт возьми! Когда начинаешь слышать каждый голос в этом шуме и понимать, зачем, почему он звучит, оказывается, что чувств-то у нас и нет!” Он был растерян. И – прав. Нет у нас чувств. У большинства из нас. Не потому, что нам их негде взять, а потому, что пока существует этот хаос и гвалт взбесившегося организма, нам некуда принести драгоценный Чинтамани – чувство, негде послушать его тихую спокойную мелодию. Когда же гвалт умолкает – мелодия начинает звучать.