Женские образы в произ­ведениях И. Тургенева

Решаемые учебные проблемы:

- развитие речемыслительной деятельности учащихся;

Подведение уч-ся к пониманию гуманных принципов взаимоотношений между людьми;

Формирование вневременных общепринятых правил поведения, культуры взаимоотношений

Воспитание порядочности, достойного поведения в сложной ситуации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по литературе (8 класс)

Тема: Образ Аси в повести И.С. Тургенева «Ася»

1.Решаемые учебные проблемы:

- развитие речемыслительной деятельности учащихся;

Подведение уч-ся к пониманию гуманных принципов взаимоотношений между людьми;

Формирование вневременных общепринятых правил поведения, культуры взаимоотношений

Воспитание порядочности, достойного поведения в сложной ситуации

Цели урока: углубление знаний учащихся об образе главной героини повести; определение основных черт главной героини; познакомить с понятиями психологический портрет, литературный тип «тургеневской» девушки.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы по вопросам; у каждого ученика таблица «Характеристика Аси»; карточки с тезисами «Основные нравственные черты Аси», которые вывешиваются на доску в процессе обсуждения; домашнее заданияе– иллюстрации с изображением девушек

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о повести И.С. Тургенева «Ася». Нам предстоит узнать тайну Аси и её брата, которая поможет понять «странное» поведение девушки. Мы с вами познакомимся с понятиями «тургеневская девушка» и определим, что характерно для этого литературного типа. Узнаем, что такое психологический портрет. Завершим заполнение таблицы «Характеристика Аси». А сейчас проверим домашнее задание

II Работа с текстом
1. Зачитайте характеристики Аси, данные Гагиным.
(«Экая сумасшедшая… Не дразните ее, вы ее не знаете: она, пожалуй, ещё на башню взберётся.»; «У неё сердце очень доброе, но голова бедовая»; «У неё ни одно чувство не бывает вполовину»; «Порох она настоящий…беда, если она кого полюбит.»; «Асе нужен герой, необыкновенный человек – или животный пастух в горном ущелье».)

2. Беседа по вопросам:
- какой облик складывается из этих характеристик?
(импульсивная, добрая, способная отдаться сильному чувству без остатка, умеющая остро чувствовать, переживать, достойная необыкновенного человека);
- как вы думаете, почему Н.Н., глядя на Асю, невольно восклицает: «Что за хамелеон эта девушка?»

III. Работа по теме урока.

1. Запись темы в тетрадь.
2. Работа по индивидуальным карточкам.

Карточка 1.
Ася и Гагин. Почему они скрывают свои взаимоотношения?
Этот вопрос задает себе Н.Н.: «Однако, - думал я,- умеют же они притворяться! Но к чему? Что за охота меня морочить? Не ожидал я этого от него… И что за чувствительное объяснение?»
Дайте ответы на эти вопросы, но уже не от имени рассказчика, а от имени читателя.

Карточка 2.
Среди средств художественной изобразительности, использованных И.С. Тургеневым, можно отметить пейзаж, портрет, деталь, рассказ одного из героев (господина Н.Н., Гагина) и др. Перечитайте описание портрета героини из 2 главы повести. В чем его своеобразие?
Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щеками и светлыми глазами. Она была грациозна сложена, но как будто не вполне ещё развита(…) её чёрные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и на уши (…) Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Её большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.
Какую тайну Аси и её брата узнает Н.Н.?

3. Монологическое высказывание на тему: «Что в поведении Аси объясняет её предыстория?
4. Чтение по ролям эпизода «Диалог Аси и Н.Н.»

(глава IX. От слов: «Пойти куда-нибудь далеко на молитву…» до слов: «Кажется, до сих пор я ещё не летала».

5. Анализ прочитанного эпизода.

О чем мечтает Ася?
(пойти куда-нибудь на молитву, быть похожей на Татьяну Ларину, о крыльях)

О каких крыльях идет речь?
(герои разговаривают о любви, о том как это чувство возвышает человека, «поднимает над землей». Но речь идёт не только о любви, но и о «крылатости человека, т.е. способности самоотверженно любить, стремиться к чему-то большому, настоящему, чему можно посвятить все свои силы.

Как мечты Аси характеризуют её?
(Ася стремится к неизведанному – к будущему; готова на самопожертвование, у девушки богатый духовный мир.
С Татьяной Лариной её роднит искренность, безыскусственность чувств)

Почему странность девушки, её устремленность в будущее вызывают колебание в душе Н.Н.?
(Он боится идти вперед, боится оторваться от земных привычек и предрассудков. В мире искусственных чувств и страстей он впервые встретился с чем-то настоящим. Н.Н. пасует перед необходимостью поступка. Не может ответить тем высоким запросам, которые Ася предъявляет к себе и к людям).

6. Ответ по карточке №2.
(Работа по карточке №1 сдается учителю)

7. Обобщение, вывод

Теория литературы
Такой портрет называется
психологическим , т. е. раскрывающим особенности личности героя.
- В чем заключается психологизм портрета Аси?
(В изменениях, в движениях, читатель понимает, что происходит в душе героини)
- Что же происходит в душе девушки?
(Зарождается любовь, новые чувства захлестнули Асю. Любовь проявляется через порывистые движения, через изменяющееся выражение глаз…)

Учитель:
Основное представление о героине создают её поступки, поведение в различных ситуациях. Какими словами вы могли бы описать поведение Аси?
Работа со словом ЭКСТРАВАГАНТНОЕ
- Знакомство со значением этого слова по Толковому словарю.
- Приведите примеры из текста, доказывающие экстравагантность поведения героини.
- Чем объясняется такое поведение?
(Ася сама его объясняет. В её экстравагантных поступках проявляется её натура. Сама девушка постоянно размышляет о себе, раскрывая свою душу в случайно брошенных словах)

8. Слово учителя
В 50-70-е годы Тургенев обращается к новым жанрам, затрагивающим темы психологического характера. Это повести «Затишье», «Вешние воды».
Образы героинь Тургенева, при всем неповторимом своеобразии каждой из них, сложились в характерный для России единый образ «тургеневской девушки». Впервые основные черты этого образа проявились в героине романа И.С. Тургенева «Рудин» - Наталье.
Современников писателя удивляло и привлекало в ней стремление к иной жизни и ожидание деятеля, который сумеет указать пути к ней.
Наблюдения и выводы о характере и поступках Аси позволяют нам подойти к понятию литературного типа «тургеневской девушки»
Т.Л . Литературный тип – обобщенный образ.

- Как вы думаете, что характерно для литературного типа «тургеневской девушки»?
(по ходу ответа учащихся учитель делает небольшие обобщения и вывешивает на доске тезисы «основные нравственные черты Аси»:
- Душа, которую невозможно не полюбить;
- Способность на искренние сильные чувства, отсутствие фальши, кокетства;
- устремленность в будущее;
- сильный характер, готовность к самопожертвованию;
- активность и самостоятельность в решении своей судьбы.
Это наиболее яркие нравственные черты героини повести «Ася»
9. завершение работы по заполнению таблицы «Характеристика Аси» (данную таблицу учащиеся начали заполнять на предыдущем уроке).
Самостоятельно сделать записи в таблице (во время работы звучит музыка)

ХАРАКТЕРИСТИКА АСИ.

Ход урока

Организационный зтап

На доске 8 листов цветной бумаги.

Ребята, посмотрите внимательно на каждый цвет отдельно. Закройте глаза. Какой цвет появился? Запишите.

Объявление темы, целей урока.

II .Беседа – обобщение по образу Аси.

Почему повесть И. С. Тургенева называется « Ася»? Как название связано с темой повести?

Повесть называется «Ася» по имени главной героини (Ася) Анна – благодать. Ася олицетворяет любовь, которая явлена герою, но он понял это слишком поздно.

Портрет

а)Можно ли назвать Асю красавицей? Найдите в тексте детали портрета.

Ася отнюдь не красавица, хотя кажется повествователю «очень миловидной». У неё самое изменчивое лицо (глаза –светлые – излучают свет; глядели прямо, светло, смело; взор глубок, нежен); чёрные волосы острижены, причёсаны как у мальчика; дичится, как подросток, подвижна по-детски, часто переходит от одного настроения к другому.

б) В чём проявляются обаяние и грация этой девушки?

Она сложена, « как маленькая рафаэлевская Галатея…», «ни тени кокетства», «стройный облик», «скромно подсела…». Она искрення, чиста, естественна. Полузагадочное существо…

Работа с иллюстрациями.

Как изобразили художники Д. Боровский и В. Зельдес героиню? Сравните.

В какой момент запечатлена Ася на этих иллюстрациях?

Какие особенности характера удалось передать художникам?

На какой из иллюстраций «движения души» переданы ярче?

3) Поведение

а) Какие роли принимает Ася? Почему она так делает? Приведите примеры экстравагантного поведения.

Подвижна (II глава) Вставала, убегала, прибегала снова, напевала, смеялась; взобралась на стену, в два прыжка соскочила со стены (IV глава), сломала ветку, положила на плечо и т. д. (IV глава)

б) Что говорит о ней Гагин?

Её надо хорошенько знать, чтобы о ней судить; сердце у неё очень доброе, а голова бедовая; трудно с ней сладить; с огнём шутить нельзя; как она глубоко чувствует и с какой невероятной силой в ней эти чувства…; чуткость её просто страшна, и т. д .

Что говорит о ней Господин Н?

Что за хамелеон эта девушка! Этот дичок недавно был привит, это вино ещё бродило; по природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость и … старалась быть развязной и смелой; самолюбивая до крайности, всё существо её стремилось к правде и т. д .

4)Внутреннее состояние

Слово учителя В начале XIX века в литературе всё больше проявляется интерес к изображению внутреннего мира человека, жизни его души. Одним из признанных художников – психологов и является И. С. Тургенев. Тургенев – психолог, но тайный, так он сам себя называл. «Психолог должен исчезнуть в художнике, как исчезает от глаз скелет под живым и тёплым телом, которому он служил прочной и невидимой опорой»

Писатель помогает читателю проникать в тайны души своих персонажей разными способами:

Через детали портрета; поведение героев; обстановку, в которую автор их помещает.

Психологический анализ поступков Аси – это внешнее выражение чувств, переживаний, постепенное изменение состояния внутреннего мира полюбившей девушки, наблюдение за мимикой, жестами, интонацией голоса.

Внутренняя жизнь героев предстаёт как рефлексия – размышления о своём психологическом состоянии, склонность анализировать свои переживания

Найти в электронном толковом словаре значение слова «рефлексия»

Найдите в повести особенности психологизма Тургенева в изображении внутреннего мира Аси (гл. IX )

Ю Лотман

«Характер героини соткан из противоречий и крайностей. Все её свойства и черты даны в предельном выражении. Таковы, прежде всего её искренность и прямота, которые сразу же смущают Н.Н. Смущает окружающих и максимализм всех её чувств и желаний.»

Найти в словаре слово «максимализм»

В чём проявляется максимализм чувств и желаний Аси?

- самолюбивая до крайности;

- в ней ни одно чувство не бывает вполовину, но беда, если она кого полюбит;

- Асе нужен герой, необыкновенный человек;

- Ах, что за душа у этой девочки!

- Другая бы умела всё скрыть и выждать, но не она.

5) Ключевые образы, связанные с Асей

В произведении мы встречаем несколько ключевых образов, связанных с Асей: Мадонна, Гретхен, Татьяна (Пушк.), но хочется обратить внимание на образ летящей птицы(IX гл.).

Найдите, где он появляется в произведении?

Дом фрау Луизы показался огромной сгорбленной птицей.

Мечта Аси: если бы с вами были птицы…

Ася в ожидании тайного свидания, спрятала голову «как испуганная птичка»

Любовь заставила повзрослеть «крылья у меня выросли…» - лететь некуда - предчувствие нелёгкой судьбы – судьбы «крылатой» натуры в таком замкнутом мире «бескрылых существ»

Ещё один способ раскрытия образа главной героини – пейзаж.

Обратите внимание, как Тургенев при помощи цвета передаёт состояние природы и соответственно состояние души героев. Найдите эпитеты, передающие цвет.

Какиецветовые ассоциации вызывает у вас образ Аси?

Представление домашнего задания на интерактивной доске – цветовые образы, ассоциирующие с теми или иными чертами характера героини.

На интерактивной доске создают общий образ (работа в группе).

На доске – основные черты характера Аси: стремление к полёту, самоотверженность, доброта, внутренняя сила, грация, обаяние, естественность, наивность, искренность, «окрылённость», «способность глубоко чувствовать», нравственный максимализм.

Открыть на экране «Литературный тип тургеневской девушки». (черты характера, присущие данному образу). Сравнить, сделать вывод.

В чём заключается трагедия Аси?

Сиюминутные события, живые характеры и конфликты раскрываются в произведениях И. С. Тургенева перед лицом вечности. Проблематика произведения выходит за пределы узковременных интересов. Красной нитью проходит философская мысль о счастье человека.

В заключение предлагается стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Стой!», где он замыкает мгновение на вечность. Размышление над тем, что роднит стихотворение с повестью «Ася».

Закл. часть урока Снова посмотреть на цвета на доске. Закрыть глаза. Какой цвет проявился? Сравнить с тем, что был в начале урока. Проанализировать своё настроение. Что изменилось?

Домашнее задание.

Глубокое потрясение должна была испытать детская душа, для которой весь мир перевернулся с ног на голову. Нарушился незыблемый, казалось бы, порядок, установленный для нее матерью, порядок, которому подчинялось все вокруг.

Ася, получившая атрибут дворянки (шелковое платье, проживание в господском доме, внешнее почтение со стороны слуг), не получила тем не менее дворянского статуса. Она не была законной дочерью и чувствовала себя "на прокормлении". Ее судьба полностью зависела от настроения отца: "… бывало, я по одному папашиному кашлю из другой комнаты узнавала, доволен ли он мной или нет".

Одну социальную роль у нее отняли, а другую не присвоили.

На формировании характера Аси сказалась и искусственная изоляция от мира: "… кроме отца она никого не видала". Это привело к отсутствию опыта общения именно в том возрасте, когда развиваются основные навыки социальной ориентации.

Гагин рассказывает: "Ася скоро поняла, что она главное лицо в доме, она знала, что барин ее отец; но она также скоро поняла свое ложное положение; самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укоренились, простота исчезла. Она хотела (она сама мне раз призналась в этом) заставит целый мир забыть ее происхождение; она и стыдилась своей матери, и стыдилась своего стыда, и гордилась ею".

Гордилась потому, что мать была прекрасной, простой, строгой и умной женщиной; стыдилась, потому что, рожденная матерью-крестьянкой, не могла чувствовать себя естественно в дворянской среде; стыдилась стыда, так как по достоинству оценивала лучшие качества своей матери. Все существо девочки протестовало против искусственной и надуманной ситуации, в эпицентре которой она оказалась.

Позже, оставшись сиротой, Ася привязалась к брату, затем "выжила" в Петербургском пансионе четыре года. "Ася была чрезвычайно понятлива, училась прекрасно, лучше всех; но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой…"

После семнадцати лет, когда оставаться долее в пансионе стало невозможным для Аси, Гагин выходит в отставку, забирает сестру и едет с нею за границу.

Путешествуя с братом по Германии, Ася отчаянно ищет себя, пытается понять сущность своей личности, интуитивно чувствуя, что социальная роль еще не составляет человеческой индивидуальности. Но мир вокруг нее таков, что все проявления души строго регламентированы социумом.

Романтическая недоговоренность образа Аси, печать таинственности, лежащей на ее характере и поведении, придают ей притягательность, очарование, а всей повести - неизъяснимый поэтический колорит.

Автор раскрывает особенности характера героини через описание внешности, поступков. О лице Аси рассказчик говорит: "… самое изменчивое лицо, какое я только видел". А затем пишет: "Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен…". Лицо и вся внешность Аси, видимо, подстать характеру хозяйки, имеет предрасположенность быстрому и внезапному изменению. Тургенев почти не называет чувств, которые владеют героиней в тот или иной промежуток времени, он в изменениях, в движении рисует ее портрет - и читатель понимает, что совершается в ее душе. Писатель тщательно следит не только за содержанием речей, которыми обмениваются герои, но и за тоном, которым произносятся речи, и за "поединком" взоров, выражений лиц, за бессловным общением собеседников.

Основное представление о героине складывается из ее поступков и поведения в разных ситуациях. Поведение Аси можно в полной мере назвать экстравагантным. Она со стаканом в руке карабкается по развалинам, то сидит над пропастью, то хохочет и шалит, положив сломанную ветку себе на плечо и повязав голову шарфом; то надевает в тот же день лучшее свое платье и является к обеду тщательно причесанная, перетянутая и в перчатках; то в стареньком платьице тихо сидит за пяльцами - совсем как простая русская девушка; то нарушая всякие правила приличия, готовая на все, назначает свидание молодому человеку наедине; наконец, решительно порывает с ним и окончательно уезжает из города, чтобы потерять своего любимого навсегда.

В чем причина такой экстравагантности героини? Как тонкий психолог, Тургенев часто заставляет самого читателя делать выводы, сопоставляя факты.

Еще один прием использует автор, чтобы дать более полное представление о героине - отзывы о ней других лиц. Прежде всего, это ее брат. Рассказывая о детских годах Аси, он обращает внимание на ненормальные условия воспитания, что не могло не сказаться на повышенной ранимости, на самолюбии. Да и сама героиня постоянно размышляет о себе, раскрывая свою душу в как будто случайно брошенных словах. И тогда мы узнаем, что она мечтает "пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг… А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?".

Далеко не заурядная девушка, она мечтает, как говорит Гагин, о герое, необыкновенном человеке, или живописном пастухе в горном ущелье.

Асю манят романтические дали, она жаждет деятельности и уверена, что "прожить недаром, след за собой оставить", а также совершить "трудный подвиг" по силам любому человеку. Н. Н. давно разуверился в подобных вещах. И конечно, крылья, о которых упоминает тургеневский герой, это крылья любви, в первую очередь. Глубинный смысл высказывания рассказчика о крыльях, которые могут вырасти у человека, выходит за рамки любовной тематики. Когда говорят об окрыленности, то имеют в виду способность человека воспарить над обыденностью. Метафора эта настолько близка и понятна Асе, что она тут же "примеривает" ее к себе ("Так пойдемте, пойдемте… Я попрошу брата сыграть нам вальс… Мы вообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья"), высвечивает доминанту характера героини: тревожную порывистость души в ее устремленности к возвышенно идеальному. Таким образом, характер Аси противоречив, ее поступки часто непредсказуемы, как сама жизнь. Н. Н. боится Асиной "странности", боится неожиданностей и беспокойств, которое ему сулит женитьба на ней.

Рассказывая историю пробуждения в душе этой девушки сильного и глубокого чувства любви, Тургенев с большим мастерством художника-психолога раскрывает самобытную натуру Аси. "Асе нужен герой, необыкновенный человек", - говорит о ней Гагин. Она наивно признается, что "хотела бы быть Татьяной", образ которой привлекает ее своей нравственной силой и цельностью; она не хочет, чтобы ее жизнь протекала скучно и бесцветно: ее манит мысль о смелом и вольном полете в неизведанную высь. "Если бы мы с вами были птицы, - как бы мы взвились, как бы полетели"… - говорит Ася человеку, которого она полюбила.

Но ей пришлось горько разочароваться: господин Н. Н. не принадлежит к числу героев, способных на смелый подвиг, на сильное, самозабвенное чувство. Он по-своему искренне увлечен Асей, но это не настоящая любовь, свободная от сомнений и колебаний. Когда Гагин прямо ставит перед ним вопрос: "Ведь вы не женитесь на ней?" - он трусливо избегает ясного ответа, потому что неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала его. Даже наедине с самим собой он не хочет признаться, что его пугает не только дикий нрав семнадцатилетней девочки, но и "сомнительное" ее происхождение, потому что в его натуру слишком глубоко въелись барские предрассудки. В сцене последней встречи с Асей Тургенев развенчивает своего героя, рисуя его человеком нерешительным, безвольным и трусливым.

Сочинение

Повесть «Ася» - о любви и только о любви, которая, по мнению
Тургенева, «сильнее смерти и страха смерти» и которою «держится
и движется жизнь». Эта повествование имеет необыкновенное
поэтическое обаяние, красоту и чистоту.
Рассказ ведется от первого лица, от имени главного героя - господина
Н. Сама повесть названа именем героини - Аси. С первых
же минут появления ее на страницах рассказа читатель начинает
чувствовать, что героиню окутывает какая-то тайна. Гагин представляет
ее как свою сестру. Но она нисколько не походила на своего брата.
Тайна Аси раскроется через некоторое время из воспоминаний Гагина,
когда выяснится происхождение девушки и читатель увидит, какое
нелегкое детство выпало на ее долю. Романтическая недоговоренность
образа Аси, печать таинственности, лежащей на ее характере и поведении,
придают ей притягательность, очарование, а всей повести -
неизъяснимый поэтический колорит.
Автор раскрывает особенности характера героини через описание
внешности, поступков. О лице Аси рассказчик говорит:«... самое
изменчивое лицо, какое я только видел». А затем пишет: «Ее большие
глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились,
и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен...» Лицо
и вся внешность Аси, видимо, под стать характеру хозяйки, имеет предрасположенность
к быстрому и внезапному изменению. Тургенев
почти не называет чувств, которые владеют героиней в тот или иной
промежуток времени, он в изменениях, в движении рисует ее портрет
- и читатель понимает, что совершается в ее душе. Писатель тщательно
следит не только за содержанием речей, которыми обмениваются
герои, но и за тоном, которым произносятся речи, и за «поединком»
взоров, выражений лиц, за бессловесным общением собеседников.
Основное представление о героине складывается из ее поступков
и поведения в разных ситуациях. Поведение Аси можно в полной
мере назвать экстравагантным. Она со стаканом в руке карабкается
по развалинам, то сидит над пропастью, то хохочет и шалит,
положив сломанную ветку себе на плечо и повязав голову шарфом;
то надевает в тот же день лучшее свое платье и является к обеду
тщательно причесанная, перетянутая и в перчатках; то в стареньком
платьице тихо сидит за пяльцами - совсем как простая русская
девушка; то нарушая всякие правила приличия, готовая на все, назначает
свидание молодому человеку наедине; наконец, решительно
порывает с ним и окончательно уезжает из города, чтобы потерять
своего любимого навсегда. В чем причина такой экстравагантности,
а иногда и экзальтации героини? Как тонкий психолог, Тургенев
часто, не прибегая к скальпелю аналитической мысли, заставляет
самого читателя делать выводы, сопоставляя факты.
Еще один прием использует автор, чтобы дать более полное представление
о героине - отзывы о ней других лиц. Прежде всего, это
ее брат. Рассказывая о детских годах Аси, он обращает внимание
на ненормальные условия воспитания, что не могло не сказаться на
повышенной ранимости, на самолюбии. Да и сама героиня постоянно
размышляет о себе, раскрывая свою душу в как будто случайно
брошенных словах. И тогда мы узнаем, что она мечтает «пойти куда-
нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг... А то дни уходят,
жизнь уйдет, а что мы сделали?» Далеко не заурядная девушка, она
мечтает, как говорит Гагин, о герое, необыкновенном человеке или
живописном пастухе в горном ущелье. И вот герой появляется в ее
жизни. Кто же он? Это молодой человек лет двадцати пяти, веселый,
беззаботный, живущий в свое удовольствие. Он тонко чувствует красоту
природы, наблюдателен, начитан, приобрел познания в области
живописи и музыки, общителен, испытывает интерес к окружающему
миру, к людям. А вот к труду он равнодушен, да и нет ему
надобности в этом. Тем не менее, при всех своих достоинствах и недостатках
он сумел тронуть сердце Аси. Четыре года, проведенные
в пансионе в Петербурге, в душевном одиночестве, развили в ней
мечтательность. Молодые люди, с которыми она случайно встречалась,
ничего не говорили ее уму и сердцу.
А здесь, в экзотической обстановке, на фоне мягкой, чудесной
природы, древних стен и башен, узких улочек старинного городка,
вековых лип, где все дышало романтической сказкой, господин Н.
представился ей необыкновенным человеком. И так случилось, что
и он, неравнодушный к красоте, остановил на ней свое внимание.
Тургенев мастерски показывает зарождение и эволюцию любовного
чувства в герое. При первом свидании девушка, которую увидел
господин Н., показалась ему очень миловидной.
Далее - беседа в домике Гагиных, несколько странное поведение
Аси, лунная ночь, лодка, Ася на берегу, бросающая неожиданную
фразу: «Вы в лунный столб въехали, вы его разбили...», звуки лан-
неровского вальса - этого достаточно для того, чтобы герой почувствовал
себя беспричинно счастливым. Где-то в глубине души у него
рождается мысль о любви, но он не дает ей ходу. Вскоре с удовольствием,
даже со скрытым самодовольством герой начинает догадываться,
что Ася его любит. Он утопает в этом блаженном сладостном
чувстве, не желая заглядывать в самого себя и ускорять события.
Не такова Ася. Полюбив, она готова на самые крайние решения.
И этих решений по существу требует от героя. Но когда Гагин заводит
разговор о женитьбе, господин Н. снова уходит от ответа, как когда-то
уходил от него в разговоре с Асей о крыльях. Успокоив Гагина,
он начинает толковать «хладнокровно по мере возможности» о том,
что следует предпринять в связи с запиской Аси. А затем, оставшись
один, раздумывая о происшедшем, замечает: «Любовь ее меня
и радовала и смущала... Неизбежность скорого, почти мгновенного
решения терзала меня...». И приходит к выводу: «Жениться на семнадцатилетней
девочке, с ее нравом, как это можно!» Так и закончится
история о любви странной девушки Аси.
Тургенев склонен осуждать нерешительность господина Н. Он
объясняет такое решение известным легкомыслием и даже безответственностью
юности, верой молодого человека в то, что жизнь
бесконечна и все может повториться. Очевидно, именно поэтому
он в те годы не слишком долго грустил по Асе, лишь спустя много
лет он понял значение встречи с ней в своей жизни. Отодвигать решение
на неопределенный срок - признак душевной слабости. Человек
должен испытывать чувство ответственности за себя и окружающих
в каждую минуту своей жизни.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ 16 главы повести И. С. Тургенева «Ася» Анализ XVI главы повести И. С. Тургенева «Ася» Ася как пример тургеневской девушки (по одноимённой повести И.С. Тургенева). Виноват ли господин Н. в своей судьбе (по повести Тургенева «Ася») Идея долга в повести И.С.Тургенева «Ася» Как мы понимаем фразу «У счастья нет завтрашнего дня»? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Место образа Аси в галерее «тургеневских девушек» (по одноименной повести И.С. Тургенева) Мое восприятие повести И. С. Тургенева «Ася» Мое любимое произведение (сочинение - миниатюра) Моё прочтение повести "Ася" Мои размышления о повести "Ася" Новый тип героя в русской литературе второй половины 19 века (по повести И. Тургенева «Ася») О повести И.С.Тургенева "Ася" Образ тургеневской девушки в повести "Ася" Образ Аси (по повести И. С. Тургенева «Ася») Образ Аси в одноименной повести И. С. Тургенева Образ тургеневской девушки Образ тургеневской девушки (по повести "Ася") Почему главный герой обречён на одиночество? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Почему не сложились отношения между Асей и господином N? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Субъектная организация в рассказе И. С. Тургенева «Ася» Сюжет, герои и проблематика повести И. С. Тургенева "Ася" Тема тайного психологизма в повести И. С. Тургенева «Ася» Характеристика Аси по одноименной повести И. С. Тургенева Анализ повести И. С. Тургенева «Ася» Смысл названия Название повести «Ася» «У счастья нет завтрашнего дня...» (по повести И. С. Тургенева «Ася») (3) Романтические идеалы Тургенева и их выражение в повести «Ася»

Сочинение по повести И. С. Тургенева «Ася»

Повесть «Ася» - о любви и только о любви, которая, по мнению
Тургенева, «
сильнее смерти и страха смерти» и которою «держится
и движется жизнь». Эта повествование имеет необыкновенное
поэтическое обаяние, красоту и чистоту.
Рассказ ведется от первого лица, от имени главного героя - господина
Н. Сама повесть названа именем героини - Аси. С первых
же минут появления ее на страницах рассказа читатель начинает
чувствовать, что героиню окутывает какая-то тайна. Гагин представляет
ее как свою сестру. Но она нисколько не походила на своего брата.
Тайна Аси раскроется через некоторое время из воспоминаний Гагина,
когда выяснится происхождение девушки и читатель увидит, какое
нелегкое детство выпало на ее долю. Романтическая недоговоренность
образа Аси, печать таинственности, лежащей на ее характере и поведении,
придают ей притягательность, очарование, а всей повести -
неизъяснимый поэтический колорит.
Автор раскрывает особенности характера героини через описание
внешности, поступков. О лице Аси рассказчик говорит:«... самое
изменчивое лицо, какое я только видел». А затем пишет: «Ее большие
глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились,
и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен...» Лицо
и вся внешность Аси, видимо, под стать характеру хозяйки, имеет предрасположенность
к быстрому и внезапному изменению. Тургенев
почти не называет чувств, которые владеют героиней в тот или иной
промежуток времени, он в изменениях, в движении рисует ее портрет
- и читатель понимает, что совершается в ее душе. Писатель тщательно
следит не только за содержанием речей, которыми обмениваются
герои, но и за тоном, которым произносятся речи, и за «поединком»
взоров, выражений лиц, за бессловесным общением собеседников.
Основное представление о героине складывается из ее поступков
и поведения в разных ситуациях. Поведение Аси можно в полной
мере назвать экстравагантным. Она со стаканом в руке карабкается
по развалинам, то сидит над пропастью, то хохочет и шалит,
положив сломанную ветку себе на плечо и повязав голову шарфом;
то надевает в тот же день лучшее свое платье и является к обеду
тщательно причесанная, перетянутая и в перчатках; то в стареньком
платьице тихо сидит за пяльцами - совсем как простая русская
девушка; то нарушая всякие правила приличия, готовая на все, назначает
свидание молодому человеку наедине; наконец, решительно
порывает с ним и окончательно уезжает из города, чтобы потерять
своего любимого навсегда. В чем причина такой экстравагантности,
а иногда и экзальтации героини? Как тонкий психолог, Тургенев
часто, не прибегая к скальпелю аналитической мысли, заставляет
самого читателя делать выводы, сопоставляя факты.
Еще один прием использует автор, чтобы дать более полное представление
о героине - отзывы о ней других лиц. Прежде всего, это
ее брат. Рассказывая о детских годах Аси, он обращает внимание
на ненормальные условия воспитания, что не могло не сказаться на
повышенной ранимости, на самолюбии. Да и сама героиня постоянно
размышляет о себе, раскрывая свою душу в как будто случайно
брошенных словах. И тогда мы узнаем, что она мечтает «пойти куда-
нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг... А то дни уходят,
жизнь уйдет, а что мы сделали?» Далеко не заурядная девушка, она
мечтает, как говорит Гагин, о герое, необыкновенном человеке или
живописном пастухе в горном ущелье. И вот герой появляется в ее
жизни. Кто же он? Это молодой человек лет двадцати пяти, веселый,
беззаботный, живущий в свое удовольствие. Он тонко чувствует красоту
природы, наблюдателен, начитан, приобрел познания в области
живописи и музыки, общителен, испытывает интерес к окружающему
миру, к людям. А вот к труду он равнодушен, да и нет ему
надобности в этом. Тем не менее, при всех своих достоинствах и недостатках
он сумел тронуть сердце Аси. Четыре года, проведенные
в пансионе в Петербурге, в душевном одиночестве, развили в ней
мечтательность. Молодые люди, с которыми она случайно встречалась,
ничего не говорили ее уму и сердцу.
А здесь, в экзотической обстановке, на фоне мягкой, чудесной
природы, древних стен и башен, узких улочек старинного городка,
вековых лип, где все дышало романтической сказкой, господин Н.
представился ей необыкновенным человеком. И так случилось, что
и он, неравнодушный к красоте, остановил на ней свое внимание.
Тургенев мастерски показывает зарождение и эволюцию любовного
чувства в герое. При первом свидании девушка, которую увидел
господин Н., показалась ему очень миловидной.
Далее - беседа в домике Гагиных, несколько странное поведение
Аси, лунная ночь, лодка, Ася на берегу, бросающая неожиданную
фразу: «Вы в лунный столб въехали, вы его разбили...», звуки лан-
неровского вальса - этого достаточно для того, чтобы герой почувствовал
себя беспричинно счастливым. Где-то в глубине души у него
рождается мысль о любви, но он не дает ей ходу. Вскоре с удовольствием,
даже со скрытым самодовольством герой начинает догадываться,
что Ася его любит. Он утопает в этом блаженном сладостном
чувстве, не желая заглядывать в самого себя и ускорять события.
Не такова Ася. Полюбив, она готова на самые крайние решения.
И этих решений по существу требует от героя. Но когда Гагин заводит
разговор о женитьбе, господин Н. снова уходит от ответа, как когда-то
уходил от него в разговоре с Асей о крыльях. Успокоив Гагина,
он начинает толковать «хладнокровно по мере возможности» о том,
что следует предпринять в связи с запиской Аси. А затем, оставшись
один, раздумывая о происшедшем, замечает: «Любовь ее меня
и радовала и смущала... Неизбежность скорого, почти мгновенного
решения терзала меня...». И приходит к выводу: «Жениться на семнадцатилетней
девочке, с ее нравом, как это можно!» Так и закончится
история о любви странной девушки Аси.
Тургенев склонен осуждать нерешительность господина Н. Он
объясняет такое решение известным легкомыслием и даже безответственностью
юности, верой молодого человека в то, что жизнь
бесконечна и все может повториться. Очевидно, именно поэтому
он в те годы не слишком долго грустил по Асе, лишь спустя много
лет он понял значение встречи с ней в своей жизни. Отодвигать решение
на неопределенный срок - признак душевной слабости. Человек
должен испытывать чувство ответственности за себя и окружающих
в каждую минуту своей жизни.